Почему на ваш взгляд проблема личной годности не сводится лишь к обретению?

16 ответов на вопрос “Почему на ваш взгляд проблема личной годности не сводится лишь к обретению?”

  1. Huwyn Ответить

    сделать тест
    1. Способность обеих сторон идти на уступки для урегулирование разногласий.
    1. Избегание
    2. Компромисс
    3. Конформизм
    4. Сотрудничество
    2. Переход конфликта из внутреннего состояния во внешнюю деятельность
    1. Причина
    2. Инцидент
    3. Соперничество
    4. Сознание
    3. Укажите способ социального взаимодействия людей в обществе.
    1. Национальная религия
    2. Социальная солидарность
    3. Юридическая ответственность
    4. Профессиональная этика
    4. А. Социальный конфликт- высшая стадия развития противоречий в системе отношений между людьми, представляющих различные интересы и ценности.
    В. Социальный конфликт- высшая стадия развития противоречий в системе отношений между социальными группами, представляющих различные интересы и ценности.
    1. Верно а
    2. Верно в.
    3. Верно ав
    4. Неверно ав
    5. А. разрешение конфликта следует отличать от его подавления, т. е. насильственного устранения одной или нескольких сторон без ликвидации причин и предметов противоборства.
    В. Социальный конфликт играет позитивную роль в развитии общества, позволяет найти выход в решении социальных проблем.
    1. Верно а
    2. Верно в.
    3Верно ав
    4. Неверно ав
    6. Укажите лишнее. В зависимости от сфер возникновения конфликты делятся.
    1. Межнациональные
    2. Межличностные
    3. Политические
    4. Семейно-бытовые
    В1. Установите соответствие
    А. подстрекатель
    1. Лицо подталкивающее к началу конфликтных действий
    Б. свидетель
    2. Лицо которое помогает сторонам выйти из конфликта
    В. пособник
    3. Лицо наблюдающее со стороны за ходом конфликта
    Г. посредник
    4. Лицо содействующее конфликту личным участием, советами.
    Д. организатор
    5. Лицо планирующее ход конфликта
    В2. Установите соответствие
    А. Экономическое неравенство
    1. Столкновение разных идей
    Б. Идеологическое несовпадение
    2. Обладание разным количеством собственности, благ
    В. политическое противостояние
    3. Борьба за власть
    Г. Межнациональные распри
    4. Ущемление интересов малых народов
    Д. Межконфессиональные столкновения
    5. Столкновение носителей различных религий
    С. 1-4. Прочитайте текст и выполните задания.
    Наиболее распространенный образ революции. .. Имеет несколько основных составляющих: насилие, новизну и всеобщность перемен. Эти признаки применяются в равной степени к революционному процессу, к его причинам и следствиям. Революция характеризуется как самый интенсивный, насильственный и осознанный процесс из всех социальных движений. В ней видят предельное выражение свободной воли и глубоких чувств, проявление незаурядных организационных способностей и высокой идеологии социального протеста. .. Принято считать, что предпосылками революций становятся фундаментальные социальные аномалии или вопиющие проявления несправедливости, соединение борьбы между элитами с более глубокими социальными факторами, подобными классовой борьбе, вовлечение в социальное движение крупных общественных групп и их политическая организация. Результаты революции представляются многосторонними. Во-первых, это насильственное изменение существующего политического режима. .. Во-вторых, замена неспособной правящей элиты или правящего класса другими. В-третьих, далеко идущие изменения во всех институциональных сферах, в первую очередь в экономике и классовых отношениях, изменения, которые направлены на модернизацию большинства аспектов социальной жизни, на экономическое развитие и индустриализацию, централизацию и расширение круга участвующих в политическом процессе. В-четвертых, радикальный разрыв с прошлым. .. Считаю, в-пятых, что революции осуществляют не только институциональные и организационные преобразования, но и вносят изменения в нравственность и воспитание.
    С1. Что, по мысли автора, выделяет революцию из других социальных движений?
    С2. Что автор относит к предпосылкам революции?
    С3. Каковы признаки революции? Какие (ой) из них можно отнести и к реформе?
    С4. Проиллюстрируйте свой последний вывод примерами.
    С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «Социальный конфликт». Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о социальном конфликте.

  2. Agamatus Ответить

    Опубликовано в категории Обществознание, 27.02.2019
    >> < <
    1.Выскажите свое отношение к практике защиты чести
    и достоинства личности в суде. Почему компенсация причи-
    ненного морального ущерба имеет, как правило, денежное
    выражение?
    2.Прочтите отрывок из работы Семена Людвиговича Франка (1877—
    1950) — русского философа.
    Тут прежде всего мы наталкиваемся на проблему годно-
    сти человеческой личности как основного условия всякого
    прочного и успешного социального строительства… На пер-
    вый взгляд могло бы показаться, что проблема личной год-
    ности сводится к проблеме технического умения, то есть со-
    ответствующего знания, опыта и тренировки. На самом деле
    это не так. Личная годность человека состоит в способности
    его уметь достигать целей и в способности его действитель-
    но, безусловно искренне и добросовестно, из глубины свое-
    го духа верить в определенную цель и хотеть ее. Уже уме-
    ние достигать поставленных целей предполагает нечто
    большее, чем простое техническое умение. Оно требует не
    только общих умственных способностей — умения быстро
    ориентироваться в положении, находить наилучший выход
    из него, знания людей и умения с ними обращаться, но и
    соответствующих нравственных качеств, прежде всего чув-
    ства личной ответственности, мужества, привычки к незави-
    симому суждению. Еще важнее, чем умение, подлинное хо-
    тение, внутренний импульс к энергичной и добросовестной
    деятельности, что, в свою очередь, определяется внутренней,
    свободно-личной верой в определенные идеалы и ценности.
    Все вместе взятое предполагает сложную, тонкую и глубо-
    кую духовно-нравственную культуру личности.
    …Из этого следует один решающий вывод: личная год-
    ность общественного работника предполагает свободное раз-
    витие его личной внутренней жизни. Никогда еще рабы
    или люди, внешне дрессированные и «натасканные» на оп-
    ределенное дело, не были подлинно производительными и
    солидными верными работниками.
    Мы приходим к простому и, в сущности, общеизве-
    стному, тысячей исторических примеров подтвержденному
    выводу, с которым, однако, не хочет считаться социальный
    фанатизм: всякая подлинная вера — не только религиозная
    вера в специфическом смысле, но и нравственная вера как
    источник общественной деятельности, — возможна только
    на основе свободной личной духовной жизни, ибо единствен-
    ная почва, в которой она произрастает, есть последняя,
    таинственная, самопроизвольная глубина внутреннего суще-
    ства человека.
    Вопросы и задания к источнику. 1) Почему, на ваш взгляд, про-
    блема «личной годности» не сводится лишь к обретению «техниче-
    ского умения»? Объясните причину изначальной ограниченности
    «технического умения». 2) Какие нравственные качества необходи-
    мы, на взгляд философа, для успешной деятельности? 3) Автор ут-
    верждает, что рабы или «натасканные» на определенное дело лю-
    ди не могут быть хорошими работниками. Подкрепите этот вывод
    примерами. 4) Что такое нравственная вера? Какова ее роль в осу-
    ществлении последовательной смысложизненной деятельности?
    Каковы, на ваш взгляд, опасности утраты нравственной веры?

  3. Saithilbine Ответить

    1. Выскажите свое отношение к практике защиты чести
    и достоинства личности в суде. Почему компенсация причи-
    ненного морального ущерба имеет, как правило, денежное
    выражение?
    2. Прочтите отрывок из работы Семена Людвиговича Франка (1877-
    1950) – русского философа.
    Тут прежде всего мы наталкиваемся на проблему годно-
    сти человеческой личности как основного условия всякого
    прочного и успешного социального строительства … На пер-
    вый взгляд могло бы показаться, что проблема личной год-
    ности сводится к проблеме технического умения, то есть со-
    ответствующего знания, опыта и тренировки. На самом деле
    это не так. Личная годность человека состоит в способности
    его уметь достигать целей и в способности его действитель-
    но, безусловно искренне и добросовестно, из глубины свое-
    го духа верить в определенную цель и хотеть ее. Уже уме-
    ние достигать поставленных целей предполагает нечто
    большее, чем простое техническое умение. Оно требует не
    только общих умственных способностей – умения быстро
    ориентироваться в положении, находить наилучший выход
    из него, знания людей и умения с ними обращаться, но и
    соответствующих нравственных качеств, прежде всего чув-
    ства личной ответственности, мужества, привычки к незави-
    симому суждению. Еще важнее, чем умение, подлинное хо-
    тение, внутренний импульс к энергичной и добросовестной
    деятельности, что, в свою очередь, определяется внутренней,
    свободно-личной верой в определенные идеалы и ценности.
    Все вместе взятое предполагает сложную, тонкую и глубо-
    кую духовно-нравственную культуру личности.
    … Из этого следует один решающий вывод: личная год-
    ность общественного работника предполагает свободное раз-
    витие его личной внутренней жизни. Никогда еще рабы
    или люди, внешне дрессированные и “натасканные” на оп-
    ределенное дело, не были подлинно производительными и
    солидными верными работниками.
    Мы приходим к простому и, в сущности, общеизве-
    стному, тысячей исторических примеров подтвержденному
    выводу, с которым, однако, не хочет считаться социальный
    фанатизм: всякая подлинная вера – не только религиозная
    вера в специфическом смысле, но и нравственная вера как
    источник общественной деятельности, – возможна только
    на основе свободной личной духовной жизни, ибо единствен-
    ная почва, в которой она произрастает, есть последняя,
    таинственная, самопроизвольная глубина внутреннего суще-
    ства человека.
    Вопросы и задания к источнику. 1) Почему, на ваш взгляд, про-
    блема “личной годности” не сводится лишь к обретению “техниче-
    ского умения”? Объясните причину изначальной ограниченности
    “технического умения”. 2) Какие нравственные качества необходи-
    мы, на взгляд философа, для успешной деятельности? 3) Автор ут-
    верждает, что рабы или “натасканные” на определенное дело лю-
    ди не могут быть хорошими работниками. Подкрепите этот вывод
    примерами. 4) Что такое нравственная вера? Какова ее роль в осу-
    ществлении последовательной смысложизненной деятельности?
    Каковы, на ваш взгляд, опасности утраты нравственной веры?

  4. Цветы_для_ванны Ответить

    1. Выскажите свое отношение к практике защиты чести
    и достоинства личности в суде. Почему компенсация причи-
    ненного морального ущерба имеет, как правило, денежное
    выражение?
    2. Прочтите отрывок из работы Семена Людвиговича Франка (1877-
    1950) – русского философа.
    Тут прежде всего мы наталкиваемся на проблему годно-
    сти человеческой личности как основного условия всякого
    прочного и успешного социального строительства … На пер-
    вый взгляд могло бы показаться, что проблема личной год-
    ности сводится к проблеме технического умения, то есть со-
    ответствующего знания, опыта и тренировки. На самом деле
    это не так. Личная годность человека состоит в способности
    его уметь достигать целей и в способности его действитель-
    но, безусловно искренне и добросовестно, из глубины свое-
    го духа верить в определенную цель и хотеть ее. Уже уме-
    ние достигать поставленных целей предполагает нечто
    большее, чем простое техническое умение. Оно требует не
    только общих умственных способностей – умения быстро
    ориентироваться в положении, находить наилучший выход
    из него, знания людей и умения с ними обращаться, но и
    соответствующих нравственных качеств, прежде всего чув-
    ства личной ответственности, мужества, привычки к незави-
    симому суждению. Еще важнее, чем умение, подлинное хо-
    тение, внутренний импульс к энергичной и добросовестной
    деятельности, что, в свою очередь, определяется внутренней,
    свободно-личной верой в определенные идеалы и ценности.
    Все вместе взятое предполагает сложную, тонкую и глубо-
    кую духовно-нравственную культуру личности.
    … Из этого следует один решающий вывод: личная год-
    ность общественного работника предполагает свободное раз-
    витие его личной внутренней жизни. Никогда еще рабы
    или люди, внешне дрессированные и “натасканные” на оп-
    ределенное дело, не были подлинно производительными и
    солидными верными работниками.
    Мы приходим к простому и, в сущности, общеизве-
    стному, тысячей исторических примеров подтвержденному
    выводу, с которым, однако, не хочет считаться социальный
    фанатизм: всякая подлинная вера – не только религиозная
    вера в специфическом смысле, но и нравственная вера как
    источник общественной деятельности, – возможна только
    на основе свободной личной духовной жизни, ибо единствен-
    ная почва, в которой она произрастает, есть последняя,
    таинственная, самопроизвольная глубина внутреннего суще-
    ства человека.
    Вопросы и задания к источнику. 1) Почему, на ваш взгляд, про-
    блема “личной годности” не сводится лишь к обретению “техниче-
    ского умения”? Объясните причину изначальной ограниченности
    “технического умения”. 2) Какие нравственные качества необходи-
    мы, на взгляд философа, для успешной деятельности? 3) Автор ут-
    верждает, что рабы или “натасканные” на определенное дело лю-
    ди не могут быть хорошими работниками. Подкрепите этот вывод
    примерами. 4) Что такое нравственная вера? Какова ее роль в осу-
    ществлении последовательной смысложизненной деятельности?
    Каковы, на ваш взгляд, опасности утраты нравственной веры?

  5. Vor Ответить

    Исторический характер детства Современное членение человеческой жизни на эпохи и периоды кажется настолько естественным, что трудно себе представить какой-либо иной вариант. Привычное трио: детство, отрочество и юность — как будто столь же незыблемо, как весна, лето, осень, зима. .. А на самом деле все здесь не так просто. Зададим себе вопрос, который только на первый взгляд может показаться праздным: зачем нужно детство? Допустимо ли в наш стремительный век, когда хронически не хватает времени на освоение лавинообразного потока информации, а тем более на ее умножение и практическое использование, допустимо ли тратить десяток первых лет (и не лучших ли?) на игры, на доктора Айболита, на палочки-считалочки? Может быть, безнадежно устарел поэтический лозунг: «Играйте же, дети, резвитесь на воле, на то вам и красное детство дано»? Специальные исследования и сопоставления показали, что детство как особый, качественно своеобразный период существования живых существ — это продукт эволюции, а человеческое детство еще и результат исторического развития общества. Оказывается, чем выше стоит вид на эволюционной лестнице, тем длиннее период детства. У низших животных практически вообще нет детства — то примитивное существование, которое им предстоит вести, не требует специальной эпохи прижизненной подготовки от каждого существа. Хватает фонда наследственных приспособительных реакций (инстинктов)… Человеческое детство не только продукт эволюции, но и результат исторического развития. .. Д. Б. Эльконин показал, что детство и его непременный спутник — ролевая игра — связаны с уровнем развития производительных сил общества. Детство самого человечества почти не оставляло места для, так сказать, индивидуального детства каждого члена первобытного сообщества. В ту далекую историческую эпоху дети еще не составляли специальной, относительно изолированной группы, жизнь которой идет по своим законам, как к этому привыкли в наши дни. Простота общественного производства позволяла детям прямо включаться в его процесс в качестве полноправных участников. В обществах, которые стоят на низких этапах развития, дети быстро становятся самостоятельными. Например, исследователь коряков 1 Р. Н. Стебницкий на основе наблюдений, проведенных в 20-е годы нашего столетия, отмечал, что резкого деления на детей и взрослых у них нет. Дети — равноправные, равноуважаемые члены общества. За общей беседой их слова выслушиваются так же внимательно, как и речь взрослого. Вы помните некрасовского мужичка с ноготок: «— А кой тебе годик? — Шестой миновал. ..» Кстати сказать, едва ли нынешний его сверстник с чувством собственного достоинства гордо заявит: «Семья-то большая, да два человека всего мужиков-то — отец мой да я. ..» Этот «взрослый» уровень самосознания у крестьянских детей сравнительно недавнего прошлого связан с тем, что у них, говоря словами А. П. Чехова, в детстве не было детства: они слишком рано вступали в период взрослости, где основная деятельность уже не игра, а труд. Именно ведущая деятельность человека определяет стадию его личной истории. Здесь одинаково вредны и перескок через период, и искусственная задержка. Вопросы и задания: 1) Что значит выражение «Детство — продукт исторического развития»? 2) Какие причины способствовали раннему взрослению на ранних исторических этапах развития общества? 3) Какие аргументы приводит автор для доказательства исторического характера понятия «детство»? 4) Как меняется ведущая деятельность при переходе от детства к взрослости?

  6. ПуФФФок Ответить

    Анализ текста:
    1) на мой взгляд, проблема «личной годности» не сводится лишь к обретению «техниче­ского умения» лишь по той простой причине, что техническое умение человека – это наличие соответствующих знаний, качеств, опыта и тренировки, но этими данными не должно ограничиваться отношение человека в его деятельности. Личная годность человека состоит в способности его уметь достигать целей и в способности его действитель­но, безусловно искренне и добросовестно, из глубины свое­го духа верить в определенную цель и хотеть ее.
    2) на взгляд философа, для успешной деятельности необходи­мы следующие качества:
    умение быстро ориентироваться в положении и находить наилучший выход из него
    знание людей и умение с ними обращаться
    чув­ство личной ответственности, мужества, привычка к незави­симому суждению
    Кроме этих качеств автор выделяет не менее важным и подлинное хо­тение, внутренний импульс к энергичной и добросовестной деятельности.
    3) Вспомним, всем нам известное из истории, время крепостной зависимости крестьян. Разве был хоть один из них по-настоящему заинтересован в своей деятельности? Вся их задача состояла в том, чтобы собрать как можно больше урожая, но не для истинного удовлетворения, а для того, чтобы после отдачи части этого урожая помещикам, осталось что-то для содержания семьи, для выживания.
    4) Нравственная вера человека это вера,  независящая от доказательств теоретического разума. Эта вера поддерживает человека на протяжении всей жизни, в ней он находит отклик на все зовы души, находит ответы на свои вопросы, видит справедливость. У каждого человека эта вера может быть разной: вера в сверхъестественное, вера в других людей или же просто оптимизм-вера в наступление завтрашнего дня, но подобная вера безусловно должна существовать, ибо ее потеря и есть потеря смысла существования человека.

  7. FanDopTV Ответить

    Изучение множества методов определения лидерства позволяет выделить четыре подхода. Первый подход заключается в том, что лидер определяет цели и указывает направление своим сторонникам, дает им обещания и увлекает за собой. В этом подходе к лидерству центром внимания является лидер и его характерные черты. Зная, что представляет собой данный лидер, каковы цели его стратегии, мы можем охарактеризовать и то, как он выполняет свою руководящую роль. Именно из такого имиджа лидера выросло представление о «великом человеке» и особый подход к его руководящей роли. Сторонники второго подхода воспринимают лидера как «коммивояжера». В этом случае лидерство подразумевает внимательное отношение к потребностям людей и помощь им в удовлетворении этих потребностей. Чуткое реагирование на потребности и желания людей столь же важны, как и способность убедить людей в том, что вы можете помочь им. Согласно этой точке зрения, все, что происходит, зависит от взаимоотношений между лидером и его последователями. Третий подход к лидерству заключается в том, что в лидере видят «марионетку», то есть лидером руководят и придают ему силу его сторонники, которые дергают за ниточки и заставляют лидера двигаться. Лидер является агентом группы, отражающим ее цели и работающим от ее имени. Чтобы понять, как в данном случае осуществляется руководящая роль, необходимо изучать ожидания и цели последователей. Четвертый подход к лидерству состоит в том, что лидер рассматривается в качестве «пожарника». В данном случае руководящая роль возникает в ответ на то, что происходит в окружающей действительности. Поэтому, изучая окружающую действительность, в которой возникает феномен лидерства, мы можем понять его природу. Окружающая действительность создает спрос, препятствия и открывает возможности для лидера и его последователей. Если провести опрос на улице, то, вероятно, можно. .. Обнаружить, что ожидания в отношении сильного политического лидера включали бы в себя все четыре подхода к нему. Такой лидер должен был бы обладать даром предвидения, но в то же время должен был бы чутко реагировать на желания своих последователей и быть способным заставить работать их ради убеждений в подходящее для действий время.
    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ
    1. Какие качества характеризуют лидера как «великого человека»?
    2. Назовите черты, которые отметила автор документа, свойственные лидеру, воспринимаемому как «коммивояжер».
    3. Что характеризует лидера, в котором видят «марионетку»?
    4. Чем отличается деятельность лидера, названного «пожарником»?
    5. Какой тип политического лидера из числа охарактеризованных М. Г. Херманн, с вашей точки зрения, является предпочтительным? Почему?
    6. Согласны ли вы с тем, что ожидания простых людей включали бы все четыре подхода? Свою точку зрения аргументируйте.
    7. Сравните приведенную в документе классификацию с теми, которые представлены в параграфе. Какая классификация наиболее существенна для понимания политического лидерства? Аргументируйте свой ответ.

  8. NosyWolfe Ответить

    1. Выскажите свое отношение к практике защиты чести
    и достоинства личности в суде. Почему компенсация причи-
    ненного морального ущерба имеет, как правило, денежное
    выражение?
    2. Прочтите отрывок из работы Семена Людвиговича Франка (1877—
    1950) — русского философа.
    Тут прежде всего мы наталкиваемся на проблему годно-
    сти человеческой личности как основного условия всякого
    прочного и успешного социального строительства. .. На пер-
    вый взгляд могло бы показаться, что проблема личной год-
    ности сводится к проблеме технического умения, то есть со-
    ответствующего знания, опыта и тренировки. На самом деле
    это не так. Личная годность человека состоит в способности
    его уметь достигать целей и в способности его действитель-
    но, безусловно искренне и добросовестно, из глубины свое-
    го духа верить в определенную цель и хотеть ее. Уже уме-
    ние достигать поставленных целей предполагает нечто
    большее, чем простое техническое умение. Оно требует не
    только общих умственных способностей — умения быстро
    ориентироваться в положении, находить наилучший выход
    из него, знания людей и умения с ними обращаться, но и
    соответствующих нравственных качеств, прежде всего чув-
    ства личной ответственности, мужества, привычки к незави-
    симому суждению. Еще важнее, чем умение, подлинное хо-
    тение, внутренний импульс к энергичной и добросовестной
    деятельности, что, в свою очередь, определяется внутренней,
    свободно-личной верой в определенные идеалы и ценности.
    Все вместе взятое предполагает сложную, тонкую и глубо-
    кую духовно-нравственную культуру личности.
    … Из этого следует один решающий вывод: личная год-
    ность общественного работника предполагает свободное раз-
    витие его личной внутренней жизни. Никогда еще рабы
    или люди, внешне дрессированные и «натасканные» на оп-
    ределенное дело, не были подлинно производительными и
    солидными верными работниками.
    Мы приходим к простому и, в сущности, общеизве-
    стному, тысячей исторических примеров подтвержденному
    выводу, с которым, однако, не хочет считаться социальный
    фанатизм: всякая подлинная вера — не только религиозная
    вера в специфическом смысле, но и нравственная вера как
    источник общественной деятельности, — возможна только
    на основе свободной личной духовной жизни, ибо единствен-
    ная почва, в которой она произрастает, есть последняя,
    таинственная, самопроизвольная глубина внутреннего суще-
    ства человека.
    Вопросы и задания к источнику. 1) Почему, на ваш взгляд, про-
    блема «личной годности» не сводится лишь к обретению «техниче-
    ского умения»? Объясните причину изначальной ограниченности
    «технического умения». 2) Какие нравственные качества необходи-
    мы, на взгляд философа, для успешной деятельности? 3) Автор ут-
    верждает, что рабы или «натасканные» на определенное дело лю-
    ди не могут быть хорошими работниками. Подкрепите этот вывод
    примерами. 4) Что такое нравственная вера? Какова ее роль в осу-
    ществлении последовательной смысложизненной деятельности?
    Каковы, на ваш взгляд, опасности утраты нравственной веры?

  9. Agagar Ответить

    1. Выскажите свое отношение к практике защиты чести
    и достоинства личности в суде. Почему компенсация причи-
    ненного морального ущерба имеет, как правило, денежное
    выражение?
    2. Прочтите отрывок из работы Семена Людвиговича Франка (1877—
    1950) — русского философа.
    Тут прежде всего мы наталкиваемся на проблему годно-
    сти человеческой личности как основного условия всякого
    прочного и успешного социального строительства. .. На пер-
    вый взгляд могло бы показаться, что проблема личной год-
    ности сводится к проблеме технического умения, то есть со-
    ответствующего знания, опыта и тренировки. На самом деле
    это не так. Личная годность человека состоит в способности
    его уметь достигать целей и в способности его действитель-
    но, безусловно искренне и добросовестно, из глубины свое-
    го духа верить в определенную цель и хотеть ее. Уже уме-
    ние достигать поставленных целей предполагает нечто
    большее, чем простое техническое умение. Оно требует не
    только общих умственных способностей — умения быстро
    ориентироваться в положении, находить наилучший выход
    из него, знания людей и умения с ними обращаться, но и
    соответствующих нравственных качеств, прежде всего чув-
    ства личной ответственности, мужества, привычки к незави-
    симому суждению. Еще важнее, чем умение, подлинное хо-
    тение, внутренний импульс к энергичной и добросовестной
    деятельности, что, в свою очередь, определяется внутренней,
    свободно-личной верой в определенные идеалы и ценности.
    Все вместе взятое предполагает сложную, тонкую и глубо-
    кую духовно-нравственную культуру личности.
    … Из этого следует один решающий вывод: личная год-
    ность общественного работника предполагает свободное раз-
    витие его личной внутренней жизни. Никогда еще рабы
    или люди, внешне дрессированные и «натасканные» на оп-
    ределенное дело, не были подлинно производительными и
    солидными верными работниками.
    Мы приходим к простому и, в сущности, общеизве-
    стному, тысячей исторических примеров подтвержденному
    выводу, с которым, однако, не хочет считаться социальный
    фанатизм: всякая подлинная вера — не только религиозная
    вера в специфическом смысле, но и нравственная вера как
    источник общественной деятельности, — возможна только
    на основе свободной личной духовной жизни, ибо единствен-
    ная почва, в которой она произрастает, есть последняя,
    таинственная, самопроизвольная глубина внутреннего суще-
    ства человека.
    Вопросы и задания к источнику. 1) Почему, на ваш взгляд, про-
    блема «личной годности» не сводится лишь к обретению «техниче-
    ского умения»? Объясните причину изначальной ограниченности
    «технического умения». 2) Какие нравственные качества необходи-
    мы, на взгляд философа, для успешной деятельности? 3) Автор ут-
    верждает, что рабы или «натасканные» на определенное дело лю-
    ди не могут быть хорошими работниками. Подкрепите этот вывод
    примерами. 4) Что такое нравственная вера? Какова ее роль в осу-
    ществлении последовательной смысложизненной деятельности?
    Каковы, на ваш взгляд, опасности утраты нравственной веры?

  10. Tautaxe Ответить

    1.Выскажите свое отношение к практике защиты честии достоинства личности в суде. Почему компенсация причи-ненного морального ущерба имеет, как правило, денежноевыражение? 2.Прочтите отрывок из работы Семена Людвиговича Франка (1877—1950) — русского философа.Тут прежде всего мы наталкиваемся на проблему годно-сти человеческой личности как основного условия всякогопрочного и успешного социального строительства… На пер-вый взгляд могло бы показаться, что проблема личной год-ности сводится к проблеме технического умения, то есть со-ответствующего знания, опыта и тренировки. На самом делеэто не так. Личная годность человека состоит в способностиего уметь достигать целей и в способности его действитель-но, безусловно искренне и добросовестно, из глубины свое-го духа верить в определенную цель и хотеть ее. Уже уме-ние достигать поставленных целей предполагает нечтобольшее, чем простое техническое умение. Оно требует нетолько общих умственных способностей — умения быстроориентироваться в положении, находить наилучший выходиз него, знания людей и умения с ними обращаться, но исоответствующих нравственных качеств, прежде всего чув-ства личной ответственности, мужества, привычки к незави-симому суждению. Еще важнее, чем умение, подлинное хо-тение, внутренний импульс к энергичной и добросовестнойдеятельности, что, в свою очередь, определяется внутренней,свободно-личной верой в определенные идеалы и ценности.Все вместе взятое предполагает сложную, тонкую и глубо-кую духовно-нравственную культуру личности….Из этого следует один решающий вывод: личная год-ность общественного работника предполагает свободное раз-витие его личной внутренней жизни. Никогда еще рабыили люди, внешне дрессированные и «натасканные» на оп-ределенное дело, не были подлинно производительными исолидными верными работниками. Мы приходим к простому и, в сущности, общеизве-стному, тысячей исторических примеров подтвержденномувыводу, с которым, однако, не хочет считаться социальныйфанатизм: всякая подлинная вера — не только религиознаявера в специфическом смысле, но и нравственная вера какисточник общественной деятельности, — возможна толькона основе свободной личной духовной жизни, ибо единствен-ная почва, в которой она произрастает, есть последняя,таинственная, самопроизвольная глубина внутреннего суще-ства человека.Вопросы и задания к источнику. 1) Почему, на ваш взгляд, про-блема «личной годности» не сводится лишь к обретению «техниче-ского умения»? Объясните причину изначальной ограниченности«технического умения». 2) Какие нравственные качества необходи-мы, на взгляд философа, для успешной деятельности? 3) Автор ут-верждает, что рабы или «натасканные» на определенное дело лю-ди не могут быть хорошими работниками. Подкрепите этот выводпримерами. 4) Что такое нравственная вера? Какова ее роль в осу-ществлении последовательной смысложизненной деятельности?Каковы, на ваш взгляд, опасности утраты нравственной веры?

  11. ReM1x Ответить

    1. Установите соответствие между уровнями научного познания и их составляющими: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
    СОСТАВЛЯЮЩИЕ
    А) Факт
    Б) Идеальный объект
    В) Опыт
    Г) Концепция
    Д) Идея
    УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
    1) Эмпирический
    2) Теоретический
    2. Установите соответствие между понятиями «абсолютная истина» и их существенными признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
    СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ
    А) выражает изменчивость знания, его углубление, уточнение
    Б) характеризует ограниченность человеческого познания
    В) воплощает предел, к которому стремится знание
    Г) зависит от точности или совершенства средств наблюдения или измерения
    Д) не опровергается последующим развитием науки
    ПОНЯТИЯ
    1) Абсолютная истина
    2) Относительная истина
    3. Найдите в приведённом ниже списке критерии научного познания и обведите и цифры, под которыми они указаны.
    1) Образность и наглядность
    2) Воспроизводимость результата в одних и тех же условиях
    3) Эмоциональная выразительность
    4) Доказательность выдвигаемых положений
    5) Использование особого языка, чётко фиксирующего значения понятий
    6) Разрозненность, несистематизированность знаний
    4. Запишите слово пропущенное в схеме.
    Основные признаки. .. Как формы познания:
    1) В сознании человека отражается целостный образ предмета
    2) Чувственный образ воспроизводится в сознании без непрерывного взаимодействия человека с самим предметам
    5. Охарактеризуйте, опираясь на знания курса, особенностей объекта, субъекта и результатов социального познания.
    6. Назовите любые три особенности научного познания и каждую из них проиллюстрируйте примером.
    7. Раскройте на трёх примерах методы добывания знаний, присущие науки.
    8. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
    (1) Многие считают, что истина проста. (2) Истинны по мнению некоторых, вовсе не существует. (3) Представляется, что такие позиции не соответствуют реальности. (4) Истина – это процесс адекватного отражения действительности в сознании человека.
    Определите, какие положения текста носят:
    А) Фактический характер
    Б) Характер оценочных суждений
    9. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
    (1) По мысли древнегреческого философа Аристотеля, все люди склонны к познанию. (2) Практическая деятельность человека включает познание в качестве своей важнейшей составной части. (3) Считаем, что наука как главный инструмент познания оказалась бессильный удовлетворительно ответить на вопросы о глубинных процессах, составляющих содержание познания и подсознания человека. (4) В познании человека на помощь науке пришли литература и искусство, вскрывая тайны человеческого духа, тонкие нюансы разнообразных отношений и поведения людей.
    Определите, какие положения текста носят:
    А) Фактический характер
    Б) Характер оценочных суждений
    10. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
    (1) Многообразны пути познания. (2) Большую роль в процессе познания, на наш взгляд, играет интуиция. (3) По мнению сторонников интуитивизма, она – первопричина творческого акта, единственное средство познания.
    (4) Интуиция представляет собой знание, возникающие без осознания путей и условий его получения.
    Определите, какие положения текста носят:
    А) Фактический характер
    Б) Характер оценочных суждений

  12. Aurinadar Ответить

    1.Выскажите свое отношение к практике защиты честии достоинства личности в суде. Почему компенсация причи-ненного морального ущерба имеет, как правило, денежноевыражение? 2.Прочтите отрывок из работы Семена Людвиговича Франка (1877—1950) — русского философа.Тут прежде всего мы наталкиваемся на проблему годно-сти человеческой личности как основного условия всякогопрочного и успешного социального строительства… На пер-вый взгляд могло бы показаться, что проблема личной год-ности сводится к проблеме технического умения, то есть со-ответствующего знания, опыта и тренировки. На самом делеэто не так. Личная годность человека состоит в способностиего уметь достигать целей и в способности его действитель-но, безусловно искренне и добросовестно, из глубины свое-го духа верить в определенную цель и хотеть ее. Уже уме-ние достигать поставленных целей предполагает нечтобольшее, чем простое техническое умение. Оно требует нетолько общих умственных способностей — умения быстроориентироваться в положении, находить наилучший выходиз него, знания людей и умения с ними обращаться, но исоответствующих нравственных качеств, прежде всего чув-ства личной ответственности, мужества, привычки к незави-симому суждению. Еще важнее, чем умение, подлинное хо-тение, внутренний импульс к энергичной и добросовестнойдеятельности, что, в свою очередь, определяется внутренней,свободно-личной верой в определенные идеалы и ценности.Все вместе взятое предполагает сложную, тонкую и глубо-кую духовно-нравственную культуру личности….Из этого следует один решающий вывод: личная год-ность общественного работника предполагает свободное раз-витие его личной внутренней жизни. Никогда еще рабыили люди, внешне дрессированные и «натасканные» на оп-ределенное дело, не были подлинно производительными исолидными верными работниками. меньше … больше Мы приходим к простому и, в сущности, общеизве-стному, тысячей исторических примеров подтвержденномувыводу, с которым, однако, не хочет считаться социальныйфанатизм: всякая подлинная вера — не только религиознаявера в специфическом смысле, но и нравственная вера какисточник общественной деятельности, — возможна толькона основе свободной личной духовной жизни, ибо единствен-ная почва, в которой она произрастает, есть последняя,таинственная, самопроизвольная глубина внутреннего суще-ства человека.Вопросы и задания к источнику. 1) Почему, на ваш взгляд, про-блема «личной годности» не сводится лишь к обретению «техниче-ского умения»? Объясните причину изначальной ограниченности«технического умения». 2) Какие нравственные качества необходи-мы, на взгляд философа, для успешной деятельности? 3) Автор ут-верждает, что рабы или «натасканные» на определенное дело лю-ди не могут быть хорошими работниками. Подкрепите этот выводпримерами. 4) Что такое нравственная вера? Какова ее роль в осу-ществлении последовательной смысложизненной деятельности?Каковы, на ваш взгляд, опасности утраты нравственной веры?
    –> ЧИТАТЬ ОТВЕТ <--

  13. -$тЕрВ¤Чк@~ Ответить

    Мораль теснейшим образом связана с проблемой человека и его сущности. Напомним, что мораль исторически является первой формой общественного сознания, благодаря которой первобытное человеческое общество стало принципиально отличаться от животного стада. Утрата морали означает превращение человека в человекоподобное существо. Именно это имел в виду французский философ Э. Мунье (1905–1950), говоря, что неандертальский человек еще сидит в каждом из нас и для его проявления достаточно «снять культурные одежды».
    Все известные формы организации человеческого общества (род, племя, этнос, нация, государство), как правило, достаточно бережно относятся к морали, рассматривая ее в качестве важнейшего структурного элемента духовной сферы, обеспечивающего социальную стабильность, сплоченность и устойчивость.
    В истории общественной жизни можно найти немало периодов, отмеченных кризисными явлениями в духовно-нравственной сфере того или иного общества или отдельных социальных групп, включая и молодежь. Ярким примером является римское общество периода крушения империи. Как ответ на падение нравов явилось писаное римское право и рост количества христианских общин, проповедовавших аскетический образ жизни в противовес гедонистической (от греч. hedone – удовольствие) морали римской элиты с ее культом наслаждений.
    Сложные нравственные коллизии испытывала российская молодежь после революции 1917 г., когда происходила резкая ломка традиционных форм общественной жизни и социальных связей. Особенно остро переживался период НЭПа, когда аскетическая мораль революционной молодежи неожиданно столкнулась с мещанской моралью и ее принципом «здесь и сейчас».
    Реакцией на удручающее состояние общественных нравов в современной России является возвращение к исконным христианским ценностям, рост новых многочисленных религиозных объединений с их весьма жесткими требованиями в сфере бытовой морали, попытки общественных организаций и государственных структур разработать нравственные кодексы для сфер государственного управления и предпринимательской деятельности, обращение к судебно-правовым средствам регулирования общественного поведения. В предыдущих разделах подробно рассматривалась проблема соотношения морали и права. Напомним, что мораль – это совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей в социуме, их обязанности друг перед другом и перед обществом.
    Современный человек включен в бесконечное множество контактов. Поведение и образ мышления людей часто непредсказуемы, спонтанны (т.е. самопроизвольны). Разные люди и даже один и тот же человек в разное время могут совершать в схожих ситуациях различные, а порой прямо противоположные поступки. Однако это не мешает людям договариваться, совместно решать общие проблемы, согласованно трудиться, создавая все многообразие и богатство цивилизации, любить друг друга, воспитывать своих детей, из которых в дальнейшем вырастают люди, способные к активной деятельности и творчеству. И в этом безусловная заслуга моральных ценностей, выполняющих для каждого человека роль путеводителя по жизни.
    Моральные нормы и требования стимулируют развитие моральных взглядов, убеждений, чувств, которые в совокупности образуют нравственное сознание. Оно является отражением в сознании людей отношения к нравственным нормам в предельно широком спектре позиций: от страстного утверждения этих норм и словом, и делом до негативного и даже нигилистического их восприятия и поведения, соответствующего отрицательному отношению к нравственным нормам.
    В морали существуют познавательный, оценочный и регулятивный аспекты, взаимодействующие друг с другом. Все они непосредственно отражаются в индивидуальном сознании человека, в котором представлены нормы, принятые общественным мнением. Эти нормы многообразны и отличаются друг от друга заметными расхождениями в масштабах применения. Одно дело, например, любовь к Родине как нравственное требование и норма и совсем иное – аккуратность (правильность) повседневного поведения или добросовестное отношение к выполнению конкретной трудовой задачи. Существуют различия и в уровнях одобрения моральных норм. Часть из них поддерживается на уровне микроколлектива (малой группы, узкого круга друзей), другие имеют более широкие источники поддержки: кланово-этнические, национальные, классовые и общесоциумные.
    Нормы функционируют на основе принципов морали, представляющих собой предельно широкие требования к поведению личности, поддерживаемые мнением социальной группы или общества в целом (гуманизм, коллективизм, индивидуализм и др.).
    Моральные нормы выполняют следующие функции: поддерживают устойчивость общества и основных групп, входящих в него (семейных, этнонациональных, классовых и т. д.); регулируют и координируют деятельность людей в разных общественных сферах; рекомендуют индивиду оптимальные формы деятельности и приемы для разрешения нравственных проблем, встающих перед ним.
    Соответственно в морали присутствует по крайней мере двоякая оценка различных жизненных ситуаций: с точки зрения задач и требований общества, выраженных в господствующем общественном мнении, и с точки зрения интересов индивида. Вполне возможно проявление в этих требованиях также интересов тех или иных социальных групп, противопоставляющих себя сложившемуся общественному строю, его укладам и требованиям (революционных, консервативных, уголовных, потребительских и др.).
    Мораль эффективна лишь тогда, когда ее нормы внедрены в индивидуальное сознание (средствами образовательно-воспитательной системы, СМИ и др.) и находят в нем живой отклик. Этому способствуют многообразные моральные представления, моральные переживания, солидарность и сотрудничество людей в совместной деятельности.
    Нравственность – степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни, т.е. выражение человеческого в человеке. Нравственность – это уровень реального морального поведения людей. Ведь недостаточно просто знать нормы и принципы морали. Гораздо важнее руководствоваться ими в жизни.
    Однако процесс усвоения человеком норм общественной морали был и остается отнюдь не беспроблемным и самопроизвольным. На протяжении истории человечества выработано немало способов, которыми церковная и светская власть пыталась контролировать общественные нравы (нередко прибегая и к репрессивным мерам), а также реформировать их в соответствии с определенным стандартом.
    Особенно много попыток регламентировать определенный стандарт общественных нравов было предпринято в эпоху Реформации, когда «индивидуальная нравственность стала предметом общественной политики, а безнравственное – стало уголовным» (Дж. Харрингтон). Так, в истории христианской церкви довольно долго практиковалась публичная исповедь верующих. Информация, содержащаяся в ней, нередко использовалась для сведения политических счетов и получения преимуществ в политической борьбе. Лишь после Тридентского собора (1545–1563 гг.), осудившего подобную практику, церковная исповедь стала носить тайный характер. Спектр поступков, совершенных словом и делом и подлежащих исповеди, охватывал семейную, профессиональную, социальную, собственно религиозную сферы и касался также «прегрешений», совершенных «мыслью». Такая исповедь была жестоким «испытанием совести» верующего и требовала мобилизации всех его духовных сил.
    Итогом позитивного закрепления моральных норм в индивидуальном сознании становятся моральные убеждения как принятые личностью моральные принципы, ставшие правилом ее практического поведения.
    Одним из порождений моральных убеждений выступает моральный автоматизм, когда поле человеческих действий заранее ограничено сферой морально допустимых поступков и соответственно другие варианты поступков просто не воспринимаются личностью. В итоге она обречена непрерывно решать практические, а не моральные проблемы, всегда предполагающие свободный выбор.
    Другим видом поведения личности является разрешение моральных ситуаций, требующих активного привлечения моральных представлений и этических категорий.
    Этические категории – это фундаментальные понятия морали, отражающие события жизни с точки зрения самых общих моральных оценок

  14. mnnkuf Ответить

    Наконец, моральный идеал — это представление о со­вершенной системе моральных норм, воплощаемыхв деятельности и поведении личности.
    Моральный идеал задает цели нравственному развитию. В этом качестве он отражает, прежде всего, несовершенство реальной моральной практики и выступает важнейшим фактором развития морали и целостного осуществления ее норм и требований в жизни и поведении личности. Весьма примечательно, что в моральной философии Конфуция (ок. 551—479 гг. до н. э.) познание человека совпадает с его нравственным самоопределением. Поэтому, по мысли фило­софа, нельзя ответить на вопрос: «Что такое человек?», не отвечая на вопрос: «Каким он должен быть?»
    НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
    В повседневной жизни реализация нравственных норм и требований, осуществление нравственного идеала встречают ряд трудностей и препятствий. Часть из них связана с низ­кой общей культурой людей, не воспринимающих те или иные этические категории (честь, долг, совесть и др.). Другие трудности связаны с тем, что люди принадлежат к различным социальным группам, имеющим неодинаковые фундаментальные интересы и цели своей жизни и поведе­ния. Это приводит к тому, что возникает столкновение и противостояние жизненных позиций и их отражений в ре­альной практике нравственной жизни. Эгоистические груп­повые и индивидуалистические идеалы и цели заставляют отступить на задний план или вообще исчезнуть с горизон­та общесоциумные задачи и интересы. Люди довольно час­то клянутся ими, но действуют по своим специализирован­ным индивидуальным и групповым программам.
    Наконец, невоспитанность личности проявляется в отсут­ствии у нее собственного нравственного переживания обще-социумных нравственных требований и норм, в отсутствии чуткости к положению и душевному состоянию других лю­дей и целых социальных групп (в этике такое явление на­зывается параличом эмпатии, т. е. сопереживания). Человек часто рассуждает правильно, но эти рассуждения приобре­тают у него демонстративный и приспособленческий харак­тер (социальная мимикрия) и не затрагивают действитель­ного содержания его внутреннего мира, часто ограниченного примитивными устремлениями и превратным восприятием сути общественной жизни.
    Огромную роль в развитии нравственной культуры лич­ности играет разнообразие и богатство ее жизненных связей и интересов, ее способность не ограничивать себя узким кру­гозором непосредственного и практически необходимого. Мир художественной литературы и художественной культу­ры в целом раздвигает горизонты личности и открывает ей многие из тех насущных связей и взаимозависимостей
    мироздания, которые закрыты для повседневного опыта про­фессиональной специализации, ограничений социального статуса и т. д. Нравственное развитие может существенно изменить первоначальные доминанты интересов человека и продвинуть его на пути освоения богатств и ценностей ми­рового культурного опыта.
    ЯМ Основные понятия:нравственная культура, мораль, нрав­ственность, этика, добро и зло, долг, совесть, честь и досто­инство личности, моральный идеал.
    яны:этические категории, моральное сопротивление.
    Проверьте себя
    1) В чем состоит отличие принципов морали от мораль­ных норм? 2) Как вы понимаете смысл моральных принци­пов личности? 3) Чем мораль отличается от нравственнос­ти? 4) Какие вопросы решает этика? 5) Каковы причины изменения содержания нравственных категорий в общест­венном развитии? 6) Что такое нравственная культура лич­ности? Чем она отличается от общей культуры?
    Подумайте, обсудите, сделайте
    1. Давно уже замечено, что далеко не всегда люди оце­
    нивают содержание того или иного художественного произ­
    ведения (оперы, песни, пьесы, кинофильма и т. д.) с точки
    зрения морали. Так, в опере «Кармен» мы не удивляемся,
    что главная героиня любит человека сомнительных занятий;
    в фильме «Крестный отец» имеем дело с явной героизацией
    главарей преступного клана; многие вполне добропорядоч­
    ные люди с восторгом поют «Мурку» и т. д. Чем, по ваше­
    му мнению, объясняется феномен отступления морали перед
    искусством? Не идет ли человек в этих случаях на сговор
    со своей совестью?
    2. Используя справочную литературу, объясните отличие
    индивидуализма от эгоизма.
    3. Выскажите свое отношение к практике защиты чести
    и достоинства личности в суде. Почему компенсация причи­
    ненного морального ущерба имеет, как правило, денежное
    выражение?
    4. Известный английский философ Гоббс (1588—1679) в
    своей книге «Левиафан» особо подчеркнул эгоистическую
    природу человека, которая, по его мнению, в условиях
    цивилизации лишь углубляется и усложняется. Сотрудниче­
    ство людей друг с другом он рассматривал преимущественно
    с точки зрения своекорыстия, выгоды. В свете этой позиции
    весьма странным представляется случай, когда философ по­
    дал нищему милостыню и объяснил свой поступок тем, что,
    дескать, милостыня не только облегчает участь нищего, но
    и уменьшает его собственные муки, причиняемые ему видом
    нищего. Как вы полагаете, действительно ли объяснение Гоббса принижает его альтруистический поступок до эгои­стического? Или здесь мы имеем дело с чем-то другим?
    Поработайте с источником
    Прочтите отрывок из работы Семена Людвиговича Франка (1877— 1950) — русского философа.
    Тут прежде всего мы наталкиваемся на проблему годно­сти человеческой личности как основного условия всякого прочного и успешного социального строительства… На пер­вый взгляд могло бы показаться, что проблема личной год­ности сводится к проблеме технического умения, то есть со­ответствующего знания, опыта и тренировки. На самом деле это не так. Личная годность человека состоит в способности его уметь достигать целей и в способности его действитель­но, безусловно искренне и добросовестно, из глубины свое­го духа верить в определенную цель и хотеть ее. Уже уме­ние достигать поставленных целей предполагает нечто большее, чем простое техническое умение. Оно требует не только общих умственных способностей — умения быстро ориентироваться в положении, находить наилучший выход из него, знания людей и умения с ними обращаться, но и соответствующих нравственных качеств, прежде всего чув­ства личной ответственности, мужества, привычки к незави­симому суждению. Еще важнее, чем умение, подлинное хо­тение, внутренний импульс к энергичной и добросовестной деятельности, что, в свою очередь, определяется внутренней, свободно-личной верой в определенные идеалы и ценности. Все вместе взятое предполагает сложную, тонкую и глубо­кую духовно-нравственную культуру личности.
    …Из этого следует один решающий вывод: личная год­ность общественного работника предполагает свободное раз­витие его личной внутренней жизни. Никогда еще рабы или люди, внешне дрессированные и «натасканные» на оп­ределенное дело, не были подлинно производительными и солидными верными работниками.
    Мы приходим к простому и, в сущности, общеизве­стному, тысячей исторических примеров подтвержденному выводу, с которым, однако, не хочет считаться социальный фанатизм: всякая подлинная вера — не только религиозная вера в специфическом смысле, но и нравственная вера как источник общественной деятельности, — возможна только на основе свободной личной духовной жизни, ибо единствен­ная почва, в которой она произрастает, есть последняя, таинственная, самопроизвольная глубина внутреннего суще­ства человека.
    Франк С. Л. Личная жизнь и социальное строительство//Семен Франк.
    Непрочитанное. — М., 2001. — С. 261—263.
    ИИ Вопросы и задания к источнику. 1)Почему, на ваш взгляд, про­блема «личной годности» не сводится лишь к обретению «техниче­ского умения»? Объясните причину изначальной ограниченности «технического умения». 2) Какие нравственные качества необходи­мы, на взгляд философа, для успешной деятельности? 3) Автор ут­верждает, что рабы или «натасканные» на определенное дело лю­ди не могут быть хорошими работниками. Подкрепите этот вывод примерами. 4) Что такое нравственная вера? Какова ее роль в осу­ществлении последовательной смысложизненной деятельности? Каковы, на ваш взгляд, опасности утраты нравственной веры?
    Наука
    Вспомните:
    в чем заключается сущность научного познания? По­чему неизбежны дифференциация и интеграция научно­го знания? Что такое социальный институт?
    Современный человек постоянно пользуется достиже­ниями науки. Телевизор и компьютер, самолет и мобильный телефон, успехи в медицине — это и многое другое основа­но на научных поисках.
    Развитие науки, ее возросшая роль в социокультурной жизни общества, производстве, образовании привели к оформлению в середине XX в. науки о науке — науковеде ния. Науковедение изучает закономерности функционирова­ния и развития науки, структуру и динамику научной деятельности, взаимодействие науки с другими сферами ма­териальной и духовной жизни общества.
    Среди проблем, разрабатываемых сегодня наукой и на­уковедением, особое внимание обращается на пути усиления роли науки в общественном развитии; проведение фундамен­тальных и прикладных исследований, способствующих нововведениям (инновациям) в разностороннюю человечес­кую деятельность; эффективность участия ученых в реше­нии глобальных проблем.

  15. *_* ДиМаСиК *_* Ответить

    Наконец, моральный идеал — это представление о со­вершенной системе моральных норм, воплощаемыхв деятельности и поведении личности.
    Моральный идеал задает цели нравственному развитию. В этом качестве он отражает, прежде всего, несовершенство реальной моральной практики и выступает важнейшим фактором развития морали и целостного осуществления ее норм и требований в жизни и поведении личности. Весьма примечательно, что в моральной философии Конфуция (ок. 551—479 гг. до н. э.) познание человека совпадает с его нравственным самоопределением. Поэтому, по мысли фило­софа, нельзя ответить на вопрос: «Что такое человек?», не отвечая на вопрос: «Каким он должен быть?»
    НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
    В повседневной жизни реализация нравственных норм и требований, осуществление нравственного идеала встречают ряд трудностей и препятствий. Часть из них связана с низ­кой общей культурой людей, не воспринимающих те или иные этические категории (честь, долг, совесть и др.). Другие трудности связаны с тем, что люди принадлежат к различным социальным группам, имеющим неодинаковые фундаментальные интересы и цели своей жизни и поведе­ния. Это приводит к тому, что возникает столкновение и противостояние жизненных позиций и их отражений в ре­альной практике нравственной жизни. Эгоистические груп­повые и индивидуалистические идеалы и цели заставляют отступить на задний план или вообще исчезнуть с горизон­та общесоциумные задачи и интересы. Люди довольно час­то клянутся ими, но действуют по своим специализирован­ным индивидуальным и групповым программам.
    Наконец, невоспитанность личности проявляется в отсут­ствии у нее собственного нравственного переживания обще-социумных нравственных требований и норм, в отсутствии чуткости к положению и душевному состоянию других лю­дей и целых социальных групп (в этике такое явление на­зывается параличом эмпатии, т. е. сопереживания). Человек часто рассуждает правильно, но эти рассуждения приобре­тают у него демонстративный и приспособленческий харак­тер (социальная мимикрия) и не затрагивают действитель­ного содержания его внутреннего мира, часто ограниченного примитивными устремлениями и превратным восприятием сути общественной жизни.
    Огромную роль в развитии нравственной культуры лич­ности играет разнообразие и богатство ее жизненных связей и интересов, ее способность не ограничивать себя узким кру­гозором непосредственного и практически необходимого. Мир художественной литературы и художественной культу­ры в целом раздвигает горизонты личности и открывает ей многие из тех насущных связей и взаимозависимостей
    мироздания, которые закрыты для повседневного опыта про­фессиональной специализации, ограничений социального статуса и т. д. Нравственное развитие может существенно изменить первоначальные доминанты интересов человека и продвинуть его на пути освоения богатств и ценностей ми­рового культурного опыта.
    ЯМ Основные понятия:нравственная культура, мораль, нрав­ственность, этика, добро и зло, долг, совесть, честь и досто­инство личности, моральный идеал.
    яны:этические категории, моральное сопротивление.
    Проверьте себя
    1) В чем состоит отличие принципов морали от мораль­ных норм? 2) Как вы понимаете смысл моральных принци­пов личности? 3) Чем мораль отличается от нравственнос­ти? 4) Какие вопросы решает этика? 5) Каковы причины изменения содержания нравственных категорий в общест­венном развитии? 6) Что такое нравственная культура лич­ности? Чем она отличается от общей культуры?
    Подумайте, обсудите, сделайте
    1. Давно уже замечено, что далеко не всегда люди оце­
    нивают содержание того или иного художественного произ­
    ведения (оперы, песни, пьесы, кинофильма и т. д.) с точки
    зрения морали. Так, в опере «Кармен» мы не удивляемся,
    что главная героиня любит человека сомнительных занятий;
    в фильме «Крестный отец» имеем дело с явной героизацией
    главарей преступного клана; многие вполне добропорядоч­
    ные люди с восторгом поют «Мурку» и т. д. Чем, по ваше­
    му мнению, объясняется феномен отступления морали перед
    искусством? Не идет ли человек в этих случаях на сговор
    со своей совестью?
    2. Используя справочную литературу, объясните отличие
    индивидуализма от эгоизма.
    3. Выскажите свое отношение к практике защиты чести
    и достоинства личности в суде. Почему компенсация причи­
    ненного морального ущерба имеет, как правило, денежное
    выражение?
    4. Известный английский философ Гоббс (1588—1679) в
    своей книге «Левиафан» особо подчеркнул эгоистическую
    природу человека, которая, по его мнению, в условиях
    цивилизации лишь углубляется и усложняется. Сотрудниче­
    ство людей друг с другом он рассматривал преимущественно
    с точки зрения своекорыстия, выгоды. В свете этой позиции
    весьма странным представляется случай, когда философ по­
    дал нищему милостыню и объяснил свой поступок тем, что,
    дескать, милостыня не только облегчает участь нищего, но
    и уменьшает его собственные муки, причиняемые ему видом
    нищего. Как вы полагаете, действительно ли объяснение Гоббса принижает его альтруистический поступок до эгои­стического? Или здесь мы имеем дело с чем-то другим?
    Поработайте с источником
    Прочтите отрывок из работы Семена Людвиговича Франка (1877— 1950) — русского философа.
    Тут прежде всего мы наталкиваемся на проблему годно­сти человеческой личности как основного условия всякого прочного и успешного социального строительства… На пер­вый взгляд могло бы показаться, что проблема личной год­ности сводится к проблеме технического умения, то есть со­ответствующего знания, опыта и тренировки. На самом деле это не так. Личная годность человека состоит в способности его уметь достигать целей и в способности его действитель­но, безусловно искренне и добросовестно, из глубины свое­го духа верить в определенную цель и хотеть ее. Уже уме­ние достигать поставленных целей предполагает нечто большее, чем простое техническое умение. Оно требует не только общих умственных способностей — умения быстро ориентироваться в положении, находить наилучший выход из него, знания людей и умения с ними обращаться, но и соответствующих нравственных качеств, прежде всего чув­ства личной ответственности, мужества, привычки к незави­симому суждению. Еще важнее, чем умение, подлинное хо­тение, внутренний импульс к энергичной и добросовестной деятельности, что, в свою очередь, определяется внутренней, свободно-личной верой в определенные идеалы и ценности. Все вместе взятое предполагает сложную, тонкую и глубо­кую духовно-нравственную культуру личности.
    …Из этого следует один решающий вывод: личная год­ность общественного работника предполагает свободное раз­витие его личной внутренней жизни. Никогда еще рабы или люди, внешне дрессированные и «натасканные» на оп­ределенное дело, не были подлинно производительными и солидными верными работниками.
    Мы приходим к простому и, в сущности, общеизве­стному, тысячей исторических примеров подтвержденному выводу, с которым, однако, не хочет считаться социальный фанатизм: всякая подлинная вера — не только религиозная вера в специфическом смысле, но и нравственная вера как источник общественной деятельности, — возможна только на основе свободной личной духовной жизни, ибо единствен­ная почва, в которой она произрастает, есть последняя, таинственная, самопроизвольная глубина внутреннего суще­ства человека.
    Франк С. Л. Личная жизнь и социальное строительство//Семен Франк.
    Непрочитанное. — М., 2001. — С. 261—263.
    ИИ Вопросы и задания к источнику. 1)Почему, на ваш взгляд, про­блема «личной годности» не сводится лишь к обретению «техниче­ского умения»? Объясните причину изначальной ограниченности «технического умения». 2) Какие нравственные качества необходи­мы, на взгляд философа, для успешной деятельности? 3) Автор ут­верждает, что рабы или «натасканные» на определенное дело лю­ди не могут быть хорошими работниками. Подкрепите этот вывод примерами. 4) Что такое нравственная вера? Какова ее роль в осу­ществлении последовательной смысложизненной деятельности? Каковы, на ваш взгляд, опасности утраты нравственной веры?

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *