Нужно ли проходить предварительный медосмотр офисным работникам?

14 ответов на вопрос “Нужно ли проходить предварительный медосмотр офисным работникам?”

  1. dnanar Ответить

    Департамент условий и охраны труда рассмотрел в пределах компетенции письмо общества с ограниченной ответственностью от 10 июля 2019 г. и сообщает следующее.
    В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работодатель обязан обеспечить в том числе недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.
    Статьей 213 ТК РФ установлены категории работников, которые проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры за счет средств работодателя.
    Предусмотренные статьей 213 ТК РФ обязательные медицинские осмотры осуществляются в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при, выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (далее – Приказ № 302н, Перечень факторов, Перечень работ, Порядок).
    В соответствии с Приказом № 302н предварительным и периодическим медицинским осмотрам подлежат работники: подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам оценки условий труда, проведенной в установленном порядке; выполняющие работы, предусмотренные Перечнем работ, вне зависимости от класса условий труда.
    Согласно подпункту 2 пункта 3 Порядка обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся, в частности, в целях выявления заболеваний, состояний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
    На основании результатов проведения периодического осмотра определяется профессиональное заболевание работника, а при наличии медицинских противопоказаний – определяются показания по дальнейшему наблюдению и лечению выявленных заболеваний.
    В соответствии с подпунктом 3.2.2.4 Перечня факторов обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры проводятся при наличии на рабочем месте электромагнитного поля широкополосного спектра частот от ПЭВМ в том случае, если работы по считыванию, вводу информации в режиме диалога составляют в сумме не менее 50% рабочего времени.
    Постановлением Главного государственного Санитарного врача Российской Федерации от 3 июня 2003 г. № 118 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (далее – СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03), которые действуют на всей территории Российской Федерации и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и условиям труда.
    Главой XIII СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 установлены требования к организации медицинского обслуживания пользователей ПЭВМ.
    Так, согласно пункту 13.1 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 лица, работающие с ПЭВМ более 50% рабочего времени (профессионально связанные с эксплуатацией ПЭВМ), должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в установленном порядке.
    Учитывая изложенное, поясняем, что в настоящее время действующим законодательством установлено требование обязательного прохождения предварительных и периодических медицинских осмотров работниками при работе с ПЭВМ более 50% рабочего времени.
    Необходимо отметить, что в настоящее время Минздравом России проводится комплексная работа, связанная с разработкой проектов приказов взамен действующего приказа Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н.
    Проект приказа об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры, не содержит работы, связанные с эксплуатацией ПЭВМ.

  2. Ouch Ответить

    Вопрос: Вид деятельности инженеров-лесопатологов – защита леса и ведение лесопатологического мониторинга. Они находятся в лесу некоторое время (работы по мониторингу), затем работают на компьютере. Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н утверждены Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) и порядок их проведения. В п. 3 Приложения N 2 Приказа указаны работы по охране и восстановлению лесов. Данным видом работ организация не занимается.
    Специальная оценка условий труда и аттестация рабочих мест не проводилась. Периодические медицинские осмотры проводятся 1 раз в 2 года.
    Обязательно ли прохождение предварительного медицинского осмотра при приеме на работу инженеров-лесопатологов?
    Ответ: Согласно части первой ст. 213 ТК РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года – ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.
    В соответствии со ст. 213 ТК РФ приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н утверждены Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) (далее – Перечень факторов и Перечень работ) и порядок их проведения (далее – Порядок).
    Согласно п. 19 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного Приказом N 302н (далее – Порядок), периодические осмотры проводятся на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам (далее – поименные списки), с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы в соответствии с Перечнем факторов и Перечнем работ.
    Как следует из названного пункта Порядка, в указанные списки включаются работники:
    а) подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов;
    б) подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном порядке;
    в) подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, установленных по результатам лабораторных исследований и испытаний, полученных в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также установленных из эксплуатационной, технологической и иной документации на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности;
    г) выполняющие работы, предусмотренные Перечнем работ.
    Таким образом, для выявления вредных и опасных производственных факторов и решения вопроса о том, какие именно работники Вашей организации обязаны проходить обязательные медицинские осмотры и с какой периодичностью, должны использоваться результаты проведенной до 01.01.2014 аттестации рабочих мест либо специальной оценки условий труда (п. 5 ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”), проведение которых в силу части второй ст. 212 ТК РФ обязан обеспечить работодатель.
    Действительно в п. 3 Перечня работ говорится лишь о работах по валке, сплаву, транспортировке, первичной обработке, охране и восстановлению лесов, которыми, по Вашему утверждению, инженеры-лесопатологи не занимаются.
    Однако сказанное не означает, что при непроведении аттестации рабочих мест по условиям труда (специальной оценки условий труда) работодатель несет ответственность только за ее отсутствие и проводить медицинские осмотры работников не обязан. Несмотря на отсутствие аттестации рабочих мест по условиям труда (специальной оценки условий труда), работодатель обязан составить поименные списки работников, подлежащих предварительным и периодическим медицинским осмотрам, и проводить такие осмотры на основании этого списка.
    Так, например, пункт 3.2.2.4 Перечня факторов содержит такой вредный производственный фактор, как электромагнитное поле широкополосного спектра частот от ПЭВМ (работа по считыванию, вводу информации, работа в режиме диалога в сумме не менее 50% рабочего времени). Для определения контингента работников, подлежащих включению в поименный список в силу воздействия на них данного фактора, работодатель вправе использовать, в частности, техническую документацию используемой техники, а также данные учета рабочего времени, который работодатель обязан вести в силу части четвертой ст. 91 ТК РФ. Также можно основываться на продолжительности работы работников с ЭВМ. Если работа инженера-лесопатолога с ЭВМ составляет половину или более его рабочего времени, то такой сотрудник должен быть включен в поименный список и в отношении него должны быть организованы медицинские осмотры установленной периодичности (п. 3.2.2.4 Перечня факторов, п. 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 “Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы”, утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30.05.2003).
    Кроме того, в пунктах 3.8, 3.9 и 4.1 Перечня факторов указаны такие вредные производственные факторы, как пониженная (повышенная) температура воздуха в производственных помещениях и на открытой территории и физические перегрузки (физическая динамическая нагрузка, масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную и другое) – указанные факторы, по нашему мнению, могут быть характерны для инженеров-лесопатологов. Сказанное подтверждают, в частности, положения раздела 13 Лесопатологические работы Перечня основных видов работ и профессий по степени вредности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса в лесном хозяйстве (Приложение к Классификации показателей неблагоприятных факторов производственной среды по профессиям, должностям и видам работ в организациях лесного хозяйства (справочное пособие) (одобрено распоряжением Федерального агентства лесного хозяйства 17.11.2004 N 24), в соответствии с которым условия труда инженеров-лесопатологов признаются вредными, так как некоторым из выполняемых по указанной должности работ по ряду факторов присвоен 3.1 класс вредности.
    Таким образом, до проведения специальной оценки условий труда работодатель обязан составить поименные списки работников, подлежащих периодическим и предварительным медицинским осмотрам в соответствии с Перечнем факторов и Перечнем работ, и проводить такие осмотры на основании этого списка. Соответственно, если на основании анализа должностных инструкций работников, технической документации используемой работником техники, а также данных учета рабочего времени работодатель придет к выводу о наличии вредных производственных факторов на рабочем месте инженеров-лесопатологов, он обязан включить данных работников в поименный список работников, подлежащих периодическим и предварительным медицинским осмотрам. Поскольку предварительные осмотры проводятся при поступлении на работу на основании направления на медицинский осмотр, выданного лицу, поступающему на работу, работодателем (п. 7 Порядка), соответственно, указанный список должен быть составлен работодателем до момента приема сотрудников, подлежащих обязательному медицинскому осмотру, на работу. Пункт 8 Порядка проведения также указывает на наличие вредных и (или) опасных производственных факторов, а также вида работы в соответствии с утвержденным работодателем контингентом работников, подлежащих предварительным (периодическим) осмотрам, как основание для направления работника на предварительный медицинский осмотр, не упоминая о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда (специальной оценки условий труда) как необходимом условии такого осмотра.
    В заключение отметим, что за нарушение норм о проведении медицинских осмотров в отношении работников, равно как и за непроведение специальной оценки условий труда, работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ.
    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Верхова Надежда
    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Кудряшов Максим
    9 октября 2014 г.
    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

  3. Saithilen Ответить

    Многие работники любой компании проводят немало времени за компьютером: бухгалтеры, секретари, кадровики, системные администраторы.Работодатели задаются вопросом, положен ли медосмотр таким сотрудникам, и если так, то как часто? Выясним это вместе, а заодно разберемся, какими документами подтвердить время работы сотрудников за компьютером, если в компанию пришла трудинспекция.
    Все офисные работники, которые трудятся за компьютером 50% рабочего времени и больше, должны проходить обязательные медосмотры за счет работодателя (пункт 13.1 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03). При этом не имеет значения, занят работник полный рабочий день или нет. Важен только факт работы за компьютером не менее 50% рабочего времени.

    Кто и когда проходит медосмотр

    На время прохождения медосмотров и освидетельствований за работниками сохраняются место работы (должность) и средний заработок (ст. 185 ТК РФ). Периодичность медосмотров – один раз в два года у невролога и офтальмолога, а работникам моложе 21 года проходить медосмотр нужно ежегодно (ч. 1 ст. 213 ТК РФ). Возможна, что в населенном пункте, где расположена компания, в медицинской организации нет офтальмолога и невролога, или же медучреждение не имеет лицензии на проведение периодических медосмотров. Тогда компания вправе командировать работников на периодический медицинский осмотр в другой населенный пункт.

  4. Vigis Ответить


    По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
    При наличии результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, срок действия которых не истек, или специальной оценки условий труда, подтверждающих факт отсутствия на рабочем месте вредных или опасных условий труда, у работодателя не возникает обязанности по организации проведения обязательных медицинских осмотров работников, которые трудятся на рабочих местах, в отношении которых установлено отсутствие вредных или опасных условий труда. При этом, если сотрудники заняты на работах, которые включены в Перечень работ, работодатель обязан организовать в отношении них проведение предварительных и периодических медицинских осмотров.
    Обоснование позиции:
    Согласно части второй ст. 212 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.
    В свою очередь, работник обязан проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 214 ТК РФ). Таким образом, прохождение медицинских осмотров, в том числе предварительных и периодических, обязательно только в случаях, предусмотренных законодательством.
    Обязанность по проведению медицинских осмотров некоторых категорий работников предусмотрена нормами ст. 213 ТК РФ. В соответствии с этой статьей обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры должны проходить работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей. Согласно части четвертой ст. 213 ТК РФ вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
    На сегодняшний день таким нормативным актом, устанавливающим Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов (далее – Перечень факторов), Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (далее – Перечень работ) и Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее – Порядок), является приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.
    При этом существует позиция, что наличие на рабочих местах работников вредных и опасных производственных факторов (выполнение соответствующей работы), указанных в Перечне факторов (например, работа с ПЭВМ более 50% рабочего времени, что может относиться, в частности, к бухгалтерам), является самостоятельным основанием для направления таких работников на обязательный медицинский осмотр вне зависимости от того, отнесены ли условия труда на их рабочих местах к вредным или опасным по результатам аттестации или специальной оценки условий труда (смотрите, например, письмо Минтруда России от 21.03.2014 N 15-2/ООГ-242, письмо Роструда от 09.10.2015 N ТЗ/20422-3-3). Аналогичная точка зрения представлена и в разъяснениях специалистов Роструда, размещаемых на информационном портале этого ведомства в сети Интернет (смотрите ответ 1, ответ 2, ответ 3). Правомерность такого толкования положений Перечня факторов подтверждается и Верховным Судом РФ (определение от 24.09.2015 N 302-КГ15-11278).
    Вместе с тем в правоприменительной практике существует и иной подход к решению вопроса о необходимости проведения медицинских осмотров в рассматриваемой ситуации, базирующийся на следующей логике. По смыслу ст. 213 ТК РФ часть четвертая указанной статьи направлена на реализацию требования первой ее части. Иными словами, именно факт наличия вредных и опасных условий труда на рабочем месте является предусмотренным ТК РФ основанием для проведения обязательных медицинских осмотров работников. О справедливости данного вывода, по нашему мнению, свидетельствует и примечание N 2 к Перечню факторов, в соответствии с которым в данном перечне перечислены факторы, которые по уровню своего воздействия отнесены к вредным и (или) опасным классам в соответствии с нормативными правовыми актами.
    Отметим, что сами по себе вредные и опасные факторы являются таковыми независимо от уровня своего воздействия и на классы не делятся (смотрите ст. 209 ТК РФ, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов (приложение N 2 к приказу Минтруда России от 24.01.2014 N 33н), ГОСТ 12.0.003-74 “Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация”, утвержденный постановлением Госстандарта СССР от 13.11.1974 N 2551).
    Именно условия труда в зависимости от уровня воздействия на работника вредных и (или) опасных производственных факторов подразделяются по степени вредности и (или) опасности на четыре класса – оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс; подклассы 3.1-3.4) и опасные (4 класс) (смотрите ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”, далее – Закон N 426-ФЗ). Учитывая сказанное, полагаем возможным заключить, что речь в примечании N 2 к Перечню факторов идет именно о том, что наличие факторов, поименованных в этом Перечне, учитывается при определении необходимости проведения медицинских осмотров лишь в том случае, если уровень воздействия соответствующих факторов свидетельствует о наличии на рабочем месте работника вредных или опасных условий труда (класс 3.1 и выше). В подтверждение данного тезиса можно привести письмо Федерального медико-биологического агентства от 13.04.2012 N 1-08/894. Аналогичная точка зрения высказана и в письме Роспотребнадзора от 19.06.2015 N 01/7015-15-31.
    При этом отметим, что некоторые факторы, поименованные в Перечне факторов, содержат специальную пометку – “при отнесении условий труда по данному фактору по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда к вредным условиям” (смотрите п.п. 3.8, 3.9, 3.12, 4.1, 4.4.1-4.4.3 Перечня факторов). На этом основании некоторые специалисты делают заключение, что раз в отношении отдельных пунктов Перечня факторов потребовалась такая оговорка, то другие приведенные в нем факторы являются основанием для проведения медицинского осмотра независимо от того, отнесены ли условия труда к вредным или опасным по результатам специальной оценки. В обоснование данного тезиса приводится также п. 19 Порядка, в соответствии с которым в списки контингента и поименные списки работников, подлежащих обязательным медицинским осмотрам, включаются в том числе работники, подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (в настоящее время – специальной оценки условий труда), проведенной в установленном порядке. В качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов помимо результатов аттестации рабочих мест по условиям труда могут использоваться результаты лабораторных исследований и испытаний, полученные в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также использоваться эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности.
    Однако, как уже было указано выше, речь в самом Перечне факторов идет не о любых факторах, а лишь о тех, которые по уровню своего воздействия могут свидетельствовать о наличии вредных условий труда. При этом, по нашему мнению, работодатель при отсутствии результатов специальной оценки условий труда действительно может прибегнуть к иным поименованным в п. 19 Порядка источникам информации о вредных факторах, и в том случае, если на основании указанных источников он сможет сделать вывод о том, что воздействие указанных факторов по своему уровню может повлечь за собой отнесение условий труда работника к вредным или опасным, он принимает решение о необходимости проведения медосмотра такого работника. Без нарушения требований закона необходимость такого порядка действий работодателя может возникнуть в случае создания новых рабочих мест. В соответствии с частями 1 и 2 ст. 17 Закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда на вновь созданных рабочих местах должна быть проведена в течение 6 месяцев с момента ввода их в эксплуатацию. При этом, как разъяснил Минтруд России в письме от 16.04.2015 N 15-1/ООГ-2242, под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса.
    Соответственно, работники для работы на этих местах в любом случае будут приняты ранее, чем на них будет проведена специальная оценка условий труда. В таком случае работодателю действительно следует самостоятельно оценить наличие на таких рабочих местах вредных или опасных факторов и уровень их воздействия с целью определения потребности в направлении работников на медицинские осмотры (за исключением случаев, поименованных в п.п. 3.8, 3.9, 3.12, 4.1, 4.4.1-4.4.3 Перечня факторов, при которых работодатель вправе ориентироваться лишь на результаты специальной оценки).
    Вместе с тем, по нашему мнению, в том случае, если работодатель располагает действующими результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда, ему необходимо пользоваться именно ими. Обязанности использовать иные источники информации при наличии результатов специальной оценки Порядком не установлено, о чем свидетельствует использованный в п. 19 Порядка в отношении таких источников оборот “могут использоваться”. В уже упоминавшемся выше письме ФМБА России также указано, что работодателю следует использовать иные источники информации о вредных факторах, воздействующих на работника, для целей определения необходимости в проведении медосмотров именно при отсутствии результатов аттестации. Верховный Суд Удмуртской Республики в своем решении от 15.04.2015 по делу N 7-124/2015 также пришел к выводу об отсутствии состава правонарушения в действиях работодателя, не обеспечившего прохождение работниками медосмотра, в том числе ввиду наличия у него карт аттестации рабочих мест указанных работников, не содержащих указания на наличие по соответствующим рабочим местам вредных производственных факторов.
    Таким образом, полагаем, что работодатель обязан во исполнение требования частей первой, четвертой ст. 213 ТК РФ проводить медицинский осмотр работников при наличии на их рабочих местах вредных производственных факторов только в том случае, если уровень их воздействия свидетельствует о наличии на таких рабочих местах вредных или опасных условий труда. При установлении факта наличия на рабочих местах вредных факторов и определении уровня их воздействия работодатель в первую очередь должен ориентироваться на результаты аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда, и лишь при их отсутствии ему следует прибегнуть к иным источникам информации (за исключением случаев, поименованных в Порядке).
    Учитывая сказанное выше, мы полагаем, что при наличии результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, срок действия которых не истек (ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ), или специальной оценки условий труда, подтверждающих факт отсутствия на рабочем месте вредных или опасных условий труда, у работодателя не возникает обязанности по организации проведения обязательных медицинских осмотров работников, которые трудятся на рабочих местах, в отношении которых установлено отсутствие вредных или опасных условий труда. При этом, если сотрудники заняты на работах, которые включены в Перечень работ, работодатель обязан организовать в отношении них проведение предварительных и периодических медицинских осмотров. Аналогичные разъяснения дают специалисты Роструда (смотрите ответ 4).
    Таким образом, по нашему мнению, работодатель обязан включать в списки контингентов работников, проходящих предварительные и периодические медицинские осмотры, следующие категории работников:
    – сотрудников, которые трудятся на рабочих местах, в отношении которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (или специальной оценки условий труда) установлено наличие вредных и опасных условий труда;
    – сотрудников, которые трудятся на вновь созданных рабочих местах, применительно к которым специальная оценка условий труда еще не проводилась, при этом на таких рабочих местах существуют вредные и (или) опасные производственные факторы, диагностируемые работодателем в соответствии с п. 19 Порядка;
    – работников, занятых на работах, которые включены в Перечень работ;
    – иных работников, в отношении которых трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, предусмотрена обязанность организовывать проведение предварительных и (или) периодических медицинских осмотров (например лиц, не достигших возраста восемнадцати лет, – ст. 69 ТК РФ)*(1).
    Однако обращаем Ваше внимание, что данная позиция является нашим экспертным мнением. Как видно из ответа, контролирующие и судебные органы могут придерживаться иной точки зрения по заданному вопросу.
    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Павлова Наталия
    Ответ прошел контроль качества
    1 ноября 2016 г.
    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
    ————————————————————————
    *(1) Смотрите также Энциклопедию решений. Предварительный медицинский осмотр.

  5. Oghmadora Ответить

    Медосмотры нужно проводить для тех сотрудников, которые больше половины рабочего времени проводят за компьютером или используют другую оргтехнику, от которой есть электромагнитное излучение. Минздрав считает, что такая работа может наносить вред и не все люди к ней готовы, хотя и думают иначе. Если человек собирается много работать за компьютером, его должен проверить окулист и невролог.
    Например, противопоказания для такой работы — катаракта или нервные расстройства. Такие болезни могут уже быть у кандидата на должность секретаря или бухгалтера или появиться потом. Точно сможет сказать только врач по итогам медосмотра.
    Обязанность работодателя — узнать об этом заранее или вовремя обнаружить.

    Кто должен за всё это платить? Медосмотры ведь не бесплатные.

    Медосмотры не бесплатные, и проводить их может не любой врач и не любой медцентр. У организации, которая проводит медосмотры, должна быть специальная лицензия.
    Платить за всё это должен работодатель. Нельзя обязать работника оплачивать периодические медосмотры каждые два года. И даже за новых сотрудников придется платить фирме. То есть человек еще не принес никакой пользы компании, а из-за него уже нужно нести какие-то расходы.

    Так что по этому поводу сказал Роструд? Вроде бы можно не проводить медосмотры?

    Роструд говорит, что иногда можно не проводить медосмотры для сотрудников, которые работают за компьютерами. Для этого нужно получить официальное заключение, что условия труда у редактора, оператора, бухгалтера и менеджера не вредные и не опасные, а излучение в норме. Заключение выдают по итогам экспертизы. Экспертизу проведет организация, у которой есть такое право. Это тоже платно.
    Раньше тот же Роструд считал по-другому, даже несмотря на то, что Минздрав и Роспотребнадзор были с ним не согласны.
    Вот какие документы выпускали разные ведомства на этот счет:
    Мнение Минздрава
    Мнение Роспотребнадзора
    Мнение Минтруда
    Аргументы и тогда и сейчас выглядели логично. Почему мнение поменялось, каким оно будет завтра или в конкретной ситуации, непонятно.
    Интересно, что в этом письме Роструд не утверждает, не заявляет и даже не считает, что медосмотры можно не проводить. Он всего лишь «полагает», что у работодателя нет такой обязанности.
    В любом случае такие разъяснения — это не нормативные документы. Если кого-то всё-таки оштрафуют даже при наличии заключений об условиях труда, письма могут повлиять на позицию суда. А могут и не повлиять.
    Например, в деле «Норильского никеля» заключение об условиях труда не спасло: компанию наказали за то, что у операторов видеотерминалов не было медосмотров. Компания дошла до Верховного суда, но не помогло. Хотя понятно, что с юридической помощью там всё было хорошо.

    Что делать, чтобы не попасть на штрафы и не переплачивать из-за медосмотров?

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *