Почему богатство возбуждает в чарткове желанье славы?

14 ответов на вопрос “Почему богатство возбуждает в чарткове желанье славы?”

  1. Sanich57rus Ответить

    Гоголь назвал свою повесть «Портрет». Потому ли, что портрет ростовщика сыграл роковую роль
    в судьбе его героев, художников, судьбы которых сопоставлены в двух частях повести? Или
    потому, что автор хотел дать портрет современного общества и талантливого человека, который
    гибнет или спасается вопреки враждебным обстоятельствам и унизительным свойствам натуры?
    Или это портрет искусства и души самого писателя, пытающегося уйти от соблазна успеха и
    благополучия и очистить душу высоким служением искусству?
    Наверное, есть в этой странной повести Гоголя и социальный, и нравственный, и
    эстетический смысл, есть размышление о том, что такое человек, общество, искусство.
    Современность и вечность сплетены здесь так неразрывно, что жизнь русской столицы 30-х
    годов Х1Х века восходит к библейским размышлениям о добре и зле, об их бесконечной борьбе
    в человеческой душе.
    Художника Чарткова поначалу мы встречаем в тот момент его жизни, когда он с юношеской
    пылкостью любит высоту гения Рафаэля, Микеланджело, Корреджио и презирает ремесленные
    подделки, заменяющие искусство обывателю. Увидев в лавке странный портрет старика с
    пронзительными глазами, Чартков готов отдать за него последний двугривенный. Нищета не
    отнимает у него способности видеть красоту жизни и с увлечением работать над своими
    этюдами. Он тянется к свету и не хочет превращать искусство в анатомический театр и
    обнажать ножом-кистью «отвратительного человека». Он отвергает художников, у которых «самая
    природа… кажется низкою, грязною», так что «нет в ней чего-то озаряющего». Чартков, по
    признанию его учителя в живописи, талантлив, но нетерпелив и склонен к удовольствиям
    житейским, суете. Но как только деньги, чудом выпавшие из рамы портрета, дают Чарткову
    возможность вести рассеянную светскую жизнь, наслаждаться благополучием, богатство и
    слава, а не искусство становятся его кумиром. Своим успехом Чартков обязан тем, что рисуя
    портрет светской барышни, который выходил у него скверным, он смог опереться на
    бескорыстное произведение таланта – рисунок Психеи, где слышалась мечта об идеальном
    существе. Но идеал был не живым и, только соединившись со впечатлениями реальной жизни,
    стал притягателен, а реальная жизнь обрела значительность идеала. Однако Чартков солгал,
    придав незначительной девице облик Психеи. Польстив ради успеха, он изменил чистоте
    искусства. И талант стал покидать Чарткова, изменил ему. «Кто заключил в себе талант,
    тот чище всех должен быть душою», – говорит отец сыну во второй части повести. Эти слова
    почти дословно повторяют слова Моцарта в пушкинской трагедии: «Гений и злодейство – две
    вещи несовместные». Но для Пушкина добро – в природе гениальности. Гоголь же пишет
    повесть о том, что художник, как и все люди, подвержен соблазну зла и губит себя и талант
    ужаснее и стремительнее, чем люди обычные. Талант, не реализованный в подлинном искусстве,
    талант, расставшийся с добром, становится разрушителен для личности.
    Чартков, ради успеха уступивший истину благообразию, перестает ощущать жизнь в ее
    многоцветности, изменчивости, трепете. Его портреты утешают заказчиков, но не живут, они
    не раскрывают, а закрывают личность, натуру. И несмотря на славу модного живописца, Чартков
    чувствует, что он не имеет никакого отношения к настоящему искусству. Замечательная
    картина художника, усовершенствовавшегося в Италии, вызвала в Чарткове потрясение.
    Вероятно, в восхищенном контуре этой картины Гоголь дает обобщенный образ знаменитого
    полотна Карла Брюллова «Последний день Помпеи», прямой отзыв о которой помещен как статья
    во второй части сборника «Арабески».
    Но потрясение, испытанное Чартковым от прекрасной картины не пробуждает его к новой жизни,
    потому что для этого надо было отказаться от погони за богатством и славой, убить в себе
    зло. Чартков избирает другой путь: он начинает изгонять из мира талантливое искусство,
    скупать и резать великолепные полотна, убивать добро. И этот путь ведет его к
    сумасшествию и смерти.
    Что было причиной этих страшных превращений: слабость человека перед соблазнами или
    мистическое колдовство портрета ростовщика, собравшего в своем обжигающем взгляде зло
    мира? Гоголь двойственно отвечал на этот вопрос. Реальное объяснение судьбы Чарткова столь
    же возможно, как и мистическое. Сон, приводящий Чарткова к золоту, может быть и
    осуществлением его подсознательных желаний, и агрессией нечистой силы, которая поминается
    всякий раз, как речь заходит о портрете ростовщика. Слова «черт», «дьявол», «тьма», «бес»
    оказываются в повести речевой рамой портрета.
    Пушкин в «Пиковой даме» по существу опровергает мистическое истолкование событий, Гоголь
    не отрицает его.
    Повесть, написанная Гоголем в год появления и всеобщего успеха «Пиковой дамы» является
    ответом и возражением Пушкину. Зло задевает не только подверженного соблазнам успеха
    Чарткова, но и отца художника Б., который писал портрет ростовщика, похожего на дьявола
    и самого ставшего нечистой силой. И «твердый характер, честный прямой человек», написав
    портрет зла, чувствует «тревогу непостижимую», отвращение к жизни и зависть к успехам
    талантливых своих учеников.
    Художник, прикоснувшийся ко злу, написавший глаза ростовщика, которые «глядели демонски-сокрушительно»,
    уже не может писать добро, кистью его водит «нечистое чувство», и в картине,
    предназначенной для храма «нет святости в лицах».
    Все люди, связанные с ростовщиком в реальной жизни гибнут, изменив лучшим свойствам своей
    натуры. Художник, который воспроизвел зло, расширил его влияние. Портрет ростовщика
    отнимает у людей радость жизни и пробуждает «тоску такую … точно как будто бы хотел
    зарезать кого-то» Характерно стилистически это сочетание «точно как будто бы…»
    Разумеется «точно» употреблено в смысле «как», чтобы избежать тавтологии. Вместе с тем,
    сочетание «точно» и «как будто бы» передает свойственную Гоголю манеру детализированного
    реалистического описания и призрачности, фантастического смысла событий. Манера эта
    подсмотрена у Пушкина. Вспомним описание видения Германна в У главе «Пиковой дамы»: «Он
    проснулся уже ночью: луна озаряла его комнату. Он взглянул на часы: было без четверти
    три. Сон у него прошел; он сел на кровати и думал о похоронах графини… Чрез минуту
    услышал он, что отпирали дверь в соседней комнате. Германн думал, что денщик его, пьяный
    по своему обыкновению, возвращался с ночной прогулки. Но он услышал незнакомую
    походку: кто-то ходил, тихо шаркая туфлями. Германн принял ее за свою старую кормилицу и
    удивился, что могло привести ее в такую пору. Но белая женщина, скользнув, очутилась вдруг
    перед ним, – и Германн узнал графиню». Отчетливость бытового сознания Германна как будто
    не исключает возможность видения, однако призрак появляется и говорит. Сам призрак дан
    стилистически в той же противоречивости: «скользнув» и «шаркая туфлями».
    У Пушкина в видении Германна обнаружен отрыв души от реального существования человека.
    У Гоголя сцену тревожного и странного сна Чарткова озаряет, как у Пушкина, луна, «богиня
    тайн», как она названа на страницах «Евгения Онегина»: «Свет ли месяца, несущий с собой
    бред мечты и облекающий все в иные образы, противоположные положительному дню, или что
    другое было причиною тому, только ему сделалось вдруг, неизвестно отчего, страшно сидеть
    одному в комнате». Гоголь разъясняет читателю, что несет с собой свет луны. Вместо
    определенной ясности пушкинских фраз, синтаксически скупых и точных, появляется качание,
    созданное обилием причастных оборотов, вводных конструкций, безличных предложений.
    Конкретность описания действий, как у Пушкина, сохраняется, но она подчинена более
    откровенному раскрытию чувств героя: «По комнате раздался стук шагов, который, наконец,
    становился ближе и ближе к ширмам. Сердце стало сильнее колотиться у бедного художника.
    С занявшимся от страха дыханьем он ожидал, что вот-вот глянет к нему за ширмы старик».
    Гоголь пишет сон, который похож на быль настолько, что Чарткову кажется, что он
    просыпается , но потом оказывается, что он как бы проснулся, проснулся во сне.
    Бесконечность этого сна, преследующего художника, носит характер наваждения. Пушкин в
    видении Германна показывает, как таинственно в душе героя проступает совесть, перебиваемая
    желанием выигрыша. Гоголь пишет сцену, открывающую читателю, как художником овладевает
    зло.
    Соседство первой и второй частей в «Портрете» Гоголя призвано убедить читателя в том,
    что зло способно овладеть любым человеком независимо от его нравственной природы.
    Художник, судьба которого прослежена во второй части, по высоте духа и манере работать
    похож на Александра Иванова, с которым Гоголь так тесно сошелся в Риме и который рисовал
    картину «Явление Христа народу», надеясь на пробуждение добра при свете подлинной
    истины. Беспрестанно рисуя Гоголя, Иванов делал его то одним, то другим, то третьим
    персонажем картины, но в конце концов определил ему место в фигуре ближайшего к Христу.
    Однако местоположение не определяет духовной высоты фигуры. Напротив, явление подлинного
    добра превращает «ближайшего» в тень, которая смущенно укрыта в плащ с капюшоном. Таков
    был приговор, вынесенный Александром Ивановым Гоголю. Справедлив ли он?
    Гоголь, действительно, в своих произведениях хочет взять на себя миссию библейского
    пророка. Видя корысть, ничтожность, «земность» людей, писатель негодует и поучает.
    Художник, отец рассказчика второй части Б., искупая зло, которое совершил он, написав
    портрет ростовщика, уходит в монастырь, становится отшельником и достигает той высоты
    духовной, которая позволяет ему написать рождество Иисуса. Но восхождение к добру,
    требующее от человека суровых жертв, осознается в повести не как проявление, а
    подавление натуры. Дьявол или бог царствуют, по Гоголю, в душе человека, натура которого
    открыта и добру и злу. Недаром настоятель, пораженный «необыкновенной святостью фигур» в
    картине рождества Иисуса, говорит художнику: «Нет, нельзя человеку с помощью одного
    человеческого искусства произвести такую картину: святая высшая сила водила твоей кистью
    и благословенье небес почило на труде твоем». Инверсии и архаизмы, характерные для
    церковной речи, свойственны не только настоятелю. Наставление, которое дает художник
    двадцатилетнему сыну, ободренному радостной надеждой на путешествие в Италию, выдержано в
    тонах «Нагорной проповеди» Христа и по стилю, и по смыслу: «Твой путь чист, не совратись
    с него… Талант есть драгоценнейший дар бога – не погуби его».
    Гимн искусству у Гоголя окрашен религиозно: «Намек о божественном, небесном заключен для
    человека в искусстве, и потому одному оно уже выше всего… Все принеси ему в жертву и
    возлюби его всей страстью, не страстью, дышащей земным вожделением, но тихой небесной
    страстью: без нее не властен человек возвыситься от земли и не может дать чудных звуков
    успокоения. Ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое создание
    искусства». Такова эстетическая программа Гоголя, окрашенная идеей религиозного служения
    и утверждением художника как лица священного. Тяжеловесная торжественность стиля
    Гоголя в этом поучении отца сыну оказывается пластическим выражением убеждения писателя
    в том, что человек по натуре грешен, что мучительно и тяжело восхождение его по лестнице
    чистилища. Как и в «Пиковой даме», в «Портрете» упомянут Данте. Государыня говорит,
    что «Дант не мог найти угла в своей республиканской родине; что истинные гении возникают
    во времена блеска и могущества государей и государств, а не во времена безобразных
    политических явлений и терроризмов республиканских, которые доселе не подарили миру ни
    одного поэта.»
    Характерно, что для Пушкина важны мысли Данте о цельности души человеческой, не
    способной вмещать «две неподвижные идеи», и преданность человека родине («горек чужой
    хлеб…»). Для Гоголя более важной в Данте оказывается идея искупления греха очищением
    и бесприютности художника на родине, если в ней не установлен твердый, монархический
    порядок. Однако в реальной практике своих произведений Гоголь отступает от программы
    своей. Повесть «Портрет» не несет успокоения, показывая, насколько все люди, независимо
    от свойств своего характера и высоты убеждений, подвержены злу. Гоголь, переделав финал
    повести, отнимает надежду на искоренение зла. В первой редакции облик ростовщика
    таинственно испарялся с полотна, оставив чистым холст. В окончательном тексте повести
    портрет ростовщика исчезает: зло опять пошло бродить по свету.
    Вопросы и задания.
    1. Что связывает повести Пушкина «Пиковая дама» и Гоголя «Портрет»?
    2. В чем несходство отношения Пушкина и Гоголя к человеку?
    3. Опровергает или подтверждает вторая часть «Портрета» мысль о всевластии зла?
    4. Чем объясняется стилистическая разность произведений Пушкина и Гоголя ?
    5. Рассмотрите репродукции с картин К.Брюллова «Последний день Помпеи» и А.Иванова
    «Явление Христа народу». Что сближает и отличает эти полотна?
    Автор: Маранцман В. Г., член-корр. РАО, д-р фил. наук, профессор

  2. kitsuné Ответить

    Вопросы по содержанию повести Н. В Гоголя «Нос».
    1) Кто такой Ковалев?
    2) С какой целью Ковалев приехал в Петербург?
    3) Каков портрет Ковалева?
    ^ 4) Зачем Ковалев каждый день прохаживался по Невскому проспекту и наносил визиты своим знакомым?
    5) Почему, будучи коллежским асессором, он называет себя майором?
    6) Назовите детали, которые убеждают читателя в реальности происходящего:
    назовите время действия
    назовите место действия
    назовите героя повести (
    7) Зачем понадобилось Гоголю убеждать всех в реальности происходящего?
    – О чём предупреждает нас Н.В.Гоголь? Какую маску носим мы в обществе? Что скрываем под ней? Соответствует ли внутреннее содержание человека его поступкам?
    8. Как реагируют окружающие на беду, приключившуюся с Ковалёвым?
    9. К кому первому обратился Ковалёв по поводу пропажи носа? Почему не к доктору?
    10. Зачем, как вам кажется, так много людей втянуто в эту историю?
    11.Расскажите об объявлениях в газете.
    В чём их абсурдность?
    Зачем, как вам кажется, Гоголь отвлекается от основного сюжета и подробно излагает содержание этих объявлений?
    12.Какова композиция повести?
    13.Зачем повествование начинается с I главы, в которой передана история цирюльника Ивана Яковлевича?
    14.Какие несоответствия в поведении брадобрея вы обнаружили?
    15.Что общего у Ивана Яковлевича с Ковалёвым?16.
    Почему у Ивана Яковлевича нет фамилии?
    16.Изменилось ли поведение Ковалёва после утраты носа и после его возвращения?
    17.Как вы понимаете фразеологизм “Остаться с носом”?
    18.Что делает автор, чтобы разрушить маску “приличия” изображаемого им общества?
    19.О чём предупреждает нас Гоголь?
    20.Для чего автор создаёт гротескную ситуацию?
    21.Зачем Гоголь в вполне реалистическое повествование ввёл фантастический сюжет?
    Вопросы для анализа повести Н. В Гоголя «Портрет».
    Часть I.
    Чем был недоволен Чартков, когда рассматривал картины в лавке на Щукинском дворе?
    Почему Чартков купил портрет старика на последний двугривенный?
    Какое значение имеет пейзаж в эпизоде возвращения Чарткова домой?
    Зачем так подробно описана комната Чарткова?
    Были ли у профессора основания опасаться, что Чартков станет модным живописцем?
    Почему купленный портрет тревожит Чарткова и не кажется ему произведением высокого искусства?
    Какие свойства Чарткова говорят о таланте художника?
    Прав ли Чартков, когда он думает, что портрет имеет “тайную связь с его судьбой”?
    Какие возможности даёт Чарткову неожиданно раскрытый клад, и как он его использует?
    Почему богатство возбуждает в Чарткове желанье славы?
    Почему мы узнаём имя и отчество Чарткова из газетной заметки?
    Над чем смеётся Гоголь, передавая болтовню дамы, заказывающей портрет дочери?
    Почему работа над портретом “завлекла”Чарткова? Что и почему ложно в портрете аристократической девушки?
    Почему в портретах, которые рисует Чартков, сходство уступает благообразию?
    Сравните облик Чарткова и обстановку его дома на Васильевском острове и на Невском проспекте. Как изменился он сам и его отношение к искусству и великим художникам?
    Почему “Золото сделалось… страстью, идеалом, страхом, целью” Чарткова?
    Чем отличается русский художник, усовершенствовавшийся в Италии, от Чарткова? Как вы думаете, о каком художнике и какой картине идёт речь?
    Почему потрясение от совершенной картины в Чарткове превращается в “зависть и бешенство”, почему он уничтожает талантливые произведения искусства?
    Отчего Чартков впал в “безнадёжное сумасшествие” и умер?
    Часть 2.
    Почему Гоголь сравнивает аукцион с погребальной процессией?
    Почему ростовщики необходимы “осадку человечества”, поселившемуся в Коломне, и отчего главным свойством ростовщика оказывается бесчувствие?
    Чем странен ростовщик, с которого писался портрет?
    Какие перемены происходят в людях, которые связывают себя с ростовщиком?
    Зачем ужасный ростовщик заказывает портрет художнику и почему тот соглашается его писать?
    Какие несчастия принёс художнику портрет ростовщика и как он очистил душу от скверны?
    Какие из советов отца сыну вы считаете самыми важными? В чём связь этих советов с Нагорной проповедью Христа?
    В чём значение искусства и почему “талант…чище всех должен быть душою”? В чём отличие мысли Гоголя от слов пушкинского Моцарта: “Гений и злодейство – две вещи несовместныые”?

  3. duglas1978 Ответить

    Вопросы
    для анализа повести Н.В.Гоголя «Портрет».

    Часть I.
    Чем недоволен
    Чартков, рассматривая картины в лавке
    на Щукинском дворе?
    Почему
    Чартков купил портрет старика на
    последний двугривенный?
    Какое значение
    имеет пейзаж в эпизоде возвращения
    Чарткова домой?
    Зачем так
    подробно описана комната Чарткова?
    Были ли у
    профессора основания опасаться, что
    Чартков станет модным живописцем?
    Почему
    купленный портрет тревожит Чарткова
    и не кажется ему произведением высокого
    искусства?
    Какие свойства
    Чарткова говорят о таланте художника?
    Прав ли
    Чартков, когда он думает, что портрет
    имеет “тайную связь с его судьбой”?
    Какие
    возможности даёт Чарткову неожиданно
    раскрытый клад, и как он его использует?
    Почему
    богатство возбуждает в Чарткове желанье
    славы?
    Почему мы
    узнаём имя и отчество Чарткова из
    газетной заметки?
    Над чем
    смеётся Гоголь, передавая болтовню
    дамы, заказывающей портрет дочери?
    Почему работа
    над портретом “завлекла”Чарткова?
    Что и почему ложно в портрете
    аристократической девушки?
    Почему в
    портретах, которые рисует Чартков,
    сходство уступает благообразию?
    Сравните
    облик Чарткова и обстановку его дома
    на Васильевском острове и на Невском
    проспекте. Как изменился он сам и его
    отношение к искусству и великим
    художникам?
    Почему
    “Золото сделалось… страстью, идеалом,
    страхом, целью” Чарткова?
    Чем отличается
    русский художник, усовершенствовавшийся
    в Италии, от Чарткова? Как вы думаете,
    о каком художнике и какой картине идёт
    речь?
    Почему
    потрясение от совершенной картины в
    Чарткове превращается в “зависть и
    бешенство”, почему он уничтожает
    талантливые произведения искусства?
    Отчего
    Чартков впал в “безнадёжное сумасшествие”
    и умер?
    Часть 2.
    Почему Гоголь
    сравнивает аукцион с погребальной
    процессией?
    Почему
    ростовщики необходимы “осадку
    человечества”, поселившемуся в Коломне,
    и отчего главным свойством ростовщика
    оказывается бесчувствие?
    Чем странен
    ростовщик, с которого писался портрет?
    Какие перемены
    происходят в людях, которые связывают
    себя с ростовщиком?
    Зачем ужасный
    ростовщик заказывает портрет художнику
    и почему тот соглашается его писать?
    Какие
    несчастия принёс художнику портрет
    ростовщика и как он очистил душу от
    скверны?
    Какие из
    советов отца сыну вы считаете самыми
    важными? В чём связь этих советов с
    Нагорной проповедью Христа?
    В чём значение
    искусства и почему “талант…чище всех
    должен быть душою”? В чём отличие мысли
    Гоголя от слов пушкинского Моцарта:
    “Гений и злодейство – две вещи
    несовместимые”?

  4. KreotoDR Ответить

    Вообщем дайте сайт или напиши ответы на эти вопросы очень очень надо пожалуууйста
    ( p,s давайте не будем стоить из себя самых умных и писать “аххаах я не знаю” или “в интернете посмотри” > < я прошу по человечески 1. Чем недоволен Чартков, рассматривая картины в лавке на Щукином дворе? 2. Почему Чартков купил портрет старика на последний двугривенный? 3. Какое значение имеет пейзаж в эпизоде возвращения Чарткова домой? 4. Зачем так подробно описана комната Чарткова? 5. Были ли у профессора основания опасаться, что Чартков станет модным живописцем? 6. Почему купленный портрет тревожит Чарткова и не кажется ему произведением высокого искусства? 7. Какие свойства Чарткова говорят о таланте художника? 8. Чем сон Чарткова с явлением старика и золота похож на видение Германна и в чем они отличны? 9. Какой рассказ Чехова напоминает вам разговор хозяина с Чартковым? 10. Какое искусство нарвится простому народу, судя по лавке на Щукином рынке и рассуждениям квартального и хозяина? Почему Гоголь иронизирует над любителями парадного искусства? 11. Прав ли Чартков, когда думает, что портрет имеет «тайную связь с его судьбой»? 12. Какие возможности дает Чарткову неожиданно раскрытый клад, и как он его использует? 13. Почему богатство возбуждает в Чарткове желанье славы? 14. Почему мы узнаем имя и отчество Чарткова из газетной заметки? 15. Над чем смеется Гоголь, передавая болтовню дамы, заказывающей портрет дочери? 16. Почему работа над портретом «завлекла» Чарткова Что и почему ложно в портрете аристократической девушки? 17. Почему Чартков вернулся к этюду Психеи? 18. Чем смешны претензии заказчиков? 19. Почему в портретах, которые рисует Чартков, сходство уступает благообразию? 20. Сравните облик Чарткова и обстановку его дома на Васильевском острове и на Невском проспекте. Как изменился он сам и его отношение к искусству и великим художникам? 21. Почему «Золото сделалось...страстью, идеалом, страхом, целью» Чарткова? 22. Чем отличается русский художник , усовершенствовавшийся в Италии, от Чарткова? Как вы думаете, о каком художнике и какой картине идет речь? 23. «Какая неизмеримая пропасть существует между созжанием и простой копией с природы», между подлинным искусством и ремеслом? 24. Почему потрясение от совершенной картины в Чарткове превращается в «зависть и бешенство», почему он уничтожает талантливые произведения искусства? 25. Отчего Чартков впал в «безнадежное сумасшествие» и умер. Часть 2. 1. Почему Гоголь сравнивает аукцион с погребальной профессией? 2. Почему ростовщики необходимы «осадку человечества», поселившемуся в Коломне, и отчего главным свойством ростовщика оказывается бесчувствие? 3. Чем странен ростовщик, с которого писался портрет? 4. Какие перемены происходят в людях, которые связываеют себя с ростовщиком? 5. Зачем ужасный ростовщик заказывает портрет художнику и почему тот соглашается его писать? 6. Какие несчастья принес художнику портрет ростовщика и как он очистил душу от скверны? 7. Какие из советов отца сыну вы считаете самыми важными? Вчем связь этих советов с Нагорной проповедью Христа? 8. В чем значение искусства и почему «талант ...чище всех всех должен быть душою»? В чем отличие мысли Гоголя от слов пушкинского Моцарта: «Гений и злодейство - две вещи несовместные»? 9. Почему художник завещает сыну истребить портрет ростовщика и отчего этого сделать не удается? 8 лет

  5. lasershot Ответить

    Тема урока: повесть «Портрет»
    Эпиграф:
    «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душой»
    Цель:
    Задачи:
    Орг. момент. Добрый день… Тема урока. Слайд №1 Сегодня мы завершаем знакомство с циклом произведений Гоголя «Петербургские повести»
    Вопросы:
    – какие произведения вошли в данный цикл? «Шинель» – тема маленького человека, «Невский проспект», «Записки сумасшедшего»
    – чем объединены эти повести?
    – общим идейным замыслом. Через все повести проходит образ столицы русского государства.
    3. Мотивация. Слайд №2 ( 57 сек)
    Тема Петербурга не являлась в 1830-е годы чем-то новым и неожиданным. В поэме «Медный всадник» Пушкин изобразил Петербург как город русской славы: Красуйся, град Петров,//И стой неколебимо, как Россия! И одновременно как город социальных контрастов. Вспомним бедного Евгения, сошедшего с ума….
    Тема Петербурга была расширена и углублена Гоголем. Его Петербург – это царство роскоши и власти, где богатая часть города полностью подчиняет себе бедную.
    Актуализация. Беседа по вопросам: -О чем это произведение? Какие проблемы в нем поднимает писатель?
    Целеполагание: Слайд №3 -какие задачи мы поставим перед собой?
    -мы попытаемся понять гоголевское видение мира,
    определить место повести в Петербургском цикле
    и осмыслить одну из центральных для писателя тем – назначение искусства.
    История создания повести – рассказывает Гончаров Миша – впервые повесть была напечатана в сборнике Арабески в 1835 году. Повесть начата одновременно с Невским проспектом в 1831. На первую редакцию повести в 1834 году Белинский написал резко отрицательный отзыв: портрет есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает…Вторая редакция опубликована в книжке Современника за 1842 год.
    Комментарии учителя: да, ободренный успехом «Вечеров…», Гоголь собрал статьи по искусству, лекции по истории и напечатал их вместе с повестью, надеясь в предисловии на великодушие читателя, а возможно успех «Пиковой дамы» Пушкина побудил Гоголя рассказать историю о человеке, которого погубила жажда золота. Уехав из России после скандала, связанного с Ревизором, Гоголь живет в Италии, окруженный великими произведениями искусства и современными русскими художниками, среди которых его особенно привлекал Александр Иванов, который писал картину «Явление Христа народу. Вероятно, именно эта картина упоминается в произведении. Критика Белинского и работа Иванова побудили Гоголя переделать повесть.
    Беседа по вопросам для анализа повести. 1) Слайд №4 – Вспомним, где мы впервые встречаем Чарткова? (в картинной лавке в Щукином дворе)
    2) какого он мнения о картинах? Или – Чем недоволен Чартков, рассматривая картины?
    3) почему Чартков купил портрет старика на последний двугривенный?
    (портрет поразил его, он увидел следы работы высокого художника)
    4) Какое значение имеет пейзаж в эпизоде возвращения Чарткова домой?
    5) Зачем так подробно описана комната художника? (показать его бедность)
    – какой Чартков художник?
    Слово учителя. Художника Чарткова мы встречаем в тот момент жизни, когда он с юношескою пылкостью любит высоту гения Рафаэля, Микеланджело, Корреджио и презирает ремесленные поделки, заменяющие искусство обывателю. Увидев в лавке странный портрет старика с пронзительными глазами, Чартков готов отдать последний двугривенный. Нищета не отнимает у него способность видеть красоту жизни и с увлечением работать над своими этюдами. он тянется к свету и не хочет превращать искусство в анатомический театр.
    – были ли у профессора основания опасаться, что Чартков станет модным живописцем? (Чартков по признанию его учителя талантлив, но нетерпелив и склонен к житейским удовольствиям, суете)
    – Почему купленный портрет тревожит Ч. и уже не кажется произведением высокого искусства? (легенда – сравнение с портретом Рафаэля; у одного художника в картинах есть свет, а у другого – буквальное подражание природе, работа не озаренная светом)
    – Почему Чарткову становится страшно? (лицо мертвеца, вставшего из могилы, и здесь мы впервые понимаем, что портрет несет какое-то зло, тревожит)
    Засыпая Ч думает о бедности и жалкой судьбе художника, о тернистом пути, предстоящем ему на этом свете. И видит сон….
    – расскажите сон. Остается четкое ощущение тяжести на ладони
    (Этот прием Гоголь подсмотрел у Пушкина в «Пиковой даме», когда Германн видит во сне старуху)
    -Что присходит в реальности? Слайд №
    – какие возможности дает Чарткову неожиданно найденный клад, и как он его использует? (Зачитать два варианта событий: 1– купить манкен, образцы, года 3 работать. Или купить одежду, снять прекрасную квартиру… здесь мы четко видим, как идет выбор между добром и злом).
    – почему богатство возбуждает желанье славы?
    О нем написали, сравнили с Тицианом, Вандиком. Это ему льстит.
    Почему мы узнаем имя Чарткова из газет?
    7. Анализ эпизода. Вспомним эпизод, где Чартков пишет портрет девушки в виде Психеи.
    – Над чем смеется Гоголь, передавая болтовню дамы, заказывающей портрет дочери?
    – почему работа над портретом завлекла Чарткова. Зачитать эпизод работы. Что и почему ложно в портрете аристократической девушки?
    Слово учителя. Деньги дают Чарткову возможность наслаждаться благополучием, вести светскую жизнь. Богатство и слава, а не искусство становятся его кумиром. Своим успехом Чартков обязан тем, что рисуя портрет светской барышни, который выходил у него скверным, он смог опереться на бескорыстное произведение таланта – рисунок Психеи. Но идеал был не живым и, только соединившись с впечатлениями реальной жизни, стал притягателен, а реальность обрела значительность идеала..
    Беседа. Чартков сделался модным живописцем во всех отношениях. Скажите, как он стал жить. Можно зачитать цитаты. Польстив ради успеха, он изменил чистоте искусства. И талант стал покидать Чарткова, изменил ему. Слава не может дать еаслаждение тому, кто украл ее, а не заслужил. И поэтому все чувства и порывы его обратились к золоту. Золото сделалось его страстью, идеалом, наслажденьем, целью. Но однажды произошло событие, которое перевернуло его жизнь. Расскажите об этом. Слайд № Зачитайте, что он испытал перед картиной Слайд № Но потрясение, испытанное Чартковым от прекрасной картины не пробуждает его к новой жизни, потому что для этого надо было убить в себе зло. Чартков избирает другой путь. Какой? Зачитайте сцену смерти Чарткова Он начинает изгонять из мира таланталивое искусство, скупать и резать великолепные полотны, убивать добро. И этот путь ведет его к сумасшествию и смерти.
    Что было причиной этих страшных превращений? Слабость человека перед соблазнами? Мистическое колдовство портрета ростовщика, собравшего в своем взгляде все зло мира? Спросите себя, а вы какой бы вариант предпочли?
    Пауза. Физминутка. Релаксация. II часть повести.
    Каков смысл двухчастной композиции повести. Слово учителя. Соседство 1 и 2 частей призвано убедить читателя? Гоголю, что зло способно овладеть любым человеком независимо от его нравственной природы.
    Проблемная ситуация. Зачитать высказывание Белинского о повести. Согласны ли вы с мнением критика? Аргументируйте. Расскажите историю портрета. Сопоставьте жизнь двух художников. Художник, написавший портрет ростовщика, уходит в монастырь, становится отшельником и достигает той духовной высоты, что позволяет ему написать рождество Иисуса Наставление, которое дает художник 20-летнему сыну: Мне говорили, что портрет этот ходит по рукам и зарождает в художнике чувство зависти, мрачной ненависти к брату, злобную жажду производить гоненья и угнетенья. Да хранит тебя всевышний от сих страстей! Нет их страшнее. Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, то чище всех должен быть душой. Человеку, который вышел из дому в светлой праздничной одежде, стоит только быть обрызнуту одним пятном из-под колеса, и уже весь народ указывает на него пальцем, толкует о его неряшестве, тогда как тот же народ не замечает множества пятен на других проходящих, одетых в будничные одежды. Ибо на будничных одеждах не замечаются пятна.
    Зачитать финал повести. Почему так заканчивается? Подведем итоги урока.
    Ученик. В повести отразились Учитель. Какие события: реальные или вымышленные отразились в повести?
    впечатления, полученные Гоголем от знакомства с жизнью и бытом художников Петербурга. Писатель в первые годы жизни в столице брал трижды в неделю уроки живописи в Академии художеств. Среди возможных прототипов гоголевского ростовщика исследователи называют известного в Петербурге ростовщика-азиата, который жил в Коломне. Современники, в частности актер , отмечали его запоминающееся лицо и выразительные глаза: «Бронзовое лицо его было татуировано разноцветными красками, черные зрачки его, как угли, блистали на желтоватых белках с кровяными прожилками…»
    В образе художника, чья гениальная картина поразила воображение Чарткова, угадываются черты А. Иванова. Его жизнь и творчество стали для Гоголя образцом истинной преданности искусству. Возможно, Иванов стал прототипом и другого персонажа – идеального старца-художника, о котором говорится во второй части повести.

  6. CHIРњ Ответить

    Чартков, ради успеха уступивший истину благообразию, перестает ощущать жизнь в ее многоцветности, изменчивости, трепете. Его портреты утешают заказчиков, но не живут, они не раскрывают, а закрывают личность, натуру. И несмотря на славу модного живописца, Чартков чувствует, что он не имеет никакого отношения к настоящему искусству. Замечательная картина художника, усовершенствовавшегося в Италии, вызвала в Чарткове потрясение. Вероятно, в восхищенном контуре этой картины Гоголь дает обобщенный образ знаменитого полотна Карла Брюллова «Последний день Помпеи» , прямой отзыв о которой помещен как статья во второй части сборника «Арабески» .
    Но потрясение, испытанное Чартковым от прекрасной картины не пробуждает его к новой жизни, потому что для этого надо было отказаться от погони за богатством и славой, убить в себе зло. Чартков избирает другой путь: он начинает изгонять из мира талантливое искусство, скупать и резать великолепные полотна, убивать добро. И этот путь ведет его к сумасшествию и смерти.
    Что было причиной этих страшных превращений: слабость человека перед соблазнами или мистическое колдовство портрета ростовщика, собравшего в своем обжигающем взгляде зло мира? Гоголь двойственно отвечал на этот вопрос. Реальное объяснение судьбы Чарткова столь же возможно, как и мистическое. Сон, приводящий Чарткова к золоту, может быть и осуществлением его подсознательных желаний, и агрессией нечистой силы, которая поминается всякий раз, как речь заходит о портрете ростовщика. Слова «черт» , «дьявол» , «тьма» , «бес» оказываются в повести речевой рамой портрета.

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *