Почему неприкосновенность судьи как гарантия его самостоятельности?

10 ответов на вопрос “Почему неприкосновенность судьи как гарантия его самостоятельности?”

  1. Vacuum Ответить

    Вспомним
    1. Что такое закон? Почему нужно соблюдать законы? Каковы основные права гражданина?
    Закон в юриспруденции — в узком смысле нормативный правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, регулирует определённые общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения. Кроме того, в широком смысле под законом понимается любой нормативно-правовой акт, действующий в рамках конкретной правовой системы.
    Основными правами являются:
    признание прав и свобод человека высшей ценностью, принадлежность их человеку от рождения;
    осуществление прав и свобод человеком без нарушения прав и свобод других лиц — равенство всех перед судом и законом;
    равенство мужчины и женщины;
    приоритет общепризнанных международных норм перед законами России;
    строго определенные условия, допускающие ограничение нрав законом;
    запрещение использования прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти для пропаганды насилия и войны.
    В числе личных прав Конституция называет права: на жизнь, вероисповедание, собственность, неприкосновенность, неприкосновенность жилища; определять и указывать свою национальную принадлежность; пользоваться родным языком; свободно передвигаться по территории РФ, выбирать место пребывания и жительства; свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
      Обсудим вместе
    1. Почему закон нуждается в защите? Кого (представителей каких профессий) можно назвать стражами закона? От чего зависит отношение к ним в обществе?
    Судьи, сотрудники всех правоохранительных органов, полиция и т. д.
    Отношение в обществе зависит от выполнения обязанностей, которые им присущи.
    ?Как ты считаешь, был ли афинский суд органом правосудия? Можно ли сказать, что при такой системе афиняне были застрахованы от судебных ошибок? Объясни свой ответ.
    Да, Афинский суд был органом правосудия. Но при такой системе он не мог быть застрахован от ошибок, так как свидетелей можно было подкупить, или предоставить ложные доказательства вины. Большую роль играл человеческий фактор.
    ?Почему для полиции важна помощь граждан?
    Помощь граждан важна для полиции потому что они могут рассказать о преступлении, предшествовавших событиях, навести на след преступника, описать личность преступника. А иногда бдительные граждане помогают предотвратить преступление. Известны случаи, когда наблюдательность и содействие людей, их активное участие помогали предотвратить преступление или раскрыть его по горячим следам.
    Например, человек увидел, как из соседней квартиры незнакомые люди выносят вещи. Он сообщил в отдел внутренних дел. Прибывший наряд задержал воров на месте преступления.
    Проверим себя
    1. Какие задачи стоят перед сотрудниками правоохранительных органов?
    К правоохранительным органам Российской Федерации относятся суд, прокуратура, полиция, Федеральная служба безопасности (ФСБ), таможня и др. Их назначение — борьба с правонарушениями, защита правопорядка, пресечение противоправной деятельности. Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законов. В большинстве правоохранительных органов работают сотрудники с юридическим образованием, а сами правоохранительные органы действуют строго в рамках закона. Все правоохранительные органы имеют общие задачи по охране общественного порядка, обеспечению законности, защите прав и интересов граждан.
    2. Какие органы относят к правоохранительным?
    Правоохранительные органы — обособленная группа, преимущественно государственных органов, уполномоченных осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека.
    В целом, в России к правоохранительным органам относят военизированные органы, осуществляющие оперативную, следственную или прокурорскую деятельность на основании специальных законов. В таких органах предусмотрена правоохранительная или военная служба: Прокуратура Российской Федерации; Министерство по чрезвычайным ситуациям; Следственный комитет Российской Федерации; Федеральная служба безопасности; Министерство внутренних дел; Полиция; Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков; Федеральная таможенная служба (только ее правоохранительные подразделения); Министерство юстиции Российской Федерации; Федеральная служба исполнения наказаний; Федеральная служба судебных приставов.
    3. Какие вопросы решает суд?
    Суд осуществляет правосудие, т. е. разрешает конкретные правовые споры на основе закона. Именно от суда ждут принятия законного и обоснованного решения по делу. Это налагает на судей особую ответственность — от их решения всегда зависит человеческая судьба.
    Судебный процесс проходит как состязание обвинения и защиты. Судья, взвешивая доводы сторон, объективно изучая все материалы дела, должен на основе закона принять единственно верное решение о виновности или невиновности обвиняемого либо рассудить, на чьей стороне истина в имущественном споре. Состязательность процесса помогает не упустить любую мелочь, принять во внимание все интересы и доводы.
    4. Каковы основные направления деятельности полиции?
    В Российской Федерации полиция входит в систему государственных органов внутренних дел. Она предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан России, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, для охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в защите от преступных и иных противоправных посягательств.
    Сотрудники полиции ведут борьбу с преступностью. Они занимаются предупреждением и пресечением различных правонарушений, выявлением и раскрытием преступлений, производством дознания по уголовным делам. Полицейские обеспечивают правопорядок в общественных местах и безопасность дорожного движения.
    5. На основе каких принципов полиция осуществляет свою деятельность?
    Основные принципы деятельности полиции:
    — соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина. Так, сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Он обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание;
    — законность: полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом;
    — беспристрастность: полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
    — открытость и публичность: деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства. Граждане имеют право в установленном законом порядке получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен законом;
    — общественное доверие и поддержка граждан: полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан. Действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан.
    В классе и дома
    1. Почему неприкосновенность судьи рассматривается как гарантия его самостоятельности?
    Предполагается, что судья, исполняя свои обязанности, может не опасаться какого-либо негативного воздействия должностных лиц милиции, прокуратуры и т. п.
    Если бы не существовало неприкосновенности судьи, то можно было бы манипулировать им «свыше» или каким-либо другим способом, чего бы желали лица, которые находятся под следствием, из этого следует что неприкосновенность судьи – это гарантия его самостоятельности и независимости суда.
    2. На улицах российских городов можно увидеть большие рекламные щиты «02: если где-то человек попал в беду». Как ты понимаешь смысл этой надписи?
    Смысл данной надписи в том, что необходимо по данному телефону обращаться в полицию при попадании в беду, или если вы стали свидетелем преступления.
    3. Приведи примеры из жизни или из произведений литературы, из кинофильмов, в которых рассказывается о деятельности сотрудников органов внутренних дел. Чем запомнились тебе эти люди, герои произведений?
    «Место встречи изменить нельзя?» — советский пятисерийный телефильм режиссёра Станислава Говорухина по роману братьев Вайнеров «Эра милосердия». Фильм повествует о работе Московского уголовного розыска в послевоенные годы.
    «Ко мне, Мухтар!» — художественный фильм, созданный на студии «Мосфильм» в 1964 году. О взаимной преданности лейтенанта милиции и овчарки по кличке Мухтар. Самоотверженный пёс, готовый жизнью заплатить за любовь, выручает лейтенанта Глазычева в опаснейших ситуациях, которые чуть ли не каждый день готовит им нелёгкая служба.
    4. К. и Н. дружили со школьных лет. Судьба разбросала их по разным уголкам страны. С годами связь между друзьями была утеряна. К. выяснил адрес своего друга, приехал и узнал, что друг действительно там зарегистрирован, но не живёт. Никто не знает его реального места жительства. Посоветуй К., к кому он может обратиться за помощью в этой ситуации.
    Он может попросить помощи у друзей, которые ещё не потеряли с ним связь и у них выяснить адрес и номер, а потом связаться с Н. Так же можно получить справку в полиции.
    5. Какие из приведённых суждений противоречат принципу презумпции невиновности?
    б) Обвиняемый сам должен доказывать, что он не виноват.
    г) Органы, ведущие производство по делу, обязаны выявлять лишь обвинительные доказательства.
    6. В чём, на твой взгляд, состоит главная причина негативного отношения части граждан к сотрудникам органом внутренних дел? Что, по-твоему, необходимо сделать (государству, обществу, СМИ, самим сотрудникам) для повышения авторитета работников органов внутренних дел?
    В обществе много говорят об ошибках и злоупотреблениях в действиях сотрудников органов внутренних дел. К сожалению, случается и такое. Но абсолютное их большинство честно выполняют свой долг. Поэтому, оказавшись в сложной ситуации (когда кто-то угрожает здоровью, жизни или собственности), человек обращается к ним с надеждой, что ему окажут помощь.

  2. Kikasa Ответить

    1) вопросы гражданства, административных правонарушений, уголовных, нарушение прав и свобод
    1. В зависимости от вида суда и типа процесса, решаются различные вопросы.
    Конституционный суд, прежде всего разрешает вопросы соответствия законов различных уровней Конституции РФ, а также вопросы, связанные с разграничением компетенции органов власти.
    Суды общей юрисдикции в рамках уголовного судопроизводства устанавливают виновность лица в совершенном преступлении.
    Суды общей юрисдикции и арбитражные суды определяют нарушил ли ответчик права или законные интересы истца? Принадлежит ли данное право заявителю? И т. д.
    виновно ли лицо в совершении административного правонарушения? (в рамках административного судопроизводства).
    И прочие вопросы, отнесенные к компетенции судов федеральными конституционными и федеральными законами.
    2. В соответствии с частью первой статьи 2 ФЗ “О полиции”, Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:
    1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
    2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
    3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
    4) розыск лиц;
    5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
    6) обеспечение правопорядка в общественных местах;
    7) обеспечение безопасности дорожного движения;
    8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;
    9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
    10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;
    11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
    12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.
    3. В соответствии с ФЗ “О полиции”, полиция осуществляет свою деятельность на основе принципов:
    1) Соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина (ст. 5)
    2) Законности (ст. 6)
    3) Беспристрастности (ст. 7)
    4) Открытости и публичности (ст. 8)
    5) Общественного доверия и поддержки граждан (ст. 9)
    6) Взаимодействия и сотрудничества (ст. 10)
    7) Использования достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем (ст. 11)
    4. Потому что неприкосновенность судьи обеспечивает беспристрастность судебных решений. На судью не могут влиять никакие внешние (граждане и организации, СМИ, государственные органы) и внутренние (Председатель суда, органы судейского сообщества) силы. Благодаря этому судья принимает решения основываясь только на закон и совесть.
    5. В случае, если человек попал в беду, необходимо сразу звонить в полицию, т. к. ее сотрудники всегда готовы помочь разрешить возникшие проблемы.

  3. Blueray Ответить

    В целях обеспечения предоставленных судьям прав закон закрепляет одно из важнейших, принципиальных положений о независимости судей как гарантии осуществления ими правосудия (ст.120 Конституции РФ). Независимость судей – это не привилегия, а скорее их ответственность перед обществом и государством.
    Согласно ст.9 ЗоСС независимость судьи обеспечивается:
    · предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия, которая строго регламентирована в процессуальном законодательстве – ГПК РФ, УПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ;
    · запретом под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по отправлению правосудия;
    · установленным законом порядком приостановления и прекращения полномочий судьи. Полномочия судьи могут быть приостановлены или прекращены не иначе как по основаниям и в порядке, установленным ФЗ. Решение о приостановлении или прекращении полномочий судьи вправе принять только соответствующая Квалификационная коллегия.
    · правом судьи на отставку, что является его правом на почетный уход или почетное удаление с должности;
    · неприкосновенностью судьи;
    · системой органов судейского сообщества;
    · предоставлением судье за счет государства мер правовой защиты, материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.
    Неприкосновенность судьи – одно из важных средств обеспечения его независимости и самостоятельности, призванное оградить судью от всяких посягательств.
    Неприкосновенность судьи прежде всего распространяется на его личность, а также на его жилище, служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы. Гарантией неприкосновенности судьи является также правило, запрещающее привлекать судью к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судебное решение. Уголовное дело в отношении судьи вправе возбудить только Председатель Следственного Комитета при Прокуратуре РФ при наличии на то заключения судебной коллегии судей в составе трех судей соответствующего суда и согласия соответствующей ККС. Также только при ее согласии допускаются привлечение судьи в качестве обвиняемого, его привод и заключение под стражу. Закон запрещает задержание и принудительное доставление судьи в гос.орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях. Уголовное дело в отношении судьи по его ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, подлежит рассмотрению только ВС РФ, тем самым для судьи обеспечивается дополнительная гарантия вынесения справедливого решения.
    Конституционное положение о неприкосновенности судьи, закрепляющее один из существенных элементов статуса судей и важнейшую гарантию его профессиональной деятельности, направлено на обеспечение основ конституционного строя, связанных с разделением властей, самостоятельностью и независимостью судебной власти.

  4. ZzakaZzak Ответить

    НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ СУДЬИ КАК ГАРАНТИЯ ЕГО САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И НЕЗАВИСИМОСТИ
    В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ПРАВЕ

    Горелова Ольга Александровна
    ассистент кафедры «Теория и история государства и права», аспирант кафедры «Конституционное и муниципальное право» ФГБОУ ВПО «Госуниверситет — УНПК»,
    адвокат Орловской областной коллегии адвокатов, г. Орёл
    E-mail: golyeva@orel.ru
    Конституционный принцип самостоятельности судебной власти объективно обусловлен тем, что Конституция России обозначает три важнейшие функции государственной власти. Государство обязано: признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина [10]. Каждая из этих функций государственной власти носит самостоятельный характер. Признание прав и свобод обеспечивается благодаря усилиям, прежде всего, законодательной ветви власти. Соблюдение прав и свобод — это функция, которую должны осуществлять органы исполнительной власти. И, наконец, защита прав и свобод — прерогатива судебной власти. Судебная защита прав и свобод посредством осуществления правосудия — конституционная «монополия» судов [4, с. 9]. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Именно поэтому суд должен обладать всеми необходимыми гарантиями его защиты от непроизвольного вмешательства, и в том числе должен обладать неприкосновенностью.
    Эта проблема актуальна не только для России, но и для большинства стран мира. Везде законодательная и исполнительная власть периодически пытаются ограничить независимость власти судебной. Поэтому в современной юридической науке законоположение о неприкосновенности судей стало одним из самых оспариваемых принципов судейской независимости, так как неприкосновенность судей не должна способствовать нарушению принципов равенства всех перед законом и судом, неотвратимости ответственности, не может быть препятствием для привлечения к ответственности судьи в случае совершения им преступления.
    В Российской Федерации принцип независимости суда и судей провозглашен как на конституционном (статьи 10, 119, 120 Конституции Российской Федерации [10]), так и на законодательном уровнях (ст. 1 Федерального Конституционного закона «О судебной системе» [15], ст. 1 Федерального закона «О статусе судей в РФ» [7]).
    Например, А.Д. Бойков, проанализировав нормы Закона о статусе судей, пришел к выводу, что «гипертрофированный иммунитет судьи, как и депутата, поощряющий безнаказанность и безответственность его носителя, явление социально вредное, порожденное, кажется, только в России периода «демократических» преобразова­ний» [2, с. 194]. Ю.И. Стецовский и Д.Н. Козак считают, что установление границ судейского иммунитета есть нарушение конституционного принципа равенства всех перед законом и судом [9, с. 8]. Наиболее критичной представляется точка зрения И.В. Алешиной. По ее мнению, уголовные дела в отношении судей должны возбуждаться в общем порядке, поскольку процедура привлечения их к уголовной ответственности очень сложна, а квалификационные коллегии судей подолгу не рассматривают представления Генерального прокурора РФ о возбуждении в отношении судьи уголовного дела или необоснованно отказывают дать согласие на это [1, с. 46].
    Противоположную точку зрения, что «судейская неприкос­новенность — одно из достижений российской демократии, позволяющее судам безбоязненно противостоять обвинительному уклону в работе следственных органов и прокуратуры» разделяют куда больше ученых [12, с. 344]. Это И.Л. Петрухин, который и выдвинул данную концепцию, А.С. Кобликов, М.И. Клеандров, В.И. Радченко, В.И. Руднев и другие.
    Некоторые авторы, которые лоббируют отмену судейского иммунитета, несколько абсолютизируют неприкосновенность судей и, таким образом, искажают само содержание и смысл иммунитета судей. Неприкосновенность судей вовсе не исключает, а наоборот, предполагает их повышенную ответственность за выполнение своих служебных обязанностей, за строгое соблюдение ими законодательных и иных нормативных актов, включая и положения Кодекса чести судьи Российской Федерации.
    Общими правовыми элементами ответственности современных российских судей являются:
    a)принятие решений о привлечении к ответственности и назначении наказаний на основе регулирования вопросов исключительно федеральными актами — федеральными законами («О судебной системе РФ» [15], «ОКонституционном Суде РФ» [14], «Остатусе судей» [7], «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» [6]) и актами федеральных органов судейского сообщества. Соответственно, неприкосновенность всех судей не может быть изменена ни законодательными актами субъектов Федерации, ни актами органов местного самоуправления, ни актами органов судейского сообщества субъектов РФ;
    b)конституционный принцип неприкосновенности судей распространяется на всех судей;
    c)в решении вопросов о привлечении судьи к какой-либо ответственности (кроме гражданско-правовой) исключительно велика роль соответствующих квалификационных коллегий судей (что соответствует п. 5.1 Европейской хартии о статусе судей, где сказано: невыполнение судьями любого из обязательств, ясно обозначенного в статусе, может привести к применению санкции только по решению, по предложению, рекомендации или с согласия судебной инстанции или иной инстанции, не менее половины состава которой представляют избранные судьи, в рамках состязательной процедуры, при которой судья, чье дело рассматривается, может прибегнуть к помощи защитника… [5]);
    d)любое решение о применении меры ответственности к судье может быть им обжаловано, в том числе в судебном порядке [8, с. 87—88].
    В Определении Конституционного суда РФ от 21.12.2006 г. № 529-О [11] указано, что положения ст. 16 «Неприкосновенность судьи» Закона о статусе судей, в том числе ее п. 1, не могут быть истолкованы как препятствующие защите прав граждан от злоупотреблений властью и осуществлению ими права на доступ к правосудию, поскольку установленные этой статьей юридические гарантии независимости и неприкосновенности судей не затрагивают закрепленное ч. 2 ст. 46 Конституции РФ право граждан на обжалование в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц, а также не препятствуют гражданам направлять жалобы и сообщения о дисциплинарных проступках судей в соответствующие квалификационные коллегии и иные органы судейского сообщества. В то же время, отмечается в Определении Конституционного суда РФ, из положений Конституции РФ, гарантирующих каждому судебную защиту его прав и свобод, а также возмещение вреда, причиненного незаконными действиями и решениями государственных органов и должностных лиц, не следует право гражданина самостоятельно определять вид и меру ответственности судей, действиями или решениями которых могли быть нарушены его права и законные интересы. Их юридическая ответственность, если она выходит за рамки восстановления нарушенных неправомерным деянием отношений или возмещения причиненного этим деянием вреда, является средством публично-правового реагирования на правонарушающее поведение, в связи с чем, вид и мера ответственности лица, совершившего правонарушение, а равно усложненный порядок ее реализации в отношении судей, обусловленный конституционно установленным судейским иммунитетом, должны определяться федеральным законодателем исходя из публично-правовых интересов.
    Механизм неприкосновенности судей включает в себя следующие элементы:
    · судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобожде­нию [7]. При том, что личный осмотр судьи, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей, вообще не допускается. В то же время осуществление в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий, следственных действий (если в отношении судьи не возбуждено уголовное дело, либо он не привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу), связанных с ограничением его гражданских прав, либо с нарушением его неприкосновенности, допускается не иначе, как на основании решения, принимаемого судом соответствующего уровня;
    · решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи (как и о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу) принимается: 1) в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Конституционного Суда Российской Федерации; 2) в отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, федерального арбитражного суда — Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации; 3) в отношении судьи иного суда –– Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации [7].
    Важным в этом случае является законодательное закрепление гарантийного положения, аналогичного положению при принятии решения о привлечении судьи к административной ответственности, согласно которому при рассмотрении вопросов о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу, о производстве в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий суд либо квалификационная коллегия судей, установив, что производство указанных мероприятий или действий обусловлено позицией, занимаемой судьей при осуществлении им судейских полномочий, отказывают в даче согласия на производство указанных мероприятий или действий;
    · решение об избрании в отношении судьи любого из высших судов страны, судьи суда уровня субъекта РФ обеих судебных систем страны, меры пресечения заключение под стражу принимается судебной коллегией в составе трех судей Верховного суда РФ по ходатайству Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ; а в отношении судьи иного суда — судебной коллегией в составе трех судей соответствующего суда общей юрисдикции субъекта РФ [7];
    · если судья до начала судебного разбирательства заявит об этом ходатайство, уголовное дело в отношении него будет рассматривать Верховный суд РФ;
    · составы судебных коллегий соответствующих судов, принимающие решения по указанным вопросам, ежегодно утверждаются соответствующими квалификационными коллегиями судей. При этом все решения, принятые данными коллегиями, могут быть обжалованы в установленном федеральным законом порядке.
    Судейскую неприкосновенность нельзя истолковывать как безграничную вседозволенность, безнаказанность судей и фактически выводящую судей из числа субъектов, на которых распространяется действие ст. 19Конституции РФ [10] и ст. 7 Всеобщей декларации прав человека [3], о равенстве всех перед законом и судом. Тем более не предполагается ограждение судьи, совершившего преступление, от уголовной ответственности — иное приводило бы к искажению конституционного смысла судейского иммунитета, а также к нарушению конституционных прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью [13].
    При этом, принцип неприкосновенности судей, установленный ст. 122 Конституции РФ [10], по сути своей, служит фундаментом построения общественных отношений не только в сфере уголовного преследования судей. Границы влияния этого принципа распростра­няются и на дисциплинарное, и на административное производство в отношении судей. Принцип неприкосновенности судей — часть принципа личной неприкосновенности, но обладающий своим специфическим содержанием и назначением. Формальное нарушение конституционного принципа равенства прав и свобод граждан введением конституционного принципа неприкосновенности судей никаких прав и свобод граждан не умаляет, так как граждане имеют право обжаловать решения судов и квалификационных коллегий судей, если эти решения затрагивают их интересы.
    Принцип неприкосновенности судей обладает всеми методологически важными признаками, которые присущи и другим принципам уголовного судопроизводства. Это, прежде всего, правовая регламентация и объективный характер. Необходимо отметить, что принцип неприкосновенности судей обладает самостоятельным (собственным) содержанием, не совпадающим с содержанием других принципов.
    Отличие от общезначимых принципов, например принципа состязательности, заключается как раз в том, что он имеет не общепроцессуальное, а специфически процессуальное содержание. Специфичность принципа неприкосновенности судей выражается, прежде всего, в ограниченности объектов применения принципа: действующие судьи, судьи в отставке и бывшие судьи, подозреваемые в преступлении, совершенном в период исполнения полномочий судьи.
    Конституционное положение о неприкосновенности судьи, закрепляющее один из существенных элементов статуса судьи и важнейшую гарантию его профессиональной деятельности, направлено на обеспечение основ конституционного строя, связанных с разделением властей, самостоятельно и независимостью судебной власти.
    Список литературы:
    Алешина И. Уголовное дело в отношении судьи должно возбуждаться на общих основаниях // Российская юстиция. 1999. № 1. с. 46—47.
    Бойков А.Д. Третья власть в России. М., 1997. — 204 с.
    Всеобщая декларация прав человека. [Электронный ресурс]: [Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года принята всенародным голосованием 12.12.1993)]. // Российская газета. — 05.04.1995. — № 67. — Режим доступа: [Консультант плюс].
    Гаджиев Г.А. Конституционный принцип самостоятельности судебной власти в Российской Федерации (на основе решений Конституционного Суда РФ 2000-2002 годов). // Журнал российского права. 2003. № 1. с. 9—17.
    Европейская хартия о законе «О статусе судей» [Электронный ресурс]: (Лиссабон, 10 июля 1998 г.) // Режим доступа: [Гарант: информационно-правовой портал].
    Закон РФ от 14.03.2002 № 30-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации». [Электронный ресурс]: [Федеральный закон от 14.03.2002 № 30-ФЗ (ред. от 03.12.2011)]. // Российская газета. — 19.03.2002. — № 48. — Режим доступа: [Консультант плюс].
    Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 08.12.2010) «О статусе судей в Российской Федерации2. [Электронный ресурс]: [Федеральный закон от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 08.12.2011)]. // Российская газета. — 29.07.1992. — № 170. — Режим доступа: [Консультант плюс].
    Клеандров М.И. Правовой и смежные компоненты. Клеандров М.И., М. : Норма, 2008. — 258 с.
    Козак Д.Н. Суд в современном мире: проблемы и перспективы // Рос. судья. 2001. № 10. с. 3—15.
    Конституция Российской Федерации. [Электронный ресурс]: [(принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных ФКЗ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)]. // Российская газета. — 21.01.2009. — № 7. — Режим доступа: [Консультант плюс].
    Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2006 г. № 529-О [Электронный ресурс]: [Определение Конституционного Суда РФ от 21.12.2006 № 529-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сенина Вячеслава Павловича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»]. // Режим доступа: [Консультант плюс].
    Петрухин И.Л. Человек и власть/ И.Л. Петрухин. М., 1999. — 392 с.
    Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 октября 2011 г. № 23-П г. Санкт-Петербург. [Электронный ресурс]: [Постановление Конституционного Суда РФ от 18.10.2011 № 23-П «По делу о проверке конституционности положений статей 144, 145 и 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 8 статьи 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина С.Л. Панченко»]. // Российская газета. — 02.11.2011. — № 246. — Режим доступа: [Консультант плюс].
    Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) «О Конституционном Суде Российской Федерации» [Электронный ресурс]: [Федеральный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010)]. // Российская газета. — 23.07.1994. — № 138. — Режим доступа: [Консультант плюс].
    Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 08.06.2012) «О судебной системе Российской Федерации» [Электронный ресурс]: [Федеральный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 08.06.2012)]. // Российская газета. — 01.06.1997. — № 3. — Режим доступа: [Консультант плюс].

  5. Shalinin Ответить

    1.в “сказочном” языке есть слово “бокаушка”. известно, что слово “бокаушка” изменяется так: бокаушка, бокаушки, бокаушке. у этого слова есть родственные слова: бокаушить, кауша, каушок, рокауш. в словах бокаушка, нюфечка, цезялка одинаковый суффикс. в словах бокаушка, боремка, борус одинаковая приставка. разберите по составу слово бокаушка. 2.запиши слова в четыре столбика в зависимости от того, в какой части слова находится орфограмма. зашла, (на) траве, курочка, (о) вещи, (из) земли, открыть, дворик, (на) море приставка корень суффикс окончание 3. какие окончания имеют в предложном падеже слова картофель и тополь? обведи букву около выбранного тобой ответа и кратко объясни его. а слова имеют одинаковые окончания, так как ….. б слова имеют разные окончания, так как …….4. выбери правильное утверждение. а безударные окончания существительных третьего склонения можно проверить окончаниями слова сирень. б безударные окончания существительных первого склонения можно проверить окончаниями слова деревня. в безударные окончания существительных второго склонения можно проверить окончаниями слова слон. г безударные окончания существительных третьего склонения можно проверить окончаниями слова календарь. объясни свой выбор. я выбрал это утверждение, потому что …..

  6. gamERROR*channelik Ответить

    5) не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
    6) не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.
    2. При соответствии требованиям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи:
    1) судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет;
    2) судьей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет;
    3) судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 7 лет;
    4) судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет.
    3. Федеральным конституционным законом и федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность судьи судов Российской Федерации.
    4. Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления.
    5. В стаж работы по юридической специальности, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы:
    1) на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научно-исследовательских учреждениях;
    2) в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, в качестве адвоката или нотариуса.
    III. Для кандидата на должность судьи Конституционного Суда РФ требуется также наличие безупречной репутации и обладание признанной высокой квалификацией в области права (ст. 8 Закона о Конституционном Суде РФ).
    Источники: ЗоСС, Конституция РФ, Учебник (стр. 71 – 75; 283 – 285)
    Принцип независимости судей — важная гарантия самостоятель­ности судебной власти, действующей независимо от законодательной и исполнительной властей. В Российской Федерации не могут изда­ваться законы и иные нормативные акты, отменяющие или умаляю­щие самостоятельность судов, независимость судей.
    Принцип независимости судей означает также, что никакие госу­дарственные органы, общественные организации и должностные лица не могут каким-либо образом влиять на судей, а равно на привлекае­мых к участию в рассмотрении дел присяжных и арбитражных заседа­телей при осуществлении правосудия. В своей деятельности по осуще­ствлению правосудия судьи независимы и никому не подотчетны.
    Согласно ст. 120 Конституции РФ судьи независимы и подчиняют­ся только Конституции РФ и федеральному закону. Установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного органа зако­ну, суд принимает решение согласно закону.
    Независимость судей всех судов, в лице которых представляется судебная власть, является проявлением ее самостоятельности, дейст­вующей независимо.
    Принцип независимости судей получил отражение и во многих за­конодательных актах об организации и деятельности судов (П. 4 ст. 1, ст. 9 Закона «О статусе судей в Российской Федерации», ст. 12 Зако­на о судоустройстве, ст. 5 Закона о судебной системе РФ, ст. 5 Закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», ст. 13, 29 За­кона оКонституционном Суде РФ, ст. 6Закона об арбитражных су­дах, ст. 5 Закона о военных судах), а также в ряде процессуальных ко­дексов (ст. 8 ГПК РФ, ст. 5 АПК РФ) и др.
    Основные гарантии независимости судей установил Закон о стату­се судей в ст. 9.
    Закон О Статусе Судей Статья 9. Гарантии независимости судьи
    1. Независимость судьи обеспечивается:
    предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;
    установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;
    правом судьи на отставку;
    неприкосновенностью судьи;
    системой органов судейского сообщества;
    предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.
    2. Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление.
    Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации “Об оружии”.
    (абзац введен Федеральным законом от 21.06.1995 N 91-ФЗ)
    3. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и его органы в субъектах Российской Федерации осуществляют меры по созданию условий, необходимых для судебной деятельности судов общей юрисдикции и военных судов, а также по ее кадровому, организационному и ресурсному обеспечению. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации осуществляет меры по созданию условий, необходимых для деятельности арбитражных судов.
    (в ред. Федеральных законов от 21.06.1995 N 91-ФЗ, от 15.12.2001 N 169-ФЗ)
    4. Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на всех судей в Российской Федерации и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
    (в ред. Федерального закона от 21.06.1995 N 91-ФЗ)
    Неприкосновенность судьи — одно из важных средств обеспечения его независимости и самостоятельности, призванное оградить судью от всяких посягательств. В гл. 31 «Преступления против правосудия» УК РФ предусмотрена уголовная ответственность: за посягательство на жизнь судьи, присяжного или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, а равно их близких в связи с рассмотрением дел и материалов в суде либо исполнением приговора, решения суда или иного судебного акта, совершенное в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лицлибо из мести за такую деятельность (ст. 295); за угрозу убийством, причинение вреда здоровью, уничтожение и повреждение имущества в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, а равно их близких в связи с рассмотрением дел или материалов в суде (ст. 296); за клевету в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении прывосудия, в связи с рассмотрением дел или материалов в суде (ст. 298).
    Неприкосновенность судьи прежде всего распространяется на его личность, а также на его жилище, служебное помещение, используе­мые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадле­жащие ему имущество и документы. Гарантией неприкосновенности судьи является также правило, запрещающее привлекать судью к ка­кой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении пра­восудия мнение и принятое судебное решение, если только вступив­шим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении.
    Уголовное дело в отношении судьи вправе возбудить только Пред­седатель Следственного комитета РФ при наличии на то заключения судебной коллегии судей в составе трех судей соответствующего суда и согласия соответствующей ККС. Также только при ее согласии до­пускаются привлечение судьи в качестве обвиняемого, его привод и заключение под стражу. Заключение судьи под стражу может быть применено не иначе как по решению судебной коллегии в составе трех судей соответствующего суда в связи с ходатайством Председателя Следственного комитета. При отказе ККС дать согласие на производ­ство в of ношении судьи таких действий Председатель Следственного комитета может обратиться по данному вопросу в Высшую квалифи­кационную коллегию судей РФ.
    Закон запрещает задержание, а равно принудительное доставление судьи в государственный орган в порядке производства по делам об ад­министративных правонарушениях. В случае, если судья был задержан по подозрению в совершении преступления или подвергнут приводу, по установлении его личности он должен быть немедленно освобожден.
    Проникновение в жилище или служебное помещение судьи, в лич­ный или используемый им транспорт, производство там досмотра, обыска или выемки, прослушивание его телефонных переговоров, личный досмотр и личный обыск судьи, а также досмотр и выемка его корреспонденции, принадлежащих ему имущества и документов про­изводятся с соблюдением Конституции РФ, федеральных законов н целях обеспечения безопасности других людей и лишь в связи с про­изводством по уголовному делу в отношении этого судьи. (Закон предусматривает некоторые особенности, касающиеся обеспечения непри­косновенности судьи Конституционного Суда РФ: он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия Конституционного Суда, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за Исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечении безопасности других людей (ст. 15Закона о Конституционном Суде РФ).) Однако уголовное дело в отношении судьи по его ходатайству, заявленному доначала судебного разбирательства, подлежит рассмотрению только Верховным Судом РФ, а не иным судом, тем самым для судьи обеспечи­вается дополнительная гарантия вынесения справедливого решения.
    С учетом изложенного следует подчеркнуть, что конституционное положение о неприкосновенности судьи, закрепляющее один из суще­ственных элементов статуса судьи и важнейшую гарантию его профес­сиональной деятельности, направлено на обеспечение основ конституци­онного строя, связанных с разделением властей, самостоятельностью и независимостью судебной власти (ст. 10 и 120 Конституции РФ). Судейская неприкосновенность — не личная привилегия гражданина, занимающего должность судьи, а средство защиты публичных интере­сов, прежде всего интересов правосудия. При этом необходимо также учитывать особый режим судейской работы, повышенный профессио­нальный риск, наличие различных процессуальных и организацион­ных средств контроля за законностью действий и решений судьи.

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *