Почему была проведена церковная реформа каковы были ее цели?

12 ответов на вопрос “Почему была проведена церковная реформа каковы были ее цели?”

  1. ОрбИт_бЕЗ_сАхАрА Ответить

    1653-1655: Патриарх Никон провел церковные реформы. Было введено крещение тремя пальцами, поясные поклоны вместо земных, исправлены по греческим образцам иконы и церковные книги. Эти изменения вызвали протест широких слоев населения. Но Никон действовал жестко и без дипломатического такта, в результате спровоцировав церковный раскол.
    1666-1667: Проходил Церковный Собор. Он поддержал церковную реформу, углубив раскол в Русской православной церкви.
    Усиливающаяся централизация Московского государства требовала централизованной церкви. Необходима была ее унификация — введение одинакового текста молитвы, одного и того же типа богослужения, одних и тех же форм магических обрядов и манипуляций, составляющих культ. С этой целью во время правления Алексея Михайловича патриархом Никоном была проведена реформа, оказавшая значительное влияние на дальнейшее развитие православия в России. За основу изменений была взята практика богослужений в Византии.
    Помимо изменений в церковных книгах, нововведения касались порядка богослужения:
    – крестное знамение надо было творить тремя пальцами, а не двумя;
    – крестный ход вокруг церкви совершать не по солнцу (с востока на запад, посолонь), а противу солнца (с запада на восток);
    – вместо земных поклонов надо делать поясные;
    – крест почитать не только восьми- и шестиконечный, но и четырехконечный;
    – аллилуйю петь три раза, а не два и некоторые другие.
    Реформа была провозглашена на торжественной службе в московском Успенском соборе в так называемую Неделю православия 1656 г. (первое воскресенье Великого поста).
    Царь Алексей Михайлович поддержал реформу, а соборы 1655 и 1656 гг. одобрили ее.
    Однако со стороны значительной части бояр и купечества, низшего духовенства и крестьянства она вызвала протест. В основе протеста лежали общественные противоречия, принявшие религиозную форму. В результате начался раскол церкви.
    Тех, что был не согласен с реформами, называли раскольниками или старообрядцами. Во главе раскольников стояли протопоп Аввакум и Иван Неронов. Против раскольников использовались средства власти: тюрьмы и ссылки, казни и гонения. Аввакум и его сподвижники были расстрижены и отправлены в Пустозерский острог, где были сожжены заживо в 1682 г.; других ловили, пытали, били, обезглавливали и жгли. Особенно жестоким противостояние было в Соловецком монастыре, который удерживал осаду со стороны царских войск около восьми лет.
    Патриарх Никон попытался утвердить приоритет духовной власти над светской, поставить патриаршество выше самодержавия. Он рассчитывал, что царь не сможет обойтись без него, и в 1658 демонстративно отрекся от патриаршества. Шантаж успеха не имел. Поместный собор 1666 осудил Никона и лишил его сана. Собор, признав независимость патриарха в решении духовных вопросов, подтвердил необходимость подчинения церкви царской власти. Никон был сослан в Белозерско-Ферапонтов монастырь.

  2. Conjulas Ответить

    Большое влияние на духовность русского народа и российской истории оказала церковная реформа патриарха Никона. По сегодняшний день этот вопрос открыт. Историческая литература не полностью раскрыла причины раскола и присутствие старообрядчества в православной церкви на Руси.
    Церковные реформы нашли не только сторонников, но и противников. Каждый из них приводит обоснованные доводы своей правоты и имеет свою интерпретацию событий. Странники придерживаются мнения, что реформа привела к исчезновению церковных различий между русской и византийской православными церквями, была устранена путаница в обрядах и книгах. Они так же утверждают о неизбежности реформы, которую провел любой патриарх того времени. Противники считают, что православия на Руси пошло собственным путем развития, и сомневаются в правдивости церковных книг и обрядов православной церкви в Византии, которые были образцом для Никона. Они считают, что греческой церкви стоило быть преемницей русской. Никон для многих стал разрушителем русского православия, которая была в то время на стадии подъема.
    Конечно защитников Никона больше, включая современную православную церковь. Большинство исторических книг написано именно ими. Что бы прояснить ситуацию, следует выяснить причины церковной реформы патриарха Никона, познакомиться с личностью реформатора, узнать обстоятельства раскола русской православной церкви.

    Причины церковной реформы патриарха Никона

    В конце XVII века в мире утвердилось мнение, что только Русская Православная церковь оказалась духовной наследницей православия. До XV век Русь была преемницей Византии. Но позже на нее стали часто нападать турки, а экономика страны ухудшалась. Греческий император обратился к Папе Римскому за содействие в объединении двух церквей со значительными уступками Папе Римскому. В 1439 году состоялось подписание Флорентийской унии, в котором участвовал Московский митрополит Исидор. В Москве сочли это за измену православной церкви. Образование Османской империи на месте Византийского государство было расценено как кара божья за измену.
    В России происходило укрепление самодержавия, монархия стремилась к подчинению себе церковной власти. Издавна церковь имела большое влияние на жизнь людей: она помогла избавиться от монголо-татарского ига, объединила русские земли в единое государство, была ведущей в борьбе со Смутой, утвердила Романовых на престол. Однако русское православие всегда было подчинено государственной власти в отличие от римско-католической. Русь была крещена князем, а не духовным лицом. Так приоритет властей был предусмотрен с самого начала.
    Православные соборы оставляли имеющие земли, но в будущем могли присоединять другие только с одобрения царя. В 1580 году ввели запрет на приобретение любым способом церковью земель.
    Русская церковь развилась до патриаршества, которое способствовало дальнейшему расцвету. Москву стали называть Третьим Римом.
    К середине XVII века изменения в обществе и государстве требовали укрепления церковной власти, объединению с другими православными церквями балканских народов и Украины и масштабного реформирования.
    Поводом реформирования стали церковные книги для богослужения. На лицо были видны различия в практических вопросах между русской и византийской церквями. С XV века велись споры о «посолонном хождении» и «аллилуйе». В XVI веке обсуждались значительные расхождения в переведенных церковных книгах: мало кто из переводчиков хорошо владел обоими языками, монахи-переписчики были малограмотными и во время переписывания книг допускали много ошибок.
    В 1645 году в Восточные земли был отправлен Арсений Суханов для переписи чинов греческой церкви и осмотре святых мест.
    Смута стала угрозой для самодержавия. Стал вопрос в объединении Украины и России. Но различия в религии были препятствием для этого. Отношения между церковной и царской властью начали накаляться и требовали значительных реформ в религиозной области. Нужно было наладить отношения с церковной властью. Царь Алексей Михайлович нуждался в стороннике реформирования русской церкви, который сможет возглавить их. Приближения русской церкви к византийской было под силу только самостоятельной и сильной патриаршей власти, обладающей политическим авторитетом и способной организовать централизованное управление церковью.

    Начало церковной реформы патриарха Никона

    Реформа по изменениям церковных обрядов и книг готовилась, но обсуждалась она не у патриарха, а в окружении царя. Противником церковной реформы был протопоп Аввакум Петров, а сторонником – архимандрит Никон, будущий реформатор. Так же в обсуждении участвовали протопоп Кремля Стефан Вонифатьев, царь Алексей, постельничий Ф.М. Ртищев с сестрой, дьякон Фелор Иванов, священники Даниил Лазарь, Иван Неронов, Логгин и др.
    Присутствующие стремились к исключению чиновных нарушений, многогласия, разночтений; повышению учительских элементов (проповеди, поучений обучающая религиозная литература), нравственного уровня духовных лиц. Многие верили, что постепенно корыстные пастыри будут сменены исправленным духовенством. Все это должно происходить при уверенной поддержке царя.
    В 1648 году Никона назначили Псковским и Новгородским митрополитом, многих приверженцев благочестия были переведены в крупные города и назначены на посты протопопов. Однако они не нашли своих последователей в приходском духовенстве. Принудительные меры для повышения благочестия прихожан и священников привели к возмущению среди населения.
    В период с 1645 по 1652 год Печатный двор Москвы издал множество церковной литературы, в том числе книги для чтения на религиозные темы.
    Провинциальные ревнители благочестия считали, что отличия между русской и византийской церковью появились вследствие потери греками истинной веры из-за присутствия в Византии туркав и сближению с римской церковью. Аналогичная ситуация была и с украинской церковью после реформ Петра Могилы.
    Приближенные царя имели противоположное мнение. По политическим соображениям они придерживались отказа от оценки греческой церкви, которая отошла от истинной веры. Эта группа призывала устранить различия в системе богословия и церковных обрядах, взяв за образец греческую церковь. Этого мнения придерживалось меньшинство светской власти и духовенства, но которое оказывала большое влияние на жизнь народа. Не дождавшись унификации, царь со столичными ревнителями благочестия начали самостоятельно закладывать фундамент для будущей реформы. Начало реформы Никона началась с приезда киевских ученых-монахов с отличным знанием греческого языка для введения исправления церковных книг.
    Недовольный патриарх Иосиф на церковном собрании решил положить конец вмешательству. Он отверг «единогласия», объяснив тем, что прихожане не могут выстоять столь продолжительную службу и получить «духовную пищу». Царь Алексей остался недоволен решением собора, однако отменить его не мог. Он передал решение вопроса константинопольскому патриарху. Через 2 года был собран новый собор, который отменил решение предыдущего. Патриарх оказался недоволен вмешательством царской власти в церковные дела. Царь нуждался в опоре для разделения власти.
    Никон происходил из крестьянской семьи. Природа наделила его хорошей памятью и умом, а сельский священник обучил грамоте. В
    лет он уже был священником. Своей монолитностью и уверенностью Никон понравился царю. Молодой царь чувствовал себя уверенным рядом с ним. Сам же Никон открыто эксплуатировал мнительного царя.
    Новый архимандрит Никон стал активно участвовать в церковных делах. В 1648 году он становиться митрополитом в Новгороде и проявляет свое владычество и энергию. Позже царь помог стать Никону патриархом. Тут проявились его нетерпимость, жесткость и резкость. Непомерное честолюбие развилась со стремительной церковной карьерой.
    В далеких планах нового патриарха было избавление церковной власти от царской. Он стремился к равноправному управлению Россией вместе с царем. Реализация планов началась в 1652 году. Он потребовал переноса мощей Филиппа в Москву и «молебную» царскую грамоту для Алексея. Теперь царь замаливал грехи своего предка Ивана Грозного. Никон значительно поднял авторитет патриарха России.
    Светская власть соглашалась с Никоном, что бы провести церковные реформы и решить острые внешнеполитические вопросы. Царь перестал вмешиваться в дела патриарха, допустил его к решению важных внешних и внутренних политических вопросов. Образовался тесный союз царя и церкви.
    Никон устранил прежние вмешательства в дела церкви своих коллег и даже перестал с ними общаться. Энергичность и решительность Никона определили характер будущей церковной реформы.

    Суть церковных реформ патриарха Никона

    В первую очередь Никон занялся исправление книг. После своего избрания он организовал систематичное исправление не только ошибок, но и обрядов. Основывался он на древних греческих списках и консультаций с Востоком. Изменение обрядов многие восприняли как непростительное посягательство на веру.
    В церковных книгах было множество опечаток и описок, небольших разногласий в одинаковых молитвах.
    Основные отличие русской церкви то греческой были:
    • осуществление проскомидии на 5 просфорах вместо 7;
    • сугубая аллилуйя заменила трегубую;
    • хождение было по солнцу, а не против него;
    • не было отпуска из царских врат;
    • для крещения использовали два перста, а не три.
    Не везде реформы принимались народом, но возглавить протест пока никто не решался.
    Церковная реформа патриарха Никона была необходима. Но ее стоило проводить постепенно, что бы народ смог принять и привыкнуть ко всем изменениям.

  3. STREET-CHANNEL Ответить

    Почему реформа патриарха Никона привели к расколу в Русской православной церкви. Были ли необходимы эти реформы?

    Данная церковная реформа привела к расколу из-за того, что часть верующих не хотела принимать унификацию таким образом, ведь объединение церковной системы могло быть совершенно по старому укладу.
    Подобные церковные реформы были необходимы больше для укрепления позиций государства, и существует мнение, что у царя были чаяния стать византийским наследником.
    Почему многие люди не поддержали их?

    Потому что принимаемые реформой каноны существенно отличались от того, к чему все привыкли. Существовало мнение, что каноны реформы далеки от истинного православия.
    Найдите в интернете изображение картины В. И. Сурикова “Боярыня Морозова”. Представители каких слоев населения относятся к боярыне с сочувствием, а каких — со злорадством?

    С сочувствием к боярыне относились беднейшие слои общества, крестьяне, мещане. На картине не видно людей, относящихся со злорадством, видны только те, кто не выражает особого сочувствия, но они также, вероятно, относятся к простым людям, максимум, к купцам.
    Каковы были последствия церковного раскола? Почему его считают трагическим событием российской истории?

    В первую очередь, произошел церковный раскол – на старообрядцев и новообрядцев, которые представлялись официальной церковью. Начались гонения на старообрядцев, и церковные каноны изменились.
    Это событие трагическое потому, что общество раскололось на два враждующих лагеря. И так, как на стороне одного государство, то другое угнетается. И это не прекращается до сих пор.
    Можно ли было, на вас взгляд, избежать церковного раскола?

    У реформы были политические цели, поэтому я думаю, что избежать реформы не удалось бы. Рано или поздно пришло бы время укреплять позиции православной церкви.
    Подготовьте электронную презентацию, раскрывающую главные перемены, произошедшие в церковных обрядах в результате реформ
    Рекомендую в презентации рассказать о следующих переменах: переход на греческий богослужебный чин, единогласие, трехперстное крещение, поясные поклоны, крестный ход навстречу солнцу, литургия на 5 просфорах, греческие иконы, уничтожение старых образцов.

  4. Кристалли Ответить

    Цели реформы:
    унификация церковной жизни
    повышение роли церкви в государстве
    борьба с явлениями, которые подрывали авторитет церкви, например, стяжательство, неграмотность, пьянство священников
    борьба с проникновением светских начал в духовную жизнь общества
    Стремление укрепить международный авторитет русской православной церкви, чему способствовала идея « Москва – третий Рим».
    С целью унификации церковной жизни было проведено:
    приведение к единому образцу богослужение и церковные правила
    установление единого общерусского свода святых
    приведение к единообразию текстов священных книг по греческим образцам, все старые тексты уничтожались
    Церковный раскол – это появление в обществе представителей духовенства и мирян, не согласных с изменениями, проводимыми по церковной реформе. Людей, отстаивающих прежние положения церкви, называли раскольниками или старообрядцами. Во главе старообрядцев был протопоп Аввакум.
    Причина церковного раскола
    Изменение устоявшихся многовековых традиций и обычаев, несогласие части верующих на изменения в богослужении, обрядах, в переписывании книг по греческому образцу, а не по древнеславянскому.
    Из истории церковного раскола
    1652 – церковная реформа Никона
    1654 – Церковный собор одобрил и принял реформу
    Появление старообрядцев во главе с Аввакумом, не поддержавших Никона, преследование старообрядцев.
    1658- опала Никона, который провозглашал, что церковная власть выше царской.
    1666- лишение Никона сана патриарха и ссылка его в Ферапонтов монастырь.
    1666- повторное одобрение положений реформы Церковным собором.
    Восстание в Соловецком монастыре в 1668-1676, подавление восстания.
    Запрет старообрядчества на Церковных соборах в 1656, 1656 гг., поддержка царём решения соборов.
    1666 – на Церковном соборе старообрядчество было проклято.Их преследовали, они уходили далеко в леса, жили в скитах, то есть небольших монастырях, молились по-старому. Когда старообрядцев настигали царские войска, они часто проводили акты самосожжения.
    1971 – отмена решений церковных соборов о преследовании старообрядцев.
    Сравнение состояния церковной жизни до и после реформы
    До реформы
    После реформы
    Крестились двумя перстами
    Крестились тремя перстами
    Движение верующих вокруг  храма крестным ходом  по солнцу
    Движение верующих вокруг храма   против солнца
    Двукратное пение «аллилуя»
    Троекратное пение «аллилуя»
    Земные поклоны
    Поясные поклоны
    Бог Исус
    Бог Иисус
    Итоги церковной реформы
    Унификация церковных книг, обрядов
    Борьба противников реформы привела к расколу, появлению раскольников.
    Спор между светской и церковной властью был решён в пользу власти царя, положено начало постепенному подчинению церкви государству.
    Исторические портреты Никона и Аввакума можно найти нам моём сайте:  istoricheskiyportret.ru
    Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

  5. Bafym Ответить

    Церковная реформа Никона началась еще в 1653 году. Реформа основывалась на следующих догмах:
    – книжная справа (то есть редактирование священных текстов, исправление ошибок, унификация текста по греческому образцу).
    – двуперстное крещение сменяется трехперстным.
    – земные поклоны или метания отменены.
    – крестные ходы теперь делаются в обратном солнцу направлении.
    – трегубая аллилуйа.
    – на просфорах чертилась печать.
    – количество просфор изменилось.
    При анализе реформы также стоит учитывать контекст – на Афоне сжигали московские книги как еретические. А затем александрийский патриарх сообщил о том, что московские церковные книги действительно содержат погрешности.
    Итоги церковной реформы Никона были следующими:
    – основным итогом является раскол, который произошел в Русской Православной Церкви. Теперь РПЦ имела два крыла: центральное и старообрядческое (которое центральное крыло признавало, как еретиков).
    – за реформой последовал как культурный (духовный), так и социальный переворот, приведший к централизации российского общества.
    – изменились только обряды, но не основные церковные догмы.
    Значение церковной реформы Никона заключается в следующем: реформа повлияла на международное положение России – Россия перестала быть обособленной, теперь даже церковные обряды были выполнены по греческому образцу, то есть Россия стала ближе к другим странам и может установить с ними тесные контакты. Реформа разделила общество, вызвала многочисленные народные волнения и показала, что затрагивает более глубокие моменты культурной жизни общества. Реформа расколола общество, отменила его единство.

  6. Kisar Ответить

    Причины церковной реформы Никона

    Усиливающаяся централизация Московского государства требовала централизованной церкви. Необходима была ее унификация — введение одинакового текста молитвы, одного и того же типа богослужения, одних и тех же форм магических обрядов и манипуляций, составляющих культ. С этой целью во время правления Алексея Михайловича патриархом Никоном была проведена реформа, оказавшая значительное влияние на дальнейшее развитие православия в России. За основу изменений была взята практика богослужений в Византии.
    После крещения Руси в ритуале византийской церкви произошли некоторые изменения. Задумав исправление книг по греческим образцам, Никон понял, что без решительной ломки многих укоренившихся в русской церкви обрядов не обойтись. Для того чтобы заручиться поддержкой, он обратился к Константинопольскому патриарху Паисию, который не рекомендовал Никону ломку устоявшихся традиций, однако Никон поступил по-своему. Помимо изменений в церковных книгах, нововведения касались порядка богослужения. Так, крестное знамение надо было творить тремя пальцами, а не двумя; крестный ход вокруг церкви совершать не по солнцу (с востока на запад, посолонь), а противу солнца (с запада на восток); вместо земных поклонов надо делать поясные; крест почитать не только восьми- и шестиконечный, но и четырехконечный; аллилуйю петь три раза, а не два и некоторые другие.
    Реформа была провозглашена на торжественной службе в московском Успенском соборе в так называемую Неделю православия 1656 г. (первое воскресенье Великого поста). Царь Алексей Михайлович поддержал реформу, а соборы 1655 и 1656 гг. одобрили ее. Однако со стороны значительной части бояр и купечества, низшего духовенства и крестьянства она вызвала протест. В основе протеста лежали общественные противоречия, принявшие религиозную форму. В результате начался раскол церкви. Тех, что был не согласен с реформами, называли раскольниками. Во главе раскольников стояли протопоп Аввакум и Иван Неронов. Против раскольников использовались средства власти: тюрьмы и ссылки, казни и гонения. Аввакум и его сподвижники были расстрижены и отправлены в Пустозерский острог, где были сожжены заживо в 1682 г.; других ловили, пытали, били, обезглавливали и жгли. Особенно жестоким противостояние было в Соловецком монастыре, который удерживал осаду со стороны царских войск около восьми лет.
    В Москве на защиту старой веры встали стрельцы под руководством Никиты Пустосвята. Они потребовали проведения диспута между никонианцами и старообрядцами. Диспут вылился в перебранку, однако староверы почувствовали себя победителями. Тем не менее победа оказалась иллюзорной: на следующий день руководители старообрядцев были арестованы и через несколько дней казнены.
    Приверженцы старой веры поняли, что надежд на победу в государственном плане у них не остается. Усилилось бегство на окраины страны. Самой крайней формой протеста стали самосожжения. Считается, что за время существования старообрядчества количество сжегших себя достигло 20 тыс. «Гари» продолжались в течение большей части XVIII в. и прекратились только в царствование Екатерины II.
    Патриарх Никон попытался утвердить приоритет духовной власти над светской, поставить патриаршество выше самодержавия. Он рассчитывал, что царь не сможет обойтись без него, и в 1658 г. демонстративно отрекся от патриаршества. Шантаж успеха не имел. Поместный собор 1666 г. осудил Никона и лишил его сана. Собор, признав независимость патриарха в решении духовных вопросов, подтвердил необходимость подчинения церкви царской власти. Никон был сослан в Белозерско-Ферапонтов монастырь.

    Последствия церковной реформы Никона

    Реформы Никона привели к расколу церкви, в результате которого образовалось две группы старообрядцев: поповцы (имели священников) и беспоповцы (священников заменили уставщики). В свою очередь, эти группы делились на множество толков и согласий. Наиболее мощными течениями были «духовные христиане» — молокане и духоборы. Основателем молоканства считается бродячий портной Семен Уклеин. Молокане признают Библию в отличие от духоборов. У них она ассоциируется с образом «духовного молока», которым окормляется человеческая душа. В их учении, изложенном в книге «Догматы молокан», большое место уделяется предсказаниям второго пришествия Христа и установления на земле тысячелетнего царства. Управляются общины выборными руководителями-наставниками. Богослужение состоит в чтении Библии и пении псалмов.
    Духоборы основным вероисповедным документом считают не Библию, а «Книгу жизни» — собрание псалмов, сочиненных самими духоборами. Бог толкуется ими как «вечное добро», а Иисус Христос — как человек с божественным разумом.
    Христоверы – еще одно течение старообрядчества — учат, что Христос может вселиться в каждого верующего; они отличаются крайней мистикой и аскетизмом. Главная форма богослужения — «радения», имевшие целью достижение единства со Святым Духом. «Радения» сопровождаются плясками, песнопениями, пророчествами, экстазами. От них отделилась наиболее фанатичная группа верующих, которые считают главным средством нравственного совершенствования оскопление мужчин и женщин. Они получили название «скопцы».

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *