Не в силе бог но в правде в каком году?

17 ответов на вопрос “Не в силе бог но в правде в каком году?”

  1. JO Ответить

    6 декабря (23 ноября) день памяти  святого благоверного князя Александра Невского.
    «Царей благочестивых держава,и князей православных похвала»
    Святой князь Александр Невский родился 30 мая 1219 года в Переяславле-Залесском. Отцом его был Ярослав — младший сын Всеволода Большое Гнездо, прадедом — Владимир Мономах. Мать святого князя Александра Феодосия происходила из южно-русских князей и была наследницей их лучших качеств. Прадедом матери был князь Мстислав Храбрый, причисленный к лику святых, мощи которого находятся сейчас в Софийском соборе. Дед матери, Мстислав Мстиславич Удалой в конце своей жизни стал схимником.
    С самого раннего детства св. князь принял благословение на ратное служение во Имя Бога на защиту Русской земли. На третьем или четвертом году жизни совершался постриг в воины.

    Княжеских сыновей обычно постригали епископы. Обряд происходил в храме. Мальчика ставили перед царскими вратами, и над ним произносилась молитва, в которой испрашивалось благословение Божие. Затем постригались волосы в знак того, что дитя посвящается Богу. После совершения обряда отрока сажали на коня — это означало его будущую самостоятельность. В руки давали оружие, обыкновенно — лук со стрелами, что указывало на обязанность воина защищать родину от внешних врагов.
    Этот обряд был совершен над Александром святителем Симоном, епископом Суздальским, в Спасо-Преображенском соборе города Переяславля, где проходило детство великого князя. С молодых лет князей учили грамоте. При обучении старались ознакомить юношу с книгами Священного Писания, главным образом с Евангелием и Псалтирью.
    Юный Александр с юных лет отличался глубоким религиозным настроением и живым чувством долга. Серьезный не по летам характер его не позволял ему предаваться пустым забавам. Кроме чтения священных книг, любил он церковное пение.
    Приобретали юные князья и светские знания. Они изучали иностранные языки, преимущественно латинский и греческий, и на этих языках читали античную литературу. Наряду с книжным воспитанием обращалось большое внимание и на воспитание физическое: езда верхом, стрельба из лука, владение другим оружием.
    Выдающимся событием в жизни князей было «посажение на стол». Этот обряд считался необходимым, без него князь не был бы князем. Поэтому в летописях к выражению «вокняжился» обычно прибавляется: «и сел на столе».
    «Вокняжение» молодого Александра Ярославича происходило в Софийском Новгородском соборе в 1236 году. Благословляя сына своего на княжение в Новгороде, Ярослав Всеволодович сказал ему: «Крест будет твоим хранителем и помощником, а меч — твоею грозою! Бог дал тебе старейшинство между братьями, а Новгород Великий — старейшее княжение во всей земле Русской!» Архипастырь, возложив руки на главу князя, молился Царю царей, чтобы он «из Своего жилища» благословил верного раба Своего Александра, укрепил его «силою свыше», утвердил его на «престоле правды», показал его доблестным защитником святой соборной церкви и сподобил его «небесного царства».
    В 1239 году Александр вступил в брак, взяв в жены дочь полоцкого князя Брячислава Александру. Отец, Ярослав, благословил их при венчании святой чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери. Эта икона постоянно находилась при святом Александре, а затем она была взята из Городецкого монастыря, где он скончался, его братом Василием Ярославичем Костромским и перенесена в Кострому.
    Начиналось самое трудное время в истории Руси. С востока шли, уничтожая все на своем пути, монгольские орды, с запада угрожали крестоносцы, которые, воспользовавшись нашествием Батыя, вторглись в пределы Отечества. В 1240 году войско шведов на кораблях под командованием зятя шведского короля Биргера вторглось в Неву. Гордый швед прислал в Новгород к князю Александру гонцов со словами: «Если можешь, сопротивляйся — я уже здесь и пленяю твою землю».
    Но этот надменный вызов не смутил юного князя, хотя у него была только малочисленная дружина. Отдав приказание наличным военным силам быть готовыми к походу, Александр пришел в Софийский собор. Там он вместе со святителем и новгородским народом горячо молился.
    Окончив молитву и приняв благословение от святителя Спиридона, вышел князь Александр из Софийского собора к своей дружине и новгородскому народу и обратился к ним со словами: «Братья! Не в силе Бог, а в правде!»
    Его святое воодушевление передалось дружине и народу. С небольшой дружиной, уповая на Бога, князь сразу же направился навстречу врагу.
    Перед битвой случилось чудное предзнаменование. Воин Пелгуй, во святом крещении Филипп, был в ночном дозоре. Он всю ночь провел без сна, следил за шведским войском, которое прибывало на кораблях по Неве до устья реки Ижоры, где высаживалось на сушу. Этот воин видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по Неве, и в ней святых князей мучеников Бориса и Глеба. И сказал Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику нашему Александру».
    Когда Пелгуй сообщил о видении прибывшему князю, святой Александр по благочестию своему повелел никому не говорить о чуде, а сам, ободренный, мужественно повел с молитвой войско на шведов, которые были застигнуты врасплох. Прежде чем враги успели опомниться, русские дружным натиском ударили на них. Как Божия гроза, впереди всех пронесся в середину врагов юный князь и с неукротимой отвагой бросился на Биргера и нанес ему тяжкий удар по лицу — «возложил ему печать на лицо». Была страшная битва. Ангел Божий незримо помогал православному воинству. Когда наступило утро, на другом берегу реки Ижоры, куда не могли пройти русские воины, было обнаружено множество перебитых врагов.
    За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 года, народ назвал святого Александра Невским.
    Опасным врагом оставались немецкие рыцари-крестоносцы.
    В 1240 году немцам удалось захватить Копорье, Псков и Изборск.
    Святой Александр, выступив в зимний поход, освободил Псков, этот древний Дом Святой Троицы, а весной 1242 года дал Тевтонскому ордену решительное сражение. На льду Чудского озера 5 апреля 1242 года сошлись оба войска. Воздев руки к небу, святой Александр молился: «Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с народом велеречивым и помоги мне, Боже, как древле Моисею на Амалика и прадеду моему Ярославу Мудрому на окаянного Святополка». По его молитве помощью Божией и ратным подвигом крестоносцы были полностью разгромлены.
    Западные пределы Русской земли были ограждены, но с восточной стороны против бесчисленных полчищ монголов требовалась мудрая дипломатия, «кротость голубя и мудрость змеи». Поскольку невозможно было противостоять военной силой против монголов, нужно было искать компромисс.
    Князь Александр пять раз ездил к хану татарскому, кланялся, унижался, вымаливал милость и пощаду. Однажды пришлось святому Александру ехать в самое гнездо татарского царства, в Монголию, к пределам Дальнего Востока, к истокам Амура, среди невыразимых трудностей и опасностей тогдашнего путешествия. Надо было кланяться хану, надо было унижаться и смиряться, надо было переносить потерю независимости русского народа. Много золота и серебра уплатил князь хану, выкупая пленных русских, смягчая его гнев данью и подарками. Одного он не хотел отдать, одним не мог пожертвовать: святою православною верою.
    Русский летописей передает нам картину приема ханом князя Александра. У хана Батыя был такой обычай: приезжающих к нему на поклонение сразу не допускали к хану, а отправляли к волхвам, которые заставляли их пройти сквозь огонь, затем надо было поклониться кусту, огню и идолам. Александру Ярославичу также предстояло исполнить эти обряды.
    Благочестивый князь наотрез отказался подчиниться требованиям, противным христианской совести. «Смерть, смерть ему», — закричали волхвы. Но приближенные хана пошли к Батыю, чтобы узнать решение своего господина. Прошло несколько минут напряженного ожидания. Наконец, явились ханские слуги и, к общему удивлению, принесли приказ хана не принуждать Александра к исполнению обрядов. Александр предстал пред лицо Батыя.
    Величественный вид князя поразил хана. Батый сразу понял, что перед ним — князь, далеко превосходивший других князей своим умом и достоинствами. Самодовольная улыбка проскользнула по лицу хана, когда князь Александр склонил перед ним свою голову и сказал: «Царь, я поклоняюсь тебе, потому что Бог почтил тебя царством, но твари не стану кланяться+ Я служу единому Богу, Его чту и Ему поклоняюсь!» Батый некоторое время любовался героем, наконец, произнес, обратясь к окружающим: «Правду говорили мне, нет князя, равного этому».
    Верность Православию святой князь Александр показал, когда посланные в 1248 году Римским папой Иннокентием IV два кардинала пытались склонить князя в католичество, обещая помощь в борьбе с монголами. На это князь ответил, что мы верны Христовой Церкви и Православной вере, которая зиждется на Семи Вселенских Соборах, а «от вас учения не принимаем».
    Святой Александр, вдохновляемый верой Христовой, чувствовал великую ответственность пред Богом и историей за судьбу Святой Церкви и своей Родины. В 1261 году стараниями князя Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви.
    В 1262 году суздальский и ростовский народ, не терпя татарских сборщиков дани, поднял восстание против них. Пущены были слухи, что сам великий князь Александр разослал по городам грамоты, что «татар бити». Восставший народ, несмотря на справедливую ненависть к притеснителям, ограничился только убийством наиболее свирепых хищников, поэтому и убитых было немного. Ждали татарской мести. Но Бог направил события в совсем другое русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством. В этом великом соединении русских и татарских земель была положена основа будущего многонационального Российского государства.
    Святой князь Александр в своей последней поездке в Сарай исполнил свой долг пред Богом, спасая Русь от возмездия татар за восстание против них. Но и силы его были отданы все, жизнь его была положена на служение своей Родине и вере. На обратном пути из Орды святой Александр смертельно заболел. Не доезжая Владимира, в Городце, в монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий. Святое тело его было перенесено во Владимир, в Рождественский монастырь, где митрополит Кирилл с духовенством совершил погребение. В надгробном слове митрополит Кирилл сказал: «Знайте, чада моя, что уже зашло солнце земли суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле».
    При погребении было явлено Богом чудо. Когда положено было тело святого Александра в раку, эконом Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита. «И объял их ужас, и едва отступили от гробницы его. Кто не удивится тому, если был он мертв, и тело его было привезено издалека в зимнее время».
    Так прославил Бог своего угодника — святого воина-князя Александра Невского.
    Читайте также:

  2. Steelray Ответить

    Поколениям, выросшим во времена атеистического воспитания, Александр Невский представляется едва ли не былинным персонажем, наряду с Ильей Муромцем или Добрыней Никитичем (а у кого-то с Бэтмэном или Суперменом).
    Еще Невского невзначай могут спутать с Петром I: “Это тот Невский, который шведов под Полтавой громил и кричал, что отсель грозить мы им будем?”. Между тем, один из самых почитаемых в России православных святых за свои дела и подвиги признан не только народом, но и советским правительством.
    Святой благоверный великий князь Александр Невский родился 30 мая 1220 г. в городе Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в крещении Феодор, был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо. Мать св. Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна. В 1227 г. князь Ярослав, по просьбе новгородцев, стал княжить в Новгороде Великом. Он взял с собой сыновей, Федора и Александра. Начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока шли монголы, с запада надвигались рыцари. В этот грозный час и состоялся князь Александр – воина-молитвенник.
    Воспользовавшись нашествием Батыя, крестоносцы вторглись в пределы Отечества. Первыми были шведы. Множество кораблей подошло к Неве под командованием ярла Биргера. Александр, когда ему не было еще двадцати лет, долго молился в храме Святой Софии. Архиепископ Спиридон благословил князя и воинство его на брань. Выйдя из храма, Александр укрепил дружину исполненными веры словами: “Не в силе Бог, а в правде. Иные – с оружием, иные – на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!” С небольшой дружиной князь поспешил на врагов. Но было чудное предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по морю, и на ней мучеников Бориса и Глеба, в одеждах багряных. Александр, ободренный, повел с молитвой войско на шведов. “И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым копьем”. За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 года, народ назвал Александра Невским.
    Опасным врагом оставались немецкие рыцари. В 1241 году молниеносным походом Александр вернул древнюю русскую крепость Копорье, изгнав рыцарей. В 1242 году зимой он освободил Псков, а 5 апреля дал Тевтонскому ордену решительное сражение на льду Чудского озера.
    Западные пределы русской земли были надежно ограждены, настало время обезопасить Русь с востока. В 1242 году Александр Невский со своим отцом, Ярославом, выехал в Орду. Миссию увенчалась успехом, но на это потребовались годы трудов и жертв; князь Ярослав отдал за это жизнь. Завещанный отцом союз с Золотой Ордой, необходимый тогда для предотвращения нового разгрома Руси, продолжал крепить Александр Невский. Обещав свою поддержку, Александр дал возможность Батыю выступить в поход против Монголии, стать главной силой во всей Великой Степи. В 1252 году многие русские города восстали против татарского ига. Снова возникла угроза самому существованию Руси. Александру опять пришлось ехать в Орду, чтобы отвести от русских земель карательное нашествие татар. Александр стал единовластным великим князем всей Руси. В 1253 году он отразил новый набег на Псков, в 1254 году заключил договор о мирных границах с Норвегией, в 1256 году ходил в поход в финскую землю. Все Поморье было просвещено и освоено русскими.
    В 1256 году умер хан Батый. Князь в третий раз поехал в Сарай, чтобы подтвердить мирные отношения Руси и Орды с новым ханом Берке. В 1261 году стараниями Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви.
    Наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, в этом было пророчески угаданное Александром Невским историческое призвание Руси. В 1262 году по его указанию во многих городах были перебиты татарские сборщики дани и вербовщики воинов – баскаки. Ждали татарской мести. Но великий заступник народа вновь поехал в Орду и направил события совсем в иное русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством, сделав ее тем самым заслоном Руси с востока. В этом соединении русских и татарских земель и народов созревало и крепло будущее многонациональное государство, включившее впоследствии в свои пределы почти все наследие Чингизхана до берегов Тихого океана.
    Эта дипломатическая поездка Александра Невского в Сарай была четвертой и последней. На обратном пути, не доезжая до Владимира, в Городце, в монастыре князь-подвижник скончался 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий.
    Нетленные мощи князя были открыты, по видению, пред Куликовской битвой в 1380 года, и тогда же установлено местное празднование. Общецерковное прославление святого Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском соборе 1547 года.
    Народ прославил Александра Невского задолго до канонизации Церковью. А Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1942 года учрежден Орден Александра Невского. Им награждали командиров дивизий, бригад, батальонов, полков, рот и взводов за проявленные в боях за Родину в Великой Отечественной войне личную отвагу, мужество и храбрость, за умелое командование, обеспечившее успешные действия частей и соединений.

  3. Алигмах Ответить

    Эссе
    ученицы 10 класса Мустайкиной Анжелики
    «Не в силе Бог, а в правде».
    Издавна люди обращаются к Богу. Чаще всего они упоминают его имя в те моменты, когда им нужна помощь, когда не хватает сил доказать свою правоту. Просьбы людей бывают услышаны, происходят чудеса.
    В одном знаменитом изречении князя Александра Невского: «Не в силе Бог, а в правде» противопоставляются  правда с силой, а не как принято с ложью. А есть ли сила в правде, которую в нас воспитывают с детства? Ведь именно с детства в нашем сознании вместе с понятием «правда» формируется и вера в Бога.
    Верить в Бога или нет – дело каждого, отдельно взятого человека. Но ещё в давние времена вера вдохновляла русских воинов на полях ратных сражений. Практически все воины верили в Бога, и в минуты самых серьёзных сражений обращались к нему за помощью. Даже великие полководцы перед  военными походами всегда просили благословения у Бога.
    Одним из наиболее почитаемых и любимых в народе героев-защитников Земли Русской является Александр Невский. Мы знаем его как одного из самых успешных правителей Руси, причиной тому были его многочисленные военные успехи, а самый главный его успех – это, пожалуй, победа в «Ледовом побоище». Исходя из вышеупомянутого нами изречения Александра Невского: «Не в силе Бог, а в правде» невольно задумываешься о существовании Бога, ведь немногочисленное войско Александра побило огромную армию тевтонских рыцарей. Может быть именно поэтому, зачастую, побеждает не сила, а справедливость. В сердцах людей живёт вера на которую люди опираются даже в самые тяжёлые моменты своего жизненного пути.
    Одним из примеров может служить фильм известного режиссёра Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», снятый в 1938 году. Этот фильм был создан для того, чтобы вселить в людей веру, вдохновить на защиту Отечества от нависшей угрозы фашизма.
    Слышится героическая музыка композитора Сергея Прокофьева, которая усиливает эмоциональное воздействие на зрителя.
    Два великих художника, С. Эйзенштейн и С. Прокофьев, сумели добиться впечатляющей связи между зрительными и музыкальными образами.
    Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что изречение Александра Невского «Не в силе Бог, а в правде» затронуло не только военную тему, но и области искусства, в частности кино и музыку. Например, в опере Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин» мы встречаемся с такими понятиями как «сила» и « правда». Сила была на стороне польских захватчиков, а правда на стороне русского героя Ивана Сусанина. Определённо в этом произведении мы наблюдаем победу правды над силой, а это свидетельствует о том, что Бог на стороне справедливости и правды.
    В современном мире наблюдается тот факт, что правда всегда оказывается в меньшинстве, но, практически, всегда побеждает. Мне кажется, что это вселяет в каждого человека надежду на то, что не столь важно есть ли у тебя сподвижники или ты один в своих убеждениях, но если ты прав, то справедливость всё равно будет на твоей стороне.

  4. JullianaLafe Ответить

    Святой благоверный великий князь Александр Невский

    Из жития (в изложении Е. Поселянина)
    Многие враги тревожили и теснили русскую землю в княжение св. Александра, и уже в первые годы самостоятельного княжения ему пришлось выступить защитником родины на поле брани.
    Особенно знаменита борьба св. князя Александра со шведами. Швед-ский король Биргер Ярл, движимый завистью к славе Александра, а также побуждаемый Римским папой к распространению католической веры среди «схизматиков», пошел на него войной. В войске шведского короля было несколько бискунов, назначавшихся для обращения покоренных в католичество, и это обстоятельство придавало его нашествию значение крестового похода. Неожиданно св. Александр получает известие, что шведы приближаются к Ладоге. «Защищайся, если можешь, а я на твоей земле», – послал сказать Новгородскому князю самонадеянный шведский король…
    Ни страха, ни гордости не изъявил послам Александр. Он поспешно собрал войско, с горячею верой помолился в храме св. Софии, принял благословение архиепископа, передал исход дела воле Божией и с веселым лицом вышел к дружине. Тут он сказал ей краткое, но великое историческое слово, которое много раз было подтверждено в жизни русского народа:
    – Нас немного, а враг силен. Но не в силе Бог, а в правде. Идите с ва-шим князем!..
    Шведы были разбиты наголову…
    Папа Римский, видя, что все насильственные попытки католических ратей склонить князя Александра под иго римского престола оканчиваются неудачно, попытался действовать путем мирного убеждения. Он послал к князю ученых проповедников и послание, в котором писал между прочим: «Мы заступаем место Бога на земле. В повиновении нам нет никакого унижения для чести государя; напротив, этим путем возрастает временная и вечная свобода. Мы будем считать тебя самым знаменитым между всеми католическими князьями и всегда с особенной заботливостью будем стараться об увеличении твоей славы». В ответ на это послание папе было послано православное изложение веры, причем послам его было сказано:
    – Мы знаем историю веры от начала мира до Рождества Христова и от Рождества Христова до своего времени; к чему нам новые проповедники?
    Вскоре шведы еще раз выступили против Александра с целью распространения папизма, но и на этот раз весьма неудачно. Александр неожиданно напал на шведов в их собственной области, разбил их и возвратился со многими пленниками.
    Память св. Александра Невского совершается 30 августа/12 сентября и 23 ноября/6 декабря
    «Я должен защищать путь, по которому иду, не потому, что это мой путь, а потому, что это путь Христов, Он его открыл, Он его проложил, Он его обезопасил. Это первый и единственный путь… к вершинам благоухающего неба. Первый и единственный – другого нет» (св. Иустин Попович).

    О едином пути спасения

    Митрополит Иоанн (Снычев, +1995)
    Вера есть дело несомненно благое. Без веры угодить Богу невозможно (Евр. 11, 6), – поучает нас святой первоверховный апостол Павел. Но вера эта должна быть правой и непорочной, то есть точно такой, какую принес на землю Сам Спаситель мира и которую Он передал святым апостолам и Церкви Своей.
    Именно в такой вере полно и без всяких искажений заключены догматическое учение христианства и правила жизни духовной, подвижнической – то есть всё то, что служит для вечного спасения. Именно такую Православную веру заповедал Христос Своим ученикам, говоря: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам… (Мф. 28,19–20). Именно эта единственно спасительная, святая вера – вера апостольская, вера отеческая – утвердила Вселенную и посрамила все попытки диавольские воспрепятствовать Божественному домостроительству человеческого спасения.
    Самым кратким и удовлетворительным образом изложена она в Никео-Цареградском Символе веры, который мы читаем в утренних молитвах и поем в наших храмах за Литургией. Эта вера научила тех, кто желал внимать ее увещеваниям, творить добро и распинать плоть свою со страстьми и похотьми. Через покаяние и святое Крещение она каждого человека вводит в благодатные недра церковные, а через великое Таинство Евхаристии – в тесное общение с Самим Христом. Этой вере всем нам необходимо следовать неотступно и содержать ее неизменно.
    От чего же следует удаляться, от каких ложных вероучений блюсти сердце свое и разум? Прежде всего – от всех языческих вер, обоготворяющих явления природы; от восточных учений – кришнаитов, вишнуистов, йогов и им подобных; от всяких нехристианских мировоззрений. От вер, хотя и христианских, но допустивших в учение Христово человеческие лжемудрствования, измышления и отступления от ее первоначальной Божественной чистоты. К таковым относится католичество, отпавшее от благодатной полноты церковной жизни еще в 1054 г., протестантизм, отколовшийся от католичества в XVI веке и сам давший начало многочисленным религиозным течениям: лютеранству, кальвинизму, англиканству и иным.
    Эти отступления произвели, в свою очередь, множество сект: бапти-стов и пятидесятников, адвентистов седьмого дня и свидетелей Иеговы, меннонитов и мормонов, пресвитерианцев и других. Кроме того, уже в наше время появились в России секты «Богородичного центра» и «Белого брат-ства», «церковь Муна» и приверженцы оккультизма, спиритизма, астрологии, гипнотических методов воздействия и т.д. и т.п.
    Почему следует удаляться от этих вер и сект? Потому что в них содержатся мудрствования земные, греховные, противоречащие и противобор-ствующие истинному христианскому вероучению и извращающие правила благочестивой и праведной жизни. Враждовать с их приверженцами не следует и удаляться от общения по делам житейским – тоже, но в молитвенное общение не вступать и ни в коем случае не полагать их учения в основу своей практической и духовной жизни. Возлюбленные, стойте в вере, мужайтесь, укрепляйтесь в добрых делах, храня верность святому Православию, и Бог мира да будет со всеми вами! Аминь.

  5. Doomwalker Ответить

    «Не в силе Бог, а в правде» — фраза, сказанная русским святым Александром Невским, князем, которого мы призываем в молитвах, который почитается ангелом-хранителем нашей северной столицы. Еще в юности Александр отличался своей любовью к Богу и именно в нем, Господь воздвиг непобедимого защитника Православной веры, против которого ничего не могли сделать католики. С горячей молитвой на устах Александр вел свою дружину против многочисленных сил врага с уверенностью в своей правоте.
    Еще из Ветхого Завета мы знаем про Давида и Голиафа. Несмотря на неравные силы, Давид, любя Бога и уповая на Его милость, смог камнем сразить великана Голиафа, доказав всем, что не мечом и копьем спасает Господь. Гедеон прославился тем, что с малым войском, с Божьей помощью, избавил евреев от врагов мадианитян, которые угнетали евреев семь лет. Несколько раз он обращался с просьбой к Богу дать ему знамение, чтобы убедиться в том, что он действительно творит не свою волю, а волю Господа.
    Преподобный Серафим Саровский и помещик Мотовилов в разговоре затронули тему о силе бесов, самый маленький из которых одним когтем может перевернуть землю, но остается бессилен перед Богом, и ничего не может сделать без Его разрешения. Недаром в Евангелие от Матфея говорится о том, что ни один волос не упадет с головы человека без ведома Господа. Во время Второй мировой войны фашисты шли по нашей земле с лозунгом « Бог с нами», при этом творили беззаконие. А ведь мы знаем, что вера без дел мертва. А значит и Господа с ними быть не могло, так как «Не в силе Бог, а в правде».
    Бог – это любовь.
    «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и знание упразднится» (1Кор. 13:4-8).
    Ради каждого из нас Господь готов снова пойти на крест, но насильно Бог никого не спасает. И каждый из нас выбирает сам, быть ли ему с Богом или нет. Но я уверен, что вне Бога невозможно найти настоящей радости и, конечно, истинной правды.
    Кузеев Дмитрий,
    ученик хоровой студии

  6. echoes_of_down Ответить

    Прослышав же о таком мужестве князя Александра, король римской веры из Полуночной страны подумал: «Пойду и завоюю землю Александрову». И собрал войско великое и… пришел к Неве… и послал послов своих, к князю Александру, говоря: «Если можешь, то сопротивляйся мне,— я уже здесь и беру в плен землю твою».
    Александр же, услышав слова эти, распалился сердцем, и вошел в церковь Святой Софии и, упав на колени перед алтарем, начал молиться со слезами: «Боже славный, праведный, Боже великий, крепкий, Боже превечный, сотворивший небо и землю и поставивший пределы народам, Ты повелел жить, не вступая в чужие пределы!» И, вспомнив псаломскую песнь, сказал: «Суди, Господи, обидящим меня и побори борющихся со мной, возьми оружие и щит, восстань на помощь мне» .
    И окончив молитву, встал, , выйдя из церкви, вытер слезы, начал ободрять дружину свою, говоря: «Не в силе Бог, а в правде. Помянем Песнетворца, который сказал: “Иные — с оружием, а иные — на конях, а мы имя Господа Бога нашего призовем, они поколебались и пали, мы же восстали и стоим прямо”». И, сказав это, пошел это, пошел на них с небольшой дружиной, не дожидаясь многих войск своих, но уповая на Святую Троицу [1, с. 273].
    В Словаре книжников и книжности Древней Руси указывается, что имя автора Первоначальной редакции Жития неизвестно, хотя в тексте есть некоторые сведения о нем.
    1 Для автора данной статьи остается открытым вопрос: во всех ли редакциях жития князя Александра имеется это высказывание? В работе петербургского историка Ю. К. Бегун ова «Александр Невский» из четырех приведенных редакций жития, это высказывание имеется только в двух [1]. В работе В. П. Мансикка о житии Александра Невского [7] из пяти приведенных редакций жития святого оно также содержится только в двух. Стоит иметь в виду, что только с XIII по XVII век было написано не менее 15 редакций жития князя Александра [2, с. 73]. Автор использует текст Жития, представленный в работе Ю. К. Бегунова «Александр Невский» [1].
    Автор говорит, что многое об Александре он знает по рассказам «отець своих» («своих отець домочадец»), а сам «самовидець есмь възраста его», т. е. зрелых лет Александра. Автор не был участником Невского боя, о нем ему рассказали князь и другие участники битвы. …Еще первые исследователи отмечали, что автор Первоначальной редакции не мог быть новгородцем: в его рассказе нет многих подробностей и фактов, которые можно было бы почерпнуть из новгородских и псковских источников, а иногда его рассказ противоречит этим источникам. …Включение в текст нелестных для псковичей упреков в неблагодарности… исключает возможность псковского происхождения Первоначальной редакции. Многое указывает на то, что автор был жителем северо-восточных земель, Суздаля или Владимира. Александр изображается, прежде всего, как Вла-димиро-Суздальский князь, его называют «солнцем земли Суздальской», и т. д.
    Говоря об авторе Первоначальной редакции Жития, все ученые отмечают его большую начитанность. Среди установленных источников Первоначальной редакции, помимо библейских текстов: «История иудейской войны» Иосифа Флавия, Александрия хронографическая, «Летописец вскоре» патриарха Никифора, Девгениево деяние и др. Еще В. О. Ключевский заметил «литературное веяние старого киевского или волынского юга под этим северным суздальским пером». Сопоставив Первоначальную редакцию с Галицкой летописью, Д. С. Лихачев установил сходство между ними, причем в той части Галицкой летописи, где излагается биография Даниила Галицкого. Литературные связи Галича и северовосточной Руси могли осуществляться, как предположил Д. С. Лихачев, через митрополита Кирилла, который в 1250 г. переехал с юга от Даниила Галицкого к Александру Невскому. «Вне всякого сомнения,— пишет Д. С. Лихачев,— Кирилл имел отношение к составлению жизнеописания Александра. Он мог быть и автором, но прежде всего он заказал житие кому-нибудь из проживавших на севере галицких книжников [9, с. 356-357].
    Ю. К. Бегунов связывает составление Первоначальной редакции Жития с монастырем Рождества Богородицы во Владимире.
    Здесь было погребено тело князя Александра, монастырь сыграл большую роль в создании культа князя. Именно здесь, в монастыре Рождества Богородицы, жил с 1250 по 1274 гг. митрополит Кирилл. Покровителем монастыря был князь Дмитрий Александрович, сын Александра Невского, ему автор Первоначальной редакции уделяет особое внимание, изображая Дмитрия Александровича достойным преемником власти отца. Первоначальная редакция Повести о житии Александра Невского, вероятно, и была составлена по инициативе Дмитрия Александровича и митрополита Кирилла в 80-е гг. XIII в. книжником монастыря Рождества богородицы во Владимире, галичанином по литературной школе и, возможно, происхождению [9, с. 357].
    Таким образом, в отечественной истории литературы можно выделить две позиции по вопросу авторства Жития:
    1) Согласно позиции В. О. Ключевского, автор жития — монах Рождественского монастыря, знавший князя Александра;
    2) Согласно позиции Д. С. Лихачева, автор — митрополит Кирилл, либо сам написавший это житие, либо инициировавший его написание.
    В объемном исследовании о традиции почитания князя Александра современного немецкого исследователя Ф. Б. Шенка ставится вопрос о том,
    за какие религиозные заслуги, за какой подвиг Александр был причислен к чину святых? Исследователь указывает, что
    агиограф сообщает о благочестии Александра, о почтении, с которым он относился к православному духовенству, о его участии в закладке храмов и объясняет принятие Александром монашества на смертном одре величайшим желанием «его паче меры ангельскаго образа». Однако ни об аскетизме, ни о готовности умереть мучеником в «Повести» речи нет. Засвидетельствованные боевые заслуги Александра не были связаны с мессианской войной, которая могла бы сделать полководца святым [11, с. 63-64].

  7. Sagamand Ответить

    В галерее образов русских князей на протяжении многовековой истории и до сегодняшних дней Александр Невский не только узнаваем, но чтим и востребован как символ державных побед, государственной власти и православной веры сильными мира сего и непостижимым, почти мифическим образом любим простым народом.
    Об Александре Невском – государе, дипломате и воине – написана и вышла в свет коллективная монография, ответственным редактором которой и одним из авторов выступил ректор МГИМО (У) МИД России академик РАН А.В.Торкунов*.
    В обращении к читателям Президент России Д.А.Медведев назвал книгу уникальным изданием. «На протяжении многих столетий образ Александра Невского имел особое значение для укрепления Российского государства и формирования национального самосознания граждан» – говорится в приветствии Д.А.Медведева. Президент полагает, что сегодня особенно важно «обогащать современные знания о многогранной деятельности князя Невского, о его роли в судьбе страны».
    Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем обращении к читателям подчеркнул уникальность образа святого благоверного князя, который в трудное для страны время сумел соединить в себе талант политического деятеля и искренность защитника и ревнителя православной веры. «Всем нам памятны слова святого Александра Невского, дошедшие до нас из глубины веков, – «Не в силе Бог, но в правде» и «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». В этих высказываниях выражено завещание святого благоверного князя его потомкам на все времена… Выбор святого князя Александра победителем в телевизионном конкурсе «Имя России» свидетельствует о том, что и сегодня наш народ не забыл свои истоки, что именно в них он продолжает черпать силу. Поэтому и строить будущее Российского государства необходимо на твердом фундаменте нашей исторической культурной традиции, взращивая в душах соотечественников веру, помогая им обрести дорогу к храму, побуждая их к духовным усилиям в деле спасения души», – считает Патриарх Московский и всея Руси.
    Книга, над которой работали исследователи ведущих российских научных центров России – Московского государственного института международных отношений МИД РФ, Института российской истории РАН, Института всеобщей истории РАН, Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, Московского государственного областного университета, Московского физико-технического института, Российского государственного гуманитарного университета, Государственного исторического музея, – носит энциклопедический характер, раскрывая многогранность и сложность как самой личности князя, его деяний, так и эпохи, в которой он жил. Не обойдена вниманием и тема обращения наших современников к образу Александра Невского.
    Стоит отметить, что этот том вышел в свет как часть программы «Александр Невский», реализуемой Центром национальной славы и Фондом Андрея Первозванного совместно с Московской патриархией при поддержке Уральской горно-металлургической компании. В 2006 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II была создана эта программа, приуроченная к 800-летию со дня рождения святого благоверного князя, в основу которой было положено сегодняшнее видение исторической роли Александра Невского не только как великого воина и защитника Родины, но и как человека святой жизни, государственного деятеля и дипломата. Как пишет А.В.Торкунов: «Многосторонняя успешная деятельность великого князя Александра Невского обладает значительным потенциалом. Раскрытие, актуализация этого потенциала для консолидации российского общества и является основной целью программы «Александр Невский» (с. 12).
    Для МГИМО (У) МИД России, который является одним из издателей книги, образ святого благоверного князя имеет особое значение, поскольку Александр Невский считается покровителем русской дипломатии. В стенах института этой весной был открыт барельеф с изображением святого благоверного князя художника-дизайнера Т.С.Конде.
    Как и в любом энциклопедическом издании, в данной монографии можно найти ответы на различные вопросы, касающиеся эпохи, событий, во времена которых жил Александр Невский. В книге детально анализируются научные исторические источники, жития, иконография Александра Невского, образ князя в русской живописи XVIII-XX веков. Главы написаны о храмах святого Александра Невского и памятниках, сотворенных в его честь.
    «Время Александра Невского – XIII век. Для Западной Европы это зенит средневековья, когда феодальное общество достигло кульминации своего развития. Для восточного христианского мира – время великих потрясений, исторических трагедий, поставивших на грань выживания Византию и русские земли. Для исламского мира – период вступления в фазу раздробленности и стагнации. Это время, когда на арену истории ворвались новые могущественные завоеватели – монголо-татары. Их походы кардинально изменили ситуацию в мире, привели к появлению новых полиэтнических объединений и государств, к существенным цивилизационным сдвигам» (В.И.Уколова, с.15).
    Вся, по нашим меркам, не очень долгая жизнь (41 или 42 (?) года. Дата рождения разнится в исторических источниках) князя в столь непростые времена была плотно спрессована судьбоносными для Руси свершениями. Его победы на поле брани хорошо известны. Считается, что именно за разгром шведов на Неве в 1240 году он получил титул «Невский». Через два года Ледовое побоище на Чудском озере только укрепило мнение о нем как о выдающемся полководце и военном стратеге, не знавшем
    «в войнах с иноплеменными агрессорами ни одного поражения». «Побежая, а не победим» – цитирует слова Жития о нем А.В.Торкунов (с. 129).
    Менее известна история Александра Невского как политика международного уровня, решавшего для своей страны цивилизационные проблемы не силовыми, а дипломатическими методами. «И рисковать собой, и проявлять все лучшие и сильные качества своей души в посольских миссиях и в переговорах с иноземцами у себя дома ему приходилось ничуть не меньше, чем в военных походах. И нужно признать, что ему стоили жизни успешные результаты оказавшегося последним, четвертого посольства в Орду, возвращаясь из которого он занемог и скончался в пути» (с. 130).
    Несмотря на ограниченность и фрагментарность документальной базы, все же можно говорить о некой концепции внешней политики Александра Невского: ее целях, принципах и направлениях.
    «Охранение православной веры и церкви, выступавших не только как религиозные институты, но и как важнейшие факторы всего духовного и гражданского устроения русской жизни, было обязательным условием и главной целью» (с. 130) политической деятельности князя.
    Другая цель – «сберечь самих людей, спасти русские земли от захвата и разорения иноплеменников». «И следует признать, – пишет А.В.Торкунов, – Александру Невскому, по-разному реагировавшему на вызовы с Запада и с Востока, все это удалось как никому другому» (с. 131).
    Также не давал он «межкняжеским отношениям развиться в отношения межгосударственные, а отдельным князьям – стать орудиями, действующими в интересах внешних сил» (с.131).
    В основе его политики лежали принципы религиозно-нравственные (с. 132). Недаром самое известное изречение Александра Невского: «Не в силе Бог, но в правде».
    Он говорил своему воинству, напутствуя перед битвой, что нельзя преступать чужие пределы. Сам никогда не предъявлял претензии на чужие территории. Существует мнение среди российских историков, что едва ли не впервые в средневековой Европе Александр Ярославович выдвинул идею нерушимости границ (с. 132).
    Князь не искал личной выгоды: не стремился захватить чужие земли, обогатиться, стяжать громкую славу. Все его деяния были направлены лишь на защиту и спасение Отечества, вызволение пленных. К побежденному противнику всегда относился с истинным христианским милосердием: не налагал на них тяжелых условий мирных соглашений, с военнопленными обращался – не характерно для его эпохи – гуманно.
    Нельзя не отметить и столь актуальный принцип для российской внешней политики, как формирование лагеря союзников, защита своих тылов и от внешних, и от внутренних недоброжелателей.
    Хотя практически невозможно рассуждать о далеких временах, используя современные категории, все же назовем направленность внешнеполитической линии Александра Невского – многовекторной. Однако его политика заключалась, считает А.В.Торкунов, «не в балансировании между силами Запада и Востока», а в том, чтобы в период тотальной агрессии на Русь, наступления иноплеменников на всех ее границах сделать точный геополитический выбор, дававший возможность сберечь русские земли, обеспечивавший духовное и физическое выживание русской народности. И он был сделан в пользу Востока, который – в лице монгольских правителей – пусть и требовал признания политической зависимости, обременял покоренные народы данью и карал его за мятежи новыми опустошительными набегами, однако не настаивал на перемене всего внутреннего строя жизни и сложившейся на Руси системы общественных отношений, не покушался на веру» (с. 138).
    Папа Иннокентий VI настойчиво предлагал помощь противостоять Орде при условии вхождения Руси в католический мир. Как пишет О.Ф.Кудрявцев: «Для православного русского князя тот путь, который предлагал Папа, направлял его не ко спасению, а к погибели; ибо «путь греха» для него не православие, а католичество… Уступить Папе и окатоличить Русь означало бы отказать себе и своим подданным, за которых князь также должен держать ответ перед Богом в надежде спастись… Ответ Папе был предрешен: «От Вас учения не приемлем». Сказал, как отрезал» (с. 170).
    Книга «Александр Невский. Государь, дипломат, воин» действительно получилась. Множество разнообразных сюжетов, собранных воедино, не смотрятся разрозненно или эклектично. Эта книга для всех: ученых и политиков, студентов и школьников. Хороша она и для чтения вслух в семейном кругу. Умные, литературно написанные тексты обрамлены интересными и красивыми иллюстрациями. Как говорится, и уму, и сердцу…
    Печалит лишь одно: тираж этой книги так мал.

  8. Junni Ответить

    Хотелось бы остановиться на этом подробнее, поскольку, как известно, российское законодательство считает экстремизм преступлением, и с помощью такой игры слов недовольных фильмом «Матильда» людей автоматически причисляют к категории «неправильных». Отсюда возможны самые разные негативные последствия для этих людей, начиная с того, что под лозунгом «противодействия культурному экстремизму» формируется общественное мнение, не одобряющее их убеждения и действия, они становятся некими «персонами нон-грата», а тема о причинах их протеста – табуируется. Одновременно устраняется препятствие для публичной демонстрации фильма и создается помеха для его критики когда-либо впредь.
    Предлагаем разобраться в этом вопросе с точки зрения закона, потому что именно на последовательном и неуклонном соблюдении законов настаивают оппоненты фильма «Матильда». Есть ли хоть малейшее основание бросать тень на тех, кто требует запрета этого произведения в России?
    Конституция России гарантирует соблюдение прав человека, к которым, в частности, относятся право на охрану достоинства личности, право иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними; свобода совести и свобода вероисповедания; право на защиту от пропаганды или агитации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду и другие.
    Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» более подробно регламентирует вопросы, связанные с правом человека иметь и свободно выбирать религиозные и иные убеждения, свободой совести и свободой вероисповедания.
    А ст.5.26 КоАП РФ и ст.ст.148 и 282 УК РФ призваны обеспечить соблюдение Конституции и закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», поэтому оба этих Кодекса запрещают действия, посягающие на названные конституционные права. В частности, ч.1 ст.148 УК РФ называет преступлением «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих», а ст.282 УК РФ называет преступлением «действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети “Интернет”».
    Другие нормы причисляют к правонарушениям клевету, оскорбление – т.е. посягательство на честь и достоинство людей. Также честь, достоинство и деловая репутация, другие нематериальные блага (включая все гарантированные Конституцией права и свободы) защищаются в гражданском процессе, и одним из способов защиты является компенсация морального вреда, причинённого посягательством на эти права.
    Как известно, в связи с огромным числом обращений людей о нарушении их прав и требовании оценить действия создателей фильма «Матильда» с точки зрения закона – нарушают ли опубликованные трейлеры фильма нормы права или нет, можно ли квалифицировать действия создателей фильма «Матильда» как уголовное преступление или нет – было проведено комплексное психолого-культуролого-юридическо-лингвистическое исследование по материалам фильма «Матильда», и в апреле опубликованы его результаты. Эксперты – доктора наук, профессора, специалисты с огромным опытом работы – изучили не только 2 опубликованных трейлера, но и сценарий фильма, и согласились с мнением граждан о том, что действия создателей фильма подпадают под статьи 148 и 282 Уголовного кодекса РФ. В отношении опубликованных трейлеров преступление уже завершено, в отношении фильма идут приготовления к совершению – а законодательство обязывает государственные органы пресекать и предупреждать готовящиеся преступления, то есть применительно к «Матильде» запретить демонстрацию фильма. В свете статей 148 и 282 УК РФ трейлеры и сам фильм являются орудиями и средством совершения преступлений и потому не могут публично демонстрироваться на территории России. Разве можно в чем-либо обвинять людей, которые требуют у государства пресекать преступления?
    Переведем вопрос в другую плоскость: давайте спросим тех, кто обвиняет оппонентов фильма «Матильда» в нарушении свободы творчества, об оценке ими действий создателей фильма с точки зрения морали, а также о целях и задачах творчества. Представители Русской Православной Церкви и несколько десятков тысяч человек официально заявили, что тематика фильма и актерский состав оскорбительны для них и всех верующих, оскорбительно и воплощение идеи фильма в обнародованных трейлерах. Неправославные люди, разделяющие традиционные нравственные ценности, тоже в один голос заявляют, что неприемлемо распространять ложь и клевету под видом исторической картины, неприемлемо унижать достоинство любого человека – а тем более почитаемого любой религией Святого. Конституция России твердо стоит на тех же позициях. Фильм «Матильда» камня на камне не оставляет от традиционных культурных и духовных ценностей нашего общества, откуда вообще может возникнуть идея обнародовать такой сплав хулы, кощунства и пошлости, если не примешивать коммерческую составляющую? Он не представляет никакой ценности в понимании законодательства России о культуре и подрывает моральные устои. Разве в задачи творчества входит унижение чьего-либо достоинства? Или оскорбление убеждений, клевета, искажение исторических фактов? Задача творчества – «сеять разумное, доброе, вечное» (цитата из стихотворения Н.А.Некрасова).Той же позиции придерживается российское законодательство в сфере культуры.
    Итак, как выглядит ситуация с точки зрения закона? С точки зрения закона люди, которые подписывали петицию о запрете фильма «Матильда» и собирали подписи другими способами, – это передовые граждане нашей страны, которые осознают свои права, исполняют законы и Конституцию, ценят свои убеждения и человеческое достоинство. То есть это те, кто проявляет патриотизм и гражданственность в истинном значении этих слов. Это принципиальные люди, которые не поступаются своими убеждениями ради денег или каких-то других материальных благ. Никто из нескольких десятков тысяч, поставивших свои подписи под обращениями, не угрожал никакими незаконными действиями и тем более не предпринимал никаких незаконных действий (а то, что нашлись несколько человек, которые все-таки начали угрожать кинопрокатным организациям, – тоже не удивительно, т.к. криминальные элементы используют любую ситуацию для решения каких-то своих задач, а также мы не исключаем обыкновенные провокации, т.к. без них не обходится ни одно дело, в котором сталкиваются противоположные интересы).
    Что еще отличает ту часть общества, которая не согласна с демонстрацией произведения, клевещущего на наше национальное достояние – Царя Николая II и его супругу? Отличает лучшее знание истории, чем у тех, кто не имеет своего мнения о фильме, интеллигентность и внутренняя культура. Эти люди потратили свое время и силы, собрали информацию о последнем
    Императоре и его семье и на ее основе сделали выводы о том, что Русская Православная Церковь канонизировала не обычных грешников, а людей высокой духовности и высокой культуры, истинных патриотов своего Отечества, во время правления которых Россия заняла лидирующее положение в мире по темпам своего развития. В 1917-1918 годах по этой причине «сильные мира сего» организовали в России «оранжевую революцию» и последующее убийство царской семьи, а ровно через 100 лет история повторяется на уровне образов и символов – через кощунственный фильм с иностранным порно-актером в роли Николая II.
    С каких пор пресекать и предупреждать преступления, защищать свои права и отстаивать принципы – то есть проявлять лучшие человеческие качества – стало экстремизмом и общественно порицаемым поступком???
    Наше законодательство – в том числе «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», Указ Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» призывает людей к проявлению гражданственности и патриотизма, ставит задачей «сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества», говорит о приоритете духовного над материальным, призывает к гуманизации нашего общества. Конституция заявляет о приоритете прав человека и в качестве одной из основ конституционного строя называет правовое государство. Но как только значительное число людей на деле стали защищать свои права – сразу же их принципиальность была объявлена «культурным экстремизмом».
    И ещё один важный момент: этот фильм оскорбляет, в первую очередь, патриотические, гражданские чувства всего нашего народа, потому что посягает на достоинство выдающихся государственных деятелей России – наше народное достояние. А любой порядочный человек считает делом чести защиту достоинства и доброго имени другого человека, жив тот или умер. Во-вторых, фильм унижает достоинство и оскорбляет религиозные чувства православных верующих как людей, для которых Николай II и Александра Фёдоровна являются почитаемыми церковью Святыми. И обвиняя в «культурном экстремизме» людей, которые защищают свою Веру, демонстрируют приверженность Богу и идеалам, тем самым общество обрекает себя на смерть. Так как отсутствие принципов и идеалов превращает человека в биоробота, равнодушного к нуждам и интересам других людей, и если большинство членов общества превратится в таких биороботов, то без взаимной поддержки, любви и заботы, исполнения каждым своих обязанностей «не за страх, а за совесть» никто из нас не сможет выжить.
    Подводя итоги сказанному, мы видим, что граждане, возражающие против демонстрации фильма «Матильда», действуют в интересах всего общества и строго в рамках закона. Поэтому ни о каком «культурном экстремизме» со стороны этих граждан не может быть и речи, все с точностью до наоборот: это ОНИ нуждаются в защите государства – и государство обязано их защитить.
    А наклеивание ярлыка «культурный экстремизм» приводит к нарушению прав человека, что не сложно доказать. Поэтому нужно как можно скорее забыть об этом выражении – и консолидировать общественные силы и государственные структуры, следуя принципам общего блага и гуманистическим идеалам ради счастья всех людей в нашей стране.
    И последнее: примеры из истории многократно подтвердили слова апостола Павла о том, что Бог поругаем не бывает, и последствия противостояния Богу катастрофичны и для самого человека, и для его потомков, и для всего общества. В свете дискуссии о фильме «Матильда» ярким примером будет судьба предавших Николая II генералов и высших чиновников, а затем народа, который отвернулся от данного Богом правителя ради сиюминутных интересов. Многие Святые ХХ века и Патриарх Алексий II говорили о том, что все беды российского народа после 1917 года вызваны тем, что народ не воспрепятствовал убийству Императора и его семьи и нарушил данную Романовым клятву. И еще они говорили, что все несчастья закончатся, когда народ России покается в этих преступлениях и воздаст Святым Царственным Страстотерпцам полагающиеся им почести.
    А это возможно в случае справедливой оценки обществом фильма «Матильда», к чему мы всех и призываем.
    Марина Морозова, юрист, волонтёр Фонда “За Нравственность!”
    Источник
    Версия для печати

  9. Slivki_TV Ответить

    Святой князь Александр Невский родился 30 мая 1219 года в Переяславле-Залесском. Отцом его был Ярослав – младший сын Всеволода Большое Гнездо, прадедом – Владимир Мономах. Мать святого князя Александра Феодосия происходила из южно-русских князей и была наследницей их лучших качеств. Прадедом матери был князь Мстислав Храбрый, причисленный к лику святых, мощи которого находятся сейчас в Софийском соборе. Дед матери, Мстислав Мстиславич Удалой в конце своей жизни стал схимником.

    Основные военные победы князь Александр одержал в молодости. Во время Невской битвы (1240 год) ему было около 20 лет, во время Ледового побоища — 22 года.
    С самого раннего детства св. князь принял благословение на ратное служение во Имя Бога на защиту Русской земли. На третьем или четвертом году жизни совершался постриг в воины.
    Княжеских сыновей обычно постригали епископы. Обряд происходил в храме. Мальчика ставили перед царскими вратами, и над ним произносилась молитва, в которой испрашивалось благословение Божие. Затем постригались волосы в знак того, что дитя посвящается Богу. После совершения обряда отрока сажали на коня – это означало его будущую самостоятельность. В руки давали оружие, обыкновенно – лук со стрелами, что указывало на обязанность воина защищать родину от внешних врагов.
    Этот обряд был совершен над Александром святителем Симоном, епископом Суздальским, в Спасо-Преображенском соборе города Переяславля, где проходило детство великого князя. С молодых лет князей учили грамоте. При обучении старались ознакомить юношу с книгами Священного Писания, главным образом с Евангелием и Псалтирью.
    Юный Александр с юных лет отличался глубоким религиозным настроением и живым чувством долга. Серьезный не по летам характер его не позволял ему предаваться пустым забавам. Кроме чтения священных книг, любил он церковное пение.
    Приобретали юные князья и светские знания. Они изучали иностранные языки, преимущественно латинский и греческий, и на этих языках читали античную литературу. Наряду с книжным воспитанием обращалось большое внимание и на воспитание физическое: езда верхом, стрельба из лука, владение другим оружием.
    Выдающимся событием в жизни князей было «посажение на стол». Этот обряд считался необходимым, без него князь не был бы князем. Поэтому в летописях к выражению «вокняжился» обычно прибавляется: «и сел на столе».
    «Вокняжение» молодого Александра Ярославича происходило в Софийском Новгородском соборе в 1236 году. Благословляя сына своего на княжение в Новгороде, Ярослав Всеволодович сказал ему: «Крест будет твоим хранителем и помощником, а меч – твоею грозою! Бог дал тебе старейшинство между братьями, а Новгород Великий – старейшее княжение во всей земле Русской!» Архипастырь, возложив руки на главу князя, молился Царю царей, чтобы он «из Своего жилища» благословил верного раба Своего Александра, укрепил его «силою свыше», утвердил его на «престоле правды», показал его доблестным защитником святой соборной церкви и сподобил его «небесного царства».
    В 1239 году Александр вступил в брак, взяв в жены дочь полоцкого князя Брячислава Александру. Отец, Ярослав, благословил их при венчании святой чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери. Эта икона постоянно находилась при святом Александре, а затем она была взята из Городецкого монастыря, где он скончался, его братом Василием Ярославичем Костромским и перенесена в Кострому.
    Начиналось самое трудное время в истории Руси. С востока шли, уничтожая все на своем пути, монгольские орды, с запада угрожали крестоносцы, которые, воспользовавшись нашествием Батыя, вторглись в пределы Отечества. В 1240 году войско шведов на кораблях под командованием зятя шведского короля Биргера вторглось в Неву. Гордый швед прислал в Новгород к князю Александру гонцов со словами: «Если можешь, сопротивляйся – я уже здесь и пленяю твою землю».
    Но этот надменный вызов не смутил юного князя, хотя у него была только малочисленная дружина. Отдав приказание наличным военным силам быть готовыми к походу, Александр пришел в Софийский собор. Там он вместе со святителем и новгородским народом горячо молился.
    Окончив молитву и приняв благословение от святителя Спиридона, вышел князь Александр из Софийского собора к своей дружине и новгородскому народу и обратился к ним со словами: «Братья! Не в силе Бог, а в правде!»
    Его святое воодушевление передалось дружине и народу. С небольшой дружиной, уповая на Бога, князь сразу же направился навстречу врагу.
    Перед битвой случилось чудное предзнаменование. Воин Пелгуй, во святом крещении Филипп, был в ночном дозоре. Он всю ночь провел без сна, следил за шведским войском, которое прибывало на кораблях по Неве до устья реки Ижоры, где высаживалось на сушу. Этот воин видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по Неве, и в ней святых князей мучеников Бориса и Глеба. И сказал Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику нашему Александру».
    Когда Пелгуй сообщил о видении прибывшему князю, святой Александр по благочестию своему повелел никому не говорить о чуде, а сам, ободренный, мужественно повел с молитвой войско на шведов, которые были застигнуты врасплох. Прежде чем враги успели опомниться, русские дружным натиском ударили на них. Как Божия гроза, впереди всех пронесся в середину врагов юный князь и с неукротимой отвагой бросился на Биргера и нанес ему тяжкий удар по лицу – «возложил ему печать на лицо». Была страшная битва. Ангел Божий незримо помогал православному воинству. Когда наступило утро, на другом берегу реки Ижоры, куда не могли пройти русские воины, было обнаружено множество перебитых врагов.
    За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 года, народ назвал святого Александра Невским.
    Опасным врагом оставались немецкие рыцари-крестоносцы.
    В 1240 году немцам удалось захватить Копорье, Псков и Изборск.
    Святой Александр, выступив в зимний поход, освободил Псков, этот древний Дом Святой Троицы, а весной 1242 года дал Тевтонскому ордену решительное сражение. На льду Чудского озера 5 апреля 1242 года сошлись оба войска. Воздев руки к небу, святой Александр молился: «Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с народом велеречивым и помоги мне, Боже, как древле Моисею на Амалика и прадеду моему Ярославу Мудрому на окаянного Святополка». По его молитве помощью Божией и ратным подвигом крестоносцы были полностью разгромлены.
    Западные пределы Русской земли были ограждены, но с восточной стороны против бесчисленных полчищ монголов требовалась мудрая дипломатия, «кротость голубя и мудрость змеи». Поскольку невозможно было противостоять военной силой против монголов, нужно было искать компромисс.
    Князь Александр пять раз ездил к хану татарскому, кланялся, унижался, вымаливал милость и пощаду. Однажды пришлось святому Александру ехать в самое гнездо татарского царства, в Монголию, к пределам Дальнего Востока, к истокам Амура, среди невыразимых трудностей и опасностей тогдашнего путешествия. Надо было кланяться хану, надо было унижаться и смиряться, надо было переносить потерю независимости русского народа. Много золота и серебра уплатил князь хану, выкупая пленных русских, смягчая его гнев данью и подарками. Одного он не хотел отдать, одним не мог пожертвовать: святою православною верою.
    Русский летописей передает нам картину приема ханом князя Александра. У хана Батыя был такой обычай: приезжающих к нему на поклонение сразу не допускали к хану, а отправляли к волхвам, которые заставляли их пройти сквозь огонь, затем надо было поклониться кусту, огню и идолам. Александру Ярославичу также предстояло исполнить эти обряды.
    Благочестивый князь наотрез отказался подчиниться требованиям, противным христианской совести. «Смерть, смерть ему», – закричали волхвы. Но приближенные хана пошли к Батыю, чтобы узнать решение своего господина. Прошло несколько минут напряженного ожидания. Наконец, явились ханские слуги и, к общему удивлению, принесли приказ хана не принуждать Александра к исполнению обрядов. Александр предстал пред лицо Батыя.
    Величественный вид князя поразил хана. Батый сразу понял, что перед ним – князь, далеко превосходивший других князей своим умом и достоинствами. Самодовольная улыбка проскользнула по лицу хана, когда князь Александр склонил перед ним свою голову и сказал: «Царь, я поклоняюсь тебе, потому что Бог почтил тебя царством, но твари не стану кланяться+ Я служу единому Богу, Его чту и Ему поклоняюсь!» Батый некоторое время любовался героем, наконец, произнес, обратясь к окружающим: «Правду говорили мне, нет князя, равного этому».
    Верность Православию святой князь Александр показал, когда посланные в 1248 году Римским папой Иннокентием IV два кардинала пытались склонить князя в католичество, обещая помощь в борьбе с монголами. На это князь ответил, что мы верны Христовой Церкви и Православной вере, которая зиждется на Семи Вселенских Соборах, а «от вас учения не принимаем».
    Святой Александр, вдохновляемый верой Христовой, чувствовал великую ответственность пред Богом и историей за судьбу Святой Церкви и своей Родины. В 1261 году стараниями князя Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви.
    В 1262 году суздальский и ростовский народ, не терпя татарских сборщиков дани, поднял восстание против них. Пущены были слухи, что сам великий князь Александр разослал по городам грамоты, что «татар бити». Восставший народ, несмотря на справедливую ненависть к притеснителям, ограничился только убийством наиболее свирепых хищников, поэтому и убитых было немного. Ждали татарской мести. Но Бог направил события в совсем другое русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством. В этом великом соединении русских и татарских земель была положена основа будущего многонационального Российского государства.
    Святой князь Александр в своей последней поездке в Сарай исполнил свой долг пред Богом, спасая Русь от возмездия татар за восстание против них. Но и силы его были отданы все, жизнь его была положена на служение своей Родине и вере. На обратном пути из Орды святой Александр смертельно заболел. Не доезжая Владимира, в Городце, в монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий. Святое тело его было перенесено во Владимир, в Рождественский монастырь, где митрополит Кирилл с духовенством совершил погребение. В надгробном слове митрополит Кирилл сказал: «Знайте, чада моя, что уже зашло солнце земли суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле».
    Александр Невский канонизирован как благоверный князь.
    При погребении было явлено Богом чудо. Когда положено было тело святого Александра в раку, эконом Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита. «И объял их ужас, и едва отступили от гробницы его. Кто не удивится тому, если был он мертв, и тело его было привезено издалека в зимнее время».
    Так прославил Бог своего угодника – святого воина-князя Александра Невского.
    Протоиерей Анатолий Малинин,“Православие и мир”

  10. SVIN_Play Ответить

    Смотреть что такое “Бог не в силе, а в правде.” в других словарях:

    бог не в силе, но в правде — Никон. летоп. 3, 10. Ср. Чья сильнее, та правее (у людей) … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
    Бог не в силе, но в правде — Богъ не въ сил?, но въ правд?. Никон. л?топ. 3, 10. Ср. Чья сильн?е, та прав?е (у людей) … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
    БОГ – ВЕРА — Жить Богу служить. Кто велик, яко Бог наш (Владимир Мономах). Не нам, не нам, но имени твоему (т. е. слава). Велико имя господне на земли. В мале Бог, и в велике Бог. Разумейте, языцы, яко с нами Бог. Сильна Божья рука. Божья рука владыка. Бог не … В.И. Даль. Пословицы русского народа
    БОГ — [греч. ????; лат. deus; слав. родствен древнеинд. господин, раздаятель, наделяет, делит, древнеперсид. господин, название божества; одно из производных общеслав. богатый]. Понятие о Боге неразрывно связано с понятием Откровения. Предметом… … Православная энциклопедия
    Не в силе Бог, а в правде. — Бог не в силе, а в правде. Не в силе Бог, а в правде. См. БОГ ВЕРА Не в силе Бог, а в правде (Александр Невский). См. ПРАВДА КРИВДА … В.И. Даль. Пословицы русского народа
    ЛИТЕРАТУРА СВЯТОЙ РУСИ — Фундаментальное свойство русской литературы то, что это литература Слова. Слова Логоса. Тысячелетняя ее история открывается «Словом о Законе и Благодати» митр. Илариона (XI в.). Здесь Ветхому Завету «Закону» (национально ограниченному, замкнутому … Русская история
    ИОВА КНИГА — [евр. ; греч. ????; лат. Iob], каноническая ветхозаветная книга, названная по имени праведника, о к ром она повествует. (Об этимологии имени Иов см. в ст. Иов) В каноне Праотец Иов. Икона иконостаса Троицкого собора Ипатиевского мон ря. 1652 г.… … Православная энциклопедия
    Державин, Гавриил Романович — — знаменитый поэт, государственный человек и общественный деятель второй половины прошлого и первой четверти нынешнего столетия (р. 3 июля 1743, ум. 8 июля 1816). Предок его, татарский мурза Багрим, в ХV столетии, в княжение Василия… … Большая биографическая энциклопедия
    Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия
    Белинский, Виссарион Григорьевич — — родился 30 мая 1811 года в недавно присоединенном к России Свеаборге, где его отец, Григорий Никифорович, служил младшим лекарем флотского экипажа. Фамилию свою Григорий Никифорович получил при поступлении в семинарию от своего учебного… … Большая биографическая энциклопедия

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *