Можно ли заниматься интимной жизнью во время поста?

15 ответов на вопрос “Можно ли заниматься интимной жизнью во время поста?”

  1. Galmaran Ответить

    Если супруг не отличается глубокой верой и сам не стремится соблюдать пост, он может дойти до большого греха из-за чрезмерной строгости жены. В таком случае, измена мужа будет также лежать на совести жены, которая ее спровоцировала.
    Между тем, опытные священники говорят супругам, что они должны «топить» телесные страсти друг в друге. Живя обычной мирской жизнью, да еще и в современном мире, невозможно избежать искушений противоположным полом. И задача человека заключается в правильной реакции на искушение. Мудрые супруги при малейшем намеке на появление страсти бегут друг к другу и гасят зарождение этой страсти друг в друге.
    Что же случится, если в такой ситуации один из супругов заявит, что у него строгий пост? Другому придется бороться со своим искушением в одиночестве. Хорошо, если у человека хватит духовных сил его преодолеть, но такое случается не всегда. Кроме того, если второй супруг и так не сильно верующий, радикальная позиция половинки еще дальше отодвинет его от православия.
    Вступая в брак, муж и жена больше не принадлежат сами себе, но друг другу. Поэтому на первом месте в иерархии семейных ценностей должна быть любовь. Когда же один из супругов, пусть даже под самым благовидным и «духовным» предлогом, перестает считаться со взглядами и потребностями другого — это не любовь, а эгоизм. И православным такой подход назвать никак нельзя.
    О семье:
    Патриархальная семья в современном православии
    Обязательно ли православным семьям рожать много детей?
    Можно ли в спальне вешать иконы?

  2. Вадсон Ответить

    Мужчина и женщина, вступившие в брак, становятся единым целым. А если было таинство венчания, то можно говорить уже о конкретной близости и единении не только в переносном духовном смысле, но и единстве в христианской интерпретации. Христианская семья едина в меру своих мыслей и взглядов на образ бытия, отношения между собой, а также благодаря единому Совершителю церковного брака – Бога. При этом очень важно рассматривать единение и с сексуальной точки зрения. В этом смысле православные люди не должны отличаться от всех остальных. Нравственные рамки и нормы едины для всего человечества. Супружеский долг – это семейная обязанность каждой стороны, поэтому нельзя рассматривать секс как нечто греховное и нечистое. Это проявление любви между двумя людьми.
    Поэтому вопрос о разрешении вступить в сексуальный контакт во время поста не имеет под собой определенной почвы для возражений. Православные могут любить друг друга во время постных дней или продолжительных постов. Апостол Павел четко говорит в одном из своих посланий, чтобы жена не удалялась от своего мужа и наоборот. Однако дальше приводит важное замечание, что воздерживаться от секса следует ради поста и молитвы, но только по обоюдному согласию.

  3. Goodfriend Ответить

    – Воздержания в пище во время поста для каждого индивидуальны. Если у человека есть какие-то сомнения, это нужно обговорить со священником. Конечно, следует ограничить себя не только в употреблении мяса. Гораздо важнее будет, если курящий откажется от сигарет, а выпивающий – от спиртного.
    Также во время поста нельзя сквернословить, ссориться и вступать в конфликты. Если кто-то не может поститься все время, можно придерживаться поста несколько раз в неделю. Здесь важно быть честным с собой и понять, действительно ли человек не может или просто не хочет.
    – Достаточно ли в пост просто воздерживаться от определенных продуктов?
    – Духовная составляющая поста гораздо выше телесной. Если какие-то послабления в пищевых ограничениях возможны, то в молитве их быть не может. Во время поста важно держать себя в духовном тонусе.
    Можно отказаться от всех запрещенных продуктов, но если при этом не молиться, не обращаться к Богу, то пост превратится в обыкновенную диету.
    – Кому во время поста разрешены послабления?
    – Послабления разрешены пожилым и тяжелобольным людям, беременным женщинам. Но речь идет только о послаблениях в пище. Если говорить о духовной составляющей поста, то там послаблений быть не может.
    Ежедневная молитва не может негативно сказаться на качестве труда или вынашивании ребенка.
    – Нужно ли поститься детям?
    – Детям можно придерживаться поста. Конечно, вместо ограничений в мясе их лучше ограничить в сладостях. А вместо просмотра мультфильмов – почитать им книги. Необязательно церковные, можно и художественную литературу, которая будет учить нравственности.
    – Разрешается ли во время поста заниматься спортом, ходить на вечеринки и сидеть в социальных сетях?
    – Занятия спортом никак на соблюдение поста не влияют. А вот от походов на увеселительные мероприятия следует воздержаться. Во время поста мы в первую очередь просим у Бога о прощении грехов, а покаяние и веселье – это практически взаимоисключающие понятия.
    Если говорить о социальных сетях, то тут человеку нужно ответить себе на вопрос: «Действительно ли мне это нужно?» Если это два часа просмотра ленты с записями друзей, чтобы скоротать время от ужина до отхода ко сну, то, конечно, от этого лучше отказаться.
    Есть возможности использовать интернет с пользой – читать книги или смотреть передачи, которые могут нравственно обогатить человека, образовать его.
    – Обязательно ли во время поста воздерживаться от супружеской жизни?
    – Этот вопрос решается индивидуально в каждой семье. Иногда к согласию приходят сами супруги, иногда они обращаются за помощью к священнику.
    Бездумно соблюдая это правило, можно навредить семье. А людям, не состоящим в браке, в любое время следует воздерживаться от половой жизни.
    – Правда ли, что в Великий пост не стоит затевать никаких дел – ремонта, крупных покупок, переезда?
    – Это, скорее, суеверие. Во время поста человек живет своей обычной жизнью, поэтому от бытовых дел отказываться не нужно.
    – Можно ли быть с Богом, не соблюдая пост?
    – Я всех призываю соблюдать пост – это возможность для каждого стать ближе к Богу. К сожалению, многие его игнорируют и приходят в церковь уже в сам праздник Пасхи, чтобы освятить яйца и булки. Но церковь никого не отвергает: даже если человек пришел в последний момент – он помнит о празднике и может праздновать его наравне со всеми.
    – Что бы вы порекомендовали тем, кто планирует поститься в первый раз?
    – Тем, кто решил впервые придерживаться поста, лучше всего подойти к священнику, объяснить, что есть желание провести пост с пользой для души.
    Священник сможет дать индивидуальные рекомендации в зависимости от работы и здоровья. Если говорить общо, то я бы отметил рассудительность: не стоит браться за то, чего ты не сможешь потом понести.
    Некоторые люди начинают соблюдать пост досконально и строго, а через пять дней они выбиваются из сил и совсем оставляют всякое воздержание. Поэтому важно знать чувство меры.

  4. Ragecrusher Ответить

    священник Даниил Сысоев
    Хорошо и полезно для души воздерживаться от супружеского общения во дни постов, но это не должно быть против воли одного из супругов.
    Скажите, почему нынешняя православная традиция строго регламентирует время воздержания от супружеских отношений: множественные посты, святки, неделя после Пасхи, среды и пятницы? Почему же апостол говорит, что время воздержания от физических отношений дело самих супругов, т. е. «по взаимному соглашению», а в церкви нарушение таких постов считается грехом?
    Я знаю примеры, когда жены отказывали своим мужьям в близости во время постов. В результате возникали серьезные семейные скандалы, в конце концов жена уступала, а потом бежала каяться в «невоздержании от супружеской жизни». И такое представление о постах у нас воспринимается как догмат. Более того, навязывается мнение, что дети, зачатые в посты, бывают ущербны. Я знаю еще один пример, когда попытки жены соблюдать подобные посты, оттолкнули ее супруга от православной церкви. Думаю, что этот случай далеко не единичный.
    Действительно, в священном Писании есть правило апостола Павла: «А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» (1Кор. 7:1-7). На основании этого в Церкви издревле существует норма воздержания от супружеского сожительства во время постов. Но, в отличие от пищевых запретов, за нарушение которых без уважительной причины каноны называют отлучением от св. Причастия (69 правило св. апостолов), священные правила сказано: «Вступившие в брак сами себе должны быти довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, яко подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом паки купно бытии» (4 правило св. Дионисия Александрийского).
    священник Даниил Сысоев
    Также говорит и 13 правило Тимофея Александрийского: «Вопрос 13: Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное?
    Ответ: прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим (1Кор. 7:5). Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу». Сам запрет этот связан с тем, что предполагается, (согласно 8 правилу св. апостолов), что христианин приобщается за каждой Литургией, а согласно 5 правилу Тимофея Александрийского, не должно причащаться после супружеского сожительства.
    Подобным образом учили и святые отцы, толкующие этот стих. Св. Иоанн Златоуст говорит: «Что это значит? Жена не должна, говорит, воздерживаться против воли мужа, и муж не должен воздерживаться против воли жены. Почему? Потому, что от этого воздержания происходит великое зло; от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и домашнее расстройство. Ибо если иные, имея своих жен, предаются прелюбодеянию, то тем более будут предаваться ему, если лишить их этого утешения. Хорошо сказал: не лишайте себя; ибо воздерживаться одному против воли другого, значит лишать, а по воле, – нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно. Это делают многие жены, нарушая справедливость и тем подавая мужьям повод к распутству и все приводя к расстройству. Всему должно предпочитать единодушие; оно всего важнее. Если хочешь, докажем это опытом. Пусть из двух супругов жена воздерживается, тогда как муж не хочет этого. Что будет? Не станет ли он предаваться прелюбодеянию, или, если не станет прелюбодействовать, то не будет ли скорбеть, беспокоиться, раздражаться, гневаться и причинять жене множество неприятностей? Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Никакой. Сколько неизбежно произойдет отсюда огорчений, сколько хлопот, сколько раздоров! Если в доме муж и жена не согласны между собою, то их дом не лучше обуреваемого волнами корабля, на котором кормчий не согласен с правителем руля. Посему Апостол и говорит: не лишайте себе друг друга, точию по согласию до времени, да пребывайте в посте и молитве. Здесь он разумеет молитву, совершаемую с особенным тщанием, ибо если бы совокупляющимся он запретил молиться, то как можно было бы исполнять заповедь о непрестанной молитве? Следовательно можно и с женою совокупляться, и молиться: но при воздержании молитва бывает совершеннее. Не просто сказать: да молитеся, но: да пребывайте в молитве, потому что брачное дело только отвлекает от этого, а не производит осквернения. И паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана. Дабы не подумали, что это – закон, присоединяет и причину. Какую? Да не искушает вас сатана. А дабы знали, что не диавол только бывает виновником прелюбодеяния, прибавляет: «невоздержанием вашим» – так толкует эти слова святитель Иоанн Златоуст.
    Подобным образом и св. Григорий Богослов, увещевая готовящихся к Крещению, пишет: «Об одном тебя прошу: прими дар, как ограждение, и дару принеси от себя чистоту на время, пока продолжаются дни, установленные для молитвы, которые честнее дней рабочих; и то по взаимному условию и согласию. Ибо не закон предписываем, но даем совет, и хотим взять от тебя же и для общей вашей безопасности».
    священник Даниил Сысоев
    Таким образом, позицию Церкви можно выразить так – хорошо и полезно для души воздерживаться от супружеского общения во дни постов, но это не должно быть против воли одного из супругов. Насколько долго должно длиться это воздержание, решать не может никто, кроме их собственной совести. Единственное церковное ограничение – это запрет на плотское общение перед причастием. Оно было установлено еще в Ветхом Завете, когда перед пришествием Господа на гору Синай народу было повелено три дня воздерживаться от жен (Исх. 19).
    Совершенно неоправданна позиция тех, кто утверждает, будто отношения в браке возможны лишь тогда, когда разрешены венчания. На самом деле запрет на венчания в некоторые дни связан с тем, что из-за постов или наступающих праздничных служб не может совершиться брачное пиршество (объяснение св. Симеона Солунского), а не с запретом на плотское общение. Тем более, что по правилам древней Церкви в ночь после Венчания брачное сожительство не одобрялось.
    Сама попытка навязать супружеский пост как обязательный в те дни, когда нельзя венчать, на самом деле является, как и говорил Златоуст, подталкиванием людей к изменам. Ведь если строго следовать нормам, выдвигаемым некоторыми современными духовниками, тогда окажется, что иметь супружеские отношения можно меньше чем треть дней в году (от 115 до 140), что приведет (особенно в современное развратное время) лишь к разрушению семей, что, собственно и наблюдается.
    Тем более недопустимо считать детей, зачатых постами, в чем-то ущербными или проклятыми. Это утверждение не основано на Писании и творениях Отцов Церкви. Оно осуждает без вины миллионы наших современников, которых родители зачали в «не то время», хотя Бог говорит, что дети не несут вины отца. Все эти запугивания в корне противоречат самому духу евангельской свободы, советующей, но не навязывающей. Напомним, что пожелание воздержания, по словам св. Григория Богослова: «не закон, но совет». Но это, конечно, не означает нашего пренебрежения апостольским советом, потому что духовная польза от воздержания очевидна.

    священник Даниил Сысоев
    «Меня всегда очень возмущала фраза типа: «И они жили в чистоте». Каждый православный прекрасно понимает, о чем она, настолько часто ее применяют как в литературе, так и в разговорной речи. А как же тогда слова Писания «Брак честен и ложе непорочно»? Ведь логично сделать вывод, что если одно состояние чистота, то другое наоборот – это грязь!?»
    Другое состояние не чистота, но и не скверна. Брак – это естественное состояние человека в падшем мире, благословленное Господом в Кане Галилейской. Поэтому и в молитвах Венчания мы просим сделать брак честным и ложе – нескверным. Но безбрачие ради Христа гораздо выше. Это – сверхъестественная добродетель, делающая человека равным ангелам. Но при этом воздержание, происходящее из-за гнушения браком, Церковьрассматривает, как причину для анафемы (14 правило Гангрского Собора, 51 правило св. апостолов).
    Здравствуйте! Батюшка, спасибо, что Вы затронули такие деликатные и в то же время важные темы. У меня скопилось несколько подобных вопросов, но мне всегда как-то неудобно обсуждать их с приходским священником. Если Вы сочтете нужным, может быть, Вы ответите на них. Заранее спасибо. И еще. Я понимаю, что это не самые главные вопросы в нашей жизни, но хотелось бы раз и навсегда уяснить их для себя, чтобы избежать смущений всякого рода.
    1. Можно ли утром подносить к Причастию грудного ребенка, если ночью были супружеские отношения?
    2. Можно ли в этот день вообще заходить в церковь, прикладываться к иконам, св. мощам и подходить к помазанию, или человек весь день считается нечистым (а где же «ложе непорочно»?). Можно ли дома зажигать свечи и лампаду, вкушать святую и крещенскую воду и просфору?
    3. Считается ли ночь Причастного дня постной в супружеском отношении?
    Апостол Павел сказал: «брак честен и ложе нескверно», об этом же говорят молитвы Таинства Брака. Поэтому невозможно говорить о нечистоте супружеского ложа, если не было греха (каких-либо противоестественных отношений). Поэтому после супружеских отношений можно прикасаться к любой святыне и подносить ребенка к святой Чаше. Не допускается лишь участие в св. Причастии в согласии с правилом Тимофея Александрийского. В день после причастия также должно хранить себя от близости «любви ради небесного Царя» (по словам Служебника). Но нигде ничего не сказано про следующую ночь. Начинается новый день и никаких запретов на него нет.
    Батюшка, подскажите, как быть. Мой муж не является очень церковным человеком, но несколько месяцев назад заявил, что супружеские отношения в комнате, где на стене висят иконы, невозможны. Я спросила, кто ему об этом сказал? Ответ был: «Я знаю». Но, насколько я знаю, иконы должны быть в каждой комнате. И как тогда быть? А если комната вообще одна? Этот довод мужа не убедил. Он может в какой-то мере быть прав?
    Апостол Павел сказал: «брак честен и ложе нескверно». Поэтому супружеское сожитие никак не может осквернить икон. У христианина иконы должны быть всегда на виду, чтобы никогда не забывать Бога, Который все видит. Поэтому ваш муж не прав. Над семейным ложем иконы могут и должны быть. Так кстати можно предохранить себя от различных злоупотреблений браком.

  5. Fegrel Ответить

    Конечно, такая строгость не могла не получить сопротивление. Отрицать такие установки взялись не только простые прихожане, но и авторитетные представители российского духовенства. Среди них особенно активным можно назвать архиепископа Нифонта из Новгорода. Духовник утверждал, что воздержание в пост не соответствует церковным канонам и противоречит словам отцов. По его мнению, воздерживаться от любых, в том числе, и интимных утех супруги должны только во время одной пасхальной недели. То есть в остальное время заниматься сексом супругам можно.
    Того же мнения придерживался новгородский владыка Илия. Однако, в отличие от Нифонта он предлагал парам воздерживаться от интимных отношений также в первую неделю Великого поста (когда-то эту неделю назывался Федоровкой) и последнюю, или Страстную неделю.

    К сожалению, все трактовки и объяснения Нифонта и Илии не дали многим отцам правильного понимания о сексе во время поста. Многие современные духовные наставники своим прихожанам советуют строгое воздержание от интимных отношений.
    Так как споры между приходами и духовниками долгое время не удавалось решить, этот вопрос начали поднимать на самом высоком церковном уровне.
    28 декабря 1998 состоялся съезд Священного Синода, на котором было решено и задокументировано, что склонять пасомых (прихожан) к отказу от супружеской жизни вопреки их воле недопустимо.
    Кроме этого, Синод призвал всех пастырей особенно внимательно и осторожно давать советы по поводу семейной жизни. Тем самым секс супругов во время поста стал разрешаться Церковью. Интимная сторона человеческой жизни стала как будто бы отделенной от духовной жизни, при условии, что человек находится в браке, и отношения являются естественными.
    На некоторое время церковные споры на эту тему были прекращены, но со временем они возникли снова. Последний раз вопрос об интимной близости супругов в пост пришлось поднимать на соборе РПЦ в 2000 году. Социальная доктрина, которая была принята на этом съезде, напоминает слова апостола Павла и акцентирует внимание на том, что решение об интимных отношений в тот или иной период года можно принимать самим супругам.

    Если один из супругов невоцерковлен

    Фактически к концу XIX века вопросы об интимных отношениях в браке рассматривались односторонне, ведь все общество было православным. В наши дни вопрос воздержания в браке более сложный, ведь один из супругов может не принадлежать к христианской общине, и не быть готовым утратить секс. Решение можно найти опять же в словах апостола Павла: «по согласию».

  6. Ariuth Ответить

    Об интимной близости в пост. Мы предлагаем ответы отца Даниила Сысоева на вопросы прихожан о супружеских отношениях в пост.
    Скажите, почему нынешняя православная традиция строго регламентирует время воздержания от супружеских отношений: множественные посты, святки, неделя после Пасхи, среды и пятницы? Почему же апостол говорит, что время воздержания от физических отношений дело самих супругов, т. е. «по взаимному соглашению», а в церкви нарушение таких постов считается грехом?
    Я знаю примеры, когда жены отказывали своим мужьям в близости во время постов. В результате возникали серьезные семейные скандалы, в конце концов жена уступала, а потом бежала каяться в «невоздержании от супружеской жизни». И такое представление о постах у нас воспринимается как догмат. Более того, навязывается мнение, что дети, зачатые в посты, бывают ущербны. Я знаю еще один пример, когда попытки жены соблюдать подобные посты, оттолкнули ее супруга от православной церкви. Думаю, что этот случай далеко не единичный.
    Действительно, в священном Писании есть правило апостола Павла: «А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию , на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» (1 Кор. 7, 1-7). На основании этого в Церкви издревле существует норма воздержания от супружеского сожительства во время постов. Но, в отличие от пищевых запретов, за нарушение которых без уважительной причины каноны называют отлучением от св. Причастия (69 правило св. апостолов), священные правила сказано: «Вступившие в брак сами себе должны бути довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, яко подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом паки купно бытии» (4 правило св. Дионисия Александрийского).
    Также говорит и 13 правило Тимофея Александрийского:
    Вопрос 13: Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное?
    Ответ: прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим (1Кор.7,5). Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу».
     Сам запрет этот связан с тем, что предполагается, (согласно 8 правилу св. апостолов), что христианин приобщается за каждой Литургией, а согласно 5 правилу Тимофея Александрийского, не должно причащаться после супружеского сожительства.
     Подобным образом учили и святые отцы, толкующие этот стих. Св. Иоанн Златоуст говорит: «Что это значит? Жена не должна, говорит, воздерживаться против воли мужа, и муж не должен воздерживаться против воли жены. Почему? Потому, что от этого воздержания происходит великое зло; от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и домашнее расстройство. Ибо если иные, имея своих жен, предаются прелюбодеянию, то тем более будут предаваться ему, если лишить их этого утешения. Хорошо сказал: не лишайте себя; ибо воздерживаться одному против воли другого, значит лишать, а по воле, — нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно. Это делают многие жены, нарушая справедливость и тем подавая мужьям повод к распутству и все приводя к расстройству. Всему должно предпочитать единодушие; оно всего важнее. Если хочешь, докажем это опытом. Пусть из двух супругов жена воздерживается, тогда как муж не хочет этого. Что будет? Не станет ли он предаваться прелюбодеянию, или, если не станет прелюбодействовать, то не будет ли скорбеть, беспокоиться, раздражаться, гневаться и причинять жене множество неприятностей? Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Никакой. Сколько неизбежно произойдет отсюда огорчений, сколько хлопот, сколько раздоров! Если в доме муж и жена не согласны между собою, то их дом не лучше обуреваемого волнами корабля, на котором кормчий не согласен с правителем руля. Посему Апостол и говорит: не лишайте себе друг друга, точию по согласию до времени, да пребывайте в посте и молитве . Здесь он разумеет молитву, совершаемую с особенным тщанием, ибо если бы совокупляющимся он запретил молиться, то как можно было бы исполнять заповедь о непрестанной молитве? Следовательно можно и с женою совокупляться си молиться: но при воздержании молитва бывает совершеннее. Не просто сказать: да молитеся , но: да пребывайте в молитве , потому что брачное дело только отвлекает от этого, а не производит осквернения. И паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана . Дабы не подумали, что это закон, присоединяет и причину. Какую? Да не искушает вас сатана . А дабы знали, что не Диавол только бывает виновником прелюбодеяния, прибавляет: «невоздержанием вашим» – так толкует эти слова святитель Иоанн Златоуст.
    Подобным образом и св. Григорий Богослов, увещевая готовящихся к Крещению, пишет: «Об одном тебя прошу: прими дар, как ограждение, и дару принеси от себя чистоту на время, пока продолжаются дни, установленные для молитвы, которые честнее дней рабочих; и то по взаимному условию и согласию. Ибо не закон предписываем, но даем совет, и хотим взять от тебя же и для общей вашей безопасности«.
    Таким образом, позицию Церкви можно выразить так – хорошо и полезно для души воздерживаться от супружеского общения во дни постов, но это не должно быть против воли одного из супругов. Насколько долго должно длиться это воздержание, решать не может никто, кроме их собственной совести. Единственное церковное ограничение – это запрет на плотское общение перед причастием. Оно было установлено еще в Ветхом Завете, когда перед пришествием Господа на гору Синай народу было повелено три дня воздерживаться от жен  Исх.19:15
    И сказал народу: будьте готовы к третьему дню; не прикасайтесь к женам.
    Совершенно неоправданна позиция тех, кто утверждает, будто отношения в браке возможны лишь тогда, когда разрешены венчания. На самом деле запрет на венчания в некоторые дни связан с тем, что из-за постов или наступающих праздничных служб не может совершиться брачное пиршество (объяснение св. Симеона Солунского), а не с запретом на плотское общение. Тем более, что по правилам древней Церкви в ночь после Венчания брачное сожительство не одобрялось.
    Сама попытка навязать супружеский пост как обязательный в те дни, когда нельзя венчать, на самом деле является, как и говорил Златоуст, подталкиванием людей к изменам. Ведь если строго следовать нормам, выдвигаемым некоторыми современными духовниками, тогда окажется, что иметь супружеские отношения можно меньше чем треть дней в году (от 115 до 140), что приведет (особенно в современное развратное время) лишь к разрушению семей, что, собственно и наблюдается.
    Тем более недопустимо считать детей, зачатых постами, в чем-то ущербными или проклятыми. Это утверждение не основано на Писании и творениях Отцов Церкви. Оно осуждает без вины миллионы наших современников, которых родители зачали в «не то время», хотя Бог говорит, что дети не несут вины отца. Все эти запугивания в корне противоречат самому духу евангельской свободы, советующей, но не навязывающей. Напомним, что пожелание воздержания, по словам св. Григория Богослова: «не закон, но совет». Но это, конечно, не означает нашего пренебрежения апостольским советом, потому что духовная польза от воздержания очевидна.
    «Меня всегда очень возмущала фраза типа: «И они жили в чистоте». Каждый православный прекрасно понимает, о чем она, настолько часто ее применяют как в литературе, так и в разговорной речи. А как же тогда слова Писания «Брак честен и ложе непорочно»? Ведь логично сделать вывод, что если одно состояние чистота, то другое наоборот — это грязь!?»
    Другое состояние не чистота, но и не скверна. Брак – это естественное состояние человека в падшем мире, благословленное Господом в Кане Галилейской. Поэтому и в молитвах Венчания мы просим сделать брак честным и ложе – нескверным. Но безбрачие ради Христа гораздо выше. Это – сверхъестественная добродетель, делающая человека равным ангелам. Но при этом воздержание, происходящее из-за гнушения браком, Церковь рассматривает, как причину для анафемы (14 правило Гангрского Собора, 51 правило св. апостолов).
    Здравствуйте! Батюшка, спасибо, что Вы затронули такие деликатные и в то же время важные темы. У меня скопилось несколько подобных вопросов, но мне всегда как-то неудобно обсуждать их с приходским священником. Если Вы сочтете нужным, может быть, Вы ответите на них. Заранее спасибо. И еще. Я понимаю, что это не самые главные вопросы в нашей жизни, но хотелось бы раз и навсегда уяснить их для себя, чтобы избежать смущений всякого рода. 1. Можно ли утром подносить к Причастию грудного ребенка, если ночью были супружеские отношения? 2. Можно ли в этот день вообще заходить в церковь, прикладываться к иконам, св. мощам и подходить к помазанию, или человек весь день считается нечистым (а где же «ложе непорочно»?). Можно ли дома зажигать свечи и лампаду, вкушать святую и крещенскую воду и просфору? 3. Считается ли ночь Причастного дня постной в супружеском отношении?
    Апостол Павел сказал: «брак честен и ложе нескверно», об этом же говорят молитвы Таинства Брака. Поэтому невозможно говорить о нечистоте супружеского ложа, если не было греха (каких-либо противоестественных отношений). Поэтому после супружеских отношений можно прикасаться к любой святыне и подносить ребенка к святой Чаше. Не допускается лишь участие в св. Причастии в согласии с правилом Тимофея Александрийского. В день после причастия также должно хранить себя от близости «любви ради небесного Царя» (по словам Служебника). Но нигде ничего не сказано про следующую ночь. Начинается новый день и никаких запретов на него нет.
    Батюшка, подскажите, как быть. Мой муж не является очень церковным человеком, но несколько месяцев назад заявил, что супружеские отношения в комнате, где на стене висят иконы, невозможны. Я спросила, кто ему об этом сказал? Ответ был: «Я знаю». Но, насколько я знаю, иконы должны быть в каждой комнате. И как тогда быть? А если комната вообще одна? Этот довод мужа не убедил. Он может в какой-то мере быть прав?
    Апостол Павел сказал: «брак честен и ложе нескверно«. Поэтому супружеское сожитие никак не может осквернить икон. У христианина иконы должны быть всегда на виду, чтобы никогда не забывать Бога, Который все видит. Поэтому ваш муж не прав. Над семейным ложем иконы могут и должны быть. Так кстати можно предохранить себя от различных злоупотреблений браком.
    о. Даниил Сысоев
    Читайте так же:
    Почему секс до венчания грех?

  7. Moonfist Ответить

    Конечно Его слова были ответом и реакцией на лицемерные посты, когда люди внешне выглядели «смиренными», страждущими по Богу, но сердца их не были с Богом, они не искали Его всем своим сердцем. «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф 6:16-18)
    По сути Иисус сказал не делать шоу и показуху из поста. Порой человек пол дня поститься, но вид создает, как будто его только что освободили из Освенцима (да простят меня узники).
    Итак, пост – это смирение души своей, когда мы делаем переоценку своей жизни, ценностей, смиряемся и сокрушаемся перед Богом, отказываемся от пищи и всяких увеселений, чтобы размышлять о Боге, познавать Его пути и волю, раскрывать какую-то особенную нужду.

    При чем здесь секс?

    Так при чем здесь секс? – спросят некоторые. И я о том же. Ведь одно из предназначений секса, чтобы муж и жена могли дарить наслаждение друг другу. Писание многократно говорит о нежности и ласках между мужем и женой, и в этом есть огромное благословение.
    Так совместимы ли секс и пост? Библия дает ответ на это: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор 7:5)
    Повторюсь, что Слово Божье говорит, чтобы мы «не уклонялись друг от друга», всегда дарили себя своему любимому супругу.
    Но есть одна оговорка, что ЖЕЛАТЕЛЬНО на время поста и молитвы воздерживаться от секса, точно также как мы воздерживаемся не только от пищи, но и от различных увеселений, вещей, не ведущих нас на прямую к Богу и не приносящими нам особого назидания.

    Радость и печаль

    Брак практически всегда связан с радостью, а пост в основном с печалью и сокрушенностью. «И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф 9:15).

  8. ITEVIWULEV Ответить

    Можно ли заниматься сексом в пост?
    Для христиан время поста — это время, когда человек освобождает тело и душу от влияния  телесных потребностей и удовольствий, которые порабощают дух и ставят нас на одну ступень с животными. Поэтому издавна христиане, у которых были семьи, старались проводить пост не только в молитве и воздержании от мясной и молочной пищи, но и ограничивали себя в супружеских отношениях, принося тем самым добрую жертву Богу.
    Возникает закономерный вопрос: почему Церковь так высоко ставит супружеское воздержание и какую пользу оно может принести семье?
    Безусловно, сама по себе половая потребность не более нравственна или безнравственна, чем, скажем, потребность в пище. Другое дело — поведение людей при удовлетворении потребности. Если интимные отношения не противоречат заповедям Евангелия, то благодать Божия освящает их. В противном случае в супружеских отношениях возникают аномалии: извращения, неверность, приходят болезни душевные и телесные.
    Есть в Библии такие слова: «От пресыщения многие умерли, а воздержный прибавит себе жизни». И относится это не к одной только пище, но и ко всему, что наполняет жизнь человека, в том числе и к брачным отношениям.
    Пресыщение неизбежно толкает человека на тропу поисков новых ощущений, эмоций, лишает интимные отношения их первоначальной свежести, нежности и проч. На помощь приходит знаменитая поговорка: «Во всем нужна мера». Действительно, если супруги некоторое «поскучают» друг по другу по взаимному согласию, то их отношения только укрепятся.
    С древних времен Церковь призывала прихожан положить себе правилом и нормой воздержание во дни всех четырех постов, накануне великих праздников, перед участием в таинстве Евхаристии (то есть покаяния и причастия), а так же накануне среды, пятницы и воскресенья в течение всего года. Апостол Павел так писал об этом: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим». Такое воздержание — настоящий подвиг, который люди брали на себя ради Бога по обоюдному согласию, и от которого получали великую пользу.
    Кроме воздержания в сексуальной сфере можно обратиться к области различного рода зависимостей. Пост — самое благоприятное время для освобождения от страстей, и поэтому нужно попытаться во время поста избавиться от своих вредных привычек: курения, выпивки, наркотиков. Употребление этих веществ ставит крест на всех ваших усилиях отказаться от мясных и молочных продуктов. Нельзя забывать, что все эти зависимости— болезни души, и время поста нужно посвятить тому, чтобы избавиться от них, стать свободными.
    Священные тексты, однако, не указывают напрямую на регламентацию супружеских отношений. Запрет на венчание в дни постов, праздников и кануна их связан с запретом не на плотское общение, а на брачное пиршество. Издревле брак противопоставлялся посту, как радость скорби. С браком обычно соединяется радость (Песнь Песней. 3;11), а с постом – плач. «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених» (Мф. 9;15)? – вопрошает как об очевидном Спаситель. Пост наступает только тогда, когда заканчивается брак как празднование, которое совершается всегда весело (Тов. 11;18). Почему и запрещается «в четыредесятницу совершати браки», и не только браки, но и дни рождения праздновать и даже праздничные богослужения совершать.
    Думается, что неуместность частного празднования и в период празднеств общественных так же очевидна. По этой причине и отменялись венчания не только в дни общих церковных торжеств, но и во дни торжеств светских. Но вряд ли кто-то будет спорить с тем, что супружеское общение во дни Коронации царских особ не является греховным, хотя Церковь в такие дни также отменяла венчания.

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *