Нужны ли в операционном офисе банка отделы?

16 ответов на вопрос “Нужны ли в операционном офисе банка отделы?”

  1. piponomarev Ответить

    9.14.2. Кредитная организация вправе направить на имя руководителя территориального учреждения Банка России (его заместителя) по месту открытия корреспондентского субсчета филиала, переводимого в статус внутреннего структурного подразделения, заявление о предоставлении возможности временного функционирования корреспондентского субсчета данного филиала после внесения в Книгу государственной регистрации кредитных организаций сведений о закрытии филиала.
    По заявлению кредитной организации территориальным учреждением Банка России по месту открытия корреспондентского субсчета филиала, переводимого в статус внутреннего структурного подразделения, принимается решение о возможности временного функционирования его корреспондентского субсчета после внесения в Книгу государственной регистрации кредитных организаций сведений о закрытии филиала и об открытии внутреннего структурного подразделения, если заявление кредитной организации содержит следующее:
    просьбу об изменении режима корреспондентского субсчета филиала, при котором на период его сохранения по этому субсчету осуществляются только операции по зачислению поступающих денежных средств и ежедневному перечислению подразделением расчетной сети Банка России остатка средств, образующегося на субсчете на конец операционного дня, на корреспондентский счет кредитной организации (корреспондентский субсчет ее другого филиала), указываемый в данном заявлении;
    поручение подразделению расчетной сети Банка России о ежедневном перечислении остатка средств, образующегося на субсчете на конец операционного дня, на корреспондентский счет кредитной организации (корреспондентский субсчет ее другого филиала), указываемый в данном заявлении;
    номер корреспондентского субсчета филиала кредитной организации, с которого следует производить списание денежных средств;
    номер корреспондентского счета кредитной организации (корреспондентского субсчета ее другого филиала), на который следует производить зачисление денежных средств;
    указание на дату закрытия корреспондентского субсчета филиала, которая не может быть позднее ста восьмидесяти календарных дней с даты направления уведомления, предусмотренного абзацем четвертым пункта 9.14 настоящей Инструкции; при этом дата закрытия корреспондентского субсчета, указанная в заявлении, должна соответствовать дате вступления в силу соответствующих изменений к Справочнику банковских идентификационных кодов участников расчетов, осуществляющих платежи через расчетную сеть Центрального банка Российской Федерации (Банка России), определяемой в соответствии с пунктом 7.7 Положения Банка России от 6 мая 2003 года N 225-П “О Справочнике банковских идентификационных кодов участников расчетов, осуществляющих платежи через расчетную сеть Центрального банка Российской Федерации (Банка России)”, зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 10 июня 2003 года N 4669, 28 декабря 2005 года N 7322, 23 августа 2006 года N 8160, 30 марта 2007 года N 9197, 22 мая 2007 года N 9507, 6 июля 2009 года N 14229, 2 декабря 2009 года N 15354 (“Вестник Банка России” от 20 июня 2003 года N 34, от 18 января 2006 года N 1, от 30 августа 2006 года N 48, от 11 апреля 2007 года N 19, от 30 мая 2007 года N 32, от 15 июля 2009 года N 42, от 9 декабря 2009 года N 70);
    указание о направлении по каналам связи (передаче на магнитном носителе) электронных сообщений, содержащих совокупность данных об исполненных расчетных документах и выписку из корреспондентского субсчета за день, а также порядок и периодичность выдачи выписок из данного субсчета на бумажном носителе.
    Заявление должно быть подписано единоличным исполнительным органом кредитной организации либо лицом, занимающим иную должность в кредитной организации и имеющим право распоряжения денежными средствами, находящимися на открытых в Банке России счетах кредитной организации, согласованным Банком России в порядке, предусмотренным Федеральным законом “О банках и банковской деятельности”. Подпись единоличного исполнительного органа кредитной организации или иного указанного лица должна быть заверена печатью кредитной организации.
    Решение территориального учреждения Банка России, указанное в абзаце втором настоящего подпункта, оформляется письмом в адрес кредитной организации, подписываемым руководителем территориального учреждения Банка России (его заместителем). В письме указываются дата закрытия корреспондентского субсчета филиала (в соответствии с заявлением кредитной организации, которая не может быть позднее ста восьмидесяти календарных дней с даты направления уведомления, предусмотренного абзацем четвертым пункта 9.14 настоящей Инструкции) и режим корреспондентского субсчета филиала, при котором на период его сохранения по этому субсчету осуществляются только операции по зачислению поступающих денежных средств и ежедневному перечислению подразделением расчетной сети Банка России остатка средств, образующегося на субсчете на конец операционного дня, на корреспондентский счет кредитной организации (корреспондентский субсчет ее другого филиала), указанный в заявлении кредитной организации.
    В целях продления срока временного функционирования корреспондентского субсчета филиала, переведенного в статус внутреннего структурного подразделения, кредитная организация не ранее чем за месяц до даты закрытия корреспондентского субсчета филиала, указанной в абзаце седьмом настоящего подпункта, вправе направить на имя руководителя территориального учреждения Банка России (его заместителя) по месту открытия корреспондентского субсчета филиала заявление об изменении даты закрытия указанного корреспондентского субсчета, которая не может быть позднее трехсот шестидесяти календарных дней с даты направления уведомления, предусмотренного абзацем четвертым пункта 9.14 настоящей Инструкции.
    По заявлению кредитной организации территориальным учреждением Банка России по месту открытия корреспондентского субсчета филиала, переведенного в статус внутреннего структурного подразделения, принимается решение об изменении даты закрытия указанного корреспондентского субсчета, которое оформляется письмом в адрес кредитной организации, подписываемым руководителем территориального учреждения Банка России (его заместителем). В письме указывается дата закрытия корреспондентского субсчета филиала (в соответствии с заявлением кредитной организации, которая не может быть позднее трехсот шестидесяти календарных дней с даты направления уведомления, предусмотренного абзацем четвертым пункта 9.14 настоящей Инструкции).

  2. ChesterPeps Ответить

    Обязанностью банков в таких условиях становятся разработка и утверждение внутренних нормативных документов, четко регламентирующих вопросы документооборота и зон ответственности между вновь создаваемыми структурными подразделениями банка.
    В основу технологии обработки учетной информации для операций вновь создаваемых операционных офисов закладывается принцип осуществления программного последующего контроля и автономности работы бухгалтерских подразделений. Открытие счетов, начисление процентов и прочее движение денежных средств по счетам клиентов осуществляются непосредственно в бэк-офисе, при этом ответственные сотрудники бухгалтерии (центров операционной поддержки) осуществляют контроль за всеми операциями подчиненных им региональных операционных офисов. Соблюдение четкого распределения функций между бэк-, фронт- и мидл-офисами и осуществление налаженного взаимодействия позволят грамотно структурировать бизнес-процессы внутри кредитной организации и снизить банковские риски.
    Особое внимание стоит уделять именно операционным рискам, которые возникают при осуществлении расчетных операций по счетам клиентов. Существует тенденция перекладывать большую часть таких рисков на бэк-офис, однако наилучшим решением проблемы является такая методика работы, при которой фронт-офис принимает самое непосредственное участие в минимизации этих рисков.
    Как показывает практика, операционные риски бэк-офиса, которые часто упускаются из вида, иногда оказываются дорогостоящими и потенциально более существенными, чем рыночные риски. Примерами возникновения операционных рисков при осуществлении расчетных операций через операционные офисы являются:
    сбои в работе программного обеспечения;
    недостатки при организации хранения документов на бумажном носителе и в электронном виде;
    недостатки управления, надзора, организации контроля;
    ошибки в отчетах, представляемых в базовые филиалы;
    попытки скрыть потери или добиться личной выгоды (мошенничество со стороны сотрудников операционных офисов);
    мошенничество третьих сторон (со стороны клиентов).
    Установить и контролировать определенные уровни рыночных и кредитных рисков несложно. А вот выявить и оценить уровни операционных рисков и их источники – задача не из легких. Главной проблемой является то, что операционные риски не всегда можно вовремя идентифицировать. Потери часто возникают в результате сложного сочетания событий, что затрудняет прогнозирование и моделирование рисковых ситуаций.
    И не случайно Банк России уделяет большое внимание рекомендациям Базельского комитета по банковскому надзору в сфере определения рисков, который провел большую работу в этой области. В феврале 2003 г. появилась публикация “Основные методы управления и надзора за операционными рисками” (Sound Practices for the Management and Supervision of Operational Risk). Благодаря совместным усилиям исследователей и риск-менеджеров крупных банков на основе рекомендаций удалось выделить методики управления операционными рисками. Окончательная версия соглашения Базель II появилась в 2004 г. Согласно решению Базельского комитета операционным риском считается риск потерь, связанных с неадекватными или неудачными внутренними процессами, системами или человеческими ошибками либо с внешними событиями. Следует отметить, что это определение не учитывает риски потери репутации, хотя очевидно, что некоторые операционные события могут сказаться на “добром имени” кредитной организации. Базельский комитет выделил семь основных категорий событий, приводящих к потерям, вероятность возникновения которых значительно возрастает при централизованной форме учета:
    недобросовестные действия сотрудников операционного офиса (внутреннее мошенничество): потери, связанные с обманом, присвоением чужой собственности или несоблюдением законодательства или внутренних нормативных документов банка, в которые вовлечено по крайней мере одно из должностных лиц;
    внешнее мошенничество: потери банка, связанные с обманом, присвоением чужой собственности или несоблюдением законодательства клиентами банка и прочими третьими лицами (воровство, грабежи, хакерские атаки и прочие подобные факторы);
    должностная практика и безопасность труда: потери, связанные с действиями, противоречащими законам или соглашениям относительно труда, здоровья и безопасности, повлекшие выплату компенсаций по искам о возмещении личного ущерба или за дискриминацию (судебные разбирательства между банком и сотрудниками операционных офисов);
    клиенты, продукты и бизнес-практика: потери, связанные с неумышленной или допущенной по небрежности ошибкой при выполнении профессиональных обязанностей в отношении конкретных клиентов или в связи с природой или конструкцией предлагаемых клиентам продуктов;
    ущерб в отношении физических ресурсов: потери, связанные с утратой или повреждением ресурсов в связи со стихийными бедствиями или иными событиями;
    сбои в бизнесе и отказы систем: потери, связанные со сбоями в бизнесе или отказом систем. К этой категории относятся потери в связи с отказом компьютерного оборудования, программного обеспечения, сетей или сбоями в работе коммунальных служб;
    исполнение, поставка и управление процессами: потери, связанные со сбоями в обработке транзакций или в управлении процессами, а также потери, вызванные неудачными взаимоотношениями с третьими лицами.
    Что касается методов управления операционными рисками, Базельский комитет и различные надзорные органы предписывают ряд стандартов управления операционными рисками (Operational Risk Management (ORM)) для банков и аналогичных финансовых учреждений.

  3. Vofka-90 Ответить

    Центральный банк Российской Федерации
    ДЕПАРТАМЕНТ НАЛИЧНОГО ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ
    ПИСЬМО
    от 26 июля 2011 года N 29-1-2-5/4411
    Об операционном офисе кредитной организации
    В дополнение к письму от 20 июня 2011 года N 29-1-2-6/3629 Департамент наличного денежного обращения с учетом мнения Департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций по вопросу правомерности открытия и регистрации операционного офиса кредитной организации без делегирования указанному внутреннему структурному подразделению полномочий по осуществлению кассового обслуживания физических и юридических лиц сообщает следующее.
    В соответствии со статьей 22 Федерального закона “О банках и банковской деятельности” внутренним структурным подразделением кредитной организации (филиала) является ее (его) подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации (филиала) и осуществляющее от ее имени банковские операции, перечень которых установлен нормативными актами Банка России, в рамках лицензии Банка России, выданной кредитной организации (положения о филиале кредитной организации).
    Порядок организации кассового обслуживания клиентов определяется кредитной организацией самостоятельно. Кредитная организация (филиал) вправе открыть внутреннее структурное подразделение (в том числе операционный офис) без делегирования ему полномочий по осуществлению кассового обслуживания физических и юридических лиц. В этом случае кредитная организация не создает в таком подразделении помещения для совершения операций с ценностями и, соответственно, не представляет документы для подтверждения выполнения требований, указанных в пункте 9.4 Инструкции Банка России от 2 апреля 2010 года N 135-И “О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций” (далее – Инструкция N 135-И).
    Согласно Положению Банка России от 24 апреля 2008 года N 318-П “О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации” (далее – Положение N 318-П) при осуществлении кассовых операций кредитная организация (ее подразделения) могут применять программно-технические средства – автоматические устройства для приема и выдачи наличных денег клиентам с использованием персонального компьютера, установленного на рабочем месте кассового работника, устройства, функционирующие в автоматическом режиме и предназначенные для приема наличных денег, сумок с наличными деньгами от клиентов, банкоматы и другие программно-технические средства. При этом к программно-техническим средствам, работающим в автоматическом режиме (без участия уполномоченного лица кредитной организации внутреннего структурного подразделения), относятся автоматические сейфы, банкоматы и платежные терминалы.
    Согласно приложению 1 Положения N 318-П виды (модели) программно- технических средств, порядок их установки, оборудование охранной сигнализацией и организация охраны, а также требования к технической укрепленности помещений, в которых расположены программно-технические средства, определяются кредитной организацией. Операции по загрузке и изъятию наличных денег из программно- технических средств осуществляются в помещениях, предназначенных для совершения инкассаторскими, кассовыми работниками этих операций. При отсутствии указанных помещений кредитной организацией определяется порядок действий инкассаторских, кассовых работников в ситуациях, возникающих вследствие непреодолимой силы.
    Как следует из письма Ассоциации российских банков, в открываемом кредитной организацией операционном офисе совершение кассовыми работниками кассовых операций с наличными деньгами не планируется, обслуживание клиентов будет осуществляться с использованием программно-технических средств, функционирующих в автоматическом режиме. Операции по загрузке, изъятию наличных денег из указанных программно-технических средств будут осуществляться инкассаторскими работниками Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) Банка России.
    Учитывая, что операции с наличными деньгами в указанном операционном офисе осуществляться не будут, оборудование помещений для совершения операций с ценностями, а также проведения их проверки на предмет соблюдения требований нормативных актов Банка России, не требуется. При этом кредитной организацией должны приниматься организационные меры, направленные на исключение возможности нахождения посторонних лиц в помещении операционного офиса в момент выполнения инкассаторскими работниками операций по загрузке и изъятию наличных денег из программно-технических средств.
    Вместе с тем, в случае если изъятые из установленных в вышеназванном операционном офисе программно-технических средств наличные деньги будут сдаваться РОСИНКАС в кассу этого операционного офиса, то в данном случае указанному подразделению должно быть делегировано право на осуществление кассового обслуживания клиентов, что требует выполнения требований, установленных пунктом 9.4 Инструкции N 135-И для помещений для совершения операций с ценностями с учетом характера совершаемых операций.
    И.о.директора
    Ю.М.Лобода
    Электронный текст документа
    подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:
    официальный сайт
    Ассоциация российских банков
    http://www.arb.ru
    по состоянию на 19.08.2011

  4. olgsev Ответить

    Райффайзенбанк
    Йоханн Йонах, председатель правления:
    12 марта 2008 года Райффайзенбанк открыл первый и пока единственный операционный офис в Сыктывкаре (Республика Коми). Еще несколько офисов находятся в стадии подготовки. Данный формат позволяет банку предлагать полный спектр финансовых услуг и продуктов основным целевым сегментам в регионах — частным клиентам и компаниям корпоративного, среднего и малого бизнеса.
    Преимущества операционного офиса заключаются в возможностях существенного расширения региональной сети и становятся очевидными в средне- и долгосрочной перспективе. Открытие подразделения такого формата обычно занимает меньше времени и позволяет банку обойтись меньшим количеством сотрудников, занятых в области поддержки и сервиса на местах. Это значительно снижает операционные издержки. Тем не менее это срабатывает при условии, что у банка есть централизованная операционно-учетная система и надежные телекоммуникации.
    Сегодня мы рассматриваем вопрос о переводе уже работающих филиалов в статус операционных офисов. Но следует понимать, что такое преобразование должно быть тщательно подготовлено не только технологически, но и с точки зрения отношений с клиентами и внутренних коммуникаций. Это занимает определенное время.
    Росбанк
    Игорь Антонов, первый заместитель председателя правления
    Одна из задач, стоящих перед нами в процессе развития региональной сети, — упростить ее управленческие функции, централизовав их на более высоком уровне, и максимально сфокусировать ее усилия на продажи. В рамках этой работы мы переводим некоторые наши филиалы в операционные офисы. Мы благодарны ЦБ за эту инициативу, прописанную в инструкции № 109, позволяющую банкам открывать в субъектах федерации операционные офисы без наличия там филиала. Это дает значительную экономию по многим параметрам.
    В то же время хочу заметить, что существуют определенные проблемы в работе операционных офисов. Одним из самых серьезных вопросов является обслуживание корреспондентского счета оперофиса по месту его нахождения. У филиала, который напрямую подчиняется территориальному управлению ЦБ, есть свой корреспондентский счет, по которому идут все расчеты клиентов, обслуживающихся через него. Эти расчеты осуществляются день в день. В случае с операционным офисом возникает следующий парадокс: при его открытии или преобразовании из филиала вместо корреспондентского счета разрешено открывать только его своеобразный аналог — расчетный счет. Но через этот счет нельзя проводить платежи клиентов, они перенаправляются через корреспондентский счет того филиала, которому подчинен оперофис. Через свой же расчетный счет они могут лишь получать и сдавать денежные средства. Платежи клиентов своим контрагентам, которые находятся в том же регионе, идут через расчетно-кассовый офис головного филиала, то есть платеж становится межрегиональным и выполняется не в течение дня, а только на следующий день. Таким образом, теряется оперативность платежей для клиентов. Мы уже обсуждали этот вопрос с ЦБ и предложили открывать корреспондентские или субкорреспондентские счета оперофиса по месту его нахождения.
    Кроме того, хочу обратить внимание на еще один момент. Мы ограничены в подчинении оперофисов пределами федеральных округов. В данной ситуации возникает проблема — не всегда совпадают наработанные экономические связи между филиалами, которые преобразуются в оперофисы, и принимающим офисом. Есть ряд примеров, когда мы хотели бы подчинить оперофис филиалу из другого федерального округа.
    Банк «Московский Капитал»
    Андрей Самилык, начальник управления регионального развития:
    На данный момент у банка «Московский Капитал» нет операционных офисов. Но в ближайшее время мы планируем их открытие. Главное причина, почему мы отдаем предпочтение открытию операционных офисов, а не филиалов, — простота открытия. Руководителей операционного офиса не надо согласовывать в территориальном управлении, за оперофисами нет такого жесткого контроля, как в филиале. Штат в нем сокращенный, можно открыть офис на небольших площадях до 150 квадратных метров. Все эти факторы значительно сокращают текущие расходы.
    Из минусов можно только отметить территориальную отдаленность от центрального офиса или филиала, если таковой есть в данном регионе. Нашему банку удобно открывать операционные офисы, так как, имея разветвленную региональную сеть в Московской области, мы имеем возможность выхода в другие соседние области, такие как Тверь, Калуга, Ярославль. Если операционные офисы оправдают наши ожидания, то при хорошем развитии бизнеса в этих городах будет планироваться перевод операционных офисов в филиал. А вот причин перевода филиала в операционный офис я не вижу.
    Русь Банк
    Виктор Портнов, директор департамента регионального развития:
    «Я думаю, что многие банки благодарны ЦБ за возможность развивать региональную сеть путем открытия операционных офисов. Эта модель развития интересна прежде всего тем, что позволяет работать на малых площадях и экономить на административно-хозяйственных расходах, поскольку в операционном офисе нет необходимости держать полноценную бухгалтерскую службу, многие контрольные функции можно переложить на филиал, на балансе которого находится операционный офис. Сегодня все больше банков оптимизируют свою региональную сеть путем переформатирования филиалов в операционные офисы. Это проходил Юниаструм Банк, Альфа-Банк, проходят и будут проходить другие банки.
    Мы, например, выходили во многие регионы форматом операционных офисов, минимальных по площади, до 100 квадратных метров. Нам это дало возможность почувствовать рынок региона, так сказать, провести разведку боем, с минимальными расходами и за короткий срок, а затем уже формировать стратегию развития присутствия банка в регионе. Кроме того, формат операционного офиса позволяет выйти на точку безубыточности за небольшой промежуток времени.
    Однако не все так гладко. Основная проблема, с которой столкнулись не только мы, но и другие банки, — это мотивация филиалов, структурными подразделениями которых являются операционные офисы на развитие этих самых операционных офисов. Как правило, управляющим филиалов легче выполнить планы за счет точек, находящихся в регионе присутствия филиала, нежели заниматься развитием удаленных операционных офисов, что увеличивает расходы филиала на командировочные, рекламу и т.п. Получается, что, таким образом, операционный офис находится в роли пасынка для филиала. Многие банки осуществляют управление операционными офисами из офиса головного банка, создают для этого специализированные подразделения. Наш опыт говорит о том, что это тоже не выход, поскольку создается ситуация двойного подчинения. Еще с большими проблемами сталкиваются банки при переформатировании филиалов в операционные офисы — это грозит потерей ключевых сотрудников. Сегодня я управляющий полноценного филиала, а завтра — операционного офиса, который на самом деле является полноценной банковской единицей, подчиняющейся не головному офису, а еще и филиалу, с которым ранее был на равных.
    Проблема в том, что по инструкции ЦБ операционные офисы могут открываться от банка или его филиала только в рамках одного федерального округа, то есть если банк федеральный с головным офисом в Москве, то ему непосредственно могут подчиняться операционные офисы, находящиеся только в Центральном административном округе. Требуется достаточно серьезная работа, чтобы сломать в умах людей десятилетиями сложившиеся стереотипы, но часто случается, что целые управленческие команды уходят и ищут работу в банках, которые работают в регионе в формате филиала.
    Уже давно ходят слухи, что ЦБ снимет ограничения, которые не позволяют подчинить операционные офисы, независимо от их месторасположения, непосредственно головному офису банка. Если это произойдет на деле, то это придаст существенный импульс развитию региональных сетей федеральных банков, что в целом позитивно скажется на качестве финансовой системы России.
    Номос-Банк
    Павел Мякенький, начальник управления организации продаж департамента сетевого бизнеса:
    Первые операционные офисы Номос-Банка начнут работу в 2008 году. Их основные преимущества перед филиалами заключаются в экономии бюджета, а также в упрощенной процедуре открытия, которая аналогична процедуре открытия дополнительного офиса. При открытии операционного офиса мы прикрепляем его к тому филиалу, у которого есть клиенты и бизнес-связи в соответствующих соседних регионах. Например, к филиалу в Воронеже будут относиться операционные офисы в Курске, Белгороде и Старом Осколе, Липецке. Таким образом, подобная привязка помогает оперофису получить некий старт в работе — на обслуживание в операционный офис перейдут клиенты филиала, которые из-за территориальной удаленности не могут воспользоваться всеми услугами банка.
    К недостаткам операционных офисов можно отнести сложности, связанные с подбором руководящего состава. Многие потенциальные кандидаты не хотят занимать должность руководителя операционного офиса, рассматривая это как понижение статуса по сравнению с должностью руководителя филиала. Это чисто региональная особенность, но ее нельзя не учитывать, поскольку в корпоративном региональном бизнесе по-прежнему важны личные связи.
    На данный момент все наши операционные офисы находятся в стадии обустройства и подготовки к открытию.

  5. haosX Ответить

    Справка
    В дополнение к письму от 20 июня 2011 года № 29-1-2-6/3629 Департамент наличного денежного обращения с учетом мнения Департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций по вопросу правомерности открытия и регистрации операционного офиса кредитной организации без делегирования указанному внутреннему структурному подразделению полномочий по осуществлению кассового обслуживания физических и юридических лиц сообщает следующее.
    В соответствии со статьей 22 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» внутренним структурным подразделением кредитной организации (филиала) является ее (его) подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации (филиала) и осуществляющее от ее имени банковские операции, перечень которых установлен нормативными актами Банка России, в рамках лицензии Банка России, выданной кредитной организации (положения о филиале кредитной организации).
    Порядок организации кассового обслуживания клиентов определяется кредитной организацией самостоятельно. Кредитная организация (филиал) вправе открыть внутреннее структурное подразделение (в том числе операционный офис) без делегирования ему полномочий по осуществлению кассового обслуживания физических и юридических лиц. В этом случае кредитная организация не создает в таком подразделении помещения для совершения операций с ценностями и, соответственно, не представляет документы для подтверждения выполнения требований, указанных в пункте 9.4 Инструкции Банка России от 2 апреля 2010 года № 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» (далее – Инструкция № 135-И).
    Согласно Положению Банка России от 24 апреля 2008 года № 318-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации» (далее – Положение № 318-П) при осуществлении кассовых операций кредитная организация (ее подразделения) могут применять программно-технические средства – автоматические устройства для приема и выдачи наличных денег клиентам с использованием персонального компьютера, установленного на рабочем месте кассового работника, устройства, функционирующие в автоматическом режиме и предназначенные для приема наличных денег, сумок с наличными деньгами от клиентов, банкоматы и другие программно-технические средства. При этом к программно-техническим средствам, работающим в автоматическом режиме (без участия уполномоченного лица кредитной организации, внутреннего структурного подразделения), относятся автоматические сейфы, банкоматы и платежные терминалы.
    Согласно приложению 1 Положения № 318-П виды (модели) программно-технических средств, порядок их установки, оборудование охранной сигнализацией и организация охраны, а также требования к технической укрепленности помещений, в которых расположены программно-технические средства, определяются кредитной организацией. Операции по загрузке и изъятию наличных денег из программно-технических средств осуществляются в помещениях, предназначенных для совершения инкассаторскими, кассовыми работниками этих операций. При отсутствии указанных помещений кредитной организацией определяется порядок действий инкассаторских, кассовых работников в ситуациях, возникающих вследствие непреодолимой силы.
    Как следует из письма Ассоциации российских банков, в открываемом кредитной организацией операционном офисе совершение кассовыми работниками кассовых операций с наличными деньгами не планируется, обслуживание клиентов будет осуществляться с использованием программно-технических средств, функционирующих в автоматическом режиме. Операции по загрузке, изъятию наличных денег из указанных программно-технических средств будут осуществляться инкассаторскими работниками Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) Банка России.
    Учитывая, что операции с наличными деньгами в указанном операционном офисе осуществляться не будут, оборудование помещений для совершения операций с ценностями, а также проведения их проверки на предмет соблюдения требований нормативных актов Банка России, не требуется. При этом кредитной организацией должны приниматься организационные меры, направленные на исключение возможности нахождения посторонних лиц в помещении операционного офиса в момент выполнения инкассаторскими работниками операций по загрузке и изъятию наличных денег из программно-технических средств.
    Вместе с тем, в случае если изъятые из установленных в вышеназванном операционном офисе программно-технических средств наличные деньги будут сдаваться РОСИНКАС в кассу этого операционного офиса, то в данном случае указанному подразделению должно быть делегировано право на осуществление кассового обслуживания клиентов, что требует выполнения требований, установленных пунктом 9.4 Инструкции № 135-И для помещений для совершения операций с ценностями с учетом характера совершаемых операций.
    И.о. директора
    Ю.М. Лобода
    Письмо ЦБР от 26 июля 2011 г. № 29-1-2-5/4411 “Об операционном офисе кредитной организации”
    Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)

  6. Tolstyluty Ответить

    Русь Банк
    Виктор Портнов, директор департамента регионального развития:
    «Я думаю, что многие банки благодарны ЦБ за возможность развивать региональную сеть путем открытия операционных офисов. Эта модель развития интересна прежде всего тем, что позволяет работать на малых площадях и экономить на административно-хозяйственных расходах, поскольку в операционном офисе нет необходимости держать полноценную бухгалтерскую службу, многие контрольные функции можно переложить на филиал, на балансе которого находится операционный офис. Сегодня все больше банков оптимизируют свою региональную сеть путем переформатирования филиалов в операционные офисы. Это проходил Юниаструм Банк, Альфа-Банк, проходят и будут проходить другие банки.
    Мы, например, выходили во многие регионы форматом операционных офисов, минимальных по площади, до 100 квадратных метров. Нам это дало возможность почувствовать рынок региона, так сказать, провести разведку боем, с минимальными расходами и за короткий срок, а затем уже формировать стратегию развития присутствия банка в регионе. Кроме того, формат операционного офиса позволяет выйти на точку безубыточности за небольшой промежуток времени.
    Однако не все так гладко. Основная проблема, с которой столкнулись не только мы, но и другие банки, — это мотивация филиалов, структурными подразделениями которых являются операционные офисы на развитие этих самых операционных офисов. Как правило, управляющим филиалов легче выполнить планы за счет точек, находящихся в регионе присутствия филиала, нежели заниматься развитием удаленных операционных офисов, что увеличивает расходы филиала на командировочные, рекламу и т.п. Получается, что, таким образом, операционный офис находится в роли пасынка для филиала. Многие банки осуществляют управление операционными офисами из офиса головного банка, создают для этого специализированные подразделения. Наш опыт говорит о том, что это тоже не выход, поскольку создается ситуация двойного подчинения. Еще с большими проблемами сталкиваются банки при переформатировании филиалов в операционные офисы — это грозит потерей ключевых сотрудников. Сегодня я управляющий полноценного филиала, а завтра — операционного офиса, который на самом деле является полноценной банковской единицей, подчиняющейся не головному офису, а еще и филиалу, с которым ранее был на равных.
    Проблема в том, что по инструкции ЦБ операционные офисы могут открываться от банка или его филиала только в рамках одного федерального округа, то есть если банк федеральный с головным офисом в Москве, то ему непосредственно могут подчиняться операционные офисы, находящиеся только в Центральном административном округе. Требуется достаточно серьезная работа, чтобы сломать в умах людей десятилетиями сложившиеся стереотипы, но часто случается, что целые управленческие команды уходят и ищут работу в банках, которые работают в регионе в формате филиала.
    Уже давно ходят слухи, что ЦБ снимет ограничения, которые не позволяют подчинить операционные офисы, независимо от их месторасположения, непосредственно головному офису банка. Если это произойдет на деле, то это придаст существенный импульс развитию региональных сетей федеральных банков, что в целом позитивно скажется на качестве финансовой системы России.
    Номос-Банк
    Павел Мякенький, начальник управления организации продаж департамента сетевого бизнеса:
    Первые операционные офисы Номос-Банка начнут работу в 2008 году. Их основные преимущества перед филиалами заключаются в экономии бюджета, а также в упрощенной процедуре открытия, которая аналогична процедуре открытия дополнительного офиса. При открытии операционного офиса мы прикрепляем его к тому филиалу, у которого есть клиенты и бизнес-связи в соответствующих соседних регионах. Например, к филиалу в Воронеже будут относиться операционные офисы в Курске, Белгороде и Старом Осколе, Липецке. Таким образом, подобная привязка помогает оперофису получить некий старт в работе — на обслуживание в операционный офис перейдут клиенты филиала, которые из-за территориальной удаленности не могут воспользоваться всеми услугами банка.
    К недостаткам операционных офисов можно отнести сложности, связанные с подбором руководящего состава. Многие потенциальные кандидаты не хотят занимать должность руководителя операционного офиса, рассматривая это как понижение статуса по сравнению с должностью руководителя филиала. Это чисто региональная особенность, но ее нельзя не учитывать, поскольку в корпоративном региональном бизнесе по-прежнему важны личные связи.
    На данный момент все наши операционные офисы находятся в стадии обустройства и подготовки к открытию.

  7. muza9 Ответить

    Виды кредитных организаций:

    Банк — кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:
    привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц,
    размещение указанных средств от своего имени и за свой счёт на условиях возвратности, платности, срочности,
    открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
    Небанковская кредитная организация — кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные 395-1 ФЗ. Допустимые сочетания банковских операций для этих организаций устанавливаются Банком России.
    Филиал кредитной организации – это ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации и осуществляющее от ее имени все или часть банковских операций, предусмотренных лицензией ЦБ РФ, выданной кредитной организации. В соответствии с 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» от 02.04.2010 («Инструкция № 135-И»), кредитная организация (филиал) вправе открывать внутренние структурные подразделения (ВСП) — дополнительные офисы, кредитно-кассовые офисы, операционные офисы, операционные кассы вне кассового узла. Дополнительный офис (ДО) – может осуществлять все банковские операции или их часть, предусмотренные лицензией ЦБ РФ для создавшей ее кредитной организации или филиала. Открывается только на той территории, где располагается сам Банк или его филиал. Операционный офис (ОО) – вправе осуществлять все или часть банковских операций, предусмотренных выданной кредитной организации лицензией на осуществление банковских операций (положением о филиале). Может быть открыт на любой территории. В том случае, если ОО находится вне пределов территории, подведомственной территориальному учреждению Банка России, осуществляющему надзор за деятельностью кредитной организации (филиала), открывающей операционный офис, то он не вправе:
    осуществлять операции (включая операции за счет клиентов) по купле и (или) продаже иностранной валюты как в наличной, так и в безналичной форме на межбанковском и биржевом валютных рынках;
    осуществлять операции (включая операции за счет клиентов) по купле и (или) продаже ценных бумаг и иных финансовых активов, связанные с принятием кредитной организацией финансовых рисков (есть исключение)
    предоставлять займы (кредиты) кредитным организациям, а также размещать депозиты и иные средства в кредитных организациях;
    получать займы (кредиты), привлекать депозиты и иные средства от кредитных организаций;
    открывать и вести корреспондентские счета кредитных организаций (филиалов);
    открывать корреспондентские счета в кредитных организациях (филиалах) для осуществления операций;
    выдавать банковские гарантии;
    осуществлять акцептование и (или) авалирование векселей.
    Кредитно-кассовый офис (ККО) — осуществляет операции по предоставлению денежных средств субъектам малого и среднего предпринимательства и физическим лица, а так же по их возврату (погашению кредита), осуществляет кассовое обслуживания юридических и физических лиц, осуществляет прием наличной валюты Российской Федерации и иностранной валюты для осуществления перевода по поручению физического лица без открытия банковского счета (переводы БОС), так же вправе осуществлять операции с иностранной валютой и чеками, установленные п. 3.1 Инструкции Банка России N 136-И. Может быть открыт на любой территории. Осуществляет только те операции из перечисленных, которые предусмотрены положением о филиале. Операционная касса вне кассового узла (ОКВКУ) — вправе осуществлять кассовые операции с юридическими и физическими лицами, осуществлять переводы БОС, так же вправе осуществлять операции с иностранной валютой и чеками, установленные п. 3.1 Инструкции Банка России N 136-И. ОКВКУ может быть открыта на любой территории. СОВЕТУЕМ:  Если в нормативном документе Банка России написано, что распорядительный документ издает Кредитная организация – то, это значит, что приказ/распоряжение/положение должны разрабатываться и издаваться в ГО  для всех его ВСП и Филиалов, если написано, что распорядительный документ издается в Кредитной организации, в  Филиале/ВСП, соответственно каждый сам разрабатывает и издает уже у себя. На практике, лучше, чтобы основные   Положения и распорядительные документы, касающиеся организации работы в целом,  издавать в ГО, в целях единообразия работы. Если же распорядительные документы касаются назначения ответственных лиц, либо определяют составы комиссий,  то тут Филиалы и ВСП могут назначать сотрудников самостоятельно.

  8. vyase Ответить

    В ст. 22 Закона о банках приводится определение: “Внутренним структурным подразделением кредитной организации (ее филиала) является ее (его) подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации (ее филиала) и осуществляющее от ее имени банковские операции, перечень которых установлен нормативными актами Банка России, в рамках лицензии Банка России, выданной кредитной организации (положения о филиале кредитной организации)”.
    Согласно ст. 22 Закона о банках полномочие филиала кредитной организации на принятие решения об открытии внутреннего структурного подразделения[1] должно быть предусмотрено положением о филиале кредитной организации.
    Согласование с Банком России кандидатур на должности руководителей и главных бухгалтеров (в случае их наличия) ВСП не требуется.
    Правовой статус внутренних структурных подразделений (ВСП) кредитной организации определен нормативными актами Банка России.
    В Инструкции Банка России № 135-И содержатся нормы, согласно которым кредитная организация (филиал), при условии отсутствия у нее запрета на открытие филиалов, вправе открывать ВСП:
    – дополнительные офисы; операционные офисы;
    – кредитно-кассовые офисы;
    – операционные кассы вне кассового узла;
    – иные ВСП, предусмотренные нормативными актами Банка России.
    Их местонахождение определяется кредитной организацией (филиалом) самостоятельно с учетом требований, установленных нормативными актами Банка России[2]. В Инструкции Банка России № 135-И установлено, что они не могут иметь отдельного баланса и открывать счета для осуществления банковских операций и иных сделок, за исключением случаев, предусмотренных нормативными актами Банка России.
    ВСП осуществляют операции в порядке, установленном нормативными актами Банка России. Кредитная организация (филиал) не может делегировать им право на осуществление только операции по купле-продаже иностранной валюты в наличной форме. ВСП, осуществляющие операцию по купле-продаже наличной иностранной валюты, обязаны также осуществлять и иные операции из перечня, который делегирован им кредитной организацией (филиалом).
    ВСП обязаны обладать организационными и техническими возможностями для осуществления банковских операций, а также сделок, право на совершение которых им делегировано.
    Их операции должны отражаться в ежедневном балансе кредитной организации (филиала).
    Помещения подразделений кредитной организации (филиала) для совершения операций с ценностями должны соответствовать требованиям[3], установленным нормативными актами Банка России. Либо должен быть заключен договор имущественного страхования наличных денег на сумму, не менее суммы минимального остатка хранения наличных денег. В этом случае вопросы технической укрепленности помещений ВСП должны быть согласованы со страховой организацией. В Инструкции Банка России № 135-И приводится перечень документов, которые должны подтверждать вышеуказанные требования к ВСП.
    Если иное не установлено Инструкцией Банка России № 135-И и иными нормативными актами Банка России, то ВСП должно располагаться в завершенном строительством здании (помещении), принадлежащем кредитной организации на основании права собственности (аренды, субаренды, безвозмездного пользования).
    ВСП может быть размещено в завершенном строительством здании (помещении), введенном в эксплуатацию, но не внесенном в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В этой ситуации в Банк России должны быть представлены надлежащим образом заверенные копии разрешения на ввод здания (помещения) в эксплуатацию и документов, подтверждающих возможность размещения ВСП в указанном здании (помещении). Срок размещения ВСП в таком здании (помещении) не может превышать двух лет с даты внесения сведений об открытии (изменении местонахождения) ВСП в Книгу государственной регистрации кредитных организаций.
    Дополнительный офис вправе осуществлять все или часть банковских операций, предусмотренных выданной кредитной организации лицензией на осуществление банковских операций (положением о филиале). Он не должен располагаться на территории, которая не подведомственна территориальному учреждению Банка России, осуществляющему надзор за деятельностью кредитной организации или ее филиала, которые его открыли.
    Инструкция Банка России № 135-И указывает, что дополнительный офис может быть размещен в быстровозводимом строении, в том числе модульного типа, за исключением киосков, навесов, палаток и других подобных объектов, не относящихся к недвижимому имуществу, которое должно быть установлено на фундамент (площадку), а также иметь связь с земельным участком, на котором оно установлено, и возведение и перемещение которого невозможно без проведения строительно-монтажных работ (далее – строение). При этом общая площадь строения в городском поселении должна быть не менее 150 кв. м, а в сельском поселении – не менее 30 кв. м. Дополнительный офис может быть размещен в части строения при условии, что общая площадь, занимаемая кредитной организацией, не менее тех размеров, о которых было сказано выше.
    Делегирование кредитной организацией (филиалом) дополнительному офису, размещенному в строении (части строения), права на осуществление операций по купле-продаже иностранной валюты в наличной форме не допускается.
    Операционный офис в отличие от дополнительного офиса может располагаться на территории, которая как подведомственна, так и не подведомственна территориальному учреждению Банка России, осуществляющему надзор за деятельностью кредитной организации (филиала), открывающей операционный офис. При этом он вправе осуществлять все или часть банковских операций, предусмотренных выданной кредитной организации лицензией (положением о филиале), за некоторыми исключениями.
    Если он находится вне пределов территории, подведомственной территориальному учреждению Банка России, осуществляющему надзор за деятельностью кредитной организации (филиала), в рамках федерального округа, на территории которого находится головной офис кредитной организации (филиал), открывающей операционный офис, то ему запрещается:
    – проводить операции (включая операции за счет клиентов) по купле и (или) продаже ценных бумаг и иных финансовых активов, связанные с принятием кредитной организацией финансовых рисков (в том числе кредитного и рыночного), за исключением сделок, связанных с принятием кредитного риска на одного заемщика в размере менее пяти процентов собственных средств (капитала) кредитной организации. При этом на обслуживание в операционный офис могут быть переданы сделки, связанные с принятием кредитного риска на одного заемщика в размере, равном либо превышающем пять процентов собственных средств (капитала) кредитной организации, заключенные кредитной организацией (филиалом);
    – предоставлять займы (кредиты) кредитным организациям, а также размещать депозиты и иные средства в кредитных организациях;
    – получать займы (кредиты), привлекать депозиты и иные средства от кредитных организаций;
    – открывать и вести корреспондентские счета кредитных организаций (филиалов);
    – открывать корреспондентские счета в кредитных организациях (филиалах) для осуществления операций;
    – выдавать банковские гарантии;
    – осуществлять акцептование и (или) авалирование векселей.
    Кредитно-кассовый офис вправе проводить операции но предоставлению денежных средств субъектам малого и среднего предпринимательства[4] и физическим лицам, а также по их возврату (погашению), производить кассовое обслуживание юридических и физических лиц, осуществлять прием наличной валюты РФ и иностранной валюты для осуществления перевода по поручению физического лица без открытия банковского счета.
    При этом ему запрещается осуществлять отдельные виды банковских операций и проводить сделки с наличной иностранной валютой и валютой РФ, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте (и. 3.1 Инструкции Банка России № 136-И).
    В кредитно-кассовых офисах запрещается совершение операций, не предусмотренных в Инструкции Банка России № 135-И. Кроме того, кредитно-кассовый офис вправе проводить только те банковские операции, которые предусмотрены положением о филиале.
    Кредитно-кассовый офис может находиться вне пределов территории, подведомственной территориальному учреждению Банка России, осуществляющему надзор за деятельностью открывшей его кредитной организации (филиала).
    Операционная касса вне кассового узла вправе осуществлять:
    – кассовые операции с юридическими и физическими лицами;
    – прием наличной валюты РФ и иностранной валюты для осуществления перевода по поручению физического лица без открытия банковского счета;
    – отдельные виды банковских операций и сделок с наличной иностранной валютой и валютой РФ, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, установленные п. 3.1 Инструкции Банка России № 136-И.
    Операционная касса вне кассового узла может располагаться вне пределов территории, подведомственной территориальному учреждению Банка России, осуществляющему надзор за деятельностью соответствующей кредитной организации (филиала).
    [1] Территориальное учреждение Банка России вносит в Книгу государственной регистрации кредитных организаций сведения о кредитных организациях (филиалах) и их подразделениях с учетом информации, содержащейся в уведомлениях об открытии (изменении реквизитов, о закрытии) подразделений, составленных но форме приложений 11 и 15 к Инструкции Банка России № 135-И.
    [2] Наименование внутреннего структурного подразделения должно содержать указание на его вид и принадлежность к конкретной кредитной организации (филиалу).
    [3] Приложение 1 к Положению Банка России № 318-П.
    [4] Согласно Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” под субъектами малого и среднего предпринимательства понимаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

  9. BeerAlex Ответить

    Операционный офис вправе осуществлять все или часть банковских операций, предусмотренных выданной кредитной организации лицензией на осуществление банковских операций (положением о филиале).
    Однако в отношении операционного офиса, находящегося вне пределов территории, подведомственной территориальному учреждению Банка России, осуществляющему надзор за деятельностью кредитной организации (филиала), открывающей операционный офис, вводятся ограничения на осуществление определенных операций. Например, такие операционные офисы не вправе:
    — осуществлять операции по купле-продаже иностранной валюты;
    — предоставлять кредиты кредитным организациям, размещать депозиты и иные средства в кредитных организациях, а также получать такие кредиты и привлекать депозиты;
    — открывать и вести корреспондентские счета кредитных организаций (филиалов), а также самим открывать такие счета в других кредитных организациях;
    — выдавать банковские гарантии;
    — осуществлять акцептование и авалирование векселей.
    У таких операционных офисов также ограничиваются операции по купле-продаже ценных бумаг.
    3. Кредитно-кассовый офис может располагаться вне пределов территории, подведомственной территориальному учреждению Банка России, осуществляющему надзор за деятельностью создавшей его кредитной организации (филиала).
    Кредитно-кассовый офис вправе осуществлять:
    ü операции по предоставлению денежных средств субъектам малого предпринимательства и физическим лицам, а также по их возврату (погашению);
    ü кассовое обслуживание юридических и физических лиц;
    ü прием наличной валюты РФ и иностранной валюты для осуществления перевода по поручению физического лица без открытия банковского счета.
    Кредитно-кассовый офис также вправе осуществлять предусмотренные для обменных пунктов банковские операции с наличной иностранной валютой и чеками, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.
    4. Операционная касса вне кассового узла может располагаться вне пределов территории, подведомственной территориальному учреждению Банка России, осуществляющему надзор за деятельностью соответствующей кредитной организации (филиала).
    Операционная касса вне кассового узла вправе осуществлять такие же операции, как и кредитно-кассовые офисы, кроме кредитования субъектов малого предпринимательства и физических лиц.
    5. Обменный пункт может располагаться вне пределов территории, подведомственной территориальному учреждению Банка России, осуществляющему надзор за деятельностью открывшей его кредитной организации (филиала).
    В обменных пунктах могут проводиться следующие виды операций:
    ü купля-продажа наличной иностранной валюты;
    ü обмен одной иностранной валюты на другую (конверсия);
    ü размен денежных знаков иностранного государства;
    ü замена или покупка поврежденных купюр иностранных государств;
    ü прием денежных знаков иностранных государств для направления на экспертизу;
    ü покупка и продажа чеков, выраженных в иностранной валюте;
    ü оплата чеков;
    ü прием наличной иностранной валюты и валюты РФ для зачисления на счета физических лиц с использованием платежных карт;
    ü выдача наличной иностранной валюты и валюты РФ со счетов физических лиц с использованием платежных карт;
    ü прием наличной иностранной валюты и валюты РФ для осуществления перевода из Российской Федерации по поручению физического лица без открытия банковского счета и целый ряд других операций.
    Данные о всех перечисленных структурных подразделениях кредитных организаций вносятся Банком России в Книгу государственной регистрации кредитных организаций.
    Датой открытия дополнительного офиса, кредитно-кассового офиса, операционного офиса, операционной кассы вне кассового узла является дата направления кредитной организацией уведомления в Банк России. С указанной даты внутренние структурные подразделения вправе осуществлять делегированные им банковские операции и сделки.
    Обменный пункт вправе начать работу только после получения положительного заключения Банка России о соответствии его помещения для совершения операций с ценностями требованиям, установленным нормативными актами Банка России.
    За счет открытия указанных внутренних структурных подразделений кредитная организация непосредственно либо через свои филиалы может создать разветвленную сеть по обслуживанию клиентов.

  10. Zero xxx Ответить

    Банковским работником является любой сотрудник банка, однако сам термин достаточно обширный. Если начать конкретизировать, чем занимается каждый из сотрудников, выяснится, что среди сотрудников банка экономисты различной квалификации. Начиная с обычных кассиров и заканчивая непосредственным руководством банка.
    Экономист, что имеет высшее образование, трудится в банке и непосредственно работает с людьми — банковский работник.
    Функции одного конкретно взятого работника зависят от его должности. Начнем с основных функций, которые присущи всем сотрудникам:
    обслуживание и консультация клиента
    анализ данных и планирование распределения ресурсов и деятельности
    Если углубиться в деятельность подробнее, то основным фактором является классификация — деление по должностям и отделам (таблица 1).
    Подразделение банка
    Описание
    Кредитования
    Основная деятельность связана с выдачей кредитов, а также приемом средств и проведением анализа материального состояния клиента
    Инвестирования
    Регулярная проверка проектов, что нуждаются в деньгах и могут принести в долгосрочной перспективе прибыль
    Фондовое отделение
    Основная работа подразумевает размещение на бирже акций и ценных бумаг банка
    Юридическое
    Проверяет законность деятельности, что производится на счетах и занимается их дальнейшим закрытием в случае обнаружения нарушений. Помимо этого, открывает клиентские счета и регулирует все арбитражные судебные процессы
    Ценных бумаг
    Работа отдела сводится к двум пунктам: оформление векселей и реализация на бирже ценных бумаг либо вместе, либо вместо фондового отдела
    Казначейства
    Базовый инструмент банка по всем операциями с финансами, что нацелены на прибыль
    Отдел кредитных и дебетовых карт
    Выдача, прием и обеспечение всех пластиковых карт, что реализует банк
    Маркетинга
    Реклама и привлечение клиентов
    Таким образом, работа и функции каждого из банкиров — разнообразны. Как следует из указанного перечня, большую часть времени занимает анализ и работа с клиентами или партнерами банка.

    Список должностей в банке

    Рассмотрим основной список должностей в банке (таблица 2).
    Должность
    Характеристика
    Финансовый аналитик
    Главная его задача — анализ всей финансовой информации, что связана с деятельностью банка. Результатом должны стать рациональные вклады и повышение экономической эффективности банка.
    Финансовый консультант
    Работает в основном с клиентами, чтобы проконсультировать их и предоставить возможные прогнозы. Как следствие, клиент должен получить инвестиционные планы и действовать в их соответствии, используя банк как посредник.
    Бухгалтер
    Анализ и планирование расходов организаций. Помимо этого, в область основной деятельности входит рациональное использование средств для снижения убытков.
    Аудитор
    Контроль работы банковской системы для оценки его финансовой стабильности.
    Эксперт по кредитам
    Предоставляет и принимает решения о выдаче займа в соответствии с политикой банка и его условиями.
    Операционист
    Рабочее лицо банка, в чьи обязанности входит общение и предоставление клиентам всей информации о предоставляемых услугах.
    В перечне не были указаны должности, что являются второстепенными (помощники, клиентская служба и т.д.).
    Видео о начале карьеры в банке:

  11. bullbans6s6s6s Ответить

    наименование внутреннего структурного подразделения должно содержать указание на его вид и принадлежность к конкретной кредитной организации (филиалу);
    — внутренние структурные подразделения открываются (закрываются) по решению органа управления кредитной организации (решению руководителя филиала), которому это право предоставлено уставом кредитной организации (положением о филиале). Датой открытия указанных внутренних структурных подразделений является дата направления соответствующего уведомления в территориальное учреждение Банка России. С указанной даты внутреннее структурное подразделение (за исключением передвижного пункта кассовых операций) вправе осуществлять делегированные ему банковские операции и сделки. Соответственно, датой закрытия указанных внутренних структурных подразделений является дата направления уведомления об этом территориального учреждения Банка России.
    Дополнительный офис — внутреннее структурное подразделение кредитной организации (филиала), которое вправе осуществлять все или часть банковских операций, предусмотренных выданной кредитной организации лицензией на осуществление банковских операций (положением о филиале).
    Дополнительный офис не может располагаться вне пределов территории, подведомственной территориальному учреждению Банка России, осуществляющему надзор за деятельностью соответствующей кредитном организации (филиала).
    Дополнительный офис может быть размещен в быстровозводимом строении, в том числе модульного тина (за исключением киосков, навесов, палаток и других подобных объектов), не относящемся к недвижимому имуществу, которое должно быть установлено на фундамент (площадку) и иметь связь с земельным участком, на котором оно установлено, и возведение и перемещение которого невозможно без проведения строительномонтажных работ. При размещении строения в городском поселении общая площадь строения должна быть не менее 150 кв. м, а при размещении строения в сельском поселении — не менее 30 кв. м. Дополнительный офис может быть размещен в части строения при условии, что общая площадь, занимаемая кредитной организацией в этом строении, будет не менее указанных величин.
    Делегирование кредитной организацией дополнительному офису, размещенному в строении (части строения), права на осуществление операций но купле-продаже иностранной валюты в наличной форме не допускается.
    Операционный офис может располагаться как на территории, подведомственной территориальному учреждению Банка России, осуществляющему надзор за деятельностью кредитной организации (филиала), открывающей операционный офис, так и вне пределов такой территории в рамках федерального округа, на территории которого находится головной офис кредитной организации (филиал), открывающей операционный офис.
    Операционный офис вправе осуществлять все или часть банковских операций, предусмотренных выданной кредитной организации лицензией на осуществление банковских операций (положением о филиале). Ограничения установлены в отношении операционного офиса, находящегося вне пределов территории, подведомственной территориальному учреждению Банка России, осуществляющему надзор за деятельностью кредитной организации (филиала), в рамках федерального округа, на территории которого находится головной офис кредитной организации (филиал), открывающей операционный офис, — такой операционный офис не вправе:
    – осуществлять операции (включая операции за счет клиентов) по купле и (или) продаже иностранной валюты как в наличной, так и в безналичной форме на межбанковском и биржевом валютных рынках;
    – осуществлять операции (включая операции за счет клиентов) по купле и (или) продаже ценных бумаг и иных финансовых активов, связанные с принятием кредитной организацией финансовых рисков (в том числе кредитного и рыночного), за исключением сделок, связанных с принятием кредитного риска на одного заемщика в размере менее 5% собственных средств (капитала) кредитной организации. При этом на обслуживание в операционный офис могут быть переданы сделки, связанные с принятием кредитного риска на одного заемщика в размере, равном либо превышающем 5% собственных средств (капитала) кредитной организации, заключенные кредитной организацией (филиалом);
    – предоставлять займы (кредиты) кредитным организациям, а также размещать депозиты и иные средства в кредитных организациях;
    – получать займы (кредиты), привлекать депозиты и иные средства от кредитных организаций;
    – открывать и вести корреспондентские счета кредитных организаций (филиалов);
    открывать корреспондентские счета в кредитных организациях (филиалах) для осуществления операций;
    — выдавать банковские гарантии;
    – осуществлять акцептование и (или) авалирование векселей.
    Кредитно-кассовый офис вправе:
    — осуществлять операции по предоставлению денежных средств субъектам малого и среднего предпринимательства[3] и физическим лицам, а также по их возврату (погашению);
    — осуществлять кассовое обслуживание юридических и физических лиц;
    — осуществлять прием наличной валюты РФ и иностранной валюты для осуществления перевода по поручению физического лица без открытия банковского счета.
    Совершение иных операций в кредитно-кассовых офисах запрещается. При этом кредитно-кассовый офис, открытый филиалом кредитной организации, может осуществлять только те операции из вышеперечисленных, которые предусмотрены положением о филиале.
    Кредитно-кассовый офис может располагаться вне пределов территории, подведомственной территориальному учреждению Банка России, осуществляющему надзор за деятельностью соответствующей кредитной организации (филиала).
    Операционная касса вне кассового узла вправе осуществлять: кассовые операции с юридическими и физическими лицами; прием наличной валюты РФ и иностранной валюты для осуществления перевода по поручению физического лица без открытия банковского счета;
    – отдельные виды банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой РФ, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, установленные п. 3.1 инструкции Банка России от 16.09.2010 № 136-И «О порядке осуществления уполномоченными банками (филиалами) отдельных видов банковских операций с наличной иностранной валютой и операций с чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц».
    Операционная касса вне кассового узла может располагаться вне пределов территории, подведомственной территориальному учреждению Банка России, осуществляющему надзор за деятельностью соответствующей кредитной организации (филиала).
    Передвижной пункт кассовых операций является внутренним структурным подразделением банка (его филиала), функционирующим на базе автотранспортного средства и предназначенным для проведения операций с участием только физических лиц (резидентов и нерезидентов), не осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и не занимающихся частной практикой, в том числе не являющихся адвокатами или нотариусами.
    Банк (филиал) вправе организовать работу передвижноого пункта кассовых операций в пределах территории, подведомственной территориальному учреждению Банка России, осуществляющему надзор за деятельностью данного банка (филиала):
    а) в местах выполнения работ вахтовым методом;
    б) местах выполнения работ в полевых (экспедиционных) условиях;
    в) на таможенных постах;
    г) в населенных пунктах с численностью населения до 10 тыс. человек;
    д) территориально обособленных частях городов с численностью населения свыше 10 тыс. человек, если в них отсутствуют банки, имеющие право привлечения во вклады денежных средств физических лиц, их филиалы, внутренние структурные подразделения (районы с неразвитой банковской инфраструктурой, районы новостроек и т.п.);
    е) местах проведения всероссийских и региональных массовых мероприятий (фестивалей, конкурсов, смотров, выставок и других культурно-зрелищных мероприятий), а также официальных всероссийских и международных спортивных соревнований (в том числе Олимпийских и Паралимпийских игр, чемпионатов и кубков мира и Европы) — на период проведения таких массовых мероприятий и спортивных соревнований;
    ж) зоне чрезвычайной ситуации, а также в местах временного размеще- ния лиц, эвакуированных из зоны чрезвычайной ситуации, — на период ликвидации последствий чрезвычайной ситуации;
    з) радиусе 200 м от местонахождения головного офиса, филиала или внутреннего структурного подразделения этого же банка (филиала), в помещениях которого проводятся ремонтные работы, — на период проведения ремонтных работ;
    и) радиусе 200 м от местонахождения головного офиса, филиала или внутреннего структурного подразделения этого же банка (филиала), если им не может быть обеспечено соблюдение установленных стандартов обслуживания физических лиц на территории административно-территориального образования по местонахождению головного офиса, филиала или внутреннего структурного подразделения (например, максимальное время ожидания в очереди, необходимое оборудование клиентской зоны, соблюдение санитарных норм), при наличии решения банка (филиала) о невозможности организации в занимаемом головным офисом, филиалом, внутренним структурным подразделением здании (помещении) дополнительных стационарных рабочих мест.
    Передвижной пункт кассовых операций вправе осуществлять:
    1) кассовые операции:
    – прием (выдачу) валюты РФ по ранее заключенному с физическим лицом договору банковского счета, договору банковского вклада в валюте РФ, включая начисленные (причисленные) проценты;
    – прием (выдачу) валюты РФ по ранее заключенному с физическим лицом договору банковского счета, договору банковского вклада в иностранной валюте, включая начисленные (причисленные) проценты;
    – прием (выдачу) валюты РФ для зачисления на счета (со счетов) физических лиц с использованием платежных карт;
    — прием (выдачу) валюты РФ при осуществлении перевода денежных средств на территории РФ по распоряжению физического лица без открытия банковского счета, в том числе для оплаты штрафов, налогов, сборов, пошлин, коммунальных и иных платежей;
    прием валюты РФ при осуществлении перевода денежных средств из Российской Федерации по поручению физического лица без открытия банковского счета;
    выдачу валюты РФ но переводам в Российскую Федерацию денежных средств без открытия банковского счета;
    — выдачу валюты РФ по договорам о пенсионном обеспечении и по договорам на выполнение государственных программ по выплате государственных пособий и компенсаций населению;
    — прием валюты РФ при осуществлении операций с памятными и инвестиционными монетами;
    — прием валюты РФ в счет погашения задолженности перед банком по кредиту (займу) и уплаты процентов за пользование им;
    – операции с наличной иностранной валютой и чеками, предусмотренные п. 3.1 инструкции Банка России от 16.09.2010 № 136-И;
    2) заключение договора банковского счета, договора банковского вклада;
    3) идентификацию клиентов — физических лиц, их представителей, выгодоприобретателей;
    4) прием документов, необходимых для открытия (закрытия) банковского счета, счета по вкладу, и распоряжений физического лица в отношении средств на указанных счетах; проверку надлежащего оформления документов, полноты представленных сведений и их достоверности; оформление карточки с образцами подписей и оттиска печати.
    Запись об открытии (закрытии) банковского счета, счета по вкладу в Книгу регистрации открытых счетов вносится только банком (филиалом), открывшим передвижной пункт кассовых операций;
    5) кассовый работник передвижного пункта кассовых операций, уполномоченный внутренними документами банка (филиала), вправе удостоверять завещательные распоряжения правами на денежные средства физического лица порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 27.05.2002 №351.
    Регистрация завещательных распоряжений в книге завещательных распоряжений и их хранение в специальной папке завещательных распоряжений осуществляются только в банке (филиале), открывшем передвижной пункт кассовых операций.
    Порядок открытия передвижного пункта кассовых операций установлен гл. 2 указания Банка России от 22.07.2013 № 3028-У. Передвижной пункт кассовых операций вправе приступить к осуществлению операций с даты внесения сведений о нем в Книгу государственной регистрации кредитных организаций. Количество работников банка, работающих в передвижном пункте кассовых операций, должно составлять не менее двух человек (кассовый работник и водитель).
    Об изменении местонахождения (адреса), номеров телефонной и (или) факсимильной связи внутреннего структурного подразделения кредитная организация (филиал) в течение двух рабочих дней с момента такого изменения уведомляет территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за ее (его) деятельностью, и территориальные учреждения Банка России по прежнему и новому местонахождению внутреннего структурного подразделения.
    Об изменении иных сведений о своем внутреннем структурном подразделении кредитная организация (филиал) в течение пяти рабочих дней с момента таких изменений уведомляет территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за ее (его) деятельностью, и территориальное учреждение Банка России по местонахождению этого внутреннего структурного подразделения.
    В случае принятия решения о прекращении совершения банковских операций и сделок в дополнительном офисе или передвижном пункте кассовых операций, о прекращении совершения операций в кредитно-кассовом офисе, операционном офисе, операционной кассе вне кассового узла кредитная организация (филиал) уведомляет соответствующее территориальное учреждение Банка России.
    Как свидетельствуют статистические данные, самым распространенным видом внутренних структурных подразделений кредитных организаций являются дополнительные офисы, на втором месте находятся операционные офисы.
    Так, по состоянию на 1 декабря 2015 г. на территории РФ кредитные организации зарегистрировали 37 425 внутренних структурных подразделений, из которых:
    – дополнительных офисов — 21 901 (из них Сбербанку России принадлежит 11 821);
    – операционных офисов — 7613 (из них Сбербанку России принадлежит 641);
    – операционных касе вне кассового узла — 5868 (из них Сбербанку России принадлежит 3 871);
    — кредитно-кассовых офисов — 1816[4];
    – передвижных пунктов кассовых операций — 227 (из них Сбербанку России принадлежат 223)[5].

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *