Можно ли определить спряжение у глаголов прошедшего времени?

11 ответов на вопрос “Можно ли определить спряжение у глаголов прошедшего времени?”

  1. Alsathis Ответить

    Очень интересный вопрос Вы задали, потому что много существует спорных и запутанных вопросов по определению спряжения глаголов в рус. языке.
    Как показывает практика, многие затрудняются определять спряжение глагола.
    Основы изучения глагольных категорий закладываются обычно в начал-ых классах. И именно здесь, при формировании умения определять спряжение глагола, учителя подстерегает I ошибка.
    Вы, вероятно, заметили, что в учебниках по рус. яз. для нач. школы при изучении темы «Спряжение глагола» вначале предлагаются упраж-ия, в которые включены глаг. с ударными личными окончаниями в одной из личных форм.
    Интересно заметить, что на I взгляд, определить спряжение у такой формы глагола достаточно просто:
    выделил ударное личн. окончание и назвал спряжение.
    К сожалению, в учебниках не отмечается 1 важная особенность разноспрягаемых глаголов (бежать, хотеть) и глаголов с архаичным спряжением (дать, есть), а именно:
    в части своих личных форм они также имеют ударные окончания (бегу?т, хотят, даду?т, едя?т).
    Вас удивит, когда Вы узнаете, что ещё 1 проблема состоит в том, что уже в 4-ом классе при морфологическом разборе глагола встречаются не только личн. формы, но и формы в прошед. врем. или в повелительном наклонении. В этом случае принято ставить глаг. в 3-е лицо мн. ч., но при этом следует учитывать, что у безличных глаголов из личн. форм есть только форма 3-го лица ед. ч. (светает, вечереет, спится).
    В школе определение спряжения используется в 2-ух направлениях:
    1) спряжение в качестве языкового задания при морфолог-ком разборе глагола как части речи;
    2) спряжение как орфографическая необходимость.
    Лёгкость определения спряжения по ударным личным оконч-ям, к сожалению, приводит к тому, что учитель сосредоточивается на отработке спряжения только у глаголов с безударн. личными оконч-ями (работа на орфографическую необходимость), тем самым вольно или невольно формируя у детей навык ставить любой гл. в начал. форму, не проверяя, есть ли у этого глагола формы с ударн. личн. оконч-ями.
    Такое упрощение, как правило, продолжается и в среднем звене. Представьте себе, какое чувство Вы бы испытали, если бы учительница по рус. яз. поставила бы Вашему ребёнку “2” только за то, что тот начал определять спряжение с поиска у глагола ударн. личного окончания?
    Итак, что отвечают большинство выпускников школ на вопрос:
    «Как определить спряжение глагола»?
    Многие ответят:

    Такой ответ свидетельствует, что в их сознании не сформирован I этап, требующий выявления ударн. личного окончания.
    Кроме этого, существует ещё 1 сложность – определение спряжения у приставочных образований от глаголов исключений. Конечно, в школьных учебных пособиях имеется информация о том, что приставка не влияет на спряж. глагола, однако систематического подхода к формированию навыка определения спряжения у такого рода глаголов нет из-за отсутствия универсального алгоритма и специально подобранных упражнений.
    Традиционно определение спряжения глагола включает в себя 2 этапа:
    1) Личн. окончания глаг. 1-го и 2-го спряжения чётко определяются только под ударением. Для этого нужно установить, явл-ся ли личн. окончание глаг. ударным или нет.
    2) Если ударение на личн. окончание не падает, тогда спряжение определяем по инфинитиву, предварительно отделив глаголы-исключения.
    Вам хотелось бы узнать, что предлагают некоторые исследователи этой темы? Они считают, что при определении спряж-я необходимо обращать внимание не только на:
    глаголы-исключения;
    разноспрягаемые глаголы;
    глаголы с архаичным спряжением.
    Но необходимо ещё обращать внимание и на их приставочные и постфиксальные варианты.
    При определении спряжения также нужно быть внимательным к глаголам с ударным префиксом вы-, потому что, чаще всего, в формах таких глаг. ударение сохраняется на приставке, в то время как в бесприставочном аналоге оно может переместиться на окончание:
    Вы?сидеть – вы?сидят; ср. сидя?т
    Вы?бежать – вы?бегут; ср. бегу?т
    Вы?дать – вы?дадут; ср. даду?т
    Таким образом, алгоритм определения спряж. глаг. должен выглядеть так:
    Определить, в какой форме глагол.
    Если глаг. имеет удар. личн. окончание (кроме 1-го лица), отделить (если это возможно) приставку и постфикс и убедиться, что бесприставочная форма не входит в группу разноспрягаемых глаг. с ударными личн. окончаниями (бегут, хотят) и глаголов с архаичным спряжением (едят, дадут).
    Опред-ть спряжение.
    Глагол в прошед. врем., повелител. или условном наклонении, а также в начал. форме поставить в 3-е л. мн. ч., потому что, к примеру, инфинитив кричать, сидеть (ср. кричат, сидя?т) многие сразу же, не задумываясь, ошибочно относят к 1-му спряж..
    Если глаг. имеет ударн. личн. окончание, см. п. 1.
    У гл. с безудар. личным окончанием отбросить приставку вы-, если такая есть, и проверить окончание. Если окончание ударное, см. п. 1.
    Остальные глаг. с безударным личн. окончанием поставить в начал. форму.
    Отделить (если возможно) приставку и постфикс (-ся) и опред-ть, явл-ся ли этот глаг. исключ. или нет.
    Опред-ть спряжение гл., который исключением не является, в зависимости от того, на какой гласный оканчивается основа инфинитива.
    Хотелось бы обратить внимание на то, что на послед. этапе определения спряж. глаг. применяется также и такой приём:
    найти, на что оканчивается глагол.
    Но этот приём менее удачен, потому что может привести к смешению 2-х понятий:
    аффикс инфинитива (-ть);
    то, на что оканчивается инфинитив (-ать, -еть, -ить и др.). Результатом этого является неумение правильно выделять аффикс инфинитива.
    Примеры:
    Из сырого, пахнущего тающим снегом осинника деревенские ребятишки весёлой стайкой дружно перебежали на согретую весенним солнцем полянку.
    Определяем спряж. гл..
    Перебежали – гл. в форме прошед. времени, мн. ч..
    Перебегу?т – 3-е л. мн. ч. Личное окончание ударное. Форма без приставки: бегу?т.
    Бегут – форма разноспрягаемого глагола бежать.
    Вывод: перебежали – форма разноспрягаемого глагола.
    Брат задержался на работе.
    Определ. спряж. гл..
    Задержался – гл. в форме прошед. вр. ед. ч., мужс. рода.
    Заде?ржатся – 3-е л. мн.ч. Личн. окончание безударное.
    Ставим гл. в начал. форму – задержаться.
    Отделяем приставку и постфикс – держать.
    Глагол держать – глагол-исключение 2-го спр..
    Вывод: задержался – форма гл. 2-го спр. (исключение).
    Заучите этот отрывок наизусть.
    Определяем спр. гл..
    Заучите – глагол в форме повелител. наклонения мн. ч..
    Зау?чат – 3-е л. мн.ч. Личное окончание безударное.
    Начал. форма – заучить.
    Отделяем приставку – учить. Гл. учить исключением не является.
    Основа инфинитива оканчивается на -и. Гл. 2-го спр..
    Вывод: заучите – форма гл. 2-го спряжения.
    Итак, как Вы заметили, предлагается:
    1) привлекать языковые упражнения не только с бесприставочными гл. в форме наст. или простого будущ. времени, но и с другими формами глаг., осложнёнными приставками и постфиксами;
    2) отрабатывать навык выделения основы инфинитива, чтобы у глаг. с безударн. личн. окончаниями определять спряжение с помощью конечного гласного основы.

  2. Groran Ответить

    Давайте выясним, какую гласную нужно писать в безударных личных окончаниях глаголов.
    Для этого существуют два способа:

    Первый способ

    Спрягаемый глагол поставить в 3 лицо множественного числа
    -ут, -ют – первое спряжение – буква «Е».
    В личном окончании будет обязательная гласная «е» (они рисуют – первое спряжение — рисуЕт).
    -ат, -ят – второе спряжение – буква «И»
    В личном окончании всегда будет гласная «и» (они красят – второе спряжение – красИт).

    Второй способ

    Второй способ состоит в постановке глагола в неопределённую форму, отвечающую на вопросы «что делать?» «что сделать»?
    Если этот глагол заканчивается не на «-ить» — значит он первого спряжения, и в личной форме глагола нужно писать «е»
    Чита_т – (что делать? – читать) – первое спряжение – значит будет «читает».
    Если глагол заканчивается на «-ить» (что делать – пилить) значит он второго спряжения, и нужно писать «и».
    Хвал_и – (что делать? – хвалить) – второе спряжение – в личной форме будем писать «и» — хвалит.

    Разноспрягаемые глаголы

    Также в русском языке имеются разноспрягаемые глаголы, которые могут спрягаться как по первому, так и по второму типу спряжения (например, чтить, хотеть, бежать etc.). А также иметь специфическую систему окончания (дать, есть и etc.).
    К примеру, глагол «хотеть» в единственном числе 3 лица относят к первому типу спряжения («хочет»), а во множественном лице третьего лица – ко второму типу (они хотят).
    Подобные глаголы не относятся ни к одному из представленных спряжений, и являются исключениями в спряжении глаголов в русском языке.

    Заключение

    Выше мы разобрали спряжение глаголов, перечислили ряд правил в русском языке, согласно которых происходит классификация типов спряжения глаголов. И привели ряд примеров таких спряжений. Используйте указанный в статье алгоритм для определения первого или прямого спряжения, что даст вам возможность избежать ошибок при написании текстов.

  3. Garg Ответить

    Материалы для
    работы с учащимися
    Глагол имеет две основы:
    1. – основа инфинитива и
    формы прошедшего времени

    2. – основа формы настоящего
    и будущего времени

    Начальной формой глагола является
    инфинитив(неопределённая форма
    глагола). Инфинитив называет действие
    вне его отношения к лицу (производителю
    действия) и моменту речи. Инфинитив
    отвечает на вопросы:что делать? что
    сделать?
    Это неизменяемая форма
    глагола. В предложении может выступать
    в качестве любого члена предложения.
    Показателем инфинитива являются суффиксы
    –ть, -ти, -чь, -сть, -сти.
    Инфинитив характеризуют: категория
    вида, переходность/непереходность,
    возвратность/ невозвратность.
    СПРЯЖЕНИЕ
    – это изменение глагола по лицам и
    числам. Спрягаются глаголы только визъявительном
    наклонении в настоящем и будущем времени
    .
    В прошедшем времени глаголы изменяются
    по родам и числам.
    В зависимости от характера личных
    окончаний выделяют 2 типа спряжения.
    Таблица 1
    I
    спряжение
    II
    спряжение

    I
    спряжение
    II
    спряжение

    Лицо
    Единственное
    Единственное
    Множественное
    Множественное
    1


    /-ю
    -ём/-ем
    -им/-им

    2

    -ёшь/-ешь
    -ишь/-ишь
    -ёте/-ете
    -ите/-ите
    3

    -ёт/-ет
    -ит/-ит
    -ут/-ют
    -ат/-ят
    1. Спряжение глагола определяем по
    ударному окончанию. Окончания глаголов
    I и II спряжений чётко различаются
    только под ударением.
    2. Спряжение глагола с безударным
    окончанием определяем по инфинитиву.
    3. Некоторые глаголы в русском языке
    относятся к разноспрягаемым.
    Единственное
    число

    Множественное
    число

    1
    л.

    хочУ
    1
    л.

    хотИМ
    2
    л.

    хочЕШЬ
    2
    л.

    хотИТЕ
    3
    л.

    хочЕТ
    3
    л.

    хотЯТ
    Единственное
    число

    Множественное
    число

    1
    л.

    бегУ
    1
    л.

    бежИМ
    2
    л.

    бежИШЬ
    2
    л.

    бежИТЕ
    3
    л.

    бежИТ
    3
    л.

    бегУТ
    Для определения спряжения глаголов
    воспользуемся местоимениями МЫ, ТЫ,
    ОНИ:

    «На столе лежат
    фрукты.
    МЫ-ТЫ ОНИ.
    Ешь!»

    Алгоритм определения спряжения глагола

    Проверим, входит ли глагол в число глаголов для запоминания или исключений

    Для
    запоминания

    Исключения
    I
    СПР.

    II
    СПР.

    I
    СПР.

    АРХАИЧНЫЕ
    РАЗНО-
    СПРЯГАЕМЫЕ

    II
    СПР.

    баять

    блеять

    веять

    затеять

    каяться

    лаять

    лелеять

    маяться
    надеяться
    реять

    сеять

    таять

    хаять

    чаять

    чуять
    клеить

    строить
    брить
    стелить
    зиждиться
    зыбиться
    дать
    есть
    создать
    бежать
    брезжить
    хотеть
    чтить
    вертеть
    видеть
    ненавидеть
    зависеть
    обидеть
    смотреть
    терпеть
    гнать
    держать
    дышать
    слышать
    СПРЯЖЕНИЕ
    НЕ МЕНЯЕТСЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ
    ПРИСТАВКИ,
    ПОСТФИКСА –
    СЯ!
    Если ударение
    падает на ОКОНЧАНИЕ, воспользуемся
    табл. 1 или «универсальной» схемой (2+1)

    ГЛАГОЛ
    МЫ
    ТЫ
    ОНИ
    Гласные в

    СПРЯЖЕНИЕ
    летЕть
    летИМ
    летИШЬ
    летЯТ
    2-И…+1-А/Я…
    II
    СПР.

    терЕть
    трЁМ
    трЁшь
    трУТ
    2-Е…+1-У/Ю…
    I
    СПР.

  4. ВАЖНЕЙШАЯ страница ВКонтакте Ответить

    При образовании формы 1-го лица множественного числа повелительного наклонения могут использоваться:
    глагол в форме будущего времени (но это не форма будущего времени!);
    Ср.: Мы пойдём в кино завтра (будущее время) – Пойдём в кино! (повелительное наклонение).
    суффикс или окончание -те (присоединяется к глаголу в форме будущего времени);
    Ср.: Мы пойдём в кино (будущее время) – Пойдёмте в кино (повелительное наклонение).
    частица давай (присоединяется к глаголу в форме будущего времени).
    Cр.: Мы пойдём в кино (будущее время) – Давай пойдём в кино (повелительное наклонение).
    Время – глагол имеет три формы времени, которые показывают, когда происходит действие: в прошлом, настоящем или будущем.
    Глаголы несовершенного вида имеют формы всех трёх времен.
    Читать – читаю, читал, буду читать.
    Глаголы совершенного вида не имеют формы настоящего времени и могут использоваться только в формах прошедшего и будущего времени.
    Прочитать – прочитал, прочитаю.
    Глаголы в форме прошедшего времени обозначают действие, которое происходило до момента речи.
    Я читал книгу; Я учился в средней школе.
    Прошедшее время образуется от основы инфинитива с помощью суффикса -л-.
    Петь – пел, читать – читал.
    Исключение: формы мужского рода некоторых глаголов образуются без суффикса -л-, но этот суффикс есть в других формах.
    Нёс – несла, пёк – пекла.
    В прошедшем времени глаголы изменяются по числам (пел? – пели, читал? – читали), а в единственном числе – по родам (имел?, имела, имело).
    В прошедшем времени глагол не изменяется по лицам!
    Глаголы совершенного вида не имеют форм настоящего времени!
    Глаголы в форме будущего времени обозначают действие, которое произойдёт после момента речи.
    Я буду читать книгу; Я прочитаю книгу.
    Формы будущего времени могут быть простыми и сложными.
    В будущем времени глаголы, как и в настоящем времени, изменяются по лицам и числам.
    3. Изменение глагола по лицам и числам называется спряжением. Спрягаются глаголы только в изъявительном наклонении настоящего и будущего времени. В русском языке два спряжения.
    а) Глаголы I и II спряжения различаются гласными в личных окончаниях во всех формах, кроме формы 1 лица единственного числа:
    Лицо
    Единственное число
    Множественное число
    I спряжение
    II спряжение
    I спряжение
    II спряжение
    1 лицо
    Я читаю
    Я помню
    Мы читаем
    Мы помним
    2 лицо
    Ты читаешь
    Ты помнишь
    Вы читаете
    Вы помните
    3 лицо
    Он читает
    Он помнит
    Они читают
    Они помнят
    Спряжение глагола определяется по:
    личным окончаниям глаголов, если эти окончания ударные:
    гласные е, у (ю) – у глаголов I спряжения;
    гласные и, а (я) – у глаголов II спряжения;
    суффиксу в инфинитиве, если окончания безударные.
    Ко II спряжению относятся глаголы с суффиксом -и(ть) (кроме глаголов брить, стелить, зыбиться, зиждиться), а также 11 глаголов с суффиксами -е(ть) и -а(ть): гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть (и производные от них приставочные глаголы).
    Остальные глаголы относятся к I спряжению: это четыре глагола на -ить (брить, стелить, зыбиться, зиждиться), а также глаголы с другими глагольными суффиксами (падать, командовать, подвинуть) или без специальных глагольных суффиксов (бить, мыть).
    Глагол[1]
    Схема анализа
    Анализируемая глагольная форма – 1) частьречи, категориальное значение; 2) начальная форма (инфинитив); 3) классифицирующие признаки: а) вид (группа глагола по видовой корреляции: парный, одновидовой, двувидовой; для парных по виду глаголов указать видовую пару, направление и способ ее образования; указать способ глагольного действия, если есть); б) переходность (признаки переходности/непереходности); в) возвратность; г) залог: действительный или страдательный (для возвратных глаголов действительного залога указать семантическую группу)[2]; д) класс (указать формообразующие основы глагола); 4)характер формы – спрягаемая или неспрягаемая (инфинитив, причастие, деепричастие); 5) словоизменительныепризнаки:
    а) наклонение – у спрягаемых форм; б) залог у неспрягаемой формы причастия; в) время (у спрягаемых форм изъявительного наклонения – настоящее, прошедшее, будущее простое, будущее сложное, указать особенности употребления; у причастия – настоящее или прошедшее); г) число (у изменяемых форм); д) лицо (у спрягаемых форм изъявительного наклонения настоящего и будущего времени; повелительного наклонения, указать особенности значения); е) род в ед.ч. (у спрягаемых форм – в форме прошедшего времени изъявительного наклонения, в форме сослагательного наклонения; у неспрягаемой формы – причастия); ж) полная или краткая форма (у страдательных причастий); з) падеж (у действительных и полных страдательных причастий); и) спряжение (у форм настоящего и будущего простого времени изъявительного наклонения)[3]; к) склонение: твердое или мягкое (у причастий); л) от какой основы при помощи какого формообразующего средства образована данная форма; 6) синтаксическая функция.

  5. Maunris Ответить

    Спряжение глаголов определяется двумя способами:
    – по личному окончанию, если оно ударное:
    петь – поёшь, поёт, поют (I спр.);
    сидеть – сидишь, сидим, сидят (II спр.);
    лежать – лежишь, лежит (II спр.);
    греметь – гремишь, гремит (II спр.);
    – если личное окончание безударное, то спряжение глагола определяется
    по суффиксу неопределённой формы.
    Чтобы определить спряжение глагола с безударным личным окончанием, нужно:
    1) поставить глагол в неопределённую форму
    (гуляет –
    гулять);
    2) определить, какая гласная стоит перед
    -ть.
    Ко II спряжению относятся:
    – глаголы в неопределённой форме оканчивающиеся на
    -ить (кроме
    брить, стелить);
    – 7 глаголов на
    -еть:
    смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть;
    – 4 глагола на
    -ать:
    слышать, дышать, гнать, держать, а также все приставочные глаголы, образованные от них.
    Например:
    задышать, присмотреть, перегнать.
    К I спряжению относятся все остальные глаголы, оканчивающиеся в неопределённой форме на
    -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть:
    греть,   тянуть,   таять.
    Примечание.
    По начальной форме, не поставив сначала глагол в личную форму, его спряжение определить нельзя:
    жить – живёшь, живут (I спр.);
    шуметь – шумишь, шумят (II спр.).

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *