Почему иванов откладывал радостный и тревожный час свидания с семьей?

12 ответов на вопрос “Почему иванов откладывал радостный и тревожный час свидания с семьей?”

  1. Bragas Ответить

    Цель: Раскрывая идейное содержание
    рассказа, показать духовное возвращение
    платоновского героя к самому себе.

    Задачи:
    Раскрыть смысл названия рассказа.
    Продолжить учиться читать А.П. Платонова,
    писателя-философа, мыслителя, постигая его стиль.
    Воспитание нравственных позиций учащихся:
    чувства ответственности за себя и за тех, кто
    рядом; умения понять другого, умения жить не
    только разумом, но и сердцем.

    Форма урока: работа в группах.

    Ход урока
    Эпиграфы:
    У нас дело есть, жить надо.
    А. Платонов.
    Прежде он чувствовал жизнь через преграду
    самолюбия и собственного интереса, а теперь
    внезапно коснулся её обнажившимся сердцем.
    А. Платонов.

    Слово учителя с элементами беседы: Победой
    завершилась самая разрушительная в истории
    России Великая Отечественная война. Но как ни
    огромны были причинённые войной бедствия,
    моральную атмосферу создавали радость и
    гордость, вызванные победой над сильным и
    беспощадным врагом.
    Литература того времени всё толковала в одном
    ключе, заданном ей Коммунистической партией.
    (Постановления ЦК ВКП (б) 1946-1948 г.г. о литературе и
    искусстве).
    Вспомните, какими были показаны русские
    солдаты на страницах литературы в военные и
    первый послевоенный год?

    В ореоле славы и величия. Это герои,
    воины-защитники, воины-освободители. В радужных
    красках рисовали, как вчерашние фронтовики легко
    вживаются в мирную жизнь. На сцене и в кино,
    главным образом, прославляли “великого
    полководца”, “организатора и вдохновителя всех
    наших побед”, “отца всех народов” Сталина.
    Удивительно быстро произошло у А. Платонова
    осмысление новой послевоенной проблематики. Как
    и М. Шолохов А. Платонов стоял у истоков важнейшей
    темы в послевоенной прозе – темы возвращения с
    войны к мирной жизни. Но А. Платонов здесь был
    первооткрывателем. Перед вчерашними
    фронтовиками стояла задача: “У нас дело есть,
    жить надо” (обратиться к первому эпиграфу). О том,
    как жить человеку, его близким, его детям после
    всего, что было перенесено и понято на войне, и
    размышляет А. Платонов в самой знаменитой,
    пожалуй, вещи своей – рассказе “Возвращение”.
    В 1946 году на страницах журнала “Новый мир”
    публикуется рассказ “Семья Иванова”. И новая
    атака жёсткой критики обрушивается на писателя. 4
    января 1947 года на страницах “Литературной
    газеты” появилась разгромная статья под
    названием “Клеветнический рассказ Платонова”,
    в которой В. Ермилов охарактеризовал
    произведение как “гнуснейшую клевету на
    советских людей, на советскую семью”.

    – Как вы думаете, почему критика обрушилась на А.
    Платонова? Что показал А.Платонов? Какой у него
    воин?

    Воин у А. Платонова не герой (в рассказе в
    портретной характеристике героя есть детали,
    компрометирующие образ солдата-победителя), а
    человек с изломанной войной душой, с черствым
    сердцем, человек честолюбивый и тщеславный. А.
    Платонов по-новому говорит о трагедии войны: он
    обратился к оборотной стороне победы, приковав
    внимание читателя не к радости, к незаживающим
    душевным ранам народа, нанесённым войной. Это и
    вызвало ненависть к А. Платонову, он снова
    оказался в забвении. Не случайно М. Шолохов
    написал свой рассказ “Судьба человека” через 10
    лет после выхода в свет “Возвращения”, когда в
    литературе наступил период “оттепели”.
    Однако критики приходят и уходят, а подлинное
    искусство остаётся. Стал классикой и этот
    рассказ А. Платонова. В последующих публикациях
    рассказ печатается под названием
    “Возвращение”.

    – Какое название рассказа для вас
    предпочтительнее: “Семья Иванова” или
    “Возвращение”? Почему?

    “Возвращение” наиболее ёмко выражает идейный
    смысл рассказа.
    Как вы понимаете смысл названия
    “Возвращение”?

    А. Платонов обратился к излюбленной сюжетной
    ситуации “возвращения”. Как известно,
    возвращаются многие герои А. Платонова.
    (Возвращается Никита к отчаявшейся без него Любе,
    Фёдор – к Фро:) Но теперь эта ситуация
    наполнилась у А. Платонова особым сокровенным
    смыслом.
    Возвращение кого? Куда? Зачем? Когда произошло
    возвращение? На эти вопросы мы и постараемся
    ответить на уроке. И тему урока определим как
    “Возвращение:”
    Какова композиция рассказа?
    Достаточно простое построение этого
    произведения. Здесь повествуется о возвращении
    главного героя с войны домой. Но в повествовании
    о возвращении есть вставные эпизоды (рассказ
    Любови Васильевны о Семёне Евсеевиче и
    инструкторе и рассказ Петруши о Харитоне).
    А что лежит между началом пути Иванова и
    окончательным его возвращением в семью?

    Чтобы ответить на все поставленные перед нами
    вопросы, попробуем прожить вместе с героями А.
    Платонова совсем короткое время. Именно прожить
    для того, чтобы постараться понять автора.
    Когда происходит действие? Приведите
    примеры из текста, доказывающие это.

    В рассказе своё время и пространство. С ними
    связаны образы дома и дороги.
    Образы каких героев связаны с домом? (Образ
    Любы и образы детей)
    Образы каких героев связаны с дорогой?
    (Образ случайной попутчицы Маши, образы
    разбитого вокзала, поезда).

    Отчёты групп о проделанной работе:

    1 группа подготовила рассказ о Любе по
    следующему плану:
     Значение имени, связь с характером героини.
     История жизни, авторское отношение к героине.
     Сохранила ли героиня любовь?
     Как Люба объясняет причину своей измены?
     Можно ли признание Любы назвать исповедью?
    Почему? Что такое исповедь?
     Как речь характеризует героиню?

    Не случайно жену Иванова зовут Любовь. Пришлось
    женщине работать на кирпичном заводе, сначала
    разнорабочей, так как не было квалификации,
    потом, после обучения, – у пресса. Работала и день
    и ночь. Пришлось и огнеупоры делать для провозных
    топок, и обувь чинить себе и детям, чтобы дорого
    не платить сапожнику, и электрические печки
    исправлять соседям за картошку, и детей
    поднимать (цитаты из текста). Жизнь в войну
    складывалась из тысячи таких малых ежедневных
    подвигов в той сфере, что зовётся бытом. Событиям
    в семье, предшествовавшим встрече героя, уделено
    в рассказе незначительное место.
    Любовь Васильевна 3 дня выходила ко всем
    поездам, она отпрашивалась с работы, не выполняла
    нормы и по ночам не спала от радости, слушая, как
    медленно и равнодушно ходит маятник часов. На 4-й
    день послала детей, а к ночному поезду вышла сама.
    На 6-й день отца встретил сын. Любовь Васильевна
    встретила их на крыльце дома (дом и хозяйка у А.
    Платонова составляют как бы единое целое по
    отношению к вернувшемуся мужу). Она опять
    отпросилась с работы, словно чувствовало её
    сердце, что муж сегодня приедет. Она прибрала
    кухню и комнату, в доме должно быть чисто и ничего
    постороннего. И этого достаточно, чтобы понять:
    фронтовика дома ждут и любят. Любовь Васильевна
    сохранила любовь.
    Она хотела рассказать сама мужу всю правду
    завтра или послезавтра. Но обстоятельства
    сложились так, что пришлось рассказать в 1-й же
    день. Состоялся ночной разговор Любы и Иванова
    (чтение отрывков).
    Чьими глазами мы видим сцену ссоры? Почему?
    Семейная драма Иванова спроецирована на
    детское сознание. Для А. Платонова, художника,
    мыслителя, философа, всегда была важна детская
    точка зрения на происходящее.
    В горькой исповеди женщины, пытающейся
    объяснить грешному мужу мотивы своей измены,
    выражена глубина человеческой трагедии, в
    которой виновата война, явившаяся причиной
    страшного отчуждения людей, их отрешённости от
    естественного, привычного хода жизни.
    Речь Любы нерешительна, тускла. Уличить её в
    нелогичности, непоследовательности, слушая
    сбивчивую речь этой женщины, совсем не трудно.
    Особенно, если слушать Любу отчуждённым сердцем.
    Интуитивно Люба сердцем понимает, что никто,
    кроме сына, свидетеля её минувшей жизни и её мук,
    ничего правильно не поймёт. Но нельзя не
    почувствовать и правоту Любы, так нуждающейся в
    годы своих четырёхлетних мытарств в тепле,
    поддержке, без которых пришла бы к ней смерть, а
    значит и гибель детей.
    Особое место в творчестве А. Платонова
    принадлежит детям.

    2 группа подготовила рассказы о
    детях Иванова (Петруше и Насте) по следующему
    плану:
     Значение имён, связь с характерами героев.
     Какими вышли из войны Настя и Петруша?
    История их жизни.
     Какую функцию в рассказе выполняют дети?
    Отношение автора к героям.
     Какую историю вложил А. Платонов в уста
    Петруши? Определите её жанр.
     Какими мы видим детей в финале рассказа?

    Настя (древнегреч.) – воскресение, возвращение
    к жизни. Маленькая Настя не помнит отца и
    отталкивает его от матери по возвращении Иванова
    домой как чужого. И действительно Иванов пока
    чужой. Настя беспрекословно слушалась брата,
    который был все эти 4 года за отца. (Цитаты из
    текста).
    Петруша (древнегреч.) – “скала”, “утёс”,
    “каменная глыба”. В портрете мальчика автор
    особо выделяет глаза (цитаты). Глаза – зеркало
    души. Душа чувствует непорядок. Это
    настораживает. При встрече Петруша не узнал отца.
    Это солдат, вернувшийся с фронта. Ранняя зрелость
    Петруши, конечно, печальна, она делает его
    маленьким старичком. Для него характерны
    рассудительность, постоянный учёт дел, “нужд”
    дома, семьи. Всё это определило характер Петруши.
    Он указывает сестре, матери, отцу и даже огню в
    печи (примеры из текста). Так не должно быть.
    Петруша занял место отца. На это указывает и тот
    факт, что Иванов к нему обращается: “Здравствуй,
    Пётр Алексеевич”, дальше – “Пётр”. А мать –
    “Петруша”, А.Платонов – “Петрушка”.
    Атмосферу безысходности в финале ночной ссоры
    разряжает Пётр. Из уст ребёнка звучит
    нравственный укор ревнивому отцу: “У нас дело
    есть. Жить надо, а вы ругаетесь как глупые какие”.
    Петруша рассказывает отцу о Харитоне из
    инвалидной кооперации, который оправдал
    поступки своей жены-изменщицы тем, что выдумал
    массу фронтовых любовных приключений. Эта
    история воспринимается как мудрая житейская
    притча, зовущая грешников к смирению. Она явилась
    толчком к подлинному, а не мнимому возвращению
    Иванова из искажённого фронтового пространства
    в русло естественной человеческой жизни. Эта
    притча-укор заставила отца устыдиться своей
    тайной мысли о Маше, своей случайной знакомой
    (цитаты).
    Сопротивляясь обрушившейся на них суровой
    действительности, дети становятся не по годам
    серьёзными, неестественно взрослыми, почти не
    ощутив тепла детства.
    В финале рассказа мы видим детей, бегущих за
    поездом, который увозит отца. Петруша машет
    рукой. Переворот в сыне показан внешним образом.
    Его мысли не передаются, но их результат
    проявляется в том, как он бежит за поездом. Символ
    его перемены – надетые на одну ногу валенок, на
    другую – калоша. Это некое возвращение в детство.
    Дети спасли семью, возвратили душевное зрение
    отцу, заставили его пойти следом за сердцем.

    3 группа подготовила рассказы о Маше
    и о поезде по следующему плану:
     Значение имени, связь с характером героини.
     История жизни Маши, отношение втора к
    героине.
     Что значит армия для Маши и её отношение к
    гражданской жизни.
     Что общего у Маши и Иванова?
     Как Маша отнеслась к тому, что Иванов вышел на
    её станции?
     Какой мы видим Машу в момент расставания с
    Ивановым?
     Почему опоздал поезд?

    С образом дороги связан образ Маши. Мария
    (древнееврейское) – 1) горькая, 2) любимая, 3)
    упрямая. Маша щедро разливает вокруг себя тепло,
    у которого постоянно греются нуждающиеся в
    ласке, внимании, заботе.
    Маша возвращается из армии домой, думает о
    новой гражданской жизни. Ещё недавно солдаты
    называли её “просторной” Машей (цитаты). Маша
    боялась гражданской жизни, ей боязно было ехать
    домой к родственникам, от которых она уже
    отвыкла. Для Маши, буквально сироты армия стала
    единственной семьёй.
    Иванов и Маша встречаются в “сером”,
    “скучном”, “безлюдном” и “бездомном”
    пространстве. Было уныло и грустно. Герои
    одиноки. Оба чувствуют себя осиротевшими без
    армии. Оба боятся гражданской жизни. Они похожи и
    тянутся друг к другу. “Единственное, что могло
    утешить и развлечь сердце человека, было сердце
    другого человека”.
    Маша боялась сразу остаться одна, и она
    доверилась Иванову “по доброте сердца”, не
    думая больше ни о чём. Когда же Иванов уехал, Маша
    заплакала, оставшись одна, потому что никого не
    могла забыть (возвращение в армию).
    Другой внедомашний образ – это поезд. Не
    случайно поезд опаздывает: Иванов и Маша боятся
    возвращения домой. Они не готовы к новой мирной
    жизни. Это обыкновенный поезд, который терпеливо
    ждут на платформе, который приходит из серого
    пространства и увозит героев в их сторону, на
    родину. Поезд словно мост через стихию, он
    возвращает героев с войны в мирную жизнь.
    В финале рассказа поезд, прибывший из серого
    пространства, теперь возвращается в серое
    пространство.

    4 группа готовила рассказ об Иванове
    по следующему плану:
     Значение имени, связь с характером героя.
     Почему Иванов вышел с Машей? Дома его ждут
    жена, двое детей, которых он не видел 4 года.
    Почему он откладывает час свидания с семьёй?
     Как же встречает хозяина родной дом?
     Но что мешало Иванову чувствовать радость
    своего возвращения всем сердцем?
     Как ведёт себя Иванов в ночной беседе с женой?
     Умение искренне простить – это сила или
    слабость?
     Каким мы видим Иванова в финале рассказа?
    Почему он вначале не узнаёт детей? Почему узнал
    потом? Что произошло с героем?

    Гвардии капитан Иванов Алексей Алексеевич,
    прослуживший всю войну в части, убывает по
    демобилизации из армии домой. Не случайно имя
    Алексей (древнегреч.) оно обозначает “защитник”.
    Значит, он должен быть защитником не только
    Отечества, но и своего дома, своей семьи. Немало
    пережил герой рассказа за войну (цитаты). Иванов
    боится возвращения домой. После отгремевших боёв
    нужно мужественно встретить последствия войны,
    тяготы первых лет новой жизни. Нет над тобой
    больше командиров, берущих на себя весь труд
    выбора, нужно теперь за всё отвечать самому.
    Иванов к этому ещё не готов. Он чувствует себя
    осиротевшим без армии: для Иванова армия, где его
    товарищи заменили семью.
    Уезжает Иванов на 3-й день. Не отдавая себе
    отчёта, сошёл почему-то с поезда вместе с
    доверившей ему сердце Машей. Отложил радостный и
    тревожный час свидания с семьёй. Путевой роман с
    малоизвестной спутницей оказался скоротечным.
    Авторская позиция не высказана прямо, она
    заложена в самой структуре рассказа,
    подсказывающей, что связь с Машей – распыление
    человека, а возвращение к семье – возрождение.

    Иванов приехал домой на 6-й день. Встреча с
    домом не предвещала герою ничего дурного, более
    того, вместе с ней в его сердце поселяется “тихая
    радость” и “спокойное довольство”. “Верность”
    дома своему хозяину подчеркивается при помощи
    такой детали, как запах дома. К этому дому как
    образу мира, любви, святости и стремился герой
    рассказа (достаточно вспомнить телеграмму). Но
    что-то мешало Иванову чувствовать радость своего
    возвращения всем сердцем. Что кроется под этим
    “что-то”? Он слишком отвык от домашней жизни и не
    мог сразу понять даже самых близких, родных
    людей. Иванов, отвыкший на фронте от всего, что не
    относилось к его непосредственному воинскому
    долгу, не может осознать, какая большая жизнь
    прожита Петрухой, ведь он сохранил для него, отца,
    семью, возвращал мать к реальным заботам о себе, о
    детях, когда Любовь Васильевна “обмирала по
    мужу”. Не зная, что у него вырос такой сын,
    Алексей теперь удивлялся его разуму. Устыдился
    своего равнодушия к сыну, чувствовал свою
    робость перед ним. Какая-то внутренняя преграда
    мешает Иванову не только понять Петрушку, но и
    жену, неожиданно заплакавшую на его руках дочку.
    Оттого-то он и задаёт неуместный в устах мужа и
    отца вопрос: “Как вы тут без меня жили?” Ответ на
    него уже содержится в характере сына.
    Слушая рассказ Любы о Семёне Евсеевиче,
    согревавшемся у их очага рядом с детьми, о своей
    муке одиночества и минутной слабости, Иванов
    ведёт себя как человек, стоящий на не очень
    нравственной позиции. А. Платонов с
    замечательным мастерством рисует обольщение
    героя своим “я”. (“Скучно мне, Люба, с тобою, а я
    жить ещё хочу”. “Я всю войну провоевал, я смерть
    видел ближе, чем тебя”) Не желая идти следом за
    сердцем, Иванов бездушно судит Любу (цитаты).
    Конечно, тяжело узнать об измене после кровавых
    фронтовых испытаний. Иванов пестует в душе
    гордыню и ложное чувство оскорблённого
    самолюбия, ложное потому, что сам грешен и боится
    в этом признаться. Он воспринимает всё
    случившееся с женой сердцем очерствелым, слепым.
    Искренняя правда любящей жены ему кажется ложью,
    а человеческая доброта видится голым расчётом.
    Вынужденное повзросление детей кажется ему
    противоестественным, странным. Душа его
    покрылась толстой коростой самолюбования и
    себялюбия, усугублённых ревностью.
    Выход Иванову видится один – уйти из дома. Этот
    путь для него единственный, потому что понять
    другого человека – это труд души. Встретившись
    со своей семьёй, он оробел. Ему страшно, хотя он в
    этом и не признаётся.
    Но есть у мотивов дома и дороги счастливая
    точка пересечения. Пространственно она
    обозначена как железнодорожный переезд: и поезд
    через него проходит, унося Иванова мимо, и
    просёлочная дорога от него прямо к дому ведёт.
    Именно здесь Иванов подвергается последнему
    испытанию. А. Платонов психологически тонко
    подготавливает героя к узнаванию, которое
    происходит, когда герой коснулся жизни
    обнажившимся сердцем. (Обратиться ко второму
    эпиграфу). Произошло познание жизни сердцем. Это
    едва ли не лучшие строки во всей прозе А.
    Платонова. К ним он шёл долгие годы. В Иванове
    тоже проснулся, очнулся “сокровенный человек”.
    Произошло душевное прозрение и окончательное
    возвращение в семью. Это произошло благодаря
    детям. Прозрение произошло в дороге. Дорога –
    высшая ценность, в ней преодоление себя,
    очищение, возрождение. Герой обрёл дом, потому
    что , как говорит Петрушка: “У нас дело есть, жить
    надо”.

    Учитель: Частный семейный конфликт
    А. Платонову удаётся возвести в степень
    широчайшего обобщения, драму двух любящих людей
    раскрыть как человеческую трагедию. Ибо за
    семьёй Ивановых (недаром у них такая самая
    типичная русская фамилия) стоит война,
    сотворившая столько горя в миллионах семей
    России. Сколько таких узелков понавязала война,
    во скольких семьях вспыхивал подобный бунт
    самолюбия.
    За драмой Алексея и Любы приоткрываются и
    трудности возвращения к новой послевоенной
    жизни, которая не может быть столь безоблачной,
    какой она представлялась герою, какой она была
    показана в предыдущей литературе.

    – Какие вопросы у вас остались ( Если вопросы
    есть, идёт их обсуждение).

    Домашнее задание: подготовиться к
    заключительному уроку по творчеству А.
    Платонова.

  2. DyxLEzz Ответить

    Рассказ «Возвращение» был впервые опубликован в 1946 г. Проблема перехода от войны к миру, возрождения, возвращения была одной из актуальнейших в послевоенное время. А. Платонов решает ее по-своему.
    Сам по себе сюжет возвращения может реализовываться по крайней мере в трех вариантах. Во-первых, как мифологическое возвращение, подобное возвращению Одиссея на родную Итаку после десятилетий странствий. Здесь возвращение является завершением цикла и демонстрирует замкнутость космоса и незыблемость его основ. Именно такое понимание выявляется при этимологическом анализе слова «возвращение». Во-вторых, возвращение может быть внешним, физическим, как возврат в некогда покинутое место. В-третьих, возвращение бывает, так сказать, внутренним, как возврат к некоему желаемому состоянию покоя, гармонии, беззаботности т.д. И именно здесь заложена возможность конфликта: возвращение может состояться как внешнее, но не состояться как внутреннее, как это и происходит в случае с капитаном Ивановым, героем платоновского рассказа.
    Платоновский рассказ очень непрост для восприятия школьников. Чтобы работа с текстом была успешной, учащимся рекомендуется предварительно прочитать рассказ дома. Для анализа в классе мы предлагаем эпизод встречи Алексея Иванова с семьей, являющийся завязкой конфликта.
    Приведем тезисно вопросы, определяющие логику анализа этого эпизода, и ожидаемые ответы учащихся.
    1. Что вы узнали о капитане Иванове?
    Алексей Иванов, гвардии капитан, прослужил в армии всю войну. Сослуживцы  относились к нему с уважением. Армия стала для Иванова семьей: «Иванов и Маша чувствовали себя сейчас осиротевшими без армии» [1, с. 560]. В тылу у него осталась семья: жена Люба и двое детей, Петрушка и Настя.
    2. Что вы узнали о его семье?
    У Алексея Иванова жена Люба и двое детей, Петрушка и Настя. Люба работает на кирпичном заводе. Работа занимает у нее много времени: «Работать хорошо, только дети одни и одни…» [1, с. 565]. За время войны Люба «научилась сама обувь чинить себе и ему [Петрушке. – Н.В.] с Настей, чтобы дорого не платить сапожнику, и за картошку исправляла электрические печки соседям» [1, с. 572].
    Петрушке 11 лет, но он выглядит старше своего возраста и отец не сразу узнает его. Во время войны Петрушка взял на себя роль главы семьи, привык всеми в доме и всем распоряжаться. Это раздражает капитана Иванова, который не понимает, почему с его сыном произошла такая перемена.
    Дочь Иванова Настя была совсем маленькой, когда ее отец ушел на войну, поэтому она не помнит Алексея и поначалу плачет от страха. Она привыкла к другому человеку, Семену Евсеевичу, который относился с Насте и Петрушке «как родной отец, и даже внимательнее иного отца» [1, с. 563].
    Капитана Иванова огорчает то, что он узнал о жизни своих родных. Не такую картину он ожидал увидеть. «… Что-то мешало Иванову чувствовать радость своего возвращения всем сердцем, ? вероятно, он слишком отвык от домашней жизни и не мог сразу понять даже самых близких. родных людей» [1, с. 566].
    3. Какими Алексей Иванов ожидал увидеть своих родных?
    Вероятно, такими, какими он их помнил до войны.
    4. Кто или что является причиной изменений, произошедших в семье Иванова?
    Причина изменений – война.
    5. Что такое война в представлении капитана Иванова?
    Очевидно, это военные действия, в которых капитан принимал участие. «Я всю войну провоевал, я смерть видел ближе, чем тебя…» [1, с. 572] ? так говорит он жене. Причем Алексей думает, что только он один знает, что такое война, за что жена справедливо его упрекает: «Что ты понимаешь в нашей жизни?» [1, с. 572]. Примечательно, что именно  капитану Иванову принадлежат рефреном повторяющиеся в эпизоде слова: «война миновала» [1, с. 563], «войны нет», то есть, собственно военных действий. Задача учителя подвести учащихся в ходе беседы к выводу, что для автора рассказа «Возвращение» война – это более широкое и потому гораздо более трагическое понятие.
    6. Что такое война в представлении его жены Любы?
    Это тяжелая работа, нужда, необходимость заботиться о детях и тоска по мужу. «… Я все ждала тебя, долгие страшные годы, мне просыпаться утром не хотелось» [1, с. 570], ? признается она Алексею. И далее: «Я работала день и ночь… Я стала на лицо худая, страшная, всем чужая, у меня нищий милостыни просить не станет. Мне тоже было трудно, и дома дети одни» [1, с. 571].
    7. Что такое война в представлении его сына Петрушки?
    Это необходимость помогать матери, заменить в роли хозяина дома ушедшего на фронт отца, то есть преждевременное взросление. При внимательном чтении эпизода встречи Иванова с семьей становится очевидным, что Петрушка очень чуткий и внимательный мальчик: он хорошо чувствует настроение матери и искренне сопереживает ей.
    8. Что такое война для автора рассказа?
    Для автора война – понятие комплексное и многомерное, оно складывается из представлений о войне всех героев платоновского рассказа. Война – это и сражения, но это также и тяжелая, полная лишений жизнь тех. кто остался в тылу. Война – это нарушение естественного, привычного порядка вещей, отцы и матери не могут быть рядом с детьми, а дети вынуждены преждевременно повзрослеть. Война как череда военных действий закончилась, но она продолжает жить в душе каждого ее участника: капитана Иванова, который не понимает нового уклада жизни его семьи; Петрушки, который распоряжается в доме, как взрослый; Любы, которая истосковалась по мужу; Насти, которая не помнит отца. Война, понимаемая как особое внутреннее состояние человека, очень коварна и тяжело поддается искоренению. В этом смысле читатель не может быть уверен в том, что для капитана Иванова война закончилась: рассказ «Возвращение» имеет открытый финал.
    В завершение анализа платоновского рассказа учащимся предлагается ответить на несколько, казалось бы, простых вопросов. Один из них: «Кто возвращается?» Это, конечно же, капитан Алексей Иванов, которому предстоит приехать в родной город после длительного отсутствия. Однако герой не сразу возвращается домой. Отъезд Иванова из части задерживается по вполне объективной причине: опаздывает поезд. Сослуживцы дважды провожают капитана на вокзал. Далее выясняется, что Иванов, чувствующий себя «осиротевшим без армии» [1, с. 560], сознательно «откладывал радостный и тревожный час свидания с семьей» [1, с. 561]. Таким образом, бывшему капитану предстоит пережить не только внешнее, физическое возвращение в родной город, но и внутреннее, психологическое возвращение к роли отца и мужа.
    Необходимость именно внутреннего возвращения становится очевидной, когда Иванов встречается со своим сыном Петрушкой, который «казался старше своего возраста» и «походил на маленького, небогатого, но исправного мужичка» [1, с. 562]. Ребенок, повзрослевший до времени и вынужденный взять на себя заботы не по возрасту, ? знак неблагополучия в художественном мире А. Платонова. В военное лихолетье Петрушка был вынужден играть роль главы семьи и настолько вжился в нее, что дает указания не только матери, сестре и отцу, но и огню в печи ? как лучше гореть. Петрушке тоже предстоит возвращение и тоже, как и его отцу, внутреннее ? в детство.
    И жене Иванова – Любе – также предстоит внутреннее возвращение – к роли жены и матери.
    Второй вопрос, на который необходимо найти ответ, ? «К чему /кому возвращаются платоновские герои?»
    В целом можно сказать, что каждому из героев платоновского рассказа предстоит свое возвращение от войны к миру. Бывший капитан считает, что новая, послевоенная жизнь начнется, когда он переступит порог родного дома. Однако в жизни его семьи ему многое не понятно и чуждо. Он оказывается не в состоянии занять отведенное ему место отца, восстановив тем самым разрушенный войной миропорядок. Это ясно демонстрирует сцена ссоры между бывшим капитаном и его женой, в которой Иванов играет роль обиженного ребенка («…жалобным голосом, как маленький, вскричал отец» [1, с. 574; курсив наш. ? Н.В.]), а Петрушка ? рассудительного взрослого. Испуганный и рассерженный, Алексей решает оставить родных. Только увидев своих детей, бегущих вслед за поездом, он, наконец, принимает решение вернуться и сходит с поезда на железнодорожную насыпь. Здесь и начинается подлинное возвращение Иванова.
    Стоит обратить внимание учащихся на то, что первоначально рассказ назывался «Семья Иванова» и именно под этим названием был впервые опубликован. Затем А. Платонов изменил название рассказа. «Возвращение» ? название более емкое и более полно отражающее суть размышлений автора о послевоенной действительности.
    Наконец, третий, важнейший вопрос, на который необходимо ответить при анализе платоновского рассказа: «Состоялось ли возвращение?» Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Именно открытый финал рассказа стал причиной резкой критики в адрес А. Платонова. Автор «Возвращения» ставит проблему, предлагая читателям участвовать с ним на равных в размышлениях о времени и о себе.
    Литература
    Платонов А. П. Чевенгур // Избранное:  Чевенгур; Счастливая Москва: Романы; Котлован: Повесть; Рассказы. ? М., 1999. ? С. 559-577.

  3. summer Ответить

    Цель: Раскрывая идейное содержание рассказа, показать духовное возвращение платоновского героя к самому себе.
    Задачи:
    Раскрыть смысл названия рассказа.
    Продолжить учиться читать А.П. Платонова, писателя-философа, мыслителя, постигая его стиль.
    Воспитание нравственных позиций учащихся: чувства ответственности за себя и за тех, кто рядом; умения понять другого, умения жить не только разумом, но и сердцем.
    Форма урока: работа в группах.
    Ход урока
    Эпиграфы:
    У нас дело есть, жить надо.
    А. Платонов.
    Прежде он чувствовал жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся её обнажившимся сердцем.
    А. Платонов.
    Слово учителя с элементами беседы: Победой завершилась самая разрушительная в истории России Великая Отечественная война. Но как ни огромны были причинённые войной бедствия, моральную атмосферу создавали радость и гордость, вызванные победой над сильным и беспощадным врагом.
    Литература того времени всё толковала в одном ключе, заданном ей Коммунистической партией. (Постановления ЦК ВКП (б) 1946-1948 г.г. о литературе и искусстве).
    – Вспомните, какими были показаны русские солдаты на страницах литературы в военные и первый послевоенный год?
    В ореоле славы и величия. Это герои, воины-защитники, воины-освободители. В радужных красках рисовали, как вчерашние фронтовики легко вживаются в мирную жизнь. На сцене и в кино, главным образом, прославляли “великого полководца”, “организатора и вдохновителя всех наших побед”, “отца всех народов” Сталина.
    Удивительно быстро произошло у А. Платонова осмысление новой послевоенной проблематики. Как и М. Шолохов А. Платонов стоял у истоков важнейшей темы в послевоенной прозе – темы возвращения с войны к мирной жизни. Но А. Платонов здесь был первооткрывателем. Перед вчерашними фронтовиками стояла задача: “У нас дело есть, жить надо” (обратиться к первому эпиграфу). О том, как жить человеку, его близким, его детям после всего, что было перенесено и понято на войне, и размышляет А. Платонов в самой знаменитой, пожалуй, вещи своей – рассказе “Возвращение”.
    В 1946 году на страницах журнала “Новый мир” публикуется рассказ “Семья Иванова”. И новая атака жёсткой критики обрушивается на писателя. 4 января 1947 года на страницах “Литературной газеты” появилась разгромная статья под названием “Клеветнический рассказ Платонова”, в которой В. Ермилов охарактеризовал произведение как “гнуснейшую клевету на советских людей, на советскую семью”.
    – Как вы думаете, почему критика обрушилась на А. Платонова? Что показал А.Платонов? Какой у него воин?
    Воин у А. Платонова не герой (в рассказе в портретной характеристике героя есть детали, компрометирующие образ солдата-победителя), а человек с изломанной войной душой, с черствым сердцем, человек честолюбивый и тщеславный. А. Платонов по-новому говорит о трагедии войны: он обратился к оборотной стороне победы, приковав внимание читателя не к радости, к незаживающим душевным ранам народа, нанесённым войной. Это и вызвало ненависть к А. Платонову, он снова оказался в забвении. Не случайно М. Шолохов написал свой рассказ “Судьба человека” через 10 лет после выхода в свет “Возвращения”, когда в литературе наступил период “оттепели”.
    Однако критики приходят и уходят, а подлинное искусство остаётся. Стал классикой и этот рассказ А. Платонова. В последующих публикациях рассказ печатается под названием “Возвращение”.
    – Какое название рассказа для вас предпочтительнее: “Семья Иванова” или “Возвращение”? Почему?
    “Возвращение” наиболее ёмко выражает идейный смысл рассказа.
    – Как вы понимаете смысл названия “Возвращение”?
    А. Платонов обратился к излюбленной сюжетной ситуации “возвращения”. Как известно, возвращаются многие герои А. Платонова. (Возвращается Никита к отчаявшейся без него Любе, Фёдор – к Фро:) Но теперь эта ситуация наполнилась у А. Платонова особым сокровенным смыслом.
    Возвращение кого? Куда? Зачем? Когда произошло возвращение? На эти вопросы мы и постараемся ответить на уроке. И тему урока определим как “Возвращение:”
    – Какова композиция рассказа?
    Достаточно простое построение этого произведения. Здесь повествуется о возвращении главного героя с войны домой. Но в повествовании о возвращении есть вставные эпизоды (рассказ Любови Васильевны о Семёне Евсеевиче и инструкторе и рассказ Петруши о Харитоне).
    – А что лежит между началом пути Иванова и окончательным его возвращением в семью?
    Чтобы ответить на все поставленные перед нами вопросы, попробуем прожить вместе с героями А. Платонова совсем короткое время. Именно прожить для того, чтобы постараться понять автора.
    – Когда происходит действие? Приведите примеры из текста, доказывающие это.
    В рассказе своё время и пространство. С ними связаны образы дома и дороги.
    – Образы каких героев связаны с домом? (Образ Любы и образы детей)
    – Образы каких героев связаны с дорогой? (Образ случайной попутчицы Маши, образы разбитого вокзала, поезда).
    Отчёты групп о проделанной работе:
    1 группа подготовила рассказ о Любе по следующему плану:
    Значение имени, связь с характером героини.
    История жизни, авторское отношение к героине.
    Сохранила ли героиня любовь?
    Как Люба объясняет причину своей измены?
    Можно ли признание Любы назвать исповедью? Почему? Что такое исповедь?
    Как речь характеризует героиню?
    Не случайно жену Иванова зовут Любовь. Пришлось женщине работать на кирпичном заводе, сначала разнорабочей, так как не было квалификации, потом, после обучения, – у пресса. Работала и день и ночь. Пришлось и огнеупоры делать для провозных топок, и обувь чинить себе и детям, чтобы дорого не платить сапожнику, и электрические печки исправлять соседям за картошку, и детей поднимать (цитаты из текста). Жизнь в войну складывалась из тысячи таких малых ежедневных подвигов в той сфере, что зовётся бытом. Событиям в семье, предшествовавшим встрече героя, уделено в рассказе незначительное место.
    Любовь Васильевна 3 дня выходила ко всем поездам, она отпрашивалась с работы, не выполняла нормы и по ночам не спала от радости, слушая, как медленно и равнодушно ходит маятник часов. На 4-й день послала детей, а к ночному поезду вышла сама. На 6-й день отца встретил сын. Любовь Васильевна встретила их на крыльце дома (дом и хозяйка у А. Платонова составляют как бы единое целое по отношению к вернувшемуся мужу). Она опять отпросилась с работы, словно чувствовало её сердце, что муж сегодня приедет. Она прибрала кухню и комнату, в доме должно быть чисто и ничего постороннего. И этого достаточно, чтобы понять: фронтовика дома ждут и любят. Любовь Васильевна сохранила любовь.
    Она хотела рассказать сама мужу всю правду завтра или послезавтра. Но обстоятельства сложились так, что пришлось рассказать в 1-й же день. Состоялся ночной разговор Любы и Иванова (чтение отрывков).
    – Чьими глазами мы видим сцену ссоры? Почему?
    Семейная драма Иванова спроецирована на детское сознание. Для А. Платонова, художника, мыслителя, философа, всегда была важна детская точка зрения на происходящее.
    В горькой исповеди женщины, пытающейся объяснить грешному мужу мотивы своей измены, выражена глубина человеческой трагедии, в которой виновата война, явившаяся причиной страшного отчуждения людей, их отрешённости от естественного, привычного хода жизни.
    Речь Любы нерешительна, тускла. Уличить её в нелогичности, непоследовательности, слушая сбивчивую речь этой женщины, совсем не трудно. Особенно, если слушать Любу отчуждённым сердцем. Интуитивно Люба сердцем понимает, что никто, кроме сына, свидетеля её минувшей жизни и её мук, ничего правильно не поймёт. Но нельзя не почувствовать и правоту Любы, так нуждающейся в годы своих четырёхлетних мытарств в тепле, поддержке, без которых пришла бы к ней смерть, а значит и гибель детей.
    Особое место в творчестве А. Платонова принадлежит детям.
    2 группа подготовила рассказы о детях Иванова (Петруше и Насте) по следующему плану:
    Значение имён, связь с характерами героев.
    Какими вышли из войны Настя и Петруша? История их жизни.
    Какую функцию в рассказе выполняют дети? Отношение автора к героям.
    Какую историю вложил А. Платонов в уста Петруши? Определите её жанр.
    Какими мы видим детей в финале рассказа?
    Настя (древнегреч.) – воскресение, возвращение к жизни. Маленькая Настя не помнит отца и отталкивает его от матери по возвращении Иванова домой как чужого. И действительно Иванов пока чужой. Настя беспрекословно слушалась брата, который был все эти 4 года за отца. (Цитаты из текста).
    Петруша (древнегреч.) – “скала”, “утёс”, “каменная глыба”. В портрете мальчика автор особо выделяет глаза (цитаты). Глаза – зеркало души. Душа чувствует непорядок. Это настораживает. При встрече Петруша не узнал отца. Это солдат, вернувшийся с фронта. Ранняя зрелость Петруши, конечно, печальна, она делает его маленьким старичком. Для него характерны рассудительность, постоянный учёт дел, “нужд” дома, семьи. Всё это определило характер Петруши. Он указывает сестре, матери, отцу и даже огню в печи (примеры из текста). Так не должно быть. Петруша занял место отца. На это указывает и тот факт, что Иванов к нему обращается: “Здравствуй, Пётр Алексеевич”, дальше – “Пётр”. А мать – “Петруша”, А.Платонов – “Петрушка”.
    Атмосферу безысходности в финале ночной ссоры разряжает Пётр. Из уст ребёнка звучит нравственный укор ревнивому отцу: “У нас дело есть. Жить надо, а вы ругаетесь как глупые какие”. Петруша рассказывает отцу о Харитоне из инвалидной кооперации, который оправдал поступки своей жены-изменщицы тем, что выдумал массу фронтовых любовных приключений. Эта история воспринимается как мудрая житейская притча, зовущая грешников к смирению. Она явилась толчком к подлинному, а не мнимому возвращению Иванова из искажённого фронтового пространства в русло естественной человеческой жизни. Эта притча-укор заставила отца устыдиться своей тайной мысли о Маше, своей случайной знакомой (цитаты).
    Сопротивляясь обрушившейся на них суровой действительности, дети становятся не по годам серьёзными, неестественно взрослыми, почти не ощутив тепла детства.
    В финале рассказа мы видим детей, бегущих за поездом, который увозит отца. Петруша машет рукой. Переворот в сыне показан внешним образом. Его мысли не передаются, но их результат проявляется в том, как он бежит за поездом. Символ его перемены – надетые на одну ногу валенок, на другую – калоша. Это некое возвращение в детство. Дети спасли семью, возвратили душевное зрение отцу, заставили его пойти следом за сердцем.
    3 группа подготовила рассказы о Маше и о поезде по следующему плану:
    Значение имени, связь с характером героини.
    История жизни Маши, отношение втора к героине.
    Что значит армия для Маши и её отношение к гражданской жизни.
    Что общего у Маши и Иванова?
    Как Маша отнеслась к тому, что Иванов вышел на её станции?
    Какой мы видим Машу в момент расставания с Ивановым?
    Почему опоздал поезд?
    С образом дороги связан образ Маши. Мария (древнееврейское) – 1) горькая, 2) любимая, 3) упрямая. Маша щедро разливает вокруг себя тепло, у которого постоянно греются нуждающиеся в ласке, внимании, заботе.
    Маша возвращается из армии домой, думает о новой гражданской жизни. Ещё недавно солдаты называли её “просторной” Машей (цитаты). Маша боялась гражданской жизни, ей боязно было ехать домой к родственникам, от которых она уже отвыкла. Для Маши, буквально сироты армия стала единственной семьёй.
    Иванов и Маша встречаются в “сером”, “скучном”, “безлюдном” и “бездомном” пространстве. Было уныло и грустно. Герои одиноки. Оба чувствуют себя осиротевшими без армии. Оба боятся гражданской жизни. Они похожи и тянутся друг к другу. “Единственное, что могло утешить и развлечь сердце человека, было сердце другого человека”.
    Маша боялась сразу остаться одна, и она доверилась Иванову “по доброте сердца”, не думая больше ни о чём. Когда же Иванов уехал, Маша заплакала, оставшись одна, потому что никого не могла забыть (возвращение в армию).
    Другой внедомашний образ – это поезд. Не случайно поезд опаздывает: Иванов и Маша боятся возвращения домой. Они не готовы к новой мирной жизни. Это обыкновенный поезд, который терпеливо ждут на платформе, который приходит из серого пространства и увозит героев в их сторону, на родину. Поезд словно мост через стихию, он возвращает героев с войны в мирную жизнь.
    В финале рассказа поезд, прибывший из серого пространства, теперь возвращается в серое пространство.
    4 группаготовила рассказ об Иванове по следующему плану:
    Значение имени, связь с характером героя.
    Почему Иванов вышел с Машей? Дома его ждут жена, двое детей, которых он не видел 4 года. Почему он откладывает час свидания с семьёй?
    Как же встречает хозяина родной дом?
    Но что мешало Иванову чувствовать радость своего возвращения всем сердцем?
    Как ведёт себя Иванов в ночной беседе с женой?
    Умение искренне простить – это сила или слабость?
    Каким мы видим Иванова в финале рассказа? Почему он вначале не узнаёт детей? Почему узнал потом? Что произошло с героем?
    Гвардии капитан Иванов Алексей Алексеевич, прослуживший всю войну в части, убывает по демобилизации из армии домой. Не случайно имя Алексей (древнегреч.) оно обозначает “защитник”. Значит, он должен быть защитником не только Отечества, но и своего дома, своей семьи. Немало пережил герой рассказа за войну (цитаты). Иванов боится возвращения домой. После отгремевших боёв нужно мужественно встретить последствия войны, тяготы первых лет новой жизни. Нет над тобой больше командиров, берущих на себя весь труд выбора, нужно теперь за всё отвечать самому. Иванов к этому ещё не готов. Он чувствует себя осиротевшим без армии: для Иванова армия, где его товарищи заменили семью.
    Уезжает Иванов на 3-й день. Не отдавая себе отчёта, сошёл почему-то с поезда вместе с доверившей ему сердце Машей. Отложил радостный и тревожный час свидания с семьёй. Путевой роман с малоизвестной спутницей оказался скоротечным. Авторская позиция не высказана прямо, она заложена в самой структуре рассказа, подсказывающей, что связь с Машей – распыление человека, а возвращение к семье – возрождение.
    Иванов приехал домой на 6-й день. Встреча с домом не предвещала герою ничего дурного, более того, вместе с ней в его сердце поселяется “тихая радость” и “спокойное довольство”. “Верность” дома своему хозяину подчеркивается при помощи такой детали, как запах дома. К этому дому как образу мира, любви, святости и стремился герой рассказа (достаточно вспомнить телеграмму). Но что-то мешало Иванову чувствовать радость своего возвращения всем сердцем. Что кроется под этим “что-то”? Он слишком отвык от домашней жизни и не мог сразу понять даже самых близких, родных людей. Иванов, отвыкший на фронте от всего, что не относилось к его непосредственному воинскому долгу, не может осознать, какая большая жизнь прожита Петрухой, ведь он сохранил для него, отца, семью, возвращал мать к реальным заботам о себе, о детях, когда Любовь Васильевна “обмирала по мужу”. Не зная, что у него вырос такой сын, Алексей теперь удивлялся его разуму. Устыдился своего равнодушия к сыну, чувствовал свою робость перед ним. Какая-то внутренняя преграда мешает Иванову не только понять Петрушку, но и жену, неожиданно заплакавшую на его руках дочку. Оттого-то он и задаёт неуместный в устах мужа и отца вопрос: “Как вы тут без меня жили?” Ответ на него уже содержится в характере сына.
    Слушая рассказ Любы о Семёне Евсеевиче, согревавшемся у их очага рядом с детьми, о своей муке одиночества и минутной слабости, Иванов ведёт себя как человек, стоящий на не очень нравственной позиции. А. Платонов с замечательным мастерством рисует обольщение героя своим “я”. (“Скучно мне, Люба, с тобою, а я жить ещё хочу”. “Я всю войну провоевал, я смерть видел ближе, чем тебя”) Не желая идти следом за сердцем, Иванов бездушно судит Любу (цитаты). Конечно, тяжело узнать об измене после кровавых фронтовых испытаний. Иванов пестует в душе гордыню и ложное чувство оскорблённого самолюбия, ложное потому, что сам грешен и боится в этом признаться. Он воспринимает всё случившееся с женой сердцем очерствелым, слепым. Искренняя правда любящей жены ему кажется ложью, а человеческая доброта видится голым расчётом. Вынужденное повзросление детей кажется ему противоестественным, странным. Душа его покрылась толстой коростой самолюбования и себялюбия, усугублённых ревностью.
    Выход Иванову видится один – уйти из дома. Этот путь для него единственный, потому что понять другого человека – это труд души. Встретившись со своей семьёй, он оробел. Ему страшно, хотя он в этом и не признаётся.
    Но есть у мотивов дома и дороги счастливая точка пересечения. Пространственно она обозначена как железнодорожный переезд: и поезд через него проходит, унося Иванова мимо, и просёлочная дорога от него прямо к дому ведёт. Именно здесь Иванов подвергается последнему испытанию. А. Платонов психологически тонко подготавливает героя к узнаванию, которое происходит, когда герой коснулся жизни обнажившимся сердцем. (Обратиться ко второму эпиграфу). Произошло познание жизни сердцем. Это едва ли не лучшие строки во всей прозе А. Платонова. К ним он шёл долгие годы. В Иванове тоже проснулся, очнулся “сокровенный человек”. Произошло душевное прозрение и окончательное возвращение в семью. Это произошло благодаря детям. Прозрение произошло в дороге. Дорога – высшая ценность, в ней преодоление себя, очищение, возрождение. Герой обрёл дом, потому что , как говорит Петрушка: “У нас дело есть, жить надо”.
    Учитель: Частный семейный конфликт А. Платонову удаётся возвести в степень широчайшего обобщения, драму двух любящих людей раскрыть как человеческую трагедию. Ибо за семьёй Ивановых (недаром у них такая самая типичная русская фамилия) стоит война, сотворившая столько горя в миллионах семей России. Сколько таких узелков понавязала война, во скольких семьях вспыхивал подобный бунт самолюбия.
    За драмой Алексея и Любы приоткрываются и трудности возвращения к новой послевоенной жизни, которая не может быть столь безоблачной, какой она представлялась герою, какой она была показана в предыдущей литературе.
    – Какие вопросы у вас остались ( Если вопросы есть, идёт их обсуждение).
    Домашнее задание: подготовиться к заключительному уроку по творчеству А. Платонова.

  4. капелюшка Ответить

    7
    Развитие действия Встреча Иванова с женой и детьми. Решение скорее приняться за дело. Обед в кругу семьи. Откровенный разговор с женой Любой. Решение оставить семью и вернуться к Маше. Узнавание в бежавших за поездом ребятишках своих детей.

    8
    Кульминация Нравственное прозрение Иванова. «Обнажившееся сердце». Развязка действия Окончательное возвращение Иванова. Вставные эпизоды: рассказ Любови Васильевны о Семене Евсеевиче и инструкторе, рассказ Петруши о Харитоне.

    9
    Почему Иванов оттягивает возвращение домой? «Однако Иванов откладывал радостный и тревожный час свидания с семьей. Он сам не знал, почему так делал, может быть потому, что хотел погулять еще немного на воле». «Иванов и Маша чувствовали себя сейчас осиротевшими без армии…»

    10
    Характеристика героев Неслучайно жену Иванова зовут Любовь. Пришлось женщине работать на кирпичном заводе, сначала разнорабочей, так как не было квалификации, потом, после обучения, – у пресса. Работала и день и ночь. Любовь Васильевна 3 дня выходила ко всем поездам, она отпрашивалась с работы, не выполняла нормы и по ночам не спала от радости. Она прибрала кухню и комнату, в доме должно быть чисто и ничего постороннего. Любовь Васильевна сохранила любовь.

    11
    Алексей – «защитник» «Теперь он вернулся и смотрел на них, вновь знакомясь с каждым, как с родственником, жившим без него в тоске и бедности. Он дышал устоявшимся родным запахом дома – тлением дерева, теплом от тела своих детей, гарью на печной загнетке. Этот запах был таким же, как и четыре года тому назад, и он не рассеялся и не изменился без него. Нигде более Иванов не ощущал этого запаха, хотя он бывал за войну по разным странам в сотнях жилищ; там пахло иным духом, в котором, однако, не было запаха родного дома».

    12
    «Иванов не знал, что у него вырос такой сын, и теперь сидел и удивлялся его разуму». «Иванов глядел на своего сына, слушал его слова и чувствовал свою робость перед ним».

    13
    Ссора – Ты воевал, а я по тебе здесь обмирала, у меня руки от горя тряслись, а работать надо было с бодростью, чтоб детей кормить и государству польза против неприятелей- фашистов. – И я не стерпела жизни и тоски по тебе, – говорила мать. – А если бы стерпела, я бы умерла, я знаю, что я бы умерла тогда, а у меня дети… Мне нужно было почувствовать что-нибудь другое, Алеша, какую-нибудь радость, чтоб я отдохнула.

    14
    Почему произошла измена? «Я чувствовала, что пропадаю без тебя, мне нужно было – пусть кто-нибудь будет со мной, я измучилась вся, и сердце мое темное стало, я детей своих уже не могла любить, а для них, ты знаешь, я все стерплю, для них я и костей не пожалею!..»

    15
    «Как что? Я всю войну провоевал, я смерть видел ближе, чем тебя…» «Скучно мне, Люба, с тобою, а я жить ещё хочу».

    16
    Дети в рассказе Настя (древнегреч.) – «воскресение», «возвращение к жизни». Маленькая Настя не помнит отца. Петруша (древнегреч.) – “скала”, “утёс”, “каменная глыба”. Из уст ребёнка звучит нравственный укор ревнивому отцу: “У нас дело есть. Жить надо, а вы ругаетесь как глупые какие”.

    17
    Финал рассказа «Иванов закрыл глаза, не желая видеть и чувствовать боли упавших, обессилевших детей, и сам почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь, и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием. Он узнал вдруг все, что знал прежде, гораздо точнее и действительней. Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем».

    18
    Тема – разрушение семьи как одно из страшных последствий войны.

    19
    Идея рассказа В любых условиях, при любых обстоятельствах человек должен оставаться человеком и не дать очерстветь душе, окаменеть своему сердцу. Нужно быть выше губительных страстей: ревности, эгоизма, жестокости, мести и т.п. Взрослым необходимо найти в себе нравственные силы и сохранить семью, выстоять ради детей.

    20
    Дети также ответственны за судьбы взрослых. По мнению Платонова, именно они, внезапно состарившиеся, ни в чём неповинные, несли правду жизни, только они знали цену семьи и видели в неискажённом свете мир. «Гений детства в соединении с опытом зрелости обеспечивает успех и безопасность человеческой жизни». (А.Платонов)

    21
    «Прежде он [Иванов] чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся её обнажившимся сердцем». А.Платонов. «Возвращение»

    22
    Благодарим А.П.Платонова за то, что у него хватило смелости затронуть такую тему; за то, что помог избавиться от эгоизма; за то, что обратил внимание на значение и значимость семьи, которую нельзя предавать. А. и С. Ткачевы «Снова жизнь»

  5. Faejas Ответить

    Ночью пришел поезд и увез Иванова и Машу в их сторону, на родину. Двое суток они ехали вместе, а на третьи сутки Маша доехала до города, где она родилась двадцать лет тому назад. Маша собрала свои вещи в вагоне и попросила Иванова поудобнее заправить ей на спину мешок, но Иванов взял ее мешок себе на плечи и вышел вслед за Машей из вагона, хотя ему еще оставалось ехать до места более суток.
    Маша была удивлена и тронута вниманием Иванова. Она боялась сразу остаться одна в городе, где она родилась и жила, но который стал теперь для нее почти чужбиной. Мать и отец Маши были угнаны отсюда немцами и погибли в неизвестности, а теперь остались у Маши на родине лишь двоюродная сестра и две тетки, и к ним Маша не чувствовала сердечной привязанности.
    Иванов оформил у железнодорожного коменданта остановку в городе и остался с Машей. В сущности, ему нужно было бы скорее ехать домой, где его ожидала жена и двое детей, которых он не видел четыре года. Однако Иванов откладывал радостный и тревожный час свидания с семьей. Он сам не знал, почему так делал, может быть потому, что хотел погулять еще немного на воле.
    Маша не знала семейного положения Иванова и по девичьей застенчивости не спросила его о нем. Она доверилась Иванову по доброте сердца, не думая более ни о чем.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *