Почему борис и глеб стали первыми русскими святыми?

14 ответов на вопрос “Почему борис и глеб стали первыми русскими святыми?”

  1. Adeloff Ответить

    Поступки Бориса и Глеба непоказные, они искренне благодарят Бога за свою жизнь, просят у него успокоения. Эта вера воздается братьям на небесах. Когда умирает Глеб, его душа встречается с душой Бориса, и оба брата счастливы этому. Они получают вечный покой, а на месте их захоронения происходят различные чудеса. Помимо этого, с помощью Ярослава Бориса и Глеба причисляют к лику святых.
    Святость заключается в непротивлении злу. Борис и Глеб не встали против собственного брата, не стали ввязываться в междоусобные войны. Иначе они могли бы сокрушить идеалы христианской веры. Брат против брата – это не то, чему учит Бог, и братья это понимали. Поэтому они не стали злом отвечать на то зло, которое учинил Святополк. Они смирились и дали свои жизни в жертву. В жертву братским и семейным отношениям, ведь Святополк – старший сын, а старшинство в семьях играло большую роль. В жертву истинной вере. А также в жертву всей Руси, ведь междоусобные войны могли вернуть Русь к язычеству, а Борис и Глеб хотели продолжать дело своего отца, который крестил Русь.
    Борис и Глеб отказываются поднять руку с мечом на своего брата, который позволил себе братоубийственный замысел. Братья могли сохранить свою жизнь, отправив на войну свои войска. Борис и Глеб могли также сохранить свою власть. Однако власть для них не так важна, как важны принципы христианской веры. Братья решают остаться смиренными до конца своих дней, остаться верными себе и Богу. Борис и Глеб стали первыми русскими мучениками, которые добровольно приняли смерть от рук неприятеля, которого уважали и ценили. В повествовании Бориса и Глеба называют страстотерпцами. Они приняли мучения от своего брата Святополка, показав и ему, и окружающим, что вера в Бога важнее всего на свете.
    В «Сказании» Бориса и Глеба называют святыми еще до их гибели. Это говорит о том, что святость братьев была предопределена с самого их рождения. Бог приготовил для них такую судьбу, и Борис с Глебом не стали ей противиться.

  2. j00k Ответить

    Владимир незадолго до своей смерти призвал Бориса в Киев. Он дал сыну войско и направил в поход против печенегов. Вскоре князь ушел из жизни. Его старший сын Святополк самовольно объявил себя великим князем Киевским. Святополк воспользовался тем, что Борис был в походе. Однако святой и не собирался противиться этому решению. Он распустил свое войско со словами: “Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!”
    Вот только Святополк все равно боялся, что Борис захочет отнять у него престол. Он приказал убить брата. Борис знал об этом, но не стал скрываться. На него напали с копьями прямо во время молитвы. Случилось это 24 июля 1015 года (6 августа по новому стилю) на берегу реки Альты. Своим убийцам он сказал: “Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам”. Тело Бориса привезли в Вышгород и втайне от всех положили в храме во имя святого Василия Великого.
    Вскоре Святополк убил второго брата. Глеб в то время жил в Муроме. Глеб тоже знал, что его хотят убить, но междоусобная война для него была страшнее смерти. Убийцы настигли князя в устье реки Смядыни, рядом со Смоленском.

  3. beg2012 Ответить

    Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб


    …Борис и Глеб получили себе венцы нетленные, их жертва способствовала христианской вере на Руси,
    а их молитвенная помощь сопровождала русских князей в истории.
    Чтобы понять первых русских святых, необходимо разобраться в перевороте, который произошел в общественном сознании в X-XI веках после принятия христианства на Руси.
    Языческое мировоззрение было основано на вере, что в загробной жизни человек будет тем, кем он был на земле. Если умер на коне, навечно будет хозяином. Если умер рабом — навсегда раб.
    Почетно умереть с оружием в битве и навсегда остаться воином. Сила вызывает уважение. Кто слаб — сам виноват. Отец снабжал наследника только мечом, остальное нужно было добыть самому. При погребении язычников, с покойником хоронили нажитое им имущество, вплоть до кораблей и жен. Все это понадобится в будущей жизни.

    Владимир-язычник. В.М. Васнецов.
    Христианство проповедует совсем иной подход. Притча о богаче и Лазаре (Лука, 16:19-31) показывает, что вечная жизнь не зависит от мирских благ. Нищий в раю за смирение, богач в аду за гордость. Нагим человек приходит в мир, нагим и уходит (Еккл.5:14), богатство с собой в могилу не возьмешь.

    Владимир беседует с греческим философом.
    Как воспринять эту идею? Как перейти от жажды наживы к нестяжательству? Необходим личный пример.
    Великий князь Владимир Святой подавал пример своим поданным, отказавшись от гарема, отменив смертную казнь, распорядившись оказывать помощь больным и бедным. Прекратились тризны и захоронения имущества.

    Крещение Руси. В. Васнецов.
    Старшие дети Владимира были рождены во то время, когда князь пытался ещё укрепить языческую веру. Страсти тогда кипели нешуточные. Святополк родился от гречанки, бывшей монахини, которую Владимир взял в жены после брата, который им был свергнут с престола. Ярослав родился от Рогнеды Полоцкой, у которой Владимир убил отца и братьев. А затем сама Рогнеда пыталась убить Владимира, приревновав к Анне Византийской. Тогда на глазах четырехлетнего Ярослава Владимир чуть не расправился с бывшей женой.

    Лосенко. Владимир и Рогнеда.
    Борис и Глеб были младше, родились примерно в годы Крещения Руси, и с самого детства воспитывались в христианской вере. Их мать была из Волжской Булгарии.
    Когда сыновья Великого князя стали взрослеть, Владимир поручил им управлением территориями. Это было принято на Руси, но впервые все земли были отданы в управление великокняжеским сыновьям. Назначение княжичей правителями земель было необходимо для единства управления, преодоления местного сепаратизма.

    Однако назначение родственников на управленческие должности не способствует эффективности управления. Княжеские сыновья склонны были проявлять самоуправство, и их сложно привлечь к ответственности.
    Святополк, получивший в княжение туровскую землю (южная Белоруссия), заключил союз с польским королем, и в 1013 году попытался выступить против отца. За что был посажен Владимиром в тюрьму в Киеве.
    Ярослав, получивший в управление богатейший Новгород, зимой 1014 года решил не отправлять отцу дань. (То есть присвоить себе налоги с Новгородской земли). Владимир начал готовиться к войне с другим сыном. В это время прошел слух, что на Киев наступают печенеги. Поход на Новгород был отложен, войско с княжичем Борисом отправлено в степь. В это время летом 1015 года Владимир Святой внезапно умирает.

    Владимир отправляет Бориса на границу.
    Святополк присутствует при погребении Владимира.
    Кто из сыновей унаследует великое княжение? Начнется ли братоубийственная война как было между Владимиром и Ярополком?
    Владимир при жизни считал наследником сына Бориса, считая его верным сыном и продолжателем своей политики. В княжение Борису было вначале определена Волынь (Западная Украина), затем Муром (один из древнейших городов), затем Ростовская земля. Однако Владимир не отпустил сына в Ростов и держал его при себе в Киеве, намереваясь передать ему великое княжение. Борис был женат на Эгнес, датской принцессе. (см. «Генеалогия древнерусских князей. Е.В. Пчелов)
    Борису было поручено оборонить Киев от печенегов.

    Войско Бориса в походе. Миниатюра из жития.
    После смерти Владимира в самом выгодном положении оказался Святополк. Узы киевской тюрьмы не были тяжелыми для княжеского сына, видимо — это был домашний арест. Зато он один оказался в столице во время смерти отца. И не замедлили воспользоваться своим положением. Святополк объявляет себя великим князем, и его задача — избавиться от соперников, скорей, пока они не предприняли что-то.
    Основной соперник — Борис, и к нему незамедлительно посланы убийцы. Что делает князь? Он отказывается поступать как язычник. Он не включается в борьбу за власть, он христианин. Он предпочитает пострадать, но не идти против совести. Примеру Бориса следует Глеб.

    И это стало нравственной победой святых братьев. Впечатление от их поступка было настолько велико, что вся земля признает их святыми. Это был переворот от языческого сознания, от властолюбия и наживы, к христианству, достижению духовного и нравственного идеала.
    Святополк убил конкурентов, но проиграл. Его власть ничего не дала ему. Он сгинет в безумии неизвестно где.

    Смерть Святополка. Б.Чириков.
    А Борис и Глеб становятся нравственными образцами. Люди увидели в них князей, не ценящих власть больше всего, но поступающих по совести.
    У Владимира были и другие сыновья, погибшие в усобице. Святослав, князь Древлянский, был убит Свтополком, но не причислен к лику святых, потому что включился в борьбу за власть и собирался привести венгерское войско на помощь.
    Остаётся ещё Ярослав. Победитель.

    Он с оружием в руках пошел на брата. Но он не проклят как Святополк. Недаром Ярослав имел прозвище Мудрый. Многолетними трудами, постройкой храмов, принятием законов заслужил он быть причисленным к благоверным князьям, являя собой образец выдающегося правителя.

    А Борис и Глеб получили себе венцы нетленные, их жертва способствовала христианской вере на Руси, а их молитвенная помощь сопровождала русских князей в истории.
    Актуальна эта история и в наши дни. Современное мировоззрение близко к языческому. Борьба за власть и наживу, стремление к материальному накоплению, популярность колдунов и ведьм, презрение к «лузерам», «лохам». И так нужны сейчас моральные примеры нестяжательства, милосердия, доброты.

  4. bill2005 Ответить

    Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб. Память совершается 6 августа.
    …Борис и Глеб получили себе венцы нетленные, их жертва способствовала христианской вере на Руси, а их молитвенная помощь сопровождала русских князей в истории.
    Чтобы понять первых русских святых, необходимо разобраться в перевороте, который произошел в общественном сознании в X-XI веках после принятия христианства на Руси.
    Языческое мировоззрение было основано на вере, что в загробной жизни человек будет тем, кем он был на земле. Если умер на коне, навечно будет хозяином. Если умер рабом — навсегда раб.

    Почетно умереть с оружием в битве и навсегда остаться воином. Сила вызывает уважение. Кто слаб — сам виноват. Отец снабжал наследника только мечом, остальное нужно было добыть самому. При погребении язычников, с покойником хоронили нажитое им имущество, вплоть до кораблей и жен. Все это понадобится в будущей жизни.

    Владимир-язычник. В.М. Васнецов.
    Христианство проповедует совсем иной подход. Притча о богаче и Лазаре (Лука, 16:19-31) показывает, что вечная жизнь не зависит от мирских благ. Нищий в раю за смирение, богач в аду за гордость. Нагим человек приходит в мир, нагим и уходит (Еккл.5:14), богатство с собой в могилу не возьмешь.

    Владимир беседует с греческим философом.
    Как воспринять эту идею? Как перейти от жажды наживы к нестяжательству? Необходим личный пример.
    Великий князь Владимир Святой подавал пример своим подданным, отказавшись от гарема, отменив смертную казнь, распорядившись оказывать помощь больным и бедным. Прекратились тризны и захоронения имущества.

    Крещение Руси. В. Васнецов.
    Старшие дети Владимира были рождены в то время, когда князь пытался ещё укрепить языческую веру. Страсти тогда кипели нешуточные. Святополк родился от гречанки, бывшей монахини, которую Владимир взял в жены после брата, который им был свергнут с престола. Ярослав родился от Рогнеды Полоцкой, у которой Владимир убил отца и братьев. А затем сама Рогнеда пыталась убить Владимира, приревновав к Анне Византийской. Тогда на глазах четырехлетнего Ярослава Владимир чуть не расправился с бывшей женой.

    Лосенко. Владимир и Рогнеда.
    Борис и Глеб были младше, родились примерно в годы Крещения Руси, и с самого детства воспитывались в христианской вере. Их мать была из Волжской Булгарии.
    Когда сыновья Великого князя стали взрослеть, Владимир поручил им управление территориями. Это было принято на Руси, но впервые все земли были отданы в управление великокняжеским сыновьям. Назначение княжичей правителями земель было необходимо для единства управления, преодоления местного сепаратизма.

    Однако назначение родственников на управленческие должности не способствует эффективности управления. Княжеские сыновья склонны были проявлять самоуправство, и их сложно привлечь к ответственности.
    Святополк, получивший в княжение туровскую землю (южная Белоруссия), заключил союз с польским королем, и в 1013 году попытался выступить против отца. За что был посажен Владимиром в тюрьму в Киеве.
    Ярослав, получивший в управление богатейший Новгород, зимой 1014 года решил не отправлять отцу дань. (То есть присвоить себе налоги с Новгородской земли). Владимир начал готовиться к войне с другим сыном. В это время прошел слух, что на Киев наступают печенеги. Поход на Новгород был отложен, войско с княжичем Борисом отправлено в степь. В это время летом 1015 года Владимир Святой внезапно умирает.

    Владимир отправляет Бориса на границу.
    Святополк присутствует при погребении Владимира.
    Кто из сыновей унаследует великое княжение? Начнется ли братоубийственная война как было между Владимиром и Ярополком?
    Владимир при жизни считал наследником сына Бориса, считая его верным сыном и продолжателем своей политики. В княжение Борису было вначале определена Волынь (Западная Украина), затем Муром (один из древнейших городов), затем Ростовская земля. Однако Владимир не отпустил сына в Ростов и держал его при себе в Киеве, намереваясь передать ему великое княжение. Борис был женат на Эгнес, датской принцессе. (см. «Генеалогия древнерусских князей. Е.В. Пчелов)
    Борису было поручено оборонять Киев от печенегов.

    Войско Бориса в походе. Миниатюра из жития.
    После смерти Владимира в самом выгодном положении оказался Святополк. Узы киевской тюрьмы не были тяжелыми для княжеского сына, видимо — это был домашний арест. Зато он один оказался в столице во время смерти отца. И не замедлил воспользоваться своим положением. Святополк объявляет себя великим князем, и его задача — избавиться от соперников, скорей, пока они не предприняли что-то.
    Основной соперник — Борис, и к нему незамедлительно посланы убийцы. Что делает князь? Он отказывается поступать как язычник. Он не включается в борьбу за власть, он христианин. Он предпочитает пострадать, но не идти против совести. Примеру Бориса следует Глеб.

    И это стало нравственной победой святых братьев. Впечатление от их поступка было настолько велико, что вся земля признает их святыми. Это был переворот от языческого сознания, от властолюбия и наживы, к христианству, достижению духовного и нравственного идеала.
    Святополк убил конкурентов, но проиграл. Его власть ничего не дала ему. Он сгинет в безумии неизвестно где.

    Смерть Святополка. Б.Чириков.
    А Борис и Глеб становятся нравственными образцами. Люди увидели в них князей, не ценящих власть больше всего, но поступающих по совести.
    У Владимира были и другие сыновья, погибшие в усобице. Святослав, князь Древлянский, был убит Святополком, но не причислен к лику святых, потому что включился в борьбу за власть и собирался привести венгерское войско на помощь.
    Остаётся ещё Ярослав. Победитель.

    Он с оружием в руках пошел на брата. Но он не проклят как Святополк. Недаром Ярослав имел прозвище Мудрый. Многолетними трудами, постройкой храмов, принятием законов заслужил он быть причисленным к благоверным князьям, являя собой образец выдающегося правителя.

    А Борис и Глеб получили себе венцы нетленные, их жертва способствовала христианской вере на Руси, а их молитвенная помощь сопровождала русских князей в истории.
    Актуальна эта история и в наши дни. Современное мировоззрение близко к языческому. Борьба за власть и наживу, стремление к материальному накоплению, популярность колдунов и ведьм, презрение к «лузерам», «лохам». И так нужны сейчас моральные примеры нестяжательства, милосердия, доброты.
    Читайте также:

    Святые благоверные князья Борис и Глеб

  5. alexandervostres Ответить

    Святые Борис и Глеб… Два сына равноапостольного князя Владимира, которые для меня снимают все споры о степени приятия христианства на Руси.
    В дохристианской Римской империи силовое решение вопроса о власти считалось нормой. В православной Восточно-Римской империи (которую непонятно почему называют Византией) тоже. Хотя восторга это не вызывало. Но что же делать: если ты пожалеешь, тебя потом не пожалеют. А значит, ничего не поделать.
    В языческой истории ранней Руси прав тот, у кого сила. И мы видим яростную уверенность в достоинстве коварства и силы у первых Рюриковичей. То есть власть устроена почти одинаково и в Константинополе, и в Новгороде-Киеве… И поступок Бориса и Глеба совершенно несуразный по логике любой власти той эпохи.
    Но что же произошло? Отчего народ воспринял “ненормальное”, с тогдашней точки зрения, поведение Бориса и Глеба как подвиг? Их очень скоро прославили в лике святых. Исторически в ничтожно короткие сроки. Но это без почитания – дело невозможное!
    Между тем, эта их позиция, позиция “слабости”, даже сейчас вызывает вопросы: почему все-таки не защищались, ведь у них были возможности, дружины, они могли бороться, ведь справедливость, правота была на их стороне!
    Почему бы не покарать злодеев, не поднять оружие? Это многим и сейчас непонятно, это и вовсе непонятно с точки зрения государственной логики, государственных интересов.
    Но таково истинное следствие крещения Руси. Резкий разрыв со всей древнеримской традицией ради Христа. Вслед за поразительным стремлением Владимира отменить смертную казнь, накормить и одеть каждого на Руси (и всё это — из Священного Писания, из Деяний святых апостолов), наступил черёд свидетельствовать его сыновьям, какие они христиане. Свидетельство вышло предельное. Ради Христа, ответили Борис и Глеб, можно отдать жизнь и отказаться идти на брата. А народ понял и принял это свидетельство.
    Огромный поворот. Возможно, он породил для Руси и много проблем, по-своему, странных. Когда в условиях феодальной раздробленности князья-родственники медлили и не решались “съесть” друг друга. Конечно, и среди них были жестокие и готовые на всё ради власти люди. Но большинство всё же находилось под впечатлением от этого подвига. И им было сложнее начать друг друга резать и убивать с прежним спокойствием и уверенностью, что общество всё это оправдает и восхвалит. Поскольку общество изменилось.
    Появилось чёткое понимание: братоубийство — это грех. И князья делят землю с оглядкой на христианство. Очень сложно, пытаясь как-то договориться, целуя крест… Впрочем, всё равно согрешая, обманывая, а иногда — вероломно губя братьев. Однако лишь когда ослабнет влияние Церкви; когда придут последовательно Смута и Раскол, уже в XVIII веке, мы увидим, на фоне имперского величия как вернётся в страну прежнее восприятие борьбы за власть. Лишённое памяти о Борисе и Глебе. Когда против законных властителей их родственники будут поднимать гвардию, тайно убивать их, бросать в застенки, душить, и так вплоть до 1825 года… Впрочем, это уже начало времени, когда общество стало грезить новыми идеями.
    А возвращаясь к Борису и Глебу, то если б не сохранилось никаких иных сведений о том, как же сильно повлияло на Русь святое крещение, то есть они. Сами по себе. Верное доказательство. Русь не крестилась лишь формально, она не просто согнулась под княжеской сильной рукой. Она в массе народа восприняла Царство Небесное как подлинную цель человеческой жизни. И сама стала источником благовестия.
    Несмотря на все изъяны и все грехи, какие совершались и совершаются. Нет, наша история не безгрешна, совсем не безгрешна. Увы. Но в ней, первыми (вслед за мучениками-варягами, убитыми при Владимире-язычнике), пали ради Христа сыновья крестителя Руси. Наши. Великие в своей слабости братья-князья. Святые Борис и Глеб.

  6. kotdim2 Ответить


    6 августа Церковь чтит память святых мучеников Бориса и Глеба. Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира Киевского. Они родились незадолго до Крещения Русской Земли и были воспитаны в духе христианской веры. Старший из братьев — Борис получил хорошее образование. Глеб разделял стремление своего брата посвятить свою жизнь исключительно служению Богу. Братья отличались милосердием и добротой, подражая примеру своего отца — князя Владимира, который был милосердным и отзывчивым.
    Содержание:
    Житие князей Бориса и Глеба
    Мученический подвиг князей Бориса и Глеба
    Почитание святых Бориса и Глеба
    Храмы в честь святых Бориса и Глеба

    Житие князей Бориса и Глеба

    Борис и Глеб были сыновьями великого князя Владимира Киевского (ок. 960 — 28.07.1015 г.) от его жены византийской царевны Анны (963 — 1011/1012 гг.) из Армянской династии, единственной сестры правящего императора Византии Василия II (976-1025 гг.). При святом крещении Борис получил имя Роман, а Глеб — имя Давыд. С раннего детства братья воспитывались в христианском благочестии. Любили читать Священное Писание, творения святых отцов. Горячо желали подражать подвигу Божиих угодников. Борис и Глеб отличались милосердием, добротой, отзывчивостью и скромностью.
    Еще при жизни князя Владимира Борис получил в удел Ростов, а Глеб — Муром. Управляя своими княжествами, они проявили мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении Православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди людей. Молодые князья были искусными и храбрыми воинами. Незадолго до своего преставления, их отец великий князь Владимир призвал к себе старшего брата — Бориса и отправил его с многочисленным войском против безбожных печенегов. Однако печенеги, испугавшись силы князя Бориса и мощи его войска, бежали в степи.
    После кончины в 1015 году Владимира Великого его старший сын от гречанки, вдовы киевского князя Ярополка Святославича (?—11.06.978 г.), Святополк (ок. 979 — 1019 гг.) объявил себя великим Киевским князем. Узнав о смерти отца, князь Борис сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но смиренный Борис распустил войско, не желая междоусобной распри:
    Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!
    Святополк был изрядно коварным и властолюбивым человеком, не верил искренности слов своего брата Бориса и видел в нем лишь соперника, на стороне которого был народ. Тут же Святополк решился на страшное преступление, подослав к Борису убийц. Борис был извещен об этом, но не стал скрываться. Вспоминая подвиги первых христианских мучеников, он с готовностью встретил смерть. Подосланные Святополком убийцы настигли Бориса за утреней в воскресный день 24 июля (с.ст.) 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. После богослужения преступники ворвались в княжеский шатер и пронзили копьями Бориса.
    Печать Святополка
    Слуга святого князя Бориса Георгий Угрин бросился на защиту своего господина, но тут же был убит. Однако Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он стал молиться, а потом обратился к убийцам:
    Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам.
    Тогда один из убийц подошел и пронзил его копьем. Слуги Святополка повезли тело Бориса в Киев, по дороге им встретились два варяга, посланных Святополком, чтобы ускорить дело. Варяги заметили, что князь еще жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них мечом пронзил его сердце. Тело страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.
    После этого Святополк решился убить младшего брата — Глеба. Святополк вызвал Глеба из Мурома и отправил ему навстречу дружинников, чтобы они умертвили его на пути. В это время князь Глеб узнал о кончине отца и братоубийственном преступлении Святополка. Скорбя об этом, Глеб, как и ранее Борис, предпочел мученическую кончину братской войне. Убийцы встретили Глеба в устье реки Смядыни, недалеко от Смоленска. Убийство князя Глеба произошло 5 сентября 1015 года. Тело Глеба убийцы погребли в гробу, состоящем из двух выдолбленных бревен.

    Мученический подвиг князей Бориса и Глеба

    Жизнь страстотерпцев князей русских Бориса и Глеба была принесена в жертву основному христианскому доброделанию — любви. Братья своей волей показали, что за зло нужно воздавать добром. Это было еще ново и непонятно для Руси, привыкшей к кровной мести.
    Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить (Мф. 10, 28).
    Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека. «Видите ли, братия, — говорит преподобный Нестор Летописец, — как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые».
    Русские князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но властолюбивый Святополк оказался наказан за братоубийство. В 1019 году Киевский князь Ярослав Мудрый (ок. 978 — 20.02.1054 гг.) — единокровный брат Бориса и Глеба, один из сыновей князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка.
    Сказание о Борисе и Глебе» (лицевые миниатюры из Сильвестровского сборника XIV века). 1.Борис и Глеб удостаиваются Христом мученических венцов. 2. Борис идет на печенегов
    По промыслу Божию, решающая битва произошла на поле у реки Альты, где был убит князь Борис. Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно библейскому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад.
    «С того времени, — пишет летописец, — затихла на Руси крамола». Кровь, пролитая братьями Борисом и Глебом ради предотвращения междоусобных распрей, оказалась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси.

    Почитание святых Бориса и Глеба

    Благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб не только прославлены от Бога даром исцелений, но они — особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, святому князю Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242 год), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380 год). Рассказывают и о других случаях заступничества святых во время войн и вооруженных конфликтов в позднейшие времена.
    Явление Бориса и Глеба перед Невской битвой
    Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Служба святым была составлена митрополитом Киевским Иоанном I (1008—1035 гг.).
    Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы разыскать останки князя Глеба, бывшие непогребенными 4 года, и совершил их погребение в Вышгороде, в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса. Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы, и от них совершалось много чудотворений.
    Один варяг неблагоговейно стал на могилу святых братьев, и внезапно исшедшее пламя опалило ему ноги. От мощей святых князей получил исцеление хромой отрок, сын жителя Вышгорода: князья-страстотерпцы Борис и Глеб явились отроку во сне и осенили крестом больную ногу. Мальчик пробудился от сна и встал совершенно здоровым.
    Благоверный князь Ярослав Мудрый построил на месте сгоревшей церкви каменный пятиглавый храм, который был освящен 24 июля 1026 года митрополитом Киевским Иоанном с собором духовенства.
    Годом канонизации святых страстотерпцев принято считать 1072. Они стали первыми русскими святыми. Однако известно, что греческие архиереи, которые в то время возглавляли Русскую Церковь, без особого энтузиазма отнеслись к прославлению русских святых. Но большое количество чудес, исходивших от мощей святых страстотерпцев, и народное почитание сделали свое дело. Грекам, наконец, пришлось признать святость русских князей. В народном предании святые князья, прежде всего, фигурируют как заступники земли Русской. В честь святых было сочинено немало молитвословий, включая уникальные, знаменитые житийные Паремии, которые сохранялись в русской Богослужении вплоть до начала XVII века.
    Число икон, медного литья и других изображений святых Бориса и Глеба — огромно. Практически в любом историческом музее, посвященном древнерусской иконописи, сегодня можно найти иконы святых самых разных размеров и уровней иконописного мастерства.
    Святые князья Борис и Глеб на конях. Икона XIV века. Москва, ГТГ
    Святые Владимир, Борис и Глеб с житием Бориса и Глеба. Икона, Москва, первая половина XVI века. ГТГ
    Святые князья-страстотерпцы Борис и Глеб. Псковская икона XIV век. СПб, Русский музей
    Известны также и собственно старообрядческие иконы Бориса и Глеба. Так, после церковного раскола большое распространение получили литые иконы святых, коих существует около 10 разных вариантов.
    Старообрядческая икона Бориса и Глеба. XVIII век
    Также в честь святых названо несколько городов и населенных пунктов.
    Установлены следующие дни почитания святых Бориса и Глеба:
    15 мая — перенесение мощей святых мучеников князей русских Бориса и Глеба, во святом крещении нареченных Роман и Давыд (1072 и 1115 гг.);
    2 июня — первое перенесение мощей святых мучеников Бориса и Глеба (1072 г.);
    6 августа — совместное празднование святым Борису и Глебу;
    24 августа — перенесение ветхих рак святых страстотерпец князей Бориса и Глеба от Вышгорода в Смоленск (1191 г.);
    18 сентября — успение святого и благоверного князя Глеба, по плоти брата святого Бориса (1015 г.).

    Библиотека Русской веры
    Канон святым мученикам Борису и Глебу →

    Читать онлайн
    Тропарь, глас 2
    Правдивая страстотерпца, и истинная Евангелию Христову послушателя, целомудреный Романе, с незлобивым Давыдом, не сопротив стаста врагу сущу брату, убивающему телеса ваю, душама же коснутися немогущу. Да плачется убо злый властолюбец, вы же радующася с лики ангельскими, предстоита Святей Троице. Молитася о державе сродник ваших богоугодне быти, и сыновом русским спастися.
    Кондак, глас 3
    Восия днесь преславная память ваю благородная страстотерпца Христова, Романе и Давыде, созывающее нас к похвалению Христа Бога нашего. Тем притекающее к рацее мощей ваю, исцеления дар приемлем, молитвами ваю святая, вы бо божественная врача еста.

    Храмы в честь святых Бориса и Глеба

    Интересно, что почитание святых Борис и Глеба в древней Руси было куда более распространено, чем даже почитание святых равноапостольного князя Владимира и княгини Ольги. Особенно заметно это по числу храмов, построенных во имя этих святых. Их число достигает нескольких десятков.
    Строительство церквей в честь святых князей русских Бориса и Глеба было обширно на протяжении всей истории русской Церкви. В домонгольский период это, прежде всего, церковь в Вышгороде, куда постоянно совершались паломничества.
    Борисоглебский храм в Вышгороде. Восстановленная после войны церковь XIX века
    В честь святых Бориса и Глеба были созданы монастыри: Новоторжский, в Турове, Нагорный в Переславле-Залесском. К началу 70-х гг. XI в. на местах гибели обоих князей были сооружены деревянные церкви, которые со временем были заменены каменными. Одним из центров почитания князей Бориса и Глеба являлся монастырь на Смядыни. В XII в. был воздвигнут существующий поныне Борисоглебский собор в Чернигове.
    Аналогичные каменные постройки появились в Рязани, Ростово-Суздальской земле, Полоцке, Новгороде, Городне и других.
    Посвящение храмов и монастырей Борису и Глебу не прекращалось и в последующее время. Борисоглебские храмы были построены: в Ростове, Муроме, Рязани, в с.Любодицы (ныне Бежецкий район Тверской области). Несколько церквей были посвящены Борису и Глебу в Новгороде: на воротах кремля, «в Плотниках».
    Борисоглебский собор в Чернигове
    Значительное число Борисоглебских храмов существовало в Москве и предместьях города: у Арбатских ворот, на Поварской улице, верхний храм церкви в Зюзине, а также в Подмосковье.
    В XIV — начале XX вв. существовали монастыри во имя Бориса и Глеба: Ушенский на берегу реки Ушны близ Мурома, в Новгороде «с Загзенья», в Полоцке, на реке Сухоне в Тотемском уезде Вологодской губернии, в Сольвычегодске, в Можайске, в Переславле-Залесском «на песках», в Суздале, в Чернигове.
    Церковь святых Бориса и Глеба в с. Кидекша Суздальского района Владимирской области. 1152 год
    В 1660 г. иноки Межигорского Преображенского монастыря получили грамоту от царя Алексея Михайловича на построение обители «на крови» Бориса, однако монастырь по неизвестным причинам не был создан. В 1664 г. протопоп переяславского Успенского собора Григорий Бутович поставил здесь каменный крест. В конце XVII в. упоминается храм во имя Бориса и Глеба неподалеку от места гибели Бориса.
    В настоящее время действующими являются первый на Руси Новоторжский Борисоглебский монастырь в г. Торжок Тверской области, Борисоглебский на Устье мужской монастырь в поселке Борисоглебском Ярославской области, Борисоглебский монастырь в Дмитрове, Аносин во имя Бориса и Глеба, Борисоглебский женский монастырь в Истринском районе Московской области, Борисоглебский женский монастырь в селе Водяное Харьковской области, Украина.
    Церковь святых Бориса и Глеба в «Плотниках» в Великом Новгороде. 1536 год
    В Русской Православной Старообрядческой Церкви, Русской Древлеправославной Церкви и других старообрядческих согласиях нет ни одного храма, посвященного святым князьям — страстотерпцам Борису и Глебу. Что, надо признать, свидетельствует об упадке почитания русских святых в старообрядчестве. Вместе с тем надо отметить, что страстотерпцы по-прежнему почитаются в южнославянских странах, а в Московской Патриархии периодически открываются новые храмы и монастыри во имя этих святых.
    Борисоглебский монастырь в Торжке

  7. alsv70 Ответить

    Нестор рассказывает, как в 1015 году Ярослав (ок. 978-1054) не дал отцу дани и киевский князь велел «исправлять дороги и мостить мосты», чтобы идти с войском на Новгород. Только внезапная болезнь и смерть Владимира остановила распрю между отцом и сыном. Но эта смерть стала причиной усобицы между братьями — наследниками Русской земли. Святополк успел захватить Киев. Любимый сын Владимира Борис в это время находился с отцовской дружиной в походе против печенегов. Дружинники советовали Борису занять престол отца, но он отказался поднять меч против старшего брата. Тогда убийцы, подосланные Святополком, расправились с Борисом. Настал черед Глеба, которого Святополк заманил в Киев: его убили по дороге из Мурома. Святослав пытался бежать из древлянской земли, но и его настигли убийцы.

    Борис и Глеб (древнерусская икона).
    Узнав о расправе Святополка над братьями, Ярослав обратился за помощью к новгородцам. С варяжской дружиной и новгородским войском он подошел к Киеву и разбил Святополка. Тот, опираясь на поляков и печенегов, пытался вернуть себе престол, но Ярослав удержал Киев. Святополк, прозванный Окаянным за убийство братьев, погиб в изгнании. Усобицы между князьями-братьями несли страшные бедствия Русской земле. Новая церковь увещевала князей, просила их прекратить распри. Примером преданности старшему брату, который должен быть прочим братьям «в отца место», стали Борис и Глеб. Русская церковь признала их святыми покровителями всей Русской земли и княжеского рода, от которого зависело ее единство.

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *