Почему при андрее боголюбском центр политической жизни руси?

14 ответов на вопрос “Почему при андрее боголюбском центр политической жизни руси?”

  1. НеКо Ответить

    Характерно, что с самого начала своего правления Андрей Боголюбский всячески обустраивал город Владимир по столичному, Киевскому образцу. Большое внимание князь уделил и формированию особого статуса Владимира как духовного центра русских земель. Он увёз из Вышгородского женского монастыря чудотворную икону Богородицы, впоследствии названную Владимирской и ставшую одной из главных русских святынь.
    Об амбициях князя Андрея Боголюбского в деле придания своим землям статуса духовного центра Руси говорит тот факт, что в 1160 году он предпринял попытку создать собственную, независимую от Киевской, митрополию, которую, Константинопольский патриархат не поддержал. В дальнейшем, князья Владимирские, а затем и Московские делали все возможное для усиления религиозного значения своих городов.

    Перенос столицы

    После ряда тяжелых междоусобных войн, в 1169 году коалиция князей во главе с Андреем Боголюбским взяла Киев штурмом. Город подвергся страшному разграблению, а сам князь Андрей Боголюбский, ставший великим князем, отказался от княжения в Киеве, оставив там своего младшего брата Глеба. Впоследствии в 1171 году, Глеб умер при странных обстоятельствах – по одной из версий, он был отравлен киевскими боярами.
    Сам Андрей остался во Владимире, по сути, совершив для того времени политическую революцию, отделив властное старшинство в иерархии князей от места, от традиционной столицы Киева. После этого решения, Владимир еще не стал столицей русских земель.
    Процесс перехода статуса центра Руси к Владимирскому княжеству занял почти сотню лет и завершился разгромом Киева монгольскими войсками и последующим признанием со стороны ордынских ханов верховного старшинства среди русских князей за владимирскими князьями.

  2. СкользкийПАРКЕТ Ответить

    ?
    В каких родственных отношениях состояли Юрий Долгорукий и Ярослав Мудрый?
    Юрий Долгорукий – внук Ярослава Мудрого.
    Вспомните политическое устройство Римской республики и сравните его с политическими особенностями Новгородской земли.
    В 510 г. до н. э. римляне изгнали царя. Рим стал Республикой под управлением сената и народного собрания. Оно избирало магистратов и консулов, правивших республикой один год. Вся власть находилась в руках патрициев – потомков коренных жителей Рима. Пришлое население – плебс – не имело почти никаких прав.
    В Новгороде не было правителя. Его приглашало вече, которое и управляло землями. Отсутствие внешней угрозы позволяло достаточно долго сохранять республиканский тип правления.
    Проверяем свои знания
    1. В какие земли и почему переместились центры политической жизни Руси?

    В северо-восточные земли Руси. Они осваивались по инициативе княжеской власти. Создавались новые города. Следовательно, князья могли объявлять эти земли своей собственностью и распоряжаться ими на свое усмотрение. Постепенно на северо-восточных землях образовались крупные княжества.
    2. Покажите на карте (с. 89) границы Владимиро-Суздальского княжества, Новгородской земли, Галицко-Волынского княжества.
    3. В чём заключались политические особенности Владимиро-Суздальского княжества?
    Земли являлись собственностью князя. Он мог раздавать их своим дружинникам и церкви, и ограничивать политические и экономические права населения. Вся власть была сосредоточена в руках князя. Вече практически не собиралось, а дружинники являлись покорными слугами князя.
    4. Расскажите о деятельности владимиро-суздальских князей. Какие цели они преследовали?
    Цель – укрепление княжеской власти и расширение княжеских владений.
    Юрий Долгорукий (1125—1157) стал основателем местной княжеской династии. Он основал в крае новые города — Дмитров, Звенигород. С именем этого князя связано первое летописное упоминание о Москве. В 1147 году он пировал здесь со своим союзником — новгород-северским князем. В 1156 году он приказал заложить в Москве «град» — крепость. Он дважды захватывал Киев. С 1155 года Долгорукий не покидал древнерусскую столицу, оставаясь в то же время и ростово-суздальским князем. В 1157 году киевский князь после одного из пиров внезапно заболел и через пять дней умер.
    Андрей Боголюбский (1157—1174). В 1157 году на престол в Ростово-Суздальском княжестве вступил сын Юрия Долгорукого Андрей Когда Юрий Долгорукий обосновался в Киеве, то он приказал Андрею перебраться под Киев, в Вышгород. Но тот не выполнил волю отца и уехал во Владимир.
    Отправляясь на север из Киевской земли, Андрей увёз с собой одну из киевских святынь — икону Богоматери. Во сне Андрею явилась Богородица, повелевшая основать церковь на месте видения, а икону оставить во Владимире. Князь выстроил вместе с церковью великолепный белокаменный дворец. Его новая резиденция получила название Боголюбово, а сам князь — прозвище Боголюбский.
    В 1169 году Андрей Боголюбский организовал поход на Киев. Город был взят штурмом, разграблен и сожжён. Множество киевлян было уведено в плен. Князь посадил там одного из своих братьев, а сам вернулся во Владимир. Подчинил себе и новгородцев, перекрыв торговые пути к городу и лишив его жителей хлеба.
    Главной целью Андрея Боголюбекого стало укрепление и возвышение Владимиро-Суздальского княжества. Желая, чтобы его стольный город ни в чём не уступал Киеву, он заложил во Владимире новую крепость, построил Золотые ворота с церковью по образцу киевских Золотых ворот, величественные каменные соборы.
    Всеволод Большое Гнездо (1176—1212). При нем могущество Владимиро-Суздальской земли ещё более выросло. Он не поехал в Киев, а посадил туда зависимого от себя князя. Всеволод первым присвоил себе титул великого князя владимирского. Уже при жизни он начал выделять уделы сыновьям. После его смерти в 1212 году Владимиро-Суздальское княжество раздробилось на несколько удельных, где правили Всеволодовичи.
    Юрии Всеволодовиче (1218—1238) – укрепил княжескую власть. Границы великого княжества расширились на востоке. В 1221 году после успешного похода на Волжскую Булгарию был основан Нижний Новгород. Он стал важнейшим торговым и ремесленным центром и опорным пунктом в Поволжье. Юрий начал борьбу за подчинение Великого Новгорода и за влияние в южных землях Руси.
    5. Охарактеризуйте политический строй Новгородской земли.
    В начале XII века в Новгороде сложилась республиканская форма правления. Верховной властью обладало вече. Символом народовластия был вечевой колокол, удары которого оповещали всё население о созыве веча. Народное собрание решало вопросы войны и мира, избирало высших должностных лиц, приглашало князя.
    Высшим должностным лицом был посадник. Он выбирался из местных бояр. Посадник ведал всеми новгородскими землями, возглавлял суд Новгорода, назначал и смещал различных должностных лиц, наблюдал за деятельностью князя, выступал с ним во главе войска, руководил внешней политикой.
    Помощником посадника был тысяцкий. Он осуществлял контроль за налоговой системой, ведал торговым судом и возглавлял в походах городское ополчение. Если посадник был боярином, то тысяцкий представлял в городском управлении купцов, ремесленников, «меньших» людей.
    Глава новгородской церкви — владыка, т. е. епископ (позже архиепископ), также избирался на вече. Он хранил казну Новгорода, ведал государственными землями, участвовал в руководстве внешней политикой, наблюдал за торговыми мерами, возглавлял церковный суд. При его дворе велась новгородская летопись. Епископ имел свой полк. Должность владыки, в отличие от остальных, была пожизненной.
    6. Какую роль играла в Новгороде княжеская власть? Почему Новгород избежал дальнейшего дробления?
    Князь не имел права вмешиваться в дела городского управления. Ему и его боярам не разрешалось иметь владения в Новгородской земле, вести торговлю. Если князь нарушал договор, вече прогоняло его — «указывало путь». Стремясь не допустить усиления княжеской власти, новгородцы подолгу не задерживали своих князей. Такое отношение новгородцев к князьям объяснялось тем, что Новгород до XII века не имел внешних врагов. Этим он отличался от Киева, постоянно отбивавшегося от кочевников. Отсутствие собственной княжеской династии позволяло Новгородской земле, в отличие от русских княжеств, избежать дробления и сохранить своё единство.
    7. В чём заключались политические особенности Галицко-Волынского княжества? Какими обстоятельствами были вызваны эти особенности?
    На юго-западе Руси жило богатое и независимое боярство, экономическую основу которого составляло вотчинное землевладение. Постоянно общаясь со своевольной знатью соседних стран, местные бояре перенимали у неё независимый стиль поведения по отношению к княжеской власти. Между ними то и дело вспыхивали столкновения. В то же время близость европейских государств приводила к тому, что эти государства часто вмешивались в княжеские и боярские усобицы. В начале второй половины XII века при князе Ярославе Владимировиче Осмомысле, Галицкое княжество переживало период расцвета. Ярослав долго боролся с боярами, стремившимися подчинить его своей воле.
    В 1205 году князь вмешался в княжескую усобицу в Польше и погиб. Сыну Романа Мстиславича Даниилу было тогда всего 4 года. В Галицко-Волынском княжестве началась новая усобица. Власть перехватили бояре. В нарушение всех обычаев, существовавших тогда на Руси, один из бояр, Володислав Кормиличич, даже на некоторое время стал князем.
    И всё же Даниилу удалось сломить боярское сопротивление. Он продолжил политику своего отца, опираясь в борьбе с богатым и своевольным боярством на горожан и младшую дружину. Тем не менее окончательно победить боярство он не смог.
    8. Какие общие политические процессы проходили во Владимиро-Суздальском и Галицко-Волынском княжествах?
    Князья этих государство некоторое время владели Киевом и стремились создать независимые сильные княжества и расширить свое влияние на соседние земли. Князья опирались на дружину в борьбе с боярами за власть.
    9. Попробуйте объяснить, почему в большинстве русских земель установилась монархическая форма правления.
    Возможно это было вызвано необходимостью иметь крепкую княжескую власть из-за внешней угрозы и внутренних усобиц.
    Учимся быть историками
    1. Подготовьте презентацию экскурсии (не более 5 слайдов) по Торговой или Софийской стороне Новгорода.

    Материалы для презентации: Великий Новгород. Торговая сторона – http://reports.travel.ru/reports/2014/07/233957.html
    2. Определите, кто из представителей рассматриваемой эпохи прославил своё имя и чем. Подготовьте сообщение по теме, используя интернет-ресурсы.
    Юрий Долгорукий
    Вельможа, всю жизнь мечтавший о Киеве, ассоциируется с другим городом – Москвой. Потомки считают его основателем столицы. В 1147 году по распоряжению Юрия Долгорукого на окраине Северо-Восточной Руси было заложено поселение, роль которого состояла в охране границ. Оно возвышалось на холме у слияния трёх рек. Это было идеальное место для сторожевого острога. Поселение оказалось благоприятным для жизни и начало быстро разрастаться.
    В 1147 году воевода, возвратившись из похода на Новгород, написал своему союзнику, чернигово-северскому князю Святославу Ольговичу, послание: «Прииде ко мне, брате, в Москов!». Именно в этом послании Москва упоминается впервые. Ипатьевская летопись гласит, что письмо князя – самый первый источник информации о будущей столице России. Поэтому 1147-ой считается годом основания города.
    Документ
    На основе представленного отрывка сделайте выводы о взаимоотношениях между князьями и новгородцами.

    Князей в Новгород приглашало вече. Князь должен был выполнять определенные функции – защита земли от врагов, защита интересов новгородцев. Князь не обладал властью в Новгороде. При попытке захватить власть князя и его сторонников изгоняли.

  3. Nall Ответить

    Люди помогите срочно до заввтра!!
    нужны ответты на вопросы по этому учебнику!!
    с первого параграфа по 5 после него идут 15 первых вопросов! а после с 6 по 9 после них еще 16 и не знаю как ответить!!! а то завтра капец кто поможет помогите!!!!!!!!!!
    1 Какие проблемы периода становления Древнерусского государства являются дискуссионными?
    2. Какие вам известны современные славянские народы?
    3. В чем состояли особенности хозяйственного развития восточных славян? Какую роль в этом играли природноклиматические условия? Как они влияли на остроту проблемы выживания? Почему наши предки вынуждены были заниматься собирательством, охотой, рыболовством?
    4. Почему только у восточных славян могла появится пословица “Весенний день год кормит”?
    5. Какие комментарии вы можете дать к утверждению: хозяйственная, языковая и религиозная общность – вот главная предпосылка к объединению славян и образованию у них государства?
    6 Почему союзы славянских племен – это предгосударственные образования, а не сформировавшиеся государства?
    7 В VIII – IX вв. у восточных славян существовали князья, дружина, вече, но права не было. Право на Руси установила Ольга. Что конкрентно она предприняла по укреплению Древнерусского государства?
    8. Какое событие из истории восточных славян, по вашему мнению, сыграло самую главную роль в образовании Древнерусского государства и почему?
    9 Дважды в истории Древнерусского государства (при Святолсаве и при Владимире) менялась его внешняя политика. Почему? В чем состояли эти изменения?
    10. Какие преимущества христианства перед язычеством имели значение в период создания Древнерусского государства?
    11 Поразмышляйте, крещение Руси – это результат государственного подхода князя Владимира к принятию новой веры или результат глубоко личностных, психологических исканий? А может, и то и другое?
    12. Кто был современником князя Владимира (вариант: Святослава) в Европе? На Востоке?
    13. Каковы последствия исторического выбора князя Владимира для российской цивилизации?
    14. Составьте сообщение на тему: “Наш край в период ставновления Древнерусского государства”.
    15. В каких произведениях отечественной культуры и литератору отражены события, процессы, персоны периода ставноления Древнерусского государства?
    16. Какие экономические социальные и политические причины привели к феодальной раздробленности русских земель? Докажите, что этот процесс являлся закономерным.
    17. Какую роль в этом процессе сыграло появление служилого дворянства?
    18. Чем этот процесс на Руси отличался от анологического процесса в других странах?
    19. Какие три модели политического развития русских земель сформировались в период феодальной раздробленности? Что между ними общего и различного?
    20. Какую грань в истории Руси обозначила смерть Мстислава Великого?
    21. Почему Юрий Долгорукий предпочитал жить в Ростово-Суздальской земле, а не в Киеве, а черниговские князья – в Чернигове? Как это влияло на жизнь русских земель?
    22. Какие центробежные и центростремительные силы проявились в период раздробления русских земель?
    23. Известно, что каждое крупное княжество могло выставить рать не меньше, чем киевский князь, – с пехотой, конницей, военным оснащением. Между тем Русь стала намного слабее в политическом и военном отношении. Как разрешить это противоречие?
    24. Политическая жизнь в Новогороде – неповторимое явление российского Средневековья. Подтвердите или опровергните это утверждение.
    25. Каковы особенности развития северо-западного региона русских земель в период феодальной раздробленности?
    26. Почему у Новогорода особая роль в российской истории?
    27. Почему Галицко-Волынская земля раньше остальных обрела единство? Почему с этими регионом Руси считались Германия, Польша, Венгрия, Византия?
    28. Как на карте северо-востка Руси появилась Москва? Какие события происходили за пределами северо-восточных земель, когда мир еще ничего не знал о Москве, а Москва – о мире?
    29. Почему при Андрее Боголюбском центр политической жизни постепенно переместился на северо-восток? Что характерезует Андрея Боголюбского как “самовластца”?
    30. Какие преимущества феодальной раздробленности проявились в северо-восточных землях при Андрее Боголюбском? Когда северо-восточный регион русских земель пережил период расцвета?
    31. Как изменилась карта Древнерусского госудасртва с IX по XIII в.? Каковы причины и последствия этих изменений?

  4. GUGA Ответить

    Княжение Юрия Долгорукого
    По разделу Руси Ярославом Мудрым Северо-Восток отошел Всеволоду, затем – Владимиру Мономаху. Первым самостоятельным князем Ростово-Суздальской земли стал сын Мономаха Юрий Долгорукий. При нем столицей княжества вместо древнейшего на Северо-Востоке города Ростова стал Суздаль. Юрий упорно боролся за киевский великокняжеский престол со своим племянником Изяславом и с черниговскими князьями. Именно за стремление распространить свою власть на далекий Киев он получил прозвище “Долгорукий”. С Юрием связано первое летописное упоминание о Москве (1147 г.), куда он приглашал своего союзника. Однако ученые не признают Юрия основателем Москвы, полагая, что поселение на месте Москвы существовало еще в Х в. В 1155 г. Юрий стал киевским князем и оставался им до смерти в 1157 г.
    Наследником Юрия на Северо-Востоке стал его сын Андрей Боголюбский. Он вернулся на север еще при жизни отца, стремясь избежать постоянных на юге усобиц. Андрей взял с собой икону Богоматери, написанную по преданию Св. Лукой, автором одного из четырех Евангелий. Впоследствии эта икона (Богоматерь Владимирская) стала важнейшей религиозной святыней Северо-Востока и Московской Руси. Андрей перенес столицу из Суздаля во Владимир. Это объяснялось тем, что в старых городах – Ростове и Суздале – власть князя ограничивало вече, а в молодом “пригороде” Владимире веча не было. Своей резиденцией Андрей сделал укрепленный замок Боголюбово неподалеку от Владимира, по которому и получил прозвище Боголюбский.
    Стремясь укрепить собственную власть, Андрей изгнал из Владимиро-Суздальской земли старших дружинников своего отца и стал опираться на лично преданную ему младшую дружину. Это привело к значительным переменам во взаимоотношениях князя и дружины. Если в период Киевской Руси дружинники были вассалами князя, то теперь бояре Северо-востока, получавшие от князя свои земельные владения, становятся его слугами . Так было положено начало процессу становления княжеского единовластия и деспотизма.
    При Андрее Владимиро-Суздальское княжество стало сильнейшим на Руси. Андрей фактически самовластно распоряжался не только на Северо-Востоке, но и в Киевской земле. Так, в 1169 г. он взял Киев штурмом, подверг его жестокому разграблению и посадил на киевский престол своего младшего брата Глеба, а сам остался во Владимире. Это свидетельствовало о падении роли Киева среди русских городов. После смерти Глеба на киевском престоле находились смоленские князья, получившие великое княжение также по воле Андрея. Правда, позднее Андрей рассорился с ними и пытался изгнать их из Киева, но неудачно. Отношения с младшими князьями Андрей также стремился строить не на основе вассалитета, а на основе подданничества (служебничества).
    Пытаясь окончательно подорвать первенствующую роль Киева, Андрей пытался учредить во Владимире отдельную митрополию, но не добился согласия константинопольского патриарха.

  5. СТОЙ С ТОЙ Ответить


    Князь Андрей Боголюбский. Скульптурный портрет-реконструкция М. М. Герасимова. 1939 год
    Первый их них – социально-политические трансформации в России. Масштабные, грандиозные изменения в России, имевшие место на протяжении всего XX века, привели к тому, что в России менялись политические режимы, формы правления и государственного устройства, границы, поколения и идеологии. Трагические трансформации требовали и иной интерпретации прошлого, поскольку каждая новая фаза или этап общественного развития стремится иметь свою собственную историю или, по крайне мере, свою интерпретацию ключевых исторических событий.
    Политические изменения XX века привели и к неординарной ситуации, когда единое в далеком прошлом пространство Северо-Восточной Европы оказалось разделенным на территории нескольких государств. В результате, мать городов Русских и политический центр Руси – Киев, в сегодняшней ситуации является столицей суверенного украинского государства. И никаких политических оснований говорить, что это временное явление, у нас нет. Это, естественным образом рождает запрос на поиски внутренних, внутрироссийских источников государственности. Среди этих источников важное место занимает, безусловно, и новгородская традиция феодальной республики, которая с уходом Киева из зоны российской государственности приобретает новое значение. К таковым источникам теперь с полным правом можно отнести и Владимиро-Суздальскую традицию, основателем которой как раз и был князь Андрей Боголюбский.
    До революции 1917 года, до момента распада Российской империи, столичный статус Владимира особо никак не проявлялся. Владимир, скорее, рассматривался как промежуточный этап, как передаточное звено между «матерью городов русских» Киевом и нынешней столицей России – Москвой. И это было понятно, и исторически, и политически. Вплоть до настоящего времени господствует устойчивое мнение, что российская государственность накрепко «привинчена», пришита к Москве, ну, может быть, еще немного к Петербургу. Однако, пути Истории сложны и непредсказуемы. Украина и Россия теперь совсем разные суверенные государства. И этот факт, как бы к нему ни относится, рождает совсем новую оценку роли Владимира в истории становления нового государства на Северо-Востоке Руси.

    Вокняжение во Владимире в 1157 году. Миниатюра Лицевого  летописного свода. Лаптевский том. 2-я половина XVI века
    Если уйти от ставшей главенствующей политической и идеологической «москвоцентричной» версии российской истории, то становится очевидным что линия развития российской государственности не просто случайно затронула Владимир – это была закономерная историческая траектория процесса развития русского государства, одним из мощнейших и важнейших драйверов которого была деятельность Андрея Боголюбского.
    Второй фактор – новые достижения исторической науки.
    Изменения, произошедшие за последние 50 лет в исторической науке были столь значительными, что достижения историков прошлого века могут быть существенно дополнены и скорректированы с помощью применения новых исследовательских стратегий, методов исследования, новых подходов и инструментов.
    Не углубляясь в перипетии исторических споров, отметим, что ранняя история Руси всегда была в центре не только исторических, но и идеологических дискуссий. Обострение этих споров ожидаемо произошло в период становления новых независимых славянских государств (Россия, Украина, Беларусь), каждое из которых принялось за поиски собственных оснований государственности. Это привело к тому, что некогда общее прошлое в работах некоторых исследователей стало растаскиваться по отдельным «квартирам», часто в ущерб историческим фактам. Можно привести пример современной украинской историографии, в которой, к сожалению, значимое место занимают работы, в которых обосновывается раннее и автономное зарождение украинской нации и украинского государства.
    Тем не менее, в трех славянских странах наработан и продолжает нарабатываться богатейший опыт изучения древнерусской истории, который
    нельзя игнорировать. Сегодня перед нами встает довольно объемная и сложная задача интеграции этого опыта, создания общего исторического поля понимания зарождения государственности у славян. И эта задача вряд ли может быть решена в рамках какой-то одной национальной исторической школы. В этом смысле деятельность и идеи Андрея Боголюбского, объединяющего в себе географические и политические просторы Древней Руси, вполне может быть тем самым предметом научного интереса, вокруг которого такая интеграция начнет осуществляться.
    Третий фактор – глобальные процессы и глобальная конкуренция.
    Глобальные процессы ставят вопрос о самоидентификации не только стран и народов, но и локальных областей, городов и поселений, которые вступают в глобальное соревнование, конкуренцию. Сакраментальный вопрос «Кто мы?», начинают себе задавать не только новые нации, только выходящие в мировое конкурентное пространство, но и те народы, которые, казалось бы, уже давно и глубоко определились и устоялись.
    Не остается в стороне от таких поисков и Россия. Огромное количество
    публикаций за последние 20 лет посвящены путям развития нашего государства. И эти споры далеко не закончены.
    Представляется, что фигура Андрея Боголюбского, его свершения, задумки при соответствующей проработке и анализе в настоящее время могут стать определенной отправной точкой, фундаментом для самоопределения и самоиндентификации развивающейся российской политической нации. С этой точки зрения требуется специфический анализ того времени, выделение новых поворотных точек развития, основных принципов построения древнерусской государственности, отличающей нас от других народов Европы.
    Продолжим наше рассмотрение кратким описанием современных взглядов на государственность. Несмотря на то, что термин «государственность» в настоящее время активно и часто используется публицистической, политологической, философской, исторической и иной литературе, пока нельзя сказать, что существует какая-то общепринятая и однозначная трактовка этого термина.
    На наш взгляд, можно выделить несколько точек зрения.
    Во-первых, понятие государственности часто выступает синонимом понятия государства. Во-вторых, под государственностью нередко понимают «государственно-правовую действительность или единый «политико-правовой механизм». В-третьих, государственность также может быть определена как система политической организации общества, включающая в себя систему государственных властных органов. В-четвертых, государственность часто рассматривают как определенный исторически длительный этап состояние обще­ства. В-пятых, государственность часто рассматривают с точки зрения входящих в его состав элементов: государство-институт, государство-идея, образ государства, осознание государства, отношение к государству, общество, гражданин и т. д. В-шестых, часто пишут о национальной государственности как особом качественном признаке исторического развития национально-этнических общностей, сумевших создать собственное государство. В-седьмых, иногда подчеркивается и абстрактная или виртуальная сущность государственности как выражения связи между государственной волей и ее исполнением, в зависимости от того, насколько воля адекватна восприятию населения.

    Икона Божией Матери Боголюбская. Москва. XIX век
    Не все эти характеристики вызревали одновременно, скорее всего, процессы их развития носили сложный и нелинейный характер, не все значимые характеристики государственности здесь приведены, однако уже такое выделение создает некоторую рамку анализа исторического развития государственности, которую можно применить и к эпохе Андрея Боголюбского. Даже предварительный анализ показывает, что деятельность князя Андрея вполне может рассматриваться как период активного изменения (создания) основ древнерусской государственности.
    Традиционно к началам русской государственности относят восточнославянские территориальные образования 7-9 вв. Эти ранние государства стали создаваться в момент распада родоплеменных отношений. Доселе существовавшие родовые общины стремительно преобразовывались в общины соседские (семейные). Власть рода постепенно ослабевала, передавая легитимность сложившимся к тому времени в городских поселениях территориальным администрациям.
    В исторической науке долгое время шел спор, принесена ли государственность на Русь извне (норманнская теория), или она самостоятельно сформировалась на родной почве. На сегодняшний день большинство ученых рассматривает государство как плод развития общества на определенной стадии его развития. Независимо от места происхождения основателя первой на Руси княжеской династии (князя Рюрика) и способа подчинения им восточнославянских племен, возникновение на Руси соответствующей структуры общественного управления свидетельствует о сложившихся в обществе объективных предпосылках государственной организации.
    Объединение восточнославянских племен в единое государственное целое произошло под властью князя Олега, соединившего военной силой земли, прилегающие к водному пути «из Варяг в греки», выступившего с военной дружиной из Новгорода и покорившего Киев. Этим актом было положено начало истории единого Древнерусского государства.
    Ключевой государственной фигурой Древней Руси являлся киевский князь. Задачи Великих князей 9-11 вв. в основном сводят к обеспечению безопасности населения, строительству оборонительных городов крепостей, обороне от внешних набегов, установлению внешних и внешнеэкономических связей, выполнению судебных функций. Помимо князя в Киеве и ряде других городов действовало Вече – общенародное собрание. Собиралось оно от случая к случаю и решало базовые вопросы жизнедеятельности города – войны и мира, налогообложения и ряд других. Полицейско-административные и иные управленческие функции на Руси осуществляли назначаемые князем чиновники (посадники, наместники, волостели).

    Святой благоверный князь Андрей Боголюбский держит совет об учреждении митрополии во Владимиро-Суздальской Руси. Миниатюра Лицевого  летописного свода. Лаптевский том. 2-я половина XVI века
    Порядок престолонаследия определялся для князей сложной системой, названной в исторической литературе «теорией очередного порядка». В соответствии с её правилами старший в роду имел наиболее значимые и богатые княжеские земли. Передвижка князей происходила после смерти старшего представителя рода с заменой его следующим по старшинству. Указанные правила престолонаследия действовали в отношении всех без исключения княжеских наделов Древней Руси. Устанавливаемый ими порядок оказывался чрезвычайно запутанным и порождал множество усобиц. Попытки изменить его (одна из них имела место на съезде князей в городе Любеч в 1097 году и предусматривала установление порядка наследования княжеских наделов от отца к сыну) успеха не имели.
    Следует отметить, что рельефно-климатические условия древнерусской
    территории нельзя назвать благоприятными для ведения хозяйственной деятельности. По сравнению с западноевропейскими аналогами, почвы отличались значительно меньшим плодородием, климат – большей суровостью. Земледельцы часто вынуждены были искать новые места для сельскохозяйственных работ, что дало возможность распространиться подсечно-огневому методу земледелия.
    По мнению большинства историков, за время существования Киевской Руси её население не успело стать единым народом, а сама Киевская Русь вряд ли может быть названа единым государством (хотя это вопрос вызывает очень много споров). На древнерусском социальном пространстве сложились лишь отдельные элементы, характерные для целостной социальной общности.
    К ХII-му веку на Руси сложились три наиболее весомых и значимых территориальных образования: Владимиро-Суздальское княжество на северо-востоке, Галицко-Волынское – на юго-западе и Новгородская республика на севере. В каждом из них сформировался особый общественный и политико-экономический уклад, который можно назвать основами зарождающейся государственности.
    Новгородское государство изначально складывалось в форме аристократической республики. Удаленное от Киева и наименее от него зависимое в экономическом и военном плане, оно быстро приобрело значительную политическую самостоятельность. Считается, что особое географическое положение Новгорода предопределили господство торгового капитала в его экономике. Основными торговыми партнерами Новгорода были немецкие города Ганзейского союза. В этих условиях власть в городе принадлежала торгово-промышленному боярству. Официальным верховенством власти наделялось народное Вече. На практике оно представляло собой арену вражды различных боярских партий. При этом князь исполнял лишь функции военачальника и представителя Новгорода во внешних сношениях. Поскольку князья призывались Вечем и им же изгонялись из города, то смена князей была исключительно частой.
    Географическая близость с Западом обусловила многочисленные внешнеполитические и культурные контакты с европейскими странами Галицко-Волынского княжества. Чрезвычайно активную роль в жизни этого государственного образования играло боярство, наделенное земельным капиталом и являющееся весомой политической силой, активно противодействовавшей князьям. Во многом установления и принципы этого типа государственности были востребованы в Великом княжестве Литовском, частью которого Галицко-Волынское княжество стало во второй половине XIII века.
    Владимиро-Суздальская Русь начала свой стремительный подъем в период, когда Южная Русь уже клонилась к упадку. Спасаясь от княжеских усобиц и половецких нашествий на северо-восток, в массовом порядке перетекало население с юга. Князья, правившие в данных местностях, нередко оказывались «старше» городов – центров их удельных княжеств: пришедший в наследственный удел князь осваивал город, который затем стремительно обрастал пришлым населением. Вследствие этого край не имел вечевых традиций, а власть князя была практически абсолютной. Неограниченности княжеской власти также способствовала зависимость от нее местного боярства. Земли русского северо-востока не отличалась плодородием, и не позволяли господствующей прослойке обрести высокий финансовый и имущественный вес. Указанное обстоятельство служило условием, благоприятствующим союзническим отношениям боярства и княжеской власти.

    Карта Владимиро-Суздальского княжества
    Именно в этих обстоятельствах, кратко и упрощенно изложенных выше, и пришлось действовать князю Андрею Боголюбскому.
    Представляется, что в наиболее укрупненном виде всё, что привнес Андрей Боголюбский в жизнь Северо-Востока Руси можно сконцентрировать в три больших конгломерата изменений.
    1. Активизация социально-экономической, политической и религиозно-культурной жизни на Северо-Востоке Европы.
    Несомненным было то, что деятельность князя Андрея в Суздальской земле сделала этот край центром активной социально-политической и экономической жизни, каковой не было до XII века, и которая почти прекратилась с уходом ближайших наследников Андрея Боголюбского. Причем всю деятельность Андрея трудно назвать вынужденной, или предопределенной. Во многом этот человек сам творил свою судьбу и судьбу своего любимого края. Был ли у него чёткий план действий в этот момент? Трудно об этом судить определенно. Николай Воронин считает, что такой план, безусловно, был, и в основе этого плана лежала любовь и вера князя в возможности и в будущее Владимирского края. Несомненно одно – почти всё, что сделал князь на северо-востоке Руси объективно оказывалось подчинено именно этой задаче. Андрей Боголюбский прилагал неимоверные усилия, чтобы Владимир стал центром не только политической, но и военной, культурной и религиозной жизни. И многое ему удалось.
    2. Изменения в формах политико-управленческой организации власти на Владимирской земле по сравнению с Киевом и Киевской Русью.
    Перенос центра политической жизни Руси из Киева во Владимир был не только сменой географического места. Надо понимать, что Андрей Боголюбский бежал из Киева, с его удобным расположением, комфортным климатом, Киева, который уже несколько столетий был привычным главным центром власти на Руси, из Киева – где уже было все налажено и где традициями уже было все предусмотрено. Князь Андрей бежал далеко на Север, где не было почти ничего, в суровый климат вовсе не для того, чтобы полностью повторить те установления и правила, которые господствовали в Киеве. Замысел Андрея Боголюбского был иным. Владимир стал первой столицей Северо-Восточной Руси, исторической столицей, столицей – родоначальницей Истории российского государства. При этом следует отметить, что Владимир получил столичный статус не в виде подарка судьбы, а в серьезной, подчас жестокой политической и военной борьбе с другими серьезными претендентами на этот статус – и прежде всего с Киевом. Именно в противостоянии с Киевом Владимир зарождался, рос и развивался в качестве столицы нового русского государства. Князь Андрей Боголюбский одержал победу над Киевом, жесткую и даже жестокую победу, военную, политическую и экономическую, после чего Владимир становится центром создания нового русского государства, а Андрей Боголюбский – основоположником российской государственности.
    Именно во Владимире Андреем Боголюбским были созданы и внедрены модели и механизмы организации политической власти, ставшие основой для российского государства на столетия и дошедшие до нашего времени. Контуры этой модели мы легко можем наблюдать и в сегодняшнем политическом устройстве России. Все это создавалось, творилось на владимирской земле. Создавалось Андреем Боголюбским, его идеями, его волей, ну и конечно, теми людьми, которые поддерживали князя.
    Василий Ключевский, один из самых глубоких и чутких российских историков, так писал об Андрее Боголюбском: «Это был настоящий северный князь, истый суздалец-залешанин по своим привычкам и понятиям, по своему политическому воспитанию». И далее Ключевский поясняет, что вся деятельность Андрея Боголюбского была направлена на то, что бы превратить патриархальную власть великого князя во власть государственную! Будем справедливы – многое из этого замысла Андрею Боголюбскому удалось сделать.
    Таким образом, именно Андрей Боголюбский заложил основы нового типа государственной власти и отношений, которые серьезно отличались от древнерусской традиции. Во-первых, авторитет великокняжеской государственной власти начинает возвышаться над всеми остальными догосударственными политическими и патриархальными институтами. Это позволяло сконцентрировать в руках князя большую власть, добиваться большей целенаправленности и эффективности политической деятельности.
    Во-вторых, князь начинает относиться к своей земле не как к временному владению, из которого он при благоприятных обстоятельствах может перейти на более удобное и престижное княжение. Теперь это русская земля, у которой есть единоличный правитель, задача которого развивать и именно этот регион. Завоевав Киев, Андрей Боголюбский даже не посетил его, отказавшись от триумфа, да и не было это для него никаким триумфом.
    В-третьих, отношения князя со своим окружением все больше начинает отдаляться от отношений патриархального типа. Есть основания считать, что в основу своей оценки деятельности приближенного круга лиц, князь Андрей Боголюбский уже мог закладывать элементы определения эффективности тех или иных деяний. Правда, видимо, именно это, то есть пренебрежение традиционными нормами оценки, где главенствовали родственные и клановые связи, приоритет сиюминутной выгоды над стратегическими целями, и вызывало серьезное недовольство у тогдашней политико-управленческой элиты.

    Церковь Покрова на Нерли
    По всей видимости, с ограниченным восприятием третьего фактора, описанный этот тип отношений в целом лег в основу будущей московской великокняжеской власти и заложил свою традицию управления со всеми ее плюсами и минусами.
    3. Внешнеполитические стратегии.
    Несмотря на свою воинственность и храбрость Андрей Боголюбский не стал ввязываться в ставшую уже перманентной борьбу за киевский престол, а совершил необычный и не очень понятный современникам поступок – бросил Киев и отправился на только что обживаемый северо-восток. Эти земли получил на княжение еще его отец. Причем, остановился Андрей не в обжитых и сравнительно богатых городах Суздале и Ростове Великом, а выбрал Владимир. Конечно, его выбор был связан с нежеланием подчиняться сильной боярской власти в «старых» городах. Владимир же не имел мощной и влиятельной боярской прослойки. Поэтому князь Андрей оказался фактически распорядителем всех земель в крае, что дало ему экономическую мощь и влияние.
    Андрей Боголюбский привлекает на свои теперь уже владимирские земли служилых людей и создает мощную дружину. Он придает Владимиру статус столицы северо-востока. Для чего идет на громадные расходы – организуя белокаменное строительство в крае. За основу взяв королевские замки южной Германии в Шпейере и Вормсе, которые были на тот момент образцом архитектурного зодчества. Нечто подобное он создает в своей загородной резиденции – Боголюбове, из которой он получает возможность контролировать основные судоходные и торговые реки региона – Клязьму и Нерль. Дорогостоящее белокаменное строительство смог продолжить только его младший брат Всеволод III Большое Гнездо и то в крайне усеченных пределах. У последующих князей белокаменное зодчество заканчивается. При этом следует понимать, что белокаменное строительство во Владимирском крае шло почти синхронно с такими же процессами в Западной Европе1 (1 Как отмечает в своей книге Жак ле Гофф «Начиная с 10 века Европа начинает одеваться в белые одежды церквей»).
    Следующим шагом в предании статусу Владимира как главного города северо-востока Руси, состояло в укреплении вокруг города цепи небольших городов-крепостей, которые должны были защищать его на наиболее уязвимых направлениях: в безлесных районах и по берегам рек. Таким образом, разрастается и укрепляется Москва – будущая российская столица, а тогда провинциальный городок-крепостица на реке Москве. Андрей Боголюбский укрепляет и внешнеполитическое могущество города. Ему первому из князей удалось, в составе объединенного войска, взять приступом Киев 8 марта 1169 года и подвергнуть его трехдневному разграблению. После этого события авторитет и влияние города Владимира и его князя становятся доминирующими в русских землях.
    Обратим внимание на позицию Николая Воронина, выраженную в книге «Андрей Боголюбский», в которой наш историк неоднократно пытался проводить аналогии между городским развитием Западной и Восточной Европы. Причем, при всей аккуратности этих аналогий, они выглядят весьма аргументировано.

    Золотые ворота во Владимире
    При этом, история взаимоотношений и взаимодействия Владимиро- Суздальской Руси и западноевропейских регионов остается исследованной крайне недостаточно. Следы этого взаимодействия очевидны, однако как это происходило, через какие процессы и личности остаётся пока во многом загадкой. Это относится и к характеру взаимоотношений Андрея Боголюбского и императора Священной Римской империи германской нации Фридриха Барбароссы. Почти ровесники, эти два политических деятеля, каждый в свое регионе, двигались в очень похожих направлениях. Правда, необходимо отметить, что в отличие от своего западноевропейского коллеги, Андрею приходилось начинать и действовать почти на пустом месте, тогда как у Барбароссы были, по крайней мере, во-первых, серьезное античное наследие, в виде как материальной, так и интеллектуальной культуры, а во-вторых, уже богатая христианская культура и традиция.
    Мы мало вообще знаем о том, кто окружал князя Андрея, кто помогал ему задумывать и осуществлять свои свершения. Очевидно, что вокруг князя был кружок довольно образованных людей, интеллектуалов своего времени. Масштабное строительство и идеологическое обоснование первенства Владимира требовало большой умственной, культурной и литературной работы. Однако об интеллектуальной жизни Древней Руси мы знаем крайне недостаточно.
    Трагическая судьба Андрея Боголюбского неотделима от полной трагизма судьбы России. Властный князь, авторитарный руководитель, вершивший свои дела с напором и энергией, иногда с фанатизмом, иногда с тонким расчетом, истинный сын своего века – князь Андрей немало сделал, но нажил и немало врагов. Свои великие свершения он иногда сочетал с вершениями малыми, часто ненужными и даже ошибочными – и эта противоречивость, многомерность, неоднозначность поступков и мыслей также вошли в плоть и кровь созданного им нового государства.
    В условиях становления современной России, с новыми амбициозными внутри – и внешне – политическими целями и задачами остро ощущается необходимость исторических обоснований российского лидерства, понимания истоков российской государственности вообще, осознания особенностей и основных характеристик российского государства, сохранявшихся на протяжении веков. Возникает большой и вполне понятный интерес к самому началу российского государства и заложенным при этом принципам.
    В поисках своих корней, понимания сущности феномена России, невозможно пройти мимо важнейшей для российской истории фигуры князя Андрея Боголюбского. Именно этот исторический деятель совершил то, что в конечном итоге и привело к созданию современного российского государства, обозначив тем самым политический и социально-экономический центр нашей страны на многие сотни лет!
    Как бы ни оценивали историки личность Андрея Боголюбского и его роль в развитии Древнерусского государства, главное его свершение, ради которого он совершил цепь нелогичных с первого взгляда поступков, вплоть до военно-карательного похода на Киев, мать городов русских, – так вот, главное его свершение трудно переоценить, невозможно выбросить из истории, нельзя не признать. Андрей Боголюбский – основоположник российской государственности, человек и политический лидер как никто другой заслуживший определение – великий государственный деятель.
    Начало оформления Древнерусского государства в рамках и формах, заложенных Андреем Боголюбским – это историческая реальность, которая сформировала нашу страну в каких бы ипостасях она не выступала на арене мировой Истории. В этом смысле, Андрей Боголюбский сыграл для России не меньшую историческую роль, чем роль, которую сыграл для Европы Карл Великий. Последнего, кстати, жители европейских государств до его дня почитают как основателя современной Европы.
    Можно с уверенностью сказать, что Андрей Боголюбский стоял у истоков московского типа государственности, ставшей основной в нашей последующей истории. Для нас, владимирцев, особо важно то, что здесь, на нашей земле, на просторах Волго-Окского междуречья зарождалась новая, Московская Русь и основу ей дал наш князь.
    Российская государственность, как великое явление, имеющее общемировое значение, рождалась долго и сложно, его ценности и принципы ковались сразу во многих местах, на широкой географической площади, веками, и продолжают коваться нами сегодня. Однако, исследование жизни и деяний Андрея Боголюбского подсказывает нам, что по крайней мере одно место, которое по праву может считаться истоком, начальной точкой возникновения российской государственности, мы можем точно определить и локализовать.
    В самом центре города Владимира, недалеко от знаменитых Золотых Ворот, за старинной Спасской церковью, на обрыве, есть небольшая ровная площадка, с которой открывается красивый вид на южные окрестности города и пойму реки Клязьмы. Именно на этом месте, на Спасском холме, в середине 12 века находился двор князя Андрея Боголюбского. Именно отсюда князь Андрей смотрел на южные пределы Владимиро-Суздальской земли, задумывая свои преобразования и свершения. Вряд ли есть еще в России место, которое можно было бы с полным правом назвать местом зарождения российской государственности.

    Собор Успения Пресвятой Богородицы во Владимире
    Сменивший через два года Андрея Боголюбского его младший брат Всеволод III Большое Гнездо (1177-1212 годы), вывел Владимиро-Суздальское княжество в число самых сильных на Руси. О нем знали даже в Западной Европе. Эти годы были временем наивысшего могущества нашей земли.
    О столичности владимирской земли в средневековый период говорит и переезд из Киева во Владимир митрополита Русской православной церкви, который произошел в 1299 году. В итоге и духовный центр переместился с юго-западных земель на северо-восточные.
    В монгольский период в течение всей второй половины XIII – первой четверти XV века Владимир оставался великокняжеской столицей, хотя назначенные на великое княжение князья здесь уже не проживали. До середины XVI века во владимирский Успенский собор приезжали князья венчаться на великое княжение.
    В смутное время два события были тесно связаны с владимирским краем. В 1609 году владимирцы устроили самочинную расправу над собственным воеводой, который присягнул самозванцу Лжедмитрию II. Тем самым они проявили акт гражданственности в то нелегкое для страны время. В 1612 году суздальский князь Д. М. Пожарский возглавил Второе народное ополчение, которое освободило Москву от польско-литовских войск, вернув стране её столицу.
    Впоследствии весь период с XVII по начало XX века Владимир и владимирский регион почитался как одна из столиц российского государства. Поэтому при делении страны на провинции в 1719 году город стал центром Владимирской провинции, а при создании губерний в 1775 году Владимир был выбран в качестве столицы наместничества, а затем и губернии с 1796 года. Практически все европейские и азиатские государства с богатой историей на сегодняшний момент имеют, кроме официальной столицы, еще и историческую столицу. Как правило, сейчас это небольшой город в стране, но когда-то именно он являлся центром, вокруг которого и сформировалась государственность.
    Для нашей страны таковой исторической столицей представляется Владимир, т. к. именно он дал, благодаря Андрею Боголюбскому, начало того типа государственного устройства, который затем переняла и развила Москва и Санкт- Петербург.

  6. JullianaLafe Ответить

    Святой благоверный князь Андрей Боголюбский (1111(?)-1174) – сын великого князя Юрия Долгорукого, внук Владимира Мономаха; князь вышгородский, дорогобужский, великий князь владимирский.
    Свое прозвище «Боголюбский» получил благодаря тому, что дал указ основать г. Боголюбый на р. Нерли.
    Андрей Боголюбский является одним из самых видных политических деятелей Древней Руси. Во времена его правления столица государства была перенесена из Киева во Владимир, что оказало огромное влияние на дальнейшее развитие государства.
    В 18-м в. был канонизирован Русской Православной церковью в лике благоверного, мощи хранятся в Успенском соборе во Владимире.

    Краткая биография Андрея Боголюбского

    Первые упоминания об Андрее Боголюбском в летописях относятся к периоду вражды его отца, Юрия Долгорукого, со своим племянником, Изяславом Мстиславовичем.
    Точная дата рождения неизвестна. Предположительно, будущий князь родился в 1111 г. в Суздале (ныне Владимирская область). О жизни Андрея в детстве и юности известно мало. Ученые предполагают, что он, как и все сыновья князей, получил хорошее воспитание и образование, немаловажную роль в котором играли духовность и христианство.
    После совершеннолетия, в 1149 г., Юрий отправил сына княжить в Вышгород, однако спустя всего год Андрей был переведен на запад Руси, где управлял Туровом, Пинском и Пересопницей. В 1151 г. Долгорукий возвращает сына обратно в Суздальскую землю, а в 1155 г. снова отправляет княжить в Вышгород. Вопреки воле отца спустя некоторое время Андрей возвращается во Владимир и, согласно летописи, привозит с собой икону Богородицы (позднее – Владимирская Богоматерь). Боголюбский продолжает править во Владимире, который на тот момент был достаточно небольшим городом, уступающим в своем политическом и экономическом влиянии Ростову, Мурому и другим городам.
    В 1157 г. умирает Юрий Долгорукий, и Андрей наследует титул князя киевского, однако переезжать в Киев отказывается, несмотря на заведенный обычай. В этом же году Андрея Боголюбского избирают князем ростовским, суздальским и владимирским. В 1162 г., опираясь на помощь своих слуг, Боголюбский изгоняет из Ростово-Суздальского княжества всех своих родственников, дружину своего покойного отца и становится единоличным представителем власти в княжестве.
    Отказ Андрея Боголюбского княжить в Киеве был воспринят как перенос столицы Руси во Владимир, однако историки до сих пор оспаривают правомерность подобного утверждения. Тем не менее в литературе очень часто можно встретить утверждение о том, что Андрей Боголюбский сделал Владимир новой столицей государства в период своего правления, подобная версия считается общепринятой.
    За время своего правления во Владимире Андрей Боголюбский смог подчинить себе многие земли и завоевать огромное политическое влияние на северо-востоке Руси.
    В 1164 г. князь Андрей и его войско совершают удачный поход на волжских булгар, а в 1169 г. – поход на Киев, в результате которого город был разорен его дружинниками.
    Андрей Боголюбский погибает в ночь с 29 на 30 июня 1174 г. в Боголюбове в результате заговора бояр из числа его ближайших соратников. В 1702 г. был канонизирован.

    Внутренняя и внешняя политика Андрея Боголюбского

    В самом начале правления Андрея Ростово-Суздальское княжество стремительно развивалось благодаря притоку людей из других земель, которые бежали из Киева, обстановка в котором становилась все более опасной из-за постоянных набегов кочевников.
    Именно благодаря усилиям Андрея Боголюбского г. Владимир и Ростово-Суздальское княжество превратились в один из главных политических и экономических центров Руси, отняв часть власти у Киева. А Владимир во время правления Андрея превратился из небольшого города в настоящую столицу: была построена крепость, Успенский собор и другие сооружения, которые сформировали образ города. Во Владимире кипела политическая и экономическая жизнь.
    Историки сходятся во мнении, что именно этот перенос власти во Владимир во многом стал предшественником дальнейшего усиления этой части Руси и ослабления Киева. Андрей Боголюбский, который активно проводил политику усиления самовластия, считается предвестником формирования системы самодержавия на Руси.
    Андрей Боголюбский также сделал немало для развития культуры и религии на Руси. Он несколько раз пытался получить независимость от киевской митрополии, но это ему так и не удалось. Несмотря на это, князь стремился к большей религиозной и культурной самостоятельности Руси от Византии (культура в те времена была неразрывно связана с религией): основал несколько новых праздников, приглашал многочисленных зодчих для постройки и отделки храмов, что способствовало развитию русского зодчества и искусства.
    Помимо развития Ростово-Суздальского княжества, Андрей Боголюбский довольно часто совершал походы на своих соседей – Новгород, Киев – с целью укрепления власти. Во внешней политике князь, как и его предшественники, стремился к большей независимости Руси.

    Итоги правления Андрея Боголюбского

    По мнению историков, князь Андрей пытался совершить переворот в политическом строе Руси и сместить центр власти, что во многом ему удалось. Итогом правления Андрея Боголюбского стало появление нового политического и экономического центра – Владимира.

  7. Meziramar Ответить

    После смерти Юрия Долгорукого на престол в Ростово-Суздальском княжестве вступил его сын Андрей Юрьевич (около 1111–1174 гг.).
    Отец отдал ему во владение новый город Владимир на р. Клязьме. Там вырос и сформировался Андрей Юрьевич. Он любил свой северный край, старался не бывать на юге, в Киеве. И даже когда отец стал великим киевским князем и приказал ему прибыть в Киев и жить рядам, он ослушался и остался во Владимире, проявив независимый и упорный характер. Ко времени вступления на престол (в 37 лет) он был опытным правителем и бывалым воином, принимавшим участие во многих походах отца, смелым в бою. Не случайно ростово-суздальские бояре отказались принять нового князя из Киева и выбрали правителем Ростово-Суздальской земли Андрея Юрьевича. Они надеялись, что независимый и решительный князь поможет им окончательно обособиться от Киева.
    Вместе с тем, Андрей Юрьевич не собирался жить и управлять княжеством по указке бояр. Всю силу своего характера, решительность и упорство он прежде всего направил на борьбу со своевольным боярством. Он отказался жить в старых центрах края – Ростове и Суздале, построил себе белокаменный дворец в селе Боголюбове на р. Нерли близ Владимира (отчего получил прозвище Боюлюбский), окружил себя младшими дружинниками и начал борьбу за укрепление великокняжеской власти.
    Андрей подчинил города края своему управлению, изгнал из пределов Ростово-Суздальской земли не только своих родственников, но и отцовскую дружину, удалил от дел старых бояр Юрин Долгорукого. Летописец отмстил, что владимирский князь стремился стать “самовластием” в Северо-Восточной Руси. При этом он опирался на городское население, как и другие видные князья Руси того времени, как короли Франции и Англии.
    При Андрее Боголюбском Владимиро-Суздальское княжество, как оно стало теперь называться, достигло еще большей силы и могущества, чем при его отце. Андрей даже не стремился стать великим киевским князем, выказывал полное пренебрежение к старой русской столице. Центр русской политической жизни постепенно перемещался па север, и оп прекрасно это понимал. Более того, Андрей Боголюбский со своими союзниками предпринял в 1169 г. поход на Киев, захватил и ограбил его. Объявив себя великим князем Владимиро-Суздальской земли, Андрей продолжал расширять границы княжества; как и отец, он добился успехов в войнах с Волжской Булгарией и овладел рядом мордовских земель.
    Действия Андрея Боголюбского вызывали большое раздражение бояр Ростова и Суздаля. Их терпение закончилось, когда по приказу князя был казнен один из родственников его жены боярин Кучка, которому принадлежало одно из местных владений. Против Андрея Боголюбского созрел заговор, в который были вовлечены его жена, близкие слуги. Именно один из них загодя вынес из спальни князя меч. В ночь с 28 на 29 июня 1174 г. женя провела заговорщиков во дворец. Заговорщики, выломав дверь, ворвались в спальню князя, нанесли ему несколько ударов мечами, саблями, кололи копьями. Решив, что Андрей убит, заговорщики покинули спальню, но, уже выходя из хором, вдруг услышали его стоны. Андрей Боголюбский очнулся, встал и из последних сил пытался спуститься вниз. Здесь, на лестнице, и обнаружили его убийцы. Они тут же прикончили князя, а заодно расправились с его близкими и ограбили его сокровищницу.
    На следующее утро простой люд Боголюбова и окрестных сел, узнав об убийстве князя, поднял мятеж против княжеских управителей-тиунов и сборщиков податей. Нападениям подверглись дворы богатых землевладельцев и горожан. Бунт продолжался несколько дней. И в Северо-Восточной Руси, как и на юге, давало себя знать разделение на богатых и бедных и стремление бедноты перераспределить имущество в свою пользу путем насилий и грабежей.
    Гибель Андрея Боголюбского не остановила процесса централизации Владимиро-Суздальской Руси. Попытки бояр Ростова – прежней столицы княжества и Суздаля посадить на престол своих ставленников кончилась неудачей. Города и “меньшие люди” поддержали Михаила Юрьевича, брата Андрея Боголюбского, а после смерти Михаила (1176 г.) – другого брата, Всеволода Юрьевича (1154–1212). Разгромив в феодальной войне князей, претендовавших на Владимир, и ростовских бояр, противившихся усилению его власти, Всеволод Юрьевич конфисковал их земли и имущество.
    Всеволод Юрьевич получил прозвище Большое Гнездо за многодетность (8 сыновей, 4 дочери). В своей борьбе с боярством он опирался не только на городские слои, но и на усиливавшееся с каждым годом дворянство, т.е. на мелких землевладельцев, которые служили князю за данные им земельные участки. Кончалась служба – прекращалось и их право на землю. Теперь на них, а не на бояр опирался Всеволод Большое Гнездо, впрочем, так же, как и Даниил Романович Галицкий (1201–1264), князь галицкий и волынский, и другие известные князья на Руси, стремившиеся к централизации власти.
    Эти люди выполняли всю государственную службу; в войске, судопроизводстве, дворцовых делах, управлении княжеским хозяйством. Постепенно роль боярства, роль старшей дружины стала сокращаться. Но пройдет еще немало лет, прежде чем боярство окончательно потеряет свою ведущую роль. Его сила заключалась в крупном вотчинном, наследственном землевладении, а оно не только продолжало существовать на Руси, но и набирало силу.
    Укрепив свои позиции внутри княжества, Всеволод стал оказывать всё большее влияние на жизнь других частей Руси: он вмешивался в дела Новгорода, овладел землями в Киевской земле, подчинил своему влиянию Рязанское княжество. Всеволод предпринял мощное наступление на Волжско-Камскую Булгарию. Его поход на Волгу в 1183 г. закончился блестящей победой. Теперь значительная часть мордовских земель освободилась от подчинения Булгарин и оказалась в зависимости от Владимиро-Суздальской Руси.
    Жизнь окско-волжских племен определялась тем, что они оказались между двумя сильными государствами – Булгарией и Владимиро-Суздальским княжеством. Это была трудная судьба и трудная история. Возможностей для спокойного и независимого развития у них не оставалось. Вместе с тем, окско-волжские племена долгими десятилетиями использовали вражду двух крупных государств, чтобы, лавируя между ними, сохранить свою независимость и свободу.
    Уход из жизни каждого крупного правителя в Древней Руси сопровождался раздорами, междоусобицами, войнами. Так случилось и после смерти Всеволода Большое Гнездо в 1212 г. Шесть лет его дети вели напряженную борьбу за великокняжеский престол, после чего в 1218 г. он достался тому, на кого указал еще при жизни сам Всеволод, – его второму сыну Юрию (1188–1238), который ориентировался не на старое боярство Ростова и Суздаля, а на новые города и младшую дружину. Вновь верх взяли уже окрепшие при Андрее и Всеволоде традиции единой и сильной княжеской власти, традиции централизации государства.
    Теперь речь шла уже о том, которое из сильных русских княжеств – Галицко-Волынская Русь или Владимиро-Суздальское княжество возьмет на себя объединение всех русских земель.
    Однако начавшееся вскоре монголо-татарское нашествие коренным образом нарушило эти исторические процессы и затормозило дальнейшее развитие Руси.

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *