Почему древние люди заботились о душах своих предков 4 класс?

8 ответов на вопрос “Почему древние люди заботились о душах своих предков 4 класс?”

  1. b1g_bro Ответить

    МОУ Кренёвская СОШ

    Учитель Лобкова Е.В.

    Актуальность темы урока

    Россия – многонациональная страна и в ней представлены все мировые религиозные культуры.

    В связи с участившимися межнациональными конфликтами на территории нашей страны важно воспитывать у детей толерантное отношение к людям с разными взглядами, идеалами, представлениями, верованиями.

    Цель и задачи урока

    Знакомясь с литературными и художественными произведениями, дать возможность учащимся задуматься над смыслом понятия «мировые религии». Формировать у детей понятие «религия», знания по возникновению религий мира и основателях религий. Определять основополагающую идею религий мира. Вместе с детьми поразмышлять о том, что объединяет все религии, какое значение имеет Иисус Христос, Муххамад, Будда, Авраам для людей.

    Умение работать с текстовым материалом (изучающее чтение, умеющее целью извлечение полной точной информации с последующей интерпретации содержания текста: поисковое чтение, направленное на нахождение конкретной информации); аргументировано отвечать на вопросы;

    Умение работать с текстовым материалом (изучающее чтение, умеющее целью извлечение полной точной информации с последующей интерпретации содержания текста: поисковое чтение, направленное на нахождение конкретной информации); аргументировано отвечать на вопросы;

    Использование иллюстративного материала для развития художественного восприятия;

    Развитие воображения, мышления, внимания.

    Способствовать воспитанию толерантного отношения к религиозным культурам;

    Умение взаимодействовать в группе.

    Виды деятельности

    Беседа,

    Комментированное чтение,

    Устный рассказ на тему,

    Самостоятельная работа с источниками информации,

    Закрепление изученного материала по вопросам.

    Повторение пройденного

    Подумайте и скажите, как вы понимаете слово религия.

    Слово РЕЛИГИЯ ( от лат. слова, которое означает «набожность», «святыня»предмет культа ).Религия – это духовная информация, особый тип отношения человека к миру и к самому себе, обособленный представлением о загробном мире, как к доминирующем по отношению к обыденному существованию реальности.(Энциклопедия религий под. ред.А.П. Забияко и др.)

    Почему древние люди заботились о душах своих предков?

    Почему древние люди заботились о душах своих предков?

    Объясните, что такое пантеон?

    У Какого народа возникла вера в единого бога?

    Что такое завет?

    Первобытные люди верили, что души умерших людей продолжают участвовать в жизни своей семьи и своего племени.

    В древних государствах люди верили во множество богов все вместе эти боги назывались пантеоном.

    Народ иудейский (еврейский)

    Моисей заключил договор (Завет)с Богом. Бог оберегает свой народ, а народ должен быть верен богу и соблюдать его заповеди.

    Христианство I в.н.э.

    Иудеи ждали пророка, который избавит их от всех бед (они назвали его мессия – «помазанник», по-гречески Христос). Поэтому когда появился проповедник Иисус, многие из иудеев последовали за Ним, считая, что Он и есть обещанный Мессия – Христос.

    Рождение Иисуса Христа

    Иисус родился в маленьком городке Вифлеем. Его родителям не хватило места в гостинице, поэтому Мать Иисуса, Мария родила Младенца в пещере, которую использовали для ночлега скота.

    Иисус проповедовал, учил, что люди должны любить Бога и своих ближних. Он не только проповедовал, но и исцелял больных, помогал тем, кто в этом нуждался. Люди, которые следовали за Ним и верили в Него, считали Его не только человеком, но и Сыном Божиим, пришедшим открыть людям путь к праведной жизни.

    Иисус проповедовал, учил, что люди должны любить Бога и своих ближних. Он не только проповедовал, но и исцелял больных, помогал тем, кто в этом нуждался. Люди, которые следовали за Ним и верили в Него, считали Его не только человеком, но и Сыном Божиим, пришедшим открыть людям путь к праведной жизни.

    Иисус призывал каждого человека измениться, стать лучше.

    Смерть Иисуса Христа и его Воскрешение

    Они считали, что он должен избавить иудеев от их врагов и притеснителей, что он должен быть храбрым военачальником, а не проповедником. Поэтому скоро между Иисусом и начальниками иудейского народа возник конфликт. Иисуса схватили рядом с Иерусалимом, в саду под названием Гефсимания и решили казнить страшной казнью: Его распяли на кресте, как делали это с самыми злыми преступниками. В этот момент большая часть учеников испугались и покинули Его.

    Как верят христиане, Иисус как Сын Божий не был подвластен смерти, и Он воскрес из мертвых.

    Ислам.

    Ислам – одна из трёх мировых религий, возникшая в VII в. в Аравии.

    570 г. в городе Мекка родился мальчик, которого назвали Мухаммадом.

    Мухаммад стал ханифом – так в Аравии называли людей, которые верили в единого Бога, жили благочестивой жизнью, но не были ни иудеями, ни христианами. Мухаммад призывал всех арабов, которые верили в разных богов, вернуться к религии единобожия, которую исповедуют иудеи и христиане. Он считал, что Бог (по-арабски – Аллах) давно посылал людям пророков, пророками были и Моисей и Иисус. Себя он считал последним пророком.

    Мухаммад стал ханифом – так в Аравии называли людей, которые верили в единого Бога, жили благочестивой жизнью, но не были ни иудеями, ни христианами. Мухаммад призывал всех арабов, которые верили в разных богов, вернуться к религии единобожия, которую исповедуют иудеи и христиане. Он считал, что Бог (по-арабски – Аллах) давно посылал людям пророков, пророками были и Моисей и Иисус. Себя он считал последним пророком.

    610. он начал проповедовать.

    Однажды, когда Мухаммад уединился для молитвы на невысокой горе близ Мекки, к нему явился ангел, который стал диктовать ему священные тексты и объявил ему, что он – посланник Бога.

    Однажды, когда Мухаммад уединился для молитвы на невысокой горе близ Мекки, к нему явился ангел, который стал диктовать ему священные тексты и объявил ему, что он – посланник Бога.

    Мухаммад сумел объединить разрозненные племена Аравии, а правившие после него его приемники – халифы – сумели подчинить территории далеко за пределами Аравийского полуострова. Вместе с арабами религия, которую проповедовал Мухаммад, распространилась по разным странам и континентам.

    Мухаммад сумел объединить разрозненные племена Аравии, а правившие после него его приемники – халифы – сумели подчинить территории далеко за пределами Аравийского полуострова. Вместе с арабами религия, которую проповедовал Мухаммад, распространилась по разным странам и континентам.

    Новая религия получила название ислам. Слово это содержит корень «мир» и его можно примерно перевести как «предание себя Богу». Приверженцы ислама стали называться мусульманами.

    Буддизм

    Буддизм – старейшая из трёх мировых религий, возникшая на северо-востоке Индии в VI-V вв. до н. э.

    Рождение Будды

    В VI в. до нашей эры в семье правителя небольшого княжества на севере Индии родился мальчик, которого назвали Сиддхартха Гаутама. Мудрецы увидели у ребенка все признаки великого человека и предсказали, что он станет или великим государем, властителем всего мира, или святым, познавшим истину.

    Познание истины

    Эти истины состояли в том, что

    1) в мире существует страдание;

    2) существует причина страдания;

    3) существует освобождение от страданий; состояние освобождение от страданий в индуизме называлось нирваной.

    4) существует путь, ведущий к освобождению от страданий.

    Святыня – Дерево Бодхи

    Будда

    Царевич Сиддхартха Гаутама стал Буддой (Просветленным). Он стал странствовать и проповедовать свое учение, которое назвали позднее буддизмом. У Будды появились ученики.

    Ступы

    Ученики кремировали его тело, а прах был развезен ими по разным сторонам света и заключен в специальные сооружения – ступы.

    Это интересно

    Древней религией Индии был индуизм. Его особенностью была вера в то, что душа человека не умирает вместе с телом, а рождается на земле вновь и вновь в самых разных обличьях: человека, животного или даже растения. Кем именно родится человек в следующий раз, зависит от того, как он вел себя в жизни, его следующая жизнь станет для него наказанием или наградой.

    Работа с учебником

    Внимательно прочитайте и выпишите в тетрадь новые слова.

    Проверь себя

    Мессия- помазанник, по гречески Христос

    Христианство – учение о жизни о жизни и воскресении Иисуса

    Вифлием – город где родился Иисус

    Ханифы – люди которые верили в единого бога

    Халифы – преемники Мухаммада

    Будда – просветлённый

    Нирвана – освобождение от страданий

    Ступы – специальные сооружения в Буддизме

    Мекка священный город .

    Найди соответствие

    Детям предлагаются карточки с изображениями основателей мировых религий и надписи с названиями. Необходимо найти соответствие изображения и надписи

    Работа с диском

    Закрепление изученного материала

    Выполнить на диске тестовые и контрольные задания.

    Закрепление пройденного

    В каком городе родился Иисус?

    Почему возник конфликт между Иисусом и правителями иудейского народа?

    Какой город у мусульман считается священным?

    К чему призывал Мухаммад?

    Что означает слово Будда?

    Почему царевич Сиддхарта Гаутама покинул свой дворец?

    Д/З Рассказать старшим об истории религий.

    Узнай у старших, что они ещё знают об истории религий.

    Литература

    Использование ресурсов интернета для поиска иллюстративного материала:

    http://images.yandex.ru/yandsearch?

    Материалы учебника «Основы религиозных культур», «Книга для учителя».

    Обучающий диск «Основы мировых религиозных культур».

  2. Gavinrasius Ответить

    Урок 4. Возникновение религий.
    Цель урока: подвести учащихся к пониманию причин возникновения религиозных верований, знакомство с первой монотеистической религией – иудаизмом.
    Задачи урока:
    Воспитательная: воспитывать толерантность через внутреннее принятие религиозного и культурного многообразия народов, воспитание коллективизма, нравственности, умения выслушивать друг друга;
    Образовательная: выяснить причины возникновения и особенности первых религий, дать общее представление об иудаизме; формирование понятий: пантеон, многобожие, единобожие, заповеди, Завет, Иерусалимский храм; новые имена: Авраам, Моисей;
    Развивающая: через игровые моменты, групповые формы работы способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, выполнять творческие задания, развитие умения работать с текстом и иллюстрациями учебника.
    Оборудование:
    учебное пособие «Основы мировых религиозных культур», 4-5 кл./ А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева и др.;
    электронное пособие к учебнику «Основы мировых религиозных культур»;
    карточки для игры «Найди ошибку»;
    демонстрационные карточки-термины и имена;
    карта «Религии мира»;
    тетради учащихся.
    Оргмомент. (Звучит музыка, дети входят в класс и рассаживаются по местам… и получают в подарок клей-карандаш).
    Беседа с учащимися:
    Что такое религия?
    Какие религии вы знаете?
    Какие религии считаются традиционными для России?
    Люди каких религий живут в нашем крае? Селе?
    Что такое культура?
    Как религия влияет на культуру?
    Какие 2 формы культуры вы знаете?
    Чем материальная культура отличается от духовной?
    Приведите примеры духовной культуры.
    Приведите примеры материальной культуры.
    Творческое домашнее задание:
    Папка-презентация «Памятники материальной культуры» (Юречко Н.),
    Папка-презентация «Памятники духовной культуры» (Шахова А.).
    Игра «Найди ошибку».
    (Учащиеся 3-х команд получают одинаковые по содержанию карточки, на которых написаны термины с ошибками. Их задача найти и исправить ошибки, опередив по времени команду-соперницу).
    Термины: рилигия, ретуал, индуисм, иудоизм, будизм, хрестеанство, эслам.
    Выступление учителя «Первые религии».
    Религиозные чувства возникли у человека на самом раннем этапе его истории. Ученые находят захоронения древних людей , сделанные с любовью и заботой. (Учитель обращает внимание детей на реконструкцию  захоронения на стр.10). Это указывает на их веру в загробное существование и в высшие силы. Первобытные люди заботились о душах своих предков, верили, что эти души умерших людей продолжают участвовать в жизни своей семьи и своего племени. У них просили защиты, а иногда и боялись их.
    Древние люди верили, что окружающий мир населен духами , добрыми или злыми. Эти духи обитали в деревьях и горах, ручьях и реках, огне и ветре. Люди также почитали священных животных, например, медведей или оленей.
    Обсудим вместе:
    как вы думаете, почему древние люди почитали священных животных?
    Со временем,  на смену вере в духов пришла вера в богов. В древних государствах – Египте, Греции, Риме, Индии, Китае, Японии – люди верили в то, что богов много и каждый бог имел свою «специализацию». Были боги, которые покровительствовали ремеслам и искусству, другие считались владыками морей и океанов, подземного царства. Все вместе эти боги составляли пантеон. Религия, в которой почитается много богов, называется многобожием.
    Обсудим вместе:
    Ребята, почему древние люди заботились о душах своих предков?
    Что такое «пантеон»?  «Многобожие»?
    Каких древних богов вы знаете?
    Выступление учителя «Иудаизм».
    Первым народом, который поверил в Единого Бога, был народ иудейский (еврейский). По преданию, родоначальником евреев считается патриарх Авраам. Он ушел из страны своих предков и послился в земле Ханаан, обещанной ему Богом (в наше время это территория государства Израиль, Палестинской автономии, частично Сирии и Ливана). С тех пор иудеи зовут эту землю ЗЕМЛЕЙ ОБЕТОВАННОЙ (обещанной). Через некоторое время здесь начался голод, и потомки Авраама со своими семьями переселились в Египет. Со временем евреи оказались на положении рабов: выполняли тяжелую работу и подвергались жестокому обращению. В это время в одной еврейской семье родился мальчик, которого назвали Моисей. Когда Моисей вырос, Бог повелел ему вызволить из рабства еврейский народ.
    Моисей повел свой народ обратно в ЗЕМЛЮ ОБЕТОВАННУЮ. 40 лет евреи блуждали по пустыне. Во время странствия на горе Синай Моисей получил от Бога каменные таблички – скрижали, на которых были записаны заповеди Бога еврейскому народу. Тем самым Моисей заключил с Богом договор (Завет). Согласно этому Завету Бог оберегает свой народ, а народ должен быть верным Богу и соблюдать его заповеди.
    Иудеи достигли Земли Обетованной и создали там свое царство. Чтобы почитать своего Бога, они построили в городе Иерусалиме ХРАМ        . Однако через некоторое время на царство иудеев напали могущественные соседи. Иерусалимский храм был разрушен, а иудеи переселены в другое царство – Вавилонию. После падения Вавилонии иудеи вернулись в Землю Обетованную и заново отстроили храм. Однако нашествия продолжались, и в конце концов власть над землями иудеев перешла в руки римлян.
    Обсудим вместе:
    У какого народа возникла вера в Единого Бога?
    Кто является родоначальником евреев?
    Как евреи оказались в Египте?
    Кто помог евреям вернуться в Землю Обетованную?
    Что такое Завет?
    Закрепление знаний (работа с тренажером).
    Словарная работа:
    Пантеон – многообразие богов.
    Многобожие – религия, в которой почитается много богов.
    Единобожие – религия, в которой почитается один Бог.
    Завет – договор иудеев с Богом.
    Рефлексия. Ученики вместе с учителем проговаривают слоган:
    – русский, немец и башкир – пусть меж нами будет мир!
    – ты татарин, русский я, но мы добрые друзья!
    – все в России мы живем, Иргаклы – наш общий дом!
    Домашнее задание:
    Прочитай и перескажи родителям или другим взрослым материал урока 4,
    Запомни слова: «пантеон», «многобожие», «единобожие», «завет»,
    Почему древние люди заботились о душах своих предков?
    Рилигия
    Ретуал
    Индуисм
    Будизм
    Эслам
    Хрестеанство
    Иудоизм

  3. Norikatel Ответить

    «Иудаизм» – Соблюдение святости дня отдыха в седьмой день (субботу). 2. Талмудческий. Маарив (вечерняя ). О загробной жизни. Господь наш Бог, Господь один!». В больших городах также два раввина. О душе. Течения и секты иудаизма. Кровосмесительные связи. О сверхъестественных существах (Бог, ангелы, демоны). О священных книгах.
    «Индуизм» – Очищение. Население Индии. Освобождение. Священные писания индуизма. Основная разница. Существуют четыре Веды. Индуисты. Религиозные обряды. Четыре основных направления. Юридическое определение индуизма. Верховный Суд Индии. Термин «шрути». Индуисты верят в особую действенность жертвования. Индуизм.
    «Религии» – Христианство. Ламаизм. Возник в VI веке до н.э. в Индии Количество верующих – 350 млн. чел. Иудей Синагога Менора. Распространены среди племен и народностей. Православный храм. Сунна – «Священное предание» Большинство стран. Шиизм. Буддизм. Шаманизм. Возник в XVI веке 390 млн. верующих Сев. Мечеть. Будда – «просветленный».
    «Примеры религий» – Шаманизм. Тотемизм. История религий. Будущее религии. Зороастризм (маздаизм, авестизм, огнепоклонство). Церковь Иисуса Христа. Устная традиция распространения христианства. Индуизм. Иудаизм. Буддизм. Христианство. Ламаизм. Ислам уделяет большое внимание семье. Новые религиозные движения. Ислам. Ранние формы религии.
    «Формы религий» – Основные функции религии. Тотемизм. Виды религий. Ислам. Христианство. Религия. Буддизм. Фетишизм. Форма осознания мира. Анимизм. Роль в жизни человека.
    «Религия индуизм» – Храмы. Направления. Храм Ранганатхасвами. Шива. Санатана дхарма. Шиваизм. Сомнатх в Гуджарате. Кастовая система общества. Этапы развития индуизма. Вишнуизм. Особенности религиозного культа. Религия в Индии. Обряды, праздники. Закон Кармы. Джапа-мала. Индуизм. Брахма. Вишну. Душа. Кумбхамела. Структура церковной организации.
    Всего в теме
    «Виды религий»
    17 презентаций

  4. Romania Ответить

    Урок №4
    Тема. Возникновение религий. Древнейшие верования.
    Цель урока: подвести учащихся к пониманию причин возникновения религиозных верований, знакомство с первой монотеистической религией – иудаизмом.
    Задачи:
    Формировать целостное представление о единобожии, как о главном этапе в развитии религиозных представлений; познакомить учащихся с терминами: многобожие, пантеон, Земля Обетованная, скрижали, Завет, заповеди.
    Способствовать развитию критического мышления через чтение.
    Воспитывать толерантность через внутреннее принятие религиозного и культурного многообразия народов, воспитание коллективизма, нравственности, умения выслушивать друг друга
    Ход урока.
    Организационный момент.
    Приветствие, подготовка учащихся к работе на уроке, сообщение темы и задач.
    2. Проверка домашнего задания:
    Что такое культура?
    На какие части делится культура?  (духовная и материальная)
    Игра «Найди ошибку».
    Учащиеся  получают одинаковые по содержанию карточки, на которых написаны термины с ошибками. Их задача найти и исправить ошибки.
    Термины: рилигия, ретуал, индуисм, иудоизм, будизм, хрестеанство, эслам.
    Усвоение новых знаний. Ознакомление с понятием «религия», возникновением религиозных верований.
    Религиозная вера, или вера в сверхъестественные силы, возникла ещё в первобытном обществе и была связана с жизнью и деятельностью первобытных людей. Наши далёкие предки испытывали страх перед такими явлениями природы, как гром, молния, ураган или зной, засуха, сильный холод и т.д. Древние люди считали, что существуют Всевышние силы, которые управляют ими, что самые счастливые и самые тяжёлые моменты в их жизни зависят от неведомых божеств. Божества могли быть и добрыми, и злыми, поэтому их принято было задабривать, приносить им дары: зерно, квас, другую пищу, животных. Такая вера получила название «язычество». Люди создавали деревянные или каменные изображения богов – идолов – жгли вокруг них костры и поклонялись им.
    На Руси наиболее почитаемыми были бог солнца Ярило и бог молнии и грома Перун.
    В старину на Руси почитали также хранителей леса – леших, воды – водяных, русалок.
    У древней мордвы тоже были свои божества, например, Ведява и Верява, хранительницы воды и леса.
    Так, благодаря таким понятиям и возникла религия.
    – Объясните, как вы понимаете слово «религия»?
    – Закончите фразу: «Религия в понимании древних – это …» (…вера человека в сверхъестественные силы добра и зла).
    5.Физминутка.
    6.Знакомство с возникновением основных мировых религий.
    Таким образом, древние люди обожествляли природу и верили во многих богов. У каждого племени были свои боги, главные и неглавные, различные обряды, свои представления об окружающем мире.
    Но постепенно племена объединялись, становились крупнее и сильнее, стали появляться города и государства. Вместо веры в разных богов появилась вера в единого Бога, который создал мир, природу и самих людей, предписал им определённые правила и законы, по которым надо жить. Чтобы учить людей добру, праведной жизни, Бог направил на землю своих посланников: Иисуса, Аллаха и Будду, которые создали 3 религии – христианство, ислам и буддизм. Все они возникли в Азии, затем распространились по всему миру.
    Религиозные чувства возникли у человека на раннем этапе его истории. Они верили в загробное существование и заботились о чувствах людей, так как считали, что души умерших продолжают участвовать в жизни семьи и своего племени, древние люди верили в загробное существование, считали, что мир населен духами, добрыми и злыми, они окружали людей везде.
    Эти духи обитали в деревьях и горах, ручьях и реках, огне и ветре. Люди также почитали священных животных, например, медведей или оленей.
    Как вы думаете, почему древние люди почитали священных животных?
    Со временем,  на смену вере в духов пришла вера в богов. В древних государствах – Египте, Греции, Риме, Индии, Китае, Японии – люди верили в то, что богов много и каждый бог имел свою «специализацию». Были боги, которые покровительствовали ремеслам и искусству, другие считались владыками морей и океанов, подземного царства. Все вместе эти боги составляли пантеон. Религия, в которой почитается много богов, называется многобожием.
    7.Словарная работа:
    Пантеон – многообразие богов.
    Многобожие – религия, в которой почитается много богов.
    Единобожие – религия, в которой почитается один Бог.
    Завет – договор иудеев с Богом.
    8.Обобщение.
    – Мы живём на планете, население которой более 6,5 млрд. человек. Все мы относимся к разным расам, народам, национальностям, проживаем в разных государствах и странах, исповедуем разные религии. Но ни одна из мировых религий не учит делать зло, не призывает к войнам и насилию над другими людьми. Наоборот, все религии должны объединять людей, их сердца и души. А верить в Бога или не верить – решаете только вы сами.
    9.Домашнее задание:
    Почему древние люди заботились о душах своих предков?
    Объясните, что такое пантеон?
    У какого народа возникла вера в единого Бога первым?
    Что такое Заповеди? Скрижали? Завет?

Добавить комментарий для Gavinrasius Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *