Почему не надо делать с ребенком уроки?

19 ответов на вопрос “Почему не надо делать с ребенком уроки?”

  1. Ledi Medi Ответить

    Родители уже давно окончили школу. Теперь учатся дети. Школа – это зона их ответственности. Даже если речь идет о первоклассниках.
    Впрочем, в каком бы классе ни учился школьник, начало учебного года – самое время перестать воспринимать его как малыша и делегировать ему право самому собирать рюкзак и делать домашнюю работу.
    Конечно, в первое время возможны и двойки, и замечания. Но рано или поздно школьник поймет, что учится он сам, а не мама или бабушка.

    Учеба — не вся жизнь. Берегите нервы

    Сколько семейных драм происходит из-за учебы. А повзрослевшие дети чуть не до старости вспоминают, как мама или папа просиживали с ними до ночи над математикой и – заставляли, заставляли, заставляли…
    Но школа – это лишь один из этапов в жизни. И она не должна становиться между родителями и детьми. Если же все одиннадцать лет стоять над ребенком, то ему не привить интерес к знаниям. Таким способом можно только отбить у детей желание учиться и разрушить с ними отношения.

    Вы растите безответственного исполнителя

    Тотальный контроль за домашними заданиями поможет вырастить несамостоятельную личность, которая делает все по указке, которой легко манипулировать. Такой ребенок будет хорошим исполнителем, но не научится принимать решения и брать на себя ответственность. В том числе – и за невыученный урок.
    Это очень важный воспитательный момент, когда ребенок что-то не приготовил, получил двойку и сделал соответствующие выводы. Причем не делать за него домашнее задание – не значит полностью самоустраниться. Можно проверить выполненное, можно и нужно помочь разобраться в сложном вопросе. Дальше – пусть он сам.
    В противном случае ребенок так никогда и не научится решать задачи и писать сочинения. А двойка – всего лишь оценка, часто субъективная. Все же важны не оценки, а знания. Можно ходить с ребенком в музеи, на выставки, покупать настольные игры, которые покажут, что каких-то знаний ему не хватает, и воспитают желание узнавать новое.

    Лучше в детстве научиться распределять время и нагрузку

    У современных детей часто складываются сложные отношения с временем. Они его «не чувствуют» – ведь расписание составлено учителями и родителями. Взрослые же и следят, чтобы оно выполнялось. В итоге ребенок корпит над уроками до ночи не потому, что задано слишком много, а потому что не умеет правильно распределить время.
    Помощь родителей в этом случае – медвежья услуга. Готовы ли они и в институте писать за своего ребенка рефераты, курсовые, диплом? Там ведь тоже очень много задают.
    Чтобы ребенок научился правильно делать уроки, нужны не надзирающие родители, а стол, стул и будильник. На домашнюю работу по каждому предмету отводится не более получаса. Не успел – все равно переходит к следующему заданию. Так школьник научится распределять время.
    Если же эта проблема возникает у всего класса, значит, нужно обратиться к классному руководителю и, может, даже к директору, чтобы они пересмотрели нагрузку.

    Вы сэкономите время для себя

    Когда ребенок самостоятельно делает уроки, у родителей появляется масса свободного времени. Наверняка они найдут на что потратить пару часов, которые раньше проводились над тетрадками.
    Со временем при правильной организации домашней работы освободятся вечера и у школьника. И появится время на прогулки. А вот разговоры на тему «Ты сделал уроки?» останутся в прошлом.

  2. Purewalker Ответить

    Александр Ахавьев
    Александр Верин
    Александр Вяткин
    Александр Грибакин
    Александр Костин
    Александр Морсин
    Александр Попов
    Александр Потянихин
    Александр Сульдин
    Александр Шерудило
    Александр Шпак
    Александр Шпак, Даниил Сухоручко, Даниил Юсупов
    Александра Адова
    Александра Бочкарева
    Александра Любимова
    Александра Максимова
    Александра Медведенко
    Александра Шангареева
    Алексей Гамзов
    Алексей Денисов
    Алексей Протасов
    Алексей Фазлеев
    Алексей Шилов
    Алексей Яковлев
    Алёна Храпач
    Алена Цыплакова
    Алена Черниченко
    Алёна Шейкина
    Алена Шилова
    Алесандр Попов
    Алина Бондарчук
    Алина Каюкова
    Алина Кравченко
    Алина Литвинова
    Алина Собенина
    Алина Шмидт
    Алиса Мосина
    Алия Дубирова
    Алла Вертковская
    Анастасия Ваганова
    Анастасия Горячева
    Анастасия Громадская
    Анастасия Евсеенко
    Анастасия Калачикова
    Анастасия Карамурзова
    Анастасия Крамаренко
    Анастасия Леонтьева
    Анастасия Могилевская
    Анастасия Павлова
    Анастасия Порфирьева
    Анастасия Стебунова
    Анастасия Усова
    Анастасия Штайнер (Беленкова)
    Анатолий Локоть
    Анатолий Локоть, мэр Новосибирска
    Ангелина Анучина
    Андрей Курдюков
    Андрей Урюпин
    Анжела Грушецкая
    Анжелика Гамаюнова
    Анна Богарт
    Анна Братушкина
    Анна Буянова
    Анна Выприцкая
    Анна Гурьянова
    Анна Дюкарева
    Анна Игнатьева
    Анна Кондратенко
    Анна Крафт
    Анна Кузьменкова
    Анна Макаева
    Анна Овчинникова
    Анна Перепелюк
    Анна Петрова
    Анна Полковникова
    Анна Протоковило
    Анна Сукнева
    Антон Лопанин
    Арина Барсукова
    Арина Каренина
    Арина Чирко
    Артём Болтенков
    Артем Старостин
    Артем Шернев
    Артем Шершнев
    Богдан Щерб
    Вадим Виленский
    Вадим Полянский
    Валентина Дашкова
    Валентина Игнатикова
    Валерия Ветошкина
    Валерия Дарьина
    Васиий Акимов
    Василий Акимов
    Василина Конюхова
    Вера Васильева
    Вера Сабанцева
    Вера Сальницкая
    Вероника Иванова
    Вероника Иванова. Александр Вяткин
    Вероника Новикова
    Вероника Потянихина
    Виктория Иванова
    Виктория Малькова
    Виктория Мирошниченко
    Виктория Перязева
    Виктория Скурнягина
    Виола Янголь
    Виталий Диденко
    Владимир Жирнов
    Владимир Киселёв
    Владимир Павлов
    Владислав Карезин
    Владислав Миронов
    Владислав Шубин
    Владислава Шандараева
    Вячеслав Варфоломеев
    Вячеслав Горчаков
    Вячеслав Ткаченко
    Георгий Андреев
    Город молодых
    Городская волна
    Даниил Сухоручко
    Даниил Сухоручко, Даниил Юсупов
    Дарья Бакулина
    Дарья Гладилина
    Дарья Гревцова
    Дарья Рукавицына
    Дарья Савченко
    Дарья Симонова
    Дарья Смольянинова
    Денис Каркавин
    Денис Кудерин
    Диана Фледан
    Дмитрий Ерыкалов
    Дмитрий Неволин
    Дмитрий Сердцев
    Дмитрий Тростников
    Дмитрий Уткин
    Евгений Ларин
    Евгений Сумароков
    Евгений Юматов
    Евгений Ющенко
    Евгения Баранская
    Евгения Былина
    Евгения Карманова
    Екатерина Ожигова
    Екатерина Гринченко
    Екатерина Давыдова
    Екатерина Демчук
    Екатерина Еремина
    Екатерина Кологривова
    Екатерина Кузнецова
    Екатерина Любченко
    Екатерина Макаркина
    Екатерина Морозова
    Екатерина Ожигова
    Екатерина Соболь
    Екатерина Ясинская
    Елена Богатырева
    Елена Богатырева?
    Елена Богданова
    Елена Дубынина
    Елена Жукова
    Елена Кадникова
    Елена Кожина
    Елена Логинова
    Елена Логинова, Наталья Кузьмина
    Елена Налобина
    Елена Отмахова
    Елена Синельникова
    Елена Фаламеева
    Елена Фокина
    Елизавета Подтуркина
    Елизавета Шестера
    Ефим Нешевец
    Зульфия Мишарова
    Иван Колодеев
    Иван Конобеев
    Иван Проскурин
    Иван Разумовский
    Иван Рыльский
    Иван Стагис
    Игорь Новиков
    Игорь Савичев
    Игорь Смольников
    Игорь Эклер
    Илья Мамаев
    Ира Савёлова
    Ирина Андриянова
    Ирина Горох
    Ирина Иванова
    Ирина Игошева
    Ирина Силачева
    Ирина Томилина
    Катерина Морозова
    Кирилл Дворецкий
    Кирилл Кудряшов
    Кирилл Наконечный
    Константин Нарыков
    Константин Покровский
    Кристина Берлизова
    Кристина Дручинина
    Кристина Риско
    Кристина Сысоева
    Ксения Ануфриева
    Ксения Блажиевская
    Ксения Евдокимова
    Ксения Каргальцева
    Ксения Кислощаева
    Ксения Климина
    Ксения Леонова
    Ксения Сьянова
    Ксения Фролова
    Лада Белокопытова
    Лариса Горбачева
    Лариса Сокольникова
    Лев Левин
    Лейла Егорова
    Лидия Захарова
    Лилиана Дудник
    Лилия Радченко
    Максим Иванов
    Максим Кошмарчук
    Маргарита Брижан
    Маргарита Громоздина
    Маргарита Тельнова
    Марина Аверина
    Марина Бартенева
    Марина Девицкая
    Марина Кирьенко
    Марина Редкозубова
    Мария Евсеенко
    Мария Кормильцева
    Мария Рихель
    Мария Родионова
    Мария Черешнева
    Мария Черешнева?
    Матвей Нешевец
    Михаил Якимов
    Михаил Якимов, Александр Потянихин
    Михаил Якимов, Вероника Иванова
    Надежда Силютина
    Наталия Башинская
    Наталия Лавриченко
    Наталия Терещенко
    Наталья Ананьева
    Наталья Грешнова
    Наталья Калмыкова
    Наталья Квашина
    Наталья Кочкина
    Наталья Кривоногова
    Наталья Кузьмина
    Наталья Моисеева
    Наталья Резник
    Наталья Соколовская
    Наталья Струкова
    Наталья Супранова
    Наталья Халина
    Никита Манько
    Никита Манько. Елена Кожина
    Николай Копалов
    Николай Петров
    Нина Киндирова
    Новосибирские новости
    Оксана Караульных
    Оксана Крючкова
    Оксана Фолина
    Олег Лукин
    Олег Максимов
    Олеся Парахина
    Ольга Андреева
    Ольга Загоруйко
    Ольга Золотухина
    Ольга Кротова
    Ольга Маховская
    Ольга Михайлова
    Ольга Мошкарёва, педагог-психолог высшей категории
    Ольга Правосудова
    Ольга Федина
    Павел Афонасьев
    Павел Куцев
    Павел Тиунов
    Полина Ванькова
    Полина Карпович
    Полина Михайлова
    Понамарёва Татьяна
    пресс-центр мэрии Новосибирска
    Регина Крутоус
    Роман Ромишевский
    Светлана Воронцова
    Светлана Одаренко
    Светлана Скобелева
    Светлана Сорокина
    Сергей Петрачков
    София Романенко
    Софья Монакова
    Станислав Шуберт
    Станислав Якушевич
    Тарас Криворучко
    Татьяна Беленкова
    Татьяна Жукова
    Татьяна Кияева
    Татьяна Клюкина
    Татьяна Куранова
    Татьяна Медникова
    Татьяна Парцвания
    Татьяна Тюрганова
    Ульяна Головко
    Ульяна Лисман
    Федор Григорьев
    Храпач Алёна
    Чингис Бальбаров
    Эльмира Веселова
    Юлия Алексеева
    Юлия Алецкая
    Юлия Бардадын
    Юлия Баскаль
    Юлия Бизимова
    Юлия Дороденко
    Юлия Жумакбаева
    Юлия Кудинова
    Юлия Кузьмина
    Юлия Кутуева
    Юлия Лавринова
    Юлия Латыпова
    Юлия Устинова
    Юлия Хотяновская
    Юлия Чепурова
    Юлия Шмырина
    Юрий Землянов
    Юрий Мясников
    Юрий Шишков
    Яков Хейфиц
    Яна Бондарь
    Яна Лившиц
    Яна Лифшиц

  3. оТкРоЙ гЛаЗкИ я Не В тВоЕй СкАзКе Ответить

    Часто родители жалуются на то, что ребёнку «ничего не надо», он забросил школу и уроки, махнул на всё рукой. В этом случае уроки с ним делать бесполезно. Сначала надо разобраться с мотивацией. В зависимости от причин, решения могут лежать в самых разных сферах — от визита к врачу до смены школы или формы обучения. Помощь подействует только тогда, когда будет, кому помогать. Если главный работник спит, а вы таскаете кирпичи, — это не называется помощью.
    В некоторых случаях проблема в нас. Если ребёнок спокойно, без катастрофы, учится в своём темпе (три-четыре с минусом), а мы насильно тащим его к звёздам — может быть, стоит пересмотреть свои желания. Помогать ребёнку с уроками — значит не делать за него, а именно помочь справиться самостоятельно.

    3. Разобраться, в чём проблема

    Итак, я точно знаю, что моему ребёнку нужна помощь. Ему трудно усваивать материал. Он расстраивается по поводу учёбы или уже махнул на себя рукой («я тупой»), смотрит в книгу и видит фигу. Я хочу ему (ей) помочь. Для этого мне надо искать и находить ключики от его мозга — это самое важное. Нужно всматриваться в тетрадки, вслушиваться в ошибки и учиться понимать, как думает мой ребёнок. Не сравнивать его с тем, как надо, а понимать реальность.

    Например, моя дочь не могла понять задачки на движение по течению и против течения. Выяснилось, что она плохо представляет себе, что вода в реке может двигаться. Когда я объяснила, что «это как лента в супермаркете», дело пошло. Мы представили заводную машинку, которая ездит по этой ленте взад и вперёд.
    Дроби мы учили на арбузах, которые делят мальчики. Арбузы всегда в числителе, а мальчики — в знаменателе. Например, если арбуз один, а мальчиков двое, то каждому достанется одна вторая арбуза.
    Технических приёмов очень много. Некоторые описаны в книгах и методических пособиях, другие родитель изобретает сам по ситуации. Подумайте о разных каналах восприятия и способах, которые его облегчают: зрение, слух, движение, ритм, рисование, декламация… Лепить буквы из пластилина? Раскрашивать таблицу умножения? Рассказывать её как стихи, петь, прыгать, хлопать?
    Если трудности в обучении значительные, искать ключ от мозга особенно полезно. Потому что на самом деле плохих учеников нет — есть те, про которых никто не знает, как их научить.

    4. Учить материал по частям

    Часто родитель бесится потому, что ребёнок не в силах усвоить всю мысль, которую ему предлагают, сразу. В таком случае надо это осознать, разбить мысль на части и скормить ребёнку по кусочкам.
    Для этого надо совершить переворот в своём сознании. Нам кажется, что пятью три равно трижды пять — и это очевидно. Но ребёнку может потребоваться много раз считать клеточки в прямоугольнике, рисовать ряды точек и складывать три раза по пять и пять раз по три, чтобы этот факт уместился у него в голове.

    Это как с младенцем. Легко понять, что кусочек пищи достаточно маленький: ребёнок не выплюнул, а начал жевать. Чаще всего «трудные» ученики могут усваивать информацию только маленькими порциями и по ступенькам.

    5. Признать и принять свои чувства

    Вот теперь про «бесит». Наши основные отрицательные эмоции, связанные с учёбой ребенка: стыд за него («Как так, мой — и хуже других!»); родительское чувство вины («Я что-то не так делаю…»); страх за будущее («Пропадёт, ничего не добьётся, под забором будет лежать!»). Их надо осознать и чувствовать в свободное время, а не когда мы делаем вместе уроки.
    Если стыд, страх и вина зашкаливают, попробуйте:
    просто поиграть и пообщаться с ребёнком в ситуации, когда его слабых мест не видно;
    попросить его о помощи в том, что он умеет делать хорошо.
    вспомнить о его сильных сторонах;
    разрядить обстановку — поговорить о чём-то хорошем или нейтральном, выпить чаю с печеньем.
    Моя дочь, когда мы учились вместе, находилась в состоянии адаптации к семье и не принимала меня как родителя. Поэтому снимать напряжение приходилось очень часто. Это касается и следующего пункта.

    6. Понять, что чувствует ребёнок, и помочь ему

    У «трудных» учеников много трудных чувств. Например, они любят прикинуться дурачками, чтоб от них отстали. Их самолюбие уже под плинтусом. Учёба для них — стресс. А ещё мозги кипят и устают от непривычных усилий. И собственная тупость злит. И хочется рыдать от безнадёги.

  4. Анжелка Ответить

    Фактрум публикует советы известного психолога Михаила Лабковского о том, как позволить ребенку учиться самостоятельно и сохранить с ним теплые отношения.

    У ребенка обязательно должно быть личное свободное время, когда он НИЧЕГО не делает: от 2 до 4 часов в день. Тревожные амбициозные родители детей заорганизовывают. Кружки, секции, языки… Это слишком большая нагрузка для ребенка.
    В отношениях со школой и педагогами нужно быть на стороне своего ребенка. Берегите детей. Не бойтесь плохих оценок. Бойтесь довести до отвращения к школе и учебе вообще.
    Российские родители ориентированы на оценки. Это ещё с советских времен. Например, в моем классе учились два чеха и один поляк. После одной серьезной контрольной на собрании все НАШИ родители спрашивали про оценки и только чехи и поляки спрашивали что-то вроде: «Как он себя чувствовал? Он волновался?» И это правильно.
    Помните, если ваш ребенок не в состоянии делать уроки сам — у этого всегда есть причина. Лень тут ни при чем. Такой категории, как лень, в психологии вообще не существует. Лень всегда раскладывается на отсутствие мотивации и воли.
    Среди причин, по которым ребенок не делает уроки сам, может быть что угодно: повышенное внутричерепное давление, гипертонус, психологические проблемы, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность). И, вместо того чтобы тратить свои вечера на совместное сидение над учебниками — лучше попробовать определить эту причину и работать над ее устранением.
    Семейные ценности должны быть на первом месте, а оценки — на втором.
    Психика у подростков и без того обострена, а месяцы подготовки к ГИА и ЕГЭ становятся по-настоящему черными временами для семьи: всех преследуют неврозы и депрессии, они провоцируют истерики, болезни, чуть ли не суициды.
    Как избежать всего этого кошмара или хотя бы минимизировать последствия?
    Я думаю — стоит сосредоточиться на любви и вечных ценностях.
    Подумать о том, что довольно скоро, когда все оценки и экзамены сотрутся из памяти, будет важно только одно — не утратили ли вы близость, доверие, понимание, дружбу со своим ребенком…
    Ведь можно получить пятерку и потерять дочь. Сдать ЕГЭ, «поступить сына в институт», но уже не восстановить былых отношений.
    Читайте также: Детей нужно учить, как думать, а не что

  5. Mazushakar Ответить

    Школьная жизнь идет своим чередом: дети пишут первые контрольные, родительские чаты кипят. И многие благие намерения мам накануне учебного года — не собирать ребенку портфель, не отчитывать за плохие оценки — разбиваются в условиях постоянного стресса, который приносит в семью школа. Но если педагог Дима Зицер и психолог Андрей Максимов считают, что со школой что-то не так, психолог Михаил Лабковский убежден: бог с ней, со школой, — это не самое главное в жизни.
    Первое и самое главное: делать уроки с ребенком не надо! Собирать с ним портфель не надо! Спрашивать “как там, в школе?” не надо. Вы и отношения портите, и результат только отрицательный. Вам что, с ним больше поговорить не о чем?
    У ребенка обязательно должно быть личное свободное время, когда он ничего не делает: от двух до четырех часов в день. Тревожные амбициозные родители детей заорганизовывают. Кружки, секции, языки… И получают детские неврозы и все, что к ним прилагается.
    В отношениях со школой и педагогами вы должны быть на стороне своего ребенка. Берегите детей. Не бойтесь плохих оценок. Бойтесь довести до отвращения к школе и учебе вообще.
    Школьные оценки против отношений ребенка с родителями
    Российские родители ориентированы на оценки в школе. Это еще с советских времен. Например, в моем классе учились два чеха и один поляк. После одной серьезной контрольной на собрании все “наши” родители спрашивали про оценки и только чехи и поляки спрашивали что-то вроде: “Как он себя чувствовал? Он волновался?”. И это правильно.
    Трудно сказать, у кого больше психологических проблем — у отличника или у двоечника. Отличники, которые берут усердием и “высиживают” свои пятерки, — тревожные дети с пониженной самооценкой.
    Если ваш ребенок не может самостоятельно делать уроки, у этого всегда есть причина. Лень тут ни при чем. Такой категории, как “лень”, в психологии вообще не существует. Лень всегда раскладывается на отсутствие мотивации и воли.
    Среди причин, по которым ребенок не делает уроки сам, может быть что угодно: повышенное внутричерепное давление, гипертонус, психологические проблемы, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность). И вместо того, чтобы тратить вечера на совместное сидение над учебниками, лучше попробовать определить эту причину и работать над ее устранением.
    Есть родители, которые хотят вырастить ответственных, самостоятельных, успешных детей.
    И бывают родители, цель которых — тотальный контроль над ребенком, а уж каким он там вырастет, не так и важно — главное, чтобы не срывался с поводка.
    Как часто из-за тревоги по поводу оценок буквально рушатся семьи, крушатся отношения, родители и дети оказываются разъединены, иногда навсегда.
    Психика у подростков и без того обострена, а месяцы подготовки к ГИА и ЕГЭ становятся по-настоящему черными временами для семьи: всех преследуют неврозы и депрессии, они провоцируют истерики, болезни, чуть ли не суициды. Как избежать всего этого кошмара или хотя бы минимизировать последствия?
    Я думаю, сосредоточиться на любви и вечных ценностях. Подумать о том, что довольно скоро, когда все оценки и экзамены сотрутся из памяти, будет важно только одно — не утратили ли вы близость, доверие, понимание, дружбу со своим ребенком…
    Ведь можно получить пятерку и потерять дочь. Сдать ЕГЭ, “поступить сына в институт”, но уже не восстановить отношений.
    Зачем ребенок ходит в школу
    Лекции о воспитании детей, советы психологов и педагогов по поводу отношений в семье эффективны и имеют смысл исключительно в том случае, если и сами родители психологически благополучны или хотя бы стабильны.
    Будучи несчастными людьми, вы никак не сможете так выстроить отношения с ребенком, чтобы он был счастлив. А если счастливы родители, то специально и делать ничего не надо.
    Многие считают, что у них, родителей, все нормально, а проблемы только у их детей. И удивляются, когда в одной семье вырастают два совершенно разных ребенка: один уверенный в себе, успешный, отличник боевой и политической, а другой — закомплексованный неудачник, вечно ноющий или агрессивный. А ведь это значит, что дети по-разному ощущали себя в семье и кому-то из них не хватило внимания. Кто-то был более чувствительным и больше нуждался в любви, а родители этого не заметили.
    Как вы общаетесь с ребенком в его детстве, так он будет обращаться с вами в вашей старости.
    Когда у вас рождается ребенок, вы считаете это чудом, вы счастливы, что стали родителями, делаете все, чтобы ребенку было хорошо, радуетесь общению с ним, восхищаетесь каждой мелочью… Но вот ему исполняется 6 или 7 лет, и между вами и ребенком встает школа.
    Будто в дом приходит военком и выдергивает дитя из семьи. Хотя, что, собственно, происходит такого страшного? Ну, надо ему ходить в школу, получать знания по мере сил, общаться, взрослеть. Зачем же позволять этому естественному процессу разобщать вас? Школа меньше, чем жизнь, и ее надо вывести за рамки ваших отношений с ребенком.
    Школа должна научить не столько математике и литературе, сколько самой жизни. От школы важно получить не столько теоретические знания, сколько практические навыки: умение общаться, строить отношения, отвечать за себя — свои слова и поступки, решать свои проблемы, договариваться, распоряжаться своим временем. Именно эти навыки позволяют уверенно чувствовать себя во взрослой жизни и зарабатывать себе на жизнь.
    Чрезмерные переживания ребенка из-за плохих оценок — это только зеркало реакции взрослых. Если родители спокойно реагируют на двойку или неудачи в спорте, еще на какие-то сбои, если родители улыбаются, говорят “Мой хороший, не расстраивайся”, то и ребенок спокоен, стабилен, обязательно выравнивается в учебе и находит дело, где у него все получается.
    Вы постареете — как они жить-то будут?
    Если в начальной школе ваш ребенок не справляется с программой (некоторые репетиторов нанимают уже в первом классе), если вам приходится подолгу сидеть с ребенком над уроками — проблема не в ребенке, а в школе, гимназии, лицее. Эти заведения работают исключительно на амбициях родителей и заботятся не о детях, а о собственном престиже и стоимости своих услуг. Сложнее — не значит лучше! Ребенок не должен переутомляться, пытаться догнать программу, составленную педагогами, которым непрерывно требуется помощь родителей, репетиторов, интернета и т.д.
    В первом классе на подготовку домашнего задания должно уходить от 15 до 45 минут. Иначе вы все долго не выдержите.
    Наказывать детей можно и иногда даже необходимо. Но нужно четко разделять ребенка и его поступок. Например, вы заранее договорились, что до вашего прихода с работы он сделает уроки, поест и уберет за собой. И вот вы приходите домой и видите картину: кастрюля с супом стоит нетронутая, учебники явно не открывались, на ковре бумажки какие-то валяются, а дите сидит носом в планшете.
    Главное в этот момент не превращаться в фурию, не орать про то, что “у всех дети как дети”, и про то, какой он бессовестный мучитель, безответственный урод и что из него вырастет ноль без палочки.
    Без малейшей агрессии вы подходите к ребенку. Улыбаясь, обнимаете его и говорите: “Я тебя очень люблю, но планшета ты больше не получишь”. Можно еще выдать телефон Nokia старого образца. Без всякого интернета.
    А орать, оскорблять, обижаться и не разговаривать — вот этого не надо. Ребенок наказан отъемом гаджетов.
    Не надо за детей проживать их жизнь, решать, что им делать и что нет, решать за них их проблемы, давить на них своими амбициями, ожиданиями, указаниями. Вы же постареете, как они сами жить-то будут?
    Во всем мире учиться в университеты поступают только самые умные и самые богатые. Остальные идут работать, искать себя и зарабатывать на высшее образование. А у нас что?
    Если ребенка постоянно опекают, он не знает, что такое нести ответственность за свои поступки, остается инфантильным и падким на любую возможность нарушить запрет.
    Я против постоянного пристального контроля. Ребенок должен быть уверен, что в семье его любят, уважают, с ним считаются и ему доверяют. Вот в этом случае он не свяжется с “плохой компанией” и избежит многих соблазнов, перед которыми не могут устоять сверстники с напряженной ситуацией в семье.
    Когда я работал в школе, то в День знаний говорил, что учиться надо хотя бы потому, что за работу головой платят во много раз больше, чем за физический труд. И что, выучившись, вы сможете работать и получать деньги за то, что сами любите делать.
    Бардак в комнате подростка соответствует его внутреннему состоянию. Так внешне выражается хаос в его душевном мире. Хорошо еще, если он моется… Требовать “навести порядок” можно, только если вещи ребенка валяются за пределами его комнаты.
    Воспитывать — не значит объяснять, как надо жить. Это не работает. Дети развиваются только по аналогии. Что можно, а что нельзя, как надо и как лучше не поступать, дети понимают не из слов родителей, а исключительно из их поступков. Проще говоря, если отец говорит, что пить вредно, а сам не просыхает — существует много шансов, что сын станет алкоголиком. Это самый яркий пример, но более тонкие вещи дети улавливают и перенимают не менее чутко.
    Если ребенок пытается манипулировать взрослыми — у него просто невроз. И надо искать его причину. Здоровые люди не манипулируют — они решают свои проблемы, действуя прямолинейно.
    Ребенок должен ощущать, что родители — это добрые, но сильные люди. Которые могут его защитить, могут ему в чем-то отказать, но всегда действуют в его интересах и, главное, очень его любят.
    Из книги “Хочу и буду”
    Михаил Лабковский
    Авторская статья

  6. Bagrel Ответить

    Уроки с ребенком делать не надо – 2
    +T –
    Лекции о воспитании детей, советы психологов и педагогов по поводу отношений в семье эффективны и имеют смысл исключительно в том случае, если сами родители психологически благополучны или хотя бы стабильны.
    — БУДУЧИ НЕСЧАСТНЫМИ людьми, вы никак не сможете так выстроить отношения с ребенком, чтобы он был счастлив. А если счастливы родители, то специально и делать ничего не надо.
    — Многие считают, что у них, родителей, все нормально, а проблемы только у их детей. И удивляются, когда в одной семье вырастают два совершенно разных ребенка: один уверенный в себе, успешный, отличник боевой и политической, а другой – закомплексованный неудачник, вечно ноющий или агрессивный. А ведь это значит, что дети по-разному ощущали себя в семье, и кому-то из них не хватило внимания. Кто-то был более чувствительным и больше нуждался в любви, а родители этого не заметили.
    Следить за тем, чтобы ребенок был одет, обут и накормлен – это забота, а не воспитание. К сожалению, многие родители уверены, что заботы достаточно.
    — КАК ВЫ ОБЩАЕТЕСЬ с ребенком в его детстве, так он будет обращаться с вами в вашей старости.
    — Когда у вас рождается ребенок, вы считаете это чудом, вы счастливы, что стали родителями, делаете все, чтобы ребенку было хорошо, радуетесь общению с ним, восхищаетесь каждой мелочью… Но вот ему исполняется 6 или 7 лет, и между вами и ребенком встает школа. Будто в дом приходит военком и выдергивает дитя из семьи. Хотя, что собственно, происходит такого страшного? Ну, надо ему ходить в школу, получать знания по мере сил, общаться, взрослеть. Зачем же позволять этому естественному процессу разобщать вас? Школа меньше, чем жизнь, и ее надо вывести за рамки ваших отношений с ребенком.
    Школа должна научить не столько математике и литературе, сколько самой жизни. От школы важно получить не столько теоретические знания, сколько практические навыки: умение общаться, строить отношения, отвечать за себя – свои слова и поступки, решать свои проблемы, договариваться, распоряжаться своим временем… Именно эти навыки помогают уверенно чувствовать себя во взрослой жизни и зарабатывать себе на жизнь.
    — ЧРЕЗМЕРНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ребенка из-за плохих оценок – это только зеркало реакции взрослых. Если родители спокойно реагируют на двойку или неудачи в спорте, еще на какие-то сбои, если родители улыбаются, говорят: «Мой хороший, не расстраивайся», то и ребенок спокоен, стабилен, обязательно выравнивается в учебе и находит дело, где у него все получается.

    — Если в начальной школе ваш ребенок не справляется с программой (тут говорят, уже репетитора наняли в первом классе), если вам приходится подолгу сидеть с ребенком над уроками – проблема не в ребенке, а в школе. Гимназии, лицее. Эти заведения работают исключительно на амбициях родителей и заботятся не о детях, а о собственном престиже и стоимости своих услуг. Сложнее – не значит лучше! Ребенок не должен переутомляться, пытаться догнать программу, составленную педагогами, которым непрерывно требуется помощь родителей, репетиторов, интернета и т.д. В первом классе на подготовку домашнего задания должно уходить от 15 до 45 минут. Иначе вы все долго не выдержите.
    — НАКАЗЫВАТЬ ДЕТЕЙ МОЖНО и иногда даже необходимо. Но нужно четко разделять ребенка и его поступок. Например, вы заранее договорились, что до вашего прихода с работы он сделает уроки, поест и уберет за собой. И вот вы приходите домой и видите картину: кастрюля с супом стоит нетронутая, учебники явно не открывались, на ковре бумажки какие-то валяются, а дите сидит носом в планшете.
    Главное в этот момент не превращаться в фурию, не орать про то, что «у всех дети как дети» и про то какой он бессовестный мучитель, безответственный урод и что из него вырастет ноль без палочки.
    Без малейшей агрессии вы подходите к ребенку. Улыбаясь, обнимаете его и говорите: «Я тебя очень люблю, но планшета ты больше не получишь». Можно еще выдать телефон nokia типа фонарик. Безо всякого интернета.
    А орать, оскорблять, обижаться и не разговаривать – вот этого не надо. Ребенок наказан отъемом гаджетов.

    — КАРМАННЫЕ ДЕНЬГИ должны быть у ребенка уже лет с 6-ти. Не крупные, но регулярно выдаваемые суммы, которыми он распоряжается сам. И очень важно, чтобы деньги не стали инструментом для манипуляции. Не надо контролировать, на что ребенок их тратит, и ставить сумму траншей в зависимость от его успеваемости и поведения.
    — Не надо за детей проживать их жизнь, решать, что им делать и что нет, решать за них их проблемы, давить на них своими амбициями, ожиданиями, указаниями. Вы же постареете, как они сами жить-то будут?
    — Во всем мире учиться в университеты идут только самые умные и самые богатые. Остальные идут работать, искать себя и зарабатывать на высшее образование. А у нас что?
    — ЕСЛИ РЕБЕНКА ПОСТОЯННО ОПЕКАЮТ – он не знает, что такое нести ответственность за свои поступки, остается инфантильным и падким на любую возможность нарушить запрет.
    — Я против постоянного пристального контроля. Ребенок должен быть уверен, что в семье его любят, уважают, с ним считаются и ему ДОВЕРЯЮТ. Вот в этом случае он не свяжется с “плохой компанией” и избежит многих соблазнов, перед которыми не могут устоять сверстники с напряженной ситуацией в семье.
    — Когда я работал в школе, то в День знаний говорил, что учиться надо хотя бы потому, что за работу головой платят во много раз больше, чем за физический труд. И что выучившись, вы сможете работать и получать деньги за то, что сами любите делать.
    — БАРДАК В КОМНАТЕ ПОДРОСТКА соответствует его внутреннему состоянию. Так внешне выражается хаос в его душевном мире. Хорошо еще, если он моется… Требовать «навести порядок» можно только, если вещи ребенка валяются за пределами его комнаты.

    — ВОСПИТЫВАТЬ – НЕ ЗНАЧИТ ОБЪЯСНЯТЬ, как надо жить. Это не работает. Дети развиваются только по аналогии. Что можно, а что нельзя, как надо и как лучше не поступать дети понимают не из слов родителей, а исключительно из их поступков. Проще говоря, если отец говорит, что пить вредно, а сам не просыхает – существует много шансов, что сын станет алкоголиком. Это самый яркий пример, но более тонкие вещи дети улавливают и перенимают не менее чутко.
    Говорить с детьми надо о жизни вообще, а не о том, как НАДО жить. Если же родитель может говорить с ребенком только о проблемах – у него проблема.
    — Если ребенок пытается манипулировать взрослыми – у него просто невроз. И надо искать его причину. Здоровые люди не манипулируют – они решают свои проблемы, действуя прямолинейно.
    — В разговоре с ребенком (и не только) не критикуйте его, не трогайте его личность, не выходите за рамки анализа его поступков. Говорите не о нем, а о себе. Не «ты – плохой», а «я думаю, ты плохо поступил». Используйте формулировки: «Мне не нравится когда ты…», «Мне не нравится когда ты…», «Мне бы хотелось, чтобы…»
    Поменьше критики, побольше конструктива и позитива.
    — Ребенок должен ощущать, что родители – это добрые, но сильные люди. Которые могут его защитить, могут ему в чем-то отказать, но всегда действуют в его интересах и, главное, очень его любят.

  7. BUZ Ответить

    Почему не надо делать уроки с ребенком
    19

    У ребенка обязательно должно быть личное свободное время, когда он НИЧЕГО не делает: от 2 до 4 часов в день. Тревожные амбициозные родители детей заорганизовывают. Кружки, секции, языки… Это слишком большая нагрузка для ребенка.
    В отношениях со школой и педагогами нужно быть на стороне своего ребенка. Берегите детей. Не бойтесь плохих оценок. Бойтесь довести до отвращения к школе и учебе вообще.
    Российские родители ориентированы на оценки. Это еще с советских времен. Например, в моем классе учились два чеха и один поляк. После одной серьезной контрольной на собрании все НАШИ родители спрашивали про оценки и только чехи и поляки спрашивали что-то вроде: «Как он себя чувствовал? Он волновался?» И это правильно.
    Помните, если ваш ребенок не в состоянии делать уроки сам — у этого всегда есть причина. Лень тут ни при чем. Такой категории, как лень, в психологии вообще не существует. Лень всегда раскладывается на отсутствие мотивации и воли.
    Среди причин, по которым ребенок не делает уроки сам, может быть что угодно: повышенное внутричерепное давление, гипертонус, психологические проблемы, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность). И, вместо того чтобы тратить свои вечера на совместное сидение над учебниками — лучше попробовать определить эту причину и работать над ее устранением.
    Семейные ценности должны быть на первом месте, а оценки — на втором.
    Психика у подростков и без того обострена, а месяцы подготовки к ГИА и ЕГЭ становятся по-настоящему черными временами для семьи: всех преследуют неврозы и депрессии, они провоцируют истерики, болезни, чуть ли не суициды.
    Как избежать всего этого кошмара или хотя бы минимизировать последствия?
    Я думаю — стоит сосредоточиться на любви и вечных ценностях.
    Подумать о том, что довольно скоро, когда все оценки и экзамены сотрутся из памяти, будет важно только одно — не утратили ли вы близость, доверие, понимание, дружбу со своим ребенком…
    Ведь можно получить пятерку и потерять дочь. Сдать ЕГЭ, поступить в институт, но уже не восстановить былых отношений.

  8. thedeaper Ответить


    Публикуем советы известного психолога Михаила Лабковского о том, как позволить ребенку учиться самостоятельно и сохранить с ним теплые отношения.
    У ребенка обязательно должно быть личное свободное время, когда он НИЧЕГО не делает: от 2 до 4 часов в день. Тревожные амбициозные родители детей заорганизовывают. Кружки, секции, языки… Это слишком большая нагрузка для ребенка.
    В отношениях со школой и педагогами нужно быть на стороне своего ребенка. Берегите детей. Не бойтесь плохих оценок. Бойтесь довести до отвращения к школе и учебе вообще.
    Российские родители ориентированы на оценки. Это еще с советских времен. Например, в моем классе учились два чеха и один поляк. После одной серьезной контрольной на собрании все НАШИ родители спрашивали про оценки и только чехи и поляки спрашивали что-то вроде: «Как он себя чувствовал? Он волновался?» И это правильно.
    Помните, если ваш ребенок не в состоянии делать уроки сам — у этого всегда есть причина. Лень тут ни при чем. Такой категории, как лень, в психологии вообще не существует. Лень всегда раскладывается на отсутствие мотивации и воли.
    Среди причин, по которым ребенок не делает уроки сам, может быть что угодно: повышенное внутричерепное давление, гипертонус, психологические проблемы, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность). И, вместо того чтобы тратить свои вечера на совместное сидение над учебниками — лучше попробовать определить эту причину и работать над ее устранением.
    Семейные ценности должны быть на первом месте, а оценки — на втором.
    Психика у подростков и без того обострена, а месяцы подготовки к ГИА и ЕГЭ становятся по-настоящему черными временами для семьи: всех преследуют неврозы и депрессии, они провоцируют истерики, болезни, чуть ли не суициды.
    Как избежать всего этого кошмара или хотя бы минимизировать последствия?
    Я думаю — стоит сосредоточиться на любви и вечных ценностях.
    Подумать о том, что довольно скоро, когда все оценки и экзамены сотрутся из памяти, будет важно только одно — не утратили ли вы близость, доверие, понимание, дружбу со своим ребенком…
    Ведь можно получить пятерку и потерять дочь. Сдать ЕГЭ, «поступить сына в институт», но уже не восстановить былых отношений.

  9. Куратор Анна Ответить


    Публикуем советы известного психолога Михаила Лабковского о том, как позволить ребенку учиться самостоятельно и сохранить с ним теплые отношения.
    У ребенка обязательно должно быть личное свободное время, когда он НИЧЕГО не делает: от 2 до 4 часов в день. Тревожные амбициозные родители детей заорганизовывают. Кружки, секции, языки… Это слишком большая нагрузка для ребенка.
    В отношениях со школой и педагогами нужно быть на стороне своего ребенка. Берегите детей. Не бойтесь плохих оценок. Бойтесь довести до отвращения к школе и учебе вообще.
    Российские родители ориентированы на оценки. Это еще с советских времен. Например, в моем классе учились два чеха и один поляк. После одной серьезной контрольной на собрании все НАШИ родители спрашивали про оценки и только чехи и поляки спрашивали что-то вроде: «Как он себя чувствовал? Он волновался?» И это правильно.
    Помните, если ваш ребенок не в состоянии делать уроки сам — у этого всегда есть причина. Лень тут ни при чем. Такой категории, как лень, в психологии вообще не существует. Лень всегда раскладывается на отсутствие мотивации и воли.
    Среди причин, по которым ребенок не делает уроки сам, может быть что угодно: повышенное внутричерепное давление, гипертонус, психологические проблемы, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность). И, вместо того чтобы тратить свои вечера на совместное сидение над учебниками — лучше попробовать определить эту причину и работать над ее устранением.
    Семейные ценности должны быть на первом месте, а оценки — на втором.

  10. MaGa_RuLiT Ответить

    Мне не хочется делать уроки с ребенком. Со мной что-то не так?
    Приходится смириться с неизбежным — уроки с ребёнком делать трудно, неприятно, иногда невыносимо. В какие-то моменты это сильно напоминает ад. Выдохнем, господа: то, что родителю не удается сделать уроки спокойно и в полной гармонии с собой и своим ребенком, — нормально.
    Об этом единодушно твердят наши эксперты:
    Ирина Млодик Наталья Лобанова Аглая Датешидзе Алена Сверба
    Почему же так трудно?
    Причин масса, и в каждом конкретном случае может быть как одна, так и целый комплекс.
    Ирина Млодик: «Трудно потому, что это не наше дело. При совместном приготовлении уроков на нашу родительскую роль накладывается не свойственная нам учительская. Ребенку трудно воспринимать нас — то ли как родителей, то ли как учителей. Это рождает у него много сопротивления, а у нас, как следствие, появляется раздражение на его сопротивление».
    Алена Сверба: «Совместное приготовление уроков — единственное время дня, которое большинство родителей проводит вместе с ребенком. Подсознание выстаивает картинку — мы мило, гармонично и с пользой проводим совместное время. Идиллический образ разбивается о реальность, это бесит».


    Алена Сверба: «Родитель — профессионал, он состоялся, ходит на работу, общается с друзьями, его уважают, к нему прислушиваются, а ребенок чихать хотел на важный статус и не спешит слушаться — это выводит из равновесия».
    Жару поддают и дети.
    Аглая Датешидзе: «С учителем — чужим, хоть и значимым человеком — ребенку свойственно соглашаться, делать то, о чем его просят. А родитель — свой, родной, ему можно посопротивляться, выдать то напряжение, которое накопилось в школе».
    Алена Сверба: «Ребенок бессознательно понимает, что уроки — это единственное время дня, которое он проводит вместе с родителем, вовлеченным и заинтересованным, так продлим же удовольствие, сделаем маму или папу еще вовлеченнее и еще глубже погрузим в пучину знаний».

    Кроме причин, лежащих на поверхности, есть фоновые процессы, которые существенно отягощают и без того нелегкое дело совместного приготовления уроков.
    Алена Сверба: «Ребенок воспринимается взрослым как нарциссическое расширение — то, чем можно/нужно гордиться, предъявлять социуму, с помощью чего поддерживать образ успешного родителя. Самый простой маркер — оценки. Какой вопрос задают взрослые при встрече? «Ну, как он у вас закончил четверть?», и в голове родителя закреплен стереотип: он плохо учится, значит, я плохой родитель. Это только злит и мешает при выполнении уроков.
    Наталья Лобанова: «Сознание тревожного родителя наводнено фантазиями: «надо максимально быть включенным в учебу ребенка, чтобы никто не понял, что я плохой родитель»; «если я сейчас не включусь, то он, ребенок, что-то упустит, с чем-то не справится, и это нарастет как снежный ком — во век потом не разгребешь»; «уроки делать не хочется, но надо, иначе что подумает учитель и другие родители про моего ребенка и вообще нашу семью»».

    Наталья Лобанова: «В родителе поселилось недоверие: я не верю ребенку и сомневаюсь, что он справится. Когда родитель не доверяет, он, включаясь в процесс, концентрируется на недочетах и ошибках, они кажутся больше, чем есть на самом деле. Такой родитель подсознательно ищет подтверждение своему недоверию. И если ребенок допускает случайную ошибку, слишком тревожный родитель только получает лишнее для себя подтверждение — делать уроки надо!».
    Аглая Датешидзе: «Если родителю уж совсем тошно делать уроки с детьми, то неплохо бы вспомнить, что такого гадкого произошло в собственной ученической биографии, возможно, именно там прячутся какие-то секреты и закопаны тяжелые воспоминания, которые мешают в настоящем».
    Все эти факторы подпитывают внутренний конфликт: откровенно говоря, уроки с ребенком я делать не хочу, но обстоятельства меня заставляют, социум и учитель требуют, я не могу отпустить ситуацию, а потому сильно злюсь.
    Так надо или не надо делать уроки с ребенком?
    Один из рабочих советов психологов: не вмешивайтесь, либо делайте это, но очень органично, ювелирно.
    Легко сказать!
    Представим идеальную ситуацию: в школу идет подготовленный по разным параметрам ребенок. Это означает, что он
    достаточно социализирован — умеет общаться, вступает в диалог, не боится коллектива;
    готов интеллектуально — есть определенный набор мыслительных операций, благодаря которым он может учиться;
    готов психофизиологически — вынослив, способен концентрировать внимание;
    в достаточной степени у него развита познавательная активность — ребенок хочет идти учиться.

    Такому подготовленному к школе ребенку помощь в домашнем задании не нужна. В течение 2-3-х месяцев он сориентируется, и если возникнут трудности в учебе, сам подойдет за помощью к старшим. Может пригодиться лишь незначительная поддержка.
    В реальности же большой процент детей не готовы к школе, не оттого, что они плохие, а потому что развитие идет у всех по-разному и в разные сроки. И тогда требуется бoльшая включенность родителя в процесс.
    Аглая Датешидзе объясняет: «Я не сторонник фанатизма, не вижу смысла разделять на белое и черное. Важно исходить из ситуации. Возможно, в какой-то момент у ребенка сложности, и нужно посидеть вместе и помочь подготовить уроки, но только затем, чтобы научить опираться на себя и затем отпустить. Если же сложности возникают системно, то возникает вопрос: “Зачем нам эта ситуация, которая втягивает всю семью в процесс, насколько мы как родители хотим быть втянутыми в бесконечный процесс приготовления уроков и правильно ли мы рассчитали силы, выбира школу?”».

    Наталья Лобанова утверждает: «Задача родителей — занять поддерживающую позицию, а не спасающую и не контролирующую, но с учетом способностей ребенка. Важно увидеть эти особенности ребенка, понять тонкие и слабые места, чтобы поддержать там, где требуется, но не учиться вместо. Если вы поймали себя или кого-то из окружающих на фразах «Я пошла в 1 класс», «Нам задали», «Уроки мы приготовили», то это звоночек — родитель берет ответственность за ребенка».
    Ирина Млодик предостерегает: «Не создавайте ситуацию, в которой хотя бы на время ребенок теряет родителя и получает раздраженного учителя в одной взрослой фигуре. Редкий родитель может сохранять спокойствие, видя, как ребенок ошибается или «тупит», а попросту сопротивляется родительскому давлению. Ребенок так и будет сопротивляться, пока не поймет, что уроки — это его дело, и оценки — естественные последствия того, как он справлялся с заданием. Соревнующийся не понятно с кем родитель, который хочет отличных оценок (не понятно кому при этом поставленных), отнимает у ребенка организаторскую функцию подготовки домашних заданий. Как только родитель забирает функцию управления и контроля себе, ее теряет ребенок».
    Как добиться самостоятельного приготовления уроков?
    Вопрос по степени накала сходный с мемом «Есть ли жизнь на Марсе?». И если на последний ответа пока нет, то с уроками вопрос обстоит менее драматично. Не верится?
    Ирина Млодик: «Задача в первом классе — научить ребенка учиться. Первоклассник способен взять на себя сбор портфеля и выполнение своих заданий, за исключением сложных проектов, в которых нужна родительская помощь. Ребенок, до школы привыкший к контролю со стороны родителя, не будет и позднее уметь сам себя контролировать и самостоятельно организовывать свою работу. Поэтому желательно начинать учить ребенка контролировать свой досуг в дошкольном возрасте, чтобы в 1 классе отдавать ему ответственность за приготовление уроков, постепенно увеличивая — от более «легких» до предметов посложнее».
    Он же «скатится» на двойки!

    Ирина Млодик подтверждает: «Да, возможно, будьте готовы к незначительному снижению успеваемости. Обычно оно значительно менее страшное, чем представляется родителям. Но задача поставлена намного более важная — сделать учебу делом ребенка, а не семейным крестом. Объективные оценки намного весомее тех, что получены родительским усердием».
    Наталья Лобанова объясняет: «Школьная программа составлена таким образом, чтобы среднестатистический ребёнок мог с ней справиться. Если же этого не происходит, то нужно задумать и обратиться к специалисту, чтобы выяснить, почему ребенок не справляется».
    Аглая Датешидзе рассказывает: «В нынешней системе образования на самом деле все весьма бессистемно, детям не слишком понятно, зачем они это учат, они не мотивированы к этим знаниям. Между тем любому родителю известно, что то, что детям нравится, они делают сами без всяких упрашиваний. Когда ребенок в коллективе, он делает «вместе со всеми», дома же в одиночестве делать ничего не хочется. Идти, конечно, нужно от ребенка, и если ему в школе нравится, там хорошо, то задача родителя найти мотивировку, отыскать аргументы, на которые можно опираться, чтобы легче было делать уроки, например, организовать хорошую привязанность с учителем, и приятные бонусы — например, заниматься вместе с друзьями».
    В особо тяжелых случаях рекомендуют не биться в закрытую дверь. Если родитель понимает, что помощь в приготовлении уроков дается ему уж очень сложно, то лучше поискать помощника на эту задачу. Оно того стоит — зачем вам непреодолимое напряжение в отношениях с ребенком?
    Есть ли алгоритм?
    Одна из задач родителя — обучение тому, как надо учиться, помощь в организации процесса и режима.
    Родитель задает уточняющие вопросы, помогает анализировать ситуацию, учит ребенка налаживать рабочий процесс и размышлять над конкретными задачами. Диалог, который впоследствии должен перерасти во внутренний монолог ребенка, должен выглядеть примерно так:
    — Какой предмет ты собираешься готовить?
    — Что тебе для этого понадобится?
    — Как ты будешь это делать?
    — Какую тетрадь возьмешь?
    — Какое задание собираешься делать первым?
    — Как ты его понял?
    — …

    Глобальная задача подготовки уроков разбивается на микрошаги, которые ребенок делает сначала с родителем, а потом уже и сам. Родитель помогает выстроить внутренний алгоритм:
    — У меня такой-то вопрос…
    — Я ищу на него ответ…
    — Я нашел вариант ответа…
    — Он работает? — Докажи!
    — Если доказал, то переходим к следующему вопросу…
    — Если нет, то возвращаемся на позицию «я ищу на него ответ»…
    — Итог: я сделал это, я — молодец!
    Родитель должен помочь организовать пространство. Банально, но факт — рабочий стол должен быть чистым и убранным. К урокам стоит приступать не сразу после школы, а подождав, когда ребенок отдохнет. На выполнение уроков отводится четкое и заранее определенное время. Если не успел, то выясняем почему. Много задали, кучу времени потратил на сборы, отвлекался? Важно рефлексировать и анализировать, почему такое произошло. Иногда стоит проявить твердость: «На часах 21:00, и меня не волнует, что у тебя будет в школе, я хочу, чтобы ты был здоров и выспался, а потому заканчивай с уроками и отправляйся спать».
    Стоит избегать роли контролера: «Какая у тебя оценка сегодня?!», напротив продемонстрировать заинтересованность: «Жи и ши точно так пишутся, всегда? А бывают исключения?». Внимание акцентируется на содержании, а не на результате и оценке. Особенно хорошо это работает в более взрослом возрасте.

    Не помогать, если не просит помощи, не лезть, не проверять, если ребенок уверен, что все правильно. Доверять до какого-то предела, дать возможность ребенку справиться со своими трудностями или хотя бы их увидеть. Сплошь и рядом ситуации, когда ребенка пасла трепетная бабушка (или мама, папа), примерно класса до 6-го. И в этом возрасте у «малыша» уже достаточно развилась апатия, ему самому уже ничего не хочется, отсутствует интерес, а также опыт проживания собственных ошибок.
    Еще одна важная задача родителей — поддерживать ребенка, который должен знать, что он всегда может прийти за помощью. Задача родителя в этот момент не выложить готовое решение на блюдечке, а наводящими вопросами привести ребенка к решению. Да, такой подход требует терпения, времени и веры в ребенка. Но это рабочая схема, которая пригодится не только в начале школьной жизни, но станет базовым алгоритмом решения задач. Если же ребенок привык, что за него решают, он потом будет безвольно ждать помощь, не пытаясь сразиться с задачей самому.
    «Мариванна» рулит?
    Да, скажут родители, конечно, все эти ваши схемы и алгоритмы разбиваются напрочь, когда дело доходит до реальной жизни. На нас давит «училка Марьиванна», у которой похоже свой личный комплекс отличницы и зашкаливающий перфекционизм, и ей важно, чтобы «домашка» у всех ее учеников была выведена каллиграфическим почерком и без ошибок, что в переводе на человеческий — при полном включении родителей и тотальном контроле.

    Бедные мамы и папы! Они оказываются между двух фронтов, где с одной стороны важно поддержать собственного ребенка, а с другой — постараться избежать конфронтации с учителем, который, не ровен час, затроллит ребенка излишне прогрессивных родителей.
    Противоядие: задайте себе вопрос: а кто, собственно, пошел учиться в школу и для чего? После полученного ответа логичным будет разговор с учителем. В рамках беседы мама или папа вежливо и спокойно объясняют свою родительскую позицию и предпринимают попытку договориться — вместе найти способы не отбить у ребенка желание учиться. Цель разговора — добиться сотрудничества, сделать из учителя союзника, а не врага, показать ему, что мы, как родители, включены в процесс, не бросили все как есть, видим в учителе эксперта, прислушиваемся к его мнению, но имеем обоснованное мнение по вопросу приготовления уроков. Если педагог все же продолжит настаивать на своей позиции, то родителям остается поддерживать ребенка — «Зато ты добился всего сам!».
    Подготовила Евгения Геннадьева

  11. Codeholding Ответить


    Публикуем советы известного психолога Михаила Лабковского о том, как позволить ребенку учиться самостоятельно и сохранить с ним теплые отношения.
    У ребенка обязательно должно быть личное свободное время, когда он НИЧЕГО не делает: от 2 до 4 часов в день. Тревожные амбициозные родители детей заорганизовывают. Кружки, секции, языки… Это слишком большая нагрузка для ребенка.
    В отношениях со школой и педагогами нужно быть на стороне своего ребенка. Берегите детей. Не бойтесь плохих оценок. Бойтесь довести до отвращения к школе и учебе вообще.
    Российские родители ориентированы на оценки. Это еще с советских времен. Например, в моем классе учились два чеха и один поляк. После одной серьезной контрольной на собрании все НАШИ родители спрашивали про оценки и только чехи и поляки спрашивали что-то вроде: «Как он себя чувствовал? Он волновался?» И это правильно.
    Помните, если ваш ребенок не в состоянии делать уроки сам — у этого всегда есть причина. Лень тут ни при чем. Такой категории, как лень, в психологии вообще не существует. Лень всегда раскладывается на отсутствие мотивации и воли.
    Среди причин, по которым ребенок не делает уроки сам, может быть что угодно: повышенное внутричерепное давление, гипертонус, психологические проблемы, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность). И, вместо того чтобы тратить свои вечера на совместное сидение над учебниками — лучше попробовать определить эту причину и работать над ее устранением.
    Семейные ценности должны быть на первом месте, а оценки — на втором.

  12. Tojajind Ответить

    У ребенка обязательно должно быть личное свободное время, когда он НИЧЕГО не делает: от 2 до 4 часов в день. Тревожные амбициозные родители детей заорганизовывают. Кружки, секции, языки… Это слишком большая нагрузка для ребенка.
    В отношениях со школой и педагогами нужно быть на стороне своего ребенка. Берегите детей. Не бойтесь плохих оценок. Бойтесь довести до отвращения к школе и учебе вообще.
    Российские родители ориентированы на оценки. Это еще с советских времен. Например, в моем классе учились два чеха и один поляк. После одной серьезной контрольной на собрании все НАШИ родители спрашивали про оценки и только чехи и поляки спрашивали что-то вроде: «Как он себя чувствовал? Он волновался?» И это правильно.
    Помните, если ваш ребенок не в состоянии делать уроки сам — у этого всегда есть причина. Лень тут ни при чем. Такой категории, как лень, в психологии вообще не существует. Лень всегда раскладывается на отсутствие мотивации и воли.
    Среди причин, по которым ребенок не делает уроки сам, может быть что угодно: повышенное внутричерепное давление, гипертонус, психологические проблемы, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность). И, вместо того чтобы тратить свои вечера на совместное сидение над учебниками — лучше попробовать определить эту причину и работать над ее устранением.
    Семейные ценности должны быть на первом месте, а оценки — на втором.
    Психика у подростков и без того обострена, а месяцы подготовки к ГИА и ЕГЭ становятся по-настоящему черными временами для семьи: всех преследуют неврозы и депрессии, они провоцируют истерики, болезни, чуть ли не суициды.
    Как избежать всего этого кошмара или хотя бы минимизировать последствия?
    Я думаю — стоит сосредоточиться на любви и вечных ценностях.
    Подумать о том, что довольно скоро, когда все оценки и экзамены сотрутся из памяти, будет важно только одно — не утратили ли вы близость, доверие, понимание, дружбу со своим ребенком…
    Ведь можно получить пятерку и потерять дочь. Сдать ЕГЭ, поступить в институт, но уже не восстановить былых отношений.

  13. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *