Объясните почему при увеличении периода времени эластичность предложения возрастает?

12 ответов на вопрос “Объясните почему при увеличении периода времени эластичность предложения возрастает?”

  1. PoopySaq Ответить

    Производители, как и покупатели, тоже реагируют на изме­нение рыночной цены на свою продукцию. Но если при повы­шении цены покупатель, как правило, уменьшает величину спроса, то производитель, заметив, что товар раскупается по бо­лее высокой цене, чем ожидалось, станет расширять предложе­ние, и наоборот. В микроэкономике такая реакция предло­жения на изменение рыночной цены товара называется эластич­ностью предложения по цене.
    Производитель при повышении цены на свою про­дукцию стремится расширить объем продаж потому, что издержки (затраты) производителя на еди­ницу выпуска при изменении цены товара остаются на прежнем уровне. Следовательно, при подорожании товара увеличивается разница между рыночной ценой товара (доходом производителя) и издержками производителя, т. е. увеличивается прибыль.
    Поэтому, когда на рынке складывается более высокая цена, именно возможность увеличить прибыль стимулирует фирму к расширению предложения.
    Однако реакция производителя на изменение рыночной це­ны (эластичность предложения) зависит от фактора времени.Чем большим периодом времени располагает производитель, тем боль­ше возможность маневрировать объемами производства и изме­нять величину предложения. Для рас­ширения предложения фирме необходимо либо распродать нако­пившиеся товарные запасы, либо выпустить дополнительную продукцию, на что требуется отрезок времени, равный по продол­жительности производственному циклу того или иного товара.
    В связи с этим микроэкономика рассматривает три случая эластичности предложения фирмы — мгновенная, крат­косрочная и долгосрочная реакции на изменение рыночной цены товара.
    В первом случае производитель не мо­жет мгновенно отреагировать на повышение рыночной цены и увеличить объем запланированной поставки товара на рынок. Поэтому сразу (мгновенно) объем продаж не расширится в ответ на благоприятное изменение рыночной конъюнктуры. Значит, при мгновенной реакциивеличина предложения остается на прежнем уровне.
    В случае эластичности предложения в краткосрочном пе­риоде, производитель уже располагает не­большим отрезком времени для подстройки под новую ситуа­цию. При повышении цены на рынок могут быть выпущены то­варные запасы или расширен выпуск путем увеличения загрузки уже имеющихся мощностей (станков, оборудования). Тогда предложение сможет отреагировать небольшим расшире­нием в ответ на повышение цены.
    Таким образом, в краткосрочном периодефирмы располагают некоторым временем, чтобы увеличить выпуск, но в рамках своих производственных возможностей, т.е. обладают большей эла­стичностью по цене по сравнению с мгновенной ситуацией.
    В долгосрочном периоде предложение обладает еще более высокой эластичностью по цене. Так, производители при росте спроса, а, следовательно, и цены на их продукцию, бу­дут наращивать свои производственные мощности, расширять рамки производственных возможностей своих фирм, значитель­но увеличив объем выпуска.
    Более того, ценовой сигнал, распространяя информацию о повышении среднеотраслевой прибыли, привлекает в отрасль но­вых производителей, и объем выпуска увеличивается еще больше. Все это делает высокой эластичность общеотраслевого предложе­ния по цене на конкурентном рынке. Поэтому в долгосрочном периоде небольшому увеличению спроса соответствует значи­тельное расширение предложения.

  2. AuthAlex Ответить

    Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является количество времени, имеющегося в распоряжении производителей, для того чтобы отреагировать на данное изменение цены продукта. Чем продолжительнее время, которым располагает производитель, для того чтобы приспособиться к изменению цены, тем больше изменится объем производства и соответственно тем выше будет эластичность предложения.
    Анализ данной проблемы целесообразно начать с выяснения различий между периодами:
    ? кратчайший рыночный период — это период, когда производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены. Например, мелкий фермер привез на рынок на одном грузовике весь свой урожай данного сезона. Кривая предложения будет совершенно неэластична; фермер продаст все, что он привез, независимо от цены. Почему? Потому что он не может предложить больше, чем привез на своем грузовике, даже если цена привезенного продукта превысит ожидания. Таким образом, в пределах очень короткого промежутка времени предложение со стороны фермера является фиксированным; он может предложить лишь столько, сколько привез на грузовике, как бы высока ни была цена;
    ? краткосрочный период — это период, когда производственные мощности отдельных производителей и всей отрасли остаются неизменными. Однако фирмы имеют достаточно времени, чтобы использовать свои мощности более или менее интенсивно. В этот период фермер может применить более интенсивные методы выращивания продуктов. Результатом будет рост производства как реакция на предполагаемое увеличение спроса; такая реакция со стороны производства будет означать более высокую эластичность предложения продуктов. Цена, таким образом, оказывается ниже, чем в примере с кратчайшим рыночным периодом;
    ? долговременный период — это период, когда фирмы успевают принять все желательные меры по приспособлению своих ресурсов к требованиям изменившейся рыночной ситуации. Отдельные фирмы могут расширить (или сократить) свои производственные мощности; новые фирмы могут войти в состав отрасли, а старые — покинуть ее. Такие изменения означают еще более активную реакцию со стороны предложения, т.е. еще более эластичную кривую предложения.
    Кривая предложения долгосрочного равновесия дает новую цену, более высокую, чем первоначальная. Это происходит потому, что отрасль с растущими издержками производства ведет к росту цен на потребляемые в ней ресурсы. Иначе говоря, ожидать, что расширение отрасли приведет к «растущим издержкам», вполне обычно и разумно. В случае с отраслью с постоянными издержками производства кривая долгосрочного предложения будет совершенно эластичной, т.е. новая цена будет равна первоначальной.
    Таким образом, зависимость между ценой и количеством предлагаемой продукции является прямой, т.е. кривая предложения представляет собой восходящую кривую. Поэтому цена и суммарный доход всегда изменяются в одном и том же направлении.
    Новые слова
    Ценовая эластичность спроса, общая выручка, факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса, эластичность предложения, время как фактор, влияющий на ценовую эластичность предложения, государственное регулирование цен.
    Вопросы для повторения [1] [2] [3] [4] [5]
    6. В странах с высоким уровнем жизни расходы на питание в семейном бюджете составляют:
    а) 75-80%;
    б) 10-20%;
    в) 40-50%.
    7. Почему предложение одних товаров эластично, а других неэластично?
    [1] Что означает эластичность спроса? Какой знак у показателя эластичности? Почему спрос на одни товары эластичен, а на другие неэластичен?
    [2] Какова математическая запись неэластичного спроса?
    [3] Эластичность спроса по цене: а) всегда положительна; б) всегда равна 1; в) в большинстве случаев отрицательна.
    [4] Эластичность спроса по доходу: а) положительна для «престижных товаров»; б) всегда отрицательна; в) всегда положительна.
    [5] Какие знаки у коэффициентов эластичности спроса по доходу на хлеб, молоко, автомобили?

  3. student975 Ответить

    · цена ресурсов, используемых в производстве данного блага;
    · технология производства, уровень технологий;
    · цены на другие товары и услуги;
    · величина налогов, дотаций и субсидий;
    · цели фирмы и число продавцов на рынке;
    · ожидания производителей.
    Как видим, предложение – функция многих переменных, но цена товара (услуги) является первостепенным фактором, влияющим на предложение. Рассмотрим зависимость между величиной предложения и ценой товара при неизменности остальных факторов, способных оказать воздействие на предложение.
    Закон предложения – между ценой и количеством предлагаемого товара существует прямая зависимость: при прочих равных условиях с повышением цены возрастает и величина предложения, и наоборот, снижение цены сопровождается сокращением объема предложения.
    Действие закона предложения можно проиллюстрировать при помощи графика предложения (кривой предложения). Кривая предложения – графическое выражение зависимости между ценой товара (P) и количеством этого товара (Q), которое производители хотят предложить на рынке. Кривая предложения (S) имеет восходящий характер, что обусловлено действием закона предложения.
    Неценовые факторы способны значительно влиять на положение кривой предложения. Так рост цен на ресурсы ведет к увеличению издержек производства, снижению прибыли или возникновению убытка при тех же ценах и сокращению предложения. График предложения при этом смещается влево от первоначального положения. Снижение цен на ресурсы приводит к увеличению предложения и смещает кривую предложения вправо.
    Совершенствование технологии позволяет более эффективно, с меньшими издержками на единицу продукции осуществлять производство и увеличивать предложение. Кривая предложения смещается вправо.
    Увеличение налогов при тех же ценах уменьшает прибыль производителей и ведет к сокращению предложения товаров на рынке и сдвигу кривой предложения влево. Рост дотаций и субсидий, напротив, способствует увеличению предложения, так как дотации и субсидии государства означают, что оно берет на себя покрытие части издержек производителей и позволяет им выпускать больше продукции. График предложения при этом смещается вправо.
    Рост цен на один товар при прочих равных условиях способствует снижению предложения другого товара, который является его заменителем. График предложения второго товара сместится влево. Увеличение цен на один товар повлияет на увеличение предложения другого, сопутствующего товара, что приведет к сдвигу кривой предложения второго товара вправо.
    Ожидания повышения цен обычно сдерживают текущее предложение данного товара с целью последующей его продажи по более высокой цене. График предложения сместится влево. Увеличение количества продавцов при данном объеме производства каждой фирмы ведет к росту предложения и сдвигу кривой предложения вправо.
    Эластичность предложения выступает в следующих основных формах:
    · эластичное предложение, когда объем предложения изменяется на больший процент, чем цена. Эта форма характерна для долгого периода;
    · неэластичное предложение, когда объем предложения изменяется на меньший процент, чем цена. Эта форма характерна для короткого периода;
    · абсолютно эластичное предложение присуще долгому периоду. Кривая предложения строго горизонтальна;
    · абсолютно неэластичное предложение характерно для текущего периода. Кривая предложения строго вертикальна.

  4. sidrich Ответить

    7. В чем необходимость и сущность приватизации в России?
    8. Подготовьте сообщение на темы:
    а) экономические последствия разгосударствления и приватизации в России;
    б) общие цели и принципы приватизационной политики.
    Тема 11. ТЕОРИЯ ФИРМЫ
    Затраты фирмы
    В экономической теории под затратами понимается всё, что фирма использует для достижения конкретных целей. Это затраты на приобретение экономических ресурсов, которые фирма использует для производства товаров и услуг. Предприятие в процессе производства выпускает определенное количество товаров и услуг, т.е. совокупный продукт.
    Совокупный продукт –это количество товаров и услуг, произведённых фирмой за определённый период при использовании данных факторов производства (данных экономических ресурсов).
    Фирма, производящая товары или услуги, руководствуется следующими мотивами: производство продукции с целью получения прибыли, закрепления или расширения доли рынка, желание проявить себя, нанести минимальный экологический вред окружающей среде и др. При этом следует выделить главный побудительный мотив деятельности фирмы – получение прибыли.
    В западной экономической науке разработаны экономические теории оптимизации деятельности фирмы, которые не акцентируют внимание на максимизации прибыли. Целью функционирования фирмы называется увеличение доли рынка, объема продаж, получение такого размера прибыли, который позволяет закрепить позиции фирмы на рынке, удовлетворяет держателей акций. Если целью деятельности фирмы не является максимизация прибыли, то прибыль, доход фирмы все же являются движущей силой в современной экономике.
    Анализируя процесс производства на фирме, целесообразно обратить внимание на следующие вопросы:
    1. Как фирма может эффективно организовать производство, эффективно использовать имеющиеся ресурсы?
    2. Как изменяются издержки производства по мере изменения стоимости факторов производства и выпускаемой продукции?
    3. Мы должны обратить внимание и на то, как поведение потребителя влияет на поведение производителя.
    Необходимо подчеркнуть, что теория производства и затрат (издержек) – это центральный стержень в экономическом управлении фирмой.
    С какими проблемами сталкивается любая производящая фирма?
    Во-первых, надо определить – какова должна быть техническая оснащённость производственных, сборочных линий?
    Во-вторых,в каких размерах привлечь материальные ресурсы?
    В-третьих, в каких размерах привлечь трудовые ресурсы?
    Если фирма должна увеличивать производство, то нужно определить, за счёт чего: увеличивать ли трудовые ресурсы, больше нанять рабочих и использовать трудоемкую технологию или провести техническую реконструкцию, ввести новые мощности, использовать новую трудосберегающую, капиталоемкую технологию?
    В-четвертых, выявить целесообразность следующего выбора: что эффективнее – выпускать различные модели (товара, автомобиля) на одном заводе или чтобы каждая модель выпускалась на отдельном заводе?
    В- пятых, нужно знать, как изменятся затраты (издержки) на будущий период.
    Производственные факторы, которые используют фирмы в процессе производства, называются вводимыми факторами. К ним относятся: капитал, вложенный в оборудование; сырьё; труд. материалы.
    Производственные факторы подразделяются на несколько категорий; каждая из этих категорий имеет более узкие, частные группировки, например:труд капитал.
    -квалификация рабочих, работников
    ТРУД -профессиональные способности
    -предпринимательская деятельность и т.д.
    КАПИТАЛ -здания, сооружения
    -коммуникации
    -оборудование, станки, машины и т.п.
    В процессе производства его факторы могут быть использованы в различных количественных и качественных пропорциях. Объём продукции фирмы может измениться при изменении параметров взаимодействия производственных факторов.
    Взаимодействие между производственными факторами, процессом производства и объёмом продукции описывается производственной функцией:
    Q = f (L,K)
    L – труд
    K – капитал
    Q – производство
    Производственная функция раскрывает сочетание ресурсов, при котором возможен эффективный объём производства. Или производственная функция показывает, что данный объем производства [Q] возможен при разнообразных способах соединения производственных факторов. Например, можно:
    а) выбрать трудоёмкий способ производства товара, услуги;
    б) выбрать капиталоёмкий способ производства с применением машин, новой технологии. Параметры факторов производства L и К (количественно и качественно) будут различны.
    При современной технологии, в условиях технологической революции увеличение объема производства возможно и при фиксированном наборе производственных факторов.
    Производственная функция предполагает экономическую эффективность фирмы. Каждое сочетание производственных факторов может быть использовано с максимальной эффективностью.
    Вопросы для самоконтроля
    1. Какое значение имеет анализ выпуска продукции при различных сочетаниях факторов производства?
    2. В чем экономическая сущность взаимодействия производственных факторов?
    3. Каково влияние технологических усовершенствований на объем производства фирмы?
    4. Объясните уравнение производственной функции Кобба-Дугласа.
    5. На какие практические вопросы хозяйственной деятельности дает ответы теория производства?
    6. В чем сущность убывающей отдачи от масштаба производства?
    7. Каково значение возрастающей отдачи от масштаба производства?
    8. Объясните, как определяется оптимальный объем производства фирмы с учетом объема используемых экономических ресурсов и бюджетных ограничений?
    Издержки производства
    Издержки производства представляют собой расходование факторов при создании какого-либо товара или услуги.
    Уровень издержек производства – важнейший фактор решения фирмы об объеме выпуска и цене продукции. В экономической науке предполагается, что целью деятельности фирмы является максимизация прибыли. Хотя можно допустить и другие цели фирмы, эту цель следует признать главной. Так, если фирма не будет получать прибыль, она будет вынуждена уйти с рынка (поскольку разориться). В данном учебном пособии определим прибыль фирмы как разность ее общего дохода от продажи продукции и общих (совокупных) издержек, затрат на приобретение производственных ресурсов.
    Издержки производства могут быть представлены в виде совокупности физических или стоимостных единиц ресурсов, израсходованных при изготовлении какого-либо продукта. Например, при создании бензопилы расходуются материалы (металл, пластмасса), энергия, изнашивается оборудование, выплачивается заработная плата рабочим и служащим. Если выразить ценность всех этих ресурсов в денежных единицах, то мы получим сто­имостное выражение затрат на производство бензопилы. Такой подход с точки зрения микроэкономического анализа оставляет без ответа вопрос о том, чем будет определяться для субъекта ценность данных ресурсов, которая и обусловит ту или иную линию его поведения.
    Производитель (фирма), так же как и потребитель, решает каждый раз проблему альтернативного выбора наиболее рационального варианта использования имеющихся ресурсов. В этом смысле издержки производства это всегда альтернативные затраты. Производитель должен делать выбор: направить ли ограниченные ресурсы на производство данного продукта или использовать их на что-то другое, если это даст возможность достичь поставленной цели с большей эффективностью. В таком случае стоимость затрат для него будет определяться стоимостью наилучшего использования тех же самых ресурсов.
    Для изготовления бензопил используется металл, который может применяться также при изготовлении газонокосилок, велосипедов, детских колясок и других целей. Производитель бензопил должен платить за металл столько, сколько они стоят в наиболее дорогом из альтернативных производств (например, в производстве газонокосилок), в противном случае он не сможет привлечь этот ресурс в свое производство. Стоимость затрат на металл для бензопил определяется стоимостью того металла, от которого пришлось отка­заться при производстве газонокосилок. Если теперь возрастет спрос на газонокосилки и изготовители газонокосилок станут закупать больше металла, издержки производителя бензопил возрастут, хотя и количественно, и качественно используемый им металл остался таким же. Но он должен будет оплачивать возросшую альтернативную стоимость.
    Виды издержек
    Постоянные и переменные издержки. Средние и предельные издержки.
    Издержки производства бывают двух видов: прямые издержки, косвенные издержки.
    Прямые издержки (явные) – оплата тех ресурсов, которые фирма привлекает “извне”: наем рабочих, покупка сырья, топлива, энергии, транспортные расходы, страховка и т.п.
    Косвенные издержки (неявные) – затраты собственных ресурсов фирмы или вложений ее владельцев. Как и прямые издержки, они представляют собой отказ от альтернативных возможностей использования средств, но, в отличие от первых, не принимают форму конкретных платежей по контрактам. От этого они, однако, не становятся менее реальными. Если, например, фирма использует собственное здание, она не платит арендную плату, но лишается возможности сдать его в наем и получать за это определенный доход. Стоимость неиспользованных возможностей и будет в данном случае элементом косвенных издержек фирмы.
    Разграничение между прямыми и косвенными издержками важно для понимания мотивов, которыми может руководствоваться фирма, появляясь на рынке. Поставив своей целью получение прибыли, фирма будет сопоставлять общую выручку от продажи своей продукции с прямыми издержками, определяющими ее внешние затраты. В этом случае она получит так называемую бухгалтерскую (расчетную) прибыль. Однако реальные ее затраты будут более значительны: они включают и косвенные издержки. Если их учесть, то будет иметь место экономическая (чистая) прибыль. Следует иметь в виду, что в косвенные издержки включается обычно и так называемая “нормальная прибыль”, которая представляет собой альтернативную стоимость вложенного в данное дело капитала. Это тот минимум дохода, который позволяет капиталу удержаться именно в данном деле. Если, например, капитал в 200 тыс. долларов, будучи помешенным в банк, приносит 20 тысяч дохода в виде процента, то эти 20 тысяч и будут альтернативной стоимостью, т.е. той суммой дохода, меньше которой этот капитал, если он будет вложен в какое-либо дело, принести не может (в противном случае он будет помещен либо в банк, либо в другое дело, приносящее не менее 10 % “нормальной прибыли”).
    Рассмотрим в качестве примера фирму, созданную двумя предпринимателями, вложившими в дело 200 тысяч долларов и выполняющими функции управляющих. Если бы они не создали свое дело, а работали по найму, их зарплата составила бы 40 тысяч долларов в год у каждого, а капитал, помещенный в банк, принес бы 20 тысяч долларов в виде процентов. Общее соотношение издержек и прибыли будет выглядеть следующим образом:
    Общая выручка 500000
    Прямые (явные) издержки:
    зарплата рабочих и служащих 300000
    материалы и износ оборудования 50000
    Вопросы для самоконтроля
    1. Раскройте роль анализа издержек фирмы.
    2. В чем сущность издержек фирмы?
    3. Постройте схему классификации издержек фирмы.
    4. Каковы методы снижения издержек фирмы?
    Вопросы для самоконтроля
    1. Раскройте современные трактовки мотивации деятельности фирмы.
    2. Проведите сравнительный анализ факторов, обеспечивающих устойчивость доходов фирмы.
    3. Какое значение для разработки стратегии фирмы имеет разработка НИОКР?
    Вопросы для самоконтроля
    1. В чем специфика рынка факторов производства?
    2. Какие функции выполняют рынки факторов производства?
    3. В чем особенности рынка средств производства?
    4. Какие факторы оказывают влияние на спрос на экономические ресурсы?
    5. Чем определяется рыночный спрос на экономические ресурсы?
    6. Каковы особенности ценообразования на рынке факторов производства?
    Вопросы для самоконтроля
    1. Какова роль конкуренции в рыночной экономике?
    2.Раскройте функции конкуренции в экономике.
    3. Инструменты конкурентной борьбы.
    4. Дайте анализ видов конкуренции.
    5. Какова взаимосвязь конкуренции и государства?
    6. Раскройте последствия обострения конкурентной борьбы.
    Рассмотрим формы монополий
    Монополизация производства в конце ХIХ – начале ХХ веков рождает монополии в сфере обращения. Наиболее простыми и распространенными монополиями в сфере обращения были:
    пул, корнер, ринг – устная форма соглашения между производителями в сфере обращения об условиях реализации товаров.
    Позднее рождается новая форма монополий в сфере обращения – картель;
    картель – объединение ряда предприятий-производителей одной отрасли производства, при котором его участники сохраняют свою собственность на средства производства, сохраняют самостоятельность в сфере производства и обращения, но участники картеля договариваются о ценах, о квотах, делят рынки сбыта.
    Более совершенной формой монополий в сфере обращения становится
    синдикат– каждый участник синдиката сохраняет собственность и самостоятельность в сфере производства, но монополизируется сфера обращения: сбыт продукции и снабжение сырьем осуществляется через контору синдиката.
    Развитие монополизации производства постепенно затрагивает и сферу производства. Такой первой формой монополии является
    – трест – это монополистическое объединение, в котором каждый участник теряет самостоятельность как в сфере производства, так и в сфере обращения. Формируется долевая собственность. Управление монополизированным крупным предприятием, ядром которого часто становится банк, осуществляется из единого центра. В рамках треста объединяются и функционируют предприятия одной отрасли.
    Более совершенной формой монополии в сфере производства становятся
    концерн– объединение предприятий разных отраслей, связанных общностью интересов, договорами, капиталом, участием в совместной деятельности;
    -конгломерат – одна из форм союза, объединения разнопрофильных фирм, действующих в разных отраслях и сферах народного хозяйства. В рамках
    конгломерата могут функционировать как крупные предприятия, так и мелкие, а также монополии. Целесообразность объединения диктуется господством на рынке, контролем рынка и финансовым контролем, а целью объединения является получение большей прибыли. Каждый участник конгломерата (крупный собственник средств производства, монополист, мелкий или средний собственник) сохраняет свое право собственности на средства производства. Но он подчиняется требованиям конгломерата, так как в рамках конгломерата разрабатываются условия поведения в производстве и на рынке. Главной целью является господство на рынке и получение большей прибыли. Как только изменяется конъюнктура рынка и становится неблагоприятной для получения монопольной прибыли, конгломерат распадается на отдельные самостоятельные единицы, функционировавшие на рынке ранее, до объединения в конгломерат.
    Анализируя особенности монополизации экономики в ХХ веке вновь появившиеся формы монополий: монопсонию, билатеральную монополию, дуополию.
    Когда покупатель может контролировать спрос на какой-либо товар, на рынке действует монопсония. Монопсония – это рынок одного покупателя.
    Билатеральная монополия (двухсторонняя монополия) – тип рыночной структуры, при котором возникает противоборство одного поставщика и одного покупателя. Такой рынок часто возникает при использовании электроэнергии, газоснабжения и водоснабжения.
    В условиях монополистической формы хозяйствования конкуренция носит весьма сложный характер. Во-первых, монополия в современных условиях обладает довольно точной информацией о потребителях и потенциальных конкурентах. Во-вторых, с помощью рекламы монополия оказывает существенное влияние на формирование спроса потребителей, так как для крупных монополий реклама является более доступной. В-третьих, монополия через каналы финансовых и политических связей оказывает воздействие на заказчика в лице государственных учреждений или на компанию контрагентов. Эти моменты, как правило, снижают уровень риска в процессе конкуренции и обеспечивают получение монопольной прибыли.
    Олигополия является следующей разновидностью рынка несовершенной конкуренции. Критерий олигополии состоит не столько в малом количестве крупных производителей или продавцов на данном рынке, сколько в намерениях этих продавцов: каждый продавец задается вопросом, каково будет воздействие его решения вопроса “цена-количество” на поведение других фирм и какова будет их реакция. Таким образом, олигополист руководствуется не только спросом, но и реакцией конкурентов. В рамках отрасли существует взаимозависимость цены и объемов продаж, и эта взаимозависимость признается и остро ощущается олигополистами. Прибыль фирм обусловлена трудной доступностью выхода на рынок для конкурентов. Степень доступности зависит от величины капиталовложений и контроля действующего производителя над технологией.
    Олигополия способна оказывать сдерживающее влияние на развитие научно-технического прогресса. На рынке складывается ситуация, когда для всех сторон невыгодно прибегать к крупномасштабным изменениям, так как это может привести к снижению прибыли и нет определенности в том, кто сможет получить выгоду от этих изменений. Поэтому существует больше оснований, что стороны, скорее всего, постараются договориться о ценах и объемах производства.
    Можно выделить несколько типов олигополистических ситуаций:
    а) совместная координация: картель. Цена и объем продукции отрасли и каждой фирмы, примкнувшей к картелю, определяется единым для картеля органом с целью максимизации совместной прибыли;
    б) сговор. Олигополистические фирмы соглашаются открыто либо молчаливо применять цену, максимизирующую совместную прибыль; они делят рынок согласованно или согласно предпочтению покупателей их продукции, и каждая получает прибыль, соответствующую ее продажам;
    в) некоординированная олигополия. Характеризуется неуверенностью олигополистов в отношении поведения своих соперников из-за отсутствия договоренности или достаточного знания типичной реакции конкурентов. В этом случае отмечается жесткая конкуренция в области цен.
    Фирмы действительно очень часто прибегают к различного рода сговорам и соглашениям, но стимулы конкуренции настолько велики, что вскоре тот или иной участник постарается обойти условия соглашения. Поэтому часто это приводит к тому, что конкуренция обретает самые жесткие и бескомпромиссные формы. К этому можно добавить, что не существует идеального соглашения, условия которого могли бы устроить каждую из сторон, учитывать динамично меняющиеся реалии экономических отношений. Соглашения между конкурирующими продавцами обычно не имеют юридической силы и не только не встречают поддержки со стороны государства, а, наоборот, подпадают под всевозможные ограничения и запреты.
    Дуополиятип рыночной структуры, при которой имеются только два производителя определённого товара и между ними отсутствуют какие-либо соглашения о ценах, рынках сбыта и квотах. Дуополия – наиболее простой случай олигополии. Например, на рынке микропроцессоров для персональных компьютеров на данный момент находятся два доминирующих производителя: Intel и AMD .
    Рассмотрим более подробно следующий вид рынка несовершенной конкуренции – монополистическую конкуренцию.
    Представление о конкуренции изменяется под влиянием современных тенденций экономической жизни. Конкуренция и монополия не исключают друг друга, в реальной экономической жизни конкуренция и монополия переплетаются друг с другом.
    Монополистическая конкуренцияполучила наибольшее распространение на рынках потребительских товаров. Монопольное положение достигается не только посредством массового производства, но и через создание своей рыночной ниши, то есть своего круга потребителей. Фирмы, действующие на таком рынке, продают дифференцированные товары. Дифференциация продукта существует тогда, когда в понимании покупателя продукт одной фирмы не является совершенной заменой продукта другой фирмы, занимающейся тем же видом деятельности, что и первая.
    Дифференциация определяется либо характерными особенностями продукта (его маркой, внешним видом), либо условиями продажи. Причина предпочтения покупателя чисто психологическая и вызывается факторами личного характера. Уменьшая ценовую эластичность спроса с помощью дифференциации продукта, продавец получает монопольную власть над продуктом, то есть может в определенных пределах повышать цену продукта без риска сокращения объема его продаж. Но так как объем продаж каждого продавца относительно невелик, то каждая из фирм имеет все же ограниченный контроль над рыночной ценой.
    Рынок монополистической конкуренции в целом характеризуется высоким уровнем состязательности, в среднем на рынке монополистической конкуренции на долю 4 фирм приходится 25%, а на 8 фирм могут приходиться 50% рынка. Вход на рынок достаточно свободен и определяется размерами капитала.
    Долгосрочным девизом фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, является безубыточность. Отсутствие экономической прибыли лишает новые фирмы стимула для вступления в отрасль, а старые фирмы – для выхода из нее. Однако стремление к безубыточности является долгосрочной тенденцией и в реальной жизни фирмы могут получать экономическую прибыль достаточно длительный период времени. Как было уже отмечено, это связано в первую очередь с дифференциацией продукции.
    В этом случае высокие прибыли монополистов делают привлекательным их сегмент или рыночную нишу для конкурентов и поднимают конкурентную борьбу на качественно новый уровень. Конкуренция многообразна, она ведется не только через цены, но и в виде, например, механизма скидок, а также посредством выбора методов производства, выбора продукции особого вида, сбытовой тактики, политики в отношении использования факторов производства. Она предполагает проведение как агрессивных, так и оборонительных действий. Конкуренция между продавцами обращена не только к потребителям, но также затрагивает посредников.
    Монополистическая конкуренция способствует трансформации ценовых факторов конкуренции, которые, впрочем, остаются в качестве центрального механизма распределения в рыночной экономике, в неценовые. Неценовая конкуренция проявляется в виде дополнительных услуг покупателю, дифференциации продукта, гарантиях и рекламы, основного средства убеждения покупателей в специфических качествах своего товара. Конкуренция выражается также в борьбе за репутацию фирмы, за имя фирмы на рынке.
    Эффективная конкуренция развертывается между фирмами, имеющими различную величину, различные издержки производства, разные стратегические курсы и цели. Она побуждает к прогрессу, к улучшению хозяйствования, растущему разнообразию качества и видов продукции, появлению новых товаров. Она позволяет распространять связанные с таким прогрессом выгоды на клиентов посредством снижения цен.
    Монополия и конкуренция всегда находятся в диалектическом единстве. Конкуренция приводит к монополии. Возникает противоречие между конкуренцией и монополией. Целью появления монополии является ослабление, уничтожение конкуренции. Однако монополия не только не уничтожает конкуренцию, она ее усиливает, изменяет ее виды, ее формы проявления.
    В условиях рынка появление монополий, господство монополий в производстве, в обращении способствует:
    во-первых, изменению характера конкурентной борьбы. Конкуренция становится монополистической;
    во-вторых, конкуренция выходит на мировой рынок, приобретает интернациональный характер;
    в-третьих, в условиях рыночной смешанной экономики появляются:
    – конкуренция между монополиями,
    – конкуренция внутри монополий,
    – конкуренция между монополиями и предприятиями-аутсайдерами.
    Таким образом, можно выделить следующие особенности несовершенной конкуренции:
    1. Это конкуренция, которая возникает при условии существования монополистических образований, соревнующихся как между собой, так и с предпринимателями среднего и малого бизнеса. В ней тон задают продавцы и покупатели, которые имеют определенную монопольную власть на рынке, имеют возможность манипулировать ценами.
    2. Если совершенная конкуренция происходила прежде всего за обеспечение сбыта продукции, то монополистическая имеет значительно больший диапазон целей. Здесь конкурентная борьба ведется за монополизацию рынков сбыта, источников сырья, результатов научно-технического прогресса, кредитных ресурсов, квалифицированной рабочей силы и т.д.
    3. Конкуренция все больше перемещается из сферы обращения, где происходит реализация товаров, в сферу непосредственного производства, с отраслей на межотраслевой, общехозяйственный уровень. Несовершенная конкуренция основывается прежде всего на нововведениях в средства производства, технологию, которые снижают затраты на единицу товара. Инновации в руках монополистов становятся методом конкурентной борьбы.
    4. Значительно расширяется арсенал способов такой борьбы. Рядом с ценовой конкуренцией, использовавшейся ранее, применяются и другие способы. Отличают три основные формы конкурентной борьбы: ценовая, неценовая и неэкономическая (нечестная). Ценовая конкуренция — это соревнование производителей путем уменьшения затрат производства, снижения цен на товары и услуги без существенного изменения их ассортимента или качества. Производители используют манипулирование ценами, теневые цены, маневрирование ценами на разных рынках. Неценовая конкуренция — это завоевание конкурентного преимущества за счет лучшего использования достижений научно-технического прогресса. Здесь применяется продажа товаров более высокого качества, предложение новых товаров для удовлетворения тех же потребностей, оказание большего объема услуг, увеличение сроков гарантийного обслуживания, лучшие условия выделения потребительского кредита, проведение рекламных кампаний и т.д. И, наконец, широко практикуются так называемые неэкономические методы конкурентной борьбы. Это подкупы служебных лиц для улаживания дел, технический шпионаж, переманивание на свою сторону лучших специалистов и др.
    В современных условиях чистая монополия встречается очень редко, но в ряде отраслей действуют крупные производители, которые имеют высокую долю продаж на рынке отрасли. Крупные производители имеют преимущество, они имеют экономические возможности развивать научные исследования и внедрять достижения научно-технического прогресса. Крупное производство позволяет использовать эффект масштаба производства, повышать эффективность производства, повышать производительность труда, снижать издержки на единицу продукции.
    Однако монопольная власть на рынке таит в себе и отрицательные последствия в экономике. В условиях совершенной конкуренции цена стремится к предельным издержкам: P =MC. В условиях функционирования монополии, как правило, цена выше предельных издержек: Р › МС, это позволяет сдерживать темпы внедрения научно-технического прогресса, способствует снижению эффективности использования экономических ресурсов.
    Отрицательное влияние монополий на условия функционирования общественного производства, на условия функционирования национальной экономики, на темпы НТП приводит к необходимости разработки антимонопольной политики государства, разработке антимонопольного законодательства.
    Вопросы для самоконтроля
    1. В чем сущность конкуренции в условиях рыночной экономики?
    2. Каковы экономические условия взаимодействия конкуренции и монополии?
    3. Раскройте современные формы и методы конкурентной борьбы.
    4. Каковы формы конкурентной борьбы в условиях монополизации экономики?
    5. Каковы условия монополизации экономики?
    6. Назовите причины появления монополий, причины возникновения монополистического поведения производителей.
    7. Сравните положительные и отрицательные последствия монополизации экономики.
    8. В чем Вы видите необходимость разработки антимонопольного законодательства?
    Литература
    1. Кучуков Р.А. Экономическая теория: учебное пособие. – М.: Экономика, 2007.
    2. Купрюхина Л.И. Экономическая теория. Микроэкономика: учебное пособие. – М.: МГТУ ГА, 2006. –Ч. II.
    3. Суворов Н.А. Экономика: пособие по изучению раздела дисциплины. – М.: МГТУ ГА, 2009.
    Содержание
    Введение ……………………………………………………………………
    Тема 9. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ……………………..
    9.1. Эластичность и ее применение……………………………………….
    9.2. Ценовая эластичность спроса и ее детерминанты…………………..
    9.3. Факторы, определяющие эластичность спроса……………………
    9.4. Совокупная выручка и ценовая эластичность спроса………………..
    9.5. Эластичность спроса по доходу……………………………………..
    9.6. Проанализируем эластичность предложения. ………………………
    Вопросы для самоконтроля………………………………………………
    Тема 10. ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ……………………………………………………………………………
    10.1. Сущность собственности как экономической категории………….
    10.2. Многообразие форм собственности………………………………..
    Вопросы для самоконтроля………………………………………………..
    Тема 11. ТЕОРИЯ ФИРМЫ………………………………………………………….
    11.1. Влияние научно-технического прогресса на изменения в процессе производства на фирме. Производственная функция…………………..
    11.2. Затраты фирмы……………………………………………………….
    11.3. Агрегативная функция производства………………………………
    11.4. Производственная функция Ко

  5. zlopup Ответить

    При увеличении эластичности спроса на пшеницу эластичность спроса фермера на землю: а)…
    ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!!! а) Определите эластичность спроса (Ed) по цене, если при…
    Ценовая эластичность спроса будет расти с увеличением продолжительности периода, в…
    ПРОЯВЛЯЕТ ЛИ АЗОТ ПЛАСТИЧНОСТЬ,ХРУПКОСТЬ,ЭЛАСТИЧНОСТЬ? РАСТВОРЯЕТСЯ ЛИ АЗОТ В ВОДЕ…
    Если эластичность спроса по доходу для автомобиля равна 5, то процентное изменение объема…
    Почему у монополий эластичность предложения ниже чем на конкурентном рынке? какие факторы…
    Почему у монополий эластичность предложения ниже чем на конкурентном рынке? какие факторы…
    Моллюск окраска и эластичность
    Помогите!!! Эластичность спроса. 1. Найти точечную и дуговую эластичность на холодильник…
    Эластичность спроса по доходу для автомобилей равна 1.28. Как изменится объем спроса на…
    Вы узнали, что ценовая эластичность спроса на товар равна 2,5. Определите, как должна…
    КРАТКО И КОРОТКО что такое эластичность, упругость, пластичность.
    КРАТКО И КОРОТКО что такое эластичность, упругость, пластичность.
    Что придает коже эластичность и упругость?
    Эластичность спроса на товар х по цене равна -0,5, а по доходу составляет +0,9. Доходы…
    Найдите эластичность предложения товара по цене, если при росте цены на 20% предложение…
    Продолжите фразу! Ценовая эластичность вертикальной кривой спроса: Ответ:
    Перекрёстная эластичность спроса на первый товар по цене второго товара будет…
    Что представляет собой ценовая эластичность спроса и как она определяется?
    Определите эластичность спроса и объясните результат, если известно, что в результате…

  6. ddssaa Ответить

    Коэффициент эластичности предложения по цене рассчитывается: Esp=%∆Q/%∆P Esp=(∆Q/Q)/(∆P/P)=(P/Q)*(∆Q/∆P) При бесконечно малом изменении цены эластичность предложения (точечную) можно рассчитать: Эластичность предложения зависит от многих факторов (резервы производственных мощностей; уровень товарных запасов; количество времени у производителей для того, чтобы отреагировать на изменение цен (чем больше свободных мощностей, запасов и времени, тем больше возможности увеличить предложение)) Предложение связано с изм производственного процесса, оно медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени явлважнейшим в определении показателя эластичности предложения. временные периоды: кратчайший, краткосрочный, долгосрочный. кратчайший-период слишком короткий для осущ производителем к-л изменений в объеме выпускаемой продукции (фермер, вырастивший картофель и приехавший на рынок его продавать, не может изменить количество предлагаемого картофеля, какая бы ни сложилась рыночная цена.Предложение в этом случае явл неэластичным S1) Краткосрочный – достаточен для расширения или сокращения производства на уже сущ производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается S2 В долгосрочном-производитель в состоянии изм свои производственные мощности, осущ структурную перестройку производства, обновить оборудование. За это время также возможен приток в отрасль новых фирм при расширении спроса или их уход при сокращении спроса на продукцию. Эластичность предложения здесь достигает максимальной величины S3 предложение, как и спрос, становится более эластичным с удлинением рыночных периодов, в пределах кот рассматривается его динамика. Таким образом, показатели эластичности рыночного спроса и предложения служат для прогнозирования изменения выручки фирмы при изменении цены, а следовательно, важны при выборе ценовой политики фирмы с целью максимизации прибыли.

  7. echerem Ответить

    Так же как и спрос, предложение описывается эластичностью, показывающей силу влияния какого-либо фактора на величину предложения. Чаще всего применяется эластичность предложения по цене (также как и со спросом: точечная и дуговая). Расчет коэффициентов эластичности предложения аналогичен формулам эластичности спроса, только без знака минус, так как при увеличении цены предложение увеличивается.
    Эластичность предложения по цене– это процентное измерение величины предложения товара в ответ на однопроцентное изменение его цены.

    Также как и спрос предложение может быть эластичным и неэластичным. Реакция предложения на изменение цены может быть:
    а) сильная – 1 < Esp <  - предложение эластично (рис. 2.3.1); б) слабая - 0 < Esp < 1 – предложение неэластично (рис. 2.3.2); в) единичная реакция предложения по цене - Esp = 1 (рис. 2.3.3).

    Возможны два крайних случая:
    1. Esp = 0 – предложение абсолютно неэластично по цене. Кривая предложения строго вертикальна.
    Esp =  – предложение абсолютно эластично по цене. Кривая предложения строго горизонтальна.
    Основными факторами, влияющими на эластичность предложения по цене, являются:
    1. наличие избыточных мощностей;
    2. наличие запасов товара у продавцов;
    3. мобильность ресурсов, то есть способность нарастить объемы производства;
    4. время.
    В отличие от спроса, при анализе динамики предложения существенную роль играет фактор времени. Если спрос в зависимости от цен, доходов и других факторов меняется, как правило, достаточно быстро, то для существенного изменения предложения требуется привлечение значительных ресурсов и реорганизация производства.
    Со времен А. Маршала при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода – кратчайший (или мгновенный) период, краткосрочный и долгосрочный.
    В условиях кратчайшего периода не удается изменить предложение, несмотря на изменение цен, потому что по определению кратчайшего периода факторы производства в течение этого периода неизменны. Таким образом, предложение совершенно неэластично Esp = 0. Следует отметить, что для разных товаров возможность увеличить производство и, соответственно, длительность кратчайшего периода может варьироваться в довольно широких пределах.
    В условиях краткосрочного периода хотя бы один фактор производства остается неизменным. Поэтому в этот период возможности изменения производства ограничены. Как правило, в краткосрочном периоде считают неизменными технологию и оборудование, а материальные и трудовые ресурсы рассматриваются в качестве переменных.
    Долгосрочный период позволяет все факторы рассматривать как переменные. Он предполагает изменение производственных мощностей фирмы, а также изменение количества фирм в отрасли. Возможно, также и изменение технологии производства, которое позволит существенно повысить производство товара. Поэтому в долгосрочном периоде эластичность предложения выше, чем в двух предыдущих случаях.

  8. BESTER-PNZ Ответить

    Эластичность предложения — степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене. Процесс возрастания эластичности предложения в долгосрочном и краткосрочном периодах раскрывается через понятия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия.
    Коэффициент эластичности предложения — числовой показатель, отражающий степень изменения количества предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене.
    1. Предложение эластично, когда фирмы могут легко и быстро изменить величину предложения товара в ответ на изменение его цены (ЕS > 1).
    2. Предложение неэластично, когда нельзя быстро и легко изменить объем предлагаемого товара в связи с изменением его цены (ЕS < 1). 3. Предложение единичной эластичности образуется в случае, когда процентное изменение цены и последующие процентное изменение количества предлагаемой продукции оказываются равными по величине (ЕS = 1). 4. Абсолютно неэластичное предложение. (ЕS = 0, кривая вертикальна). То есть при любом изменении цены фирмы могут предложить фиксированное количество товаров. 5. Абсолютно эластичное предложение. Фирмы готовы предложить такое количество товара, которое может удовлетворить весь спрос, при необходимости - бесконечное количество (ЕS = ?, кривая горизонтальна). Факторы, влияющие на эластичность предложения 1. Наличие резерва производственных мощностей. Когда промышленность не работает на полную мощность, оборудование простаивает, рабочие остаются без работы или заняты неполный рабочий день. В этом случае предложение будет эластичным. Возросший спрос можно удовлетворить довольно быстро: нанять больше рабочих и привести в действие простаивающее оборудование. Однако если промышленность работает на полную мощность, предложение будет неэластичным, по крайней мере в течение короткого периода. Может понадобиться много времени, чтобы построить новые или расширить старые заводы. И даже в условиях безработицы предложение может быть неэластичным, если обнаружится недостаток рабочей силы определенной квалификации. 2. Уровень запасов. Если в отрасли есть большие товарные запасы, возросший спрос можно удовлетворить, пустив их в оборот. Пока запасы не истощатся, предложение будет эластичным. 3. Различие сельскохозяйственных и промышленных товаров. Что касается сельскохозяйственных продуктов, то на эластичность предложения влияет продолжительность сезона выращивания культуры. В течение года никаких изменений в предложении овощей и зерновых культур не происходит. Предложение некоторых культур, выращиваемых на плантациях (натуральный каучук, кофе и какао), будет неэластичным в течение еще более длительного времени, потому что требуется несколько лет, чтобы новые деревья и кусты стали плодоносить. Предложение промышленных товаров более эластично, чем сельскохозяйственных продуктов. В промышленности есть возможности справиться с падением спроса: уволить часть рабочих или перевести их на неполную рабочую неделю и отключить машины. При увеличении спроса можно вновь ввести в действие простаивающее оборудование, нанять больше рабочих или работать сверхурочно. 4. Фактор времени. - в условиях кратчайшего рыночного периода производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены, и предложение совершенно неэластично (ЕS = 0), поэтому повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения; -в условиях краткосрочного периода предложение будет эластично. Это выражается в том, что повышение спроса обуславливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом (сырье, рабочая сила), либо использовать их более интенсивно; - в условиях долгосрочного периода предложение почти совершенно эластично, поэтому увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен.

  9. topvar1 Ответить

    и неэластичном (б) спросе.
    На рисунке 4-9, б, общая величина налога определяется прямоугольником АРаР2Ег Мы видим, что его площадь больше, чем площадь прямоугольника АР(Р2Е2 на рис. 4-9, а. Следовательно, абсолютный размер налога при неэластичном спросе будет выше, чем при эластичном. Площадь прямоугольника АРаР{В показывает сумму налога, уплачиваемую производителем, а прямоугольник ВР}Р2Е2 — сумму налога, которую платит покупатель, и она значительно превосходит первую. Здесь отрезок Р Р2 (или ВЕ2) показывает величину налога, оплачиваемого покупателем, в единице товара, а отрезок PaPt (или АВ) — производителем этого товара.
    Вводя косвенные налоги на те или иные товары и услуги, руководители исполнительных и законодательных органов власти обязаны учитывать фактор эластичности спроса и представлять себе, как будет распределяться вводимый налог между различными слоями населения.
    РЕЗЮМЕ
    Реакция величины спроса на изменение цены товара называется ценовой эластичностью спроса. Спрос эластичен по цене, если
    процентное изменение объема спроса превышает процентное изменение цены. Если процентное изменение объема спроса отстает от процентного изменения цены, спрос по цене неэластичен.
    При эластичном относительно цены спросе доход продавца k цена товара изменяются в противоположных направлениях. Если ртрос на товар неэластичен, цены и доход изменяются в одном Направлении.
    На степень эластичности спроса влияют следующие факторы: наличие или отсутствие у товара заменителей; степень необходимости товара для потребителей; доля, которую занимают расходы, связанные с покупкой товара, в бюджете покупателя; фактор времени (эластичность ниже в краткосрочном периоде и выше в долгосрочном).
    Эластичность спроса по доходу характеризует степень и характер реагирования спроса на изменение дохода потребителя. Если коэффициент эластичности спроса по доходу положителен, мы имеем дело с «нормальными» товарами, потребление которых растет с ростом доходов. Если же коэффициент эластичности отрицателен, речь идет о «низших» товарах, величина спроса на которые с ростом дохода будет уменьшаться.
    Перекрестная эластичность спроса выявляет меру реакции объема спроса на один товар на изменение цены другого товара. Если коэффициент перекрестной эластичности выше нуля, мы имеем дело с взаимозаменяемыми товарами: при росте цены на один из них объем спроса на другой будет расти. Если коэффициент перекрестной эластичности меньше нуля, речь идет о товарах, дополняющих друг друга: при снижении цены на один из них спрос на другой будет расти.
    Реакция величины предложения на изменение цены товара называется ценовой эластичностью предложения. Предложение эластично, если процентное изменение объема предложения превышает процентное изменение цены. Если же процентное изменение предложения меньше процентного изменения цены, предложение неэластично по цене.

  10. Shefnico Ответить

    ? Контрольные вопросы и задания
    1. Что такое эластичность спроса по цене?
    2. Какой спрос называется эластичным, неэластичным и единичной эластичности?
    3. Как рассчитывается коэффициент ценовой эластичности спроса?
    4. Как степень эластичности влияет на объем выручки производителя?
    5. Объясните, почему для «нормальных» товаров коэффициент эластичности спроса по доходу больше нуля, а для «низших» — меньше нуля.
    6. Что такое перекрестная эластичность? Если коэффициент перекрестной эластичности равен нулю, как связаны между собой товары?
    7. Что такое ценовая эластичность предложения?
    8. Объясните, почему при увеличении периода времени эластичность предложения возрастает.
    9. Укажите, какие вам известны факторы (кроме временного), влияющие на эластичность предложения.
    10. Почему государство не должно вводить высокие косвенные налоги на товары первой необходимости, имеющие неэластичный спрос?
    11. Кто платит большую долю налога при неэластичном спросе: производитель или покупатель?
    12. Кто платит большую долю налога при эластичном спросе: производитель или покупатель?
    Глава 5. Поведение потребителя
    5.1 Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности
    5.2 Правило максимизации полезности
    5.3 Кривые безразличия
    5.4 Бюджетное ограничение. Равновесие потребителя
    5.5 Индивидуальный и рыночный спрос
    Прочитав эту главу, вы узнаете:
    + что понимается под общей и предельной полезностью и в чем заключается закон убывающей предельной полезности;
    + как формулируется правило максимизации полезности;
    + что представляют собой кривые безразличия и карты безразличия и как на их основе установить субъективные предпочтения отдельного потребителя;
    + что представляет собой бюджетная линия и чем определяется ее положение на карте безразличия;
    + каким образом индивид оказывается в положении потребительского равновесия и под влиянием каких факторов оно может измениться;
    + как построить кривые «доход—потребление» и «цена-потребление»;
    + как на основе кривой «цена—потребление» строится кривая индивидуального спроса;
    + как на основе информации об индивидуальном спросе всех покупателей товара определить рыночный спрос на данный товар.
    В главе 3 было выяснено влияние рыночного спроса на уровень цен. Мы установили, что в основе рыночного спроса лежит индивидуальный спрос, т. е. спрос, предъявляемый отдельными покупателями данного товара или услуги. Теперь нам предстоит выяснить, под влиянием каких факторов складывается индивидуальный спрос; что представляет собой потребительский выбор и что на него влияет; почему отдельный индивид выбирает ту или иную структуру потребления.
    В главе 1 уже говорилось, что мы всегда стоим перед выбором: на что израсходовать ту ограниченную сумму денег, которой располагаем в данное время, — купить порцию мороженого, чашку кофе или апельсин? Если же величина нашего денежного дохода достаточно велика, то мы можем выбрать между приобретением, например, телевизора или путевки в дом отдыха. В большинстве случаев выбор делается между различными наборами потребительских товаров или услуг. Ответ на вопрос, что лежит в основе потребительского выбора, дает теория поведения потребителя. Приобретая на рынке отдельные товары и услуги, сами того не подозревая, мы ведем себя в повседневной жизни в соответствии с этой теорией, подобно тому, как известный мольеровский герой не подозревал, что он говорит прозой. Эта теория исследует механизм взаимодействия потребностей и спроса.

  11. payunik Ответить

    Дуговая эластичность – это показатель средней реакции объема предложения на изменение цены товара на некотором отрезке S1S2 (рис. 5.27). Ее определяют с учетом средней точки.
    .
    Точечная эластичность характеризует линейную зависимость между ценой и объемом предложения. Для ее расчета используют следующие формулы:
    .
    или, взяв производную от функции предложения:
    ,
    где Q’(P) – производная функции предложения по цене, Р1 – цена в конкретной точке, Q1 – объем предложения в конкретной точке.

    По аналогии с точечной эластичностью спроса точечную эластичность предложения можно определить графически, если про-вести касательную к кривой предложения в искомой точке (рис. 5.28). Наклон кривой предложения в любой точке определяется значением тангенса угла касательной с осью и является постоянным на всем ее протяжении. Он идентифицирован в виде ценового коэффициента b (кривая предложения задается линейной функцией Q=a+b∙P), который является величиной обратной наклону кривой предложения:
    b = 1/(∆P∕∆Q)= ∆Q ∕∆Р.
    Поэтому точечная эластичность линейной функции может выражаться как:
    .

    Эластичность предложения зависит от многих факторов:
    1) от величины издержек: если расширение выпуска товара связано с резким удорожанием производства, то эластичность будет низкой, производитель пойдет на увеличение выпуска только в случае значительного роста цены на данный товар. Следовательно, небольшим приростом объема предложения будут соответствовать значительные изменения цены на товар, а это характерно для неэластичного предложения;
    2) от вида прелагаемых к реализации товаров и услуг: те товары и услуги, технологии производства которых могут быстро меняться без значительных дополнительных капиталовложений, имеют более эластичное предложение, чем товары, технология производства и объемы выпуска которых не могут быстро меняться;
    3) от наличия незагруженных производственных мощностей. У фирмы, имеющей больший объем незагруженных производственных мощностей, предложение более эластично. Растущий спрос может быть быстро удовлетворен за счет увеличения степени их загрузки;
    4) от наличия свободной рабочей силы;
    5) от скорости перелива капитала из одной отрасли в другую;
    6) от возможности длительного хранения изготавливаемой про-дукции. В случае длительного хранения продукции фирма может увеличить объемы предлагаемой продукции за счет накопленных запасов и предложение будет более эластично по цене;
    7) от протяженности рассматриваемого периода: эластичность предложения возрастает по мере увеличения рассматриваемого периода (рис. 5.29).
    Предположим спрос на какой-либо товар вырос(рис. 5.29, а). Однако предложение этого товара резко вырасти не может, поскольку предприятия не могут моментально отреагировать на возросший спрос. В этом случае кривая предложения S представляет собой вертикальную линию с нулевой эластичностью (εSP = 0). В результате резкого роста спроса кривая спроса D смещается вправо в положение D1, а поскольку предложение осталось неизменным, то это вызовет только рост цены до Р1. Таким образом, ситуация мгновенного равновесия будет характеризоваться лишь резким повышением цены.
    В условиях краткосрочного равновесия (рис. 5.29, б) число предприятий работающих на этом рынке не меняется, но предложение несколько возрастает. Это объясняется следующим, предприятия, работающие на этом рынке, постепенно приспосабливаются в возросшему спросу и начинают более интенсивно использовать имеющиеся производственные мощности. Кривая S1 становится слегка наклонной и эластичность колеблется в переделах от 0 до 1 (0< εSP<1). В результате равновесный объем чуть увеличивается до
    Q2, а цена немного снижается до Р2.

    В условиях длительного равновесия (рис. 5.29. в) предложение полностью приспосабливается к изменившемуся спросу. Высокие цены позволили создать новые мощности, в отрасли появились новые фирмы, привлеченные сверхприбылью. В результате этого, в условиях длительного равновесия объем предложения возрос. Кривая S2 стала более наклонной и эластичность выросла εSP>1. Все это привело к снижению равновесной цены до Р3 и увеличению равновесного объема до Q3. Таким образом, эластичность предложения меняется под воздействием технического прогресса, изменения качественного и количественного состава используемых ресурсов, применяемых при производстве того или иного товара, что ведет к уменьшению значения эластичности предложения.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *