Никандрова пустынь в псковской области зачем окунаться в источник?

13 ответов на вопрос “Никандрова пустынь в псковской области зачем окунаться в источник?”

  1. Куратор Анна Ответить

    Олег Давыдов
    Версия для печати
    Места силы. Двадцатое – Никандрова пустынь
    В прошлый раз речь шла о Павле Обнорском, который стал духом дерева. Никандр Пустынножитель стал духом вод, питающих болота под городом Порховом Псковской области. Одно из болот в тех местах так и называется – Никандрово.

    В миру отшельника звали Никоном, он родился в 1507 году в селе Виделебье. В том же селе родился еще один святой, Ефросин Псковский (ум. в 1481г.), основавший Спасо-Елизаров монастырь (стенах которого Филофеем была сформулирована концепция «Москва – Третий Рим»). Старший брат Никона еще в юности стал монахом, а мать постриглась, когда Никону исполнилось 17 лет. Предоставленный самому себе он отправился странствовать. Посетил Елизаров монастырь и обитель Саввы Крыпецкого (ум. в 1495 году). Потом пришел в Псков, стал учиться грамоте, штудировать духовную литературу. Но ему было тесно в городе.

    В Житии Никандра сказано: «Давно слышал он об одном пустынном месте, удаленном от сел и деревень, между Псковом и Порховом, среди диких дремучих лесов и непроходимых болот, заросших мхом». Давно, «с юного возраста слышал», но не знал, где оно. И не было человека, который бы указал туда путь.
    Тут явно какая-то недоговоренность. Что значит – «пустынное» и «удаленное»? Пустынных мест очень много – выбирай любое. И дело не в удаленности: от Порхова до Никандровой пустыни меньше 17 километров. Дело в том, что о том месте шел слух. Какой? Слух мог идти о том, что место это чем-то необычное. Скорее всего – запретное, табу. Когда все же нашелся человек, согласившийся проводить туда Никона, он сделал это «тайно от других» (отмечено в Житие). Чем же это место уж так необычно? Что мог Никон слышать о нем уж такого? И почему его нужно было вести туда обязательно тайно?

    Достаточно взглянуть на фотографию, взятую мной из той же самой брошюры, в которой содержится и Житие Никандра, чтобы понять, в чем притягательная сила этого места. Оно немного возвышается над окружающими его болотами (действительно почти непроходимыми), образуя нечто вроде маленького островка среди окружающей топи. Именно в таких местах по народным поверьям водится всякая нечисть – Леший, Болотник, Баба Яга. Избушка должна ведь опираться куриными ногами на твердую почву. Все сказочные описания путешествий на тот свет имеют реальный прототип в путешествии через болото к какому-то более-менее сухому месту, на котором живет кто-нибудь страшный. Описания демонических существ, живущих в глубине болот, сохранились даже в рационалистической литературе нового времени. Возьмите хотя бы героев «Собаки Баскервилей».

    Я побывал в Никандровой пустыни весной, когда только-только пробились листочки, и дух оттаявшего болота кружил голову. Было сыро, свежо и тревожно. Вся болотная тварь интенсивнейшим образом спаривалась. Баба Яга под ближайшим ракитовым кустом, конечно, тоже отдавалась какому-нибудь лешему, хлюпая мокрым влагалищем. Своей бабьей трясиной. Ведь что такое болото? Бродящая биомасса, замешанная на двух стихиях, Воде и Земле, и заквашенная слюной черта. На нашей планете поначалу была одна только вода, а потом бог велел черту спуститься на дно и принести земли для творения суши. Черт исполнил, но между делом припрятал немного земли себе за щеку. Бог разбросал принесенную землю повсюду, так возникла суша. На ней стразу стали всходить растения. И во рту у черта – тоже. Бедняга не выдержал, начал плеваться разжиженной почвой с чахлой растительностью. Так появились болота, прибежище всяческой нечисти. Русская мудрость гласит: «Было б болото, а черти приложатся».

    Так вот, Никон пришел в то место, о котором так много слышал с самого детства, и поселился там. Причем поначалу никакого особенного затворничества не было, а было скорее освоение некой таинственной зоны среди болот – общедоступной, но все же запретной. Местные жители, поняв, что на болоте появился отшельник, приходили к нему, просили молитв и благословений, а он еще не был даже монахом. Просто жил в месте силы.
    Но через 15 лет после вселения туда он все же решил постричься в монахи. И сделал это в Крыпецах. Постригся и вскоре вернулся на старое место. Но тут его окончательно достали посетители. Что было делать? Никандр вернулся в монастырь. А там еще хуже: беднягу сделали ответственным за хранение и выдачу монастырских припасов. Это человека-то всю жизнь упражнявшегося в бегстве от мира. Похоже на издевательство. Он немного помыкался и решил навсегда оставить общежитие. Но ушел недалеко. Поселился на острове озера Большого, километрах в пяти от Крыпецкого монастыря.

    Тут случилась история, которую церковные деятели объясняют кознями дьявола, а проще объяснить дьявольской жадностью самих церковных. Дело в том, что Никандр, поселившись на острове, стал, как факир, привлекать к себе алчущих божественного. Это вызвало возмущение Крыпецкой братии и лично настоятеля. Отшельник, видите ли, сокращает монастырские доходы, поскольку люди тянутся к нему, а не в монастырь. Иноки потребовали, чтобы Никандр оставил их края. И он снова ушел к себе на болота. И там уже практически безвылазно прожил еще более 32-х лет.
    Умер в 1581 году, когда Стефан Баторий осаждал Псков и Порхов. Причем заранее предсказал, что это произойдет во время осады, когда добраться до его пустыни будет трудно. Пришедший к месту силы крестьянин нашел пустынника мертвым и похоронил под дубом. По окончании Ливонской войны над его могилой была построена Благовещенская церковь, как и хотел преподобный. А еще через несколько лет возник монастырь. Революции и войны оставили от него лишь груду мусора. Ныне Никандрова пустынь отстраивается заново, из дерева.

    В этой болотной обители есть четыре источника. Один из них, называемый Глазным, находится у входа в монастырь. Вода в нем слегка мутновата, окрашена торфом, с горчинкой, чудесно помогает при глазных болезнях. Еще один источник Петра и Павла устроен совершенно удивительно. Это, собственно, два разных источника рядом. Слева, если смотреть от монастыря, источник с мертвой водой: она припахивает сероводородом, и ею лечатся от многих болезней. А справа, примерно в двух метрах от первого, источник с живой водой, очень вкусной и тоже полезной. Монахи пьют именно ее. И когда я попытался напиться из левого источника, они за меня просто испугались, сказали, что здоровому человеку эту воду нельзя даже пробовать. Чуть дальше лесу – самый главный источник тех мест, Никандров. Над ним часовня с иконами, там молятся. И наконец, в трех километрах от монастыря еще есть источник, названный в честь преподобного Александра Свирского, который являлся Никандру в видениях, когда тому было плохо.

    А плохо Никандру бывало не раз. В конце концов, жизнь Робинзона трудна, опасна, а подчас невыносимо горька. Тут тебе и лихие люди, и дикие звери, и болезни, и бесы, и просто проблемы, связанные с тем, что ты иной, не такой, как другие. Вот был случай, когда Никандр шел из Крыпецкого монастыря к себе на болото и остановился в селе Локоть на ночь у какого-то крестьянина. Мужик предложил угощение, но Никандр постился и потому отказался. Этот отказ насторожил поселянина, он решил, что раз странник брезгует его хлебом-солью, то, значит, он какой-нибудь проходимец. Позвал сельчан, и они жестоко отмудохали святого человека. Бесовское наваждение? Священная виктимность? Ну, в общем, и то, и другое. Но главное – третье: он был иной, непохожий. Не только на этих крестьян, но и на человека вообще. Он был водным духом, застигнутым темными людьми на пути из озера Большого в озеро Демон (этимология этого слова не демоническая). Мужик носом почуял, что это уже не совсем человек, что этот прохожий утратил субстанциональность.

    У Никандра болели ноги. Как то раз, уже ближе к концу своей жизни, он сказал одному посетителю: «Много времени прежде страдал я ногами, теперь чувствую облегчение». Тот посмотрел и ужаснулся: вместо ступней и голеней голые кости без мягких покровов. Костяные ноги! Это надо понять: аскет постепенно сбрасывает тело, высыхает. Не в том смысле, что худеет, но – развеществляется. Блок в своем Болотном цикле скажет: «Этот злак, что сгорел, – не умрет. Этот куст – без истления – тощ». Так и Никандр. Годы, проведенные в болотистом месте силы, не прошли для пустынника даром. Он стал нетленным кустом, чистым духом в высохшем теле. В нем перестали видеть человека. Да он и сам вряд ли знал как к себе относиться. Разучился быть человеком. Был вне людей, вне культуры, вне всякой религии. И в этом смысле достиг совершенства. Хотя, конечно, сохранял известные предрассудки. За 8 лет до смерти он на своих больных ногах добрался до Демянского монастыря, стоявшего при впадении речки Демянки в Шелонь, и принял схиму.

    Совершенно естественно то, что в рамках православной культуры человек, которому невмоготу жить среди людей и который хочет быть свободным от их условностей, становится христианским отшельником. Ибо это – готовая форма, в которую выливаются его устремления к необусловленной реальности и его личный опыт трансцендентного. Но – кто знает, что на самом деле переживал в этих болотах Никандр, замкнутый человек, бегущий от назойливых двуногих, жаждущих насытиться его энергетикой, приобретенной в отшельничестве? И кто сказал, что его опыт сводится к страху перед еврейским Богом и изобретению все более изощренных пыток для своего тела к вящей славе Господней? Те, кто передавал легенды о нем и писал его Житие? Но эти люди даже не пытались понять устремлений Никандра, а лишь подгоняли опыт преподобного под свои представления – о жизни, о Боге, о смысле подвижничества. Делали из человека ходячее назидание.

    Это, разумеется, относится не только к Никандру. Практически из любого жития можно вычитать, что цель монашества в том, чтоб понравиться Богу, а суть аскезы – пытка. Но это неправда. Цель аскезы вовсе не в том, чтобы славно помучиться, поскорее изнурить свое тело, угодить этим Богу и отправиться прямо в рай. Аскеза – лишь метод выхода из условностей общепринятой реальности. Один из множества методов. И если человек, практикуя эти методы, начинает болеть и быстро гаснет, значит – он что-то неправильно делает. А страдания сами по себе нужны только в том случае, если ты поклоняешься божеству, которое питается человеческой болью, слезами младенцев и гноем незаживающих ран. Такие боги бывают. Но от них надо бежать. Куда угодно. Лучше всего – на болото.
    КАРТА МЕСТ СИЛЫ ОЛЕГА ДАВЫДОВА – ЗДЕСЬ. АРХИВ МЕСТ СИЛЫ – ЗДЕСЬ.

  2. Фиксик Ответить

    Бородин назвал их «Северной Мацестой»

    В 60 км от Пскова находится легендарный монастырь, основанный в начале XVI века преподобным Никандром. Охотники за всяческой нечистью утверждают, что время от времени здесь наблюдают т. н. хрономиражи. Между тем, по словам настоятеля монастыря отца Спиридона, рассказы о таинственных фигурах, которые являлись верующим во время молитвенных бдений на том месте, где был захоронен преподобный Никандр, он слышал не раз.

    – Но в последнее время, по мере того, как монастырь восстанавливается, о таких чудесах приходится слышать все меньше и меньше, – подчеркнул настоятель. – Не за этим сюда приезжают многочисленные паломники, а для того, чтобы окунуться в целебные источники пустыни. Ежегодно мы принимаем не менее пяти тысяч человек – я считаю только по тому количеству посетителей, которые приезжают организованно, а «диких» туристов в здешних местах и не сосчитать. И все – благодаря целебным источникам.
    Логичное объяснение чудодейственным силам воды и лечебной грязи Никандровой пустыни дает наука. Если посмотреть по карте, этот монастырь расположен на том же болотном массиве, что и знаменитый курорт «Хилово» – есть даже тропинка, по которой можно дойти до санатория. В свое время исследованием его лечебной воды и грязей занимался знаменитый химик Бородин, автор не менее знаменитого «Князя Игоря». Он-то и назвал эти места с полной химической уверенностью «Северной Мацестой». Впрочем, и до него слава об этих источниках гремела по всей России.

    Особенно монастырь стал популярен после Отечественной войны 1812 года, когда сюда начали приезжать блестящие кавалергарды, чтобы залечить «европейские болезни», подхваченные в парижских вертепах. Может быть, от этого и пошло богатство обители? Справедливости ради следует сказать, что при монастыре долгое время был свой санаторий имени месточтимого святого Мордария, где лечились местные крестьяне. Впрочем, даже это обстоятельство не спасло от разрушения, которое последовало уже в советские времена.
    Даже в советское время люди приходили сюда, чтобы набрать живительной влаги. Правда, партийные органы были начеку. Местные жители рассказывают: чтобы раз и навсегда покончить с «опиумом для народа», по приказу райкома подкатили к так называемому «желтому источнику» цистерну солярки и слили. Вскоре от нелепой смерти погиб тракторист, а от ядовитой гадости и следа не осталось. Почему так произошло? – нет ответа.

    «Главное – верить, что поможет»

    Когда же в начале 90-х годов сюда пришли первые монахи, здесь ничего, кроме развалин, не было. В удручающем состоянии находились и сами источники. На месте так называемого «желтого» была просто выкопанная в земле яма, заполненная голубоватого оттенка водой. Сейчас здесь поставлен домик, где можно цивилизованно раздеться и по скользким ступеням спуститься в купальню, где постоянно журчит проточная вода.

    Женщины и мужчины окунаются в воду раздельно, после чего шагают дальше, чтобы приобщиться к духовным ценностям. Говорят, есть даже такие энтузиасты, которые принимают ледяную ванну каждый день. Температура воды, в которой содержатся энергетически активные ионы радона, в любую погоду неизменна: +4.
    – От каких болезней здесь лечатся? – полюбопытствовал автор этих строк у служки, который следит за порядком у источника.
    – От всего! Бесплодия, белокровия, радикулита, от сердечных болезней. От нервов тоже помогает… – рассказал словоохотливый старичок. – Главное верить, что поможет – по вере воздастся.
    Сам же отец Спиридон в разговоре с корреспондентом ОК-информ сообщил, что эффективнее всего целебные воды помогают людям с поражениями опорно-двигательного аппарата:

    – Раньше отец Серафим, который дежурил у источника, собирал и записывал истории, связанные с исцелением. А потом это дело оставили… Не каждый, кто приезжал сюда и окунулся, потом сообщал об исцелении, но, видно, такие истории передаются из уст в уста, потому что паломников у нас с каждым годом становится все больше и больше.
    О популярности здешних целебных вод говорит и разнообразие регионов, представленных на машинах автостоянки. Понятно, что здесь всегда много псковичей, новгородцев. Встречаются калужане (регион 40), костромичи (44), не говоря уже питерцах и жителях Ленинградской области. По словам знатока паломнического туризма Андрея Таскаева, он лично привозил в эти заброшенные места даже гостей из Ханты-Мансийска.
    Когда мы уже покидали пустынь, на наших глазах прикатили сразу два автобуса (регион 78), который выгрузил человек сто – все они, не мешкая, отправились за благостью к «желтому источничку» – официально он носит название преп. Александра Свирского.

    Капонец – рукотворное озеро

    До Крыпецкого монастыря от областного центра значительно ближе – километров 30, и тут главным водным чудом считается небольшое озеро, которое, если верить старинной описи, носит название Капонец. Иначе говоря, выкопанное людьми, а значит – рукотворное. В последние годы его, правда, облагородили, и вместо коричневой торфяной воды здесь плещется чистая ключевая, которая поднимается из артезианской скважины с 30-метровой глубины.

    Считается, что искупавшиеся в нем тоже могут вылечить все хвори, а также обрести счастье в жизни личной и материальное благополучие. И желающих получить исцеление (особенно в жаркий солнечный день) немало. Автору этих строк доводилось лично наблюдать, как в один из недавних православных праздников прямо к купели подъехал автобус, который привез ребят из псковского лечебно-педагогического Центра.
    Взрослые на руках выносили больных детей и устраивали их тут же, на травке. Вылечить этих девочек и мальчиков, у большинства из которых – ДЦП, современная медицина не в состоянии, тем не менее каждая мама, собираясь в поездку, думаю, верила в чудо: а вдруг Светлый ключ поможет поставить на ноги ее ребенка? Между тем иеромонах Мардарий – местный насельник, уверяет, что чудес, связанных с исцелением, немало и все они свидетельствуют об особой силе здешних вод.
    – До наших дней сохранилось свидетельство, как святой Корнилий Крыпецкий, помолившись, омыл слепой девочке глаза и та прозрела. Известен случай (это произошло уже в 90-х годах прошлого столетия), когда больная женщина искупалась в источнике и тоже выздоровела. Однако не до конца, так как она погружалась не с головой, – продолжает священник. – Но больше всего паломников бывает по праздникам. Особенно велик наплыв народа 19 января, на Крещенье. До трех тысяч человек в день! Не поверите: машин столько, что не пробиться.
    Причем люди едут уже с вечера, чтобы занять очередь в купель. Надеемся, что и 22 июля у нас будет много гостей – в этом день в монастыре отмечается праздник обретения мощей Корнилия Крыпецкого.

  3. Nanis Ответить

    А. Демкин
    Российский паломник.
    Описание святых мест Северо-Запада России.

    © 2011, Андрей Демкин,СПб.
    Перепечатка или иное полное или частичное воспроизведение материала разрешается только при наличии письменного разрешения автора.
    Святые источники Никандровой пустыни в Псковской области.

    Свято-Благовещенская Никандрова пустынь
    Никандрова пустынь
    Основатель обители в Никандровой пустыни – преподобный Никандр, пустынножитель Псковский родился в селе Виделлебье в 1507 году. Преподобный Никандр был пострижен в монахи в Крыпецком монастыре после 15 лет пустынножительства. Однако, растущая слава его как целителя и провидца родила ревность в сердцах монахов, и преподобный Никандр вначале отошел от Крыпецкого монастыря на островок в 4-х километрах по болоту, где вырыл колодчик возле разбитого молнией камня. Однако, большой поток паломников не в монастырь, а на болото смущал игумна Крыпецкого монастыря, и он попросил преподобного Никандра удалиться прочь. Окончательным местом пустынножительства преподобный Никандр избрал место в лесу, где ныне и находится обитель. В 1574 году преподобный Никандр принял схиму в Рождественском монастыре (находился при впадении р. Демьянки в р. Шелонь). Преподобный Никандр умер 24 сентября 1581 года. Диакон Петр устроил над могилой преподобный Никандра в Никандровой пустыни церковь, положив тем самым начало обители.
    В конце XIX в. Никандрова пустынь была богатым, процветающим монастырем. После октябрьского переворота 1917 года Никандрова пустынь была разорена большевиками, была центром крестьянского сопротивления против большевистского ига, была почти возрождена при немецкой оккупации, а затем снова разрушена самими немцами при отступлении. Своей популярностью Никандрова пустынь обязана памяти преподобного Никандра считавшегося чудотворцем, целителем и прорицателем, а также наличию в Никандровой пустыни издавна почитавшихся на Руси святых источников, святых камней-следовиков и могучего дуба.
    Один из камней в Никандровой пустыни, почитавшийся святым, назывался «возглавница». По преданию, брус весом 38 фунтов (15 кг 200 гр.), состоявший из двух частей, соединенных железной кованой полосой. После смерти Никандра он хранился на паперти главной монастырской церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Камень был настолько почитаем среди монахов и местного населения, что в XVII и начале XVIII в. его даже обносили во время крестного хода вместе с иконами вокруг церкви. Cведения об этом дошли до Феофана Прокоповича, бывшего тогда псковским архиереем. Он приказал в 1735 г. привезти камень в Петербург и бросить его в Неву. Камень в Неву все же не бросили, а отдали в архив Синода на хранение, где он находился еще в 1905 г. Однако воспоминание о “возглавнице” преподобного Никандра было живо довольно долго. Паломники, не зная, что камень вывезли в Петербург, пытаются отыскать его до сих пор.
    Другой камень «божий следок» — плоский овальный в сечении валун с углублением, напоминавшим человеческую стопу, также был объектом поклонения. Считалось, что на нем оставила след своей ноги Божья Матерь. Еще более почитаем он стал после утраты монастырем “возглавницы” преподобного Никандра. На протяжении четырех веков паломники несли ему свои приношения в Никандрову пустынь: зерно, хлеб, ягоды. В средневековье объектом поклонения в Никандровой пустыни был также огромный дуб, под которым Никандр, как пишется в его житие, принимал паломников и проявлял свой пророческий дар. Под этим же дубом Никандра и похоронил крестьянин Иоанн Долгий из с. Боровичи, а позднее рядом с ним была поставлена деревянная церковь Благовещенья Пресвятой Богородицы. Дуб, вероятно, погиб во время пожара церкви, случившегося в середине XVII в.
    Молитва святому преподобному Никандру Пустынножителю: О преподобне и достоблаженне отче наш Никандре! К тебе припадающе с любовию, молим тя, досточудне: настави и вразуми нас, раб Божиих (имена), ходити по стопам твоим: буди на пути сем избранный вождь нам, якоже древле Моисей бяше людем Израилевым. Испроси нам, отче, молитвами твоими у Христа Бога: да освятит благодатию Своею души и телеса наша, ум наш да просветит светом богопознания, совесть нашу от мертвых дел да очистит, от греховных же помышлений и губительнаго уныния да оградит и дарует нам искреннее покаяние, сердец сокрушение, слезное умиление, воздержание и трезвость, смиренномудрие и кротость, чистоту душевную и телесную, страннолюбие и друг ко другу нелицемерную любовь, яко да воспоем и прославим в Троице славимаго Единаго Бога Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и в безконечныя веки веков. Аминь.
    Святые источники Никандровой пустыни :
    На территории Никандровой пустыни находятся несколько святых источников в одном из которых есть купель для окунания. Это самый сильный и строгий из всех известных автору святых источников на Северо-Западе, во имя преподобного Александра Свирского. Назван он в честь двукратном явлении преподобного Александра прп. Никандру. Вода в святом источнике голубого цвета, причем, и зимой, и летом температура воды в источнике + 6 градусов.
    У въезда в Никандрову пустынь находится «глазной» источник. Вода в этом святом источнике целебна для глаз, но слишком торфяная для питья. Никандрова пустынь обладает и другими целебными источниками:
    На юг и юго-запад от обители расположены Никандровский источник и источники свв. апп. Петра и Павла и Животворящего Креста Господня.
    Так, источник прп. Никандра, по преданию, был ископан самим преподобным и святой брал из источника воду для своих нужд. Источник свв. апп. Петра и Павла говорит о том, что мощи преподобного были обретены именно в праздник свв. первоверховных апостолов, и этот день особо почитался в обители. Источник Св. Креста говорит о том, что в пустыни была часовня в честь Св. Креста Господня. Вода в этих источниках Никандровой пустыни помогает при лечении бесплодия, способствует избавлению от алкогольной и наркотичсекой зависимости.

  4. Mirafyn Ответить


    В Никандровой пустыни находятся четыре водных источника: во имя Казанской иконы Божией Матери («глазной»); преподобного Никандра Пустынножителя; святых апостолов Петра и Павла (по устоявшимся представлениям местных жителей это источники с «живой» и «мёртвой» водой) и во имя прп. Александра Свирского.
    Никандровская пустынь связана с именем Преподобного Никандра Пустынножителя. В 1585 году здесь был создан мужской монастырь, который становится вторым крупнейшим монастырем после Псково-Печорской лавры в Псковской земле. В годы Советской власти монастырь был очень сильно разрушен, целительные источники залиты нефтью. Но, со временем, источники очистились. Целебная вода, которая выходит на поверхность в этом районе, использовалась для лечения в располагавшемся рядом курорте Хилово.

    Вода из одного источника помогала, по поверью, при болезни глаз, три других снимали болезни суставов и излечивали, по распространенному мнению, язвы. Особым почитанием пользовался источник, около которого стояла часовня во имя святых Зосимы и Савватия, где находилась деревянная рака, в которой вплоть до конца XVIII века были мощи преподобного Никандра. Славился также источник, около которого стояла часовня во имя Живоносного источника. К этим часовням, два раза в год, в дни памяти Никандра, устраивались крестные ходы.
    Сейчас, когда монастырь восстанавливается, к источникам вновь приезжают паломники. Из трех источников набирают воду, пьют или умываются, а в четвертом – радоновом, купаются зимой и летом.

    В 300-х метрах от монастыря два колодца Петра и Павла. В одном, говорят, живая вода, в другом – мертвая. Живая очень вкусная. Примерно в километре находится самый древний колодец, который, по легенде, рыл сам преподобный Никандр. Этот источник носит его имя, и вода там содержит сероводород. Самый интересный источник – это радоновый колодец-купальня Александра Свирского. Он находится в полутора километрах от монастыря, и к нему идет нахоженая тропинка. Купаться принято совсем без одежды. Купальня представляет собой широкий колодец со стенками из толстых бревен. Для тех кто стесняется, есть два домика – женский и мужской. Такие источники образуются при разломах земной коры. Вода в них любое время года сохраняет постоянную температуру (+4 градуса) и обладает удивительной целительной силой.

  5. Drums & Flo on Bits records Ответить

    Обитель на протяжении веков процветала, было много паломников, большое приусадебное хозяйство. Монахи выращивали даже виноград. Здесь же располагалась огромная библиотека (более 1000 книг), в дни памяти святого Никандра собиралось до 20 тысяч человек.
    В 1928 году обитель закрыли, все постройки снесли и забыли на многие десятилетия.

    Разрушенная стена построек начала XX века
    Возрождение началось около 10 лет назад.
    Вот так все начиналось.

    Еще нет прилегающих построек, храма, хозяйственного двора.

    Храм в честь святых Царственных мучеников, построенный в память о святых царственных мучениках, чей крестный путь начинался с Псковской земли.

    Храм в честь иконы Матери Божией «Взыскание погибших».
    В 2010 году был открыт Благовещенский собор. Возведен он на месте, где рос священный дуб, под которым принимал страждущих Никандр и где позднее находилась его могила. Дуб сгорел при пожаре в 1673 году, а на его место позднее посадили новый дубок, который и растет сейчас перед храмом.


    Жилые помещения
    Несмотря на такие изменения, монастырь окружает полудикий лес, где при желании можно найти чернику, бруснику, клюкву и грибы. На территории Никандровой пустыни расположены святые источники. Добраться к ним можно через лес…

    или вот по такой дорожке.

    В 60-е годы источники были залиты мазутом, чтобы прекратить паломничество к ним верующих и страждущих исцеления. Однако родники смогли самоочиститься, пробиться вновь, и теперь об этом варварском поступке не напоминает ничего.
    На въезде в монастырь расположен источник в честь иконы Казанской Божией Матери с торфяной водой. Это, так называемый «глазной» источник. Вода в нем помогает при различных глазных болезнях, достаточно только попромывать глаза или окропить их водой.
    Следующий источник находится в лесу на расстоянии полутора километров от обители. Он получил свое имя в честь наставника Никандра святого Александра Свирского.
    Из-за повышенного содержания радона, вода в этом роднике окрашена в слегка голубоватый цвет. Также из-за высокого содержания химических соединений железа с другими веществами в воде трава вокруг родника приобретает желтый оттенок. Температура круглогодично от 3*С до 6*С .
    Многие специалисты считают ее целебные  свойства одними из самых сильных на северо-западе нашей страны.

    Святой источник.

    Это самый глубокий источник Никандровой пустыни, его глубина составляет 7 метров. Здесь оборудована купель, в которую окунаются многочисленные паломники.
    На исцеление приезжают в любое время года. Погружаться в источник положено полностью обнаженным, что конечно при такой температуре не всякий сможет. Старую нательную одежду надо выбросить, а после купания одевать чистую и новую.
    Источник — это колодец, в котором для удобства погружения сделаны перила и ступени. Есть женский и мужской вход.

    Источник внутри.
    На улице оборудован «бассейн», где также можно пройти омовение.

    Мой сын решил окунуться полностью. Из воды «вылетал».
    После купания в источнике кожа «горит», легкость во всем теле и самое интересное — при 11*С воздуха нам было совсем не холодно.
    Еще один источник апостолов Петра и Павла. К нему идут люди, страдающие от алкогольной, наркотической зависимости, бесплодии. Несмотря на то, что ключи находятся рядом, вода в них поступает с различной глубины и отличается по своему составу.
    Источник Живоносного Креста содержит «живую воду», которую используют монахи в повседневной жизни. Эта вода отличается особо приятным вкусом и попробовать ее должен каждый побывавший в монастыре паломник или турист. Она лечит болезни сердца и сосудов, в том числе гипертонию и пороки сердца, атеросклероз; заболевания центральной и периферической нервной системы; женские и мужские болезни; сахарный диабет, ожирение и подагру; избавляет от язвы желудка, поражений печени и кожи.
    Другой источник, Петропавловский, содержит воду с содержанием сероводорода. Применяется эта вода для орошений, ванн, полосканий.

    Здесь люди набирают в тару воду, увозят ее иногда за несколько тысяч километров. Моя мама везла неподъемный груз за 1800 км, наливая воду в 2-х литровые бутыли, по пути прихватив растения из пустыни (все нужно) и с чистой совестью поездом до Санкт-Петербурга, затем метро, затем опять поезд на юг. При всем при этом просто этой водой умывается.

    Набираем «живую» воду.

    Лес возле источников.
    Есть еще источник преподобного Никандра, которым, по преданию, для бытовых нужд пользовался сам святой.
    Были в обители и святые камни, но до наших дней они не дошли. Как рассказано в путеводителе по истории Никандровой пустыни:
    «Камень «Возглавница» долго находился в монастырской церкви и был объектом почитания местных жителей и паломников. Его наравне с иконами использовали в Крестном ходе. Предания говорят, что Никандр преклонял голову на этот камень вместо подушки при отдыхе. Отцы церкви вывезли предмет языческого поклонения в Петроград, где его следы затерялись. Остались только легенды о нем, а неосведомленные о вывозе люди долго продолжали поиски реликвии.
    Камень «Божий следок», похожий на след ступни человека, считался святым из-за предполагаемой принадлежности отпечатка Деве Марии. Его почитание возросло после утраты «Возглавницы».Камень утерян.”
    На территории есть старое кладбище. Могилы датируются IXX в.- начало XX в. Кресты практически вросли в землю, летом их не видно из-за травы, зимой из-под снега. Но кладбище собираются реставрировать.
    После пешей прогулки, купания аппетит разыгрывается нешуточный. И здесь к услугам паломников и туристов своя лавка. В ней торгуют хлебом собственной выпечки, медом. Очень много трав и ягод собранных здесь же.

    Храмовый комплекс.

    Усталые, но умиротворенные идем в лавку при храме.
    Есть на территории и свои животные-лошади, козы.
    И напоследок.:
    «Никандрова пустынь – один из немногих в России монастырей, в чье социальное служение входит реабилитация наркозависимых. Многие из них, пожив в монастыре и уехав домой, через несколько месяцев возвращаются, не найдя себя в миру.

  6. Rainhammer Ответить

    А. Демкин
    Паломник России
    Описание святых мест Северо-Запада России.

    © 2011, Андрей Демкин,СПб.
    Перепечатка или иное полное или частичное воспроизведение материала разрешается только при наличии письменного разрешения автора.
    Святые источники Никандровой пустыни в Псковской области.

    Свято-Благовещенская Никандрова пустынь

    Никандрова пустынь
    Основатель обители в Никандровой пустыни – преподобный Никандр, пустынножитель Псковский родился в селе Виделлебье (родине Св. Княгини Ольги) в 1507 году. Преподобный Никандр был пострижен в монахи в Крыпецком монастыре после 15 лет пустынножительства. Однако, растущая слава его как целителя и провидца родила ревность в сердцах монахов, и преподобный Никандр вначале отошел от Крыпецкого монастыря на островок в 4-х километрах по болоту, где вырыл колодчик возле разбитого молнией камня. Однако, большой поток паломников не в монастырь, а на болото смущал игумна Крыпецкого монастыря, и он попросил преподобного Никандра удалиться прочь. Окончательным местом пустынножительства преподобный Никандр избрал место в лесу, где ныне и находится обитель. В 1574 году преподобный Никандр принял схиму в Рождественском монастыре (находился при впадении р. Демьянки в р. Шелонь). Преподобный Никандр умер 24 сентября 1581 года. Диакон Петр устроил над могилой преподобный Никандра в Никандровой пустыни церковь, положив тем самым начало обители.
    В конце XIX в. Никандрова пустынь была богатым, процветающим монастырем. После октябрьского переворота 1917 года Никандрова пустынь была разорена большевиками, была центром крестьянского сопротивления против большевистского ига, была почти возрождена при немецкой оккупации, а затем снова разрушена самими немцами при отступлении. Своей популярностью Никандрова пустынь обязана памяти преподобного Никандра считавшегося чудотворцем, целителем и прорицателем, а также наличию в Никандровой пустыни издавна почитавшихся на Руси святых источников, святых камней-следовиков и могучего дуба.
    Один из камней в Никандровой пустыни, почитавшийся святым, назывался «возглавница». По преданию, брус весом 38 фунтов (15 кг 200 гр.), состоявший из двух частей, соединенных железной кованой полосой. После смерти Никандра он хранился на паперти главной монастырской церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Камень был настолько почитаем среди монахов и местного населения, что в XVII и начале XVIII в. его даже обносили во время крестного хода вместе с иконами вокруг церкви. Cведения об этом дошли до Феофана Прокоповича, бывшего тогда псковским архиереем. Он приказал в 1735 г. привезти камень в Петербург и бросить его в Неву. Камень в Неву все же не бросили, а отдали в архив Синода на хранение, где он находился еще в 1905 г. Однако воспоминание о “возглавнице” преподобного Никандра было живо довольно долго. Паломники, не зная, что камень вывезли в Петербург, пытаются отыскать его до сих пор.
    Другой камень «божий следок» — плоский овальный в сечении валун с углублением, напоминавшим человеческую стопу, также был объектом поклонения. Считалось, что на нем оставила след своей ноги Божья Матерь. Еще более почитаем он стал после утраты монастырем “возглавницы” преподобного Никандра. На протяжении четырех веков паломники несли ему свои приношения в Никандрову пустынь: зерно, хлеб, ягоды. В средневековье объектом поклонения в Никандровой пустыни был также огромный дуб, под которым Никандр, как пишется в его житие, принимал паломников и проявлял свой пророческий дар. Под этим же дубом Никандра и похоронил крестьянин Иоанн Долгий из с. Боровичи, а позднее рядом с ним была поставлена деревянная церковь Благовещенья Пресвятой Богородицы. Дуб, вероятно, погиб во время пожара церкви, случившегося в середине XVII в.
    Святые источники Никандровой пустыни :

    На территории Никандровой пустыни находятся несколько святых источников в одном из которых есть купель для окунания. Это самый сильный и строгий из всех известных автору святых источников на Северо-Западе, во имя преподобного Александра Свирского. Назван он в честь двукратном явлении преподобного Александра прп. Никандру. Вода в святом источнике голубого цвета, причем, и зимой, и летом температура воды в источнике + 6 градусов.
    У въезда в Никандрову пустынь находится «глазной» источник. Вода в этом святом источнике целебна для глаз, но слишком торфяная для питья.
    На юг и юго-запад от обители расположены Никандровский источник и источники свв. апп. Петра и Павла и Животворящего Креста Господня.
    Так, источник прп. Никандра, по преданию, был ископан самим преподобным и святой брал из источника воду для своих нужд. Источник свв. апп. Петра и Павла говорит о том, что мощи преподобного были обретены именно в праздник свв. первоверховных апостолов, и этот день особо почитался в обители. Источник Св. Креста говорит о том, что в пустыни была часовня в честь Св. Креста Господня.

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *