На дне горький что лучше истина или сострадание?

13 ответов на вопрос “На дне горький что лучше истина или сострадание?”

  1. Yuriymas Ответить


    Человек — вот правда! Надо уважать человека!

    М. Горький
    Вряд ли кто-то станет спорить, что Горький — гуманист и великий писатель, прошедший большую школу жизни. Его произведения написаны не в угоду читающей публике — в них отражены правда жизни, внимание и любовь к человеку. И с полным правом это можно отнести к его пьесе “На дне”, написанной в 1902 году. Она до сих пор тревожит вопросами, поставленными в ней драматургом. Действительно, что лучше — истина или сострадание?
    Если бы вопрос был сформулирован несколько иначе — правда или ложь, я бы ответила однозначно: правда. А вот истину и сострадание невозможно сделать понятиями взаимоисключающими, противопоставив одно другому; наоборот, вся пьеса — это боль за человека, это правда о человеке. Другое дело, что носителем истины является Сатин, картежник, шулер, сам далекий от того идеала человека, который он искренне и с пафосом провозглашает: “Человек! Это — великолепно! Это звучит… гордо!”
    Ему противопоставлен Лука — добрый, сострадательный и “лукавый”, сознательно навевающий “сон золотой” исстрадавшимся ночлежникам. А рядом с Лукой и Сатиным есть еще один человек, который тоже спорит об истине и сострадании, — сам М. Горький.
    Именно он, как мне кажется, является носителем истины и сострадания. Это вытекает из самой пьесы, из того, как она была восторженно принята зрителями. Пьесу читали в ночлежке, босяки плакали, кричали: “Мы хуже!” Целовали и обнимали Горького. Современно звучит она и сейчас, когда начали говорить правду, но забыли, что такое милосердие и сострадание.
    Итак, действие происходит в ночлежке Костылевых, представляющей собой “подвал, похожий на пещеру”, под “тяжелыми каменными сводами”, где царит тюремный полумрак. Здесь влачат жалкое существование босяки, попавшие “на дно жизни”, куда их безжалостно выбросило преступное общество.
    Кто-то очень точно сказал: “На дне” — это потрясающая картина кладбища, где заживо похоронены ценные по своим задаткам люди”. Нельзя без внутреннего содрогания видеть нарисованный драматургом мир нищеты и бесправия, мир злобы, разобщенности, мир отчуждения и одиночества, слышать крики, угрозы, насмешки. Герои пьесы потеряли прошлое, они не имеют настоящего, только Клещ верит, что вырвется отсюда: “Вылезу… кожу сдеру, а вылезу…” Теплится слабая надежда на другую жизнь с Наташей у вора, “ворова сына” Васьки Пепла, мечтает о чистой любви проститутка Настя, правда, ее мечты вызывают у окружающих злобную насмешку. Остальные смирились, покорились, не думают о будущем, потеряли всякую надежду и окончательно осознали свою ненужность. А по сути, все обитатели погребены здесь заживо.
    Жалок и трагичен Актер, спившийся, забывший свое имя; раздавленная жизнью, терпеливо страдающая Анна, находящаяся при смерти, не нужна никому (муж ждет ее кончины как освобождения); умный Сатин, бывший телеграфист, циничен и озлоблен; ничтожен Барон, который “ничего не ждет”, у него “все уже в прошлом”; равнодушен к себе и другим Бубнов. Беспощадно и правдиво рисует Горький своих героев, “бывших людей”, пишет о них с болью и гневом, сочувствует им, попавшим в жизненный тупик. Клещ в отчаянии заявляет: “Работы нет… силы нет! Вот — правда! Пристанища… пристанища нету! Издыхать надо… вот она правда!..”
    Вот к этим, кажется, равнодушным к жизни и себе людям и приходит странник Лука, обращаясь с приветствием: “Доброго здоровья, народ честной!” Это к ним-то, отвергнутым, отрекшимся от всякой человеческой морали!
    К беспаспортному Луке у Горького отношение однозначное: “И вся философия, вся проповедь таких людей — милостыня, подаваемая ими со скрытой брезгливостью, и звучат под этой проповедью слова тоже нищие, жалобные”.
    И все-таки хочется разобраться в нем. Так ли он нищ, и что им движет, когда он проповедует свою утешительную ложь, верит ли сам в то, к чему призывает, жулик ли он, шарлатан, пройдоха или искренне жаждущий добра человек?
    Пьеса прочитана, и, на первый взгляд, появление Луки принесло ночлежникам только вред, зло, несчастье, гибель. Он исчезает, исчезает незаметно, но иллюзии, которые он заронил в опустошенные сердца людей, делают их жизнь еще более безотрадной и страшной, лишают их надежды, погружают во мрак их истерзанные души.
    Давайте еще раз проследим, что движет Лукой, когда он, внимательно присмотревшись к босякам, для каждого находит слова утешения. Он чуток, добр к тем, кто нуждается в помощи, и вселяет в них надежду. Да, с его появлением под сводами мрачной ночлежки поселяется надежда, прежде почти незаметная на фоне брани, кашля, рычания, стонов. И лечебница для пьяниц у Актера, и спасительная Сибирь для вора Пепла, и настоящая любовь для Насти. “Все ищут люди, все хотят — как лучше… дай им, Господи, терпенья!” — искренне говорит Лука и добавляет: “Кто ищет — найдет… Помогать только надо им…”
    Нет, не корысть движет Лукой, не жулик и не шарлатан он. Это понимает даже циничный, никому не верящий Бубнов: “Вот — Лука… много он врет… и безо всякой пользы для себя…” Непривычный к сочувствию Пепел допытывается: “Нет, ты скажи — зачем ты все это…” Наташа его спрашивает: “Отчего ты — такой добрый?” А Анна просто просит: “Говори со мной, милый… Тошно мне”.
    И становится понятно, что Лука — человек добрый, искренне желающий помочь, вселить надежду. Но вся беда в том, что это добро построено на лжи, обмане. Искренне желая добра, он прибегает ко лжи, считает, что земная жизнь не может быть другой, поэтому и уводит человека в мир иллюзий, в несуществующую праведную землю, веря, что “не всегда правдой душу вылечить”. И если изменить жизнь нельзя, то можно хотя бы изменить отношение человека к жизни.
    Интересно, а каково же отношение Горького к своему герою в пьесе? Современники вспоминают, что лучше всего писателю удавалось чтение роли Луки, а сцена у постели умирающей Анны вызывала у него слезы, а у слушателей — восторг. И слезы, и восторг — результат слияния автора и героя в порыве сострадания. И не потому ли . Горький так яростно спорил с Лукой, что старик был частью его души?!
    Но Горький выступает не против утешительства самого по себе: “Основной вопрос, который я хотел поставить, это — что лучше: истина или сострадание? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?” То есть истина и сострадание — понятия, не исключающие друг друга.
    От правды, которую осознает Клещ: “Жить — дьявол — жить нельзя… вот она — правда!..”, уводит Лука, говоря: “Она, правда-то, может, обух для тебя…” Но разве можно обухом исцелить? Старик считает: “…Жалеть людей надо!.. Я те скажу — вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!” И рассказывает, как пожалел и спас ночных разбойников-грабителей. Бубнов же противостоит упрямой, светлой вере Луки в человека, в спасительную силу жалости, сострадания, добра: “По-моему — дам всю правду, как она есть! Чего стесняться?” Для него правда — жестокий, убийственный гнет бесчеловечных обстоятельств, а правда Луки такая непривычно жизнеутверждающая, что забитые, униженные ночлежники не верят в нее, принимая за вранье. А ведь в своих слушателей Лука хотел вдохнуть веру, надежду: “Во что веришь, то и есть…”
    Лука несет людям истинную, спасительную, человеческую веру, смысл которой уловил и облек в знаменитые слова Сатин: “Человек — вот правда!” Лука думает, что словами, жалостью, состраданием, милосердием, вниманием к человеку можно поднять его душу, чтобы самый последний вор понял: “Лучше надо жить! Надо так жить… чтобы самому себя можно… было уважать…” Таким образом, не существует для Луки вопроса: “Что лучше — истина или сострадание?” Для него истинно то, что человечно.
    Тогда почему же так безнадежно трагичен финал пьесы? Хотя мы слышим, что о Луке говорят, он вдохновил Сатина на пламенную речь о прекрасном и гордом человеке, но тот же Сатин равнодушно бросает Актеру на его просьбу помолиться за него: “Сам молись…” И ему, навсегда уходящему, после своего страстного монолога о человеке кричит: “Эй, ты, сикамбр! Куда?”. Жуткой кажется его реакция на смерть Актера: “Эх… испортил песню… дур-рак!”
    Страшно, что бесчеловечное общество убивает и калечит человеческие души. Но главное в пьесе, на мой взгляд, то, что Горький заставил современников еще острее почувствовать несправедливость общественного устройства, которое уничтожает людей, губит их, заставил задуматься о человеке, его свободе.
    А какие нравственные уроки извлекли мы? Надо жить, не мирясь с неправдой, несправедливостью, ложью, но не погубить в себе человека с его добротой, состраданием и милосердием. Мы чаще нуждаемся в утешении, но без права говорить правду человек не может быть свободен. “Человек — вот правда!” И ему выбирать. Человеку всегда нужна реальная надежда, а не утешительная ложь, даже если она во спасение.

  2. Nikjuk Ответить

    «На дне» произведение написанное «пролетарским» писателем Максимом Горьким, в начале двадцатого века (1901-1902). Само произведение не являлось чисто литературным, это была пьеса для театра. Постановка этой пьесы была запрещена, затем её постановку разрешили только в Москве.
    В итоге первой русской революции (1905) пьеса (урезанная) была разрешена к постановке в театрах.
    В 1907 году пьеса начала ставится в Европе. Этому способствовал коммерсант а так же революционер (друг Ленина) доктор Гельфанд (Парвус). Однако часть средств (кассы что собрала пьеса) он просто украл. Кстати именно Парвус был посредником между Лениным и немцами во время Первой мировой войны, именно Парвус помог Ленину перебраться в “пломбированом вагоне” в Россию.
    Именно эту пьесу использовали как орудие пропаганды революционные партии, в первую очередь большевики.
    Суть произведения передана уже в названии «на дне», о тех кто опустился на дно социальной иерархии (в финансовом, духовно-культурном отношении). Им уже никогда не подняться.
    Горький как бы воспроизводит тему «униженных и оскорблённых» Достоевского в реалиях начала двадцатого века, разницы нет никакой (кроме почти пол столетия времени).
    Горький показал всю суть и отталкивающую правду социального низа. Это произвело фурор не только в культурной жизни России но и Европы.
    У каждого из героев пьесы своя судьба и «история» того как он попал на дно. Автор толком и не рассказывает судьбы героев. Обращает внимание, что если человек (в социальной цепочке) выбивается, – его исключают и он оказывается на дне.
    Хозяин ночлежки мерзкий, безнравственных человек (впрочем, нельзя назвать нравственными самих жителей). Он «обирает» постояльцев как может. Горький достиг цели, он показал «всю грязь и мерзость дна жизни», – это предел человека дольше только смерть.
    В то же время не всё так ужасно и однобоко под темными и угрюмыми сводами старого дома, сами бродяги ведут разговоры о жизни и человеке, о его предназначении в этом мире и т. д. Не смотря на всю мерзость и отвратительность кругом происходящего, не убили полёт мысли и чувства в этих опустившихся людях.
    Истина конечно превыше всего, это не только идея произведения, но и сам читатель приходит к этому, читая пьесу. Но, по мере чтения ты сопереживаешь героям, не смотря на их отталкивающий «вид».
    Истина и сострадание это то что понимаешь и чувствуешь, читая произведение. Каждый читатель должен дать себе ответ после прочтения. И в этом безусловный плюс пьесы.

  3. Astercons Ответить

    Эта проблема хорошо рассмотрена в произведении Горького «На дне». События разворачиваются в грязной унылой ночлежке для бродяг, пьяниц и воров. Людям, которые собрались здесь, надеяться, по большому счету, не на что. Жизнь многих из них загублена окончательно. Все, что им осталось – это тихо влачить жалкое существование, доживая свои дни в таких вот ночлежках.
    Один из героев – старый проповедник Лука – изо всех сил старается скрасить жизнь присутствующих, прибегая часто ко лжи во спасение. Он уверяет умирающую Анну в том, что после смерти она отправится в рай и забудет о боли и мучениях. Пьянице Актеру он рассказывает о существовании специальной лечебницы для таких, как он, и о том, что ему там обязательно помогут.
    Лука уверен в том, что если ложь приносит человеку облегчение и спокойствие, то она не грешна и, уж конечно, она лучше горькой правды, что бьет обухом по голове, принося одни страдания. Он предпочитает дать человеку надежду, пусть даже и ложную. Свою позицию герой иллюстрирует историей о человеке, который верил в праведную землю и мечтал туда попасть, а когда узнал, что ее не существует, покончил с собой.
    Эта мысль в пьесе является одной из основных. В какой-то степени я согласен с Лукой. Возможно, человеку не всегда нужно знать правду, особенно если он ничего не может изменить.
    Я пришел к выводу, что иногда отличить что хорошо, а что плохо, бывает сложно. Истина, вымысел, сострадание, грешное и праведное так тесно переплетаются между собой, что уже и не отличишь с первого взгляда что где. Думаю, в таких случаях нужно взвешивать пользу и вред для человека от сказанного вами, тогда сделать выбор будет проще.

  4. Burgher Ответить

    Related posts:

    Что лучше, истина или сострадание по пьесе На дне (Горький А. М.) Что такое истина? Этот вопрос занимает умы философов, писателей, иногда мы тоже задумываемся над этим вопросом. Для меня истина, это не просто, правда, истина одна единственная, с ней не поспоришь. Не зависимо от человека, его убеждений и взглядов на жизнь, истина остается единой для всех. Истина не может быть плохой или хорошей, она просто есть, […]…
    Что лучше, истина или сострадание? (по пьесе А. М. Горького “На дне”) На протяжении всей пьесы Горького “На дне” драматург заставляет читателей решать дилемму – что лучше, правда или ложь, истина или сострадание. Написанная в 1902 году, в преддверии революционных событий, пьеса обнажает социальную и психологическую правду о жизни “низов”. Реалистически беспощадно драматург показывает всю убогость и беспросветность существования людей, опустившихся на самое “дно жизни”. Слесарь Клещ, […]…
    “Что лучше – истина или сострадание?” (По пьесе М. Горького “На дне”) Человек – вот правда! Надо уважать человека! М. Горький Вряд ли кто-то станет спорить, что Горький – гуманист и великий писатель, прошедший большую школу жизни. Его произведения написаны не в угоду читающей публике – в них отражены правда жизни, внимание и любовь к человеку. И с полным правом это можно отнести к его пьесе “На […]…
    Что лучше-истина или сострадание? Размышления над страницами пьесы “На дне” Что есть истина? Истина (в моем понимании) – это абсолютная правда, то есть такая правда, которая для всех случаев и для всех людей одинакова. Думаю, что такой правды быть не может. Даже факт, казалось бы, очевидно однозначное событие, разные люди воспринимают по-разному. Так, например, известие о смерти может быть понято как известие о другой, новой […]…
    Что лучше – истина или сострадание? (по творчеству М. Горького) Творчество М Горького пронизано болью за простого человека, придавленного обстоятельствами жизни, спущенного, волею судьбы, на самое дно существования. Сам писатель протестует против такого положения вещей, против “свинцовых мерзостей”, с которыми приходится сталкиваться человеку. Однако еще более важным для Горького было отрицание любых проявлений человеческой слабости – слезливой жалости и беспомощности, житейской покорности судьбе, “непротивления злу”. […]…
    Правда или сострадание? (По пьесе М. Горького “На дне”) Однозначного ответа на этот вопрос не возможно дать. Ведь для каждого есть своя правда. И очень сложно разобрать в пьесе что есть правда, а что есть ложь. Ведь правда есть – истинное, правильное, единое, рушащие, что-то тяжелое, в особенности в сложившейся ситуации. Сострадание – это туман, что-то далекое, не понятное, как сожаление, соболезнование, иллюзия, сопереживание. […]…
    Сочинение на тему: Спор о человеке в пьесе На дне, Горький Спор о человеке Пьеса М. Горького “На дне” была написана в период, когда человек, в сущности, обесценился. Она имела колоссальный успех на сценах театров. Это объяснялось тем, что автор мастерски изобразил жизнь людей “на дне” и раскрыл несколько волнующих вопросов социально-философского характера. В пьесе рассматриваются вопросы жизни и смерти, добра и зла, истины или сострадания, […]…
    ЧТО НУЖНЕЕ – ИСТИНА ИЛИ СОСТРАДАНИЕ? (размышления над страницами пьесы М. Горького “На дне”) Что есть истина? Истина (так могут ду- мать многие) – это абсолютная правда, то есть такая правда, которая для всех случаев и для всех людей одинакова. Такой прав- ды быть не может. Даже факт, казалось бы, очевидно однозначное событие, разные люди воспринимают по-разному. Так, например, известие о смерти может быть понято как известие о другой, […]…
    Сочинение на тему: Правда о человеке в пьесе “На дне” В пьесе показаны “униженные и оскорбленные”, выброшен­ные на дно жизни. Каждый из них имеет свою биографию, свою историю, свою мечту. Эти в прошлом достойные люди – жертвы царящих в обществе условий, где никому нет дела до другого, где действуют волчьи законы. Судьба каждого из них трагична, так как подняться со дна ни спившийся актер, ни […]…
    Сочинение на тему: Кто прав в споре о правде в пьесе На дне, Горький ­Кто прав в споре о правде Драма “На дне” является одним из ключевых произведений Максима Горького. Она была написана в 1901-1902 гг. и с большим успехом прошла в Московском Художественном театре. Центральными персонажами пьесы были, в основном, люди из низших слоев населения по разным причинам опустившиеся “на дно”. Став постояльцами убогой ночлежки, многие из них […]…
    Люди дна характеры и судьбы по пьесе На дне (Горький А. М.) Спор о возможностях человека и о смысле его жизни лежит в основе пьесы “На дне” Максима Горького. Действие пьесы происходит в месте, оторванном от мира людей – ночлежке Костылевых. Почти все обитатели ночлежки прекрасно осознают, что их положение нельзя назвать нормальным, ведь между ними и остальным обществом оборваны все важнейшие связи (духовные, социальные, профессиональные, семейные). […]…
    Анализ драмы по пьесе На дне (Горький А. М.) В реалистичных произведениях Максима Горького человек изображается отвергнутым обществом, изгоем. Автора интересует внутренний мир героя, его переживания, эмоции. Пьеса “На дне” была написана в конце 1901 года. В то время, когда человек готов и способен заявит о своих правах, о свободе. В пьесе автор поставил два вопроса, которые были важны всегда. Это вопрос о свободе […]…
    Споры о правде и человеке по пьесе На дне (Горький А. М.) В пьесе “На дне” Горький поднимает одни из самых важных вопросов, которыми должен задаваться человек. Что же такое правда? Каково назначение человека на земле? И в чем смысл жизни? В своем произведении автор показывает мир полной нищеты и страдания, мир людей. Поставленных в предельно бесчеловечные условия жизни. Именно здесь сталкиваются три правды: Луки, Бубнова и […]…
    Сочинение на тему: Человек – это звучит гордо в пьесе На дне, Горький ­Человек – это звучит гордо Максим Горький считается одним из лучших драматургов XX века. В своей пьесе “На дне” он затронул неизведанную ранее тему надежды и радости для людей, находящихся на дне. Все герои произведения по тем или иным причинам оказались в бедной, убогой ночлежке, где спали на нарах, питались плохо, при этом много пили, […]…
    Сострадание и милосердие к людям в русской литературе (Ф. М. Достоевский и А. М. Горький) Человек, человеческие отношения, место человека в мире – эти темы всегда волновали умы русских писателей. Какими должны быть отношения между людьми? На этот вопрос по-разному отвечают два великих русских писателя – Федор Михайлович Достоевский и Максим Горький. Идеи Достоевского, изложенные в романе ” Преступление и наказание“,- это идеи христианские. Носителем авторских идей выступает Сонечка Марме-ладова. […]…
    Сочинение на тему: Правда и ложь в пьесе На дне, Горький Правда и ложь Пьеса “На дне” появилась в начале XX века в канун революционных событий в России. В ней изображена вся неприглядная правда жизни людей того времени, опустившихся на самое “дно”. Постояльцы ночлежки, в которой разворачиваются события, потеряли всяческую надежду на нормальное существование. Когда среди них появляется странник Лука, встает вопрос о жестокой правде и […]…
    Сочинение на тему: сострадание Ученические работы по развитию письменной речи заслуживают внимания взрослых, ведь многие дети выражают в них свои сокровенные мысли и делятся самым главным. Одну из таких работ – сочинение на тему: сострадание, – предлагаем вашему вниманию. Написано учеником 10 класса. Часто я задумываюсь о том, что такое сострадание. Одно ли это и то же, что и […]…
    Сочинение на тему: Раздумья о человеке в пьесе М. Горького “На дне” В 1902 году М. Горький создает свою вторую пьесу “На дне”. В ней писатель вновь обратился, как и в рассказах раннего периода, к миру отверженных. Но замысел драматурга не сводится к изображению людей “дна”, искалеченных общественным строем. Пьеса является страстным и взволнованным спором о человеке, о различных путях к человеческому счастью. Читая пьесу, мы оказываемся […]…
    Сочинение на тему: Сострадание к людям в повести Юшка, Платонов ­Сострадание к людям Повесть А. П. Платонова “Юшка” небольшая по объему, но довольно глубокая по содержанию. Она заставляет читателя задуматься о многих насущных вопросах и по-новому взглянуть на тему людского милосердия и сострадания. Для того чтобы лучше понять истинный смысл произведения, лучше перечитать его несколько раз. Поначалу, кажется, что речь идет всего лишь о рано […]…
    Сочинение на тему: Разум и чувства в пьесе На дне, Горький ­Разум и чувства Имя Максима Горького (А. М. Пешкова) занимает достойное место в русской культуре и во всемирной. Многие его произведения были не раз экранизированы, ставились на сцене театра, получали награды. Одним из наиболее известных работ автора является драматическая пьеса “На дне”, написанная в самом начале XX века и знаменующая очень непростой переходный период в […]…
    Сочинение на тему: “Три правды в пьесе “На дне” М. Горького” М. Горький в своей пьесе изобразил страшную действительность, безобразный образ жизни большинства людей. В своем произведении он также затронул множество важных и актуальных проблем того времени. Одной из них стала проблема правды и ее восприятия и понимания героями пьесы. В сюжете можно выявить три основные правды и их противостояние. Первая правда – правда Сатина. Этот […]…
    Сочинение на тему: Честь и бесчестие в пьесе На дне, Горький ­Честь и бесчестие В 1902 году Максим Горький создал новую разновидность социальной драмы, в которой показал сознание людей, оказавшихся “на дне”. Пьеса сразу же вышла на сцену МХТ, и каждый раз проходила с успехом. Главные действующие лица – это люди по тем или иным причинам оказавшиеся в убогой ночлежке. Одни лишились постоянной работы, другие положения […]…
    Сочинение на тему: Опыт и ошибки в пьесе На дне, Горький ­Опыт и ошибки Пьеса Максима Горького “На дне” была написана в непростое для России время, в так называемый переходный период. Первоначально автор называл ее “Ночлежка”, “На дне жизни”, а затем остановился на более лаконичном варианте и не ошибся. Это произведение принесло ему заслуженный успех, так как сразу же вышло постановкой в МХТ и впоследствии пользовалось […]…
    Сочинение на тему: Трагические судьбы людей дна в пьесе На дне, Горький ­Трагические судьбы людей дна Пьеса Максима Горького “На дне” была написана в первые два года XX столетия. Первоначально она называлась “Без солнца”, “Ночлежка”, “На дне жизни”, но затем автор остановил свой выбор на нынешнем названии. В этом произведении он описал жизнь людей, по тем или иным причинам проживающих в убогой ночлежке. Ясно одно – не […]…
    Противопоставление образов Луки и Сатина по пьесе На дне (Горький А. М.) Произведение Максима Горького “На Дне” можно определить, как социально-философскую драму. О наличии в пьесе социальной проблематики свидетельствует не только яркое и говорящее название, но и облик ее персонажей. Герои произведения – люди опустившиеся, изгои общества, по разным причинам лишившиеся своего места в цивилизованном обществе. При чуть более внимательном чтении становится очевидно, что этим людям совершенно […]…
    Сочинение на тему: Каждый сам себе судьба в пьесе На дне, Горький ­Каждый сам себе судьба Пьеса М. Горького “На дне” была написана в переходный период, в самом начале 20-го века. Автор по-разному называл свое произведение, но в итоге остановился на названии “На дне”, которое наиболее полно отражало содержание пьесы. Действие картины происходит в ночлежке для неимущих, хозяевами которой являются 54-летний Костылев и его молодая, но злая […]…
    Сочинение на тему: Можно ли преодолеть самого себя в пьесе На дне, Горький ­Можно ли преодолеть самого себя Социально-философская драма М. Горького “На дне” была написана в 1901 году и сразу же заняла достойную нишу в списке русской классики. Более тысячи раз ее ставили на сцене МХТ, и всегда она проходила с успехом. Место действия пьесы – ночлежный дом Костылевых, а главные действующие лица – его постояльцы. Каждый […]…
    Образ Лука и Сатин по пьесе На дне (Горький А. М.) На первый взгляд, Лука и Сатин – противостоящие фигуры в пьесе Горького “На дне”. Лука – сторонник “ложного гуманизма”, так называемой, лжи ради спасения. Сатин проповедует “гуманизм истинный”, оправдывает аморальность, презирает нравственные ценности и доводит до крайности понятие “свободный человек”. Действительно, с этой точки зрения, убеждения Луки и Сатина – совершенно противоположные. Лука всех жалеет, […]…
    Правда о человеке в пьесе “На дне” М. Горького В пьесе показаны “униженные и оскорбленные”, выброшенные на дно жизни. Каждый из них имеет свою биографию, свою историю, свою мечту. Эти в прошлом достойные люди – жертвы царящих в обществе условий, где никому нет дела до другого, где действуют волчьи законы. Судьба каждого из них трагична, так как подняться со дна ни спившийся актер, ни […]…
    Правда Луки и правда Сатина по пьесе На дне (Горький А. М.) В социально-философской драме Горького “На дне” основной философской проблемой является понимание правды героями. Они рассматривают свою правду с разных позиций. Особенно выделяются здесь мировоззрения Сатина и Луки, которые имеют различия и взаимодействуют между собой в развитии действия пьесы. Лука с первого момента появления в ночлежке начинает говорить людям о своих взглядах. Его отношение к людям […]…
    Сочинение на тему: “Чем больше человек дает людям и меньше требует себе, тем он лучше”. Л. Н. Толстой Мы живем в прекрасном огромном мире. Каждый день нашей жизни по-особенному хорош, разнообразен и неповторим. Ежедневно мы встречаем множество людей: на улицах, дома, на работе и в прочих местах общественного пользования. Каждый человек – биосоциальное существо. То есть, помимо биологических потребностей, таких как сон, еда, отдых, существуют и потребности социальные – более важные, духовные желания […]…
    Раздумья о Человеке по пьесе На дне (Горький А. М.) В пьесе “На дне” автор ставит много риторических вопросов. Произведение раскрывает не только трагедию постепенной моральной гибели людей, попавших в жестокие социальные условия, но и авторский взгляд на различные проблемы общественности. Безусловно, одной из основных тем пьесы является Человек. Кажется странным, что обитатели ночлежки могут иметь какие-то свои позиции по поводу этой проблемы. Но это […]…
    Сочинение на тему: Три правды в пьесе Горького “На Дне” Три правды в пьесе Горького “На Дне” Пьеса “На дне”, вышедшая в свет в 1902 году, считается наиболее известной драмой М. Горького. В этом произведении автор затронул один из важнейших вопросов русской литературы – вопрос о человеке и его месте в обществе. Затронута и проблема гуманизма, столько актуальная на начале XX века. Именно в это […]…
    Социальные проблемы поднимаемые в драме по пьесе На дне (Горький А. М.) Пьеса Горького “На дне” была написана в 1902 году и вскоре принесла автору мировую известность. В этом произведении были затронуты самые злободневные проблемы современности, поэтому пьеса сразу привлекла к себе внимание русской общественности. Этой пьесой Горький завершил цикл произведений о “босяках”. Наблюдение за миром “бывших людей”, оказывало влияние на формирование социального сознания самого автора. В […]…
    Сочинение на тему: “Сострадание, любовь к ближнему А. И. Солженицын “Матренин двор” Тема: Сострадание, любовь к ближнему А. И. Солженицын “Матренин двор” Сердце, в котором жила любовь О любви к ближнему написаны тысячи книг. Вернее, каждая из них призывает людей к этому, каждая прославляет добро и побуждает к состраданию. Но, увы. Сколько не повторяй слово халва, а во рту слаще не станет. Что-то должно измениться в человеке, […]…
    Сочинение на тему: “Одна голова хорошо, две – лучше” Во всем мире уже давно замечено и используется интересное явление. Суть его проста: сотрудничество двух посредственных людей создает из них одного гения. А поскольку умственная производительность последнего в десятки и сотни раз выше, чем у обычного человека, результат на лицо. Таким образом, приходим к хорошей и плохой новости. Среди нас достаточно много гениев, но существуют […]…
    Правда и ложь по пьесе На дне (Горький А. М.) Правда и ложь – два противоположных по значению слова. Если спросить у любого человека, что он предпочитает услышать: правду или ложь, то однозначно предпочтет первое. Однако проблему правдивости и лживости нельзя назвать одномерной, она включает в себя множество нюансов, что можно проследить при чтении драмы Максима Горького “На дне”. На дне жизни оказались по разным […]…
    Нужна ли человеку правда? (по пьесе М. Горького “На дне”) Я прочитал пьесу М. Горького “На дне” и выделил основную проблему этого произведения. Это проблема истинного и ложного гуманизма. В пьесе идет спор о том, что лучше: правда, какая она есть на самом деле, или жалость, сострадание и ложь. В этом вопросе автор на стороне Сатина, сторонника горькой правды. Я согласен с такой позицией. Во […]…
    Сочинение на тему: Что лучше профессия престижная или по призванию? Выбор будущей профессии – это на удивление составит и серьезный вопрос, ведь от нее полностью зависит ритм и уровень жизни каждого из нас. И задумывались вы хоть раз о том, что лучше: профессию престижную или по призванию? Не секрет, что мы живем в то время, когда все гонятся за огромными доходами, за невероятными богатствами. И […]…
    Сочинение на тему: “Старый друг – лучше новых двух” У каждого человека существует множество вещей, без которых его жизнь была бы пуста и не имела смысла. Это духовные и моральные ценности, и семья, и любовь, и, конечно же, дружба. “Старый друг – лучше новых двух” – так гласит известная русская пословица. Причем такой друг, а лучше даже не один, нужен и ребенку, и школьнику, […]…

  5. vampa1 Ответить

    Школьное сочинение «Что лучше – истина или сострадание?» не из легких. Если спросить, что лучше, правда или ложь, ученики без сомнения ответят – правда. Вот только понятия истины и сострадания нельзя сделать взаимоисключающими. В этом и заключается сложность сочинения «Что лучше – истина или сострадание?».
    Для людей, оказавшихся на самом дне общества в пьесе Горького, и сострадание, и истина могут стать губительными. Лживая надежда, подаренная Лукой, с одной стороны, и пропитанная безнадежной болью реальность, с другой, не могут сосуществовать друг с другом. Поэтому, приступая к написанию сочинения, стоит понимать, что сначала человеку нужно поведать истину, а потом предложить искреннее, не обремененное ложью сострадание. Как это понимать? Об этом написано в пьесе. Можно, исходя из добрых побуждений, восхвалять Луку и презирать носителя истины Сатина, но об этом ли хотел сказать автор?! Верно, он говорил совсем другое.

    Звучание

    Вся пьеса М. Горького «На дне» – это гимн правды о человеке. Здесь носителем правды является Сатин – картежник и шулер, которому очень далеко до идеала человека, но именно он искренне провозглашает: «Человек – это великолепно! Это звучит гордо!». В противовес ему в ночлежке появляется Лука – добрый, сострадательный лжец, что сознательно навеивает «золотой сон» страдальцам. Но рядом с ними есть еще один человек, который хочет понять, что лучше истина или сострадание – это сам автор.

  6. Biceps Ответить

    Человек — вот правда! Надо уважать человека!
    М. Горький
    Вряд ли кто-то станет спорить, что Горький — гуманист и великий писатель, прошедший большую школу жизни. Его произведения написаны не в угоду читающей публике — в них отражены правда жизни, внимание и любовь к человеку. И с полным правом это можно отнести к его пьесе “На дне”, написанной в 1902 году. Она до сих пор тревожит вопросами, поставленными в ней драматургом. Действительно, что лучше — истина или сострадание?
    Если бы вопрос был сформулирован несколько иначе — правда или ложь, я бы ответила однозначно: правда. А вот истину и сострадание невозможно сделать понятиями взаимоисключающими, противопоставив одно другому; наоборот, вся пьеса — это боль за человека, это правда о человеке. Другое дело, что носителем истины является Сатин, картежник, шулер, сам далекий от того идеала человека, который он искренне и с пафосом провозглашает: “Человек! Это — великолепно! Это звучит… гордо!”
    Ему противопоставлен Лука — добрый, сострадательный и “лукавый”, сознательно навевающий “сон золотой” исстрадавшимся ночлежникам. А рядом с Лукой и Сатиным есть еще один человек, который тоже спорит об истине и сострадании, — сам М. Горький.
    Именно он, как мне кажется, является носителем истины и сострадания. Это вытекает из самой пьесы, из того, как она была восторженно принята зрителями. Пьесу читали в ночлежке, босяки плакали, кричали: “Мы хуже!” Целовали и обнимали Горького. Современно звучит она и сейчас, когда начали говорить правду, но забыли, что такое милосердие и сострадание.
    Итак, действие происходит в ночлежке Костылевых, представляющей собой “подвал, похожий на пещеру”, под “тяжелыми каменными сводами”, где царит тюремный полумрак. Здесь влачат жалкое существование босяки, попавшие “на дно жизни”, куда их безжалостно выбросило преступное общество.
    Кто-то очень точно сказал: “На дне” — это потрясающая картина кладбища, где заживо похоронены ценные по своим задаткам люди”. Нельзя без внутреннего содрогания видеть нарисованный драматургом мир нищеты и бесправия, мир злобы, разобщенности, мир отчуждения и одиночества, слышать крики, угрозы, насмешки. Герои пьесы потеряли прошлое, они не имеют настоящего, только Клещ верит, что вырвется отсюда: “Вылезу… кожу сдеру, а вылезу…” Теплится слабая надежда на другую жизнь с Наташей у вора, “ворова сына” Васьки Пепла, мечтает о чистой любви проститутка Настя, правда, ее мечты вызывают у окружающих злобную насмешку. Остальные смирились, покорились, не думают о будущем, потеряли всякую надежду и окончательно осознали свою ненужность. А по сути, все обитатели погребены здесь заживо.
    Жалок и трагичен Актер, спившийся, забывший свое имя; раздавленная жизнью, терпеливо страдающая Анна, находящаяся при смерти, не нужна никому (муж ждет ее кончины как освобождения); умный Сатин, бывший телеграфист, циничен и озлоблен; ничтожен Барон, который “ничего не ждет”, у него “все уже в прошлом”; равнодушен к себе и другим Бубнов. Беспощадно и правдиво рисует Горький своих героев, “бывших людей”, пишет о них с болью и гневом, сочувствует им, попавшим в жизненный тупик. Клещ в отчаянии заявляет: “Работы нет… силы нет! Вот — правда! Пристанища… пристанища нету! Издыхать надо… вот она правда!..”
    Вот к этим, кажется, равнодушным к жизни и себе людям и приходит странник Лука, обращаясь с приветствием: “Доброго здоровья, народ честной!” Это к ним-то, отвергнутым, отрекшимся от всякой человеческой морали!
    К беспаспортному Луке у Горького отношение однозначное: “И вся философия, вся проповедь таких людей — милостыня, подаваемая ими со скрытой брезгливостью, и звучат под этой проповедью слова тоже нищие, жалобные”.
    И все-таки хочется разобраться в нем. Так ли он нищ, и что им движет, когда он проповедует свою утешительную ложь, верит ли сам в то, к чему призывает, жулик ли он, шарлатан, пройдоха или искренне жаждущий добра человек?
    Пьеса прочитана, и, на первый взгляд, появление Луки принесло ночлежникам только вред, зло, несчастье, гибель. Он исчезает, исчезает незаметно, но иллюзии, которые он заронил в опустошенные сердца людей, делают их жизнь еще более безотрадной и страшной, лишают их надежды, погружают во мрак их истерзанные души.
    Давайте еще раз проследим, что движет Лукой, когда он, внимательно присмотревшись к босякам, для каждого находит слова утешения. Он чуток, добр к тем, кто нуждается в помощи, и вселяет в них надежду. Да, с его появлением под сводами мрачной ночлежки поселяется надежда, прежде почти незаметная на фоне брани, кашля, рычания, стонов. И лечебница для пьяниц у Актера, и спасительная Сибирь для вора Пепла, и настоящая любовь для Насти. “Все ищут люди, все хотят — как лучше… дай им, Господи, терпенья!” — искренне говорит Лука и добавляет: “Кто ищет — найдет… Помогать только надо им…”
    Нет, не корысть движет Лукой, не жулик и не шарлатан он. Это понимает даже циничный, никому не верящий Бубнов: “Вот — Лука… много он врет… и безо всякой пользы для себя…” Непривычный к сочувствию Пепел допытывается: “Нет, ты скажи — зачем ты все это…” Наташа его спрашивает: “Отчего ты — такой добрый?” А Анна просто просит: “Говори со мной, милый… Тошно мне”.
    И становится понятно, что Лука — человек добрый, искренне желающий помочь, вселить надежду. Но вся беда в том, что это добро построено на лжи, обмане. Искренне желая добра, он прибегает ко лжи, считает, что земная жизнь не может быть другой, поэтому и уводит человека в мир иллюзий, в несуществующую праведную землю, веря, что “не всегда правдой душу вылечить”. И если изменить жизнь нельзя, то можно хотя бы изменить отношение человека к жизни.
    Интересно, а каково же отношение Горького к своему герою в пьесе? Современники вспоминают, что лучше всего писателю удавалось чтение роли Луки, а сцена у постели умирающей Анны вызывала у него слезы, а у слушателей — восторг. И слезы, и восторг — результат слияния автора и героя в порыве сострадания. И не потому ли . Горький так яростно спорил с Лукой, что старик был частью его души?!
    Но Горький выступает не против утешительства самого по себе: “Основной вопрос, который я хотел поставить, это — что лучше: истина или сострадание? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?” То есть истина и сострадание — понятия, не исключающие друг друга.
    От правды, которую осознает Клещ: “Жить — дьявол — жить нельзя… вот она — правда!..”, уводит Лука, говоря: “Она, правда-то, может, обух для тебя…” Но разве можно обухом исцелить? Старик считает: “…Жалеть людей надо!.. Я те скажу — вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!” И рассказывает, как пожалел и спас ночных разбойников-грабителей. Бубнов же противостоит упрямой, светлой вере Луки в человека, в спасительную силу жалости, сострадания, добра: “По-моему — дам всю правду, как она есть! Чего стесняться?” Для него правда — жестокий, убийственный гнет бесчеловечных обстоятельств, а правда Луки такая непривычно жизнеутверждающая, что забитые, униженные ночлежники не верят в нее, принимая за вранье. А ведь в своих слушателей Лука хотел вдохнуть веру, надежду: “Во что веришь, то и есть…”
    Лука несет людям истинную, спасительную, человеческую веру, смысл которой уловил и облек в знаменитые слова Сатин: “Человек — вот правда!” Лука думает, что словами, жалостью, состраданием, милосердием, вниманием к человеку можно поднять его душу, чтобы самый последний вор понял: “Лучше надо жить! Надо так жить… чтобы самому себя можно… было уважать…” Таким образом, не существует для Луки вопроса: “Что лучше — истина или сострадание?” Для него истинно то, что человечно.
    Тогда почему же так безнадежно трагичен финал пьесы? Хотя мы слышим, что о Луке говорят, он вдохновил Сатина на пламенную речь о прекрасном и гордом человеке, но тот же Сатин равнодушно бросает Актеру на его просьбу помолиться за него: “Сам молись…” И ему, навсегда уходящему, после своего страстного монолога о человеке кричит: “Эй, ты, сикамбр! Куда?”. Жуткой кажется его реакция на смерть Актера: “Эх… испортил песню… дур-рак!”
    Страшно, что бесчеловечное общество убивает и калечит человеческие души. Но главное в пьесе, на мой взгляд, то, что Горький заставил современников еще острее почувствовать несправедливость общественного устройства, которое уничтожает людей, губит их, заставил задуматься о человеке, его свободе.
    А какие нравственные уроки извлекли мы? Надо жить, не мирясь с неправдой, несправедливостью, ложью, но не погубить в себе человека с его добротой, состраданием и милосердием. Мы чаще нуждаемся в утешении, но без права говорить правду человек не может быть свободен. “Человек — вот правда!” И ему выбирать. Человеку всегда нужна реальная надежда, а не утешительная ложь, даже если она во спасение.

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *