Почему дюйшен не был почетным гостем на открытии новой школы?

11 ответов на вопрос “Почему дюйшен не был почетным гостем на открытии новой школы?”

  1. Nalmerdana Ответить

    1.определите индукцию магнитного поля (в мтл), в котором на проводник длиной 10 см действует сила 0,05 н. сила тока в проводнике 25 а. проводник расположен перпендикулярно линиям индукции магнитного поля.2.магнитная стрелка, расположенная вблизи прямого проводника с током, повернулась на 180?. это могло произойти вследствие того, что
    ответ:
    ?1)вокруг проводника изменилось электрическое поле
    2)?в проводнике изменилась сила тока
    ?3)в проводнике изменилось направление тока
    ?4)магнитная стрелка перемагнитилась3.замкнутый контур расположен под некоторым углом к линиям магнитной индукции. как изменится магнитный поток, если площадь контура уменьшится в 2 раза, а модуль вектора магнитной индукции увеличится в 4 раза?
    ответ:
    ?1)уменьшится в 2 раза
    2)?увеличится в 4 раза
    3)?уменьшится в 4 раза
    4)?увеличится в 2 раза4.на рисунке показано направление линий магнитного поля.
    в этом магнитном поле перемещают замкнутый виток проволоки сначала вертикально вверх так. что плоскость витка параллельна линиям индукции магнитного поля (на рис. —ситуация а), затем в горизонтальном направлении так. что плоскость витка перпендикулярна линиям индукции магнитного поля (на рис. — ситуация б). при каком движении рамки происходит изменение магнитного потока?
    ?
    ответ:
    1)?б
    2)?а
    3)?ни в а, ни в б
    ?4)а и б

  2. Anabor Ответить

    Кто посадил тополя?
    (по повести Ч.Т. Айтматова «Первый учитель»)

    На этом уроке мы говорим о том, что одним из предназначений человека является помогать другим и не требовать за это благодарности.
    В чём Ч. Айтматов видел предназначение писательского труда?
    В чём Ч. Айтматов видел предназначение писательского труда?
    «Литература должна самоотверженно нести свой крест – вторгаться в сложности жизни, с тем, чтобы человек… тревожился за всё доброе, лучшее, достойное в себе, в людях, в обществе. В этом я вижу истинное назначение искусства».
    Давайте прочитаем дневниковые записи Алексея от 2 марта и 12 марта.
    Давайте прочитаем дневниковые записи Алексея от 2 марта и 12 марта.
    В записи от 2 марта Алексей рассуждает о человеческом достоинстве и чести как непреходящих ценностях. В записи от 12 марта он говорит о том, что такое самопожертвование и самосохранение, что такое забвение и неблагодарность.
    Объясни значения слов «честь», «достоинство». Вспомни, в какой связи мы говорили о чести и достоинстве на уроках литературы в 5-м классе по учебнику «Шаг за горизонт».
    Объясни, как ты понимаешь смысл слов «самопожертвование» и «самосохранение».
    Умеешь ли ты быть благодарным? Помнишь ли людей, которые сделали тебе добро?
    Умеешь ли ты быть благодарным? Помнишь ли людей, которые сделали тебе добро?
    Как ты думаешь, должен ли человек, совершивший хороший поступок, сделавший добро другим, ждать за это благодарности, одобрения?
    Что такое скромность? Уместна ли она в нашей сегодняшней жизни?
    В своём дневнике Алексей пишет: «Мы часто не помним о людях, которые, жертвуя собой, повлияли на ход событий, а имена многих даже не знаем. Порой мы забываем о тех, кто когда-то сделал нам добро, помог».
    Почему мы часто забываем тех, кто нам помог?
    В начале повести рассказчик говорит: «История, всколыхнувшая мне душу, история, побудившая меня взяться за кисть, кажется мне настолько огромной, что я один не могу её объять… Не пожалейте жара своих сердец, подойдите поближе, я обязан рассказать эту историю…»
    В начале повести рассказчик говорит: «История, всколыхнувшая мне душу, история, побудившая меня взяться за кисть, кажется мне настолько огромной, что я один не могу её объять… Не пожалейте жара своих сердец, подойдите поближе, я обязан рассказать эту историю…»
    Почему автор называет «огромной» историю, изложенную в повести?
    Можно ли считать, что содержание этого произведения сводится к личной драме Дюйшена и Алтынай?
    История, рассказанная в повести, выходит далеко за рамки личной драмы героев. Она изображает широкое полотно жизни, нравов и обычаев народов Средней Азии в 20-е годы XX века через картины быта маленького аила Куркуреу, историческую драму столкновения старого и нового, участниками и жертвами которой стали Дюйшен и Алтынай. Кроме того, и проблема, поднятая в повести, гораздо глубже личной проблемы. Девушка уехала и рассталась с тем, кто её спас, своим учителем, своей первой любовью. Теперь, когда она многого достигла, ей стыдно встретиться с ним. Таково, на первый взгляд, нравственное содержание повести. На самом деле автор ставит здесь гораздо более глубокую проблему – проблему исторической памяти и благодарности, которую должен испытывать народ по отношению к тем, кто бескорыстно и самоотверженно трудился ради него. Нельзя забывать таких, как учитель Дюйшен.
    История, рассказанная в повести, выходит далеко за рамки личной драмы героев. Она изображает широкое полотно жизни, нравов и обычаев народов Средней Азии в 20-е годы XX века через картины быта маленького аила Куркуреу, историческую драму столкновения старого и нового, участниками и жертвами которой стали Дюйшен и Алтынай. Кроме того, и проблема, поднятая в повести, гораздо глубже личной проблемы. Девушка уехала и рассталась с тем, кто её спас, своим учителем, своей первой любовью. Теперь, когда она многого достигла, ей стыдно встретиться с ним. Таково, на первый взгляд, нравственное содержание повести. На самом деле автор ставит здесь гораздо более глубокую проблему – проблему исторической памяти и благодарности, которую должен испытывать народ по отношению к тем, кто бескорыстно и самоотверженно трудился ради него. Нельзя забывать таких, как учитель Дюйшен.
    Что такое благодарность народа? В чём, по-вашему, она должна проявляться?
    Что такое благодарность народа? В чём, по-вашему, она должна проявляться?
    Что же открывают мальчишкам тополя, посаженные Дюйшеном и Алтынай?
    Тополя, посаженные Дюйшеном и Алтынай, открывают забравшимся на них мальчишкам «дивный мир простора и света», «величие земли»: «А за аилом терялась в смутном мареве распростёртая целинная степь. Мы всматривались в её сизые дали, насколько хватало глаз, и видели ещё много-много земель, о которых прежде не подозревали, видели реки, о которых прежде не ведали. Реки серебрились на горизонте тоненькими ниточками. Мы думали, притаившись на ветках: это ли край света или дальше есть такое же небо, такие же тучи, степи и реки? Мы слушали, притаившись на ветках, неземные звуки ветров, а листья в ответ им дружно нашёптывали о заманчивых, загадочных краях, что скрывались за сизыми далями». Тополя помогают маленьким людям открыть новые горизонты. Для этого всегда нужна какая-то опора, как твёрдый ствол дерева, как его ветви, на которые можно опереться. Для этого нужна какая-то вершина, на которую можно забраться.
    Тополя, посаженные Дюйшеном и Алтынай, открывают забравшимся на них мальчишкам «дивный мир простора и света», «величие земли»: «А за аилом терялась в смутном мареве распростёртая целинная степь. Мы всматривались в её сизые дали, насколько хватало глаз, и видели ещё много-много земель, о которых прежде не подозревали, видели реки, о которых прежде не ведали. Реки серебрились на горизонте тоненькими ниточками. Мы думали, притаившись на ветках: это ли край света или дальше есть такое же небо, такие же тучи, степи и реки? Мы слушали, притаившись на ветках, неземные звуки ветров, а листья в ответ им дружно нашёптывали о заманчивых, загадочных краях, что скрывались за сизыми далями». Тополя помогают маленьким людям открыть новые горизонты. Для этого всегда нужна какая-то опора, как твёрдый ствол дерева, как его ветви, на которые можно опереться. Для этого нужна какая-то вершина, на которую можно забраться.
    Какую роль в повести играет описание двух тополей, растущих на возвышенности?
    Какую роль в повести играет описание двух тополей, растущих на возвышенности?
    Эти два тополя – своего рода символ. Так и Дюйшен был опорой для своих учеников, открывал им новый, неведомый мир знаний.
    Только один вопрос не задавал себе рассказчик в детстве, о чём впоследствии горько сожалел: кто посадил эти тополя? Так мы часто не задумываемся, кто был источником того, что приносит нам пользу и радость, не знаем тех причин, которые побуждают такого человека к действию на благо людям.
    Рассказчик не знал, почему бугор, где стояли тополя, называли «школой Дюйшена», и спросил об этом у стариков. Какое отношение к Дюйшену слышится в ответе одного из них?
    Рассказчик не знал, почему бугор, где стояли тополя, называли «школой Дюйшена», и спросил об этом у стариков. Какое отношение к Дюйшену слышится в ответе одного из них?
    Не зная, почему место, где растут тополя, называют «школой Дюйшена», рассказчик задаёт вопрос старикам. Он видит пренебрежительный жест и слышит презрение в голосе отвечающего: «Один из них небрежно махнул рукой: “Кто такой Дюйшен? Да тот самый, что и сейчас тут живёт, из рода Хромой овцы. Давно это было, Дюйшен в ту пору комсомольцем был. На бугре том стоял чей-то заброшенный сарай. А Дюйшен там школу открыл, детей учил. Да разве же то школа была, название одно. Ох, и интересные же времена были! Тогда кто мог схватиться за гриву коня и вдеть ногу в стремя – тот сам себе начальник. Так и Дюйшен. Что взбрело ему в голову, то и сделал. А теперь и камешка не найдёшь от того сарайчика, одна польза, что название осталось…”»
    Чего достигли в жизни Дюйшен и Алтынай?
    Чего достигли в жизни Дюйшен и Алтынай?
    Как встречали Алтынай в её родном аиле?
    Почему так важно помнить, кто посадил тополя?
    Конечно, Дюйшен – всего лишь почтальон, ничего он не добился в жизни (так считают его односельчане), даже семьи у него нет – так за что же его и почитать? То ли дело Алтынай Сулайманова – она академик, доктор наук, прославила родной аил. Ей и общее уважение, и место в президиуме при открытии новой школы, и почёт в доме директора. И никто не знает, а кто знал, тот давно забыл, что сделал Дюйшен для аила, для Алтынай и других таких, как она, что, если бы не тот, кто теперь развозит почту, не вырвалась бы Алтынай на волю, возможно, уподобилась бы она той «чёрной женщине» с мёртвыми глазами, которую видела когда-то в юрте своего мучителя.
    Конечно, Дюйшен – всего лишь почтальон, ничего он не добился в жизни (так считают его односельчане), даже семьи у него нет – так за что же его и почитать? То ли дело Алтынай Сулайманова – она академик, доктор наук, прославила родной аил. Ей и общее уважение, и место в президиуме при открытии новой школы, и почёт в доме директора. И никто не знает, а кто знал, тот давно забыл, что сделал Дюйшен для аила, для Алтынай и других таких, как она, что, если бы не тот, кто теперь развозит почту, не вырвалась бы Алтынай на волю, возможно, уподобилась бы она той «чёрной женщине» с мёртвыми глазами, которую видела когда-то в юрте своего мучителя.
    Как относились в аиле к Дюйшену?
    Как относились в аиле к Дюйшену?
    Почему он не был почётным гостем на открытии новой школы?
    Дюйшен по своим заслугам должен быть почётным гостем при открытии новой школы, но его не пригласили: он смешон своим бывшим ученикам, всем этим умным и достаточно образованным людям, которые считают в нравственной слепоте своей себя выше его.
    Какие интонации слышатся в голосе «одного из почтеннейших людей аила», когда он говорит о Дюйшене?
    Какие интонации слышатся в голосе «одного из почтеннейших людей аила», когда он говорит о Дюйшене?
    «Товарищи, когда-то мы учились, если кто помнит, в школе Дюйшена, – один из почтеннейших людей аила поднял бокал. – А сам-то он наверняка не знал всех букв алфавита, – говоривший зажмурил при этом глаза и покачал головой. Весь вид его выражал и удивление и насмешку.
    – А ведь и правда, было так, – отозвалось несколько голосов. Кругом засмеялись.
    – Что уж там говорить? Чего только не затевал тогда Дюйшен. А мы-то ведь всерьёз считали его учителем».
    Почему Алтынай ощущает при этом неловкость, смущение?
    Почему Алтынай ощущает при этом неловкость, смущение?
    Почему она не вступается за своего учителя?
    Все эти люди превозносят Алтынай, но она смущённо молчит. Она понимает, что не имеет морального права принимать похвалы собравшихся, не оказавших уважения её учителю, но упрекать их в том, что они забыли Дюйшена, она тоже не может: она первая не имела права его забывать.
    На какие мысли наводят Алтынай сбрасывающие листву тополя?
    На какие мысли наводят Алтынай сбрасывающие листву тополя?
    Можно ли сказать, что картина их осеннего увядания способствовала её решению поведать историю своей жизни, рассказать о том, каким был Дюйшен и что он сделал для неё и других детей?
    Когда Алтынай смотрит на облетающие тополя, когда-то посаженные ею и Дюйшеном, она размышляет о быстротечности времени, чувствует, что и в её жизни наступает осень и что нужно, пока не поздно, рассказать людям о подвиге Дюйшена, о его великом и скромном самопожертвовании.
    Алтынай знает, что таких «забытых», как Дюйшен, много: «Ведь это не единственный случай. Я не раз это наблюдала. И потому я задаюсь таким вопросом: когда мы утратили способность по-настоящему уважать простого человека?..»
    В чём упрекает себя рассказчик теперь, когда он стал взрослым?
    В чём упрекает себя рассказчик теперь, когда он стал взрослым?
    Какую проблему ставит Ч. Айтматов в своей повести?
    Только ли Алтынай виновна в том, что Дюйшен был забыт?
    Народ не имеет права забывать таких, как Дюйшен, – вот что хочет сказать своей повестью Ч. Айтматов. Виновна в забвении и неблагодарности не одна Алтынай. Она лучше других: она не смеялась над памятью учителя, её мучили угрызения совести, она когда-то пыталась найти его, она решилась поведать людям правду. Те же, кто воспользовался плодами трудов Дюйшена, а затем, достигнув своих маленьких высот, высокомерно и презрительно отвернулся от него, осмеял его, вызывают гнев и негодование автора.
    Народ не имеет права забывать таких, как Дюйшен, – вот что хочет сказать своей повестью Ч. Айтматов. Виновна в забвении и неблагодарности не одна Алтынай. Она лучше других: она не смеялась над памятью учителя, её мучили угрызения совести, она когда-то пыталась найти его, она решилась поведать людям правду. Те же, кто воспользовался плодами трудов Дюйшена, а затем, достигнув своих маленьких высот, высокомерно и презрительно отвернулся от него, осмеял его, вызывают гнев и негодование автора.
    Вывод по теме урока
    Тема войны помогает писателю раскрыть тему «вечного» и «преходящего», показать читателю, что война есть ужасное событие, которое нельзя забывать, которое может лишить человека человечности, если он утратит вечные нравственные ценности. Если же человек сделает верный нравственный выбор, преходящее отступит перед вечным и «колесо истории» не сумеет раздавить живую человеческую личность.
    Домашнее задание
    Ответить на вопросы 14, 15, 16 учебника (с. 200).

  3. YSAIKOE Ответить

    7
    Можно ли назвать жизненным подвигом то, что сделал Дюйшен как учитель? Где проявился героизм учителя? Расскажите о появлении Дюйшена в аиле. Как жители аила встречают Дюйшена? Почему не захотели помочь ему? Как Дюйшен готовил школу к открытию? Как учил первых своих учеников? Какими чертами характера наделён Дюйшен? В каких эпизодах проявляется благородство, любовь к детям?

    8
    Почему тётка Алтынай так стремилась отдать замуж племянницу- сироту? Почему старуха Сайкал сказала тётке, что та погубит Алтынай? Почему Дюйшен, рискуя своей жизнью, до последнего пытался помешать увезти Алтынай? В чём символический смысл сцены купания Алтынай в горной речке?

    9
    Учитель Дюйшен (Болот Бейшеналиев) и Алтынай (Наталья Аринбасарова) Кадры из фильма Первый учитель (реж. Андрей Кончаловский)

    10
    Почему Дюйшен отправил Алтынай учиться в город, пожертвовав собственным счастьем? Какова дальнейшая судьба Алтынай? Почему Алтынай больше не приезжала в свой аил? Забыла ли она своего учителя? Почему она говорит, что не была готова к встрече с ним? Расскажите о дальнейшей судьбе учителя.

    11
    Как вы думаете, почему Дюйшен не искал Алтынай и не увиделся с ней на открытии новой школы? Почему Дюйшен не был почётным гостем на открытии новой школы? А вы считаете Дюйшена учителем? Почему? Почему Алтынай захотела, чтобы люди узнали её личную историю? Должны ли люди быть благодарными и помнить тех, кто сделал им добро? Какую роль в повести играет образ рассказчика?

    12
    Роман Айххорн. Две части триптиха Первый учитель Какое значение в повести имеет описание двух тополей? Чем они были для героев повести? О чём вас заставила задуматься повесть Ч.Айтматова Первый учитель?

    13
    Домашнее задание 1) Стр – выучить наизусть стихотворение А.Вознесенского или Г.Шпаликова (на выбор). 2) Подготовить сообщение (презентацию) о писателе К.Г.Паустовском.

    14
    Использованные материалы stcount=3 er/ er/

    15
    Использованные материалы 4.html uchitel.html teatr.ru/kino/acter/m/post/373/foto/m5058/141653/

  4. SuperHero Ответить


    Дидактический материал к уроку литературы в 7 классе
    Тест по повести Ч.Т.Айтматова
    «Первый учитель»
    Автор презентации:
    учитель русского языка и литературы
    МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзика Республики Мордовия
    Печказова Светлана Петровна

    ЦЕЛЬ:
    помочь учителю в занимательной форме проверить уровень усвоения и понимания учениками седьмого класса содержания повести
    Ч.Т.Айтматова «Первый учитель»

    Ч.Т.Айтматов – это писатель…?
    а) русский
    б) киргизский
    в) башкирский

    Какое произведение
    не принадлежит Ч.Т.Айтматову?
    а) «Буранный полустанок»
    б) «Белый пароход»
    в) «Последний лист»

    Какова жанровая принадлежность произведения «Первый учитель»?
    а) рассказ
    б) повесть
    в) поэма

    Что заставило Дюйшена построить школу в Куркуреу?
    а)стремление пробудить в детях своего аила жажду к знаниям
    б) желание прославиться
    в) возможность получать жалование

    В чём заключается
    подвиг учителя Дюйшена?
    а) он сам построил первую школу в аиле
    б) самоотверженно трудился ради будущего своего народа
    в) воевал во время Великой Отечественной войны

    Что сделал Дюйшен,
    открыв школу в родном аиле?
    а) исполнял долг перед людьми родного края
    б) рассчитывал на награду
    в) выполнял наказ партии

    Что символизирует образ тополей в произведении?
    а) символ любви к родным
    местам
    б) воспоминание о юности
    в) символ открытия новых
    знаний

    Что делал Дюйшен всю жизнь?
    а) не придавал значения
    событиям юности
    б) ждал благодарности от
    своих учеников
    в) гордился своим делом

    Почему Дюйшена не пригласили на открытие новой школы?
    а) организаторы нравственно глухи к добрым делам людей
    б) не посчитали его почётным человеком
    в) забыли о нём

    Каковы основные проблемы
    творчества Айтматова?
    а)мораль и нравственность
    б)война и человек
    в)природа и человек

    Как вы оцениваете
    свою работу на уроке?
    а) я справился с заданием
    б) я не уверен в себе
    в) нужно перечитать повесть

  5. Botus Ответить

    Прошлой осенью я получил из аила телеграмму. Земляки приглашали меня на торжественное открытие новой школы, которую колхоз построил своими силами. Я сразу решил – ехать, не мог же я в такой радостный для нашего аила день усидеть дома. Я выехал даже на несколько дней раньше. Поброжу, думал, погляжу, сделаю новые зарисовки. Из приглашенных ждали, оказывается, и академика Сулайманову. Мне сказали, что она пробудет здесь день-два и отсюда поедет в Москву.
    Я знал, что эта прославленная теперь женщина в детстве ушла из нашего аила в город. Став горожанином, я познакомился с ней. Она была уже в преклонном возрасте, полная, с густой проседью в гладко зачесанных волосах. Наша знаменитая землячка заведовала кафедрой в университете, читала лекции по философии, работала в академии, часто ездила за границу. Словом, человеком она была занятым, и мне не удавалось познакомиться с ней поближе, но каждый раз, где бы мы ни встречались, она всегда интересовалась жизнью нашего аила и непременно, пусть даже коротко, высказывала мнение о моих работах. Однажды я решился сказать ей:
    – Алтынай Сулаймановна, хорошо бы вам съездить в аил, повидаться с земляками. Вас там все знают, гордятся вами, но знают-то больше понаслышке и, случается, поговаривают, что, мол, наша знаменитая ученая, видно, чурается нас, дорогу позабыла в свой Куркуреу.
    – Надо бы, конечно, съездить, – невесело улыбнулась тогда Алтынай Сулаймановна. – Я и сама давно мечтаю побывать в Куркуреу, век уже не была там. Правда, родственников у меня в аиле нет. Но дело ведь не в этом. Непременно поеду, я должна поехать, истосковалась по родным краям.
    Академик Сулайманова приехала в аил, когда торжественное собрание в школе вот-вот должно уже было начаться. Колхозники увидели в окно ее машину, и все повалили на улицу. Знакомым и незнакомым, старым и малым – всем хотелось пожать ей руку. Пожалуй, Алтынай Сулаймановна не ожидала такой встречи и, как мне показалось, даже растерялась. Приложив руки к груди, она кланялась людям и с трудом пробиралась в президиум на сцену.
    Наверно, не раз на своем веку Алтынай Сулаймановна бывала на торжественных собраниях, и встречали ее, наверно, всегда и с радостью, и с почестями, но здесь, в обыкновенной сельской школе, радушие земляков очень растрогало ее, взволновало, и она все пыталась скрыть непрошеные слезы.
    После торжественной части пионеры повязали дорогой гостье красный галстук, преподнесли цветы и ее именем открыли почетную книгу новой школы. Потом был концерт школьной самодеятельности, очень интересный и веселый, после которого директор школы пригласил нас – гостей, учителей и активистов колхоза – к себе.
    И здесь не могли нарадоваться приезду Алтынай Сулаймановны. Ее посадили на самое почетное место, украшенное коврами, и всячески старались подчеркнуть свое к ней уважение. Как всегда в таких случаях, было шумно, гости оживленно разговаривали, провозглашали тосты. Но вот в дом вошел местный паренек и подал хозяину пачку телеграмм. Телеграммы пошли по рукам: бывшие ученики поздравляли своих земляков с открытием школы.
    – Слушай, а телеграммы эти старик Дюйшен привез, что ли? – спросил директор.
    – Да, – ответил парень. – Всю дорогу, говорит, подстегивал коня, хотел поспеть к собранию, чтобы при народе прочитали. Опоздал малость наш аксакал, огорченный приехал.
    – Так что ж он там стоит, пусть слезает с коня, зови его!
    Парень вышел позвать Дюйшена. Алтынай Сулаймановна, сидевшая рядом со мной, почему-то встрепенулась и как-то странно, словно внезапно вспомнив о чем-то, спросила у меня, о каком это Дюйшене говорят.
    – А это колхозный почтальон, Алтынай Сулаймановна. Вы знаете старика Дюйшена?
    Она неопределенно кивнула, потом попыталась было встать, но в этот момент мимо окна кто-то с топотом проехал на коне, и парень, вернувшийся назад, сказал хозяину:
    – Я его звал, агай, но он уехал, ему еще надо письма развозить.
    – Ну и пусть развозит, незачем его задерживать. Потом со стариками посидит, – недовольно проговорил кто-то.
    – О-о! Вы не знаете нашего Дюйшена! Он человек закона. Пока дела не выполнит, никуда не завернет.
    – Верно, странный он человек. После войны вышел из госпиталя – на Украине это было – и остался там жить, всего лет пять как вернулся. Умирать, говорит, вернулся на родину. Всю жизнь бобылем так и живет…
    – А все-таки зайти бы ему сейчас… Ну да ладно. – И хозяин махнул рукой.
    – Товарищи, когда-то мы учились, если кто помнит, в школе Дюйшена. – Один из почтеннейших людей аила поднял бокал. – А сам-то он наверняка не знал всех букв алфавита. – Говоривший зажмурил при этом глаза и покачал головой. Весь вид его выражал и удивление и насмешку.
    – А ведь и правда, было так, – отозвалось несколько голосов.
    Кругом засмеялись.
    – Что уж там говорить! Чего только не затевал тогда Дюйшен! А мы-то ведь всерьез считали его учителем.
    Когда смех утих, человек, поднявший бокал, продолжал:
    – Ну, а теперь люди выросли на наших глазах. Академик Алтынай известна на всю страну. Почти все мы со средним образованием, а многие имеют высшее. Сегодня мы открыли у себя в аиле новую среднюю школу; одно это уже говорит, насколько изменилась жизнь. Так давайте, земляки, выпьем за то, чтобы и впредь сыновья и дочери Куркуреу были передовыми людьми своего времени!
    Все опять зашумели, дружно поддержав тост, и только Алтынай Сулаймановна покраснела, чем-то очень смущенная, и лишь пригубила бокал. Но празднично настроенные люди, занятые разговором, не замечали ее состояния.
    Алтынай Сулаймановна несколько раз взглянула на часы. А потом, когда гости вышли на улицу, я увидел, что она стоит в стороне от всех у арыка и пристально смотрит на бугор – туда, где покачиваются на ветру порыжевшие осенние тополя. Солнце было на закате – у сиреневой черточки далекой сумеречной степи. Оно светило оттуда меркнущим светом, окрашивая верхушки тополей тусклым, печальным багрянцем.
    Я подошел к Алтынай Сулаймановне.
    – Сейчас они листву роняют, а посмотрели бы вы на эти тополя весной, в пору цвета, – сказал я ей.
    – И я об этом же думаю, – вздохнула Алтынай Сулаймановна и, помолчав, добавила, словно бы про себя: – Да, у всего живого есть своя весна и своя осень.
    По ее увядающему, со множеством мелких морщинок вокруг глаз лицу пробежала грустная, задумчивая тень. Она смотрела на тополя как-то очень по-женски, горестно. И я вдруг увидел, что передо мной стоит не академик Сулайманова, а самая обыкновенная киргизская женщина, бесхитростная и в радостях и в печалях. Эта ученая женщина, видимо, вспомнила сейчас ту пору своей юности, которой, как поется в наших песнях, не докричишься с самой высокой горной вершины. Она, кажется, хотела что-то сказать, глядя на тополя, но потом, наверно, передумала и порывисто надела очки, которые держала в руке.
    – Московский поезд здесь проходит, кажется, в одиннадцать?
    – Да, в одиннадцать ночи.
    – Значит, мне надо собираться.
    – Почему вдруг? Алтынай Сулаймановна, вы же обещали побыть здесь несколько дней. Народ вас не отпустит.
    – Нет, у меня срочные дела. Я должна сейчас же ехать.
    Как ни уговаривали ее земляки, как ни выражали они свою обиду, Алтынай Сулаймановна была неумолима.
    Тем временем стало смеркаться. Огорченные земляки посадили ее в машину, взяв слово, что она приедет в другой раз на неделю, а то и больше. Я поехал проводить Алтынай Сулаймановну до станции.
    Почему Алтынай Сулаймановна так неожиданно заторопилась? Обидеть земляков, тем более в такой день, мне казалось просто неразумным. По дороге я несколько раз собирался спросить ее об этом, но не посмел. Не потому, что боялся показаться бестактным, – просто я понял, что она все равно ничего не скажет. Всю дорогу она ехала молча, о чем-то крепко задумавшись.
    На станции я все-таки спросил ее:
    – Алтынай Сулаймановна, вы чем-то расстроены, может, мы обидели вас?
    – Ну что вы! И не смейте так думать! На кого я могла обидеться? Разве что на себя. Да, на себя можно было, пожалуй, обидеться.

  6. corsair Ответить

    «Нетрадиционные уроки литературы» – Личности. Литература второй половины XIX века. Осмысление лирики Н.А.Некрасова. Биография. Биография Н.А. Некрасова. Ожидаемые результаты. Контингент обучающихся. Нетрадиционный урок как средство развития познавательной активности. Влияние нетрадиционного урока на эффективность обучения. Языковая организация поэмы.
    «Современный урок литературы» – Формирование типа правильной читательской деятельности. Тема урока. Выбор итогового задания. Образец проектирования урока литературного чтения. Анализ текста в 5-6 классах. Современный урок литературы. Три этапа работы с любым текстом. Структура урока. Угол зрения. Цель урока.
    «Исследование по литературе» – Погружение в историко-литературный контекст. Педагогический результат. Работы. Семинары. Методика исследования. Подходы к изучению литературы. Исследование. Живая родословная. Организация исследовательской деятельности школьников. Темы сочинений. Художественный фильм. Летописец. Художественная роль сна Обломова.
    «Конспекты по литературе» – Как оценивает образ Катерины критик. Схема разбора лирического произведения. Строфика. Схема-конспект в пьесе М. Горького «На дне». Положение русской женщины. Проблема творчества и судьбы художника. Схема-конспект к роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Система персонажей. Система персонажей в поэме.
    «Урок-исследование по литературе» – Терпение и труд всё перетрут. Человек. Небольшой рассказ. Библейская «Притча о сеятеле». Без хорошего труда нет плода. Удивительное дело. Ключевые слова и выражения. Притча. Раздолье. Линии сравнения. Подвиг есть сраженье. Цветок. Твори добро. Наши дневниковые (устные) записи. Не позволяй душе лениться.
    «Технологическая карта литературы» – Пример постановки задач урока. Уровень развития. Критерии самооценки метапредметных результатов. Технологическая карта. Этапы проектирования технологической карты. Структура технологической карты. Высказывание. Условия обеспечения учебной деятельности. Ожидаемые результаты. Пять основных компонентов.

  7. Reffery Ответить

    Presentation Transcript
    Урок литературы в 7 классе по повести Ч.Айтматова „Первый учитель“ Презентацию подготовила Старцева Мария Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ „БСОШ № 1“ г.Александровска
    Советский и киргизский писатель. Лауреат Ленинской (1963) и трёх Государственных премий СССР(1968, 1977, 1983) Чингиз Торекулович Айтматов(1928 – 2008)
    Подвиг учителя Дюйшена „Сам того не ведая, он совершил подвиг“
    Подвиг – от старославянского глагола „подвигнутися“ – „потрудиться, совершить труд, подвиг“. ( Краткий этимологический словарь русского языка) Подвиг – исключительное по своему значению действие, совершённое в трудных, опасных условиях; героический самоотверженный поступок. (Школьный толковый словарь русского языка)
    Что такое ликвидация безграмотности? • Кто главные герои повести? При каких обстоятельствах мы с ними знакомимся? • От чьего лица ведётся основное повествование? • Как жители аила относятся к Алтынай Сулаймановой? Как – к Дюйшену? • Ваше впечатление о повести? • Какова тема произведения? • Какова композиция повести? • В каком году происходят описываемые события? • Что вы знаете об этом периоде нашей истории? • Что вам известно о жизни женщин Средней Азии до 1917 г.?
    Расскажите о появлении Дюйшена в аиле. • Как жители аила встречают Дюйшена? Почему не захотели помочь ему? • Как Дюйшен готовил школу к открытию? Как учил первых своих учеников? • Какими чертами характера наделён Дюйшен? • В каких эпизодах проявляется благородство, любовь к детям? • Можно ли назвать жизненным подвигом то, что сделал Дюйшен как учитель? • Где проявился героизм учителя?
    Почему Дюйшен, рискуя своей жизнью, до последнего пытался помешать увезти Алтынай? • В чём символический смысл сцены купания Алтынай в горной речке? • Почему тётка Алтынай так стремилась отдать замуж племянницу- сироту? • Почему старуха Сайкал сказала тётке, что та погубит Алтынай?
    Учитель Дюйшен (Болот Бейшеналиев) и Алтынай (Наталья Аринбасарова) Кадры из фильма „Первый учитель“ (реж. Андрей Кончаловский)
    Почему Дюйшен отправил Алтынай учиться в город, пожертвовав собственным счастьем? • Какова дальнейшая судьба Алтынай? • Почему Алтынай больше не приезжала в свой аил? Забыла ли она своего учителя? Почему она говорит, что не была готова к встрече с ним? • Расскажите о дальнейшей судьбе учителя.
    Как вы думаете, почему Дюйшен не искал Алтынай и не увиделся с ней на открытии новой школы? • Почему Дюйшен не был почётным гостем на открытии новой школы? • А вы считаете Дюйшена учителем? Почему? • Почему Алтынай захотела, чтобы люди узнали её „личную“ историю? • Должны ли люди быть благодарными и помнить тех, кто сделал им добро? • Какую роль в повести играет образ рассказчика?
    Роман Айххорн. Две части триптиха „Первый учитель“. ——————————– • Какое значение в повести имеет описание двух тополей? Чем они были для героев повести? • О чём вас заставила задуматься повесть Ч.Айтматова „Первый учитель“?
    Домашнее задание 1) Стр. 201- 202 – выучить наизусть стихотворение А.Вознесенского или Г.Шпаликова (на выбор). 2) Подготовить сообщение (презентацию) о писателе К.Г.Паустовском.
    Использованные материалыhttp://www.nstar-spb.ru/articles/article_1947.htmlhttp://www.mariaivanovna.ru/soch-2.htmlhttp://skupiknigi.ru/static-cat_1088432_2.htmlhttp://www.livelib.ru/book/322935/editions://rudocs.exdat.com/docs/index-263745.htmlhttp://turan.info/forum/showpost.php?p=142054&postcount=3http://www.konchalovsky.ru/works/films/first_teacher/
    Использованные материалыhttp://artnow.ru/ru/gallery/2/25297/picture/0/603404.htmlhttp://festival.1september.ru/articles/501214/http://www.krasnoetv.ru/node/9738http://okna100.ru.xsph.ru/last/9-ch-aytmatov-pervyy-uchitel.htmlhttp://www.kinokritik.com/films/photo/65874http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/post/373/foto/m5058/141653/

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *