Однажды ты станешь таким взрослым что снова начнешь читать сказки?

6 ответов на вопрос “Однажды ты станешь таким взрослым что снова начнешь читать сказки?”

  1. air.m16 Ответить

    “Однажды ты станешь таким взрослым, что снова начнешь читать сказки”, –  Клайв Стейплз Льюис
    Справедливость этого афоризма, как ничто другое способно подчеркнуть произошедшее в моей жизни. Помню, как впервые в конце 90-х я услышал от участника знаменитой христианской группы, что он очень любит сказочный мир “Хроник Нарнии”. Не могу сказать, что больше тронуло меня тогда. Возможно, непривычно было услышать от взрослого, и авторитетного для меня человека, его искренне-детское признание в любви к сказке, а может быть мой слух привлекло необычное и таинственное название – “Хроники Нарнии”. Как бы там не было, но спустя несколько лет мой интерес вновь всколыхнул выход на экраны одноименного фильма. Помню, что тогда я находился в командировке и мне друзья предложили пойти на бизнес встречу христиан. Там, посреди общения, которое казалось вот-вот пойдёт на спад, взрослые “дяди” и “тёти” вдруг взахлёб заговорили о вышедшем в прокат фильме “Хроники Нарнии”. Помню, как один из присутствующих – солидный человек – извлёк из сумки несколько экземпляров фильма на лицензионном DVD-диске и раздал желающим, а кому не досталось, он обещал подарить фильм позже. Так был подогрет мой интерес.
    Вскоре я нашел в прокате видео-кассету (помните такие!) и вместе с женой мы до глубокой ночи смотрели этот прекрасный фильм, а потом ещё несколько раз я перематывал плёнку на отдельные сцены. Помню, как и на следующий день, забежав домой на обед, я несколько раз просмотрел фрагменты, когда из шатра появляется Аслан и все присутствующие склоняются в благоговении, а также очень драматично поданный эпизод, когда славного льва с позором ведут на мучительную казнь. Так мне это тогда напомнило евангельские страсти Христа.
    Ну, что сказать – так я и угодил в армию тех взрослых, что заново открывают для себя мир сказки, и благодарение Богу, что за добрыми сказками Нарнии, мне открылся огромный мир немеркнущего Евангелия!

    Затронут наследием Клайва С. Льюиса

    Сейчас, оборачиваясь назад, я не могу не сказать об огромном вкладе писателя Клайва Льюиса в мою духовную жизнь. Я просто влюбился в его труды (в рамках этой статьи я намеренно ограничился лишь моим личным книгоощущением от произведения «Хроники Нарнии», но уверяю вас, что литературное наследие Льюиса гораздо шире, духовно глубже и всегда назидательно, убедитесь сами!).
    Итак – Нарния! Сколько благословенных моментов я пережил, зачитываясь сказочными повествованиями! Цикл книг, а их ровно 7 (кто не знает – вы не ослышались!), и каждая открывает удивительный мир. Сказочник постарался так, что и взрослым и детям приятно от страницы к странице путешествовать не только по просторам стран, которых нет на привычных географических картах, но путешествия совершаются и по коридорам времени. В книгах очень явственно прослеживается библейская нить, открывая читателю грани грехопадения, искупления, грядущий апокалипсис и обетование новой жизни.
    Мне конечно до конца не известно преследовал ли Клайв Льюис, создавая «Нарнию» цель: поставить Евангельскую весть на рельсы сказочных метафор и образов. Могу лишь сказать, что приходилось читать отзыв самого автора, объясняющего, что к нему просто пришли первые попавшиеся образы, которые он (а почему бы и нет!) использовал для повествовательной канвы своего произведения. Уверен, что всё остальное за него сделало его личное мировоззрение. Мировозрение человека, однажды измененного Христом.
    Льюис был действительно масштабной личностью, и я уверен, что его вклад ещё не однажды даст знать о себе в поколениях добрыми плодами веры. Он оставил то немеркнущее наследие, через которое Бог продолжит Духом Святым изменять каждого соприкасающегося открытым сердцем с творчеством Клайва Льюиса.
    Не могу не затронуть, что цикл книг о Нарнии, не просто произведение, в котором персонажи живут своей жизнью, а яркий сюжет способен только лишь послужить обзором основных понятий в Библии. Как раз намного больше: «Хроники Нарнии» напрямую могут способствовать росту веры в Христа. Вы удивлены?! Но я свидетель, что в определённых моментах жизни, для меня непрестанно оживали фрагменты и ситуации из Льюисовского произведения, чтобы перевести мой взгляд на Евангельские повествования. Признаю, что в такие моменты моя вера в Иисуса Христа крепчала, позволяя пройти очередную жизненную веху.
    Осознаю, что личная вера и теология не могут быть построены на самых лучших литературных трудах, а лишь на Слове Божьем. Но я уверен, что строительству нашей веры и более глубокому познанию Бога может вполне содействовать послание, вложенное в литературное произведение человеком, имеющим Дух Христов – а таким был писатель Клайв Льюис. Прекрасно осознавать, что наследие Льюиса и сегодня продолжает служить Церкви Христовой, наставляя её в истине. Кстати, многие проповедники засвидетельствуют о том, что время от времени они прибегают к «нарнийским сюжетам», чтобы донести до своей аудитории то или иное послание о вере. Ну и, слава Богу!

    О «лисинятах», стремящихся подпортить цветущие виноградники Клайва С. Льюиса


    Нельзя не сказать, немного с сожалением, что среди детей Божьих находятся и те, кто живут стремлением в пух и прах разнести Льюиса. (Я стараюсь не идеализировать верующих, а без осуждения и с любовью принимать тех, кто имеет мнение, отличающееся от мнения моего.) И действительно на автора «Хроник» периодически совершают нападки за то, что его персонажи предстают в образе фавнов, кентавров, наяд, а упоминание Вакха, даже приводит в негодование.
    Но эти выпады и уколы – это ещё цветочки! (Сразу небольшая ремарочка: на мой взгляд, так сказать «нарниевское язычество» легко объяснимо, ведь Льюис был оксфордским преподавателем, а позднее и Кембриджским профессором. Его знания, особенно по части греческой поэзии и мифологии, были энциклопедическими, поэтому автор не мучился, изобретая велосипед, он просто не скупился использовать для своих произведений красочные мифологические образы, прочно живущие в умах людей. Не поступаем ли мы сегодня также порой, когда желая живописней подать библейский принцип, используем образы и персонажи из прочитанных нами книг или последних просмотренных блокбастеров. Имхо)
    Итак, вышеперечисленное мной о фавнах и.т.д. – цветочки! Сам лично встречал присланные мне материалы-отзывы от братьев по вере о том, что Льюис, оказывается, был отъявленный спиритист-сатанист, и его якобы обращение в веру, было продуманной стратегией, чтобы нанести вред Христову учению, и что “Хроники Нарнии”, по своей сути, ни что иное, как завуалированный принцип “колдовского корабля”, а точнее: 1 уровень вовлечения детей в оккультизм…
    Вы удивлены? Дальше продолжать надо?
    Насчёт вреда Христову учению, время показало, что как раз наоборот поднимается большая армия, укреплённых в вере христиан, и остается добавить, что в этой армии много тех, кто нашёл веру в Господа, прежде всего, благодаря тому самому образному и повествовательному языку, выбранного автором для описания Нарнии.
    Очень показательны на этот счёт сцены в одном из последних произведений Уильяма Пола Янга “Перекрёстки”. Там попавшего в ситуацию между жизнью и смертью богача встречает некто “Джек” (для справки: такое прозвище закрепилось при жизни за Клайвом Льюисом). Удивительно, что описываемые в книге Янга событие обращения человека к Богу наглядно показывает, как семена веры в Господа у главного героя закладывались  именно в детском возрасте и, не без участия, влияния сказок Льюиса!

    О парадоксе из жизни любимейшего сказочника и Божьей благодати


    Думаю хорошо бы добавить остроты, рассказав об одном парадоксе: у Льюиса никогда не было своих детей! Он и женился то в буквальном смысле – под старость лет. Кроме этого есть свидетельства, что Клайву ни с какими  детьми вообще никогда не удавалось ладить… Не знаю, может быть, именно Божьей благодатью объясняется то, что дети находят сегодня так много любви в объятьях дедушки Льюиса, так задушевно и от сердца рассказавшего им всё о мире таинственной Нарнии!
    И действительно, сколько же нравственных идеалов и хороших жизненных ориентиров были заложены в детское сознание посредством его сказок. А сколько раз ожившие эпизоды Нарнии смогли зацементировать в характере ребенка отношение, не просто к добру и злу, а к вере и связи с Живым Богом, Хранящего верующих в Него от любого рода зла.
    Лично я не жалел времени, читая моему сыну перед сном об Аслане, и Люси, о добрых бобрах и хитрых колдуньях, о смелом мышонке и гномах. Сколько же чудесных мгновений подарило это время! Хорошо помню, как детские страхи моего сына заходить в темную комнату развеялись, когда я объяснил ему, что сильный Аслан-Иисус заходит с ним в любую темноту!
    Ну, и в заключении: подумайте о том, как сказка, способна вернуть взрослого в состояние, когда он, умалившись как дитё, может искренне доверять Христу. Поэтому нет ничего зазорного, в том, чтобы взрослый человек, удобно усевшись в кресло, мог с жадностью ребёнка прочитать все 7 книг этого светлого произведения «Хроники Нарнии» и открыть для себя мир немеркнущего Евангелия Христова.
    Добро пожаловать в мир Нарнии!
    Текст подготовил Евгений Панов.

  2. Titan0_00 Ответить

    “Однажды ты станешь таким взрослым, что снова начнешь читать сказки”.
    Клайв С. Льюис.

    Сказки – прелюбопытный жанр. Казалось бы, что проще: приключения и награда, королевичи и лягушки, принцессы и чудовища, четкая грань между добром и злом. Добро вознаграждается, зло наказывается. Со сказок начинают свое путешествие по литературным мирам почти все дети. Постепенно из них вырастают – как вырастают из детских валенок, из маленькой кровати, из дворовой песочницы – и постепенно уходят во “взрослую литературу”.
    Однако сказка сказке рознь. Не мне судить, как давно, но зародился жанр в жанре: сказка для взрослых. Вроде бы и палитра та же, и холст куплен в той же лавке – но из-под пера выходят другие картины. Не такие кристально ясные, как в детских сказках, а пугающие и завораживающие одновременно. И это нас-то, поколение людей, которое уже давно привыкло к расчленёнке в фильмах и в новостях…
    С первого взгляда – избитый сюжет: прекрасную принцессу похищает дракон, хочет ее скушать, отважный принц должен убить ящера и освободить пленницу, ну а далее “и жили они, поживали…” Но с первой главы все идет “наперекосяк”: принцесса совсем не прекрасна, дракон оказывается человеком (ну оборотнем) с моральными принципами, отважный принц не так уж отважен, а решения и выводы всей троицы в итоге оказываются ошибочными. Вот такой краткий сказ – если сказывать очень плоско и цинично. А если нет…
    …А если нет – то весь сюжет вращается вокруг Ритуала. Точнее, ритуалов, из сети которых люди и полулюди пытаются вырваться. Следование традициям, легендам, дворцовому этикету, действие с оглядкой на то, что о тебе подумают или скажут, как посмотрят на тебя твои предки. И выбор, который связывает по руками и ногам или наоборот – режет наотмашь, отрывая с мясом и кровью то, что приросло за долгие годы-столетия. Тут уже зависит от самого героя (или от прихоти автора).
    Странное дело. Всегда считала, что отдаю предпочтение реализму в литературе. Но предыдущей моей книгой был роман модного сейчас Д.Грина “Бумажные города”, где в целом основная идея чем-то похожа: вырваться из шаблонов, из неумолимого течения судьбы, которая заранее расписана. И вот ведь загадка: всю эту книгу я фыркала, отчасти даже презирала главную героиню, потому что не видела каких-то явных причин, отчего бы ей быть обиженной на судьбу. По моему мнению, у девочки было все, настоящего горя она не знала, поэтому выдумала себе все эти “проблемы”. Итак, повторюсь: всю эту книгу “о несказочных людях” я фыркала, потому что история не вызывала отклика, сочувствия. А эта вот сказка длиной в 200 стр. вызвала. Знакомство с героями происходило постепенно, не все их мотивы и чувства лежали сразу как на ладони, хотя к концу все карты были вскрыты и не нужно было так уж выискивать потайной смысл, как ищешь порой у арт-хаусных авторов.
    Но дьявол, как известно, кроется в мелочах. Так и здесь: общее настроение уловлено, а внимание к деталям и их восприятие у каждого читателя будет разное. Например, символика цветов: буйство красок к городах и дворцах, аскетичность и холодный покой драконьего замка, оттенки моря под стать ситуации и душевному состоянию героев, даже цвет луны, которая одной ночью была похожа на апельсин. Возможно, я придаю слишком много значения таким мелочам, но они очень уж гармонично вписываются в общее психологическое полотно, чтобы я сочла их случайными. А стихи? Коротенькие эпиграфы в начале каждой главы – каждый раз они были как маленький подарок, и это при том, что в целом я к стихам равнодушна. В детстве переболела Э.Асадовым и как-то успокоилась.
    Анализ героев производить не буду, потому что это чревато спойлерами, да и много слов (хороших, уместных слов!) уже было сказано до меня. Хочу только написать пару слов в защиту принцессы. Некоторые читатели винят ее в глупости, неразборчивости, и что вообще все беды тут только от нее (“баба не знает, чего хочет”). Но не будем забывать, как прошли детство и юность этой героини, у которой любой игрой было “В-ТО-ЧТО-Я-УХОЖУ-НАВСЕГДА”. Всю жизнь она чувствовала себя уродцем, выродком (кстати, как и Арман) – ну как было не поддаться соблазну, когда тот сам лег ей в руки? Это можно не принимать. но это можно понять, этому можно посочувствовать.
    В завершении хочу добавить, что с этим произведением я познакомилась в виде аудиокниги, начитанной профессиональными чтецами и с фоновым музыкальным сопровождением. Раньше я слушала только книги на ин.языках, на русском мне было скучно почему-то. Видно, нужно пересмотреть эту позицию, потому что начитка просто ШИКАРНАЯ. При прослушивании: где улыбка на лице появится, где мурашки по спине пойдут, а где с удивлением посмотришь в окно – неужели я и впрямь еду на автобусе, а не стою на песке, всматриваясь в прибой и слушая крики калидонов?
    Я – бабочка в душной сети Ритуалов.
    Свободнорождённый, свободным я не был
    Без тебя. Покажи мне, где небо.

  3. VideoAnswer Ответить

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *