Не знаю где приют своей гордыне ты милая ты нежная нашла?

6 ответов на вопрос “Не знаю где приют своей гордыне ты милая ты нежная нашла?”

  1. Эльнур Ответить

    Анатолий Лемыш 17.11.2011 15:05:00
    Отзыв: положительный
    Виктор, позвольте слегка похулиганить. :))
    Отрывок из романа “…”
    … Игорь опрокинул в себя рюмку и артистичным жестом выхватил с полки синий том.
    – С вашего разрешения, господа и дамы, возьмем Блока. Прошу прощения, Сан Саныч, я слегка поколеблю ваш треножник с фимиамом. Какое самое известное стихотворение великого поэта? Ну, кроме поэмы «Двенадцать»? Конечно, вот это: «О доблестях, о подвигах, о славе». Но! Вдумайтесь: стихотворение сплошь основано на логических ляпах. Читаем первую строфу:
    «О доблестях, о подвигах, о славе
    Я забывал на горестной земле,
    Когда твоё лицо в простой оправе
    Передо мной сияло на столе.»
    – О чем это? – Игореша обвел взглядом публику. – Некоторое время назад лирический герой был влюблён. Забывал даже о том, что обычно занимает мужчин куда больше, чем какая-то там любимая женщина – о славе. Разумеется, со своей любимой он находился в разлуке. От дамы сердца осталось лишь «лицо в простой оправе» – фотография или портрет.
    «Но час настал, и ты ушла из дому…»
    Здрасьте-пожалуйста! Оказывается, в предыдущей строфе она жила с ним, эта женщина? Сидела рядом, смотрела, например, в окно, а он в это время – на её портрет, сияющий на столе. Видимо, портрет сиял лучше. И он пялился на портрет, а не на свою даму. Ха, дорогой лир. герой! Я знаю, почему она от вас ушла. Я на её месте сделал бы то же самое.
    «Но час настал, и ты ушла из дому,
    Я бросил в ночь заветное кольцо.
    Ты отдала свою судьбу другому,
    И я забыл прекрасное лицо».
    Забыл? Значит, портрет выбросил? Ага, в ночь вместе с заветным кольцом. Если бы портрет продолжал стоять на столе, герой лица не забыл бы. Об эпитетах «заветное» (кольцо) и «прекрасное» (лицо) я уж молчу.
    – Это стилистика жестокого романса, – наконец подала голос Люся. – В ней такие вещи допустимы.
    – А далее ваще мрак, – отмахнулся Игорек:
    «Я звал тебя, но ты не оглянулась,
    Я слезы лил, но ты не снизошла,
    Ты в синий плащ печально завернулась,
    В сырую ночь ты из дому ушла».
    Да это полный провал! Четыре глагольных рифмы подряд! И какие! «Снизошла-ушла», «оглянулась-завернулась»! “Я слезы лил…” – хорош слезливый герой, мечтающий о славе! Любой редактор, видя такую беспомощную технику, обязан закрыть рукопись и вернуть автору. Но это же Блок! Гений! Ему можно! А, кстати, по логике развития сюжета – получается, что героиня опять (опять!) ушла. Когда ж она успела вернуться? Об этом в тексте ничего нет!
    «Не знаю, где приют своей гордыне
    Ты, милая, ты, нежная, нашла…
    Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
    В котором ты в сырую ночь ушла..».
    «Я крепко сплю». Люси, вот как бы вы отнеслись к такому признанию со стороны кавалера? Мужики, если вам когда-нибудь захочется поведать любимой о том, что вам без неё плохо, не говорите ей, что у вас крепкий сон и хороший аппетит! Далее, по психологии лир. героя: он то слезы льет, то крепко спит. Позвольте напомнить Станиславского: не ве-рю!
    «Уж не мечтать о нежности, о славе,
    Всё миновалось, молодость прошла!
    Твоё лицо в его простой оправе
    Своей рукой убрал я со стола».
    Как можно ставить «нежность» и «славу» в один смысловой ряд? Это – словно «теплое» и «зеленое» – слова не стыкуются. Классическая ошибка неопытных стихотворцев. Что касается «лица в простой оправе» – то оно, по идее, было убрано со стола ещё три строфы назад. Помните, когда лир. герой забыл лицо? Как же оное лицо снова оказалось на столе?
    А эпитеты?! Плащ – синий, оправа – простая, ночь – сырая. Банальность на банальности. А где символизм, коим столь славен Блок? Где, в каких строках его можно здесь обнаружить и оценить? И сие творение выдается за образец поэзии? По-моему, все это – лицо-кольцо, нашла-ушла, ушла-снизошла – не выдерживает ни малейшей критики.
    – Разделал Блока, как селедку, – скупо улыбнулась Люся. – Забавно.
    – Понятное дело, – Димка наконец прорвался сквозь монолог Игоря, – чтобы оценить эти стихи, нужно понимать их контекст, а именно, иметь представление о личностях Александра Блока и Любови Менделеевой. Читатели – а это были люди из их же круга – видели в этих стихах нечто большее, чем просто слова. Символизм как раз и подразумевает, что есть некий скрытый, сакральный смысл. Считалось, что это тайное знание доступно «посвященным» современникам Блока. А ты, Игорек, анатомировал текст как набор слов, по их первому плану. При таком анализе испарился весь дух эпохи.
    – Спасибо, что объяснил, блин. Но позволь, старик, немного похулиганить, развлечь Люси. Да и согласись, Димыч: если бы сегодня тебе кто-нибудь принес такие стихи, не называя автора, ты бы раздолбал их почище меня! Я отнюдь не хотел развенчать Сан Саныча. У меня иная цель: показать, насколько могут меняться критерии совершенства и красоты в зависимости от эпохи. Даже в такой подробно обжитой среде, как поэтика. Люси права: сегодня такой текст можно воспринимать разве что как жестокий романс. Многие шедевры прежних времен сегодня, скажем так, не актуальны. Но парадокс истории в том, что произведение, по сути, давно ушло, а слава его автора длится.
    – А мне в этом стихотворении больше всего жаль его героиню – Любу Менделееву, – повела плечом Люся. – Из нее при жизни сделали идола и водрузили на пьедестал. О ее трагедии на этом столпе никто не вспоминает. Все – ах, Блок! А она?
    – Как сказала по поводу ее воспоминаний Анна Ахматова, «тебя любили Блок и Белый. Помолчи!» – подкинул дров Игорек.
    – А ну, знатоки, скажите, кто из гениев русской поэзии рифмовал «себя-тебя» и «не мог-занемог»?
    – Пу-шкин, – хором протянули мы с Димычем, переглянулись и рассмеялись. – Это из первой строфы «Онегина».
    – Наливайте, мальчики! Так за что пьем?
    – А кто в ладу с эпохою, тому проблемы пОбоку! – тут же выдал Димыч.”

  2. VideoAnswer Ответить

  3. VideoAnswer Ответить

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *