Можно ли считать тихона варвару и бориса жертвами темного царства?

9 ответов на вопрос “Можно ли считать тихона варвару и бориса жертвами темного царства?”

  1. DIC3 Ответить

    » – с этими словами Кулигин отдаёт тело девушки семье Кабановых. В этой реплике важно сравнение с всевышним судьёй. Оно заставляет читателя и зрителя задуматься о том, насколько прогнил мир «тёмного царства», что даже Страшный Суд оказывается милосерднее, чем суд «самодуров».
    Жертвой в «Грозе» оказывается и Тихон Кабанов. Очень примечательна фраза, с которой Тихон появляется в пьесе: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!» Жертвой его делает деспотизм матери. Сам по себе Тихон добрый и, в некоторой степени, заботливый. Он любит Катю и жалеет её. Но авторитет матери непоколебим. Тихон – безвольный маменькин сынок, которого чрезмерная опека Марфы Игнатьевны сделала зибитым и бесхарактерным. Он не понимает, как можно противиться воли Кабанихи, иметь собственное мнение или прочее. «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» – так Тихон отвечает матери. Тоску Кабанов привык топить в алкоголе (он нередко выпивает с Диким). Его характер подчёркивает имя. Тихон не в состоянии понять силу внутреннего конфликта своей жены, не может ей помочь, однако, желание вырваться из этой клетки у Тихона есть. Например, он рад своему отъезду на коротких 14 дней, ведь всё это время у него есть шанс быть самостоятельным. Над ним не будет «грозы» в виде контролирующей матери. Последняя фраза Тихона говорит о том, что мужчина понимает: лучше умереть, чем жить такой жизнью, но на самоубийство Тихон решиться не может.
    Кулигин показан как мечтающий изобретатель, ратующий за общественное благо. Он постоянно думает о том, как бы улучшить жизнь города, хотя прекрасно понимает, что никому из жителей Калинова это не нужно. Он понимает красоту природы, цитирует Державина. Кулигин образованнее и выше простых обывателей, однако, он беден и одинок в своих стараниях. Дикой лишь смеётся над ним, когда изобретатель говорит о пользе громоотвода. Савл Прокофьевич не верит, что деньги можно заработать честным путём, поэтому открыто издевается и угрожает Кулигину. Возможно, Кулигин понимал истинные мотивы самоубийства Кати. Но он предпринимает попытки смягчить противоречия, найти компромисс. Перед ним нет выбора либо так, либо никак. Молодой человек не видит активного способа противостоять «самодурам».
    Жертвами в пьесе «Гроза» выступают несколько персонажей: Катерина, Кулигин и Тихон. Бориса нельзя назвать жертвой по двум причинам: во-первых, он приехал из другого города, а во-вторых, по сути, он такой же лживый и двуличный, как и остальные жители «тёмного царства».

  2. pawt Ответить

    Если Дикой и Кабаниха могут быть названы самодурами, то Тихон Кабанов, по справедливости, назван личностью забитой и приниженной.
    Он не имеет собственной воли и собственной мысли. «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!» «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить!», – только такого рода речи и слышит от него мать. Она, конечно, одобряет его за это; но, как обыкновенно бывает с подобного рода людьми, она сама же его и не уважает. Она называет его дураком; она презрительно говорит ему: “Что ты сиротой-то прикидываешься! Что ты нюни-то распустил? Ну какой ты муж? Посмотри ты на себя!”
    И сестра Варвара его не уважает. Тихон человек добрый и в сущности не дурной: он любит, по-своему, жену, он верит ей; он вовсе не хочет, чтобы жена его боялась. Но в душе его нет столько любви, чтобы защитить бедную женщину от оскорблений, и он сам наносит ей оскорбления по приказанию матери. Собственная воля и возможность загулять на свободе, без присмотра, для него дороже всего. Он упрекает жену за то, что мать точила его попреками; он откровенно говорит Катерине, что рад вырваться из дома, что они с маменькой его «заездили». Он сам, глупо и слепо, губит и жену, и себя, и возможность своего счастья. Катерина, боясь своих порывов, просит его взять ее с собой, от отказывается. «Да неужели же ты разлюбил меня?», – спрашивает бедная женщина.
    – «Да не разлюбил, – отвечает он, – а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы-жены убежишь! Ты подумай-то: какой ни на есть, а я, все-таки, мужчина; всю жизнь вот этак жить, как ты видишь, так убежишь и от жены. Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?»
    – «Как же мне любить-то тебя, когда ты такие слова говоришь?», -скорбно восклицает Катерина.
    У Тихона есть сердце; когда Катерина при свекрови начинает каяться, рассказывает свой проступок, он пытается остановить ее, чтобы скрыть дело от беспощадной матери. Он сострадает потом мучениям жены… Но он все-таки делает то, что приказывает мать: он бьет Катерину по ее повелению. Не имея собственной мысли, он, напиваясь с горя, настраивает себя нарочно на враждебные чувства, согласно с воззрениями матери. Человек совести и чувства побеждает в нем слепопокорного сына лишь тогда, когда Катерина покончила с собой. «Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы…» Но это уже поздний протест и ненужный; да едва ли он и прочный. Может быть, Кабаниха и права, говоря с уверенностью в ответ ему: «Ну, я с тобой дома поговорю!»
    Такова одна стихия жизни, изображенная в «Грозе» – стихия самодурного гнета сильных над слабыми, унизительного и позорного принижения слабых.

  3. Hellshade Ответить

    Пояснение.При на­пи­са­нии сочинения можно поль­зо­вать­ся следующим при­мер­ным планом.
    1. Вступ­ле­ние – вво­дит в тему, дает предварительные, общие све­де­ния о той проблеме, ко­то­рая стоит за пред­ло­жен­ной темой. Во вступ­ле­нии может со­дер­жать­ся ответ на за­дан­ный по теме вопрос; быть пред­став­ле­но ваше мнение, если в на­зва­нии есть от­сыл­ка к мне­нию пишущего (“как вы по­ни­ма­е­те смысл названия…”); со­дер­жать­ся факт из био­гра­фии автора или ха­рак­те­ри­зо­ван исторический период, если эти све­де­ния имеют важ­ное значение для по­сле­ду­ю­ще­го анализа текста; быть сфор­му­ли­ро­ва­но ваше по­ни­ма­ние литературоведческих терминов, если они ис­поль­зо­ва­ны в на­зва­нии темы (“тема судьбы”, “образ героя”…).
    2. Ос­нов­ная часть: пред­став­ля­ет собой ана­лиз литературного про­из­ве­де­ния в со­от­вет­ствии с за­дан­ной темой. В ос­нов­ной части не­об­хо­ди­мо продемонстрировать зна­ние литературного материала, уме­ние логично, ар­гу­мен­ти­ро­ва­но и сти­ли­сти­че­ски правильно, гра­мот­но излагать свои мысли. Ос­нов­ная часть – это про­вер­ка того, на­сколь­ко верно по­ня­та тема. Ос­нов­ную часть можно на­чи­нать с те­зи­са — положения, ко­то­рое вы бу­де­те доказывать. Потом при­ве­ди­те аргументы, их долж­но быть по край­ней мере два. Свои ар­гу­мен­ты подкрепляйте при­ме­ра­ми из текста.
    3. Заключение: под­ве­де­ние итога, обоб­ще­ние сказанного, за­вер­ше­ние текста, по­втор­ное обращение вни­ма­ния на самое главное. За­клю­чи­тель­ная часть долж­на быть короткой, но емкой; ор­га­ни­че­ски связанной с преды­ду­щим изложением. В за­клю­че­нии может быть вы­ра­же­но отношение пи­шу­ще­го к произведению, его героям, проблеме. Оно долж­но быть из­ло­же­но корректно, без чрез­мер­ных восторженных оценок, иметь четко вы­ра­жен­ный смысл и быть под­го­тов­ле­но материалом ос­нов­ной части.
    Пример ответа С17.4. Тема любви — одна из вечных тем в искусстве и в литературе. До современных читателей доходят любовные стихотворения древнегреческих и древнеримских авторов, созданные тысячелетия назад. Эта тема, изменяясь и усложняясь с каждой новой исторической эпохой, прошла через века, и будет существовать вечно в прозе и поэзии, музыке и живописи, до сих пор, покуда человек умеет и может любить. Имя Евтушенко прочно вошло в литературу прошлого столетия. Его знают люди разных поколений, профессий, представители различных культурных и социальных слоев. Но не только с действительно редким и сильным талантом связана такая популярность поэта. Это поэт, всегда пишущий от первого лица и передающий невыдуманные, реальные истории. Тема любви для этого автора имеет большое значение, ведь в любви, как в волшебном зеркале, отражается истинная сущность человека. При этом тема любви, проходя через все творчество поэта, растет и развивается вместе с ним. Первые произведения, такие, как «Ты большая в любви…» и «Не понимать друг друга страшно» пропитаны чувством недоверия к происходящему, боязни того, что чувства, испытываемые поэтом, окажутся неискренними, наигранными: Не понимать друг друга страшно —не понимать и обнимать,и все же, как это ни странно,но так же страшно, так же страшново всем друг друга понимать.Однако даже во власти таких двойственных, противоречащих друг другу ощущений и боязни причинить себе душевную боль, лирический герой с нескрываемой бережностью и восхищением относится к своей возлюбленной: И, наделен познаньем ранним,я душу нежную твоюне оскорблю непониманьеми пониманьем не убью.Нетрудно проследить следование традициям Пушкина в отношении к возлюбленной: любовь — это самопожертвование. В наше время непросто сохранить светлое чувство любви, поклонения любимому. Обращение к поэзии Евтушенко помогает нам научиться любить искренне, самозабвенно, испытав всю полноту и прелесть великого человеческого дара — любить.

  4. Mugor Ответить

    Ватмосфере “темного царства”, под гнетом самодурной силы тускнеют, чахнут живые человеческие чувства, слабеет воля, меркнет разум. если же человек наделен энергией, жаждой жизни, то, применяясь к обстоятельствам, он начинает лгать, хитрить, изворачиваться. под давлением этой темной силы развиваются характеры тихона и варвары. и уродует их эта сила — каждого на свой лад. тихон подавлен, жалок, обезличен. но даже гнет кабанихи не убил в нем окончательно живые чувства. где-то в глубине его робкой души теплится огонек — любовь к жене. он не смеет проявлять эту любовь, он не понимает сложной душевной жизни катерины и рад уехать даже от нее, лишь бы вырваться из ада. но огонек в его душе не гаснет. растерянный и подавленный, тихон проявляет любовь и жалость к изменившей ему жене. “а я ее люблю, мне ее жаль пальцем ” — признается он кулигину. воля его парализована, и он не смеет даже своей несчастной кате. однако в последней сцене любовь к жене побеждает страх перед матерью, и в тихоне пробуждается человек. над трупом катерины впервые в жизни он обращается к матери с обвинением. здесь перед нами человек, в котором под влиянием страшной беды проснулась воля. проклятия звучат тем более грозно, что исходят они от самого забитого, самого робкого и слабого человека. значит, действительно рушатся устои “темного царства” и колеблется власть кабанихи, если даже тихон так заговорил. иные, чем в тихоне, черты воплощены в образе варвары. она не хочет терпеть власть самодурной силы, не желает жить в неволе. но избирает она путь обмана, хитрит, изворачивается, и это становится для нее привычным — она делает это легко, весело, не ощущая угрызений совести. варвара утверждает, что без лжи жить нельзя: весь дом у них на обмане держится. “и я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало”. житейская философия ее проста: “делай что хочешь, только бы шито да крыто было”. однако варвара хитрила, пока было возможно, когда же ее стали на замок запирать, она убежала из дому. и опять рушатся старозаветные идеалы кабанихи. дочь “опозорила” ее дом, вырвалась на свободу из-под ее власти. более всех слаб и жалок племянник дикого, борис григорьевич. он сам говорит о себе: “уж ведь совсем убитый хожу.. загнан, ” это добрый, культурный человек, выделяющийся на фоне купеческой среды. однако он не способен защитить ни себя, ни любимую женщину, в несчастье он лишь мечется да плачет и на брань ничего не в силах возразить. в сцене последнего свидания с катериной борис вызывает у нас презрение. убежать с любимой женщиной, подобно кудряшу, он боится. даже говорить с катериной опасается (“не застали б нас здесь”). это именно тот случай, по пословице, от слабости до подлости всего один шаг. покорно и трусливо звучат бессильные проклятия бориса: “ах, кабы знали эти люди, каково мне прощаться с тобой! боже мой! дай бог, чтоб им когда-нибудь так же сладко было, как мне теперь. прощай, катя! . злодеи вы! изверги! эх, кабы сила! ” нет у него этой силы..

  5. OZATIDYSO Ответить

    В «Грозе» отразились впечатления от путешествия по Волге, которое предпринял Островский летом 1856 года в составе экспедиции по изучению быта жителей Поволжья. Но не какой-то определенный волжский город, не какие-то определенные лица изображены в пьесе. В драме Островского отражены типичные картины русской жизни того времени. В купеческих домах за высокими заборами, за тяжелыми замками льются невидимые слезы, творятся темные дела; в душных купеческих хоромах царят невежество, разврат и пьянство, брань и побои, произвол самодуров.
    В атмосфере «темного царства» под гнетом самодурной силы тускнеют, чахнут живые человеческие чувства, слабеет воля, меркнет разум. Если даже человек наделен энергией, жаждой жизни, то, применяясь к обстоятельствам, он вынужден лгать, хитрить, изворачиваться.
    Под давлением этой темной силы развиваются характеры Тихона и Варвары, и эта сила уродует их — каждого на свой лад. Тихон подавлен, жалок, безволен, во всем безоговорочно подчиняется своей маменьке — деспоту и самодуру. Но даже гнет Кабанихи не убил в нем окончательно живые чувства. Где-то в глубине души теплится огонек — любовь к жене. Он не смеет проявить эту любовь, он не понимает сложной душевной жизни Катерины и рад уехать от нее, лишь бы вырваться из домашнего ада. Но огонек в его душе не гаснет. Растерянный и подавленный, он проявляет любовь и жалости к изменившей ему жене, но воля его парализована, и он даже не смеет помочь своей несчастной Кате. Однако в последней сцене любовь к жене побеждает страх перед матерью, и в Тихоне пробуждается человек. Над трупом Катерины он впервые обращается к матери с обвинением: «Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы…» Проклятьем звучит это многократная повторенное «вы», тем более грозным, что оно исходит от самого забитого, самого робкого и слабого человека. Значит, действительно рушатся устои «темного царства» и колеблется» власть Кабанихи, если даже Тихон заговорил так.
    Иные черты характера выработались в атмосфере «темного царства» у Варвары. Не желая жить в неволе и терпенья власть самодурной силы, она обманывает, хитрит, изворачивается. Это наконец становится привычным, и делает она этой легко, весело, не ощущая угрызений совести. Варвара утверждает, что без обмана жить нельзя: «Весь дом у них на обмане держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Ее житейская философия проста: «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было». Однако Варвара хитрила, пока было возможно; когда же ее пробуют запирать на замок, она убегает из дому. И опять рушатся старозаветные идеалы Кабанихи: дочь «опозорила» ее дом, вырвалась на свободу из-под ее власти.
    Более всех слаб и жалок племянник Дикого, Борис Григорьевич. Он сам говорит о себе: «Уж совсем убитый хожу… Загнан, забит…» Это добрый и культурный человек, выделяющийся на фоне купеческой среды. Однако он не способен защитить ни себя, ни любимую женщину. В несчастье он лишь мечется да плачет. И не в силах возразить ничего даже на брань. В сцене последнего свидания с Катериной Борис вызывает презрение. Он не только боится убежать с любимой женщиной, как это сделал Кудряш, он опасается даже разговаривать с Катериной («Не застали бы нас здесь»). Покорно и трусливо звучат последние проклятия Бориса: «Ах, кабы знали эти люди, каково мне прощаться с тобой… Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила!..»
    Нет у него этой силы. Однако в общем хоре протестующих голосов даже этот бессильный протест знаменателен.
    Начиная с первого действия, Островский постепенно раскрывает основной конфликт драмы. Еще велика власть кабаних над окружающими, и губит их эта власть, калечит их жизнь. Но уже, как пишет Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве», самодуры русской жизни начинают ощущать какое-то недовольство и безотчетный страх: помимо их воли, не спросясь, вырастает другая жизнь с другими началами, и хотя она еще не видна хорошенько, но уже дает себя почувствовать и посылает нехорошие видения темному произволу самодуров.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *