Почему нормандские церкви были лучше освещены чем паломнические базилики?

17 ответов на вопрос “Почему нормандские церкви были лучше освещены чем паломнические базилики?”

  1. Zulugrel Ответить

    Готическая архитектура возникла не на
    пустом месте. Большинство приемов, используемых
    готикой, как, например, знаменитая стрельчатая
    арка, превратившаяся в визуальный символ
    готического искусства, появились уже в период
    зрелой романики (конец XI – начало XII в.).

    НОВЫМ АРХИТЕКТУРНЫМ ЯЗЫКОМ

    Романская эпоха явила миру немало
    прекрасных произведений архитектуры: это и
    величественные “паломнические” церкви, и
    небольшие монастырские соборы. Романские церкви
    представляли собой базилику, центральный неф
    которой возвышался над боковыми. Романская
    базилика обычно состояла из трех или пяти нефов.
    Главный неф перекрывали с помощью деревянных
    балочных конструкций. Проблему освещения решал
    ряд окон в верхней части стен главного нефа,
    возвышавшейся над боковыми.

    Но деревянные конструкции были
    ненадежными по причине часто возникающих
    пожаров, и тогда на смену балочному перекрытию
    приходит цилиндрический свод . Цилиндрические
    своды, перекрывающие главный неф базилики,
    требовали усиления и без того мощных стен с
    помощью специальных опор — контрфорсов.
    Цилиндрический свод дает очень сильный боковой
    распор, поэтому на верхнюю часть стены ложится
    большая нагрузка. Если в верхнем ярусе
    центрального нефа появляются окна, то они очень
    небольшого размера, чтобы не ослабить
    конструкцию. А это существенно затрудняет
    освещение церкви.

    На внутренней поверхности
    цилиндрического свода располагаются гурты —
    выступающие ребра, переходящие в полуколонны,
    наложенные на несущие опоры. Примером
    использования для перекрытия цилиндрических
    сводов с гуртами является церковь Сен-Сернен в
    Тулузе (ок. 1080–1120). Церковь Сен-Сернен относится к
    типу паломнических церквей: они были рассчитаны
    на очень большое число молящихся. Эта огромная
    пятинефная базилика имеет особенность,
    характерную именно для паломнических церквей, —
    хор (восточная часть базилики от средокрестия)
    окружен галереей-обходом, что давало возможность
    непрерывного движения паломников.
    Такое архитектурное решение впервые
    было применено при строительстве первой из
    великих паломнических церквей — Сен-Мартен в
    Туре (начало XI в.). Галерея обхода перекрывалась
    крестовыми сводами, так же как и боковые нефы
    собора. Характерной чертой паломнических
    церквей был венец капелл — ряд капелл,
    окружавших апсиду. Они предназначались для
    демонстрации святых мощей. Такая система —
    галереи обхода и венец капелл — получает
    распространение в романской архитектуре зрелого
    периода и в несколько измененном,
    усовершенствованном виде встречается в
    архитектуре готических соборов.

    ПРЕДВЕСТНИЦА ВЕЛИКИХ СОБОРОВ

    С паломнических церквей началась
    история больших соборов в средневековой
    архитектуре. Самой грандиозной постройкой
    доготического периода была третья церковь
    аббатства Клюни в Бургундии (1089–1132). Высоту ее
    среднего нефа, 30 м, смогли превзойти только
    готические соборы. Это была огромная пятинефная
    базилика, с двумя трансептами (поперечными
    нефами), хором с обходом и венцом капелл. Широкий
    центральный неф (его ширина составляла 15 м)
    перекрыт своеобразным цилиндрическим сводом.

    При строительстве клюнийской церкви
    возникает интересное архитектурное решение
    проблемы погашения бокового распора от
    цилиндрического свода. Для этого своду придают
    стрельчатую форму. Обычный цилиндрический свод в
    разрезе является полуциркульной аркой — при
    такой форме боковой распор очень велик, арка как
    бы пытается раскрыться, распрямиться — тот же
    эффект, что при натягивании тетивы лука.
    Стрельчатая арка устроена по-иному — она будто
    бы состоит из двух половинок, которые давят одна
    на другую, давая при этом значительно меньший
    боковой распор. Дополнительно укрепляются
    внутренние опоры. Кроме того, снаружи к стене
    церкви пристроены специальные выступы —
    контрфорсы, которые, отделившись в итоге от
    стены, станут неотъемлемой частью конструкции
    готического собора. Стрельчатые очертания
    приобретает и аркада малых нефов.
    Строительство новой церкви в Клюни
    стало настоящим событием. Новая церковь поражала
    воображение не только своими гигантскими
    масштабами, но и богатейшим декором — каменной
    резьбой капителей и карнизов, мозаиками и
    скульптурой. Церковь венчали пять высоких башен
    — по сторонам западного фасада, на средокрестии
    и на концах большого трансепта. Благодаря
    гармоничным пропорциям, новым конструктивным
    решениям сводов и несущих опор, величественности
    внешнего облика и необычайному великолепию
    внутреннего убранства церковь Клюни можно
    назвать предвестницей великих готических
    соборов.

    КОНСТРУКТИВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА

    К той же бургундской архитектурной
    школе, что и не сохранившаяся до наших дней
    церковь Клюни (осталось только южное крыло
    трансепта с башней), относится меньший по размеру
    собор в Отене (ок. 1120–1132). Здесь также применяются
    стрельчатые арки свода и галерей. Еще одно
    нововведение, появившееся в архитектуре
    “клюнийского” направления: во втором ярусе
    стены пояс трифориев – глухих арок,
    сгруппированных по три. Трифории заменили
    открытые галереи второго яруса и, таким образом,
    укрепили стену, что позволило вернуть третий
    ярус окон. Сходное членение стен центрального
    нефа (три яруса — арки, трифории и окна), правда, с
    измененными пропорциями будет характерно и для
    готической архитектуры.
    Одной из первых церквей, центральный
    неф которой был перекрыт не цилиндрическим, а уже
    крестовым сводом, была церковь Сент-Мадлен (св.
    Магдалины) в Везеле (начало XII в.) (рис 6). Эта
    церковь также была возведена бургундскими
    мастерами, но ее конструкция сильно отличается
    от третьей церкви в Клюни. Применение крестовых
    сводов давало новые возможности. В верхнем ярусе
    стены освобождалось пространство для большого
    окна, благодаря чему внутреннее пространство
    храма стало более освещенным, чем это было бы
    возможно с цилиндрическими сводами. Верхние
    участки стены больше не выполняют важной несущей
    функции, и там теперь можно делать окна. Таким
    образом решается одна из важных проблем
    романской архитектуры — проблема освещения
    интерьера собора. Несмотря на введение новой
    конструкции сводов, подпружные арки и аркада
    галерей имеют “старую”, полуциркульную форму.

    Ближе всего к раннеготической
    архитектуре стоит архитектура Нормандии и
    Англии. Вильгельм Завоеватель начинает в Англии
    активное строительство. В 1093–1130 гг. возводится
    Дерхемский собор — одно из самых больших
    сооружений своего времени. Ширина среднего нефа
    этого собора очень велика, поэтому главной
    проблемой для строителей было перекрытие
    центрального нефа. Цилиндрические своды слишком
    тяжелы для постройки такого масштаба. В этом
    соборе появляется крестовый свод на нервюрах,
    позже заимствованный раннеготической
    архитектурой.
    Преимущества новой конструкции свода
    перед старой были неоспоримы: каркас свода
    составляли ребра-нервюры, пространство между
    ними заполнялось довольно тонкой кладкой, что
    уменьшало вес свода и боковой распор,
    сосредоточенный, благодаря нервюрам, в
    определенных точках. Подпружные арки свода
    стрельчатые. Стрельчатой арке можно придать
    любую высоту, что в дальнейшем будет активно
    использовать готическая архитектура. Стена
    среднего нефа поделена на три яруса. Верхний ярус
    прорезан окнами, что дает интерьеру хорошее
    освещение. Массивные столбы, на которые
    опираются поперечные арки, имеют форму пучка
    тонких колон и пилястр. Чередующиеся с ними
    столбы, не выполняющие такую несущую функцию,
    имеют вид круглой колонны. Шестичастный
    крестовый свод возник в романской архитектуре
    Нормандии — вероятно, впервые такой свод
    возведен в церкви Сент-Этьенн в Канне (ок. 1120) .

    Итак, многие составляющие готической
    конструкции возникли еще в период зрелой
    романики. Но эти приемы, собранные вместе при
    возведении знаменитой церкви в Сен-Дени,
    заговорили на совершенно новом архитектурном
    языке.

    ВРЕМЯ И МЕСТО

    Готическая архитектура родилась во
    Франции. Известно место и время ее рождения —
    аббатство Сен-Дени, располагавшееся недалеко от
    Парижа, где с 1137 по 1144 г. знаменитый аббат Сугерий
    (1080–1151) перестраивал старую церковь. Облику
    новой церкви придавалось особое значение, так
    как Сен-Дени было “королевским” аббатством.
    Именно там находятся мощи святого покровителя
    Франции Дионисия, которому и посвящено
    аббатство. Там же покоятся и короли –
    представители династий Меровингов и Каролингов.
    По этим причинам новая церковь должна была стать
    самой величественной и прекрасной из
    построенных ранее. Одной из главных целей
    Сугерия было добиться обилия света в
    пространстве церкви. Свет, проходящий через
    витражи, здесь имеет мистическое значение. Для
    того чтобы установить большие витражи,
    понадобилось значительно увеличить площадь
    оконных проемов. Старая же архитектура в силу
    своих конструктивных особенностей не
    предусматривала таких возможностей.
    Новое в архитектуре церкви,
    построенной аббатом Сугерием, состоит в
    сочетании этих приемов, которые по отдельности
    использовались и в архитектуре зрелой романики,
    но ранее не объединялись в пространстве одной
    постройки. Например, в церкви Сен-Дени по-иному
    решается пространство хора: галереи образуют с
    капеллами единое целое; пространство больше не
    делится на отдельные ячейки, и, главное,
    появляется свет, льющийся из огромных окон. Чтобы
    возведение окон такого размера стало возможным,
    с наружной стороны между капеллами ставятся
    тяжелые опоры-контрфорсы, которые поддерживают
    своды. Внешние контрфорсы также применялись в
    романике, но их местоположение и функции были
    иными. Контрфорсы церкви Сен-Дени видны только
    снаружи, внутри создается впечатление невесомой
    прозрачной стены. Изящные круглые колонны свода
    усиливают эффект воздушности интерьера церкви.

    УСТРЕМЛЕННОСТЬ ВВЫСЬ

    Церковь аббатства Сен-Дени произвела
    сильнейшее впечатление на современников. Новый
    архитектурный стиль, созданный аббатом Сугерием
    и его мастерами, распространяется сначала по
    Франции, а затем и по всей Европе. Несомненно,
    главными достижениями готической архитектуры
    являются великие кафедральные соборы. Одним из
    ранних был знаменитый собор Парижской
    Богоматери (Нотр-Дам), строительство которого
    началось 1163 г.
    Это большой пятинефный собор, высота
    центрального нефа которого составляет 32,5 м.
    Обход в восточной части собора точно повторяет
    церковь Сен-Дени. Шестичастные крестовые своды
    главного нефа родом из нормандской архитектуры.
    Устройство стены главного нефа напоминает
    Дерхемский собор. Здесь присутствуют и круглые
    колонны, и аркады второго яруса, но они имеют
    более вытянутые, более стройные пропорции.
    В сочетании с огромными по сравнению с
    романским вариантом окнами третьего яруса и
    высокими стрельчатыми поперечными арками все
    это дает эффект легкости, устремленности ввысь,
    так характерный для готической архитектуры.
    Здесь уже ничего не осталось от массивности
    романских построек, несмотря на то что некоторые
    приемы архитектуры зрелой романики еще не совсем
    вышли из употребления. Конструкция Нотр-Дама
    продолжает тему внешних контрфорсов, начатую при
    строительстве Сен-Дени. Контрфорсы окружают
    здание собора, над боковыми нефами они переходят
    в аркбутаны — полуарки, подпирающие нагруженные
    участки. Контрфорсы с аркбутанами — этот скелет
    готического собора — станут одной из самых
    важных составляющих готической конструкции.
    Конечно, отличий новой, готической
    архитектуры от романской значительно больше, чем
    сходных моментов, — это и другой принцип
    планировки, организации пространства, новый вид
    фасадов и пр., но новые стили никогда не приходят
    ниоткуда, они всегда опираются на достижения
    предшествующих поколений.

  2. Landardred Ответить

    Паломнические базилики
    Поскольку до Святой Земли добраться было невозможно, толпы паломников
    устремляются к местным мощам: возникает множество легенд о чудесном
    обретении останков святых в тех или иных местах Европы. Самой популярной
    святыней становятся мощи св. Иакова в Сантьяго-де-Компостела в Испании.
    Однако и до этой церкви добраться было непросто: римская система дорог
    была разрушена, и средневековые паломники шли по тропам, дорожкам, петлявшим
    между несколькими фиксированными пунктами. Передвижение толп обеспечивал
    основанный в 1059 г. орден августинцев.
    Паломнические базилики – особого типа базилики бургундской школы,
    расположенные на перевалочных пунктах по пути в Сантьяго-де-Компостела.
    Было 4 крупных церкви с местными реликвиями и множество базилик поменьше,
    полностью утраченных (первые две не дошли до наших дней).
    Сен-Марсьяль в Лиможе
    Сен Мартен в Туре (1050, перестроена в XVII в.)
    Сент Фуа в Конке (1041(1052) – 1090(1095)). По другим источникам:
    конец 11 нач 12 вв, 1120г – датирована скульптура, что означает, что
    к этому времени храм уже возведен.
    Сен Сернен в Тулузе (1080-1095)
    Последней, пятой базиликой была Сантьяго-де-Компостела.
    Все эти церкви однотипны. Их архитектурный облик составляют:
    имеют три или пять нефов и эмпоры, как правило, обходившие весь периметр
    здания на двух уровнях: нужно вместить огромное количество народа
    Клересторий отсутствует, двускатная крыша перекрывает все три нефа,
    и таким образом, отсутствует базиликальный разрез
    Средний неф перекрывался цилиндрическим сводом с подпружными арками,
    боковые – крестовыми, галереи – полуцилиндрическими. Высота центрального
    нефа=2 высоты боковых нефов. Ширина центрального нефа=2 ширины бокового.
    Такой же принцип перекрытия, высоты и ширины сохранялся в трансепте.
    Трансепт также имеет 3хнефное устройство и аналогичный принцип перекрытия:
    центральный неф – полуциркульный свод, боковые – крестовые. Высота центр
    нефа=высоте центр среднего нефа трансепта. Высота боковых нефов=высоте
    бок нефов трансепта.
    Паломники шествовали вдоль правого бокового нефа и, огибая капеллы
    по кольцевому обходу, возвращались по противоположному боковому нефу
    к западному порталу, не мешая таким образом молящимся в центральном
    нефе и в хоре, а также самому ходу богослужения.
    Отсутствие клерестория порождало проблему освещения. Вся скульптурная
    декорация переходит в деамбулаторий, клуатр и на западный фасад, а в
    церкви появляется световая башня или световой трансепт.
    Базилика Сент Фуа в Конке имеет непропорционально короткий
    центральный неф (22 м в высоту и меньше 7 м в ширину) и очень длинный
    трансепт. Западный фасад ее фланкирован двумя прямоугольными башенками.
    Над средокрестием находится восьмигранная башня на тромпах – световая.
    Окнами прорезаны также торцевые стороны трансепта и стены боковых нефов
    в нижнем ярусе. На южном рукаве трансепта находится цилиндрическая башня
    с винтовой лестницей. Крипту можно увидеть через окошечки-finestelle.
    Сен-Сернен в Тулузе (Лангедок) – пятинефная базилика с развитым трансептом
    и хором, построенная для хранения мощей епископа Сернина. Высокий цилиндрический
    свод нефа укреплен подпружными арками, которые членят внутреннее пространство,
    раскрывающееся навстречу ярко освещенной апсиде. Эмпоры обходят сплошь
    весь периметр здания, включая трансепт и хор.
    Далее характеристика храма по лекции Кр. Люб.
    Сен Сернен В Тулузе

    Самый большой из паломнич. Храмов. Западный фасад оформлен как самостоят
    часть (это место для хранений и собраний). 5 нефов все законы построения
    те же. Двухчастное деление стены нефа.
    Опоры высокие, поставлены близко. Уровень эмпор выполнен в виде арок,
    разд на 2 арки.
    По 2 апсидиолы на рукавах трансепта. Квадрат средокрестия перекрыт
    октагональным световыи барабаном. Принцип освещения тот же. Переход
    от квадрата к октагону тот же. Центр капелла больше остальных – аксиальная
    капелла.
    Скульптуры на зап фасаде нет. Есть в тимпане одной из ячеек
    южного нефа (чуть больше остальных ячеек) – портал Межвиль (тимпан,
    капители). И в южной стене трансепта (капители) – Портал графов.
    В экстерьере – односкатная почти плоская крыша, практически без выступов,
    чтобы не мешать проникновению света. Контрофорсы укр стены. Двухцветный
    храм (кирпич + белый камень). Октагональный барабан изначально двухярусный.
    Посл 2 яруса достраивали в готику.
    С одной стороны, паломнические базилики предлагают чёткий план: все
    рукава латинского креста сходятся в средокрестии, акцентированном башней-фонарем
    или куполом, к этому средокрестию сходятся и хор с кольцевым обходом,
    хорошо освещенные радиальные капеллы, широкий, резко выраженный трансепт
    с апсидиолами и, наконец, подсказанный торжественностью многолюдных
    процессий, вытянутый в длину неф. Однако отсутствие клерестория и, таким
    образом, отсутствие непосредственного освещения центрального нефа создавало
    определённые препятствия для распространения такого типа базилик на
    севере Франции (все паломнические базилики расположены на юге). Поиски
    привили к сооружению в Бургундии важной, точно датированной монастырской
    церкви, в которой все законополагающие признаки французской романики
    оказались отчетливо выраженными. Это церковь Сент-Этьенн в Невере 1063-1097
    годов – трехнефная базилика в форме латинского креста, шестипролетная,
    с кольцевым обходом и венцом из трех капелл. Она была полностью перекрыта
    сводами – цилиндрическими в среднем нефе, крестовыми в боковых нефах
    и кольцевом обходе. Средокрестие перекрыто октогональным сомкнутым сводом.
    Над боковыми нефами тянутся галереи с разделенными колонкой проемами
    трифориев. Но в отличие от паломнических церквей изначально в Сент-Этьенн
    существовало непосредственное освещение среднего нефа через ярус верхних
    окон, то есть был полностью применен базиликальный разрез, а в интерьере
    трехъярусное горизонтальное членение среднего нефа. Так возникла композиция,
    ставшая впоследствии типичной для построек бургундской школы.
    В бургундской церкви Сен Бенуа сюр Люар (1067) мы видим свод колыбелью
    (коробовый свод центрального нефа) на подпружных арках, декоративные
    трифории вместо галереи, высокий ломбардский хор и специальные окошечки
    в крипте – finestelle, предназначенные для паломников, приходивших поклониться
    мощам св. Бенедикта. Разросшийся нартекс превратился в галилею (трёхнефный
    нартекс), трансепт имеет свои эшелонированные апсиды, а главная апсида
    имеет деамбулаторий и венец капелл. Язык романской архитектуры сформировался.
    Второй романский стиль (1088-XII/XIII вв.)
    Несостоявшийся конец света в 1000 г. даёт новый импульс для развития
    архитектуры: в Европе начинается строительный бум. И наконец в 1088
    г. начинается перестройка церкви апостолов Петра и Павла монастыря в
    Клюни – совершенный образец нового, романского искусства, господствовавшего
    в Европе в среднем до XIII в. В Иль-де-Франс 1140-е гг. – это уже начало
    готики, в Англии готика начинается с перестройки Кентерберийского аббатства
    в 1168 г., в Германии феномен поздней романики длится до XIII в. В Испании
    и Португалии романская архитектура приходится на XI- перв. пол.XIII
    вв. В Италии романское искусство длится также довольно долго, в Тоскане
    уже в XI в. возникает местный «инкрустационный стиль», а с XIII в. –
    Проторенессанс. Поэтому говоря об искусстве второго романского стиля,
    лучше будет разделить повествование по отдельным странам.
    Романика во Франции (1088-ок.1150)
    В 1088-1115 гг. в монастыре Клюни затевается перестройка церкви т.н.
    Клюни-3.
    Так как храм до нас не дошел, то сущ несколько реставраций его плана
    и архитектурного облика. Все это, так или иначе, гипотезы.
    В плане она представляет собой бенедиктинский крест 170 м в длину;
    имеет 5 нефов, пропорции которых таковы, что центральный неф по ширине
    равняется двум боковым;
    и трёхнефный нартекс – галилею;
    чередующуюся связанную систему опор с крестчатыми опорами – кантонированными
    пилонами;
    отчётливую связь интерьера и экстерьера;
    многобашенный фасад (две западных башни и башня над средокрестием);
    венец капелл и деамбулаторий;
    сводчатое покрытие (центральный неф – тоннельный свод на подпружных
    арках, боковые своды – крестовые);
    трифорий (наложенная декоративная аркада, здесь ещё нет эмпор);
    два трёхнефных трансепта,
    Вообще, используются традиционные римские своды: цилиндрический и
    крестовый. Своды Клюни-3 имеют слегка стрельчатые очертания, чтобы облегчить
    распор арки, т.к. в романике вся масса свода приходится на стену, которая
    имеет иногда 1,5 м в ширину. Это также позволяет повысить высоту здания:
    уже в эпоху романики своды достигают высоты 37 м в замковом камне, как
    в высокой готике. Отсутствие эмпор и широких оконных проёмов объясняется
    пока ещё боязнью за устойчивость здания. И в самом деле, в 1125 г. своды
    Клюни-3 обрушились. Но в дальнейшем стена прорезается эмпорами, и самый
    полный рисунок профиля центрального нефа выглядит так (снизу вверх):
    ярус опор (как правило, связанная система);
    эмпоры/стена (во Франции отдаётся предпочтение стене);
    трифории;
    клересторий.
    Поскольку окна обычно имели полуциркульное завершение, то боковая
    стена центрального нефа представляла собой три яруса аркад (арки нефа,
    арки трифория, арки окон), данных в четком ритмическом чередовании и
    точно рассчитанных масштабных отношениях. Приземистые арки нефа сменялись
    более стройной аркадой трифория, а та, в свою очередь, – редко расположенными
    арками высоких окон. Зрительное впечатление от внутреннего пространства
    романских церквей определялось простыми и ясными числовыми отношениями
    между шириною главного и боковых нефов. В некоторых случаях зодчие стремились
    вызвать преувеличенное представление о масштабах интерьера путем искусственного
    перспективного сокращения: уменьшали ширину арочных пролетов по мере
    их удаления к восточной части церкви (в церкви Сен Трофим в Арле). Иногда
    арки уменьшались и по высоте.
    В целом, романика во Франции разделяется на несколько региональных
    школ, поэтому основным принципом классификации романики во Франции служит
    региональный. В настоящее время сравнительно четко выделяют композиционные
    и конструктивные приемы школ Бургундии, Нормандии, Оверни, Прованса
    и Аквитании.

  3. *ЕДЕНОРОГ*^_^ Ответить

    Отличительной чертой романского направления стало объединение в одном построении двух типов храмов: приходского и монастырского. Из Нормандии также было позаимствовано конструирование двухбашенного фасада западной части здания. Это можно наблюдать на примере собора, расположенного в Дареме.
    В начале 12-го века возводились башенообразные донжоны: прямоугольные ил многоугольные конструкции. Но к концу века башни приобрели округлую форму.

    Германия: описание основных памятников

    Вормский собор – ярчайший пример романского стиля в Германии. Его строительство длилось больше ста лет (с 1171 по 1234гг). Для построения использовался песчаник (желто-серый), а объемное пространство структуры здания строго выражены четкими гранями. Храм состоит из 4-х высоких круглых башен с каменными конусами-шатрами и нескольких более низких башен средокрестия. Гладкая поверхность стен и узкие окна оживляются лишь благодаря аркообразным фризам вдоль карниза. Верхнюю часть цоколя галереи и фриз арки соединяют узкие лицены.
    Лизены – вертикально расположенные плоские выступы на поверхности стены.

    Франция в шедеврах архитектуры – замки и крепости

    Первоначальные формы романской архитектуры появились к концу 10-го века. Широкое распространение получили паломнические соборы Франции с хором и радикальными капеллами обходной галереи вокруг него. Также использовались трехнефные базилики – в среднем нефе находились своды цилиндрической формы (Сен-Сернен, Тулуза).
    Французское зодчество романского периода отмечено невероятным многообразием школ. Бургунская школа Клюни 3 тяготела к особой композиции монументального характера.

  4. Manafyn Ответить


    Церковь аббатства Жюмьеж (ныне руинирована)
    Что вы представляете себе при слове «средневековье»? Скорее всего, образный ряд стандартный: Босх, чума, Крестовые походы, костры инквизиции, готика. Естественно, готика! Ведь это один из самых ярких и монументальных символов средневековья. Прекрасные соборы, украшающие знаменитые города Европы, устремленные в небеса шпилями многочисленных башен и стрелами вытянутых окон. Однако, на мой взгляд, есть еще один архитектурный стиль, незаслуженно обойденный вниманием обывателей и не выделяемый в отдельный тип объектов обычными туристами – романская архитектура.

    “Романский словарь”
    Я сама обратила внимание на этот стиль совсем недавно и поняла, что то, что я раньше принимала за готику, чаще всего таковой не является. Меня оправдывает то, что по Европе я разъезжала в своей жизни не так много, как мне хотелось бы, образцов как готической, так и романской архитектуры своими глазами повидать практически не довелось – так, парочка буквально. Так что, вы уж извините, своих фотографий таких объектов у меня нет. Фотографий романских зданий в Сети очень много, но использовать для своего поста чужие фото я не решилась. Мою самолекцию я решила украсить гравюрами и рисунками (из старых путеводителей, например), найденных мною на разных общедоступных сайтах. Этот стиль архитектуры очень живописный, поэтому в рисованном виде он смотрится ничуть не хуже, чем на фотографиях.

    План типичной романской церкви
    Итак, что же определяет романский стиль? Начнем с самого термина. Его использовать стали поздно – в 19 веке. Придумал его археолог Арсисс де Комон. Надо сказать, термин весьма условен. «Романский» – значит, подобный римскому. Однако, по большому счету, от настоящего римского стиля он отличается также, как и от греческого или, скажем, древне-китайского. Те элементы, которые взяты из римского стиля, преобразованы до неузнаваемости. Например, колонны стали приземистыми и утратили всю свою декоративность.

    Церковь Сан-Феликс де Барруэра, долина Валь-де-Бои, Испания

    Церковь Сен-Хуан-де-Бои, долина Валь-де-Бои, Испания

    Церковь Санта-Мария-де-Таюли, долина Валь-де-Бои, Испания (этот и два предыдущих рисунка – работы неизвестного мне испанского художника с ЭТОГО САЙТА).
    За редкими, уточним, исключениями – например, Пизанский собор Пресвятой Девы Марии со знаменитой Падающей башней – вот уж где колонн в изобилии! В подавляющем большинстве других строений колонны были маловыразительными – короткими, толстыми, не особо выразительными. Капители поначалу вообще были лишены декора и имели сугубо утилитарную, т.е. поддерживающую функцию. В период зрелости стиля и его расцвета их стали украшать растительным орнаментом и скульптурными композициями, однако выглядело это настолько своеобразно и самобытно, что сравнивать эти капители с капителями римских колонн в голову не приходит.

    Пизанский собор
    Отбрасывать римское влияние полностью мы все-таки не будем. Так, основной и самый типичный элемент – полуциркульная арка – все-таки позаимствована из римского строительства, этот элемент можно встретить везде – в сводах, в дверных и оконных проемах и т.д. Тут, однако, надо уточнить, что если и говорить о римском влиянии, то это было скорее поздне-римское влияние, а еще точнее – византийское. Это особенно видно по итальянским образцам романской архитектуры. Ведь расположенная на адриатическом побережье Равенна была второй, западной, столицей Византийской империи. Безусловно, мы видим некоторые византийские черты в ряде построек романского периода – это и своеобразное чередование второстепенных объемов и приделов, и многоярусные аркады, и даже наличие куполов – это, правда, встречается очень редко.


    Аббатство Лонпон, Франция (худ. Жан-Пьер Леопольд)
    Из римско-византийского наследия и доминирующий план построек (речь идет о храмовых в первую очередь) – базилика. В подавляющем большинстве случаев основной объем храмов – прямоугольный. В поздних крупных храмах – очень вытянутый от портала к апсиде. В первую очередь, это связано с теми простейшими технологиями, которые в те времена были доступны. Строительство было каменное, скрепляющие растворы примитивные, строительные знания и опыт – минимальные. Кроме того, вытянутый в плане храм, удлиняющий путь от входа к алтарной части, символизировал торжественный и длительный путь грешного человеческого существа к Богу. Вот так вот: под недостаток мастерства всегда можно подвести эффектную идею. Итак, мы определились, что византийские влияния, несомненно, имели место. Кроме того, в ряде построек можно проследить и исконные местные влияния. Видимо, также проявлялись и вкусы заказчика, и мастерство строителей. Таким образом, готические постройки, щедро усыпавшие Европу с конца 10 по конец 13 века, весьма разнообразны и неоднородны, имеют территориальные черты, однако ряд признаков их все же объединяет.

    Собор в Ангулеме, Франция (рек. Поля Абади)
    Рассмотрим отдельные типичные элементы.
    Тяжелая кровля опиралась на стены, вес ее распределялся сверху вниз, опоры практически не использовались. Наружные опоры – широкие контрфорсы и аркбутаны – стали применять позже, это как раз элементы готической, каркасной, архитектуры. В романский период иногда применяли внутренние, «встроенные» контрфорсы, куцые и не особенно эстетичные, смахивающие на ребра батареи центрального отопления. По причине отсутствия дополнительных опор стены делали толстыми, массивными. Оконные проемы были небольшими, чтобы не ослаблять конструкцию. Завершение окон было также арочно-полуциркульное – это укрепляло проем. Если вы видите высокие окна со стрельчатым завершением – это, скорее всего, уже готика, либо собор, изначально романский, но перестроенный в готическом стиле. А пока все было монументально, прочно и практично, хоть по-своему и живописно.
    Не стоит забывать и о том, что холодный климат Европы и постоянные междоусобицы вынуждали строителей возводить такие массивные надежные здания. В случае набегов агрессивных соседей в церкви могла укрыться большая часть селения.


    Собор в Ангулеме
    Поначалу большой проблемой была кровля. В первых постройках перекрытия делали деревянным, а крыши – двускатными. Правда, при частых пожарах кровля непременно обваливалась. Затем научились выкладывать полубочковидный свод – тоже римский прием. Использовали и стрельчатые, и даже купольные своды. Также использовался стрельчато-крестовый свод. Такой тип свода использовали в крестовых в плане постройках, когда основной прямоугольный неф перекрещивался с поперечным трансептом. В готический период такие своды научились делать виртуозно; перекрестия стали парусными, многокомпонентными, появились очень эффектно выглядящие нервюры (изогнутые ребра каркасной каркасно-крестовой кровли). В романский период первичные крестовые элементы кровли выглядели проще и скромнее.

    При всем при этом скатные крыши, как и прежде, использовались очень широко.
    Во многих храмовых постройках присутствовали башни-колокольни, иногда по две и больше. Законодателем «башневой» моды в свое время стало аббатство Клюни во Франции. Эта бенедиктинская обитель имела громадное влияние в Европе 10-13 веков, пожалуй, следующее по значимости после папского Рима. Главная церковь аббатства вполне соответствовала этому влиянию. Храм был просто исполинским по тем временам – в длину 187 метров, ширина трансепта – 17 метров, высота 30 метров, а украшали ее целых 5 башен! С 13 века аббатство, правда, стало приходить в упадок, а к 19 было практически разрушено. Кровля обрушилась, а между стенами пролегла улица. Потом эти стены и вовсе разобрали. Сейчас на месте некогда влиятельнейшей обители можно увидеть лишь сохранившуюся часть северного трансепта и одну из башен.

    Аббатство Клюни

    Аббатство Клюни

    Аббатство Клюни

    Одна из построек в Клюни на этикетки с шоколадной упаковки
    Не все аббатства увлекались зодчеством с таким размахом. Известной личностью, повлиявшей на романскую архитектуру Европы, стал Бернард Клервоский. Он знаменит тем, что стал вдохновителей Крестовых походов, в том числе и на славян. Из относительно полезных вещей, сделанных им, было создание ордена цистерцианцев (позже их стали называть бернардинцами) . Основанная им обитель в Клерво ключевым образом отличалась от Клюнийского аббатства. Устав Бернарда был очень строг, основными добродетелями считалось смирение и скромность, что и отразилось на церковных монастырских постройках. Храмы были небольшими, приземистыми. Их венчала обычно единственная башня, служившая колокольней.
    Никакой гигантомании, никакого декора – этому Бернард противопоставил чистоту и строгость линий и тщательность отделки камня. Романских построек в самом Клерво не сохранилось, зато их можно видеть в Фонтене, еще одной обители, основанной Бернардом. Орден рос со стремительной быстротой – примерно 400 обителей за неполных 100 лет! До сих пор во Франции можно увидеть массу сохранившихся построек такого типа.

    Своды монастырской постройки в Фонтене
    Романские церкви есть и в других европейских странах. Практически одновременно с Францией и в Германии появились грандиозные и чудесные храмы – знаменитый собор в Шпеере, церковь аббатства Мария Лаах, церковь Санкт-Михаель в Гильдсгейме и т.д. В Испании их также было немало – до сих пор сохранились сразу девять небольших сельских церквей в долине Валь-де-Бои. И в Италии, и в Дании, и Чехии.
    Довольно короткий период европейской истории породил выразительный стиль архитектуры, который отражался самобытностью, и, кроме того, стал основой для развития нового, не менее яркого стиля – готики. Но об этом должен быть отдельный рассказ.
    Не буду вас перегружать информацией, думаю, для общего ознакомления достаточно. Дальше посмотрите картинки.

    Аббатство Сент-Обен, Анже

    Бамбергский собор, Германия

    Бове. Нотр-Дам-де-ла-БосОвр

    Аббатство Везле

    Винчестерский собор,

    Сен-Этьен, Виньори

    Вормский собор, Германия

    Гернрод, церковь Кириака, Германия

    Даремский собор, Великобритания (худ. Стюарт Фишер)

    Даремский собор, (худ. Стюарт Фишер)

    Саморский собор, Испания

    Он же

    Монастырская церковь в Поблете, Испания

    Храм Сен-Остермон в Иссуаре

    Церковь Святой Богородицы в Каллумборге, Дания

    Церковь Святой Богородицы в Каллумборге, Дания

    Аббатство в Кане

    Аббатство в Кагоре

    Кельн, ц-вь Матиса

    Кельн, Санкт-Кюниберт

    Кельн, ц-вь св. Андрея

    Кельн, ц-вь св. Большой Мартин (худ. Джон Генрих Митце)

    Кельн, ц-вь св. Большой Мартин

    Кельн, ц-вь св. Большой Мартин

    Кельн, аббатство св. Пантелеймона

    Кельн. Ц-вь св. Якоба

    Кельн. Санкт-Северин

    Кельн. Ц-вь св. Апостолов

    Кельн. Ц-вь св. Андрея

    Конк, аббатство Сент-Фе-де-Конк

    Храм в Курси

    Лимбург

    Лимбург, Бельгия

    Льеж, Сен-Мартен

    Майнц

    Майнц

    Мария Лаах, Германия

    Милан

    Монастырская кухня в Фонтевро

    Мон-Сент-Мишель

    Мон-Сент-Мишель

    Мон-Сент-Мишель

    Монте-Касино

    Монте-Касино

    Монте-Касино

    Муассак

    Нотр-Дам-дю-Порт, Клермон

    Нотр-Дам-дю-Порт, Клермон

    Оверни, Сен-Острамон

    Окемский замок

    Ольне

    Ольне

    Паре-ле-Мониаль

    Паре-ле-Мониаль

    Перигор

    Пуасси

    Пуатье, Нотр-Дам-де-ла-Гран

    Пуатье, Сен-Савен-сюр-Гартамп

    Пюи

    Сент-Антонен-Нобле-Валь (ратуша)

    Регенсбургский собор

    Саагун, Испания

    Сан-Мартин-де-Тур

    Сен-Мартен де Фромиста

    Санта-Мария, Корнеа-де-Конфлан

    Сен-Алле-де-Клермон

    Сен-Бенуа-сюр-Луаре, Флери

    Сен-Виктор

    Сен-Жермен-де-Пре

    Сен-Жермен-де-Пре

    Сен-Жиль-де-Гар

    Сен-Жорж-де-Босшервилль

    Сен-Жульен-де-Кан

    Сен-Капрен-де-Анжен

    Сен-Капрен-де-Анжен

    Сен-Мартен-де-Тур

    Сен-Нектер, Овернь

    Сен-Николя-Окс-Буа

    Сен-Серне-де-Тулуз

    Сен-Трофим-де-Арле

    Сен-Филибер-де-Турню

    Сен-Этьен-де-Невер

    Сен-Этьен-де-Невер

    Сен-Фрон-де-Перигё

    Сен-Фрон-де-Перигё

    Сен-Фрон-де-Перигё

    Сен-Фрон-де-Перигё

    Серези ла Форе

    Серези ла Форе

    Сен-Сернен-де-Тулуз

    Сен-Эвмпре

    Шпеерский собор

    Шпеерский собор

    Собор в Эли (Альберт Доусон)

    Собор в Эли

    Сен-Пьер в Эрво
    Картинок натырила в Википедии, а еще вот тут вот:
    http://www.encyclopedie.bseditions.fr/article.php?pArticleId=5&pChapitreId=33272&pSousChapitreId=33275&pArticleLib=Le+%AB%A0syst%E8me%A0%BB+roman+%5BAlsace%A0%3A+l%92art+roman+en+Alsace-%3EG%E9n%E9ralit%E9s%5D
    http://www.heleneseguin.net/christianisation-de-loccident—liens.html
    http://p8.storage.canalblog.com/86/49/675347/46586570.jpg
    и еще где-то, точно не помню.
    А еще поищите док. фильм “Шедевры романского искусства” и фильм “Романский стиль” из серии”Великие эпохи европейского искусства”.
    Спасибо за внимание!

  5. Mugor Ответить

    РОМАНСКИЕ ЦЕРКВИ. ПЛАН
    Во время нашествий, положивших конец Римской империи, монастыри оставались единственными убежищами цивилизации, и поэтому большие романские церкви были воздвигнуты под покровом и для нужд монастырей. Они строились во время войн, хроника которых пестрит упоминания­ми о пожарах старых базилик; реконструируя их, стремились оградить их от этого рода бедствий и в то же время приспособить к потребностям монастыря. Отсюда черты, которые отличают их от первых базилик: с конструктивной стороны — это здания, поскольку возможно огнестойкие, по плану — это здания, приспособленные для монастырской жизни.
    На рис. 127 мы объединили три плана, заимствованные из эпохи наивысшего расцвета романского искусства: С — церковь в Клюни,  самое великолепное из романских сооружений; В — Сен-Бенуа на Луаре, Р — Пара ле Мониаль.
    Примечание: Церковь аббатства Клюни была начата в 1089 г., хоровая часть была закончена в 1095 г., вся же постройка в целом была завершена лет через 30 после закладки. Но в 1125 г. рухнул неф; к 1130 г. все было восстановлено, и 22 октября церковь была освящена папой Иннокентием II.
    Постройка принадлежит к бургундской архитектурной школе. Аббатство находится в департаменте Соны и Луары, в районе г. Лиона, было   I основано в 910 г. герцогом Аквитанским Вильгельмом I и являлось центром монашеского ордена бенедиктинцев.
    Церковь Сен-Бенуа на Луаре находится в бывших владениях французского короля (департамент Луары) и была выстроена по приказанию короля Роберта II архитектором Умбертусом; в 1026 г. церковь сгорела и была возобновлена.
    Церковь Парэ ле Мониаль (департамент Соны и Луары) — первой половины XII в., по-видимому — второй четверти. Принадлежит к бургундской архитектурной школе.

    Рис. 127 

    Рис. 128
    Эти различные планы воспроизводят в основном форму латинской базилики. Их отличительные черты сводятся к следующему:
    Увеличение хора. — Хор, т. е. пространство, предназначенное для клира, занимал в епископской церкви очень ограниченное пространство; в монастырской церкви он принимает необычные до тех пор размеры.
    Обычно (Р) довольствуются удлинением поперечных нефов; в очень больших аббатствах (В и С) делают два таких нефа, и это расположение, очевидно, соответствует идее иерархического разделения между различными категориями монахов, составляющих население монастыря.
    Появление обхода алтаря. — В базиликах ранней эпохи боковые нефы никогда не продолжаются вокруг алтаря: латинский и византийский планы не имеют обхода. План без обхода утвердился в Италии, где господствовали латинские традиции, на Рейне, где царило византийское влияние, и в Нормандии, архитектура которой родственна рейнской и итальянской. В Бургундии же и на юге Франции план осложняется круговой галереей, опоясывающей алтарь. Это новшество вводится, так сказать, само по себе.
    В первых церквах имелся престол над криптой, содержавшей останки какого-нибудь святого. В романскую эпоху культ святых разрастается, и, независимо от главного алтаря, воздвигаемого на крипте, в церкви появляется серия второстепенных капелл, к которым надо открыть доступ. Эти капеллы, естественно, располагаются вокруг святилища, а обход представляет собою не что иное, как проход, ведущий в капеллы и служащий местом для процессий паломников. Один из боковых нефов предназначается для движения процессии к святилищу, второй — для обратного движения; обход связывает оба эти потока. Для полного разделения обоих людских потоков каждый боковой неф имеет свою дверь; в тех же случаях, когда в церкви только одна дверь, она разделяется на два рядом расположенных проема — вход и выход.
    В крипте наблюдается то же расположение, мотивированное тем же стремлением к порядку. Обход необходим для таких святилищ, куда стекаются многочисленные процессии пилигримов. Церковь Сен-Мартэн в Туре, одно из самых прославленных мест паломничества, была первой постройкой с обходом алтаря.
    Варианты плана. — Этот общий для разных архитектурных школ план имеет различные варианты. Так, мы уже говорили, что в архитектурных школах Италии и Нормандии нефы просто заканчиваются абсидами. Рейнская школа допускает по абсиде на каждом конце только центрального нефа (Майнц, Вормс, Бамберг), а в церкви св. Марии на Капитолии в Кёльне не только центральный неф, но и пересекающий его имеют с двух концов завершение в виде абсиды.
    Затем идут планы, отходящие от формы базилики и приближающиеся к типу церквей с центральным святилищем; древняя церковь Сен-Бенинь в Дижоне, церковь в Нёви построены по круглому плану и являются, по-видимому, подражанием ротонде храма св. Гроба.
    План Сен-Галленского монастыря. — Для уточнения приведенного обзора воспользуемся планом IX в., взятым из архивов Сен-Галленского аббатства. На рис. 128 мы воспроизводим основные указания рукописи, дополняя их чертежом разреза, который, по-видимому, определяется планом. Церковь, в соответствии с рейнским типом, ограничивается на каждом конце большой абсидой с хором; центрам обеих абсид соответствуют алтари, посвященные Петру и Павлу.
    Примечание: Сен-Галленский монастырь (L’abbaye de St. Gall) основан около 700 г. В X в. около монастыря вырос город, жители которого вступили с монастырем в борьбу за свою независимость, приобретенную ими полностью лишь в XVII в. Теперь город находится в пределах Швейцарии.
    Первоначальный проект Сен-Галленского аббатства не был осуществлен; этот проект приписывается Эрингарду, известному автору хроник и строителю времен Карла Великого; под его руководством была выстроена Аахенская колонна, он же около 820 г., возможно, исполнил план-проект указанного аббатства. Сам Эрингард был настоятелем аббатства Фонтенелль. Полностью план воспроизведен у Lasteyrie, упом. соч., стр. 141, и еще лучше у Otte, упом. соч., стр. 92.
    Над криптой, в которой покоятся останки патрона монастыря, возвышается главный престол во имя этого патрона и Мадонны. Два других престола, находящиеся на ступенях, ведущих к святилищу, посвящены основателям монашеских орденов. Наконец, остальные престолы расположены вдоль боковых нефов.
    В центральном хоре амвон, или трибуна, А служит местом для проповедей; по сторонам его — две кафедры Е для чтения посланий и евангелия. Купель F, прежде помещавшаяся в отдельном баптистерии, теперь расположена при входе в неф. Два зала В и V примыкают к святилищу и, по древнему обычаю, служат для хранения в них священных книг и сосудов.
    Весь трансепт и значительная часть центрального нефа отведены для монахов, и невольно вызывает удивление, какое ограниченное пространство оставлено для массы верующих. Кажется, что для них церковь была лишь целью паломничества и что они только проходили через нее. Двор в форме подковы (Н), обнесенный портиками, служил им местом ожидания; процессия проникала через один из боковых входов, следовала по узкому проходу вдоль капелл в боковом нефе, спускалась вниз, обходила крипту и выходила через второй боковой неф.
    Перед церковью находились две сторожевые башни Т; на вершине их находились престолы, посвященные архангелам. Отметим отсутствие обхода; он становится обязательным только к XI в. и позволяет поместить вокруг престола капеллы, которыми в церкви Сен-Галленского аббатства еще загромождаются нефы.
    Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *