На каких общих идеях основаны французская декларация прав человека?

6 ответов на вопрос “На каких общих идеях основаны французская декларация прав человека?”

  1. Атмосфера Ответить

    Оказалось, что количество представителей третьего сословия равнялось представителям дворянства и духовенства вместе взятым. Буржуазия нашла поддержку среди других депутатов и вскоре представители третьего сословия объявили себя «Национальным собранием». Их позиции укрепило восстание парижан 14 июля, а собрание стало именоваться Учредительным. Власть фактически оказалась в руках крупной буржуазии. 26 августа 1789 года Национальное учредительное собрание приняло Декларацию прав человека и гражданина, в основу которой легли идеи естественного права. Все были равны и свободны от рождения, имели право на свободу личности, слова, свободу убеждений и право на сопротивление угнетению. Декларация до сих пор лежит в основе французского конституционного права.

    Декларация прав человека и гражданина

    Представители Французского Народа, составляющие Национальное Собрание, принимая во внимание, что неведение, забвение или презрение прав человека суть единственные причины общественных бедствий и порчи правительств, решили изложить в торжественном объявлении естественные, неотчуждаемые и священные права человека, дабы это объявление, будучи постоянно пред глазами всех членов общественного союза, непрестанно напоминало им их права и обязанности; дабы акты законодательной и исполнительной власти, при возможности во всякий момент сличить их с целью всякого политического учреждения, были тем более уважаемы; дабы требования граждан, основываясь отныне на простых и неоспоримых началах, обращались всегда к поддержанию Конституции и к всеобщему благополучию. — Вследствие сего Национальное Собрание признает и объявляет, пред лицом и под покровительством Верховного Существа, следующие права человека и гражданина.
    Ст. 1. Люди рождаются и пребывают свободными и равными в правах. Общественные отличия могут быть основаны только на общей пользе.
    2. Цель всякого политического союза есть охрана естественных и неотъемлемых прав человека. Эти права суть свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.
    3. Начало всякого суверенитета заключается, по существу, [28]в народе. Никакое лицо, ни совокупность лиц не может осуществлять власти, которая бы не проистекала, положительным образом, от народа.
    4. Свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому: таким образом осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же самыми правами. Эти пределы могут быть установлены лишь Законом.
    5. Закон имеет право запрещать только вредные для общества действия. Что не запрещено Законом, тому нельзя препятствовать, и никого нельзя принуждать делать того, чего Закон не предписывает.
    6. Закон есть выражение общей воли. Все граждане имеют право участвовать, лично или через своих представителей, в его составлении. Он должен быть одинаков для всех, покровительствует ли он или карает. Все граждане равны в его глазах и потому имеют равный доступ ко всякому общественному сану, месту и должности, сообразно своим способностям и без всякого иного отличия, как только по добродетелям и талантам.
    7. Ни один человек не может быть подвергнут обвинению, задержанию или заключению, иначе как в определенных Законом случаях и согласно предписанным им формам. Кто испрашивает, изготовляет, исполняет или заставляет исполнять произвольные приказы, подлежит наказанию; но всякий гражданин, вызываемый или задерживаемый в силу Закона, должен немедленно повиноваться: сопротивляясь, он совершает преступление.
    8. Закон должен установлять только строго и очевидно необходимые наказания. Никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, изданного и обнародованного до совершения проступка и законным образом примененного.
    9. Всякий человек предполагается невинным до тех пор, пока он не объявлен виновным. Посему, если будет сочтено необходимым задержать его, всякая мера строгости, не являющаяся неизбежной для того, чтобы воспрепятствовать ему скрыться, должна быть сурово караема Законом.
    10. Никто не должен быть беспокоим за свои мнения, хотя бы религиозные, если только обнаружение их не нарушает общественного порядка, установленного Законом.
    11. Свободная передача другим мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека; посему всякий гражданин может свободно говорить, писать, печатать, под страхом ответственности за злоупотребление этой свободой в случаях, определенных Законом.
    12. Гарантия прав человека и гражданина вызывает необходимость организованной государственной силы; эта сила, таким образом, установлена в интересах всех, а не для частной пользы тех, кому она вверена.
    13. Для содержания государственной силы и для расходов управления необходимы общественные сборы; они должны быть равномерно разложены на всех граждан соответственно их средствам.
    14. Все граждане имеют право удостоверяться, сами или через своих представителей в необходимости общественных сборов, свободно давать согласие на них, следить за их употреблением и определять их размер, основание, порядок взимания и срок существования.
    15. Общество имеет право требовать у всякого государственного агента отчета в его управлении.
    16. Всякое общество, в котором не обеспечена гарантия прав и не определено разделение властей, не имеет конституции.
    17. Собственность, как неприкосновенное и священное право, не может быть ни у кого отнята, иначе, как в случае, если этого очевидно требует законным образом удостоверенная общественная необходимость, и под условием справедливого и предварительного вознаграждения.

  2. Moradar Ответить

    В июле 1789 года Национальное учредительное собрание приняло решение гарантировании и защите прав личности в новой нации. Одним из пунктов стало принятие документа, отстаивающего эти права. Правозащитные документы являлись характерной чертой британского законодательства и недавно принятой Конституции США.
    Собрание сформировало комитет для подготовки билля о правах и 26 августа 1789 года приняло Декларацию прав человека и гражданина, ставшую краеугольным документом Французской революции — и, по мнению некоторых историков, ее величайшим наследием. Декларация прав человека и гражданина послужила преамбулой ко всем трем революционным конституциям и краеугольным документом для различных политических движений. Она установила цели и стандарты для последующих национальных правительств — стандарты, которые игнорировались и попирались во время радикальной фазы революции.

    Вклад маркиза де Лафайета

    Главным идейным вдохновителем Декларации стал Жильбер дю Мотье, маркиз де Лафайет. Ветеран американской Войны за независимость и ученик философов, Лафайет всем сердцем принял доктрины Просвещения о конституционализме, суверенитете народа и правах человека. 11 июля, за три дня до атаки на Бастилию, Лафайет выступил с обращением к собранию, утверждая, что необходим конституционный документ, гарантирующий права отдельных лиц.
    Он дошел до того, что составил свой собственный проект декларации прав, подготовленный в соавторстве с Томасом Джефферсоном. Выдающийся писатель и политический лидер, Джефферсон является автором некоторых наиболее значительных документов Американской революции, в том числе Декларации прав Вирджинии и Декларации независимости США (оба 1776 года).
    Несмотря на энтузиазм Лафайета, в собрании существовал значительный раскол по поводу необходимости декларации прав. Большинство консервативных и монархических (конституционных монархистов) депутатов отвергли эту идею. Они соглашались, что монархии нужна реформа и ограничение ее полномочий, но билль о правах считали ненужным шагом.
    Более радикальные депутаты думали иначе. Новое правительство, утверждали они, должно иметь явные конституционные ограничения в отношении своей власти, особенно в тех случаях, когда эта власть может ущемлять отдельные свободы. У некоторых депутатов возникли структурные, процедурные и юридические вопросы. Какую форму должна иметь декларация прав? Должно ли она быть частью конституции или существовать как отдельное законодательство? Должно ли это быть широкое философское утверждение или юридически обязательный набор пунктов? Дебаты продолжались с июля и до первых дней августа.
    4 августа депутаты достигли консенсуса в отношении разработки декларации. Ответственность была возложена на конституционный комитет Учредительного собрания. В состав этого комитета входили около 40 депутатов, в том числе Оноре Мирабо, Эммануэль Сийес, Чарльз Талейран и Исаак Ле Шапелье. В течение шести дней комитет разрабатывал декларацию. Они изучили аналогичные документы Великобритании и Америки, а также получили многочисленные проекты от заинтересованных местных жителей.
    В конце концов, комитет набросал проект декларации прав, содержащей преамбулу и 24 статьи. 26 августа черновой проект декларации сократили до 17 статей. Затем комитет проголосовал за приостановку обсуждений и принятие проекта в нынешнем виде, намереваясь рассмотреть его после завершения разработки конституции. Так родилась Декларация прав человека и гражданина (по-французски Declaration des droits de l’homme et du citoyen).
    Декларация стала кристаллизацией идеалов Просвещения. Она заключила в себе идеи права таких авторов, как Джон Локк, Жан-Жак Руссо, Джефферсон и закрепила их во французском законодательстве.

    Основные принципы Декларации

    Поскольку для разработки конституции требовались месяцы, собрание 27 августа обнародовало основные принципы в Декларации прав человека и гражданина, ставшей важным заделом на будущее и свидетельством смерти старого режима. Авторы декларации считали, что она имеет универсальное значение. «В Новом свете храбрые жители Филадельфии стали примером народа, который восстановил свою свободу», — заявил один из депутатов, но «Франция подаст этот пример остальному миру».
    Самая первая статья декларации резко оспаривала старый европейский порядок, утверждая, что «люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Социальные различия могут основываться только на общественной полезности». Большинство статей документа касались свободы личности, но акцент в Декларации был сделан в равной степени на прерогативах государства, выраженных законом (учитывая, насколько сильно бывшие делегаты Генеральных штатов превысили свои полномочия, им, безусловно, нужно было подчеркнуть легитимность своего нового правительства и его законов).
    Это был небольшой документ, содержащий только преамбулу и 17 кратких статей, обеспечивающих защиту многочисленных индивидуальных прав: свободы, собственности, свободы слова и печати, свободы религии и равного обращения перед законом.
    Декларация гарантировала право собственности и утверждала, что налоги должны уплачиваться всеми гражданами пропорционально их средствам. Она также утверждала концепцию народного суверенитета: идея о том, что закон и правительство существуют для того, чтобы служить воле общества, а не подавлять его. Все это было сформулировано ясно, кратко и однозначно. Декларация также была универсальной — ее права и идеи распространяются на всех людей, а не только на граждан Франции.

  3. Akijora Ответить

    Принята Учредительным собранием 26 августа 1789 г.
    Текст публикуется по изданию:
    Французская Республика: Конституция и
    законодательные акты. – М., 1989.- С. 26-29.
    Представители французского народа, образовав Национальное собрание и полагая, что невежество, забвение прав человека или пренебрежение ими являются единственной причиной общественных бедствий и испорченности правительств, приняли решение изложить в торжественной Декларации естественные, неотчуждаемые и священные права человека, чтобы эта Декларация, неизменно пребывая перед взором всех членов общественного союза, постоянно напоминала им их права и обязанности, чтобы действия законодательной и исполнительной власти, которые в любое время можно было бы сравнить с целью каждого политического института, встречали большее уважение; чтобы требования граждан, основанные отныне на простых и неоспоримых принципах, устремлялись к соблюдению Конституции и всеобщему благу. Соответственно, Национальное собрание признает и провозглашает перед лицом и под покровительством Верховного существа следующие права человека и гражданина.
    Статья 1
    Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Общественные различия могут основываться лишь на общей пользе.
    Статья 2
    Цель всякого политического союза – обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковые – свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.
    Статья 3
    Источником суверенной власти является нация. Никакие учреждения, ни один индивид не могут обладать властью, которая не исходит явно от нации.
    Статья 4
    Свобода состоит в возможности делать все, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом.
    Статья 5
    Закон имеет право запрещать лишь действия, вредные для общества. Все, что не запрещено законом, то дозволено и никто не может быть принужден делать то, что не предписано законом.
    Статья 6
    Закон есть выражение общей воли. Все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его создании. Он должен быть единым для всех, охраняет он или карает. Все граждане равны перед ним и поэтому имеют равный доступ ко всем постам, публичным должностям и занятиям сообразно их способностям и без каких-либо иных различий, кроме тех, что обусловлены их добродетелями испособностями.
    Статья 7
    Никто не может подвергаться обвинению, задержанию или заключению иначе, как в случаях, предусмотренных законом и в предписанных им формах. Тот, кто испрашивает, отдает, исполняет или заставляет исполнять основанные на произволе приказы, подлежит наказанию; но каждый гражданин, вызванный или задержанный в силу закона, должен беспрекословно повиноваться: в случае сопротивления он несет ответственность.
    Статья 8
    Закон должен устанавливать наказания лишь строго и бесспорно необходимые; никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, принятого и обнародованного до совершения правонарушения и надлежаще примененного.
    Статья 9
    Поскольку каждый считается невиновным, пока его вина не установлена, то в случаях, когда признается нужным арест лица, любые излишне суровые меры, не являющиеся необходимыми, должны строжайше пресекаться законом.
    Статья 10
    Никто не должен быть притесняем за свои взгляды, даже религиозные, при условии, что их выражение не нарушает общественный порядок, установленный законом.
    Статья 11
    Свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека; каждый гражданин поэтому может свободно высказываться, писать, печатать, отвечая лишь за злоупотребление этой свободой в случаях, предусмотренных законом.
    Статья 12
    Для гарантии прав человека и гражданина необходима государственная сила; она создается в интересах всех, а не для личной пользы тех, кому она вверена.
    Статья 13
    На содержание вооруженной силы и на расходы по управлению необходимы общие взносы; они должны быть равномерно распределены между всеми гражданами сообразно их возможностям.
    Статья 14
    Все граждане имеют право устанавливать сами или через своих представителей необходимость государственного обложения, добровольно соглашаться на его взимание, следить за его расходованием и определять его долевой размер, основание, порядок и продолжительность взимания.
    Статья 15
    Общество имеет право требовать у любого должностного лица отчета о его деятельности.
    Статья 16
    Общество, где не обеспечена гарантия прав и нет разделения властей, не имеет Конституции.
    Статья 17
    Так как собственность есть право неприкосновенное и священное, никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленной законом явной общественной необходимости и при условии справедливого и предварительного возмещения.

  4. Королева Ответить

    Конституция 1791 г. Учредительное собрание приступило к выработке Конституции почти одновременно с составлением Декларации. Уже к концу 1798 г. оно обсудило и утвердило основные конституционные принципы, определяющие статус высшего органа законодательной власти, короля, правительства, суда, избирательной системы. Но острая политическая борьба в стране постоянно переключала внимание Собрания на решение других неотложных дел, конституционная работа утратила необходимую последовательность. Отдельные положения Конституции принимались в виде законов, не всегда согласованных друг с другом. Это побудило Собрание создать особую комиссию по отбору и систематизации конституционных актов. Составленный комиссией свод конституционных законов лег в основу конституционного проекта, который 3 сентября 1791 г. был утвержден Собранием. Вскоре его подписал король, который под давлением нарастающей силы народного движения принес присягу на верность Конституции. Королевская подпись и присяга придали новому строю видимость легальной преемственности, к чему стремились отцы Конституции. Но и они не переоценивали значения преемственности, прекрасно понимая, что вопрос о том, быть или не быть Конституции, уже не зависит от монархии. Это они подчеркнули, указав официальную дату принятия Конституции — 3 сентября, т. е. время утверждения ее Собранием.
    Конституция устанавливала государственный строй, основанный на принципах разделения властей, ограничения монархии, утверждения национального суверенитета и представительного правления.
    Провозглашалось унитарное государственное устройство: «Королевство едино и неделимо. В его состав входят 83 департамента, каждый департамент делится на дистрикты, каждый дистрикт— на кантоны» (п. 1, разд. II). Соответственно четко формулировалось единство государственной власти, территории и правового пространства. Высшим органом законодательной власти становилось однопалатное Национальное собрание, которое избиралось на два года и не могло быть распущено королем. Депутаты наделялись правом неприкосновенности: они не могли быть подвергнуты уголовному преследованию и суду за мысли или действия, высказанные или совершенные ими при исполнении своих обязанностей. Для преследования депутатов за общеуголовные преступления требовалось согласие Национального собрания.
    Главным назначением Национального собрания являлось принятие законов. Законопроект, принятый Собранием, подлежал утверждению королем. Но если отвергнутый королем законопроект был вновь принят следующими двумя новыми составами Национального собрания, то он приобретал силу закона (т. е. королевское вето было только отлагательным).
    Компетенции Национального собрания подлежали следующие основные вопросы:
    в области военных дел — издание ежегодных постановлений о численности и составе вооруженных сил, определение их денежного содержания, объявление войны;
    в области финансов — ежегодное составление и утверждение бюджета, установление налогов, контроль за расходованием государственных средств;
    в области административного управления — учреждение и упразднение государственных должностей;
    в области юстиции — привлечение к уголовной ответственности перед Верховным судом министров и других высших должностных лиц, возбуждение уголовного преследования лиц, подозреваемых в заговоре против безопасности государства;
    в области внешних отношений — ратификация договоров с иностранными государствами.
    Устанавливался порядок, в соответствии с которым сессии Собрания должны были созываться непосредственно в силу закона, а не по усмотрению короля.
    Исполнительная власть вручалась королю, которому предстояло осуществлять ее с помощью назначаемых им министров. Король возглавлял вооруженные силы, назначал часть командного состава, утверждал назначение высших чиновников, осуществлял общее руководство внутренним управлением и внешними отношениями.
    Исполнительная власть короля значительно ограничивалась. Он мог действовать только в рамках законов, принятых Собранием. Вводилась контрасигнатура — распоряжения короля приобретали законную силу лишь после подписания их соответствующим министром, который и нес ответственность за принятое решение. Министры назначались королем, но могли быть преданы суду Национальным собранием за неправомерные действия по своему ведомству.
    Управление на местах возлагалось на выборные органы, которые действовали под руководством и контролем соответствующих министров. Король мог отменить решения местных властей, если они противоречили законам и постановлениям правительства, а в случае неповиновения отстранить их от должности, поставив об этом в известность Собрание. Последнее отвергало или утверждало принятое решение, могло предать виновных суду.
    Судебная власть осуществлялась выбранными на срок судьями. Они могли быть смещены только за преступления по должности, установленные в судебном порядке. Для рассмотрения уголовных дел учреждался суд присяжных. Создавался кассационный суд. Он должен был принимать решения по жалобам на приговоры, вынесенные судами в последней инстанции, и некоторым другим заявлениям. В кассационном производстве суд рассматривал дела по существу, но мог отменить приговор нижестоящего суда, вынесенный с нарушением порядка судопроизводства или содержащий явное нарушение закона. В этом случае кассационный суд направлял дело на новое рассмотрение по существу в суд, которому оно подсудно.
    Предусматривалось создание Верховного суда, призванного разбирать правонарушения министров, а также преступления, угрожающие безопасности государства.
    Особое значение имели разделы Конституции, посвященные избирательной системе. По сути здесь решался главный вопрос — кто будет править страной.
    Депутаты Национального собрания должны были избираться на основе двухстепенных выборов, в которых могли участвовать только активные граждане. Ими признавались лица, имеющие французское гражданство, которым исполнилось 25 лет от роду, проживающие в определенном месте в течение установленного законом времени, уплачивающие прямой налог в размере оплаты не менее трех рабочих дней, не находящиеся в услужении, внесенные в список национальной гвардии. Право быть выборщиками получили те активные граждане, размеры дохода которых в зависимости от места их проживания равнялись оплате труда за 100—200 рабочих дней, те, которые нанимали или арендовали имущество стоимостью, эквивалентной оплате труда за 400 рабочих дней.
    В Конституции нашли воплощение принципы национального суверенитета и представительного правления. Конституция гласила: «Суверенитет принадлежит нации: он неделим, неотчуждаем и неотъемлем. Ни одна часть народа, никакое лицо не может присвоить себе его осуществление». Так решительно отвергалась основополагающая доктрина абсолютизма об исключительной власти монарха — суверена «Божьей милостью». Король не был более королем по праву преемства. Он утверждался по воле нации и подчинялся конституционному закону, тогда как раньше стоял над ним. Королевская власть становилась конституционно ограниченной.
    Взамен старого понятия, отождествлявшего нацию с совокупностью различных обособленных, сословных корпораций, находившихся на разных ступенях феодальной иерархии, вводилось правовое понятие нации как единой общности формально равноправных граждан. Причем нация рассматривалась не просто как сумма отдельных граждан, а как нечто целое — «совокупность», от каждого человека в отдельности не зависящая.
    Конституционное воплощение национального суверенитета, будучи явлением прогрессивным, использовалось для обоснования цензового избирательного права. Считалось, что бытие нации не зависит от отдельных «воль» составляющих ее индивидов. Нация может по своему усмотрению установить условия и порядок избрания определенного круга лиц, а также назначения определенного лица, которому вверяется национальное представительство. Нация как бы уполномочивает его реализовывать принадлежащую ей власть. «Нация, которая является единственным источником всех властей, может осуществлять их лишь путем уполномочия. Французская конституция имеет характер представительный: представителями являются законодательный корпус и король» (ст. 2, разд. III).
    Вводя понятие представительного правления, Конституция неразрывно связывала его с цензовым избирательным правом. Однако представительное правление не было исключительно выборным: король наряду с Национальным собранием объявлялся уполномоченным нации.
    Конституция категорически отвергала возможность деления законодательной власти между отдельными депутатами Национального собрания. Их законодательная деятельность считалась выражением не суммы отдельных волеизъявлений, а объективизацией некой общей публичной воли, формирование которой не обязательно связывалось с учетом мнений всех граждан. Предполагалось, что власть, которую осуществляет депутат, есть власть не его избирателей, а всей нации. «Представители, избранные по департаментам, являются представителями не отдельного департамента, но всей нации» (п. 3, отд. III, разд. III). Отсюда резюмировалось важное положение, типичное ныне для любой либерально-демократической конституции: депутаты юридически не являются ответственными перед избирателями и независимы от них. Они Не связаны обещаниями, данными в ходе избирательной кампании. Соответственно «избиратели не могут давать им никаких наказов» (п. 7, отд. III, разд. III). Запрещался отзыв депутата своими избирателями. Деление страны на избирательные округа рассматривалось как чисто техническая операция, ни в коей мере не устанавливающая какой-либо юридической связи между избирателями и уже выбранным ими депутатом. Таким образом, единственным средством воздействия на него была угроза его возможного неизбрания на следующий срок.
    К концу осени 1791 г. в основном завершилось формирование конституционных институтов. Уже в ходе выборов стало ясно, что из почти 24-миллионного населения страны только около 4,3 млн. человек приобрели права активных граждан и около 40 тыс. могли быть избраны. В итоге крупные предприниматели (банкиры, собственники мануфактур и др.) через своих депутатов овладели законодательной властью, а дворянство во главе с королем — исполнительной. Компромисс между крупной буржуазией и дворянством, сложившийся еще в первые месяцы революции, нашел практическое воплощение в конституционном разделении властей.
    Большинство депутатов были настроены консервативно — они считали революцию законченной.
    По-иному ситуацию в стране оценивал народ. Крестьянство, не удовлетворенное аграрным законодательством, усиливало борьбу за землю, полное упразднение сеньориальных повинностей. Трудящиеся горожане требовали принятия действенных мер против безработицы, роста цен. Во многих городах имели место столкновения трудящихся с национальной гвардией.
    В это время активизировало свою деятельность дворянство — монархическая контрреволюция. Резко усилилась промонархическая агитация неприсягнувшего католического духовенства.
    В этих условиях Конституция продемонстрировала свою нежизнеспособность. Объективно предназначенная для функционирования в рамках сравнительно стабильного общественно-политического строя, она не могла бить реализована в обстановке нарастающих социально-политических противоречий. Национальное собрание 1791 — 1792 гг., постоянно конфликтуя с исполнительной властью по относительно второстепенным вопросам, фактически не принимало серьезных мер против контрреволюции.
    Закон Ле-Шапелье. В 1791 г. по настоянию предпринимателей Учредительное собрание приняло декрет «относительно собраний рабочих и ремесленников одного и того же состояния и одной и той же профессии», который стал известен как Закон Ле-Шапелье (по фамилии депутата, принимавшего активное участие в его составлении и представившего его проект Собранию). Под демагогическим предлогом защиты конституционных свобод граждан рабочим запрещались объединение в союзы и проведение стачек. Коллективные решения рабочих относительно зарплаты и условий труда объявлялись «противоречащими Конституции, противными свободе и Декларации прав человека» и потому недействительными. Закон угрожал всем «зачинщикам, вожакам, подстрекателям» принятия подобных решений штрафом в 500 ливров — весьма значительная по тем временам сумма. Если же решения «будут содержать угрозы против предпринимателей» и рабочих, «которые согласились бы довольствоваться более низкой заработной платой»,’ штраф увеличивался вдвое и дополнялся трехмесячным тюремным заключением. Формально Законом запрещались все корпорации, но на практике власти не препятствовали объединениям предпринимателей.

  5. я ютубер кто неверет таму в клас Ответить

    ДЕКЛАРА?ЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕ?КА И ГРАЖ­ДАНИ?НА (La De?claration des droits de l’homme et du citoyen), про­грамм­ный до­ку­мент Фран­цуз­ской ре­во­лю­ции 18 в., про­воз­гла­сив­ший ос­но­вой гос. уст­рой­ства прин­ци­пы не­при­кос­но­вен­но­сти ес­те­ст­вен­ных прав че­ло­ве­ка, нар. су­ве­ре­ни­те­та и раз­де­ле­ния вла­стей. Д. п. ч. и г., ос­но­ван­ная на иде­ях франц. про­све­ти­те­лей 18 в., бы­ла под­го­тов­ле­на О. Ми­ра­бо, Ж. Ж. Му­нье, Э. Ж. Сьей­е­сом и др., со­дер­жа­ла 17 ста­тей. При­ня­та Уч­ре­дит. со­б­ра­ни­ем 26.8.1789 и во­шла в ка­че­ст­ве пре­ам­бу­лы в текст франц. кон­сти­ту­ции 1791. Про­то­ти­па­ми дек­ла­ра­ции по­слу­жи­ли англ. Билль о пра­вах (1689) и Де­к­ла­ра­ция не­за­ви­си­мо­сти США 1776. Не­об­хо­ди­мость при­ня­тия дек­ла­ра­ции объ­ясня­лась в пре­ам­бу­ле тем, что «заб­ве­ние прав че­ло­ве­ка и пре­неб­ре­же­ние к ним яв­ля­ют­ся един­ст­вен­ны­ми при­чи­на­ми об­ще­ст­вен­ных бед­ст­вий и по­ро­ков пра­ви­тельств». Дек­ла­ра­ция за­кре­п­ля­ла раз­рыв с до­ре­во­люц. об­ще­ст­вом, ос­но­ван­ным на со­слов­ном не­ра­вен­ст­ве: ли­к­ви­да­цию ти­ту­лов, на­следств. со­слов­ных от­ли­чий, феод. по­ряд­ков, ре­мес­лен­ных це­хов. Це­лью ка­ж­до­го по­ли­ти­ч. сою­за дек­ла­ра­ция объ­яв­ля­ла «обес­пе­че­ние ес­те­ст­вен­ных и не­отъ­ем­ле­мых прав че­ло­ве­ка», к чис­лу ко­то­рых от­но­си­ла сво­бо­ду, соб­ст­вен­ность, ра­вен­ст­во в пра­вах, безо­пас­ность и со­про­тив­ле­ние уг­не­те­нию. Сво­бо­да оп­ре­де­ля­лась как пра­во де­лать «всё, что не вре­дит дру­го­му», в т. ч. сво­бод­но вы­ра­жать мыс­ли и мне­ния; про­воз­гла­ша­лась пре­зумп­ция не­ви­нов­но­сти. На прак­ти­ке эти прин­ци­пы не­од­но­крат­но на­ру­ша­лись (был ус­та­нов­лен из­би­рат. иму­ще­ст­вен­ный ценз, со­хра­ня­лось раб­ст­во в ко­ло­ни­ях). По­сле свер­же­ния мо­нар­хии 10.8.1792 и про­воз­гла­ше­ния рес­пуб­ли­ки 22.9.1792 мон­тань­я­ра­ми (см. Гора) бы­ла под­го­тов­ле­на но­вая кон­сти­ту­ция. Она бы­ла при­ня­та Кон­вен­том 24.6.1793 и от­кры­ва­лась дек­ла­ра­ци­ей, со­сто­яв­шей из 35 ста­тей. Пе­ре­чень ес­теств. прав че­ло­ве­ка – ра­вен­ст­во, сво­бо­да, безо­пас­ность, соб­ст­вен­ность – со­от­вет­ст­во­вал в ней Д. п. ч. и г. 1789. Но от пре­ды­ду­щей дек­ла­ра­ции она от­ли­ча­лась бо­лее де­мо­кра­тич. и эга­ли­та­ри­ст­ским ха­рак­те­ром. Це­лью об­ще­ст­ва про­воз­гла­ша­лось все­об­щее сча­стье, а ра­вен­ст­во рас­смат­ри­ва­лось как наи­важ­ней­шее сре­ди ес­теств. прав. Ут­вер­жда­лось рав­ное пра­во всех гра­ж­дан уча­ст­во­вать в вы­бо­рах и при­ня­тии за­ко­нов, дек­ла­ри­ро­ва­лись пра­ва на труд, об­ществ. вспо­мо­ще­ст­во­ва­ние и об­ра­зо­ва­ние, пра­во на­ро­да на вос­ста­ние про­тив уг­не­та­те­лей. Кон­сти­ту­ция 1793 не бы­ла вве­де­на в дей­ст­вие. По­сле Тер­ми­до­ри­ан­ско­го пе­ре­во­ро­та 27/28.7.1794 и свер­же­ния яко­бин­ской дик­та­ту­ры на­ча­лась ра­бо­та над но­вой кон­сти­ту­ци­ей, ко­то­рая бы­ла при­ня­та тер­ми­до­ри­ан­ским Кон­вен­том 22.8.1795. В ней на­шло от­ра­же­ние стрем­ле­ние со­ста­ви­те­лей за­вер­шить ре­во­лю­цию и соз­дать по­ли­ти­че­ски уме­рен­ный, ста­биль­ный ре­жим. Текст кон­сти­ту­ции от­кры­ва­ла Дек­ла­ра­ция прав и обя­зан­но­стей че­ло­ве­ка и гра­ж­да­ни­на. В от­ли­чие от двух преж­них дек­ла­ра­ций в ней от­сут­ст­во­ва­ло по­ня­тие «ес­те­ст­вен­ные пра­ва». Сво­бо­да, ра­вен­ст­во, безо­пас­ность и соб­ст­вен­ность объ­яв­ля­лись «пра­ва­ми че­ло­ве­ка в об­ще­ст­ве». Ра­вен­ст­во трак­то­ва­лось лишь как от­сут­ст­вие со­слов­ных раз­ли­чий и ра­вен­ст­во пе­ред за­ко­ном (но не как рав­ное пра­во уча­ст­во­вать в при­ня­тии за­ко­нов; вос­ста­нав­ли­ва­лась цен­зо­вая из­би­рат. сис­те­ма). При­зна­ва­лось, что для безо­пас­но­сти и бла­го­по­лу­чия об­ще­ст­ва его чле­ны долж­ны не толь­ко знать свои пра­ва, но и вы­пол­нять свои обя­зан­но­сти, по­это­му за 22 стать­я­ми Дек­ла­ра­ции прав сле­до­ва­ли 9 ста­тей Дек­ла­ра­ции обя­зан­но­стей, со­дер­жав­ших тре­бо­ва­ния ува­жать об­ще­ст­во, за­ко­ны, вла­сти, се­мью и соб­ст­вен­ность.

  6. Arashibar Ответить

    26 августа 1789 года принимается французская Декларация прав чело­века и гражданина.
    Декларация провозгласила: люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. В этом основа Декларации прав человека и гражданина. Ее авторы решительно перевернули систему ценностей, установив, что “цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и не­отъемлемых прав человека”.
    Рожденная в итоге революции Декларация стала (наряду с документами периода борьбы за независимость США) величайшим документом, подчеркнувшим значение человека в истории, сформулировавшим проблему прав человека и предложившим ее прогрессивное решение. По содержанию она представляет собой компактный, структурно достаточно четкий документ, состоящий из небольшой вводной части и 17 статей. Вот некоторые из них: люди рождаются свободными и равноправными и пребывают таковыми. Источник суверенности заключен по своей сути в самом народе.
    Свобода состоит в праве делать все, что не вредит другим. Закон обладает лишь правом запрещать такие действия, которые вредны для общества. Закон является выражением всеобщей воли. Свободное выражение мыслей и мнений является одним из наиболее ценных прав человека. Каждый может свободно говорить, писать и печататься с учетом ответственности за злоупотреблением этой свободой в случаях, установленных законом. Никто не может быть лишен собственности, коль скоро она является священным и нерушимым правом. Эти и другие статьи составили документ такой силы влияния и такого содержания, который далеко вышел за пределы интересов одной части общества, воплощал общечеловеческие, нравственные и правовые императивы.
    Центральная идея Декларации – обеспечение свободы. Этой идеей предопределены как содержание всех статей, так и внутренняя логика документа. Декларация провозглашает свободу, одновременно пытаясь определить ее пределы (статья 1, 4, 5); в ней перечисляются конкретные виды прав и свобод (статья 2, 10, 11, 17); фиксирует основные принципы организации и функционирования государственной власти, призванной гарантировать провозглашенную свободу (статья 6, 3, 13, 14, 15, 16); регламентирует принципы судебной защиты прав и свобод (статья 7, 8, 9). Она провозгласила принцип разделения властей, ответственность и подотчетность должностных лиц. В ней признана и подчеркивается самостоятельная ценность человеческой личности, внимание к личности возведено в ранг государственных интересов. Более того. Декларация определила гарантию прав человека и принципы законности, включая презумпцию невиновности. В числе естественных и неотъемлемых прав человека Декларация провозгласила свободу, собственность, безопасность и сопротивление насилию. Декларация прав человека и гражданина встретила разное отношение и во Франции и за ее пределами. Начав с провозглашения “Прав Человека и Гражданина” французские революционеры во многом сами скомпрометировали революцию, нарушив провозглашенные права. Особенно во время якобинской диктатуры. Тем не менее, популярность Декларации не спадала, считаться с ней пришлось всем – и сторонникам “нового режима”, и его противникам. Распространенная по всему миру современниками революции 1789 года, французами и их иностранными единомышленниками – Наполеоном, Джефферсоном, Гете, Мирандой, другими – идея Великой Французской революции, провозгласившая человека гражданином, вселяла надежду на всеобщее братство. Именно за эти идеалы боролись люди в 19 и 20 веке в условиях, когда национальные и социальные вопросы стали приобретать все большее значение. Многие народы Европы и Латинской Америки, Азии и Африки брали на вооружение эти идеалы. Свобода, равенство и братство в достаточной степени акклиматизировались на всех широтах, продолжая вдохновлять на борьбу за них.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *