На сколько миллионов человек оно возросло в xix и xx вв?

13 ответов на вопрос “На сколько миллионов человек оно возросло в xix и xx вв?”

  1. Kazragar Ответить

    Почему по-английски говорят не только англичане, но и жители США, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Южной Африки? Почему ан-
    глийский язык широко распространен в Индии, Пакистане, Бангладеш и многих других странах? 2. Почему испанский язык до XVI в. господствовал только в Испании, а теперь является государственным и родным языком для большинства народов Латинской Америки? Почему арабский язык, которым до VII в. пользовалось лишь население Аравийского полуострова, затем распространился по всей Северной Африке?
    По карте религий в атласе охарактеризуйте ареалы распространения мировых религий. Определите, какие религии преобладают в отдельных крупных регионах Земли.
    Проанализируйте карту плотности населения в атласе. Выделите на ней регионы с высокой плотностью и попытайтесь объяснить причины их возникновения. Способом наложения физической карты мира и карты плотности населения в атласе определите, какие виды экстремальных условий не благоприятствуют расселению людей. Приведите примеры стран, отличающихся особенно резкими различиями в заселенности территории, объясните их причины.
    Пользуясь данными выполненной работы, докажите на конкретных примерах, что по показателю плотности населения нельзя судить об уровне социально-экономического развития той или иной страны. Обсудите свои выводы с товарищами.
    Пользуясь основным текстом учебника, нанесите на контурную карту мира главные районы трудовой иммиграции. Покажите стрелками, откуда в эти районы прибывает рабочая сила.
    Используя рисунок 17 и таблицу 16 в «Приложениях», изучите размещение крупнейших городов мира. Распределите их по крупным регионам и странам и охарактеризуйте общую тенденцию изменений.
    Используйте рисунок 18 и карту мировой урбанизации в атласе для конкретизации и иллюстрации положений, содержащихся в тексте учебника. Определите, какие показатели уровня урбанизации можно считать очень высокими, высокими, средними, низкими, очень низкими для отдельно взятой страны. Покажите это на примерах. Рассмотрите распространение высоко-, средне- и слабоурбанизированных стран, попытайтесь объяснить его.
    Составьте кроссворд на тему «Города-миллионеры».
    Задание 13.              Проанализируйте данные таблицы 3. Рассчитайте,
    во сколько раз увеличилась численность городского населения в отдельных регионах мира в 1950—2005 гг. Рассчитайте долю отдельных регионов в общей численности городского населения мира. Составьте таблицу в рабочей тетради. Какие положения учебника подтверждают ее данные? Используйте также таблицу 17 в «Приложениях».
    Задание 14              1. (Работа в тетради.) На основе приобретенных зна-


    (итоговое). ний составьте таблицу ведущих признаков понятия «урбанизация» по следующей форме:

    (Работа в тетради.) На основе приобретенных знаний назовите причины следующих явлений: а) уровень смертности в развивающихся странах в последние десятилетия снизился, а рождаемость осталась высокой; б) Китай и Индия наиболее активно проводят государственную демографическую политику; в) население мира размещается неравномерно; г) городское население концентрируется прежде всего в больших городах. Попробуйте перегруппировать материал темы 3 и изложить его в другой последовательности. Приведите доказательства в пользу своих предложений. (Работа в тетради.) Составьте словарик новых терминов, с которыми вы познакомились при изучении темы 3. Изучите текстовые карты и карты атласа, характеризующие население мира. Определите, какими картографическими способами они составлены. Как по-вашему, какую информацию можно получить в результате их анализа? Подготовьте краткое устное сообщение на тему «Демографический взрыв и его последствия» или «Урбанизация в современном мире». Составьте аннотацию на одну из книг (или ее главу, раздел), рекомендованных по данной теме.
    БЛОК САМОКОНТРОЛЯ И ВЗАИМНОГО КОНТРОЛЯ
    Как вы объясните: Каковы основные признаки и показатели первого и второго типов воспроизводства населения? Каковы географические различия в половом составе населения мира?
    Какие причины влияют на размещение и плотность населения мира? Какие изменения произошли после Второй мировой войны в характере и географии внешних миграций населения мира? Каковы главные общие черты глобального процесса урбанизации?
    Как вы думаете: Что имел в виду известный русский географ А. И. Воейков, когда писал: «Решающим фактором в распределении населения является не столько окружающая человека среда, сколько сам человек»? Почему показатель средней плотности населения Земли имеет тенденцию к постоянному росту? Почему один из отчетов ООН был назван «Наш демографически разделенный мир»? Правы ли те демографы, которые считают, что XXI век будет веком старения населения Земли?
    Знаете ли вы: Какая из приведенных ниже «формул» воспроизводства населения относится к странам второго типа воспроизводства:
    14-8 = 6, 24-8= 16? Что общего у следующих стран: а) Кения, Кувейт, Индонезия. Вьетнам, Алжир, Никарагуа; б) Франция, Канада, Болгария, Австралия, Куба, Япония? Какие из перечисленных ниже народов относятся к индоевропейской семье языков: китайцы, хиндустанцы, русские. японцы, бразильцы, американцы США, англичане? На каком из следующих языков говорит население района, отмеченного на картосхеме: английском, французском, немецком, испанском, португальском, арабском?

    В каких из перечисленных ниже стран большая часть населения исповедует католицизм: 1) Украина, 2) Нидерланды, 3) Италия, 4) Греция, 5) Филиппины, 6) Индонезия, 7) Судан, 8) Аргентина?
    Можете ли вы: Нанести на контурную карту мира по памяти следующие страны, упоминаемые в тексте и на текстовых картах: Чехию, Словакию, ФРГ, Бельгию, Индонезию, Пакистан, Шри-Ланку, Эфиопию, Кению, Кубу? Дать определение понятий «воспроизводство населения», «урбанизация»? Обозначить на контурной карте мира по памяти десять крупнейших городов мира? Распределить перечисленные ниже страны в соответствии с уровнем их урбанизации (по убывающей): Австралия, Китай, США, Великобритания, Эфиопия, Аргентина, ФРГ? Оценить, насколько верны следующие утверждения, и, если нужно, дать правильный ответ: а) «рекордсменом мира» по показателю рождаемости на 1000 жителей является Китай; б) большинство развивающихся стран проводит демографическую политику, направленную на снижение рождаемости и естественного прироста населения; в) наиболее высокие темпы урбанизации характерны для развитых стран, а наиболее низкие — для развивающихся? Заполнить пропуски в следующих предложениях (работа в тетради)?
    а)              На процессы рождаемости, смертности и естествен
    ного прироста населения решающее воздействие оказывают               условия жизни людей.
    б)              В тех случаях, когда национальные (этнические) границы совпадают с политическими, образуются
    государства.
    в)              Для современного этапа урбанизации особенно характерен переход от «точечного» города к               .
    МЕТОДИЧЕСКИЕ КЛЮЧИ К ТЕМЕ 3 Что нужно вспомнить Размещение населения по территории материков в зависимости от их природных условий и от истории заселения. (География, 7 класс.) 2. Расовый состав населения и распространение больших рас. (География, 6 класс.) 3. Национальный состав населения России. (География, класс.) 4. Размещение населения России, типы населен
    ных пунктов. (География, 8 класс.) 5. Понятия и термины: плотность населения, раса, народ, трудовые ресурсы, миграция населения, городское население, сельское население, городская агломерация. (География, 6,              7,              8 и классы.)
    Что нужно усвоить
    Ведущие идеи темы 3: Население представляет собой основу материальной жизни общества, активный элемент нашей планеты. Люди всех рас, наций и народностей одинаково способны к участию в материальном производстве и в духовной жизни.
    Главные научные знания темы 3:
    1. Понятие о воспроизводстве населения. Сущность и географические особенности естественного движения населения мира. 2. Сущность и географические особенности полового, возрастного состава населения мира, трудовых ресурсов. 3. Классификация народов мира по языковым семьям и основные черты их распространения. 4. Основные черты размещения населения по территории земной суши и причины его неравномерности. 5. Виды миграций населения и основные районы внешних миграций. 6. Понятие об урбанизации. Уровни и темпы урбанизации во всем мире и в отдельных его регионах. 7. Представление о географии населения как о ветви экономической и социальной географии. 8. Ключевые слова темы: 1) воспроизводство населения, 2) первый тип воспроизводства, 3) второй тип воспроизводства, 4) демографический кризис (депопуляция), 5) демографический взрыв, 6) демографическая политика, 7) демографический переход, 8) качество населения, 9) экономически активное население, 10) этнос, 11) однонациональное государство, 12) многонациональное государство, 13) трудовые миграции населения, 14) утечка умов, 15) урбанизация, 16) «городской взрыв», 17) геоурбанистика.
    Что нужно уметь
    1. Применять показатели ьоспроизводства, состава населения, уровней и темпов урбанизации для характеристики мира, отдельных регионов и стран. 2. Использовать карты, графики и таблицы для анализа, конкретизации и доказательства отдельных положений текста учебника, производить при этом необходимые расчеты и сравнения. 3. Читать и анализировать возрастно-половую пирамиду. 4. Составлять таблицы по тексту и картам учебника. 5. Самостоятельно формулировать задания по тексту. Готовить краткое устное сообщение по изучаемой теме. 7. Составлять аннотацию на прочитанный текст.

  2. LEX.TV Ответить

    Дополни-Пользуясь данными выполненной работы, докажите на конкретных примерах,
    тельное за-что по показателю плотности населения нельзя судить об уровне социально-дание (ус-экономического развития той или иной страны. Обсудите свои выводы с ложненное).товарищами.
    Задание 10.Пользуясь основным текстом учебника, нанесите на контурную карту мира главные районы трудовой им­миграции. Покажите стрелками, откуда в эти районы прибывает рабочая сила.
    Задание 11.Используя рисунок 17 и таблицу 16 в «Приложениях», изучите размещение крупнейших городов мира. Распределите их по крупным регионам и странам и охарактеризуйте общую тенденцию изменений.
    Задание 12.Используйте рисунок 18 и карту мировой урбанизации в атласе для конкретизации и иллюстрации по­ложений, содержащихся в тексте учебника. Определи­те, какие показатели уровня урбанизации можно счи­тать очень высокими, высокими, средними, низкими, очень низкими для отдельно взятой страны. Покажите это на примерах. Рассмотрите распространение высо­ко-, средне- и слабоурбанизированных стран, попытай­тесь объяснить его.
    Дополни-Составьте кроссворд на тему «Города-миллионеры».
    тельное за­дание (для удовольст­вия).
    Задание 13.Проанализируйте данные таблицы 3. Рассчитайте, во сколько раз увеличилась численность городского на­селения в отдельных регионах мира в 1950—2000 гг. Рассчитайте долю отдельных регионов в общей числен­ности городского населения мира. Составьте таблицу в рабочей тетради. Какие положения учебника под­тверждают ее данные? Используйте также таблицу 17 в «Приложениях».
    Задание 14.1. (Работа в тетради.) На основе приобретенных знаний составьте таблицу
    (итоговое).ведущихпризнаков понятия «ур­банизация» по следующей форме:
    Признаки (черты)
    Конкретные примеры их проявления
    2. (Работа в тетради.) На основе приобретенных зна­ний назовите причины следующих явлений: а) уровень смертности в развивающихся странах в последние де­сятилетия снизился, а рождаемость осталась высокой; б) Китай и Индия наиболее активно проводят государ­ственную демографическую политику; в) население ми­ра размещается неравномерно; г) городское население концентрируется прежде всего в больших городах.
    3. Попробуйте перегруппировать материал темы 3 и изложить его в другой последовательности. Приве­дите доказательства в пользу своих предложений.
    4. (Работа в тетради.) Составьте словарик новых терминов, с которыми вы познакомились при изучении темы 3.
    5. Изучите текстовые карты и карты атласа, харак­теризующие население мира. Определите, какими кар­тографическими способами они составлены. Как по-ва­шему, какую информацию можно получить в результа­те их анализа?
    6. Подготовьте краткое устное сообщение на тему «Демографический взрыв и его последствия» или «Ур­банизация в современном мире».
    7. Составьте аннотацию на одну из книг (или ее главу, раздел), рекомендованных по данной теме.

  3. Garn Ответить

    напишите сочинение ‘как я однажды….

    помогите пожалуйста: 150+390?15-350=?
    желательно по действиям
    17.закончи предложение(раздел науки о языке,изучающий словосочетание и предложение,называется..)
    а.синтаксис б.пунктуация в.орфография г.морфология
    18.закончи предложения(раздел науки о языке,изучающий правила постановки знак…
    взаємодія світового океану атмосфери й суходолу її гаслідки
    как вы представляете будущее нашей планеты? Ответьте пж на вопрос даю 15 баллов
    Ушбурыштын бир кабыргасы 4см ал екиншы кабыргасы одан 5см узын, ушиншы кабыргасы екиншысынен 2см кыска,ушбурыштын периметрин тап
    Из каких произведений взяты эти строки? Назовите автора. Прощай, хозяйские горшки!
    Как в людях многие имеют слабость ту же:
    Все кажется в другом ошибкой нам;
    А примешься за дело сам,
    Так напроказишь вдв…
    помогитеееееееееееееееееееееееееееееееее расказ о любимой авторской зказки
    у трех мальчиков – Вовы, Славы,и димы были игрушечные легковые машинки. У Вовы и славы вместе 6 машинок, у славы и димы вместе 9 машинок, у вовы и димы вместе 7 машинок. Сколько машинок было у каждого мальчика в отдельности
    4.Два друга поспорили: один утверждал, что скорпион – представитель ракообразных, а другой -что скорпионы относятся к паукам. Кто из них прав?

  4. Gavinradi Ответить

    А. Кетле содействовал обмену идеями, научными достижениями и информацией. В 1847 г. он был избран членом-корреспондентом Петербургской академии наук. Необходимую поддержку международной деятельности он получил от У. Фарра (1807—1883), который 40 лет проработал в Генеральном регистре Англии и Уэльса, опубликовал десятки отчетов о движении населения страны, переписях и оказал заметное влияние на становление демографической науки. В 1851 г. во время проведения первой Всемирной выставки в Лондоне в беседе с Фаррой А. Кегле выдвинул идею о созыве международного статистического конгресса. Данное предложение встретило отклик у целого ряда ученых европейских стран и США. Конгресс было решено провести в 1852 г., но международный кризис, приведший к Крымской войне 1853—1856 гг., заставил отложить это событие.
    Первая сессия Международного статистического конгресса (МСК) была проведена 19—22 сентября 1853 г. в Брюсселе. Состоялось еще восемь сессий МСК: в 1855 (Париж), 1857 (Вена), 1860 (Лондон), 1863 (Берлин), 1867 (Флоренция), 1869 (Гаага), 1872 (Санкт-Петербург), 1876 г. (Будапешт). В них участвовали ученые и представители административной статистики, что позволило квалифицированно обсуждать теоретические и практические проблемы. Особое место в работе всех конгрессов занимали вопросы проведения переписей населения и сбора данных о его движении (организации текущего учета).
    Уже в Брюсселе были выработаны в общих чертах основные правила переписи населения. На последующих конгрессах разрабатывались их детали, при этом большое внимание уделялось программе переписей, т.е. содержанию и составлению опросного листа. Многочисленные обсуждения преследовали две взаимосвязанные цели: максимально совершенствовать переписи с учетом специфики стран и вместе с тем унифицировать их, добиться сопоставимости данных. Важную роль в этом сыграла 8-я сессия МСК, состоявшаяся в Санкт-Петербурге в августе 1872 г. Председательствовал на ней выдающийся географ и статистик, директор Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел П. П. Семенов[1] (1827—1914). Среди докладчиков был Ю. Э. Янсон (1835—1893) — профессор Петербургского университета, основатель и глава Статистического отделения при Петербургской городской управе. Конгресс установил «минимальные международные нормы» проведения переписей населения и поставил задачу подготовки статистического сборника, в котором были бы представлены сопоставимые данные по европейским странам.
    Будучи знатоком административной статистики XIX в., Ю. Э. Янсон так определял результаты деятельности МСК: «…1) Произошло слияние научной и практической статистики, аМиого способствовавшее успехам, достигнутым этой последней. 2) Значительно улучшилось устройство административно-статистических учреждений во всех почти государствах Европы. 3) Обмен изданий, установившийся между бюро отдельных государств, способствовал распространению статистических знаний. 4) Благодаря конгрессам появились статистические ежегодники, дающие богатый материал для сравнительной статистики и облегчающие занятия ею. 5) Достигнуты огромные улучшения в переписях населения и в собирании данных о его движении. 6) Достигнуты некоторые успехи в статистике земледелия, промышленности и торговли. Конгрессам обязана своим возникновением статистика судоходства и железных дорог, статистика банков и кредитных учреждений…»[2]
    Решением МСК была создана Постоянная комиссия конгресса под председательством II. П. Семенова, но ее деятельность была непродолжительной. Вскоре после будапештского конгресса (1876), который оказался последним, Комиссия в 1878 г. прекратила свое существование.
    Проблемы статистики населения занимали главнейшее место на сессиях МСК. В материалах МСК употребляются два термина — «популя- ционистика» и «демография». Первый из них получил распространение с 40-х гг. XIX в., второй был введен в обиход несколько позже — в середине 1950-х гг.
    Первоначальным названием науки о народонаселении было популяцио- пистика. Оно вошло в обиход после выхода в свет «Справочника популя- ционистики», подготовленного X. Бернулли (1782—1863), одним из представителей семьи известных швейцарских ученых, и изданного в немецком университетском городке Ульме в 1841 г. В книге X. Бернулли выделяются: статистика населения (сбор данных, их первичная систематизация и описание) и учение о народонаселении, или популяционистика. Этот термин не получил широкого распространения, но и не исчез окончательно.
    Более счастливой оказалась судьба другого термина — демография. Его впервые употребил в книге «Элементы статистики человека, или сравнительная демография», вышедшей в Париже в 1855 г., французский естествоиспытатель и математик А. Гийяр (1799—1876), которого называют «крестным отцом демографии». Гийяр определял демографию как естественную и социальную историю человеческого рода, или, в более узком смысле, как математическое познание человеческих популяций, их движения, физического, гражданского, интеллектуального и морального состояния. Демография,согласно его определению, описывает массы людей с помощью чисел. Такое понимание термина соответствовало смыслу тех греческих слов, от которых он образован: demos — народ и grapho — нишу. Поскольку для Гийяра демография отождествлялась с количественным изучением массовых общественных явлений, он не видел различий между демографией и статистикой населения. Для развития статистики населения немаловажно его предложение о создании единой для всех стран номенклатуры болезней и причин смерти, которое Гийяр внес на рассмотрение на первой сессии МСК в 1853 г.
    Благодаря Гийяру и его последователям термин «демография» получил признание прежде всего во Франции в конце 1870-х гг., что было подтверждено появлением энциклопедической статьи «Демография», а также выходом в свет в 1874 г. книги «Наглядная демография Франции», написанной медиком и руководителем Статистического бюро Парижа в 1876— 1883 гг. Л. А. Бертильоном (1821 — 1883), зятем Гийяра. Как и А. Гийяр, он рассматривал в этой книге демографию в качестве самостоятельной науки. Со второй половины 1870-х гг. во Франции начал издаваться журнал «Анналы международной демографии». Так термин «демография» стал завоевывать мир. Л. Бертильон весьма активно способствовал распространению термина «демография» в рамках международных конгрессов гигиены и демографии (первый конгресс был проведен в Париже в 1878 г., на конгрессе в Женеве в 1882 г. термин «демография» получил международное признание).
    Однако дискуссии по поводу терминологии продолжались еще долгое время, до конца они не изжиты и сейчас. В настоящее время демография рассматривается как наука о закономерностях воспроизводства и миграции населения, особенностях их проявления и эволюции на разных этапах общественного развития, в различных социально-экономических и этнокультурных условиях. Статистика населения (и социология) рассматривается как метод демографии[3].
    Подобное определение взаимоотношений демографии и статистики исторически обусловлено, хотя четкой границы между ними не проводилось. Демограф, экономист и историк П. Левассер (1829—1911) считал, что демография представляет собой статистические методы, применяемые к изучению населения. С точки зрения руководителя Статистического бюро Парижа в 1883—1913 гг. Ж. Бертильона (1851 — 1922), демография – это наука о человеческих обществах, а статистика — основной метод их изучения. Он продолжил учение своего отца, Л. А. Бертильона, разделяя его точку зрения относительно того, что демография изучает население в статике и в динамике. Демография статическая раскрывает состав населения (как бы его анатомию), тогда как демография динамическая изучает перемещения, происходящие в населении путем рождений и смертей (т.е. отражает как бы физиологию процессов изменения населения). Выделение статики и динамики народонаселения было полезным для развития демографической науки во второй половине XIX — начале XX в., поскольку способствовало систематизации исследований в этой области. К тому же такой подход стимулировал развитие представлений о движении населения не только как изменении его численности, а как о иском результате основных демографических процессов — рождаемости и смертности.
    Если смертность получила отражение в основополагающей работе Дж. Граунта, то рождаемость довольно долго систематически не рассматривалась. Этой проблеме Ж. Бертильон уделил особое внимание, организовав обследование населения Парижа, Берлина и Вены. Он обнаружил резкое различие уровней рождаемости у богатых и бедных. Тема влияния социального неравенства на рождаемость привлекла внимание многих исследователей. Таким образом, постепенно в демографии находили отражение разнообразные факторы и условия воспроизводства населения.
    В этот период Франция занимала первое место в демографических исследованиях, чему способствовала сложная демографическая ситуация, наступившая в стране после Франко-прусской войны 1870—1871 гг.
    В Германии, на родине описательной статистики, во второй половине XIX в. было немало сделано в области построения демографических таблиц, прежде всего таблиц смертности и анализа работ первых «политических арифметиков» (Г. Кнапп (1842—1926), К. Беккер (1823—1896), Р. Бёк (1824-1907) и др.).
    Р. Бёк предложил коэффициент воспроизводства населения. В 1860— 1870 гг. Г. Кнапп, К. Беккер и Г. Цейнер начали разработку «демографической сетки», которую завершил В. Лексис (1837—1914).
    Исследования населения активно велись и в других странах. В Англии развитию этой области науки способствовали успехи биометрической школы Ф. Гальтона (1822—1911) и К. Пирсона (1857—1936). В Италии заметной вехой стали демографические работы Л. Бодио (1840—1920), Р. Бенини (1862—1956), а также К. Джини (1884—1965). В Швеции большой вклад в изучение возрастно-половой структуры населения и построение возрастно-половой пирамиды внес Г. Сундберг (1857—1914). В 1894 г. он ввел понятие типа возрастной структуры населения: прогрессивной (дети до 15 лет — 40%; пожилые, 50 лет и старше — 10%), стационарной (27 и 23% соответственно) и регрессивной (20 и 30% соответственно) — при неизменной 50%-ной доле лиц 15—50 лет. Это предполагаемое соотношение он назвал законом возрастной структуры.
    В США приоритет отдавался вопросам практического характера, нацеленным на совершенствование переписи населения. Этому способствовало то, что в 1899 г. Бюро цензов выделилось в постоянное учреждение. Большое внимание уделялось текущему учету населения и учету миграции. Одна из работ этого периода — книга профессора Колумбийского университета Р. Майо-Смита (1854—1901) «Статистика и социология» занимает почетное место в истории демографии и статистики (русский перевод издан в 1900 г.).
    В конце XVIII — первой трети XIX в. обозначилась острота социально- экономических проблем народонаселения. Этому способствовал рост численности населения иод влиянием сохраняющейся высокой рождаемости и снижения смертности (вследствие улучшения гигиенических условий жизни, распространения медицинской помощи). Идеи об ограниченности природных ресурсов и необходимости регулирования численности народонаселения были изложены в книге Т. Мальтуса (1766—1834) «Опыт о законе народонаселения и его воздействие на улучшение общественного благосостояния». Книга вышла в 1798 г. и вызвала длительные дебаты. Мальтус исходил из того, что люди стремятся размножаться, как и другие живые существа, не принимая во внимание располагаемый объем нищи и прочих ресурсов. Регуляторами популяции в его теории выступали стихийные бедствия, эпидемии, катастрофы, войны, а также безбрачие или позднее вступление в брак. Мальтус выступал против помощи бедным, считая, что это может обострить проблему перенаселения.
    Во второй половине XIX в. завершился процесс выделения демографии в особую область науки. Разнообразные и разнородные сведения объединились в упорядоченное знание. Систематизировались способы наблюдения населения — объекта, подверженного ежеминутным изменениям. В XIX в. были выделены следующие виды движения населения: естественное, механическое и социальное. Получили развитие исследования взаимозависимости населения и экономики, размещения населения. Сформировалась вероятностно-статистическая методология демографической науки. В XIX в. демография стала наукой о воспроизводстве населения, в которой рождаемость, смертность, брачность и разводимость рассматриваются как составляющие единого процесса. Все больше внимания уделялось их взаимодействию и взаимозависимости.
    В конце XIX в. началось систематическое изучение миграции — внутренней и внешней (прежде всего — в США). Это стимулировало регулярность и унификацию учета мигрантов.
    В 20-е гг. XX в. в проблемы народонаселения стали включаться процессы урбанизации, миграция, контроль за ростом численности населения. Возрастал интерес к изучению рождаемости, особенно к тем различиям, которые были выявлены у представителей разных социальных и национальных групп, а затем и в странах с разным режимом демографического воспроизводства. Большое внимание уделялось совершенствованию системы демографических коэффициентов. Прежде всего следует упомянуть коэффициент воспроизводства населения, который был предложен Р. Бёком. Он представляет собой произведение суммарного коэффициента рождаемости и доли девочек в числе новорожденных. Этот показатель называется «брутто-коэффициент воспроизводства женского населения» и свидетельствует о том, сколько в условном поколении в среднем у одной женщины в возрасте 15—49 лет родится девочек, иначе говоря, каково замещение матерей дочерями. Данный коэффициент был усовершенствован Р. Кучинским (1876—1947), учеником Бёка. Он внес в брутто-коэффициент поправку на смертность девочек, что позволило учесть не только возможное число рождений девочек, но и их дожитие до начала рождений в своем поколении. С этой целью он умножил возрастные показатели рождаемости женщин в детородном возрасте на среднюю численность женщин, живущих в каждом возрастном интервале. Сумма таких произведений характеризует число девочек, рожденных женщинами, дожившими до конца репродуктивного периода при данных уровнях рождаемости и смертности. Коэффициент Бёка — Кучинского получил широкое признание как «нетто-коэффициент воспроизводства населения».
    Развитие количественных методов в демографии привело к выделению так называемого биологического направления, представители которого (в основном в США), экспериментируя над мушками-дрозофилами, пытались выявить законы изменения численности популяции. Гипотезы о законе роста населения, отвечающем логистической кривой, высказывались еще А. Кетле. Американский биолог Р. Пирл (1879—1940) продолжил обоснование этой гипотезы, которая нашла своих сторонников в демографическом анализе и прогнозировании.
    Важный вклад в демографическую науку был сделан американским биологом, физиком, математиком и демографом А. Лоткой (1880—1949). Именно А. Лотка разработал математическую теорию стабильного населения. Созданная им модель населения предполагает неизменность возрастных характеристик рождаемости и смертности, а также возрастной структуры населения. Несмотря на гипотетический характер этой модели, она широко используется в демографии в качестве базы сравнения для реальных совокупностей населения.
    Еще одно направление, развивающееся в рамках демографической науки, можно назвать экономико-социологическим. Оно представлено трудами американских ученых (У. Уилкокса, У. Томпсона и др.) и европейских демографов, прежде всего из Франции: А. Ландри, М. Хюбера (Губера), Л. Марша и др. К середине XX в. получили известность такие французские ученые, как А. Сови (автор концепции «третьего мира»), Ж. Буржуа-Пиша, Л. Анри, Р. Пресса, П. Бенсон, А. Таба и др. В Германии оригинальные работы были выполнены Ф. Бургдерффом, А. Буркхардтом, В. Випклером, П. Момбертом и др. В Италии основной вклад в разработку проблем современной демографии и статистики населения был внесен К. Джини, А. Ливи, Ф. Саворгнаном, М. Болдрини и др., в Великобритании — Д. Хаксли и др.
    В XX в. получили развитие различные формы международного сотрудничества в области демографии. С 1927 г. проводятся международные конгрессы по народонаселению. В настоящее время регулярно проводятся Европейская конференция по народонаселению и Всемирная конференция по народонаселению (под эгидой ООН). В соответствии с Уставом ООН в 1946 г. в качестве функциональной комиссии Экономического и социального совета (ЭКОСОС) была образована Комиссия по народонаселению. Ее рабочий орган — Секция народонаселения в Секретариате ООН.
    Деятельность Комиссии по народонаселению направлена на изучение статистико-демографических проблем (организация переписей и учета движения населения, в том числе миграции) и социально-экономических факторов демографического развития, а также демографической политики. Начиная с 1950 г. проводятся мероприятия по так называемым Всемирным переписям населения, т.е. одновременному проведению переписей но программам, которые обеспечили бы получение сопоставимых данных (раунд переписей). В качестве основных результатов работы Комиссии по народонаселению ООН следует назвать «Демографический ежегодник ООН» (Demographic Yearbook), «Бюллетень ООН по народонаселению» (Population Bulletun of the United Nations), «Исследования народонаселения» (Population Studies), включившие и работу «Детерминанты и последствия демографических тенденций» (1953). Выработке единой демографи- чекой терминологии способствовал выпуск в 1958 г. книги «Многоязычный демографический словарь» {Multilingual Demographic Dictionary).
    Огромную просветительскую и научно-практическую работу проводит Фонд ООН в области народонаселения ЮНФПА {UnitedNations Population FundUNFPA), созданный в 1967 г. В настоящее время членами ЮНФПА являются свыше 130 государств — членов ООН.
    Тесно связана с деятельностью Комиссии по народонаселению ООН работа еще одного учреждения ООН — Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), созданной в 1948 г.
    Большую роль играет Управление верховного комиссара по беженцам ООН {United Nations High Commissioner for refugees). Эта международная организация начала свою деятельность после Второй мировой войны, в 1949 г., опираясь на опыт Верховных комиссаров по делам беженцев Лиги Наций Ф. Нансена (1921 — 1930) и Дж. Макдональда (1933—1935), а также Международной организации по делам беженцев (1947—1949). Все более значимой становится деятельность ЮНИСЕФ (UNICEF, The United Nations Children’s Fund).
    Демография и статистика населения часто объединяются в термине «демографическая статистика».
    В начале XXI в. демографическая статистика — это самостоятельная область научных исследований и практически работ, выполняемых прежде всего государственными статистическими службами, получивших развитие во всех странах и международных организациях в качестве одного из приоритетных направлений международного сотрудничества.

  5. Dathis Ответить

    Губернии[39]
    Процент гра­мотных
    Губернии
    Процент гра­мотных
    1874 -1883 гг.
    1894 г.
    1904 г.
    1874-1883 гг.
    1894 г.
    1904 г.
    Лифляндская.
    95
    97
    99
    Новгородская
    33
    60
    72
    Эстляндская.
    95
    96
    97
    Костромская.
    37
    58
    74
    Курляндская.
    60
    87
    87
    Рязанская.
    30
    57
    79
    Ярославская.
    63
    85
    87
    Тульская.
    33
    57
    75
    Петербургская
    59
    80
    90
    Калужская.
    33
    56
    76
    Московская.
    53
    77
    86
    Архангельская
    35
    52

    Тверская.
    41
    68
    86
    Олонецкая.
    28
    49
    67
    Владимирская.
    42
    67
    82
    Смоленская
    24
    48
    66
    Нижегородская
    23
    46
    64
    Гродненская.
    23
    34
    57
    Таврическая.
    24
    45
    66
    Воронежская.
    16
    33
    55
    Вологодская.
    29
    45
    67
    Могилевская.
    14
    32
    59
    Область Войска Донского.
    20
    42

    Минская.
    19
    32
    35
    Вятская.
    17
    42
    56
    Харьковская.
    14
    30
    54
    Орловская.
    21
    41
    63
    Пензенская.
    12
    30
    49
    Черниговская.
    19
    40
    64
    Витебская.
    17
    29
    55
    Астраханская.
    23
    38

    Киевская.
    14
    28
    48
    Симбирская.
    18
    38
    53
    Самарская.
    14
    27
    49
    Херсонская.
    24
    38
    58
    Казанская.
    13
    27
    40
    Полтавская.
    13
    37
    58
    Оренбургская
    13
    25

    Тамбовская.
    16
    37
    58
    Ковенская.
    19
    25
    34
    Пермская.
    17
    37
    50
    Подольская.
    11
    24
    43
    Курская.
    17
    36
    56
    Виленская.
    16
    24
    50
    Псковская.
    20
    36
    55
    Волынская -.
    12
    22
    35
    Екатеринославская.
    18
    35
    62
    Бессарабская
    8
    22
    30
    Саратовская.
    19
    35
    63
    Уфимская.
    7
    13
    27

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *