Почему добролюбов называет грозу самым решительным произведением?

7 ответов на вопрос “Почему добролюбов называет грозу самым решительным произведением?”

  1. qwqqwq20 Ответить

    Добролюбов говорил о произведениях Островского как о «пьесах жизни», подчеркивая то, что драматург, прежде всего, отображает основную обстановку жизни и ее процесса, и не позволяет себе судить ни злодеев, ни жертв.
    Критик указывал на то, что Островский обладал глубоким понимаем жизни русского народа, и именно поэтому сатира и драма в его творчестве настолько реальны, точны и искрометны.
    Он называет произведение писателя «Гроза» наиболее решительным литературным творением Островского, и говорит о том, что это обусловлено появлением такого персонажа, как Катерина.
    Русский драматург пытался показать, что стране необходимы люди уже другой натуры, более энергичные, смелые и решительные.
    Создавая сильный и отчаянный характер Катерины, Островский сумел подчеркнуть целостность и единство ее натуры, она не выглядит бунтующим или несдержанным человеком, нет, ее решения и поступки – это выражение ее внутренней силы и свободы.
    Обстановку в пьесе «Гроза» Добролюбов назвал «темным царством», обобщая под этим емким названием беспросветную и нравственно неполноценную жизнь России, а Катерину он выделяет «как луч в темном царстве».
    Его сравнения настолько точно отображают замысел Островского, что эти выражения до сих пор ассоциируются с «Грозой».

  2. Robocat Ответить

    А я могу вам главные цитатки прислать. Статья правда большая.
    . “Гроза” – самое решительное произведение Островского, взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий.. . Но при этом – в “Грозе” есть даже что-то освежающее и ободряющее. Это “что-то”… фон пьесы, указанный нами и обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства. Затем самый характер Катерины тоже веет на нас новою жизнью, которая открывается нам в самой ее гибели.. .
    Русская жизнь дошла до того, что добродетельные, но слабые существа не удовлетворяют общественного сознания. Почувствовалась потребность в людях, хотя бы и менее прекрасных, но деятельных и энергичных.. . Таким образом явился Штольц, отлично управляющий именьями и умеющий живо уничтожать фальшивые векселя при помощи благодетельного начальства. Явился Инсаров, бросающий немца в воду, не соглашающийся жить даром в гостях на даче у приятеля и даже решающий жениться на любимой девушке! !
    Не так понят и выражен русский сильный характер в “Грозе”.
    Решительный характер является у Островского в женском типе.. . Известно.. . что самый сильный протест бывает тот, который поднимается наконец из груди самых слабых и терпеливых.. . в семействе же кто более всего выдерживает на себе весь гнет самодурства, как не женщина?. . Слуги и приказчики.. . могут оставить самодура и найти себе другое место. Жена.. . связана с ним неразрывно.. . она должна ему повиноваться и разделять с ним его бессмысленную жизнь.. . Она должна позабыть, что и она такой же человек, как и мужчина. Она может только деморализоваться, и если личность в ней сильна, то получит наклонность к тому же самодурству. Это мы и видим в Кабанихе.
    Ясно, что если уж женщина захочет высвободиться из подобного положения, то ее дело будет серьезно и решительно. Ей уж невозможно дальше выдерживать свое унижение, вот она и рвется из него не по соображению, что лучше и что хуже, а только по инстинктивному стремлению. Натура заменяет здесь соображения рассудка: организм требует себе воздуха, пищи, свободы.. .
    . Получив самое традиционное воспитание, Катерина умела во всем находить свой особенный смысл.. .
    В сухой, однообразной жизни она умела брать то, что соглашалось с ее стремлением к красоте, гармонии, счастью. Бедная девочка, не получившая широкого теоретического образования, не знающая всего, что на свете делается, не понимающая хорошенько даже своих собственных потребностей, не может, разумеется, дать себе отчета в том, что ей нужно.
    Не зная иного поприща, кроме семьи.. . она начинает сознавать из всех человеческих стремлений то, которое ближе к ней, – стремление любви.. . Если у нее вырывают то, что нашла она и что ей так дорого, она ничего тогда не хочет.. . она и жизни не хочет.. . В последний момент встают в ее воображении все домашние ужасы.. . И дело кончено.. . Она освобождена!… конец этот кажется нам отрадным… : в нем дан страшный вызов самодурной силе, он говорит ей, что уже нельзя идти дальше, нельзя долее жить с ее насильственными, мертвящими началами. В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой и над бездной, в которую бросилась бедная женщина.
    Но и просто по человечеству нам отрадно видеть избавление Катерины – хоть через смерть, коли нельзя иначе.

  3. d5110514 Ответить

    Полемика вокруг «Грозы» затронула проблемы жизни и литературы, народа и национального характера.
    Соответствие стандартам мешает увидеть ценность произведения. Мерою достоинства писателя или произведения Добролюбов считает то, насколько они служат выражением стремлений времени и народа. «Гроза» подтверждает талант Островского и о значении его произведений.
    Пьесы Островского критик называет пьесами жизни. Широта художественных обобщений определяет народность творчества Островского. Отмечается новаторство драматурга.
    Персонажи, прямо не участвующие в интриге, определяют композиционную манеру писателя. Они необходимы так же, как и главные. Художественная форма соответствует идейному содержанию.
    Самодуры утратили прежнее спокойствие и уверенность, но они не хотят считаться с требованиями жизни, не хотят уступать. Они ощущают обреченность, следствием чего является недовольство и раздражительность. Идиллия Калинова отразила их внешнее могущество и внутреннюю гнилость.
    Противоположностью самодурным началам является Катерина. Островский сумел уловить, какая сила рвется из тайников русской жизни. Сила и решительность проявляются у Катерины с детства. Повзрослев, она стала женщиной с сильным характером и страстной натурой. Она забита средой, но способна на протест. Возникновение и развитие такого характера соответствует сложившимся обстоятельствам. В образе Катерины проявляется новое движение народной жизни: в характере – типические черты характера трудового народа, в протесте – возможность революционного протеста. Добролюбов называет ее лучом света в темном царстве.
    Характер Катерины является единственно верным мерилом оценки всех других персонажей. Пьесу «Гроза» Добролюбов назвал самым решительным произведением Островского.
    Финал пьесы трагичен, и в то же время Катерина освобождается от оков «темного царства».

  4. Cradle7772 Ответить

    имеет. Островский рисует Кабаниху как убежденную защитницу «темного царства». Свою главную задачу она видит в том, чтобы пресекать всякую возможность свободомыслия, запугать человека, держать его в вечном страхе.
    В образах Дикого и Кабанихи Островский раскрывает темную гнетущую силу, которая держит в страхе и повиновении многих людей. Многих, но не всех. Мы чувствует, что «темное царство» рушится, изживает себя. В обществе самодуров растет другая жизнь, с другими началами, посылающая, по”‘ словам Добролюбова, «нехорошие видения темному царству». Эта новая сила воплощена в образе Катерины.
    Катерина по складу характера отличается от всех действующих лиц «Грозы». Цельная, сильная натура, Катерина терпит лишь до поры до времени. Она отличается открытым характером, искренностью, моральной чистотой. «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу», — говорит она. Тонко чувствующая жизнь, Катерина, словно птица в клетке, тоскует в неволе. В основе протеста Катерины лежит стремление отстоять свободу своей личности; жить в неволе «темного царства» для нее хуже смерти. И Катерина предпочла смерть, Гибель девушки поколебала царство мертвящего холода, лжи и человеконенавистничества. Под влиянием смерти Катерины Кулигин, Тихон, Варвара, Борис открыто выступают против «самодурной силы». Почему же Островский показал протест слабой Катерины, пусть даже неосознанный?
    Почему так знаменательно возмущение, хотя робкое и бессильное, Тихона и Бориса? Потому, что «самый сильный протест, — по словам Добролюбова, — бывает тот, который поднимается, наконец, из груди самых слабых и терпеливых». А если слабые люди бросают вызов «самодурной силе», значит, в России просыпается страшный гнев народных масс, и общественный строй, существовавший в дореформенной России, должен быть разгромлен и исчезнуть навсегда. Пьеса «Гроза» звучит как приговор «темному царству». Недаром русский критик Добролюбов назвал «Грозу» А. Островского самым решительным произведением Островского».

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *