Почему нация представляет собой более высокую ступень развития этноса?

15 ответов на вопрос “Почему нация представляет собой более высокую ступень развития этноса?”

  1. Astaire Ответить

    
    1. Что определяет целостность этноса?
    Целостность этноса определяет язык, обычаи, традиции, ареал обитания, историческая наследственность. Этническая принадлежность передается «по наследству» от предков к потомкам.
    2. Каковы характерные черты нации?
    Нации представляют собой более высокую ступень самоорганизации и консолидации этноса. Они складываются в результате соединения, перемешивания, представителей различных племен и народностей. Современные нации формировались в период развития капиталистических отношений. Создание централизованных государств укрепляло хозяйственную общность и ускоряло формирование наций. Нация рассматривается в науке не просто как этническая общность, а как политическая, гражданская, территориальная общность, как сообщество граждан данного государства.
    3. В своей жизни вы всегда будете встречаться, общаться, работать, отдыхать, дружить, сотрудничать или соперничать с людьми самых разных национальностей. Согласны ли вы с утверждениями, что нет наций плохих или хороших, есть плохие или хорошие люди, а точнее – плохие или хорошие поступки; национальное происхождение не является ни достоинством, ни недостатком? Поясните свою точку зрения.
    Я считаю, что всех людей природа сотворила разными, но равными в своем достоинстве и правах и поэтому нет наций плохих или хороших, есть плохие или хорошие люди, а точнее – плохие или хорошие поступки, национальное происхождение не является ни достоинством, ни недостатком, это просто игра случая, судьбы.
    4. Проанализируйте основные причины межнациональных конфликтов. Какие существуют пути выхода из них? Приведите конкретные примеры, используя при этом материалы СМИ.
    Главной причиной межнациональных конфликтов являются внешние силы которые создав конфликт мешают этим странам выйти из зоны своего влияния. Решение конфликта зависит от разумных политиков конфликтующих сторон. А если таковых нет, то только от сверхдержавы которая и создала этот конфликт.
    5. Назовите основные положения Конституции Республики Беларусь, нацеливающие на гуманизацию межнациональных отношений.
    Статья 1. Конституции Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство. Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику. Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок.
    Статья 2. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией.
    Статья 3. Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией. Любые действия по изменению конституционного строя и достижению государственной власти насильственными методами, а также путем иного нарушения законов Республики Беларусь наказываются согласно закону.
    Статья 4. Демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан.
    Статья 5. Политические партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах. Политические партии и другие общественные объединения имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определенном законодательством. Запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.
    Статья 6. Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

  2. conquest5 Ответить

    Вопрос 1. Что такое нация? Как определяется национальность? Почему критикуют политику мультикультурализма?
    Нация — социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи.
    Нация – исторически сложившаяся часть человечества, объединенная устойчивой общностью языка, территории, экономической жизни и культуры.
    Национальность – принадлежность человека к определенной этнической общности людей, отличающейся особенностями языка, культуры, психологии, традиций, обычаев, образа жизни.
    Мультикультурализм — политика, направленная на сохранение и развитие в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология.
    Мультикультурализм противопоставляется концепции «плавильного котла», где предполагается слияние всех культур в одну. В качестве примеров можно привести Канаду, где культивируется подход к различным культурам как частям одной мозаики, и США, где традиционно провозглашалась концепция «плавильного котла», но в настоящее время более политкорректной признана концепция «салатницы».
    Мультикультурализм — один из аспектов толерантности, заключающийся в требовании параллельного существования культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом русле массовой культуры. Идея мультикультурализма выдвигается главным образом в экономически развитых странах Запада, где наблюдается значительный приток иммигрантов. В современной Европе Мультикультурализм предполагает прежде всего включение в её культурное поле элементов культур иммигрантов из стран «третьего мира».
    Критики мультикультурализма утверждают, что в итоге получается полное разрушение многовековых культурных устоев, развитых культурных традиций, так как подобное смешение всегда ведёт к усреднению. По их мнению, если низкий уровень культурного развития мигрантов несомненно повышается, то высокий уровень культуры целевой страны мультикультурализма неизменно падает.
    В 2010-е годы ряд лидеров европейских стран, придерживающихся правых, правоцентристских и консервативных взглядов, заявляли, что считают политику мультикультурализма в своих странах провалившейся.
    Критики мультикультурализма могут стоять на позиции культурно-социальной интеграции различных этнических и культурных групп в соответ­ствии с существующими законами и ценностями страны. Помимо этого, критики могут настаивать на ассимиляции различных этнических и культурных групп, приводящей в итоге к единой национальной идентичности.

    Вопросы и задания к документу

    Из Конституции Российской Федерации.
    Преамбула
    Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
    Статья 26
    1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принуждён к определению и указанию своей национальной принадлежности.
    2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
    Статья 29
    1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
    2. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
    Статья 68
    1. Государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык.
    2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.
    3. Российская Федерация гарантирует всем её народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
    Вопрос 1. Как в Преамбуле характеризуется народ, принявший данную Конституцию?
    Многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
    Вопрос 2. В каких положениях Преамбулы отражено понимание нации в этническом значении этого слова?
    Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принуждён к определению и указанию своей национальной принадлежности.
    Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
    Вопрос 3. В чём выражается гуманистический подход к межнациональным отношениям, реализованный в данном документе?
    Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.
    Вопрос 4. Какие проявления националистических взглядов запрещены в Конституции?
    Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
    Вопрос 5. Чем можно объяснить утверждение русского языка в качестве государственного?
    Государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык.
    Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.
    Государственный язык — предусмотренный Конституцией страны язык, используемый в законодательстве, делопроизводстве и судопроизводстве. Это язык, на котором государственная власть общается с гражданами.

    ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

    Вопрос 1. В каких двух значениях используется понятие «нация»? Какие признаки характерны для гражданской нации?
    Понятие «нация» используется сегодня в двух основных значениях. Первое связывает нацию с этносом. Греческое слово «этнос» означает «народ». Под этносом, по мнению ряда учёных, понимается исторически сложившаяся на определённой территории совокупность людей, обладающих общностью культуры, языка, а главное — сознанием своего единства.
    Нация складывается в течение длительного времени в результате сближения, «сплавления» представителей различных (родственных и неродственных) племён и народностей. Естественно, что понятие «нация», призванное отразить сложнейшие общественные процессы, выкристаллизовывалось также достаточно долго.
    В начале XX в. главными признаками нации считались общность языка, территории, экономической жизни, психологического склада. Современные учёные соглашаются с тем, что на этапе формирования нации эти признаки имеют большое значение. Вместе с тем единство нации может поддерживаться и общностью самосознания, духовных и культурных ценностей, а также исторической судьбы.
    Наряду с этнокультурным есть и иное понимание нации. Под нацией понимается культурно-политическая общность граждан определённого государства. Помимо некоторых культурных факторов (языка), нацию в таком понимании связывает принадлежность к одному государству. Именно в этом значении используется понятие гражданская нация.
    Употребляя понятие «нация», надо помнить об этих двух смыслах — этническом и общегражданском. В зависимости от контекста смыслы могут меняться. Например, в словосочетаниях «национальный гимн», «российский национальный оркестр» понятие «национальный» имеет общегражданский смысл, в словосочетаниях «национальная традиция», «национальный костюм» или «национальный танец» — этнический.
    Вопрос 2. Что такое толерантность в межнациональных отношениях?
    Толерантность – это готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей и организаций, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения или взгляды не разделяются, не одобряются и даже могут являться вредоносными для всех.
    Толерантность в межнациональных отношениях — это не просто терпимость к другой нации, а готовность понять другое мнение, не навязывая своих принципов, взглядов, убеждений по отношении к нации; умение найти компромисс, поэтому происходит двухсторонний процесс.
    Вопрос 3. Раскройте функции национального самосознания в формировании и сплочении в современной жизни нации.
    Функции исторической памяти и национального самознания в формировании и сплочении в современной жизни нации заключаются в том, что нация понимает культурное наследие своих предков и пытается продолжить их деятельность, брать с них пример или, наоборот, остерегаться их ошибок. У члена национального социума развивается патриотизм. В связи со всеми этими процессами развиваются культурная деятельность и образование государства.
    Вопрос 4. В чём заключается политика мультикультурализма? В чём вы видите её сильные и слабые стороны?
    Мультикультурализм — политика, направленная на сохранение и развитие в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология.
    Мультикультурализм противопоставляется концепции «плавильного котла», где предполагается слияние всех культур в одну. В качестве примеров можно привести Канаду, где культивируется подход к различным культурам как частям одной мозаики, и США, где традиционно провозглашалась концепция «плавильного котла», но в настоящее время более политкорректной признана концепция «салатницы».
    Мультикультурализм — один из аспектов толерантности, заключающийся в требовании параллельного существования культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом русле массовой культуры. Идея мультикультурализма выдвигается главным образом в экономически развитых странах Запада, где наблюдается значительный приток иммигрантов. В современной Европе мультикультурализм предполагает прежде всего включение в её культурное поле элементов культур иммигрантов из стран «третьего мира».
    Критики мультикультурализма утверждают, что в итоге получается полное разрушение многовековых культурных устоев, развитых культурных традиций, так как подобное смешение всегда ведёт к усреднению. По их мнению, если низкий уровень культурного развития мигрантов несомненно повышается, то высокий уровень культуры целевой страны мультикультурализма неизменно падает.
    В 2010-е годы ряд лидеров европейских стран, придерживающихся правых, правоцентристских и консервативных взглядов, заявляли, что считают политику мультикультурализма в своих странах провалившейся.
    Критики мультикультурализма могут стоять на позиции культурно-социальной интеграции различных этнических и культурных групп в соответствии с существующими законами и ценностями страны. Помимо этого, критики могут настаивать на ассимиляции различных этнических и культурных групп, приводящей в итоге к единой национальной идентичности.
    Вопрос 5. Каковы наиболее типичные причины межнациональных конфликтов?
    История межнациональных отношений переполнена проявлениями неприязни, непримиримости, нередко приводившей к конфликтам, порой трагическим. И сегодня, к сожалению, межнациональные конфликты не ушли в прошлое.
    В межнациональных столкновениях гибнут люди, уничтожаются материальные ценности. Причин тому много, и искать их следует не только в экономических проблемах, в безработице, в ухудшении экологической обстановки, в антидемократических законах и т. д. Особенно тяжёлые последствия вызывает подавление нации (ущемление прав людей по национальному признаку, преследование национальной религии, культуры, языка) или принижение её, пренебрежение национальными чувствами.
    Национальные чувства очень уязвимы. По наблюдениям психологов, проявления национальной вражды вызывают у людей состояние глубокого пессимизма, отчаяния, безысходности. Сознательно или бессознательно они ищут поддержку в национально близкой среде, полагая, что именно в ней обретут душевное равновесие и защиту. Нация как бы уходит в себя, замыкается.
    История свидетельствует, что в таких случаях нередко возникает желание найти виновного во всех бедах. А поскольку их глубинные причины часто остаются скрытыми от массового сознания, то главным виновником чаще всего представляются люди другой национальности, проживающие на данной или соседней территории. Постепенно складывается «образ врага» — опаснейшее социальное явление. (Подумайте над этими явлениями, сделайте выводы.)
    Вопрос 6. В чём опасность национализма?
    Разрушительной силой может стать и националистическая идеология. Национализм по-разному проявляет свою социально-политическую направленность. Так, движения, связанные с идеями национализма, возрождения своей нации, сыграли немаловажную роль в антиколониальной борьбе народов Америки, Африки, Азии.
    Однако, как свидетельствует исторический опыт, особенно опыт XX в., национализм из идеологии и политики борьбы против национального угнетения всё чаще превращается в утверждение словом и делом превосходства и даже исключительности «своей» нации.
    Своё крайнее выражение политика национализма получила в странах с фашистскими режимами. Человеконенавистническая идея «расового превосходства», искоренения «неполноценных» рас и народов вылилась в практику геноцида — истребления целых групп населения по национальному признаку.
    Вопрос 7. В чём суть гуманистического подхода к этническим проблемам?
    В толерантности, терпимости. Признании того, что у людей есть право жить по законам своего этноса, если это не противоречит условиям общежития и взаимоотношений с прочими этносами.

    ЗАДАНИЯ

    Вопрос 1. Как вы считаете, затрагивает ли проблема межнациональных отношений каждого из нас? Ответ аргументируйте.
    Затрагивает. Даже, если вы исключили для себя общение с инородцами, то, хотя бы, своим детям вы обязаны объяснить «кто есть кто», предупредить о возможных, вероятных негативных последствиях общения с теми, или иными представителями других национальностей.
    Людей много и проблема совместного проживания разных людей будет существовать всегда.
    Вопрос 2. Учёные утверждают: агрессивный национализм характерен для малообразованных слоёв населения и часто является способом самооправдания собственной неспособности к политическому мышлению. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Свой ответ подкрепите конкретными историческими примерами.
    Агрессивный национализм характерен не только для малообразованных слоев населения, но и для тех, кто взял на вооружение нацистскую идеологию. Причем в случае агрессивности малообразованных слоев населения их агрессия носит характер кратковременной вспышки, ибо им некогда агрессивничать так как заняты насущными проблемами. Если же целая нация вооружается агрессией, объявляя себя богоизбранными или арийцами, то в этом случае агрессию можно остановить лишь кардинальными и решительными действиями.
    Вопрос 3. В тексте Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» прочтите пункт 1 ст. 1. Подготовьте ответы на вопросы: 1) что согласно закону следует понимать под: а) экстремистской деятельностью, б) экстремистской организацией, в) экстремистскими материалами? 2) Какие действия в сфере национальных и межнациональных отношений закон относит к экстремистской деятельности?
    1) экстремистская деятельность (экстремизм):
    • насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
    • публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
    • возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
    • пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
    • нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
    • воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
    • воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
    • совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте “е” части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;
    • пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;
    • публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
    • публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
    • организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
    • финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг;
    2) экстремистская организация – общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности;
    3) экстремистские материалы – предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

  3. slanets Ответить

    
    Вопрос 1. Что в тексте Конституции нашей страны означают слова «многонациональный народ России»?
    Многонациональное государство или полиэтническое государство — государство, на территории которого проживают различные этносы — нации, народности, национальные и этнографические группы. Исторически многонациональные государства образовывались там, где государственное сплочение более или менее обширных территорий происходило до того, как начиналось формирование наций и развивались национальные движения (ряд стран Восточной Европы, в том числе Россия, и Азии), а также в ходе колониальной экспансии (страны Африки, где многие этносы были разделены границами между государствами); и в результате интенсивных миграций (например, США). Многонациональное государство состоит из более чем одной этнической группы, в отличие от этнически однородных обществ.
    Вопрос 2. Как определяется национальность человека? Являются ли синонимами слова «нация» и «национальность»? Почему возникают межнациональные конфликты? Как их предотвратить?
    Национальность — в современном русском языке термин, обозначающий принадлежность человека к определённой этнической общности.
    Нация — социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи. Существует два основных подхода к пониманию нации: как политической общности граждан определенного государства и как этнической общности (формой существования одного, либо нескольких совместно проживающих этносов) с единым языком и самосознанием.
    Непосредственная причина возникновения межнациональных конфликтов — расхождение и столкновение интересов субъектов межнациональных отношений (национально-государственных образований, наций, народностей, национальных групп). Конфликт возникает при непоследовательном и несвоевременном разрешении таких противоречий. Мощным катализатором развития конфликта является политизация национальных интересов, перекрещивание национального и государственного. Провоцируемый вплетением политических интересов в национальные конфликт достигает высшей стадии обострения, переходит в национальный антагонизм.
    Вопрос 3. Что такое нация? Каково соотношение понятий «нация» и «этнос»?
    Нация — социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи. Существует два основных подхода к пониманию нации: как политической общности граждан определенного государства и как этнической общности (формой существования одного, либо нескольких совместно проживающих этносов) с единым языком и самосознанием.
    Слово «нация» тоже нередко используется для обозначения этноса (в этом случае можно употреблять термин «этно-нация»). Однако правильнее словом «нация» (гражданская нация) обозначать всех граждан определённой страны, независимо от их этнических различий. Во многих странах проживают люди, принадлежащие к различным этническим группам.
    Вопрос 4. Каковы различные понятия национальной гордости?
    Национальная гордость — это патриотические чувства любви к своей родине и народу, осознание своей принадлежности к определенной нации, выражающееся в понимании общности интересов, национальной культуры, языка и религии.
    Национальная гордость – чувство, лежащее в основе сложного социально-психологического явления, в котором аккумулируется и проявляется весь спектр таких морально-психологических черт, как национальное достоинство, осознание исторического вклада своей нации, в частности, Н. г. предполагает высокую оценку своих национально-культурных ценностей.
    Национальная гордость — исполненность человека сознанием принадлежности к своей нации, неразрывной связи с ней, сопряженная с чувством любви к родному отечеству и пониманием святой, кровной ответственности за его судьбу.
    Вопрос 5. Какое значение имеют национальные традиции?
    Национальные традиции — сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности нации и прочно укоренившиеся в обыденном сознании правила, нормы и стереотипы поведения, формы общения людей.
    Людям любого народа присуще чувство национальной гордости. Но понимают национальную гордость по-разному. Например, лучшие представители русского народа всегда гордились творениями рук русских мастеров, выдающимися достижениями русской культуры, подвигами своих воинов на полях сражений. Национальная гордость лучших русских людей включала в себя уважение к национальным чувствам других народов, признание того, что и другие народы тоже имеют право на национальную гордость.
    В историческом прошлом разных народов были славные страницы. Достижения материальной и духовной культуры народа вызывают восхищение не только у людей, принадлежащих к данной нации, но и у представителей других наций. Но если в истории есть мрачные страницы, то и воспринимать их надо соответственно — с болью или негодованием, не скрывать «неудобные» факты исторического прошлого, а оценивать их так, как они того заслуживают.
    Исторический путь каждого народа объясняет возникновение национальных традиций и обычаев. У многих народов есть традиция гостеприимства. Сложилась традиция помощи другим народам, попавшим в беду.
    Вопрос 6. Почему все народы заинтересованы в сотрудничестве?
    Если народы будут сотрудничать это гарантирует маловероятность конфликтов между ними. а где нет конфликтов , там и войн нет. Тем более есть экономическая сторона вопроса. Взаимодействие между народами создают стабильную экономическую ситуацию и взаимную поддержку в экстренных случаях.
    Вопрос 7. В чём опасность межнациональных конфликтов?
    Стороны конфликта имеют сложную структуру. Нация или этническая группа не всегда выступает совокупным субъектом. Им может выступить отдельная личность, определенная организация или движение, которые берут на себя представительство нации или этнической группы. Люди не только не осуществляют свои национальные интересы, а теряют многое из того, что было, вплоть до прав человека и гражданина.
    Межнациональный конфликт имеет свои этапы, стадии механизмы развития и решения. Наибольшую опасность для общества представляют вооруженные конфликты.
    В многонациональном обществе конфликты неизбежны. Опасность не в них самих, а в способах их разрешения. Каждый межнациональный конфликт имеет свои временные рамки. В современном мире страны и народы так взаимосвязаны, что даже незначительные конфликты в одной стране могут служить зажигательной смесью для всего мирового сообщества, тем более в тех странах, как Российская Федерация, которые располагают ядерным оружием.
    Вопрос 8. Каким образом можно предотвратить межнациональные конфликты?
    От решения проблем межнациональных отношений в значительной мере зависят спокойствие и благополучие людей, судьба страны. Важно хорошо понимать, что обострение отношений между людьми разных национальностей опасно для общества, для каждой семьи, для каждого человека. Необходимо осуществлять меры по нормализации межнациональных отношений, решению накопившихся в этой области проблем.
    Многое зависит от каждого человека. Никто не должен мириться с проявлениями национальной розни в любой форме, с искусственным противопоставлением наций, с установкой на вытеснение одних наций другими. Эти проявления унизительны с точки зрения человеческого достоинства.
    Надо руководствоваться основополагающим критерием: каждый человек, к какому бы этносу он ни относился, должен чувствовать себя в любой части нашей страны равноправным гражданином, иметь возможность пользоваться всеми правами, гарантированными законом.
    Опыт человеческой цивилизации показывает, что национальные конфликты можно исключить или смягчить, соединяя принципы национально-территориальной и национально-культурной автономии. Большое значение имеют гарантии прав человека: права на национальное самоопределение, культурную автономию, свободу перемещения, экономическую и политическую защиту независимо от места проживания. Эти права нашли отражение в законодательстве Российской Федерации.
    Вопрос 9. Какие нормы по вопросам развития наций и национальных отношений содержатся в законах России?
    В Конституции РФ записано: «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принуждён к определению и указанию своей национальной принадлежности» (ст. 26). Национальное самоопределение означает, что сам человек может определить свою национальную принадлежность не по национальности родителей, а по самосознанию, по языку, на котором он всегда говорит и думает и который поэтому является для него родным; по традициям и обычаям, которые он соблюдает; по культуре, которая ему наиболее близка.
    Законы России провозглашают, что каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. С этой целью для детей из числа национальных меньшинств создаются школы – с преподаванием на родном языке.
    Вопрос 10. Найди в учебнике истории характеристику процесса складывания народностей. Какие народности, существовавшие в Древнем мире, в Средние века, тебе известны? Назови нации и народности, живущие в разных странах в наше время.
    Это время было наполнено бурными событиями: рождением и гибелью империй, походами завоевателей и народными восстаниями, рождением новых религий и учений.
    А что касается народов, населявших разные земли в средние века, то, их было множество, вот к примеру:
    1. Русь (русы, русины) – народ, давший своё имя первому государству восточных славян – Киевской Руси.
    2. Норманны, населявшие Западную Европу.
    3. Балты (или балтийские народы) – народы индоевропейского происхождения, носители балтийских языков, населявшие в прошлом территории современных балтийских государств.
    4. В тропических лесах Центральной Африки жили племена пигмеев, бушменов и другие. Они занимались охотой и собирательством.
    Народы Австралии и Океании
    Австралийцы, Кирибати, Маори, Микронезийцы, Науру, Новозеландцы, Норфолкцы, Папуасы, Полинезийцы, Таитяне, Токелау, Тувалу, Фиджийцы, Футуна, Яп
    Народы Азии
    Арабы, Армяне, Вьетнамцы, Грузины, Китайцы, Корейцы, Ливанцы, Малайцы, Монголы, Персы, Саудовцы, Татары, Узбеки, Филиппинцы, Японцы
    Народы Африки
    Банту, Берберы, Волоф, Египтяне, Зулу, Кабовердцы, Ливийцы, Марокканцы, Масаи, Пигмеи, Рунди, Суданцы, Туареги, Тунисцы, Южноафриканцы
    Народы Европы
    Англичане, Белорусы, Голландцы, Греки, Датчане, Испанцы, Итальянцы, Литовцы, Молдаване, Поляки, Португальцы, Русские, Финны, Французы, Шведы
    Народы Северной Америки
    Американцы, Ацтеки, Гаитийцы, Гондурасцы, Канадцы, Команчи, Кубинцы, Майя, Мексиканцы, Микмаки, Навахо, Панамцы, Сальвадорцы, Чироки, Ямайцы
    Народы Южной Америки
    Аргентинцы, Боливийцы, Бразильцы, Венесуэльцы, Гайанцы, Гвианцы, Гуарани, Индейцы, Карибы, Колумбийцы, Перуанцы, Суринамцы, Тукуна, Чилийцы, Эквадорцы
    Вопрос 11. Приведи примеры конфликтов между народами, угнетения одних народов другими в различные периоды истории.
    Конфликты: Греко-персидские войны; Пунические войны между Римом и Карфагеном.
    Угнетение: татаро-монгольское иго; завоевание персами Передней Азии; завоевание Испанией Мексики: оккупация Японией территорий Китая и Кореи.
    Вопрос 12. В притче давних времён рассказывается о двух враждовавших между собой племенах, живших на противоположных берегах реки. Случилось, что волшебник повстречал человека из одного племени и сказал ему: «Я дам тебе всё, что пожелаешь, при условии, что представитель племени, живущего на другом берегу, получит вдвое больше». И человек ответил: «Выколи мне один глаз». Ему хотелось, чтобы тот, из враждебного племени, потерял оба глаза.
    Подумай, о чём говорит эта притча. Объясни, как ты оцениваешь ответ человека волшебнику.
    Пусть мне будет плохо, тогда моему врагу будет еще хуже – это краткая характеристика этого человека. Он настолько ненавидит враждебное племя, что готов страдать, чтобы враг страдал вдвойне. Значит вражда и злоба этого человека – выше собственного счастья и здоровья. Вот о чем говорит эта притча, также эта притча свидетельствует о вражде между нациями испокон веков.
    Вопрос 13. Французский писатель В. Гюго сказал: «На свете нет малых народов. Величие народа вовсе не измеряется его численностью, подобно тому как величие человека не измеряется его ростом». Согласен ли ты с писателем? Покажи на примерах, что величие народа не зависит от его численности.
    Виктор Гюго обратил внимание на равноценность всех людей независимо от их национальной принадлежности, с этим согласен, но математически малые народы и низкорослые люди существуют.
    Вопрос 14. В нашей стране немало семей, где отец одной национальности, а мать — другой. Объясни, о чём свидетельствует этот факт. Предположи, как бы определили национальную принадлежность дети в этих семьях.
    О том, что наша страна многонациональная, смешанные браки привносят в нашу культуру множество различных изменений, делают её более яркой и интересной, а смешение крови, обновляет её.

  4. EvgeniyGAD Ответить

    Как правило, у каждого народа свой язык. Но из этого правила есть исключения. Испанцы, аргентинцы, кубинцы говорят на одном языке, но являются разными народами. А существование во Франции кроме французского еще четырех языков – бретонского, гасконского, провансальского и немецкого не помешало образованию единого французского народа. В Республике Беларусь два государственных языка – белорусский и русский.
    Развитие наций и национальных отношений.Современное человечество представлено примерно тремя тысячами различных наций и народностей. Большинство их них живут в многонациональных государствах. Благополучие, а нередко и сама жизнь людей во многом зависят от их способности к диалогу и взаимопониманию, от уважительного отношения к особенностям, обычаям, нравам, взглядам представителей других национальностей.
    Для каждой нации характерно наличие системы известных всем ее представителям традиционных форм поведения, бытовой символики, других элементов культуры, которые обеспечивают их взаимопонимание и сходство мировоззрения.
    В современном мире ни одна нация не может жить в полной изоляции и обязательно вступает в межнациональные отношения, устанавливает экономические, политические, идеологические, культурные, правовые связи с другими нациями. Эти связи могут быть стабильными (постоянными) и нестабильными (периодическими). Они могут основываться либо на соперничестве, либо на сотрудничестве, быть равноправными или же неравноправными.
    Примером сближения наций может служить Европейский союз (ЕС), объединяющий ныне 25 государств, народы которых говорят по меньшей мере на 40 языках. Введены единое европейское гражданство, единая валюта — евро, разработано единое европейское право. Верховенство европейского права над национальным признают все государства ЕС. На случай конфликтов, для ре­шения сложных проблем организована «третья власть» — Суд европейских сообществ, решения которого обязательны для всех государств ЕС. На постсоветском пространстве успешно функционируют такие объединения стран и народов, как Содружество независимых государств (СНГ), Европейско-азиатское экономическое сотрудничество (ЕврАзЭС).
    Национальное самосознание. Посредством самосознания нация определяет свои коренные интересы, цели и идеалы, свое место среди других народов и свое отношение к ним. Национальное самосознание базируется на исторической памяти и включает в себя оценку прошлого своей нации, а также ее современного состояния.
    Человек самостоятельно причисляет себя к той или иной национальности, исходя из владения языком, на котором он говорит и считает родным, приверженности традициям и обычаям, которые он соблюдает, культуре, которая ему близка.
    Людям присуще чувство национальной гордости. Но понимают они национальную гордость по-разному. Например, мы по праву гордимся культурными достижениями белорусского народа, однако при этом уважаем ценности и интересы других народов. Такой позиции противостоит другая: «Всё своё – хорошо, всё чужое – плохо». Люди, придерживающиеся такой позиции, готовы оправдывать хорошее и плохое, характеризующее прошлое и настоящее своего народа, и чернить историю и современную жизнь другого народа. Так возникают национальная рознь и конфронтация.
    Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Обращаясь к истории, мы видим, что за время существования наций и народностей отношения между ними нередко были напряженными, даже трагическими. К сожалению, межнациональные конфликты не ушли в прошлое. На Ближнем Востоке многие годы длятся вооруженные столкновения между арабами и израильтянами. На Балканах до сих пор идёт борьба между различными национальными общностями. Нередко возникают межнациональные конфликты в странах Азии и межплеменные – в Африке. В межэтнических столкновениях гибнут люди, уничтожаются материальные и духовные ценности.
    Причинами межнациональных конфликтов часто являются территориальные притязания, стремление той или иной нации создать собственную государственность либо изменить ранее установленные национально-территориальные границы. Конфликты порождаются также опасениями относительно того, что в результате притока иноязычного населения произойдет размывание коренного этноса. Крайне негативно сказываются на межнациональных отношениях ограничения в использовании национального языка, ущемление прав и свобод людей по национальному признаку.
    Национальные чувства очень уязвимы. Иногда истинные, глубинные причины происходящих негативных явлений (глобальные экономические процессы и вызванные ими снижение жизненного уровня, безработица и др.) не получают правильной оценки в массовом сознании; главным виновником изображают людей другой национальности, проживающих на данной или соседней территории.
    Движения, направляемые идеями национализма, сыграли важную роль в антиколониальной борьбе народов Африки и Азии. Однако, как свидетельствует исторический опыт XX в., национализм из идейного обоснования борьбы против национального угнетения все чаще превращается в утверждение превосходства и даже исключительности «своей» нации.
    Крайняя, агрессивная форма национализма –шовинизм.Исходя из убеждения в превосходстве своей нации, шовинисты присваивают себе вправо «поучать» другие нации, навязывать им свою культуру и политическую линию, стремятся к захвату чужих территорий. Предельным выражением такой политики является фашизм. Человеконенавистническая идея о существовании «неполноценных» рас и народов вылилась в практику геноцида — истребления целых групп населения по национальному признаку.
    Всеобщая декларация прав человека (1948), Хельсинский акт (1975), Парижская хартия (1990) провозглашают принцип равноправия наций и приоритет прав человека над правами нации и государства. Возникли авторитетные международные организации, осуществляющие контроль за соблюдением данных основополагающих правовых норм. Это — Комиссия ООН по правам человека, Комиссия ООН по предупреждению и защите меньшинств, Совет ООН по устранению расовой дискриминации, Гаагский международный суд и др.
    Гуманистический подход к этническим проблемам состоит в приверженности идее мира, признании прав и свобод человека важнейшей ценностью, поиске согласия по спорным межнациональным вопросам, а также в отказе от национального насилия во всех его видах и формах.
    В Конституции Республики Беларусь четко сформулированы гарантии прав лиц всех национальностей, а также запрет на разжигание национальной розни или национальную дискриминацию. Статья 50 Конституции гласит: «Оскорбление национального достоинства преследуется по закону. Каждый имеет право пользоваться своим родным языком, выбирать язык общения». В статье 14 говорится, что государство регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов.
    Каждый человек, к какой бы нации он ни относился, должен чувствовать себя равноправным гражданином Республики Беларусь, иметь возможность пользоваться всеми правами, гарантированными законом. Равенство наций и народов неразрывно связано с равенством людей независимо от их национальности. Это – непреложное требование гуманизма.
    Вопросы и задания.
    1. Что определяет целостность этноса?
    2. Каковы характерные черты нации?
    3. В своей жизни вы всегда будете встречаться, общаться, работать, отдыхать, дружить, сотрудничать или соперничать с людьми самых разных национальностей. Согласны ли вы с утверждениями, что нет наций плохих или хороших, есть плохие или хорошие люди, а точнее — плохие или хорошие поступки; национальное происхождение не является ни достоинством, ни недостатком? Поясните свою точку зрения.
    4. Проанализируйте основные причины межнациональных конфликтов. Какие существуют пути выхода из них? Приведите конкретные примеры, используя при этом материалы СМИ.
    5. Назовите основные положения Конституции Республики Беларусь, нацеливающие на гуманизацию межнациональных отношений.

  5. ashtrays Ответить

    Народности, оказавшиеся разделёнными на части госу­дарственными границами, могут дать начало нескольким нациям (португальцы и галисийцы, немцы и люксембурж-цы и др.). Древнерусская общность людей явилась единым корнем русской, украинской и белорусской народностей, сложившихся впоследствии в нации.
    Нация рассматривается в науке не просто как этниче­ское единство людей, а как политическая, гражданская, территориальная общность, как сообщество граждан данно­го государства, объединённых одним правлением.
    Как этническая, так и национальная принадлежность человека определяется прежде всего его самосознанием.
    Но если этническое самосознание зависит от происхождения человека, то национальное — от его включённости в на­циональную культуру и чувства причастности к ней. Порой этническое самосознание и национальное самосознание не совпадают. Попадая в новую этническую среду, например, в результате переезда в другую страну, люди не меняют своей этнической принадлежности. Но они могут либо сохранить свою национальную культуру и национальное самосозна­ние, либо ассимилироваться, т. е. освоить иную культуру и обрести новое национальное самосознание. В современных нациях много людей разного этнического происхождения — американские белорусы, обрусевшие немцы и т. д. Для обо­значения этнической принадлежности людей в наши дни пользуются термином «национальность», а понятие «на­ция» часто отождествляется с понятием «народ». Напри­мер, белорусская нация — это белорусский народ, объеди­няющий всех граждан нашей страны.
    Как правило, у каждого народа свой язык. Но из этого правила есть исключения. Испанцы, аргентинцы, кубинцы говорят на одном языке, хотя являются разными народами. А существование во Франции кроме французского ещё че­тырёх языков — бретонского, гасконского, провансальского и немецкого не помешало образованию единого француз­ского народа. В Республике Беларусь два государственных языка — белорусский и русский.
    Развитие наций и национальных отношений.Современ­ное человечество представлено примерно тремя тысячами различных наций и народностей. Большинство их них жи­вут в многонациональных государствах. Благополучие, а нередко и сама жизнь людей зависят от их способности к диалогу и взаимопониманию, от уважительного отношения к особенностям, обычаям, нравам, взглядам представителей других национальностей.
    Для каждой нации характерно наличие системы извест­ных всем её представителям традиционных форм пове­дения, бытовой символики, других элементов культуры, которые обеспечивают их взаимопонимание и сходство ми­ровоззрения.

    Современная Индия
    В современном мире ни одна нация не может жить в пол­ной изоляции и обязательно вступает в межнациональные отношения, устанавливает экономические, политические, идеологические, культурные, правовые связи с другими на­циями. Эти связи могут быть стабильными (постоянными) и нестабильными (периодическими). Они могут основывать­ся либо на соперничестве, либо на сотрудничестве, быть равноправными или же неравноправными.
    Примером сближения наций может служить Европей­ский союз (ЕС). На 1 января 2007 г. в него входило 27 госу­дарств, народы которых говорят по меньшей мере на 40 язы­ках. Введены единое европейское гражданство, единая ва­люта — евро, разработано единое европейское право. Вер­ховенство европейского права над национальным призна­ют все государства ЕС. На случай конфликтов, для реше­ния сложных проблем организована «третья власть» — Суд европейских сообществ, решения которого обязательны для всех государств ЕС. На постсоветском пространстве успеш­но функционируют такие объединения стран и народов, как


    Заседание Международной организации труда
    Ансамбль «Песняры», 1977 г.
    Содружество независимых государств (СНГ), Европейско-Азиатское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).
    Национальное самосознание.Посредством самосознания нация определяет свои коренные интересы, цели и идеалы, собственное место среди других народов и отношение к ним. Национальное самосознание базируется на историче­ской памяти и предполагает оценку прошлого своей нации, а также её современного состояния.
    Человек самостоятельно причисляет себя к той или иной национальности исходя из владения языком, на котором он говорит и считает родным, приверженности традициям и обычаям, которые он соблюдает, культуре, которая ему
    близка.
    Людям присуще чувство национальной гордости, но по­нимают они её по-разному. Например, мы по праву гордим­ся культурными достижениями белорусского народа, одна­ко при этом уважаем ценности и интересы других народов. Такой позиции противостоит другая: «Всё своё — хорошо, всё чужое — плохо». Люди, придерживающиеся такой точ­ки зрения, готовы восхвалять хорошее и оправдывать пло­хое, характеризующее прошлое и настоящее своего народа,
    и чернить историю и современную жизнь другого народа. Так возникают национальная рознь и конфронтация.

  6. billibons79 Ответить

    Прочитайте текст и выполните задания 1, 2.
    В 70-е гг. XX в. в связи с расовыми и национальными движениями стали появляться новые объяснительные концепции этничности. Теория «плавильного котла», которая представляла «ассимиляторское» направление в оценке этнических взаимодействий, стала заменяться концепцией так называемого «салата». В «салате» же при общей консистенции сохраняется и каждый ингредиент (составляющая). Какой же это ингредиент? Политический психолог Дж. Дэвис, развивая этот подход, писал о потребностях, которые побуждают людей к равенству, достоинству. Этническая группа способна поддержать людей в реализации таких потребностей, мобилизовывать на их осуществление. Согласно конструктивистскому подходу к пониманию этнической общности, порождаемое на основе дифференциации культур этническое чувство и формулируемые в его контексте представления и «доктрины» представляют собой интеллектуальный конструкт писателей, учёных, политиков. С позиций конструктивизма В.А. Тишков формулирует понимание народа (этнической общности) как группы людей, члены которой разделяют общее название и элементы культуры, имеют представление об общем происхождении и историческую память, обладают чувством солидарности. Широкое распространение образования и средств массовой информации позволило передавать их идеи самым широким массам. Ключевую роль в мобилизации членов этнической группы на коллективные действия во имя политических или социальных целей играют лидеры, которые нередко преследуют собственные цели и совсем не всегда выражают волю народов.
    Этническую мобилизацию объясняют также потребностью в изменении социальной стратификации (стремлением подняться в высшие слои общества), в разделении рынка, для чего требуется участие во власти. Поэтому данное направление в объяснении этничности называют также гедонистическим. Для этносоциологов важным в подходах к пониманию этничности было: признание сторонниками всех подходов решающей роли этнической идентичности для самовыделения группы и для выделения ее другими, равно как и для деятельности людей в этнической сфере; формирование идей инструменталистской концепции, позволяющих сделать социально-психологические подходы к объяснению этничности понятными этнологам и другим обществоведам; обоснование в конструктивистском подходе роли идеологий и идеологов в формировании этнической солидарности.
    (По Л. М. Дробижевой)
    1. Какие два подхода к пониманию этноса указывает автор? Дайте их краткую характеристику.
    2. Укажите любое определение нации. Почему нацию называют высшей формой этноса?
    Ответом к заданиям 3, 4 является слово (словосочетание) или развёрнутый ответ.
    3. Укажите любые три причины межнациональных конфликтов.
    4. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда.
    Исторический путь, язык, нация, территория, культура.
    Укажите обобщающее слово.
    Ответы на самостоятельную работу по обществознанию Этнос и нация. Межэтнические отношения и национальная политика 11 класс
    1 вариант
    1.
    Три подхода: примордиалистский, инструменталистский и конструктивистский.
    Характеристики
    Примордиалисты подчёркивают в этничности глубокую аффективную привязанность людей. Понимание этничности как средства для достижения групповых интересов, мобилизации в политической борьбе стало называться инструменталистским. Конструктивисты широко и специфическим образом иллюстрируют образование традиций.
    2.
    Три формы этноса: род, племя, народность, нация.
    Определение
    Нация — это исторически сложившаяся общность людей на основе общности территории, экономического уклада, языка, культуры, проявляющихся в общегражданском сознании и самосознании.
    3.
    Две формы взаимодействия: Интеграция и дифференциация.
    Примеры
    Экономическое и политическое сотрудничество стран ЕС — яркий пример международной интеграции.
    Образование в конце XX века новых европейских государств иллюстрирует тенденцию к дифференциации.
    2 вариант
    1.
    Два подхода:
    1) Понимание народа (этнической общности) как группы людей, члены которой разделяют общее название и элементы культуры, имеют представление об общем происхождении и историческую память, обладают чувством солидарности.
    2) Этническую мобилизацию объясняют также потребностью в изменении социальной стратификации (стремлением подняться в высшие слои общества), в разделении рынка, для чего требуется участие во власти. Поэтому данное направление в объяснении этничности называют также гедонистическим.
    2.
    Определение
    Нация — это исторически сложившаяся общность людей на основе общности территории, экономического уклада, языка, культуры, проявляющихся в общегражданском сознании и самосознании.
    Ответ на вопрос
    Предполагает национальную самоидентификацию, понимание исторической миссии и роли в мировой истории своей нации.
    3.
    Три причины: территориальные, экономические, культурно-языковые и т.д.

  7. alexfmn Ответить

    В результате изучения главы студент должен:
    знать содержание понятий “племя – народность – нация”, принципы соотнесения временной триады с формационной схемой развития общества, примеры противоречий определений исторических типов этнических общностей с содержательными характеристиками формаций;
    уметь устанавливать соотношение форм проявления этничности с основными социально-экономическими формациями;
    владеть навыками анализа приемственности и противоречий между различными взглядами ученых на причины эволюции исторических типов этнических общностей.

    Племя, народность, нация – содержание понятий

    Концепция исторических типов этнических общностей – племени, народности и нации – разрабатывалась советскими этнографами, в основном, в 1960–1980-х гг. Основным ее обоснованием было представление, что если человечество, которое состоит из этносов, развивается, то характер этничности должен изменяться вместе с социально-экономическим развитием общества. В качестве его основных этапов марксизм выделял так называемые общественно-экономические формации – первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую с разделением последней на социалистическую и собственно коммунистическую стадии. Соответственно им должно изменяться состояние этноса, что подразумевало изменение его признаков. В результате сформулирована была концепция триады “племя – народность – нация” как восходящих уровней развития этничности.
    Племя – состояние этноса, характерное для первобытнообщинного, догосударственного строя. Племени присущи следующие признаки. Во-первых, общность территории, ресурсы которой принадлежат только его членам. Границы территории специально не обозначались, но были хорошо известны и представителям самого племени и соседним племенам. Нарушение их каралось смертью. Во-вторых, у племени был свой диалект. Предполагалось, что для первобытных народов характерна лингвистическая непрерывность, при которой диалекты соседних племен были близки, но чем дальше племенные территории находились друг от друга, тем все более увеличивалось различие, так что, в конечном счете, диалекты становились взаимонепонимаемыми. В-третьих, признаком племени была эндогамия. Она была очень строгой, и браки с представителями других племен находились под жесточайшим запретом.
    Народность представляет собой следующий после племени этап развития этноса. Она характерна для государственных обществ, стоящих на уровне рабовладельческого и феодального строя, в условиях сформировавшейся государственности. Как и для племени, для народности характерна общность территории, но если границы племен складывались исторически и почти не изменялись, то при существовании государственности в результате войн и других исторических событий, они подвержены изменению. А это нередко влечет изменение этнических территорий, вызываемых занятием этносом, нередко насильственным, соседних земель или вынужденным уходом его со своей территории. Монолитность этнических территорий, находящихся в рамках одной государственности, уменьшается, поскольку идет процесс взаимопроникновения представителей этносов, входящих в ее состав.
    Другим признаком народности является общность языка, который обычно формируется в условиях существования государств и, следовательно, использования письменности, ее формирующийся язык обретает литературную форму. А это сглаживает диалектные различия, язык становится более монолитным, исчезает лингвистическая непрерывность.
    Еще одним признаком народности является общность культуры. В условиях племенного строя культуры соседних племен, как и диалекты, очень схожи. Для народностей культурное различие, как и языковое, выступает четко. Этому способствуют государственные границы, которые затрудняют контакты между группами населения, проживающими по обе их стороны. Своеобразие народности проявляется как в традиционной (народной) культуре – в типах поселений и жилищ, одежде, пище, обрядовой жизни, так и в профессиональной – литературе, архитектуре, живописи. Что касается эндогамии, то она, хотя и сохраняется, но только в виде тенденции. Поскольку этнические границы в пределах одной государственности теряют строгость, то и межэтнические браки становятся нередким явлением.
    Обычно народность образуется в результате объединения родственных в языковом и культурном отношении племен, например, древнерусская народность образовалась путем слияния полян, древлян, вятичей и других восточнославянских племенных образований. Но народность может сформироваться из этнически разнородных групп населения. Так, английская народность образовалась из местных англосаксов и завоевавших Англию в XI в. норманнов. Сформировавшаяся народность, обычно, стремится к созданию своего политического образования, поэтому названия многих государств происходят от названия народов. Не всегда образование народности на базе племенных групп ведет к исчезновению последних. В земледельческой среде племенные различия стираются, действительно, довольно быстро, так, в составе древнерусской народности они исчезли в XII в. Однако у кочевников-скотоводов племенной строй держится гораздо дольше, например, у казахов, киргизов и ряда других этносов Средней Азии он сохранялся и в XX в.
    Нация – высшая ступень развития этноса. Этот исторический тип этнической общности появляется в условиях капитализма. При образовании нации к признакам народности (общность территории, языка и культуры) добавляется еще два признака – общность хозяйственных связей и особенности национального характера. Экономические отношения индустриального общества еще более тесным образом связывают членов этноса в единое целое. Нации могут образовываться либо из соответствующих народностей, например, русская народность трансформировалась в нацию, либо этому процессу сопутствует объединение нескольких народностей, в частности, при образовании французской нации слились северофранцузская и провансальская народности.
    В целом, в теории советской этнографии этнос рассматривался как видовое понятие, а племя, народность и нация – как родовые, отражающие стадии его исторического развития.

  8. ruslennox Ответить

    Прочитайте текст и выполните задания 21—24.Национальные отношения, т.е. отношения людей в общности, называемой нацией, или другие этнонациональные отношения, не существуют отдельно от государства или параллельно с ним. Национальные и этнонациональные отношения так или иначе опосредуются государством и образуют единое политическое целое.
    Распространены три основных подхода к пониманию нации: политико-правовой, социокультурный и биологический. При политико-правовом подходе под нацией понимается согражданство, т.е. сообщество граждан того или иного государства. В международном праве, когда говорят о нациях, имеют в виду именно политические, нации, которые на международной арене выступают как «национальные» государства.
    При социокультурном подходе упор делается на общности языка, культуры, религии, традиций, обычаев большой группы людей, образующих нацию. Это позволяет рассматривать нацию как общность людей, для которых характерны общность духовной культуры, исторического развития, поведенческих стереотипов, бытового образа жизни. Следует иметь в виду, что нация представляет собой также и субъективный феномен сознания и самосознания.
    Э. Геллнер, известный исследователь феномена нации, отмечал: «Два человека принадлежат к одной нации, если и только если они признают принадлежность друг друга к этой нации. Иными словами, нации создаёт человек; нации – это продукт человеческих убеждений, пристрастий и наклонностей».
    Большинство стран мира понимание нации основывают на первых двух подходах. При всем их различии у них есть общее – отрицание кровного родства как определяющего нациообразующего принципа.
    Третий подход к пониманию нации, биологический, как раз и основан на признании кровной общности главной доминантой нации.
    (Ю.В. Ирхин, В.Д. Зотов, Л.В. Зотова)

  9. karpala Ответить

    Народ — определённая группа людей, отличающаяся общностью ряда признаков — языка, культуры, территории, религии, исторического прошлого и т. д.
    Народность — историческая общность людей, возникающая из отдельных племён при распаде родоплеменных отношений, на ранней стадии феодализма, основанного на натуральном хозяйстве, до возникновения прочных экономических связей и единой экономики. Характеризуется единством языка, территории, обычаев и культуры. Более высокой ступенью развития общества является народ. Нация (от лат. natio — племя, народ) — социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность людей, сложившаяся в результате становления государства, фаза развития этноса (по ступеням: род – племя – народность – народ – нация) , в которой данный конкретный этнос обретает суверенитет и создает собственную полноценную государственность. Может рассматриваться как форма этнической жизни индустриальной эпохи.
    Национальность — принадлежность индивида к определенной этнической группе.
    Этнос (от греч. — народ) — исторически образовавшаяся группа людей, объединённая общими языковыми и культурными признаками. Синонимы — народ, племя.

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *