Почему блок так высоко оценил свою поэму двенадцать?

4 ответов на вопрос “Почему блок так высоко оценил свою поэму двенадцать?”

  1. Alsagar Ответить

    Цель урока: показать полемический характер
    поэмы, ее художественные особенности.
    Оборудование урока: иллюстрации к поэме, различные издания «Двенадцати».
    Методические приемы: аналитическое чтение поэмы.
    Ход урока.
    I. Слово учителя
    Написав поэму «Двенадцать», Блок воскликнул: «Сегодня я — гений!» «Двенадцать» — какие бы они ни были — это лучшее, что я
    написал. Потому что тогда я жил современностью», — утверждал поэт. Однако первое прочтение поэмы обычно вызывает даже
    недоумение, вызывает много вопросов.
    — Почему поэма названа «Двенадцать»? Каков смысл названия?
    Во-первых, поэма содержит двенадцать глав. Во-вторых, героями поэмы являются двенадцать красноармейцев. В-третьих, образ
    Христа, идущего впереди этих красноармейцев (в конце поэмы, вызывает ассоциации с двенадцатью апостолами[2].
    Возникает
    следующий вопрос:
    Почему Христос? Что этот образ в поэме? На этот вопрос попытаемся ответить в конце урока.
    Вообще «Двенадцать» — парадоксальное произведение. Оно написано в январе 1918 года, то есть по горячим следам, через два
    месяца после Октябрьской революции. Осознать значение события современнику очень сложно — «большое видится на расстоянье».
    Поэма удивляла еще современников Блока. По утверждению В.Маяковского, «одни прочли в этой поэме сатиру на революцию другие
    — славу ей». Но если поэма о революции, почему в поэме не изображены революционные действия, вожди революции? Почему в центре
    эпического повествования — погоня за «изменницей» Катькой (проституткой вообще-то) и ее убийство?
    II. Аналитическая беседа.
    Разберемся сначала в вопросах жанра, стиля и композиции.
    «Двенадцать» — эпическая поэма, как будто составленная из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро сменяющих одна
    другую. Динамичность и хаотичность сюжета, выразительность эпизодов, из которых складывается поэма, передают неразбериху,
    которая царила и на улицах, и в умах.
    — Есть ли в поэме лирические мотивы? Как проявляет себя автор?
    (Автор не является героем поэмы, его позиция проявляется косвенно: в том, что и как он изображает; в начальной картине-пейзаже,
    в конце поэмы.
    )
    Композиция, отражающая стихию революции, определяет стилевое разнообразие поэмы. «Слушайте музыку революции», — призывал Блок.
    В поэме и звучит эта музыка.
    — Как Блок передает «музыку революции»?
    (Прежде всего, «музыка» у Блока — метафора, выражение «духа», звучание стихии жизни. Музыка эта отражена в ритмическом,
    лексическом, жанровом разнообразии поэмы. Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерами, иногда с
    нерифмованным стихом.)
    — Какие ритмы вы услышали?
    (В поэме звучат интонации марша:
    В очи бьется
    Красный флаг.
    Раздается
    Мерный шаг.
    Вот — проснется
    Лютый враг.
    (гл.11)
    Слышен городской романс. Он интересно обыгрывается: начало знакомое, а дальше — пошел разгул:
    Не слышно шуму городского,
    Над невской башней тишина,
    И больше нет городового —
    Гуляй, ребята, без вина!
    Часто встречается частушечный мотив:
    Запирайте етажи
    Нынче будут грабежи!
    Отмыкайте погреба —
    Гуляет нынче голытьба!
    Прямо процитирована революционная песня:
    Вперед, вперед,
    Рабочий народ!)
    — Что, кроме музыки, мы слышим?
    (Кроме того, в поэме бросаются в глаза лозунги: «Вся власть Учредительному Собранию!», доносятся обрывки разговоров:
    …И у нас было собрание…
    …Вот в этом здании…
    Вся эта разноголосица, какофония, треск выстрелов («Трах-тарарах тах-тах-тах-тах!») сливаются в единое целое.)
    — Каков лексический строй поэмы?
    (Лексика поэмы разнообразна. Это и язык лозунгов и прокламаций и разговорный язык с просторечиями: «Что, дружок,
    оторопел?»; и искажения слов: «етажи», «елекстрический»; и сниженная ругательная лексика: «холера», «жрала»,
    «подлец» и высокий слог:
    Нежной поступью надвьюжной,
    Снежной россыпью жемчужной,
    В белом венчике из роз —
    Впереди — Исус Христос.)
    — Как рисует Блок образы героев поэмы?
    (Герои обрисованы лаконично и выразительно. Это образное сравнение: «старушка, как курица, / кой-как перемотнулась
    через сугроб»; речевая характеристика: «Предатели! Погибла Россия! / Должно быть, писатель — / Вития…»; хлесткий
    эпитет и оксюморон: «А вон и долгополый —/ Сторонкой за сугроб… / Что нынче невеселый, / Товарищ поп?»
    Двенадцать
    героев составляют один отряд: В зубах — цигарка, примят картуз, / На спину б надо бубновый туз! — коротко и ясно —
    тюрьма по ним плачет» (ромб нашивали на одежду каторжан). Среди них — Петька, «бедный убийца», повеселевший при напоминании
    товарищей: «Над собой держи контроль!»
    Подробнее показана Катька. Здесь и внешность: «зубки блещут жемчугом», «больно ножки хороши», «у ей керенки есть в чулке»,
    «с офицерами блудила», и притягательное обаяние: «из-за удали бедовой / В огневых ее очах, / Из-за родинки пунцовой
    / Возле правого плеча…»).
    — В чем особенности сюжета поэмы?
    (Сюжет можно определить как двухслойный — внешний, житейский: зарисовки с петроградских улиц и внутренний: побуждения,
    обоснование поступков двенадцати. Один из центров поэмы — конец 6-й главы: мотив мести, убийства сливается с мотивом
    лозунгов революции:
    Что, Катька, рада? — Ни гу-гу…
    Лежи ты, падаль, на снегу!
    Революционный держите шаг!
    Неугомонный не дремлет враг!)
    — Проследите, где и как проявляется мотив ненависти?
    (Мотив ненависти наблюдается в семи главах поэмы. Ненависть проявляется и как святое чувство:
    Злоба, грустная злоба
    Кипит в груди…
    Черная злоба, святая злоба…
    и как святотатство:
    Товарищ, винтовку держи, не трусь!
    Пальнем-ка пулей в Святую Русь —
    В кондовую,
    В избяную,
    В толстозадую!
    Эх, эх, без креста!)
    — Какие еще мотивы вы увидели в поэме?
    (Несколько раз встречается мотив бдительности: «Неугомонный не дремлет враг! Всеобщая ненависть, готовность биться
    с врагом
    , подстегивание бдительности, недоверчивости составляют революционное сознание отряда. В центре поэмы —
    вседозволенность кровавой расправы, обесценивание жизни, свобода «без креста». Второй центр поэмы — в 11-й главе:
    …И идут без имени святого
    Все двенадцать — вдаль.
    Ко всему готовы,
    Ничего не жаль…
    И дальше отряд идет «державным шагом», интонация меняется, становится торжественной.)
    — Какие образы-символы заметили в поэме?
    (Ветер, вьюга, снег — постоянные блоковские мотивы; символика цвета: «Черный вечер. / Белый снег», кровавый флаг; число
    «двенадцать»
    , «пес безродный», Христос.)
    — Возвращаемся к первому вопросу — какое значение имеет образ Христа в поэме?
    (Обсуждение.)
    III. Заключительное слово учителя.
    Одни воспринимают образ Христа как попытку освятить дело революции, другие — как кощунство. Появление Христа, может
    быть, залог будущего света, символ лучшего, справедливости, любви, знак веры. Он «и от пули невредим», и он мертвый
    — «в белом венчике из роз». «Двенадцать» стреляют в него, пусть «невидимого».
    «Христос в поэме — антитеза «псу» как воплощению зла, центральному «знаку» старого мира, — самая светлая нота поэмы,
    традиционный образ добра и справедливости» (Л. Долгополов).
    «Блок ввел Христа не как образ церковной традиции, а народного, не замутненного церковью и государством представления о
    бесхитростной божьей правде. Блок вовсе не «благословлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной веры,
    а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!» (А. Горелов).
    «Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К сожалению, Христос». Что Христос идет перед ними — несомненно. Дело не в том, достойны ли они его, а страшно то, что опять он с ними и другого пока нет, а надо другого?» — писал сам Блок.
    IV. Задания по поэме А. А. Блока «Двенадцать».
    1. Как вы считаете, почему А. А. Блок так высоко оценил собственное сочинение — поэму «Двенадцать» («Сегодня я — гений!»)?
    2. В. В. Маяковский написал: «Одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие — славу ей». Что в поэме А. А. Блока
    «Двенадцать» прочитали современники? Найдите в тексте поэмы аргументы в пользу «сатиры» и в пользу «славы».
    3. Подберите в тексте поэмы доказательства тезиса исследователя творчества А. А. Блока Л. Долгополова: «Блок создал новую
    форму эпической поэмы, и новизна формы находилась в прямой зависимости с новизной содержания. Философия революционной эпохи,
    как ее понимал Блок, была воплощена в «Двенадцати» в совершенно новой поэтической системе, которая нашла выражение в новых
    ритмах, в новой стилистике, в лексике».
    4. Выскажите свою точку зрения по поводу мнения исследователя творчества А. А. Блока Л. Горелова: «В разбеге поэмы, через
    сшибку двух миров, через порожденную исторической коллизией драму красногвардейца Петрухи, забубенные головушки, коим подошел
    бы на спину бубновый туз, превратились в «рабочий народ», в революционное звено народа».
    5. О какой «спаянности» говорит исследователь творчества А. А. Блока Л. Горелов? («Поэма Блока состоит из массы мелких
    деталей-зарисовок, картин быта, реплик, разговоров, частушек, угроз, восклицаний, жалоб. Но все они слиты воедино, прочно
    спаяны единым ритмом, тем мощным и грозным смысловым подтекстом, который и есть главное в «Двенадцати».)
    6. Как вы интерпретировали бы образ Христа в поэме А. А. Блока «Двенадцать»?
    Дополнительный материал к уроку.
    Анализ поэмы «Двенадцать»

    …Смысл поэмы — метафизический. Незадолго до Октября поэт определил происходящее в России как «вихрь атомов космической
    революции». Но в «Двенадцати», уже после Октября, Блок, все еще оправдывавший революцию, написал и об угрожающей силе
    стихии. Еще летом веривший в мудрость и спокойствие революционного народа Блок в поэме рассказал и о стихиях, разыгравшихся
    «на всем Божьем свете», и о стихиях мятежных страстей, о людях, для которых абсолютом свободы являлась, как для пушкинского
    Алеко, воля для себя.
    Стихия — символический образ поэмы. Она олицетворяет вселенские катаклизмы; двенадцать апостолов революционной идеи обещают
    раздуть «мировой пожар», разыгрывается вьюга, «снег воронкой завился», в переулочках «пылит пурга». Разрастается и стихия
    страстей. Городское бытие также обретает характер стихийности: лихач «несется вскачь», он «летит, вопит, орет», на лихаче
    «Ванька с Катькою летит» и т. д.
    Однако октябрьские события 1917 года уже не воспринимались только как воплощение вихрей, стихий. Параллельно с этим,
    анархическим по сути, мотивом в «Двенадцати развивается и мотив воплощенной в образе Христа вселенской целесообразности,
    разумности, высшего начала. В 1904—1905 гг. Блок, увлеченный борьбой со старым миром, желая «быть жестче», «много ненавидеть»,
    уверял, что не пойдет «врачеваться к Христу», никогда не примет Его. В поэме он обозначил для героев иную перспективу —
    грядущую веру в Христовы заповеди. 27 июля 1918 года Блок отметил в дневнике: «В народе говорят, что все про исходящее
    — от падения религии…»
    К Божьему началу обращаются и созерцатели революции, и ее апостолы — двенадцать бойцов. Так, старушка не понимает, в чем
    целесообразность плаката «Вся власть Учредительному собранию!», она не понимает и большевиков («Ох, большевики загонят
    в гроб!»), но она верит в Богородицу («Ох, Матушка-Заступница!»). Бойцы же проходят путь от свободы «без креста» к свободе
    с Христом, и эта метаморфоза происходит помимо их воли, без их веры в Христа, как проявление высшего, метафизического порядка.
    Свобода нарушать Христовы заповеди, а именно — убивать и блудить, трансформируется в стихию вседозволенности. В крови
    двенадцати дозорных — «мировой пожар», безбожники готовы пролить кровь, будь то изменившая своему возлюбленному Катька или
    буржуй.
    Любовная интрига играет ключевую роль в раскрытии темы напрасной крови в период исторических возмездий, темы неприятия
    насилия. Конфликт интимный перерастает в конфликт социальный. Дозорные воспринимают любовное вероломство Ваньки, его
    гулянье «с девочкой чужой» как зло, направленное не только против Петрухи, но и против них: «Мою, попробуй, поцелуй!»
    Убийство Катьки рассматривается ими как революционное возмездие.
    Эпизод с убийством «дуры» и «холеры» Катьки идейно и «композиционно напрямую связан с появлением в финале поэмы образа
    Христа как воплощения идеи прощения грешных то есть и убийц. Дозорные и Христос в поэме являются и антиподами, и теми,
    кому суждено обрести друг друга. Иисус, «от пули невредим», — не с двенадцатью бойцами. Он — впереди них. Он, с кровавым,
    красным флагом, олицетворяет не только веру Блока в святость задач революции, не только оправдание им «святой злобы»
    революционного народа, но и идею искупления Христом очередного кровавого греха людей, и идею прощения, и надежду на то,
    что переступившие через кровь все-таки придут к Его заветам, к идеалам любви, наконец, к вечным ценностям, в которые
    поверили революционная Россия и сам поэт, — братства равенства и т. д. Дозорным словно предстоит пройти путь апостола
    Павла.[3]
    Христос и не со старым миром, который в поэме ассоциируется с безродным, голодным псом, что бредет позади двенадцати.
    Блок воспринимал старую власть как безнравственную, не несущую ответственности перед народом.
    Идея объединить в поэме Христа и красногвардейцев как попутчиков в гармонический мир не была случайной, она была Блоком
    выстрадана. Он верил в сродство революционных и христианских истин. Он полагал, что если бы в России было истинное
    духовенство, оно пришло бы к этой же мысли.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *