Насколько эффективной была система управления и как она менялась во франции?

16 ответов на вопрос “Насколько эффективной была система управления и как она менялась во франции?”

  1. NEHEDI Ответить

    Французская Республика – одно из крупнейших государств на европейском континенте. На северо-востоке граничит с Бельгией и Люксембургом, на востоке и юго-востоке – с Германией, Швейцарией, Италией и Монако, на юге – с Испанией и Андоррой. Побережье Франции омывается проливами Па-де-Кале, Ла-Манш, Бискайским заливом Атлантического океана и Средиземным морем. Площадь территории Франции – 551,6 тыс. кв. км, численность населения около 58 млн. человек.
    Метрополия страны разделена на 20 регионов, 96 департаментов (в том числе территория Бельфор со статусом департамента) и около 36 тыс. коммун. В состав Франции входят пять заморских департаментов (Гваделупа, Мартиника, Гвиана, Сен-Пьер и Микелон, Реюньон), одна территория с особым статусом (Майотт) и четыре заморские территории (Новая Каледония, Полинезия, Уоллес и Футуна, Южные Антарктические территории). Административно-территориальные единицы наделены статусом местных коллективов с системой выборных органов самоуправления : региональных, генеральных и муниципальных советов.
    Современная система государственного управления Французской Республики восходит к историческим особенностям утверждения политического режима Пятой Республики, что нашло свое отражение в особенностях конструирования баланса высших государственных органов страны и закреплено Конституцией 1958 года. Слабость государственного устройства Четвертой Республики, поражения понесенные Францией в колониальных войнах в Индокитае, Египте и Алжире, наличие гражданского конфликта внутри страны привели к появлению идеологии восстановления государства на международной арене и внутри страны. Интерес нации должен преобладать над внутренними конфликтами, политические дела делятся на действия большой политики (международные отношения, оборона) и повседневные направления, где сталкиваются интересы различных социальных категорий населения. При этом интересы могут быть различны, но они обязательно должны уступать высшим приоритетам нации, представляемым, прежде всего государством и олицетворяемым главой государства. Этот идеологический императив был сформулирован генералом Шарлем де Голлем еще в 1946 году в его знаменитой речи в Байе, однако востребованным он оказался в 1958 году.
    Политический режим Пятой Республики является результатом двух противоположных устремлений, – стремления усилить исполнительную власть и прежде всего власть Президента Республики и стремления восстановить роль Правительства и Премьер-министра. Результатом стала ситуация когда исполнительная власть принадлежит одновременно Президенту Республики и Премьер-министру, и самые важные для баланса политического режима отношения существуют между двумя главами исполнительной власти.

  2. YNATEW Ответить

    По замечанию М. Крозье, французскую административную систему блокируют централизм и стратификация, которые властвуют барьером на пути коммуникационных потоков. Централизм усугубляет расстояние между теми, кто принимает решения, и теми, для кого они предназначены. Стратификация создает заслоны и перегородки, множит иерархии и категории, между которыми плохо проходит информация. В результате «та власть, которая тяготеет к концентрации на верхушке пирамиды, есть в основном формальная власть, которая оказывается парализованной отсутствием информации и живых контактов. Те, кто принимают решения, не имеют достаточно средств для знакомства с практической стороны проблем, которыми они занимаются. Те же, кто имеют знания, не имеют права решать». По мнению Крозье, «способность к коммуникации теперь составляет одно из главных условий правильного функционирования современной организационной системы. Ее эффективность все больше зависит от того, насколько ее руководство имеет возможность, с одной стороны, быть как можно скорее и точнее информированным обо всех переменных, которые определяют их решения, а с другой стороны, быстро и во всех подробностях доводить до сведения подчиненных задачи, вытекающие из решений, нужные средства и требуемые условия реализации решений».
    Долгое время эта модель считалась исключительно французским достоянием, образцом решения задач по обеспечению целостности и поддержанию эффективности государственного регулирования. Многие страны пытались заимствовать опыт государственного строительства Франции. Однако полувековая практика функционирования режима Пятой республики показала, что авторитарная президентская система, даже если она сочетается с «парламентским суверенитетом», автоматически не создает необходимых условий для стабильного и динамичного развития общества. Кроме того, смешанная модель содержит существенные недостатки, которые блокируют возможности ее постоянного обновления, ее способности ответить на вызовы времени. По – нашему мнению, это является важным аспектом, на который нам стоит обратить внимание. Россия обязательно должна учитывать опыт Франции в построении государственного управления, анализировать ее ошибки (особенно усиление авторитарной президентской власти), чтобы не допустить их в своей практике. На наш взгляд, этот аспект приобретает особую актуальность сегодня, когда в России все отчетливее прослеживается тенденция усиления президентской власти. А к чему это может привести, нам показывает опыт Франции.
    публичный администрация французский власть
    Глава 2. Высшие органы власти и их роль в государственном управлении Франции
    В основу построения и функционирования системы государственных органов Франции положен принцип разделения властей. Он закреплен в ст. 16 Декларации прав человека и гражданина 1789 г., которая является составной частью действующей Конституции страны. Однако реализация этого принципа в условиях различных политических режимов и форм правления осуществлялась далеко не одинаковыми методами.
    Современная Франция принадлежит к числу республик со смешанными формами правления. Ее зачастую называют полупрезидентской, полупарламентской или страной с рационализированным парламентаризмом.
    Суть дела заключается в том, что для Пятой республики характерно заметное усиление роли исполнительной власти и ослабление роли Парламента. Иначе говоря, центр тяжести сместился от представительного органа к органу, осуществляющему исполнительную власть.
    Но дело не только в этом. Чрезвычайно важной правовой характеристикой республик со смешанными формами правления является существование бицефальной исполнительной власти. Ее носителями выступают Президент Республики и Правительство.
    Таким образом, государственный механизм Пятой республики претерпел существенные изменения по сравнению с тем, что имело место в предшествующей республике. Соответственно и механизм реализации принципа разделения властей также изменился.
    Тем не менее, сам принцип сохраняет свое значение, и государственные институты Франции функционируют на основе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Три основные ветви власти представлены во Франции главой государства, Правительством, Парламентом и судами.
    .1 Центральные органы исполнительной власти Франции
    Президенту Республики принадлежит центральное место в системе государственных органов Пятой республики. Согласно ст. 5 Конституции он следит за соблюдением Конституции, обеспечивает нормальное функционирование государственных институтов, принимает меры по обеспечению национальной независимости и территориальной целостности, обеспечивает соблюдение международных соглашений и договоров.
    Президент Республики – верховный главнокомандующий вооруженными силами страны, он производит назначение на высшие военные и гражданские должности. Он представляет страну в международных отношениях, ведет международные переговоры и заключает международные договоры.
    К числу собственных полномочий Президента относятся такие важные, как: назначение Премьер-министра, решение о досрочном роспуске Национального собрания, использование чрезвычайных полномочий по ст. 16 Конституции и др.
    Французские исследователи политической жизни страны считают, что в период правления генерала де Голля имело место своего рода вертикальное разграничение полномочий Президента и Правительства. Президент главным образом руководил осуществлением внешней и военной политикой Франции.
    В постголлистский период утвердилось своего рода горизонтальное разделение полномочий и компетенций. Решение наиболее общего политического характера принимаются Президентом, вся текущая работа по управлению страной осуществляется Правительством. Однако ни та, ни другая схема практически не работают в условиях «сосуществования».
    При такой ситуации Президент должен и обязан искать компромисса с Правительством, как, впрочем, ту же задачу должно решать и Правительство. В основном вопросы управления государственными делами при такой ситуации сосредотачиваются в руках Правительства. Однако большая часть единоличных полномочий Президента сохраняется в неприкосновенности.
    Президент Республики – высшее должностное лицо государства, его верховный представитель во всех акутах внутриполитической и международной жизни.
    Президент Республики избирается путем всеобщего, прямого, равного и тайного голосования. Срок полномочий – 5 лет. Ограничений для переизбрания не установлено. Кандидат в президенты должен удовлетворять всем требованиям, предъявляемым к лицам, избираемым в Парламент. Президент обладает исключительно широкими полномочиями в сфере руководства и управления государственными делами.
    Президент назначает Премьер-министра и иных членов Правительства. Глава государства назначает на все высшие военные и гражданские должности.
    Президент обладает широкой регламентарной властью. Ему принадлежит право законодательной инициативы в том, что касается конституционных пересмотров, передачи законопроектом на референдум, а равно право отлагательного вето на законопроекты, принимаемые Парламентом.
    Президенту принадлежит право досрочного роспуска Национального собрания. Он обладает определенными полномочиями и в судейской сфере. Ему принадлежит право помилования.
    Официальная резиденция президента – Елисейский дворец. При главе государства функционирует специализированный аппарат помощников и советников, которые образуют его личный кабинет и генеральный секретариат. Все сотрудники Елисейского дворца назначаются и увольняются Президентом по его собственному усмотрению.
    Правительство – коллегиальный орган, осуществляющий наряду или совместно с Президентом исполнительную власть. Правительство обладает во Франции весьма своеобразной структурой. Оно может выступать в форме Совета министров, объединяющего всех его членов под председательством Президента, или как совокупность членов Правительства под руководством Премьер-министра. В тексте французской Конституции используется преимущественно собирательный термин – Правительство. Он присутствует в заголовках разделов III и V Конституции. Однако основной закон не уточняет само понятие. О его содержании можно судить лишь косвенно.
    Так, согласно ст. 21 Конституции деятельностью Правительства руководит Премьер-министр. В соответствии со ст. 49 Конституции правительство ставит перед Национальным собранием вопрос о доверии правительству. Все это позволяет сделать вывод о том, что под Правительством понимается преимущественно совокупность его членов, руководимых Премьер-министром. Премьер-министр и по его представлению члены Правительства назначаются Президентом.
    Внутренняя структура Правительства основана на иерархических началах. Помимо Премьер-министра оно включает государственных министров, министров, государственных секретарей и некоторые другие категории членов. Государственные секретари, выполняющие зачастую функции заместителя министра, далеко не всегда входят в состав Совета министра.
    Французская Конституция не устанавливает четко фиксированной заранее структуры Правительства. Этот вопрос решается конкретно всякий раз, когда формируется Правительство или осуществляется его реорганизация.
    Правительство как коллегиальный орган и его руководитель – Премьер-министр обладают широкими полномочиями, которые осуществляются либо совместно с Президентом, либо единолично Премьер-министром.
    .2 Законодательная власть Франции
    Парламент – высшее представительное учреждение Французской Республики. Он состоит из двух палат: Национального собрания, именуемого зачастую также нижней палатой, и Сената. Место и роль каждой из палат в системе государственных органов Франции определяется Конституцией, органическими законами, относящимися к каждой из палат, а равно их внутренними регламентами, которые вотируются каждой из палат раздельно.
    Национальное собрание состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего и прямого голосования. Срок полномочий – пять лет. Состав его обновляется полностью. Ежегодно проводится одна очередная сессия Национального собрания.
    Верхняя палата – Сенат. Члены этой палаты избираются сроком на девять лет, обновление происходит по третям каждые три года. Сенаторы избираются путем косвенных выборов, особыми коллегиями выборщиков, в которых преобладают представители муниципальных советов коммун.
    Если Национальное собрание рассматривается как орган общенационального представительства, то Сенат, согласно Конституции, представляет территориальные коллективы. Члены Парламента обладают депутатским иммунитетом.
    Парламентарии в зависимости от своей партийной принадлежности образуют партийные группы (фракции). Для образования партийной группы необходимо, чтобы в нее входило не менее 14 сенаторов в верхней палате и не менее 20 депутатов – в нижней.
    Каждая партийная группа обладает некоторыми имущественными и финансовыми привилегиями и правами. В ее распоряжение предоставляются специальный аппарат и помещение. Каждая партийная группа имеет право на пропорциональное представительство в бюро и комиссиях палаты.
    Заседания палат открытые. В каждом зале пленарных заседаний имеются специальные галереи для публики и для прессы. Дебаты, проходящие в палатах, стенографируются. Их полный отчет публикуется в специальном издании – Журнал офисьель. Работой каждой из палат руководит бюро. Оно состоит из Председателя, вице-председателей, секретарей и квестов.
    Важную роль в руководстве делами палаты при определении повестки дня и приоритетности рассмотрения тех или иных вопросов играет Конференция председателей, которая включает помимо членов бюро также председателей партийных групп и председателей постоянных комиссий.
    Каждая палата создает шесть постоянных комиссий. Помимо этого для изучения отдельных вопросов или проектов могут образовываться временные специальные комиссии, а также комиссии по контролю и расследованию
    Согласно Конституции законодательный акт считается принятым Парламентом, если он одобрен в идентичной редакции обеими палатами. Из этой формулы можно заключить, что в осуществлении законотворческой деятельности обе палаты равноправны.
    Однако это не совсем так. Если обе палаты не придут к согласию относительно обсуждаемого законодательного акта, Правительство может просить Национальное собрание вынести окончательное решение. Конечно, в данном случае решающая роль принадлежит самому Правительству, а не Парламенту. Тем не менее, при разногласиях между палатами именно Национальному собранию предоставляется возможность сказать последнее слово.
    Полномочия же Парламента в целом аналогичны тем, которые традиционно осуществляет представительный орган и в других демократических странах.
    Это, во-первых, законодательные полномочия, во-вторых, утверждение государственного бюджета и отчета о его исполнении, в третьих, контроль за деятельностью исполнительной власти, в четвертых, решение вопросов войны и мира. В государственном механизме Пятой республики Парламент уступает пальму первенства исполнительной власти.
    Тем не менее, ни одно сколько-нибудь важное политическое решение, а тем более требующее своего законодательного оформления, не может быть принято без участия и вопреки воле Парламента. Это предопределяет его место и роль в общей системе высших государственных органов страны.
    .3 Французская судебная система
    Судебная система Франции оставалась нетронутой и не переживала серьезных изменений со времен Наполеона. Современная судебная система регламентируется в разделе VIII «О судебной власти» Конституции Франции. Президент страны является гарантом независимости судебной власти, статус судей устанавливается органическим законом, а судьи несменяемы.
    Французское правосудие основывается на принципах коллегиальности, профессионализма, независимости, которая обеспечивается рядом гарантий. Закон 1977 г. установил, что расходы на осуществление правосудия при рассмотрении гражданских и административных дел возлагаются на государство. Это правило не распространяется на уголовную юстицию. Также важными принципами являются равенство перед правосудием и нейтральность судей, публичное рассмотрение дела и возможность двойного рассмотрения дела. Законом предусмотрена и возможность кассационного обжалования.
    Судебная система Франции многоступенчата, и ее можно разделить на три ветви – суд первой инстанции, апелляционный суд и Кассационный суд. Существуют специализированные суды, которые вписаны в данную трехуровневую систему (например, обжалование решений специализированных судов производится в обычные апелляционные суды и в кассационный суд).
    Гражданские дела и уголовно наказуемые преступления рассматриваются, в зависимости от их важности, судами большой инстанции, малой инстанции (определенная часть дел), исправительными судами (правонарушения) и полицейскими судами (нарушения административных правил).
    Наряду с судами общей юрисдикции, во Франции действует довольно большое количество судов, которые можно назвать специализированными. Они действуют в сфере как гражданского, так и уголовного права. В литературе можно встретить их иное название – триуналы. В большинстве гражданских судов действуют не судьи-профессионалы, а судьи, избранные или назначенные из сфер, где возникают споры, т. е. более глубоко понимающие сущность вопроса.
    Трудовые споры разбираются примирительными конфликтными советами (советами прюдомов), действующими в качестве выборных органов и состоящими на паритетных началах из представителей трудящихся и работодателей.
    Уголовные дела рассматриваются в суде присяжных. Эти суды состоят из председателя, двух асессоров – профессиональных судей и девяти присяжных заседателей – обычных граждан, выбранных по жребию из избирательных списков. Особенностью судов присяжных является то, что их решения не могут быть обжалованы в апелляционных инстанциях. Это может быть сделано лишь в Кассационном суде.
    Вторая инстанция – это апелляционный суд. В настоящее время во Франции существуют 35 апелляционных судов, в том числе 5 вне территории Франции (например, на Таити, в городе Папеэте, во Французской Полинезии), и 2 высших апелляционных суда. Каждый суд обладает юрисдикцией в отношении нескольких департаментов (обычно от двух до четырех). Апелляционный суд всегда выносит решения коллегиально. Гражданско-правовая часть апелляционного суда состоит из двух палат: по гражданским и социальным делам. Имеется также палата по торговым делам. Есть также палата жандармерии по делам несовершеннолетних. В каждом департаменте есть суд присяжных. Кроме того, во Франции действуют судебные органы специального назначения – торговые суды и военные суды.
    Кассационный суд рассматривает жалобы на постановления апелляционных судов (во Франции их 27), которые фактически и по праву пересматривают приговоры и решения, вынесенные судами первой инстанции. Последние делятся, в свою очередь, на суды по гражданским и уголовным делам. Современная структура Кассационного суда выглядит так: три палаты по гражданским делам, одна – по торговым и административным, одна – по социальным спорам и одна – по уголовным делам.
    Кассационный суд – это Верховный суд Франции и ее заморских территорий. Он был создан в 1790 г. и остается «промежуточным звеном» между законом и практикой его применения, имея целью охрану закона от неоправданных толкований и иных «посягательств». Несмотря на название, этот суд не рассматривается как инстанция, главной целью которой является проверка решений нижестоящих судов. Его задача – обеспечить соблюдение ими закона.
    Глава 3. Публичная администрация: структура и механизм функционирования
    3.1 Государственная администрация Франции: уровни и структура
    Юридические лица публичного права – это само государство, территориальные образования (административно-территориальные единицы), публичные учреждения, а также объединения в публичном интересе, появившиеся во французском законодательстве в 80-х годах (юридические лица публичного права, в состав которых входят публичные и частные юридические лица, имеющие целью совместную деятельность в области научных исследований, образования, спорта, туризма и пр.).
    Государство – юридическое лицо особого рода. Собственно, сам признак юридического лица не является для государства основным. Ввиду проводимой во Франции реформы децентрализации список территориальных образований расширился. В соответствии с изменениями, внесенными в Конституцию 28 марта 2003 года, территориальные образования теперь – это коммуны, департаменты, регионы, территории с особым статусом (Корсика, Париж и парижский регион) и заморские территории.
    После первой мировой войны в судебной практике были установлены критерии разграничения юридических лиц частного и публичного права. Это:
    ) основание учреждения лица – как правило, по публичной инициативе, хотя бывает и частная (Институт политической учебы);
    ) правила устройства, функционирования и контроля – устанавливаются публичной властью;
    ) способ финансирования – учреждение может получать публичные субвенции или обязательные платежи. Иногда сюда относят наличие прерогатив публичной власти.
    Это нестабильное разнообразие критериев именуется «faisceau dindices» (пучок признаков). Применяются они судьей, когда необходимо решить вопрос о природе того или иного юридического лица, поскольку при создании юридического лица публичного права его публичный статус почти никогда не оговаривается. «Пучок признаков» означает, что нужно рассматривать все критерии вкупе. При этом все равно остаются «гибриды», принадлежность которых трудно определить.
    Так, наиболее сложная категория в этом плане – публичные учреждения. Они могут быть традиционными (то есть административными, научными и культурными), а также коммерческими (торгово-промышленными). Коммерческие публичные учреждения подчинены режиму публичного права, но по некоторым вопросам – режиму частного права. Это, безусловно, создает сложности на практике.
    Чтобы лучше осознать разницу между юридическими лицами частного и публичного права, представим строение французской администрации. Государство как публичное юридическое лицо объединяет множество органов: центральные службы (Президент и Премьер-министр с их службами, министерства), локальные службы (префекты с их службами, деконцентрированные службы министерств – их представительства в регионах). Ни один из этих органов не имеет собственной юридической личности, выступая от имени государства. В последнее время сюда добавились и такие образования, как независимые административные органы (независимые органы административной власти).
    Министерства и ведомства являются важнейшим элементом центральной администрации, «главными пружинами» административного аппарата во Франции.
    Характерной чертой французского министерства является отождествление министра с министерством, практически полная зависимость организации министерства от воли возглавляющего его министра. Французская административно-правовая наука, определяя центральную администрацию, определяет ее структурным элементом не министерства, а министров. Само же министерство рассматривается, скорее, как совокупность административных служб, обеспечивающих деятельность министра.
    Часто встречается во французской литературе утверждение о том, что министерство составляют три основных элемента – министр, персонал и кредиты (бюджет министерства). При этом неизменно отмечается, что министерство существует «исключительно» для министра, который ответственен за свое министерство. В этой связи примечательно, что декреты, которыми регулируется министерское звено управление, говорят о компетенциях и функциях министров, а не министерств.
    Франция пошла по пути отказа от законодательного закрепления структуры министерского звена управления и компетенции министров. Если в период Третьей республики министерства создавались и упразднялись через принятие соответствующих законов, то впоследствии, во времена Четвертой и Пятой республик, эти вопросы регулировались через принятие правительственных декретов.
    В настоящее время количество и компетенция министерств во Франции не являются стабильными. Соответствующих норм нет ни в законах, ни тем более в конституции. Перечень министерств устанавливается премьер-министром при формировании правительства. Такое решение может приниматься с учетом как технических, так и политических соображений (например, оно может ставиться в зависимость от соотношения различных политических партий в коалиционных кабинетах).

  3. Alsa Ответить

    Проблемы государственного управления во Франции имеют, как и во всех странах, исторический характер. Франция всегда была сильным государством с мощной централизованной властью, сосредоточенной в руках правителя (короля). Когда в Британии бароны заставляли королей передавать часть власти совещательному органу (парламенту), создавать документы ограничивающие власть правителей (хартия вольностей), во Франции всё происходило в полной противоположности. Власть короля там была неприкосновенна и незыблема. Всё это положило свои отпечатки на государственные проблемы во Франции.
    Как я уже сказал, одной из основных проблем во Франции является сильная централизованная власть. Такие учёные как П. Авриль и Э. Фор занимались поиском повышения эффективности государственного управления с помощью ее децентрализации. Значительное расширение полномочий местных органов власти, особенно муниципалитетов и коммун, передача оппозиции определенных прав и полномочий при условиях, однако, неприкосновенности государственных институтов – таковы в общем виде рекомендации большинства французских ученых. Последняя крупная реформа, в основу которой лег “Закон о правах и свободе коммун, департаментов и регионов” проведена в 1982 г. До этой реформы власть центральной администрации была очень сильна, она жестко контролировала всю бюрократическую сеть страны. Пришедшие в 1981 г. к власти социалисты осуществили децентрализацию. Часть полномочий в области экономического и социального планирования была передана регионам. Вопросы экономического развития, налогообложения и образования вошли в ведомство администрации в 22 регионах и 96 департаментах. Однако процесс децентрализации наталкивается на ряд проблем, как политических, так и психологических. Многие политики говорят, что предоставление регионам бОльших прав и полномочий будет угражать целостности страны, из-за сепаратных настроений в некоторых регионах (Бретония). Работа по передаче бОльших властных полномочий комуннам и департаментам идёт, но идёт медленно, в связи с выше указанными проблемами.
    Франция называется президентско-парламентской республикой, что подчёркивает истинное положение вещей в этой стране. Франция, имеет сильную президентскую власть, юридическая иерархия исполнительной власти фактически не существует на практике, с самого начала существования Пятой республики установился обычай ответственности Правительства перед Призедентом страны, получился монизм исполнительной власти. Призедент находится на вершине органов государственной власти. Одна из существенных особенностей государственного механизма Пятой республики состоит в том, что его практическое функционирование напрямую зависит от того, совпадают ли президентское и парламентское большинство. В тех случаях, когда политические силы, поддерживающие Президента, контролируют Национальное собрание, роль Президента как носителя исполнительной власти заметно возрастает. Практически в этой ситуации он формирует Правительство из своих единомышленников и руководит его деятельностью. Ситуация складывается полностью противоположная, если интересы Президента и Национального собрания не совпадают, в это случае ему придётся назначить правительство, представляющее оппазицонные ему силы. Хоть франция и является демократической страной, такое положение вещей может, при благоприятных условиях, поспособствовать становлению в этой стране авторитарного режима.
    Во франции у власти всегда находилась интеллегенция, у которой хватало денег на обучение для дальнейшего получения должностей в органах власти. В наше время мало что изменилось, не смотря на проведение конкурсов на должности органов местного и городского управления, которые являются олицетворение демократичности и равенства, многие критикуют эту систему за дороговизну и за фактическое преимущество, которое имеют люди с лучшей академической подготовкой, учившиеся в привелегированных учебных заведениях. Конкурс – это система отбора, которая основывается на заслугах, знаниях и талантах. Получилась ситуация, в которой человек с обычным образованием, не смотря на свои возможные талланты, спасует перед человеком, который благодаря своему материальному обеспечению, учился в более престжном учебном заведении.
    Все эти проблемы имеют приоритетный характер во Франции, но решаются медлено, а решив эти проблемы, Пятая республика, возможно, перейдёт на совершенно новый и более эффективный уровень управления государством.

  4. Люблю Рому Ответить

    Отнесение органов власти к политическим или административным в известной степени условно. Их можно различать по двум основаниям: а) по характеру их деятельности — принятие политических решений или их исполнение и б) по способам формирования органов — их избрание или назначение.
    3. Отсутствие постоянной правительственной структуры. Численность и компетенция министров не устанавливаются ни Конституцией, ни законом и не являются стабильными, поскольку перечень министерств устанавливается решением главы Правительства при формировании кабинета. В этой ситуации отдельные службы передаются из одного министерства в другое или иногда даже разделяются по частям между двумя министерствами в зависимости от министерских комбинаций. Чаще всего подобные трансформации связаны с соотношением сил в Парламенте и, как следствие, партийной принадлежностью министра.
    4. По замечанию французского государствоведа Г. Брэбана, во Франции не существует законодательной базы, которая устанавливает структуру центральных органов государственного управления. Каждое министерство организовано в соответствии со своими правилами, которые фиксируются в декрете, принимаемом по предложению компетентного министра, и которые могут изменяться по усмотрению министра во время существования его министерства[1].
    5. Эффективность системы государственного управления во Франции обеспечивается благодаря ресурсам, которыми она располагает.
    Согласно ст. 20 Конституции в процессе управления Правительство опирается на администрацию и вооруженные силы. Администрация информирует Правительство, дает ему рекомендации и осуществляет его решения; она — самый необходимый инструмент всякого действия. Вооруженные силы при необходимости обеспечивают практическое осуществление некоторых решений, поддерживают порядок и безопасность, защищают национальную территорию. Уже само их существование гарантирует эффективность правительственной деятельности, так как правительство может использовать военную силу. Если того потребуют обстоятельства, Совет министров может принять декрет об осадном или чрезвычайном положении; в первом случае произойдет передача военным властям тех полномочий, которыми в обычное время пользуется гражданская администрация, во втором случае происходит значительное усиление репрессивных полномочий администрации.
    6. Особенностью управленческой деятельности является наличие административной юстиции, особых административных судов, о которых говорилось выше. Здесь подчеркнем, Франция является первой страной, утвердившей систему административной юстиции. Она сложилась на основе реформ 1953—1963 гг. Органы административной юстиции призваны оценивать деятельность органов государственного управления с точки зрения их законности, а также целесообразности. Основным звеном французской административной юстиции является Государственный совет, председателем которого по праву является Премьер-министр, а заместителем — Министр юстиции. Государственный совет — орган, полномочия которого носят как административный, так и судебный характер. Административные полномочия Государственного совета состоят в праве давать заключения, предназначенные для администрации. В частности, Государственный совет может вынести решение о необходимости проведения административных реформ. Судебные полномочия Государственного совета состоят в праве рассматривать дела чиновников в качестве суда первой инстанции, причем его решения являются окончательными. Государственный совет представляет собой также апелляционный суд в отношении нижестоящих органов административной юстиции. В среднем ежегодно Государственный совет рассматривает 3 тыс. жалоб чиновников. Судьи здесь назначаются из числа государственных чиновников и считаются ими. Несмотря на то что решения в отношении административных органов формально носят рекомендательный характер, однако общепризнанный обычай делает подобного рода заключения обязательными для исполнения. Судебное разбирательство носит здесь, как правило, упрощенный и закрытый характер.
    7. Структура государственной администрации Франции определяется типом территориальной организации государства. Франция, будучи унитарным государством, имеет единую политико-правовую и административную систему на всей территории, подчеркивая тем самым неделимость своего суверенитета. Государственное управление в стране осуществляется непосредственно из центра, а входящие в нес административно-территориальные единицы — департаменты и регионы — наделены известной автономией.
    Во второй трети XX в. во Франции стала осуществляться политика децентрализации, происходило перераспределение властных функций из центра на места. После реформы 1982 г. новой административной единицей стал регион. Он стал «территориальным коллективом» с собственным бюджетом и налоговыми поступлениями. Каждый из регионов включает несколько департаментов, состоящих из коммун. Франция стала превращаться в региона- листское государство. Под регионализмом во французской науке понимается система политической и административной децентрализации, предоставляющей каким-либо частям государства, обладающим некоторым географическим, историческим, этнографическим или экономическим единством (общностью), более или менее значительную независимость по отношению к центральной власти[2].
    8. Децентрализация управления выражается и в том, что оказание тех или иных услуг в публичной сфере государство и местная администрация поручает специально создаваемой функциональной администрации.
    Функциональная администрация — это многочисленные и разнообразные публичные учреждения, которым поручено управление специализированными публичными службами. По определению Ж. Веделя, «публичное учреждение представляет собой специфическую форму децентрализации, осуществляемой посредством служб, поскольку публичные службы приобретают качества юридического лица и финансовую автономию»1.
    В зависимости от правового режима регулирования их деятельности выделяют два основных вида публичных учреждений.
    1. Классические публичные учреждения, деятельность которых подпадает под нормы публичного права. Этим публичным учреждениям поручено управление специализированной публичной службой. Административные публичные учреждения могут создаваться в различных сферах: экономики и финансов (Торгово- промышленная палата, биржа труда, Национальная энергетическая касса и др.), социальной (Национальное агентство занятости, публичная больница, коммунальный центр социальной помощи и др.), культуры и образования (университеты, лицеи, колледжи, школьные кассы, Национальные библиотеки и др.).
    2. Промышленные и коммерческие публичные учреждения, создаваемые с помощью концессии (осуществление функций публичной службы передается на основе контракта частному лицу, несущему соответствующие расходы с правом возмещения их за счет пользователя). Их статус регламентируется нормами публичного права, а деятельность урегулирована нормами частного права. Они создаются в различных сферах экономики: в энергетике (Комиссариат по атомной энергии, Электрисите де Франс, Шарбонаж де Франс и др.), в сельском хозяйстве (Национальное ведомство лесов, Национальное ведомство злаковых и др.), на транспорте (Национальное общество железных дорог, Парижские аэропорты, Автономное управление парижского транспорта и др.)[3] [4].

  5. Truebrew Ответить

    Франция – республика, по форме правления парламентско-президенсткая, с преобладанием президентской власти.
    Страна разделена на 95 департаментов, которые состоят из коммун, являющихся органами местного самоуправления. Основными территориальными уровнями государственного управления Франции являются коммуны, дистрикты, контоны, округа и регионы.
    Основу территориальной дифференциации Франции составляют территориальные коллективы: коммуны, департаменты, заморские территории.
    Коммуна – первичная основа системы местного самоуправления Франции. Во главе коммуны стоит совет, из состава которого избирается мэр.
    Департаменты имеют меньше самостоятельности, чем коммуны. Они призваны проводить государственную политику в системе местного управления. Высшим органом управления департамента является генеральный совет, который избирается на шесть лет с обновлением на половину состава через три года.
    Как местный коллектив регионы возглавляются председателем регионального совета, который является представителем высшей исполнительной власти страны. Регион управляется региональным советом, избираемым на 6 лет.
    Законодательная власть Франции принадлежит парламенту, который состоит из двух палат:
    Национальное собрание – избирается на пять лет на основе пропорциональной избирательной системы.
    Сенат – формируется из представителей департаментов, заморских территорий, а также французов, проживающих за границей.
    Сфера деятельности парламента значительно ограничена строго определенным кругом вопросов, по которым он издает законы. Парламент по отношению к правительству может выразить недоверие и принять «резолюцию порицания».
    Президент имеет более широкие полномочия, чем правительство Франции, председательствует на заседаниях правительства, является главнокомандующим. Премьер-министр и другие члены правительства назначаются по предложению президента.
    Правительство возглавляет премьер-министр и оно подотчетно Национальному собранию. С разрешения парламента правительство может принимать ордонансы – нормативные акты, имеющие статус закона.

  6. Bluebreaker Ответить

    Общее руководство административной реформой во Франции осуществляет министерство государственной администрации и государственной реформы. В конце 1990-х гг. было создано еще два института, призванных координировать реформационный процесс: Межминистерский комитет по государственной реформе и Межминистерское управление по государственной реформе. Комитет проводит свои заседания несколько раз в год с участием всех министров, ему принадлежит ключевая роль в организации и руководстве проведением реформ. Межминистерское управление координирует подготовку решений и следит за их претворением в жизнь.
    Французская административная реформа рассчитана на длительный срок и предусматривает многолетние программы модернизации для каждого ведомства. Согласно распоряжению премьер-министра государственным учреждениям дано задание подготавливать программы модернизации, соответствующие их функциям и стоящим перед ними проблемам. В этих документах уточняются задачи каждого ведомства и планируются действия, необходимые для их выполнения. Французская административная реформа имеет солидное финансовое обеспечение: создан особый Фонд для государственной реформы, финансирующий основные мероприятия, проводимые центральным аппаратом министерств или региональными службами и департаментами.
    Французские исследователи подчеркивают, что административная реформа имеет продуманную информационную стратегию. В 1997 г. была принята и достаточно широко осуществляется Программа деятельности правительства по вступлению Франции в информационное общество. Благодаря современным коммуникационным технологиям ведомства могут быстро осуществлять информационный обмен между службами, что значительно усиливает межведомственную координацию, синхронность и оперативность исполнения решений. Через сайты каждого министерства в Интернете распространяется информация об услугах, оказываемых потребителям, – как частным лицам, так и предприятиям (каталог услуг, распорядок работы, контакты, выдача бланков и т.п.). Основные правительственные законы, декреты и постановления, публикуемые в официальном вестнике страны “Журналь офисьель” (“Journal officiel”), располагаются на специальном сайте[4]. Межминистерское управление по государственной реформе регулярно публикует оперативные сведения о проведении административной реформы для информирования других министерств и населения па своем сайте в Интернете[5].
    Помимо этого организована Межминистерская служба технической поддержки разработки информационных и коммуникационных технологий в управленческом аппарате. С помощью этой службы в 2000 г. был создан официальный портал французской администрации в Интернете, который предоставляет доступ к 2600 французским общенациональным и местным сайтам и 2 тыс. европейских и национальных государственных сайтов[6]. Обладая поисковой системой, он предлагает большие объемы административных услуг, в том числе касающиеся прав и процедур, электронных бланков, списков вакансий и условий конкурсов на их замещение в государственных учреждениях. По замыслу французских реформаторов информационное государство должно максимально использовать информационные технологии для повышения эффективности работы государственных учреждений. Использование компьютеров и Интернета позволяет предоставлять услуги населению непосредственно на дому. Статистика административной реформы свидетельствует: в 2000 г. из 2 тыс. учтенных бланков 600 были заполнены в электронном виде. Потребители, не имеющие компьютера, могут воспользоваться услугами ближайшей к их дому службы, имеющей такое оборудование, где им окажет помощь квалифицированный персонал.
    Ведущим направлением административных реформ во Франции с начала 1980-х гг. является децентрализация государственного управления. Политика децентрализации была начата социалистами с принятия в марте 1982 г. закона под весьма символичным названием: “Закон о правах и свободах коммун, департаментов и регионов”. Современное правительство Франции проводит курс деконцентрации – делегирования полномочий центральных органов управления местным административным службам, которые носят название деконцентрированных.
    По мнению известного французского политолога Ги Сормана (р. 1944), ослабление опеки со стороны центральных государственных органов привело к политическому и экономическому укреплению местной и региональной власти. Сегодня бюджет местных органов управления примерно на три четверти формируется из налоговых поступлений и только на одну четвертую – за счет государственных субсидий. Расширились права коммун в области развития транспорта, социальной деятельности, юстиции, полиции; они сами регулируют и планируют застройку городов. “Децентрализация и развитое местное самоуправление – сильная сторона нации. Там, где слишком сильно государство, общество, напротив, слабо”[7].
    Новые методы работы с использованием информационных технологий позволяют соединить преимущества деконцентрации с оперативностью информационных сетей. Сегодня электронная почта и Интернет ускоряют передачу информации и распределение документов внутри государственных учреждений. Территориальные системы информации (SIT), созданные первоначально в 25 департаментах и распространившиеся к концу 2000 г. повсеместно, объединяют в единую сеть деконцентрированные государственные службы.
    Французские реформаторы убеждены: процесс децентрализации, а точнее – деконцентрации, значительно приблизит государственную администрацию к гражданам, и это усилит их интерес к политике. Например, в соответствии с Законом о правах и свободах коммун все индивидуальные решения в отношении граждан, входящие в компетенцию государства, принимаются на местном уровне, чаще всего префектами. Многие эксперты видят в деконцентрации возможность повысить профессиональную квалификацию и инициативность государственных служащих на местах, сделать местное самоуправление более профессиональным и компетентным[8]. Помимо этого деконцентрация способствует использованию государственных средств в соответствии с местными нуждами. По новому закону министерства должны аккумулировать и предоставлять в распоряжение префектов кредиты, предназначенные для осуществления государственных мероприятий на региональном и местном уровне. Префекты получили бо?льшую свободу действий в сфере проведения организационных мероприятий и распределения кадров. Таким образом, в центральном ведомстве остаются лишь средства, предназначенные для проведения мероприятий общенационального масштаба.
    В рамках процесса деконцентрации министры проводят реорганизацию своих центральных учреждений. Основная задача состоит в том, чтобы сделать акцент на стратегических функциях – планировании, прогнозировании и контроле, а второстепенные полномочия передать региональным и департаментским учреждениям[9].
    Правительство проводит эксперименты по внедрению системы контрактов между центральными учреждениями и их деконцентрированными службами. Специальный межминистерский циркуляр от 12 июля 1996 г. определил общую форму договора об оказании услуг населению. Типовой договор, заключаемый на трехлетний срок, перечисляет услуги, предоставляемые потребителям, а также средства для их достижения и показатели выполнения этих обязательств. Многие эксперты полагают, что договорные отношения дают больше самостоятельности деконцентрированным учреждениям, которые теперь вынуждены нести ответственность за свое внутреннее управление, отчитываться за предоставляемые бюджетные ассигнования, включая средства на выплату вознаграждений персоналу и покрытие текущих расходов. Между тем критики данного направления реформ подчеркивают, что разделение стратегических и оперативных функций является достаточно дорогостоящим мероприятием, что в конечном счете противоречит императиву эффективности и рентабельности. Политики лишаются необходимых рычагов воздействия на государственных служащих, а своеобразное “управление на расстоянии” препятствует реальному контролю за службами, получившими самостоятельность[10].
    Административные реформы также призваны несколько сблизить менеджмент в государственных организациях с менеджментом в сфере бизнеса, ориентируясь при этом на повышение качества услуг населению и оперативность исполнения. В соответствии с новым Законом о регулировании государственной службы от 12 апреля 2000 г., все государственные учреждения должны выполнять определенные обязательства в отношении граждан как потребителей их услуг. Так, государственные служащие обязаны принимать любое заявление от граждан под расписку, при этом они должны представляться гражданам, указывая свою фамилию и должность. Срок ответа исчисляется со дня отправления заявления, указанного на почтовом штемпеле, или по электронной почте.
    Повышение демократизма в работе государственных учреждений связано и с упрощением процедур приема населения госслужащими. Новый закон облегчает доступ граждан к административным документам. В нем подчеркивается, что граждане должны быть приняты по их просьбе для изложения своих соображений до того, как по их вопросу будет принято отрицательное решение.
    Упрощение административных процедур – важное направление современного этапа реформ. Эксперты, занимающиеся этим вопросом, вместе с заинтересованными государственными учреждениями тщательно проанализировали около 4 тыс. существующих административных процедур. В итоге было принято решение о сотнях предварительных разрешений или замене сложных процедур на разрешения, выдаваемые непосредственно префектом. Процедуры были значительно упрощены и благодаря отмене некоторых справок, в том числе и “справки о гражданском состоянии”, которая требовалась во многих бытовых случаях: при ходатайстве о семейных пособиях, зачислении в учебные заведения и т.п. По предварительным расчетам экспертов, экономия от упрощения административных процедур составит 60 млн бланков, нс считая времени, которое было бы потрачено госслужащими и посетителями при оформлении справок.
    Для облегчения административных процедур в работе с населением введен новый порядок платежей. Коммунальные службы, префектуры и субпрефектуры были оборудованы терминалами, позволяющими осуществлять платежи по банковским карточкам при взимании налогов и сборов, оформлении технических паспортов на автомобили, водительские удостоверения, уплате штрафов, выдаче документов о гражданском состоянии, оформлении виз, уплате таможенных сборов.
    Одновременно было проведено упрощение административных формальностей в отношении регистрации предприятий. Этим вопросом занимается Государственный секретариат по делам малых и средних предприятий, который принял решение о сокращении срока регистрации предприятий, упрощении деклараций об уплате НДС, введении единой декларации по взносам на социальное страхование или на предоставление рабочих мест. Весьма интересным административным нововведением является директивное решение о составлении ежегодного плана упрощения административных формальностей в каждом министерстве по своей отрасли. Учреждена специальная Комиссия по упрощению административных процедур, которая обобщает сведения, передаваемые из министерств, и передает их затем в Межминистерское управление по государственной реформе.
    Одновременно большое внимание уделяется повышению качества услуг, предоставляемых населению. Эксперты разработали специальные мероприятия по повышению качества услуг госучреждений, адресованных потребителям: издание справочников, дни открытых дверей, рекламные материалы в присутственных местах, где сформулированы обязательства по обеспечению надлежащего качества предоставляемых услуг, различные меры поощрения отличившихся сотрудников и отделов (специальные сообщения о заслуживающих внимания инициативах во внутренних изданиях администрации и в Интернете на специальном сайте).
    Еще одним новым направлением реформы стало приближение услуг к потребителям. В целях универсализации обслуживания были открыты специальные центры государственных служб; им был предоставлен официальный статус, определены порядок их учреждения и стоящие перед ними задачи. В центрах сосредоточены в одном месте услуги, относящиеся к компетенции различных учреждений: государственных агентств, социальных органов, местного самоуправления и частных организаций, работающих по государственному заказу. Специально подготовленные сотрудники консультируют население, помогают посетителям составить и передать по назначению свои запросы. Уже в 2000 г. было открыто около 300 таких центров.
    Среди других административных служб, которые решено приблизить к населению, – центры юридической и правовой помощи. Подобные учреждения, как правило, открываются на окраинах городов, в “проблемных” кварталах, где живут безработные и малообеспеченные слои населения. В такого рода центрах рассматривают жалобы жителей в связи с незначительными правонарушениями, дают юридические консультации, в том числе бесплатные консультации адвокатов, обеспечивается круглосуточное дежурство представителей ассоциаций помощи пострадавшим, службы Красного Креста.
    В процессе административной реформы происходит кадровое обновление аппарата государственного управления. По данным административной статистики, к 2012 г. на пенсию вышли 45% государственных служащих. Между тем осуществление реформы может быть успешным только благодаря наличию специально подготовленного квалифицированного персонала во всех государственных учреждениях страны. Французские эксперты придают огромное значение эффективному использованию людских ресурсов, экономии материальных и финансовых средств. За этим сложным процессом следит специально организованный в 2000 г. Наблюдательный комитет по занятости на государственной службе, который осуществляет статистические исследования, согласовывает системы сбора информации, прогнозирует управление занятостью и распространяет соответствующую информацию. Предусмотрено, что каждое министерство должно составить план прогнозируемого управления кадрами, занятостью и потребностями в специалистах. Одновременно отменены нормативные ограничения при переходе служащих из одного учреждения в другое в зависимости от личного желания или профессиональной необходимости. Новые процедуры оценки административной деятельности позволят в большей степени учитывать при продвижении по службе приобретенный служащими опыт и результаты их работы.
    Еще одна идея реформы – введение непрерывного профессионального обучения госслужащих через систему повышения квалификации. Национальный центр дистанционного обучения разрабатывает особые формы профессиональной подготовки с использованием телевидения и компьютеров. На сайтах Интернета государственные служащие могут познакомиться с новейшими учебными разработками и материалами, относящимися к сфере их компетенции[11].
    Наконец, последним направлением административной реформы является новый подход к контролю и оценке государственной политики. В 2000 г. был учрежден особый межминистерский комитет для оценки государственной политики – Национальный совет по оценке государственной политики. Совет состоит из высококвалифицированных экспертов, которые разрабатывают план работы на год, представляют его на утверждение премьер-министру, а затем публикуют в прессе. Основные направления государственной политики, которые Совет обсуждал в последнее время: трудоустройство молодежи, профилактика и лечение СПИДа, обеспечение надлежащего качества питьевой воды, помощь в трудоустройстве в нерыночных секторах экономики, жилищный вопрос в заморских территориях, безопасность дорожного движения, развитие сельских районов и постоянное повышение квалификации служащих.
    В 2007 г. в политической жизни Франции произошли существенные перемены: социал-демократы проиграли на президентских выборах и президентом республики стал ультралиберальный политик Николя Саркози (р. 1955), обещавший обществу позитивные перемены. Он планировал решить те вопросы, которые волнуют современное французское общество: обострение социальных противоречий, забастовки, социальные волнения, отсутствие диалога между гражданами и государством[12].
    Начался второй этап реформ – правоконсервативный. В течение 2008–2009 гг. Саркози инициировал рекордное количество реформ: 490 инициатив (больше, чем его предшественник Жак Ширак за все 12 лет президентства). Во Франции такой масштабной программы реформ не было со времен генерала де Голля, но популярности Саркози они не прибавили: за время реформ произошло рекордное понижение рейтинга президента – с 57% в момент избрания до 32% в начале 2009 г.
    Реформы проводились сразу по пяти основным направлениям: конституционные, финансовые, иммиграционные, в сфере правопорядка и борьбы с безработицей. В 2008 г. осуществлена самая масштабная конституционная реформа: в Конституции 1958 г. было изменено или дополнено 47 статей из 89. Реформа проходила под лозунгом “модернизации институтов Пятой Республики”. Затронула реформа и институт президента Республики:
    – был введен лимит па переизбрание (отныне “никто не может осуществлять более двух последовательных мандатов”);
    – кандидаты па государственные должности “ввиду их значимости для защиты прав и свобод человека и экономической и социальной жизни Нации” до назначения президентом будут заслушиваться постоянными комиссиями Национального собрания и сената. Парламент может наложить вето на кандидатуру, если за предложение об отрицательном голосовании будет подано в совокупности три пятых голосов присутствующих;
    – “взятие полноты власти” президентом согласно ст. 16 Конституции ставится под контроль Конституционного совета (он высказывается о целесообразности чрезвычайного положения с точки зрения Конституции);
    – президент больше не будет возглавлять Высший совет магистратуры (высший орган судейского сообщества во Франции), но будет назначать омбудсмена – защитника прав;
    – наконец, (по американской модели) президент сможет “взять слово” на совместном заседании палат парламента[13].
    На посту президента Саркози учредил множество комиссий и консультативных советов, призванных решить различные внутриполитические и экономические проблемы: осенью 2008 г. должны были предоставить отчет не менее 16 комиссий – уникальный случай в истории Пятой Республики. Однако сокращения в рядах госслужащих, пенсионная реформа привели к новой волне забастовок по всей стране. Весьма непопулярным оказалось и решение Саркози сократить 30 600 государственных рабочих мест в 2009 г. в результате запланированного отказа от замены каждого второго государственного служащего, уходящего на пенсию. Начавшийся экономический кризис заставил Саркози скорректировать свои реформаторские планы: он призвал восстановить “регулируемый капитализм”, в котором финансовая активность нс будет полностью отдана на откуп операторам рынка, и пообещал поддерживать экономику в случае ухудшения ситуации вплоть до выдачи госкредитов компаниям[14]. Вместе с тем Николя Саркози заявил, что продолжит реформы во Франции, несмотря на беспокойство населения в результате социально-экономического кризиса.
    Таким образом, в целом во Франции в рамках административно-государственной реформы приоритетом является не удешевление государства и повышение отдачи от деятельности чиновничества, а усиление демократического характера государственного управления и организации госслужбы. Административная реформа во Франции носит комплексный характер и призвана сделать современное информационное государство во Франции более демократичным, открытым и доступным для французских граждан. Однако современный экономический кризис во многом поставил иод сомнение позитивные успехи реформаторов, о чем свидетельствуют непрекращающиеся в стране забастовки.

  7. Alsahuginn Ответить

    Пятая республика
    Особенности французского парламентаризма
    Высшие органы государственного
    управления Франции: президент, парламент,
    правительство, судебная система
    Местное управление во Франции

    3. Высшие органы государственного управления Франции: президент, парламент, правительство, судебная система

    ***

    3.4 Судебная система Франции

    Судебная власть
    во Франции более зависима и менее
    авторитетна, чем в англо-саксонских
    странах (рис. 4.1).
    Особенности
    французской судебной системы
    :
    правильное
    разделение судебных органов (суды общей
    юрисдикции, административные,
    конституционные);
    кодифицированность
    законодательства (гражданский кодекс
    действует со времен Наполеона);
    система прокуроров.

    Рис. 4.1 – Судебная
    система Французской республики
    Одним из самых
    удачных нововведений Пятой Республики
    было создание Конституционного
    Совета
    ,
    призванного блокировать законы, принятые
    Парламентом, если те не соответствуют
    Конституции.
    Конституционный
    Совет состоит из 9 членов, назначаемых
    по третям Президентом Республики,
    председателем Национального Собрания,
    председателем Сената. Председатель
    назначается декретом Президента
    Республики. Кроме того, все бывшие
    Президенты Франции становятся пожизненными
    членами Конституционного Совета.
    Девятилетний
    мандат членов Конституционного Совета,
    обновляемых каждые три года на одну
    треть, невозможность повторного
    назначения на этот пост, несовместимость
    пребывания в Совете с функциями министра
    или члена Парламента или отзыва со
    стороны назначавших должностных лиц,
    обеспечивают независимость Конституционного
    Совета, и, как следствие этого,
    беспристрастность его решений.
    Конституционный Совет осуществляет
    только предварительный конституционный
    контроль за принятыми Парламентом
    законами, то есть до их промульгации
    Президентом Республики. Правом обращения
    в Конституционный Совет наделены
    Президент Республики, Премьер-министр,
    председатели палат Парламента и, с 1974
    года, 60 депутатов или 60 сенаторов. Кроме
    того, органические законы и регламенты
    палат Парламента проверяются Советом
    на соответствие Конституции в обязательном
    порядке.
    Конституционный
    Совет также выполняет обязанности
    центральной избирательной комиссии:
    следит за правильностью избрания
    Президента Республики и объявляет
    результаты выборов, выносит вердикт о
    правильности избрания парламентария,
    если оно оспаривается, наконец, следит
    за правильностью проведения референдума
    и объявляет его результаты. Решения
    Конституционного Совета не подлежат
    обжалованию и обязательны для всех
    публичных властей, административных и
    судебных органов.

    4. Местное управление во Франции

    4.1 Административно-территориальное деление Франции

    Франция – унитарное
    государство

    с жесткой централизацией государственного
    управления.
    Владения Франции
    можно разделить на метрополию
    (европейская часть) и заморские
    территории
    .
    В свою очередь в метрополии можно
    выделить континентальную часть
    (собственно Франция) и островную (остров
    Корсика).
    Таб. 4.1 –
    Административно-территориальное деление
    Франции
    Административно-территориальные
    единицы
    Общее
    количество
    В том числе:
    Метрополия
    Заморские
    территории
    Регионы
    26
    22 (Континент
    – 21, Корсика – 1)
    4 (Гваделупа,
    Мартиника, Французская Гвиана, Реюньон)
    Департаменты
    100
    96 (Континент
    – 94, Корсика – 2)
    4 (Гваделупа,
    Мартиника, Французская Гвиана, Реюньон)
    Округа
    342
    329
    13
    Кантоны
    4054
    3879
    175
    Коммуны
    36782
    36571
    211
    Муниципальные округа
    45
    45 (Париж,
    Марсель, Лион)

    Во Франции принято
    пятизвенное иерархическое
    административно-территориальное
    деление

    (таб. 4.1):
    регионы (regions);
    департаменты
    (departements);
    округа
    (arrondissements);
    кантоны (cantons);
    коммуны (communes).
    Дополнительно к
    принятому делению три самые крупные
    коммуны Парижа, Марселя и Лиона разделены
    на 45 муниципальных округов.
    Основными
    административно-территориальными
    единицами во Франции считаются
    департаменты и коммуны. Департамент
    Парижа состоит из единственной коммуны.
    Четыре заморских региона (Гваделупа,
    Мартиника, Французская Гвиана, Реюньон)
    состоят каждый из единственного
    департамента. У региона Корсика
    (включающего 2 департамента) – специальный
    статус административно-территориального
    образования, отличного от других регионов
    метрополии (континентальной Франции).
    Все эти регионы являются частью
    Европейского союза.

  8. Slime Ответить

    При реорганизации международных корпораций управление изменениями включает три этапа: трансформационный, переходный и стабилизационный. Основная задача теории организации заключается в выявлении эффективных организационных структур. Эмпирические исследования помогают систематизировать накопленный опыт, а затем — вновь его использовать в практической работе. При этом, как правило, выясняется, что для каждой проблемы существует наиболее рациональное решение. Представление же отдельного индивида об адекватности и рациональности вытекает из его понимания мира и личностной позиции. Вместе с тем, восприятие реальности не носит исключительно личностный характер — оно зависит от общего опыта и культурного контекста, который связывает людей с помощью единого языка, общих ценностей или символов. Поэтому значение культуры страны здесь особенно велико. Следует предположить, что в двух странах, каждая из которых имеет свой язык и культурную многовековую традицию, учения об организации будут отличаться друг от друга. А различные организационные теории обусловливают, в свою очередь, разные представления о том, в чем именно заключается суть организации, и какие организационные структуры являются наиболее рациональными. В границах одного культурного пространства эти особенности незаметны; они не доходят до сознания членов той или иной организации, поскольку подразумеваются сами собой. Проблемы возникают, когда нарушаются границы культурных областей — например, при слиянии компаний разных стран.
    Формы организации на немецких и французских предприятиях.
    Прямое сопоставление теорий организации в Германии и Франции указывает на наличие больших различий между ними, которые, в принципе, можно свести к двум категориям. Во-первых, в немецкой теории доминирует представление об организации как о структуре, обеспечивающей эффективное решение конкретных задач, во французской же организация понимается как совокупность властных отношений. Во-вторых, в Германии организацию рассматривают как интегрированную единицу, в то время как для французской теории характерно понимание организации как дифференцированной структуры со скрытым дефицитом интеграции. Сравнительные исследования указывают на явные различия в организационном строительстве немецких и французских предприятий. Для последних характерна более высокая степень вертикальной и горизонтальной дифференциации. Под вертикальной дифференциацией понимается разграничение иерархических уровней. Оно проявляется, прежде всего, в наличии строго вертикальной иерархии с незначительными возможностями продвижения вверх и, соответственно, большой властной дистанции. Горизонтальная дифференциация отражается в специализированных функциях, которые рассчитаны на решение общих задач по принципу разделения труда. Одно из первых исследований (1972 г.) особенностей иерархии в группе малых и средних предприятий выявило, что во Франции существуют не только более крупные разрывы в заработной плате, но и число иерархических уровней в среднем почти в 2 раза больше, чем в Германии. Более позднее исследование (1981 г.) показало, что на французских предприятиях управленческий диапазон на 50% уже, чем в Германии, и потому для них характерна более выраженная структурная иерархия. Исследование, проведенное несколько ранее (1980 г.), обнаружило, что на немецких промышленных предприятиях, особенно на нижних уровнях управления, значительно более широкие диапазоны контроля, чем на аналогичных французских фирмах.
    Наконец, в ходе исследования, данные которого опубликованы в 1991 г., установлено, что иерархический принцип является важным интегрирующим элементом французской культуры и общества в целом. Вертикальная дифференциация сглаживается благодаря готовности руководящего персонала к делегированию своих полномочий, что, в свою очередь, связано с устоявшейся властной дистанцией между руководителем и его подчиненными. В ходе опроса (1980 г.) компаний 39 стран, который проводился с целью определения размера властной дистанции, между французскими и немецкими предприятиями выявлены большие различия. На соответствующей шкале Франции был присвоен 8-й ранг, а Германии — 29-й. Более поздние опросы (1983 г.) подтвердили, что французские менеджеры, по сравнению, например, с их американскими коллегами, стараются всячески подчеркнуть властную дистанцию, обусловленную их положением в компании, — как, впрочем, и сохранить преимущество перед своими сотрудниками в отношении компетенций. Ряд исследований (1979–1983 гг.) установил высокую степень централизации в Германии и Франции по сравнению с Великобританией. И если в Германии она относительно сглажена в результате широкого распространения моделей с участием персонала в управлении — то во Франции высокая централизация обусловлена низким доверием между высшим и средним менеджментом. Анализ концепций коллективной организации труда в немецких и французских автомобильных компаниях позволяет сделать вывод, что готовность к делегированию полномочий в них выражена в меньшей степени.
    Противоречие, которое вытекает из явно более значительных властных дистанций во Франции и меньших различий в степени централизации по сравнению с Германией, вполне объяснимо, если принять во внимание формы участия персонала в управлении предприятиями. Концепция кооперативного управления и соответствующие модели позволяют немецким предприятиям заполнить разрыв между централизацией и малыми властными дистанциями. Аналога кооперативному управлению во французской теории управления нет, а формы участия персонала в управлении, основы которого в Германии были заложены еще в 20-х годах, во Франции появились лишь в 80-х годах. Значительные различия между этими странами наблюдаются и в стилях коммуникации между управленцами и рядовыми сотрудниками. Практически все исследования сходятся на том, что в Германии на первом плане стоит предметная коммуникация, тогда как во Франции она сильнее ориентирована на личность.
    Немецкие менеджеры рассматривают организацию в качестве хорошо скоординированной сети рациональных индивидов, ориентированных на конкретные цели; социальные отношения являются при этом потенциальным фактором помех. В то же время, французские менеджеры понимают под организацией, скорее, сеть властных позиций для реализации персональных целей.
    Исследование мотиваций готовности высшего управленческого звена к сотрудничеству с персоналом показало, что в Германии на первом месте стоит стремление улучшить качество принимаемых решений, тогда как во Франции преобладают мотивы улучшения коммуникации и стимулирования сотрудников, а вопросы повышения качества решений стоят лишь на третьем месте.
    Важным моментом вертикальной дифференциации является различие в квалификации между иерархическими уровнями. На французских предприятиях часто прослеживается четкая разграничительная линия между деятельностью руководителей с высшим образованием и исполнителей без академической подготовки. Возможности продвижения вверх по иерархической лестнице по сравнению с горизонтальным перемещением на высшие управленческие уровни относительно невелики. На предприятиях Германии квалификационные различия выражены менее сильно, а случаи продвижения вверх по нескольким иерархическим уровням встречаются чаще. В рамках немецких промышленных предприятий, например, технические знания распространены более широко на нижних и средних уровнях управления, тогда как во Франции такие знания чаще сконцентрированы в нижних управленческих звеньях. С этим связано и преобладание в Германии среднего эшелона управления и довольно высокий авторитет сотрудников, занимающихся подготовкой решений. Во французских компаниях аналог подобной компетенции, требующей относительно высоких специальных знаний, отсутствует.
    Горизонтальная дифференциация может быть прослежена по степени специализации на всех иерархических уровнях. Особое значение имеют при этом принципы тейлористской системы. Анализ влияния тейлоризма на организационные структуры во Франции показывает, что здесь он обусловил множество проблем. Пережитки феодальных отношений, централизация и бюрократизация благодатно увязываются с тейлористскими принципами систем, высоко дифференцированных как по горизонтали, так и по вертикали. Упор на вертикальные управленческие связи и тейлористские принципы контроля почти исключают горизонтальную кооперацию. Хотя ни в одной другой западноевропейской стране коллективистские концепции не практиковались столь широко, как это делалось во Франции во время правления социалистов в 80-х годах, их влияние в качестве интеграционного элемента все еще остается незначительным. Это объясняется относительно низким уровнем подготовки индустриальных рабочих и изоляционистскими устремлениями специалистов-экспертов, выступающих в роли «мыслящей» элиты по отношению к «исполнительной» рабочей силе. Уже ранние франко-германские сопоставления указывают на широкое распространение во Франции тейлористских принципов, тогда как для Германии характерен не только более высокий уровень квалификации, но и ее более широкий профиль. Поэтому разнятся и цели, которые ставятся перед квалифицированной силой.
    Если в Германии они направлены на создание частично автономных рабочих групп — то на французских предприятиях приоритетом является борьба с простоями и текучестью кадров. На базе типологии управленческих функций по их влиянию на процессы дифференциации и интеграции исследован и такой фактор как распространенность соответствующих типов менеджеров, т.е. функциональных специалистов и интеграторов. Для Великобритании, например, характерно преобладание функциональных специалистов в децентрализованных структурах. На французских и немецких предприятиях, напротив, более типична вертикальная дифференциация с интеграторами на высших и специалистами на нижних иерархических уровнях. Выявлены существенные различия, которые связаны с типичными для разных стран моделями развития карьеры управленца. Управленческий персонал на немецких предприятиях рекрутируется со стороны преимущественно путем комплектования состава функциональных специалистов. Последние могут готовиться и на самом предприятии. Позже они берут на себя роль интеграторов. Это приводит к тесному взаимодействию обеих функций с постоянным переходом сотрудников. Во Франции высока степень специализации управленческого персонала нижнего уровня. Высшие управленческие звенья комплектуются кадрами со стороны; при этом большее значение придается отраслевой, а не функциональной специфике их подготовки. Управленческие кадры ориентированы в основном на выполнение интеграционной функции.
    Хотя большинство эмпирических исследований проведено в 70-х годах и представляют сегодняшние организационные структуры весьма условно, последние научные публикации подтверждают традиционные различия: количество иерархических уровней и степень специализации могут снижаться и на французских, и на немецких предприятиях, но их относительные пропорции остаются прежними.
    Анализ характерных особенностей учения об организации в Германии и Франции позволяет выделить некоторые параллели. В немецкой теории преобладающее «инструментальное» понимание организации имеет технико-экономические корни. Соответственно, и организационные проблемы рассматриваются как конкретные, предметные. Компетенция организационного строительства тесно связана со специальной квалификацией. В представлении французских теоретиков организация должна опираться, прежде всего, на социальные отношения на предприятиях, характеризующиеся властным неравенством. Компетенция организационного строительства определяется, скорее, положением в иерархии.
    Для организационных форм в Германии характерна меньшая внутренняя дифференциация, как по горизонтали, так и по вертикали. Аналитический интерес в области теории организации представляет растущая дифференциация.
    Фирменные организационные структуры являются отражением того культурного пространства, в котором работают предприятия. Если их персонал состоит, например, из представителей двух культур, то проблемы интеграции возникают даже в повседневной деятельности. Особенно остро встает эта проблема в обстановке перемен, в частности в ходе реорганизации международных корпораций или при слиянии компаний разных стран. Эффективное управление изменениями в ситуациях, которые требуют от предприятия радикальной переориентации, включает три этапа:
    1. фазу трансформации, когда решение проблемы разрабатывается в высшем управленческом звене организации и затем спускается на более низкие уровни. На данном этапе высший менеджмент должен привлечь к реализации новых идей остальной коллектив, используя силу убеждения и экспертные доказательства. Для этой фазы характерно революционное отношение к переменам;
    2. переходную фазу, когда предприятие эволюционным путем начинает реализовывать решения. Роль руководящего персонала концентрируется на координации процесса. Его активность должна быть высокой, чтобы вовлечь в процесс максимальное количество участников;
    3. фазу стабилизации, когда вновь разработанные решения закрепляются, а сам процесс изменений заканчивается. При этом важно, чтобы реализованные решения сохраняли свою жизнеспособность.
    В заключение подчеркнем, что в последние десятилетия и в Германии, и во Франции росло влияние американской теории менеджмента. Эта тенденция сохраняется и сегодня, о чем свидетельствуют многочисленные переводы американских публикаций. Франко-германский же обмен концептуальными установками остается незначительным. Сказывается влияние традиционной изоляционистской политики стран по отношению друг к другу. Вполне возможно, что взаимопонимание будет достигнуто благодаря ознакомлению с американскими представлениями об организации, что может стать отправной моделью для обеих культур.

  9. Mahuginn Ответить

    Выпуск № 51. Август 2015 г.
    проектного финансирования (частично бюджетного, частично конкурсного), сети лабораторий, связанных с университетами, а также на системе независимой оценки результатов научной деятельности33. Теоретически концепция гибрида может обеспечить сочетание преемственности с адаптивностью, что в условиях перемен повышает шансы любой системы на выживание и устойчивое развитие. Выбор такого подхода формально позволяет государству сохранить исторически сложившиеся традиции функционирования науки, но при этом получить возможность выбирать различные способы быстрой мобилизации научных ресурсов для решения тех или иных специфических задач. Вопрос заключается в том, удастся ли правительству Французской Республики гармонично соединить две модели в единый, устойчиво развивающийся организм, либо разные концепции на практике будут конкурировать друг с другом, что повышает риск неудачи происходящих перемен.
    Несмотря на то, что формальные показатели (доля расходов на финансирование науки в структуре ВВП, темпы роста научных кадров и уровень их квалификации, степень «выживаемости» инновационных бизнесов, количество научных публикаций и признанных в мире достижений и пр.) демонстрируют позитивную динамику, оценить эффективность предпринимаемых методов государственного регулирования научного развития с точки зрения повышения вклада науки в решение актуальных социально-экономических проблем на данный момент не представляется возможным.
    С одной стороны, такое положение дел связано с тем, что наиболее решительные шаги в области совершенствования государственного управления сектором науки, высшего образования и инноваций Франция предприняла в 2013 году, утвердив ряд новых стратегических документов, реализация которых только началась. С другой стороны, существует общая для всех современных стран проблема, связанная с недостаточной разработанностью методов, позволяющих зафиксировать и оценить связь между переменами в развитии науки и конкретными социально-экономическими эффектами. На сегодняшний день пионером в развитии современных методик мониторинга и оценки вклада наук в социально-экономическое развитие является Соединенное Королевство. Однако эти работы на данный момент не имеют системного характера, а полученные результаты пока недостаточно
    33 Examens de l’OCDE des politiques d’innovation: France 2014 / OCDE, 25 novembre 2014. P. 148.
    Государственное управление. Электронный вестник
    Выпуск № 51. Август 2015 г.
    пригодны к трансферу34. Совершенствование системы научной статистики, а также методов оценки вклада науки в развитие экономики и общества — одна из приоритетных задач для всех стран, избравших стратегию перевода экономики на инновационные рельсы, включая Францию.
    Еще одним новым вызовом для Франции, как и всей европейской научно-инновационной политики, может стать то обстоятельство, что сложившиеся за прошедшие десятилетия принципы отбора проектов для бюджетной поддержки могут сыграть роль «ловушек развития» и затормозить технологический прогресс. Дело в том, что ориентация на поддержку крупных исследовательских проектов, предполагающих участие большого числа исследователей и консорциумов научных организаций, объективно снижает шансы на выживание идей, находящихся за пределами научного мейнстрима. Фактически погрешности в дизайне государственной поддержки науки могут привести к уменьшению «биологического разнообразия» циркулирующих идей, направлений исследований и разработок, а следовательно, общего технологического разнообразия35. В результате повышаются риски утери потенциально возможных прорывных решений, растет инерционность государственного управления научным развитием, что негативно сказывается на уровне конкурентоспособности национальной науки и экономики.
    Таким образом, для успеха политики научного развития важное значение имеет качество деятельности самих государственных структур и организаций, выполняющих миссию акселератора перемен, их способность адекватно оценивать отдаленные последствия принимаемых решений для системы в целом и вовремя отбраковывать негодные технологии управления, инициируя необходимые перемены снизу. Образно говоря, управление по развитию инноваций само должно быть инновационным. Поэтому эффективность менеджмента в этой сфере в немалой степени зависит от способности самих государственных структур к инновационному мышлению, восприятию нового, а также от сложившихся в силу различных обстоятельств практик выявления и дистрибуции инновационных управленческих технологий. Эксперты
    34 Яник А.А., Попова С.М. Оценочные методы в управлении государственным сектором науки: опыт Соединенного Королевства // Государственное управление. Электронный вестник. 2014. № 45. С. 110— 114. URL: http://e-iournal.spa.msu.ru/vestnik/item/45 2014yanik popova.htm (06.06.2015).
    35 См., например: Georghiou L., Edler J., Uyarra E., Yeow J. Policy Instruments for Public Procurement of Innovation: Choice, Design and Assessment // Technological Forecasting and Social Change. 2014. Vol. 86. P. 1-12; Rijnsoever F. J. van, Berg J. van den, Koch J., HekkertM.P. Smart Innovation Policy: How Network Position and Project Composition Affect the Diversity of an Emerging Technology // Research Policy. 2015. Vol. 44. Issue 5. P. 1094-1107.
    выделяют три основных модели внедрения нового в деятельность государственных организаций:
    – «сверху вниз» (top down), или «политикозависимый» (policy-depended), — никакая инновационная активность в деятельности нижестоящих структур не возникает без прямого указания от иерархически вышестоящих органов;
    – «снизу вверх» (bottom up) — государственные органы в рамках своих полномочий отслеживают инновации, возникающие в различных секторах экономики и социальной сферы, поощряют инновационные инициативы своих сотрудников, анализируют практический опыт и превращают его в лучшие практики и методики, пригодные для распространения;

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *