Почему повесть называется повесть о настоящем человеке?

13 ответов на вопрос “Почему повесть называется повесть о настоящем человеке?”

  1. милое олицетворение зла Ответить

    Создавая художественный образ главного героя, автор взял за основу судьбу и характер реального летчика-героя Алексея Маресьева. Однако он изменил в его фамилии одну букву, ведь повесть задумывалась, как художественная, а не документальная. Так на страницах книги возник летчик по фамилии Мересьев. При помощи таланта и правдивой истории писатель стал известен, а книга до сих пор волнует мир.
    Писатель показывает, как судьба испытывает главного героя, словно проверяя на прочность его качества. Повесть начинается с того, как летчик падает в лесную чащу после битвы с врагами. Он понимает, что остался жив, но сложности только начинаются. Герой слышит возле себя чье-то страшное дыхание и предполагает, что это немец, но оказывается, что перед ним был голодный медведь. Уже тогда можно было сдаться обычному человеку, но не таким был Мересьев. Он собрался с силами и в подходящий момент выстрелил в зверя. Попытавшись встать на ноги, герой понял, что его ступни повреждены. Каждый шаг ему причинял боль, но не идти было нельзя. Летчик понимал, что только он сам может сейчас помочь себе выжить. Поэтому, собрав всю силу воли, он шел вперед, а когда ноги распухли, то полз.
    Автор показывает, что летчик выжил не только благодаря обычному чувству самосохранения, но и великому желанию вернуться на фронт и продолжать бороться с врагом. Именно это делает его настоящим человеком.
    В названии говорится о настоящем человеке обобщенно, несмотря на большую роль центрального героя Мересьева. Кроме него в книге действуют и другие настоящие люди – это партизаны, которые помогли герою, это и комиссар Воробьев, который научил Мересьева не сдаваться. Таким образом, повесть Бориса Полевого – это гимн настоящим людям, которые живут не только ради себя, но и ради других.

  2. Mast Ответить

    Ответ оставил Гость
    Алексей Петрович Маресьев –
    легендарный лётчик, Герой Советского Союза, прототип Мересьева – героя повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» . Он стал легендой при жизни, гордостью страны, символом героического военного времени
    Свой первый боевой вылет Алексей Маресьев совершил 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога. Уже к концу марта 1942 года он довёл счёт сбитых фашистских самолётов до четырёх.
    4 апреля 1942 года в воздушном бою над Демянским плацдармом в Новгородской области истребитель Маресьева был подбит. Он пытался совершить посадку на лёд замёрзшего озера, но рано выпустил шасси. Самолёт стал быстро терять высоту и упал на лес. Восемнадцать суток А. П. Маресьев добирался ползком до своих. Он обморозил ступни ног и их пришлось ампутировать. Однако лётчик решил не сдаваться. Когда ему сделали протезы, он долго и упорно тренировался. В июне 1943 года Алексей Маресьев вернулся в строй. Воевал на Курской Дуге, в Прибалтике. Всего совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов противника.
    О нём ещё при жизни была написана книга «Повесть о настоящем человеке» , и даже поставлена опера на сцене Большого театра в Москве.
    В 1948 году по книге «Повесть о настоящем человеке» на Мосфильме режиссёром Александром Столпером снят одноимённый кинофильм. Маресьеву даже предложили самому сыграть главную роль, но он отказался, и эту роль исполнил профессиональный актёр Павел Кадочников.
    Герой Советского Союза полковник в отставке А. П. Маресьев награждён двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской революции, Отечественной войны 1 степени, Дружбы народов, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, Знак Почёта, «За заслуги перед Отечеством» 3 степени, медалями, иностранными орденами. Он был почётным солдатом воинской части, почётным гражданином городов Комсомольск-на-Амуре, Камышин, Орёл. Его именем названа малая планета Солнечной системы, общественный фонд, молодёжные патриотические клубы.
    18 мая 2001 года в Театре Российской армии намечался торжественный вечер по случаю 85-летия Маресьева, но за час до начала у Алексея Петровича случился сердечный приступ. Его доставили в реанимацию одной из московских клиник, где он скончался, не приходя в сознание. Торжественный вечер всё же состоялся, но начался он с минуты молчания

  3. Aralar Ответить

    Итак, в содержании «Повести о настоящем человеке» говорится о том, что самолет военного летчика Мересьева был подбит и упал в чащу леса. Летчика тяжело ранили, его ноги в буквальном смысле были раздробленными, и он оказался в тылу врага. Восемнадцать долгих дней ему пришлось пробираться к своим. Желание жить позволило превозмочь невыносимую боль, голод и холод. Автор пишет, что Алексей не мог подумать ни о чем другом, кроме как о жгучей боли. Он делал неуверенные шаги, а когда не осталось сил идти, пополз. Им двигало только одно желание – снова оказаться в строю и сражаться за свою Родину.
    Его спасли мальчики из лесной деревушки Плавни. Когда началась война, жители ближайших деревень вынуждены были поселиться в лесных окопах, которые сами и вырыли. Они страдали от голода и холода, но все же сохранили человечность и отзывчивость. Все они прониклись трагедией летчика и помогали, кто чем мог.
    Самые сложные эпизоды – это жизнь Мересьева в военном госпитале. Из-за долгого пребывания на морозе в ногах развилась гангрена, поэтому врачам пришлось ампутировать ступни до голени. В этот период начинает съедать Алексея отчаяние. Для него жить – значило летать и сражаться, вот только летчику без ног невозможно даже думать о таких вещах. Иной раз герой задумывался, стоило ли ему вообще ползти столько дней, если бы он знал, что все так закончится?! В пистолете ведь еще оставалось три патрона!

  4. GamerTV Ответить

    Так относилась сталинская власть к истинным героям войны, которые пожертвовали в ней слишком многим. А народ? Народ безмолвствовал. Он видел на экране бравого лётчика Алексея Мересьева в блестящем исполнении своего любимца Кадочникова. Киношный Мересьев отплясывал «барыню» перед медицинской комиссией, дабы завоевать себе право, не попрошайничать в поездах, не ехать на 101-й километр, а бить врага и называться «настоящим человеком». В тот момент это казалось единственно верным и правильным.
    Вот доклад министра МВД Круглова за 1954 год (почти десять лет после войны), в котором приводится печальная статистика о нищих – инвалидах Великой Отечественной:
    Доклад МВД СССР в Президиум ЦК КПСС
    о мерах по предупреждению и ликвидации нищенства

    20.02.1954
    Секретно
    В ПРЕЗИДИУМ ЦК КПСС
    товарищу МАЛЕНКОВУ Г.М.
    товарищу ХРУЩЕВУ Н.С.
    МВД СССР докладывает, что, несмотря на принимаемые меры, в крупных городах и промышленных центрах страны все еще продолжает иметь место такое нетерпимое явление, как нищенство.
    За время действия Указа Президиума Верховного Совета СССР от 23 июля 1951 года «О мерах борьбы с антиобщественными, паразитическими элементами» органами милиции в городах, на железнодорожном и водном транспорте было задержано нищих:
    во 2-м полугодии 1951 года — 107 766 человек
    в 1952 году — 156 817 человек
    в 1953 году — 182 342 человека
    Среди задержанных нищих инвалиды войны и труда составляют 70%, лица, впавшие во временную нужду, — 20%, профессиональные нищие — 10% и в их числе трудоспособные граждане — 3%.
    Приведенные данные не свидетельствуют о действительном количестве нищенствующих в стране, так как многие из них задерживались органами милиции по нескольку раз. Так, по городу Ленинграду до 5 раз задерживалось 2160 нищих, до 30 раз — более 100 человек, по гор. Горькому свыше двух раз задерживалось 1060 человек, по Сталинабаду — 50 человек и т.д.
    Органы социального обеспечения и местные Советы депутатов трудящихся не уделяют должного внимания работе по предупреждению и ликвидации нищенства, плохо занимаются устройством нищих в дома инвалидов и престарелых, их трудоустройством, а также делом определения им пенсий и патронирования.
    Так, из числа задерживаемых нищих по г.г. Москве, Ленинграду и Ростову трудоустраивается и помещается в дома инвалидов и престарелых не более 2–3 %.
    Одной из основных причин неудовлетворительного устройства нищих является отсутствие достаточного количества домов для инвалидов и престарелых и интернатов для слепых инвалидов, строительство которых, предусмотренное Постановлением Совета Министров Союза ССР № 2590–1264с от 19 июля 1951 года, идет крайне медленно, а ассигнуемые на это средства ежегодно не осваиваются. Из 35 домов инвалидов и интернатов, строительство которых должно было быть закончено в 1952 году, на 1 января 1954 года построено всего лишь 4 дома.
    В связи с этим органы милиции вынуждены подавляющее большинство задерживаемых нищих освобождать.
    Борьба с нищенством затрудняется также и тем, что некоторая часть нищенствующих инвалидов и престарелых отказывается от направления их в дома инвалидов, а устроенные нередко самовольно оставляют их и продолжают нищенствовать.
    Закона о принудительном содержании таких лиц в домах инвалидов нет.
    Тем не менее, полная беспомощность и нежелание властей решать проблемы инвалидов заставила вчерашних фронтовиков становиться не только нищими попрошайками, но и настоящими героями уже в мирной жизни. Наполненная добротой и оптимизмом, книга Бориса Полевого вселяла надежду в тех, у кого ещё был шанс на спасение, давала им веру в себя. Многие военные инвалиды овладевали новыми профессиями, самостоятельно реабилитировались и социально адаптировались, постепенно превращаясь из обузы в кормильцев своих семей.
    Не слишком высокие литературные достоинства не помешали «Повести о настоящем человеке» на долгие годы войти в обязательную школьную программу по литературе. Она стала настоящим бестселлером для мальчишек и девчонок, учила любить жизнь и не пасовать перед трудностями.

    Судьба героя

    Практически каждый школьник, прочитав повесть Б.Полевого, неизбежно задавался вопросом: а что же дальше? Как сложилась судьба этого «настоящего человека», практически супермена, живой легенды?..

  5. Hugigda Ответить

    Тут на днях чесались руки, надеюсь, да и видел, что не только у меня. Но вот сейчас, когда бесстыдно тупые глаза прилизанного уродца немного померкли в памяти – стоит подумать, а как так произошло, что его не забили до полусмерти одноклассники? Вот -вот. Именно поэтому я и завёл этот блог. Просто потому, что очень многое, всё, надо разжевывать и вдалбливать. Может что и задержится.
    Борис Николаевич Кампов, родившийся в семье московского юриста, переехавшего до революции в Тверь, ещё до войны начал писать и печататься. Карьера складывалась вполне успешно, его привечал “сам Горький”, невероятная величина и непререкаемый авторитет времени людей-исполинов. Начавшаяся война сделала его военным корреспондентом главной газеты страны. Естественно, что и самые выдающиеся события было доверено описать именно ему, и подвиг Маресьва, и четырёхтомник мемуаров о войне, довольно откровенный к слову, и побывать на Нюрнбергском процессе, выводы которого и ставят под сомнение выблядки, воспитывающие всяческих коль.
    Сам же Алексей Петрович Маресьев, росший с трех лет без отца, о непростой жизни знал много, полагаю. Мать, работая уборщицей, думаю и терпеть приучила и здоровье беречь и при любых условиях выживать не сдаваясь. Сама ведь не сдалась!
    Маресьев был сбит ЗИМОЙ в лесу в районе Демянска, места окружения и уничтожения огромного числа Советских солдат и офицеров, места даже и сейчас очень глухого, а уж семьдесят лет назад и просто бывшего “медвежьим углом”. Удивительным образом, человек этот с тяжелейшими ранениями ползком дополз до деревни, жители которой его спасли. Ползком через лес, раненый, разбитый и без еды, зимой, двигался восемнадцать дней.
    Вторым чудом была отправка в Москву на самолёте. Третьим – выжить после гангрены и сепсиса.
    Четвёртым – научиться ходить без обеих ног.
    Пятым… Научиться летать и попасть обратно в строй.
    До ранения Алексей Петрович сбил три вражеских самолёта, а вот после … Ещё семь.
    Этот невероятный человек переплывал Волгу, гонял на велосипеде, бегал (!). До глубокой старости. Умер герой в 2001 году, в возрасте восьмидесяти четырёх лет.
    В книге изменена только одна буква фамилии, Героя Советского Союза Алексея Маресьева, Борис Полевой назвал Мересьев.
    Борис Полевой.
    “Повесть о настоящем человеке”.
    Читайте. Рекомендую.

  6. Gavinrazan Ответить

    Свою повесть, которая была написана уже после войны, автор назвал «Повесть о настоящем человеке». Сюжет создан по рассказу Алексея Маресьева. То невероятное, что случилось с ним, описано достоверно, почти без домысла автора. В тяжелом, страшном бою зимой 1942 года самолет Алексея сбили недалеко от Новгородской области, которая была оккупирована. Приземлившись на парашюте, с поврежденными ногами летчик добирался до своих по снегу, ползком 18 дней. Изнеможенного и раненого летчика подобрали партизаны. Последствием ранения была гангрена ног. Для спасения жизни потребовалась срочная ампутация. Вначале Мересьев был в отчаянии, но опять огромная жажда жизни и желание встать в строй и бить врага дали ему силы встать на ноги…на протезы. И даже на протезах опять воевать за свободу и счастье страны.
    Так как повесть не документальная, а художественная, то автор изменил в фамилии летчика одну букву. Главный герой книги Мересьев почти ничем не отличается от прототипа Маресьева, разве что авторский талант добавил ему большей утонченности.
    К созданию повести о настоящем человеке писателя так же подтолкнуло откровенное признание Германа Геринга на Нюрнбергском процессе. Борис Полевой был приглашен туда как специальный корреспондент. То, что он услышал из уст «второго нациста Германии», окончательно убедило его в правильности идеи произведения. Герман Геринг сознался, что даже их лучшая агентура так и не смогла разгадать загадку души и характера советского воина. А ведь разгадка на поверхности и кроется она в высокой морали настоящего человека.

  7. VkotV Ответить

    Главная
    Литература
    Доклад о Москве: история и современность столицы
    Лучшие издания для детей: детский журнал Непоседа
    Лучшие издания для детей: детский журнал Непоседа
    Произведения Льва Николаевича Толстого
    Краткое содержание Бориса Годунова Пушкина А. С
    Кратчайшее содержание романа Льва Толстого «Война и мир»
    Чем архаизмы отличаются от историзмов
    Что такое горница: значение и происхождение старорусского слова
    Пословицы и поговорки о добре и зле
    Краткое содержание поэмы «Руслан и Людмила»
    Басня как литературный жанр и её характерные признаки
    Повесть «Пиковая дама» А.С. Пушкина в кратком содержании
    Дети подземелья Короленко: краткое содержание
    Краткое содержание повести А.С. Пушкина «Метель»
    Краткое содержание пьесы А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»
    Краткое содержание рассказа Тургенева «Хорь и Калиныч»
    Краткое содержание повести «Капитанская дочка» по главам
    Краткое содержание трагедии Пушкина «Пир во время чумы»
    Краткая биография Афанасия Афанасьевича Фета: главное
    Характеристика Чацкого в комедии А. Грибоедова «Горе от ума»
    Краткое содержание романа Салтыкова-Щедрина «История одного города»
    Роман Александра Дюма «Граф Монте-Кристо»
    Краткий пересказ романа Пушкина «Евгений Онегин» по главам
    Краткое содержание поэмы Пушкина «Цыганы»
    Сказки и другие произведения Шарля Перро
    Краткое содержание рассказа Левша: пересказ по главам
    Тургенев, «Первая любовь»: краткое содержание
    Повесть «Путешествие из Петербурга в Москву»: содержание
    Рэй Брэдбери «Каникулы»: краткое содержание и анализ
    Краткое содержание романа Вальтера Скотта «Айвенго»
    Краткое содержание и смысл пьесы Чехова «Вишнёвый сад»
    Краткое содержание повести А. Куприна «Гранатовый браслет»
    Статья И. А. Гончарова «Мильон терзаний» — краткое содержание
    Краткое содержание рассказа А. П. Чехова «Каштанка»
    Краткое содержание романа Каверина «Два капитана»
    Проблема воспитания и нравственности в комедии «Недоросль»
    Евгений Онегин и Владимир Ленский: друзья или враги
    Тема одиночества в лирике Лермонтова
    Гипербола, примеры художественного преувеличения в литературе
    Образ Катерины в пьесе Островского «Гроза»
    Краткое содержание повести Гоголя «Нос»
    Что такое композиция в литературе: приемы, виды и элементы
    Характеристика Павла Петровича Кирсанова в романе «Отцы и дети»
    Характеристика образа Кабанихи в пьесе Островского «Гроза»
    Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Деревня»
    Краткий пересказ романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Понятие строфы в литературе: описание, виды строф
    Примеры синтаксического параллелизма в литературе
    У. Голдинг, «Повелитель мух»: краткое содержание по главам
    Автор фразы «Ученье свет, а неученье тьма»
    Краткое содержание сказки о Золотом петушке
    Краткая биография Александра Сергеевича Пушкина
    Стародум из комедии «Недоросль» — характеристика и образ героя
    А.С. Пушкин: тема поэта и поэзии в его творчестве
    Краткая биография, жизнь и творчество Ф.И. Тютчева
    Значение слова цензура в литературе, определение
    Что такое сказка и какими они бывают
    Басня И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»: мораль и глубина
    Николай Гумилёв: «Жираф» — Анализ стихотворения
    Краткая биография Фонвизина Дениса Ивановича
    Краткое содержание думы «Смерть Ермака» К. Ф. Рылеева
    Список самых известных произведений М. Ю. Лермонтова
    Анализ послания А. С. Пушкина «Во глубине сибирских руд»
    Краткое содержание романа Шарлотты Бронте «Джейн Эйр»
    Роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова: краткое содержание
    Краткое содержание пьесы Максима Горького «На дне»
    Слово о полку Игореве: краткое содержание
    История создания романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»
    Краткий пересказ пьесы А. Н. Островского «Гроза»
    Сочинение-рассуждение на важную тему «Легко ли быть молодым?»
    Краткое содержание сказки А.С. Пушкина «О царе Салтане»
    Рождение, основные этапы жизни и дата смерти Пушкина
    Характеристика образа Тихона из пьесы «Гроза»
    Персонажи романа Л. Н. Толстого Война и мир: Петр, Соня и Вера Ростовы
    Характеристика образа Варвары Кабановой из пьесы Островского «Гроза»
    Сочинение на тему трагизма повести «Бедная Лиза» Карамзина Н. М
    Пьеса Лермонтова «Маскарад» в кратком пересказе содержания
    Краткое содержание поэмы Гоголя Мертвые души по главам
    Анализ басни Крылова «Ворона и лисица», фабула и мораль произведения
    Характеристика героев «Горе от ума» Грибоедова
    Повесть В. Распутина «Живи и помни»: краткое содержание
    Краткое содержание поэмы «Полтава» А.С.Пушкина
    Иван Алексеевич Бунин «Холодная осень», краткий пересказ содержания
    Повесть о настоящем человеке: краткое содержание книги Полевого
    Александр Сергеевич Грибоедов, краткая биография
    Николай Карамзин Бедная Лиза: краткий пересказ произведения
    Примеры обобщенно-личных предложений в художественной литературе
    Краткая биография Ивана Сергеевича Тургенева
    Краткое содержание романа Ремарка «Три товарища»
    Гротеск в википедии, grotesque в литературе, значение слова
    Как называется первая страница книги
    Роман «451 градус по Фаренгейту», краткое содержание
    Краткое содержание рассказа Михаила Зощенко «Ёлка»
    «Собачье сердце»: краткое содержание по главам
    Иван Алексеевич Бунин (краткая биография)
    Краткая биография одного из самых известных писателей — Солженицына
    Краткое содержание повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»
    Краткое содержание рассказа И. Бунина «Легкое дыхание»
    Паустовский «Телеграмма»: краткое содержание рассказа
    Краткое содержание повести Пушкина «Барышня-крестьянка»
    Краткое содержание повести Гоголя «Портрет»
    Читательский дневник: краткое содержание повести «Выстрел»
    Краткое содержание произведения «Судьба человека» М. А. Шолохова
    Краткая биография Гоголя: особенности и характеристика творчества
    Антитеза как художественный прием. Разбор на примере из стихотворений
    Значение термина лейтмотив в музыке и литературе
    Содержание рассказа Толстого «Детство», краткий пересказ
    Краткое содержание рассказа М. М. Пришвина «Кладовая солнца»
    Краткое содержание рассказа «Конь с розовой гривой»
    Краткое содержание рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль»
    О чем речь в «Уроках французского», краткое содержание
    Кто такой антагонист: его роль в литературе, значение слова
    Рэй Брэдбери «Мальчик-невидимка» в кратком содержании
    А.Н. Островский «Бедность не порок» — краткое содержание комедии
    Краткое содержание рассказа В. М. Шукшина «Чудик»
    Грин «Бегущая по волнам»: описание, анализ, краткое содержание
    Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»: краткое содержание
    Что такое анафора в литературе: определение, примеры
    Кто такой протагонист, его особенности, значение слова
    Что такое кульминация? Ее значение в литературе, музыке
    Повесть «Тарас Бульба». Краткий рассказ содержания повести
    Тихий Дон Шолохова написан кратко по главам, содержание глав
    Приключения Гекльберри Финна, краткое содержание повести
    Определение слова беллетристика и его историческое значение
    Краткое содержание книги Виктора Драгунского «Денискины рассказы»
    Произведение Грина Алые паруса, главы и их краткое содержание
    Рассказ «Муму»: краткое содержание для читательского дневника
    Краткое содержание «Ночи перед Рождеством» Гоголя
    Краткое содержание пьесы А.Н. Островского «Бесприданница»
    Что такое олицетворение в литературе, его функции, примеры
    Повесть временных лет: краткое содержание
    Краткое содержание пьесы Д.И.Фонвизина «Недоросль» по действиям
    А.Н. Островский, пьеса «Снегурочка», жанр: сказка. Краткое содержание
    Что такое парцелляция в русской литературе: примеры, виды, приёмы
    Краткое содержание по главам комедии Грибоедова «Горе от ума»
    А.С.Пушкин «Дубровский». Краткое содержание по главам
    И. А. Гончаров «Обломов»: краткое содержание по главам
    Краткое содержание романа Отцы и дети читать онлайн по главам
    Мастер и Маргарита краткое содержание по главам
    Краткое содержание повести Гоголя Невский проспект
    Как написать книгу: азы ремесла и пошаговая инструкция
    Александр Грин – биография и творчество
    Что такое сравнение в литературе и русском языке
    Что такое жанр в литературе, список и примеры
    Как определить размер стихотворения: примеры
    Лев Николаевич Толстой: краткая биография
    Биография Достоевского — кратко о самом главном
    Кто такой М.А. Булгаков,жизнь и творчество краткая биография
    Аллегория, что это такое? Примеры в литературе
    Краткая биография Чехова: самое главное
    Биография Лермонтова, судьба поэта: кратко о самом главном
    Биография Шолохова кратко. Жизненный путь писателя
    Как правильно писать эссе: структура текста, правила оформления
    Образ Луки в пьесе Максима Горького «На дне»
    Определение оксюморона, постановка ударения, примеры написания
    Анализ стихотворения Пушкина к Чаадаеву
    Биография Пушкина по датам: кратко самое главное
    Краткая биография Максима Горького
    Краткая биография писателя Александра Ивановича Куприна
    Биография Анны Ахматовой (кратко)
    Эпитет — что это такое и каково его значение в литературе
    Метонимия — определение, типы метонимии, примеры

  8. Ganris Ответить

    Урок внеклассного чтения для учащихся 6 класса по литературе родного края на материале «Повести о настоящем человеке» Бориса Николаевича Полевого (можно использовать как урок внеклассного мероприятия в параллели). «Повесть о настоящем человеке» является одним из лучших произведений о Великой Отечественной войне, раскрывающее непреклонную волю людей к победе над фашизмом, воспевающее героический подвиг во имя народа, во имя свободы Отчизны. Повесть захватывает воображение детей, привлекая остротой и необычайностью ситуаций, мужеством и упорством героя, жизнь которого стала легендой.
    Занятие проводится по кейс-технологии, где ведущая роль отведена обучающимся. Учитель же, в свою очередь, направляет, координирует работу обучающихся, помогает разрешить проблемные ситуации. Класс заранее разделен на группы. Каждая группа выполняет свое задание, отбирает определенный материал к уроку, чтобы помочь учителю создать презентацию, пишет отзыв о прочитанной книге, ищет ответ на поставленный вопрос.
    Итоговым продуктом работы является создание статьи в школьную газету «Жемчужница» под названием «Судьба настоящего человека» и написание эссе на тему: «Мужество на все времена!».
    За две недели до проведения занятия предлагается прочитать «Повесть о настоящем человеке» Б. Н. Полевого, выдаются кейсы (видео кейс – обучающимся предлагается посмотреть документальный фильм «Судьба настоящего человека», где подробно рассказывается о жизни, совместной деятельности героя и писателя; и печатный кейс – подготовлены проблемные актуальные вопросы, на которые обучающиеся должны найти ответ) – Приложение 1. Возможен просмотр художественного фильма по данному произведению (режиссер А. Столлер, 1948г.)
    Цели урока:
    обучить анализу художественного текста произведения, умению развивать речь, давать оценку прочитанному;
    расширить круг чтения обучающихся, познакомив их с творчеством Б. Н. Полевого.
    Задачи урока:
    формировать интерес к чтению, к истории России и Тверской области;
    формировать представления о воинском долге и верности Отечеству;
    формировать опыт нравственного поведения личности.
    Планируемые результаты
    Предметные:
    Знать. Биографию писателя Б. Н. Полевого. Знакомство с произведением «Повесть о настоящем человеке». Уметь анализировать художественное произведение.
    Уметь. Выразительно читать (эпизоды, стихотворения), анализировать текст, совершенствовать навыки анализа художественного произведения.
    Личностные результаты: Оценивание произведения с духовно-нравственной позиции; понимать и принимать такие понятия, как любовь к своему Отечеству, сила воли, мужество, жизнелюбие, жизнестойкость, выносливость, вера в себя, оптимизм.
    Метапредметные результаты
    Регулятивные УУД:
    уметь формулировать цель и тему урока;
    прогнозировать возможные ситуации;
    уметь оценивать собственную работу на уроке и работу товарищей.
    Коммуникативные УУД:
    общение со взрослыми и сверстниками;
    владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
    умение сотрудничать друг с другом;
    умение слушать и слышать других.
    Познавательные УУД:
    формирование и развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
    учиться вдумчиво читать художественные и учебно-научные тексты;
    умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации.
    Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, самостоятельная.
    Методы обучения: метод инцидентов, исследовательский.
    Технология работы: кейс-технология.
    Ход урока

    Дидактическая структура урока

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Время

    1.Оргмомент
    Приветствие. Проверка готовности к уроку.
    Приветствие.
    1 мин.
    2. Актуализация знаний.
    1. Слово учителя
    С каждым годом все дальше и дальше уходят годы Великой Отечественной войны. Многое забывается. Но в памяти народной не должны стереться от времени и имена тех, кто совершил подвиг, отстаивая свободу и независимость Родины, кто в этой священной борьбе отдал самое дорогое – жизнь.
    Мы будем знать и помнить и имена тех, кто поведал миру то страшное время и тех, кто запечатлел подвиги героев на страницах книг.
    Мы гордимся тем, что есть художники, которые дороги читателю не только созданными ими произведениями, но самим делом жизни. Путь таких людей неотделим от судьбы их книг. Вы уже поняли, что речь сегодня на уроке пойдет о нашем земляке (…), его легендарной книге(…) и герое книги – (…), которого по праву можно называть «Настоящий русский человек».
    1.Ответы учащихся:
    (– о Б.Н. Полевом,
    – «Повесть о настоящем человеке»
    – Алексее Маресьеве (Мересьеве)
    15мин.
    2. Формулирование темы урока и целей.
    – Сформулируйте тему и основные вопросы урока.
    2. «Судьба настоящего человека»
    – Почему Алексей Маресьев – человек-легенда? Что значит словосочетание «настоящий человек»?
    3. Беседа
    – Б. Н. Полевой (Кампов) родился 17марта 1908г. в Москве. Но при этом мы считаем его своим земляком, да и сам писатель говорит: «…считаю себя тверяком». Почему? Докажите.
    3. а) Сообщение
    1 группы
    о Б. Н. Полевом. (Приложение 2)
    остальные учащиеся слушают сообщения, конспектируют основные вопросы, затем отвечают на поставленный вопрос:
    – C 1915 г. жил в Твери, окончил школу 2 ступени, Тверской промышленно-экономический техникум. В 1926-1928 работал лаборантом, затем мастером и уже потом – начальником цеха на Тверской Пролетарской мануфактуре (ныне Тверская мануфактура).
    – Действие многих его произведений, в том числе и военных, происходит в нашем крае («Мемуары вшивого человека» (Тверь, 1927), «Горячий цех» (1939), «Повесть о настоящем человеке» (1946) и др.
    Группа 2
    – В 1922 г., будучи учеником 6 класса, Кампов поместил в газете «Тверская правда» первую корреспонденцию. С 1924г. его заметки о жизни города регулярно публиковались на страницах тверских газет. Вскоре редактор лично знакомится с талантливым журналистом: «Так, стало, быть, ты Кампов? О такую фамилию ткачихи язык сломают. …Кампус-поле. Вот что, брат, переведем мы твою фамилию на русский – Полевой…». Так на страницах «Тверской правды» появилось новое имя – Борис Полевой.
    – Сначала войны Полевой работает военным корреспондентом на Калининском фронте, находясь в самых горячих точках (3 группа – Б. Полевой – военный корреспондент).
    – В 1983 году именем Полевого будет названа улица в Твери (бывшая Кооперативная), на которой в доме №12 жил писатель.
    – Почему же именно «Повесть о настоящем человеке принесла» Всемирную известность Полевому?
    Ответы
    (Книга стала не только литературным событием, но вошла в народную жизнь. Проникнута духом патриотизма, волей к победе.
    – Что послужило толчком к созданию данного произведения?
    Сообщение 4 группы
    История создания книги «Повесть о настоящем человеке».
    3. Погружение в совместную деятельность
    1. Беседа по содержанию
    – Какое впечатление на вас произвела книга?
    – Кто является героями повести?
    – Составьте план произведения, по которому мы будем работать.
    1. Составление плана
    – индивидуальная работа:
    1) «Путь к своим»
    2) «Брьба за возвращение»
    3) «Победа над собой»
    4) «Снова в строю»
    5) Наши выводы.
    20 мин.
    2. Анализ эпизодов
    1) Определите место и время действия в самом начале повести.
    – Как вел себя А. Мересьев в последнем бою?
    – Что можете рассказать о поединке с медведем?
    – Каким изображает автор Маресьева в данном эпизоде?
    – Как отнеслись к летчику жители деревни Плавни? Почему жителей деревни мы вправе называть патриотами?
    2. Анализ эпизодов (работа по группам)
    1 часть «Путь к своим»– 1 группа (выразительное чтение эпизодов «В последнем бою» – гл.2; «Поединок с медведем» – гл. 3; «Отношение жителей деревни Плавни к Алексею»);
    2) – C кем мы знакомимся во 2 части повести? Что это за люди?
    – Как они поддерживают главного героя произведения?
    – Какое чувство остается после прочтения данной части?
    2 часть «Борьба за возвращение в строй» – 2 группа (эпизоды «Григорий Гвоздев-танкист» – 2 гл, «Полковой комиссар Сергей Воробьёв – гл.2 – выразительное чтение по ролям; «Комиссар» – гл.8 – выразительное чтение наизусть);
    3) – Военный санаторий, где Алексею предстоит прожить 28 дней. После этого все решится…
    – Что может испытывать человек в подобной ситуации?
    – Какой Алексей Мересьев ?
    3 часть «Победа над собой» – 3группа («Военный санаторий» – просмотр видеофрагмента из к/ф А. Столлера
    4) – Что помогло герою преодолеть казалось бы непреодолимое?
    – Как вы понимаете высказывание: «Возможности человека безграничны!»?
    4 часть «Снова в строю»– 4 группа («Первый бой Алексея» – пересказ)
    4. Организация совместной деятельности
    – Почему своё произведение Борис Полевой назвал «Повесть о настоящем человеке»?
    – Кого автор имел ввиду?
    (Всех настоящих людей, т.к. в основе ее содержания процесс нравственного роста героя).
    – Почему Алексею Маресьеву присвоено звание «настоящий человек»?
    1. Обсуждение
    5 мин.
    – Какие черты характера героя-летчика вы бы хотели иметь?
    – Кого в наше время мы можем назвать «настоящим человеком» и есть ли «настоящий человек» сегодня? (или – сможет ли современная молодежь совершить подвиг во имя других?)
    Ответьте на вопрос письменно.
    2.Письменный ответ на вопрос
    (от каждой группы выступает спикер, зачитывает свое решение, вместе обсуждаем, принимаем или отрицаем).
    5. Анализ и рефлексия совместной деятельности
    Оцените работу своих товарищей (какое выступление вам больше всего понравилось?)
    – Оцените свою работу на уроке. (Приложение 3).
    2 мин.
    6. Домашнее задание
    Эссе на тему: «Алексей Маресьев. Мужество на все времена».
    Групповая работа: оформить статью в газету «Жемчужница»
    Творческие работы
    2 мин.

  9. Mnerdred Ответить

    Глава 3

    Медведь начал рвать когтями комбинезон Мересьева. Последним усилием воли Алексей выхватил из кармана пистолет и выстрел в животное. Медведь умер.
    Мересьев попытался встать на ноги, «боль в ступнях прожгла все тело» – мужчина понял, что во время падения повредил ноги. Преодолев сильную боль, Алексей снял унты – ступни распухли, очевидно, что во время падения летчику раздробило мелкие кости.
    Оглянувшись вокруг, Алексей заметил, что находится на поле, где когда-то было сражение. Несмотря на то, что Мересьев потерял планшет с картой, он приблизительно ориентировался в лесу и решил идти на восток. Преодолевая сильнейшую боль, Алексей медленно направился вперед.

    Главы 4-5

    Вечером Мересьев вышел к «санитарной зоне» – месту, где укладывали раненых. Алексей снял с умерших кожаные ножны и нож. Утром голодный мужчина нашел в сумке с красным крестом банку консервов. Мересьев решил есть раз в сутки – в полдень.
    Чтобы отвлечься, Алексей начал продумывать маршрут, считать шаги. Так как идти было все труднее, мужчина вырезал себе две можжевеловые палки.

    Главы 6-7

    На третий день пути Мересьев нашел в кармане зажигалку, о которой совсем забыл. Мужчина наконец смог разжечь костер и согреться. По дороге его едва не заметила проезжавшая мимо колона немцев на броневиках. Алексей стал идти более осторожно.

    Главы 8-9

    Чтобы как-то прокормиться, Алексей жевал кору, заваривал себе чай из листиков брусники, доставал из шишек кедровые орешки.
    На седьмой день пути Мересьев вышел к месту побоища – немцы были разбиты. Совсем рядом слышались звуки артиллерийской дуэли.

    Главы 10-14

    Вечером Алексей обнаружил, что в зажигалке закончился бензин. За ночь он замерз и не мог больше передвигаться ступая. Мужчина, не теряя силы воли, пополз вперед на руках. По дороге он нашел ежа, которого съел сырым.
    Алексей из последних сил продвигался вперед. Неожиданно он услышал детские голоса, говорившие по-русски. От волнения Мересьев заплакал. Алексея на салазках отвезли в землянку.

    Главы 15-16

    Мересьев оказался среди людей, которые бежали из родной деревни и теперь жили в бору. Алексея поселил к себе дед Михайло. Мересьева пытались выхаживать всей деревней.

    Главы 17-19

    Дед Михайло, видя, что Мересьеву становится хуже, привел к нему командира эскадрильи, в которой служил Алексей. Посчитав дни, командир понял, что Мересьев пробыл в лесу восемнадцать суток.
    На родном аэродроме, где все были рады Алексею, его ждал санитарный самолет. Мересьева направили в лучший московский госпиталь.

    Часть вторая

    Глава 1

    До войны клиника, в которую поместили Мересьева, была институтом. Делая обход, шеф лечебницы, профессор Василий Васильевич, наткнулся на койки, стоявшие у лестничной клетки. Ему объяснили, что это летчики, которых привезли ночью – у одного перелом бедра и руки, у другого гангрена ступней.
    Василий Васильевич распорядился поместить их в «полковничью» палату.

    Глава 2

    В палате с Мересьевым было еще три человека. Полностью забинтованный лейтенант танковых войск Григорий Гвоздев, известный снайпер Степан Иванович и летчик Кукушкин. Гвоздев уже второй месяц находился «на грани жизни и смерти», практически ни с кем не разговаривая – во время одного из сражений он обгорел в танке.
    Василий Васильевич все чаще заговаривал с Алексеем об ампутации. Мересьев, сильно переживая, не писал о том, что с ним случилось ни матери, ни своей невесте Ольге.

    Главы 3-4

    Через неделю в палату подселили полкового комиссара Семена Воробьева. Воробьев, которого все начали называть «Комиссар», смог к «каждому подобрать свой особый ключик». «С прибытием Комиссара в палате произошло что-то подобное тому, что бывало по утрам, когда сиделка открывала форточку и в нудную больничную тишину вместе с веселым шумом улиц врывался свежий и влажный воздух ранней московской весны».

    Главы 5-6

    Алексею нельзя было помочь ничем, кроме операции. Мересьеву ампутировали ноги до середины икры. После операции мужчина ушел в себя, тяжело переживая, что теперь он больше никогда не сможет летать на самолете. Алексей так и не смог написать матери и Ольге об операции.

    Глава 7

    Пришла весна. Гвоздев постепенно начал разговаривать с другими мужчинами в палате, «вовсе ожил».
    Всем, кроме Гвоздева приходили письма. С легкой руки Комиссара и медсестры Клавдии Михайловны Григорий получил письма от девушек из мединститута. Одна из них – Анюта, даже отправила свою фотокарточку. Вскоре с ней у Гвоздева завязалась переписка.

    Глава 8

    Комиссар, желая вернуть Мересьеву волю к жизни, нашел для него статью о летчике, который без одной ступни продолжал управлять самолетом. Прочитав, Алексей заметил, что тому летчику было проще, однако комиссар ответил ему, что «ты же советский человек!». В ту ночь Мересьев долго не мог заснуть, думая о том, что он сможет снова летать.
    Комиссару становилось все хуже, но, несмотря на это, мужчина находил в себе силы шутить и успокаивать медсестру. Клавдия Михайловна, проводившая все больше времени у постели Воробьева, влюбилась в него.

    Глава 9

    Первым выписался Степан Иванович.
    Влюбившись в Аню, Гвоздев, у которого все лицо было в шрамах, боялся, что девушка не захочет общаться с ним, когда увидит лично.

    Глава 10

    Мересьев делал все, чтобы снова стать полноценным летчиком. Алексей придумал для себя особый комплекс упражнений, которые регулярно выполнял. Несмотря на то, что гимнастика причиняла сильную боль, мужчина старался с каждым разом увеличивать нагрузку.
    Мересьеву все чаще приходили письма от Ольги. Раньше они старались не говорить о своих чувствах, теперь же девушка первой, не стесняясь, писала о своей любви тоске. Алексей, скрывая свое состояние, отвечал Ольге кратко и сухо.

    Глава 11

    «Комиссар умер первого мая». Это случилось «как-то незаметно» для всех – под официальную речь по радио.
    Вечером в их палату подселили летчика-истребителя, майора Павла Ивановича Стручкова. У мужчины были повреждены коленные чашечки. Он был общительным и веселым, очень любил женщин.
    «На следующий день хоронили Комиссара». Играла траурная музыка, в последний путь Воробьева провожали солдаты. На вопрос Стручкова о том, кого хоронят, Кукушкин ответил: «Настоящего человека хоронят… Большевика хоронят». «И очень захотелось Алексею стать настоящим человеком, таким же, как тот, кого сейчас увезли в последний путь».

    Глава 12

    Стручков предложил Алексееву поспорить, что соблазнит Клавдию Михайловну. Все в палате были возмущены и собирались вступиться за женщину, однако Клавдия Михайловна сама отказала Павлу.
    Вскоре выписался Константин Кукушкин.

    Глава 13

    В один из ранних летних дней Мересьеву принесли протезы, обутые в новенькие башмаки. Медики объяснили Алексею, что теперь ему придется учиться ходить, как младенцу. С привычным для него упорством Мересьев, опираясь на костыли, начал передвигаться по коридору.
    Гвоздев и Анюта влюбились. В письмах они признались друг другу в любви, однако Григорий очень нервничал, ведь девушка не видела его лица в шрамах.

    Глава 14

    В середине июня Гвоздева выписали из госпиталя. Вскоре Мересьеву пришло от Григория письмо. Гвоздев рассказал, что хотя Анюта при встрече и не подала виду, по девушке было заметно, насколько ее пугает внешность Григория. Не желая ее мучить, Гвоздев сам ушел.
    Прочитав письмо друга, Алексей написал Ольге, что не известно, сколько продлится война, поэтому ей стоит поскорей о нем забыть. В тайне Мересьев надеялся, что это не спугнет настоящую любовь.
    Василий Васильевич застал Алексея за тем, как он сам пытался научиться ходить без костылей. Вечером он передал для Мересьева в подарок собственную трость черного дерева.

    Глава 15

    Стручков влюбился в Клавдию Михайловну. На признание Павла женщина ответила, что не любит его и никогда не смогла бы полюбить.
    Мересьеву позвонила Анюта, которая очень переживала из-за неожиданного исчезновения Гвоздева. Алексей был рад – теперь у друга все образуется.

    Часть третья

    Глава 1

    Летом 1942 Алексея выписали из госпиталя и направили долечиваться в санаторий Военно-воздушных Сил под Москвой. Перед отъездом Мересьев решил прогуляться по Москве. Неожиданно ему встретилась Анюта. Девушка предложила зайти к ней в гости. Узнав, что Григорий решил отращивать бороду, чтобы большей ей нравиться, Анюта называла Гвоздева «чудаком».

    Глава 2

    В канцелярии санатория сначала были удивлены, что к ним направили «Мересьева без ног», но потом разобрались, что у Алексея протезы. Мересьева поселили в одной комнате со Стручковым.

    Глава 3

    Алексей попросил медсестру Зиночку, работника канцелярии, научить его танцевать. Девушка согласилась. Танец давался Мересьеву сложно, но он никому не показывал, какую боль причиняет ему «это сложное, разнохарактерное топтанье».

    Глава 4

    Со временем танцевальные упражнения начали давать результаты – Алексей все меньше «ощущал сковывающее действие протезов».
    Впервые за долгое время пришло письмо от Оли. Девушка писала, что в числе добровольцев роет окопы. Ольгу возмутило его прошлое письмо – она готова была принять его любым: «Вот ты пишешь, что с тобой что-нибудь может случиться на войне. А если бы со мной „на окопах“ случилось какое-нибудь несчастье или искалечило бы меня, разве б ты от меня отступился?». После этого Алексей начал писать ей ежедневно.

    Глава 5

    В санаторий прибыла комиссия отдела комплектования ВВС. Врач, узнав, что у Мересьева ампутированы ноги, не хотел отправлять его в авиацию. Однако, увидев вечером, как Алексей танцует, выписал заключение, что при должной тренировке Мересьев сможет летать.

    Глава 6

    В летной части не оказалось Мировольского, к которому Алексея направил военврач. Мересьеву пришлось подать рапорт общим порядком. Не позаботившийся о вещевом и продовольственном аттестате, Алексей останавливается у Анюты.
    Мересьев несколько месяцев пытался продвинуться через военную администрацию, однако ему везде отказывали.

    Глава 7

    Получив направление на комиссию в отдел формирования, Алексей наконец встретился с нужным ему врачом Мировольским. Он направил Мересьева в «ТАП на испытание». Алексею, которому очень хотелось снова летать, удалось прорваться к высокому командованию. Мересьева отправили в школу тренировочного обучения.

    Глава 8

    Мересьев опасался, что обнаружив отсутствие ног, его выгонят из тренировочной школы. Однако перед Сталинградской битвой, в школе было слишком много работы, поэтому полковник не стал проверять документы Алексея – его возмутило только то, что Мересьев ходил с «пижонской» тростью.
    Инструктором Алексея назначили лейтенанта Наумова. Чтобы было удобно управлять самолетом, Мересьев пристегивал протезы кожаными хомутиками (которые заранее заказал у сапожника) к педальному управлению. Узнав, что у Алексея нет ног, Наумов решил заниматься с ним по особой программе.

    Глава 9

    Мересьев тренировался больше пяти месяцев. Наконец инструктор назначил ему испытания. Понимая, что сейчас решается его судьба, Алексей выполнял в воздухе сложнейшие фигуры. Восхищенный полетом Мересьева полковник предложил остаться инструктором в школе, но Алексей отказался.
    Заметив, что Мересьев снова ходит с тростью, полковник был возмущен и даже хотел ее сломать. Однако, узнав, что Алексей без ног, оценил величие подвига летчика и дал ему самые высокие рекомендации.

    Глава 10-11

    «Остаток зимы и раннюю весну провел Мересьев в школе переподготовки». Первое время Алексей не ощущал слаженности в управлении истребителем. Это стало для летчика серьезным ударом. Желая подбодрить Мересьева, к нему пришел замполит школы – подполковник Капустин. Так как Алексей был единственным человеком в мире, который летает без ног, полковник предоставил ему возможность тренироваться отдельно. В один из мартовских дней Алексей наконец почувствовал, что самолет полностью его слушается.

    Часть четвертая

    Главы 1-2

    Лето 1943 года. Мересьев прибыл в полк на военную службу. Судя по состоянию на дорогах, Алексей понял, что на фронте разворачиваются активные военные действия.

    Главы 3-4

    «Битва на Курской дуге разгоралась». Перед первым боевым полетом Мересьев несколько волновался, «но это не был страх смерти». Во время боя «на одном из участков Курской дуги после мощной двухчасовой артиллерийской подготовки армия прорвала немецкую оборону и всеми силами вошла в прорыв, расчищая путь советским войскам, перешедшим в наступление».
    После битвы Алексей, лежа на мху, читал новое письмо Ольги, в котором девушка прислала свою фотографию в гимнастерке с орденом Красной Звезды на груди. Она уже была командиром саперного взвода, который занимался восстановлением Сталинграда.

    Главы 5-6

    Во время одного из последующих сражений Мересьев сбил три самолета «фоке-вульф-190», которыми управляли «немецкие асы из знаменитой дивизии «Рихтгофен»», спас младшего товарища и на остатках горючего едва добрался до аэродрома. После битвы Алексея назначили командиром эскадрильи.
    Наконец Алексей решился написать Ольге обо всем, что случилось с ним за последние 18 месяцев.

    Послесловие

    «В дни, когда Орловская битва близилась к своему победному концу», корреспондент газеты «Правда» Полевой познакомился с Мересьевым, которого ему отрекомендовали как «лучшего летчика полка». Алексей лично рассказал автору свою историю.
    «Многое в свое время я не успел записать, многое за четыре года потерялось в памяти. О многом, по скромности своей, умолчал тогда Алексей Мересьев. Пришлось додумывать, дополнять».
    Уже после того как повесть была напечатана, Мересьев услышал, как книгу читали по радио и сам позвонил Полевому. Через несколько часов гвардия майор Алексей Мересьев пришел в гости к автору. «Четыре военных года почти не изменили его». Мересьев участвовал в боевой кампании 1943-1945 годов, получил звание Героя Советского Союза. После войны Алексей женился на Ольге, у них родился сын Виктор.
    «Так сама жизнь продолжила эту написанную мною повесть об Алексее Мересьеве — Настоящем Советском Человеке».

    Заключение

  10. Morlunis Ответить

    Звезды еще сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы. Вдруг по вершинам их прошелся сильный свежий ветер. Лес сразу ожил, зашумел полнозвучно и звонко. Свистящим шепотом перекликнулись между собой столетние сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей.
    Ветер стих внезапно, как и налетел. Деревья снова застыли в холодном оцепенении. Сразу стали слышны все предутренние лесные звуки: жадная грызня волков на соседней поляне, осторожное тявканье лисиц и первые, еще неуверенные удары проснувшегося дятла, раздававшиеся в тишине леса так музыкально, будто долбил он не древесный ствол, а полое тело скрипки.
    Снова порывисто шумнул ветер в тяжелой хвое сосновых вершин. Последние звезды тихо погасли в посветлевшем небе. Само небо уплотнилось и сузилось. Лес, окончательно стряхнувший с себя остатки ночного мрака, вставал во всем своем зеленом величии. По тому, как, побагровев, засветились курчавые головы сосен и острые шпили елей, угадывалось, что поднялось солнце и что занявшийся день обещает быть ясным, морозным, ядреным.
    Стало совсем светло. Волки ушли в лесные чащобы переваривать ночную добычу, убралась с поляны лисица, оставив на снегу кружевной, хитро запутанный след. Старый лес зашумел ровно, неумолчно. Только птичья возня, стук дятла, веселое цвиканье стрелявших меж ветвей желтеньких синиц да жадный сухой кряк соек разнообразили этот тягучий, тревожный и грустный, мягкими волнами перекатывающийся шум.
    Сорока, чистившая на ветке ольховника черный острый клюв, вдруг повернула голову набок, прислушалась, присела, готовая сорваться и улететь. Тревожно хрустели сучья. Кто-то большой, сильный шел сквозь лес, не разбирая дороги. Затрещали кусты, заметались вершины маленьких сосенок, заскрипел, оседая, наст. Сорока вскрикнула и, распустив хвост, похожий на оперение стрелы, по прямой полетела прочь.
    Из припудренной утренним инеем хвои высунулась длинная бурая морда, увенчанная тяжелыми ветвистыми рогами. Испуганные глаза осмотрели огромную поляну. Розовые замшевые ноздри, извергавшие горячий парок встревоженного дыхания, судорожно задвигались.
    Старый лось застыл в сосняке, как изваяние. Лишь клочковатая шкура нервно передвигалась на спине. Настороженные уши ловили каждый звук, и слух его был так остер, что слышал зверь, как короед точит древесину сосны. Но даже и эти чуткие уши не слышали в лесу ничего, кроме птичьей трескотни, стука дятла и ровного звона сосновых вершин.
    Слух успокаивал, но обоняние предупреждало об опасности. К свежему аромату талого снега примешивались острые, тяжелые и опасные запахи, чуждые этому дремучему лесу. Черные печальные глаза зверя увидели на ослепительной чешуе наста темные фигуры. Не шевелясь, он весь напружился, готовый сделать прыжок в чащу. Но люди не двигались. Они лежали в снегу густо, местами друг на друге. Их было очень много, но ни один из них не двигался и не нарушал девственной тишины. Возле возвышались вросшие в сугробы какие-то чудовища. Они-то и источали острые и тревожащие запахи.
    Испуганно кося глазом, стоял на опушке лось, не понимая, что же случилось со всем этим стадом тихих, неподвижных и совсем не опасных с виду людей.
    Внимание его привлек звук, послышавшийся сверху. Зверь вздрогнул, кожа на спине его передернулась, задние ноги еще больше поджались.
    Однако звук был тоже не страшный: будто несколько майских жуков, басовито гудя, кружили в листве зацветающей березы. И к гуденью их примешивался порой частый, короткий треск, похожий на вечерний скрип дергача на болоте.
    А вот и сами эти жуки. Сверкая крыльями, танцуют они в голубом морозном воздухе. Снова и снова скрипнул в вышине дергач. Один из жуков, не складывая крыльев, метнулся вниз. Остальные опять затанцевали в небесной лазури. Зверь распустил напряженные мускулы, вышел на поляну, лизнул наст, кося глазом на небо. И вдруг еще один жук отвалил от танцевавшего в воздухе роя и, оставляя за собой большой пышный хвост, понесся прямо к поляне. Он рос так быстро, что лось едва успел сделать прыжок в кусты – что-то громадное, более страшное, чем внезапный порыв осенней бури, ударило по вершинам сосен и брякнулось о землю так, что весь лес загудел, застонал. Эхо понеслось над деревьями, опережая лося, рванувшегося во весь дух в чащу.
    Увязло в гуще зеленой хвои эхо. Сверкая и искрясь, осыпался иней с древесных вершин, сбитых падением самолета. Тишина, тягучая и властная, овладела лесом. И в ней отчетливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса на поляну.
    Медведь был велик, стар и космат. Неопрятная шерсть бурыми клочьями торчала на его впалых боках, сосульками свисала с тощего, поджарого зада. В этих краях с осени бушевала война. Она проникла даже сюда, в заповедную глушь, куда раньше, и то не часто, заходили только лесники да охотники. Грохот близкого боя еще осенью поднял медведя из берлоги, нарушив его зимнюю спячку, и вот теперь, голодный и злой, бродил он по лесу, не зная покоя.
    Медведь остановился на опушке, там, где только что стоял лось. Понюхал его свежие, вкусно пахнущие следы, тяжело и жадно задышал, двигая впалыми боками, прислушался. Лось ушел, зато рядом раздавался звук, производимый каким-то живым и, вероятно, слабым существом. Шерсть поднялась на загривке зверя. Он вытянул морду. И снова этот жалобный звук чуть слышно донесся с опушки.
    Медленно, осторожно ступая мягкими лапами, под которыми с хрустом проваливался сухой и крепкий наст, зверь направился к неподвижной, вбитой в снег человеческой фигуре…

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *