Нужна ли пояснительная записка к балансу малого предприятия за 2019?

12 ответов на вопрос “Нужна ли пояснительная записка к балансу малого предприятия за 2019?”

  1. Fogra Ответить

    Как правило, пояснения составляются не только к бухбалансу, а ко всем предоставляемым отчетам сразу. Периодичность составления пояснений та же, что и для бухотчетности, — 31 марта года, следующего за отчетным. Все статьи баланса или отчетности, к которым представляются пояснения, должны иметь соответствующее указание на раскрытие данных.
    Если в течение года вносились изменения в учетную политику организации, в пояснительной записке следует обосновать необходимость внесения таких изменений и проанализировать последствия их введения.
    Целесообразно описать все факторы, которые повлияли на показатели баланса и иной отчетности, расшифровать предпосылки и последствия крупных сделок, уже проведенных или только запланированных, но влияние которых необходимо учитывать при анализе финансово-хозяйственной деятельности организации.

    ***

    Все крупные и средние субъекты предпринимательства обязаны предоставлять пояснительную записку в составе ежегодной бухгалтерской отчетности, представители мелкого бизнеса подают такую записку по желанию. Пояснения к бухгалтерскому балансу позволяют преобразовать сухие цифры баланса и других отчетов в аргументированный текст о финансовом положении субъекта. Грамотное обоснование при снижении экономических показателей плательщика поможет избежать подозрений в занижении прибыли и использовании схем уклонения от уплаты налоговых и иных обязательных платежей. Помимо контролирующих органов, заинтересованными лицами в получении пояснительной записки являются инвесторы, кредиторы, акционеры предприятия.

  2. Kajikazahn Ответить


    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
    Субъект малого предпринимательства вправе представить в налоговый орган годовую бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме – в составе бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Вместе с тем отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств необходимо представлять в случае их формирования (при необходимости отражения в них наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности).
    Пояснительную записку в составе годовой бухгалтерской отчетности организация – субъект малого предпринимательства в налоговый орган вправе не представлять.
    Обоснование вывода:
    В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ может предусматриваться упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности (п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”).
    Принцип упрощения способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства отражен в п. 3 ст. 20 нового закона о бухгалтерском учете (Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”, вступивший в силу с 1 января 2013 года, далее – Федеральный закон N 402-ФЗ).
    В соответствии со ст. 14 Федерального закона N 402-ФЗ годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах*(1) и приложений к ним.
    В Информации Минфина N ПЗ-10/2012 в разделе “Правила ведения бухгалтерского учета” сказано:
    “В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона N 402-ФЗ до утверждения федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета, предусмотренных этим Федеральным законом, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти до дня вступления в силу Федерального закона N 402-ФЗ”.
    Формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках утверждены п. 1 приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н “О формах бухгалтерской отчетности организаций” (далее – Приказ N 66н).
    Пунктом 2 Приказа N 66н утверждены следующие формы приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках:
    а) форма отчета об изменениях капитала;
    б) форма отчета о движении денежных средств;
    в) форма отчета о целевом использовании полученных средств.
    Пунктом 3 Приказа N 66н установлено, что организации самостоятельно определяют детализацию показателей по статьям отчетов, предусмотренных п.п. 1 и 2 Приказа N 66н.
    Пункт 4 Приказа N 66н устанавливает, что иные приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (далее – пояснения):
    а) оформляются в табличной и (или) текстовой форме;
    б) содержание пояснений, оформленных в табличной форме, определяется организациями самостоятельно с учетом приложения N 3 к Приказу N 66н.
    Пунктом 6 Приказа N 66н установлено, что организации – субъекты малого предпринимательства формируют бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе:
    – в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках*(2) включают показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);
    – в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. Также согласно данному пункту организации – субъекты малого предпринимательства вправе формировать представляемую бухгалтерскую отчетность в соответствии с п.п. 1-4 Приказа N 66н.
    Пункт 85 Положения по ведению бухгалтерского учета (утверждено приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н) позволяет малым предприятиям ограничить объем годовой бухгалтерской отчетности только лишь балансом и отчетом о прибылях и убытках.
    Таким образом, субъект малого предпринимательства имеет право формировать годовую бухгалтерскую отчетность за 2012 год в упрощенном порядке, предполагающем составление бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Иные формы бухгалтерской отчетности (приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках) должны формироваться субъектом малого предпринимательства при необходимости отражения в них наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
    Следовательно, организация – субъект малого предпринимательства в налоговый орган представляет бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, при этом отчет об изменениях капитала и отчет о движении денежных средств представляет в случае их формирования (при необходимости отражения в них наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности).
    Минфин России ранее, до вступления в силу Федерального закона N 402-ФЗ разъяснял, ссылаясь, в частности, на положения п. 6 Приказа N 66н, что организация, являющаяся субъектом малого предпринимательства, не обязана включать в представляемую в налоговый орган бухгалтерскую отчетность отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, за исключением наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности (письмо от 03.04.2012 N 03-02-07/1-80).
    О возможности составления субъектами малого предпринимательства бухгалтерской отчетности в сокращенном объеме говорится и в п. 17 информации Минфина России от 19.07.2011 N ПЗ-3/2010 “Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства”. При этом отмечается, что решение вопроса о включении в бухгалтерскую отчетность субъекта малого предпринимательства отчета об изменениях капитала и отчета о движении денежных средств определяется необходимостью приведения в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
    По вопросу представления пояснительной записки в составе бухгалтерской отчетности в упомянутой нами ранее Информации Минфина N ПЗ-10/2012 (п. “е” раздела “Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2012 г.”) сказано следующее: “в связи с утратой силы с 1 января 2013 г. Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” пункт “д” части 2 статьи 13 этого Федерального закона не подлежит применению. Исходя из этого с 1 января 2013 г. пояснительная записка не входит в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности. Однако в силу части 1 статьи 30 Федерального закона N 402-ФЗ продолжает применяться раздел VIII Положения по бухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетность организации” (ПБУ 4/99), утвержденного приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. N 43н. При этом предусмотренная этим разделом информация не является приложением к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах”.
    То есть пояснительная записка в составе годовой бухгалтерской отчетности организации, в том числе субъекта малого предпринимательства, в налоговый орган не представляется.
    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Дружинина Светлана
    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    профессиональный бухгалтер Мягкова Светлана
    31 января 2013 г.
    *(1) Согласно Информации Минфина РФ от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012 “О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” (ПЗ – 10/2012)” (далее – Информация Минфина N ПЗ-10/2012) в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 год отчет о прибылях и убытках должен именоваться отчетом о финансовых результатах (п. “а” раздела “Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2012 г.” Информации Минфина N ПЗ-10/2012).
    *(2) С отчетности за 2012 год для субъектов малого предпринимательства предусмотрены упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках (п. 6.1 Приказа N 66н). Они предусмотрены Приложением N 5 к Приказу N 66н (изменения внесены приказом Минфина России от 17.08.2012 N 113н).

  3. Zulkirn Ответить

    Текущая кредитоспособность:
    Объём денежной массы в кассе и на расчётных счетах;
    Убытки;
    Имеющаяся кредиторская и дебиторская задолженность;
    Займы и кредиты, не погашенные в установленный срок;
    Задолженность перед бюджетом: наличие или отсутствие;
    Штрафы — уплаченные и непогашенные;
    Аналитическая оценка положения ценных бумаг компании на фондовом рынке.
    Долгосрочные перспективы:
    Зависимость от внешних инвестиций;
    Источники финансирования.

    Прибыль и убытки предприятия

    Объём продаж товаров или оказанных услуг;
    Производственные расходы;
    Имеющиеся резервы;
    Иные статьи доходов и расходов;
    Непреодолимые обстоятельства, влияющие на коммерческую деятельность и их последствия.

    Пояснения по существенным статьям бухучёта

    Этот раздел заполняется в случаях, когда имеется существенная информация, не отображённая в бухгалтерской отчётности.

    Бизнес-активность

    Рынок реализации, включая экспортные поставки продукции;
    Репутация компании в коммерческой сфере;
    Обязательность исполнения плановых показателей и обеспечение их стабильного роста;
    Результативность использования собственных ресурсов.

    Изменение вступительного остатка

    Причины изменения: реорганизация, новые требования учёта и пр.;
    Величина текущих изменений.

    Аффилированные лица

    Полный перечень таких лиц;
    Критерии, относящие физлицо или предприятие к аффилированным лицам;
    Характер партнерских взаимоотношений;
    Совместные операции, с указанием цен по каждому виду;
    Доля активов, принадлежащих аффилированным лицам.

    Условные факторы

    Характеристика обязательств и сроки исполнения;
    Имеющиеся неопределенности;
    Выделенные резервы;
    Возможные последствия.

    Партнёрские отношения

    Договоры простых товариществ;
    Цели партнерства;
    Вклад компании в совместную деятельность;
    Объём и стоимость обобщённых активов;
    Полученная прибыль или понесённые убытки;
    Данные об объединённых активах и проведённых операциях.

    Отчёт по сегментам компании

    Полный перечень сегментов: дочерние фирмы, зависимые общества, союзы, ассоциации;
    Объём выручки от продаж сторонним покупателям и между сегментами;
    Финансовый результат;
    Общие величины активов и обязательств;
    Объём капиталовложений в основные средства и нематериальные активы, включая амортизационные отчисления;
    Доля чистой прибыли и финансовых затрат по итогам совместной деятельности.

    События, произошедшие после даты подачи отчёта

    Причины, повлекшие за собой данные события.
    Вероятные последствия.

    Господдержка

    Объём выделенных средств;
    Целевое назначение;
    Формы государственной поддержки;
    Отчёт о выполненных и невыполненных обязательствах.

    Экологическая составляющая

    Деятельность компании, оказывающая негативное влияние на окружающую среду;
    Мероприятия, проводимые для охраны окружающей среды, и объём выделяемых на это средств.

    Раскрытие информации

    Число выпущенных акций: оплаченных полностью, частично, неоплаченных;
    Номинальная стоимость ценных бумаг, принадлежащих эмитенту и дочерним предприятиям.
    При повторной эмиссии указывается:
    Причина;
    Дата эмиссии;
    Условия размещения;
    Количество ценных бумаг;
    Объём полученных инвестиций.

    Сведения, включаемые в отчёт на основании ПБУ 18/02

    Условный расход/доход по налогу на прибыль;
    Разницы, спровоцировавшие корректировку условного дохода/расхода;
    Величина налоговых обязательств;
    Причины изменения тарифа налогообложения;
    Объём налоговых активов и обязательств.

    Прекращение коммерческой деятельности

    Описание предпринимательской деятельности, которая будет прекращена;
    Дата прекращения;
    Общая стоимость активов и обязательств компании;
    Отчёт о движении денежных средств;
    Суммы расходов и доходов до уплаты налогов;
    Прибыль и убытки, связанные с выбытием активов.

  4. Brak Ответить

    Что такое пояснительная записка

    Пояснительная записка – это информация к годовой бухгалтерской отчетности, дополняющая данные, содержащиеся в основных формах бухгалтерской отчетности. Начиная с отчетности за 2012 года термин “пояснительная записка” заменен в бухгалтерском законодательстве на формулировку “пояснения” к бухгалтерской отчетности.
    В пояснительной записке (пояснениях) к бухгалтерской отчетности подробней раскрываются данные об имуществе и обязательстве организации, расшифровываются общие показатели Баланса. Содержание и форму этого документа организация определяет самостоятельно на основе рекомендаций Минфина.
    Пояснение к бухгалтерской отчетности необходимы, чтобы пользователи точней поняли содержание основных форм, получили другую необходимую информацию о деятельности предприятия. В частности, в пояснительной записке раскрываются первоначальная стоимость и движение основных средств и нематериальных активов, финансовых вложений, ключевые положения учетной политики, приводятся сведения о просроченной задолженности. Обычно в пояснительную записку также включают общую информацию о видах и масштабах деятельности организации, ключевых рынках сбыта, важных событиях.
    Примерную форму пояснений к бухгалтерской отчетности можно найти в Приказе Минфина РФ от 02.07.2010 г. N 66н “О формах бухгалтерской отчетности организаций”.

    Пояснительная записка для малых предприятий

    Пояснительную записку (пояснения) к годовой бухгалтерской отчетности должны составлять все предприятия, кроме малых. Субъектам малого предпринимательства разрешено составлять бухгалтерскую отчетность по упрощенной форме. При этом они составляют приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах только при наличии важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения и результатов деятельности организации.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *