Можно ли платить за электричество напрямую поставщику?

18 ответов на вопрос “Можно ли платить за электричество напрямую поставщику?”

  1. Hellcaster Ответить

    Двойные квитанции, войны управляющих организаций, многомиллионные задолженности в адрес ресурсоснабжающих предприятий – все эти потрясения многострадальной сферы ЖКХ заставляют органы власти, жильцов и поставщиков искать очередные спасительные решения. О путях выхода из, казалось бы, безвыходной ситуации рассказывает первый заместитель директора производственного отделения «Энергосбыт» филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Колэнерго» Любовь Корчагина.
    Любовь Григорьевна, каким образом можно организовать систему оплаты так, чтобы жильцы могли быть уверены в том, что средства, направленные в счет оплаты коммунальных услуг, попадают адресату?
    Одной из действенных мер, направленных на повышение прозрачности коммунальных платежей, может быть организация перехода населения на оплату напрямую. Идея состоит в том, чтобы, минуя управляющие организации, платить за индивидуальное потребление непосредственно поставщику ресурсов, исключая возможность «прокрутки» или нецелевого использования средств исполнителем коммунальных услуг. Однако организовать оплату ресурса напрямую можно двумя разными способами, каждый из которых имеет свои нюансы. Чтобы не попасть впросак, жильцам следует знать, что существует два понятия: «прямые расчеты» с поставщиком ресурса и «прямые платежи» в адрес ресурсника.
    Давайте начнем с «прямых расчетов». Расскажите об этом способе оплаты ресурса.
    Так называемые «прямые расчеты» возникают, когда выбран непосредственный способ управления многоквартирным домом. Квитанции в этом случае выпускаются отдельно каждым из поставщиков ресурсов и, таким образом, жильцы рассчитываются с поставщиками напрямую.
    Да, в этом случае потребители действительно производят оплату непосредственно, но какой ценой!
    А в чем заключаются минусы этой системы оплаты?
    Во-первых, жильцы должны будут столкнуться со сложной бюрократической процедурой смены формы управления домом. Их ждут многочисленные общие собрания, при голосовании на которых обязательно необходимо обеспечить кворум, то есть присутствие жильцов дома или их представителей, обладающих более чем 50% голосов, что само по себе непросто.
    Также необходимо будет организовать избрание уполномоченного лица и оформление на него многочисленных доверенностей для юридического взаимодействия с ресурсниками и прочими организациями. Фактически это будет «человек-оркестр», на которого будут возложены функции целой организации. И вроде бы очевидный плюс заключается в том, что этот «управляющий» не потребует платы за свой титанический труд, однако надо трезво оценивать, что и спрос с этого человека не будет строгим. Ведь у жилищно-бытовых проблем нет конца и края, и их решением каждый раз придется заниматься самим жильцам. Они окажутся лишены «единого окна», то есть того исполнителя коммунальных услуг (ИКУ), который от их имени решал бы все вопросы предоставления коммунальных благ.
    Кроме того, существует немало особенностей законодательства, которые делают отказ от услуг управляющих организаций невыгодным для жильцов. Так, при выборе непосредственного способа управления домом на потребителя в полном объеме ложатся расходы по оплате электроэнергии, распределяемой на общедомовые нужды (ОДН) сверх установленного норматива, что регламентируется пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354. В случае если управление домом осуществляется управляющей организацией, ТСЖ или ЖСК расходы на электроэнергию, потребленную на ОДН сверх норматива, несет эта организация – исполнитель коммунальных услуг.
    Также выбор непосредственного управления домом лишает собственников жилья возможности участия в федеральных и региональных государственных программах по капремонту и переселению из ветхого и аварийного жилья. А в части электроснабжения – это, как минимум неизбежные расходы по замене электропроводки, ремонту электросетевого оборудования.
    Ну и наконец, при наличии в доме исполнителя коммунальных услуг выпуск платежных документов в соответствии с законодательством находится в зоне его ответственности, а значит, у компании-исполнителя в бюджет должны быть заложены средства на печать и доставку квитанций. Однако управляющие организации лозунгом «Даешь переход на «прямые расчеты» зачастую маскируют свое желание снизить операционные затраты на выпуск платежных документов, предпочитая переложить бремя этой ответственности на ресурсоснабжающие организации.
    Неужели, чтобы организовать платежи поставщикам ресурсов и быть уверенными в том, что деньги поступают непосредственно адресату, жильцам нужно углубляться в коммунальные дебри и отказываться от ряда привилегий, которыми пользуются жильцы домов, находящихся на обслуживании управляющих организаций, ТСЖ или ЖСК?
    Нет, переход на непосредственный способ управления с его многочисленными сложностями – не единственный способ организовать оплату непосредственно поставщику.
    Жилищный кодекс РФ, а именно пункт 7.1 статьи 155, предусматривает наиболее сбалансированный вариант оплаты коммунальных услуг напрямую. Согласно ЖК РФ, жильцы имеют право вносить плату в адрес ресурсоснабжающих организаций, приняв такое решение на общем собрании собственников. В этом случае возникает такой способ расчетов как «прямые платежи».
    Рассмотрим «прямые платежи» на примере электроснабжения. Суть их заключается в том, что дом по-прежнему обслуживается исполнителем, который отвечает за выпуск квитанций, но в платежных документах в графе «Расчетный счет» указывается расчетный счет поставщика электроэнергии, и деньги за поквартирное потребление электроэнергии попадают ему на счет напрямую, т.е. минуя управляющие организации, ТСЖ или ЖСК.
    Что нужно сделать жильцам, чтобы организовать «прямые платежи» в адрес поставщика?
    Итак, чтобы организовать оплату электроэнергии непосредственно гарантирующему поставщику, жильцам нужно на общем собрании принять решение о переходе на такой способ расчетов, определить дату перехода и передать протокол собрания исполнителю, который совместно с гарантирующим поставщиком электроэнергии урегулирует порядок взаимодействия и внесет соответствующие изменения в договор энергоснабжения. После этого ИКУ организует выпуск таких платежных документов, которые обеспечат исполнение решения общего собрания жильцов о перечислении денежных средств за потребленную электроэнергию напрямую гарантирующему поставщику. Важно отметить, что обязанность рассчитывать плату за коммунальные услуги возложена на исполнителя независимо от того, кто является получателем тех или иных составляющих платы за электроэнергию, это также регламентировано Правилами предоставления коммунальных услуг.
    Что касается оплаты электроэнергии на общедомовые нужды, то закон предписывает населению в любом случае направлять эти средства в адрес ИКУ. Однако очевидным плюсом этого условия является то, что объем электроэнергии, выходящий за рамки установленного норматива потребления электроэнергии на ОДН, управляющая организация, ТСЖ или ЖСК оплачивают из собственных средств. По мнению законодателей, эта мера должна стимулировать внедрение исполнителями энергосберегающих технологий в зоне своего обслуживания.

  2. Drelagar Ответить

    Михаил Александрович, законопроект о прямых договорах между потребителями жилищно-коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями уже принят Госдумой в первом чтении. Когда он заработает?
    Михаил Мень: Мы надеемся на скорейшее его рассмотрение во втором и третьем чтениях. Так что переход на прямые расчеты произойдет уже совсем скоро. Законопроект предусматривает, что такая возможность появится с 1 апреля текущего года.
    Мы долго обсуждали тему обязательного перехода всех домов на прямые договоры или необязательного. В итоге был найден компромисс – базовой остается схема, при которой договоры ресурсоснабжения заключают УК. А у людей появляется возможность выбора, переходить на прямые договоры или нет. В обязательном порядке эта мера будет применяться к тем домам, где УК просрочили платежи на очень серьезный срок и накопили задолженность. Кроме того, была дискуссия по поводу единых расчетных центров. Конечно, они сохранятся, потому что во многих регионах они нормально работают.
    Сложно будет потребителям платить напрямую? Не побоятся они перейти на новый механизм просто из-за того, что с УК привычнее?
    Михаил Мень: Для потребителя по сути ничего не изменится. Так же будет приходить платежный документ. Единственной разницей будет то, что средства будут перечислять напрямую поставщикам ресурсов, а на счета УК будет попадать только плата за жилищные услуги – уборку, содержание дома, текущий ремонт и так далее.
    Собственникам будет предоставлено право принять решение о переходе на прямые договоры на общем собрании, у ресурсоснабжающей организации будет право попросить отложить такой переход, но не более чем на три месяца – чтобы подготовить необходимую инфраструктуру для начисления платежей.

  3. HellDragon Ответить

    ВОПРОС:
    Добрый день! Подскажите пожалуйста, могу ли я платить за водоснабжение, водоотведение и электроэнергию напрямую поставщикам услуг и ресурсов (водоканал, электросеть), а не делать это через ТСЖ. Все счетчики имеются.
    Если это возможно, то подскажите на основании какого закона и каким образом можно этого добиться, т.к. водоканал отказывается вести со мной какой -либо разговор, ссылаясь на то, что весь расчет будет идти исключительно через ТСЖ.
    Юлия, 17.10.2011

    Отредактировано:
    ОТВЕТ:
    Порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги установлен отдельными частями ст. 155 Жилищного кодекса
    РФ:
    1. При управлении домом ТСЖ:
    5. Члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.
    6. Не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
    6.1. В случае заключения товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщиком договора управления многоквартирным домом плата за коммунальные услуги вносится управляющей организации, за исключением предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи случая, лицами, указанными в части 2 статьи 153 настоящего Кодекса.
    6.2. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
    6.3. На основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, которые отвечают перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
    2. При управлении домом управляющей организацией:
    7. Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.
    7.1. На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
    3. При непосредственном управлении домом собственниками:
    8. Собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
    4. Порядок для собственников жилых (имеется в виду «частных», не многоквартирных) домов:9. Собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
    Как следует из вышеприведённых норм, прямые расчёты жителей с ресурсоснабжающими организациями возможны
    только на основании решения общего собрания. Это ч. 6.3. (для способа управления — ТСЖ, ЖК) и ч. 7.1. (для способа управления — управляющая организация) статьи 155, действующие с 17.06.2011 г.
    Заметьте также, что в Жилищном кодексе (да и в других нормативно-правовых актах) в настоящее время нет положения о том, что жителям должно выставляться более одного платёжного документа на оплату ЖКУ.

    Дополнительная информация.
    О плате за жилищно-коммунальные услуги через третьих лиц (РКЦ, ИРЦ, платёжные агенты):

    Из заключения Института экономики города на Проект постановления правительства Российской Федерации «О требованиях к осуществлению расчетов за коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг»:
    «Исходя из императивных норм ЖК, если управляющая организация, ТСЖ, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив не привлекли платежных агентов, или если банки, с которыми указанные исполнители имеют договоры о приеме и перечислении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, не привлекли банковских платежных агентов, то плата за коммунальные услуги в зависимости от реализуемого в многоквартирном доме способа управления должна вноситься только:
    1) управляющей организации (ч. 6.1. и 7 ст. 155);
    2) товариществу собственников жилья, жилищному или иному специализированному потребительскому кооперативу (ч. 5 и 6 ст. 155);
    3) ресурсоснабжающим организациям, которые предоставляют коммунальные услуги, в отношении которых в установленном порядке принято решение о переходе на прямые платежи (ч. 6.3. и 7.1. ст. 155).
    В этих случаях в выставляемых нанимателям жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственникам помещений с многоквартирных домах платежных документах должны указываться банковские счета указанных выше лиц. Исходя из требований ЖК и других федеральных законов в платежных документах никогда не могут указываться банковские счета платежных агентов, банковских платежных агентов, расчетно-кассовых или информационно-расчетных центров (что достаточно часто нарушается на практике при попустительстве контрольно-надзорных органов), независимо от того, какие решения по этому вопросу приняты общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах, товариществами собственников жилья, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов РФ и Правительством РФ. Императивные нормы Жилищного кодекса РФ не должны никем нарушаться. Это следует из ст. 8 ЖК, согласно которой «к жилищным отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом». Без учета норм ЖК иное законодательство применяться не может.
    Устанавливаемая ч. 15 ст. 155 ЖК возможность внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений детализирована нормами двух федеральных законов:
    1) при участии платежных агентов – Федерального закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»;
    2) при участии банковских платежных агентов – Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».
    »

  4. Live-Evil Ответить


    Многие жители Москвы, да и других российских городов, платят за свет поставщику электроэнергии не напрямую, а через управляющую компанию или ТСЖ многоквартирного дома. И далеко не всегда собственники квартир этим довольны. Как перейти на прямой договор энергоснабжения в такой ситуации? Публикуем разъяснения Мосэнергосбыта (крупнейший поставщик электроэнергии населению в Москве и Московской области).

    Могут ли и как перейти на прямой договор энергоснабжения жители многоквартирного дома?

    Вопрос: Могут ли жильцы многоквартирного дома заключить прямой договор с «Мосэнергосбытом», если управляющая компания (УК) отказывается обслуживать/настраивать счётчики электроэнергии? С чего начать?
    Ответ: Для того, чтобы заключить прямой договор, необходимо обратиться в вашу УК за получением информации о наличии задолженности у данного предприятия перед ресурсоснабжающими организациями.
    Далее необходимо организовать общее собрание собственников помещений многоквартирного дома в целях изменения способа оплаты коммунальных услуг.
    Согласно ст.155 Жилищного кодекса Российской Федерации и п.64 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключённого с исполнителем в лице управляющей организации, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продаёт коммунальный ресурс исполнителю, в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчётов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
    В этом случае исполнитель коммунальных услуг обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении.
    После принятия решения на собрании следует обратиться в отделение ПАО «Мосэнергосбыт» по месту жительства.

  5. TYMERA Ответить

    Федеральный закон №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание дискриминационных условий и нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования. Однако, ст.13 названного закона, при определенных обстоятельствах, допускает возможность признавать часть действий допустимыми.
    Допустимы ли действия Гарантирующего поставщика, связанные с выставлением жителям многоквартирных домов счетов за электрическую энергию не имея на это оснований?
    Фабула.
    1. Гарантирующий поставщик (ГП) ежемесячно выставляет жителям многоквартирных домов, имеющих общедомовой прибор учета (ОДПУ), счета на оплату потребленной электрической энергии разбивая на индивидуальное потребление и потребление для общедомовых нужд (ОДН). ОДН рассчитывает в соответствии с нормативами потребления, а сверх нормативов не выставляет.
    2. У жителей заключен действующий договор с управляющей компанией (УК) на управление многоквартирным домом. Предоставление коммунальной услуги по электроснабжениюв, том числе входит в обязанность УК. Жители многоквартирных домов не принимали решений об осуществлении расчетов за электроэнергию напрямую с ГП.
    Позиция: П.7.1. ст.153 ЖК РФ предусматривает, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией.
    В соответствии с ст.46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме. Оплата жителями МКД выставленных Гарантирующим Поставщиком счетов не может свидетельствовать о принятии решения собственниками МКД о внесении платы за электроэнергию непосредственно ГП (ресурсоснабжающей организации).
    Таким образом, ежемесячное выставление счетов ГП жителям МКД где выбран способ управления через управляющую компанию является злоупотреблением Гарантирующим поставщиком доминирующим положением путем:
    – создание дискриминационных условий, выраженных в создании условий потребления электрической энергии, при которых несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, выбравшими такой же способ управления и осуществляющие оплату за электроэнергию через УК (ч.8 ст.10).
    Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 30.06.2008 N 30 “О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства”, в частности, разъяснил, что судам, оценивая действие (бездействие) хозяйствующего субъекта как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
    С одной стороны действия ГП моту быть признаны допустимыми в связи с тем, что:
    1) денежные средства за электроэнергию в любом случае должны попасть к нему;
    2) действия ГП по выставлению счетов вроде бы не создают для отдельных лиц возможность устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке;
    3) не налагаются на участников рынка электрической энергии необоснованных ограничений;
    4) действия ГП по выставлению счетов на оплату за э/э жителям МКД, при наличии управляющей компании, приводит к совершенствованию реализации э/э путем упрощения схемы прохождения денежных средств;
    С другой стороны, данные действия могут ущемлять права собственников МКД, в случае:
    1) если фактическое потребления на ОДН окажешься меньше норматива;
    2) данная схема расчетов не предусмотрена действующим законодательством, а в отношении ОДН прямо запрещена законом.
    Так вот, интересно ваше мнение – ежемесячное выставление ГП счетов на оплату электроэнергии за индивидуальное потребление и ОДН (в пределах норматива) является злоупотреблением ГП своим доминирующим положением, если да то находится ли такое злоупотребление в допустимых пределах?

  6. ВЕРНУ Ответить

    Согласно разделу 6, п. 64 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»), потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении.
    Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. При этом исполнитель коммунальных услуг отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

  7. Brafym Ответить

    После того, как в апреле 2018 года вступил в силу договор о «прямых расчётах» за коммунальные услуги и ресурсы жителей МКД и ресурсоснабжающих организаций (без посреднического участия управляющих компаний), у собственников и нанимателей жилья в многоквартирных домах появился выбор из трёх вариантов.
    Первый: ресурсоснабжающие организации вправе расторгнуть договоры с УК в одностороннем порядке, если у последних имеются долги в размере двух и более среднемесячных платежей.
    Второй способ: жители могут принять решение от посредничества УК на общем собрании и заключить прямые договоры с РСО на оказание услуг водоснабжения и водоотведения, отопления жилья, вывоза мусора.
    Наконец, третьим вариантом останется прежняя схема, когда жители заключают один договор — со своей УК, которая затем заключает договоры со всеми РСО, покупает у них ресурсы и перепродаёт собственникам и нанимателям жилья.
    Для управляющих компаний переход на прямые платежи выгоднее — в этом случае долги жильцов за отопление, воду, электроэнергию и газ ресурсникибудут взыскивать самостоятельно, — единодушно заявили Самолёту практически все руководители череповецких УК.
    «Чтобы заключить договор, собственники приносят нам протокол общего собрания, — пояснил заместитель директора по правовым вопросам ООО „Газпром теплоэнерго Вологда“ Егор Сысоев. — После его рассмотрения мы подтверждаем, что готовы перевести дом на прямые договоры с отсрочкой в три месяца. Эти три месяца коммунальные услуги предоставляют УК и ТСЖ. Отдельно каждому собственнику заключать прямой договор с ресурсниками не нужно. Эти договоры публичные, тарифы установлены для всего Череповца».

    Чего опасаются собственники?

    Тем не менее, как можно было судить по реакции собственников жилья, не всех пока до конца убедили доводы УК и РСО. По словам одного из руководителей ГК «Олимп» Сергея Васюнова, почти двухмесячная кампания по проведению общедомовых собраний показала, что лишь примерно половина жителей МКД согласна прямо сейчас перейти на прямые расчёты.
    «У людей есть опасение, что что-то рушится. Но УК так же отвечает за содержание дома и двора, — говорит руководитель группы управляющих компаний „Жилремстрой“ Галина Маврина. — Все обращения изначально идут к нам, а мы уже разберемся. Внутридомовые сети — наша проблема, магистральные — ресурсника. Мы его сами вызываем. Подготовка сетей дома к зиме — тоже наша забота и ТСЖ. Никого не бросим. Способы передачи показаний те же».
    Помимо это, полагает финансовый директор УК «Олимп» Татьяна Мартынова, собственники опасаются ещё и удорожания ЖКУ: ведь, рассуждают они, РСО придётся набирать целый штат работников для того, чтобы разбираться с каждым домом отдельно.
    «Никакого удорожания не будет, — уверена Мартынова. — Просто потому, что системы уже отработана: несколько лет УК работали по системе прямых платежей, теперь будут прямые расчёты. Вся разница — в том, кто будет начислять платежи. А так каждая РСО уже давно приняла на работу всех необходимых людей».
    Зато, уверена собеседница Самолёта, жирный плюс собственники получают из-за того, что прямые расчёты позволяют им не отвечать коллективно за долги соседей. Да, формально закон запрещает наказывать весь дом за отдельных должников, но по факту это происходило сплошь и рядом. Когда, например, организация-поставщик электроэнергии через суд блокировала счета УК, на которых аккумулировались взносы жителей на текущий ремонт, или средства, собранные домом от сдачи в аренду общего имущества.
    «А вообще, — говорит Татьяна Мартынова, — я думаю, что люди просто устали от нестабильности нашего жилищно-коммунального законодательства. Возможно, постоянные „инициативы“ по „улучшению“ позволяют чиновникам имитировать бесконечную „реформу ЖКХ“, но людей всё это пугает, вызывает подозрения».

    Можно платить частями?

    Свежий пример очередной «новации» в ЖК: россиянам хотят разрешить оплачивать коммунальные услуги частями. Такие поправки в Жилищный кодекс поступили на рассмотрение Госдумы.
    Сейчас при неполной оплате жилищно-коммунальных услуг жильцы, которые, к примеру, хотят рассчитаться за свет и воду, но не желают платить управляющей компании, по их мнению, работающей не так, как надо, становятся должниками по всем пунктам, указанным в едином платежном документе.
    Авторы инициативы считают такое положение дел несправедливым. Если гражданин полностью не оплачивает все виды предоставляемых коммунальных услуг, исполнитель рассчитывает задолженность по каждому виду коммунальной услуги в отдельности. Если же потребитель частично оплачивает коммунальные услуги и услуги по содержанию и ремонту жилого помещения, то исполнитель делит поровну полученную плату между всеми указанными в платежке видами коммунальных услуг и платой за содержание и ремонт. И тогда задолженность жильца рассчитывается исходя из остатка непогашенной суммы.
    То, что россияне не могут самостоятельно внести изменения в платежку, не соответствует принципам Гражданского кодекса, который отдает приоритет воле плательщика, настаивают депутаты. Тем более что причина неплатежа может быть разная — от нехватки денег до ненадлежащего качества той или иной услуги. Депутаты предлагают предоставить право жильцам самостоятельно распоряжаться принадлежащими им деньгами. То есть, чтобы гражданин, который должен оплатить несколько платежей, мог сам определять назначение каждого и обязательство, которое он им погашает.
    Эксперты же считают, что без таких поправок можно обойтись — инициатива депутатов просто дублирует уже существующие нормы гражданского законодательства.
    «При наличии единого платежного документа, если гражданин вносит платеж не полностью, достаточно написать соответствующее заявление в банк или единый информационно-расчетный центр, в зависимости от того, через кого жильцы оплачивают коммуналку, — пояснила „Российской газете“ исполнительный директор НП „ЖКХ Контроль“ Светлана Разворотнева. — То есть речь должна идти не об изменении законодательства, а об информировании россиян, поскольку мало кто знает о своих правах».
    Марина Мельникова
    СамолётЪ

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *