Почему чацкий не верит что софья любит молчалина?

8 ответов на вопрос “Почему чацкий не верит что софья любит молчалина?”

  1. KennyMcKornick Ответить

    У Чацкого есть норма оценок, которую он считает общеобязательной. По его мнению, Молчалин – жалкое создание. Он не достоин ничьей любви, значит, и Софья его любить не может: она смеется над ним. Но дело не только в этом. Чацкий думал, что Софья приписала Молчалину тьму таких качеств, каких у него нет, что она любит выдуманного ею Молчалива. А то, что он услышал, опровергло его предположения: Софья воспринимает Молчалина так же, как и Чацкий, она его видит таким, каков он есть. Однако она не понимает, что за этой внешней оболочкой скрывается другой, страшный Молчалин. Но этого и Чацкий пока не видит. Софья не назвала ни одного «свойства» Молчалина, которое Чацкому было бы неизвестно. Но у них разное отношение к этим «свойствам». Вот этого Чацкий еще не понял: он верит, что Софья – та же, какой была три года назад, когда они вместе смеялись над людьми такого типа, да и над самим Молчаливым, вероятно.
    Поэтому Чацкий и решил, что Софья сейчас смеялась над Молчаливым. И ничего неестественного, странного в этом нет. Но похвалы Софьи в адрес Молчалина зародили в душе Чацкого какие-то сомнения, и он то и дело будет возвращаться к мысли о нем как возможном сопернике.
    Эта сцена является поворотным моментом в развитии «сквозного действия»: борьба Чацкого за Софью превращается в его борьбу с Софьей из-за Молчалина. Чацкий после объяснения с Софьей уже не расточает перед ней «нежных слов»; он теперь убеждает свою возлюбленную, что Молчалин не стоит ее. Он выискивает все новые и новые низкие качества Молчалина и указывает на них Софье, снова и снова причиняя ей душевную боль. И Софья в наших глазах перестает быть смешной.
    В десятой сцене Чацкий и Молчалин оценивают друг друга. Здесь наиболее определенно выражена авторская позиция по отношению к Чацкому и Молчалину.
    * Сцена начинается с размышления Чацкого о Мол-чалине как возможном муже Софьи: «Ах! Софья! Не-ужли Молчалин избран ей! А чем не муж? Ума в нем только мало». И Чацкий атакует вошедшего Молчалина вопросами, как бы еще раз проверяя свое мнение о нем: «Ну, образ жизни ваш каков? Без горя нынче? без печали?», «А прежде как живали?», «К перу от карт? и к каргам от пера?», «Взманили почести и знатность?»
    Здесь каждый вопрос – разоблачение ненавистного Чацкому Молчалина.
    Молчалин смиренно отвечает на вопросы Чацкого: «По-прежнему-с», «Нет-с, свой талант у всех…». Но в середине диалога наступает перелом, которого Чацкий не замечает: Молчалин ведь ни в грош не ставит Чацкого. Куда девалась смиренность! Молчалин переходит в атаку – задает вопросы, осуждает, советует:
    * Вам не дались чины, по службе неуспех?
    * Как удивлялись мы!
    * Татьяна Юрьевна рассказывала что-то.
    * Из Петербурга воротясь,
    * С министрами про вашу связь,
    * Потом разрыв
    * Татьяна Юрьевна!!! Известная, – притом
    * Чиновные и должностные
    Мы уже привыкли к мысли, что Молчалин – глупое и жалкое созданье. И вдруг: что ни реплика – то удар. И какой удар! «Жалели вас», «Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать и весело пожить?» – Можно ли Чацкого ранить больнее? Оказывается, Молчалин имеет свои взгляды, убеждения, «таланты». Уверенный в непогрешимости избранного им пути, он показывает себя с самой неприглядной стороны и не скрывает своего превосходства над Чацким. Первая часть диалога, когда Молчалин смиренно отвечал на вопросы Чацкого, теперь переосмысляется нами как издевательство над Чацким. А Чацкий не удивлен даже: он так всегда и понимал Молчалина и, выслушав его до конца, почти громко говорит: «С такими чувствами, с такой душою любим!.. Обманщица смеялась надо мною!» Для Чацкого этот разговор важен постольку, поскольку он еще раз убеждает его в том, что Молчалина любить нельзя, что Софья, конечно, пошутила: не любит она его.
    В каком смысле Чацкий называет Молчалина глупым? Какому уму противопоставляется в комедии глупость Молчалина? Ответ на этот вопрос есть в словах Софьи:
    * Конечно нет в нем этого ума,
    * Что гений для иных, а для иных чума,
    * Который скор, блестящ и скоро опротивит,
    * Который свет ругает наповал.
    Софья не отрицает в Молчалине ума вообще, она говорит, что у него нет «этого ума». У Молчалина нет такого ума, какой есть у Чацкого. Ведь декабристы в понятие «ум» вкладывали свое значение: ум – это передовые, вольнолюбивые взгляды, умение осмыслить жизненные факты с точки зрения передовых идей. Вот такого ума у Молчалина, действительно, нет, и с этой точки зрения он – глупейшее созданье.
    Но у него есть другой ум – практический. И этого не отрицает даже Чацкий, о чем свидетельствуют две его реплики: «А впрочем, он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных» и «Молча-лины блаженствуют на свете!». Фамусов ценит его как делового, услужливого человека. Софья предпочла его Чацкому, потому что его практический, деловой ум может «семейство осчастливить».

  2. alexford54 Ответить

    У Чацкого есть норма оценок, которую он считает общеобязательной. По его мнению, Молчалин – жалкое создание. Он не достоин ничьей любви, значит, и Софья его любить не может: она смеется над ним. Но дело не только в этом. Чацкий думал, что Софья приписала Молчалину тьму таких качеств, каких у него нет, что она любит выдуманного ею Молчалива. А то, что он услышал, опровергло его предположения: Софья воспринимает Молчалина так же, как и Чацкий, она его видит таким, каков он есть. Однако она не понимает, что за этой внешней оболочкой скрывается другой, страшный Молчалин. Но этого и Чацкий пока не видит. Софья не назвала ни одного «свойства» Молчалина, которое Чацкому было бы неизвестно. Но у них разное отношение к этим «свойствам». Вот этого Чацкий еще не понял: он верит, что Софья – та же, какой была три года назад, когда они вместе смеялись над людьми такого типа, да и над самим Молчаливым, вероятно.
    Поэтому Чацкий и решил, что Софья сейчас смеялась над Молчаливым. И ничего неестественного, странного в этом нет. Но похвалы Софьи в адрес Молчалина зародили в душе Чацкого какие-то сомнения, и он то и дело будет возвращаться к мысли о нем как возможном сопернике.

  3. voin12128 Ответить

    Почему Софья предпочитает дурака Молчалина умному Чацкому?
    В основе комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» лежит идейное столкновение двух разных поколений, представителей «века минувшего» и «века нынешнего». Однако не всех персонажей пьесы можно оценить однозначно.
    Софья Павловна Фамусова – неординарная натура. По выражению самого автора, она «сама не глупая» и по многим качествам противопоставлена дворянскому обществу. Это единственный персонаж, близкий главному герою Чацкому, находящийся с ним на равных. Софья от природы обладает живым умом, сильным характером, смелостью, независима от чужого мнения. Девушка получила хорошее образование и, несмотря на гнев отца («собрать все книги бы, да сжечь», «ученье – вот чума»), проводит много времени за чтением. Софья живет сильным и настоящим чувством, следует велению своего сердца: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит». Почему же такая глубокая девушка предпочла пылкому Чацкому бездушного карьериста Молчалина?
    Большое влияние на Софью оказала атмосфера фамусовского общества, воспитавшего ее. Ей приходится строить свою жизнь по общепринятым образцам, и, подобно дамам своего круга, доминирующими в свете и семье, она мечтает о «муже-слуге». Именно таким героем является Молчалин, стремящийся «услужить» более влиятельным людям («не должно сметь свое суждение иметь»). Он удобен для нее, ведь девушка видит в нем лишь человека мягкого, тихого, скромного, безропотного, без грехов. Хотя она умна, но избалованна, а Молчалин будет делать то, что ей нужно.
    Однако Софья, выросшая на сентиментальных французских романах, на самом деле полюбила своего избранника, увидела в ничтожном Молчалине романтического героя, вообразила его своим идеалом. «Возьмет он руку, к сердцу жмет, Из глубины души вздохнет, Ни слова вольного, и так вся ночь проходит, Рука с рукой, и глаз с меня не сводит», – именно так в ее глазах должен вести себя влюбленный юноша. Как ей кажется, она нашла подходящего покорного и робкого избранника. Ей не нужна пылкая, страстная и сумасшедшая любовь Чацкого, ведь один раз он уже покинул ее, уехал, оставив скучать. Девушка до сих пор не может простить герою «охоту странствовать»: «если любит кто кого, Зачем ума искать, и ездить так далеко?». Из-за этой обиды, ослепленная «надуманной любовью», Софья не замечает глупость Молчалина, превращает все его пороки в добродетели во многом потому, что они противоположны чертам Чацкого. Она ценит, что Молчалин «за других себя забыть готов, враг дерзости – всегда застенчиво, несмело». Софья понимает, что «нет в нем этого ума», но такой ей и не нужен, ведь «эдакий ли ум семейство осчастливит?». Девушка любит и поэтому лишена возможности здраво рассуждать, не видит, что все положительные качества, которые так нравятся ей в Молчалине, объясняются его расчетливостью и равнодушием, не может отличить его поддельное чувство от искренней любви Чацкого.
    Образ Софьи крайне неоднозначен. Ее главное «горе» заключается в том, что она полюбила человека, не видя его истинного облика, только лишь под влиянием романтических произведений и сложившихся в обществе законов. Так открытость, наивность ее души оборачивается против нее самой.

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *