Олигофрения в стадии дебильности что это такое?

1 ответ на вопрос “Олигофрения в стадии дебильности что это такое?”

  1. gloom94 Ответить

    Обращаем ваше внимание, что дебильность следует отличать от так называемой пограничной умственной отсталости, которая формируется в следствии внешних факторов и не имеет столь необратимых последствий.

    Имбецильность

    Средняя степень олигофрении, характеризующийся умеренной выраженностью интеллектуального недоразвития пациента, принятию называть имбецильностью. Олигофрения в степени имбецильности считается средним по тяжести расстройством психики и интеллекта, когда у пациентов наблюдается коэффициент интеллекта в районе 20-49 баллов.
    Больные этой степенью олигофрении также могут себя обслуживать, выполнять простейшие упражнения. Мышление носит примитивный характер, больные косноязычны, словарный запас состоит всего лишь из нескольких десятков слов. Больные, страдающие имбецильностью также характеризуются инертностью, внушаемостью, отсутствием инициативы и потерянностью в новой обстановке.
    При сохранении способности к самообслуживанию, люди, страдающие этой степенью олигофрении, часто оказываются не в состоянии выполнять даже самую примитивную производственную работу. Примечательно, что дети-имбецилы отличаются привязанностью к родным и близким людям, отмечается адекватная реакция больных на порицание или похвалу.
    3 степени олигофрении

    Глубокая форма умственной отсталости

    Последней среди степеней олигофрении по степени тяжести является идиотия. Эта патология выражает самый глубокий уровень умственной отсталости, больные этой группы обладают коэффициентом интеллекта, не превышающем 20 баллов. Разумеется, что мышление при таком глубоком уровне заболевания практически неразвито. Речь и мыслительные процессы практически отсутствуют. Пациенты плохо понимают и, следовательно, не воспринимают обращенную к ним речь. Страдающие идиотизмом больные не способны действовать осмысленно, они общаются с окружающими только проявлением эмоций, выражающих удовольствие или неудовольствие.
    Идиоты способны произносить лишь отдельные звуки или слова. Навыки самообслуживания полностью отсутствуют, больные целиком зависят от ухаживающих за ними людей.
    При тяжелой форме заболевания, у пациентов снижены почти все виды чувствительности, даже болевые. Отсутствует разница между съедобным и несъедобным, горячим и холодным, высоким и низким, сухим и влажным.
    Имбецильность и идиотия, в свою очередь, имеют по три степени развития, которые отличаются глубиной заболевания, причинами и сроками ее возникновения.
    Мы представили основные симптомы и отличительные черты трех степеней умственной отсталости при олигофрении, основой борьбы с которыми является профилактика. Первичная профилактика должна быть нацелена на охрану здоровья беременных и всестороннее диагностику плода, что может предупредить рождение больного ребенка. Задача вторичной – раннее выявление и своевременное и полноценное лечение и реабилитация больных олигофенией.

  2. офицер hejgo Ответить

    Олигофрения — заболевание центральной нервной системы, всегда органического характера (когда наблюдаются структурные изменения в головном мозге), сопровождающееся глубоким дефектом интеллектуального плана, эмоционально-волевой сферы, прочих аспектов личности. Заболевание давно и хорошо известно даже тем, кто далек от медицины, а конкретные стадии патологического процесса давно стали нарицательными, уничижительными терминами, указывающими на интеллектуальный дефицит.
    Согласно статистическим оценкам, заболевание встречается примерно у 1-3% от всего населения планеты, на протяжении многих десятилетий этот процент остается примерно на одном уровне, что говорит о стабильности дефекта в популяции людей как вида. Есть демографическая особенность: патология обнаруживается у мальчиков почти вдвое чаще, чем у девочек. Связано ли это с меньшей эффективностью адаптации, работы компенсаторных механизмов у мужчин — не известно.

    Подавляющее большинство пациентов находятся в стадии условной дебильности (хотя в данный момент три классические формы болезни уже выведены из классификации из-за уничижительного оттенка дефиниций), то есть живут с самой легкой формой отклонения. При этом диагностика не всегда проводится в принципе из-за хорошей адаптации в социуме и способности к труду, самообслуживанию. На деле процент больных может быть куда больше. Все очевидно в случае с более выраженными формами.
    Терапия возможна в исключительно малом количестве случаев. Потому олигофрению считают неизлечимой. Но это не значит, что на человеке ставят крест. Есть возможность социальной реабилитации, частичной компенсации симптомов, восстановлении минимального или достаточного понимания реальности. От момента начала терапии, исходной формы диагноза зависит перспектива лечения, прогнозы.

    Причины развития

    Нарушение определяется врачами как полиэтиологическое состояние. На деле это означает, что в развитии участвует целая группа факторов разного рода. Как показывает практика, также об этом свидетельствуют и профильные исследования: далеко не всегда нарушение формируется во внутриутробном периоде. Примерно в 35% случаев становление происходит в первые несколько месяцев жизни, уже после рождения.
    Соответственно, причины нужно подразделять на врожденные и приобретенные. К первым относятся такие провокаторы:
    Наследственный фактор
    При наличии болезни хотя бы у одного родственника по восходящей линии вероятность того, что расстройство проявится у будущих поколений выше в разы.
    Генетические, хромосомные заболевания
    От синдрома Дауна и синдрома Ретта до куда более редких отклонений.
    Влияние ионизирующего излучения на мать
    Повышенный радиационный фон в месте проживания не всегда однозначно заметен. Как правило, в таких местах интенсивность ионизирующего излучения проявляется распространенностью раковых заболеваний, уродств физического плана. Олигофрению тоже можно считать информативным показателем, при замерах в областях с повышенной рождаемостью умственно отсталых детей, почти всегда обнаруживаются скачки показателя. К таковым, например, относятся. Киев, Киевская область на Украине, Брянск, Свердловская, Ивановская области в России и т. д. Сказать со стопроцентной вероятностью, родится ли ребенок здоровым или психически неполноценным невозможно, речь о статистических данных, рисках, которые могут актуализироваться или нет.
    Курение, особенно длительное
    Опасен не только и не столько сам никотин. Куда более угрожающими выглядят соединения кадмия, мышьяка, свинца, метан, угарный газ. Этот «коктейль» из смертельно опасных соединений поступает к ребенку через плацентарный барьер. Продукты жизнедеятельности провоцируют нарушение развития центральной нервной системы уже с момент закладки волокон. Отказ от вредной привычки может стать хорошим подспорьем, но при склонности к срывам лучше решать вопрос с наркологом в частном порядке.
    Потребление спиртного
    Этанол влияет идентичным образом. Метаболиты спирта обладают выраженной токсической активностью в отношении центральной нервной системы. Страдает не только мать, но и плод. При длительном потреблении спиртного в высоких концентрациях вероятность рождения здорового ребенка не превышает 25-27%, в лучшем случае. Требуется избавление от пагубной зависимости. Также нужно учитывать тот факт, что организм женщины по причине медленного кровотока в печени и общей ферментативной недостаточности по сравнению с мужским организмом, недостаточно быстро расщепляет и выводит этанол, потому вероятность негативных последствий в разы выше.
    Недостаточное питание
    Алиментарный фактор встречается часто. Однако не всегда причина олигофрении в подобных случаях понятна однозначно. Речь идет о скудном питании в период беременности, недостаточном количестве витаминов всех групп. Встречается не только при сознательном отказе от определенной пищи, но и на фоне патологий, исключающих нормальное всасывание полезных веществ. В последнем случае страдать будет и сама мать, и это станет хорошо заметно по внешним признакам.
    Физические перегрузки
    Провоцируют выброс гормонов коры надпочечников, нейромедиаторов. При длительном существовании измененного фона не известно, как такое явление скажется на состоянии здоровья еще не родившегося человека. Вероятность олигофрении сравнительно невелика. Во всяком случае, не выше, чем риски становления прочих нарушений.
    Перенесенные инфекционные болезни
    Одна из основных причин умственного недоразвития. Особенно опасны такие инфекции, как корь, паротит, ветряная оспа (поражение штаммом герпеса третьего типа, так называемым вирусом Варицелла-Зостер), поражение вирусами герпеса (простого, генитального), папилломы человека. Что касается бактерий, то основными возбудителями становятся представители пиогенной флоры: стафилококки и стрептококки. Реже прочие. Возможно негативное влияние грибков. Как правило, все эти обитатели присутствуют в организме матери в том или ином количестве еще до наступления гестации. Решить вопрос с укреплением иммунитета, чтобы они не активизировались во время вынашивания, нужно еще на этапе планирования зачатия.

    Что касается приобретенных факторов. Причины развития олигофрении могут быть такими:
    Недоношенность. Олигофрения формируется у детей, родившихся существенно раньше срока. Почему так? Причина в невозможности автономной работы организма в условиях агрессивной внешней среды. Таких пациентов помещают в искусственную среду, но эффект таких мероприятий минимален. Центральная нервная система не успевает до конца развиться.
    Травма головы. В том числе родовая. Особенно в раннем возрасте, когда мозг недостаточно защищен. В некоторых случаях с подобной проблемой встречаются лица старшего возраста, независимо от прожитых лет. Гематома, кровоизлияние с отмиранием нервных тканей, в том числе инсульт, все эти состояния способны спровоцировать дефицит интеллектуальной активности, когнитивные, мнестические дисфункции. Вплоть до впадения в детство, полной деградации личности во всех сферах.
    Перенесенные инфекции. Уже после появления на свет. Последствия не столь катастрофические, но их развитие вполне возможно. Особенно, если имела место нейроинфекция: менингит, энцефалит.
    Педагогическая запущенность. Встречается у детей из неблагополучных семей. С родителями, потребляющими спиртное или наркотики. Вернуть страдающего в состояние нормы возможно только в первые несколько лет от начала расстройства. Затем есть возможность частичной коррекции, насколько полной — зависит от ситуации.

    О вопросе дифференцирования диагнозов «олигофрения», «деменция» и «умственная отсталость»

    Терминологическая путаница в понятиях «олигофрения», «деменция», «умственная отсталость» приводит к сложностям однозначного определения диагноза в некоторых случаях. Так, к примеру, на фоне рассеянного склероза развиваются проблемы с интеллектуальной деятельностью. Особенно на поздних стадиях. Считать ли подобный дефект олигофренией? Как правило, таковым его не считает никто из врачей, потому как имеет место иное происхождение, есть четкое происхождение проблемы. Речь идет о симптоме, синдроме в рамках конкретного диагноза. Что же касается олигофрении — она сама по себе является диагнозом.
    То же самое с деменцией: Альцгеймера, шизофренического типа, сенильной, паркинсонической и прочими. Отличие олигофрении и деменции проводится по: клинической картине (на фоне деменции нарастает и углубляется дефект), происхождению (патогенез олигофрении врожденный или приобретенный в ранние годы под влиянием общего недоразвития головного мозга).
    Вопрос сложный, нужна помощь врача и дифференциальная диагностика патологического процесса.

    Какие формы заболевания существуют: классификация

    Формы олигофрении традиционно подразделяют по степени тяжести на три типа:
    Олигофрения в степени дебильности. Сопровождается минимальным дефектом, пациенты мало, чем отличаются от здоровых, однако при интеллектуальной деятельности симптоматика почти всегда становится очевидной.
    Олигофрения в степени имбецильности. Средняя по выраженности. Больные способны к самообслуживанию, но отсутствуют базовые способности, присущие здоровому: чтение, письмо, грамотная речь, способность к абстрактному мышлению и прочие. Такие страдающие вполне могут обслуживать себя, но рабочая занятость представляется почти невозможной.
    Идиотия. Самая тяжелая степень олигофрении. Если легкая олигофрения накладывает отпечаток на личность, но не создает больших проблем в жизни, эта разновидность ставит крест на самостоятельной деятельности. Больной нуждается в постоянном уходе. При склонности к постепенному прогрессированию отклонения, подобная форма чаще встречается у взрослых: вполне возможно постепенное развития нарушения в течение ряда лет.
    Подобная классификация по степени тяжести не применяется в рамках кодирования по МКБ, поскольку наименования стадий считается оскорбительным. Согласно устоявшемуся методу подразделения, выделяют 4 формы патологического процесса:
    Легкая.
    Средняя.
    Тяжелая.
    Крайне тяжелая.
    Отличия в коэффициенте интеллекта. От 70 при легкой форме до менее чем 20 на фоне глубокого дефекта. Стадии оцениваются в ходе первичной диагностики, хотя есть некоторые проблемы с таковой, особенно в ранние годы.

    Есть и более пространные классификации. Они учитывают патогенетические особенности расстройства. С учетом превалирующего механизма развития и клинической картины, выделяют такие формы олигофрении по Певзнер:
    Неосложненная.
    С нарушением процессов торможения и возбуждения нервной системы.
    С поведенческими отклонениями.
    С недоразвитием лобных долей.
    Несмотря на относительную старость метода классификации, он все еще активно применяется в практике.
    Более подробно разработан вопрос о происхождении болезни в классификации по Сухаревой:
    Эндогенный тип. Связан с недоразвитием по органическим причинам. Сюда относят синдром Дауна, микроцефалию, всевозможные заболевания биохимического плана, например, фенилпировиноградная олигофрения с повышением концентрации кетонов в крови и их деструктивным влиянием на головной мозг.
    Ранний тип, при котором организм ребенка подвергается негативному воздействию при рождении или в ранний период жизни. Асфиксия, травма во время родов и прочие варианты.
    Внутриутробная форма. Соответственно, встречается при поражении эмбриона или плода во время нахождения в утробе. В основном имеет токсическое или инфекционное происхождение.
    Есть и другие уточняющие способы подразделения патологического процесса.

    Симптоматика, клиническая картина

    Клиническая картина зависит от глубины дефекта. Общие для всех видов нарушения также присутствуют. В общем смысле, их можно охарактеризовать как интеллектуальные, волевые, мнестические и поведенческие отклонения. На примере достаточно зрелого пациента, в подростковые или взрослые годы можно назвать такие симптомы олигофрении:
    Проблемы с абстрактным мышлением
    Пациент не может делать логические выводы, устанавливать связи между понятиями, явлениями, не способен проводить аналогии, понимать метафоры, мышление конкретное, уплощенное, скудное в плане широты. Внешние признаки — это скудность интересов, неспособность к обобщениям, выстраиванию причинно-следственных связей. Нарушение хорошо видно при проведении специальных тестов.
    Ступор
    Возможно резкое прекращение мыслительной активности, пусть и недостаточной для решения конкретной задачи или ответа на вопрос. Через несколько секунд все возвращается в норму. Но вернуться к последней мыслительной операции страдающий уже не может, что типично для умственной отсталости.
    Нарушения памяти
    Как правило, страдающие хорошо запоминают простые однозначные факты: цифры, имена. Но не способны усвоить большой или даже незначительный объем информации по контексту, чтобы потом пересказать суть пусть и своими словами, но без искажения смысла. На фоне дебильности такая проблема замечается в меньшей степени.
    Проблемы с переключением внимания, его концентрацией
    Возникают отклонения адекватной концентрации, сосредоточения на конкретной задаче. Это приводит к низкой продуктивности и без того слабого мышления. У пациентов с невыраженными формами олигофрении симптом заметен не так сильно.
    Скудность речи
    Малый словарный запас, скудный лексический строй, невозможность нешаблонного построения высказываний. Склонность к повторению одного и того же, зацикленность на мыслях, застревание. Все эти типичные черты нарушения.
    Бедность эмоций
    Пациент не способен адекватно выразить свои эмоции, потому как спектр переживаний в один и тот же момент не столь широк, как у здоровых. В запущенных случаях аффект еще беднее. Ограничивается парой стереотипных реакций на внешние раздражители.
    Отсутствие целеполагания, недостаточность волевой сферы
    Волевые усилия возможны спонтанно, после всплеска эмоции. Рациональная составляющая мышления ослаблена или полностью отсутствует. Инициатива невозможна, потому больные инертны. Легко попадают под чужое влияния. Имеют сниженную критику к услышанному, увиденному, легко поддаются на провокации, пропагандистские лозунги. При сохранной дееспособности становятся жертвами мошенников.

    Склонность к социальной изоляции
    По причине особенностей психики, быстро нарастает аутизация, уход в себя, общее отсутствие интересов и воли к жизни. Не всегда человека можно «вытащить» из этого инертного, безвольного и апатичного состояния. На фоне легких степеней расстройства проблема более актуальна, потому как в силу сохранности интеллекта по большей части, страдающий вполне осознает собственные проблемы, неполноценность ума. Возникают мысли о собственной ущербности, бесполезности. Это может толкнуть больного на суицид. Подобных случаев в практике психиатров известно немало. При более глубоком дефекте экзистенциальные вопросы и рефлексия не характерны.
    Неуместные эмоциональные реакции
    В результате отсутствия эмпатии, понимания эмоций других и практически полного отсутствия навыков коммуникации.
    Общие проблемы с обучаемостью
    Пациентов трудно научить читать, писать, выполнять базовые арифметические действия. В самых легких случаях процесс обучения более долгий, чем у здоровых людей. В запущенных — научить чему-либо невозможно в принципе.
    Названные проявления встречаются при всех формах, так или иначе.
    Первичным дефектом при олигофрении является интеллектуальный дефицит, прочие явления наслаиваются на основное отклонение. Стадии определяют глубину нарушения. Так, если при дебильности речь скудная, но правильная и понятная, то при идиотии способность говорить отсутствует вообще. В лучшем случае мычание, нечленораздельные звуки.
    У детей выставить диагноз намного труднее. Потому как нет объективных признаков, которые указали бы на проблему. Подозрения у врачей могут возникнуть примерно к 3-4 месяцам жизни ребенка. Он не склонен к эмоциональным контактам, не реагирует на обращенную речь, мало улыбается, раздражителен. Плохо узнает предметы, вроде ложки. Не хочет играть. Все это является выражением эмоциональной и интеллектуальной недостаточности в первые же месяцы жизни. Дефект сохраняется, постепенно может усугубляться, приводя к состоянию беспомощности. Но не во всех случаях, зависит от конкретной ситуации.

    Диагностика отклонения

    Диагностика сложностей не представляет. Задача по выявлению патологии ложится на плечи психиатра. Также в дальнейшем может потребоваться участие невролога, дефектолога, логопеда. В первую очередь нужно установить, не является ли дефект следствием органических дефектов: воспалительного процесса, опухоли, кисты.
    Показаны:
    МРТ головного мозга;
    электроэнцефалография;
    допплерография сосудов головного мозга.
    Если данных за структурные изменения подобного рода нет, проводят базовое психопатологическое исследование:
    Устный опрос, с целью установить круг интересов, общую эрудированность, способность логически мыслить, делать выводы, выстраивать нить повествования, грамотно вести диалог. У детей такая методика невозможна, потому практикуется наблюдение за поведенческими реакциями на стимулы (улыбка, прикосновение и прочие).
    Тесты. Специальные исследования в рамках опросников и тестов для определения интеллектуального коэффициента. В некоторых случаях дает ложную информацию, тем более такой старый метод, как исследований IQ по Айзенку. Требуется применение группы методик. Тесты по Вандерлику, Равену.
    Оценка способностей читать, писать, считать. Пересказывать и анализировать текст, образно мыслить, понимать метафоры.
    Проверка памяти на основе визуального материала: специальных карточек. Также есть возможность параллельно проверить способности к вербализации увиденного, связному рассказу. Предлагается на основе карточек с визуальным описанием некоторых ситуаций составить историю, затем рассказать ее связно и понятно.
    По понятным причинам, у больного будут нарушены практически все критерии здоровой психики: от поведения до памяти, способности к обобщению. Осложненная олигофрения, тяжелые и запущенные формы таковой ставят крест на возможности установить контакт. Однако проблем с постановкой диагноза нет.

    Методы лечения


    Возможно ли полное восстановление?
    Полное восстановление обычно невозможно. Не считая форм, сопряженных с образованием избытка кетонов. Ключевая задача лечения — адаптация пациента в социуме. Насколько это возможно.
    К какому врачу обратиться?
    Над восстановлением пациента работает целая группа специалистов. Невролог, психиатр, педиатр, дефектолог, логопед. Препараты применяются в качестве вспомогательной меры.
    Назначаются ноотропные средства для ускорения обмена веществ в головном мозге, цереброваскулярные. Чтобы восстановить кровоток, витаминно-минеральные комплексы. По необходимости также транквилизаторы (встречаются случаи повышенной агрессивности), нейролептики краткими курсами.
    В остальном же лечение олигофрении предполагает помощь в понимании эмоций людей, выражении своих мыслей насколько это возможно. Проводится индивидуальная работа с психотерапевтом, групповые занятия.
    Большая роль отводится работе с родителями и ближайшими родственниками. Нужно обеспечить нормальный микроклимат дома для улучшения прогнозов. При неадекватной реакции на пациента, ребенок, подросток или взрослый замкнутся еще больше.
    Хорошим подспорьем в деле терапии выступают современные методы, направленные на выражение эмоционального состояния, снятие стресса. Сюда относит пет-терапию (общение с животными: лошадьми, собаками, кошками), арт-терапию (художественное самовыражение, обычно речь идет об изобразительных методах, рисовании).

    Прогнозы

    При дебильности или легком дефекте есть возможность полноценно жить в обществе. Работать, учиться. Некоторые ограничения есть, но они практически не отражаются на повседневной жизни.
    Имбецильность предполагает существенное ограничение повседневной активности. Трудовая деятельность практически неосуществима. Разве что рутинные повторяющиеся действия, не требующие осмысления и глубокого понимания. Человек с таким диагнозом считается инвалидом.
    Идиотия исключает какую-либо деятельность вообще. Жизнь проходит в форме вегетативного существования с незначительными отклонениями от такового. Речи нет, мышления как такового тоже. Реакции стереотипные. Пациенты похожи на младенцев своим поведением. Идиотия не поддается коррекции в принципе, требуется постоянный уход, иначе шансов выжить у такого страдающего нет.
    Читайте также: Псевдодеменция

  3. ALEK49 Ответить

    Консультация невролога
    Неврология /
    Консультации в неврологии
    от 500 р.
    927 адресов
    Электроэнцефалография (ЭЭГ)
    Неврология /
    Диагностика в неврологии /
    ЭФИ нервно-мышечной системы
    от 650 р.
    487 адресов
    Консультация психолога
    Психиатрия /
    Консультации в психиатрии /
    Специалисты-психологи
    от 610 р.
    325 адресов
    МРТ головного мозга
    Неврология /
    Диагностика в неврологии /
    МРТ в неврологии
    от 2000 р.
    325 адресов
    Консультация психиатра
    Психиатрия /
    Консультации в психиатрии /
    Специалисты-психиатры
    от 580 р.
    270 адресов
    Консультация психолога семейная
    Психиатрия /
    Консультации в психиатрии /
    Специалисты-психологи
    от 1500 р.
    94 адреса
    Консультация детского психиатра
    Психиатрия /
    Консультации в психиатрии /
    Специалисты-психиатры
    от 1000 р.
    75 адресов
    Консультация подросткового психолога
    Психиатрия /
    Консультации в психиатрии /
    Специалисты-психологи
    от 1200 р.
    61 адрес
    Консультация логопеда
    Логопедия /
    Консультации в логопедии и дефектологии
    от 500 р.
    435 адресов
    Консультация детского невролога
    Педиатрия /
    Детская неврология /
    Консультации в детской неврологии
    от 700 р.
    399 адресов
    показать еще
    Назад123Вперед

  4. Freebone Ответить

    С трудом может играть в команде.
    Не понимает как играть в сюжетно-ролевые игры, реальные ситуации с легкостью проецируемые нормальными детьми в игровые (типа игры в «магазин», например) вызывают у таких детишек серьезные затруднения, их воображение не развито на должном уровне. Они часто совершают только однообразные действия.
    Таких детей труднее организовать для обучения. Они легко отвлекаются, кажутся более рассеянными и несобранными.
    Творческие способности обычно на очень низком уровне. Там, где нужно проявить самостоятельность в мышлении или в придумывании чего-то нового они испытывают серьезные затруднения.
    Словесные инструкции им трудны для точного запоминания. Их объем памяти ограничен. Произвольное внимание крайне неустойчивое и быстро истощается.

    Коррекция и оказание помощи

    В основном лечение симптоматическое:
    психотропные и ноотропные препараты;
    общеукрепляющие;
    противосудорожные и дегидратационные;
    метаболические.
    Быстро устающим и вялым пациентам назначают стимулирующие психику препараты, которые делают их более активными и деятельными. Особо возбудимым прописывают нейролептики и антипсихотики , немного гася и «притормаживая» их психические реакции.
    С больными занимаются логопеды, психологи, педагоги. В детском возрасте такое лечение особенно необходимо. Оно помогает лучше усваивать знания, приобретать навыки, развивает самостоятельность, учит ориентироваться в мире и социализироваться.
    Главная задача медицины направлена на то, чтобы помочь пациенту адаптироваться в обществе, научиться жить самостоятельно, осваивать простые специальности. Центры реабилитации и социальной адаптации учат жизни в социуме.
    Успех адаптации зависит от правильно организованных условий учёбы, работы, налаженного быта. Не надо требовать от детей невозможного: они должны учиться в специализированных школах, соответствующих уровню их развития, работать в областях, где не требуется внимание, инициатива, творческий подход. Правильная адаптация может дать больному всё: работу, семью, друзей и достойный уровень жизни.

    Причины

    На интеллектуальное развитие влияет наследственность, а также место проживания. Чаще всего не получается достоверно выяснить причины развития заболевания. Тем не менее, выявлено несколько негативно влияющих факторов, которые могут повлиять на умственное развитие детей.
    Самыми распространенными из таковых являются:
    злоупотребление алкогольной продукцией в период беременности;
    употребление специфичных лекарственных препаратов;
    неправильное питание либо его нехватка в период беременности;
    нарушение функции эндокринных желез;
    лучевое облучение;
    вирусные инфекционные заболевания, которыми болела мать в период беременности;
    генетические отклонения или наследственность;
    рождение раньше срока;
    травма ЦНС ребенка во время рождения;
    детская гипоксия в процессе родов;
    заболевание младенца тяжелой инфекционной болезнью.
    Стоит уточнить, что не все, кто был подвержен описанным факторам, обречены на проявление умственной отсталости. Кроме того, более существенное значение имеет время воздействия фактора, а не его природа.

    Терапевтическое воздействие

    Люди с данным психическим нарушением, ставятся на пожизненный учет в психоневрологическом диспансере. В той ситуации, когда возникновение болезни связанно с эндокринопатией, имеется необходимость привлечения к процессу лечения специалиста из области эндокринологии. Очень важно, своевременно установить причину возникновения болезни и направить все силы на её устранение. При наличии врожденного сифилиса либо токсоплазмоза, пациенту назначается этиотропная терапия. В случае с эндокринопатией используются гормональные препараты, с целью нормализации гормонального фона. При диагнозе ферментопатия, больной должен соблюдать строгую диету.

  5. wish01 Ответить


    Дебильность — это легкая степень умственной отсталости (легкое психическое недоразвитие).
    В международной классификации болезней данное заболевание кодируется как F70.
    Для оценки прогноза заболевания, тяжести психического расстройства, наиболее значимы поведенческие нарушения.

    Статистика

    Сама по себе олигофрения широко распространена, она встречается у 1-3% населения. Легкая степень олигофрении, то есть дебильность, является наиболее распространенной и встречается приблизительно у 3/4 лиц.
    Некоторые исследователи считают такую статистику заниженной, например, H. Harbauer, он утверждает что сама по себе легкая умственная отсталость встречается у 3-4% населения.
    Среди мужчин патология встречается в 1,5-2 раза чаще, чем среди женщин.

    Причины

    Причины дебильности, как и остальных олигофрений, подразделяют на экзогенные и эндогенно-наследственные:
    эндогенно-наследственные факторы — всевозможные генные и хромосомные мутации;
    экзогенные — факторы, не связанные с наследственным аппаратом ребенка, они могу воздействовать как во время беременности, так и во время родов, в первые несколько лет после рождения.
    Большинство случаев олигофрении обусловлено поражением головного мозга во внутриутробном периоде.
    Значимые экзогенные факторы:
    внутриутробные инфекции — цитомегаловирусная инфекция, грипп, краснуха, сифилис, инфекционный гепатит;
    употребление матерью алкоголя или психоактивных веществ;
    кислородное голодание во внутриутробном периоде (гипоксия);
    употребление матерью во время беременности лекарственных препаратов — антибиотиков, нейролептиков, сульфаниламидов;
    тяжелые родовые травмы.
    Наиболее важные факторы, воздействующих после рождения ребенка — черепно-мозговые травмы, нейроинфекции, заболевания, протекающие с тяжелым обезвоживанием, интоксикацией, эндокринные патологии, которые с ранних лет могут способствовать формированию врожденного слабоумия, например, кретинизм.
    К экзогенным факторам относят также воздействие социальных факторов. Бедность, хронические соматические заболевания, педагогическая запущенность, недостаточное медицинское обслуживание могут способствовать тому, что легкая степень умственной отсталости будет передаваться из поколения в поколение.

    Классификация

    Формы умственной отсталости:
    атоническая — данную форму отличает неспособность к мотивированным поступкам;
    астеническая — пациенты склонны быстро уставать, истощаться (более подробно про другие проявления астении вы можете прочитать здесь);
    стеническая — свойственно добродушие, активность, деятельность;
    дисфорическая — отличает чрезмерная раздражительность, патологически сниженное настроение, выраженная неприязнь к окружающим.
    В зависимости от темпа психического развития, симптомов психического отставания выделяют следующие степени дебильности:
    легкая (коэффициент интеллекта в пределах 65-69);
    умеренная степень дебильности (IQ 60-64);
    глубокая дебильность (IQ в диапазоне 50-59).
    Чем тяжелее степень легкой умственной отсталости, тем ниже будет коэффициент интеллекта, и более выраженной будет конкретность мышления. Легкая дебильность практически неотличима от нижней границы нормального интеллекта.

    Клиника

    Диагноз дебильность выставляется психиатром на основании характерной симптоматики, а также коэффициента интеллекта (IQ) в диапазоне 50-69. По своему развитию взрослые пациенты с дебильностью соответствуют нормальному ребенку 9-12 лет.
    Источник: http://psi-doctor.ru/slaboumie/debilnost.html

    Дебильность


    Дебильность — это органическое поражение мозга, являющееся самой слабой степенью умственной отсталости — олигофрении, которое обусловлено задержкой развития.
    При легкой дебильности больной существенно ничем не отличается от других людей. Разумное руководство больными позволяет им овладеть несложной специальностью.
    Они способны жить самостоятельно, однако зачастую нуждаются в поддержке других людей.

    Дебильность причины

    Наследственным факторам отводят первопричину возникновения дебильности (ферментопатия, микроцефалия, эндокринопатия), а также негативную роль играют неблагоприятные влияния на внутриутробное развитие плода.
    Дебильность и ее причины — это инфекционные заболевания (краснуха, корь, сифилис, токсоплазмоз, цитомегалия), перенесенные беременной или возникновение резус-конфликта, гипоксии плода, фетоплацентарной недостаточности.
    Олигофрения в степени дебильности может возникнуть после токсического воздействия на плод или употребления будущей мамой алкоголя, наркотических веществ, табака, отдельных медикаментов.
    Болезнь способна появиться в результате родовой травмы, врожденной гидроцефалии, асфиксии новорожденного, после перенесенного инфекционного поражения ЦНС (гнойного менингита, энцефалита, менингоэнцефалита), а также черепно-мозговых травм.

    Дебильность симптомы

    При дебильности проявляются следующие симптомы: сохранность эмоционально-волевой сферы и механической памяти, невозможность длительного привлечения внимания больного. Произвольное запоминание отмечается медлительностью и непрочностью.
    У больных превалирует конкретно-описательное мышление, однако отсутствует способность к абстрагированию. Страдающие на дебильность тяжело обучаемые, испытывают трудности при освоении правописания, у них отсутствует восприятие логических связей между предметами, понятия времени, а также пространства.
    Часто среди больных отмечаются нарушения речи: грамматического строя речи, искажение звуков, бедность словарного запаса. Они не способны пересказать услышанное, прочитанное.

  6. vhfp Ответить

    Олигофрения в легкой степени дебильности характеризуется следующими клиническими проявлениями:
    неполноценное восприятие картины мира, рассеянность внимания, плохая память и низкая способность логического мышления;
    неполноценное развитие нравственных и интеллектуальных эмоций, неадекватный ответ на события, происходящие вокруг, недостаточное проявление инициативы;
    отсутствие целенаправленности действий;
    серьезная задержка психологического развития и плохой коэффициент интеллекта.
    Олигофрен в стадии дебильности с детства проявляет некоторое отставание в развитии, позже других детей начинает говорить, ходить. Фразовый речевой поток формируется лишь к трем — четырем годам, часто сопровождаясь отклонениями артикуляции.
    Некоторые больные поступают на обучение в обыкновенную школу, поэтому не в состоянии осмысливать даже несложный учебный материал. Но одновременно хорошая механическая память, усидчивость ребенка, а также настойчивость педагогов дают возможность для некоторых больных с успехом усвоить программу обучения в начальной школе, но уже с обучением в средней школе они справиться не в состоянии. В связи с этим, многие остаются на второй год обучения, поэтому специалисты рекомендуют отдавать таких детей в специализированные учебные заведения.
    Больные олигофренией способны овладевать каким-либо видом труда, обычно это неквалифицированная трудовая деятельность, так как работа выполняется механически в соответствии с инстинктом подражания. Круг интересов больных очень узкий. Они в основном сосредотачиваются на удовлетворении своих физиологических потребностей и потребностей в развлечении, они не интересуются жизнью коллектива и тем более не придают значения отвлеченным событиям и вопросам.
    Даже при развитии навыка чтения на удовлетворительном уровне олигофрены практически не уделяют внимания чтению книг, отдают предпочтение посещению кино или просмотру телевизора. Выбор программ или фильмов совершенно случайный. Обычно это приключения или детские фильмы.
    Люди, страдающие олигофренией в стадии дебильности, сохраняют способность обобщения полученного опыта, они способны проводить несложные умозаключения и делать практические выводы из них. В определенных жизненных ситуациях, основываясь на полученном опыте, больные могут проявлять активность и целенаправленность своих действий. Для дебильности характерно преобладание конкретно-образного мышления.
    Дебильность в зависимости от глубины поражения психики человека принято классифицировать на глубокую, среднюю или умеренную и легкую степень развития.

    Процесс лечения патологии

    Специализированного лечения для олигофрении разработано не было, так как патология не поддается никакой терапии, если только она не соотносится с нарушением обменных процессов в организме. Основное правило, которое может облегчить протекание заболевания — это патронаж физического и психического характера.
    В первую очередь его должны реализовывать родители. Но помимо опеки родителей в любом государстве имеются специальные заведения для детей с психическими отклонениями, в которые производится максимально возможная адаптация больного ребенка к жизни в современном обществе. Как правило, организуются занятия в соответствии с возрастной группой ребенка, после чего дети продолжают учебный процесс в специальных школах.
    При любой стадии развития олигофрении в форме дебильности ребенку назначается прием лекарственных средств, корректирующих метаболические процессы, а также терапия витаминами, аминокислотами и медикаментами, улучшающими кровоток в мозге и стабилизирующими внутричерепное давление.

    Профилактика развития патологии

    Любые профилактические мероприятия, предназначенные для профилактики прогрессирования олигофрении, классифицируются на первичные и вторичные средства. К первичным способам относятся: диагностика отклонений развития ЦНС плода, что дает возможность предотвратить рождение ребенка с умственными патологиями, реализация мер по охране здоровья будущих матерей и предотвращение развития у них инфекций и травмирования ребенка в процессе родов.
    Вторичные профилактические мероприятия предполагают проведение диагностирования слабоумия и полноценного лечения, а также реабилитации пациентов с олигофренией. Установление диагноза и последующее лечение — это вопрос медицины, а вот реабилитация пациентов — это полноценный комплекс профилактических мер, реализация большинства из которых предполагает наличие социального обеспечения и материальной поддержки со стороны государства.

    Прогнозы патологии

    Прогнозы развития заболевания полностью зависят от степени умственной отсталости и от формы протекания. Для большинства олигофренов в степени дебильности остается возможной социальная адаптация, но при более запущенных стадиях олигофрении прогноз остается неудовлетворительным

  7. Nagget8 Ответить

    Содержание
    Клинические признаки и особенности олигофрении в стадии дебильности
    Лечение олигофрении
    Прогноз на будущее
    Олигофрения означает слабоумие. Оно выражается в том, что психика и интеллект остаются недоразвитыми. Во многих случаях эта проблема сопровождается физическими пороками. Олигофрения может проявляться в разной степени. Самая легкая степень — дебильность. Люди с диагнозом олигофрения в степени дебильности способны к обучению. Как правило, им удается закончить вспомогательную школу и наладить самостоятельную жизнь.
    Дебильность принято классифицировать на глубокую, умеренную и легкую степень. Разграничение степени проявления дебильности особенно актуально, когда больной в подростковом возрасте заканчивает школу. Олигофрения в легкой степени дебильности дает возможность приобрести рабочую профессию, значит, есть необходимость продолжить обучение в профессиональном училище или техникуме. В более тяжелых случаях может быть доступен только неквалифицированный труд.

    Клинические признаки и особенности олигофрении в стадии дебильности

    Дебильность характеризуется общим недоразвитием психики. Особенно страдают познавательные способности. Коэффициент интеллекта (IQ) у таких людей от 50 до 70. Они могут нормально разговаривать, хотя часто бывают косноязычны. Математические действия для них понятны те, которые имеют отношение к жизни, например, сосчитать деньги.
    Общие клинические проявления дебильности
    Неполное восприятие картины мира,
    Рассеянное внимание,
    Плохая память,
    Низкая способность к логическому мышлению,
    Неадекватный ответ на события,
    Недостаточность эмоций,
    Низкий интеллектуальный коэффициент,
    При легкой степени дебильности зачастую в младенческом и дошкольном возрасте отклонения в психическом развитии не дают о себе знать. Ребенок ничем не отличается от других детей, примерно также развивается, как все. При поступлении в школу, когда уже требуется напряжение интеллекта, применение абстрактного мышления, волевых качеств, психические недостатки проявляются ярче. Особенно это заметно при проблемах в усвоении школьной программы.
    Олигофрены в стадии дебильности могут проявлять признаки отставания в развитии, они позже начинают ходить, разговаривать. Говорить целыми фразами такой ребенок может только к трем-четырем годам. Серьезные проблемы возникают, когда ребенок идет в общеобразовательную школу. При дебильности он не в состоянии осмысливать учебный процесс. Однако в некоторых случаях начальную школу такие дети заканчивают успешно, но в средних классах они не справляются с программой. В результате этого могут быть конфликты с педагогами, проблемы с поведением. Специалисты рекомендуют детей с такой патологией отдавать в специальную школу.
    Проявления в дошкольном возрасте:
    Недостаточная эмоциональность,
    Отставание развития речи,
    Слабый интерес к окружающему миру,
    Неспособность к построению отношений со сверстниками.
    Проявления в подростковом возрасте:
    Незрелость личности,
    Неспособность к самостоятельному принятию решений,
    Импульсивность поступков.
    Среди больных олигофренией в стадии дебильности различают различные типы поведения:
    Эретичный (возбудимый),
    Вялый,
    Мстительный,
    Злобно-упрямый,
    Торпидный (заторможенный).

    Лечение олигофрении

    Данная патология не поддается лечению. Как правило, больной должен находиться под контролем психиатра. При необходимости ему назначаются средства, улучшающие когнитивные процессы, успокоительные или тонизирующие препараты в зависимости от проявлений. Однако серьезных улучшений в состоянии психики и интеллекта не происходит.

    Прогноз на будущее

    Больные легкой степени могут овладеть профессией. Люди с олигофренией в степени умеренной дебильности, как правило, способны лишь механически выполнять некоторые действия, поэтому им доступен самый неквалифицированный труд. Круг интересов у них очень узок, в основном это удовлетворение физиологических потребностей и развлечения. Самое популярное развлечение — телевизор. Такие люди могут обобщать полученный ими опыт и делать из него некоторые практические выводы.
    Глубокая стадия дебильности олигофрении означает, что больному нужен будет постоянный контроль и поддержка не только психиатра, но и близкого человека, так как самостоятельно решать серьезные вопросы он не сможет.

  8. Yenjko_iv Ответить

    Одна и та же причина может вызвать у людей различную степень олигофрении. В настоящее время по МКБ-10 отмечают 4 степени олигофрении.
    Глубокая – идиотия. IQ < 20 Тяжёлая - имбецильность, тяжёлая умственная. IQ 20—34. Умеренная - имбецильность. IQ 35—49. Лёгкая - дебильность. IQ 50—69.

    Формы олигофрении Выделяют формы олигофрении по признаку этиологии.
    Первая группа олигофрений, вызывается наследственными факторами, и включает истинную микроцефалию, синдром Крузона, синдром Апера, синдром Рада, фенилкетонурия, гаргоилизм, галактоземия, синдром Марфана, синдром Шерешевского – Тернера, болезнь Барде -Бидля, Лоуренса – Муна, болезнь Дауна, синдром Клайнфелтера.
    Вторая группа олигофрений, вызывается внутриутробным поражением плода, вирусными инфекциями (краснуха беременных), врожденным сифилисом, токсоплазмозом, листериозом, а также токсическими факторами и гормональными нарушениями.
    Третья группа олигофрений, вызывается факторами в период развития плода (конфликт по резус-фактору), послеродового периода (асфиксия плода, родовая травма), а также первых 3 лет жизни (перенесенные инфекции, черепно-мозговые травмы, недоразвитие систем головного мозга, врожденная гидроцефалия).
    К отдельным формам олигофрении относятся истинная (первичная), а также ложная (вторичная).

    Олигофрения у детей

    Соматически дети относятся к практически здоровым, однако для олигофрении характерно стойкое недоразвитие психики.
    Олигофрения у детей проявляется в познавательной, в эмоционально-волевой сфере, а также глубоком своеобразии. Детская олигофрения позволяет больным развиваться, однако существенно атипично, замедленно, зачастую с резкими отклонениями.
    Олигофрения у детей после формирования речи встречается редко, однако её одной из разновидностей выступает деменция – слабоумие. При деменции, интеллектуальный дефект у детей необратим, поскольку идет прогрессирование заболевания, приводящее к распаду психики.
    Исключения представляют те случаи, при которых у ребёнка имеется умственная отсталость, протекающая с психическим заболеванием (шизофренией, эпилепсией), усугубляющим основной дефект. Прогноз развития таких детей зачастую неблагоприятный.
    Отечественная дефектология, олигофренов разделяет на такие группы: дебилы, имбецилы, идиоты.
    Олигофрения в стадии дебильности характеризуется легкой степенью умственной отсталости. Эти дети представляют основной контингент для спецсадов и спецшкол для умственно отсталых учащихся.
    Олигофрения в стадии имбецильности и идиотии проявляется в средней или глубоко выраженной отсталости. Такие дети живут в семьях или в интернатных учреждениях соцзащиты, где пребывают пожизненно. Малыши-олигофрены с поражениями головного мозга растут нервными, ослабленными, раздражительными. Большинство из них страдают от энурезов. Для них свойственна инертность нервных процессов, а также нежелание общаться с окружающим миром. Зачастую потребность общения у ребёнка дошкольника и не возникает вовсе, поэтому дети не способны общаться с ровесниками.

    Признаки олигофрении у детей

    Детская олигофрения проявляется в неумении действовать по образцу, по словесной инструкции, по подражанию, поскольку спонтанность усвоения общественного опыта резко снижена. Наличие ситуативного понимания речи наблюдается до поступления в школу. Больному ребенку требуется больше вариативных повторений, чем обычным детям.
    Признаки олигофрении у детей отмечаются в недоразвитии видов деятельности – игры, конструирования, рисования, элементарного бытового труда. Детская олигофрения проявляется в недостаточном интересе ко всему окружающему. Малыши до года не тянутся к игрушкам, не стремятся ими манипулировать. Только достигая возраста 3-х – 4-х лет, умственно отсталые детишки проявляют интерес к игрушкам.
    Дети-олигофрены, не посещающие специальные учреждения и не имеющие контактов со специалистами-дефектологами, имеют до конца дошкольного периода графическую деятельность на уровне кратковременного, бесцельного, хаотического чиркания.
    Характеристика олигофрении у детей включает отставания в сенсорном развитии, отставания в произвольном внимании –  невозможности длительно концентрировать внимание, а также одновременно осуществлять разные виды деятельности. Действия детей являются хаотическими, а восприятие характеризуется недифференцированностью, а также узостью. Все умственно отсталые дети, имеющие речевые отклонения, поддаются коррекции. Речевой слух развивается у детей с отклонениями и опозданиями. По этой причине отсутствует или очень поздно появляется лепет.
    Признаки олигофрении у детей проявляются в задержке становления речи, а у некоторых детей отсутствует речь и к 5-ти годам. Огромные трудности вызывают решения задач, от которых требуется наглядно-образное мышление. Память таких детей отмечается малым объёмом, малой точностью и прочностью запоминаемого словесного, а также наглядного материала.
    У детей-олигофренов превалирует непроизвольное запоминание, для которого характерно запоминание чего-то необычного, яркого, привлекающего, а произвольное запоминание сформируется у детей в конце дошкольного или в начале школьного периода.
    Признаки олигофрении у детей проявляются в слабости развития волевых процессов, в безынициативности, несамостоятельности, импульсивности, в трудностях противостоять воле другого человека. Для таких детей свойственна недостаточная дифференцированность, ограниченность диапазона переживаний, эмоциональная незрелость, нестабильность чувств, крайний характер проявлений огорчения, радости, веселья.

    Лечение олигофрении у детей

    Разделение детей по степени отсталости и определение их в интернаты, специальные школы зачастую не имеет положительного результата. При условии если ребёнок живет дома, то домашняя атмосфера способствует к освоению разных навыков, поскольку он пытается играть со сверстниками, общаться, учиться. Помощь родных помогает малышам в развитии, а также адаптации в обществе. Как показывает практика, даже очень тяжёлые дети после правильного обучения, желают общения и активности. Больные дети с интересом следят за детьми, а также за взрослыми и со временем начинают интересоваться игрушками. Через доступные игры идет взаимодействие с педагогом, далее следует обучение навыкам (пить из чашки, есть ложкой, одеваться). Особенности межличностных взаимоотношений состоят в том, что ребенок пребывает в зависимости от коммуникативной помощи, а также поддержки. Ребенок испытывает трудности в осознании того, что его вокруг окружает, а люди часто затрудняются понять его. Поскольку он выступает слабым партнёром по общению, то вероятно отдаление от любого контакта, или проявление коммуникативного негативизма – аутоагрессии, возникновения страха, беспокойства, агрессии.
    Лечение олигофрении у детей включает следующие педагогические моменты: принятие олигофрена на равных условиях, как собеседника; создание доверительного общения, соблюдение взаимного сближения.
    Отсутствие детской активности, общая слабость, отставание в развитии способны привести к чрезмерной заботе со стороны родителей, тем самым мешать самостоятельному становлению. Кроме семьи очень важно вхождение в группу сверстников: детсадовскую группу, небольшую игровую группу, или школьный класс с обязательной воспитательной поддержкой. Овладение социальными навыками олигофренами в существенной мере зависит от воспитания. Отличия в овладении навыками тянутся от беспомощности до независимости, а также свободы в общении; от агрессивного состояния до проявления доверия и любви.

    Лечение олигофрении

    Данное заболевание предполагает специфическую терапию, которая зависит от причины олигофрении. При врожденном сифилисе, токсоплазмозе лечение направлено на устранение симптоматики этих заболеваний.
    При нарушении метаболизма (фенилкетонурия) рекомендуют диетотерапию, а при эндокринопатии, микседеме назначают гормональное лечение.
    Лекарственные препараты (Феназепам, Неулептил, Сонапакс) назначают для подавления извращённых влечений и коррекции аффективной лабильности. В качестве компенсации большое значение оказывают лечебно-воспитательные мероприятия, а также профессиональное приспособление и трудовое обучение.
    Для успешной реабилитации, а также социальной адаптации олигофренов имеют не последнюю роль школы-интернаты, вспомогательные школы, специализированные ПТУ.
    Автор: Психоневролог Гартман Н.Н.
    Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

  9. vatan989 Ответить

    Дебильностью называется самая легкая степень олигофрении, вызванная поражением головного мозга и задержкой психоэмоционального развития. Следующими этапами поражения становится олигофрения и идиотия. У больных отсутствует возможность к абстрактно-образному мышлению, не в состоянии строить сложные умственные заключения, легковнушаемы, безинициативны. Больные нуждаются с социальном воспитании и адаптации.
    Среди причин, взывающих патологию:
    наследственная предрасположенность;
    болезни матери в период беременности;
    курение и алкоголизма матери в период беременности;
    сложные роды, недоношенность;
    плохая социальная обстановка в семье ребенка в первые месяцы и годы жизни;
    физические травм головы, с поражением мозга;
    психологические травмы, связанные с криками родителей на новорожденного, неприятием ребенка с отсутствием тактильного и эмоционального контакта.
    Больным требуется постоянный контроль психиатра, психолога и дефектолога. Может назначаться поддерживающая терапия. Эта патология является самой частой причиной снижения интеллекта, диагностируемого у детей. Она отмечается у порядка 75% пациентов, страдающих этим диагнозом. Больные легкой формой часто работают самостоятельно, успешно обслуживают сами себя, нуждаются в минимальной сторонней помощи.

    Симптомы дебильности

    Ребенок, у которого присутствует дебильность, уже в первые месяцы жизни начинает отличаться от ровесников. В перечень симптомов, показывающих присутствие патологии, входит:
    отставание в развитии физических навыков, ребенок позже начинает переворачиваться, садиться, ползать, ходить;
    первые слова произносятся на несколько лет позже, чем полагается по возрасту, у многих детей словарный запас на протяжении всей жизни не превышает 100-200 слов;
    абстрактный тип мышления отсутствует, нет понимания понятия время и пространство;
    способность к запоминанию снижена;
    присутствуют проблемы с концентрацией внимания в работе или учебе;
    люди с дебильностью легко подчиняются влиянию;
    возможны вспышки агрессии, раздражительности и злости, способные стать причиной причинения физического вреда окружающим.
    Полный перечень симптоматики редко присутствует одновременно у одного человека. Индивидуален и уровень выраженности каждого из симптомов.

    Лечение дебильности

    Данная патология требуется обязательного постоянного лечения, посещения профилактических осмотров, выполнение рекомендаций лечащего врача. Программы лечения разрабатываются для каждого пациента индивидуально в зависимости от возраста, пола, степени и сопутствующих диагнозов.

    Дебильность у детей

    Дебильность у детей становится заметна в самом раннем возрасте. Малыш начинает позже ровесников держать головку, переворачиваться, его движения заторможены или хаотичны. Полное излечение невозможно, но терапия, начатая на ранних этапах развития малыша, позволяет скорректировать развитие, подобрать программы адаптации. Маленьким детям рекомендовано проведение массажей, занятия с дефектологом и логопедом. Среди медикаментозных препаратов отдается предпочтение назначению ноотропных препаратов, которые улучшают работу головного мозга. Таких, как Глицин. Во время вспышек агрессивности могут назначаться успокоительные народные сборы или легкие антидепрессанты.

    Дебильность у подростков

    В подростковом возрасте дебильность требуется тщательного контроля медиков. В переходном возрасте симптомы патологии способны усиливаться. Половое созревание, изменение гормонального статуса часто повышает риск возникновения агрессии.
    В этом возрасте у детей снижаются способности к абстрактному мышлению еще на большей стадии, чем в детские годы. Часто начинают забываться знания, полученные в школе. Новые навыки осваиваются все медленнее и сложнее. Моторика остается сохранной. Повышается уровень либидо, подростки без контроля родителей способны стать сексуально распущенными. Им сложно контролировать физиологические сексуальные позывы.

    Дебильность у взрослых

    В случае проведения лечения дебильности с раннего возраста эта патология у взрослых может быть нивелирована. Во взрослом возрасте коэффициент IQ варьируется при легкой стадии от 50 до 70. Большая часть пациентов имеют навыки чтения и письма. Способны писать простые слова под диктовку, в некоторых случаях выполнять несложные математические действия.
    Большая часть взрослых, которым установлен диагноз, испытывают проблемы в самостоятельной жизни в виду отсутствия абстрактного мышления. Им бывает сложно самостоятельно распоряжаться финансами. Они способны выполнять несложную механическую деятельность, устраиваясь на работу, даже получать заработную плату. Но распоряжаться средствами, совершать покупки следует адекватному человеку, который проживает совместно с больным. Во взрослом возрасте пациенты с любой стадией дебильности испытывают проблемы в обслуживании себя.

    Дебильность у женщин

    У многих женщин такой вариант легкой степени умственной отсталости может внешне практически не проявляться. Женщины с низким показателем IQ успешно справляются с выполнением домашних обязанностей. Они могут выполнять обязанности нянечек и сиделок при контроле другого специалиста. Существенным минусом диагноза становится повышенная сексуальная потребность.

    Дебильность у мужчин

    Во взрослом возрасте мужчины, страдающие такой легкой степенью умственной отсталости, как дебильность, отличаются сохранной моторикой, но за счет отсутствия способности к абстрактному мышлению у них могут возникать проблемы с самообслуживанием. Риском становится присущая этому диагнозу повышенная сексуальная возбудимость. При неудовлетворении этого типа физиологической потребности пациенты становятся агрессивными и раздражительными. Требуется постоянная корректирующая терапия снимающая атаки агрессии и снижающая либидо.

    Степени дебильности

    В медицинской практике выделяется несколько степеней дебильности. Они устанавливаются после проведения тщательных исследований с установкой параметров коэффициента IQ.

    Легкая степень дебильности

    Устанавливается больным, чей коэффициент составляет 65-70. Такие пациенты способны овладевать простыми рабочими специальностями, обслуживать себя, причесываться, чистить зубы, ходить в туалет. У таких пациентов сохраняется способность вливаться в коллектив, поддерживать личные отношения. Такие больные часто создают семьи. Часто проявляется талант к творческим специальностям. Известным примером присутствия уникальных способностей становится пациент французской психиатрической клиники, не способный к абстрактному мышлению, но прекрасно считающий в уме. Вне зависимости от присутствия или отсутствия узконаправленных талантов, больные отличаются высоким уровнем внушаемости, не готовы принимать решения и отвечать за свои действия.
    При отсутствии должного уровня контроля за состоянием ребенка, его успехами в учебе и социальном развитии легкая степень дебильности часто диагностируется уже при поступлении ребенка в школу. Такие дети не способны справляться с заданиями школьной программы первого-второго класса. Диагностика проводится школьным психологом. После обследования и предположения диагноза, ребенок направляется на прохождение медико-социальной экспертизы.

    Средняя стадия (умеренная дебильность)

    Ставится при IQ 60-64. Такие люди испытывают проблемы с исполнением бытовых обязанностей без посторонней помощи. Могут выполнять только заученные действия, например, расклеивать объявления, но способны быстро оставить занятия из-за отсутствия концентрации внимания. Отличаются косноязычностью. Возможности к творчеству практически отсутствуют. Нуждаются в постоянном контроле органами социальной защиты или родителями.

    Тяжелая стадия

    В такой ситуации уровень IQ составляет от 50 до 59 баллов. Отмечается у небольшого числа лиц, страдающих умственной отсталостью. Больные требуются в постоянной помощи. Отличаются эмоциональной торпидностью. При которой больной сохраняет одну и ту же эмоцию длительное время. В случае отсутствия контроля могут отправиться бродяжничать, склонны к наркомании и алкоголизму. В такой ситуации продолжительность жизни очень короткая. Внешне патология хорошо заметна даже без вербального общения, нарушена моторика, память и внимание.

    Дебильность идиотия

    Часто для обывателя, впервые столкнувшегося с умственной отсталостью, наименования поставленных диагнозов способны напомнить только ругательства. На самом деле слова «дебильность», «имбецильность», «идиотия» являются названиями стадий такого типа патологии, как олигофрения.
    Пациенты, страдающие дебильностью, в большинстве ситуаций сохраняют способность к самообслуживанию. Они обучаемы. Проходят программ средней общеобразовательной школы, адаптированную для больных с умственным отставанием. Как правило, обучение проводится в специализированных школах VIII типа. По итогам обучения в зависимости от степени дебильности или получают нерабочую группу инвалидности, или направляются на дальнейшее обучение для получения навыков простых рабочих специальностей.
    При умеренной стадии коэффициент IQ составляет 20-50 баллов. При имбецильности высшие функции головного мозга остаются на самых ранних уровнях развития. Часто таких больных называют вечными детьми. Как и при дебильности, они могут быть склоны к повышенной агрессии, возбудимости, страдают от повышенного уровня либидо. У таких пациентов часто изменена форма черепа, с проявлениями гидро- и микрофефалии. Часто изменен прикус, взгляд застывший, немигающий, мимика практически отсутствует.
    Идиотия, с показателем IQ менее 20. При этой форме пациент остается вечным младенцем. Его психологический возраст не превышает трех лет. Исполняет только основные физиологические потребности, обслуживать сам себя не в состоянии. За счет низких физиологических показателей продолжительность редко превышает 20 лет.

    Дебильность у взрослых

    Вне зависимости от стадии заболевания пациенты постоянно нуждаются в контроле со стороны родственников и врачей. Для улучшения качества жизни больные проходят социальную реабилитацию.
    Они нуждаются в постоянно поддерживающей терапии. Своевременное обращение в клинику помогает сохранить и даже развить потенциальные возможности пациента, страдающего этой патологией умственного развития. Для сохранения полученных в детском и подростковом возрасте навыков и знаний взрослым людям, страдающим дебильностью, требуется постоянно проходить социальную реабилитацию, повторять выученные знания. Врачи корректируют физическое и эмоциональное состояние, устраняя возможные приступы агрессии и раздражительности. Заболевание хорошо поддается коррекции.

  10. pomaxa27 Ответить

    Маленький словарный запас, затрудненное восприятие и порождение речи (аграмматизм). Говорить дети с тяжелой формой дебильности начинают к 4-5 годам.
    Бытовые навыки приобретаются с огромным трудом, к профессиональной деятельности по ряду психологических критериев (нарушения памяти, внимания, моторики) такие люди непригодны.
    Характерна эмоциональная торпидность — состояние, при котором человек «застревает» в одной эмоции, не взирая перемену ситуации.
    Больные этой группы легко попадают под чужое влияние, наблюдается склонность к бродяжничеству, злоупотребление спиртным, наркомания. На тяжелой стадии олигофрены достаточно сложно поддаются контролю. Зачастую сознанием таких людей руководят простейшие инстинкты — тяга к еде, сну, сексу.

    Клинико-физиологическая классификация (формы дебильности)

    В зависимости от физиологического тонуса головного мозга существует деление дебильности на формы. Такая классификация характеризует особенности эмоционального и психологического развития умственно отсталых людей.

    Атоническая форма.

    Людей этой группы отличает немотивированное поведение, безразличие, резкая смена активности. Серьезные проблемы со вниманием и способностью удерживать психическое напряжение. Может развиваться по следующим вариантам:
    аспонтанно-апатический (обеднение эмоций, ограничение интересов);
    акатизический (суетливость, непоседливость);
    мориоподобный (дурашливость, многоречивость).

    Стеническая форма.

    Самый благоприятный прогноз. Пациенты с этой формой дебильности хорошо адаптируются и способны использовать полученные умения в повседневной жизни и на работе. Проявляется равномерное недоразвитие интеллектуально-мнестической и эмоционально-волевой сферы. Заболевание может протекать по уравновешенному или неуравновешенному варианту.

    Астеническая форма.

    Больные быстро устают, как физически, так и морально. Эмоционально неустойчивы, не способны пользоваться даже теми знаниями, которые у них есть. Непроизвольное внимание преобладает над произвольным, его объем сужен. Эти люди не могут одновременно заниматься двумя делами — например, писать и слушать, говорить и играть. Варианты этой формы умственной отсталости:
    основной. Характеризуется общими клиническими особенностями дебильности — аффективной неуравновешенностью, угловатостью движений, неусидчивостью.
    брадипсихический. Речь и мышление сильно заторможены.
    дислалический. Выраженные расстройства речи.
    диспрактический. Нарушения мелкой моторики (точные мелкие движения рук).
    дисмнестический. Нарушения памяти на фоне остальных, менее серьезных расстройств.

    Дисфорическая форма.

    Самая тяжелая и опасная из всех. Дебилы этой группы агрессивны и постоянно вступают в конфликты. Они сексуально раскрепощены, могут прилюдно обнажаться и онанировать. Испытывают большие трудности в обучении и приобретении трудовых навыков. Только 30% людей из этой группы способны на обучение в специальном коррекционном интернате. Остальные находятся в детских домах для инвалидов или в семье. Вариантов для этой формы болезни не выделено.
    Дети и взрослые на любой стадии дебильности способны чувствовать, помнить, выражать свои желания. Разница между интеллектом дебила и личности с нормальным уровнем IQ слишком велика, чтобы ее сгладить. Патологии мозга неизлечимы — это факт. Но никто и не ставит перед собой подобные невыполнимые задачи. Цель №1 для родителей и педагогов специализированных школ — откорректировать поведение умственно отсталого ребенка, дать ему необходимые умения и навыки, для того чтобы он смог самостоятельно решать свои проблемы как на бытовом, так и профессиональном уровне.
    Читайте также:
    Лакунарное слабоумие: симптомы и лечение
    Дебильность – что это, признаки, симптомы, лечение
    Идиотия – что это, симптомы, лечение

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *