Почему обломов порвал со службой и с обществом?

5 ответов на вопрос “Почему обломов порвал со службой и с обществом?”

  1. aleksey73vl Ответить

    В возрасте около 20 лет Обломов приезжает в Петербург, чтобы служить чиновником (этот приезд происходит за 12 лет до событий, описанных в романе):
    “…в службе, что и было целью его приезда в Петербург…” “…От этого главное поприще – служба на первых порах озадачила его самым неприятным образом…”Обломов поступает на службу мелким чиновником в канцелярию:
    “…А вместе канцелярскими чиновниками служили…”До начала работы Обломов наивно представляет себе службу как жизнь в доброй, дружной семье:
    “…Он полагал, что чиновники одного места составляли между собою дружную, тесную семью, неусыпно пекущуюся о взаимном спокойствии и удовольствиях…”Обломов ожидает, что его начальник будет него кем-то вроде “второго отца”:
    “…Илья Ильич думал, что начальник до того входит в положение своего подчиненного, что заботливо расспросит его: каково он почивал ночью, отчего у него мутные глаза и не болит ли голова?..”К сожалению, в первый же день на службе Обломов жестоко разочаровывается:
    “…он жестоко разочаровался в первый же день своей службы. С приездом начальника начиналась беготня, суета, все смущались, все сбивали друг друга с ног…”Обломов обнаруживает, что на работу нужно ходить каждый день независимо от того, хочешь ты этого или нет:
    “…Он полагал, что […] посещение присутственного места отнюдь не есть обязательная привычка, которой надо придерживаться ежедневно, и что слякоть, жара или просто нерасположение всегда будут служить достаточными и законными предлогами к нехождению в должность…”Отношение Обломова к службе становится резко отрицательным. Вечная спешка и суета в канцелярии наводят на него страх и скуку:
    “…всё требовали скоро, все куда-то торопились, ни на чем не останавливались […] Все это навело на него страх и скуку великую. «Когда же жить? Когда жить?» – твердил он…”При этом Обломову попадается действительно хороший начальник, под руководством которого можно служить долгие годы. Но Обломов не в состоянии оценить, насколько ему повезло с начальником:
    “…Илье Ильичу не нужно было пугаться так своего начальника, доброго и приятного в обхождении человека…”Несмотря на доброту начальника Обломов все равно его боится. В присутствии начальника Обломов робеет настолько, что у него меняется даже голос. О поведении Обломова на службе автор пишет следующее:
    “…Илья Ильич вдруг робел, сам не зная отчего, когда начальник входил в комнату, и у него стал пропадать свой голос и являлся какой‑то другой, тоненький и гадкий, как скоро заговаривал с ним начальник…”“…Исстрадался Илья Ильич от страха и тоски на службе даже и при добром, снисходительном начальнике…”На службе Обломов работает с бумагами. В его обазянности входит составление документов (записок, справок, выписок) и т.д.:
    “Еще более призадумался Обломов, когда замелькали у него в глазах пакеты с надписью нужное и весьма нужное, когда его заставляли делать разные справки, выписки, рыться в делах, писать тетради в два пальца толщиной, которые, точно на смех, называли записками… Раза два его поднимали ночью и заставляли писать “записки”, несколько раз добывали посредством курьера из гостей — все по поводу этих же записок.”

  2. Corvax Ответить

    Автор отмечает у Обломова вулканическую работу гуманного сердца. Было время, когда он мечтал о том, чтобы служить на благо России, путешествовать, обогащать свои знания, он твердил, что труд – основа жизни и трудиться необходимо.
    Уму и развитию он гораздо выше своих знакомых (Волкова, Судьбинского, Тараньтьева). Он видит пустоту Волкова, иронизирует над карьеризмом Судьбинского, осуждает бездушие Пенкина. Обломов со многими положительными качествами способен вызывать симпатию окружающих. Штольц отмечает его честность, кротость, доброту, «это хрустальная, прозрачная душа». Но все это положительное похоже на клад, который зарыт глубоко в землю. А сам он лежит на диване, и мысли лениво бродят по потолку и стенам. Все мечты и планы остаются не исполнены, причины – лень и безволие. Живет он на семь тысяч дохода, получаемого от родового имения. Постепенно он порывает со службой, а потом и с обществом. Его не привлекает шумная столичная жизнь, о которой рассказывают «друзья». Нормальным состоянием сделалось лежание на диване. Халат и туфли заменяют прелести жизни.
    Иногда он пробует читать. Но чтение утомляет его. Вялые мечты отрывают его от книги. Это признак умственной пассивности и апатии. Умственная лень превращает все знания Обломова в ненужный хлам.
    Больше всего он боится перемен, «что бы жизнь не тронула». Но жизнь его трогает: необходимо написать письмо старосте, счета свести, из квартиры съезжать. Но вместо всего он спит и мечтает. «Мне даже во сне спать хочется», а в разговоре со Штольцем он признается, что ему «и жить то лень». Это полный паралич ума.
    Лень, боязнь жизни и движения, неспособность к практической деятельности, подмена жизни расплывчатой мечтательностью – вот свойства превратившие Обломова в праздного лежебоку. Все это охарактеризовано одним словом – Обломовщина. «Одно слово, а какое …ядовитое».
    Обломов ничего не сумел сделать полезного ни для общества, ни для себя. Единственное, что он мог, — это лежать на диване, мечтать и сокрушаться, что “сказка не жизнь, а жизнь не сказка”. Обломову доставляли дискомфорт любые вторжения в его мирное существование. Такой тревожащей силой стал Андрей Штольц, который пытался возродить Обломова к жизни. Он всеми силами старался уберечь своего друга от неминуемой гибели. И на какой-то миг Обломова увлекла перспектива обновления: “Идти вперед — это значит вдруг сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души, с ума, вместе с пылью и паутиной со стен смести паутину с глаз и прозреть”. Но боязнь жизни оказалась сильнее.
    Не помогла Обломову и встреча с Ольгой Ильинской. Сначала любовь захватила его, и он стал мечтать о счастье. Он даже как будто помолодел. Ольга, так же как и Штольц, пыталась пробудить Обломова к деятельной жизни, сделать его полезным для общества. Но ей не удалось этого добиться. “Обломовщина” победила чувство любви. Обломов испугался новых волнений и тревог, изменения привычного образа жизни.
    После разрыва с Ольгой Обломова опять потянуло к прежней, спокойной и ленивой, жизни. И он нашел для себя последнее прибежище — дом Агафьи Матвеевны Пшеницыной, которая создала для него примерно те же условия, что были когда-то в Обломовке. Таким образом, все вернулось на круги своя. С Обломовки началась жизнь Ильи Ильича, Обломовкой и закончилась. Когда-то Ольга спросила Обломова: “Отчего погибло все? Кто проклял тебя, Илья? Что сгубило тебя? Нет имени этому злу… ” — “Есть, — сказал он чуть слышно… — “Обломовщина”!” Так, в конце концов, сам Обломов нашел слово для обозначения того зла, которое погубило всю его жизнь.
    http://www.litra.ru/composition/work/woid/00012601184773069654

  3. twiksoed Ответить

    Роман И. А. Гончарова “Обломов” – один из популярнейших произведений классики. С тех пор как критик Писарев заявил по выходе романа, что он, “по всей вероятности, составит эпоху в истории русской литературы”, и пророчил нарицательный смысл введенным в нем типам, не найдется ни одного грамотного русского, не знающего хотя бы приблизительно, что такое обломовщина. При описании жизни помещичьей усадьбы Гончаров часто употребляет слова “тишина”, “застой”, “покой”, “сон”, “молчание”. Они очень точно передают саму атмосферу дома, где жизнь протекала без изменений и волнений от завтрака до обеда, от послеобеденного сна до вечернего чая, от ужина – снова до утра, где самым запоминающимся событием было то, как Лука Савельич неудачно съехал зимой с горки на салазках и расшиб себе лоб. Можно сказать, что быт обломовцев определялся одним словом – “застой”, это было типичное существова-” ние русской провинциальной помещичьей усадьбы, и Гончаров не выдумал ее: он сам вырос в такой семье.
    И маленького Илюшу Обломова воспитала сама атмосфера этого дома, сам быт Обломовки. Как очень точно определил Н. А. Добролюбов в статье “Что такое обломовщина? “, Илья Ильич воспитывался не просто как дворянин, а именно как русский барин, которому “не нужно каждодневно суетиться, не нужно трудиться во имя “хлеба насущного”. Илью Обломова нужно рассматривать как своеобразный результат воспитания многих поколений Обломовых, как продукт “окаменелого царства” самой русской жизни. Это воспитание и этот образ жизни убивали все живое, все непосредственное, приучая человека к сонному ничегонеделанию; причем они одинаково воздействовали и на барина, и на дворового. Очень важен в этом смысле образ слуги Обломова – Захара. Илья Ильич говорит, обращаясь к нему: “Да ты, брат, еще больший Обломов, чем я сам! ” Это очень точное замечание; Захар – это как бы “Обломов в квадрате”: все худшие качества Обломова доведены у Захара до карикатурных размеров.
    Жизнь Обломова лишена стремлений к каким-либо переменам, напротив, более всего он ценит уединение и покой. Обломов постепенно порывает связь сначала со службой, а затем и со всем внешним миром, с обществом. Халат, туфли и диван, – вот что способствует погружению молодого человека в полную апатию. То, что этот человек нравственно погибает, Гончаров дает нам понять, описывая быт Обломова: “По стеклам лепилась паутина, напитанная пылью; зеркала.. .могли служить скрижалями для записыванияна них по пыли заметок на память”; “Лежание у Ильи Ильича было его нормальным состоянием”.
    Кроткий Илья Ильич отчаянно и до конца отбивается от вторжения жизни, от ее больших требований, от труда и от мелких уколов “злобы дневи”. Будучи не прав в своем сопротивлении гражданскому долгу, он иногда оказывается выше и правее суетных притязаний тогдашнего бытия. И, не сбрасывая халата, не сходя со знаменитого обломовского дивана, он подчас наносит меткие удары по ворвавшемуся к нему и нарушевшему его покой противнику.
    Илья Ильич Обломов, когда-то резвый, живой и любознательный мальчик, влача праздное, паразитическое существование (зачем трудиться, когда на это есть триста Захаров!) , постепенно опускается. Праздность становится его идеалом. “Жизнь в его глазах, – говорится в романе, – разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки – это у него синонимы; другая – из покоя и мирного веселья”. Праздность, лень и апатия настолько укоренились в Обломове, что он иной идеал жизни считает даже противоестественным. “Да разве я мучусь, разве работаю? – запальчиво объясняет Обломов своему слуге Захару. – Кажется, подать, сделать есть кому! Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава Богу! Стану ли я беспокоиться? ”
    Далее здесь: http://www.school-city.by/index.php?Itemid=85&id=3211&option=com_content&task=view

  4. antonkv Ответить

    Образ Обломова воистину глубок и объёмен именно потому, что автор исследует и психологию своего героя и рассматривает его как социальное явление. Например возьмет для показа соц. роли главу романа. «Сон Обломова» .
    «Сон Обломова» повествует о
    детстве Ильи Ильича, о его влиянии на характер Обломова. Во «Сне Обломова»
    показана его родная деревня Обломовка, его семья, уклад по которому жили в
    обломовском имении. Обломовка – это название двух деревень, которыми
    владеют Обломовы. Люди в этих деревнях жили так же, как жили их прадеды.
    Они старались жить замкнуто, изолировать себя от всего мира, боялись людей
    из других деревень. Люди Обломовки верили в сказки, предания и приметы. В
    Обломовке не было воров, не было разрушений и бурь все было сонно и тихо.
    Вся жизнь этих людей была однообразна. Обломовци считали, что иначе жить
    грех. Так же жили и помещики Обломовы.
    Отец Обломова был ленив и апатичен, он весь день сидел у окна или
    прогуливался по дому.
    Мать Обломова была деятельнее мужа, она наблюдала за слугами, гуляла по
    саду со своей свитой, задавала разные работы дворне. Все это отразилось в
    характере Ильи Ильича. С самого детства его растили, как экзотический
    цветок, поэтому он рос медленно и привыкал лениться. Его попытки что-то
    делать самому постоянно пресекались. Единственное время, когда Обломов был
    свободен и мог делать, что ему было угодно, было время всеобщего сна. В это
    время Обломов бегал по двору, лазил на голубятню и галерею, наблюдал за
    разными явлениями и изучал их, исследовал окружающий мир. Если бы эта
    начальная деятельность стала развиваться, то, может быть, Обломов стал бы
    деятельным человеком. Но запреты родителей что-либо делать самому привели
    к тому, что позже обломов стал ленивым и апатичным, он не мог съездить в
    Обломовку, сменить квартиру, жил в запыленной, не мытой комнате и полностью
    зависел от слуги Захара.
    В Обломовке няня рассказывала Илье Ильичу сказки, в которые он верил на
    протяжении всей жизни. Сказки сформировали поэтический характер русского
    человека. Этот характер проявился во взаимоотношениях с Ольгой. Он на
    некоторое время смог заглушить обломовскую лень и апатию, вернуть Обломова
    к деятельной жизни. Но через некоторое время из-за житейских мелочей
    поэтический дух снова стал ослабевать и уступил место обломовской лени.
    Обломовы не любили книг и считали, что чтение это не необходимость, а
    роскошь и развлечение. Учение Обломовы тоже не любили. И поэтому Илья Ильич
    посещал школу кое-как. Обломовы находили всякие отговорки, чтобы не водить
    Илью Ильича в школу и из-за этого ругались с учителем Штольцем. Его сын
    Андрей Штольц подружился с Обломовым, ставшим его другом на всю жизнь. В
    школе Андрей помогал Обломову делать уроки, но этим развивал в Обломове
    лень. Впоследствии с этой ленью Штольц боролся долго и упорно, но
    безуспешно.
    Я считаю, что роль этого эпизода, показать, как формируется у Обломова
    русский поэтический характер, причины появления обломовской лени и апатии,
    среду в которой воспитывался Илья Ильич, появление многостороннего образа
    Обломова. Обломова не могли «поднять с дивана» потому что деньги и
    благополучие у Обломова были с рождения и деятельность Штольца ему была не
    нужна. Обломову нужен был поэтический идеал, который на некоторое время
    дала ему Ольга Ильинская. Но после того как Обломов порвал с ней отношения
    вернулся к своей обычной апатии и лень. С которыми через несколько лет
    умер.

  5. crac0dile Ответить

    Обломов так отдален от реальной жизни, что свет для него представляет
    вечную суету без всякой цели. “Ни искреннего смеха, ни проблеска симпатии.. .
    что ж это за жизнь? ” – восклицает Обломов, считая общение со светским
    обществом пустым времяпрепровождением.
    Штольц упрекает Обломова, что он все лежит, зовет с собой в свет.
    Обломов возражает: «Свет, общество! Ты, верно, нарочно, Андрей,
    посылаешь меня в этот свет и общество, чтоб отбить больше охоту быть там.
    Жизнь: хороша жизнь! Чего там искать? Интересов ума, сердца?
    Ты посмотри, где центр, около которого вращается все это: нет его, нет ничего
    глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня,
    эти члены света и общества! Что водит их в жизни? Вот они не лежат, а снуют
    каждый день, как мухи, взад и вперед, а что толку? Войдешь в залу и не
    налюбуешься, как симметрически рассажены гости, как смирно и глубокомысленно сидят – за картами.
    Нечего сказать, славная задача жизни! Отличный пример для ищущего движения ума! Разве это не мертвецы?
    Разве не спят они всю жизнь сидя?
    Чем я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами?
    А наша лучшая молодежь, что она делает? Разве не спит, ходя, разъезжая по
    Невскому, танцуя? Ежедневная пустая перетасовка дней! А посмотри, с какою
    гордостью и неведомым достоинством, отталкивающим взглядом смотрят, кто
    не так одет, как они, не носит их имени и звания. И воображают, несчастные, что
    они еще выше толпы: «Мы-де служим, где, кроме нас, никто не служит; мы в первом
    ряду кресел, мы на бале у князя N, куда только нас пускают».. .
    А сойдутся между собой, перепьются и подерутся, точно дикие!
    Разве это живые, настоящие люди?
    Да не одна молодежь: посмотри на взрослых. Собираются, кормят друг друга, ни радушия, ни доброты, ни взаимного влечения! Собираются на обед, на вечер, как в должность, без веселья, холодно, чтобы похвастать поваром, салоном, и потом под рукой осмеять, подставить ногу один другому.. .
    Зачем же они сходятся? Зачем так крепко жмут друг другу руки?. .
    Что это за жизнь? Я не хочу ее».

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *