Обсудите с другом почему в народном творчестве появились докучные сказки?

15 ответов на вопрос “Обсудите с другом почему в народном творчестве появились докучные сказки?”

  1. sef305 Ответить

    Потому что маленькие дети часто надоедают (то есть докучают) взрослым просьбой: “Расскажи сказку”. Вот взрослые и придумали так называемые докучные сказки, построенные таким образом, что их можно повторять с начала много раз, пока ребёнку не надоест слушать такую сказку. Классический пример такой сказки – сказка про белого бычка, иногда рассказываемая про тулуп, про пироги и т. д.
    – Мы с тобой шли?
    – Шли.
    – Белого бычка (или тулуп, или пироги) нашли?
    – Нашли.
    – Ну так давай делить бычка.
    – Какого бычка?
    – Ну мы же с тобой шли?
    – Шли.
    – Белого бычка нашли?
    – Нашли.
    – Давай бычка делить.
    – Какого бычка?
    – Мы с тобой шли?
    – Шли.
    – Белого бычка нашли?
    И так далее – пока не надоест.
    Бывают также докучные стишки и песенки. Вот два примера.
    У попа была собака, он её любил. Она съела кусок мяса, он её убил, и в землю закопал, и надпись написал, что у попа была собака, он её любил, она съела кусок мяса, он её убил, и в землю закопал, и надпись написал, что у попа была собака, он её любил.. . -и так далее, пока не надоест
    Море. На море суша. На суше пальма. На пальме кот сидит и видит море, а на море суша, а на суше пальма, а на пальме кот сидит и видит море, а на море суша.. . -и так далее, пока не надоест.
    Существуют также и другие докучные сказки, стишки и песенки.

  2. umwm Ответить

    Докучная сказка закольцована, т.е. сюжет или фрагмент сюжета повторяется снова и снова:
    У попа была собака, он её любил,
    Она съела кусок мяса, поп её убил,
    В землю закопал,
    И надпись написал о том, что
    “У попа была собака, поп её любил,
    Она съела кусок мяса, он её убил,
    В землю закопал,
    И надпись написал, что:…
    Количество повторений зависит от терпения рассказчика и слушателей.
    Могла появиться как прием, помогающий рассказчику отбиться от надоедливых слушателей.
    Еще есть версия, что докучная сказка – это пародия на настоящую сказку, поэтому тот, кто ее рассказывал, хотел одурачить слушателей, поставить их в глупое положение.
    Существуют разные виды докучных сказок:
    1) Неожиданно короткие: есть начало и конец, нет середины. Начало часто состоит из слов “Жили-были” или “Жил да был”. Конец в виде неожиданного вопроса “Рассказать тебе сказку про …?”
    Например: Жил да был удалой молодец Руслан. И был у него баян. Рассказать тебе сказку про гуся?
    2) Неоправданно законченные: открытое окончание сказки – как бы еще не закончилась и неизвестно когда закончится.
    Например: Жил да был царь Гвидон. Решил он поймать золотую рыбку. Набрали по всей округе веревок, чтобы сети плести. Плели-плели, всю неделю плели, все веревки перепутали. Стали их распутывать. Распутывали – распутывали, всю неделю распутывали. Потом опять плести стали. Плели-плели … Когда у слушателей появляется вопрос: “Что дальше было?”, можно ответить: “Когда сплетут, расскажу”.
    3) Неоправданно повторяющиеся: многократное повторение всего сюжета.
    Например: Жил да был царь Картаус, у него был длинный ус. На ус повесили картуз. На картузе -мочало. Начинай сказку сначала. Т.е., чтобы сочинить такую сказку надо придумать рифмованную цепочку: Картаус-ус-картуз (можно продолжить), мочало-начало (традиционно).

  3. step01 Ответить

    Докучная сказка закольцована, т.е. сюжет или фрагмент сюжета повторяется снова и снова:
    У попа была собака, он её любил,
    Она съела кусок мяса, поп её убил,
    В землю закопал,
    И надпись написал о том, что
    “У попа была собака, поп её любил,
    Она съела кусок мяса, он её убил,
    В землю закопал,
    И надпись написал, что:…
    Количество повторений зависит от терпения рассказчика и слушателей.
    Могла появиться как прием, помогающий рассказчику отбиться от надоедливых слушателей.
    Еще есть версия, что докучная сказка – это пародия на настоящую сказку, поэтому тот, кто ее рассказывал, хотел одурачить слушателей, поставить их в глупое положение.
    Существуют разные виды докучных сказок:
    1) Неожиданно короткие: есть начало и конец, нет середины. Начало часто состоит из слов “Жили-были” или “Жил да был”. Конец в виде неожиданного вопроса “Рассказать тебе сказку про …?”
    Например: Жил да был удалой молодец Руслан. И был у него баян. Рассказать тебе сказку про гуся?
    2) Неоправданно законченные: открытое окончание сказки – как бы еще не закончилась и неизвестно когда закончится.
    Например: Жил да был царь Гвидон. Решил он поймать золотую рыбку. Набрали по всей округе веревок, чтобы сети плести. Плели-плели, всю неделю плели, все веревки перепутали. Стали их распутывать. Распутывали – распутывали, всю неделю распутывали. Потом опять плести стали. Плели-плели … Когда у слушателей появляется вопрос: “Что дальше было?”, можно ответить: “Когда сплетут, расскажу”.
    3) Неоправданно повторяющиеся: многократное повторение всего сюжета.
    Например: Жил да был царь Картаус, у него был длинный ус. На ус повесили картуз. На картузе -мочало. Начинай сказку сначала. Т.е., чтобы сочинить такую сказку надо придумать рифмованную цепочку: Картаус-ус-картуз (можно продолжить), мочало-начало (традиционно).

  4. elan19 Ответить

    Ответ оставил Гость
    Потому что маленькие дети часто надоедают (то есть докучают) взрослым просьбой: “Расскажи сказку”. Вот взрослые и придумали так называемые докучные сказки, построенные таким образом, что их можно повторять с начала много раз, пока ребёнку не надоест слушать такую сказку. Классический пример такой сказки – сказка про белого бычка, иногда рассказываемая про тулуп, про пироги и т. д. – Мы с тобой шли? – Шли. – Белого бычка (или тулуп, или пироги) нашли? – Нашли. – Ну так давай делить бычка. – Какого бычка? – Ну мы же с тобой шли? – Шли. – Белого бычка нашли? – Нашли. – Давай бычка делить. – Какого бычка? – Мы с тобой шли? – Шли. – Белого бычка нашли? И так далее – пока не надоест.
    Бывают также докучные стишки и песенки. Вот два примера.
    У попа была собака, он её любил. Она съела кусок мяса, он её убил, и в землю закопал, и надпись написал, что у попа была собака, он её любил, она съела кусок мяса, он её убил, и в землю закопал, и надпись написал, что у попа была собака, он её любил.. . -и так далее, пока не надоест
    Море. На море суша. На суше пальма. На пальме кот сидит и видит море, а на море суша, а на суше пальма, а на пальме кот сидит и видит море, а на море суша.. . -и так далее, пока не надоест.
    Существуют также и другие докучные сказки, стишки и песенки.

  5. andrewl Ответить




    Докучные сказки
    * * *
    Жил-был карась,
    Вот и сказка началась.
    Жили-были два налима,
    Вот и сказки половина.
    Жили-были три гуся,
    Вот и сказка вся.
    * * *
    Жил-был журавль, поставил он стожок сенца — не сказать ли опять с конца?
    * * *
    — Жил-был старичок. Поехал на мельницу намолоть муки…
    — Ну вот, поманил, а не рассказываешь!
    — Кабы доехал, рассказал, а он, может, неделю проедет!

    * * *
    У нашего Гришеньки
    Под окошком вишенки.
    У Семёна в саду клёны,
    У Алёны — дуб зелёный,
    У Марины — куст малины,
    У Арины —две рябины,
    У Тараски — лыка связка.
    Хороша ли моя сказка?

    Проверяем свои знания

    Докучная сказка начинается, как обычная сказка («Жили-были»), но неожиданно заканчивается.
    Обсудите с другом, почему в народном творчестве появились докучные сказочки. Кому и когда их рассказывали? Обратите внимание, что старинное слово «докука» означает «надоедливая просьба».
    Попробуй сочинить свою докучную сказку. Помни, что в докучной сказке должна быть неожиданная концовка. Запиши её в «Рабочую тетрадь».

    Гжель

    Название этот промысел получил от деревни Гжель. Сейчас «Гжель» — это посуда, светильники, вазы, небольшие скульптуры, на которых художники любят изображать диковинные цветы, причудливые узоры, сказочных птиц. Чаще всего используют только белую и синюю краски.

    Дымковская игрушка

    Этот промысел возник в Дымковской слободе. Дымковские игрушки лепят из глины. Их расписывают яркими, весёлыми красками. Всадники, дамы, кавалеры, сказочные персонажи и животные, созданные дымковскими мастерами, дарят людям ощущение радости и праздника.

    Богородская резная игрушка

    Своё название этот промысел получил от села Богородское. Фигурки зайцев и забавных медвежат, нарядных барышень и озорных ребятишек, сказочных героев и фантастических персонажей вырезают из липы, ольхи, осины. Как правило, их не раскрашивают, и они сохраняют цвет дерева.

    Хохлома

    Издавна на весёлых ярмарках в старинном селе Хохлома торговали деревянной красочной посудой. Рисовали на ней травы, ягоды, листья, цветы, сказочных рыб и птиц. Секрет Хохломы заключается в том, что деревянные изделия после особой обработки кажутся золотыми.

  6. chaadaev88 Ответить

    Оксана Ушкова
    Наше творчество: докучные сказки
    Докучная сказка – жанр устного народного творчества. Эти сказки невелики по объёму, они лишь намекают на возможность длинного интересного рассказа. Смысл подобных сказок состоит в шутливом обыгрывании незатейливой ситуации.
    Изучая докучные сказки дети получили задание: придумать или переделать уже готовую сказку. Вот что у нас получилось.
    Жила – была бабка, и жила у неё кошка на окошке. Тут и сказке конец, потому что кошка упала с окошка в лукошко.
    Носырева Алина
    Жили –были дед да баба, ели кашу с молоком.
    Рассердился дед на бабу – трясь по печке кулаком.
    Тут и сказке конец – печка развалилась.
    Григорьев А.
    Рассказать тебе сказочку про белого гуся?
    – Расскажи.
    – А вот она и вся.
    Смирнова В.
    Жили-были два лося – вот и сказка вся.
    Никитин А.
    У нашего Алешки под окном растет морошка.
    У Машки – ромашки.
    У Полины – куст малины.
    У Алины – куст рябины.
    У Андрея – батарея,
    А у Вики – леденец.
    А кто слушал – молодец,
    Вот и сказочке конец.
    Жукова П.
    Жил-был двор, на дворе – кол. На колу висит мочало, начинаем все сначала.
    Носырева Арина.
    Жил – был царь, а у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало. Не начать ли сначала?
    Потапова М.
    Жил – был старик, у старика колодец, а в колодце-то елец, тут и сказке конец.
    Потапова М.
    У нашего Мишеньки под окошком вишенки.
    У Андрея в саду клены,
    А у Насти – дуб зеленый.
    У Полины – куст малины,
    У Арины – две рябины.
    У Анжелы – лыка связка.
    Хороша ли моя сказка?
    Тимонова В.
    Жили –были Лиса и Медведь в лесу. Проводился как-то лесной концерт. Ну, так лиса и медведь стали выступать. Лиса плохо пела, а медведь не умел играть на рояле. Вот такой дуэт получился.
    Розова А.
    Жил-был дед. И была у него курица. Снесла как-то курочка деду яйцо, тот съел яйцо, да и помер. Вот и сказке конец, а дед был молодец!
    Григорьев М.

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *