Олимпийские игры в греции какие были игры?

19 ответов на вопрос “Олимпийские игры в греции какие были игры?”

  1. jjonas Ответить

    В 394 году нашей эры Олимпийские Игры были запрещены, поскольку Греция была завоевана Римом, распространение получило христианство, ставшее в Элладе государственной религии. На тот момент Игры были проведены уже 293 раза.
    Олимпийские Игры сопровождались национальными праздниками, которые способствовали развитию греческой культуры. В день начала состязаний проводился общий праздник в главном храме Зевса, который имел прозвище Олимпийский. Храм стоял на реке Алфея, и именно отсюда начинались первые соревнования, которые переходили в Олимпийские игры. Точная дата начала Игр определяется по специальному списку, в который распорядители общегреческих спортивных соревнований записывали имена победителей в беге. Самый древний список начинается с даты 776 год до нашей эры. И эта дата официально принята в истории счета олимпиад.
    Таким образом, Олимпийские игры, проводились раз в четыре года, когда наступало первое полнолуние после летнего солнцестояния.

    Версии появления Олимпийских игр

    Есть несколько вариантов того, почему Олимпийские игры появились именно в Греции. К самым популярным стоит отнести:
    Царь Фригии по имени Пелопс, который детство провел на Олимпе, победил в состязаниях колесниц. Именно ему принадлежала идея проводить такие соревнования регулярно, с периодичностью раз в четыре года.
    Сын Зевса Геракл организовал празднество для всех жителей царства правителя Авгия, во время которого были проведены соревнования легкоатлетов. А потом постановил, чтобы они стали регулярными.
    Между Спартой и остальной частью Эллады постоянно велась борьба за господство на Пелопонесском полуострове. Однажды правители Литург (Спарта) и Ифит (остальная Эллада) заключили перемирие, во время которого и были проведены первые Олимпийские игры. Как говорит легенда, именно тогда и было установлено место для состязаний. Выбор пал на местечко Олимпия, которое находится возле горы Кронос.
    Рельеф местности был удобный для соревнований и подходящий для того, чтобы зрители могли наблюдать за спортивными играми. Для легкоатлетов построили спортивный комплекс, который был настоящий архитектурным шедевром для своего времени. В его состав входили ипподром, стадион, бани, гимнасии, спортивные площадки, на которых греки играли в мяч, боролись, метали диск.

    Правила

    Играми заведовали жители Эллады, которые должны были организовывать соревнования, следить за порядком, обеспечивать прием гостей, атлетов. Их право один раз забрали жители Писы, но большая часть Греция этого не приняли. И снова Эллада стала заведовать Олимпийскими играми. К традициям и правил проведения спортивных состязаний можно отнести:
    Эллада рассылала всем странам древнегреческого мира так называемых «вестников мира», которые объявляли о том, что наступил священный месяц праздника в честь Зевса. Это означало, что должны были быть прекращены все войны на Пелопонесском полуострове.
    Для государств-полисов, которые нарушили договоренность о неведении войны, или уставы Игр, тогда участников полиса из соревнований вообще исключали.
    Грех надо было искупать покаянием и уплатой штрафом. Деньги шли на содержание храма Зевса.
    Частных жителей того или иного государства, нарушивших устав Игр, имели выбор, кому платить штраф. Можно было выбирать на собственное усмотрение – полису, где человек постоянно живет, олимпийскому храму Зевса.
    За соревнованиям следили специальные судьи, которые назывались элладоники.
    Атлеты судьям заранее должны были заявить о том, что хотят участвовать в состязаниях, а также предоставить доказательства того, что их не лишили гражданских прав.
    Атлеты должны были дать присягу, что будут состязаться честно, не будут применять уловок.
    Также участники соревнований подтверждали под присягой, что в течение 10 месяцев занимались в гимнасиях, посвящая большую часть своего времени гимнастическим упражнением, совершенствования духа и тела.
    Посольства от государств-полисов, которые принимали участие в Играх, должны были идти к Олимпии по специальной священной дороге. Потом все участники состязаний обязаны были собраться у жертвенника Зевса, который располагался в оливковой роще. В жертву Верховному богу горы Олимп и всех греков приносили животных, приведенных их родных стран. Посольства обязаны были привозить с собой и жертвенные чаши.
    Жертвенный огонь складывали дрова из тополя, сверху их поливали салом убитых животных. Пока огонь пылал, атлеты и другие участники должны были петь. Как только огонь гас, начинались соревнования.

    В чем древние греки соревновались?

    На Олимпийских играх были представлены такие виды спорта, как:
    Борьба.
    Кулачный бой.
    Скачки.
    Бег на короткие и длинные дистанции.
    Пятиборье.
    Игры начинались с бега, который относился к самым древним видам гимнастических упражнений. Участники бежали по партиям, каждая из которых состояла из четырех человек. На первых Олимпийских играх бегуны носили на себе пояс, но потом его сняли, и атлеты остались совершенно нагими.
    От простого бега на соревнованиях быстро отказались, сделав его более сложным. В частности, атлеты пробегали стадию уже не один раз, а два, а потом – вообще восемь. «Компанию» бегу составили борьба, прыжки, метание диска и кулачные бои. Позже всех появился такой вид спорта, как бег колесниц. Его появление было связано с присутствием на состязаниях богатых греков и усложнением общественной жизни в самой Элладе.

  2. disappear84 Ответить

    Пожалуй самые престижные соревнования для современного спортсмена – Олимпийские игры хоть и проводятся относительно недавно (как мы знаем, первые Олимпийские игры проводились в 1896 году и связано это с именем барона Пьера де Кубертена), однако, как известно, имеют историю, уходящую аж в 8 век до нашей эры. Эти состязания в ловкости, меткости, скорости и силе имели еще и религиозный смысл – каждое такое мероприятие проводилось в честь громовержца Зевса – главного среди всех олимпийцев и пожалуй самого почитаемого среди греков (а в период эллинизма и не только греками) Олимпийские игры были значимым для всей Древней Греции событием, выходившим за рамки сугубо спортивного мероприятия. Победа на Олимпиаде считалась чрезвычайно почетной и для атлета, и для полиса, который он представлял. Всего было проведено 293 Олимпиады с 776 по 394 год до нашей эры в Олимпии. С 6 века до нашей эры по примеру Олимпийских Игр стали проводиться другие общегреческие соревнования атлетов: Пифийские игры, Истмийские игры и Немейские игры, тоже посвященные различным древнегреческим богам. Но Олимпиады были самыми престижными среди этих состязаний. Олимпийские Игры упоминаются в произведениях Плутарха, Геродота, Пиндара, Лукиана, Павсания, Симонида и др. античных авторов.
    Однако не зря мы вспомнили о спортсменах – речь далее будет идти именно о них. Сегодня мы расскажем именно о тех чемпионах, память о победах которых осталась в веках. Достижения нескольких легендарных спортсменов в древности настолько необычны, что их помнят и сегодня, спустя сотни лет после их смерти. Ниже я хотел бы поведать вам о нескольких древних чемпионах Олимпийских игр, а также некоторые интересные истории, легенды, рекорды и факты.
    Ономаст из Смирны
    Ономаст (или Ономастос) был первым в истории олимпийским чемпионом в таком виде спорта как бокс. Этот вид был представлен на 23-й Олимпиаде в 688 году до нашей эры.
    По словам историков, Ономаст также был первым, кто написал правила древнегреческого бокса. Имея четыре победы в Олимпийских играх, он также лидирует в списке боксеров, владеющих всеми олимпийскими титулами.Орсипп из Мегары
    Орсипп был известным греческим бегуном жившем в городе Мегара. Он стал известен также, как «первый, голый бегун участвовавший в Олимпиаде», а также, как первый победитель в этом виде спорта.

  3. Luka2688 Ответить

    Все мы любим зрелищные сражения, и зрители Олимпийских игр не были исключением, поэтому в 688 году до н. э. добавили такую дисциплину, как бой на кулаках. Большинство победителей отличались тем, что за все проведённые бои ни разу не пропускали ударов. Часто такие бои заканчивались переломами и ушибами, и в редких случаях смертью.
    Людям настолько нравились эти кровавые поединки, что уже в 648 добавили такое единоборство, как панкратион. По правилам помимо использования рук позволялось наносить удары ногами, и проводить захваты и удушающие. А вы знали, что победить можно было, даже умерев в бою? Так, один из участников финала был задушен насмерть, но ему присудили статус победителя, так как противник согласился на поражение из-за сломанного ранее в бою пальца, приносившего ужасную боль атлету. На церемонии вручения на бездыханное тело атлета был надет лавровый венок в честь победы.
    Помимо кулачного боя и панкратиона была введена борьба, отличалась она тем, что там запрещалось наносить какие-либо удары, но можно было использовать толчки. Площадка для проведения боёв могла быть песчаной или земляной.

  4. sergey6299 Ответить

    Олимпийские игры

    Самыми почтенными и древними среди всех спортивных состязаний являлись Олимпийские игры. Они происходили в святилище Зевса Олимпийского, расположенного в западной части Пелопоннеса в местности под названием Элида, в 60 км от её одноименной столицы, раз в четыре года, в канун первого полнолуния после летнего солнцестояния. Происхождение игр уходит корнями в мифологическую эпоху: их учреждение приписывалось то самому Зевсу, то его сыну Гераклу. Первые достоверно известные состязания в Олимпии проводились в 776 году до н.э. Эту дату, названную Гиппием из Элиды, многие греческие историки использовали как отправную точку для начала летоисчисления.
    Поначалу Олимпийские игры имели исключительно региональное значение и продолжались один день. С ростом их значения и увеличением числа участников в VI веке до н.э. продолжительность мероприятия выросла сначала до трёх дней, а начиная с 468 года до н.э. — до пяти дней. Спортивная программа также усложнилась. Самым ранним видом олимпийских состязаний был бег. В 708 году до н.э. к нему добавилось пятиборье, в 688 году до н.э. в программе появился кулачный бой, в 680 году до н.э. — колесничные бега, в 648 году до н.э. — скачки и панкратий (единоборство).

    Стадион Олимпии, современный вид
    Принимать участие в Олимпийских играх и быть на них зрителями могли только свободные греки, полноправные граждане, не запятнанные пролитием крови. Ни иностранцев, ни женщин на состязания не допускали. Согласно правилам, атлеты должны были прибыть в Элиду за десять месяцев до начала игр и в течение этого срока упражняться вместе, чтобы познакомиться и оценить силы друг друга.
    Накануне открытия игр устраивалось торжественное шествие из Элиды в Олимпию, в котором принимали участие жрецы, судьи-элланодики и атлеты. Все вместе они вступали на территорию святилища, приносили здесь жертвы и клялись соблюдать правила состязаний. Элланодики, наблюдавшие за ходом соревнований и присуждавшие награды победителям, назначались из местных жителей-элийцев при помощи жребия. Их было десять человек. Они носили пурпурную одежду и имели на стадии особые места.
    Порядок участников состязания определялся жребием. При выходе на арену глашатай объявлял имя атлета и его происхождение. В последний день праздника вручались награды. Победителю-олимпионику преподносились увитый пурпурными лентами оливковый венок и пальмовая ветвь. Он получал право поставить свою статую в священной роще Зевса. Хотя памятник следовало ставить на собственные деньги, географ Павсаний, посетивший Олимпию около 175 года н.э., утверждал, что в это время там стояло примерно 200 статуй.

    Вход на стадион Олимпии. По обе стороны дороги стоят постаменты статуй победителей игр
    Вернувшись домой, победитель получал почести от сограждан. Ему навстречу выходил весь народ. Олимпионик в роскошной пурпурной одежде въезжал в город на колеснице, запряжённой четвёркой лошадей. Его сопровождала процессия конных и пеших граждан. Бывали случаи, когда для въезда победителя в город разбирали часть стены, видимо, полагая, что через обычные ворота личность такого масштаба проехать не сможет. В сопровождении сограждан олимпионик шёл в храм и посвящал свой венок богу-покровителю города. Затем в его честь давался обед в пританее или в зале для совещаний совета. В его честь сочинялись торжественные гимны, которые заказывались таким мастерам жанра как Пиндар, Симонид Кеосский и Вакхилид. В Афинах имя олимпионика указывалось в документах рядом с именем архонта-эпонима, он освобождался от всех повинностей и пользовался почётным местом на играх и праздниках. По словам Пиндара, «победитель игр всю свою жизнь пользуется сладостным спокойствием за свои подвиги, и это — счастье, не имеющее границ, высший предел желаний каждого смертного». Известен и такой случай. После того, как борец Диагор Родосский сам стал олимпиоником трижды, затем увидел, как олимпиоником сначала стал его сын, а потом и внук, один спартанец, приветствуя его, воскликнул: «Умри, Диагор, ибо на Олимп тебе не взойти».

    Награждение победителей. Мозаика римского времени. Археологический музей, Патры

    Виды состязаний

    Наиболее древним видом из числа упоминаемых спортивных состязаний был бег. Этот вид спорта с самого начала входил в программу Олимпийских игр. Греки различали бег на короткую дистанцию (один стадий — 192,27 м), среднюю (два стадия — 384,54 м) и длинную (от семи до 24 стадий). При беге на средние и длинные дистанции участники бежали по дорожке до поворотного столба стадиона, затем разворачивались и бежали в обратном направлении. Кроме обычного бега существовал бег на два стадия в гоплитском вооружении, вначале включавшем щит, панцирь и шлем, а позже — только с одним щитом.

    Состязание в беге. Чернофигурная ваза. Около 530 года до н.э., Афины
    Борьба вошла в программу Олимпийских игр начиная с 708 года до н.э. Борцы различались лишь по возрастным группам, ограничений по весовым категориям не существовало. Поединок не имел фиксированной продолжительности. Борьба велась до победы одного из противников, каждый из которых старался обездвижить или сдавить другого участника руками. Победа засчитывалась за троекратный бросок противника на спину или на плечо. Основными приёмами были захваты и броски, болевые заломы не допускались. Для получения преимущества над противником борцы-профессионалы старались иметь значительный вес, соответственно, поединок тяжеловесов проходил в медленном темпе. В пятиборье, напротив, предпочтительнее оказывались скоротечные схватки с бросками и махами противника.
    Самым знаменитым борцом был Милон Кротонский, который в первый раз одержал победу в Олимпии в 540 году до н.э., когда был ещё мальчиком. Затем пять или шесть раз он становился олимпийским чемпионом, уже будучи взрослым. К этим победам борец прибавил ещё семь на пифийских играх, десять — на истмийских и девять — на немейских. Милон славился не только своим огромным ростом и силой, но и обжорством. Он мог взвалить на плечи 3-летнего быка, обойти с ним стадион, потом зажарить и съесть целиком в течение одного дня.

    Борцы. Рельеф. Около 510 года до н.э. Национальный археологический музей, Афины.
    Кулачный бой появился в программе Олимпийских игр в 688 году до н.э. Как и в борьбе, здесь не различались весовые категории. Поединок продолжался до победы одного из участников, которая могла быть одержана нокаутом или признанием поражения. Среди разрешённых приемов числились удары двумя руками одновременно, а также удары ребром ладони. Запрещены были захваты, укусы и пинки ногами. Большой вес давал кулачному бойцу преимущество над противником, но одновременно ограничивал его подвижность. Важное значение придавалось умению бойца уходить от ударов противника или уклоняться от них с помощью обманных движений. Кулачный бой греки считали самым опасным видом спорта. Художники и скульпторы изображали бойцов с лицами, изуродованными шрамами, с переломанными носами и порванными ушами. Известны описания боёв, закончившиеся смертью одного из участников.

    Кулачный боец. Эллинистическая статуя III–II веков до н.э. Национальный музей, Рим
    Ещё одной разновидностью силового вида спорта был панкратий, в котором борьба соединилась с кулачным боем — как в стойке, так и на земле. В программу Олимпийских игр он вошёл в 648 году до н.э. Здесь разрешались удары кулаком, локтем, коленом или ногой, захваты, сжатия, заломы, выкручивания суставов. Существовал запрет кусаться и царапаться, который, правда, постоянно нарушался. В кулачном поединке противники стремились нокаутировать друг друга сильным ударом и в то же время, опасаясь пропустить такой удар, обычно вели медленный бой на дальней дистанции. Кисти бойцов были защищены бинтами из сыромятной кожи. В панкратии же бойцам не разрешалось бинтовать руки. Опасаясь разбить кулак о зубы или лоб противника, бойцы действовали на более близкой дистанции, при этом переходя от кулачного боя к борьбе. Задача состояла в том, чтобы измотать противника и нанести ему как можно больше мелких травм. Исход боя решался неспособностью одного из соперников его продолжать или же добровольной сдачей, символом которой был вытянутый указательный палец.

    Римская мраморная копия греческой статуи III века до н.э. Галерея Уффици, Флоренция
    Пятиборье (пентатлон) появилось в программе Олимпийских игр в 708 году до н.э. Оно включало бросание диска, прыжки в длину, метание копья, бег на короткую дистанцию и борьбу — в такой последовательности они перечисляются в стихе Симонида. Соединение вместе различных видов спортивных состязаний требовало от победителя пятиборья разносторонних навыков и высокой результативности, как в лёгкой, так и в тяжёлой атлетике. Правила соревнований нам доподлинно неизвестны из-за пренебрежения греков описаниями процедуры. Скорее всего, состязания велись на выбывание участников предварительных этапов, так что в финале их оставалось только двое — им и предстояло бороться за окончательную победу. Этой стройной гипотезе противоречат надписи победителей, которые скорее являются бегунами, чем борцами, что, вероятно, предусматривает возможность победы по очкам.

    Награждение олимпионика. Краснофигурная амфора мастера Эпиктета, 520–510 годы до н.э. Лувр, Париж

    Закат Олимпии

    Высокое значение Олимпийских игр в известной степени сохранялось и в эпоху, когда Греция уже утратила свою независимость. В Олимпии возводились новые постройки и статуи, её посещали правители и художники. Упряжка, принадлежавшая будущему императору Тиберию, принесла ему лавровый венок победителя в 4 году до н.э. Император Нерон лично участвовал в играх в 67 году н.э., для чего, вопреки традиции, приказал провести их на два года раньше срока. Закономерно, что он получил много призов и венков за победы в состязаниях, но после его убийства игры были объявлены недействительными. В эпоху Римской империи Олимпийские игры получили в полном смысле международный характер. На состязания приезжали атлеты из Александрии, Эфеса, Сирии и Африки. Последний расцвет Олимпии приходится на эпоху правления императора Адриана, который был поклонником греческого искусства и культуры. К этому времени относится классическое описание Олимпийских игр, принадлежавшее перу греческого географа и путешественника Павсания.

  5. Boohoy Ответить

    Ключевую роль в возрождении Олимпийских игр сыграл французский барон, представитель старинной аристократической семьи Пьер де Кубертен. (год рождения — 1863). Он очень желал возродить олимпийское мышление и олимпийскую культуру, и довольно быстро нашёл единомышленников в этом вопросе по всей Европе. Одним из таких единомышленников был археолог Эрнст Курциус — именно он, проведя свои исследования, по сути, написал новые правила проведения таких соревнований.
    Кубертен считал, что французы проиграли в Франко-прусской войне (1870-1871 гг.) из-за того, что у солдат хромала физическая подготовка. И он считал, что, возродив, Олимпийские игры, он может изменить эту ситуацию. Кроме того, барон, безусловно, желал с помощью Игр преодолеть эгоистичность национальных государств и внести свой вклад в борьбу за мир. Молодёжь планеты должна сражаться не в реальных войнах, а в спортивных состязаниях — в этом тоже была одна из идей возрождаемой Олимпиады.

    Пьер де Кубертен обладал весьма интересной внешностью
    Именно Кубертен стал первым президентом Международного Олимпийского Комитета (МОК) и пробыл на этом посту достаточно долго — с 1896 по 1916 год и с 1919 по 1925 год. Трёхлетний перерыв связан, как многие могут догадаться, с Первой Мировой войной. В эти годы де Кубертен служил во французских войсках. Символ Олимпийских игр — пять пересекающихся колец, которые обозначают объединение пяти обитаемых частей света. Цвет верхних колец — чёрный, голубой и красный, цвет нижних — жёлтый и зелёный. Этот символ, а также флаг (те же кольца на белом фоне) был утверждён МОК по предложению самого Кубертена в 1914 году.

    Вот он — всем известный Олимпийский флаг
    Наследие де Кубертена трудно переоценить, и, например, в наши дни существует специальная награда МОК — Медаль Пьера де Кубертена. Она вручается за проявленные во время Олимпиады благородство и следование духу Fair Play («честной игры»). Некоторыми болельщиками и атлетами эта награда признаётся даже более важной, чем золотая медаль.

    Медаль де Кубертена и один из её обладателей — бразильский марафонец Вандерлей де Лима

    Интересные чемпионы и участники Олимпиад прошлого

    Женщины стали выступать на играх только в 1900 году. И первой чемпионкой стала графиня Элен де Пуртале — в парусном спорте. Её яхта «Лерина» пришла к финишу первой. И потом ещё много женщин удивляли мир своими спортивными успехами и не только. Например, в восьмидесятых большой ажиотаж вызывала бегунья Флоренс Гриффит-Джойнер. Она на Олимпиаде в Сеуле 1988 года сумела побить три рекорда и завоевать три золотых медали. Но запомнилась она прежде всего тем, что на дорожку на тех Играх выходила в макияже, с накладными ногтями, в весьма смелых и необычных нарядах.

    Флоренс Гриффит-Джойнер на старте
    А самым старейшим призёром и старейшим чемпионом Олимпиады за всю историю является швед Оскар Сван. В 1912 году в возрасте 64 году он показал лучший результат в стрельбе по условному «бегущему оленю» (была тогда такая дисциплина). А в 1920 году, в возрасте 72 лет, он вновь принял участие в Олимпиаде и взял серебро в составе шведской сборной по стрельбе — данный возрастной рекорд до сих пор не побит.

    Швед Оскар Сван стал победителем Олимпиады в 72 года!
    А самый молодой призёр Олимпийских игр — десятилетний мальчик Димитрос Лундрас, представлявший Грецию на первой возрождённой Олимпиаде 1896 года. Он участвовал только в командном соревновании на брусьях, и в конечном счёте его команда заняла третье место.
    Довольно интересной была и Олимпиада 1904 года в американском Сент-Луисе. В частности, в ней принимал участие кубинский бедняк Феликс Карвахал. Для него даже попадание на Олимпиаду было непростым делом — он собирал деньги на билет, прося милостыню. Оказавшись в Сент-Луисе, он стал одним из участников марафона. И почти всю дистанцию бежал первым, но незадолго до финиша остановился, чтобы сорвать и съесть яблоко — дело в том, что Феликс не ел около 40 часов. В результате Карвахала обогнали, он прибежал четвёртым, но зато стал настоящей знаменитостью.

    Феликс Карвахал — человек, остановившийся посреди марафонского забега, чтобы поесть
    А ещё на одной из Олимпиад начала XX век был марафонец, который попытался всех обмануть. Он, через несколько километров после старта, сел в автомобиль, и вышел из него только незадолго до финиша. Конечно, этот обман был раскрыт и никаких медалей мошенник не получил.
    Кстати, марафонской дистанции не было в древнегреческих Олимпиадах. Её ввёл Пьер де Кубертен, основываясь на красивой древнегреческой легенде. В 490 году до н. э. состоялась битва при городе Марафон. Персов победили войска Афин, и чтобы оповестить об этом граждан города, туда был отправлен гонец по имени Фидиппид. Он якобы пробежал весь путь (длиной около 42 километров), не останавливаясь. Оказавшись в черте Афин, он крикнул: «Радуйтесь, мы победили!». Сразу же после этого Фидиппид упал замертво — не выдержал нагрузок. Данная легенда не подтверждается историческими источниками, но это не помешало сделать марафонский бег обязательной дисциплиной современных летних Олимпийских игр.

    Ещё несколько любопытных фактов об Олимпиаде

    Сам барон де Кубертен считал, что Олимпийские игры должны быть строго любительским состязанием, в котором профессионалам, получавшим за занятия спортом деньги, не место. Он считал, что профессионалы имеют несправедливое преимущество перед теми, для кого спорт лишь хобби. И, допустим, в 1913 году медали были отобраны у Джина Торпа — после того, как газетчики выяснили, что Джин полупрофессионально играл в американский бейсбол. После Второй Мировой многие страны (например, СССР) отправляли на Олимпиаду спортсменов, которые любителями были лишь формально. И это особенно остро эта проблема стояла в хоккее. Канада даже бойкотировала Олимпийские турниры 1972 и 1976 года в связи с тем, что сборная СССР комплектовалась фактически из профессионалов, в то время как канадцы прислать, например, игроков NHL не могли.
    Со временем, в связи с объективной профессионализацией спорта, требование любительства в большинстве дисциплин стало неактуальным. Но, например, боксёрский олимпийский турнир по-прежнему имеет статус любительского и проводится по соответствующим правилам.

    По сей день олимпийские турниры боксёров проводятся по любительским правилам (поэтому, например, боксёры в шлемах)
    Если же говорить о зимней Олимпиаде, то она впервые была устроена лишь в 1924 году в французском городе Шамони. Зимние игры сегодня тоже проходят раз в четыре года. Однако их время проведения не совпадает с летними (так, например, последние летние Олимпийские игры прошли в 2016-ом, а последние зимние — состоялись в 2018 году). Со временем число участников и число дисциплин как в летних, так и в зимних Играх только растёт. И, например в Сочи в 2014 году количество разыгрываемых комплектов медалей равнялось 98, а в Пхёнчхане. Хотя ещё, допустим, на зимней Олимпиаде в Ванкувере 2010 года разыгрываемых комплектов было всего 86. А на недавно завершившихся зимних Играх в Пхёнчхане был установлен новый рекорд — 102 комплекта медалей в 15 дисциплинах.

    Зажжение и эстафета Олимпийского огня

    Отдельно стоит рассказать о процедуре зажжения Олимпийского огня. Этот огонь за несколько месяцев до открытия Игр зажигают на месте той самой древней Олимпии, на территории Греции. 11 девушек (актрисы, играющие жриц) проводят церемонию, в ходе которой одна из них, произнеся специальную молитву, зажигает огонь посредством выпуклого зеркала, принимающего и фокусирующего солнечные лучи. Примерно это же перед открытием Игр делали в древности, ещё до нашей эры — это поистине удивительно.

    Фрагмент современной церемонии зажжения огня в Олимпии — очень красиво!
    После зажжения начинается эстафета Олимпийского огня — его от факела к факелу доставляют в страну и в город, которому выпала честь проводить Олимпийские игры. Эстафета Олимпийского огня до 2007 года затрагивала все пять обитаемых континентов планеты. Теперь же (в целях безопасности) факел проходит свой наземный путь только по территории страны, где непосредственно проводятся Игры. Знаменитый спортсмен или другой значимый деятель этой страны пробегает свою часть эстафеты и передаёт огонь дальше. Пронести хотя бы 100 метров факел с огнём считается огромной честью. Всё это действо, разумеется, вызывает громадный интерес и со стороны обычных зрителей.
    В город-организатор, на главный стадион Олимпийский огонь доставляется к концу церемонии открытия. Здесь он проносится некоторое количество раз по беговому кругу и наконец отдаётся атлету, которому было доверено зажечь Олимпийский огонь — это очень почётное право. И после зажжения огонь в большой красивой чаше (её дизайн все организаторы стараются сделать необычным и уникальным) будет гореть всё время, пока будет идти Олимпиада.
    Документальный фильм «Происхождение Олимпийских игр»

  6. raider95 Ответить

    Традиционно считается, что Олимпийские игры в Древней Греции проходили с 776 года до н. э. по 394 год н. э. каждые 4 года. Представляли они собой серии спортивных соревнований между городами-государствами и являлись одними из панэллинских игр. Жители Эллады дали им мифологическое происхождение. Они считали, что покровителем игр является Зевс. В преддверии Олимпиады объявлялось священное перемирие, чтобы атлеты и зрители могли беспрепятственно попасть из своих городов к месту игр.

    Проводились соревнования в Олимпии, в северо-западной части Пелопоннеса. Там находилось святилище Зевса с его статуей, которая считалась одним из семи чудес света. Представляло собой святилище огромный храм, достигавший в высоту 18 метров, а в длину 66 метров. Именно в нём и располагалась статуя, сделанная из слоновой кости. Её высота равнялась 12 метрам.
    Сами соревнования проходили на олимпийском стадионе. В V веке до н. э. его расширили, модернизировали, и он стал вмещать 40 тыс. зрителей. Его спортивное поле достигало в длину 212 метров, а в ширину 32 метра. Имелся также ипподром с длиной 700 метров и шириной 300 метров. Победителям на головы возлагали венки из оливковых листьев, а сами игры имели чрезвычайно важное политическое значение. Благодаря их зрелищности и популярности, эллинистическая культура распространялась по всему Средиземноморью.
    Принимать участие в Олимпийских играх могли только жители Древней Греции. При этом многие атлеты из отдалённых городов должны были доказывать своё греческое происхождение. Подданные других государств к играм не допускались. Здесь не могли помочь ни деньги, ни знатное происхождение. Все эти вопросы решали элланодики – судьи Олимпийских игр. Выбирали их из достойнейших людей, и они неукоснительно следили за соблюдением всех правил. Но когда римляне покорили Грецию, то тоже стали принимать участие в спортивных состязаниях.

    Мифологическое происхождение Олимпийских игр в Древней Греции

    Существует несколько мифов, объясняющих возникновение популярных спортивных соревнований. Самый известный из них даёт греческий историк Павсаний. По нему дактиль Геракл (не путать с сыном Зевса) со своими 4-мя братьями приехал в Олимпию, чтобы участвовать в спортивных соревнованиях в честь новорождённого Зевса. Геракл всех победил, и ему возложили на голову оливковый венок. После этого победитель организовал спортивные состязания с очерёдностью в 5 лет по количеству братьев.
    Ещё один миф касается Пелопса – царя Пизы на Пелопоннесе. До него в Пизе правил царь Оеномаус. У него была красавица дочь Гипподамия. Оракул предрёк царю, что он будет убит мужем дочери. Поэтому Оеномаус всем женихам ставил условие: претендент на руку дочери будет ехать с ней на одной колеснице, а царь должен догнать их на другой колеснице. Если догонит, то убьёт жениха копьём. Но молодые люди не знали, что лошади, запряженные в колесницу царя, были подарены ему самим Посейдоном, а поэтому мчались быстрее ветра.
    Женихи погибали один за другим, а Гипподамия так и ходила в невестах. Но однажды в царский дворец пришёл свататься молодой и красивый Пелопс, и царская дочь влюбилась в него. Возницей у царя был Миртил (сын Гермеса), и Гипподамия уговорила его заменить бронзовые оси колёс царской колесницы на восковые. За это она пообещала Миртилу привилегию первой ночи. Возница не устоял перед красотой юной девушки и согласился.
    Во время гонки воск нагрелся и расплавился. В результате этого колесница опрокинулась, а царь упал на землю и разбился насмерть. В то же самое мгновение в царский дворец ударила молния и превратила его в пепел. Остался лишь один деревянный столб, простоявший много столетий рядом с храмом Зевса. А Пелопс женился на Гипподамии и стал царём Пизы.
    В память о безвременно погибшем Оеномаусе Пелопс организовал в качестве погребальных игр гонки на колесницах. Именно эти похоронные гонки впоследствии и трансформировались в Олимпийские игры в Древней Греции.
    Есть ещё один миф, который приписывают Пиндару. Якобы этот древнегреческий лирик утверждал, что сын Зевса Геракл, совершив свои 12 подвигов, учредил в Олимпии спортивный фестиваль в честь своего отца. С тех пор и повелось считать организатором Олимпиад Геракла.

    Официальная версия возникновения Олимпийских игр в Древней Греции

    Что касается официальной версии, то считается, что Олимпийские игры начались в глубокой древности, затем по каким-то причинам прекратились. Вновь были возрождены спартанским законодателем Ликургом, жившем в IX веке до н. э. Участие в их возобновлении приняли также царь Элиды Ифит и Клисфен из Пизы. Эти два человека были современниками Ликурга, а активность проявили по велению Дельфийского оракула. Тот заявил, что народ отклонился от богов, и это стало причиной войн и чумы. С восстановлением игр всё это прекратится.
    Данная версия изложена Павсанием, жившим во II веке н. э. А поэтому верить ей безоговорочно нельзя. Скорее всего, истоки Олимпийских игр в Древней Греции относятся к микенскому периоду. Поначалу это были похоронные игры, связанные с магическими ритуалами. По прошествию столетий их преобразовали в спортивные состязания, и в таком виде они просуществовали 1000 лет.

  7. asdzxc1234567 Ответить


    Спорт, часто понимающийся греками как соревнования, имел такое социальное значение, что самые первые, точно датированные записи, относящиеся к 776 г. до н. э. содержат не воспоминания о битве или политическом событии, а имя первого победителя Олимпийских игр. Именно в 776 году до н.э. и были проведены первые Олимпийские игры.

    Спорт был для греков одной из фундаментальных составляющих обучения. Однако спортивные соревнования имели и важное религиозное значение; состязания проводились на похоронах значимых людей и были одним из способов почтить умершего. Весьма вероятно, что игры стал и проводиться в память о героях, чью смерть оплакивали все, как гибель Эномая в Олимпии. В историческую эпоху погребальное значение соревнований сошло на нет, на передний план выдвинулась их зрелищность, теперь их устраивали, чтобы порадовать богов. Со временем некоторые из культовых мест проведения состязаний, в частности Олимпия, по политическим и религиозным причинам начали приобретать большое значение, так что пришлось разрешить участвовать в соревнованиях сначала жителям соседних городов, потом смежных регионов.

    Игры приобрели такое значение, что на время их проведения даже прекращались войны. О количестве людей, посещавших игры, говоритразмер Олимпийского стадиона – его трибуны вмещали в себя до 40 тысяч зрителей, а на беговой дорожке могло бежать одновременно 20 человек.
    Соревнования длились пять дней, из которых часть времени посвящалась непосредственно спортивным состязаниям, а другая часть отводилась жертвоприношениям, пирам и прочим религиозным обрядам.
    В состязаниях могли участвовать только эллины-граждане. Неграждане и варвары могли быть только зрителями. Впрочем, после присоединения к Риму, исключение сделали для римлян, что, впрочем, и не удивительно. Женщин, даже в качестве зрителей, на праздничные состязания не допускали.
    Первым, и вначале единственным, видом состязаний Олимпийских игр был бег – бежали на дистанцию 192 метра (одна олимпийская стадия). Начиная с 14-х игр появилось новое состязание – двойной бег. В данном состязании бегуны бежали уже две стадии – 384 м. В дальнейшем появился долгий бег (с 15-х игр) на дистанцию от 7 до 24 стадий.

    Начиная с 65-й Олимпиады в состав соревнований был включен бег гоплитов – бегуны соревновались в полном снаряжении тяжеловооруженного пехотинца. Кстати, это единственный вид соревнований Олимпийских игр, в котором спортсмены прикрывали свою наготу.
    Кроме бега спортсмены состязались в кулачном бою (добавлен на 23-й Олимпиаде), панкратионе, или рукопашном бою (добавлен на 33-й Олимпиаде), борьбе (добавлена на 18- Олимпиаде) и пентатлоне, или пятиборье (добавлено на 18-й Олимпиаде).

    Важной частью соревнований были конные состязания. Особенно популярны были гонки квадриг (с 25-х Олимпийских игр). Победителями в них считались владельцы лошадей, а не возницы. Этот вид спорта был доступен только для высшего общества – богатейшим грекам и представителям царственных семейств, которым было под силу содержать лошадей.
    Наградой победителю в играх был венок из дикой оливы и, естественно, всеобщее почитание среди соплеменников – в честь них сочиняли стихи даже воздвигали статуи.
    В 394 году Олимпийские игры, как языческие, были запрещены христианским императором Феодосием. На долгие столетие человечество забыло об этих грандиозных состязаниях, спортивные сооружения пришли в упадок, или были уничтожены.

    Новую жизнь Олимпийские игры получили в XIX веке – с 1896 года силами энтузиастов были организованы летние Олимпийские игры. Они проводились каждые четыре года. Начиная с 1924 года были учреждены зимние Олимпийские игры, которые, начиная с 1994 года, стали проводиться со сдвигом на два года относительно времени проведения летних игр.

  8. DimaKumachev Ответить

    Атлеты не могли контактировать друг с другом перед соревнованием, чтобы исключить договорные состязания. Но к победе стремились любым способом. В подготовку первых олимпийцев входило вино со специальными травами, они не гнушались галлюциногенов и сидели на мясной диете, хотя мясо в Древней Греции обычно ели лишь раз в месяц. Многие ели бараньи яички, так как считали, что это придаст им выносливости. Некоторые атлеты предпочитали более грязные и подлые методы – они пытались наложить проклятие на других участников Олимпиады. С тех пор прошло несколько тысячелетий, а вопрос допинга только обострился.
    Через пять олимпиад, в 688 г. до н.э., появился кулачный бой. В 648 г. до н.э., в программу ввели самый жесткий и зрелищный вид борьбы – панкратион. Борьба отличалась довольно жестокими правилами и была чрезвычайно популярна у зрителей. Она представлял собой нечто вроде современных смешанных боевых искусств. Двое мужчин сходились в поединке, в ходе которого разрешалось использовать любые приемы. Им позволялось делать всё, удушения, болевые приемы, выдавливание глазных яблок и удары ниже пояса. Схватка велась до тех пор, пока один из противников не признавал свое поражение. Говорят, чемпионом по панкратиону был знаменитый древнегреческий философ и писатель Платон, ученик Сократа и учитель Аристотеля.

    В 676 году до н.э. добавили состязание на колесницах, запряженных четверкой или парой лошадей (или мулов). Гонки на колесницах были невероятно опасными. В одном заезде участвовало около сорока колесниц. На поворотах их колёса блокировались, колесницы летели под откос и разбивались или травмировали зрителей. Вначале хозяин упряжки сам обязан был управлять животными, позднее для этой цели разрешено было нанимать опытного возницу (независимо от этого венок победителя получал хозяин колесницы).

    Несколько позже на Олимпиадах стали проводиться состязания по прыжкам в длину, в которых спортсмен после небольшого разбега должен был оттолкнуться обеими ногами и резко выбросить вперед руки, в каждой из которых держал по гире, которые должны были увлечь его за собой. Также в список олимпийских состязаний были включены соревнования музыкантов, поэтов, ораторов, актеров и драматургов.
    Первоначально в Олимпиадах принимали участие только жители Пелопонесса. В период с VI до II в. до н.э. в Играх могли участвовать только свободнорожденные греки. Всех желающие принять участие в Играх вносили в особые списки за год от открытия соревнований. Потенциальные участники давали клятву, что будут готовиться к предстоящим Играм не менее десяти месяцев. Подготовка шла в специальных школах, пребывание в которых оплачивал сам участник. Затем за 30 дней до открытия Игр все участники прибывали в Олимпию на централизованный сбор.
    Женщинам запрещалось не только участвовать в Олимпийских играх, но даже присутствовать на них в качестве зрительниц. При этом девушки Древней Греции были вполне спортивные и любили соревноваться. Потому в Олимпии проводились игры, посвященные Гере, супруге Зевса. В этих состязаниях, на которые мужчины не допускались, участвовали исключительно девушки, соревнуясь в борьбе, беге и гонках на колесницах, которые проходили на том же стадионе за месяц до или через месяц после соревнований спортсменов-мужчин. Также женщины-спортсменки принимали участие в Истмийских, Немейских и Пифийских играх.
    Поэтому и в современных Олимпийских играх сначала соревновались только мужчины. И лишь в 1900 году к соревнованиям по парусному и конному спорту, теннису, гольфу и крокету были допущены женщины. А мужской коллектив МОК был разбавлен специалистами женского пола только в 1981 году.
    В 472 г. до н.э. состязания, проводившиеся в течение одного дня, сменились пятидневным праздником. Первый день был посвящен религиозным церемониям и празднику искусств. Олимпийские игры открывала торжественная процессия, направляющаяся к золотой статуе Зевса, где на алтаре приносились в жертву быки. На второй день проходили соревновались в беге, на третий – в единоборствах. Четвертый день посвящался гонкам колесниц и пятиборью, а на пятый проходили завершающие церемонии и награждение победителей. Но бывали случаи, когда торжества затягивались на целый месяц. Чемпион Олимпийских игр получал венок из ветвей оливы, затем ему воздвигали статую.

    В 146 г. до н.э. Древняя Греция была завоевана Римом и вошла в состав Римской империи. Олимпийские игры продолжались теперь уже с участием римлян. Игры все больше теряли свою религиозную основу, так как у римлян были свои боги, и превращались в демонстрацию могущества Рима. В программе появились бои гладиаторов и поединки с дикими зверями.
    Появление христианской религии окончательно погубило древнегреческие Олимпийские игры. В 394 г. н.э. римский император Феодосии I запретил состязания, так как считал, что празднество, посвященное языческому богу Зевсу, не может проводиться в империи, в которой христианство стало официальной религией.
    Отношение к Олимпийским Играм в Древней Греции
    Олимпийские Игры, как и любое событие в истории человеческого рода, вызывало противоположные мнения. Большинство жителей Эллады, конечно, были сторонниками Игр. Поэт Пиндар посвятил Олимпии и Играм многие из своих од: “Нет другой звезды благороднее солнца, дающей столько тепла и блеска в пустыне неба. Так и мы прославляем те, что из всех Игр благородней – Олимпийские игры». Но, как сказал значительно позже римский поэт-сатирик Ювенал, гражданам только и надо, что «хлеба и зрелищ».
    Некоторые представители интеллигенции – поэты, философы, ораторы, были категорически против состязаний. Они считали, что победа в Олимпийских играх ставит физические достоинства человека выше его умственных способностей. Победитель в Олимпийских состязаниях мог быть только один – только первый. Все остальные места считались позором. И сам факт участия в Олимпийских играх не считался какой-то особой заслугой.
    Философы того времени также утверждали, что ажиотаж по поводу проведения Олимпийских игр и их победителей отвлекал внимание людей от истинных нужд общества. Аристотель высказывался по поводу непомерных физических нагрузок, направленных на укрепление тела спортсмена, отмечая, что они, мало того, что не несут в себе никакой практической пользы для жизни общества, они также не способствуют пропаганде здорового образа жизни и правильного воспитания подрастающего поколения. Да, разумное количество нагрузок необходимо, по его мнению, но не более, и должны они быть направлены на разнообразные виды человеческой деятельности, а не только на укрепление физических сил.
    Известный киник Диоген высмеивал атлетов. Например, говорят, что когда он встретился со спортсменом-бегуном, отмечавшим с друзьями свою победу, то сказал ему всего одну фразу: «Ты все равно не быстрее кролика, одного из самых быстрых, но зато и самых трусливых, животных». Про Эзопа также есть история: когда баснописцу встретился атлет, хвастающийся своей победой, он спросил: «Был ли твой соперник сильнее тебя», на что последовал ответ: «Моя сила была более внушительной». «Какая же это победа – ответил Эзоп, – если ты победил заведомого слабого спортсмена. Твое хвастовство еще можно было бы снести, если бы ты признался, что одержал победу над более сильным, чем ты, противником».
    Стоит также отметить, что само слово «атлет» с древнегреческого означает «соревнующийся ради призов». Победители получали достойные награды. Кроме скульптуры, устанавливаемой в честь победителя либо в Олимпии у святилища Зевса, либо на родине спортсмена, атлету полагалась значительная по тем временам денежная награда – 500 драхм. Он также получал несколько политических и экономических привилегий, например, освобождение от всех видов повинностей, и до конца жизни имел право ежедневного бесплатного обеда в городском управлении.
    Возрождение Олимпийских игр
    Тем не менее, Олимпийские Игры были величайшими соревнованиями на протяжении многих лет, и не удивительно, что в 19 веке возникла идея их возрождения. Для этого сложилось несколько предпосылок:
    Люди всегда помнили про Олимпийские Игры, разве только Средневековье с его запретом на все телесное умалчивало про эти спортивные состязания. Интерес к Олимпиадам возрос после публикации книги археолога И.Виккельмана о Древней Греции и о раскопках в Олимпии, начатых другим немецким археологом Э.Куртисом в 1875 г.
    В 19 веке в разных странах складывалась своя система физического воспитания: немецкая, английская, французская, шведская, чешская, русская.
    В 1860-80 годах налаживаются интернациональные спортивные контакты, появляются национальные и первые международные спортивные объединения.
    Спорт становится одним из важных моментов на международной арене, и появляется необходимость в крупных комплексных соревнованиях.
    В создании современных Олимпийских игр особое место занимает Международный атлетический конгресс в Париже. 23 июня 1894 года в Париже 2000 делегатов из 12 стран единогласно решили возродить античную традицию проведения Олимпийских игр и учредить Международный олимпийский комитет (МОК). Идея проведения конгресса принадлежит французскому барону Пьеру де Кубертену.

    В Париже было принято несколько важных организационных решений. Прежде всего утвердили флаг с пятью переплетенными кольцами, в качестве официальных языков МОК установили французский, английский и немецкий, и впервые был рассмотрен вопрос взаимоотношения с международными федерациями.
    Первая современная Олимпиада
    Олимпиаду 1896 года решили провести в Афинах – в знак преклонения перед проходившими в Древней Греции состязаниями. 6 апреля король Греции Георг I провел церемонию открытия Игр. Две трети участников были из Греции, остальные приехали из других 12 стран. Официальные лица страны были настолько довольны политическим и экономическим успехом соревнований, что выдвинули предложение о «вечном» проведении Игр Олимпиады в Греции. Но МОК законодательно ввёл ротацию между государствами, и каждые 4 года Игры проводятся в разных странах. Место проведения выбирает МОК, право организации предоставляется городу, а не стране. Продолжительность Игр в среднем 16-18 дней.
    Национальных сборных тогда не было, и спортсмены выступали каждый за себя: «Тогда еще не было каких-то общепринятых правил. За основу были взяты греческие традиции, которые организаторы попытались, так сказать, интернационализировать. Всего было проведено 43 соревнования в 9 дисциплинах».
    Германия, в которой было самое массовое на то время спортивное сообщество в мире, бойкотировала Игры, так как там превалировали «английские» виды спорта. Однако немецкие спортсмены, приехавшие в Афины по личной инициативе, по числу завоеванных медалей были третьими. Причем немец Карл Шуман занял четыре первых и одно третье место в гимнастике, борьбе и поднятии тяжестей.
    «Требовать от народов любить друг друга – наивно. Требовать же от них взаимного уважения – отнюдь не утопия. Но, чтобы возникло уважение, нужно сначала познакомиться друг с другом. А это и есть подлинная основа для установления прочного мира», – заявлял Пьер де Кубертен.
    Президент МОК Томас Бах, в прошлом чемпион мира и Олимпийских игр по фехтованию, как-то сказал: «Для Пьера де Кубертена самым важным было воспитательное значение спорта и его объединяющая роль. Все остальное, что сейчас можно прочесть или услышать – не более, чем догадки».
    Тем не менее, историки из Немецкой высшей спортивной школы в Кёльне, отмечают, что для французского аристократа не последнюю роль играла и военная подготовка молодежи: «Де Кубертен был не только космополитом и интернационалистом, как это принято считать сегодня. Он был продуктом своего времени – французским патриотом. Найдено немало письменных свидетельств тому, насколько болезненным для него было поражение Франции во франко-прусской войне 1870-71 годов».
    Законы и правила олимпийского движения собраны в едином кодексе – Олимпийской хартии. В нее включены основополагающие принципы, подробные правила и официальные разъяснения, принятые МОК. В хартии прописаны организациюяи функционирование олимпийского движения и условия проведения Олимпийских игр. В ней также сформулированы основные задачи олимпийского движения – укрепление мира и соединение спорта с культурой и образованием. Олимпийская хартия является первым в истории документом, в котором говорится о занятии спортом как об одном из прав человека.

    Выдержка из текста Олимпийской хартии 1979 г. раскрывает основные цели олимпийского движения:
    Содействие развитию физических и моральных качеств, которые являются основой спорта;
    Воспитание молодежи с помощью спорта в духе взаимопонимания и дружбы, способствующих созданию лучшего и более спокойного мира;
    Всемерное распространение олимпийских принципов для создания доброй воли между народами;
    Созыв спортсменов мира раз в 4 года на великом празднике спорта – Олимпийских играх.
    Можно сказать, что сейчас зрелищная сторона Олимпийских игр затеняет их философское содержание. Слово «олимпизм» не очень распространено. Олимпийские игры известны по всему миру в качестве масштабного спортивного мероприятия.
    Олимпийский идеал никогда не рекламировался так, как сами Игры. Даже в годы проведения первых Олимпиад этот философский термин мало освещался и был известен лишь небольшому кругу инициаторов олимпийского движения. Тот факт, что Олимпийские игры 1900, 1904 и 1908 годов были приурочены к международным выставкам и ярмаркам, свел на нет ценность олимпийского идеала. Периодические выступления Кубертена с речами были малоизвестны. Олимпийские конгрессы в течение первых 30 лет уделяли внимание проблемам Игр как организации зрелищных событий, но никак не уточнению идей олимпизма.
    Сам МОК ясно осознает расхождение между идеалом и Играми в их нынешнем виде, и это нашло отражение в Олимпийской хартии: «Олимпийские игры были возрождены бароном Пьером де Кубертэном не только для того, чтобы участники могли бороться за медали, побивать рекорды и развлекать публику, и не для того, чтобы обеспечивать участникам трамплин к профессиональной спортивной карьере или демонстрировать преимущество одной политической системы над другой».
    Там же дается объяснение, чему, по замыслу Кубертена, должны служить Игры:
    содействовать физическому и нравственному развитию участников;
    демонстрировать честное спортивное поведение участников;
    стимулировать интерес к искусству;
    способствовать развитию любительского спорта – спорта для удовольствия, а не для денег;
    укреплять мир между народами и добрую волю.
    Кубертен считал, что спорт, и в частности, спортивные соревнования, будут содействовать «гармоничному развитию взрослого человека (equilibrium of the adult)», «формировать характер и укреплять нравственные силы». Кубертен считал, что «олимпизм может стать школой воспитания благородства и нравственной чистоты, равно как физической выносливости и силы, но только при том условии, что каждый человек развивает свои представления о чести и спортивной незаинтересованности не в меньшей степени, чем мышечную силу». Другими положительными сторонами личности человека, проистекающими из занятий спортом, были для Кубертена «инициативность, стойкость, энергичность, стремление к самосовершенствованию и пренебрежение к возможным опасностям».
    Для Кубертена связь спорта с искусством была столь важна, что он выступал за проведение художественных конкурсов во время Олимпийских игр. Сегодня Игры обязательно сопровождаются выставками и другими культурными мероприятиями, но они никак не являются предметом соревнований. Кубертен мечтал о том, чтобы спортсмены и деятели искусства совместно создавали красоту. Эстетическое восприятие красоты спортивного представления должно вдохновлять композиторов, художников, скульпторов и литераторов. Это очень косвенно отражено сейчас в церемониях открытия и закрытия Игр.
    Кубертен считал, что профессиональные спортсмены не должны участвовать в Олимпийских Играх. Он был убежден, что, когда спорт становится средством материального благополучия, намерения атлета скомпрометированы: победа неизбежно становится важнее, чем участие. Кубертен был убежден, что только любители могли быть допущены к участию в Играх. Он также верил, что спортсмены, встречаясь на соревнованиях, лучше узнают друг друга, и это общение приводит к взаимоуважению.

    В наши дни использование Олимпийских игр в целях политических игр является чрезвычайно негативном моментом – Россия вполне ощутила это на себе в связи с запретом на участие наших спортсменов на Олимпиаде в Пхенчхяне.
    «Спорт – вне политики», — заявил барон де Кубертен, наивно полагая, что никакие международные конфликты не помешают состязаниям. Однако уже в начале XX века из-за Первой мировой войны отменили Олимпийские игры, которые должны были проводиться в Берлине. Сегодня позиция МОК «мы занимаемся спортом, а не политикой» нуждается в многочисленных комментариях. В последние годы публичные заявления ряда официальных лиц убеждают в том, что спорт остается политическим средством. Открытое признание политической подоплеки некоторых решений привело бы к большему взаимопониманию, чем умалчивание политических интересов.
    В Олимпийской хартии, других официальных документах, а также в выступлениях руководящих деятелей современного олимпийского движения, как правило, подчеркивается необходимость сохранения ориентации движения на гуманистические идеи Кубертена, который сказал: «Самая важная вещь в жизни – не победа, а борьба. Главное – не победить, а отважно бороться».
    «Цель олимпийского движения, – записано в Олимпийской хартии, – способствовать построению лучшего мира посредством воспитания молодежи средствами спорта без какой-либо дискриминации и в духе соблюдения принципов олимпизма, что включает в себя взаимопонимание, дружбу, атмосферу солидарности и честной игры».
    Современный олимпизм представляет собой жизненную философию, объединяя спорт с культурой и образованием, пропагандирует образ жизни, в основе которого лежит радость от усилия и преодоления, ценность хорошего примера и уважение к всеобщим этическим принципам. Олимпизм ставит своей целью становление спорта на службу гармоничного развития, создание мирного общества, которое заботится о сохранении человеческого достоинства.
    Цель олимпийского движения – способствовать построению лучшего мира при помощи воспитания молодёжи средствами спорта без какой-либо дискриминации и в духе соблюдения принципов олимпизма, что включает в себя взаимопонимание, дружбу, атмосферу солидарности и честной игры.
    Олимпийское движение объединяет организации, спортсменов и всех тех, кто согласен руководствоваться Олимпийской хартией. Критерием принадлежности к олимпийскому движению является признание Международным олимпийским комитетом.
    В организационную структуру олимпийского движения входят: МОК, национальные олимпийские комитеты, международные и национальные федерации по олимпийским видам спорта. В олимпийском движении могут принимать участие и другие международные спортивные организации, разделяющие его цели и задачи.
    Х. А. Самаранч в одном из своих выступлений, отвечая на вопрос, как он относится к словам Кубертена «Олимпизм – это не организация, а образ мышления», сказал: «У нас есть философия, и с годами она не изменилась. Ее суть – вера в спорт. И все мы, кто придерживался этой философии, понимаем, что история доказала нашу правоту: спорт ныне стал одним из наиболее важных социальных явлений в жизни человечества. Кроме всего прочего, наша философия исходит из того, что спорт – это неотъемлемая часть процесса воспитания молодежи, фактор укрепления мира, дружбы, сотрудничества и взаимопонимания между народами» (1989).
    По мнению Отто Шимичека, «Олимпийская идеология выражает идеалистическую философию и является оазисом в современном материалистическом и разрушительном мире» современного общества, в котором люди поглощены корыстными, утилитарными заботами и которое страдает от «всеобщей материализации» интересов, побуждений (1980).
    Как «единственный оплот идеализма в нынешнем материалистическом мире» оценивал олимпийскую философию и бывший президент МОК Эвери Брендедж (1963).
    Кубертен, предлагая возродить Олимпийские игры, сразу столкнулся с проблемой. Предложение одобрили, пожелали ему успехов, но в действительности мало что поняли. Замысел восприняли, как предложение провести еще одно зрелищное шоу в формате Олимпийских игр, хотя Кубертен предлагал возродить не форму, а благородный дух Олимпийских игр Древней Греции, осознавая их значение как средства воспитания, совершенствования человека и социальных отношений. «Доброжелательные, но предубежденные, – писал Кубертен, – они не могли осознать мою идею – отделить сущность олимпизма от его древних форм».
    Кубертен предлагал организовать Олимпийские игры на основе принципов, которые воспитывают «более мужественное, более сильное во всех отношениях, более добросовестное и более великодушное человечество».
    Но то, что во главу угла стали ставить победу, вызвало резкую критику со стороны Кубертена. На Олимпийском конгрессе в Гавре (1897 г.) он негативно оценил Олимпийские игры в Афинах, утверждая, что «все усилия были сконцентрированы на организации спортивной стороны мероприятия в его историческом контексте; не было ни конгресса, ни конференции, ни признаков моральной или воспитательной цели». Критически Кубертен оценил и Игры II Олимпиады в Париже, проведенные в рамках Всемирной выставки в 1900 году: «мы поняли, что никогда больше Олимпийские игры не должны быть в зависимости или в подчинении ярмарки (выставки), ибо тогда их философское наполнение исчезает, а воспитательное значение оказывается равно нулю».
    В наши дни наблюдается еще большее снижение внимания к гармоничному развитию спортсменов-олимпийцев и подчеркивание культа победы и материальных наград на основе спортивных достижений. Олимпийское движение превращается из социально-педагогического и воспитательного, каким его задумал Кубертен, в спортивно-коммерческое.

    Из новой редакции Олимпийской хартии исключено гуманистическое положение, находившееся в предыдущем варианте (1979 г.): «Олимпийские игры были возрождены бароном де Кубертеном не только для того, чтобы участники могли бороться за медали, побивать рекорды и развлекать публику, и не для того, чтобы обеспечивать участникам трамплин в профессиональной спортивной карьере или продемонстрировать преимущество одной политической системы над другой».
    В 1949 г. официальные конкурсы в живописи, скульптуре, архитектуре и музыке («пятиборье муз»), которые шесть раз включались в программу Олимпийских игр, были заменены на неофициальные выставки. Токийский кубок, который присуждался спортсмену, «чье поведение во время Олимпийских игр признавалось в качестве образца спортивного духа, независимо от исхода спортивных соревнований» получили всего три спортсмена, в 1974 г. этот кубок был отменен сессией МОК.
    Первые зимние Олимпийские игры
    Следует отметить, что первые зимние Олимпийские игры прошли в Шамони в 1924 году. Но события конца января того года официально назывались «Неделя зимнего спорта». Тогда Париж готовился к летней Олимпиаде, из зимних видов в официальную программу входили только хоккей и фигурное катание. Основатель Олимпийского движения барон Пьер де Кубертен решил исправить такую несправедливость. На соревнования во французские Альпы приехали 258 спортсменов-любителей из 16 стран.

    Историк Клод Маран рассказал о ситуации в области спорта в то время: «Против идеи активно выступали все Скандинавские государства. У них были свои популярные «Северные игры», так что делиться славой и успехом проекта они не спешили. Добавьте сюда и Швейцарию с лучшими по тем временам зимними курортами в мире и это всего в нескольких километрах отсюда. Им также не нужны были конкуренты». В Шамони почти не было Олимпийской символики, не было Олимпийского огня, так как эта традиция появилась позже. Олимпийский флаг официально не поднимали, хотя его и принесли его на некоторые соревнования, и это помогло убедить общественность, что состязания в Шамони были Олимпийскими играми.
    В программе было всего 9 дисциплин. Среди них хоккей с баскетбольным счетом. Фигурное катание – единственный вид спорта, куда допускали женщин. 12-летняя звезда норвежка Соня Хени ввела в моду короткие юбки для фигуристок. Бобслей, конькобежный спорт, лыжные гонки, соревнования военных патрулей, как тогда называли биатлон, и прыжки с трамплина. Трамплин стоит до сих пор, и его используют по прямому назначению – проводят этапы европейского Чемпионата.
    Символика и ритуалы Олимпийских игр
    Подобно древнегреческим соревнованиям, современные Игры также являются огромным праздником со своей символикой и церемониями. Олимпийский огонь, олимпийская клятва, подъем национальных флагов, исполнение национальных гимнов в честь победы спортсменов, церемония награждения победителей – все это призвано вызвать у зрителей благородные патриотические чувства.

    Символы
    Современное олимпийское движение имеет девиз – «Citius, Altius, Fortius» (Быстрее, Выше, Сильнее). Его впервые произнес священник француз Анри Дидон на церемонии открытия спортивных соревнований в одном из колледжей. Кубертену, который присутствовал на церемонии, понравились слова – по его мнению, они выражали цель атлетов всего мира. Позднее, по инициативе Кубертена, это высказывание стало девизом Олимпийских игр. Но именно барону Пьер де Кубертен, а отнюдь не древним грекам, принадлежит высказывание «Самое главное в жизни не победа, а участие. Суть в интересной борьбе».
    Символ Игр – одинаковые по размеру кольца голубого, желтого, черного, зеленого и красного цветов, которые переплетаются слева направо (этот знак был найден Кубертеном на одном из дельфийских алтарей). Олимпийские кольца являются символом объединения пяти континентов (голубое символизирует Европу, черное – Африку, красное – Америку, желтое – Азию, зеленое – Австралию), отображают деятельность Олимпийского движения и встречу спортсменов всего мира на Олимпийских играх. Кольца используются отдельно, в монохромном или цветном исполнении.

    Основной элемент олимпийской эмблемы – пять колец в сочетании с дополнительным элементом. Например, эмблема МОК – олимпийские кольца с девизом «Быстрее, выше, сильнее». Каждый национальный олимпийский комитет имеет свою эмблему, но ее обязательная основа – пять колец.
    У Олимпийских игр есть собственный флаг – белое полотнище с олимпийскими кольцами, которое поднимают во время исполнения олимпийского гимна. Белое поле флага символизирует чистоту олимпийского движения, мир и дружбу. Цвета колец и флага подобраны на основании того, что хотя бы один из этих цветов встречается на национальном флаге любой из стран мира. И эмблема, и флаг были приняты и утверждены в 1913 г. на Олимпийском Конгрессе в Париже по инициативе барона Кубертена.
    Олимпийский огонь зажигают в городе проведения Олимпийских Игр в день их начала, и огонь горит непрерывно в специальной чаше до дня окончания состязаний. Зажигание Олимпийского огня является одной из старейших и важнейших традиций Игр. В Древней Греции участники соревнований зажигали огонь на алтарях Олимпии, чтобы воздать почести богам. Процесс доставки олимпийского огня символизировал поддержание чистоты и силы природной стихии в стабильном состоянии. Об этом заботились 10 афинских триб, выделяя для этого действа 40 обученных юношей, которые доставляли факел с алтаря Прометея к афинскому алтарю. Дистанция составляла 2,5 километра. Честь зажечь огонь на жертвеннике богу Зевсу предоставлялась победителю соревнований по бегу – наиболее древней и почитаемой спортивной дисциплины. Во многих городах Эллады также проводились состязания бегунов с зажженными факелами – Прометейи, посвященные мифическому герою, титану Прометею, который похитил огонь с горы Олимп и подарил его людям.
    Традицию возродили только в 1936 году на XI Олимпиаде в Берлине. Автором идеи являлся Карл Дим, одним из главных инициаторов был Йозеф Геббельс. Олимпийский огонь был зажжен от лучей солнца с помощью вогнутого зеркала в Олимпии и доставлен в Берлин, более 3000 бегунов участвовали в доставке факела. Немецкий спортсмен Фриц Шильген зажег Олимпийское пламя на церемонии открытия Олимпийских Игр на стадионе, украшенном знаменами со свастикой. С тех пор бег факелоносцев, доставляющих огонь к месту проведения Олимпиады, стал торжественным прологом Игр.

    Пронести факел считается большой честью, и свой отрезок в каждой стране пробегают известные спортсмены или другие значимые личности. Первая часть эстафеты проходит по городам Греции, последняя – по городам страны-хозяйки Игр. Спортсмены этой страны доставляют факел на центральный стадион в самом конце церемонии открытия Игр. На стадионе факел проносят по кругу несколько раз, пока не вручат спортсмену, которому доверено право зажжения олимпийского огня, что является наиболее почётным. Огонь поджигается в специальной, расположенной высоко над стадионом, чаше, дизайн которой является уникальным для каждой Олимпиады. Организаторы всегда стараются придумать оригинальный и интересный способ зажжения. Огонь должен гореть в течение всей Олимпиады и гасится в конце церемонии закрытия.
    По традиции, огонь зажигается в греческом городе Олимпии от солнечных лучей.

  9. radiopit Ответить

    6 апреля 1896 года на отреставрированном античном стадионе в Афинах греческий король Георгий объявил первые Олимпийские игры современности открытыми. На церемонии открытия присутствовали 60 тысяч зрителей.
    Дата церемонии была выбрана не случайно — в этот день пасхальный понедельник совпал сразу в трех направлениях христианства — в католицизме, православии и протестантизме. Эта первая церемония открытия Игр заложила две олимпийские традиции — открытие Игр главой государства, где проходят соревнования, и исполнение Олимпийского гимна. Однако таких непременных атрибутов современных Игр, как парад стран-участниц, церемония зажжения Олимпийского огня и произнесение Олимпийской клятвы, не было; они были введены позже. Не было Олимпийской деревни, приглашенные спортсмены сами обеспечивали себя жильем.
    В Играх I Олимпиады приняли участие 241 спортсмен из 14 стран: Австралии, Австрии, Болгарии, Великобритании, Венгрии (на момент проведения Игр Венгрия входила в состав Австро-Венгрии, но на соревнованиях венгерские спортсмены выступали отдельно), Германии, Греции, Дании, Италии, США, Франции, Чили, Швейцарии, Швеции.
    Спортсмены России довольно активно готовились к Олимпиаде, однако из-за отсутствия средств российская команда на Игры не была направлена.
    Как и в древние времена, в соревнованиях первой Олимпиады современности принимали участие только мужчины.
    Программа первых Игр включала девять видов спорта — борьба классическая, велоспорт, гимнастика, легкая атлетика, плавание, стрельба пулевая, теннис, тяжелая атлетика и фехтование. Было разыграно 43 комплекта наград.
    Согласно античной традиции Игры начались с состязаний легкоатлетов.
    Легкоатлетические соревнования стали самыми массовыми — в 12 видах приняли участие 63 спортсмена из 9 стран. Наибольшее количество видов — 9 — выиграли представители США.
    Первым олимпийским чемпионом стал американский легкоатлет Джеймс Коннолли, победивший в тройном прыжке с результатом 13 метров 71 сантиметр.
    Соревнования по борьбе проходили без единых утвержденных правил проведения схваток, не было также и весовых категорий. Стиль, в котором соревновались атлеты, был близок к сегодняшнему греко-римскому, однако разрешалось хватать соперника за ноги. Разыгрывался всего один комплект медалей среди пяти спортсменов, причем только двое из них соревновались исключительно в борьбе — остальные принимали участие в соревнованиях и по другим дисциплинам.
    Поскольку искусственных бассейнов в Афинах не было, соревнования по плаванию были проведены в открытом заливе у города Пирей; старт и финиш были отмечены прикрепленными к поплавкам канатами. Соревнования вызвали огромный интерес — к началу первого заплыва на берегу собралось около 40 тысяч зрителей. Участие приняли около 25 пловцов из шести стран, большинство — морские офицеры и матросы торгового флота Греции.
    Медали были разыграны в четырех видах, все заплывы проходили “вольным стилем” — разрешалось плыть любым способом, меняя его по ходу дистанции. В то время наиболее популярными способами плавания были брасс, “овер-арм” (усовершенствованный способ плавания на боку) и “треджен-стиль”. По настоянию организаторов Игр в программу был включен также прикладной вид плавания — 100 метров в матросской одежде. В нем участвовали только греческие матросы.
    В велоспорте было разыграно шесть комплектов медалей — пять на треке и одна на шоссе. Трековые гонки прошли на специально построенном к Играм велодроме “Нео Фалирон”.
    В соревнованиях по спортивной гимнастике было разыграно восемь комплектов наград. Соревнования проходили на открытом воздухе, на Мраморном стадионе.
    В стрельбе было разыграно пять комплектов наград — два в стрельбе из винтовки и три в стрельбе из пистолета.
    Соревнования по теннису прошли на кортах Афинского теннисного клуба. Было проведено два турнира — в одиночном и парном разряде. На Играх 1896 года еще не существовало требование, чтобы все члены команды представляли одну страну, и некоторые пары были интернациональными.
    Соревнования по тяжелой атлетике проходили без разделения на весовые категории и включали в себя две дисциплины: выжимание двумя руками шаровой штанги и поднимание гантели одной рукой.
    В фехтовании было разыграно три комплекта наград. Фехтование стало единственным видом спорта, куда были допущены и профессионалы: отдельно были проведены соревнования среди “маэстро” — преподавателей фехтования (“маэстро” были допущены также на Игры 1900 года, после чего подобная практика прекратилась).
    Кульминацией Олимпийских игр стал марафонский бег. В отличие от всех последующих олимпийских состязаний в марафонском беге, длина дистанции марафона на Играх I Олимпиады равнялась 40 километрам. Классическая длина марафонской дистанции — 42 километра 195 метров. Первым с результатом 2 часа 58 минут 50 секунд финишировал греческий почтальон Спиридон Луис, ставший после этого успеха национальным героем. Кроме олимпийских наград ему достались золотой кубок, учрежденный французским академиком Мишелем Бреалем, настоявшим на включении в программу Игр марафонского бега, бочка вина, талон на бесплатное питание в течение года, бесплатный пошив платья и пользование услугами парикмахера на протяжении всей жизни, 10 центнеров шоколада, 10 коров и 30 баранов.
    Награждение победителей происходило в день закрытия Игр — 15 апреля 1896 года. С Игр I Олимпиады установилась традиция исполнения в честь победителя национального гимна и подъема национального флага. Победителя увенчивали лавровым венком, ему вручали серебряную медаль, оливковую ветвь, срезанную в Священной роще Олимпии, и диплом, выполненный греческим художником. Обладатели вторых мест получили бронзовые медали.
    Занявшие третьи места в то время не учитывались, и только позже Международный олимпийский комитет включил их в медальный зачет среди стран, однако не все медалисты были определены точно.
    Наибольшее число медалей выиграла команда Греции — 45 (10 золотых, 17 серебряных, 18 бронзовых). Второй стала команда США — 20 наград (11+7+2). Третье место заняла команда Германии — 13 (6+5+2).
    Материал подготовлен на основе информации открытых источников

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *