Почему говорят что нет больших и малых народов?

6 ответов на вопрос “Почему говорят что нет больших и малых народов?”

  1. khanali Ответить

    Давайте вспомним
    Почему говорят, что нет больших и малых народов?
    Обсудим вместе
    Почему важно научиться уважительно относиться к людям другой национальности?

    Что говорит закон

    Россия — огромная страна. По территории она больше таких стран, как Канада или Китай, США или Индия. А Франция или Германия могли бы разместиться на нашей территории более 30 раз.
    Неудивительно, что в России проживают люди многих национальностей.
    Наша Конституция начинается такими словами: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…»
    Вдумаемся в эти строки. Они говорят о том, что в России много национальностей, но все они — один народ. Так говорит главный закон. Так устроена наша жизнь. Так сложилась наша история.
    Если ты откроешь современную энциклопедию, то увидишь, что каждое из слов — «народ» и «нация» — употребляется в двух значениях. В некоторых случаях — как название большой группы людей, проживающих на одной территории, объединённых хозяйственными связями, отличающихся от других собственным языком и культурой. В иных случаях эти слова обозначают всех граждан какой-либо страны.

    Мы — дети разных народов, мы — один народ

    Издавна на территории России вместе с русскими живут украинцы, белорусы, татары, карелы, чуваши, башкиры, якуты, дагестанцы, адыгейцы, мордва, коми, удмурты, ханты, манси, немцы, греки, евреи, армяне, грузины и многие-многие другие — всего более ста национальностей.
    Среди народов, населяющих Россию, как ты уже знаешь, нет малых или больших, есть многочисленные и малочисленные.
    Большинство населения России составляют русские. Русский народ — создатель и строитель нашего государства. Ещё в IX веке стало складываться Древнерусское государство. И с самого начала на его территории проживало много разных народов. Славяне (к ним относятся русские) соседствовали с финно-уграми, тюрками, варягами и другими народами. Когда образовалось Древнерусское государство, эти народы стали жить вместе со славянами, принимая порой их веру, язык, культуру.
    А страна продолжала расти и расширяться. В XV веке вокруг Москвы сложилось единое Российское государство. В XVI—XIX веках к нему были присоединены огромные территории Севера, Поволжья, Сибири, Дальнего Востока. И жившие на них народы вошли в состав России. Многонациональная семья народов России становилась всё больше и больше.
    Но русский народ и сегодня составляет основу России, саму её душу. Особое значение в сплочении народов нашей страны играет великая русская культура — язык, наука, литература, музыка, живопись, архитектура. Культурный человек любой национальности любит произведения А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, он знает, чем знамениты учёные М. В. Ломоносов и С. П. Королёв, какую музыку написали М. И. Глинка и П. И. Чайковский, какие картины создали И. Е. Репин и В. А. Суриков.

    Мы уже знаем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации. И не только потому, что русских среди россиян больше всех. Есть ещё одна важная причина. На каком языке смогли бы общаться эвенки Восточной Сибири и лезгины Северного Кавказа, жители степей калмыки и эскимосы Крайнего Севера и вообще все народы России? Они ведь жители одной страны. Им приходится вместе работать, учиться, служить в армии, участвовать в спортивных состязаниях, научных конференциях. Они смотрят и слушают Центральное телевидение, читают центральные газеты.
    Без знания русского языка человек фактически отрезан от своей страны, становится добровольным узником «родного пятачка» — места, где он живёт.
    Вот почему русский язык называют языком межнационального общения. Вот почему мы говорим, что русская культура способствует объединению нашей многонациональной страны в единое государство.

  2. Dolsa Ответить

    в целом, существуют следующие функции государства:
    – формирование политики
    – регулирование бюджетно-налоговой и денежно-кредитной систем
    – поддержка конкуренции и рынка
    – перераспределение доходов и материальных благ
    – стимуляция роста
    – формирование правовых основ
    – регулирование трудовых отношений
    – социально незащищенным слоям
    – регулирование использования природных ресурсов
    – создание и увеличение материальных благ
    – обеспечение высокого уровня жизни
    но я выделю следующие три:
    разработка правовых основ, поддержка конкуренции и перераспределительная функция.
    разработка правовых основ представляет собой защиту прав собственности, защиту социально незащищенных слоев общества и прочее. правовые основы позволяют достичь условий разграничения того, что можно делать и что нельзя.
    поддержка конкурентной среды важна для рыночной системы. государство способствует жизнеспособности малого и среднего бизнеса для того, чтобы обеспечить конкуренцию на рынке, к примеру.
    перераспределительная функция представляет собой оплату пенсий, стипендий, заработных плат бюджетным работникам, выплата пособий и прочее. к слову, это перераспределение доходов.

  3. Красный Еж Ответить

    Светлана Муравьева
    Занятие «Мы все такие разные, но все один народ»
    Тема занятия: Мы все такие разные, но все один народ.
    Цели занятия:
    1. Ознакомить детей с национальностями нашей страны, многонациональной культурой России.
    2. Учить детей уважительно относиться к людям других национальностей.
    3. Воспитание уважения к культуре и традициям других народов.
    4. Вместе с детьми составить правила отношения к людям другой
    национальности
    Форма занятия: комбинированное занятие.
    Предварительная подготовка: «Подготовить слайды презентации «Народы России», кроссворд на ватмане.
    Оформление: плакат со словами из конституции (см. эпиграф)

    Ход занятия.

    Организационная часть.
    Приветствие детей, настрой детей на работу.
    Основная часть.
    «Мы многонациональный народ Российской Федерации, соединённый общей судьбой на своей земле.»
    Из Конституции РФ.
    1. Вступительное слово.
    «Мы все такие разные, но все один народ» – так звучит тема нашего занятия. И, действительно, мы с вами живём в одном из самых многонациональных государств мира. Ее населяют свыше 100 больших и малых народов, различных по происхождению, языку, культуре, особенностям быта, но тесно связанных общностью исторических судеб.
    2. Беседа – «Мы единый народ».
    Издавна на территории России вместе с русскими живут люди другой национальной принадлежности: татары, украинцы, белорусы, адыгейцы, грузины, евреи, армяне, удмурты, чеченцы, дагестанцы, ханты, манси – как я говорила более ста национальностей.
    Что такое национальность? (отсветы детей).
    Национальность- принадлежность человека к определённой нации. У людей одной национальности обычно бывает общий язык, культура. Как вы думаете, а кто определяет национальность человека? (ответы детей).
    Человек должен сам чувствовать к какой национальности он принадлежит, а подсказать ему может тот язык на котором он разговаривает,
    и, конечно же, его культура.
    Показ презентации «Народы России».
    Самый многочисленный народ в России- это,конечно, же русские, его численность составляет- 119 млн. человек (83%, второй по численности- татары 5,5 млн. человек (3,8%, третий – наши славянские братья- украинцы, их численность составляет 4, 6 млн. человек (2,3 %).
    22 народа, насчитывающие более 1 млн. человек каждый, образуют 96,3% всего населения страны. Еще 30 народов численностью от 100 тыс. до
    1 млн. человек каждый составляют вместе 3,4% всего населения. Таким образом, на долю остальных нескольких десятков народов приходится только
    0, 4% населения страны.
    Россия – страна многонациональная, а значит и многоязычная. Учёные – лингвисты насчитывают около 150 языков, здесь были на равных учтены и самый распространённый язык – русский, на котором разговаривают 97, 72 % населения нашей страны, и язык негидальцев- маленького народа (всего 622 человека, живущего на реке Амур.
    Некоторые языки очень похожи: люди могут говорить каждый на своём и при этом прекрасно понимать друг друга, к примеру русский – белоруса, татарин – башкира, калмык – бурята. А есть языки, ни похожие ни на какой другой, их ученые называют изолированными. Это языки кетов, нивхов и юкагиров.
    3. Упражнение «Общение без слов».
    Ребята, а существуют ли какие — нибудь возможности договориться с человеком, говорящим на другом языке, если вы не знаете его языка? (Ответы детей).
    Верно, договориться можно с помощью взгляда и жестов. Давайте попробуем с вами поиграть. Для этого нужно встать в круг, ведущий становиться посередине. Свободных мест нет. Участники должны договориться глазами, без слов, с кем либо из круга и поменяться с ним местами. Задача ведущего – занять свободное место. Тот, кто останется без места, становиться ведущим
    4. Упражнение «Мы все чем-то похожи и чем-то отличаемся.»
    Цель: определить признаки, по которым люди отличаются друг от друга и по которым сходны друг с другом.
    Все сидят в кругу. Ведущий предлагает, передавая предмет по кругу, найти отличие в себе от других людей и продолжить предложение «Я не как все.». Потом по второму кругу передавая мяч, найти сходство с другими людьми «Я как все.»
    Обсуждение: Что вы узнали нового? Что удивило?
    5. Дискуссия «Толерантность или вражда?»
    К сожалению, в последнее время в России стали формироваться нацистские движения. Главный лозунг этих движений «Россия – для русских». Представители этих движений устраивают охоту за гражданами другой нации, не разбираясь, а сделал ли человек что – то плохое. Для таких людей один факт, что человек не русский, уже является причиной для его избиения или даже убийства.
    Как вы думаете, есть ли место в нашей России таким движениям? Обоснуйте свой ответ (ответы детей).
    В мировой истории есть яркий пример нацизм а- это фашизм. Адольф Гитлер был ярым нацистом, он считал, что на земле должна жить только высшая раса, которую он называл ассирийцы. А все остальные должны быть уничтожены. Это было страшное время, люди уничтожались сотнями и тысячами, только потому, что они не были представителями ассирийской расы.
    Ответьте мне на вопрос. Можно ли ненавидеть человека только за то, что он другой национальности, что у него другая религия, что у него другой цвет кожи и т. д. ?
    (Ответы детей).
    Мы должны быть терпимы или толерантны друг к другу.
    Кто-нибудь знает, что такое толерантность? (Ответы детей).
    Толерантность или терпимость – это решение принимать мир и живущих в нём люде такими, какие они есть, со всеми их особенностями, различиями, даже недостатками, умение понимать и уважать их непохожесть.
    Декларация принципов толерантности.
    Государства – члены ООН 25 октября 1955 г., принимают и торжественно провозглашают Декларацию принципов толерантности. Я вам кратко зачитаю некоторые статьи о понятие терпимости (толерантности).
    1. Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявление человеческой индивидуальности. Терпимость – это единство в многообразии.
    2. Терпимость – это не уступка, снисхождение или потворство. Терпимость – это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе прав и свобод человека.
    3. Терпимость – это обязанность способствовать утверждению прав человека, демократии, и торжеству права.
    4. Проявление терпимости не означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признаёт такое право за другими людьми. Оно означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.
    6. Работа в группах.
    Мы сегодня с вами много говорили о том, что нашу страну населяют люди разных национальностей, все они разные, но мы живём рядом друг с другом и нам необходимо учиться общаться.
    Давайте мы разделимся на группы по три человека, и сформулируем правила уважения к людям другой национальности, расы, религии, (дети работают в группах).
    Правила могут быть следующими:
    1. Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы другие относились к тебе.
    2. Гордись своей нацией, но и уважай национальность другого.
    3. Старайся дружить и сотрудничать с людьми другой национальности, которые живут, учатся и работают рядом с тобой,- обретёшь новых друзей, интересней станет жить.
    4. Изучай культуру других наров – этим ты обогатишь свою собственную.
    7. Кроссворд.
    Отгадайте ключевое слово.
    1. Вторая по численности национальность Российской Федерации (татары)
    2. Это жители северо – кавказской республики, причём одна её часть принадлежит России, а другая, до недавнего времени, принадлежала Грузии (осетины).
    3. Название этой нации похоже на мороженное на палочке, они живут на севере (эскимосы).
    4. Самая многочисленная национальность в России (русские).
    5. Наши братья славяне, которые очень любят сало (украинцы).
    6. Они живут в республике Саха (якуты).
    7. Эта жители нашего Северного Кавказа, живут по соседству с чеченцами, раньше это была одна республика – Чечено. (ингуши).
    8. Эта республика раньше входила в состав Краснодарского края, как называют её коренных жителей (адыгейцы).
    И какое же слово у нас получилось?
    Правильно, россияне. Мы все такие разные, но все мы граждане России – россияне.
    Заключительная часть.
    В Конституции Российской Федерации сказано: «Мы многонациональный народ Российской Федерации, соединённый общей судьбой на своей земле.»
    Конечно же, мы, россияне, люди разных национальностей, составляем один народ. У нас общая судьба. У нас общая земля. У нас единое государство. У нас общая Родина.

  4. zaza Ответить

    Весь мир отмечал 9 августа День коренных малочисленных народов – народов, не испорченных цивилизацией и сохранивших свой традиционный образ жизни, однако находящихся на грани исчезновения. В России под угрозой находится существование прежде всего многих северных народов, от некоторых из них остались лишь десятки человек или даже единицы. Почему эти народы исчезают? Почему таких проблем нет у малочисленных народов Северного Кавказа? Как противостоять ассимиляции? С чем связана высокая детская смертность у северных народов? На эти и другие вопросы корреспонденту РИА Новости ответил глава Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и председатель Госдумы Ямало-Ненецкого автономного округа Сергей Харючи.
    – Почему северные народы исчезают, ассимилируются более крупными народами? Не лежит ли вина за нынешнее положение северных народов на государстве?
    – Когда насильно навязывается что-то нехарактерное для народа, происходит деградация представителей данного народа. Потому что меня, оленевода, насильно перевезли и заставляют пахать землю. Или заниматься самой унизительной работой: помойку убирать, дворником работать, туалеты чистить. То есть удар был по психологии, по духовности народа, и образ жизни, который ему навязали, заставив заниматься самой унизительной, низкоквалифицированной работой, естественно, повергло его в шоковое состояние. Отсюда произошла деградация, люди спивались.
    В советское время государственная политика была направлена на ассимиляцию, к большому сожалению. За промежуток времени между переписью населения 1926 и 1989 годов на территории Алтая, к примеру, административно были причислены к другим народам 10 самостоятельных этносов. Их сделали алтайцами. В 1990-х годах определилось, что из 10 выжили как самостоятельные этносы четыре. Вот такая была политика.
    Но это касается и других народов. Скажем, коми-народы. Я хорошо помню: до начала 70-х годов зыряне были. В паспортах было написано: зыряне. В советский период сочли, что это тот же коми-народ. И когда был обмен паспортов, записали их как коми.

    – Запись в паспорте так много решает?

    – В законодательстве для аборигенов определено приоритетное право использования биологических ресурсов, охотничьих угодий, рыбопромысловых угодий, приоритетное право занятия оленеводством. Но когда люди приходят в местный орган власти, там чиновник, естественно, говорит: покажите документ, что вы являетесь именно представителем этого малочисленного народа. А документа нет. В паспорте же нет записи. И отсюда начинается проблема. Невозможно, например, получить пастбища для выпаса оленей.
    Вот я прилетел из Республики Алтай, мне говорят: мы постоянно судимся, чтобы доказать, что я теленгит, что я телеут.

    – Вы считаете, в паспорте надо указывать национальность?

    – Я многократно поднимал перед нашей федеральной российской властью вопрос, что национальность должна указываться во вкладыше в паспорте или в самом паспорте. В республиках некоторых делают вкладыши. Но у нас же абсолютно разный статус края, области, округа. Мы предлагали, чтобы это было сделано на уровне государства, или же пусть государство это право делегирует субъектам федерации, где проживают малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока.

    – Какие проблемы чаще всего возникают в вашей организации при взаимодействии с государственными структурами?

    – Частая смена власти, приход новых людей, плохо знающих страну, ее провинциальные проблемы, тем более плохо знающих проблемы собственных народов. Мы только начинаем работу с той или иной структурой правительства или парламента, коллеги начинают понимать, чего мы хотим, – и тут выборы, или новое правительство пришло, и опять приходится начинать все с начала. Начинать с ликбеза: что такое Север, что такое коренные народы, что такое традиционный образ жизни, традиционная культура, и так далее.
    – А законодательной базой по проблеме малочисленных народов вы довольны?
    – Сегодня в нашей стране на федеральном уровне аж три целевых закона, направленных на разрешение проблем северных народов. Закон о гарантиях прав малочисленных народов, закон о территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и закон об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Если мы к этому прибавим другие нормативные акты, эта цифра увеличится до 30-40.
    Но проблема у нас в чем заключается? Мы, по большому счету, всегда красивые законы принимали, и в советское время нельзя сказать, что они не принимались. Но мы же всегда страдаем невыполнением собственных прекрасных обязательств.
    К большому сожалению, один закон о территориях традиционного природопользования, который приняли восемь лет назад, до сих пор не заработал. Не создано ни одной территории традиционного природопользования, потому что это дело правительства России – разработка положения о порядке создания территорий традиционного природопользования. А они до сих пор не написали его.

    – Кто должен написать это положение?

    – Минрегион. До этого эта проблема лежала на министерстве торговли и экономического развития.

    – С чем это связано, на ваш взгляд?

    – Мы можем только предположить. Дело в том, что, во-первых, нет федеральной правительственной структуры, которая бы целенаправленно занималась проблемой коренных малочисленных народов Севера. То, что было в советский период и в начале новой истории России в 90-е годы. Помните, Госкомсевер был? Его похоронили, затем эти проблемы передали министерству национальной политики, если помните. И это министерство похоронили. Сегодня департамент по межнациональным отношениям при министерстве регионального развития формально этим занимается, но мы-то доказываем, что это не проблема межнациональных отношений. Мы же не воюем с другими народами, и друг с другом не воюем. Это территориальные, специфические проблемы социально-экономического, экологического характера. И политического характера в том числе – представительство народов в органах власти, в местном самоуправлении.
    Так, для формальности, передали министерству регионального развития и вот говорят, что вот есть у нас официальная государственная структура. Возможно, если бы выполняли свою работу так, как полагается, и Бог бы с ним! Но нет этого. В результате к очередному Дню коренных народов мира, мы пришли с тем, что федеральная программа социально-экономического развития народов Севера, Сибири и Дальнего Востока снята с бюджетной статьи российского государства.
    – Все-таки дело в конкретных исполнителях или в позиции власти в целом, первых лиц государства?
    – Ну, знаете, ведь с любым чиновником-бездельником можно расправиться, так ведь. Вероятно, руководство страны не заинтересовано развитием собственных народов.
    – А почему? Это не может быть связано с наличием больших запасов природных ресурсов как раз на территориях малых народов Севера?

    – Вот это я и хотел сказать: потому и не выполняется федеральный закон о территориях традиционного природопользования, что, к большому сожалению, по божьей воле, территории компактного проживания и хозяйственной деятельности данных народов богаты природными ресурсами. Ну и в психологии нашего федерального чиновника, который не знает собственных народов, в глаза-то наверняка никогда не видел, – этакая боязнь, что эти чертовы аборигены не допустят до природных ресурсов компании, которые занимаются разработками. Хотя мы многократно говорим, что сегодня в тундре, в тайге нет безграмотных, и представители коренных народов прекрасно понимают, что страна не сможет развиваться без разработки месторождений. Поэтому хотим мы этого, не хотим – надо разрабатывать. Но на соответствующих условиях: максимальная охрана окружающей среды, неосквернение священных мест, сохранение промысловых угодий, никакого браконьерства. То есть максимально суровые меры по охране среды обитания данных народов.

    – Может, здесь имеет место лоббирование со стороны компаний, занимающихся разработкой и добычей природных ресурсов?

    – Абсолютно верно. Это тихое лоббирование интересов промышленности. Под видом, как всегда, что «родине надо», а народы – и черт с ними.
    – Много народов сейчас на грани полного исчезновения?
    – Сегодня у нас из 40 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока 18 находятся на грани исчезновения. У 11 из них численность насчитывается менее тысячи. Вот, скажем, кереки – восемь человек на Чукотке живут. Алюторцы – 12 человек в Коряки живут. Энцы (на Таймыре) – 237 человек. Это до тысячи человек. Плюс семь народов насчитывают менее 2 тысяч. Таким образом, 18 народов находятся на грани исчезновения, потому что грань, которая определяется согласно научным данным, минимальная численность – 7 тысяч человек. Вот когда есть гарантия, что народ не исчезнет.

    – Эти народы вообще возможно спасти?

    – Пытаемся… А есть еще ряд народов, которые в советское время были причислены административным решением к другим народам, тоже претендуют на то, чтобы войти в перечень таких народов. Скажем, поморы в Архангельской области. Или коми-ижемцы, коми-зыряне.
    – Почему северные народы находятся на грани исчезновения, а у малочисленных народов Северного Кавказа таких серьезных проблем нет?
    – Менталитет народов способствует этому. Народы Северного Кавказа, насколько я знаю, живут компактно. Они живут оседло, аулами. А северные народы, половина из них – это кочевники, и семьями, родами в лучшем случае, разбросаны по тайге, по тундре.
    А вообще и в семьях северных народов очень много детей. Скажем, ненцы. По переписи 1989 года нас было 34 тысячи, сегодня, по итогам последней переписи, – 42 тысячи. У народов Севера, у ненцев в частности, поскольку они живут в экстремальных условиях в буквальном смысле, много детей, потому что как бы идет естественный отбор.

    – Вы имеете в виду, что там большая детская смертность?

    – Да, детская смертность высокая бывает. Сейчас у нас на Ямале мы приостановили этот процесс. Возможности другие, у нас же нефтегазовый комплекс. Есть законы, нет законов – мы же в любом случае привлекаем нефтегазовый комплекс. Чисто по-человечески с ними сотрудничаем. Но так не везде, к большому сожалению.
    – Что вы скажете об их индейских резервациях? Советская пропаганда сделала это слово ругательным, но говорят, что это не такая уж и плохая практика. Может американский опыт пригодиться в России?
    – Ну, резервации – это те же запасные земли. Наша прошлая политика – она и слово «аборигены» ругательным сделала. Мол, абориген – он где-то в дебрях бегает в набедренной повязке. А на самом деле абориген – это же синоним слова «коренной».
    В царское время, если вы помните, был Устав Сперанского, который предусматривал создание системы самоуправления, как их тогда называли, инородцев Севера, Сибири и Дальнего Востока. Это был очень хороший документ, который предусматривал щадящий режим на территориях проживания и деятельности данных народов. Сурово карался завоз сюда спиртного. Не дай бог увидят куплю-продажу пушнины. Ну или другие действия, которые задевали бы или оскорбляли человеческое достоинство данных народов. Плюс еще была создана на основе обычаев данных народов система самоуправления. Были собственные суды на родном языке.
    Это по сути то, что и американцы создали в резервациях. В сегодняшнем понимании это те же территории традиционного землепользования. Но у американцев это выполнено давно, а у нас, как мы уже говорили, уже семь лет как принят закон, и он никак не реализован. Целый закон не выполняется, и кем – правительством! Как после этого мы можем с кого-то требовать выполнение закона?
    На планете 20% земель, наиболее богатых с точки зрения биологического разнообразия, сохранились только благодаря аборигенам. Это ООН признало. Потому что это коренное, постоянное живущее на данной территории, а не миграционное население. Если другие, «многочисленные», народы, склонны мигрировать в погоне за деньгами, а потом бить себя в грудь, какие они герои… «Многочисленные» народы, к большому сожалению, в большинстве случаев варвары, сурово и жестоко обращающиеся с природой, давно потерявшие, в большинстве случаев, свою нравственность, свою духовность.
    Вот в Ямало-Ненецком автономном округе, если вы не слышали, 26 рек высшей промысловой категории стали безжизненными. Рек только. Кто считал озера? Тысячи озер стали безжизненными. Семь с лишним миллионов гектаров оленьих пастбищ уничтожено, столько же, если не больше, лесных массивов, где промысловые воды. Я не могу назвать цифры, но наверняка сотни оскверненных святилищ и захоронений народов Севера.
    Поэтому закон вы можете и не принимать, но сделайте так, чтобы люди по-нормальному относились к природе, не думали только о сиюминутной выгоде, а думали о будущем, и думали о тех, кто рядом живет, занимается своими традиционными формами хозяйства. Этого же нет.
    Там, где расположен топливно-энергетический комплекс, это были маршруты кочевий, промысловые воды, оленьи пастбища высшей категории аборигенных народов. Формально, естественно, нигде не обозначено, что это их земли, потому что государству во все времена не выгодно было это делать. Им гораздо было интереснее держать их в ежовых рукавицах. Неважно, какой народ, любой народ. Поэтому мы сегодня в таком дурацком положении оказались.

    – Вы упомянули о представительстве коренных народов во власти. Как это осуществить?

    – К большому сожалению, норма, которая предусматривает представительство малочисленных народов в органах власти, из федерального закона о гарантиях прав малочисленных народов была изъята. Соответственно, кто будет проблемы и волю этих народов доводить до коллег, работающих у власти, и вписывать в законы региональные? Представитель малочисленного народа никогда не сможет пройти выборы, если они даже 5-10% составляют от всего населения региона.
    – Ну путь малочисленный народ даже будет представлен в органах власти – но его представители ведь все равно останутся в меньшинстве? Что они смогут решить?
    – В данном случае ведь нужно, чтобы был человек, который донес бы и со знанием дела убедил коллег в необходимости той или иной нормы в том или ином законе. Вот нам с вами сказали бы, что по африканцам надо такую-то норму принять – мы бы с вами голосовали? Конечно, нет. Как можно голосовать за то, чего мы не знаем? Но если к нам придет человек, знающий изнутри эту культуру, норму традиционного права, скажет, как было и как должно быть, как мы пишем закон исходя из сегодняшней ситуации – вот тогда мы поверили бы. Ну как не поддержать, дело-то хорошее.
    На Ямале так и есть. Нас трое из 22 депутатов.

    – А как вы избрались? Было квотирование?

    – У нас половина депутатов избирается по округам, половина по партийным спискам. Из первых 11 депутатов восемь мы определили по одномандатным избирательным округам, а трех депутатов – представителей малочисленных народов избирает все население автономного округа по многомандатному округу. Население информировано, что представительство малочисленных народов нашим законом определено. Поэтому голосуют, принимают участие. Каждый житель имеет два голоса – голосует за своего депутата-одномандатника и за многомандатника. И никакого ущемления прав избирателей нет.
    – Скажите, а глобальное потепление как-то бьет по коренным малочисленным народам? Ведь могут меняться границы природных зон.
    – Не только ведь в этом веке такое происходит. И раньше такое было. Конечно, влияет отрицательно, но народы всегда приспосабливаются к природным изменениям. Скажем, нет сегодня возможности заниматься оленеводством – переходили на морской промысел, на рыбный промысел. Народ приспособится, но при одном условии. Он бы рад, может быть, заняться сегодня морским промыслом, но если водоемы загрязнены и рыбные запасы уничтожены – куда ему пойти? Опять мы приходим к тому, о чем говорили – бережно надо относиться к природе, к животному и растительному миру, если мы хотим, чтобы данная территория была не только источником дохода, надо стремиться, чтобы она была главным образом территорией жизни.

    – Насколько распространены среди северных народов суеверия? Солнечное затмение, например, их не пугает?

    – Знаете, я был как раз в Республике Алтай сейчас и затмение смотрел на главной площади республики. Я второй раз вижу это явление природы вижу, в первый раз в 1961 году видел у себя на родине, будучи 10-летним пацаном. Мы с братьями ходили, петли на куропаток ставили, и тут средь беда дня… Мы же не знали, в те времена ни телевидения, ни телефонов не было… А тут – темно! Мы перепугались – черт Солнце украл! Тогда, конечно, мы находились под влиянием сказок и страшилок бабушек и дедушек. А сейчас народ же в тундре и тайге грамотный. Нет такого, кто не учился в школе – четыре класса, во всяком случае, у всех есть. Поэтому об этом они знают и воспринимают как интересное явление природы.

    – Говорят, в марте 2006 года парламент Горного Алтая перенес свое первое заседание, потому что оно приходилось на день затмения…

    – Ну, это они, чтобы не обидеть стариков… Там же очень высокое почитание старших, долгожителей, сохранен шаманизм. А вообще, это наверняка был повод, а им самим просто хотелось поприсутствовать на этом явлении.

  5. JoJorg Ответить

    Что такое комплекс малых народов — знают, в общем-то, все. Но в последние годы этот комплекс присущ не столько действительно малым народам, сколько тем, кому это прививают искусственно, с целью использования в качестве пушечного мяса для майданов.
    Типичные признаки комплекса малых народов:
    Всяческое подчёркивание своей национальности или расы, попытки показать окружающим, что принадлежность к данному этносу — причина для гордости.
    Внешние национальные или псевдонациональные фишки: одежда и другие атрибуты. Подчёркивание принадлежности к религии, присущей данному народу (показные религиозные атрибуты, слова, жесты)
    Мифы о былом величии своего народа, легенды о том, что когда-то этому народу принадлежало пол-мира.
    Убеждённость в невероятной древности своего народа, в том, что он выделился из остального человечества раньше всех остальных.
    Один или несколько ярко выраженных «врагов» в виде более крупных народов, на которых сваливаются все проблемы своей нации и свои личные проблемы.
    Постоянные претензии к другим народам и странам, обвинения в притеснении, выдумывание несуществующих исторических фактов. Особенно модно выдумать какой-нибудь несуществующий геноцид. Претензии ведутся как к целым странам, так и к отдельным людям по национальному признаку: «Ты из нации X? Ваша нация X всегда притесняла нашу нацию Y, от вас все наши проблемы!»
    Деление по национальному признаку на «своих» и «чужих», постоянное разжигание межнациональной розни на пустом месте.
    Обвинение всех вокруг в разжигании межнациональной розни, расизме, нацизме, фашизме и шовинизме — чтобы отвести внимание от собственных нацистских убеждений.
    Как видим, заразиться комплексом малых народом могут только ущербные, закомплексованные люди. Которым нечем гордиться, кроме своей национальности и которым очень хочется списать свои неудачи на кого-нибудь. Носитель комплекса малых народов — всегда неудачник. За исключением тех, кто раздувает эти комплексы и делает на этом гешефт.
    История показывает, что комплекс малых народов можно привить представителям абсолютно любых национальностей. В том числе и великих (например, русским — в форме долбославия), и реально древних (у тех же евреев хватает закомплексованных нациков, которых свои же соплеменники держат за клоунов). Особенно хорошо удаётся привить комплекс малых народов части большого народа, если отделить их и внушить, что они — народ отдельный. Смотрим на Царство Вечных Перемог. Да и долбославие, по сути, построено на том же принципе. Хоть долбославы противопоставляют себя русскому народу по религиозному признаку, но у них полно попыток назваться другой национальностью. От нейтральных «славян» до всяких «атлантов», «арктов» и»гиперборейцев». Главное — противопоставить эту агрессивную толпу собственному народу.
    Люди с комплексами малых народов отлично подходят для того, чтобы взорвать собственную страну изнутри. Так произошло при развале СССР — тогда этих групп с комплексами было выращено огромное количество. Так происходит сегодня на Украине. То же самое хотят сейчас повторить в России, выращивая в каждом народе группки агрессивной национализированной молодёжи.
    Эйнштейн стал Эйнштейном не потому, что гордился своей еврейской национальностью и называл окружающих «гоями». А как раз потому, что не тратил время на такие глупости. И Менделеев, хоть и был националистом, не тратил время на марширования с флагами и плакатами. И Альфред Нобель не колотил себя в грудь с криками, какой он весь из себя швед. Примеров можно привести ещё сколько угодно. Человек, который по-настоящему что-то значит, или собирается значить в будущем, не скатывается в комплекс малых народов — просто времени на такую дурь нет. А национализм — это любовь к своей нации и стремление прославить её собственными достижениями. Да, это куда менее легко и весело, чем обмазываться псевдонациональной атрибутикой и горланить на митингах. Но это единственный реальный путь сделать что-то полезное для своей страны и народа.
    http://anti-troll.ru/

  6. Fredy Ответить

    – Здесь корректнее говорить об отдельных случаях. Самое показательное – истории, связанные с Крымом, Татарстаном. Есть какие-то вещи для национальных активистов принципиальные, в частности, для некоторых представителей крымскотатарского или татарского движения. И когда у нас глобально меняется формат, они оказываются в ситуации, когда их ценности и позиции подпадают под экстремистское законодательство. Сейчас, национальное движение в России у всех народов носит деполитизированный характер, и это связано с длительной тенденцией, которая отчасти изнутри развивалась, отчасти под давлением. Из национального движения была выхолощена политическая составляющая. Если на заре движения, в 90-е, национальные движения в республиках были политическими движениями, ставили вопросы о статусе республик, народов, языка, образования в республиках, то впоследствии национальные движения все больше переходили под контроль и внешнее воздействие. Это связано с уходом людей из движений, и с заменой конкретных персоналий, и с тем, что ряд национальных движений попал под опеку конкретных органов власти. Вся политическая повестка исчезла, это все просто перешло в сторону культурной и языковой деятельности.
    – Какие основные проблемы стоят теперь перед национальными сообществами в России?
    – Проблемы у каждого народа свои, индивидуальные. Народы различаются по численности, по тому, какую долю населения в своих регионах они занимают, какой статус они имеют и так далее. Но в целом можно говорить о том, что ассимиляция не уменьшается, а скорее, увеличивается. По-прежнему быть не русским не престижно, не модно, по-прежнему нет инфраструктуры, чтобы реализовывать свои языковые и культурные права на нерусских языках. Есть большие проблемы в том, как люди отождествляют себя со своим народом. Можно говорить, что в случае некоторых народов мы имеем все меньшее взаимодействие людей друг с другом внутри одного народа. То есть, мы можем сказать, что народ – это некоторая этнографическая единица, но сложно говорить о том, что у этого народа есть общее пространство, желания, помыслы, коммуникации.
    Допустим, люди записали себя карелами, но то, что они, как карелы, имеют какую-то групповую волю, крайне сомнительно. Кроме того, языки выходят из употребления, есть большие проблемы с трансляцией от поколения к поколению. Все больше случаев, когда даже носители финно-угорских языков в молодежной среде общаются на русском между собой. Если мы говорим о смешанных семьях, то очень мало случаев, когда ребенка обучают и русскому языку, и языку второго родителя, не русскому. Или, если оба родителя не русские, очень часто бывает так, что ни один не обучает своего ребенка своему языку, и ребенок знает только русский язык.
    ?– Как реагируют региональные и местные власти на попытки спасения языков, на языковые гнезда в дошкольных учреждениях?

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *