Можно ли однозначно назвать 20 век веком прогресса и торжества разума?

5 ответов на вопрос “Можно ли однозначно назвать 20 век веком прогресса и торжества разума?”

  1. bvgonlc Ответить

    Какие основные особенности европейской политической и экономической обстановки характерны для первой и второй половины ХХ века?
    К началу XX века состояние международных отношений определялось конкуренцией небольшой группы экономически развитых и сильных в военном отношении держав. К их числу относились США, Великобритания, Франция, Россия, Германия, Австро-Венгрия, Италия, Япония. Цели их политики определялись сходными стремлениями.
    Во-первых, к установлению контроля над территориями, которые служили рынком сбыта товаров, сферой вложения капиталов, источником дешевой аграрной и сырьевой продукции.
    Во-вторых, к предотвращению усиления конкурирующих держав, защите от них как своих сфер влияния, так и собственной территории.
    В-третьих, к подавлению, в том числе и за счет сотрудничества с конкурентами, попыток народов колониальных и зависимых стран добиться изменения своего статуса.
    Сходные цели политики не предопределяли использования одинаковых средств их достижения. Выбор средств (мирных или военных), характер отношений с другими державами определялись геополитическим положением страны, уровнем ее экономического развития, историческим опытом и традициями.
    В конце века продолжают обостряться проблемы ресурсной базы дальнейшего развития, истощения мировых запасов сырья и энергоносителей. Среда обитания человека все больше загрязняется промышленными и бытовыми отходами. Увеличивается число «горячих точек» – стран, где возрастает напряженность в этнических и социальных отношениях, жизнь людей постоянно подвергается опасности. Все это, а также нестабильность мировой экономики, международной финансовой системы требуют качественно нового уровня сотрудничества государств для упорядочения мирового развития, придания ему устойчиво-безопасного характера. Однако из-за неравномерности темпов общественного, политического, социально-экономического развития основных регионов мира близкими соседями в рамках одного, ставшего единым планетарного пространства оказываются народы, живущие как бы в разном историческом времени, решающие различные задачи. Одни овладели самыми передовыми технологиями, создали конкурентоспособную экономику и стремятся к наибольшей открытости мировых рынков. Другие решают задачи преодоления отсталости, третьи лишь недавно обрели собственную государственность, ищут свое место в меняющемся мире. Эта ситуация неблагоприятна для поиска приемлемых для всех конструктивных решений. Более того, она порождает новые противоречия.
    Ускоренный научно-технический прогресс и позитивные изменения в материально-технической базе общества и условиях быта во второй половине ХХ века вряд ли можно оспорить. Сопровождаются ли такие изменения положительными переменами в духовной и культурной жизни? Если да, то в какой степени? Что тормозит процесс?
    европейская политическая экономическая обстановка
    Успехи естественных наук разрушили упрощенные, вульгарно-материалистические представления о простоте мира. Развитие индустрии, рост городов с их обезличенными промышленными пейзажами, стандартизация образа жизни, быта и потребления порождали представление о неестественности, искусственности происходящих перемен. Обострение социальных проблем, к решению которых общество было не готово, движения социального протеста, митинги, манифестации, связанные с возникновением массовых партий и профсоюзов, одновременно и пугали, и восхищали творческую интеллигенцию.
    Исследование закономерностей индивидуального и группового социального поведения заложило основы прикладной социологии и политологии. Их предметом стало исследование широкого спектра проблем – от тактики проведения избирательных кампаний до подходов к урегулированию конфликтов. В значительной мере был преодолен разрыв между исследованием человека и крупных социальных общностей, политических систем.
    Стихийно начавшаяся реидеологизация общества завершилась неоконсервативной революцией 1980-х гг. Она осуществлялась под лозунгами восстановления доверия к традиционным ценностям «демократического капитализма», морально-этическим нормам политики.
    Большая роль в реидеологизации общества, обновлении духовных ценностей принадлежала искусству, художественному творчеству, литературе, театру и кино.
    Обсудите тему: основные направления изменений в культуре и искусстве ХХ века. Назовите характерные особенности художественного творчества в начале, середине и конце ХХв. Что вы понимаете под термином «массовая культура» и как вы относитесь к этому явлению?
    В прошлом веке в изобразительном искусстве преобладали школы классического реализма и импрессионизма, стремящегося с помощью игры красок отразить красоту мира в окружающих человека явлениях и предметах.
    Пессимизм в отношении реальностей технологизирующегося мира нашел свое выражение в стиле модерн, зародившемся в конце XIX – начале XX века в Германии.
    Индустрия XX века использовала популярность стиля модерн, свойственные ему орнаменты в предметах широкого потребления, быта, что обеспечило ему долгую жизнь, хотя и привело к определенной творческой деградации.
    Влияние на творческую интеллигенцию бурных событий периода первой мировой войны и последующих социально-политических потрясений обусловило наступление нового этапа в художественной жизни, определяемого как неомодернизм.
    Наиболее скандальную известность приобрел дадаизм, получивший такое название от слова «дада», обозначающего бессвязный лепет новорожденного ребенка.
    Гротескные тенденции проявились и в другом течении, скептически воспринимавшем достижения европейской цивилизации, – экспрессионизме, зародившемся в Германии.
    Одним из новых модернистских направлений начала века был примитивизм.
    Кубизм, родоначальниками которого была группа французских художников – П. Пикассо, Ж. Брак, X. Грис, Ф. Леже, Г. Аполлинер, М. Жако – стремился передать не облик, а конструкцию, архитектонику предмета.
    Футуризм – стиль, зародившийся в начале века в Италии, идеализировал то новое, что принесла в жизнь человечества индустриальная эпоха.
    Абстракционизм был своего рода ответом на развитие искусства фотографии.
    Идеи дадаизма, романтизм экспрессионизма отразились в сюрреализме – культурном течении, зародившемся еще в 1920-1930-е гг.
    Развитием новаторских, технократических идей еще в 1920 г. стал конструктивизм, пытавшийся максимально сблизить культуру с инженерным творчеством, рационализировать творчество.
    Восприятие мира вещей, созданного человеком, как заслуживающего осмысления средствами искусства, было свойственно и поп-арту (популярному искусству), возникшему в США и распространившемуся в странах Европы.
    С момента изобретения кинематографа в 1895 г. получил распространение новый вид творчества – киноискусство. Очень быстро кино вышло за рамки создания документально-хроникальных фильмов, и, несмотря на ограниченность технических возможностей, началось создание игровых фильмов. Пригород Лос-Анджелеса в Калифорнии – Голливуд – приобрел репутацию мировой «фабрики грез».
    Культура стала массовой с внедрением в повседневный обиход радио и особенно телевидения. В большинстве стран систематическое радиовещание началось в 1920-е гг., а телевидение получило распространение в 1930-е гг. Однако лишь в 1960-1970-е гг. с возникновением «общества благоденствия» в развитых странах телевизоры стали достоянием практически каждой семьи. К концу века на 1000 человек населения приходилось более 500 телевизоров (среднемировой показатель равен 150). Это определило спрос на аудио-, видео-и литературную продукцию, рассчитанную на массового потребителя.
    Массовая культура содействовала формированию индустрии досуга, производства аудио- и видеопродукции, имеющей не только развлекательный характер. Ведущие корпорации мира увидели в ней беспрецедентные возможности как прямой, так и косвенной рекламы своей продукции, связанной с представлением определенного уровня и стандарта потребления в качестве общепринятого. На новые технические средства обратили внимание и политические лидеры. Массовая культура позволяет формировать упрощенные, схематизированные образы врага, высмеивать, представлять в нелепом виде политических оппонентов и их взгляды. Популярность звезд кино, эстрады, спорта делает их образ жизни, манеру одеваться, их взгляды на жизнь, в том числе и политическую, образцом для подражания.
    Назовите главные, глобальные проблемы современности. Каковы пути их решения? Как вы полагаете, что ожидает человечество в будущем: конфликты цивилизаций или создание единой человеческой цивилизации?
    Военная угроза человечеству. Комплекс самых острых глобальных проблем в недавнем прошлом был связан с существованием угрозы ядерной войны между сверхдержавами – СССР и США, которая была бы катастрофой для всего человечества. Риск такой войны в 1990-е гг. значительно уменьшился, однако острота многих глобальных проблем современности продолжает возрастать.
    Расползание ядерного оружия по планете повышает риск его ограниченного применения в локальных конфликтах, что может создать угрозу для жизни людей обширных регионов. Большую опасность представляет открывающаяся благодаря достижениям химии и генной инженерии перспектива совершенствования химического и бактериологического оружия.
    Проблема ресурсов и экологии. Крайне негативное воздействие на человека и среду его обитания оказывают не только войны, аварии на экологически опасных объектах, но и растущие масштабы производственной деятельности.
    Благодаря развитию индустрии только за период 1950- 1960 гг. объем производства товаров и услуг в промышленно развитых странах Европы и Северной Америки увеличился в 30 раз. Соответственно возросло потребление энергоресурсов, сырья, воды, увеличились отходы производственной деятельности.
    Существующие международные программы содействия в развитии не достаточны, чтобы решить возникающие проблемы. Высокоразвитые страны тратят на оказание помощи в развитии в целом лишь 0, 1% своего ВНП (наибольшее внимание программам помощи уделяет Швеция – 0, 44%, наименьшее США – 0, 04%).
    С моей точки зрения единая человеческая цивилизация не может существовать, человек слишком амбициозен, не говоря уже о желании постоянно богатеть и о всевластии. Проблема может заключаться как и в отдельно взятом человеке так и в обществе вцелом.
    Глобализация породила духовный кризис. Правомерно ли говорить сегодня о кризисе цивилизаций.
    Проблема «конфликта цивилизаций». Стремление народов, не имеющих собственной государственности, к ее приобретению, проявившееся во многих районах мира, еще раз наглядно продемонстрировало неоднородность и неравномерность мирового развития, отсутствие в нем единых, общих тенденций.
    В то время как одни народы идут по пути углубления интеграции, сближения друг с другом, для других на первый план выходит борьба за обретение собственной государственности или укрепление государственного суверенитета. В одних странах в общественном сознании, правовых принципах все более утверждается признание индивидуальных прав и свобод граждан, построенных на признании абсолютной ценности личной свободы. В других, особенно в исламском мире, возрастает стремление к тому, чтобы основой правовой системы, общественной жизни выступали религиозные нормы. В третьих – за представителями этнических меньшинств, отдельных племенных образований не признается даже права на жизнь на своей земле, не говоря уже о праве на обладание собственностью.

  2. VideoAnswer Ответить

  3. VideoAnswer Ответить

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *