Не велик кусок пирога а стоит много труда почему так говорят?

15 ответов на вопрос “Не велик кусок пирога а стоит много труда почему так говорят?”

  1. Bladefist Ответить

    Елена Огиенко
    Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Хлеб — всему голова»
    Программное содержание:
    – обобщить знания детей о том, что хлеб – ценный пищевой продукт, получение которого требует большое труда;
    – воспитывать у детей бережное, уважительное отношение к хлебу и труду хлеборобов;
    – закрепить название профессий – тракторист, комбайнер, хлебороб, пекарь;
    – добиваться сознательного понимания детьми цены хлеба;
    – учить детей беречь хлеб;
    – развивать логическое мышление.
    Предварительная работа:
    – рассказы о труде хлеборобов;
    – слушание и разучивание русских народных песен;
    – чтение рассказов и заучивание стихов;
    – рассматривание иллюстраций о труде хлеборобов;
    – заучивание пословиц и поговорок.
    Ход организованно-образовательной деятельности
    Воспитатель: Дорогие, ребята! Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о самом главном продукте на земле. Как вы думаете, о каком продукте идет речь? (ответы детей)
    – Отгадайте загадку: Вырос в поле колоском,
    На столе лежу куском. (Хлеб)
    – Правильно, и сегодня мы поговорим о хлебе.
    С весны до осени не покладая рук трудятся хлеборобы, чтобы в каждый дом, на каждый стол хлеб пришел!
    – Как в народе говорят о хлебе? Давайте вспомним пословицы и поговорки, но не просто их проговорим, но и постараемся объяснить смысл выражения.
    Дети (называют пословицы и поговорки и объясняют их смысл)
    • Хлеб – всему голова!
    • Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
    • Хвала рукам, что пахнут хлебом.
    • Плох обед, коли хлеба нет.
    • Не велик кусок пирога, а стоит много труда.
    • Береги хлеб – он наше богатство.
    Воспитатель: Хлеб – основной продукт питания. Он нужен человеку каждый день.
    Мы знаем, что осень – горячая пора для тружеников полей и для тех, кто помогает им убирать хлеба, собирать урожай овощей и фруктов.
    (звучит музыка, входит Осень)
    Осень: Я – Осень золотая. Осень – сбора урожая. Услышала, что вы говорите про меня и пришла к вам, но не с пустыми руками. Как вы думаете, с чем я к вам пришла? (размышления детей)
    Воспитатель: Осень, а мы знаем песню про то, что ты нам можешь принести.
    (Дети исполняют песню «Что нам осень принесет» Слова: Л. Некрасова,
    Музыка: З. Левина)

    Осень благодарит детей
    Воспитатель: Сегодня с детьми мы говорим о хлебе, а значит, и о вас. Наши дети знают стихотворение о хлебе
    (Дети читают стих-е)
    1. Вот он, хлебушко душистый,
    С хрусткой корочкой витой.
    Вот он, теплый, золотистый,
    Словно солнцем налитой.
    2. В нем – здоровье наше, сила,
    В нем – чудесное тепло.
    Сколько рук его растило,
    Охраняло, берегло!
    3. Ведь не сразу стали зерна
    Хлебом тем, что на столе.
    Люди долго и упорно
    Потрудились на земле.
    4. В нем – Земли родимой соки,
    Солнца свет веселый в нем…
    Уплетай за обе щеки!
    Вырастай богатырем!
    Воспитатель: А сейчас мы тебе покажем и расскажем, как растет колосок
    (выполнение движений с проговариванием текста)
    Солнышку смеётся
    Хлебный колосок!
    Подрастёт за лето –
    Будет он высок!
    Золотые зёрна
    Превратят в муку,
    Из которой скоро
    Хлебушек спекут.
    Вкусные, румяные
    Вынут из печи
    Булочки, батоны,
    Сайки, калачи.
    Будет хлеб богатый
    На столе у нас!
    Скажем мы спасибо
    Колоску в тот час.

    Осень: -Ребята, после того как убрана пшеница с полей, профессия каких людей вывозят зерно на элеватор (шоферы)
    – Я предлагаю вам поиграть в игру «Шоферы»
    (дети под музыку «везут» зерно на элеватор, стараясь не уронить ни одно зернышко)
    Воспитатель: Вот и довезли вы зерно до элеватора. А куда же потом везут зерно?
    Дети: на мельницу
    Воспитатель: Что там делают с зерном?
    Дети: зерно перемалывают в муку.
    Воспитатель: Как называют человека, который работает на мельнице?
    Дети: мельник.
    Воспитатель: После мельницы куда везут муку?
    Дети: на пекарню, где пекари пекут хлеб.
    Осень: Ребята, я смотрю вы много знаете о хлебе. А сможете ли вы, определить по картинкам и расставить их правильно.
    Я предлагаю вам поиграть в игру «Как хлеб пришел на стол?»
    1. Весной землю пашут … плугом.
    2. Потом ее … боронят.
    3. Затем в землю бросают … зерна.
    4. Летом растения … поливают.
    5. Осенью начинается уборка … урожая.
    6. На машинах зерно везут на … мельницу.
    7. Здесь из зерна получают … муку.
    8. На хлебозаводах из муки пекут … хлеб, батон, булочки.
    9. Эти продукты продают в … магазине.
    Воспитатель: Ребята, мы с вами убедились в том, что дорога от зернышка до булочки очень длинна. Сколько вложено труда, сколько людей трудилось от зари до зари: трактористы, комбайнеры, шоферы, пекари, одним словом – хлеборобы.
    Воспитатель: Убран хлеб, и тише стало,
    Жарко дышат закрома.
    Поле спит. Оно устало.
    Приближается зима.
    Радуются трудовые люди -собран богатый урожай.
    Воспитатель: Но путь хлеба на наш стол еще не закончен. С элеватора зерна везут на мельницу, где из них получают муку.
    Даже стены тут приятно
    Пахнут хлебом ароматным:
    Много дружных пекарей
    Хлеб пекут здесь на заре.
    А потом его – в машины
    И развозят в магазины
    Вот откуда к нам на стол
    Теплый, вкусный хлеб пришел!
    Осень: Ну что, ребята, вы догадались с чем я к вам пришла, что же у меня в корзинке?
    (ответы детей – тесто)
    – Правильно. А вы знаете, что выпекают из теста? (ответы детей)
    – А еще из теста пекут калачи. Прежде, чем нам отправиться в пекарню, я вам предлагаю гимнастику «Калачи»
    Ча-ча-ча – наша печка горяча (разводят руки в стороны,
    Чи-чи-чи – печет печка калачи (приседание,
    Чу-чу-чу – будет всем по калачу (лепят ладошками калачи,
    Чо-чо-чо – осторожно горячо (хлопки перед собой).
    Тестопластика
    После гимнастики, дети совместно с воспитателем и Осенью проходят за столы, и дети из соленого теста лепят хлебобулочные изделия.





  2. Chanell Ответить

    Цели:
    ознакомить учащихся с согласными звуками [х] и [ х’], буквами  Х и х; учить моделировать букву Х, моделировать слова с данной буквой;  научить правильно, плавно и осознанно читать по слогам слова и текст;
    научить отвечать на вопросы, развивая речь, мышление ребенка, выражать свои мысли и чувства, объясняя значение пословиц;
    воспитывать уважение к труду и людям труда,  бережное отношение к хлебу, формировать умения работать в группах; контролировать и оценивать свою работу и работу своих товарищей.
    Этап урока
    Содержание
    1. Орг. момент
    Вот книжки на столе,
    А вот тетрадки.
    Не хочется играть
    Сегодня в прятки.
    Сегодня в классе у ребят
    Урок уж очень важный.
    Сегодня с вами мы узнаем
    Что важней и вкусней всего
    Бывает на столе на нашем.
    2. Определение темы и целей урока
    Отгадать легко и быстро:
    Мягкий, пышный и душистый,
    Он и чёрный, он и белый,
    А бывает подгорелый. (Хлеб)
    – О чем таком важном мы будем говорить на сегодняшнем уроке? Отгадайте.
    – Какой незнакомый звук встретился вам в этом слове? ([х])
    – Определите тему урока.
    – Какие цели мы поставим перед собой? (Познакомиться со звуком и буквой, его обозначающей.)
    3. Изучение нового материла.
    Физминутка. «Мельница»
    Назовите первый звук в слове «хлеб».
    – Расскажите об этом звуке по плану (работа в группах по исследовательским листам).
    гласный или согласный
    звонкий или глухой
    твердый или мягкий
    парный или непарный
    – Сравните свои исследования (презентация).
    – Назовите парный звук по твердости-мягкости.
    – Посмотрите на следующее задание, как вы думаете, что вы должны сделать?
    – Разделите картинки на две группы по услышанным звукам [х], [х’].
    орехи
    петухи
    хищники
    подсолнух
    горох
    сухари
    – Сравните свои результаты с ответом.
    – Составьте схему слова «сухари».
    – Сравните свои результаты.
    – Что такое сухари? (Высушенный хлеб.)
    – Какой может быть хлеб?
    – Хлеб бывает пшеничным и ржаным (показ гербария: рожь, пшеница).
    – Звуки [х], [х’] на письме обозначаются буквой х (ха).
    – Сконструируйте ее из «Лего» (работа в группах).
    – На что она похожа?
    – Х – забавная игрушка,
    Деревянная вертушка.
    Деревянная вертушка –
    Ветру вольному подружка.
    – Где мы можем увидеть такую вертушку? («Мельница»)
    – Прочитаем слоги на доске:
    ха      хо      ху      хе      хи
    ах      ох      ух      ых     их
    – Посмотрите на следующее задание в конвертах (работа в группах).
    – Прочитайте слово (хором).
    хлебный
    хлебороб
    хлебушек
    хлебница
    хлебопекарня
    – Посмотрите на эти слова.
    – Прочитайте их (хором).
    – Что у них общего?
    – Добавляется слово «хлеб».
    – У этих слов общая часть и близкое значение.
    – Как называются такие слова?
    – Это однокоренные слова. Общая часть – корень.
    – У русского народа много пословиц и поговорок о хлебе. Давайте составим рассыпавшиеся пословицы и поговорки из частей (работа в группах).
    Не велик кусок пирога, а стоит много труда.
    Без труда хлеб не родится никогда.
    Хлеб да вода – богатырская еда.
    Хоть по-старому, хоть по-новому, а без хлеба ни прожить.
    Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош.
    – Прочитаем пословицы, объясним их значение.
    – Прочитайте текст (индивидуальные карточки). Чтение «по цепочке».
    «Хлеб – всему голова», – говорят у нас в народе.
    Человек может обойтись без многого, а без хлеба – не может. И редко кто из нас думает, как много труда требуется, чтобы хлеб оказался у нас на столе в виде мягкого, душистого батона или калача.
    – Прочитайте, как говорят в народе про хлеб.
    – Почему так говорят?
    – А знаете ли вы, откуда пришёл хлеб на стол?
    – Сначала землю пашут.  Потом в неё бросают  зёрна – сеют хлеб.
    Из зёрен вырастают колоски.  В каждом колосе много новых зёрен.
    Колоски жнут и обмолачивают, вытряхивают из них зернышки.
    Зерно везут на мельницу.
    Там его растирают в муку – мелют.
    Муку отвозят в пекарню. В ней пекут булочки, буханки, батоны.
    Хлеб готов!
    Его везут в магазины. Покупайте и кушайте!
    – Вот видите, ребята насколько долог и труден путь хлеба к нашему столу.
    – Наверное, не раз вам говорили мама и папа, дедушка и бабушка о том, что хлеб нужно беречь.
    – Ребята, как вы бережёте хлеб?
    – В музее истории Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был паек в зимние месяцы в блокадном Ленинграде. Людям надо было выжить назло фашистам. Живой – значит, победа.
    4. Итог урока.
    – А теперь скажи, дружок
    Тебе понравился урок?
    Что расскажешь дома маме?
    Поделись сейчас ты с нами.
    – Кому было интересно на уроке?
    – С какими новыми звуками и буквами познакомились?
    – Расскажите о них кратко.
    – Что особенно запомнилось?
    – Оцените свою работу на уроке (выбор: улыбающееся облако, грустное, сердитое). В ходе всего урока при проверке у детей есть эти карточки с облаками. Таким образом, они могут контролировать и оценивать работу.
    – Послушайте своих товарищей, которые подготовили стихотворения про хлеб.
    1. Слава миру на земле!
    Слава хлебу на столе!
    Слава тем, кто хлеб растил,
    Не жалел трудов и сил.
    2. Вот он – хлебушек душистый,
    Вот он – теплый, золотистый.
    В каждый дом, на каждый стол
    Он пожаловал, пришел.
    3. Если мы  хотим кого-то
    Встретить с честью и почетом,
    Встретить щедро, от души,
    С уважением большим,
    То гостей таких встречаем
    Круглым пышным караваем.
    Он на блюде расписном,
    С белоснежным рушником.
    4. С караваем соль подносим,
    Поклонясь, отведать просим:
    «Дорогой наш гость и друг,
    Принимай хлеб-соль из рук».
    – Угощение караваем.

  3. Енот Ответить

    7

    8
    Дети: Кто ты? Где ты? Зерно: Я – зерно. Я в земле. Вокруг темно. Дети: Разве хуже на свету? Зерно: Пахарь бросил в темноту. Дети: А какой же в этом прок? Зерно: Из меня взойдет росток. Дети: Что же будет с тем ростком? Зерно: Станет тонким стебельком. Дети: А зачем же стебельки? Зерно: Чтоб созрели колоски.

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18
    рожь

    19
    овёс

    20
    пшеница

    21
    ячмень

    22

    23
    Булочная песенка Были два приятеля: Бублик и Батон. Ждали покупателя Бублик и Батон.

    24
    Бублику понравился школьник в колпачке, А Батону – бабушка В бежевом платке.

    25
    Бублик в ранец бухнулся И понёсся вскачь, А Батон тихонечко В сетке кач да кач…

    26
    Бублик познакомился С горкой ледяной, С четырьмя мальчишками, С девочкой одной.

    27
    А Батон – с кастрюльками, С тёплым молоком, С бородатым дедушкой, С рыженьким щенком.

    28
    ТРИ КАЛАЧА И ОДНА БАРАНКА Одному мужику захотелось есть. Он купил калач и съел; ему все еще хотелось есть. Он купил другой калач и съел; ему все еще хотелось есть. Он купил третий калач и съел, и ему все еще хотелось есть. Потом он купил баранок и, когда съел одну, стал сыт. Тогда мужик ударил себя по голове и сказал: «Экой я дурак! что ж я напрасно съел столько калачей? Мне бы надо сначала съесть одну баранку».

    29
    Говорила бабушка, Мама говорила: – Хлеб наше богатство, В хлебе – наша сила. Но мальчишки в школе С этим не считаются И в столовой корками Хлебными бросаются. А я корку хлеба Ни за что не брошу, Потому что хлеб наш Вкусный и хороший, Потому что много Стоило труда, Чтобы хлеб наш вкусный Был у нас всегда!

    30

  4. Global Silver Elite Ответить

    Галина Ковалевская
    Конспект занятия «В каждой крошке хлеба — труд!»
    Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в средней группе.
    Воспитатель Ковалевская Галина Ивановна.
    Тема «В каждой крошке хлеба – труд
    Задачи:
    -учить детей подбирать к существительному несколько прилагательных, отвечать на вопросы воспитателя полным предложением;
    -воспитывать уважение к труду земледельца, пекаря, бережное отношение к хлебу, понимание недопустимости игры с едой;
    -развивать любознательность детей.
    Оборудование: настоящий каравай, салфетка, серии картинок «Что сначала, что потом», фонограмма с грустной мелодией, иллюстрации «Откуда хлеб на стол пришел».

    Ход занятия

    Воспитатель:
    Сегодняшнюю встречу я хочу начать с загадки /отгадка спрятана под салфеткой/
    Отгадай легко и быстро:
    Мягкий, пышный и душистый,
    Он и черный, он и белый,
    А бывает подгорелым /Хлеб/
    Д: Это хлеб /показ каравая/
    Воспитатель: Да, верно, мы сегодня поговорим о хлебе. Хлеб, хлебушко с румяной корочкой, мягкий, душистый. Он – самый главный на столе. Хлебные изделия не только вкусны, но и питательны. Хлеб мы едим несколько раз в день, а он не приедается.
    О хлебе есть очень много пословиц: «Хлеб – всему голова», а еще какие вы знаете?
    Д: Хлеб- начало всех начал
    Много снега – много хлеба
    Не велик кусок пирога, а стоит много труда.
    Воспитатель: Да, ребята, много людей потрудилось, прежде чем хлеб пришел к нам на стол. /показ иллюстраций по ходу рассказа/. Хлеборобы сеяли зерно, выращивали его, комбайнеры собирали зерно. А потом зерно отвозили на элеватор, там его отсортировали, сушили и хранили. Часть зерна сразу отправляют на мельницу, где из него сделают муку, а муку отвозят в магазин и в пекарню. Вот тогда за дело принимаются мастера-пекари.
    Много людей трудятся днем и ночью, чтобы вы ели свежий, душистый хлеб. А вы, ребята, хотите поработать пекарями / ответы детей/
    – Поиграем с вами в шуточную игру «Замесим тесто» /физкультминутка/
    Ой, ладошки-ладушки.
    Мы печем оладушки. / хлопки ладонями/
    Замешиваем тесто,
    А тесту в миске тесно. /имитируют помешивание по кругу/
    Тесто выпало на стол,
    Тесто шлепнулось на пол. /присели/
    Тесто убежало / легкий бег на месте/
    Начинай сначала.
    Воспитатель: А сейчас давайте, присядем и отдохнем, послушайте стихотворение С. Михалкова «Булка» /инсценировка под грустную мелодию/
    Три паренька по переулку, играя, будто бы в футбол,
    Туда -сюда гоняли булку, и забивали ею гол.
    Шел мимо незнакомый дядя, остановился и вздохнул.
    И на ребят почти не глядя, к той булке руку протянул.
    «Ты кто такой?» – спросили дети, забыв на время про футбол.
    «Я – пекарь»– человек ответил и с булкой медленно ушел.
    Даже не верится нам с тобою, что кто-то сорит чудом земли.
    Сердце за хлеб обливается болью, когда он лежит в придорожной пыли.
    Воспитатель: Что хотел автор Сергей Михалков рассказать нам о хлебе?
    Д: Хлеб нужно беречь, нельзя играть с хлебом.
    Воспитатель: Хлеб надо беречь, он – наше богатство. Русский народ испокон веков с уважением относился к хлебу.
    Давайте расскажем «Какой хлеб / проводится ресурсный круг, дети сидят в кругу, в руках воспитателя каравай, его передают по кругу и называют определения/. Хлеб румяный, .… / свежий, мягкий, пышный, ароматный, душистый, пахучий и т. д. / Молодцы!
    Наше занятие подошло к концу. Я думаю, что вы сегодня очень много всего узнали. Но самое главное- это то, что вы знаете сколько труда нужно вложить, чтобы на столе всегда лежала свежая булка и каравай.
    «Человек привык трудиться-
    Люди пашут, сеют, жнут.
    В каждом зернышке пшеницы
    В каждой крошке хлеба – ТРУД!
    / Угощаем хлебом/
    Литература:
    1. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. Москва «Вако» 2010.
    2. Молодова Л. П. «Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников» Минск «Асар» 2001.
    3. Путешествиев. Совсем рядом. Йошкар-Ола, 1995.

  5. нечёси Ответить

    Ребята, но самый вкусный хлеб получается, когда печёшь его своими руками.
    Ваши мамы пекли вам, пироги, баурсаки?
    А вы помогали им? (Рассказы детей)
    Ребята, а теперь посмотрите, как помогали Петушку Круть и Верть из сказки «Колосок»
    Инсценировка
    Вбегают Круть и Верть, хохочут, веселятся, прыгают.
    Вдруг приходит Петушок с колоском и говорит:
    ­ Эй, Круть! Эй, Верть! Где вы бездельники?
    ­ Мы здесь.
    ­ Опять вы веселитесь, без дела скачете. Посмотрите, какой я колосок нашёл.
    Его надо обмолотить, зерно в мешок сложить, мешок на мельницу отнести, муки намолоть,
    тесто замесить, пирогов испечь.
    Кто это будет делать?
    ­ Только не мы. У нас лапки маленькие, пальчики слабенькие.
    ­ Ну, это не беда! Пальчики ваши мы сейчас потренируем.
    (петушок показывает картинки, мышата смотрят на них и выполняют движения руками –
    насыпают муку, льют молоко, замешивают тесто…)
    Петушок:
    ­ Ну что, хорошо мы сегодня потрудились?
    Круть: «Золотые руки не знают скуки»
    Верть: «Хочешь есть калачи – не сиди на печи»
    Круть: «Худ обед, коли хлеба нет»
    Верть: «Сделал дело, гуляй смело»
    ­ А вы ребята хотите потрудиться, испечь из муки жаворонка?
    Посмотрите, какие продукты понадобятся нам для теста
    (рассматривают, называют: мука, сахар, растительное масло, вода, дрожжи)
    Я принесла уже готовое тесто (рассматривают)
    Предлагаю два варианта лепки жаворонка:
    ­ Делим тесто на кусочки
    ­ Кусочки раскатываем в жгут и завязываем узлом, тот кончик теста, что оказался наверху
    – это голова птички, формируем на нём клюв. Тот кончик теста, что оказался внизу – это
    хвост, расплющиваем его. Хвост разрезаем на три части. Из изюма или гвоздики делаем
    глаза.
    ­ Жаворонков выкладываем на противень и выпекаем.
    2.
    ­ Раскатать тесто, из него вырезать треугольники
    ­ На вершине треугольника воткнуть два зёрнышка глазка, а основание треугольника
    разрезать на несколько полосок
    ­ Крайние полоски завернуть наверх, это крылья, посередине – хвост.
    3. ?орытынды/итоговая часть:
    ­ Какое значение имеет хлеб для людей.
    Как много разных профессий трудится, чтобы у нас на столе появился хлеб;
    Какие пословицы вы запомнили про хлеб.
    Дети едят выпеченные жаворонки и вспоминают, как они лепили из теста жаворонков

  6. криворучка Ответить

    Наталья Плахтеева
    Конспект беседы с детьми «Весенние работы на земле»

    Цель: расширять знания детей о труде крестьян.
    Задачи:
    – обогащать словарный запас новыми словами;
    – воспитывать уважение к труду крестьян;
    – формировать представления о сельскохозяйственной технике, облегчающей труд людей.
    Активация словаря: пашня, комбайн, плуг, борона, сеялка, трактор, земледельцы.
    Подготовительная работа
    – рассматривание слайдов мультимедийной презентации по теме беседы;
    – работа с наглядно-дидактическим пособием «Как наши предки выращивали хлеб»
    – рассматривание и сравнение колосьев ячменя, пшеницы и ржи;
    – знакомство с поговорками, пословицами, загадками о труде крестьян, о хлебе, о весне.
    Ход беседы
    Воспитатель: Ребята, весной у людей, живущих в станицах, сёлах, то есть крестьян, появляется много новых дел. Ведь весна – это время начала полевых работ.
    Как вы думаете, почему про весну в старину говорили так:
    «Весна красна, да голодна»;
    «Весной – то сиди, гляди, осенью – то – кисель да блины»;
    «Весна красна цветами, а осень пирогами».

    Если дети затрудняются с ответом, воспитатель поясняет смысл пословиц.
    Воспитатель. Ребята, есть и пословицы о труде:
    Труд кормит, а лень портит.
    Маленькое дело лучше большого безделья.
    Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
    Сделал дело – гуляй смело.

    Только весной начинаются работы на полях, в огородах. Земля долгую зиму отдыхала под белым покрывалом снега. Никто её не тревожил, не работал на ней. Весной снег растаял, солнышко согревает землю своими лучами. Земля просыпается. Люди выходят работать в поле. Земля, на которой что – либо выращивают, называется пашней

    Воспитатель. Ребята, давайте поиграем в игру «Я начну, а ты закончи».
    Я говорю начало пословицы, а кому передам мяч, тот заканчивает её.
    Кто пахать не ленится – У того и хлеб родится.
    Невелик кусок пирога – А стоит много труда.
    Много снега – Много хлеба.
    Хлеб – Всему голова.
    Солнце землю согрело – Не опаздывай с севом.
    Хоть хлеба хороши – А пашню паши.

    Воспитатель. Молодцы, ребята, а вы знаете, что выращивают на полях?
    Ответы детей. Рожь, пшеницу, ячмень …
    Воспитатель. Ребята, пшеницу, рожь, ячмень называют злаковыми растениями, или одним словом – злаки.
    Для того чтобы злаки выросли, необходимо выполнить ряд работ. Вначале необходимо вскопать землю, чтобы она была мягкой, рыхлой. Затем бороновать, потом посадить зёрна. Дождь польёт землю, и взойдут сначала маленькие ростки, а потом они станут большие и превратятся в колосья.
    Физкультминутка “Рост зерна”
    Уж ты семечко – зерно, ляжешь в борозду на дно!
    Ты не бойся, золотое, ничего там не темно.
    К свету, к солнцу из земли ты росток скорей пошли. (дети опускаются на корточки)
    Как весною в ранний час семена взошли у нас.
    Вышли к солнышку из тьмы (дети медленно встают-вырастают, потягиваются)
    “Здравствуй, солнышко, это мы!” (дети поднимают руки над головой и машут кистями рук)
    Мал ещё росток – ребёнок, (дети опускают руки вниз)
    Только-только из пелёнок. (дети наклоняют голову в разные стороны)

    Воспитатель. В старину на Руси больше всего сеяли рожь. Она роднее и любимее для крестьянина из всех хлебов. Он зовет её «матушкой – кормилицей».
    А «пшеница – это ржи богатая сестрица».
    Она не кормит крестьянина, а прикармливает.
    Есть старинная поговорка:
    «Одним пшеничным пирогом мужик сыт не будет,
    коли ржаного хлеба не добудет»

    Воспитатель. Ребята, есть такая нужная профессия – агроном. Это человек, который работает в поле: следит за состоянием почвы, зерна для посева, за всходами.
    Ребята, а вы знаете, какая техника помогает появиться хлебу?
    Ответы детей. Комбайн, плуг, борона, сеялка, трактор.
    Воспитатель. Давайте поиграем. Я буду загадывать загадки, а вы находить отгадку на картинке и показывать.
    Корабль великан не по морю плывёт,
    Корабль великан по земле идёт.
    Поле пройдёт – урожай соберёт.
    (комбайн)
    Железный нос в землю врос,
    Роет, копает,
    Землю разрыхляет.
    (плуг)
    Едет конь стальной, рычит,
    Сзади плуги волочит.
    (трактор)




    Воспитатель. Ребята, скажите, как зовут человека, который работает на комбайне, тракторе, сеялке, сенокосилке?
    Ответы детей.
    Воспитатель. А как можно назвать их одним словом? Знаете?
    Ответы детей.
    Воспитатель. Ребята, их называют земледельцами. Труд земледельцев трудный и важный для всех нас. Каждый из земледельцев вкладывает частичку своего труда для того, чтобы выросли злаки, из которых потом пекут хлебные изделия. А какие изделия из муки вы знаете?
    Ответы детей.
    Итог. Вопросы детям
    Какие заботы появились у крестьянина весной?
    Что делают земледельцы весной на пашне?
    Чем засевали пашню?
    Какие пословицы и поговорки вы запомнили?

  7. МедведЗаснул Ответить

    Действующие лица:
    Курочка
    Петушок
    Цыплята Нет и Да
    Кот Мурзик
    Пес Шарик
    Колоски (6-12 чел.)
    Сказочница
    Предварительная работа:
    знакомство детей с жанрами устного русского
    народного творчества: сказками, пословицами,
    поговорками.
    знакомство с бытом русской старины.
    Программное содержание:
    активизировать словарь детей, объясняя
    театрализованным действием
    значение пословиц и поговорок:
    На каждого Егорку – найдется поговорка
    Не велик кусок пирога, да стоит много труда.
    Возьмемся дружно – не будет грузно.
    У лодыря Егорки на все отговорки.
    Лодырь да бездельник – им праздник и в
    понедельник.
    Глаза страшатся, а руки делают.
    Хочешь, есть калачи, так не сиди на печи.
    Спишь, спишь, и отдохнуть некогда.
    старорусские выражения:
    Хворать – болеть.
    Сыскать – найти.
    Покуда – пока.
    показать место присказки в русской народной
    сказки, ее содержание в связи с сюжетом сказки.
    КАРТИНА ПЕРВАЯ
    Дом Курочки. Двор с плетнем. Перед
    домом – поле. В стороне – мельница.
    СКАЗИТЕЛЬНИЦА! (поклон)
    Снова в гости я пришла,
    Сказку вам я принесла.
    Всем доброго здоровья и веселья,
    А ко мне – внимания, почтения.
    Проходит и садится у плетня.
    Звучит спокойная р. н. мелодия.
    О-О-х! И давно это было…
    Ишо тою порою,
    Когда можно было небо достать рукою!
    Солнце по ту пору
    На заборе сидело
    Да петуху в рот глядело.
    Петух запоет – солнце встает!
    Петух со двора –
    Да и солнцу то спать пора!
    Ох! Было времечко!
    Спишь, спишь
    И отдохнуть-то некогда!
    Все это присказка.
    А присказка для сказочки,
    Как для мешочка завязочки.
    Чтобы слова в ней не потерялись и не
    перепутались!
    Медленно подходит к мельнице. Крутит ее,
    приговаривая.
    А сказочка, что мельница.
    Что засыплешь, то и мелится.
    Наберем мы слов с полпуда
    Да засыплем их покуда.
    В нашей сказочке слова
    Попадут на жернова.
    И на каждого Егорку
    Заживет здесь поговорка.
    СКАЗИТЕЛЬНИЦА
    Здесь у леса на опушке,
    В этой маленькой избушке
    Жили-были пес
    и кот (показывает)
    Кое-как! Наоборот.
    С ними курочка жила,
    Дом в порядке их вела.
    А цыплята – Нет и Да
    Помогали ей всегда.
    Звучит вступление по выбору муз.
    руководителя.
    Появляется Петушок.
    ПЕТУШОК
    Светит солнышко с утра!
    На работу мне пора!
    КУ-КА-РЕ-КУ!
    ЦЫПЛЯТА Нам же в поле идти! Мы одни не справимся!
    ПЕТУШОК Возьметесь дружно, не будет грузно. (Уходит)
    КУРОЧКА (машет ему в след)
    Петушок ты мой горластый …
    ЦЫПЛЯТА
    По утрам кричит он: «Здравствуй!»
    На головке гребешок!
    Вот какой наш Петушок!
    КУРОЧКА (Цыплятам)
    Пришла весна!
    Снегу таять, солнцу греть!
    Нам на поле песни петь,
    Петь, пахать, бороновать,
    Зерна в землю засевать–
    В рыхлую земельку,
    В пышную постельку.
    Мурзик! Шарик! В поле пора!
    КОТ И ПЕС (выходят, держась за живот)
    Ой! Мы очень заболели.
    Каши много мы поели.
    Мы поможем вам…
    потом,
    А сейчас пойдем мы в дом.
    Прячутся.

    ЦЫПЛЯТА У лодыря Егорки на все отговорки!
    КУРОЧКА (поет грустную песенку)
    Песня Курочки муз. С. Бодренкова, слова Ю.
    Полухина
    Обращается к цыплятам
    Что ж пойдем одни ребятки,
    Помогайте мне цыплятки.
    ЦЫПЛЯТА (подбегают к Курочке, надевают лукошки)
    Ничего мамочка, глаза страшатся,
    А руки делают
    Цыплята и курочка идут по залу, разбрасывают
    зернышки.
    Звучит русская народная мелодия «Земелюшка
    чернозем».
    1-Й ЦЫПЛЕНОК
    Потрудись-ка, Солнышко!
    Обогрей-ка полюшко!
    2-й ЦЫПЛЕНОК
    Солнышко, потрудись!
    Красное, не ленись!
    По залу разбегаются девочки в желтых платьях
    с колосками, занимают место, согнувшись, опустив
    голову. Танец колосков по выбору муз.
    руководителя.
    Цыплята срезают колоски серпами, курочка за ними
    связывает «снопы». «Снопы» танцуют и убегают.
    ЦЫПЛЯТА
    Вырос славный урожай!
    Будет пышный каравай!
    КУРОЧКА Не спешите, надо теперь колоски на
    мельницу отвести, муки намолоть. Нам одним не
    справиться, позовем Мурзика и Шарика.
    1-й ЦЫПЛЕНОК Эй, Мурзик!
    2-й ЦЫПЛЕНОК Эй, Шарик!
    ЦЫПЛЯТА
    Поскорей сюда бегите,
    На урожай наш поглядите.
    Выбегает Мурзик, у него завязана щека
    платком. Выбегает Шарик – повязка на ноге.
    Помогите отвезти,
    Муку обратно привезти.
    ШАРИК (скорчившись от боли, хромая)
    Я работать не могу. Ой!
    Я ушиб свою ногу. Ой!
    МУРЗИК (сморщившись)
    Ой! Как зубки разболелись!
    К печке я пойду, согреюсь.
    Опять уходят в дом.
    ЦЫПЛЯТА
    Вот лодырь да бездельник–
    Им праздник и в понедельник!
    КУРОЧКА (вздыхает)
    Что ж, бегите-ка, ребятки,
    Помогайте мне цыплятки.
    Все вместе везут тележку за кулисы.
    Появляются Мурзик и Шарик. Они хромают,
    оглядываются. Заметив, что все ушли, срывают
    повязки.
    ВМЕСТЕ
    За дело – не мы!
    За работу – не мы!
    А попеть, поплясать–
    Лучше нас не сыскать!
    Частушки Мурзика и Шарика под балалайку
    начинают перепляс.
    Куплеты Мурзика и Шарика муз. С. Бодренкова, слова
    Ю. Полухина
    Возятся, шалят, уползают в дом.
    КАРТИНА ВТОРАЯ
    Мельница, на ее ступеньках сидит
    Мышка.
    МЫШКА
    Добрый день, мои друзья!
    Вас очень рада видеть я.
    КУРОЧКА Намелите нам муки
    ЦЫПЛЯТА Испекут нам пирожки
    МЫШКА (забирает тележку, крутит мельницу и поет
    Песня Мышки муз. С. Бодренкова, слова Ю.
    Полухина.
    Возвращает мешок с надписью МУКА.
    Пожалуйста!

    КУРОЧКА И ЦЫПЛЯТА Спасибо! Как же нам донести?
    Кто же нам поможет?
    Появляется Петушок, идет через зал и поет
    песенку, показывая характерные движения.
    Песня Петушка муз. С. Бодренкова, слова Ю.
    Полухина
    ПЕТУШОК (зрителям)
    На зарю смотрел всю ночь (зевает).
    (Курочке) Разрешите вам помочь?
    Берет мешок на спину и все идут домой.
    Звучит русская народная мелодия
    КАРТИНА ТРЕТЬЯ
    Дом Курочки. Шарик и Мурзик спят друг на
    друге. Петушок проходит и ставит мешок на лавку.
    Цыплята берут ведра и уходят за водой. Петушок
    несет дрова. Курочка месит тесто.
    КУРОЧКА
    Я сегодня испеку
    Всем друзьям по пирожку.
    Кто трудился день за днем,
    Тех мы в гости позовем!
    Выкладывает тесто на лопату. Сажает в печь.
    Цыплята накрывают на стол.
    Выбегают Арбузики
    АРБУЗИКИ
    Полосатые арбузики
    Все поспели карапузики?
    Дружно ручки на бочек
    Потанцуем гопачок!
    Танец арбузиков под укр. Нар. мелодию.
    Нас на праздник пригласите
    По кусочку откусите
    Сладкий сахарный арбуз
    Вам понравится на вкус
    СКАЗИТЕЛЬНИЦА
    Пожалуйста, входите,
    Работников всех угостите!
    Арбузики убегают. Сказительница кладет на
    стол муляж арбуза.
    Курочка выносит пирог на стол. Уходит.
    Просыпаются Мурзик и Шарик. Принюхиваются, идут к
    столу, зажмурив глаза.
    МУРЗИК Ой, как есть мне хочется!
    ШАРИК Ох, как я проголодался!
    ПЕТУШОК (подбегает)
    Подождите, подождите
    Скажите, кто вырастил колоски?
    ШАРИК И МУРЗИК (громко) Это вы!
    ПЕТУШОК А кто их убрал, обмолотил, на мельницу
    носил?
    ШАРИК И МУРЗИК (чуть тише) Тоже вы!
    ПЕТУШОК А кто тесто месил, дрова носил, пироги
    пек?
    ШАРИК И МУРЗИК (тихо, опустив голову) Все вы! Все
    вы!
    Выбегает Курочка с цыплятами.
    ВСЕ ХОРОМ А вы, что делали?
    Мурзик и Шарик нехотя выходят из-за стола.
    ВСЕ ХОРОМ Не за что таких лодырей и лентяев
    пирогами угощать.
    ШАРИК И МУРЗИК Мы больше так не будем!
    Все герои выходят на поклон.
    СКАЗИТЕЛЬНИЦА
    Хорошо оставайтесь,
    Но помните:
    Хочешь, есть калачи–
    Не сиди на печи!
    Звучит финальная песенка муз. С. Бодренкова,
    слова Ю. Полухина
    Выходят все на поклон.
    СКАЗИТЕЛЬНИЦА
    Сказка-складка.
    Кому горько, кому сладко
    А вам, люди добрые,
    Только сладкие сказки
    Для радости и удовольствия.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *