Почему гоголь сжег второй том мертвых душ википедия?

18 ответов на вопрос “Почему гоголь сжег второй том мертвых душ википедия?”

  1. ivan1901 Ответить

    Главный вопрос, на который следует прежде всего ответить, — было ли в действительности это сожжение? Существует несколько точек зрения на это событие.
    Первая: Гоголь действительно сжег рукописи второго тома «Мертвых душ» — и сделал он это вполне осознанно.
    Вторая: Гоголь уничтожил произведение случайно. Пожелав избавиться от ненужных бумаг, он совершил роковую ошибку: бросил в печь рукопись, над которой в это время работал, — второй том поэмы.
    Третья: рукопись второго тома была спрятана реакционерами, которые окружали писателя в это время. В 1959 году в журнале «Октябрь» появилась статья Екатерины Смирновой-Чикиной под названием «Легенда о Гоголе». В ней говорилось, что Гоголь написал второй том «не так», как от него ждали критики и реакционная часть общественности — включая, например, графа Александра Толстого, в доме которого на Никитском бульваре жил Гоголь и где, собственно, и произошел этот трагический эпизод. Поэтому недоброжелатели спрятали рукопись, сочинив легенду о ее сожжении.
    «Когда появилась статья Смирновой-Чикиной, я был начинающим литературным критиком, почитавшим за честь сотрудничать с журналом «Новый мир». И я пришел в редакцию с предложением выступить против упомянутой статьи. Александр Твардовский, главный редактор, одобрил эту мысль, а позже Александр Дементьев, бывший в ту пору заместителем главного редактора, передал мне свой разговор с Твардовским. Последний сказал буквально следующее: «Ишь что она придумала! Они же дворяне, честные люди! Они писем чужих не читали, а тут — «рукопись украли». Как можно было такое написать?!» И действительно, люди вокруг Гоголя были разные, но, фигурально говоря, «писем чужих они не читали». И тем более не воровали рукописей. Обо всем этом я написал в статье-опровержении «Пафос упрощения», которую вскоре напечатали: в «Новом мире» ей была предоставлена, можно сказать, «зеленая улица».
    Юрий Манн
    Наконец, можно назвать еще одну версию: рукопись спрятали люди, благоволившие Гоголю, — чтобы позже, в более счастливое с общественно-политической точки зрения время, явить ее миру. Особенно удачливой на «находки» утраченных текстов была юбилейная пора (например, 150-летие со дня рождения Гоголя), при этом неопубликованные фрагменты второго тома «Мертвых душ» обнаруживали не только в России, но и за границей. Однако в результате оказывалось, что это были тексты уже известные, лишь с незначительными вариантами.
    Так, найденная после смерти Гоголя рукопись второго тома состояла из пяти глав в черновой редакции, с разной степенью завершенности. Литературный критик и историк литературы Степан Шевырев, работавший с этой рукописью, не скрывал ее от общественности, в результате чего возникли многочисленные списки, во многих из которых содержались неточности.
    Рукопись «Мертвых душ», в которой наиболее полно был выражен авторский замысел, действительно была сожжена в ночь с 11 на 12 февраля 1852 года в доме на Никитском бульваре, где в наше время находится мемориальный музей — Дом Н.В. Гоголя. И писатель сделал это добровольно и сознательно.
    У этого события был один свидетель — слуга Семен. Когда он увидел, как Гоголь бросает в огонь свои рукописи, он пришел в ужас. На вопрос «Что вы делаете?!» писатель ответил: «Не твое дело» — и продолжил расправу. А завершив дело, горько вздохнул и заплакал.
    Почему Гоголь так поступил — сложный вопрос. Скорее всего, на это его толкнули причины психологического, даже психопатологического характера. Но вместе с тем и причины творческого, эстетического свойства, причем полностью отделять одно от другого неправомерно.
    Это был не первый случай, когда Гоголь уничтожал свои произведения. Первую рукопись второго тома «Мертвых душ» он сжег еще в 1845 году в состоянии мучительных душевных переживаний. Однако спустя некоторое время, восстановив силы, Гоголь вернулся к работе над своей главной книгой. «Не оживет, аще не умрет», — сказано в Первом послании апостола Павла коринфянам — и, возможно, эту библейскую ситуацию Гоголь ассоциировал с собственной драмой. Но его внутренний кризис был очень глубок, а душевных и физических сил осталось слишком мало — и второй том «Мертвых душ» так и не увидел свет.

  2. Кибервит Ответить

    “Нераскрытые тайны”: Зачем Гоголь сжег второй том “Мертвых душ”
    21 мая 1842 года в свет вышел первый том “Мертвых душ” Николая Гоголя. Загадка второй части великого произведения, уничтоженной писателем, до сих пор волнует умы литературоведов и обычных читателей. Зачем Гоголь сжег рукопись? И существовала ли она вообще? Телеканал “Москва Доверие” подготовил специальный репортаж.
    Той ночью ему опять не спалось, он снова и снова мерил шагами свой кабинет в уютном флигеле старинной городской усадьбы на Никитском бульваре. Пробовал молиться, снова ложился, но не мог ни на секунду сомкнуть глаза. За окнами уже забрезжил промозглый февральский рассвет, когда он достал из шкафа видавший виды портфель, извлек из него пухлую рукопись, перевязанную бечевкой, подержал несколько секунд в руках, а потом решительно бросил бумаги в камин.
    Что же случилось в ночь с 11 на 12 февраля 1852 года в особняке графа Александра Толстого? Почему Гоголь, еще при жизни получивший славу великого писателя, решил уничтожить, возможно, главный труд своей жизни? И как связано это трагическое событие в русской литературе со смертью, которую врачи зафиксируют 10 дней спустя здесь же, рядом с камином, пламя которого поглотило второй том поэмы “Мертвые души”?
    Граф Александр Толстой приобрел этот особняк после смерти его прежнего владельца генерал-майора Александра Талызина, ветерана войны с Наполеоном. Николай Васильевич Гоголь оказался здесь в 1847 году, когда вернулся в Россию из дальних многолетних странствий. “Он был путешественником: станции, смена лошадей, он обдумывал многие свои сюжеты в дороге. И всегда как человек творческий он ищет общения, в частности – со своими друзьями. И регулярно кто-то из друзей его приглашал к себе, пожить в Москве его пригласил Толстой, с которым он состоял в переписке до этого времени”, — рассказывает директор Дома Н.В. Гоголя Вера Викулова.
    Второй том “Мертвых душ” к этому моменту, возможно, был уже почти завершен, осталось лишь отредактировать несколько последних глав.
    Дом № 7 на Суворовском (Никитском) бульваре, где жил и скончался великий русский писатель Н.В.Гоголь. Фото: ИТАР-ТАСС
    Из окон усадьбы Николай Васильевич наблюдал любимую им Москву. С тех пор, конечно, Москва сильно изменилась. Город был полностью деревенским. Во дворе дома стоял колодец-журавль, под окнами квакали лягушки.
    В имении писатель был гостем желанным и почетным, ему отвели целое крыло, главным помещением которого стал кабинет.
    Как замечает главный хранитель Дома Н.В. Гоголя, здесь он жил на всем готовом: чай ему подавался в любой момент, белье свежее, обед, ужин — не было никаких забот, были созданы все условия для того, чтобы он работал здесь над вторым томом “Мертвых душ”.
    Так что же произошло на рассвете 12 февраля 1852 года? Какую тайну хранит этот кабинет в доме № 7А по Никитскому бульвару? Исследователи и по сей день выдвигают самые разные версии: от сумасшествия Гоголя до переживаемого им кризиса.
    К быту и комфорту Гоголь относился без особого интереса, как и вообще ко всему материальному. Небольшая кушетка, зеркало, кровать за ширмой, конторка, за которой он работал. Гоголь всегда писал стоя, над каждой фразой работал тщательно и порой мучительно долго. Разумеется, это таинство требовало изрядного количества бумаги. По рукописям видно, что Гоголь к себе был очень требовательным и говорил, что “дело мое — это не литература, дело мое — душа”.
    Критиком Гоголь был беспощадным, причем самые высокие, бескомпромиссные требования, он предъявлял в первую очередь к себе самому. “До семи раз он переписывал каждую главу, он филигранно вычищал текст, чтобы хорошо ложился на слух и чтобы при этом его замысел был интересен читателю”, — рассказывает арт-менеджер Дома Н.В. Гоголя Лариса Косарева.
    Окончательная редакция второго тома “Мертвых душ” – отнюдь не первое произведение Гоголя, погибшее в огне. Первое он сжег еще в гимназии. Приехав в Санкт-Петербург из-за критики в адрес поэмы “Ганц Кюхельгартен”, он скупает и сжигает все экземпляры. Второй том “Мертвых душ” он тоже сжигает, в первый раз еще в 1845 году.
    Репродукция картины “Н.В.Гоголь слушает у своего дома народного музыканта-кобзаря”, 1949 год
    Это и есть первая версия – перфекционизм. Гоголь уничтожил и следующую редакцию второго тома “Мертвых душ”, потому что она ему просто не понравилась.
    Писатель Владислав Отрошенко считает, что приблизиться к разгадке тайны камина в особняке на Никитском бульваре можно лишь досконально изучив особенности характера великого писателя, в том числе и те, что даже современников приводили как минимум в недоумение, особенно в последние годы жизни Гоголя. Он мог посреди разговора вдруг сказать: “Ладно, все, потом наговоримся”, лечь на диван и отвернуться к стене. Манера его общения раздражала многих его друзей, близких.
    Одна из самых необъяснимых привычек Гоголя — склонность к мистификациям. Даже в самых невинных ситуациях он частенько не договаривал, вводил собеседника в заблуждение, а то и вовсе врал. Владислав Отрошенко писал: “Гоголь говорил: “Никогда не надо говорить правду. Вот едешь в Рим — скажи, что едешь в Калугу, едешь в Калугу — скажи, что едешь в Рим”. Эта природа гоголевской лживости остается непостижимой и для литературоведов, и для тех, кто изучает биографию Гоголя”.
    Особые отношения у Николая Васильевича были и с собственным паспортом: всякий раз, пересекая границу того или иного государства, он категорически отказывался предъявлять документ пограничной службе. Например, останавливали дилижанс, говорили: “Надо предъявить паспорт”. Гоголь отворачивается в сторону и делает вид, что не понимает, что ему говорят. И друзья в растерянности, говорят: “Нас ведь не пропустят”. Потом, в конце концов, он начинает рыться, как будто бы ищет паспорт, но все знают, кто с ним едет, что паспорт у него в кармане лежит.
    “Он писал письма, например, матери, что сейчас находится в Триесте, видит прекрасные волны Средиземного моря, наслаждается видами, описывает ей подробно Триест. Он не просто написал ей письмо, подписанное “Триест” (написанное, на самом деле, в усадьбе своего друга, историка Михаила Погодина, в Москве на Девичьем поле), он еще и нарисовал на письме штемпель Триеста. Он тщательно вывел его так, чтобы отличить было нельзя”, – рассказывает Владислав Отрошенко, который пять лет писал книгу о Гоголе.
    Итак, версия вторая: сожжение второго тома “Мертвых душ” было очередной эксцентричной выходкой гения, который сделал для отечественной словесности столько, что мог позволить себе практически все. Он прекрасно знал, что популярен среди современников и что является писателем №1.
    Офорт “Гоголь читает “Ревизора” писателям и артистам Малого театра”, 1959 год. Фото: ИТАР-ТАСС
    Удивительно и то, что еще до наступления эпохи фотографии Гоголя знали в лицо. Обычная прогулка по любимым московским бульварам превращалась чуть ли не в шпионский детектив. Студенты Московского университета зная, что Гоголь в послеобеденное время любит гулять по Никитскому и Тверскому бульварам, уходили с лекций со словами: “Мы идем смотреть на Гоголя”. Согласно воспоминаниям, писатель был невысокого роста, где-то 1,65 метра, он часто укутывался в шинель, может быть, от холода, а может быть, чтобы его меньше узнавали.
    Поклонников у Гоголя было великое множество, они не только принимали как должное любые странности своего кумира, но и были готовы потакать ему во всем. Хлебные шарики, которые писатель иметь привычку катать, размышляя о чем-то, становились объектом вожделения коллекционеров, поклонники постоянно ходили за Гоголем и подбирали шарики, хранили как реликвии.
    У режиссера Кирилла Серебренникова свой взгляд на творчество Гоголя. Он готов поставить вопрос еще более радикально: а существовал ли второй том “Мертвых душ” вообще? Может быть, гениальный мистификатор и тут всех провел?
    Специалисты, досконально изучающие жизнь и творчество Гоголя, с версией радикального режиссера отчасти согласны. Великий писатель был готов мистифицировать что угодно.
    Однажды, когда Гоголь гостил у Сергея Аксакова, его навестил близкий друг, актер Михаил Щепкин. Писатель с воодушевлением поведал гостю, что закончил второй том “Мертвых душ”. Можно лишь догадываться, в каком восторге был Щепкин: он стал первым, кому посчастливилось узнать, что грандиозный замысел завершен. Финал этой странной истории не заставил себя долго ждать: чинная московская компания, которая обычно собиралась у Аксакова, как раз расселась за обеденным столом. Щепкин встает с бокалом вина и говорит: “Господа, поздравьте Николая Васильевича, он закончил второй том “Мертвых душ”. И тут Гоголь вскакивает и говорит: “От кого ты это слышал?”. Щепкин отвечает: “Да от вас же, сегодня утром вы мне сказали”. На что Гоголь отреагировал: “Ты белены объелся, или тебе приснилось”. Гости же рассмеялись: действительно, Щепкин что-то там придумал.
    Лицедейство влекло Гоголя с почти непреодолимой силой: прежде, чем что-то записать, Гоголь разыгрывал это в лицах. И удивительно, гостей не было, Гоголь был один, но звучали совершенно разные голоса, мужские, женские, Гоголь был блестящим актером.
    Однажды, уже будучи вполне известным литератором, он даже попытался устроиться на службу в Александринский театр. На прослушивании Гоголь получил предложение лишь созывать публику и расставлять стулья. Интересно, что уже через пару месяцев после этого собеседования руководителю труппы было поручено готовить гоголевского “Ревизора”.
    Гоголевская охота к перемене мест стала одной из тем интерактивной экскурсии, которая каждый день проходит в доме-музее на Никитском бульваре. Посетителей встречает старинный дорожный сундук, впечатление усиливают звуки дороги, доносящиеся из его недр.
    Как известно, Гоголь чаще бывал в Европе, чем в России. Собственно, первый том “Мертвых душ” он написал в Италии, в которой провел в общей сложности 12 лет и которую называл второй родиной. Именно из Рима однажды пришло письмо, заставившее друзей Гоголя всерьез насторожиться. Складывается ощущение, что Гоголь в своей жизни начинает разыгрывать историю с носом майора Ковалева. Как нос отделился от майора Ковалева и начал гулять сам по себе, так и здесь. Гоголь в письмах сообщал, что в Петербурге необходимо найти некого другого Гоголя, что могут произойти какие-то мошеннические истории, могут под его именем выпустить некие произведения.
    Тогда-то и закралась мысль о том, что бесконечные гоголевские мистификации – не просто чудачество гения, а симптом глубоко душевного недуга.
    Один из научных сотрудников Дома Н.В. Гоголя рассказывает: “Я вел как-то экскурсию психиатрам. Я не знал, что это психиатры, поэтому я им рассказывал свое мнение. Но они мне сказали: “Да мы уже давно поставили диагноз Гоголю. Ну взгляните даже на почерк”, — в музее на конторке лежат образцы почерка Гоголя. Они стали прямо говорить, что это за расстройство. Но мне кажется, диагноз ставить заочно не каждый врач рискнет, а тут 200 лет назад”.
    Может, сожжение второго тома “Мертвых душ”, и правда, было безумным поступком в клиническом смысле этого слова? А значит, попытки понять и объяснить его с точки зрения здравого смысла — занятие пустое и бесполезное?
    Но и эта версия отнюдь не последняя. Известно, что автор мистических “Вечеров на хуторе близ Диканьки” и совсем уже инфернального “Вия” в конце жизни всякую чертовщину отрицал. В это время Гоголя нередко видели в церкви Николая Чудотворца (духовного покровителя Гоголя) в Староваганьковском переулке.
    Рисунок Бориса Лебедева “Встреча Гоголя с Белинским”, 1948 год. Фото: ИТАР-ТАСС
    Некоторые исследователи полагают, что поистине роковым (и для второго тома “Мертвых душ”, и для их создателя) стало знакомство с протоиреем Матвеем Константиновским, духовным наставником графа Александра Толстого. Священник, отличавшийся крайней резкостью суждений, со временем стал и духовником Гоголя. Тот показал свою рукопись, над которой работал девять лет, отцу Матвею, и получил отрицательные отзывы. Не исключено, что эти жестокие слова священника и стали последней каплей. Постоялец дома на Никитском бульваре в ночь с 11-го на 12 февраля 1852 года совершил то, что позже художник Илья Репин назовет “самосожжением Гоголя”. Считается что Гоголь сжег ее в состоянии аффекта и позже жалел об этом безмерно, но его утешил хозяин дома, Александр Петрович Толстой. Он подошел и тихо сказал: “Но у вас же здесь все, в голове, вы же сможете это восстановить”.
    Но о восстановлении второго тома уже не могли быть и речи. На следующий день Гоголь объявил, что начинает поститься, и вскоре вовсе отказался от еды. Он постился с таким усердием, с которым, наверное, не постился ни один из верующих. И в какой-то момент, когда было ясно, что Гоголь уже ослабевает, граф Толстой призвал врачей, он те не нашли у Гоголя никакой болезни.
    10 дней спустя Гоголь умер от физического истощения. Смерть великого писателя потрясла Москву, в храме святой мученицы Татьяны при Московском университете с ним прощался, казалось, весь город. Все прилегающие улицы были заполнены народом, прощание шло очень долго.
    Памятник Гоголю в Москве решили установить 30 лет спустя, в начале 80-х годов XIX столетия. Сбор пожертвований затянулся, необходимая сумма была собрана лишь к 1896 году. Прошло несколько конкурсов, на которые было представлено более полусотни проектов. В итоге монумент доверили молодому скульптору Николаю Андрееву. Тот взялся за дело со свойственной ему основательностью. Андреев всегда искал натуру для своих произведений. Он проштудировал все возможные портреты Гоголя, которые только мог найти. Он рисовал, изображал Гоголя, пользуясь услугами своего брата, который ему позировал для скульптуры.
    Скульптор побывал на родине писателя, встречался с его младшей сестрой. Итогом его фундаментального исследования стал без преувеличения революционный для того времени монумент. В 1909 году памятник на Арбатской площади открывали при многотысячной толпе.
    Даже закладка памятника была очень торжественной и отмечалась в ресторане “Прага”. Очень оригинально подошли к торжественному обеду организаторы, потому что они приготовили все блюда, которые так или иначе фигурировали в гоголевских произведениях: это и “суп в кастрюльке из Парижу”, и “шанежки с припеком” от Коробочки, и разные соленья, варенья из закромов Пульхерии Ивановны.
    Однако печальный, задумчивый, трагический Гоголь нравился не всем. Говорят, что, в конце концов, памятник с Арбатской площади переместили во двор усадьбы графа Толстого по приказу самого Сталина. И в 1952 году в начале Гоголевского бульвара появился плакатный, пышущий здоровьем Николай Василевич, снабженный пафосной надписью: «Гоголю от Правительства Советского Союза». Новый, отретушированный образ, породил немало насмешек: “Юмор Гоголя нам мил, слезы Гоголя – помеха. Сидя грусть он наводил, этот пусть стоит для смеха”.
    Впрочем, со временем москвичи полюбили и этот образ. В конце 70-х годов прошлого века вокруг памятника на Гоголевском бульваре завели обыкновение собираться московские хиппи. Эпоха детей цветов давно в прошлом, однако каждый год 1 апреля постаревшие московские “хипари”, надев любимые клеши, вновь собираются на “гоголях”, чтобы вспомнить веселую молодость. У хиппи на любой вопрос есть свой ответ, своя правда и своя мифология. И Николай Васильевич Гоголь в их пантеоне занимает особое, но, несомненно, весьма почетное место. Художник Александр Иосифов заметил: “Во-первых, сам по себе Гоголь уже хипповый вид имеет. Во-вторых, он в какой-то степени мистически предрасположен к восприятию жизни, к чему предрасположена и та молодежь. Именно такое вот неадекватное восприятие жизни”.
    И, конечно, у каждого хиппи своя версия того, что произошло в доме на Никитском бульваре: “Разочаровался в жизни. Плюс, он еще, говорят, болел очень сильно, и по легенде, когда гроб открыли, у него крышка исцарапана была. Может быть, его и живьем закопали”.
    Ореол таинственности, который окружал Гоголя при жизни, после его смерти лишь сгустился. Владислав Отрошенко считает, что это закономерно: “До Гоголя у нас никогда не было писателя, который бы литературу сделал своей жизнью. Вот Пушкин — да, у него было много чего в жизни: у него были семья, жена, дети, дуэли, карты, друзья, придворные интриги. У Гоголя в жизни не было ничего, кроме литературы. Вот он был таким монахом литературы”.
    Монах, аскет, эксцентричный отшельник, лицедей и одинокий путешественник, писатель, оставивший величайшее наследие и не имевший при жизни даже элементарных признаков быта. После смерти писателя была составлена опись, в основном его достоянием были книги, 234 тома — это и на русском языке, и на иностранных. Одежда, которая перечислена в этой описи, находилась в плачевном состоянии. Из всех ценных вещей можно назвать только золотые часы”. Часы, впрочем, пропали. А то, что сохранилось, дошло до нас благодаря друзьям, родственникам или просто поклонникам писательского таланта. Главной гордостью Дома Н.В. Гоголя является чарка, приобретенная у потомков по линии сестры Елизаветы, которую Николай Васильевич подарил ей на свадьбу. Так же в музее есть игольница из кости, которая перешла ему от матери. Николай Васильевич, оказывается, очень хорошо шил, вышивал, он и себе поправлял галстуки, шарфики, а также шил платья для сестер.
    Почитатели гоголевского напевного слога и сегодня приходят в этот дом на Никитском бульваре. Каждый год в марте здесь отмечают день памяти писателя, и всякий раз звучит “Молитва” — единственное стихотворение Гоголя. В этом доме во времена жизни Гоголя проходили гоголевские украинские среды. Гоголь очень любил украинскую песню, и хотя сам не обладал таким ярко выраженным музыкальным слухом, но собирал украинские песни, записывал их и любил подпевать и даже слегка притоптывать ногой.
    Картина Петра Геллера “Гоголь, Пушкин и Жуковский летом 1831 года в Царском Селе”, 1952 год. Фото: ИТАР-ТАСС
    Прийти в дом на Никитском бульваре может каждый, а вот остаться дано не всякому. Вера Никулина (директор Дома Н.В. Гоголя) рассказывает: “У меня были случаи, когда люди приходили, три дня работали, у них поднималась температура, не опускалась, и они увольнялись. Считается что дом принимает или не принимает человека”. Некоторые уточняют: это не дом, а сам Гоголь проверяет людей на прочность, приветствует преданных и решительно отметает случайных. В Доме Гоголя появилась такая поговорка: “это Гоголь”. Как что-то случается — “это Гоголь во всем виноват”.
    Так что же все-таки случилось с Гоголем в ночь с 11-го на 12 февраля 1852 года? Писатель Владислав Отрошенко уверен, эти стремительно превращающиеся в пепел листы пухлой рукописи — лишь последний акт трагедии, начавшейся десятью годами раньше, в тот самый момент, когда увидел свет первый том поэмы “Мертвые души”: “Вся Россия ждет от него второго тома “Мертвых душ”, когда первый том производит переворот в русской литературе и в сознании читателей. На него вся Россия смотрит, а он воспаряет над миром. И вдруг крушение. Он пишет фрейлине двора Александре Осиповне Смирновой, это была одна из близких подруг его, в 1845 году он ей пишет: “Бог отъял от меня способность творить”.
    Эта версия не отрицает все предыдущие, скорее, объединяет их воедино, и потому представляется наиболее вероятной. Владислав Отрошенко: “Гоголь умер от литературы, умер от “Мертвых душ”, потому что это была такая вещь, что она либо пишется и возносит творца просто к небесам, либо она убивает его, если не пишется. Ведь Гоголь предполагал написать и третий том, и из этого грандиозного замысла можно было выйти только двумя путями — либо его совершить, либо умереть”.
    Гоголь уже полтора века остается одним из самых загадочных писателей. Порою светлый и ироничный, чаще — сумрачный, полубезумный, и всегда — магический и ускользающий. И потому каждый, кто открывает его книги, всякий раз находит в них что-то свое.
    Лариса Косарева (арт-менеджер Дома Н.В. Гоголя): “Загадка, мистика, тайна, юмор, — то, чего не хватает в современной прозе. Все-таки он очень ироничен, и вот эта шутка, юмор, фантастика — блокбастер XIX века, Гоголь”.
    Один Байрон (актер): “Очень похоже на нашего поэта Эдгара Алана По. Вот есть общая темная сторона, мне кажется. Человек со сложной судьбой, у обоих этих поэтов были сложные в сюжеты жизни. Они оба любят момент абсурда. Я обожаю абсурд”.
    Владислав Отрошенко (писатель): “Мы всегда говорим, что литература — это вообще самое главное богатство, которые было у России, богатство, которое не иссякает. Потому что отношение, которое, кстати говоря, задал именно Гоголь, отношение к литературе как к чему-то такому, что вообще поглощает тебя целиком”.
    Собрание сочинений Н.В.Гоголя, 1975 год. Фото: ИТАР-ТАСС
    И потому, наверное, у каждого вдумчивого читателя есть собственная версия того, что же на самом деле произошло февральской ночью в доме на Никитском бульваре.
    Научный сотрудник музея Олег Робинов считает, что Николай Васильевич незадолго до смерти приезжал и закопал второй том “Мертвых душ” у себя во дворе. Причем сделал насыпь, курган небольшой, и сказал крестьянам, завещал, что если будет неурожайный тяжелый год, раскопаете, продадите, и будете счастливы.
    Конечно, эту версию можно посчитать забавной, фольклорной и совсем уж фантастической. Впрочем, стоит ли сбрасывать со счетов любое, пусть даже самое нереальное предположение, когда речь идет о Гоголе?

  3. vlad7361 Ответить

    Последние четыре года своей жизни Гоголь прожил в Москве, в доме на Никитском бульваре. Именно там, по преданию, он сжег второй том «Мертвых душ». Дом принадлежал графу А.П. Толстому, который приютил у себя вечно неустроенного и одинокого писателя и делал все для того, чтобы он чувствовал себя свободно и удобно.
    Гоголь жил своим творчеством, ради него он обрек себя на бедность. Все его имущество ограничивалось «самым маленьким чемоданом». Второй том «Мертвых душ», главный труд жизни писателя, результат его религиозных исканий, должен был быть скоро завершен. Это был труд, в который он вложил всю правду о России, всю свою любовь к ней. «Труд мой велик, мой подвиг спасителен!», – говорил Гоголь друзьям. Однако в жизни писателя наступил переломный момент…
    Началось все в январе 1852 года, когда умерла Е.Хомякова, жена гоголевского друга. Он считал ее достойнейшей женщиной. И после ее смерти признался своему духовнику, протоиерею Матфею (Константиновскому): «На меня нашел страх смерти». С этого момента Николай Васильевич постоянно думал о смерти, жаловался на упадок сил. Все тот же отец Матфей требовал от него оставить литературные труды и, наконец, подумать о своем духовном состоянии.

  4. shassik Ответить

    21 мая 1842 года в свет вышел первый том “Мертвых душ” Николая Гоголя. Загадка второй части великого произведения, уничтоженной писателем, до сих пор волнует умы литературоведов и обычных читателей. Зачем Гоголь сжег рукопись? И существовала ли она вообще?

    Той ночью ему опять не спалось, он снова и снова мерил шагами свой кабинет в уютном флигеле старинной городской усадьбы на Никитском бульваре. Пробовал молиться, снова ложился, но не мог ни на секунду сомкнуть глаза. За окнами уже забрезжил промозглый февральский рассвет, когда он достал из шкафа видавший виды портфель, извлек из него пухлую рукопись, перевязанную бечевкой, подержал несколько секунд в руках, а потом решительно бросил бумаги в камин.

    Граф Александр Толстой приобрел этот особняк после смерти его прежнего владельца генерал-майора Александра Талызина, ветерана войны с Наполеоном. Николай Васильевич Гоголь оказался здесь в 1847 году, когда вернулся в Россию из дальних многолетних странствий. Второй том “Мертвых душ” к этому моменту, возможно, был уже почти завершен, осталось лишь отредактировать несколько последних глав.

    Из окон усадьбы Николай Васильевич наблюдал любимую им Москву. С тех пор, конечно, Москва сильно изменилась. Город был полностью деревенским. Во дворе дома стоял колодец-журавль, под окнами квакали лягушки. В имении писатель был гостем желанным и почетным, ему отвели целое крыло, главным помещением которого стал кабинет. Здесь он жил на всем готовом: чай ему подавался в любой момент, белье свежее, обед, ужин — не было никаких забот, были созданы все условия для того, чтобы он работал здесь над вторым томом “Мертвых душ”.

    К быту и комфорту Гоголь относился без особого интереса, как и вообще ко всему материальному. Небольшая кушетка, зеркало, кровать за ширмой, конторка, за которой он работал. Гоголь всегда писал стоя, над каждой фразой работал тщательно и порой мучительно долго. Разумеется, это таинство требовало изрядного количества бумаги. По рукописям видно, что Гоголь к себе был очень требовательным и говорил, что «дело мое — это не литература, дело мое — душа».

    Окончательная редакция второго тома “Мертвых душ” – отнюдь не первое произведение Гоголя, погибшее в огне. Первое он сжег еще в гимназии. Приехав в Санкт-Петербург из-за критики в адрес поэмы “Ганц Кюхельгартен”, он скупает и сжигает все экземпляры. Второй том “Мертвых душ” он тоже сжигает, в первый раз еще в 1845 году.

    Это и есть первая версия – перфекционизм. Гоголь уничтожил и следующую редакцию второго тома “Мертвых душ”, потому что она ему просто не понравилась.

    Писатель Владислав Отрошенко считает, что приблизиться к разгадке тайны камина в особняке на Никитском бульваре можно лишь досконально изучив особенности характера великого писателя, в том числе и те, что даже современников приводили как минимум в недоумение, особенно в последние годы жизни Гоголя. Он мог посреди разговора вдруг сказать: “Ладно, все, потом наговоримся”, лечь на диван и отвернуться к стене. Манера его общения раздражала многих его друзей, близких.

    Одна из самых необъяснимых привычек Гоголя — склонность к мистификациям. Даже в самых невинных ситуациях он частенько не договаривал, вводил собеседника в заблуждение, а то и вовсе врал. Владислав Отрошенко писал: “Гоголь говорил: «Никогда не надо говорить правду. Вот едешь в Рим — скажи, что едешь в Калугу, едешь в Калугу — скажи, что едешь в Рим». Эта природа гоголевской лживости остается непостижимой и для литературоведов, и для тех, кто изучает биографию Гоголя”.

    Особые отношения у Николая Васильевича были и с собственным паспортом: всякий раз, пересекая границу того или иного государства, он категорически отказывался предъявлять документ пограничной службе. Например, останавливали дилижанс, говорили: “Надо предъявить паспорт”. Гоголь отворачивается в сторону и делает вид, что не понимает, что ему говорят. И друзья в растерянности, говорят: “Нас ведь не пропустят”. Потом, в конце концов, он начинает рыться, как будто бы ищет паспорт, но все знают, кто с ним едет, что паспорт у него в кармане лежит.

    “Он писал письма, например, матери, что сейчас находится в Триесте, видит прекрасные волны Средиземного моря, наслаждается видами, описывает ей подробно Триест. Он не просто написал ей письмо, подписанное “Триест” (написанное, на самом деле, в усадьбе своего друга, историка Михаила Погодина, в Москве на Девичьем поле), он еще и нарисовал на письме штемпель Триеста. Он тщательно вывел его так, чтобы отличить было нельзя”, – рассказывает Владислав Отрошенко, который пять лет писал книгу о Гоголе.

    Итак, версия вторая: сожжение второго тома “Мертвых душ” было очередной эксцентричной выходкой гения, который сделал для отечественной словесности столько, что мог позволить себе практически все. Он прекрасно знал, что популярен среди современников и что является писателем №1.

    Удивительно и то, что еще до наступления эпохи фотографии Гоголя знали в лицо. Обычная прогулка по любимым московским бульварам превращалась чуть ли не в шпионский детектив. Студенты Московского университета, зная, что Гоголь в послеобеденное время любит гулять по Никитскому и Тверскому бульварам, уходили с лекций со словами: “Мы идем смотреть на Гоголя”. Согласно воспоминаниям, писатель был невысокого роста, где-то 1,65 метра, он часто укутывался в шинель, может быть, от холода, а может быть, чтобы его меньше узнавали.

    Поклонников у Гоголя было великое множество, они не только принимали как должное любые странности своего кумира, но и были готовы потакать ему во всем. Хлебные шарики, которые писатель иметь привычку катать, размышляя о чем-то, становились объектом вожделения коллекционеров, поклонники постоянно ходили за Гоголем и подбирали шарики, хранили как реликвии.

    У режиссера Кирилла Серебренникова свой взгляд на творчество Гоголя. Он готов поставить вопрос еще более радикально: а существовал ли второй том “Мертвых душ” вообще? Может быть, гениальный мистификатор и тут всех провел? Специалисты, досконально изучающие жизнь и творчество Гоголя, с версией радикального режиссера отчасти согласны. Великий писатель был готов мистифицировать что угодно.

    Однажды, когда Гоголь гостил у Сергея Аксакова, его навестил близкий друг, актер Михаил Щепкин. Писатель с воодушевлением поведал гостю, что закончил второй том “Мертвых душ”. Можно лишь догадываться, в каком восторге был Щепкин: он стал первым, кому посчастливилось узнать, что грандиозный замысел завершен. Финал этой странной истории не заставил себя долго ждать: чинная московская компания, которая обычно собиралась у Аксакова, как раз расселась за обеденным столом. Щепкин встает с бокалом вина и говорит: “Господа, поздравьте Николая Васильевича, он закончил второй том “Мертвых душ”. И тут Гоголь вскакивает и говорит: “От кого ты это слышал?”. Щепкин отвечает: “Да от вас же, сегодня утром вы мне сказали”. На что Гоголь отреагировал: “Ты белены объелся, или тебе приснилось”. Гости же рассмеялись: действительно, Щепкин что-то там придумал.

    Лицедейство влекло Гоголя с почти непреодолимой силой: прежде, чем что-то записать, Гоголь разыгрывал это в лицах. И удивительно, гостей не было, Гоголь был один, но звучали совершенно разные голоса, мужские, женские, Гоголь был блестящим актером.

    Однажды, уже будучи вполне известным литератором, он даже попытался устроиться на службу в Александринский театр. На прослушивании Гоголь получил предложение лишь созывать публику и расставлять стулья. Интересно, что уже через пару месяцев после этого собеседования руководителю труппы было поручено готовить гоголевского “Ревизора”.

    Как известно, Гоголь чаще бывал в Европе, чем в России. Собственно, первый том “Мертвых душ” он написал в Италии, в которой провел в общей сложности 12 лет и которую называл второй родиной. Именно из Рима однажды пришло письмо, заставившее друзей Гоголя всерьез насторожиться. Складывается ощущение, что Гоголь в своей жизни начинает разыгрывать историю с носом майора Ковалева. Как нос отделился от майора Ковалева и начал гулять сам по себе, так и здесь.

    Гоголь в письмах сообщал, что в Петербурге необходимо найти некого другого Гоголя, что могут произойти какие-то мошеннические истории, могут под его именем выпустить некие произведения. Тогда-то и закралась мысль о том, что бесконечные гоголевские мистификации – не просто чудачество гения, а симптом глубоко душевного недуга.

    Один из научных сотрудников Дома Н.В. Гоголя рассказывает: “Я вел как-то экскурсию психиатрам. Я не знал, что это психиатры, поэтому я им рассказывал свое мнение. Но они мне сказали: “Да мы уже давно поставили диагноз Гоголю. Ну взгляните даже на почерк”, — в музее на конторке лежат образцы почерка Гоголя. Они стали прямо говорить, что это за расстройство. Но мне кажется, диагноз ставить заочно не каждый врач рискнет, а тут 200 лет назад”.

    Может, сожжение второго тома “Мертвых душ”, и правда, было безумным поступком в клиническом смысле этого слова? А значит, попытки понять и объяснить его с точки зрения здравого смысла — занятие пустое и бесполезное?

    Но и эта версия отнюдь не последняя. Известно, что автор мистических “Вечеров на хуторе близ Диканьки” и совсем уже инфернального “Вия” в конце жизни всякую чертовщину отрицал. В это время Гоголя нередко видели в церкви Николая Чудотворца (духовного покровителя Гоголя) в Староваганьковском переулке.

    Некоторые исследователи полагают, что поистине роковым (и для второго тома “Мертвых душ”, и для их создателя) стало знакомство с протоиреем Матвеем Константиновским, духовным наставником графа Александра Толстого.

    Священник, отличавшийся крайней резкостью суждений, со временем стал и духовником Гоголя. Тот показал свою рукопись, над которой работал девять лет, отцу Матвею, и получил отрицательные отзывы.

    Не исключено, что эти жестокие слова священника и стали последней каплей. Постоялец дома на Никитском бульваре в ночь с 11-го на 12 февраля 1852 года совершил то, что позже художник Илья Репин назовет “самосожжением Гоголя”. Считается, что Гоголь сжег ее в состоянии аффекта и позже жалел об этом безмерно, но его утешил хозяин дома, Александр Петрович Толстой. Он подошел и тихо сказал: “Но у вас же здесь все, в голове, вы же сможете это восстановить”.

    Но о восстановлении второго тома уже не могли быть и речи. На следующий день Гоголь объявил, что начинает поститься, и вскоре вовсе отказался от еды. Он постился с таким усердием, с которым, наверное, не постился ни один из верующих. И в какой-то момент, когда было ясно, что Гоголь уже ослабевает, граф Толстой призвал врачей, он те не нашли у Гоголя никакой болезни. Умирал он вот на этой кровати.

    10 дней спустя Гоголь умер от физического истощения. Смерть великого писателя потрясла Москву, в храме святой мученицы Татьяны при Московском университете с ним прощался, казалось, весь город. Все прилегающие улицы были заполнены народом, прощание шло очень долго.

    Научный сотрудник музея Олег Робинов считает, что Николай Васильевич незадолго до смерти приезжал и закопал второй том “Мертвых душ” у себя во дворе. Причем сделал насыпь, курган небольшой, и сказал крестьянам, завещал, что если будет неурожайный тяжелый год, раскопаете, продадите, и будете счастливы. Конечно, эту версию можно посчитать забавной, фольклорной и совсем уж фантастической. Впрочем, стоит ли сбрасывать со счетов любое, пусть даже самое нереальное предположение, когда речь идет о Гоголе?

    Ореол таинственности, который окружал Гоголя при жизни, после его смерти лишь сгустился. Владислав Отрошенко считает, что это закономерно: “До Гоголя у нас никогда не было писателя, который бы литературу сделал своей жизнью. Вот Пушкин — да, у него было много чего в жизни: у него были семья, жена, дети, дуэли, карты, друзья, придворные интриги. У Гоголя в жизни не было ничего, кроме литературы. Вот он был таким монахом литературы”.

    Так что же все-таки случилось с Гоголем в ночь с 11-го на 12 февраля 1852 года? Писатель Владислав Отрошенко уверен, эти стремительно превращающиеся в пепел листы пухлой рукописи — лишь последний акт трагедии, начавшейся десятью годами раньше, в тот самый момент, когда увидел свет первый том поэмы “Мертвые души”: “Вся Россия ждет от него второго тома “Мертвых душ”, когда первый том производит переворот в русской литературе и в сознании читателей. На него вся Россия смотрит, а он воспаряет над миром. И вдруг крушение. Он пишет фрейлине двора Александре Осиповне Смирновой, это была одна из близких подруг его, в 1845 году он ей пишет: “Бог отъял от меня способность творить”.

    Эта версия не отрицает все предыдущие, скорее, объединяет их воедино, и потому представляется наиболее вероятной. Владислав Отрошенко: “Гоголь умер от литературы, умер от “Мертвых душ”, потому что это была такая вещь, что она либо пишется и возносит творца просто к небесам, либо она убивает его, если не пишется. Ведь Гоголь предполагал написать и третий том, и из этого грандиозного замысла можно было выйти только двумя путями — либо его совершить, либо умереть”.

    Прийти в дом на Никитском бульваре может каждый, а вот остаться дано не всякому. Вера Никулина (директор Дома Н.В. Гоголя) рассказывает: “У меня были случаи, когда люди приходили, три дня работали, у них поднималась температура, не опускалась, и они увольнялись. Считается, что дом принимает или не принимает человека”. Некоторые уточняют: это не дом, а сам Гоголь проверяет людей на прочность, приветствует преданных и решительно отметает случайных. Каждый год в марте здесь отмечают день памяти писателя, и всякий раз звучит “Молитва” — единственное стихотворение Гоголя.

    Материал взят из цикла передач «Москва-24. Нераскрытые тайны». Фото без моих логотипов взяты из Сети.

  5. buyanishe Ответить

    Помните себя в 9 классе? В третьей четверти, той самой (самой длинной и сложной), где вы на уроке литературы проходили “Мертвые души” Николая Васильевича Гоголя, помните?
    На этих же уроках вечно употреблялась уже въевшаяся в школьные стены фраза “Галерея мертвых душ”, куда по очереди входили помещики – от Манилова до Плюшкина. И именно в такой последовательности.
    Что, если я скажу вам, что существует и другая интерпретация? И она (в некотором смысле) более правильная.
    Изначально Н. В. Гоголь планировал свою поэму «Мертвые души» по подобию “Божественной комедии” Данте Алигьери, но хотел написать современную эпопею о восхождении человека к добру в условиях русского пространства.
    Произведение Данте состоит из трех последовательных частей: Ад, Чистилище, Рай.
    По тому же принципу хотел выстроить свою поэму и Гоголь (и тоже в трех томах, но, видимо, в России\на Руси может быть только сплошной ад), поэтому (школьная) гипотеза о том, что галерея помещиков в произведении идет по наклонной вниз неверна.
    И я докажу Вам это.
    1. Первым выступает Манилов – это не развивающийся застывший образ (закладка на 14 странице пылится уже год )
    В первую минуту разговора с ним (Маниловым) не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» — и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную.
    У него нет ни намека на наличие души, он мертв как внешне, так и внутренне. Его дети глупы, жена невероятно тупа, а он сам – сплошной сахар. Сахар. Заметьте, не с живым существом его сравнивает Гоголь.
    2. Второй мы встречаем Коробочку. Да, она глупая и жадная старуха, везде ищущая выгоду, но весь ее хлам она завещает сестре, настоящей живой душе. Она может отдать и она отдаст свое наследство. И этот образ уже чуть лучше, чем образ застывшего Манилова.
    Но не сгорит платье и не изотрется само собою; бережлива старушка, и салопу суждено пролежать долго в распоротом виде, а потом достаться по духовному завещанию племяннице внучатой сестры вместе со всяким другим хламом.3. В четвертой главе мы встречаем еще более живого персонажа – Ноздрева. Да, он разгильдяй и сумасброд, знатный любитель выпить и игрок, но он хотя бы внешне напоминает живого и здорового человека. А это уже хотя бы какой-то показатель живости, хотя душа его остается мертвой
    Здесь Ноздрев захохотал тем звонким смехом, каким заливается только свежий, здоровый человек, у которого все до последнего выказываются белые, как сахар, зубы, дрожат и прыгают щеки, и сосед за двумя дверями, в третьей комнате, вскидывается со сна, вытаращив очи и произнося: «Эк его разобрало!»
    4. Ладно, хватит говорить только о действительно мертвых душах живых людей.
    Собакевич по школьной программе был уже почти на грани окончательного омертвения (он находится перед Плюшкиным), но зачем тогда Гоголь написал, что у него есть ДУША?
    Собакевич слушал все по-прежнему, нагнувши голову, и хоть бы что-нибудь похожее на выражение показалось на лице его. Казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но вовсе не там, где следует, а, как у бессмертного Кощея, где-то за горами и закрыта такою толстою скорлупою, что все, что ни ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности.Да, она почти омертвевшая, но у Манилова про душу ни слова, хотя по школьной программе он самый живой помещик. Тогда почему она есть у Собакевича?
    Ответьте сами на свой вопрос.
    5. Ну и Плюшкин, наконец. Учителя в голос кричат о том, что он – прореха на человечестве, но нет. Именно этот герой ЕДИНСТВЕННЫЙ, кто дан в развитии. Мы видим его падение, точно знаем его биографию, потому что она дана (и это единственная подробная биография среди всех помещиков). Зачем же она нужна?
    Затем, что нам показывают человека, у которого была душа. И прекрасная душа. Душа хорошего помещика и семьянина, но он все потерял. Оставил свои чувства на дороге.
    Я никого не призываю идти к учителю и говорить ТЫ ВРАЛА НАМ СТОЛЬКО ЛЕТ. Вовсе нет. Это просто другая интерпретация, имеющая под собой доказательства ПРЯМО ИЗ ТЕКСТА. И на ЕГЭ или любом другом государственном экзамене вы имеете право выражать свою точку зрения (пусть даже она расходится с общепринятой), если докажете ее текстом.
    Я же просто поделилась своими наблюдениями.
    И если вам интересно, то я продолжу писать в том же духе. На самом деле многое в школьной программе преподается очень однобоко, хотя существует великое множество научно доказанных интерпретаций.
    Закончить я хочу словами все того же Гоголя все из той же поэмы “Мертвые души”:
    Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!Для тех, кто считает, что я притянула за уши:
    1. http://domgogolya.ru/science/researches/1519/ (здесь статья со ссылками на еще больший список литературы, где доказывается, что Гоголь интересовался Данте)
    2. https://cyberleninka.ru/article/n/etapy-dantova-puti-v-prost… (научная работа Л. Г. Александрова об отсылках к Данте в “Мертвых душах”
    На картинке известный портал, используемый для подготовки к ЕГЭ. Прошу обратить внимание на сочинение С17.4. (https://lit-ege.sdamgia.ru/problem?id=1960)

  6. Dark_Fire Ответить

    Помните себя в 9 классе? В третьей четверти, той самой (самой длинной и сложной), где вы на уроке литературы проходили “Мертвые души” Николая Васильевича Гоголя, помните?
    На этих же уроках вечно употреблялась уже въевшаяся в школьные стены фраза “Галерея мертвых душ”, куда по очереди входили помещики – от Манилова до Плюшкина. И именно в такой последовательности.
    Что, если я скажу вам, что существует и другая интерпретация? И она (в некотором смысле) более правильная.
    Изначально Н. В. Гоголь планировал свою поэму «Мертвые души» по подобию “Божественной комедии” Данте Алигьери, но хотел написать современную эпопею о восхождении человека к добру в условиях русского пространства.
    Произведение Данте состоит из трех последовательных частей: Ад, Чистилище, Рай.
    По тому же принципу хотел выстроить свою поэму и Гоголь (и тоже в трех томах, но, видимо, в России\на Руси может быть только сплошной ад), поэтому (школьная) гипотеза о том, что галерея помещиков в произведении идет по наклонной вниз неверна.
    И я докажу Вам это.
    1. Первым выступает Манилов – это не развивающийся застывший образ (закладка на 14 странице пылится уже год )
    В первую минуту разговора с ним (Маниловым) не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» — и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную.
    У него нет ни намека на наличие души, он мертв как внешне, так и внутренне. Его дети глупы, жена невероятно тупа, а он сам – сплошной сахар. Сахар. Заметьте, не с живым существом его сравнивает Гоголь.
    2. Второй мы встречаем Коробочку. Да, она глупая и жадная старуха, везде ищущая выгоду, но весь ее хлам она завещает сестре, настоящей живой душе. Она может отдать и она отдаст свое наследство. И этот образ уже чуть лучше, чем образ застывшего Манилова.
    Но не сгорит платье и не изотрется само собою; бережлива старушка, и салопу суждено пролежать долго в распоротом виде, а потом достаться по духовному завещанию племяннице внучатой сестры вместе со всяким другим хламом.3. В четвертой главе мы встречаем еще более живого персонажа – Ноздрева. Да, он разгильдяй и сумасброд, знатный любитель выпить и игрок, но он хотя бы внешне напоминает живого и здорового человека. А это уже хотя бы какой-то показатель живости, хотя душа его остается мертвой
    Здесь Ноздрев захохотал тем звонким смехом, каким заливается только свежий, здоровый человек, у которого все до последнего выказываются белые, как сахар, зубы, дрожат и прыгают щеки, и сосед за двумя дверями, в третьей комнате, вскидывается со сна, вытаращив очи и произнося: «Эк его разобрало!»
    4. Ладно, хватит говорить только о действительно мертвых душах живых людей.
    Собакевич по школьной программе был уже почти на грани окончательного омертвения (он находится перед Плюшкиным), но зачем тогда Гоголь написал, что у него есть ДУША?
    Собакевич слушал все по-прежнему, нагнувши голову, и хоть бы что-нибудь похожее на выражение показалось на лице его. Казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но вовсе не там, где следует, а, как у бессмертного Кощея, где-то за горами и закрыта такою толстою скорлупою, что все, что ни ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности.Да, она почти омертвевшая, но у Манилова про душу ни слова, хотя по школьной программе он самый живой помещик. Тогда почему она есть у Собакевича?
    Ответьте сами на свой вопрос.
    5. Ну и Плюшкин, наконец. Учителя в голос кричат о том, что он – прореха на человечестве, но нет. Именно этот герой ЕДИНСТВЕННЫЙ, кто дан в развитии. Мы видим его падение, точно знаем его биографию, потому что она дана (и это единственная подробная биография среди всех помещиков). Зачем же она нужна?
    Затем, что нам показывают человека, у которого была душа. И прекрасная душа. Душа хорошего помещика и семьянина, но он все потерял. Оставил свои чувства на дороге.
    Я никого не призываю идти к учителю и говорить ТЫ ВРАЛА НАМ СТОЛЬКО ЛЕТ. Вовсе нет. Это просто другая интерпретация, имеющая под собой доказательства ПРЯМО ИЗ ТЕКСТА. И на ЕГЭ или любом другом государственном экзамене вы имеете право выражать свою точку зрения (пусть даже она расходится с общепринятой), если докажете ее текстом.
    Я же просто поделилась своими наблюдениями.
    И если вам интересно, то я продолжу писать в том же духе. На самом деле многое в школьной программе преподается очень однобоко, хотя существует великое множество научно доказанных интерпретаций.
    Закончить я хочу словами все того же Гоголя все из той же поэмы “Мертвые души”:
    Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!Для тех, кто считает, что я притянула за уши:
    1. http://domgogolya.ru/science/researches/1519/ (здесь статья со ссылками на еще больший список литературы, где доказывается, что Гоголь интересовался Данте)
    2. https://cyberleninka.ru/article/n/etapy-dantova-puti-v-prost… (научная работа Л. Г. Александрова об отсылках к Данте в “Мертвых душах”
    На картинке известный портал, используемый для подготовки к ЕГЭ. Прошу обратить внимание на сочинение С17.4. (https://lit-ege.sdamgia.ru/problem?id=1960)

  7. AleksLuks Ответить

    Этот вариант, как и первый, также маловероятен и основан на данных все того же Семена, слуги Гоголя. Даже если предположить, что Толстой решил скрыть существование рукописи, за такое долгое время она обязательно попала бы в руки исследователей творчества писателя. Однако такая версия весьма просто объясняет, почему Гоголь сжег второй том «Мертвых душ»: он избавлялся от ненужной бумаги.

    Вариант третий: писатель сжег второй том книги, будучи в не совсем вменяемом состоянии

    Надо сказать, что писатель с раннего возраста был склонен к депрессии, довольно часто у него случались припадки. Известно, что зимой 1852 года на его душевное состояние отрицательно повлияла смерть жены его друга. Писатель очень боялся смерти. Возможно, он сжег свой труд в возбужденном эмоциональном состоянии, посчитав, например, что его творение недостаточно хорошо. Эта версия более правдоподобна и объясняет, почему Гоголь сжег второй том «Мертвых душ», однако в настоящее время она не самая популярная.

    Вариант четвертый: Гоголь сжег рукопись ошибочно, перепутав ее с черновиками

    Как говорилось выше, информация, полученная от слуги Гоголя, хоть и не совсем точная, однако близка к истине. Известно, что однажды утром писатель поделился с графом Толстым, у которого жил, что, собираясь сжечь некоторые приготовленные им для этого вещи, сжег все. Также он поделился, что в уничтоженных тетрадках было много дельного изложено.

  8. Sergey19.02.78 Ответить

    “, — возник сразу же после происшествия, и до сих пор единого и однозначного ответа на него нет. Да и с самим сожжением не всё ясно. Как говорится, был ли мальчик?
    Версия первая: Гоголь ничего не сжигал, так как второго тома Мертвых душ не существовало
    Эта версия опирается на то, что готовую рукопись второго тома поэмы никто не видел, а единственным свидетелем сожжения был слуга Гоголя Семен. Именно с его слов известно о том, что произошло в ту ночь. Якобы, писатель приказал Семену принести портфель, в котором хранились тетради с продолжением Мертвых душ. Гоголь положил тетради в камин и поджег их свечой, а на мольбы слуги не губить рукопись сказал: «Не твое дело! Молись!» Семен же был довольно юн, малограмотен и вполне мог наплести ерунды (это если по простому). Эта версия не воспринимается всерьез большинством исследователей. Сохранившиеся черновики произведения и свидетельства современников дают основание утверждать, что “беловой” вариант всё-таки существовал.

    Версия вторая: Гоголь сжег черновики, а рукопись второго тома Мертвых душ попала (после смерти писателя) к графу А. П. Толстому, у которого Гоголь жил в то время.
    Эта версия также основана на ненадежности показаний слуги Семена и также считается маловероятной. У А. Толстого не было никаких причин скрывать рукопись, но даже если бы он это и сделал, за прошедшее с тех пор время рукопись непременно “всплыла” бы.
    Версия третья: Гоголь действительно сжег второй том Мертвых душ, так как был недоволен им и находился в помутненном состоянии рассудка.
    Эта версия представляется уже более вероятной, так душевное здоровье писателя в тот момент было далеко не блестящим. Гоголь с детства страдал припадками, сопровождавшимися тоской и депрессией. В январе 1852 года, умерла Е. Хомякова, жена гоголевского друга и это событие оказало на писателя чрезвычайно пагубное влияние. Писателя мучил постоянный страх смерти, а его духовник призывал отказаться от литературного труда, который сам Гоголь считал своим единственным призванием. Конечно, сейчас сложно ставить диагнозы, но очевидно, что рассудок писателя был если не помрачен, то на грани помрачения. Вполне вероятно, что в порыве самобичевания он мог посчитать свой труд ничтожным и не заслуживающим выйти в свет. Однако, доминирующей на данный момент считается другая версия.

    Версия четвертая: Гоголь хотел сжечь черновики, однако, находясь в состоянии полного психического истощения, перепутал их с беловым вариантом.
    Считается, что рассказ Семена если не абсолютно точен, то приближен к правде, однако писатель не имел намерения сжигать окончательный вариант. Сторонники этой версии приводят слова Гоголя, сказанные им наутро графу Толстому: “Вот, что я сделал! Хотел было сжечь некоторые вещи, давно на то приготовленные, а сжег всё. Как лукавый силен – вот он к чему меня подвинул! А я было там много дельного уяснил и изложил… Думал разослать друзьям на память по тетрадке: пусть бы делали, что хотели. Теперь все пропало”. Также считается, что в целом, за исключением минут депрессии, Гоголь был доволен написанным. Хотя при работе над вторым томом значение произведения в представлении писателя вырастало за границы собственно литературных текстов, что делало замысел практически не реализуемым.
    Несмотря на то, что Гоголь сжег рукопись окончательного варианта второго тома поэмы, черновые записи остались. В настоящее время наиболее полная рукопись первых пяти глав второго тома принадлежит американскому бизнесмену российского происхождения Тимуру Абдуллаеву. Она должна была войти в Полное собрание сочинений и писем писателя, изданное в 2010 году, однако по неизвестным причинам этого не произошло. Тем не менее, вопрос: “Почему Гоголь сжег второй том Мертвых душ”, — решен не до конца, хотя и есть наиболее вероятная версия.

  9. Zinedinchik Ответить

    С точки зрения современной психиатрии можно предположить, что у Гоголя был психоневроз. Подействовала ли на него так сильно смерть Хомяковой или же была еще какая-нибудь причина для развития у писателя невроза — неизвестно. Зато известно, что в детстве у Гоголя были припадки, которые сопровождались тоской и депрессией, настолько сильными, что однажды он сказал: «Повеситься или утонуть казалось мне как бы похожим на какое-то лекарство и облегчение». А в 1845 году в письме к Н. М. Языкову Гоголь писал: «Здоровье мое стало плоховато… Нервическое тревожное беспокойство и разные признаки совершенного расклеения во всем теле пугают меня самого».
    Возможно, что точно такое же «расклеение» подтолкнуло Николая Васильевича совершить самый странный поступок в его биографии. В ночь с 11 на 12 февраля 1852 года он позвал к себе Семёна и приказал принести портфель, в котором хранились тетради с продолжением «Мертвых душ». Под мольбы слуги не губить рукопись, Гоголь положил тетради в камин и поджег их свечой, а Семену сказал: «Не твое дело! Молись!»
    Утром Гоголь, видимо, сам пораженный своим порывом, сказал графу Толстому: «Вот, что я сделал! Хотел было сжечь некоторые вещи, давно на то приготовленные, а сжег всё. Как лукавый силен — вот он к чему меня подвинул! А я было там много дельного уяснил и изложил… Думал разослать друзьям на память по тетрадке: пусть бы делали, что хотели. Теперь все пропало»..

  10. Igor1029384756 Ответить


    Сталин о Маяковском

    24 февраля 1935 года на переданном ему письме Лили Брик, в котором вдова поэта просила об издании собрания сочинений Владимира Маяковского и…


    30 лет уникальному рекорду Лучано Паваротти

    24 февраля 1988 года в Берлине в театре “Дойч Опера” Лучано Паваротти установил новый рекорд Книги Гиннесса – после исполнения партии…


    Мишелю Леграну -85!!!

    24 февраля 1932 года родился Мишель Легран ( Michel Jean Legrand) , французский композитор, дирижер и джазовый пианист. Автор музыки…


    Младший из братьев Гримм

    24 февраля 1786 года родился Вильгельм Гримм (младший брат Якоба), немецкий филолог, знаменитый сказочник. Именно Вильгельм занимался…


    Стив Джобс

    Сегодня бы Стив Джобс отметил бы свое 60-летие. Стив Джобс основал компанию Apple, которая разработала самые популярные во всем мире гаджеты,…

  11. ramil-145 Ответить

    Тайна классика
    По словам Бака, в основном наследие Гоголя изучено, и в этом, отметил профессор, большой вклад ученых XIX века, например, Николая Тихонравова, который прокомментировал все основные произведения писателя. Но, подчеркнул собеседник агентства, остается еще множество тайн, связанных и с жизнью, и с творчеством Гоголя, например, тайна второго тома “Мертвых душ”.
    “Известно, что перед смертью Гоголь сжег рукопись второго тома “Мертвых душ”, за исключением нескольких начальных глав. Но это произведение имеет настолько мощную энергетику, настолько понятно, какой замысел оно в себе несло, что можно сказать – оно существует, – рассказал Бак. – Этот том, в отличие от первого, должен быть посвящен светлым сторонам жизни России. Возможно, что мы когда-нибудь найдем другие его фрагменты, которые могут лежать в архивах”.
    Но главная тайна Гоголя даже не сожженная рукопись второго тома. Самое существенное состоит, по мнению Бака, в том, что неисчерпаемы произведения писателя, они “многотолкуемы”, потому каждое новое поколение читает их по-своему, открывает неожиданные смыслы.
    “Например, по понятным причинам, в советское время недостаточное внимание уделялось религиозности самого Гоголя и вероучительным проблемам в его творчестве. И здесь еще непочатый край работы, – отметил Бак.
    Он также рассказал, что, помимо писательского дара, Гоголь обладал талантом комического актера, славился своим лицедейством. А еще создал специальный труд о церковных службах – “Размышление о Божественной литургии”.
    Гоголь всегда очень пристально вглядывался в окружающий мир. “Он стремился к доскональной осведомленности обо всем, что упоминалось в его книгах, будь то события исторического прошлого или народные малороссийские легенды. В письмах своим родственникам он все время просил их сообщать ему народные приметы, песни, детали быта”, – добавил профессор.
    По словам Бака, точность и конкретность деталей в произведениях Гоголя просто потрясает. “Для него важно все – как называется трава, растущая у порога, названия одежды, утвари и так далее. К “Вечерам на хуторе близ Диканьки” приложен небольшой словарь, где Гоголь объясняет некоторые малороссийские понятия”, – подчеркнул профессор.
    Явление Христа
    Дмитрий Бак подчеркнул малоизвестную, но важную деталь: на знаменитой картине Александра Иванова “Явление Мессии” (или “Явление Христа народу”) – в облике одного из персонажей изображен Гоголь. “Среди тех, кто с надеждой устремил взгляды на приближающегося Христа, есть человек, стоящий вполоборота к Мессии, в алом одеянии, он выделяется из толпы своим пророческим горящим взглядом. Портретное сходство с Гоголем очевидно “, – отметил профессор.
    По его словам, Гоголь познакомился с Александром Ивановым в Италии, где писатель прожил долгие годы. Художник тонко почувствовал и изобразил на картине гоголевскую «избранность», которую остро переживал и сам писатель.
    “Современники нередко упрекали Гоголя в гордыне, особенно после выхода в свет в 1847 году книги “Выбранные места из переписки с друзьями”. Писатель был убежден в том, что его голос должна услышать вся Россия и преобразиться от его книг. В этом он видел смысл своей жизни и труда, воспринимал свое писательство как своего рода мессианство”, – отметил Бак.
    В самом деле, Гоголь завещал похоронить его только после того, как появятся явные признаки тления, поскольку иногда впадал в летаргические состояния. Но все толки о том, перевернулся ли Гоголь в гробу, нет ли – лишь досужие пересуды обывателей.
    “Писатель пережил страшную душевную трагедию, которая и привела его к смерти. Вопреки собственному призыву к нравственной проповеди, к изображению вечных ценностей, светлых сторон жизни, он так и не смог от сатирического изображения России в первом томе своей великой поэмы перейти к изображению позитивному. Второй том “Мертвых душ” был сожжен, а с ним сгорела и жизнь великого наследника Пушкина”, – добавил Бак.

  12. anord77 Ответить


    Фото: wikimedia.org
    «ЧИСТО РУССКИЙ ГУМОР»
    Николай Васильевич – писатель всесезонный. Осенью тянет перелистывать мистического «Вия» или «гулять» по «Невскому проспекту». Под Рождество, когда за окном хлопьями падает снег, хочется, укрывшись пледом и попивая горячий чай с медом, читать «Вечера на хуторе близ Диканьки». Весной – пора за «Женитьбу». Ну а летом надо хохотать в голос, сидя на даче с «Ревизором», «Носом» или «Мертвыми душами». Литературный критик Виссарион Белинский, кстати, называл юмор Гоголя в шутку «гумором» и писал, что этот «гумор чисто русский, спокойный, простодушный, в котором автор как бы прикидывается простачком».
    На мероприятия, посвященные юбилею Гоголя, отвели целый месяц! Их больше сотни. Фильмы, спектакли, лекции, выставки и мастер-классы. Так, в «Доме Гоголя» покажут кинокартину «Вечера на хуторе близ Диканьки». К слову, режиссер Александр Роу сначала назвал фильм «Ночь перед Рождеством». Но в Госкино отказались запускать его в производство. Увидели религиозную пропаганду в названии. На лекции расскажут и о съемках фильма. Роу и его команда мечтали снимать ленту в деревне Диканька под Полтавой. Однако съемки пришлись на март, и там, конечно, все растаяло. Пришлось ехать аж на Кольский полуостров!
    В шести московских библиотеках пройдет театральный фестиваль «Новый Гоголь». Там покажут спектакли, концерты, театрализованные чтения, выставку художника-постановщика мультфильма «Похождения Чичикова» Геннадия Новожилова.
    Президентская библиотека в Петербурге устроила экспозицию, куда вошли цифровые копии книг, статей, архивных документов о жизни и творчестве писателя.
    В Воронеже открыта книжно-иллюстративная выставка «Гоголь: известный, неизвестный, загадочный», а в Кургане отмечают юбилей писателя молодежными спектаклями, перформансами и мастер-классами.
    КНИЖКИ-МАЛЫШКИ
    Большую выставку, посвященную Гоголю, развернули в Государственной публичной исторической библиотеке – «Гоголевские жемчужины из собрания ГПИБ: автографы, редкие прижизненные и иллюстрированные издания».
    – Наша выставка – попытка через книги увидеть многообразие Гоголя, особенности его литературного, издательского творчества, – рассказал «СВ» президент Российской библиотечной ассоциации, директор ГПИБ Михаил Афанасьев. – В эпоху цифры информации много, но чем ее больше, тем сложнее снабдить ее эмоциями.
    При подготовке к выставке выяснилось, что Николай Васильевич обожал крошечные книжечки высотой не больше десяти сантиметров. Коллекционировал их и популяризировал.

    Фото: wikimedia.org
    В таком небольшом формате были изданы «Вечера на хуторе близ Диканьки». Гоголь считал, что книжку-малышку удобно носить с собой и прятать в карман костюма. Другое такое издание на выставке – ручная математическая энциклопедия. Она, по признанию Гоголя, разъяснила ему математику, казавшуюся, когда он был гимназистом, темным лесом.
    Пожалуй, самый ценный экспонат – первая книга Гоголя. «Ганц Кюхельгартен». Петербургское издание. Считается библиофильской редкостью.
    К тому же еще и с автографом. «Романтическую идиллию в картинах» Николай Васильевич написал в 20 лет в Нежинской гимназии. Опубликовал в 1829 году под псевдонимом В. Алов. Однако, вопреки ожиданиям юного гения, на произведение обрушились не с похвалой, а с критикой. В журнале «Московский телеграф» сказали, что лучше бы автор эту книгу «где-то оставил». Другой рецензент считал, что «талант виден, воображение есть», но тоже склонялся к мнению, что труд не следовало издавать. Расстроившись, Гоголь поехал в Петербург к своему кумиру – Александру Пушкину. Однако показать поэму не получилось. Пушкин не нашел времени на встречу, поскольку всю ночь играл в карты. Может, и к счастью. По мнению современников, Пушкин вряд ли одобрил бы «Ганца».
    – Гоголь был очень ранимым человеком, – говорит заведующая отделом истории книжной культуры ГПИБ Людмила Ларионова. – Если бы Пушкин, как и все критики, сказал, что сочинение слабое, для Гоголя это поставило бы точку в его творческой жизни.
    Молодой Гоголь критики не выдержал и решил уничтожить весь тираж. Прихватив верного слугу Якима, бродил по книжным лавкам до тех пор, пока не выкупил все экземпляры своей книги и не сжег их у себя в номере. Кстати, этот момент включил в свой фильм «Гоголь. Начало» режиссер Егор Баранов.
    – До революции было известно всего четыре экземпляра книги, – продолжает Людмила Ларионова. – Сейчас они стоят очень и очень дорого и находятся у частных коллекционеров.

    ОБНОВЛЕНИЕ

    СПРЯТАТЬ ТАРАСА БУЛЬБУ
    Главным подарком Гоголю в Москве в честь 210-летия станет реставрация двух его памятников: на Никитском и на Гоголевском бульварах. На работы уйдет около двух лет.
    Оба монумента загрязнены, видны трещины, сколы, дефекты литья. Разгерметизировались швы между барельефами и постаментами.

    Тот самый “опальный” памятник Гогорю, созданный скульптором Николаем Андреевым. Кому-то он кажется задумчивыми, а кому-то – больным. Фото: gogol.velcgel.ru
    – Памятник на Никитском бульваре был открыт первым: в этом году ему исполнилось 110 лет, – рассказал руководитель Департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов. – Изначально он стоял на Гоголевском бульваре. Но общественность посчитала, что писатель изображен слишком трагичным, и спустя полвека его там заменила работа скульптора Николая Томского.
    А еще известно, что первый памятник не понравился Сталину. Он не хотел видеть Гоголя «больным» – с опущенной головой, закутанным в шинель. К тому же на постаменте красовались герои произведений.
    И ладно бы они были вымышленными. Но скульптор Андреев изобразил их похожими на известных творческих деятелей: Земляника – вылитый актер Константин Рыбаков, Бобчинского не отличить от артиста Ивана Москвина, а глядя на Тараса Бульбу, узнаешь журналиста Владимира Гиляровского.
    К счастью, памятник не уничтожили. Его лишь отправили в ссылку на территорию Донского монастыря. Но еще через восемь лет монумент вновь переехал – на свое нынешнее место: во двор «дома Гоголя» на Никитском бульваре, где писатель провел последние годы жизни.
    Изваяние Томского на Гоголевском бульваре Сталин одобрил лично в 1930-е годы. Скульптор победил в конкурсе, придумав монумент, который бы отражал «подлинный облик великого русского писателя-сатирика». У Томского Гоголь получился статным и жизнерадостным. Остряки тут же пошутили, что он облачен «в шинель Акакия Акакиевича Башмачкина и держит томик сочинений Сталина».
    ПОБЕДА ДУХА НАД ТЕЛОМ
    Гоголя принято считать писателем загадочным. Особенно таинственным кажется его уход из жизни.
    Самая распространенная версия гласит, что писатель лег в постель 18 февраля 1852 года и перестал есть. Врачи уговаривали его проглотить хоть ложечку, но тщетно. Утром 21 февраля Гоголя не стало.
    Почему он вдруг объявил голодовку, неясно. Говорят, что страдал маниакально-депрессивным психозом и это привело к истощению. Вероятно, писатель увлекался духовными практиками и стремился к торжеству духа над плотью. В пользу этой версии свидетельствует и его последняя книга «Выбранные места из переписки с друзьями».
    – Все эти инсинуации с таинственной смертью, с перезахоронением, вопросы о том, почему он так и остался несемейным человеком, не соответствуют действительности, – убеждена Людмила Ларионова. – Все пустое. Когда смотришь на книги, такие простые, в которых ничто не отвлекает от текста, понимаешь, что Гоголь был человеком увлеченным. Всю жизнь посвятил работе. Переживал от того, что часто болел и не мог писать. Досадно то, что такой абсолютно талантливый и ранимый человек, который любил литературу, искусство, дружил со многими художниками, например, с Александром Ивановым, ушел в религиозность. Гоголя-человека, Гоголя-писателя, к сожалению, погубил религиозный мистицизм. После выхода в 47-м году его последней прижизненной книги «Выбранные места из переписки с друзьями» от него отвернулись последние друзья.

  13. BiOMeX Ответить

    Сразу хотелось бы отметить, что к моменту работы над второй частью своего главного произведения Гоголь был в очень сложном состоянии с психологической точки зрения. Нервный, очень непростой по характеру, недоверчивый, скрытный, Николай Васильевич жил тяжело, часто пребывал в состоянии депрессии, нервозности.
    После смерти одной из близких знакомых (а может быть, не только по этой причине), писатель жаловался друзьям на появившуюся у него маниакальную боязнь кончины. Он чувствовал себя обессиленным, измученным, стал плохо спать.
    В одну из таких бессонных, полных терзаний ночей с 11 на 12 февраля 1852 года Гоголь приказал юному слуге Семену принести чемодан с рукописями для продолжения произведения. После этого писатель выбросил все тетради в горящий камин и сжег 2 том “Мертвых душ”.
    Позже он с колоссальной горечью будет рассказывать своему другу, графу Толстому, что уничтожил продолжение повести по непростительной ошибке, на которую его словно толкнул дьявол.
    Кроме того, существуют другие версии случившегося:
    Полноценной второй части на самом деле не было. Гоголь ее так и не написал, а потому просто придумал про сжигание рукописей.
    Николай Васильевич не смог написать такую вторую часть, которая бы смогла соревноваться в гениальности с первой. А потому решил уничтожить книгу, не решаясь ее представить общественности.
    Склонный к мистификации, религиозный, Гоголь посчитал подобный акт сожжения символичным, принеся лучшее произведение своей жизни на алтарь Божий.
    Продолжение произведения ему приказал сделать император. В нем писатель должен был показать уже образумившихся, покаявшихся чиновников. Но подобная задумка противоречила тому, как хотел подать историю сам писатель, а потому Гоголь сжег второй том “Мертвых душ”.
    Любящий славу, умеющий привлечь внимание, Николай Васильевич, возможно, решил просто прибавить шумихи к своей книге. Ведь ничто не тревожит так сильно, как непознанное. И в этом случае его задумка удалась, так как заветный второй том сегодня обсуждают чуть ли не чаще, чем вышедшее в печать произведение.
    Также в некоторых источниках можно прочесть о том, что повесть у писателя украли недоброжелатели, а история про сожжение была придумана для того, чтобы скрыть настоящую правду.
    Возможно, вам будет интересна и другая наша статья Зачем Чичикову мертвые души.

  14. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *