Неужели зло так привлекательно почему любят печорина?

7 ответов на вопрос “Неужели зло так привлекательно почему любят печорина?”

  1. Oghmajurus Ответить




    Н

    еужели зло так привлекательно? Чтобы ответить на этот
    вопрос Печорина, надо сначала уяснить, что значит зло, и может ли это понятие
    вообще нести в себе нечто положительное.
    С. И. Ожегов в своём толковом словаре даёт
    такие определения слова «зло»:
    1.
    Нечто дурное, вредное,
    противоположное добру.
    2.
    Беда, несчастье,
    неприятность.
    3.
    Досада, злость.
    В этих определениях трудно найти
    что-либо привлекательное. Но значит ли это, что ответ на вопрос найден? На
    самом деле очень трудно оспорить эти определения. Но добро и зло – это очень
    спорные понятия. И многие философы, как древние, так и современные, пытались
    разрешить загадку добра и зла.
    Антон Шандор ЛаВей в одном из своих
    произведений писал: «Людям давно пора осознать, что без противопоставления
    жизненность угасает. Однако противоположное долгое время было
    синонимом плохому. Несмотря на обилие поговорок вроде
    “Разнообразие придает вкус жизни”, “Все нужно…”,
    “Трава всегда зеленее на другой стороне”.., многие люди автоматически
    рассматривают противоположности как “зло”». (Не совсем корректный
    перевод с английского языка может немного замутнить смысл цитаты, но суть
    должна быть понятна.)
    Он хотел сказать, что зло в людском понимании
    – это не обязательно что-либо вредное и дурное, люди часто принимают за зло то,
    что им не понятно, нечто необычное. На понятия зла и добра можно распространить
    теорию относительности. У каждого человеческого сообщества, а быть может и у
    каждого человеческого индивидуума, эти понятия могут сильно различаться.
    Например: в средние века, во времена инквизиции, христианами совершались
    многочисленные кровавые Крестовые походы на земли язычников. С целью обратить
    «неверных» в христианство или уничтожить их. И эти зверства, в каком-то смысле
    были оправданы потому, что язычество являлось для христиан злом. А христиане в
    свою очередь являлись самым страшным злом для самих язычников.
    И так, зло – это нечто необычное и непонятное.
    А может ли оно быть привлекательным? Конечно да! Загадки всегда привлекали
    людей. Если бы нас не привлекала неизвестность, то мы бы до сих пор жили в
    пещерах, как звери.
    Но можно ли
    это толкование зла применить к произведению Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой
    нашего времени»?
    Печорина,
    несомненно, можно назвать необычным человеком. У него нестандартное
    мировоззрение. Печорин в своём дневнике несколько раз называет себя злодеем. Он
    был очень расчётлив в отношениях с друзьями и возлюбленными. Хладнокровно и
    эгоистично сортируя все свои и чужие мысли и чувства. Он не оставлял шанса
    выходу истинных эмоций. «Знакомясь с женщиной, я всегда безошибочно отгадывал,
    будет ли она меня любить или нет…».
    Приехав служить за Терек, Печорин знакомится с
    Максимом Максимовичем. Это старый штабс-капитан-человек честный и добрый,
    накопивший за свои годы значительный жизненный опыт. Максим
    Максимович (можно сказать) сводит его с Бэлой.  Бэла привлекает Печорина
    цельностью и естественностью натуры. В “любви дикарки” он пытается
    найти забвение от его тоски, но его ненасытное сердце не могли долго жить одним
    чувством. Поэтому, украв Бэлу, он обличает её на
    вечное страдание из-за смерти отца. Вскоре она ему наскучила, как и  всё в то
    время. Он, не желая, заставляет её умереть. Печорин  приносит страдания всем
    окружающим его людям. И по этому он тоже совершенно справедливо может именовать
    себя злодеем.
    Он не позволял себе влюбляться, потому, что
    боялся, что ему могут изменить и нанести нестерпимую боль. И тем самым он
    обманывал всех женщин.
    В истории с Мэри Печорин, затевая
    интригу, не преследует никакой цели. Мэри молода, самолюбива, доверчива. Но
    страх  потерять свободу заставляет героя подавить зарождающееся чувство.
    Глубокое и
    давнее чувство Вера испытывала к Печорину. “Она единственная женщина в
    мире, которую я не в силах обмануть”. Вера лучше, чем кто-либо другой,
    “проникла во все тайны” его души. Про Веру Печорин говорил: «За что
    она меня так любит, право, не знаю! … Неужели зло так привлекательно?..»
    Именно из-за нее он задаёт себе этот вопрос. Я думаю, что Вера его любила как
    раз за его «зло», то есть за необычность. Есть такой тип женщин, как Вера, их
    непременно привлекают мужчины, с которыми они никогда не будут счастливы.
    Отношения с этими мужчинами для них явное зло. Познав горечь разочарований, эти
    женщины в следующий раз выбирают такого же мужчину. Яркость чувств, и, хоть и
    недолгая любовь с необычным человеком, для них привлекательнее размеренных
    устоявшихся отношений с надёжным мужчиной.
    Зло на самом
    деле бывает очень привлекательным. Но может быть и наоборот, иногда люди боятся
    того, что им неизвестно и непонятно, а страх в, свою очередь, вызывает
    неприязнь или даже ненависть. Такое произошло в отношениях Печорина с
    Грушницким. Печорин о Грушницком отзывался так: «Его  цель  –  сделаться героем
    романа. Он так часто старался уверить других в том, что он существо, не
    созданное для мира, обреченное каким-то тайным страданиям,  что  он  сам почти
    в этом уверился. … Я его понял, и он за это меня не любит, хотя  мы наружно в
    самых дружеских отношениях. … Я его также не люблю: я чувствую, что мы
    когда-нибудь с ним  столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать».
    Они друг друга не любят, как раз из-за того, что не могут понять друг друга.
    Каждый видит в другом соперника. У них разные жизненные принципы, и если бы
    кто-нибудь из них понял бы и согласился с мировоззрением другого, быть может
    они бы стали настоящими друзьями.

  2. Anann Ответить

    В помощь выпускнику 11 класса
    Образец итогового сочинения-рассуждения на тему «Неужели зло так привлекательно?» (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова)
    «Неужели зло так привлекательно?» Многие герои произведений Михаила Юрьевича Лермонтова могли бы произнести эти слова. Но восклицание принадлежит Григорию Александровичу Печорину, главному герою романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Одни согласятся с мнением Печорина, другие будут его опровергать. Что же такое зло в широком смысле этого слова? Зло – это нечто дурное, вредное, противоположное добру. «Тогда как же оно может быть привлекательным?» – спросите вы. Оказывается, может, по выражению самого Печорина. Попробую доказать свою точку зрения.
    Мысленно перелистывая страницы романа, прихожу к выводу, что зло в некотором роде – это состояние души Печорина. Очень жестоко по отношению к герою, но, думаю, что правдиво, потому что он действительно герой своего времени. Это «едкая истина», по словам писателя, который указал «болезнь» века. Почему эта «болезнь» разъедала душу Печорина? И почему зло стало для него привлекательнее добродетели? Всё очень просто. Печорин жил без веры, без цели, без любви. Хотя однажды он искренне любил Веру, но ничего, кроме страданий ей не принёс. Вера была единственной женщиной в его жизни, которая понимала его совершенно, увидев «мелкие слабости» и «дурные страсти». Печорина мучил вопрос: за что она его так любила? «Неужели зло так привлекательно?..» Да нет! Печорин хорошо понимал, что «зло порождает зло», что он любит только себя, что он ничем не пожертвовал ради любви, что он злопамятен, завистлив. Он испытывал удовольствие, заставляя других страдать, и мучился от этого сам, называя такое состояние своей души «жизнью». Он был неспособен к благородным порывам, боялся показаться смешным, боялся потерять свою свободу, испытывал непреодолимое отвращение к женитьбе. Однажды одна старуха гадала его матери и предсказала ему смерть от ЗЛОЙ жены.  Он испытывал страх перед женщинами и за это иногда себя презирал. Из-за него погибла Бэла, он разбил сердце княжне Мери. Чувство злобы и оскорблённого самолюбия руководили им, когда он стрелял в Грушницкого. Он делал несчастными всех, кто его окружал. Даже обидел доброго Максима Максимыча. У него на сердце был камень. Именно поэтому критики того времени называли его «страдающим эгоистом». Зачем он жил? Для какой цели родился?
    Вера в своём прощальном письме к нему признавалась, что никого не будет любить так, как его, потому что в нём есть что-то особенное, таинственное, что «ни в ком зло не бывает так привлекательно, и никто не может быть так истинно несчастлив». Вера проникла во все тайны его души! Печорин искренне любил её за это, но бороться за любовь сил в себе не нашёл! Да и зачем? Его душа была наполнена злобой и грустью, он сделался «нравственным калекой».
    Выходит, что зло вовсе непривлекательно!  Оно делает человека глубоко несчастным и ведёт к душевной и физической гибели, что и произошло с Печориным. Зло порождает только зло и не ведёт к добродетели. А значит, не может быть «привлекательным». Вот почему Печорин в галерее образов русской литературы 19 века был «лишним человеком».  Я так думаю. Надеюсь, что я ответил на поставленный вопрос.

  3. Nikor Ответить

    Неужели зло так привлекательно? Чтобы ответить на этот вопрос Печорина, надо сначала уяснить, что значит зло, и может ли это понятие вообще нести в себе нечто положительное.
    С. И. Ожегов в своём толковом словаре даёт такие определения слова «зло»:
    1. Нечто дурное, вредное, противоположное добру.
    2. Беда, несчастье, неприятность.
    3. Досада, злость.
    В этих определениях трудно найти что-либо привлекательное. Но значит ли это, что ответ на вопрос найден? На самом деле очень трудно оспорить эти определения. Но добро и зло – это очень спорные понятия. И многие философы, как древние, так и современные, пытались разрешить загадку добра и зла.
    Антон Шандор ЛаВей в одном из своих произведений писал: «Людям давно пора осознать, что без противопоставления жизненность угасает. Однако противоположное долгое время было синонимом плохому. Несмотря на обилие поговорок вроде “Разнообразие придает вкус жизни”, “Все нужно…”, “Трава всегда зеленее на другой стороне”.., многие люди автоматически рассматривают противоположности как “зло”». (Не совсем корректный перевод с английского языка может немного замутнить смысл цитаты, но суть должна быть понятна.)
    Он хотел сказать, что зло в людском понимании – это не обязательно что-либо вредное и дурное, люди часто принимают за зло то, что им не понятно, нечто необычное. На понятия зла и добра можно распространить теорию относительности. У каждого человеческого сообщества, а быть может и у каждого человеческого индивидуума, эти понятия могут сильно различаться. Например: в средние века, во времена инквизиции, христианами совершались многочисленные кровавые Крестовые походы на земли язычников. С целью обратить «неверных» в христианство или уничтожить их. И эти зверства, в каком-то смысле были оправданы потому, что язычество являлось для христиан злом. А христиане в свою очередь являлись самым страшным злом для самих язычников.
    И так, зло – это нечто необычное и непонятное. А может ли оно быть привлекательным? Конечно да! Загадки всегда привлекали людей. Если бы нас не привлекала неизвестность, то мы бы до сих пор жили в пещерах, как звери.
    Но можно ли это толкование зла применить к произведению Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени»?
    Печорина, несомненно, можно назвать необычным человеком. У него нестандартное мировоззрение. Печорин в своём дневнике несколько раз называет себя злодеем. Он был очень расчётлив в отношениях с друзьями и возлюбленными. Хладнокровно и эгоистично сортируя все свои и чужие мысли и чувства. Он не оставлял шанса выходу истинных эмоций. «Знакомясь с женщиной, я всегда безошибочно отгадывал, будет ли она меня любить или нет…».
    Приехав служить за Терек, Печорин знакомится с Максимом Максимовичем. Это старый штабс-капитан-человек честный и добрый, накопивший за свои годы значительный жизненный опыт. Максим Максимович (можно сказать) сводит его с Бэлой. Бэла привлекает Печорина цельностью и естественностью натуры. В “любви дикарки” он пытается найти забвение от его тоски, но его ненасытное сердце не могли долго жить одним чувством. Поэтому, украв Бэлу, он обличает её на вечное страдание из-за смерти отца. Вскоре она ему наскучила, как и всё в то время. Он, не желая, заставляет её умереть. Печорин приносит страдания всем окружающим его людям. И по этому он тоже совершенно справедливо может именовать себя злодеем.
    Он не позволял себе влюбляться, потому, что боялся, что ему могут изменить и нанести нестерпимую боль. И тем самым он обманывал всех женщин.
    В истории с Мэри Печорин, затевая интригу, не преследует никакой цели. Мэри молода, самолюбива, доверчива. Но страх потерять свободу заставляет героя подавить зарождающееся чувство.
    Глубокое и давнее чувство Вера испытывала к Печорину. “Она единственная женщина в мире, которую я не в силах обмануть”. Вера лучше, чем кто-либо другой, “проникла во все тайны” его души. Про Веру Печорин говорил: «За что она меня так любит, право, не знаю! … Неужели зло так привлекательно?..» Именно из-за нее он задаёт себе этот вопрос. Я думаю, что Вера его любила как раз за его «зло», то есть за необычность. Есть такой тип женщин, как Вера, их непременно привлекают мужчины, с которыми они никогда не будут счастливы. Отношения с этими мужчинами для них явное зло. Познав горечь разочарований, эти женщины в следующий раз выбирают такого же мужчину. Яркость чувств, и, хоть и недолгая любовь с необычным человеком, для них привлекательнее размеренных устоявшихся отношений с надёжным мужчиной.
    Зло на самом деле бывает очень привлекательным. Но может быть и наоборот, иногда люди боятся того, что им неизвестно и непонятно, а страх в, свою очередь, вызывает неприязнь или даже ненависть. Такое произошло в отношениях Печорина с Грушницким. Печорин о Грушницком отзывался так: «Его цель — сделаться героем романа. Он так часто старался уверить других в том, что он существо, не созданное для мира, обреченное каким-то тайным страданиям, что он сам почти в этом уверился. … Я его понял, и он за это меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях. … Я его также не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать». Они друг друга не любят, как раз из-за того, что не могут понять друг друга. Каждый видит в другом соперника. У них разные жизненные принципы, и если бы кто-нибудь из них понял бы и согласился с мировоззрением другого, быть может они бы стали настоящими друзьями.

  4. Paingrove Ответить

    Сочинение «Неужели зло так привлекательно?» По роману Лермонтова «Герой нашего времени». Филипп Кекс Г. Таллинн 21.04.2001Неужели зло так привлекательно? Чтобы ответить на этот вопрос Печорина, надо
    сначала уяснить, что значит зло, и может ли это понятие вообще нести в себе
    нечто положительное. С. И. Ожегов в своём толковом словаре даёт такие определения слова
    «зло»: 1. Нечто дурное, вредное, противоположное добру. 2. Беда, несчастье, неприятность. 3. Досада, злость. В этих определениях трудно найти что-либо привлекательное. Но значит
    ли это, что ответ на вопрос найден? На самом деле очень трудно оспорить эти
    определения. Но добро и зло – это очень спорные понятия. И многие философы,
    как древние, так и современные, пытались разрешить загадку добра и зла. Антон Шандор ЛаВей в одном из своих произведений писал: «Людям давно
    пора осознать, что без противопоставления жизненность угасает. Однако
    противоположное долгое время было синонимом плохому. Несмотря на обилие
    поговорок вроде “Разнообразие придает вкус жизни”, “Все нужно…”, “Трава
    всегда зеленее на другой стороне”.., многие люди автоматически
    рассматривают противоположности как “зло”». (Не совсем корректный перевод с
    английского языка может немного замутнить смысл цитаты, но суть должна быть
    понятна.) Он хотел сказать, что зло в людском понимании – это не обязательно
    что-либо вредное и дурное, люди часто принимают за зло то, что им не
    понятно, нечто необычное. На понятия зла и добра можно распространить
    теорию относительности. У каждого человеческого сообщества, а быть может и
    у каждого человеческого индивидуума, эти понятия могут сильно различаться.
    Например: в средние века, во времена инквизиции, христианами совершались
    многочисленные кровавые Крестовые походы на земли язычников. С целью
    обратить «неверных» в христианство или уничтожить их. И эти зверства, в
    каком-то смысле были оправданы потому, что язычество являлось для христиан
    злом. А христиане в свою очередь являлись самым страшным злом для самих
    язычников. И так, зло – это нечто необычное и непонятное. А может ли оно быть
    привлекательным? Конечно да! Загадки всегда привлекали людей. Если бы нас
    не привлекала неизвестность, то мы бы до сих пор жили в пещерах, как звери. Но можно ли это толкование зла применить к произведению Михаила
    Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени»? Печорина, несомненно, можно назвать необычным человеком. У него
    нестандартное мировоззрение. Печорин в своём дневнике несколько раз
    называет себя злодеем. Он был очень расчётлив в отношениях с друзьями и
    возлюбленными. Хладнокровно и эгоистично сортируя все свои и чужие мысли и
    чувства. Он не оставлял шанса выходу истинных эмоций. «Знакомясь с
    женщиной, я всегда безошибочно отгадывал, будет ли она меня любить или
    нет…». Приехав служить за Терек, Печорин знакомится с Максимом Максимовичем.
    Это старый штабс-капитан-человек честный и добрый, накопивший за свои годы
    значительный жизненный опыт. Максим Максимович (можно сказать) сводит его с
    Бэлой. Бэла привлекает Печорина цельностью и естественностью натуры. В
    “любви дикарки” он пытается найти забвение от его тоски, но его ненасытное
    сердце не могли долго жить одним чувством. Поэтому, украв Бэлу, он обличает
    её на вечное страдание из-за смерти отца. Вскоре она ему наскучила, как и
    всё в то время. Он, не желая, заставляет её умереть. Печорин приносит
    страдания всем окружающим его людям. И по этому он тоже совершенно
    справедливо может именовать себя злодеем. Он не позволял себе влюбляться, потому, что боялся, что ему могут
    изменить и нанести нестерпимую боль. И тем самым он обманывал всех женщин. В истории с Мэри Печорин, затевая интригу, не преследует никакой
    цели. Мэри молода, самолюбива, доверчива. Но страх потерять свободу
    заставляет героя подавить зарождающееся чувство.

  5. GudMaxFisher Ответить

    Неужели зло так привлекательно? Чтобы ответить на этот вопрос Печорина, надо сначала уяснить, что значит зло, и может ли это понятие вообще нести в себе нечто положительное.
    С. И. Ожегов в своём толковом словаре даёт такие определения слова «зло»:
    1. Нечто дурное, вредное, противоположное добру.
    2. Беда, несчастье, неприятность.
    3. Досада, злость.
    В этих определениях трудно найти что-либо привлекательное. Но значит ли это, что ответ на вопрос найден? На самом деле очень трудно оспорить эти определения. Но добро и зло – это очень спорные понятия. И многие философы, как древние, так и современные, пытались разрешить загадку добра и зла.
    Антон Шандор ЛаВей в одном из своих произведений писал: «Людям давно пора осознать, что без противопоставления жизненность угасает. Однако противоположное долгое время было синонимом плохому. Несмотря на обилие поговорок вроде “Разнообразие придает вкус жизни”, “Все нужно…”, “Трава всегда зеленее на другой стороне”.., многие люди автоматически рассматривают противоположности как “зло”». (Не совсем корректный перевод с английского языка может немного замутнить смысл цитаты, но суть должна быть понятна.)
    Он хотел сказать, что зло в людском понимании – это не обязательно что-либо вредное и дурное, люди часто принимают за зло то, что им не понятно, нечто необычное. На понятия зла и добра можно распространить теорию относительности. У каждого человеческого сообщества, а быть может и у каждого человеческого индивидуума, эти понятия могут сильно различаться. Например: в средние века, во времена инквизиции, христианами совершались многочисленные кровавые Крестовые походы на земли язычников. С целью обратить «неверных» в христианство или уничтожить их. И эти зверства, в каком-то смысле были оправданы потому, что язычество являлось для христиан злом. А христиане в свою очередь являлись самым страшным злом для самих язычников.
    И так, зло – это нечто необычное и непонятное. А может ли оно быть привлекательным? Конечно да! Загадки всегда привлекали людей. Если бы нас не привлекала неизвестность, то мы бы до сих пор жили в пещерах, как звери.
    Но можно ли это толкование зла применить к произведению Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени»?
    Печорина, несомненно, можно назвать необычным человеком. У него нестандартное мировоззрение. Печорин в своём дневнике несколько раз называет себя злодеем. Он был очень расчётлив в отношениях с друзьями и возлюбленными. Хладнокровно и эгоистично сортируя все свои и чужие мысли и чувства. Он не оставлял шанса выходу истинных эмоций. «Знакомясь с женщиной, я всегда безошибочно отгадывал, будет ли она меня любить или нет…».
    Приехав служить за Терек, Печорин знакомится с Максимом Максимовичем. Это старый штабс-капитан-человек честный и добрый, накопивший за свои годы значительный жизненный опыт. Максим Максимович (можно сказать) сводит его с Бэлой. Бэла привлекает Печорина цельностью и естественностью натуры. В “любви дикарки” он пытается найти забвение от его тоски, но его ненасытное сердце не могли долго жить одним чувством. Поэтому, украв Бэлу, он обличает её на вечное страдание из-за смерти отца. Вскоре она ему наскучила, как и всё в то время. Он, не желая, заставляет её умереть. Печорин приносит страдания всем окружающим его людям. И по этому он тоже совершенно справедливо может именовать себя злодеем.
    Он не позволял себе влюбляться, потому, что боялся, что ему могут изменить и нанести нестерпимую боль. И тем самым он обманывал всех женщин.
    В истории с Мэри Печорин, затевая интригу, не преследует никакой цели. Мэри молода, самолюбива, доверчива. Но страх потерять свободу заставляет героя подавить зарождающееся чувство.
    Глубокое и давнее чувство Вера испытывала к Печорину. “Она единственная женщина в мире, которую я не в силах обмануть”. Вера лучше, чем кто-либо другой, “проникла во все тайны” его души. Про Веру Печорин говорил: «За что она меня так любит, право, не знаю! … Неужели зло так привлекательно?..» Именно из-за нее он задаёт себе этот вопрос. Я думаю, что Вера его любила как раз за его «зло», то есть за необычность. Есть такой тип женщин, как Вера, их непременно привлекают мужчины, с которыми они никогда не будут счастливы. Отношения с этими мужчинами для них явное зло. Познав горечь разочарований, эти женщины в следующий раз выбирают такого же мужчину. Яркость чувств, и, хоть и недолгая любовь с необычным человеком, для них привлекательнее размеренных устоявшихся отношений с надёжным мужчиной.
    Зло на самом деле бывает очень привлекательным. Но может быть и наоборот, иногда люди боятся того, что им неизвестно и непонятно, а страх в, свою очередь, вызывает неприязнь или даже ненависть. Такое произошло в отношениях Печорина с Грушницким. Печорин о Грушницком отзывался так: «Его цель – сделаться героем романа. Он так часто старался уверить других в том, что он существо, не созданное для мира, обреченное каким-то тайным страданиям, что он сам почти в этом уверился. … Я его понял, и он за это меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях. … Я его также не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать». Они друг друга не любят, как раз из-за того, что не могут понять друг друга. Каждый видит в другом соперника. У них разные жизненные принципы, и если бы кто-нибудь из них понял бы и согласился с мировоззрением другого, быть может они бы стали настоящими друзьями.

  6. AZOCEK Ответить

    «Неужели зло так привлекательно?» ( повесть «княжна Мери»)
    Мы видели, как раскрывается Печорин в отношениях с людьми, ему враждебными. Но почему герой обречён на одиночество в кругу людей, понимающих его и любящих? Почему дружба и любовь недоступны ему — при энергии, силе, искренности его чувств?
    Сначала обдумаем отношения Печорина и Вернера.
    Доктор Вернер, не уступая Печорину в уме и наблюдательности, отличается от него тем, «что никогда не умел воспользоваться своим знанием». Вернер в повести представлен скорее свидетелем жизни, чем ее участником. Его доброе сердце сочувствует боли, его благородный ум возмущен низостью, но при этом доктор — лишь сопровождение Печорина. По своей воле он поступков не совершает, хотя сочувствует Печорину, оберегает его как может. Скептицизм Вернера парализует его действия, делает его равнодушным ко всему, неудовлетворенность же Печорина жизнью ведет к протесту. Активность Печорина свидетельствует о глубинной вере его в людей и тем самым возвышает его над Вернером. При прощании с доктором Печорин «остался холоден, как камень», а итог отношений с ним в дневнике подвел горько: «Вот люди! все они таковы: знают заранее все дурные стороны поступка, помогают, советуют, даже одобряют его, видя невозможность другого средства,— а потом умывают руки и отворачиваются с негодованием от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности. Все они таковы, даже самые добрые, самые умные!..»
    Итак, Вернер пассивен, и это ставит его в глазах читателей значительно ниже Печорина. Но в отношениях с Вернером обнаруживается и эгоцентризм Печорина, который не признаёт дружбы, потому что она требует самозабвения: «…я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один — раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признаётся; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае — труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать…»
    Но Печорин не хочет обманывать лишь тех, кого уважает. В отношениях с Мери он не отвергает «рабства». Все его усилия направлены на то, чтобы повелевать чувствами княжны.
    Отношение   Печорина   к   Мери противоречиво. Печорин уверяет себя в бестрепетности. «Из жизненной бури,— говорит он Вернеру перед дуэлью,— я вынес только несколько идей — и ни одного чувства. Я давно уже живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия». Казалось бы, отношения с Мери совершенно подтверждают это представление Печорина о себе и свидетельствуют о безжалостной холодности, жестокости его игры. Но Печорин не так бесстрастен, как рекомендуется. Несколько раз он чувствует себя увлеченным, даже взволнованным. «Наконец, они приехали,— записывает он в журнале 22 июня.— Я сидел у окна, когда услышал стук их кареты; у меня сердце вздрогнуло. Что же это такое? Неужто я влюблен?.. Я так глупо создан, что этого можно от меня ожидать».
    Печорин винит себя за способность на живое чувство: ведь он было уверил себя, что счастье для него не в любви, а только лишь в «насыщенной гордости». Он сам ставит себя отнюдь не высоко: «Если б я почитал себя лучше, могущественнее всех на свете, я был бы счастлив; если б все меня любили, я в себе нашел бы бесконечные источники любви. Зло порождает зло; первое страдание дает понятие об удовольствии мучить другого…»
    В чем прав здесь Печорин и что в этих размышлениях не подтверждается дальнейшим ходом событий? Вероятно, он справедливо видит источник своей ненасытной гордости в том, что обстоятельства жизни не подчинены ему, не слиты с его желаниями. Постоянный разлад с окружающими и невозможность посвятить свою жизнь высокой цели искажают его натуру. Идеал всеобщей гармонии подменяется деспотизмом победителя сердец.
    Но Печорин напрасно надеется, что «насыщенная гордость» .принесет ему счастье. И Вера, и Мери любят его, а счастья ему это не приносит. Да и отношения с ними развиваются не только по его воле.
    Пока Печорин видит в Мери светскую барышню, избалованную поклонением, ему доставляет удовольствие оскорблять ее гордость. Но по мере того как в Мери проступает душа, способная искренне страдать, а не играть в любовь, отношение его к княжне становится иным. Страх перед обыденным жребием, а не равнодушие заставляет его отвергнуть чувство Мери. При последнем объяснении с княжной он старается быть спокойным и холодным, однако непритворное страдание княжны трогает его. Печорин жестоко судит себя: «Видите ли, я перед Вами низок…» И все-таки отвергает возможность любви.
    «Жалкая и гадкая роль» Печорина в отношениях с Мери осуждена им самим, и это подчас мешает увидеть, что при всем неблагородстве интриги Печорин совершил удивительное: кукольная барышня стала живым, хотя и страдающим, человеком. К тому же Печорин спас княжну от романа с низким, мелким существом, попросту с негодяем (каким он раскрывается по ходу событий),— Грушницким. Ведь с человеком, способным из мести на любую низость, опасен не только брак, но и всякое сближение, а сближение с ним уже началось у Мери, когда в этот роман вмешался Печорин.
    Печорин не знает другого способа пробуждения души, чем приобщение к страданиям, и поэтому его «любовь никому не принесла счастья». «Орудием казни» он остается даже в отношениях с Верой, которую — единственную — любит, хотя и разлучён с нею. Не будь развивающегося параллельно с историей княжны романа с Верой, читатель был бы убежден в бездушии Печорина, в его неспособности любить. По отношения с Верой подчеркивают, что Печорин, вопреки своему утверждению, способен «безумствовать под влиянием страсти».
    Вера входит в роман как напоминание о «благотворных бурях» молодости Печорина и как жертва его странного характера. «Глубокие и спокойные глаза» Веры, знающей чувство и страдание, так непохожи на «бархатные глаза» еще ничем не волнуемой княжны. Вера любит сильно и искренне. « Упрек», «глубокое отчаяние» и пылкость — вот живое движение ее чувств на протяжении нескольких минут встречи с Печориным в гроте. И Печорин, хотя он не без гордости говорит, что «никогда не делался рабом любимой женщины», с удивлением замечает в себе трепет и боль.
    Под влиянием этой первой встречи с Верой в Пятигорске Печорин записывает: «Она вверилась мне снова с прежней беспечностью,— и я ее не обману: она — единственная женщина в мире, которую я не в силах был бы обмануть». Но все же, плетя интригу с Мери, он подстегивает чувства Веры, тревожит ее ревностью: «Авось ревность сделает то, чего не могли мои просьбы». В отличие от Грушницкого он отлично знает «слабые струны» людей и порой с удовольствием играет на них.
    И все-таки, отказывая себе в благородстве, он не прав: «Я иногда себя презираю… не оттого ли я презираю и других?.. Я стал не способен к благородным порывам, я боюсь показаться смешным самому себе». Лермонтов так строит повествование, что жесткие приговоры Печорина, его самоосуждение часто расходятся с его поступками. Максимализм, который рождает недоверие героя к любви, ведет его к строгому суду над самим собою, лишает самоуважения. Однако сердце Печорина состоит не из одних пороков, и привлекает к нему людей не только зло. Во многих ситуациях он обнаруживает и человечность, и благородство. Отсутствие масштабности в людях вызывает его иронию, его скептицизм. Печорину кажется, что «мелкие слабости» женщин, которые он постиг, не мешают его любви. Но ведь он хорошо помнит о необычайной жизненной практичности Веры, за время их любви уже успевшей сменить мужа, причем не любя ни первого, ни второго из мужей. Это и делает извинительным в глазах читателя внимание Печорина к Мери.
    Тем не менее Печорин признаёт и глубину натуры Веры: «…это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями…» Вера видит не только их: «…в твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное… никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами, и никто не может быть так истинно несчастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном».
    Справедливость этих слов и жестокость логики жизни, которая разводит Веру и Печорина, подчеркнута и местом эпизода с письмом в повести. Только что убит Грушницкий. Печорин обессилен душевно, и новый удар — потеря Веры — обрушивается на него, как невыносимое потрясение. И когда Печорин беспощадно гонит коня по дороге к Пятигорску, он не только хочет догнать Веру, а как будто хочет догнать и жизнь — смысл ее, душу свою вернуть пытается. Потеряв коня и отчаявшись, он «упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал». Ночная роса и горный ветер понемногу успокоили его. Природа, как это обычно бывает с Печориным (вспомним, как после признания Мери он поскакал в горы), умиротворяет его, дает иное измерение жизни. Не найдя гармонии в человеческих отношениях, Печорин отдается величавой и ничем не нарушаемой гармонии природы.
    Почему, «читая в душе друг друга», Печорин и Вернер не становятся друзьями? Какую роль играет Вернер в поединке Печорина с обществом? В чем видна привязанность Вернера к Печорину? Почему Печорин расстался с Вернером так холодно?
    Почему Печорин затевает интригу с Мери? Какие действия Печорина вызывают ненависть княжны? Почему ее «бешенство» для него «восхитительно»? Как изменилась Мери, полюбив Печорина? Когда и в чем Печорин сочувствует Мери и близок к влюбленности в нее? Почему Печорин отказывается жениться на Мери и пытается убедить ее в том, что и она не любит его?
    Почему    при    воспоминании    о    Вере сердце Печорина «билось сильнее обыкновенного»? Чем Вера не похожа на Мери?
    Перечитайте стихотворение Лермонтова «Горные вершины…» (из Гёте) и подумайте, чем близко отношение к природе героя и автора романа.
    Перечитайте «Думу» и ответьте на вопрос: в романе или в стихотворении отношение Лермонтова к своему поколению строже, непримиримее?

  7. Shakarn Ответить

    Антон Шандор ЛаВей в одном из своих произведений писал: «Людям давно пора осознать, что без противопоставления жизненность угасает. Однако противоположное долгое время было синонимом плохому. Несмотря на обилие поговорок вроде “Разнообразие придает вкус жизни”, “Все нужно…”, “Трава всегда зеленее на другой стороне”.., многие люди автоматически рассматривают противоположности как “зло”». (Не совсем корректный перевод с английского языка может немного замутнить смысл цитаты, но суть должна быть понятна.)
    Он хотел сказать, что зло в людском понимании – это не обязательно что-либо вредное и дурное, люди часто принимают за зло то, что им не понятно, нечто необычное. На понятия зла и добра можно распространить теорию относительности. У каждого человеческого сообщества, а быть может и у каждого человеческого индивидуума, эти понятия могут сильно различаться. Например: в средние века, во времена инквизиции, христианами совершались многочисленные кровавые Крестовые походы на земли язычников. С целью обратить «неверных» в христианство или уничтожить их. И эти зверства, в каком-то смысле были оправданы потому, что язычество являлось для христиан злом. А христиане в свою очередь являлись самым страшным злом для самих язычников.
    И так, зло – это нечто необычное и непонятное. А может ли оно быть привлекательным? Конечно да! Загадки всегда привлекали людей. Если бы нас не привлекала неизвестность, то мы бы до сих пор жили в пещерах, как звери.
    Но можно ли это толкование зла применить к произведению Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени»?
    Печорина, несомненно, можно назвать необычным человеком. У него нестандартное мировоззрение. Печорин в своём дневнике несколько раз называет себя злодеем. Он был очень расчётлив в отношениях с друзьями и возлюбленными. Хладнокровно и эгоистично сортируя все свои и чужие мысли и чувства. Он не оставлял шанса выходу истинных эмоций. «Знакомясь с женщиной, я всегда безошибочно отгадывал, будет ли она меня любить или нет…».
    Приехав служить за Терек, Печорин знакомится с Максимом Максимовичем. Это старый штабс-капитан-человек честный и добрый, накопивший за свои годы значительный жизненный опыт. Максим Максимович (можно сказать) сводит его с Бэлой. Бэла привлекает Печорина цельностью и естественностью натуры. В “любви дикарки” он пытается найти забвение от его тоски, но его ненасытное сердце не могли долго жить одним чувством. Поэтому, украв Бэлу, он обличает её на вечное страдание из-за смерти отца. Вскоре она ему наскучила, как и всё в то время. Он, не желая, заставляет её умереть. Печорин приносит страдания всем окружающим его людям. И по этому он тоже совершенно справедливо может именовать себя злодеем.
    Он не позволял себе влюбляться, потому, что боялся, что ему могут изменить и нанести нестерпимую боль. И тем самым он обманывал всех женщин.
    В истории с Мэри Печорин, затевая интригу, не преследует никакой цели. Мэри молода, самолюбива, доверчива. Но страх потерять свободу заставляет героя подавить зарождающееся чувство.
    Глубокое и давнее чувство Вера испытывала к Печорину. “Она единственная женщина в мире, которую я не в силах обмануть”. Вера лучше, чем кто-либо другой, “проникла во все тайны” его души. Про Веру Печорин говорил: «За что она меня так любит, право, не знаю! … Неужели зло так привлекательно?..» Именно из-за нее он задаёт себе этот вопрос. Я думаю, что Вера его любила как раз за его «зло», то есть за необычность. Есть такой тип женщин, как Вера, их непременно привлекают мужчины, с которыми они никогда не будут счастливы. Отношения с этими мужчинами для них явное зло. Познав горечь разочарований, эти женщины в следующий раз выбирают такого же мужчину. Яркость чувств, и, хоть и недолгая любовь с необычным человеком, для них привлекательнее размеренных устоявшихся отношений с надёжным мужчиной.
    Зло на самом деле бывает очень привлекательным. Но может быть и наоборот, иногда люди боятся того, что им неизвестно и непонятно, а страх в, свою очередь, вызывает неприязнь или даже ненависть. Такое произошло в отношениях Печорина с Грушницким. Печорин о Грушницком отзывался так: «Его цель – сделаться героем романа. Он так часто старался уверить других в том, что он существо, не созданное для мира, обреченное каким-то тайным страданиям, что он сам почти в этом уверился. … Я его понял, и он за это меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях. … Я его также не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать». Они друг друга не любят, как раз из-за того, что не могут понять друг друга. Каждый видит в другом соперника. У них разные жизненные принципы, и если бы кто-нибудь из них понял бы и согласился с мировоззрением другого, быть может они бы стали настоящими друзьями.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *