Можно ли в пост заниматься с мужем?

13 ответов на вопрос “Можно ли в пост заниматься с мужем?”

  1. ps1h1ator Ответить

    Пост – это лечение души. Задача поста заключается в том, чтобы помочь человеку отделиться от материального и прийти к духовному. Во время поста человек должен воздерживаться в еде, но это воздержание заключается не столько в физическом плане, сколько в стяжании своей воли. Вполне логично возникает вопрос: можно ли заниматься сексом во время поста или лучше полностью воздержаться от плотских удовольствий. Это тема нашей статьи, в которой мы постараемся дать максимально чёткий и аргументированный ответ.
    Мужчина и женщина связаны узами брака, они становятся одним целым. В этом случае можно смело говорить о единении и духовной близости, конечно, только если речь идет о совершении таинства венчания. Единение важно рассматривать не только с эмоциональной, но и с сексуальной точки зрения.
    Половая связь между мужем и женой – это важная составляющая семейного союза, выражающая тепло, ласку и любовь. Относительно супружеского долга, христианская церковь имеет много правил и поучений. В первую очередь: супружеский долг – это обязанность, являющаяся проявлением любви между мужем и женой. В связи с этим не стоит клеймить секс, как что-то безнравственное.
    В одном из посланий, апостол Павел призывает супругов не уклоняться друг от друга, дабы не быть искушёнными и не впадать в грех. Предполагается, что на период поста и молитв, супружеская пара имеет право самостоятельно устанавливать время воздержания и делать это только по двустороннему согласию.
    Вывод: в случае если один из супружеской четы не хочет отказываться от секса во время поста, то второй не имеет права отказывать, мотивируя отказ религиозными ограничениями.

    А как насчёт Великого поста?

    Великий пост — это время для очищения. Верующие убирают из меню животную пищу, алкоголь и по возможности борются с никотиновой зависимостью, если таковая имеет место. Поэтому вопрос занятия любовью во время Великого поста – это весьма сложный вопрос. С одной стороны, близость между супругами не есть грех, а с другой — есть ряд служителей, которые полагают, что:
    Великий пост – это время противостояния полоцкому соблазну и сексу в том числе. Иные полагают, что интимная жизнь в супружестве должна быть свободной от религиозных стереотипов и ограничений. И тем не менее в течение Великого поста существуют периоды, когда интимная близость не рекомендуется. Речь идёт о Страстной пятнице и всей страстной седмице. Также церковь не разрешает вступать в интимную близость готовясь к таинству причастия.

    Польза полового воздержания во время поста

    Многие воспринимают пост как что-то тягостное, посягающее на свободу, но давайте посмотрим на это с иной точки зрения. В частности, пост нужен для того, чтобы помочь людям стать духовно сильнее и очистить организм от шлаков и токсинов, накапливающихся в результате излишеств в питании. Как ни странно, это можно отнести и к сексуальной жизни верующих. Большинству, особенно молодым супругам, сложно воздержаться. Но пары, не придерживающиеся сексуального поста, имеют больше проблем в интимной сфере, чем те, кто отдают ему свою часть уважения.

  2. Malaran Ответить

    Об интимной близости в пост. Мы предлагаем ответы отца Даниила Сысоева на вопросы прихожан о супружеских отношениях в пост.
    Скажите, почему нынешняя православная традиция строго регламентирует время воздержания от супружеских отношений: множественные посты, святки, неделя после Пасхи, среды и пятницы? Почему же апостол говорит, что время воздержания от физических отношений дело самих супругов, т. е. «по взаимному соглашению», а в церкви нарушение таких постов считается грехом?
    Я знаю примеры, когда жены отказывали своим мужьям в близости во время постов. В результате возникали серьезные семейные скандалы, в конце концов жена уступала, а потом бежала каяться в «невоздержании от супружеской жизни». И такое представление о постах у нас воспринимается как догмат. Более того, навязывается мнение, что дети, зачатые в посты, бывают ущербны. Я знаю еще один пример, когда попытки жены соблюдать подобные посты, оттолкнули ее супруга от православной церкви. Думаю, что этот случай далеко не единичный.
    Действительно, в священном Писании есть правило апостола Павла: «А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию , на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» (1 Кор. 7, 1-7). На основании этого в Церкви издревле существует норма воздержания от супружеского сожительства во время постов. Но, в отличие от пищевых запретов, за нарушение которых без уважительной причины каноны называют отлучением от св. Причастия (69 правило св. апостолов), священные правила сказано: «Вступившие в брак сами себе должны бути довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, яко подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом паки купно бытии» (4 правило св. Дионисия Александрийского).
    Также говорит и 13 правило Тимофея Александрийского:
    Вопрос 13: Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное?
    Ответ: прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим (1Кор.7,5). Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу».
     Сам запрет этот связан с тем, что предполагается, (согласно 8 правилу св. апостолов), что христианин приобщается за каждой Литургией, а согласно 5 правилу Тимофея Александрийского, не должно причащаться после супружеского сожительства.
     Подобным образом учили и святые отцы, толкующие этот стих. Св. Иоанн Златоуст говорит: «Что это значит? Жена не должна, говорит, воздерживаться против воли мужа, и муж не должен воздерживаться против воли жены. Почему? Потому, что от этого воздержания происходит великое зло; от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и домашнее расстройство. Ибо если иные, имея своих жен, предаются прелюбодеянию, то тем более будут предаваться ему, если лишить их этого утешения. Хорошо сказал: не лишайте себя; ибо воздерживаться одному против воли другого, значит лишать, а по воле, — нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно. Это делают многие жены, нарушая справедливость и тем подавая мужьям повод к распутству и все приводя к расстройству. Всему должно предпочитать единодушие; оно всего важнее. Если хочешь, докажем это опытом. Пусть из двух супругов жена воздерживается, тогда как муж не хочет этого. Что будет? Не станет ли он предаваться прелюбодеянию, или, если не станет прелюбодействовать, то не будет ли скорбеть, беспокоиться, раздражаться, гневаться и причинять жене множество неприятностей? Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Никакой. Сколько неизбежно произойдет отсюда огорчений, сколько хлопот, сколько раздоров! Если в доме муж и жена не согласны между собою, то их дом не лучше обуреваемого волнами корабля, на котором кормчий не согласен с правителем руля. Посему Апостол и говорит: не лишайте себе друг друга, точию по согласию до времени, да пребывайте в посте и молитве . Здесь он разумеет молитву, совершаемую с особенным тщанием, ибо если бы совокупляющимся он запретил молиться, то как можно было бы исполнять заповедь о непрестанной молитве? Следовательно можно и с женою совокупляться си молиться: но при воздержании молитва бывает совершеннее. Не просто сказать: да молитеся , но: да пребывайте в молитве , потому что брачное дело только отвлекает от этого, а не производит осквернения. И паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана . Дабы не подумали, что это закон, присоединяет и причину. Какую? Да не искушает вас сатана . А дабы знали, что не Диавол только бывает виновником прелюбодеяния, прибавляет: «невоздержанием вашим» – так толкует эти слова святитель Иоанн Златоуст.
    Подобным образом и св. Григорий Богослов, увещевая готовящихся к Крещению, пишет: «Об одном тебя прошу: прими дар, как ограждение, и дару принеси от себя чистоту на время, пока продолжаются дни, установленные для молитвы, которые честнее дней рабочих; и то по взаимному условию и согласию. Ибо не закон предписываем, но даем совет, и хотим взять от тебя же и для общей вашей безопасности«.
    Таким образом, позицию Церкви можно выразить так – хорошо и полезно для души воздерживаться от супружеского общения во дни постов, но это не должно быть против воли одного из супругов. Насколько долго должно длиться это воздержание, решать не может никто, кроме их собственной совести. Единственное церковное ограничение – это запрет на плотское общение перед причастием. Оно было установлено еще в Ветхом Завете, когда перед пришествием Господа на гору Синай народу было повелено три дня воздерживаться от жен  Исх.19:15
    И сказал народу: будьте готовы к третьему дню; не прикасайтесь к женам.
    Совершенно неоправданна позиция тех, кто утверждает, будто отношения в браке возможны лишь тогда, когда разрешены венчания. На самом деле запрет на венчания в некоторые дни связан с тем, что из-за постов или наступающих праздничных служб не может совершиться брачное пиршество (объяснение св. Симеона Солунского), а не с запретом на плотское общение. Тем более, что по правилам древней Церкви в ночь после Венчания брачное сожительство не одобрялось.
    Сама попытка навязать супружеский пост как обязательный в те дни, когда нельзя венчать, на самом деле является, как и говорил Златоуст, подталкиванием людей к изменам. Ведь если строго следовать нормам, выдвигаемым некоторыми современными духовниками, тогда окажется, что иметь супружеские отношения можно меньше чем треть дней в году (от 115 до 140), что приведет (особенно в современное развратное время) лишь к разрушению семей, что, собственно и наблюдается.
    Тем более недопустимо считать детей, зачатых постами, в чем-то ущербными или проклятыми. Это утверждение не основано на Писании и творениях Отцов Церкви. Оно осуждает без вины миллионы наших современников, которых родители зачали в «не то время», хотя Бог говорит, что дети не несут вины отца. Все эти запугивания в корне противоречат самому духу евангельской свободы, советующей, но не навязывающей. Напомним, что пожелание воздержания, по словам св. Григория Богослова: «не закон, но совет». Но это, конечно, не означает нашего пренебрежения апостольским советом, потому что духовная польза от воздержания очевидна.
    «Меня всегда очень возмущала фраза типа: «И они жили в чистоте». Каждый православный прекрасно понимает, о чем она, настолько часто ее применяют как в литературе, так и в разговорной речи. А как же тогда слова Писания «Брак честен и ложе непорочно»? Ведь логично сделать вывод, что если одно состояние чистота, то другое наоборот — это грязь!?»
    Другое состояние не чистота, но и не скверна. Брак – это естественное состояние человека в падшем мире, благословленное Господом в Кане Галилейской. Поэтому и в молитвах Венчания мы просим сделать брак честным и ложе – нескверным. Но безбрачие ради Христа гораздо выше. Это – сверхъестественная добродетель, делающая человека равным ангелам. Но при этом воздержание, происходящее из-за гнушения браком, Церковь рассматривает, как причину для анафемы (14 правило Гангрского Собора, 51 правило св. апостолов).
    Здравствуйте! Батюшка, спасибо, что Вы затронули такие деликатные и в то же время важные темы. У меня скопилось несколько подобных вопросов, но мне всегда как-то неудобно обсуждать их с приходским священником. Если Вы сочтете нужным, может быть, Вы ответите на них. Заранее спасибо. И еще. Я понимаю, что это не самые главные вопросы в нашей жизни, но хотелось бы раз и навсегда уяснить их для себя, чтобы избежать смущений всякого рода. 1. Можно ли утром подносить к Причастию грудного ребенка, если ночью были супружеские отношения? 2. Можно ли в этот день вообще заходить в церковь, прикладываться к иконам, св. мощам и подходить к помазанию, или человек весь день считается нечистым (а где же «ложе непорочно»?). Можно ли дома зажигать свечи и лампаду, вкушать святую и крещенскую воду и просфору? 3. Считается ли ночь Причастного дня постной в супружеском отношении?
    Апостол Павел сказал: «брак честен и ложе нескверно», об этом же говорят молитвы Таинства Брака. Поэтому невозможно говорить о нечистоте супружеского ложа, если не было греха (каких-либо противоестественных отношений). Поэтому после супружеских отношений можно прикасаться к любой святыне и подносить ребенка к святой Чаше. Не допускается лишь участие в св. Причастии в согласии с правилом Тимофея Александрийского. В день после причастия также должно хранить себя от близости «любви ради небесного Царя» (по словам Служебника). Но нигде ничего не сказано про следующую ночь. Начинается новый день и никаких запретов на него нет.
    Батюшка, подскажите, как быть. Мой муж не является очень церковным человеком, но несколько месяцев назад заявил, что супружеские отношения в комнате, где на стене висят иконы, невозможны. Я спросила, кто ему об этом сказал? Ответ был: «Я знаю». Но, насколько я знаю, иконы должны быть в каждой комнате. И как тогда быть? А если комната вообще одна? Этот довод мужа не убедил. Он может в какой-то мере быть прав?
    Апостол Павел сказал: «брак честен и ложе нескверно«. Поэтому супружеское сожитие никак не может осквернить икон. У христианина иконы должны быть всегда на виду, чтобы никогда не забывать Бога, Который все видит. Поэтому ваш муж не прав. Над семейным ложем иконы могут и должны быть. Так кстати можно предохранить себя от различных злоупотреблений браком.
    о. Даниил Сысоев
    Читайте так же:
    Почему секс до венчания грех?

  3. Nitaxe Ответить

    Великий пост у большинства прочно ассоциируется с ограничениями в питании. Все знают, что в это время нельзя мясо, молоко, яйца, масло… да и алкоголь пить нежелательно. Хотя некоторые послабления имеются: в небольших количествах в определенные дни можно испробовать красного вина.
    Но вот что можно и нельзя делать в отношении поведения? Тут уже сложнее…
    Многие представители духовенства (к сожалению, в основном, православного) утверждают, что секс в дни поста категорически запрещен! Отсылают они при этом к словам Библии:

    Мол, воздержание относится не только к еде — скромность приличествует и в половой жизни.
    Им вторят многочисленные «батюшки»:

    приравнивая к «духовному посту» отказ от всяческих «удовольствий», в том числе и сексуальных.
    Вот против этого человеческая природа бунтует: как так? Разве любовные отношения на супружеском ложе с собственной женой (мужем) — это грех?!
    Чтобы ответить на этот вопрос, следует обратится к писаниям отцов церкви. В первую очередь, святого апостола Павла.
    В своем «Послании к Коринфянам» апостол пишет:

    Получается, апостол Павел вовсе не порицает супружескую близость и не считает, что в какое-то определенное время она запрещается. Напротив, призывает к ней. Правда, он указывает, что время воздержания в отношениях быть должно – «упражнения в посте и молитве», но тут же замечает, что это время должно быть определено самими супругами, «по согласию». Мало того, время воздержания, даже если оно и будет, не должно быть продолжительным, чтобы человек, лишенный полового общения с супругой (супругом), не впал в грех.
    Рекомендация апостола Павла настолько проста и понятна, что века до IV-го иное ее толкование никому бы в голову не пришло.
    Чуть позже (в IV веке) на сей счет высказались еще двое восточных мудрецов.
    Святой Дионисий Александрийский напомнил верующим слова апостола Павла и сказал, что

    то есть сами должны определять меру воздержания.
    Святой Тимофей добавил, что воздержание приличествует в субботу и воскресенье, так как в это время в храмах совершается литургия, и также сослался на вышеприведенные слова апостола Павла.
    Более никаких канонических предписаний отцы церкви на этот счет не давали.
    Таким образом, в христианстве супругам вовсе не запрещено заниматься сексом в период поста. Периоды воздержания не предписаны строго, а лишь рекомендованы только перед литургией. Во все прочее время решение этого вопроса отдано согласию мужа и жены — только им дано решать, позволить или нет любовную близость.

  4. Saithimeena Ответить

    По сути, Великий пост является временем очищения – люди должны исключить из своего рациона продукты животного происхождения, алкогольные напитки и так далее. Единственным послаблением может быть красное вино, которое употребляют в небольшом количестве и строго в определенные дни. С занятиями любовью во время поста все несколько сложнее – ведь секс между законными супругами не является грехом. Священники в ответ на это завуалировано утверждают, что Библия указывает на негативные последствия пресыщенности и прибавления жизни воздерживающимся.
    Под воздержанием духовенство подразумевает не только ограничения в еде, но и половые отношения.
    Впрочем, большинство монахов не разделяют единой точки зрения в данном вопросе. Одни убеждены, что половая супружеская жизнь христиан является свободной, и никакие традиции не могут в нее вмешиваться. При этом монахи подчеркивают, что, согласно церковным канонам, воздерживаться от секса все же следует – в ночь перед крещением или литургией. Другие священники уверяют, что выполнение супружеского долга в дни поста являются грехом, поскольку Великий пост – это своеобразная победа человека над слабым физическим телом, а потакания его желаниям разрушают эту победу.

    Секс и духовная жизнь

    Считается, что Великий пост является спасительными днями, через которые Бог призывает людей к борьбе со своими немощами и пагубными страстями. Благодаря ограничению своих помыслов, поступков и привычек человек становится сильнее и устойчивее к различным соблазнам. Если отсутствие секса переносится тяжело, следует исповедаться и покаяться в церкви – Бог даст сил на борьбу и простит человеческую слабость. Впоследствии необходимо поддерживать себя молитвой, чтобы выдержать пост с достоинством, подобающим божьему человеку.
    Мусульманам, в отличие от православных людей, не возбраняется заниматься любовью в Рамазан – однако это дозволено только больным, кочующим или живущим на чужбине.
    Православная церковь объясняет необходимость воздержания на время Великого поста укрощением плоти с целью усовершенствования духовной жизни. Слабость тела может превратить человека в животное, ведомое одними инстинктами – такие люди, согласно православным понятиям, попадают в ад. Поэтому постящимся и просто сочувствующим священнослужители рекомендуют в дни поста отказаться от низменных помышлений и предаться очищению духовного и физического тела.

  5. PODROSTOK Ответить

    – Воздержания в пище во время поста для каждого индивидуальны. Если у человека есть какие-то сомнения, это нужно обговорить со священником. Конечно, следует ограничить себя не только в употреблении мяса. Гораздо важнее будет, если курящий откажется от сигарет, а выпивающий – от спиртного.
    Также во время поста нельзя сквернословить, ссориться и вступать в конфликты. Если кто-то не может поститься все время, можно придерживаться поста несколько раз в неделю. Здесь важно быть честным с собой и понять, действительно ли человек не может или просто не хочет.
    – Достаточно ли в пост просто воздерживаться от определенных продуктов?
    – Духовная составляющая поста гораздо выше телесной. Если какие-то послабления в пищевых ограничениях возможны, то в молитве их быть не может. Во время поста важно держать себя в духовном тонусе.
    Можно отказаться от всех запрещенных продуктов, но если при этом не молиться, не обращаться к Богу, то пост превратится в обыкновенную диету.
    – Кому во время поста разрешены послабления?
    – Послабления разрешены пожилым и тяжелобольным людям, беременным женщинам. Но речь идет только о послаблениях в пище. Если говорить о духовной составляющей поста, то там послаблений быть не может.
    Ежедневная молитва не может негативно сказаться на качестве труда или вынашивании ребенка.
    – Нужно ли поститься детям?
    – Детям можно придерживаться поста. Конечно, вместо ограничений в мясе их лучше ограничить в сладостях. А вместо просмотра мультфильмов – почитать им книги. Необязательно церковные, можно и художественную литературу, которая будет учить нравственности.
    – Разрешается ли во время поста заниматься спортом, ходить на вечеринки и сидеть в социальных сетях?
    – Занятия спортом никак на соблюдение поста не влияют. А вот от походов на увеселительные мероприятия следует воздержаться. Во время поста мы в первую очередь просим у Бога о прощении грехов, а покаяние и веселье – это практически взаимоисключающие понятия.
    Если говорить о социальных сетях, то тут человеку нужно ответить себе на вопрос: «Действительно ли мне это нужно?» Если это два часа просмотра ленты с записями друзей, чтобы скоротать время от ужина до отхода ко сну, то, конечно, от этого лучше отказаться.
    Есть возможности использовать интернет с пользой – читать книги или смотреть передачи, которые могут нравственно обогатить человека, образовать его.
    – Обязательно ли во время поста воздерживаться от супружеской жизни?
    – Этот вопрос решается индивидуально в каждой семье. Иногда к согласию приходят сами супруги, иногда они обращаются за помощью к священнику.
    Бездумно соблюдая это правило, можно навредить семье. А людям, не состоящим в браке, в любое время следует воздерживаться от половой жизни.
    – Правда ли, что в Великий пост не стоит затевать никаких дел – ремонта, крупных покупок, переезда?
    – Это, скорее, суеверие. Во время поста человек живет своей обычной жизнью, поэтому от бытовых дел отказываться не нужно.
    – Можно ли быть с Богом, не соблюдая пост?
    – Я всех призываю соблюдать пост – это возможность для каждого стать ближе к Богу. К сожалению, многие его игнорируют и приходят в церковь уже в сам праздник Пасхи, чтобы освятить яйца и булки. Но церковь никого не отвергает: даже если человек пришел в последний момент – он помнит о празднике и может праздновать его наравне со всеми.
    – Что бы вы порекомендовали тем, кто планирует поститься в первый раз?
    – Тем, кто решил впервые придерживаться поста, лучше всего подойти к священнику, объяснить, что есть желание провести пост с пользой для души.
    Священник сможет дать индивидуальные рекомендации в зависимости от работы и здоровья. Если говорить общо, то я бы отметил рассудительность: не стоит браться за то, чего ты не сможешь потом понести.
    Некоторые люди начинают соблюдать пост досконально и строго, а через пять дней они выбиваются из сил и совсем оставляют всякое воздержание. Поэтому важно знать чувство меры.

  6. BaBa NюRа Ответить

    У православных христиан 11 марта начинается Великий пост. Как поститься детям, можно ли пользоваться интернетом и делать ремонт во время поста, обязательно ли воздерживаться от супружеской жизни и почему главное правило в ограничениях – рассудительность, рассказал Intex-press священник Антоний Моргун, настоятель Прихода храма Святой блаженной Валентины Минской.
    Настоятель Прихода храма Святой блаженной Валентины Минской Антоний Моргун. Фото: Intex-press
    – В чем заключается суть поста?
    – Пост – это время, когда человек может что-то сделать не для своего тела, а ради своей души и Бога. Это одновременно духовное очищение и телесное воздержание. Человек двусоставен, поэтому разделять эти части нельзя. Плотно поужинав, человек захочет поспать, а не помолиться. Поэтому воздержание в пище – это подспорье для воздержания духовного.
    – Каких ограничений необходимо придерживаться в пост? И что делать, если соблюдать эти ограничения сложно?
    – Воздержания в пище во время поста для каждого индивидуальны. Если у человека есть какие-то сомнения, это нужно обговорить со священником. Конечно, следует ограничить себя не только в употреблении мяса. Гораздо важнее будет, если курящий откажется от сигарет, а выпивающий – от спиртного.
    Также во время поста нельзя сквернословить, ссориться и вступать в конфликты. Если кто-то не может поститься все время, можно придерживаться поста несколько раз в неделю. Здесь важно быть честным с собой и понять, действительно ли человек не может или просто не хочет.
    – Достаточно ли в пост просто воздерживаться от определенных продуктов?
    – Духовная составляющая поста гораздо выше телесной. Если какие-то послабления в пищевых ограничениях возможны, то в молитве их быть не может. Во время поста важно держать себя в духовном тонусе.
    Можно отказаться от всех запрещенных продуктов, но если при этом не молиться, не обращаться к Богу, то пост превратится в обыкновенную диету.
    – Кому во время поста разрешены послабления?
    – Послабления разрешены пожилым и тяжелобольным людям, беременным женщинам. Но речь идет только о послаблениях в пище. Если говорить о духовной составляющей поста, то там послаблений быть не может.
    Ежедневная молитва не может негативно сказаться на качестве труда или вынашивании ребенка.
    – Нужно ли поститься детям?
    – Детям можно придерживаться поста. Конечно, вместо ограничений в мясе их лучше ограничить в сладостях. А вместо просмотра мультфильмов – почитать им книги. Необязательно церковные, можно и художественную литературу, которая будет учить нравственности.
    – Разрешается ли во время поста заниматься спортом, ходить на вечеринки и сидеть в социальных сетях?
    – Занятия спортом никак на соблюдение поста не влияют. А вот от походов на увеселительные мероприятия следует воздержаться. Во время поста мы в первую очередь просим у Бога о прощении грехов, а покаяние и веселье – это практически взаимоисключающие понятия.
    Если говорить о социальных сетях, то тут человеку нужно ответить себе на вопрос: «Действительно ли мне это нужно?» Если это два часа просмотра ленты с записями друзей, чтобы скоротать время от ужина до отхода ко сну, то, конечно, от этого лучше отказаться.
    Есть возможности использовать интернет с пользой – читать книги или смотреть передачи, которые могут нравственно обогатить человека, образовать его.
    – Обязательно ли во время поста воздерживаться от супружеской жизни?
    – Этот вопрос решается индивидуально в каждой семье. Иногда к согласию приходят сами супруги, иногда они обращаются за помощью к священнику.
    Бездумно соблюдая это правило, можно навредить семье. А людям, не состоящим в браке, в любое время следует воздерживаться от половой жизни.
    – Правда ли, что в Великий пост не стоит затевать никаких дел – ремонта, крупных покупок, переезда?
    – Это, скорее, суеверие. Во время поста человек живет своей обычной жизнью, поэтому от бытовых дел отказываться не нужно.
    – Можно ли быть с Богом, не соблюдая пост?
    – Я всех призываю соблюдать пост – это возможность для каждого стать ближе к Богу. К сожалению, многие его игнорируют и приходят в церковь уже в сам праздник Пасхи, чтобы освятить яйца и булки. Но церковь никого не отвергает: даже если человек пришел в последний момент – он помнит о празднике и может праздновать его наравне со всеми.
    – Что бы вы порекомендовали тем, кто планирует поститься в первый раз?
    – Тем, кто решил впервые придерживаться поста, лучше всего подойти к священнику, объяснить, что есть желание провести пост с пользой для души.
    Священник сможет дать индивидуальные рекомендации в зависимости от работы и здоровья. Если говорить общо, то я бы отметил рассудительность: не стоит браться за то, чего ты не сможешь потом понести.
    Некоторые люди начинают соблюдать пост досконально и строго, а через пять дней они выбиваются из сил и совсем оставляют всякое воздержание. Поэтому важно знать чувство меры.
    Источник

  7. FreshUp Ответить

    Библейское понимание поста подразумевает для людей, находящихся в браке, и воздержание от физической близости. Это – одна из характеристик поста, но с оговоркой, которую не я, но Дух Святой через апостола Павла в Послании говорит: это воздержание должно быть при трех условиях.
    Первое: обоюдное согласие. Именно, чтобы оба выразили согласие, а не одна сторона.
    Второе: воздержание должно быть для цели поста и молитвы. То есть не воздержание само по себе ценно, а воздержание, чтобы усилить пост. И третье: время воздержания должно быть оговорено обоими супругами.
    Великий пост долгий. Весь Пост – о воздержании, а моя вторая половина говорит – “нет”. Значит – нет. Сколько мы будем с тобой воздерживаться? Вторая половина говорит: “С тобой? Долго. Ровно полтора суток”. Ну, и, слава Богу, что так мало, вот и хорошо – не мучиться.
    Сильный должен дать возможность слабому назначить время. Я имею в виду слабого в духовном плане, а не в физическом. В Церкви больше женщин, и я должен сказать одну очень важную вещь: многие женщины, не зная мужского естества, требуют от мужчин то, что легко женщине, но очень трудно мужчине. Поэтому я бы хотел посоветовать женщинам, в браке находящимся, вспомнить, что глава семьи – муж. Пусть он решает вопрос количества воздержания.
    А мужчинам хотелось сказать следующее: кто имеет ревность по Богу и воздерживается… Из опыта пастырского, сталкивался много раз, когда муж обратился к Богу, стал ездить в монастырь, его духовник начал требовать от него, чтобы он в посту воздерживался от близости с женой. А жена другая, она полумирская, у нее нет того, что есть у мужа. Она два раза приезжала в церковь. Мы с ней общались, и она сказала: “Батюшка, я чувствую, он охладевает ко мне”. Там нет охлаждения – просто другая радость переполняет его, духовная. Он нашел у себя нечто новое, чего он не подозревал даже, но она чисто по-земному, по-женски переживает это. Для нее важно свидетельство того, что муж ее любит.
    Поэтому нам, мужьям, мужчинам, в браке находящимся, нужно, если мы воздерживаемся, спросить себя: “Чем я компенсирую свою любовь к жене тогда?” Что мне такое тогда нужно делать, чтобы она знала, как я люблю ее? У мужчин своя особенность, у женщин своя. Но общее церковное правило таково, что нужно по обоюдному согласию воздерживаться, лишь для цели – поста, молитвы. Апостол Павел пишет, что также и лишь на оговоренный срок.
    Из своего священнического опыта скажу, что, например, молодым парам, вступающим в брак, я не советую на эту тему даже думать. Я говорю: “Подождите, догоните нас, вот будет вам 89, поговорим, встретимся”. Это шутка. А на самом деле молодым не с этого надо начинать. Сначала нужно стяжать любовь друг к другу. А потом – на подвиги. Главный подвиг – это любовь. Вот, научиться в семье, в первую очередь, уступать своей второй половине и при этом испытывать счастье от победы над своей гордостью. Это ценнее в глазах Всевышнего, чем воздержание от близости.
    Источник:

  8. ФФСТ Ответить


    Почему святые отцы не оставили нам строгих и четких канонов относительно воздержания супругов от телесной близости во время однодневных и многодневных постов? Первая и главная причина в том, что телесный пост между мужем и женой – сфера очень интимная и деликатная. Если ввести на этот счет суровые каноны, запрещения, многие супруги могут на этом споткнуться: не каждый в силах понести бремя поста. И поэтому Церковь, снисходя к немощи одного из супругов, призывает с пониманием относиться к его половине: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию на время, для упражнения в посте и молитве» (1 Кор. 7: 4–5). Но супружеский пост – это общепринятая церковная практика, правило, обязательное для соблюдения, как и другие правила и традиции Церкви. О нем говорят нам правила для совершения венчания (которые, кстати, тоже не являются канонами), ведь эти предписания имеют только одну цель – повенчать супругов в те дни, когда разрешена супружеская близость. Потому что и в дни Светлой седмицы, и в святки вполне можно устраивать застолья и предаваться праздничному веселью. Кстати, правила о венчании соблюдаются очень строго. Если какой-нибудь священник будет венчать пары, например, во время Великого поста, это сразу же повлечет суровое наказание от правящего архиерея. Такому батюшке сначала сделают строгое предупреждение, а потом, если он будет и дальше практиковать венчание в пост, его вообще отправят под запрет.
    Соблюдение поста в интимных отношениях для супругов должно быть делом обоюдного согласия. Здесь не может быть насилия над волей другого, о чем говорит нам апостол Павел. И во времена апостольские, и в наше время это одинаково актуально, ибо и тогда, и сейчас существует очень много браков, где один из супругов принял христианство, живет жизнью и традициями Церкви, а другой пока нет. И для сохранения мира и любви рекомендуется снисходить к немощи другого. Священник, принимая исповедь, должен с пониманием отнестись к этому. Вот еще одна причина, почему на этот счет нет строгих канонов и епитимий. Ведь был бы велик соблазн у некоторых не в меру суровых духовников проявить здесь излишнюю строгость.
    Но супружеский пост никто не отменял, и жене церковной не нужно расслабляться и втайне радоваться тому, что ее пока немощной супруг не может понести бремя поста. Уступив ему ради мира в семье, она должна усилить молитву за него и воздерживаться в чем-то другом, следить за собой построже. Она должна надеяться на то, что муж когда-нибудь сможет в полной мере поститься вместе с ней.
    Принуждать поститься, конечно, никого нельзя. Но люди, отрицающие пост (в том числе и супружеский), сами, как это ни странно, очень многого себя лишают. Они видят пост как сплошные ограничения и путы для их свободы, не подозревая о том, что пост – прекрасное средство к совершенствованию, в том числе и в жизни семейной. Церковь очень премудро установила дни супружеского поста. Да, порой непросто нести, особенно молодым, постные тяготы, но супруги не церковные, не постящиеся имеют другую, гораздо большую, проблему в сфере интимной – пресыщение, охлаждение в телесных отношениях. Об этой проблеме приходится слышать священникам на исповеди. Некоторые молодые люди рассказывают на исповеди, каким излишествам они предаются с супругой, чтобы как-то разнообразить свою интимную жизнь. Пост они, естественно, нарушают. Таким супругам я советую строго соблюдать посты, и тогда их телесные отношения не потеряют остроты и привлекательности.
    А сколько супружеских измен случается из-за охлаждения в супружеской жизни! Особенно этим грешат мужчины. Даже если жена обладает очень яркой, эффектной внешностью, через некоторое время муж, не привыкший к воздержанию, пресыщается ею, интимная жизнь становится пресной, и здесь могут начаться всевозможные извращения в супружеских отношениях, а потом дело может дойти и до измены.
    Человеку пресыщенному всегда хочется чего-то нового, горяченького. В Древнем Риме гомосексуализм, педофилия, другие извращения вошли в норму как раз из-за того, что люди полностью пресытились и уже не знали, чего еще желать. Так что в интимной жизни количество вовсе не переходит в качество, а даже наоборот. У Дейла Карнеги есть не очень известная книжка о семье и браке, изданная уже после его смерти. Так вот, он пишет в ней, что супругам, чтобы сохранить свежесть отношений, нужно вступать в половую связь реже, чем им этого хочется.
    Любые супруги как-то регламентируют свои телесные отношения, так почему не использовать для этого дни, которые Церковью специально установлены для воздержания? Кстати и священники, и психологи знают, что интимных проблем, сексуальных расстройств у православных воздержанных людей гораздо меньше, чем у нецерковных.
    Конечно, телесные отношения между супругами – очень важная составляющая семейного союза. Она есть выражение их любви друг к другу. Недаром ребенка называют «плодом любви». Старец Паисий Афонский говорит: «Мужчина чувствует естественную тягу к женщине, а женщина к мужчине. Если бы не было этой тяги, то никто никогда не решился бы создать семью. Люди думали бы о тех трудностях, которые впоследствии ожидают их в семье и связаны с воспитанием детей и другими семейными делами, и поэтому не решились бы вступить в брак». Если между мужем и женой долго нет телесных отношений (конечно, не по причине сугубого подвига) – это очень тревожный симптом, говорящий о том, что их отношения терпят кризис. Ведь телесные отношения – это лишь видимая часть близости.
    Все начинается с душевного понимания, внимания супругов друг к другу. И при всей своей важности интимные отношения играют далеко не главную роль в браке. Пост очень помогает не только сохранить свежесть телесных отношений (супруги после воздержания будут всегда приятны и желанны друг для друга), но и способствует укреплению душевной и духовной близости. Отношения мужа и жены, когда они не общаются телесно, переходят в иную плоскость. Они начинают проявлять свои чувства по-другому, это выражается во внимании, понимании, общении. Пост – это экзамен на то, что же нас в действительности связывает: духовная ли, душевная или только телесная близость; сумели ли мы что-то построить, стать единым телом и единой душой, или нас связывает только плотское влечение. В период поста мы начинаем видеть нашу половинку в ином свете, с другой, человеческой, дружеской стороны, без примеси плотской страсти.
    Еще один важный момент: пост воспитывает волю и учит умеренности и воздержанию. Ведь в жизни супругов обязательно наступает момент, когда телесное общение прекращается. Например, по причине болезни, беременности и т.п. Если супруги не привыкли к воздержанию, им будет очень непросто все это понести. Таким образом, время поста и воздержания – это очень хорошая возможность для супругов воспитать в себе не плотскую, а настоящую духовную любовь и близость. «Плотская любовь соединяет мирских людей внешне, только до тех пор, пока они обладают [необходимыми для такой любви] мирскими качествами. Когда эти мирские качества теряются, плотская любовь разъединяет людей, и они скатываются в погибель. А вот когда между супругами есть настоящая драгоценная духовная любовь, то, если один из них потеряет свои мирские качества, это не только не разъединит их, но объединит еще крепче. Если есть только плотская любовь, то жена, узнав, к примеру, что спутник ее жизни поглядел на другую женщину, плещет ему в глаза серной кислотой и лишает его зрения. А если она любит его чистой любовью, она испытывает за него еще большую боль и тонко, аккуратно старается вновь вернуть его на правильный путь», – пишет старец Паисий.
    Пост – прекрасная тренировка воли. Очень важно в семейной жизни приучить себя к дисциплине, научиться контролировать свои инстинкты. Ведь когда человек не умеет этого, как он сможет воздержаться от нескромного взгляда, флирта, а потом и измены, в нашем мире, переполненном соблазнами?
    ***
    Я задал несколько вопросов на тему супружеского поста практикующему семейному психологу Ирине Анатольевне Рахимовой. Ирина Анатольевна возглавляет центр «Православная семья» и уже более 20 лет работает в сфере семейной психологии.
    – Ирина Анатольевна, скажите, полезно ли временное воздержание супругов от телесного общения во время поста с точки зрения семейной психологии?
    – Считаю установленные Церковью периоды постов, когда прекращаются телесные супружеские отношения, весьма разумным и нужным правилом. В жизни, в том числе и семейной, супружеской, есть гласные и негласные правила. Бывает в семейной жизни, когда супруги вынуждены воздерживаться от телесного контакта.
    Ко мне на консультацию часто приходят люди, уже начавшие жить друг с другом до брака, чтобы, как им кажется, проверить, подходят они друг другу или нет. Я им объясняю, почему нужно воздерживаться до брака: чтобы научиться воздерживаться в браке. Период добрачный, подготовка к браку – время учебы. И в семейной супружеской жизни очень важно уметь обуздывать плоть, воспитывать свои чувства, волю, не все себе позволять. Человеку распущенному, не привыкшему воздерживаться, очень сложно хранить верность.
    – Знаю, что вы рекомендуете людям, живущим в «гражданском браке», на время воздержаться от интимных отношений для проверки своих чувств. Какие это дает результаты?
    – Да, если люди уже живут до брака и имеют интимные отношения, я рекомендую проверить свои чувства таким образом: на некоторое время (скажем, на два месяца) прекратить телесные отношения. И если они соглашаются на это, то, как правило, варианта два: либо они расстаются, если их связывала только страсть, или вступают в брак, что у меня в практике было. Воздержание позволяет им по-новому взглянуть друг на друга, полюбить без примеси страсти и игры гормонов.
    – У кого больше проблем в интимной жизни: у православных или у нецерковных людей, не соблюдающих посты?
    – Тема новизны в отношениях очень актуальна в семейной жизни. Великий пост очень символично заканчивается весной, когда природа расцветает, когда супруги вновь вступают в телесные отношения. И после периода поста у них открывается радость, и их чувства обновляются после зимы. Это помогает сохранить свежесть, романтику в отношениях. И людям православным сохранить это гораздо проще: у них есть пост.
    Существует очень большое заблуждение, что воздержание вредно. Считается, что каждый (в том числе и вне брака) должен иметь регулярную половую жизнь, удовлетворять свои потребности: без этого, дескать, будут болезни, неврозы и психические расстройства. Это большая ловушка. Все неврозы и расстройства – в голове, в настрое человека, в том, что он сам себе внушил. Считаю, что в теории сублимации есть большая правда. Если человек не зацикливается на теме телесных отправлений и живет воздержанно, он может использовать нерастраченную энергию для реализации себя в творчестве, труде, научной деятельности, других сферах.
    Я считаю, что христианин и в семейной жизни, и в любой другой всегда воин Христов, привыкший к труду над собой, человек сильной воли. И в этом нам очень помогает пост и воздержание. Но вера наша оскудеет, если мы дадим себе слабину, будем думать о том, как облегчить себе христианскую жизнь.
    Православные христиане прошлых веков и помыслить не могли, что в пост можно предаваться плотским супружеским удовольствиям. Эта идея могла возникнуть только в наше время, когда люди оторваны от традиций и предания Церкви.
    ***
    В заключение хочу сказать об одной опасности, которая подстерегает современных православных христиан. Когда в советское время Церковь находилась в гонении, православный человек волей-неволей был в оппозиции к внешнему миру. Он прекрасно понимал, что жить, как живут не христиане, не православные, ни в коем случае нельзя.
    «Кто не со Мною, тот против Меня (Лк. 11: 23)», – говорил Спаситель. Сейчас очень велик соблазн быть, как все. Ведь сегодня многие называют себя верующими и православными, что не мешает им делать аборты, изменять супругам и сожительствовать вне брака.
    С прискорбием замечаю, что многие из тех, кто пришли в Церковь в постперестроечное время и были ревностными православными христианами, очень прониклись духом времени. Например, не так давно я беседовал с одним своим знакомым (он регулярно ходит в храм и причащается) о семейной жизни. И вот этот человек совершенно серьезно утверждал, что это вполне нормально, когда мужчина и женщина сожительствуют до брака, потому что так они могут лучше узнать друг друга! Участились супружеские измены и разводы даже в православных семьях. Все это очень печально. Какие мы после этого православные, если потворствуем духу века сего лукавого, заражаемся им, как поется в известной песне: «прогибаемся под изменчивый мир»? Мы, наоборот, должны вести за собой людей, своей жизнью проповедовать истину, показывать, что православные семьи крепки своими традициями, завещанными нам от святых отцов и наших предков. Вот тогда мир «прогнется под нас».

  9. Cofyn Ответить

    Во время Великого поста верующим стоит соблюдать строгие правила и ограничиваться не только в еде, но и во многом другом. Между любовными парами нередко возникают конфликты. А можно все таки предаваться любовным утехам в пост, чтобы не сердить своего милого?
    Уважаемая редакция! Хоть уже идет которая неделя Великого поста, мы с мужем все продолжаем спорить, что же разрешено, а что запрещено. С едой, алкоголем, курением и сквернословием более-менее понятно. А как быть с любовными утехами со своей второй половиной? Муж требует быть ему послушной, а я ему объясняю, что этого делать нельзя до конца поста. Он сердится. Ну и как быть?
    Мария Сорокина, г. Кувандык
    Вопрос, конечно, интересный… Для наших людей Великий пост в первую очередь ассоциируется с ограничениями в питании. Почти все мы знаем назубок, что исключаются в это время мясо, молоко, яйца и прочие продукты животного происхождения. Нежелательно употреблять алкогольные напитки. Некоторые священники дают послабление – в определенные дни красное вино можно испробовать. В небольшом количестве. А вот то, что касается поведения… здесь все сложнее.
    Отдельные граждане правомерно задают вопрос: а если любовные отношения происходят на семейном ложе с законной супругой, разве можно назвать это грехом?
    Представители духовенства часто отсылают к следующим словам в Библии: «От пресыщения многие умерли, а воздержный прибавит себе жизни». Под воздержание, мол, попадает не только скромность в пище, но и отсутствие половой жизни.
    Актер, бывший священник Иван Охлобыстин в своем микроблоге чистосердечно признался, что на время поста он отказывается от секса с женой. Это, по его словам, «соблюдение телесной чистоты между супругами на определенном этапе духовной жизни».
    Однако сами священники в этом деликатном вопросе до сих пор так и не пришли к единому мнению. Так, например, иеромонах Димитрий (Першин) заявлял, что супружеская жизнь в христианстве – это все-таки пространство свободы в любви. А во внутреннее дело семьи извне никто не должен вмешиваться. Правда, при этом уточнил: «Все церковные каноны, каким-то образом касающиеся этой темы, говорят о том, что воздержание в браке обязательно только в ночь перед литургией и таинством крещения».
    Патриарх Кирилл накануне Великого поста призвал россиян воздержаться от излишеств, развлечений и соблазнов. С некоторым сожалением он отметил после одной из вечерних служб: «Если от пищи не можем отказаться, если не можем выпить кофе без сливок, то что же говорить о другом?»
    Действительно, что же?! А впрочем, может, лучше ничего и не говорить. Потому что, на наш взгляд, на столь интимные вопросы каждый человек лучше пусть находит ответ сам.
    О чем говорит статистика?
    Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) недавно обнародовал данные о том, что для россиян означает Великий пост, какие ограничения, по мнению респондентов, он предполагает и сколько опрошенных намерены поститься. В марте этого года были опрошены 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России.
    Так вот, для большинства россиян Великий пост предполагает прежде всего ограничения в питании (63%). Значительно реже респонденты указывают на ограничения в поведении (19%), сокращение времени на мирские занятия (10%). И лишь немногие связывают это время с воздержанием от алкоголя, секса (2%), шумных праздников и увеселительных мероприятий (5%).
    Читайте также:
    Что можно и нельзя в Великий пост?
    Можно ли в пост есть постные заменители обычных продуктов?

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *