На какие спорные для нас вопросы ответил гончаров в мильон терзаний?

7 ответов на вопрос “На какие спорные для нас вопросы ответил гончаров в мильон терзаний?”

  1. Voramar Ответить

    И. А. Гончаровв статье «Мильон терзаний» говорит: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи… » Драма Чацкого в том, что он видит трагизм в судьбе общества, но повлиять ни на что не может. “Чацкого роль – роль сострадательная: оно иначе и быть не может. Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная. Но они не знают о своей победе, они сеют только, а пожинают другие – и в этом их главное страдание… ” А. С. Грибоедов поднял в своей комедии важные вопросы эпохи: вопрос о крепостном праве, о борьбе с крепостнической реакцией, о деятельности тайных политических обществ, о просвещении, о русской национальной культуре, о роли разума и прогрессивных идей в общественной жизни, о долге и достоинстве человека. Для послегрибоедовских эпох насущно жизненным оказалось противопоставление Чацкого, искренне воодушевленного гражданскими идеями, бескомпромиссного и смелого, но практически беспомощного, а потому рискующего оказаться «рыцарем на час» , благоразумно-осмотрительному, своекорыстному и беспринципному, практически цепкому Молчалину, способному преуспеть и пополнить собой ряды власть имущих. Гончаров писал «Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим» и что «литература не выбьется из магического круга, начертанного Грибоедовым, как только художник коснется борьбы понятий, смены поколений» .

  2. Mrjoliplay Ответить

    на какой спорный вопрос ответил гончаров

    Ответы:

    И. А. Гончаровв статье «Мильон терзаний» говорит: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи… » Драма Чацкого в том, что он видит трагизм в судьбе общества, но повлиять ни на что не может. “Чацкого роль – роль сострадательная: оно иначе и быть не может. Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная. Но они не знают о своей победе, они сеют только, а пожинают другие – и в этом их главное страдание… ” А. С. Грибоедов поднял в своей комедии важные вопросы эпохи: вопрос о крепостном праве, о борьбе с крепостнической реакцией, о деятельности тайных политических обществ, о просвещении, о русской национальной культуре, о роли разума и прогрессивных идей в общественной жизни, о долге и достоинстве человека. Для послегрибоедовских эпох насущно жизненным оказалось противопоставление Чацкого, искренне воодушевленного гражданскими идеями, бескомпромиссного и смелого, но практически беспомощного, а потому рискующего оказаться «рыцарем на час» , благоразумно-осмотрительному, своекорыстному и беспринципному, практически цепкому Молчалину, способному преуспеть и пополнить собой ряды власть имущих. Гончаров писал «Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим» и что «литература не выбьется из магического круга, начертанного Грибоедовым, как только художник коснется борьбы понятий, смены поколений» .

  3. secretstar Ответить




    Урок 27 Критика о комедии. И.А.Гончаров «Мильон терзаний»
    Цель – обучение конспектированию и работе с критической литературой
    1 Вступительное слово
    В комедии «Горе от ума» было поставлено множество вопросов, на которые не мог быть дан однозначный ответ, многое для современников было новым и в структуре организации произведения, поэтому вокруг комедии развернулась серьезная полемика.
    А.С.Пушкин из Письма Бестужеву А.А.:
    … не осуждаю ни плана, ни завязки, ни приличий комедии Грибоедова. Цель его – характеры и резкая критика нравов. В этом отношении Фамусов и Скалозуб превосходны. Софья начерчена неясно…Молчалин не довольно резко подл.. В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? Ответ: Грибоедов. А знаешь ли что такое Чацкий? Пылкий, благородный  и  добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями.
    Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и т.п.
    О стихах я и не говорю – половина должны войти в пословицу.
    В.К.Кюхельбекер из дневника
    Дан Чацкий, даны прпочие характеры, он сведены вместе и показано, какова непременно должна быть встреча этих антиподов, – и только…но в сей-то именно простоте – новость, смелость, величие…
    А.А.Григорьев ст. «По поводу нового издания старой вещи»
    … единственное произведение, представляющее художественную сферу нашего  так называемого светского быта, а с другой стороны- Чацкий Грибоедова есть единственное истинно героическое лицо нашей литературы…Грибоедов казнит хамство и невежество…во имя высших законов христиарнского и человечески-народного взгляда.
    Чацкий…честная и деятельная натура бойца,… то есть натура в высшей степени страстная…имеет еще и значение историческое. Он – порождение первой четверти русского XIX столетия.
    Ю.Н.Тынянов ст. «Сюжет «Горе от ума»
    Центр комедии – в комичности положения самого Чацкого, и здесь комичность является средством  трагического, а комедия – видом трагедии…
    Грибоедов был человеком двенадцатого года «по духу времени и вкусу». В общественной жизни для него был бы возможен декабрь 1825 г. Он относился с лирическим сожалением к падшему Платону Михайловичу, с авторской враждебностью к Софье Павловне…с личной, автобиографической враждой к той Москве, которая была для него тем, чем была старая Англия для Байрона…В комедии с особой силой дан послевоенный равнодушный карьеризм… Фигура Скалозуба в «Горе от ума» предсказывает гибель николаевского военного режима.
    Ю.М.Лотман ст «Декабрист в повседневной жизни»
    …мы ощущаем Чацкого декабристом…Речь Чацкого резко отличается от слов других персонажей именно своей книжностью. Он говорит, как пишет, поскольку видит мир в его идеологических, а не бытовых проявлениях
    Статья А.И.Гончарова «Мильон терзаний» (1871 г) – лучший критический разбор комедии, был написан через 50 лет после появления самой комедии. Критический этюд Гончарова поставил точку во многих спорах о произведении «Горе от ума», хотя и писал «мы здесь не претендуем произнести критический приговор…мы, в качестве любителя, только высказываем свои размышления».
    2 Выступления  и обсуждение по плану (2 и 3 могут быть параллельными или последовательными)
    А) Что такое вообще «Горе от ума»?
    …комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия…Полотно ее захватывает длинный период русской жизни – от Екатерины до императора Николая. В группе 20 лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы..
    В ней местный колорит слишком ярок, и обозначение самых характеров так строго очерчено и обставлено такой реальностью деталей, что общечеловеческие черты, едва выделяются из-подобщественных положений, рангов, костюмов и т.д.
    Две комедии как будто вложены  одна в другую: одна, так сказать, частная, мелкая, домашняя, между Чацким, Софьей, Молчалиным и Лизой, это интрига любви, вседневный мотив всех комедий. Когда первая прерывается, в промежутке неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву и связывается в один узел.
    Б) «Соль, эпиграмма, сатира, этот разговорный стих, кажется, никогда не умрут»
    Соль, эпиграмма, сатира, этот разговорный стих, кажется, никогда не умрут, как и сам, рассыпанный в них острый и едкий, живой русский ум, который Грибоедов заключил, как волшебник духа какого-нибуд, в свой замок, и он рассыпается там злобным смехом…
    Проза и стих слились здесь во что-то нераздкльное, затем, кажется, чтобы их легче было удержать в памяти и пустить опять в оборот весь собранный авторский ум, юмор, шутку и злость русского ума и языка…
    В) «Давно привыкли говорить, что нет движения, т.е. нет действия в пьесе. Как нет движения?»
    Есть – живое, непрерывное, от первого появления Чацкого на сцене до последнего его слова: «Карету мне, карету!»
    Это – тонкая, умная, изящная и страстная комедия…верная в психологических деталях…замаскирована типичными лицами героев, гениальной рисовкой, колоритом места, эпохи, прелестью языка…
    Г) «Чацкого роль – роль страдательная…хотя она в то же время и всегда победительна
    Главная роль,  конечно – роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов. Но Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен…Он искренний и горячий деятель…Чацкий начинает новый век – и в этом все его значение и весь «ум»…Чацкий…готовился серьезно к деятельности…путешествовал не даром, учился, читал, принимался…за труд, был в сношениях с министрами и разошелся – не трудно догадаться почему…Он любит серьезно, видя в Софье будущую жену.
    Между тем Чацкому досталось выпить до дна горькую чашу – не найдя ни в ком «сочувствия живого», и уехать, увозя с собой только «мильон терзаний».
    Цайкий вбегает к Софье…Его поразили две перемены: она необыкновенно похорошела и охладела к нему…Он терпит от нее одни холодности, пока, едва задев Молчалина, он не задел за живое и ее…С этой минуты между ней и Чацким завязалсягорячий поединок, самое живое действие, комедия в тесном смысле…
    «А судьи кто?» и т.д. Тут уже завязывается другая борьба, важная и серьезная, целая битва…
    Образовалось два лагеря, или с одной стороны, целый лагерь Фамусовых и всей братии «отцов и старших», – с другой один пылкий и отважный боец, «враг исканий». Фамусов хочет быть «тузом»…Чацкий рвется к «свободной жизни», «к занятиям наукой и искусством» и требует «службы делу, а не лицам»…
    Роль Чацкого – роль страдательная…Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная. Но они не знают о своей победе, они сеют только, а пожинают другие – и в этом их главное страдание, т.е. в безнадежности успеха…У него есть уже и единомышленники…Чацкий породил раскол
    Живучесть роли Чацкого состоит не в новизне неизвестных идей, блестящих гипотез, горячих и дерзкихутопий…Чацкий больше всего обличитель лжи и всего, что отжило, что жаглушает новую жизнь, «жизнь свободную»
    Он очень положителен в своих требованиях и заявляет их в готовой программе, выработанной не им, а уже начатым веком. Его идеал…- свобода от всех этих исчисленных цепей рабства, которыми оковано общество…
    Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей.
    Он вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу: «один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий,и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и – всегда жертва.
    Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим.
    Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого…
    …Чацкий – по нашему мнению – из всех наиболее живая личность, и как человек, и как исполнитель указанной ему Грибоедовым роли…натура его сильнее и глубже прочих лиц и потому не могла быть исчерпана в комедии.
    Д) «Софья – смесь хороших инстинктов с ложью…путаница понятий, умственная и нравственная слепота»
    Все шито да крыто…Это ее мораль, и мораль отца, и всего круга. А между тем Софья Павловна индивидуально не безнравственна: она грешит грехом неведения, слепоты, в которой жили все…Софья никогда не прозревала от нее и не прозрела бы без Чацкого – никогда за неимением случая. После катострофа, с минуты появления Чацкого – оставаться слепой уже невозможно. Его суда ни обойти забвением, ни подкупить ложью, ни успокоить – нельзя. Она не может не уважать его, и он будет вечно ее «укоряющим свидетелем», судьей ее прошлого. Он открыл ей глаза.
    Это смесь хороших инстинктов сложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, – путаница понятий, умственная и нравственная слкпота – все это не имеет в ней характера личный пороков, а является, как общие черты ее круга…в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте…Недаром любит ее и Чацкий…ей достается свой «мильон терзаний».
    3 Беседа (проверка восприятия, перессказать своими словами)
    – В чем видит Гончаров особое положение «Горя от ума» в литературе?
    – Каковы достоинства комедии?
    – В чем горе, которое приносит Чацкому ум?
    – Чацкий – победитель или побежденный?
    – Какова оценка критиком образа Софьи?
    – На какие спорные для вас вопросы ответил Гончаров? Насколько убедительно он это сделал?
    ДЗ подготовиться к тестовой работе по творчеству Грибоедова
    С. К. Тренкунова, МБОУ СОШ №11 г.Павлово, Нижегородская область

  4. JASOn Ответить

    И. А. Гончаров. «МИЛЬОН ТЕРЗАНИЙ» .
    (Критический этюд. )
    Отрывки.
    Комедия “Горе от ума” держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова. Она, как столетний старик, около которого все, отжив по очереди свою пору, умирают и валятся, а он ходит, бодрый и свежий, между могилами старых и колыбелями новых людей. И никому в голову не приходит, что настанет когда-нибудь и его черед.
    Главная роль, конечно, – роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов. Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен. Словом – это человек не только умный, но и развитой, с чувством, или, как рекомендует его горничная Лиза, он “чувствителен, и весел, и остер”. Чацкий, как видно, готовился серьезно к деятельности. Он “славно пишет, переводит”, говорит о нем Фамусов, и о его высоком уме. Он, конечно, путешествовал недаром, учился, читал, принимался, как видно, за труд, был в сношениях с министрами и разошелся – не трудно догадаться почему. “Служить бы рад, – прислуживаться тошно”, – намекает он сам.
    Он любит серьезно, видя в Софье будущую жену. Он и в Москву, и к Фамусову приехал, очевидно, для Софьи и к одной Софье.
    Две комедии как будто вложены одна в другую: одна, так сказать, частная, мелкая, домашняя, между Чацким, Софьей, Молчалиным и Лизой: это интрига любви, вседневный мотив всех комедий. Когда первая прерывается, в промежутке является неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву и связывается в один узел.
    Между тем Чацкому досталось выпить до дна горькую чашу – не найдя ни в ком “сочувствия живого”, и уехать, увозя с собой только “мильон терзаний”. Чацкий рвется к “свободной жизни”, “к занятиям” наукой и искусству и требует “службы делу, а не лицам”. Он обличитель лжи и всего, что отжило, что заглушает новую жизнь, “жизнь свободную”. Весь ум его и все силы уходят в эту борьбу. Не только для Софьи, но и для Фамусова и всех его гостей, “ум” Чацкого, сверкавший, как луч света в целой пьесе, разразился в конце в тот гром, при котором крестятся, по пословице, мужики. Нужен был только взрыв, бой, и он завязался, упорный и горячий – в один день в одном доме, но последствия его отразились на всей Москве и России.
    Чацкий, если и обманулся в своих личных ожиданиях, не нашел “прелести встреч, живого участья”, то брызнул сам на заглохшую почву живой водой – увезя с собой “мильон терзаний” – терзаний от всего: от “ума”, от “оскорбленного чувства”.Чацкого роль – роль страдательная: оно иначе и быть не может. Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная. Но они не знают о своей победе, они сеют только, а пожинают другие. Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: “один в поле не воин”. Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и – всегда жертва.
    Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим. Едва ли состареется когда-нибудь грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия. Чацкий, по нашему мнению, – из всех героев комедии наиболее живая личность. Натура его сильнее и глубже прочих лиц и потому не могла быть исчерпана в комедии.

  5. favoritik Ответить

    Комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова.
    Чацкий гремит против «века минувшего» , он начинает новый век — и в этом все его значение и весь «ум» . Чацкий рвется к «свободной жизни» , «к занятиям» наукой и искусством и требует «службы делу, а не лицам» . Он породил раскол, и если обманулся в своих личных целях, не нашел «прелести встреч, живого участья» , то брызнул сам на заглохшую почву живой водой — увезя с собой «мильон терзаний» , этот терновый венец Чацких — терзаний от всего: от «ума» , а еще более от «оскорбленного чувства» .
    Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: «один в поле не воин» . Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и — всегда жертва. Чацкого роль — роль страдательная: оно иначе и быть не может. Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная. Но они не знают о своей победе, они сеют только, а пожинают другие — и в этом их главное страдание, то есть в безнадежности успеха.
    Вообще к Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха. Недаром любил ее и Чацкий. После него она одна из всей этой толпы напрашивается на какое-то грустное чувство, и в душе читателя против нее нет того безучастного смеха, с каким он расстается с прочими лицами.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *