Почему екатерина вторая воздвигла памятник петру первому?

8 ответов на вопрос “Почему екатерина вторая воздвигла памятник петру первому?”

  1. ХаКеР Ответить

    « ПЕТРУ первому ЕКАТЕРИНА вторая 1782г. » – надпись на постаменте памятника работы Этьена Фельконе.
    Несмотря на неподдельную простоту и строгость, лаконичность и динамичность монумента и фигуры Петра Первого памятник «Медный всадник» не оставляет равнодушным ни одного посетителя и запоминается надолго.
    ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПАМЯТНИКА МЕДНЫЙ ВСАДНИК
    История создания памятника «Медный всадник» интересна не менее чем жизнеописания самого императора, но оставим последнюю для изучения историкам, а сами обратимся к изучению монумента.
    Установка памятника «Медный всадник» – памятника Петру Первому состоялась в 1782 году по приказу Екатерины Второй. Скульптора ей посоветовал сам Денни Дидро и императрица уступила пригласив в столицу российского государства Этьена Фальконе, приехавшего в Петербург вместе с молодой ученицей Мари-Анн Коло. Позднее именно ею была выполнена голова Петра для этого памятника. Мари-Анн Коло сумела талантливо отразить все своеобразие и сложность характера императора. И с момента установки памятника Петру Первому скульптур постоянно подчеркивал равноправное участие своей ученицы в общей работе над ним.
    Этьена Фальконе можно назвать действительно посланником судьбы для создания именно памятника «Медный всадник» молодому императору-бунтарю. Он проявил поистине величайшее упрямство и настойчивость, так как позволили себе спорить с венценосными особами и знатью относительно образа как Петра Первого, так и памятника в целом. Екатерина II грезила увидеть Петра Первого в облике подстать римскому Цезарю верхом и с жезлом или скипетром, господин И. И. Бецкой, руководивший работами по сооружению памятника, представлял его в образе полководца фигурой во весь рост с полководческим жезлом в руке. Также в 1773 году господином Дидро, наспех посетившего Петербург, был предложен вариант сооружения фонтана в обрамлении аллегорических фигур. После чего скульптору порекомендовали направить правый глаз императора строго на Адмиралтейство, а левый – на здание Двенадцати коллегий, что показало бы страсть императора к строительству судов и мореплаванию, а также любви к учениям и законам.
    Однако всем этим желаниям не суждено было сбыться. Скульптор не отрицал ни полководческих, ни тем более заслуг Петра Первого как мудрого правителя, но видел памятник в его честь в виде фигуры Петра с непременным подчеркиванием его качеств как созидателя, законодателя, благодетеля своей страны и безусловным намерением показать их людям. «Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемую им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, – это эмблема побеждённых им трудностей», – вот что задумал претворить в жизнь скульптор.
    И сделал то, что задумал, хотя на самом открытии памятника «Медный всадник» – памятника Петру Первому присутствовать и не смог, так как череда придворных интриг и угрозы завистников из высшей петербургской знати вынудили его покинуть город раньше торжественного события.
    Также спорным был вопрос установки памятника «Медный всадник» в Санкт-Петербурге, так как место, которое он сейчас занимает еще в 1762 году было отдано самой Екатерине Второй для установки памятника в ее честь. Но она приняла волевое решение установить там памятник основателю Санкт-Петербурга к 100-летию его восшествия на престол. Причем памятник «Медный всадник» стал первым установленным на городской площади и к тому же в память такой великой государственной персоны.
    Основанием монумента «Медный всадник» стала огромный гранитная глыба весом более полутора тонн, найденная русским крестьянином Семеном Вишняковым в болотистых землях Лахтинских лесов. Гранитная скала, разбитая ударом молнии была названа Гром-камень. Она больше, чем на 4 м ушла в землю и вся была покрыта мхом. Монолит этот весил около 1600 тонн. «Взирание на оной возбуждало удивление, а мысль перевести его на другое место приводила в ужас» – писал один из современнников. В итоге, доставка Гром-камня в Санкт-Петербург заняла более 1,5 лет. В процессе обработки, глыбе придали форму морской волны, чтобы подчеркнуть стремление молодого прогрессивного императора показать силу России как великой морской державы и ознаменовать изменения, происходящие в стране.
    ОПИСАНИЕ ПАМЯТНИКА МЕДНЫЙ ВСАДНИК
    Петр Первый по задумке автора твердо восседает верхом на вздыбленном скакуне, который олицетворяет собой своенравный и непокорный народ, покорившийся и принимающий власть императора над ним.
    Под копытами скакуна раздавлена огромная змея (выполнена Федором Гордеевым), ставшая символом победы Петра Первого над противниками его реформ и врагами по оружию, а также являющаяся искусно выполненной третьей точкой опоры скакуна.
    Фигура самого императора показывает его силу, настойчивость, стремление двигаться вперед и вести за собой огромную державу, которой просто суждено стать великой, что в период его властвования стало явью. Россия в тот период стала поистине величайшей морской державой, обладала огромными запасами и была лидером среди самых крупных государств Старого Света. Именно поэтому лаконичная подпись на памятнике: «Петру I Екатерина II Лета 1782», – выполненная по желанию императрицы, означает и подчеркивает звание Великих императоров ее и Петра Первого (кроме них Великих императоров в Российской империи на тот период больше не было), и одновременно эта надпись подчеркивает, что Екатерина Вторая, бывшая по истине и идейной и духовной последовательницей Петра Великого, она «вторая» не после безродной Екатерины Первой, а «вторая» после великого реформатора Петра Первого.
    ЛЕГЕНДЫ ПАМЯТНИКА МЕДНЫЙ ВСАДНИК
    Кроме того, существует множество легенд относительно судьбы этого памятника, на страницах пушкинского «Медного всадника» он оживает и преследует главного героя Евгения.
    В пост петровские времена существовала присказка: «Дурак умного догоняет, а Иссакий мешает». Речь в ней идет о памятниках Петру Первому (умный) и Николаю Первому (по признанию соотечественников и ровесников император действительно был человеком не слишком большого ума). Ну, а Иссакий – это Исаакиевский собор.
    Сохранилось предание, будто в 1812 году, когда Петербургу угрожала опасность наполеоновского вторжения, Александр I распорядился вывезти статую Петра I в Вологодскую губернию. В это время некий майор Батурин увидел сон, что стоит он на Сенатской площади у памятника Петру I и видит, что всадник вдруг съезжает с пьедестала и направляется к дворцу Александра I. Озабоченный император выходит к нему, и Петр говорит ему следующее: “Молодой человек, до чего ты довел мою Россию! Но пока я на месте, городу моему нечего опасаться!”. Батурин якобы добился приема у князя Голицына, которому пересказал свой сон и просил передать его царю. Согласно легенде, Александр отменил свое решение об эвакуации и статуя осталась на месте. И никогда сапог вражеского солдата не коснулся петербургской земли.
    Также есть интересная легенда памятника «Медный всадник», что при жизни Петр Первый на своем скакуне (ставшем прообразом скакуна Медного всадника) в месте, где ныне установлен памятник, смог перепрыгнуть Неву (а в том месте река разливается достаточно широко). Произошло это по русской традиции «на спор», горячего и своенравного императора отговаривали, но он решительно вспрыгнул на коня и со словами: «Бог и я!», – дернул поводья и через миг оказался на противоположной стороне Невы, воодушевленный своим успехом, он тут же развернулся и с возгласом: «Я и Бог!», – повторил попытку прыжка, но конь, не пролетев и середины расстояния, погрузился в ледяную пучину, откуда императора вытащили крестьяне на лодке. С тех пор император действительно уверился в божью силу и никогда больше не позволял себя ставить выше Господа и своим подданным впредь запретил делать себе подобное.
    Насколько точны и верны эти легенды нам узнать не суждено, но мы верим, что так оно и было.
    Во время Великой Отечественной войны памятник Медный всадник был обложен мешками с песком и обшит деревянными листами и особо не пострадал. Приглашаем вас лично увидеть его великолепие своими глазами.
    Надпись на памятнике Медный всадник – памятнике Петру Первому: «Петру I Екатерина II Лета 1782» выполнена на русском и латинском языках.


    http://s-pb.in/pamyatniki/pamyatnik-medniy-vsadnik

  2. DLEmentos Ответить


    У этого памятника Петру I непростая судьба.
    Мысль увековечить Петра в бронзе принадлежала еще Анне Иоанновне, но, осуществила ее Елизавета, “дщерь Петрова”.

    Но памятник мог появиться еще при жизни Петра. В 1716 году в Петербург для его создания прибыл скульптор Бартоломео Карло Растрелли. Уже через два года в «портретном амбаре» ваятеля появилась глиняная модель коня для будущего памятника. Для более точной передачи черт лица Петра, Растрелли снял с него гипсовую маску, которая в дальнейшем стала основой и для воскового бюста царя хранящегося в Эрмитаже.
    В 1719 году Петр посетил мастерскую Растрелли и дал скульптору ценные указания, следуя которым итальянец отказался от своего первоначального замысла.

    Модель получила высочайшее одобрение Петра, но она так и не была отлита в бронзе. В 1725 году император умер, и последующие десять лет его наследникам было не до памятника. Даже плату за уже проделанную работу Растрелли получил только в 1734 году! Растрелли так и не увидел свое детище на постаменте. Мастер скончался 18 ноября 1744 года. Работы по отливке памятника были завершены его сыном, Франческо-Бартоломео Растрелли в 1747 году.
    Лишь Елизавета Петровна вспомнила о памятнике и поручила Растрелли его закончить. Хоть монумент был отлит из бронзы, установлен он почему-то не был. Случай удивительный, потому что памятник стоил больших денег.

    К сожалению дочери Петра императрице Елизавете Петровне статуя не понравилась (кстати, дочери незаконно рожденной, т.е. вне церковного брака) и несколько десятилетий памятник находился в амбаре Литейного двора. Елизавета хотела поставить памятник на площади перед новым Зимним дворцом или у здания Двенадцати коллегий, но за прошедшие два десятилетия художественные вкусы сильно изменились и скульптура нуждалась в очередной доработке. Но мода на аллегоризм прошла, а ведь это первая конная статуя в России! Петр изображен полководцем-триумфатором на своем любимом коне с редким именем Лизетта.

    Все царствование Екатерины Великой он пролежал на набережной Невы у Исаакиевского моста. У Петра и коня и правда выпученные глаза и вид немного комичный. Лавровый венок больше похож на рога или на корону, которую неоднократно роняли…

    Возможно поэтому Петр работы Растрелли в 1782 году был подарен Г.А. Потемкину, который сперва планировал отправить памятник на Украину, а потом установил его под навес у Таврического дворца.
    Когда к власти пришел Павел, во всем противоречивший матери, памятник был возвращен из потемкинской ссылки и установлен на почетном месте перед Михайловским замком. Это случилось ровно через 53 года после создания памятника, столько же лет прожил на свете и Петр Великий! Совпадение?! Не думаю (С) Кисилев.
    Павел приказал сделать надпись “Прадеду – правнук”. Эту надпись сочинил сам император.

    Пьедестал памятника украшают два барельефа “Сражение при Гангуте” и “Полтавская битва” и необычный двуглавый орел с мальтийским крестом, без которого великий магистр Мальтийского ордена обойтись никак не мог. В одном углу барельефа «Полтавский бой» можно увидеть Карла XII покидающего поле боя на носилках, в другом – Рака, символизирующий зодиачный знак июня, месяца Полтавской битвы.

    Нужно потереть копыто коня и ногу Петра. Те кто сомневается где именно Петр, трет все копыта и все ноги ))))

    На барельефе с гангутом, считается что нужно потереть пятку спасенного моряка, чтобы не утонуть. Особенно часто ее трут студенты для успешной сдачи экзаменов (вместо изучения билетов). Скоро сотрут напрочь.

    К сожалению, правнук смог любоваться на статую прадеда только 40 дней, по прошествую которых Павел тихо скончался от «апоплексического удара» табакеркой по голове…

    Памятник этот странный и таинственный. Копыта коня – всегда блестят, а левая передняя конская нога похожа на женскую ножку в высоком сапоге на каблуке (посмотрите ниже на ногу коня). Хотя… это оптический эффект такой при просмотре сбоку, если залезть к памятнику, там обычное копыто ))) просто плоское.
    Говорят, что если внимательно вглядываться в памятник Петру белой ночью, то в 3 часа утра можно увидеть, как он шевелится и кажется, будто Петр торжественно выезжает из ворот замка…
    В 1941 году статую сняли с пьедестала и закопали на площади. Так ее сохранили для потомков. Только в июле 1945 года она вернулась на свое законное место.
    В 1989-1990 гг. памятник был отреставрирован. Сегодня он не так знаменит у туристов как “Медный всадник” (история создания) а зря…)))

    Легенды о призраках Петра I
    Памятник стоит у Михайловского замка. ул. Садовая, д. 2. Ряд фото (С) Артем Кирпиченок. Инфа (С) интернет

  3. VideoAnswer Ответить

  4. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *