Почему мальчик проявил решительность забыв о собственной безопасности?

15 ответов на вопрос “Почему мальчик проявил решительность забыв о собственной безопасности?”

  1. Shaktijinn Ответить

    Example

    2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему мальчик проявил решительность, забыв о собственной безопасности?»
    1) Мальчик был уверен, что машина вовремя затормозит.
    2) Расстояние от летящей машины до мальчика было очень небольшим, и мальчик без страха встал на её пути.
    3) Раненый боец Бахтюков был отцом мальчика.
    4) Мальчик хотел помочь человеку, который мог погибнуть без помощи врача.
    (1)По улицам мчалась «скорая помощь». (2)Куда она мчалась?
    (3)К человеку, попавшему в беду? (4)Или возвращалась на стоянку?
    (5)Голос сирены нарастал. (6)Он, казалось, то взлетал под облака, то стремительно падал. (7)Он звучал, как сигнал боевой тревоги.
    (8)А если эта почти крылатая машина с красным крестом промчится мимо?
    (9)Надо остановить её!
    (10)И мальчик решился. (11)Он выбежал на середину мостовой и
    преградил путь «скорой помощи». (12)Расстояние от летящей машины до
    мальчика было очень небольшим. (13)Оно сокращалось с каждым мгновением. (14)Мальчик закрыл глаза, но не тронулся с места.
    (15)И вдруг сирена умолкла. (16)Машина резко затормозила. (17)На мостовой было скользко, и её занесло в сторону.
    (18)Когда мальчик с коньками открыл глаза, машина «скорой помощи» стояла совсем близко, развернувшись поперёк дороги. (19)А из распахнутой дверки уже выскакивал бледный шофёр в фуражке с блестящим козырьком. (20)Тяжело дыша от волнения, он подбежал к мальчику и замахнулся, чтобы ударить его. (21)Но сдержался и не ударил. (22)Только заговорил часто и сбивчиво:
    – (23)Какого чёрта! (24)Шантрапа! (25)Жить надоело? (26)Под машину лезешь! (27)Герой!
    (28)Но мальчик был защищён от ругательств невидимой бронёй своего смятения. (29)И обидные слова отскакивали от этой брони, как дробинки. (30)Когда шофёру не хватило воздуха и он замолчал, чтобы сделать вдох, мальчик, не поднимая глаз, сказал:
    – (31)Человек умирает.
    – (32)Где? – спросил шофёр. (33)Он сразу остыл, почувствовал себя на своём посту.
    – (34)Я вам покажу, – ответил мальчик.
    (35)Шофёр нахмурился. (36)Когда работаешь на «скорой помощи»,
    готов ко всему, но такого оборота дела он не ожидал.
    (37)Когда мальчик и шофёр подошли к машине, там уже начал собираться народ. (38)Машина «скорой помощи», стоящая поперёк мостовой, успела привлечь зевак. (39)Они толпились у машины, спрашивая друг друга, что случилось, в чём дело, кого задавили.
    (40)Но никто не лежал на мостовой, а к машине быстро шли шофёр в
    фуражке с кожаным козырьком и долговязый мальчик с коньками под
    мышкой.
    – (41)Арсений Иванович, – сказал шофёр, заглядывая в открытую
    дверку, – тут у малого с отцом плохо. (42)А у нас вызовов нет. (43)Поедем?
    (44)Мальчику хотелось сказать, что шофёр ошибся, что раненый боец
    Бахтюков ему не отец, а чужой человек, что ему стало плохо, что он его
    встретил по дороге на каток и помог добраться до дома. (45)Но сейчас не
    было времени для объяснений: человек мог погибнуть. (46)И мальчик, стараясь говорить понятней и убедительней, сказал:
    – (47)Лежит без сознания. (48)Раненый он. (49)Осколок зашевелился.
    (50)В груди.
    – (51)Поехали! – решительно сказал врач.
    (52)Мальчик и шофёр забрались в кабину. (53)Завыла сирена, разгоняя
    зевак. (54)И, присев на задние колёса, как конь перед скачками, «скорая
    помощь» устремилась вперёд.
    (По Ю.Я. Яковлеву)*
    * Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – писатель и сценарист.
    Ответ: 4
    3. В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?
    1) Но мальчик был защищён от ругательств невидимой бронёй своего смятения.
    2) Когда работаешь на «скорой помощи», готов ко всему, но такого оборота дела он не ожидал.
    3) И, присев на задние колёса, как конь перед скачками, «скорая помощь» устремилась вперёд.
    4) А что, если эта почти крылатая машина с красным крестом промчится мимо?
    Ответ: 1
    4. Из предложений 10–16 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости– звонкости последующего согласного.
    (10)И мальчик решился. (11)Он выбежал на середину мостовой и
    преградил путь «скорой помощи». (12)Расстояние от летящей машины до
    мальчика было очень небольшим. (13)Оно сокращалось с каждым мгновением. (14)Мальчик закрыл глаза, но не тронулся с места.
    (15)И вдруг сирена умолкла. (16)Машина резко затормозила. (17)На мостовой было скользко, и её занесло в сторону.
    (По Ю.Я. Яковлеву)*
    * Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – писатель и сценарист.
    Ответ: расстояние
    5. Из предложений 48–54 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано».
    (48)Раненый он. (49)Осколок зашевелился.
    (50)В груди.
    – (51)Поехали! – решительно сказал врач.
    (52)Мальчик и шофёр забрались в кабину. (53)Завыла сирена, разгоняя
    зевак. (54)И, присев на задние колёса, как конь перед скачками, «скорая
    помощь» устремилась вперёд.
    (По Ю.Я. Яковлеву)*
    * Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – писатель и сценарист.
    Ответ: решительно
    6 . Замените разговорное слово «остыл» в предложении 33 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
    (33)Он сразу остыл, почувствовал себя на своём посту.
    Ответ: успокоился
    7. Замените словосочетание «кожаный козырёк», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
    Ответ: козырек из кожи
    8. Выпишите грамматическую основу предложения 9.
    (9)Надо остановить её!
    Ответ: надо остановить
    9. Среди предложений 36–40 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
    (36)Когда работаешь на «скорой помощи»,
    готов ко всему, но такого оборота дела он не ожидал.
    (37)Когда мальчик и шофёр подошли к машине, там уже начал собираться народ. (38)Машина «скорой помощи», стоящая поперёк мостовой, успела привлечь зевак. (39)Они толпились у машины, спрашивая друг друга, что случилось, в чём дело, кого задавили.
    (40)Но никто не лежал на мостовой, а к машине быстро шли шофёр в
    фуражке с кожаным козырьком и долговязый мальчик с коньками под
    мышкой.
    (По Ю.Я. Яковлеву)*
    * Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – писатель и сценарист.
    Ответ: 38
    10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
    По улицам мчалась «скорая помощь». Куда она мчалась? К человеку,(1) попавшему в беду? Или возвращалась на стоянку?
    Голос сирены нарастал. Он,(2) казалось,(3) то взлетал под облака,(4) то стремительно падал. Он звучал, (5) как сигнал боевой тревоги.
    Ответ: 2, 3
    11. Укажите количество грамматических основ в предложении 44. Ответ запишите цифрой.
    (44)Мальчику хотелось сказать, что шофёр ошибся, что раненый боец
    Бахтюков ему не отец, а чужой человек, что ему стало плохо, что он его
    встретил по дороге на каток и помог добраться до дома.
    (По Ю.Я. Яковлеву)*
    * Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – писатель и сценарист.
    Ответ: 5
    12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
    Когда работаешь на «скорой помощи»,(1) готов ко всему,(2) но такого оборота дела он не ожидал.
    Когда мальчик и шофёр подошли к машине,(3) там уже начал собираться народ. Машина «скорой помощи»,(4) стоящая поперёк мостовой,(5) успела привлечь зевак. Они толпились у машины,(6)спрашивая друг друга,(7) что случилось,(8) в чём дело,(9) кого задавили.
    (По Ю.Я. Яковлеву)*
    * Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – писатель и сценарист.
    Ответ: 2
    13. Среди предложений 36–40 найдите сложное предложение с однородным подчинениемпридаточных. Напишите номер этого предложения.
    (36)Когда работаешь на «скорой помощи»,
    готов ко всему, но такого оборота дела он не ожидал.
    (37)Когда мальчик и шофёр подошли к машине, там уже начал собираться народ. (38)Машина «скорой помощи», стоящая поперёк мостовой, успела привлечь зевак. (39)Они толпились у машины, спрашивая друг друга, что случилось, в чём дело, кого задавили.
    (40)Но никто не лежал на мостовой, а к машине быстро шли шофёр в
    фуражке с кожаным козырьком и долговязый мальчик с коньками под
    мышкой.
    (По Ю.Я. Яковлеву)*
    * Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – писатель и сценарист.
    Ответ: 39
    14. Среди предложений 44–50 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
    (44)Мальчику хотелось сказать, что шофёр ошибся, что раненый боец
    Бахтюков ему не отец, а чужой человек, что ему стало плохо, что он его
    встретил по дороге на каток и помог добраться до дома. (45)Но сейчас не
    было времени для объяснений: человек мог погибнуть. (46)И мальчик, стараясь говорить понятней и убедительней, сказал:
    – (47)Лежит без сознания. (48)Раненый он. (49)Осколок зашевелился.
    (50)В груди.
    (По Ю.Я. Яковлеву)*
    * Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – писатель и сценарист.
    Ответ: 45

  2. Goldenstaff Ответить

    2. Задание 63
    В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему мальчик проявил решительность, забыв о собственной безопасности?»
    1) Мальчик был уверен, что машина вовремя затормозит.
    2) Расстояние от летящей машины до мальчика было очень небольшим, и мальчик без страха встал на её пути.
    3) Раненый боец Бахтюков был отцом мальчика.
    4) Мальчик хотел помочь человеку, который мог погибнуть без помощи врача.
    (1)По улицам мчалась «скорая помощь». (2)Куда она мчалась? (3)К человеку, попавшему в беду? (4)Или возвращалась на стоянку?
    (5)Голос сирены нарастал. (6)Он, казалось, то взлетал под облака, то стремительно падал. (7)Он звучал, как сигнал боевой тревоги.
    (8)А если эта почти крылатая машина с красным крестом промчится мимо?
    (9)Надо остановить её!
    (10)И мальчик решился. (11)Он выбежал на середину мостовой и
    преградил путь «скорой помощи». (12)Расстояние от летящей машины до
    мальчика было очень небольшим. (13)Оно сокращалось с каждым мгновением. (14)Мальчик закрыл глаза, но не тронулся с места.
    (15)И вдруг сирена умолкла. (16)Машина резко затормозила. (17)На мостовой было скользко, и её занесло в сторону.
    (18)Когда мальчик с коньками открыл глаза, машина «скорой помощи» стояла совсем близко, развернувшись поперёк дороги. (19)А из распахнутой дверки уже выскакивал бледный шофёр в фуражке с блестящим козырьком. (20)Тяжело дыша от волнения, он подбежал к мальчику и замахнулся, чтобы ударить его. (21)Но сдержался и не ударил. (22)Только заговорил часто и сбивчиво:
    – (23)Какого чёрта! (24)Шантрапа! (25)Жить надоело? (26)Под машину лезешь! (27)Герой!
    (28)Но мальчик был защищён от ругательств невидимой бронёй своего смятения. (29)И обидные слова отскакивали от этой брони, как дробинки. (30)Когда шофёру не хватило воздуха и он замолчал, чтобы сделать вдох, мальчик, не поднимая глаз, сказал:
    – (31)Человек умирает.
    – (32)Где? – спросил шофёр. (33)Он сразу остыл, почувствовал себя на своём посту.
    – (34)Я вам покажу, – ответил мальчик.
    (35)Шофёр нахмурился. (36)Когда работаешь на «скорой помощи»,
    готов ко всему, но такого оборота дела он не ожидал.
    (37)Когда мальчик и шофёр подошли к машине, там уже начал собираться народ. (38)Машина «скорой помощи», стоящая поперёк мостовой, успела привлечь зевак. (39)Они толпились у машины, спрашивая друг друга, что случилось, в чём дело, кого задавили.
    (40)Но никто не лежал на мостовой, а к машине быстро шли шофёр в фуражке с кожаным козырьком и долговязый мальчик с коньками под мышкой.
    – (41)Арсений Иванович, – сказал шофёр, заглядывая в открытую дверку, – тут у малого с отцом плохо. (42)А у нас вызовов нет. (43)Поедем?
    (44)Мальчику хотелось сказать, что шофёр ошибся, что раненый боец Бахтюков ему не отец, а чужой человек, что ему стало плохо, что он его встретил по дороге на каток и помог добраться до дома. (45)Но сейчас не было времени для объяснений: человек мог погибнуть. (46)И мальчик, стараясь говорить понятней и убедительней, сказал:
    – (47)Лежит без сознания. (48)Раненый он. (49)Осколок зашевелился. (50)В груди.
    – (51)Поехали! – решительно сказал врач.
    (52)Мальчик и шофёр забрались в кабину. (53)Завыла сирена, разгоняя зевак. (54)И, присев на задние колёса, как конь перед скачками, «скорая помощь» устремилась вперёд.
    (По Ю. Я. Яковлеву)*
    * Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – писатель и сценарист.
    3. Задание 3 № 8221
    В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?
    1) Но мальчик был защищён от ругательств невидимой бронёй своего смятения.
    2) Когда работаешь на «скорой помощи», готов ко всему, но такого оборота дела он не ожидал.
    3) И, присев на задние колёса, как конь перед скачками, «скорая помощь» устремилась вперёд.
    4) А что, если эта почти крылатая машина с красным крестом промчится мимо?
    4. Задание 4 № 8105
    Из предложений 10—16 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости?звонкости последующего согласного.
    5. Задание 5 № 8694
    Из предложений 48—54 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано».
    6. Задание 6 № 8006
    Замените разговорное слово «остыл» в предложении 33 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
    7. Задание 7 № 8628
    Замените словосочетание «кожаный козырёк», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
    8. Задание 8 № 8666
    Выпишите грамматическую основу предложения 9.
    9. Задание 9 № 8656
    Среди предложений 36—40 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
    10. Задание 10 № 8742
    В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном(-ых) слове(-ах).
    По улицам мчалась «скорая помощь». Куда она мчалась? К человеку,(1) попавшему в беду? Или возвращалась на стоянку?
    Голос сирены нарастал. Он,(2) казалось,(3) то взлетал под облака,(4) то стремительно падал. Он звучал, (5) как сигнал боевой тревоги.
    11. Задание 11 № 8070
    Укажите количество грамматических основ в предложении 44. Ответ запишите цифрой.
    12. Задание 12 № 8659
    В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
    Когда работаешь на «скорой помощи»,(1) готов ко всему,(2) но такого оборота дела он не ожидал.
    Когда мальчик и шофёр подошли к машине,(3) там уже начал собираться народ. Машина «скорой помощи»,(4) стоящая поперёк мостовой,(5) успела привлечь зевак. Они толпились у машины,(6) спрашивая друг друга,(7) что случилось,(8) в чём дело,(9) кого задавили.
    13. Задание 13 № 8144
    Среди предложений 36—40 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
    14. Задание 14 № 8064
    Среди предложений 44–50 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
    15.
    2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Но сейчас не было времени для объяснений: человек мог погибнуть».
    3. Как Вы понимаете значение слова ВЗАИМОВЫРУЧКА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое взаимов
    Вариант № 63
    № п/п
    Номер
    Тип
    Ваш ответ
    Правильный ответ
    1
    7970
    1 (C1)
    Набрано баллов:
    2
    8753
    2
    4
    3
    8221
    3
    1
    4
    8105
    4
    расстояние
    5
    8694
    5
    решительно
    6
    8006
    6
    успокоился
    7
    8628
    7
    козырёкизкожи
    8
    8666
    8
    надоостановить
    9
    8656
    9
    38
    10
    8742
    10
    23
    11
    8070
    11
    5
    12
    8659
    12
    2
    13
    8144
    13
    39
    14
    8064
    14
    45
    15
    8170
    15 (C2)
    2. Задание 2 № 5483
    В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Петруха Васильев отказался уйти с урока химии?».
    1) Петруха Васильев оказался трусом и предателем.
    2) Петруха Васильев хотел написать кляузу на своих одноклассников.
    3) Петрухе Васильеву была важна оценка по химии за полугодие.
    4) Петруха Васильев опасался, что история с побегом плохо отразится на здоровье матери.
    (1)Всё началось на перемене перед шестым уроком. (2)Лена Болдырева, томная пышноволосая красавица, закапризничала:
    – (3)Слушайте, люди, меня уже достала эта химия!
    (4)Кто-то в тон ей произнёс с плачущей интонацией:
    – (5)А кого она не достала!
    (6)Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией. (7)Наш класс считался образцовым, в нём учились восемь отличников, и было нечто забавно-пикантное в том, что именно мы, добропорядочные, примерные дети, странной, необычной выходкой поразим всех учителей, украсив тусклую однотонность школьных будней яркой вспышкой сенсации. (8)От восторга и от тревоги ёкало сердце, и, хотя никто не знал, во что выльется наше приключение, обратной дороги уже не было.
    – (9)Только, народ, чтобы всем коллективом! — предупредил нас Витёк Носков.
    (10)Так как у меня по химии за полугодие выходила спорная четвёрка, мне, честно говоря, сбегать с урока резона не было, но воля коллектива выше личных интересов. (11)Все двинулись к дверям, в классе оставался только Петруха Васильев, который спокойно, ни на кого не обращая внимания, что-то писaл в тетради.
    – (12)Василёк, ты чего присох?! — крикнул Носков. — (13)Времени, понимаешь, в обрез: весь класс когти рвёт…
    – (14)А я разве не пускаю вас? — ответил Петруха.
    (15)Носков злобно прищурился:
    – (16)Петруха, против коллектива идёшь!
    – (17)Я что-то не так делаю? (18)Вам не надо — вы ух ? дите, мне надо — я остаюсь.
    – (19)Кончай, говорю, писaть и давай собирайся…
    – (20)Он, небось, кляузу на нас уже строчит! — сострила Болдырева.
    – (21)Петруха, трус, предатель!
    (22)Петруха беспокойно посмотрел на хмуро насупившегося Носкова, но ничего не ответил.
    – (23)Хочешь пробиться в любимчики за счёт остальных? (24)Только знай: подхалимов нигде не любят! (25)Так что ты взвесь, что тебе дороже: оценка за полугодие или наше отношение! — грозно промолвил Носков. (26)Стало тихо, и в этой напряжённой тишине отчётливо прозвучал голос Васильева:
    – (27)Я никуда не пойду!
    – (28)Ну смотри! — сказал Носков и с непримиримой злостью посмотрел на отступника.
    (29)Но внезапно от нас отделился Игорь Елисеев. (30)Он сел на своё место, рядом с Петрухой, и стал доставать из портфеля учебники.
    – (31)А ты чего, Гарри? — недоуменно спросил Носков.
    – (32)Я тоже остаюсь…
    – (33)Друга, что ли, спасаешь? — Носков хмыкнул.
    – (34)Да, спасаю. (35)У его матери инфаркт был, начнётся канитель с нашим побегом — её в школу начнут дёргать… (36)Бог знает, чем это кончится! — ответил Елисеев.
    – (37)Хоть бы химичка тебя спросила и закатила пару! — прорычал взбешённый Носков и плюхнулся на свой стул. (38)Все остальные, разочарованно охая, вернулись на свои места.
    (39)Васильев и Елисеев сидели передо мной, и я видел, как Петруха посмотрел на Игоря, листавшего учебник, задержал на нём благодарный взгляд и легонько тронул его за локоть, а тот ободряюще кивнул ему в ответ. (40)Настоящий друг!
    (По Н. Татаринцеву) *
    * Н. Татаринцев (род. в 1947 г.) — современный российский писатель-публицист.
    3. Задание 3 № 5814
    Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
    1) Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией.
    2) Все двинулись к дверям, в классе оставался только Петруха Васильев, который спокойно, ни на кого не обращая внимания, что-то писaл в тетради.
    3) Петруха беспокойно посмотрел на хмуро насупившегося Носкова, но ничего не ответил.
    4) Он сел на своё место, рядом с Петрухой, и стал доставать из портфеля учебники.
    4. Задание 4 № 4657
    Из предложений 12—16 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «неполнота действия».
    Слово «присох» в данном контексте синоним застыл, замер, в этом слове нет неполноты действия.
    5. Задание 5 № 4660
    Из предложений 35—38 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полном страдательном причастии прошедшего времени пишется НН».
    6. Задание 6 № 3355
    Замените просторечное слово «небось» из предложения 20 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
    7. Задание 7 № 3824
    Замените словосочетание «школьные будни» (предложение 7), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
    8. Задание 8 № 3874
    Выпишите грамматические основы предложения 24.
    9. Задание 9 № 3892
    Среди предложений 1—8 найдите предложения с обособленным приложением. Напишите номера этих предложений.
    10. Задание 10 № 5048
    В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
    — Только,(1) народ,(2) чтобы всем коллективом! — предупредил нас Витёк Носков.
    Все двинулись к дверям,(3) в классе оставался только Петруха Васильев,(4) который спокойно,(5) ни на кого не обращая внимания,(6)
    что-то писaл в тетради.
    — Василёк,(7) ты чего присох?! — крикнул Носков. — Времени,(8) понимаешь,(9) в обрез: весь класс когти рвёт…
    11. Задание 11 № 3863
    Укажите количество грамматических основ в предложении 18. Ответ запишите цифрой.
    12. Задание 12 № 3762
    В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
    Все двинулись к дверям,(1) в классе оставался только Петруха Васильев,(2) который спокойно,(3) ни на кого не обращая внимания,(4) что-то писaл в тетради.
    13. Задание 13 № 3872
    Среди предложений 33–39 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
    14. Задание 14 № 3766
    Среди предложений 6–10 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
    15. Задание 15 № 7825
    15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Васильев и Елисеев сидели передо мной, и я видел, как Петруха посмотрел на Игоря, листавшего учебник, задержал на нём благодарный взгляд и легонько тронул его за локоть, а тот ободряюще кивнул ему в ответ. Настоящий друг!»
    15.3 Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА?
    Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба»,
    Вариант № 319835
    № п/п
    Номер
    Тип
    Ваш ответ
    Правильный ответ
    1
    4844
    1 (C1)
    Набрано баллов:
    2
    5483
    2
    4
    3
    5814
    3
    1
    4
    4657
    4
    прищурился
    5
    4660
    5
    взбешённый
    6
    3355
    6
    наверное
    7
    3824
    7
    буднишколы
    8
    3874
    8
    знайнелюбят
    9
    3892
    9
    72
    10
    5048
    10
    89
    11
    3863
    11
    4
    12
    3762
    12
    2
    13
    3872
    13
    39
    14
    3766
    14
    7
    15
    7825
    15 (C2)
    Задание 2 № 5473
    В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчик долгие годы помнит Кольку Бабушкина»?
    1) Потому что Колька Бабушкин был «носатый, долговязый, нескладный».
    2) Потому что Колькина мать «то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей».
    3) Потому что у Кольки Бабушкина не было отца.
    4) Потому что рассказчику стыдно за то, что «сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку».
    (1)Я даже не помню, как называлась та книга. (2)Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел какого-то парусника. (3)Я не особенно любил читать, но с удовольствием давал книги из нашей домашней библиотеки своим одноклассникам. (4)Петька Солодков вытащил её из портфеля и положил на стол. (5)Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.
    – (6)Санёк, спасибо за книгу! (7)Я всю ночь сегодня читал: не мог оторваться! — восхищённо улыбаясь, произнёс Петька и пожал мне руку.
    (8)В это время в класс вошёл Колька Бабушкин — мой сосед по парте. (9)Носатый, долговязый, нескладный… (10)У него не было отца. (11)Его и маленькую сестрёнку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей. (12)Но такое заступничество, конечно, только усиливало наше презрительно-высокомерное отношение к её жалкому отпрыску.
    (13)Увидев Бабушкина, все сурово умолкли, и, когда он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже не взглянул на него. (14)Он поставил изжёванный дерматиновый портфель на стол и вдруг увидел книгу. (15)Она лежала на его половине парты. (16)Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки, пролистал страницы, и странная восторженная улыбка появилась на его лице. (17)Он посмотрел на нас и вдруг сказал:
    – (18)Спасибо за подарок!
    – (19)Положи книгу на место и не трогай чужого! — выйдя из оцепенения, прорычал я.
    (20)Колька испуганно дрогнул и выронил книгу. (21)Все засмеялись. (22)А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.
    – (23)Просто у меня сегодня день рождения, и я подумал, что…
    (24)Тридцать лет прошло с тех пор, но я до сих пор помню тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку. (25)И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.
    (26)А эта книга… (27)Колька, да я отдал бы тебе всю библиотеку! (28)Да мы бы всё тебе отдали… (29)Но только ты сгорел в танке под Кандагаром, когда я учился на втором курсе университета. (30)Боль стала моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, никогда не отнимай того, что у тебя просят.
    (По В. Дроганову) *
    * В. Дроганов — современный российский писатель.
    3. Задание 3 № 5816
    Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
    1) Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.
    2) Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки, пролистал страницы, и странная восторженная улыбка появилась на его лице.
    3) А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.
    4) И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.
    4. Задание 4 № 4641
    Из предложений 18—20 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от
    глухости — звонкости последующего согласного.
    5. Задание 5 № 4693
    Из предложений 13—15 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».
    6. Задание 6 № 3352
    Замените разговорное слово «долговязый» из предложения 30 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
    7. Задание 7 № 3797
    Замените словосочетание «человеческая вера» (предложение 24), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
    8. Задание 8 № 3804
    Выпишите грамматическую основу предложения 10.
    9. Задание 9 № 3831
    Среди предложений 1?7 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
    10. Задание 10 № 5061
    В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
    Его и маленькую сестрёнку воспитывала мать,(1) истеричная,(2) крикливая женщина,(3) которая то и дело приходила в школу,(4) чтобы разобраться с обидчиками её детей. Но такое заступничество,(5) конечно,(6) только усиливало наше презрительно-высокомерное отношение к её жалкому отпрыску.
    11. Задание 11 № 3889
    Укажите количество грамматических основ в предложении 22. Ответ запишите цифрой.
    12. Задание 12 № 3784
    В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
    Увидев Бабушкина,(1) все сурово умолкли,(2) и,(3) когда он кивком головы,(4) улыбаясь, (5) поздоровался с нами, (6) никто даже не взглянул на него.
    13. Задание 13 № 3849
    Среди предложений 20–25 найдите сложноподчинённое предложение с однородным и последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
    14. Задание 14 № 3885
    Среди предложений 24?30 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
    15. Задание 15 № 7708
    Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
    15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Тридцать лет прошло с тех пор, но я до сих пор помню тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку».
    15.3 Как Вы понимаете значение словосочетания НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР?
    Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое нравственный выбор», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
    Объём сочи
    Вариант № 320705
    № п/п
    Номер
    Тип
    Ваш ответ
    Правильный ответ
    1
    4843
    1 (C1)
    Набрано баллов:
    2
    5473
    2
    4
    3
    5816
    3
    3
    4
    4641
    4
    испуганно
    5
    4693
    5
    изжёванный
    6
    3352
    6
    нескладный
    7
    3797
    7
    верачеловека
    8
    3804
    8
    небыло
    9
    3831
    9
    7
    10
    5061
    10
    56
    11
    3889
    11
    2
    12
    3784
    12
    2
    13
    3849
    13
    25
    14
    3885
    14
    30
    15
    7708
    15 (C2)
    Набрано баллов:
    Задание 2 № 5529
    В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой-рассказчик, несмотря ни на что, чувствовал себя среди ребят чужим?»
    1) Потому что у ребят и героя-рассказчика не было ни времени, ни возможности узнать друг друга лучше.
    2) Потому что ребята постоянно принимали подарки от героя-рассказчика, ничего не давая ему взамен.
    3) Потому что с ребятами у героя-рассказчика сложились приятельские, необязательные отношения, а он мечтал о настоящей дружбе.
    4) Потому что ребята принимали героя-рассказчика в свои игры только на те роли, в которых он не хотел выступать.
    (1)Мы с мамой переехали в этот дом недавно. (2)Самое интересное здесь — двор. (3)Он большой, зелёный, есть где играть и в мяч, и в пряталки, и в разные другие игры. (4)Ребята играли почти каждый день, особенно летом. (5)И я постепенно перезнакомился с ними, и все мы относились друг к другу по-хорошему.
    (6)Потом меня стали назначать судьёй в волейбольных встречах. (7)Судить никто не любил, все хотели играть, а я — всегда пожалуйста: как не помочь друзьям?.. (8)А бывало, что на широком крыльце соседнего деревянного дома мы играли в шахматы и лото.
    (9)Изредка ребята приходили ко мне домой. (10)Пластинки слушали, играли моей железной дорогой, болтали о том о сём, но ни о чём серьёзном.
    (11)И ещё ребята любили, когда я пускал с балкона бумажных голубей. (12)Точнее говоря, это были не совсем голуби. (13)Я научился делать из бумаги птичек, похожих на летающие блюдца.
    (14)Совсем круглых, только со складкой посередине и с треугольным клювиком. (15)Они здорово летали, плавными широкими кругами. (16)Иногда ветер подымал их на приличную высоту и уносил со двора.
    (17)Ребята толпой гонялись за каждым голубком — кто первый схватит! (18)Чтобы не было свалки, решено было заранее говорить, какого голубка я кому посылаю.
    (19)Дело в том, что каждого голубка я разрисовывал фломастерами. (20)На одном рисовал всякие узоры, на другом — кораблики среди моря, на третьем — сказочные города, на четвёртом — цветы и бабочек. (21)И всякие космические картинки. (22)И ещё много всего — получалось красиво и интересно.
    (23)Ребятам это, конечно, нравилось, но я всё равно был среди них чужим. (24)И вдруг я расхотел пускать с балкона голубков.
    (25)Я сделал последнего и — сам не знаю почему — нарисовал вечернее небо, оранжевое солнце на горизонте и дорогу, по которой идут рядом двое мальчишек.
    (26)Хотя нет, я знал, почему нарисовал такое. (27)Хотелось, чтобы появился друг. (28)Не случайный, не на час, когда забегает поиграть в шахматы или послушать Пола Маккартни, а настоящий…
    (29)Я пустил голубка с балкона, и ветер схватил и унёс его за тополя. (30)И я подумал: вот найдёт кто-нибудь, догадается, придёт ко мне…
    (По В. Крапивину) *
    * Крапивин Владислав Петрович (род. в 1938 г.) — современный писатель, журналист, автор книг о детях и для детей, в том числе фантастических.
    3. Задание 3 № 5863
    В каком предложении средством выразительности речи является олицетворение?
    1) Пластинки слушали, играли моей железной дорогой, болтали о том о сём, но ни о чём серьёзном.
    2) И ещё ребята любили, когда я пускал с балкона бумажных голубей.
    3) Я пустил голубка с балкона, и ветер схватил и унёс его за тополя.
    4) И я подумал: вот найдёт кто-нибудь, догадается, придёт ко мне…
    4. Задание 4 № 4771
    Из предложений 23—26 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного.
    5. Задание 5 № 4732
    Из предложений 14—18 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одна буква Н».
    6. Задание 6 № 3421
    Замените разговорное слово «болтали» в предложении 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
    7. Задание 7 № 3921
    Замените словосочетание «бумажных голубей» (предложение 11), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
    8. Задание 8 № 3978
    Выпишите грамматическую основу предложения 24.
    9. Задание 9 № 3906
    Среди предложений 9—13 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
    10. Задание 10 № 5181
    В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
    Дело в том,(1) что каждого голубка я разрисовывал фломастерами. На одном рисовал всякие узоры,(2) на другом — кораблики среди моря,(3) на третьем — сказочные города,(4) на четвёртом — цветы и бабочек. И всякие космические картинки. И ещё много всего — получалось красиво и интересно.
    Ребятам это,(5) конечно,(6) нравилось,(7) но я всё равно был среди них чужим.
    11. Задание 11 № 3986
    Укажите количество грамматических основ в предложении 27. Ответ запишите цифрой.
    12. Задание 12 № 5153
    В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
    Он большой,(1) зелёный,(2) есть где играть и в мяч,(3) и в пряталки,(4) и в разные другие игры. Ребята играли почти каждый день,(5) особенно летом. И я постепенно перезнакомился с ними,(6) и все мы относились друг к другу по-хорошему.
    13. Задание 13 № 4024
    Среди предложений 17—22 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
    14. Задание 14 № 4030
    Среди предложений 28—30 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
    15. Задание 15 № 3265
    Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
    15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Хотелось, чтобы появился друг. Не случайный, не на час, когда забегает поиграть в шахматы или послушать Пола Маккартни, а настоящий…»
    15.3 Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА?
    Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
    Вариант № 318665
    № п/п
    Номер
    Тип
    Ваш ответ
    Правильный ответ
    1
    4837
    1 (C1)
    Набрано баллов:
    2
    5529
    2
    3
    3
    5863
    3
    3
    4
    4771
    4
    расхотел
    5
    4732
    5
    решено
    6
    3421
    6
    разговаривали
    7
    3921
    7
    голубейизбумаги
    8
    3978
    8
    ярасхотелпускать
    9
    3906
    9
    13
    10
    5181
    10
    56
    11
    3986
    11
    2
    12
    5153
    12
    6
    13
    4024
    13
    18
    14
    4030
    14
    30
    15
    3265
    15 (C2)
    Набрано баллов:

  3. Androlmeena Ответить

    (1)По улицам мчалась «скорая помощь». (2)Куда она мчалась? (3)К человеку, попавшему в беду? (4)Или возвращалась на стоянку?
    (5)Голос сирены нарастал. (6)Он, казалось, то взлетал под облака, то стремительно падал. (7)Он звучал, как сигнал боевой тревоги.
    (8)А если эта почти крылатая машина с красным крестом промчится мимо?
    (9)Надо остановить её!
    (10)И мальчик решился. (11)Он выбежал на середину мостовой ипреградил путь «скорой помощи». (12)Расстояние от летящей машины домальчика было очень небольшим. (13)Оно сокращалось с каждым мгновением. (14)Мальчик закрыл глаза, но не тронулся с места.
    (15)И вдруг сирена умолкла. (16)Машина резко затормозила. (17)На мостовой было скользко, и её занесло в сторону.
    (18)Когда мальчик с коньками открыл глаза, машина «скорой помощи» стояла совсем близко, развернувшись поперёк дороги. (19)А из распахнутой дверки уже выскакивал бледный шофёр в фуражке с блестящим козырьком. (20)Тяжело дыша от волнения, он подбежал к мальчику и замахнулся, чтобы ударить его. (21)Но сдержался и не ударил. (22)Только заговорил часто и сбивчиво:
    – (23)Какого чёрта! (24)Шантрапа! (25)Жить надоело? (26)Под машину лезешь! (27)Герой!
    (28)Но мальчик был защищён от ругательств невидимой бронёй своего смятения. (29)И обидные слова отскакивали от этой брони, как дробинки. (30)Когда шофёру не хватило воздуха и он замолчал, чтобы сделать вдох, мальчик, не поднимая глаз, сказал:
    – (31)Человек умирает.
    – (32)Где? – спросил шофёр. (33)Он сразу остыл, почувствовал себя на своём посту.
    – (34)Я вам покажу, – ответил мальчик.
    (35)Шофёр нахмурился. (36)Когда работаешь на «скорой помощи»,готов ко всему, но такого оборота дела он не ожидал.
    (37)Когда мальчик и шофёр подошли к машине, там уже начал собираться народ. (38)Машина «скорой помощи», стоящая поперёк мостовой, успела привлечь зевак. (39)Они толпились у машины, спрашивая друг друга, что случилось, в чём дело, кого задавили.
    (40)Но никто не лежал на мостовой, а к машине быстро шли шофёр в фуражке с кожаным козырьком и долговязый мальчик с коньками под мышкой.
    – (41)Арсений Иванович, – сказал шофёр, заглядывая в открытую дверку, – тут у малого с отцом плохо. (42)А у нас вызовов нет. (43)Поедем?
    (44)Мальчику хотелось сказать, что шофёр ошибся, что раненый боец Бахтюков ему не отец, а чужой человек, что ему стало плохо, что он его встретил по дороге на каток и помог добраться до дома. (45)Но сейчас не было времени для объяснений: человек мог погибнуть. (46)И мальчик, стараясь говорить понятней и убедительней, сказал:
    – (47)Лежит без сознания. (48)Раненый он. (49)Осколок зашевелился. (50)В груди.
    – (51)Поехали! – решительно сказал врач.
    (52)Мальчик и шофёр забрались в кабину. (53)Завыла сирена, разгоняя зевак. (54)И, присев на задние колёса, как конь перед скачками, «скорая помощь» устремилась вперёд.

  4. BupKub Ответить

    (1)По улицам мчалась «скорая помощь». (2)Куда она мчалась?
    (3)К человеку, попавшему в беду? (4)Или возвращалась на стоянку?
    (5)Голос сирены нарастал. (6)Он, казалось, то взлетал под облака, то стремительно падал. (7)Он звучал, как сигнал боевой тревоги.
    (8)А если эта почти крылатая машина с красным крестом промчится мимо?
    (9)Надо остановить её!
    (10)И мальчик решился. (11)Он выбежал на середину мостовой и
    преградил путь «скорой помощи». (12)Расстояние от летящей машины до
    мальчика было очень небольшим. (13)Оно сокращалось с каждым мгновением. (14)Мальчик закрыл глаза, но не тронулся с места.
    (15)И вдруг сирена умолкла. (16)Машина резко затормозила. (17)На мостовой было скользко, и её занесло в сторону.
    (18)Когда мальчик с коньками открыл глаза, машина «скорой помощи» стояла совсем близко, развернувшись поперёк дороги. (19)А из распахнутой дверки уже выскакивал бледный шофёр в фуражке с блестящим козырьком. (20)Тяжело дыша от волнения, он подбежал к мальчику и замахнулся, чтобы ударить его. (21)Но сдержался и не ударил. (22)Только заговорил часто и сбивчиво:
    – (23)Какого чёрта! (24)Шантрапа! (25)Жить надоело? (26)Под машину лезешь! (27)Герой!
    (28)Но мальчик был защищён от ругательств невидимой бронёй своего смятения. (29)И обидные слова отскакивали от этой брони, как дробинки. (30)Когда шофёру не хватило воздуха и он замолчал, чтобы сделать вдох, мальчик, не поднимая глаз, сказал:
    – (31)Человек умирает.
    – (32)Где? – спросил шофёр. (33)Он сразу остыл, почувствовал себя на своём посту.
    – (34)Я вам покажу, – ответил мальчик.
    (35)Шофёр нахмурился. (36)Когда работаешь на «скорой помощи»,
    готов ко всему, но такого оборота дела он не ожидал.
    (37)Когда мальчик и шофёр подошли к машине, там уже начал собираться народ. (38)Машина «скорой помощи», стоящая поперёк мостовой, успела привлечь зевак. (39)Они толпились у машины, спрашивая друг друга, что случилось, в чём дело, кого задавили.
    (40)Но никто не лежал на мостовой, а к машине быстро шли шофёр в
    фуражке с кожаным козырьком и долговязый мальчик с коньками под
    мышкой.
    – (41)Арсений Иванович, – сказал шофёр, заглядывая в открытую
    дверку, – тут у малого с отцом плохо. (42)А у нас вызовов нет. (43)Поедем?
    (44)Мальчику хотелось сказать, что шофёр ошибся, что раненый боец
    Бахтюков ему не отец, а чужой человек, что ему стало плохо, что он его
    встретил по дороге на каток и помог добраться до дома. (45)Но сейчас не
    было времени для объяснений: человек мог погибнуть. (46)И мальчик, стараясь говорить понятней и убедительней, сказал:
    – (47)Лежит без сознания. (48)Раненый он. (49)Осколок зашевелился.
    (50)В груди.
    – (51)Поехали! – решительно сказал врач.
    (52)Мальчик и шофёр забрались в кабину. (53)Завыла сирена, разгоняя
    зевак. (54)И, присев на задние колёса, как конь перед скачками, «скорая
    помощь» устремилась вперёд.
    (По Ю.Я. Яковлеву)*
    В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему мальчик проявил решительность, забыв о собственной безопасности?»
    1) Мальчик был уверен, что машина вовремя затормозит.
    2) Расстояние от летящей машины до мальчика было очень небольшим, и мальчик без страха встал на её пути.
    3) Раненый боец Бахтюков был отцом мальчика.
    4) Мальчик хотел помочь человеку, который мог погибнуть без помощи врача.

  5. Mogor Ответить

    ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ОДНОСОСТАВНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ОДНОСОСТАВНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

    Односоставное пред­ло­же­ние —это простое предложение, в котором имеется толь­ко один из глав­ных членов. Глав­ный член в нём независим, по­это­му не­кор­рект­ным было бы ха­рак­те­ри­зо­вать глав­ный член лю­бо­го од­но­со­став­но­го пред­ло­же­ния в тер­ми­нах дву­со­став­но­го – как ска­зу­е­мое или подлежащее. Од­на­ко в школь­ной прак­ти­ке со­хра­ня­ет­ся тра­ди­ци­он­ная клас­си­фи­ка­ция од­но­со­став­ных предложений: с глав­ным чле­ном – ска­зу­е­мым и с глав­ным чле­ном – подлежащим:

    СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ1. В определённо-личных предложениях глав­ный член вы­ра­жен глаголом в форме 1 и 2 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го числа изъ­яви­тель­но­го наклонения (в на­сто­я­щем и в бу­ду­щем времени), и в по­ве­ли­тель­ном наклонении; про­из­во­ди­тель действия определён и может быть на­зван личными ме­сто­име­ни­я­ми 1 и 2 лица я, ты, мы, вы:Иди сюда. Иду на улицу. Пойдёмте в кино.
    2. В неопределённо-личных предложениях глав­ный член вы­ра­жа­ет­ся глаголом в форме 3 лица мно­же­ствен­но­го числа (настоящего и бу­ду­ще­го времени в изъ­яви­тель­ном наклонении и в по­ве­ли­тель­ном наклонении), фор­мой множественного числа про­шед­ше­го времени изъ­яви­тель­но­го наклонения и ана­ло­гич­ной формой услов­но­го наклонения глагола. Про­из­во­ди­тель действия в этих пред­ло­же­ни­ях неизвестен или неважен:В дверь сту­чат / постучали. Пусть стучат. Если бы сту­ча­ли громче, я бы услышал.
    3. В обобщённо-личных предложениях го­во­рит­ся о действии, ко­то­рое приписывается всём и каж­до­му в отдельности. В этих пред­ло­же­ни­ях главный член вы­ра­жен так же, как в определённо– или неопределённо-личном предложении: гла­го­лом в форме 2 лица един­ствен­но­го числа изъ­яви­тель­но­го и по­ве­ли­тель­но­го наклонений или в форме 3 лица мно­же­ствен­но­го числа изъ­яви­тель­но­го наклонения:Любишь ка­тать­ся – люби и са­ноч­ки возить. Цып­лят по осени считают.Такие пред­ло­же­ния представлены в пословицах, поговорках, кры­ла­тых фразах, афоризмах.К обобщённо-личным от­но­сят­ся и пред­ло­же­ния типа Вы­хо­дишь иногда на улицу и удив­ля­ешь­ся прозрачности воздуха. Го­во­ря­щий для при­да­ния обобщённого смыс­ла вместо формы 1 лица упо­треб­ля­ет форму 2 лица.
    4. Безличные предложенияГлавный член без­лич­но­го предложения стоит в форме 3-го лица един­ствен­но­го числа (в на­сто­я­щем или бу­ду­щем времени изъ­яви­тель­но­го наклонения) или сред­не­го рода един­ствен­но­го числа (в про­шед­шем времени изъ­яви­тель­но­го наклонения и в услов­ном наклонении) – это так на­зы­ва­е­мая безличная форма.
    Главный член без­лич­но­го предложения может быть схо­ден по струк­ту­ре с простым глагольным сказемым и выражается:1) без­лич­ным глаголом, един­ствен­ная синтаксическая функ­ция которого – быть глав­ным членом без­лич­ных односоставных предложений:Холодает / хо­ло­да­ло / будет холодать.2) лич­ным глаголом в без­лич­ной форме:Темнеет.3) гла­го­лом быть и сло­вом нет в от­ри­ца­тель­ных предложениях:Ветра не было / нет.
    Главный член, сход­ный по струк­ту­ре с составным глагольным сказуемым, может иметь сле­ду­ю­щее выражение:1) мо­даль­ный или фа­зис­ный глагол в без­лич­ной форме + инфинитив:За окном стало темнеть.2) глагол-связка быть в без­лич­ной форме (в наст. вр. в ну­ле­вой форме) + на­ре­чие + инфинитив:Жаль / было жаль рас­ста­вать­ся с друзьями. Пора со­би­рать­ся в дорогу.
    Главный член, сход­ный по струк­ту­ре с составным именным сказуемым, выражается:1) глагол-связка в без­лич­ной форме + наречие:Было жаль старика. На улице ста­но­ви­лось свежо .2) глагол-связка в без­лич­ной форме + крат­кое страдательное причастие:В ком­на­те было накурено .Особую груп­пу среди без­лич­ных предложений об­ра­зу­ют инфинитивные предложения:Ему зав­тра дежурить . Всем встать !
    Безличные пред­ло­же­ния обозначают:1) бес­субъ­ект­ные состояния, действующего лица нет и быть не может:На улице темнеет.2) действия, про­ис­хо­дя­щие помимо воли субъекта:Меня знобит .3) действия, при опи­са­нии которых само дей­ствие важнее, чем его производитель:Волной смыло лодку.
    БПВ безличных предложениях нет и не может быть подлежащего.В доме не было порядка. Не слышно ни звука. Ничего не было известно. У него не было отца. Мне было жаль.
    5. Назывные предложенияНазывное пред­ло­же­ние – это од­но­со­став­ное предложение с глав­ным членом-подлежащим. В на­зыв­ных предложениях со­об­ща­ет­ся о су­ще­ство­ва­нии и на­ли­чии предмета. Глав­ный член на­зыв­но­го предложения вы­ра­жа­ет­ся формой И. п. существительного:Бессонница. Гомер. Тугие па­ру­са.В со­став назывных пред­ло­же­ний могут вхо­дить указательные ча­сти­цы вон, вот, а для вве­де­ния эмоциональной оцен­ки –восклицательные ча­сти­цы ну и, какой, вот так:Какая погода! Ну и дождь! Вот так гроза!Распространителями на­зыв­но­го предложения могут быть со­гла­со­ван­ные и не­со­гла­со­ван­ные определения:Поздняя осень.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *