Насколько способствует пониманию эмоционального состояния героев пейзаж?

8 ответов на вопрос “Насколько способствует пониманию эмоционального состояния героев пейзаж?”

  1. О_о Чё ЗыРиШЬ ГлАзА На Пузыришь О_о Ответить

    В произведениях Н. Карамзина герои впервые в истории литературы перестали быть носителями какой-то одной черты, а стали настоящими, живыми, реальными людьми, умеющими чувствовать и переживать и говорившими на простом понятном языке. Так же новым стало и то, что автор, давая оценку происходящему, открыто выражал свое к нему отношение. Кроме того, гармонично дополняют его повествование живописные описания природы и лишь на первый взгляд их можно принять за случаные эпизоды, являющиеся красивым фоном основного действия. На самом деле пейзажи играют особую роль, являясь одним из основных средств для раскрытия душевных переживаний главных героев и понимания мотивов их поступков.
    В завязке повести «Бедная Лиза» представлены контрастные картины Москвы с “ужасной громадой домов” и великолепные сельские просторы со светлой рекой, пышными рощами, бескрайними полями и небольшими уютными деревеньками. Эти картины знакомы каждому, они абсолютно реальны и тем самым с самого начала придают повести достоверность и задают тон всему повествованию, к тому же показывая еще и авторскую позицию, которого влечет все прекрасное и естественное и неприятен город.
    По ходу дальнейшего развития действия роль пейзажа будет не менее значительной, так как все изменения в природе автор соотнесет в абсолютной гармонии с тем, что произойдет с героями.
    Сюжет повести поначалу может показаться достаточно простым. В центр внимания попадает трагическая любовь простой крестьянки к молодому дворянину. Девушка всей душой верит, что ее чувства взаимны. Но очень скоро получится так, что возлюбленный выберет в жены другую. Все действие развертывается на фоне природы, ставшей невольным свидетелем сначала необъятного счастья, а затем непоправимого горя героини. Пейзажные зарисовки помогают проникнуться мельчайшими изменениями в душе Лизы.
    Первые встречи влюбленных пропитаны нескончаемой радостью, и вся природа вокруг преображаясь, превращается для Лизы в удивительно красивую и неповторимую.
    В дальнейшем, в своем желании быть счастливой девушка преступает через нравственные нормы, по которым воспитывалась и жила, хотя это и дается ей совсем нелегко. Автор подчеркивает ее тревогу и страх изменениями в природе. После случившейся близости молодых людей, черные облака закрывают небо и начинается гроза. А дождь, словно оплакивает «преступление» девушки.
    В момент прощания героев ощущение предстоящей беды усиливает алая заря, передающая боль, тревогу и смятение героини.
    Повесть Карамзина «Бедная Лиза» вышла за рамки классического изображения природы в художественном произведении. Ранее пейзаж играл незначительную роль украшения повествования, а здесь превратился в способ передачи внутреннего мира героев.
    Еще одной функцией пейзажных зарисовок в повести стала помощь читателю понять глубину мысли автора, его идейный замысел.

  2. Katilar Ответить

    Пейзаж создает эмоциональный фон для восприятия сюжета повести и судеб ее героев, гармонирует с чувствами влюбленных. В начале повести, к примеру, резко контрастируют величественным амфитеатром расположенная Москва с златыми куполами и расположенные у ее подножия зеленые цветущие луга и убогая, разоренная хижина, в которой тридцать лет тому назад жила Лиза со своей матерью. От панорамы Москвы повествователь бросает взгляд на Симонов монастырь, вспоминает в связи с ним историю бедной Лизы, обозначает характер своего настроения, а затем направляет взор на бывшее ее жилище. Так пейзаж композиционно выстраивает подходы к началу горестной истории Лизы и ее любви к Эрасту. Настроение автора («нежной скорби») постепенно передается читателю через чтение пейзажа и раздумий повествователя об увиденных картинах.
    На фоне прекрасных пейзажных зарисовок зарождается и развивается любовное чувство героев. Они встречаются «на берегу реки или в березовой роще, но чаще всего под тению столетних дубов — дубов, осеняющих глубокий чистый пруд, еще в древние времена ископанный». Тихая луна гармонирует с волосами Лизы, «посребряет их». Интересно описано слияние любви и природы: по-сребренными лунным светом волосами Лизы играют зефир и рука милого друга, что создает воздушный целомудренный образ любовного чувства. О таком слиянии чувства с восприятием природы мы слышим в словах Лизы, содержащих признание в любви к Эрасту: «без глаз твоих темен светлый месяц; без твоего голосу скучен соловей поющий; без твоего дыхания ветерок мне неприятен». Наблюдаемые нами литературные приемы характерны для сентиментализма.

  3. Androndis Ответить

    Урок 14. «Бедная Лиза». Понятие о сентиментализме
    Цель урока: изучить повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»; разобрать понятие о сентиментализме.
    Словарная работа: сентиментализм, сентиментальный, чувственный, эмоциональный.
    Рекомендации для учителя
    Уроки, посвященные Н. М. Карамзину, идут в программе после целой серии уроков, объединенных темой «Русский и западноевропейский классицизм». Для того чтобы разрушить стереотип «литературное направление — творчество писателя», попробуем ввести понятие сентиментализм и познакомить с творчеством Карамзина по-другому.
    Ход урока
    I. Беседа по содержанию повести, прочитанной дома
    Часть вопросов вынести на предварительную проработку.
    — Каков жанр произведения?
    — От какого лица идет повествование?
    — Как еще добивается автор эффекта достоверности рассказываемого?
    — Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему смогли научить ее отец с матерью?
    — Какими эпитетами наделяет Карамзин свою героиню?
    — Что читатель узнает об Эрасте до встречи с Лизой?
    — Как понимать слова героя: «Натура призывает меня в свои объятья …»
    — Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми?
    — Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить «светских забав» Эраста?
    — Когда и почему отношение Эраста к Лизе резко переменилось?
    — В каких словах автора звучит оценка поступку героя? Осуждает ли он Эраста?
    — Как, по вашему мнению, относится автор к самоубийству героини?
    — Как понимать финальную фразу повести?
    — Какова, на ваш взгляд, главная мысль этого произведения и какими словами из текста ее можно выразить?
    — Насколько способствует пониманию эмоционального состояния героев пейзаж? Покажите на примерах.
    — Каков спектр эмоций и настроений, пропитывающих текст, и посредством чего, кроме пейзажа, они выражены автором?
    II. Формулируем итоговый вопрос
    — Насколько прочитанное нами произведение отличается от тех, которые обсуждались на предыдущих уроках? В чем увидели эту разницу современники Карамзина?
    Можно дать задание творчески-исследовательского характера:
    — Что пришлось бы изменить в повести Карамзина, если бы вам было дано задание отредактировать ее с точки зрения эстетики классицизма?
    Если предшествующий материал усвоен, учащиеся без труда найдут отличия.

  4. Shakami Ответить

    Комментарии преподавателя

    Тема. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Главные герои повести.
    Цель: доказать торжество духовных ценностей (любви, самоотречения, заботы о ближних, раскаянья) над материальными.
    Задачи: 1) через образ главной героини показать идеал духовно-развитой личности;
    2) через образ Эраста привести учеников к пониманию несостоятельности счастливой жизни, основанной на эгоизме (желании жить только для себя) и материальной зависимости.
    Ход урока.
    1. Слово учителя.
    – Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что Карамзин оказал огромное влияние на развитие русской литературы (особенно значителен его вклад в развитие русской прозы). Также мы выяснили, что Николай Михайлович стал первым и самым крупным писателем нового тогда – в конце 18 века – течения – сентиментализма. Ещё мы выявили основные черты данного течения, среди которых следует отметить : изображение жизни простых людей (крестьян, ремесленников) с их чувствами, переживаниями, хлопотами и опасениями. Виссарион Григорьевич Белинский (знаете, кто такой?) – знаменитый литературный критик конца 18-начала 19-го веков – вот что писал по этому поводу: «Карамзин первый на Руси начал писать повести, которые заинтересовали общество… повести, в которых действовали люди, изображалась жизнь сердца и страстей посреди обыкновенного повседневного быта».
    2. Беседа по вопросам.
    – Дома вы должны были прочитать повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». И сегодня мы с вами как раз и поговорим о прочитанном.
    – Для начала давайте определимся, от чьего лица ведётся повествование? (От первого лица – от лица автора. Вспомните, на прошлом уроке мы отмечали, что писатели-сентименталисты часто писали от первого лица… Почему? – это давало им возможность полнее раскрыть духовный мир героев.)
    – С чего начинается повесть?
    (С описания пейзажа, открывающегося с места, на котором возвышаются башни Симонова монастыря : «тучные, густо-зелёные, цветущие луга, а за ними, по жёлтым пескам, течёт светлая река, волнуемая лёгкими вёслами рыбачьих лодок…». Природа живёт и радуется.)
    – О чём повествуется далее?
    (Затем речь идёт непосредственно о Симоновом монастыре с его могилами и келиями. Это грустное описание готовит нас к знакомству с трагической судьбой Лизы – главной героини.)
    – Какой мы видим главную героиню в родительском доме? Чему смогли научить её отец с матерью?
    (Родители, сами будучи добросовестными работниками, ведущими спокойную и «трезвую» жизнь, приучили дочь к труду. Лиза в свои 15 лет «трудилась день и ночь – ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды и продавала их в Москве».)
    – Какими же эпитетами наделяет Карамзин свою героиню? Каково его отношение к ней?
    (Первый эпитет, показывающий отношение к главной героине, появляется уже в заглавии повести – «бедная», т.е. та, которой следует посочувствовать, пожалеть.
    «Прекрасная», «любезная», нежная», «услужливая», «робкая», целомудренная», «стыдливая» «редкой красоты» с «чистой, радостной душой». Из вышеперечисленных эпитетов видно, что автор явно симпатизирует Лизе, более того, он пытается показать нам её духовную прелесть.)
    – Что узнаёт читатель об Эрасте до встречи с Лизой? Процитируйте.
    (Имя Эраст образовано от греческого слова «эрос» – «любовь» и означает «любящий». «Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида…»)
    – Какие сведения о жизни и интересах героя мы получаем позднее?
    («Сей молодой человек, сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным умом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил : скучал и жаловался на судьбу свою. Красоты Лизы при первой встрече сделала впечатление в его сердце. Он читывал романы, имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена…все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все свои дни провождали. Ему казалось, что он нашёл в Лизе то, чего его сердце давно искало.»
    Таким образом, идеалом своей жизни он видел жизнь на лоне природы, жизнь, в которой не нужно ни о чём задумываться (нет необходимости ломать голову, как раздобыть деньги, чтобы прокормить семью), цель которой получение удовольствия.)
    – Как понимать слова героя : «Натура призывает меня в свои объятья?»
    (А следом он добавляет «…к чистым своим радостям». Он воспринял знакомство с прекрасной Лизой как знак судьбы, которая, опять-таки, по его мнению, даёт ему шанс превратить в жизнь его мечты о жизни с «пастушкой» на лоне природы.)
    – Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми? Так всё-таки чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить «светских забав» Эраста?
    (Лиза искренне и всем сердцем, как это обычно бывает, когда речь идёт о первом чувстве, полюбила Эраста. Она готова была на всё лишь ему было хорошо : и матери не говорила об их отношениях, и полилась за любимого, и отпустить его оп делам службы в другой город… Она бы даже последовала за ним, если бы вовремя не опомнилась : «У меня есть мать!».
    «Видя, сколь Лиза его любит, казался сам себе любезнее. Все блестящие забавы большого света представлялись ему ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его. С отвращением помышлял он о презрительном сладострастии, которым прежде упивались его чувства».)
    – Когда и почему отношение Эраста к Лизе переменилось?
    (В момент, когда Лиза бросилась в объятья к Эрасту, «он почувствовал в себе трепет»… В тот момент герой «искал слов и не находил». Лиза перестала быть для Эраста «ангелом непорочности, который прежде воспалял его воображение и восхищал душу» … Лиза видела своё счастье в служении любимому, он же, будучи эгоистом, думал только о себе.)
    – В каких словах звучит оценка поступку героя? Осуждает ли Карамзин Эраста?
    («Сердце моё обливается кровию в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте – готов проклинать его – но язык мой не движется – смотрю на небо, и слеза катится по лицу моему.»)
    – Как, по-вашему, автор относится в самоубийству героини?
    (Он ей сочувствует, не упрекает и призывает к этому читателей.)
    – Как понимать финальную фразу повести?
    («Теперь, может быть, они уже примирились». Эраст, справедливо считая себя виновным, покаялся. И теперь, находясь там… получил и прощение Лизы.)
    – Насколько способствует пониманию эмоционального состояния героев пейзаж? Покажите на примерах.
    3. Обобщение.
    – Так какова же тема повести?
    (Тема торжества внутреннего, духовного совершенства, идеала жизни для любимых людей.)
    4. Комментированное выставление оценок.
    5. Домашнее задание. Подготовить доклады :
    1) «Жизнь и творчество А.С. Грибоедова»;
    2) «А.С. Грибоедов – дипломат».
    Ознакомиться со статьёй, помещённой в учебнике.
    Источники
    http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/10/20/utverzhdenie-obshchechelovecheskikh-tsennostey-v-povesti-nm
    http://www.saharina.ru/lit_tests/test.php?name=test31.xml

  5. Petus Ответить

    В русской литературе почти нет произведений, в которых отсутствовал бы пейзаж.
    Писатели стремились включать этот внесюжетный элемент в свои произведения
    с самыми разными целями. Так, например, в повести «Бедная Лиза» Карамзина
    картины природы, на первый взгляд, можно счесть случайными эпизодами, которые являются всего лишь красивым фоном для основного действия. Но пейзажи-это одно
    из главных средств раскрытия душевных переживаний героев.
    Кроме того, они служат для передачи отношения автора к происходящему.
    Одна из основных пейзажных функций, например, в романе «Герой нашего времени» -более полно и глубоко раскрыть личность главного героя, Печорина.
    Его характер отражается в принадлежащих ему описаниях природы («Фаталист» , «Тамань» , «Княжна Мери») .
    Печорин способен чувствовать движение воздуха, шевеление высокой травы, восхищаться «туманными очерками предметов» , обнаруживая душевную тонкость
    и глубину. Ему, человеку одинокому, природа в тяжелые минуты помогает сохранить душевное равновесие. «С жадностью глотал я благовонный воздух», -пишет Печорин после эмоционально напряженного свидания с Верой.
    И горизонты пейзажной лирики бесконечны, кладовая природы неисчерпаема.
    Русская поэзия воспользовалась миллионной долей сокровищ этой кладовой.
    Внимательная любовь, знание родных мест оставило нам и бунинскую темную зарю, и гулкие улицы «Медного всадника» , и блоковские городские пейзажи, и пушкинское «очей очарованье» .
    Блок, Александр Александрович, Бунин, Иван Алексеевич, Есенин С. А. , Пушкин А. С. , Тютчев Ф. И. , Фет, Афанасий Афанасьевич и много еще.
    Федор Иванович Тютчев
    Не то, что мните вы, природа:
    Не слепок, не бездушный лик-
    В ней есть душа, в ней есть свобода,
    В ней есть любовь, в ней есть язык.. .
    Вы зрите лист и цвет на древе:
    Иль их садовник приклеил?
    Иль зреет плод в родимом чреве
    Игрою внешних, чуждых сил?. .
    Они не видят и не слышат,
    Живут в сем мире, как впотьмах,
    Для них и солнцы, знать, не дышат,
    И жизни нет в морских волнах.
    Лучи к ним в душу не сходили,
    Весна в груди их не цвела,
    При них леса не говорили,
    И ночь в звездах нема была!
    И языками неземными,
    Волнуя реки и леса,
    В ночи не совещалась с ними
    В беседе дружеской гроза!
    Не их вина: пойми, коль может,
    Органа жизнь глухонемой!
    Души его, ах! не встревожит
    И голос матери самой!. .

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *