Нужна ли трудовая книжка в настоящее время?

17 ответов на вопрос “Нужна ли трудовая книжка в настоящее время?”

  1. Хейли Маршалл Ответить

    Если фамилия работника по паспорту содержит букву Ё, а в СНИЛС (соответственно, и в информационной базе) фамилия с буквой E, то нужно исправить это расхождение. В противном случае индивидуальный лицевой счет в ПФР и трудовая книжка с паспортом работника будут оформлены на два разных человека.
    Если в компании есть льготные должности (например, предполагающие досрочное назначение пенсии), то их наименование нужно привести в строгое соответствие квалификационным справочникам/профессиональным стандартам.
    Не забудьте зарегистрировать иностранных работников – высококвалифицированных специалистов в системе ПФР. На сегодняшний день такие иностранцы не подлежат страхованию в ПФР в целях обеспечения трудовыми пенсиями по старости, но трудовые книжки на них ведутся, и у них тоже есть право выбора.
    Оформляйте прием на работу в январе 2020 года (и далее), а также переводы и увольнения своевременно. Принять работника на работу «задним» числом теперь вряд ли получится. С 2021 года эти сведения нужно будет передавать на следующий день после соответствующего события.
    Подготовьте уведомления для работников об изменениях трудового законодательства в части ведения электронных трудовых книжек. Разъясните им их права, объясните, что у них есть право на продолжение ведения трудовой книжки в бумажном виде. Закон требует, чтобы уведомления были составлены в письменной форме. Требований о вручении уведомлении под роспись закон не содержит. Однако безопаснее ознакомить каждого работника под роспись. Уведомления можно сделать на каждого работника отдельно. Можно составить единое информационное письмо, с которым ознакомить работников по списку.
    Начните в рамках аудита локальных нормативных актов готовить поправки в Правила внутреннего трудового распорядка. В пунктах, где упоминается трудовая книжка нужно добавить в соответствующее предложение «… и сведения о трудовой деятельности». О трудовых книжках в ПВТР, как правило, речь идет в разделах «Прием на работу», «Перевод на другую работу», «Увольнение», «Поощрение работников и дисциплинарные взыскания». Определите в ПВТР порядок электронного взаимодействия работника и работодателя (при необходимости). Законодатель предоставил работодателям возможность внести изменения в ПВТР в течение 2020 года. Поэтому не стоит спешить и делать это в начале года.
    Примите решение о получении усиленной квалифицированной электронной подписи. Если в ПВТР вы напишите, что сведения о трудовой деятельности могут предоставляться работникам в форме электронного документа, то такой документ работодатель должен подписать УКЭП.
    Вручите уведомления работникам в срок по 30 июня 2020 года. Законодатель установил такой срок, чтобы у работодателя было время разобраться во всех тонкостях, связанных с электронными трудовыми книжками, предоставить работникам выверенную достоверную информацию об изменениях. Поэтому торопиться с вручением работникам уведомлений не стоит.
    После получения уведомлений работники должны принять взвешенное решение, оставлять ли им бумажные трудовые книжки или отказаться от них. Принять такое решение они должны с 1 июля по 31 декабря 2020 г. О своем выборе работники должны уведомить работодателя в произвольной форме. Работодателю рекомендуется заранее подготовить образец заявления для работников. О том, какое заявление подал работник, работодатель должен будет уведомить Пенсионный фонд в отчете СЗВ-ТД. Если работник решит сохранить бумажную трудовую книжку, то у него будет право отказаться от нее в дальнейшем. А если работник выберет электронную трудовую книжку, то вернуться к бумажной версии он уже не сможет.
    В январе 2021 года работникам, которые подали заявления об отказе от бумажных трудовых книжек, нужно будет выдать их на руки.

  2. Tigef Ответить

    10.1. Здравствуйте, если у Вас возникла проблема с кредитным учреждением (нет возможности оплатить задолженность, хотите вернуть страховку, банк незаконно списал денежные средства, вынесен судебный приказ, донимают коллекторы и многое другое), то ответы на свои вопросы вы найдете в моих темах на данном форуме:
    Полезную информацию найдете в моих темах на форуме:
    Подробнее >>>
    Подробнее >>>
    Так же, имейте в виду, что на сегодняшний день существует масса способов, с помощью которых можно юридически избавиться от кредитных обязательств или хотя бы сделать невозможным к взысканию задолженность по кредитному договору. К числу таковых относится расторжение кредитного договора, признание сделки недействительной, оспаривание условий договора, как противоречащих закону (ст. 168 ГК РФ), признание сделки кабальной (п.3 ст. 179 ГК РФ), банкротство физических лиц и окончание исполнительного производства по основаниям ст. 46 ЗФ «Об исполнительном производстве». Чтобы разобраться непосредственно в Вашей ситуации – надо видеть документы, которые возможно отправить на электронную почту Consultant34-vlg@yandex.ru
    С Уважением, финансовый адвокат – Степанов Вадим Игоревич.

  3. Keraswyn Ответить

    Как уже было сказано выше, некоторые постановления правительства гласили о том, что оформление и хранение трудовых книжек в России прекратится в начале 2017 года. Но 3 июля 2016 года в России выходит Федеральный закон о внесении изменений в ТК РФ. Началом действия законопроекта обозначили как раз 1 января 2017 года. О чем гласит представленный закон? Если вкратце, то работодателям указывают на необходимость действовать по установленным ранее правилам. То есть никакого нового порядка ведения трудовых книжек снова не устанавливается. Записи в документах как обычно фиксируются при работе свыше пяти дней на одном предприятии. Ни о каких электронных версиях речь пока не идет.
    Таким образом, в 2017 году не стоит ждать значительных изменений.

    Почему не отменяют?

    Так почему же государство так медлит с отменой бумажный документов, подтверждающих рабочий стаж? Зачем нужна трудовая книжка в устаревшем нецифровом виде? Точные ответы на эти вопросы, как обычно, получить пока нельзя. Но догадаться о причинах консерватизма властей не так уж и сложно.
    В первую очередь причиной сохранения трудовых книжек является ценность имеющейся в них информации. Стоит упомянуть и о возможных проблемах с пенсионными начислениями, увольнениями, переходами на новые рабочие места и т.д. Перевод книжек в цифровой формат стоит немалых денег. А правительство, как известно, не сильно любит тратиться на социальные нужды.

  4. Botus Ответить

    Как показывает современная жизнь, данные о каждом человеке хранятся в электронной базе. При необходимости сотрудник кадровой службы может обратиться к ее помощи. Пенсионный фонд воспользуется при начислении пенсии. Именно в электронном виде больше информации, чем в документе у человека. Так нужна ли трудовая книжка? Может отказаться от нее, ведь с ней больше проблем.

    Рассмотрим неудобства

    При потере документа сотруднику необходимо собирать большое количество справок, бумаг, чтобы доказать, что он имеет большой трудовой стаж. Зачем это делать, если на каждого гражданина в пенсионном фонде заведено личное дело, куда вносят все данные о работе. Но может информация о тех людях, которые работали в прошлом веке, не внесена в базу? Скорее всего, это так, человеку самолично придется доказать, что он работал с такого-то года и по такой в определенной фирме. Так что, наверное, отменять еще рано.
    Если работник имеет трудовую книжку, доказывающий стаж, и в нем обнаруживается ошибка, то подтверждать необходимо через суд, что документ принадлежит именно этому гражданину. Если бы книжки не было, то и доказывать не пришлось, так как информация хранится в пенсионном фонде. Если книжка на руках неправильно оформленная и в пенсионном фонде информация имеется, по закону человек должен доказать свою причастность к деловым свидетельствам. Видите, сколько бюрократической волокиты. Депутаты хотят упростить жизнь граждан, удалить из нее еще одну ненужную беготню по инстанциям. Компетентные органы будут собирать информацию о сотруднике, если что-то понадобиться, всегда можно сделать распечатку в пенсионном фонде. Нужен ли трудовой документ? Скорее нет, чем да, меньше бумажных проблем для сотрудников.
    Если отменить необходимые рабочие бумаги, то работник отдела кадров лишается большого количества проблем. Например, если специалист не вышел на свою деятельность, пропал без вести, то книжку нужно хранить 75 лет. Это проблема для фирмы.
    Депутаты утверждают, что при устройстве на работу между сторонами заключается трудовой договор. На каждом предприятии, где работает человек, такой договор присутствует. Одна часть остается у работника. Этот документ служит доказательством. Значит, на вопрос – «Нужна ли трудовая?», можно ответить – «Не нужна!». Но в трудовом договоре не написано когда гражданин уволился, не описаны другие передвижения, поощрения, а также выговоры. Значит, все-таки отмену пока рано производить.

    Что говорят руководители?

    Сложность заключается в том, если отменить трудовые свидетельства, то доказать компетентность специалиста будет достаточно сложно. Например, пришел он трудоустраиваться, принес резюме, в нем указал виды работ, рекомендательное письмо и так далее. Но в резюме включены только хорошие данные, а плохие решил не оглашать. Руководитель берет человека, он подводит компанию, оказывается он любитель гулять, уволили с прежнего места за прогулы. Нужна ли трудоваясегодня? Руководители утверждают, что нужна.
    Индивидуальные предприниматели рассказывают, что при приеме смотрят на профессиональные качества, а не на записи в документе. Опрос, тестирование, каверзные вопросы смогут выявить профи и помочь отказаться от безответственного. Трудовой договор играет важную роль. Все договора, что есть у работника необходимо хранить. Но это неудобно, их нужно складывать в специальную папку, чтобы они не мялись. Они занимают много места. Так необходима ли трудовая книжка? И вновь видим, что без нее сложно, люди так привыкли к этому аккуратному, миниатюрному дневнику. Но отвыкать все-таки необходимо. Меньше бюрократии, больше пользы.

  5. Kajin Ответить

    Трудовые книжки, вкладыши в них, бланки подлежат учету в организации (п. 40 Правил ведения и хранения трудовых книжек).
    Для этих целей утверждены следующие книги, которые обязаны вести работодатели:
    1) приходно-расходная книга по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее. Ведется бухгалтерией организации. В приходно-расходную книгу вносятся сведения об операциях по получению и расходованию бланков трудовой книжки и вкладыша в трудовую книжку. Кроме количества бланков трудовой книжки в приходно-расходной книге следует указывать их серию и номер;
    2) книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них. Книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них ведется:
    – кадровой службой организации
    – либо другим подразделением, в котором оформляется прием и увольнение работников.
    Книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них предназначена для регистрации полученных трудовых книжек и вкладышей в них от работников при приеме на работу, при увольнении, а также при оформлении дубликатов или заведении новых трудовых книжек или вкладышей в них.
    Приходно-расходная книга по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее и книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них должны быть пронумерованы, прошнурованы, заверены подписью руководителя организации, а также скреплены сургучной печатью или опломбированы.
    Так как бланки трудовой книжки и вкладыша в нее относятся к бланкам строгой отчетности, то они должны храниться в сейфах, металлических шкафах или специальных помещениях, позволяющих обеспечить их сохранность.
    Работодатель обязан постоянно иметь в наличии необходимое количество бланков трудовой книжки и вкладыша в нее.

    Общие правила ведения трудовых книжек

    Работодатель ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, если данная работа является для работника основной.
    Это требование распространяется на работодателей – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
    Исключение из этого правила составляют работодатели – физические лица, которые не являются индивидуальными предпринимателями.
    Они не вправе делать записи в трудовых книжках работников и оформлять трудовые книжки лицам, принимаемым на работу впервые.
    Язык, на котором ведется трудовая книжка, – государственный язык РФ, то есть русский.
    Если на территории республики в составе РФ установлен свой государственный язык, то трудовую книжку на ее территории можно вести на двух указанных языках одновременно.
    Внесенные в трудовую книжку записи должны быть продублированы в личной карточке работника (например, по унифицированной форме N Т-2, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1).
    С каждой такой записью работодатель обязан ознакомить работника под роспись.

    Порядок заполнения трудовых книжек

    Записи во все разделы трудовой книжки вносятся перьевой, гелевой ручкой или ручкой-роллером. При этом можно использовать чернила (пасту, гель) черного, синего или фиолетового цвета.
    Даты во всех разделах трудовой книжки указываются следующим образом: число и месяц – двузначными, год – четырехзначными арабскими цифрами (например, 25.10.2017).
    В записях не допускается сокращений слов.
    Нумерация в каждом из разделов трудовой книжки сквозная и должна иметь свой порядковый номер.

    Порядок внесения исправительных записей в трудовую книжку

    При внесении неправильной записи в разделы “Сведения о приеме на работу” или “Сведения о награждении” зачеркивать запись нельзя.
    В данном случае необходимо признать ее недействительной, а после этого внести верную запись.
    Например, если надо изменить запись о приеме на работу в разделе “Сведения о работе” после последней записи в данном разделе указывается следующий порядковый номер, дата внесения записи, а в графе 3 делается запись: “Запись за таким-то номером недействительна”.
    После этого делается правильная запись: “Принят по такой-то профессии (должности)” и в графе 4 повторяется дата и номер приказа (распоряжения) нанимателя, запись из которого неправильно внесена в трудовую книжку, либо указывается дата и номер приказа (распоряжения) работодателя, на основании которого вносится правильная запись.
    В таком же порядке признается недействительной запись об увольнении.
    Например, при изменении формулировки причины увольнения в организации делается запись: “Запись за номером таким-то недействительна, уволен, новая формулировка”.
    В графе 4 указывается ссылка на приказ (распоряжение) нанимателя об изменении формулировки причины увольнения.

  6. Tymbalok Ответить

    При первом официальном оформлении работодатель заводит новому сотруднику трудовую книжку. Трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
    В дальнейшем этот документ в обязательном порядке следует предоставлять в отдел кадров каждого нового работодателя (за исключением работы по совместительству).
    Для чего работнику нужна «трудовая»? В этом документе будут содержаться все сведения, которые будут учтены сотрудниками Пенсионного фонда для расчета трудового стажа и последующего начисления пенсии.
    В принципе, все данные о трудовом стаже сотрудника поступают в Пенсионный фонд России напрямую и без «трудовой» (это происходит при выплате отчислений со стороны работодателя). Однако трудовая книжка выступает в роли бумажного юридического гаранта, подтверждающего эту информацию. В данной ситуации «трудовая» в большей степени служит интересам самого работника, а не работодателя или Пенсионного фонда.
    Также трудовую книжку можно назвать своеобразной визитной карточкой для работника. Ведь именно в ней работодатель сможет найти всю интересующую информацию о потенциальном сотруднике.
    Важное значение имеет правильное оформление трудовой книжки.

    Что именно записывается в трудовой книжке?

    Соответствующие записи о трудоустройстве должны быть отмечены в трудовом документе у всех сотрудников, которые отработали не менее 5 дней в учреждении любого типа. Не составляют исключения временные работники и работники, нанятые на определенный сезон. Что записывают в «трудовую»?
    – трудовой стаж и опыт работника
    – сведения об образовании человека (как основное образование, так и курсы по повышению квалификации)
    – информация о наличии наград и благодарностей
    – сведения о причинах увольнений и оснований для прекращения трудового договора.
    Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение.

    Как должны вестись записи в трудовой книжке?

    Записи в трудовом документе должны вестись в строгом порядке. Основанием для ведения трудовой книжки служит Постановление Минтруда России от 10.10.2003 N 69 “Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек” (а также ст.66 ТК РФ, Постановление Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 “О трудовых книжках” и “Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей”). В данном постановлении опубликована утвержденная инструкция по заполнению трудовых книжек.
    Остановимся на общих критериях:
    – не допускается сокращать слова (“пр.” вместо “приказ”, “расп.” вместо “распоряжение”, “пер.” вместо “переведен” и т.п.).
    – разрешенный формат даты выглядит так: ДД.ММ.ГГГГ;
    – пишутся арабские цифры (перед однозначными ставится “0”);
    – все записи заверяются печатями организации;
    – разрешаются синий, черный или фиолетовый цвета шрифта.
    Если в трудовую книжку неправильно вписать наименование учреждения, где трудился работник, то сотрудники пенсионного фонда вправе расценить запись как недействительную. И данный период работы не будет включен в общий трудовой стаж.
    Работнику нужно внимательно читать те записи, которые вносит специалист по кадрам или ответственное лицо. Даты приказов по приему на работу и увольнению, полное наименование организации и верная формулировка занимаемой должности. Если в трудовой найдены ошибки, то их тоже нужно исправлять по правилам. Самое главное – не допускаются зачеркивания. Информация о неверных данных должна быть также прописана в документе.

  7. EZY Ответить

    Не следует опасаться того, что данные о трудоднях будут утеряны или злонамеренно не внесены в «сведения о стаже». У работника будет право контролировать достоверность этих данных. Для этого любой гражданин в любое время сможет затребовать интересуемые сведения. Достаточно обратиться в:
    кадровую службу предприятия (если такой нет, то в бухгалтерию или к начальству). В течение 3 дней работодатель должен выдать выписку на бумаге или в электронном виде (если на предприятии есть цифровая подпись и такой вариант выбрал работник). В выписке будут данные только о работе в данной организации (ИП);
    пенсионный фонд. Сведения будут о всей трудодеятельности. Они представляются в любом виде на выбор заявителя;
    МФЦ. Выдается только бумажный документ;
    через портал Госуслуги. Информация пересылается только на электронную почту гражданина.
    Если в предоставленной информации будут ошибки или неточности, то гражданин может обратиться в пенсионный фонд с заявлением на проведение корректировки.
    Поэтому будет рационально при смене работы каждый раз проводить такие сверки, дабы контролировать стаж и записи об увольнении.

    Дальнейшая судьба бумажных книжек

    Кончено, за короткий срок привести всё к одному знаменателю не получится. Ещё долгое время будут сосуществовать два вида труд.книжек.
    Законодатель дает гражданину право выбирать какой документ будет в обороте (лично для него). Решение принимается от того как ему будет удобнее.
    В любом случае в течение 2020 года все работодатели должны издать приказы об отмене трудовых книжек, о введение электронного учета стажа. И под роспись разъяснить работнику об указанных изменениях законодательства. А также о праве на оставление книжки старого образца.
    Работник же, желающий сохранить прежний порядок, должен подать до 1 января 21-го года заявление о ведении бумажной трудовой.
    В противном случае (по умолчанию) учет стажа переводится в электронный формат, а книжки выдадут на руки.
    А тем, кто начнет свой профессиональный путь с 2021 года будут доступны только электронные документы о стаже.

    Какие преимущества

    Как показал общественный опрос, 52% населения хотят введения нового формата с одновременным сохранением прежнего, 21% – оставить только бумажные, 18% – ограничиться только электронными.
    Как видно, народное мнение схоже с законодателем.
    На самом деле выгода очевидна, ведь много стажевых проблем возникает с неправильными приписками. Отмена записи в трудовой книжке по образцу будет восполнена вводом данных через компьютерную программу, что исключит ошибки и, соответственно, возможные придирки сотрудников пенсионных подразделений.
    Также человеку не нужно опасаться обыкновенной утраты документа и последующей суеты по его восстановлению. Теперь данные будут в федеральных базах – это надежно.
    В конце концов, упростится документооборот между трудящимся и работодателем.
    Удобно будет и работодателю, так как он будет освобожден от такой ответственности как хранение бумажных Ткн.
    Возможно, в дальнейшем это коснется и других документов, таких как приказов, личных карточек, прочее.

  8. Bagamand Ответить

    Юрист
    Континент
    Бухгалтер
    Медицина
    Справки
    Судебная база
    Ответы гос. органов
    Бизнес-аналитик
    x

    Вход для зарегистрированных пользователей
    Если Вы еще не пользователь ИС «ПАРАГРАФ», то станьте им.
    Стать пользователем ИС «ПАРАГРАФ»

    Для чего Вам нужна «База судебных решений»?
    смотри подробнее

    Анализ информации, содержащейся в базе, поможет юристу предусмотреть последствия принимаемых им юридических решений и не доводить дело до суда.
    Помогает выстроить грамотную стратегию судебного процесса на основе изучения и анализа уже имеющихся в базе решений по аналогичным делам.
    Помогает проверить «чистоту» партнеров и контрагентов:
    – принимал ли участие в судебных разбирательствах?
    – в качестве кого? (Истец, ответчик, третье лицо и т.п.)
    – по каким делам?
    – выиграл или проиграл?
    Преимущества базы судебных решений:
    Самая полная база – более 7 000 000 документов
    База содержит дела:
    – гражданского судопроизводства
    – административного производства
    – уголовные дела открытого судебного производства
    Простой и удобный поиск документов:
    – по территории
    – по суду
    – по дате
    – по типу
    – по номеру дела
    – по сторонам
    – по судье
    Мы разработали специальный вид поиска – ПОИСК ПО КОНТЕКСТУ, с помощью которого производится поиск в тексте судебных документов по заданным словам
    Все документы сгруппированы по отдельным делам, что экономит время при изучении конкретного судебного дела
    К каждому делу прикреплена информационная карточка, которая содержит краткую информацию по делу – номер, дату, суд, судью, тип дела, стороны, историю процесса с указанием даты и произведенного действия.
    x

    Вход для зарегистрированных пользователей
    Если Вы еще не пользователь ИС «ПАРАГРАФ», то станьте им.
    Стать пользователем ИС «ПАРАГРАФ»

    Для чего Вам нужен раздел «Ответы государственных органов»?
    смотри подробнее

    1. Ответы государственных органов на конкретные вопросы граждан и организаций по различным отраслям деятельности.
    2. Ваш практический источник применения норм права.
    3. Официальная позиция государственных органов в конкретных правовых ситуациях требующих решений.
    Что такое раздел «Ответы государственных органов»?
    В разделе содержатся все ответы государственных органов, которые размещены на портале «Открытый диалог» Электронного правительства Республики Казахстан.
    Вопросы-ответы включаются в ИС «ПАРАГРАФ» в неизменном виде в соответствии с оригиналом, что позволит Вам ссылаться на них при возникновении ситуаций, требующих подтверждений и обоснования Вашей позиции (при взаимодействии с государственными органами в том числе).
    В отличие от портала Электронного правительства, ответы госорганов раздела ИС «ПАРАГРАФ» снабжены дополнительными поисковыми механизмами, позволяющими осуществлять поиск по:
    – тематике;
    – дате;
    – автору;
    – номеру вопроса;
    а также вести полномасштабный контекстный поиск в вопросах и ответах – как отдельных слов, так и фраз в виде словосочетания.
    Уверены, новые возможности ИС «ПАРАГРАФ» сделают Вашу работу еще более эффективной и плодотворной!
    Контакты

  9. Твоямамка Ответить

    18.1. Здравствуйте, если у Вас возникла проблема с кредитным учреждением (нет возможности оплатить задолженность, хотите вернуть страховку, банк незаконно списал денежные средства, вынесен судебный приказ, донимают коллекторы и многое другое), то ответы на свои вопросы вы найдете в моих темах на данном форуме:
    Полезную информацию найдете в моих темах на форуме:
    Подробнее >>>
    Подробнее >>>
    Так же, имейте в виду, что на сегодняшний день существует масса способов, с помощью которых можно юридически избавиться от кредитных обязательств или хотя бы сделать невозможным к взысканию задолженность по кредитному договору. К числу таковых относится расторжение кредитного договора, признание сделки недействительной, оспаривание условий договора, как противоречащих закону (ст. 168 ГК РФ), признание сделки кабальной (п.3 ст. 179 ГК РФ), банкротство физических лиц и окончание исполнительного производства по основаниям ст. 46 ЗФ «Об исполнительном производстве». Чтобы разобраться непосредственно в Вашей ситуации – надо видеть документы, которые возможно отправить на электронную почту Consultant34-vlg@yandex.ru
    С Уважением, финансовый адвокат – Степанов Вадим Игоревич.

  10. Миша Провод Ответить

    Не подходит и при проверке не пройдет! Подобного рода действия регламентируются законодательством. Вот дождемся Федерального закона с новыми поправками в Трудовой кодекс, Постановления правительства, Минздравсоцразвития, тогда и отменим. Напоминаем, что при оформлении загранпаспорта по-прежнему требуют выписку из трудовой книжки, заверенную по месту работы в установленном законом порядке. Так что, освобождая себя и работника от одних проблем, не стоит создавать массу других.
    Итак, на сегодняшний день трудовые книжки существуют и в обязательном порядке ведутся работодателем на работников, принятых на основании трудового договора по основному месту работы. И не ведутся на совместителей и сотрудников, принятых на работу по гражданско-правовым договорам. Работодатель-физическое лицо, не являющийся индивидуальным предпринимателем и нанимающий работника для оказания личных услуг, например, няню для ребенка, горничную в загородный дом и т.п., трудовых книжек также не ведет, но это совершенно не значит, что работник теряет стаж. Просто он подтверждается не трудовой книжкой, а другими документами.
    Основные аспекты работы с трудовыми книжками регламентированы Трудовым кодексом Российской Федерации (Ст. 65, 66, 84.1). Порядок оформления трудовой книжки, ее ведения, регистрации и выдачи работнику на руки при увольнении подробно изложен в Постановлении Правительства Российской Федерации № 225 от 16.04.2003 «О трудовых книжках» (Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей) и Постановлении Минтруда России от № 69 10.10.2003 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек». Постановления, естественно, применяются с учетом Поправок в Трудовой кодекс (действуют с 6 октября 2006 года).
    Но довольно часты случаи, когда работник заявляет, что трудовая книжка отсутствует. Причины отсутствия бывают разные, но это…
    Не повод отказывать в приеме на работу
    Трудовая книжка указана в Статье 65 Трудового кодекса как документ, предъявляемый работником работодателю при поступлении на работу и заключении трудового договора. Там же оговорены случаи, когда работник не предъявляет трудовую книжку, а работодатель не может ее потребовать: «…когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства». На практике у совместителей часто просят принести справку с основного места работы или копию трудовой книжки.
    Некоторые же из кадровиков «старой школы», имеющие абсолютную поддержку своего руководства, занимают категоричную, но не вполне законную позицию: «Ему 50 лет, книжки нет и внятно объяснить, где она, не может. Откуда я знаю, какой он специалист, где работал? Может, вообще алкоголик или прогульщик. С ним потом замучаешься. Отказываем под благовидным предлогом». Обращаем особое внимание: этими действиями закон нарушали и до 6 октября, а после введения Поправок в Трудовой кодекс — нарушают особенно часто.
    Если работник отказывается предъявить трудовую книжку в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине, это не является основанием для отказа в приеме на работу. И никогда не являлось. До 6 октября 2006 года (дата введения в действие поправок в Трудовой кодекс) работник направлялся по последнему месту работы с просьбой о выдаче дубликата. Сейчас последняя часть уже упоминавшейся 65-ой Статьи Трудового Кодекса обязывает работодателя, принимающего такого работника на работу, «по письменному заявлению этого лица (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую трудовую книжку». Именно новую трудовую книжку, по той же схеме, по которой она заводится работникам, впервые в своей трудовой биографии поступающим на работу на основании трудовых отношений по основному месту работы.
    Важно не путать новую трудовую книжку с дубликатом. Работник не работал у этого работодателя ни одного дня, и для выдачи дубликата нет не только оснований, но и достаточного объема информации: сведений о стаже и предыдущих местах работы.
    Итак, работнику заводится новая трудовая книжка, и появляется первая и весьма серьезная проблема: штат небольшой, главный бухгалтер, у которого своей работы хватает, совмещает работу кадровика со своими прямыми обязанностями. Возникает ситуация: «Нужен чистый бланк трудовой книжки. Вот пусть работник пойдет и купит». И работник покупает.
    Когда на семинаре я говорю, что бланки трудовой книжки — это бланки строгой отчетности и физическим лицам никогда не продавались, не продаются и продаваться не будут, это вызывает бурю неподдельных эмоций: «Неправда! Они продаются на каждом углу и в каждом газетном киоске. У нас работники сами покупают и приносят».
    Как приобрести головную боль
    Что и где покупают работники, не знающие законодательной и нормативной базы, обсуждать бесполезно. А вот кадровикам, которые таким образом оптимизируют свои временные и трудозатраты, заметим, что это явное нарушение закона — посылать работника за бланком трудовой книжки. Он купить его не может и, главное, — покупать не должен.
    Пункт 44 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (Постановление Правительства России № 225 от 16.04. 2003 ) гласит: «Работодатель обязан постоянно иметь в наличии необходимое количество бланков трудовой книжки и вкладышей в нее». Далее стоит обратить внимание на приказ Минфина России № 117н от 22.12.2003, в котором указано, что бланки трудовой книжки и вкладыша в трудовую книжку изготавливаются только Объединением «Гознак» Министерства финансов России. И там же: «Бланки трудовой книжки и вкладыша в нее имеют соответствующую степень защиты». Определить «на глазок», соответствует ли степень защиты бланка, приобретенного работником непонятно где, требованиям «Гознака», невозможно. Проведение экспертизы по каждому такому бланку силами кадровой службы с привлечением криминалистов — это из области фантастики.
    «Гознак», как изготовитель, устанавливает требования и к распространителям. В свою очередь, на практике распространитель (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) вправе потребовать и требует от представителя работодателя, приобретающего бланки, письмо-доверенность. Оно составляется на бланке организации с указанием ее реквизитов: юридического адреса, ИНН, кодов по ОГРН и ОКПО (эту информацию можно получить в бухгалтерии). Затем указываются обычные реквизиты доверенности: фамилия, имя, отчество физического лица, которому доверено приобретение бланков, его паспортные данные, образец подписи и, конечно, сколько и каких бланков (трудовой книжки и\или) вкладыша) требуется. Подписи руководителя и главного бухгалтера, а также печать организации обязательны.
    После оформления покупки представитель организации-распространителя, как правило, выдает накладную или другой товарный документ, в котором указано не только что и на какую сумму было приобретено, но также серии и номера всех приобретенных бланков. Есть организации, которые опускают часть этой процедуры, например, не требуют письмо-доверенность, но накладные с указанием серий и номер бланков выдают. Замечу, если процедура продажи бланков строгой отчетности упрощена до простейшего обмена «деньги-товар», есть смысл подумать, прежде чем совершать покупку.
    Однако приобретением бланков проблемы не ограничиваются. И вопросы, возникающие у специалистов, не заканчиваются, потому что предстоит начать
    С чистого листа
    Новая трудовая книжка оформляется работникам, поступающим на работу впервые «…в присутствии работника не позднее недельного срока со дня приема на работу» (п. 8 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей).
    Обратите внимание на то, что кадровые специалисты, имеющие многолетний опыт работы, в этом случае также оформляют трудовую книжку только по заявлению работника, в котором указывается, что человек поступает на работу на основании трудовых отношений и по основному месту работы впервые. Также на практике довольно часто трудовая книжка оформляется в отсутствие работника, «чтобы максимально сосредоточиться, не ошибиться и не списывать потом испорченный бланк. А то он денег стоит». Начинающие кадровики опускают этот важный момент, а зря. И хотя работники редко заостряют внимание на этом моменте (для них главное, что книжку завели), кадровым службам следует придерживаться законодательной нормы.
    Дело в том, что при заполнении титульного листа могут возникнуть проблемы, которые именно работник поможет разрешить. Хрестоматийный пример: имена «Мария — Марья», «Наталия — Наталья», «Марьяна — Марианна». Об отчествах, фамилиях и незаслуженно забытой букве «ё» можно написать отдельное филологическое исследование.
    В процессе заполнения можно обнаружить, что Ф.И.О. в паспорте не вполне совпадает с теми же данными в документе об образовании, и вот тут уже документоведческого исследования не избежать. Возникает вопрос, а что написано в других документах и не стоит ли работнику сходить в паспортный стол, все уточнить и выяснить, какой документ придется менять?
    Высокая цена печати
    В последнее время довольно часто в трудовых книжках образца 70-х годов встречается отсутствие печати на титуле. Восстановить ее, если спохватились спустя несколько лет и после смены нескольких работодателей, не просто сложно, а практически невозможно по многим причинам.
    Работодатель может находиться в месте, удаленном от нового места жительства и новой работы, переименоваться и уничтожить старые печати, вообще «самоликвидироваться» вместе с документами, подтверждающими трудовой стаж работника.
    А инспектор пенсионного фонда при оформлении пенсии может потребовать подтверждения документами всего стажа, внесенного в трудовую книжку. Если нарушена законодательная норма — трудовая книжка признана недействительной — начинается «хождение по мукам»: либо обход всех работодателей, накопившихся за время трудовой деятельности (весьма бурной у некоторых работников), либо вояж по судам. Вопрос, что лучше, остается на усмотрение пользователя.
    Так что вешайте памятные записки, вписывайте в ежедневники, завязывайте узелки на носовых платках, уважаемые кадровые специалисты. Делайте все возможное и невозможное, чтобы не забыть эту печать на титуле слева. Ваша забывчивость обернется потерянными нервами, временем, здоровьем ваших работников, а спустя годы они будут вспоминать вас с чувством особой «благодарности».
    А был ли стаж?
    Еще одна проблема при оформлении «первой» трудовой книжки — какой должна быть первая запись раздела «Сведения о работе». Раньше без указания даты и номера в третьей графе раздела писали: «До поступления (наименование организации — первого работодателя) трудового стажа не имел (не имела)». Для внесения этой записи работника направляли в паспортный стол по месту жительства, и паспортистка выдавала ему соответствующую справку. Сегодня паспортные столы крупных городов таких справок не выдают. На наш взгляд, следует согласиться со специалистами, которые считают, что внесение такой записи нецелесообразно, так как для нее нет документально подтвержденных оснований.
    Далее трудовая книжка будет заполняться годами до ухода работника на заслуженный отдых либо законодательно закрепленной отмены этого документа. Работник будет переходить с ней от одного работодателя к другому и однажды придет в отделение Пенсионного фонда. И всякий раз этот документ на своем языке будет «рассказывать» не только о профессиональном уровне своего владельца, но и о тех, кто оформлял, вел и хранил его в эти годы. Так что постарайтесь оставить о себе добрую память!

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *