От какого глагола нельзя образовать деепричастие несовершенного вида?

5 ответов на вопрос “От какого глагола нельзя образовать деепричастие несовершенного вида?”

  1. лизушник Ответить

    Термин «деепричастие» появился еще в XVII веке. В его составе две части: дее- (действие) и причастие. То есть это форма, «причастная» к действию. И правда: деепричастие обозначает в предложении добавочное действие глагола, сочетая в себе грамматические признаки глагола и наречия, поэтому иногда эту форму называют отглагольным наречием.
    Образование деепричастий имеет свои особенности, которые необходимо учитывать.
    1. От основы настоящего времени глаголов несовершенного вида образуются деепричастия несовершенного вида. Используется суффикс -а (-я). Начинают – начиная, делают – делая, играют – играя.
    Некоторые глаголы несовершенного вида образуют деепричастия с помощью суффикса -учи (-ючи): идучи, едучи, будучи, играючи, жалеючи, крадучись.
    Но в литературном языке формы на -учи (-ючи) не получили широкого распространения. Чаще всего такие формы используются нами для стилизации народной и старинной речи и воспринимаются как устаревшие.
    Необходимо обратить внимание на то, как образуются формы деепричастий от некоторых глаголов: сыпать – сыпля (допускается – сыпя), плыть – плывя, лазать – лазая, страдать – страдая (в художественном стиле речи можно встретить – страждя), внимать – внимая и внемля (устаревшее), махать – махая (допускается – маша), щипать – щипля.
    Некоторые глаголы несовершенного вида не могут иметь формы деепричастия. Как правило, от глаголов, не имеющих в основе настоящего времени гласных, деепричастия не образуются (например, гнать – гнут – гня). Форма гня – неблагозвучная, поэтому не употребляется в современном русском языке.
    К таким глаголам относятся: шить, бить, тереть, вить, ткать, врать, спать, гнуть, слать, есть, рвать, жать (руку), пить, жать (рожь), мять, ждать, лить, жечь, лгать.
    От глаголов с чередованием согласных з–ж, с–ш в основах настоящего времени и инфинитива формы деепричастий образовать невозможно либо же эти формы являются малоупотребительными (например, чесать – чешут – чеша). Форма чеша не является грамматически правильной.
    Это касается таких глаголов, как чесать, весить, резать, вязать, плясать, казаться, лизать, косить.
    От глаголов несовершенного вида на -нуть и на -чь формы деепричастий не образуются.
    Это глаголы тянуть, беречь, тонуть, жечь, пахнуть, мочь, мокнуть, печь, мёрзнуть, сечь, крепнуть, стеречь, глохнуть, стричься, гаснуть, течь, вянуть.
    Также деепричастия несовершенного вида не следует образовывать от следующих глаголов: хотеть, арестовать, стыть, бежать, родиться, колоть, петь, лезть, пахать.
    2. От основы прошедшего времени или инфинитива глаголов совершенного вида образуются деепричастия совершенного вида. Обычно используется суффикс -в: продал – продав, сделал – сделав.
    Может использоваться также суффиксы -а (-я) или -вши, -ши (делил – деля, войти – войдя; влюбиться – влюбившись, обернуться – обернувшись).
    В абсолютном большинстве случаев в литературном языке используются формы с суффиксом , потому что они являются более краткими и благозвучными. М. Горький выступал против чрезмерно частого употребления форм с суффиксами -вши, -ши, сравнивая эти суффиксы с «вшами», которые ползают по странице, и настоятельно советовал избегать подобных форм. Однако нужно учитывать, что возвратные глаголы обычно имеют только одну форму – оглянувшись, задумавшись. Суффикс -ши употребляется вместо суффикса при образовании деепричастий от многих глаголов с основой на согласную: подрасти – подросши; пасти – пасши.
    В ХIX–начале XX в суффикса -а (-я) использовался довольно часто для образования деепричастий совершенного вида (заметив – заметя, наклонив – наклоня, положив – положа). В современном русском языке многие из этих форм вышли из употребления, однако их можно встретить в художественных текстах той эпохи, например, у М. Горького.
    3. При образовании деепричастий одной из основных ошибок является использование одного суффикса вместо другого.
    Рассмотрим предложение. Положа вилки на стол, она отправилась посмотреть, готово ли горячее. Использована форма положа с суффиксом вместо правильной формы положив с суффиксом -в.
    Довольно часто ошибки такого рода встречаются при употреблении фразеологизмов. В некоторых фразеологизмах мы можем  встретить устаревшие формы деепричастий (очертя голову, положа руку на сердце). И здесь часто допускают неправильную форму, говоря «очертив голову» или «положив руку на сердце».
    Также в разговорной речи регулярно можно наблюдать грамматически неверное образование деепричастий от глаголов, от которых вообще нельзя образовать деепричастные формы в литературном языке (Спя, щенок как будто бежал куда-то).
    4. И, конечно, нельзя забыть о теме использования деепричастного оборота в речи.
    Сколько уже было написано о том, что деепричастие обозначает добавочное действие, значит, основное и добавочное действие должен совершать один и тот же объект, но ошибки все равно встречаются с пугающей регулярностью.
    Прочитайте следующие примеры. В каждом из них одна и та же ошибка: неверное употребление деепричастного оборота.
    Читая, мне было интересно. (Кто читал? В предложении нет местоимения «я», а форма «мне» не является действующим лицом)
    Сидя у окна, в комнату влетел воробей. (Воробей сидел у окна?)
    Занимаясь с учителем, ему очень хотелось есть (Кто занимался? В предложении нет местоимения «он», а форма «ему» не является действующим лицом)
    Спеша домой, у него потерялась варежка. (Варежка спешила домой?)
    Работая на станке, у него болела голова. (Голова работала на станке?)
    Надеюсь, Вы улыбнулись, прочитав данные предложения, и сами не будете допускать ошибок при образовании и употреблении деепричастий.
    Удачи Вам и красивого, богатого, правильного русского языка!
    Остались вопросы? Не умеете правильно образовывать формы деепричастия?
    Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.
    Первый урок – бесплатно!
    Зарегистрироваться
    © blog.tutoronline.ru,
    при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

  2. Дерзкая Ответить

    Образование дее­при­ча­стия свя­за­но с гла­го­лом. Деепричастие обра­зу­ет­ся от осно­вы гла­го­ла с помо­щью фор­мо­об­ра­зу­ю­щих суф­фик­сов. Деепричастия совер­шен­но­го вида и несо­вер­шен­но­го вида име­ют свои суф­фик­сы.
    У дее­при­ча­стий, как гла­голь­ной фор­мы, раз­ли­ча­ют совер­шен­ный и несо­вер­шен­ный вид. От это­го зави­сит, как обра­зу­ет­ся дее­при­ча­стие.
    ДеепричастияНесовершенного видаСовершенного видаОбозначают неза­кон­чен­ное доба­воч­ное дей­ствиеОбозначают закон­чен­ное доба­воч­ное дей­ствиеОтвечают на вопрос что делая?Отвечают на вопрос что сде­лав?Образовываются:
    осно­ва гла­го­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни + суф­фик­сы -а-, -я-Образовываются:
    осно­ва гла­го­ла неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла совер­шен­но­го вида + суф­фик­сы -в-, -вши-, -ши-Примерыслу­шая, думая, решаяпро­слу­шав, замах­нувшись, испекши

    Образование деепричастий несовершенного вида

    Деепричастие несо­вер­шен­но­го вида обо­зна­ча­ет неза­кон­чен­ное доба­воч­ное дей­ствие по отно­ше­нию к глаголу-сказуемому и отве­ча­ет на вопрос: что делая?
    Поезд замед­лял ход, под­хо­дя к какой-то стан­ции.
    Поезд замед­лял ход что делая? под­хо­дя.
    В этом пред­ло­же­нии упо­треб­ле­но дее­при­ча­стие несо­вер­шен­но­го вида. Оно обра­зо­ва­но с помо­щью фор­мо­об­ра­зу­ю­ще­го суф­фик­са -я от осно­вы гла­го­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни. Это осно­ва фор­мы гла­го­ла 3 лица мно­же­ствен­но­го чис­ла:
    под­хо­дить — они под­ходят — под­ходя.
    Суффикс -а после шипя­ще­го осно­вы может обра­зо­вать дее­при­ча­стие несо­вер­шен­но­го вида:
    кур­лы­кать — они кур­лычут — кур­лыча;
    пла­кать — они плачут — плача;
    дер­жать — они держат — держа.
    Глаголы с суф­фик­сом -ва-, кото­рый выпа­да­ет в фор­ме насто­я­ще­го вре­ме­ни, в дее­при­ча­стии сохра­ня­ют его:
    приз­нают — приз­навать — приз­навая;
    встают — вставать — вставая;
    дают — давать — давая.

    От каких глаголов нельзя образовать деепричастия

    Некоторые гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида не обра­зу­ют дее­при­ча­стий. Перечислим их:
    1. гла­го­лы на -чь:
    беречь, стричь, увлечь;
    2. гла­го­лы с суф­фик­сом -ну-:
    стынуть, киснуть, капнуть, тянуть, вякнуть;
    3. одно­слож­ные гла­го­лы, кото­рые в осно­ве насто­я­ще­го вре­ме­ни не име­ют глас­ных зву­ков:
    ждать — ждут
    лгать — лгут
    рвать — рвут
    лить — льют
    жать — жмут;
    4. боль­шин­ство гла­го­лов с осно­вой насто­я­ще­го вре­ме­ни на шипя­щий:
    пля­сать — пляшут;
    вязать — вяжут;
    пахать — пашут;
    писать — пишут.
    5. Не обра­зу­ют дее­при­ча­стия так­же ряд гла­го­лов:
    петь, шить, пля­сать, вязать, пахать.

    Образование деепричастий совершенного вида

    Деепричастие совер­шен­но­го вида обо­зна­ча­ют закон­чен­ное доба­воч­ное дей­ствие, кото­рое, как пра­ви­ло, совер­ша­ет­ся до нача­ла дей­ствия, выра­жен­но­го глаголом-сказуемым:
    Грушницкий, уви­дев меня изда­ли, подо­шёл ко мне (М. Лермонтов)
    Сначала он уви­дел, а потом подо­шёл.
    Велев сед­лать лоша­дей, я одел­ся и сбе­жал к купальне (М. Лермонтов)
    Сначала велел сед­лать лоша­дей, а потом одел­ся и сбе­жал к купальне.
    Деепричастия совер­шен­но­го вида обра­зу­ют­ся от осно­вы неопре­де­лен­ной фор­мы (инфи­ни­ти­ва) или про­шед­ше­го вре­ме­ни, кото­рые сов­па­да­ют, с помо­щью фор­мо­об­ра­зу­ю­щих суф­фик­сов -в, -вши, -ши:
    погу­лять (погу­лял) — погу­ляв;
    пере­пи­сать (пере­пи­сал) — пере­пи­сав;
    спи­лить (спи­лил) — спи­лив;
    отвер­теть (отвер­тел) — отвер­тев.
    Она сиде­ла непо­движ­но, опу­стив голо­ву на грудь (М. Лермонтов).
    опу­стить (опу­стил) — опу­стив
    От воз­врат­ных гла­го­лов дее­при­ча­стия совер­шен­но­го вида обра­зу­ют­ся с помо­щью суф­фик­са -вши-:
    Я чуть-чуть не упал, наткнув­шись на что мяг­кое и тол­стое, но, по-видимому, нежи­вое (М. Лермонтов).
    Наткнуться — наткнувшись;
    решить­ся — решившись;
    уви­деть­ся — уви­девшись.
    Деепричастия с суф­фик­сом -вши-, кото­рые высту­паю парал­лель­но фор­мам с суф­фик­сом -в-, отли­ча­ют­ся раз­го­вор­ным харак­те­ром или оттен­ком уста­ре­ло­сти:
    Давши сло­во, кре­пись.
    Снявши голо­ву, по воло­сам не пла­чут.
    Деепричастия с осно­вой на соглас­ный обра­зу­ют­ся с помо­щью суф­фик­са -ши-:
    истечь (истёк) — истёкши
    принес-ти (при­нёс) — при­нёсши
    влезть (влез) — влезши.
    От неко­то­рых гла­го­лов воз­мож­но обра­зо­ва­ние двой­ных форм: от осно­вы инфи­ни­ти­ва и от осно­вы про­шед­ше­го вре­ме­ни. Тогда фор­мы дее­при­ча­стий не сов­па­да­ют:
    про­сох­нуть — про­сох­нув; про­сох — про­сохши;
    про­мок­нуть — про­мок­нув; про­мок — про­мокши;
    заме­реть — заме­рев; замер — замерши;
    запе­реть — запе­рев; запер — заперши.
    Отметим так­же, что у неко­то­рых гла­го­лов дее­при­ча­стия совер­шен­но­го вида обра­зу­ют­ся при помо­щи суф­фик­сов -а/-я от осно­вы буду­ще­го вре­ме­ни:
    встре­тить­ся — (что сде­ла­ют?) встре­тят­ся — встретясь;
    нахму­рить — (что сде­ла­ют?) нахму­рят — нахмуря (бро­ви);
    уви­деть — (что сде­ла­ют?) уви­дят — увидя.
    У оди­ноч­ных дее­при­ча­стий могут осла­бе­вать гла­голь­ные при­зна­ки. Тогда дее­при­ча­стия не обо­зна­ча­ют доба­воч­но­го дей­ствия, уси­ли­ва­ют зна­че­ние обсто­я­тель­ства и пере­хо­дят в наре­чия:
    рисо­вать сидя;
    читать лёжа;
    гово­рить стоя;
    ехать мол­ча.

  3. VideoAnswer Ответить

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *