Почему роман евгений онегин белинский назвал энциклопедией русской жизни?

16 ответов на вопрос “Почему роман евгений онегин белинский назвал энциклопедией русской жизни?”

  1. dmitan79 Ответить

    “РОМАН “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН” – ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОЙ ЖИЗНИ” (БЕЛИНСКИЙ)
    “Евгений Онегин” есть поэма историческая”, – утверждает Белинский. Действительно, в романе дано исторически конкретное изображение характеров русских людей и общественной жизни. Белинский связывает появление и содержание романа с ростом самосознания русского общества. Рост этот вызван историческими событиями 1812-1825 годов. Великий критик чувствовал декабристский характер романа, поэтому и назвал его “поэмой исторической”. Самого же Пушкина он считал “представителем впервые пробудившегося общественного самосознания” (8 статья). Общественным классом – носителем пробудившегося самосознания в эпоху 20-х годов Белинский считал передовое культурное дворянство, класс, “который по своему образу жизни и обычаям представляет более развития и умственного движения” (8 статья). В 9-й” статье Белинский еще раз подчеркнул исторический характер произведения: “Итак, в лице Онегина, Ленского и Татьяны Пушкин изобразил общество в одном из фазисов образования, его развития…”
    В своем романе Пушкин раскрывает жизнь, интересы и нравы русского дворянства.
    Прежде всего наше внимание привлекают мыслящие дворянские интеллигенты В романе они представлены образами Онегина, Ленского, Татьяны Лариной. Что отличает их? Онегин не хочет жить так, как живет окружающая его “посредственность”, и он, и Ленский, и Татьяна не хотят жить, как заурядные, довольные собой люди.
    Ленский и Онегин “не знают, чего им хочется, но знают, чего им не хочется”. Их не удовлетворяют разговоры о “псарне и вине”. Им интересны философские вопросы о жизни и смерти, о природе явлений. С Татьяной их роднит одиночество и чуждость. дворянской среде. В письме к Онегину Татьяна признается: “Я здесь одна. Никто меня не понимает, рассудок мой изнемогает, и молча гибнуть я должна”. Почему эти герои одиноки? Потому что они стоят на голову выше той среды, в которой живут. По своему образованию, интеллекту, глубине чувств они значительно превосходят других. Что читал Онегин? Руссо, экономиста А. Смита, историю “от Ромула до наших дней”, Байрона. Среди его знакомых Каверин, сам Пушкин. Ленский-воспитанник Геттингенского университета – “рассадника вольнодумства”. Роднит их благородство душ. Ленский смотрит на взаимоотношения людей как на братство, верит в родство душ. Татьяна уверена, что на добро люди должны отвечать добром. Понятие чести-одно из основных в ее “моральном кодексе”. Юная Татьяна заканчивает свое-послание к Онегину словами: “Но мне порукой ваша честь, и смело ей себя вверяю”; “взрослая” Татьяна так же просто и прямо признается Онегину: “Я вас люблю- к чему лукавить? Но я другому отдана и буду век ему верна”. Будет верна, хотя и отдана. Будет, потому что дала пред алтарем слово Богу, людям, себе. Ее понятие чести не позволит ей насушить данное слово.
    Онегин отличает Ленского и Татьяну, верит в их чистоту, искренность. Роднит этих героев и их критическое отношение к миру, к обществу, их передовые взгляды.. Роднит их и многое другое: они умеют видеть прекрасное жизни, глубоко чувствуют природу, ее прелесть. Их объединяет и трагическая судьба: Ленский убит на дуэли, Татьяна томится в свете, Онегин остается на распутье.
    Эти люди не могут быть счастливы. Образами Онегина и Ленского поднимается главная проблема романа – трагедия русского интеллигента, который оторван от народа, который не знает, куда ему идти. Поэтому “силы этой богатой натуры (Онегина) остались без. приложения, жизнь без смысла, а роман без конца” (Белинский).
    Татьяна отличается от Онегина и Ленскогосвоей близостью к национальному, русскому. Пушкин дает нам ненавязчивую, но достаточно полную, яркую характеристику петербургской знати, московских дворян, деревенских помещиков. Это самодовольные пошляки, обыватели, люди, стоящие на невысоком моральном уровне. Они ведут пустую, праздную жизнь (поэтому Онегин и бежит из Петербурга). Чтобы иметь представление о поместных дворянах, достаточно обратить внимание на их “говорящие” фамилии: Скотинин, Буянов, Петушков и т. д. их разговоры – “о псарне и вине”, однако их “классовая сущность” прекрасно проявляется в реакции на новшества Онегина в деревне: “Да он опаснейший чудак!”
    Приведем еще одну цитату из Белинского: “Разгадать тайну народной психеи для поэта – значит уметь равно быть верным действительности при изображении и низших, и средних, и высших сословий”. В своей “энциклопедии” Пушкин показывает нам и жизнь крестьян и трудового народа. Судьба няни; утренний Петербург, по которому едет в карете Онегин, возвращающийся с бала; бурлаки; нищая Россия с серыми избами, которые видит Онегин, плывя по Волге; девушки, собирающие ягоды V. при этом поющие, чтобы не съесть барской ягоды,-вот они, картины жизни простого народа, в которые вглядывается читатель
    “Истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа”, – заметил Гоголь. Богатство души простых людей (образ няни), своеобразие и поэтичность народных обычаев и преданий (сон Татьяны, картины святок) -все это является отражением “духа народа” в романе.
    А. С. Пушкин дает в своем произведении великолепные картины русской природы.
    Наконец, огромно значение образа автора в романе: это передовой человек свое- то времени, нашедший свое предназначение в творческом труде. А язык, которым написан роман, говорит о том высоком уровне культуры, которого достигло русское общество (в лице лучших его представителей, коим и является А. С. Пушкин) к концу первой четверти XIX века.
    “Первая истинно национально-русская поэма в стихах была и есть “Евгений Онегин” Пушкина… В ней народности больше, нежели в каком угодно другом народном русском сочинении” (Белинский). Под истинной народностью литературы критик понимал не только отражение “духа и склада” народа, но и выдвижение важных для всей нации вопросов и решение их в прогрессивном духе, в соответствии с требованиями времени. Перечислим лишь некоторые из проблем, поднятых в романе: смысл жизни, взаимосвязь личности и общества, взаимоотношение передовой дворянской интеллигенции и народа, современный герой – “лишний человек”, мораль и нравственность, экономика и политика, культура и просвещение, отношение к литературе и искусству, проблемы творчества и т. д.
    Трудно переоценить значение романа “Евгений Онегин”; поистине это “энциклопедия русской жизни.

  2. fantom.tolik Ответить

    А. С. Пушкин более семи лет работал над первым реалистическим романом в стихах “Евгений Онегин”, в котором отразилась “вся жизнь, вся душа, вся любовь его”, “его чувства, понятия, идеалы”. Это произведение, отражающее один из переломных моментов в российской истории, поднимает ряд проблем: философских, социальных, моральных. Роман поражает своей объемностью и глубиной мысли, и поэтому литературные критики не могли пройти мимо него, не сказав несколько слов в его адрес. Один из видных критиков прошлого века Виссарион Григорьевич Белинский, анализируя пушкинское произведение, называет его “энциклопедией русской жизни”.
    В своем стихотворном романе — в собственно повествовательной его части и в многочисленных лирических отступлениях, которые Пушкин назвал “болтовней”, — поэт изображает русскую жизнь с небывало широким, подлинно энциклопедическим размахом, но в то же время делает это лаконично, в предельно сжатой форме, действительно приближаясь к краткости энциклопедических статей и заметок. В “Евгении Онегине” автор показывает нам холодный и эгоистичный Петербург, патриархальную Москву, деревню, хранящую традиций и обычаи, создает реалистические портреты дворян того времени, сословия, к которому сам принадлежал и жизнь которого хорошо знал. В этом и заключается “энциклопедич-ность” романа. Пушкин в предельно сжатой форме рассказал о быте, нравах, обычаях России первой четверти XIX века.
    Безусловно, основное место в романе занимает описание жизни главного героя — молодого столичного “повесы” Евгения Онегина, на примере жизни которого автор показывает быт и нравы светского общества. Мы узнаем о типичном воспитании детей дворян в то время:
    Сперва Madame за ним ходила,
    Потом Monsieur его сменил.
    Ребенок был резов, но мил.
    Monsieur lAbbe, француз убогой,
    Чтоб не измучилось дитя,
    Учил его всему шутя,
    Не докучал моралью строгой…
    Образование было поверхностным, “чему-нибудь и как-нибудь”, а в необходимый набор знаний входил только французский язык, умение танцевать мазурку, “кланяться непринужденно” и “наука страсти нежной”. Мы видим и круг чтения молодых людей того времени: сентиментальные романы и латынь “из моды вышли”, и молодые люди увлеклись Адамом Смитом, “певцом Гяура и Жуана” Байроном и другими романтическими авторами, а также романами, в которых “отразился век и современный человек изображен довольно верно”. Подробно в первой главе показан распорядок дня молодого повесы: бесцельное прожигание жизни на бульварах, в ресторанах и театрах, на беспечных пирах. Мы видим и одежду главного героя (“надев широкий боливар”), и его кабинет, в котором есть “все, чем для прихоти обильной торгует Лондон щепетильный и по Балтическим волнам за лес и сало возит нам”, подробно описано и меню в ресторанах:
    Пред ним roast-beef окровавленный,
    И трюфли, роскошь юных лет,
    Французской кухни лучший цвет,
    И Стразбурга пирог нетленный
    Меж сыром лимбургским живым
    И ананасом золотым
    Особенно полно представлен театр того времени – его репертуар, артисты, известные драматурги:
    Волшебный край! Там в стары годы,
    Сатиры смелый властелин,
    Блистал Фонвизин, друг свободы,
    И переимчивый Княжнин;
    Там Озеров невольны дани
    Народных слез, рукоплесканий
    С младой Семеновой делил…
    Не менее подробно описан и быт поместного дворянства. Пушкин достаточно много времени жил в своем имении Михайловское и хорошо знал жизнь провинциальных помещиков. О жизни крестьян он мог судить по рассказам своей няни Арины Родионовны, чей образ отчасти создал в лице няни Татьяны Лариной. Автор показывает занятия уездных помещиков: их встречи, пиры, праздники, работы, соления грибов, разговоры “о сенокосе, о вине, о псарне и своей родне”; круг чтения: сентиментальные романы и сонник Мартына Задеки. О жизни провинциального дворянства мы можем судить на примере семьи Лариных, занятиям старухи Лариной:
    Она езжала по работам,
    Солила на зиму грибы,
    Вела расходы, брила лбы,
    Ходила в баню по субботам…
    Автор знакомит нас с традициями и обычаями, отмечает признаки “милой старины”, хранимой ими.
    У них на масленице жирной
    Водились русские блины;
    Два раза в год они говели;
    Любили круглые качели,
    Подблюдны песни, хоровод…
    Татьяна, любимая героиня Пушкина, воплощает в себе идеал русской женщины, она была близка народу, впитала в себя его дух:
    Татьяна верила преданьям
    Простонародной старины,
    И снам, и карточным гаданьям,
    И предсказаниям луны.
    В седьмой главе показана патриархальная Москва. Ее описание очень . похоже на грибоедовское, что не .случайно. Автор лишний раз хотел подчеркнуть ее патриархальность, верность традициям, консерватизм:
    Но в них не видно перемены;
    Все в них на старый образец;
    У тетушки княжны Елены
    Все тот же тюлевый чепец;
    Все белится Лукерья Львовна,
    Все то же лжет Любовь Петровна,
    Иван Петрович так же глуп,
    Семен Петрович так же скуп…
    Но, в отличие от Грибоедова, Пушкин все-таки любит Москву именно за ее душевность, теплоту и приверженность национальным традициям. Он восхищается ее богатой историей, ее богатыми военными подвигами:
    Напрасно ждал Наполеон,
    Последним счастьем упоенный,
    Москвы коленопреклоненной
    С ключами старого Кремля:
    Нет, не пошла Москва моя
    К нему с повинной головою.
    Не праздник, не приемный дар,
    Она готовила пожар
    Нетерпеливому герою.
    Кроме зарисовок жизни России, данных непосредственно в повествовательной части романа, многое мы узнаем и из авторских лирических отступлений. Постоянно прерывая повествование романа своими замечаниями, автор сообщает нам свое мнение по поводу тех или иных событий, дает характеристики своим героям, рассказывает о себе. Так, мы узнаем о друзьях автора, о литературной жизни, о планах на будущее, знакомимся с его размышлениями о смысле жизни, о друзьях, о любви и многом другом, что дает нам возможность составить представление не только о героях романа, о жизни русского общества того времени, но и о личности самого автора. Это лишний раз подтверждает слова Белинского о том, что роман Пушкина “Евгений Онегин” – это “энциклопедия русской жизни” первой четверти XIX века.

  3. iaruk Ответить

    “Евгений Онегин” – вершина творчества А.С. Пушкина. В своей восьмой статье “Евгений Онегин” В.Г. Белинский писал: “Онегин” есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такою полнотою, светло и ясно, как отразилась в “Онегине” личность Пушкина. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы… Не говоря уже об эстетическом достоинстве “Онегина”, эта поэма имеет для нас, русских, огромное историческое и общественное значение”.
    “Евгений Онегин” – уникальное произведение. Уникальным его делает широта охвата действительности, многосюжетность, описание отличительных особенностей эпохи, ее колорита. Именно это дало основание В.Г. Белинскому в своей статье “Евгений Онегин” сделать вывод: “Онегина” можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением”. В этом произведении отразился век и современный человек”. В нем, как в энциклопедии, можно узнать все об эпохе: о том, как одевались и что было в моде, что люди ценили больше всего, о чем они разговаривали, какими интересами они жили.
    В “Евгении Онегине” отразилась вся русская жизнь. Кратко, но лаконично изобразил автор глухую помещичью провинцию, крепостную деревню, барскую Москву, светский Петербург, губернские города (в путешествии Онегина). Пушкин правдиво изобразил ту среду, в которой живут главные герои его романа. Автор воспроизвел атмосферу городских дворянских салонов, в которых прошла молодость Онегина. Вспомним, как Пушкин описывает первый выход Онегина в свет: Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал, Легко мазурку танцевал И кланялся нenpuнуждeннo, Чего ж вам больше? Свет решил, Что он умен и очень мил.
    На мой взгляд, такого рода идеалы были присущи еще барской Москве времен А.С. Грибоедова, описанной в комедии “Горе от ума”. Что же это? Неужели ничего не изменилось? К сожалению, нет. Как и тогда, в обществе царит скука, клевета, зависть. Как и тогда, люди тратят свои внутренние силы на сплетни и злобу. Это и порождает пустоту мыслей, холодность сердец, преждевременное старение души и постоянная суета, царящая в свете, превращает жизнь людей в однообразную и пеструю, внешне ослепительную, но в то же время лишенную русской жизни. Искренне она признается Евгению: А мне, Онегин, пышность эта, Постылой жизни мишура, Мои успехи в вихре света, Мой модный дом и вечера, Что в них?. Это общество коверкает души людей, принуждает соблюдать порядки, заведенные в свете. Именно из-за этого Онегин убивает на поединке Ленского. Ведь как бы душа Евгения не протестовала против поединка, социальные условности все-таки взяли верх. И вот общественное мненье! Пружина чести, наш кумир! И вот на чем вертится мир! – восклицает Пушкин.
    Светское общество в романе неоднородно. Это и “светская черта”, превратившая погоню за модой в главный принцип жизни, и в тоже время круг людей, принятых в петербургском салоне Татьяны, является истинной интеллигенцией. Очень верно объясняет это противоречие Юрий Лотман в своих комментариях к роману: “Образ света получал двойное освещение: с одной стороны, мир бездушный и механический, он оставался объектом обсуждений, с другой – как сфера, в которой развивается русская культура, жизнь одухотворяется игрой интеллектуальных и .духовных сил, поэзией, гордостью, как мир Карамзина и декабристов, Жуковского :и самого автора “Евгения Онегина”, он сохраняет безусловную ценность”. Общество неоднородно. От самого человека зависит, примет он нравственные законы малодушного большинства или лучших представителей света.
    Сам Пушкин принадлежал к высшим аристократическим кругам. Поэтому в романе он изобразил, как Евгений Онегин тратит свои лучшие годы на балы, театры, любовные приключения. Однако очень скоро Онегин начинает понимать, что эта жизнь пуста, что за “вне ней мишурой” не стоит ничего. Но, несмотря ни на что, этот герой стоит выше своих сверстников. Именно это, на мой взгляд, вынудило Евгения потерять интерес к жизни. Он впадает в глубокую хандру: Хандра ждала его на страже? И бегала за ним она, Как тень иль верная жена. Барское отвращение к труду, привычка к свободе и покою, безволие и эгоизм – вот то наследие, которое Онегин получил от “высшего света”. Провинциальное общество предстает в романе карикатурой на высший свет. Одно появление четы Скотининых на именинах Татьяны заставляет читателей смеяться сквозь слезы.
    Ведь эти герои уже не первый раз появляются на сцене. За 50 лет до появления на свет “Евгения Онегина” эта чета была высмеяна Фонвизиным в комедии “Недоросль”. Таким образом, Пушкин показывает, что за срок, отделяющий современную Пушкину провинцию от провинции, описанной Фонвизиным, ничего не изменилось. Представителями провинциального общества являются семейства Лариных и Ленских. Пушкин тщательно описывает их увлечения, то, как они привыкли проводить время. Они не читали книг и жили, в основном, пережитками старины. Пушкин, раскрывая характер отца Татьяны, писал: Отец ее был добрый малый, В прошедшем веке запоздалый, Но в книгах не видал вреда; Он, не читая никогда, Их почитал простой игрушкой… Таково было большинство представителей провинциального общества.
    Но на фоне этой глухой помещичьей провинции автор изображает “милую” Татьяну, с чистой душой, добрым сердцем. Почему эта героиня так непохожа на своих близких, на сестру Ольгу, ведь воспитывались они в одной семье? Прежде всего потому, что Татьяна много читала, ей нравилось бродить среди дубрав, мечтать, “она любила на балконе предупреждать зари восход, когда на бледном небосклоне звезд исчезает хоровод…” Глубокой основой образа Татьяны является народность. Именно это помогло ей победить высший свет, и в этой победе – залог победы духа народности над всем ему противостоящим. Весь милый для Пушкина облик Татьяны сближен с исключительно поэтической русской природой, лишенной экзотики. Отсюда и возникает характерное противопоставление деревенской жизни героини, полной тихих и поэтических прелестей, светской суете, где героиня вынуждена носить маску холодной и учтивой вежливости. Белинский писал: “Природа создала Татьяну для любви, общество пересоздало ее”. На мой взгляд, это не так. Попав в светское общество, она осталась той же чистой и возвышенной Таней, преданной деревне, своей полке книг, воспоминанию о своей няне: Татьяна смотрит и нe видит, Волненье света нeнaвuдum, Ей душно здесь…, она мечтой Стремится к жизни полевой, В деревню, к бедным поселянам, В уединенный уголок… Белинский считает, что жизнь Татьяны – страдание, ибо весь ее облик, ее чувства и мысли находятся в противоречии с окружающим ее миром.
    Пушкин умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества?” – отмечал Белинский в критической статье. Я думаю с этими словами согласятся все, ведь никто, кроме Пушкина, не умел так красочно описать жизнь русского общества на столь интересной стадии развития. И я полностью согласна с Белинским, считавшим “Евгения Онегина” “энциклопедией русской жизни”. Роман А.С. Пушкина оказал огромное влияние на современную и последующую литературу. “Пусть идет время и приводит с собою новые потребности новые идеи, пусть растет русское общество и обгоняет “Онегина”: как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор”.

  4. AS4U Ответить

    «Евгений Онегин» не лишен налета поэтического романтизма, присущего Пушкину. Но это уже в большей степени реалистичное произведение, показывающее быт и нравы российской действительности 20-х годов XIX века. Не случайно Белинский в своем критическом разборе произведений Пушкина назвал роман «Евгений Онегин» энциклопедией русской жизни. «…Великая заслуга со стороны поэта, что он так верно умел схватить действительность известного мгновения из жизни общества…»
    В романе яркими красками представлена русская природа во всех временах года. Причем, эти зарисовки выполнены настолько великолепно и реалистично, что по ним исследователи определяли годы, в которые происходили описываемые события. В поэме читатель найдет немало лирических строк, описывающих прелестную русскую природу (к примеру «Вот север, тучи нагоняя…» или «Уж небо осенью дышало…»).
    Роман начинается знакомством с главным героем, летевшим в российскую глубинку «на почтовых» из Петербурга.
    Насколько все-таки многогранен и красочен русский язык! Одной фразой «молодой повеса» сказано многое: наш главный герой — человек несколько легкомысленный и праздный. Подтверждение сказанному читатель непременно встретит в дальнейшем повествовании.
    Онегин родился в Петербурге, получил типичное домашнее образование. В тот период дворяне повсеместно отдавали предпочтение французскому языку. Тому было несколько причин. Французский язык был непонятен простым людям, которые не всегда умели читать и писать даже по-русски, и отличал дворянина от простолюдина. Поэтому в России был повышенный спрос на французских учителей.
    Спрос, как известно, порождает предложение, и французы летели в Россию, как пчелы на мед. Не все из них были хорошо образованы, и способны дать дворянским недорослям достойное образование, но у них было главное достоинство – они знали французский.
    Мы все учились понемногу
    Чему-нибудь и как-нибудь.
    Причисляя себя к подобным недорослям, Александр Сергеевич явно скромничает. Ведь он получил прекрасное образование в Царскосельском лицее.
    Пушкин подробно показывает один день молодого человека в Петербурге. Так жили многие представители высшего светского общества. Как говорится, от частного к общему. Балы, вечеринки с друзьями, театры.
    Пушкин любил театр и не мог не послать туда своего героя. Но Онегин сюда приехал не столько ради постановки, сколько «на людей посмотреть и себя показать».
    Всех пора на смену;
    Балеты долго я терпел,
    Но и Дидло мне надоел.
    Пушкин любил театр. С восторгом и восхищением говорит он об артистах, которых видел сам во время пребывания в столице. Его поэма сохранила для нас некоторые имена и названия постановок.
    Но, говоря театральным языком, начинается второй акт, декорации меняются. Читатель переносится в русскую деревню, куда уже прискакал Евгений, дядя уже умер, и поправлять подушки молодому человеку не придется.
    Вторая глава начинается описанием деревни, «где скучал Евгений». Дальнейшие события разворачиваются здесь, в уезде, между поместьями Онегина, Лариных и Ленского. Описание дома, несколько штрихов показывают, как жил дядя Евгения. Онегин дичился недалеких и простоватых соседей, и, избегая общения с ними, покидал дом, как только видел подъезжавшую к его имению, кибитку.
    Как антипод Онегина, в свое имение вернулся еще один молодой помещик – Владимир Ленский. Через него читатель знакомится с семейством Лариных. В отличие от Онегина, Ленский не бегал от своих соседей, но разговоры «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне», были ему мало интересны. Кстати, в этой фразе Пушкин не просто показывает интересы русских помещиков. Из нее мы можем понять, что в описываемой губернии сельское хозяйство базировалось на животноводстве. В деревнях делали вино и наливки из фруктов и ягод, мужчины увлекались охотой, держали и разводили охотничьих собак, которые были гордостью многих помещиков.
    И пока отцы занимались хозяйством и собаками, их дочки с увлечением читали французские романы, мечтали о загадочной и романтической любви, а матушки подыскивали им женихов из числа холостых соседей. Таковы были нравы. Брак нередко был способом решения некоторых экономических проблем.
    Новая смена декораций свершается, когда матушка Ларина вместе с Татьяной приезжает в Москву. Другие люди, другие картины. Кузины принимают нашу Татьяну в свое общество, ее вывозят в свет. Юная провинциалочка производит на мужчин неоднозначное впечатление. Ее осматривают, обсуждают, о ней говорят. И в один прекрасный день на нее обратил внимание некий генерал. Это был герой Отечественной войны 1812 года, человек принятый при дворе и матушка сделала все, чтобы уговорить Татьяну на брак. Уговорить свою дочь она могла, силой принудить – нет. В XIX уже существовали определенные правила и ограничения в этом вопросе.
    Но, как следует из дальнейшего повествования, Татьяне с мужем повезло. Он любил свою жену и ценил ее.
    Но шпор внезапный звон раздался,
    И муж Татьянин показался,
    И здесь героя моего,
    В минуту, злую для него,
    Читатель, мы теперь оставим,
    Надолго… навсегда.
    В этих строках читается, что муж Татьяны не даст свою жену в обиду. И если только заподозрит малейшее посягательство на честь его жены, а значит, на его честь, Онегину не поздоровится.
    Можно бесконечно рассуждать на тему достоверности и энциклопедичности романа. Каждая строка в ней дышит русскостью. И неважно, о ком или о чем пишет Пушкин: о девушках, собиравших ягоды в саду Лариных, или о светском рауте, описывает ли петербургский бал или провинциальное празднество, каждая строка поэмы показывает, что в ней изображено действительно существовавшее общество.

  5. shmatkoff Ответить

    Евгений Онегин» – это величайший роман, созданный А.С. Пушкиным. Именно критик В.Г. Белинский назвал это произведение «энциклопедией русской жизни».
    «Евгений Онегин» – это очень многогранное произведение, оно рассматривает огромное количество проблем, оно поражает своей глубиной и удивляет объемностью.
    В романе перед нами предстает реальное, живое общество того времени. Пушкину мастерски удалось нарисовать портреты людей начала 19 века в России, благодаря этому мы можем понять, что двигало людьми того века, какие их характерные черты и т.д.
    Из этого произведения можно сделать заключения о том, как одевались люди того времени, что они ели, какие спектакли шли в театре, кто выступал в то время на сцене, можно узнать о распорядке дня типичного молодого человека того времени.
    Пушкин в своем произведении обрисовал все слои русского общества начала 19 века. Все блестящие умы России в то время находились в Петербурге, талантливейшие люди искусства были там же.
    «Золотая молодежь» того времени показана в романе не в самом выгодном свете. Они ведут праздный образ жизни, у них нет каких-либо четких целей, какой-то труд им чужд, они просто весело влачат свое существование. Пушкин подчеркивает, что такое существование просто бессмысленно, оно ни к чему не приводит, лишь к пустоте. Из-за отсутствия пищи для ума и сердца приходит хандра и развивается душевная опустошенность.
    Пушкин очень едко и сатирически описывает Москву того времени, где царят традиции, закостенелые устои, однообразие и скука.
    Образ русской женщины Пушкин воплощает в Татьяне Лариной. Она верит в сны, предания и гадания, следует традициям, беспрекословно несет свою ношу, не уходит от мужа, несмотря на свою любовь к Онегину.
    Также мы узнаем о воспитании того времени. Детям было все дозволено, ими занимались няни, их баловали, обучение проходило шутя. Все знания сходились к необходимости владеть иностранными языками, умению танцевать, вовремя кланяться и т.п.
    Роман А.С. Пушкина – это книга, которая открывает нам Россию начала 19 века, в ней мы видим не только портрет населения, но и образ современного человека того времени.

    Евгений Онегин как энциклопедия русской жизни

    Роман Пушкина «Евгений Онегин» это великое произведение русской литературы XIX века. За всестороннее изображение действительности и правдивый показ социально – политических проблем, критик Белинский называл роман «энциклопедией русской жизни». Талантливо и лаконично, автор в своей «энциклопедии» изобразил представителей всех слоёв общества, образ мыслей, нравы и традиции своих современников. В лирических отступлениях, он признаёт, что настало время подъёма самосознания передовой, просвещённой части дворян. Но они были далеки от нужд и интересов народа и обречены на нравственные страдания.
    Из романа читатель узнаёт, во что были одеты, чем питались, какие были предпочтения в литературе, в культурной и хозяйственной жизни. С иронией автор сообщает, что из России вывозили «лес и сало», а ввозили красивые вещички: пилочки, щёточки «для забав, для неги модной». В ресторане подавали французские трюфели, бифштексы, в театре смотрели балеты с грациозной Истоминой.
    Из романа читатель узнаёт о жизни светского общества Петербурга и Москвы. Он критикует пустое и бездушное общество «накрахмаленных нахалов», но ему дорог Петербург. Там жили декабристы, люди искусства и передовые литераторы России. С сарказмом он описывает нравы московских дворян, критикует их «за пошлый вздор», но любит Москву за исторические подвиги и непокорность в 1812 году.
    Провинциальное дворянство представлено семейством Лариных. Хоть они и чтили традиции «милой старины», но помещица била служанок, при сборе ягод заставляла их петь «чтоб барской ягоды уста лукавые не ели». Также читатель видит карикатурные портреты «поместных владетелей»:  Скотинина, Пустякова, Буянова, отставного советника Флянова. Жадные плуты, сплетники и обманщики, они являлись вершителями судеб крепостных.
    Жизнь угнетённого народа показана на примере бурлаков, когда Онегин плывёт по Волге. Также он видит нищую страну с серыми избами и жестокие порядки крепостничества.
    Пушкин, рисуя образы своих главных героев – Онегина, Татьяны, Ленского, вскрывает противоречия между просвещённой личностью и отсталым крепостническим обществом. С горечью и разочарованием он говорит о трагедии русской интеллигенции, которая стремилась быть полезной обществу, но оказалась ему ненужной. Пушкин в своём романе, впервые показал предпосылки появления людей», которые не смогли найти себя в этом обществе. Это дало начало  появлению в русской литературе понятия «лишние люди».
    Для 9 класса

  6. TheFunkSoulBro Ответить

    “Энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением” назвал Белинский роман Пушкина, раскрыв в своих статьях “Сочинения Пушкина” огромные достоинства романа, делающие его великим произведением русской литературы.
    “Евгений Онегин” — реалистический роман в стихах, роман-дневник, произведение лиро-эпическое.
    Этот роман критик называет “историческим”, связывая его содержание с общественным развитием, с ростом самосознания русского общества накануне восстания декабристов.
    Пушкин начал писать “Евгения Онегина” в мае 1823 года в Кишиневе, а окончил 25 сентября 1830 года в Болдино. В 1831 году Пушкин вновь обращается к роману. По замыслу в романе должно было быть девять глав, но впоследствии автор изъял восьмую главу и на ее место поставил девятую. Была написана и десятая глава, но ее поэт сжег. В 1833 году роман был опубликован и содержал восемь глав.
    В “Евгении Онегине” А. С. Пушкин размышляет о смысле жизни в определенных исторических условиях. Лучшие представители дворянской интеллигенции становились декабристами, но поэта волнует судьба молодого дворянского интеллигента, просвещенного, критически относящегося к действительности (Онегин, Ленский), неудовлетворенного светской жизнью, ее пустотой и праздностью, но не активного в своих устремлениях, хотя Белинский считал передовое дворянство носителем пробудившегося самосознания в эпоху 20-х годов XIX века.
    В романе нет ни одного исторического лица, но Белинский назвал “Онегина” исторической поэмой, так как в ней видим “поэтически воспроизведенную картину русского общества в один из интереснейших моментов его развития” (период декабристского движения).
    Главный герой романа “Евгений Онегин”, представитель дворянской интеллигенции, изображен реалистически. Его жизненная беда в отрыве от русского народа. Он не знает ни страны, ни жизни простых людей, ни их труда. Евгений — человек света, но человек с недюжинными задатками. Он умен, бескорыстен, благороден. “Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, что ему хочется, но он знает, что ему не надо, что ему не хочется”, — пишет Белинский. Недовольство собой и окружающей жизнью свойственно герою Пушкина. Эта неудовлетворенность — свидетельство того, насколько Онегин выше светского общества. Его эгоизм Белинский называет страдающим эгоизмом, эгоизмом поневоле, в силу исторических обстоятельств. Критик считал болезнь Евгения болезнью века, так как причиной ее являлась уродливая атмосфера эпохи. “Силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца”, — писал он в своих статьях.
    А. С. Пушкин оставляет своего героя на распутье, “в минуту злую для него”. Оставляя вопрос о судьбе своего героя открытым, поэт как бы указывает на разнообразие его судьбы в сложной и противоречивой действительности. В то же время нравственные страдания героя — знак великого общественного пробуждения. Вот почему появление “Онегина”, по словам Белинского, есть акт сознания русского общества, вот почему роман имеет историческое значение. Причем драматическая судьба дворянской молодежи эпохи декабризма выражена не только в образе Онегина, но и в образе Ленского. Онегину и Ленскому в романе противопоставлена Татьяна, она близка родному народу, русской природе, ее образ помогает раскрыть основную идею романа: только общение с народом может спасти общество, сделать его жизнь содержательной, труд — полезным.
    Страстно влюбленная простая деревенская девушка, потом — светская дама, Татьяна остается неизменной, сохраняет себя в любых жизненных ситуациях, она — “существо исключительное; натура глубокая, любящая, страстная”.
    Однако содержание романа не исчерпывается этими проблемами. Иначе бы Белинский на назвал его “энциклопедией русской жизни”. Форма “свободного” романа позволила Пушкину охватить различные стороны жизни русского общества 20-х годов XIX века: петербургское аристократическое общество и московское барство, стоящее рангом ниже, в омуте которых заглушаются прекрасные порывы, гибнут незаурядные натуры. Автор стремится раскрыть сущность дворянского общества, показать его ничтожество, косность, отсталость:
    Но всех в гостиной занимает
    Такой бессвязный пошлый вздор,
    И даже глупости смешной
    В тебе не встретишь, свет пустой!
    А. С. Пушкин изображает простонародную старину, провинциальное дворянство, от взгляда поэта не ускользает ограниченность его интересов:
    Их разговор благоразумный
    О сенокосе, о вине
    О псарне, о своей родне,
    Конечно, не блистал ни чувством,
    Ни поэтическим огнем,
    Ни остротою, ни умом.
    Однако автор видит и крепостническую основу этого общества. Он говорит о Лариной:
    Вела расходы, брила лбы…
    Служанок била, осердясь.
    Поэт резко осуждает провинциальное дворянство за самодовольство, эгоизм, невежество, эксплуатацию народа, непрерывную праздность. В романе Пушкиным подняты вопросы воспитания, образования, экономики.
    Все, чем для прихоти обильной
    Торгует Лондон щепетильный
    И по Балтическим волнам
    За лес и сало возят к нам.
    На страницах романа поэт размышляет о любви и дружбе, о жизни с ее печалями и радостями, об искусстве, литературе, театре, который Пушкин назвал “волшебным краем”. Глазами поэта мы видим трудовое утро Петербурга:
    Встает купец, идет разносчик,
    На биржу тянется извозчик,
    С кувшином охтенка спешит,
    И хлебник, немец аккуратный,
    В бумажном колпаке, не раз
    Уж отворял свой васисдас.
    Прекрасен в романе пейзаж, порой он имеет и самостоятельное значение реалистического бытового фона, на котором протекает жизнь героев. Описание осени, зимы, весенние картины очень выразительны:
    Улыбкой ясною природа
    Сквозь сон встречает утро года,
    Синея, блещут небеса.
    Однако пейзаж и помогает раскрыть характер героя. Картина утренней зари и описание поздней зимы представляют одну из черт характера Тани — любовь к природе:
    Татьяна (русская душою,
    Сама не зная почему)
    С ее холодною красою
    Любила русскую зиму.
    Прекрасные картины сельской природы оказываются необходимыми автору, чтобы показать равнодушие к природе Онегина:
    Деревня, где скучал Евгений,
    Была прелестный уголок…
    Вдали
    Пред ним пестрели и цвели
    Луга и нивы золотые…
    Стада бродили по лугам.
    Своеобразие в построение романа вносят лирические отступления, в которых поэт высказывает свое личное отношение к событиям и героям. Например, рассказ о юности Онегина сопровождается замечаниями о неполноценности дворянского воспитания и образования. Пушкин подчеркивает свою духовную близость к главным героям (“Онегин — добрый мой приятель”, “Татьяна милый идеал”) и размышляет о любимом роде занятий, литературе, о желании писать в прозе. Иронически высказывается о литературных течениях: классицизме, сентиментализме. Лирические отступления как бы воссоздают образ самого Пушкина — человека умного, любящего, гуманного. Это и послужило поводом Белинскому сказать: “Онегин” — самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы”.
    Для романа автор создает новый вид строфы, которая получила название “онегинской”. Она состоит из четырнадцати строчек: трех четверостиший с перекрестной, парной и опоясывающей рифмовкой и одного двустишия с парной рифмовкой, нередко являющегося обобщением или звучащего как афоризм:
    Привычка свыше нам дана,
    Замена счастию она.
    “Онегинская” строфа позволяет вместить законченную мысль, целый эпизод, картину. Она написана любимым пушкинским размером: четырехстопным ямбом. Язык романа отличается живостью, простотой, выразительностью. Широкое “энциклопедическое” изображение русской жизни своего времени Пушкиным дало право Белинскому сказать: “В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русского общества”.
    Великий критик назвал также роман не только энциклопедией русской жизни, но и в высшей степени народным произведением, вкладывая в этот термин очень широкое содержание; он считал, что народным является такое произведение, в котором поставлены важнейшие для жизни всего народа вопросы, и разрешены они в духе наиболее прогрессивных идей эпохи. Итак, народность произведения заключается в его тематике, идее, в создании национальных русских образов, в изображении русской природы, в использовании разговорного народного русского языка. Подчеркивая исторический характер “Онегина”, чувствуя в нем декабристские настроения, критик-демократ дает высокую оценку главным героям романа: “Итак, в лице Онегина, Ленского, Татьяны Пушкин изобразил русское общество в одном из фазисов его образования, его развития”.

  7. Tayman Ответить

    “Евгений Онегин”-реалистический роман в стихах, так как . в нем предстали перед читателем подлинно живые образы русских людей начала XIX века. В романе дано широкое художественное обобщение основных тенденций русского общественного развития. Можно сказать о романе словами самого поэта – это произведение, в котором “отразился век и современный человек”.
    “Энциклопедией русской жизни” назвал В. Г. Белинский роман Пушкина. В этом романе, как в энциклопедии, можно узнать все об эпохе: о культуре того времени, о том, как одевались и что было в моде (“широкий боливар”, фрак, жилет Онегина, малиновый берет Татьяны), меню престижных ресторанов (“бифштекс окровавленный”, сыр, шипучее аи, шампанское, страсбургский пирог), что шло в театре (балеты Дидло), кто выступал (танцовщица Истомина). Можно даже составить точный распорядок дня молодого человека. Недаром П.Плетнев, друг Пушкина, писал о первой главе “Евгения Онегина”: “”Онегин” твой будет карманным зеркалом русской молодежи”. На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом показаны все слои русского общества того времени: высший свет Петербурга, дворянская Москва, поместное дворянство, крестьянство – то есть весь народ. Это позволяет говорить нам об “Евгении Онегине” как об истинно народном произведении.
    Петербург того времени был местом обитания лучших людей России – декабристов, литераторов. Там “блистал Фонвизин, друг свободы”, люди искусства – Княжнин, Истомина. Автор хорошо знал и любил Петербург, он точен в описаниях, не забывает ни “о соли светской злости”, “ни о необходимых глупцах”, “накрахмаленных нахалах” и тому подобное. Глазами столичного жителя показана нам Москва – ” ярмарка невест “, Москва провинциальная, в чем-то патриархальная. Описывая московское дворянство, Пушкин зачастую саркастичен: в гостиных он подмечает “бессвязный пошлый вздор”. Но вместе с тем поэт любит Москву, сердце России: “Москва… Как много в этом звуке для сердца русского слилось”. Он гордится Москвой 12-го года: “Напрасно ждал Наполеон, последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной с ключами старого Кремля”. Современная поэту Россия – деревенская, и он подчеркивает это игрой слов в эпиграфе ко второй главе. Вероятно, поэтому галерея персонажей поместного дворянства в романе наиболее представительна.
    Попробуем рассмотреть основные типы помещиков, показанные Пушкиным. Как напрашивается сразу сравнение с другим великим исследованием русской жизни XIX века – поэмой Гоголя “Мертвые души”. Красавец Ленский, “с душою прямо геттингенской”, -романтик немецкого склада, “поклонник Канта”, не погибни на дуэли, мог бы, по мнению автора, иметь будущность большого поэта или через двадцать лет превратиться в этакого Манилова и закончить свою жизнь так, как старый Ларин или дядя Онегина. Десятая глава Онегина полностью посвящена декабристам. Пушкин объединяет себя с декабристами Луниным и Якушкиным, предвидя “в сей толпе дворян освободителей крестьян”.
    Появление романа Пушкина “Евгений Онегин” оказало огромное влияние на дальнейшее развитие русской литературы. Проникновенный лиризм, присущий роману, стал неотъемлемой чертой “Дворянского гнезда”, “Войны и мирз”, “Вишневого сада”. Важно и то, что главный герой романа как бы открывает целую галерею “лишних людей” в русской литературе.
    Анализируя роман “Евгений Онегин”, Белинский указал, что в начале XIX века образованное дворянство было тем сословием. “в котором почти исключительно выразился прогресс русского общества”, и что в “Онегине” Пушкин “решился представить нам внутреннюю жизнь этого сословия, а вместе с тем и общество в том виде, в каком оно находилось в избранную им эпоху”.

  8. UAKEF02 Ответить

    Роман в стихах “Евгений Онегин” по праву можно назвать не только лучшим произведением А. С. Пушкина, вершиной его творчества, но и одним из самых изумительных произведений мировой литературы. Не зря В. Г. Белинский в своей восьмой статье “Евгений Онегин” писал: “Онегин” есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такою полнотою, светло и ясно, как отразилась в “Онегине” личность Пушкина. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы… Не говоря уже об эстетическом достоинстве “Онегина”, эта поэма имеет для нас, русских, огромное историческое и общественное значение”.
    Ни одна настоящая энциклопедия не даст такого лаконичного и в то же время полного представления об эпохе, о быте, идеалах, нравах и страстях представителей всех сословий, какое дает “Евгений Онегин”. Роман уникален широтой охвата действительности, многосюжетностью, описанием отличительных особенностей эпохи, ее колорита. Именно поэтому В. Г. Белинский сделал вывод: “Онегина” можно, назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением”. В этом произведении отразился “век и современный человек”. Действительно, прочитав роман, можно получить полное представление об эпохе Пушкина. В “Евгении Онегине”, как в энциклопедии, можно узнать все о первой четверти XIX века: о том, как одевались и что было в моде, что люди ценили больше всего, о чем они разговаривали, какими интересами они жили. В “Евгении Онегине” отразилась вся русская действительность. Здесь и глухая помещичья провинция, крепостная деревня, барская Москва, светский Петербург, губернские города (в путешествии Онегина).
    Пушкин правдиво изобразил ту среду, в которой живут главные герои его романа. Автор точно воспроизвел атмосферу городских дворянских салонов, в которых прошла молодость Онегина. Вспомним, как Пушкин описывает первый выход Онегина в свет:

    Он по-французски совершенно
    Мог изъясняться и писал;
    Легко мазурку танцевал
    И кланялся непринужденно;
    Чего ж вам больше?
    Свет решил,
    Что он умен и очень мил.

    На мой взгляд, такого рода идеалы были присущи еще барской Москве времен А. С. Грибоедова, описанной в комедии “Горе от ума”. Что же это? Неужели ничего не изменилось? К сожалению, нет. Как и тогда, в обществе царит скука, клевета, зависть. Как и тогда, люди тратят свои внутренние силы на сплетни и злобу. Это и порождает пустоту мыслей, холодность сердец; преждевременное старение души и постоянная суматоха, царящие в свете, превращают жизнь в однообразную и пеструю, внешне ослепительную, но в то же время лишенную смысла суету. Давайте вспомним, как искренне Татьяна признается Евгению в конце романа:

    А мне, Онегин, пышность эта,
    Постылой жизни мишура,
    Мои успехи в вихре света,
    Мой модный дом и вечера,
    Что в них?

    Это общество коверкает души людей, принуждает соблюдать порядки, заведенные в свете. Именно из-за этого Онегин убивает на дуэли Ленского. Ведь как бы душа Евгения не протестовала против поединка, социальные условности все-таки взяли верх. “И вот общественное мненье! Пружина чести, наш кумир! И вот на чем вертится мир!” — восклицает Пушкин.
    Светское общество в романе неоднородно. Это и “светская чернь”, превратившая погоню за модой в главный принцип жизни, и в тоже время круг людей, принятых в петербургском салоне Татьяны, является истинной интеллигенцией. Очень верно объясняет это противоречие Юрий Лотман в своих комментариях к роману: “Образ света получал двойное освещение: с одной стороны, мир бездушный и механический, он оставался объектом обсуждений, с другой — как сфера, в которой развивается русская культура, жизнь одухотворяется игрой интеллектуальных и духовных сил, поэзией, гордостью, как мир Карамзина и декабристов, Жуковского и самого автора “Евгения Онегина”, он сохраняет безусловную ценность”. Общество неоднородно. От самого человека зависит, примет он нравственные законы малодушного большинства или лучших представителей света.
    Сам Пушкин принадлежал к высшим аристократическим кругам. Поэтому в романе он изобразил, как Евгений Онегин тратит свои лучшие годы на балы, театры, любовные приключения. Однако очень скоро Онегин начинает понимать, что эта жизнь пуста, что за ее “внешней мишурой” нет ничего. Но, несмотря ни на что, этот герой стоит выше своих сверстников. Именно это, на мой взгляд, вынудило Евгения потерять интерес к жизни. Он впадает в глубокую хандру:
    Хандра ждала его на страже,
    И бегала за ним она,
    Как тень иль верная жена.

    Барское отвращение к труду, привычка к свободе и покою, безволие и эгоизм — вот то наследие, которое Онегин получил от “высшего света”.
    Провинциальное общество предстает в романе карикатурой на высший свет. Одно появление четы Скотининых на именинах Татьяны заставляет читателей смеяться сквозь слезы. Ведь эти герои уже не первый раз появляются на сцене. За 50 лет до появления на свет “Евгения Онегина” эта чета была высмеяна Фонвизиным в комедии “Недоросль”. Таким образом, Пушкин показывает, что за срок, отделяющий современную Пушкину провинцию от провинции, описанной Фонвизиным, ничего не изменилось.
    Представителями провинциального общества являются семейства Лариных и Ленских. Пушкин тщательно описывает их увлечения, то, как они привыкли проводить время. Они не читали книг и жили в основном пережитками старины. Пушкин, раскрывая характер отца Татьяны, писал:

    Отец ее был добрый малый,
    В прошедшем веке запоздалый,
    Но в книгах не видал вреда;
    Он, не читая никогда,
    Их почитал пустой
    игрушкой…
    Таково было большинство представителей провинциального общества. Но на фоне этой глухой помещичьей провинции автор изображает “милую” Татьяну, с чистой душой, добрым сердцем. Почему эта героиня так непохожа на своих близких, на сестру Ольгу, ведь воспитывались они в одной семье? Прежде всего потому, что Татьяна много читала, ей нравилось бродить среди дубрав, мечтать, “она любила на балконе предупреждать зари восход, когда на бледном небосклоне звезд исчезает хоровод…” Глубокой основой образа Татьяны является народность. Именно это помогло ей победить высший свет, и в этой победе — залог победы духа народности над всем ему противостоящим. Весь милый для Пушкина облик Татьяны сближен с исключительно поэтической, лишенной экзотики, русской природой. Отсюда и возникает характерное противопоставление деревенской жизни героини, полной тихих и поэтических прелестей, светской суете, где героиня вынуждена носить маску холодной и учтивой вежливости. Белинский писал: “Природа создала Татьяну для любви, общество пересоздало ее”. На мой взгляд, это не так. Попав в светское общество, она осталась той же чистой и возвышенной Таней, преданной деревне, своей полке с книгами, воспоминанию о своей няне:
    Татьяна смотрит и не видит,
    Волненье света ненавидит;
    Ей душно здесь… она мечтой
    Стремится к жизни полевой,
    В деревню, к бедным поселянам,
    В уединенный уголок…

    Белинский считает, что жизнь Татьяны — страдание, ибо весь ее облик, ее чувства и мысли находятся в противоречии с окружающим ее миром. Пушкин “умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества”, — отмечал Белинский в критической статье. Я думаю, что с этими словами критика согласятся все, ведь никто, кроме Пушкина, не умел так красочно описать жизнь русского общества на столь интересной стадии развития. И я полностью согласна с Белинским, считавшим “Евгения Онегина” энциклопедией русской жизни. Роман А. С. Пушкина оказал огромное влияние на современную ему и последующую литературу. “Пусть идет время и приводит с собою новые потребности, новые идеи, пусть растет русское общество и обгоняет “Онегина”: как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор”.

  9. Nik-on Ответить

    С5. Роль книги в жизни героев романа «Евгений Онегин»
    В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» герои читают много книг. Но как повлияла книга на характер и мировоззрение героев? Какую роль сыграла книга в поворотах сюжета в романе? На эти вопросы я и попытаюсь ответить.
    И Ленский, и Татьяна, и Онегин — разные люди и читают разные книги. Значит, по вкусам в литературе можно судить и о самом герое. Книги помогают передать его внутренний мир.
    Евгений Онегин не любил поэзию, зато его интересовали вопросы экономики.
    Бранил Гомера, Феокрита;
    Зато читал Адама Смита
    И был глубокий эконом…

    Евгения не волновали чувства, он отводил им далеко не первое место в жизни. В любовь он не верил, а считал возможной только “науку страсти нежной, которую воспел Назон”, — самообман и обман другого человека, который поверит в это чувство.
    Во второй главе читатель встречает Ленского — молодого поэта, вернувшегося из Германии с идеализированными представлениями о жизни и нравах. Ленский был поклонником Канта, немецкого философа, и так же верил, что в жизни всё честно и прекрасно. Эта вера и погубила его. Ленский не был готов ни к кокетству Ольги, ни к колкой полушутке-полумести Онегина. Книги научили Ленского воспринимать мир как нечто возвышенное, здесь не место пороку; а жизнь оказалась гораздо сложнее. И вот, наконец, читатель встречает Татьяну. Перед этим автор немного рассказывает об Ольге, ее описание служит вступлением к описанию Татьяны.
    …Но любой роман
    Возьмите и найдёте верно
    Её портрет…
    ………………………………….
    Позвольте мне, читатель мой,
    Заняться старшею сестрой.

    Начиная говорить о Татьяне, автор сразу упоминает о романе.
    Для Татьяны романы были больше, чем просто историями.
    Ей рано нравились романы;
    Они ей заменяли всё…

    Татьяна много мечтает, воображает себя героиней прочитанных книг. Она и на жизнь смотрит как на роман: она думает, что в жизни её ожидают такие же повороты судьбы, что жизнь не может идти иначе.
    И вот три героя встречаются. У каждого из них свои представления о жизни, и им будет трудно найти общий язык.
    Как я уже говорила, Ленский оказался не готов к легкомысленности Ольги. Ведь он был уверен, что “душа родная соединиться с ним должна, что, безотрадно изнывая, его вседневно ждёт она”. От Онегина Ленский ждёт, что он, как друг, готов “за честь его принять оковы и что не дрогнет… рука разбить сосуд клеветника”. И всё же, нечаянно обманув и обидев Онегина, Ленский побуждает Евгения совершить поступок, который Онегин раньше делать не хотел: разрушить идеалы поэта. Душа, взращённая Шиллером и Гёте, не поняла поступка “глубокого эконома”. Философия книг погубила Ленского, но именно через книги можно увидеть, что вначале Евгений пытался сохранить хрупкий мир поэта:
    Поэт в пылу своих суждений
    Читал, забывшись, между тем
    Отрывки северных поэм,
    И снисходительный Евгений,
    Хоть их не много понимал,
    Прилежно юноше внимал.

    (Читатель знает, что Евгений не особенно любил читать:
    Отрядом книг уставил полку,
    Читал, читал, а всё без толку:
    Там скука, там обман иль бред;
    В том совести, в том смысла нет…)

    Когда Онегин встречает Татьяну, оба героя судят друг о друге через призму прочитанных книг: Татьяна ищет в Онегине либо Грандисона, либо Ловласа (либо благородство, либо подлость), а Онегин не верит чувствам Татьяны, он продолжает считать любовь сказкой. Онегину кажется, что чувства Татьяны ничем не отличаются от его собственных, придуманных и наигранных чувств. Влюбившись, Татьяна начинает искать черты Онегина в героях любимых романов:
    Теперь с каким она вниманьем
    Читает сладостный роман…
    ………………………………………..
    Все для мечтательницы нежной
    В единый образ облеклись,
    В одном Онегине слились…

    И, увидев сон про Онегина, Татьяна ищет объяснения в книгах:
    Но та, сестры не замечая,
    В постели с книгою лежит,
    За листом лист перебирая,
    …………………………………..
    То был, друзья, Мартын Задека,
    Глава халдейских мудрецов,
    Гадатель, толкователь снов.

    Но в делах любви книга ничем не может помочь:
    …Её сомнений
    Мартын Задека не решит…

    Но вскоре Онегина и Татьяну надолго разлучит дуэль Ленского с Онегиным и, как следствие, смерть Ленского. Последнее, что сделал Ленский, — накануне дуэли он “Шиллера открыл”, но через некоторое время “книгу закрывает, берёт перо” — в последние часы жизни Ленский общается с книгой.
    Онегин и Татьяна расстанутся надолго. Но перед встречей их отношение друг к другу изменилось. Зайдя во время прогулки в опустелый дом Онегина, Татьяна видит в его кабинете книги, которые он читал, и сразу набрасывается на них. Ведь она привыкла по книгам узнавать о жизни. Те романы, которые она знала, ее жестоко обманули. Может быть, в этих незнакомых для нее книгах она найдет объяснение всего того, что она не может понять в Онегине, в его чувствах и поступках…
    И вот «в молчаливом кабинете» Онегина Татьяна впервые знакомится с новой литературой, совершенно ей до тех пор неизвестной, совершенно непохожей на ее любимые сентиментальные романы XVIII века. Это – литература европейского романтизма начала XIX века: произведения английских писателей Байрона, Матюрена, французских писателей Бенжамена Констана, Шатобриана, Шарля Нодье. В этих трагических поэмах и романах изображается настроение западноевропейской передовой молодежи, довольно похожей на русскую молодежь 1820-х годов. Герои этой литературы – мрачные, озлобленные, холодные, разочарованные во всем люди, порождение эпохи после французской революции конца XVIII века, от которой многие ждали обновления человечества, эры «свободы, равенства и братства», а увидели наглое и жестокое господство буржуазии, капитала.
    Онегин с интересом читал эти книги: он находил в них знакомые и близкие ему чувства, мысли.
    Читая эти произведения, Татьяна действительно открыла в них «мир иной», людей с незнакомой ей до сих пор душевной жизнью и поступками, очень похожих на Онегина с его странными и непонятными ей действи
    Татьяна побывала у Онегина дома: теперь она знает (а точнее, думает, что знает) его мысли. Она читает книги с его пометками, и “начинает понемногу моя Татьяна понимать теперь яснее — слава Богу — того, по ком она вздыхать осуждена судьбою властной”. Теперь Татьяна смотрит на Евгения через призму, но уже других книг.
    Но Онегин уже не тот: он влюбился. Если раньше ему были скучны книги, то теперь “стал… читать он без разбора”. Почему? Наверное, он перестал понимать, кто он и чего ждёт от жизни. У него нет устоявшихся жизненных принципов: он отказался от старых и не нашёл новых. Но Татьяне это уже неважно. Она считает, что разгадала Евгения и нашла для него нужное описание (взятое теперь уже из книг Онегина). Человек, которого теперь увидела Татьяна, ей не понравился.
    А как относилось к книгам старшее поколение? Родители Татьяны не считали книги вредными: отец “в книгах не видал вреда… их почитал пустой игрушкой”, а “жена… его была сама от Ричардсона без ума”. Они пускали отношения Татьяны и книг на самотёк. Видимо, они и воспитанием дочери не очень-то занимались (что вполне вероятно, раз “она в семье своей родной казалась девочкой чужой”), если жизнь Татьяна воспринимала как роман, но в котором героиня — она.
    Неизвестно, что читал отец Онегина, но, прочитав Адама Смита, сын не смог убедить отца в важности сказанного в этой книге. Про дядю же Онегина доподлинно известно, что тот читал “календарь осьмого года: старик, имея много дел, в иные книги не глядел”.
    И всё-таки не всегда молодое поколение придаёт такое важное значение книгам (не по всем книгам можно о них судить). Живя в деревне, Онегин каждое утро “кофе выпивал, плохой журнал перебирая…” В свою очередь Ленский “иногда читает Оле нравоучительный роман”, но при этом “две, три страницы (пустые бредни, небылицы, опасные для сердца дев) он пропускает, покраснев”. Получается, Ленский иногда читает Ольге немного легкомысленную литературу, но это вовсе не должно показывать его как легкомысленного героя.
    Книги играют в романе очень важную роль. Они создают мировоззрение героев, обусловливают их отношение к окружающим. Но книги заставляют и неправильно судить о людях, что и послужило причиной несчастливого финала. Книги “создали” читающих их героев, но они же и сломали этим героям жизнь, не поведя её по привычному сюжету.
    Михаил Юрьевич Лермонтов
    (1814–1841)

  10. alexandr020569 Ответить

    Роман имеет широкую географию: от Москвы и Петербурга до городов, в которых побывал Онегин. Им противостоит патриархальная деревня. Работая над образами различных мест, автор привлекает внимание не только к внешнему облику – архитектуре и пейзажам, но и уточняет подробности жизни местных обитателей.
    Так читатель знакомится с бытом дворянского сословия. Сам Онегин представляет столичных дворян, а Ларины – поместных. Произведение содержит исчерпывающие сведения об их внешности, одежде, обычаях, особенностях воспитания, традиционном укладе дня и прочих деталях. При этом из разрозненных штрихов вырисовывается единое полотно – пушкинская Россия, наделенная национальным колоритом и особенной душой.
    Пушкин делится с читателем подробностями светской жизни с энциклопедической точностью: где развлекались, что надели, чем угощались в ресторане, какое действие представляли в театре. В романе возникают известные в то время имена: Дидло – лучший балетный режиссер, Истомина – прима-балерина, Княжнина и Озерова – модные литераторы.
    Онегин прожигает жизнь вместе с золотой молодежью. Допоздна развлекается на балах, а потом спит до полудня. И опять круговерть: бал, пир, театр. Образованием Евгений не блещет, потому что учился как-нибудь, бездумно подражает моде и постоянно чувствует скуку.
    Кругозор поместных дворян еще более узок. Их интересуют только сенокосы, удои, вина, охота.
    Особое внимание автор уделяет моде. Дамы носят боа, а вместо очков используют лорнет. В обиходе помещиц – длинная телогрейка. Это аналог современного пальто. Голова женщин украшена чепцом.
    Роман насыщен историческими деталями, пронизан русским духом. Автор представил жизнь в форме энциклопедии, а читатель получил возможность сформировать о ней мнение.

    Сочинение 2

    Роман «Евгений Онегин» является самым лучшим творением Александра Пушкина.  Своим произведением автор внес свой вклад в мировую литературу. Роман был сочинен в стихах. Пушкин применил классическую форму, засчет чего роман отличается красивым пояснением мыслей и мелодичностью. Строки в произведении легко читаются и запоминаются. Известный критик Белинский считал, что роман является «энциклопедией русской жизни». Данное название связано с тем, что поэт подробно описал жизнь дворян в Москве, высшее общество и деревенскую жизнь. Как в мировых энциклопедиях, писатель описал жизнь героев до мельчайших подробностей. А именно в книге очерчены виды развлечений, наряды, разновидности блюд в ресторанах и в театральных помостах.
    После прочтения книги читателям становится понятно, что Дидло является наилучшим постановщиком балета. Истомина относилась к лучшей балерине театра. Классиками в романе считались Озерова и Княжнина. Через образ Евгения Онегина автор описал жизнь золотой молодежи 18 столетия. Онегин постоянно посещал светские балы и возвращался домой поздно, а завтракал уже к обеду следующего дня. Кроме бала герой ходил по дорогим ресторанам и театрам и всегда имел связи с девушками. Евгений всегда следует моде и получает все имущество в наследство от умершего дяди.
    Дворяне, проживающие в провинции, имели ограниченные и узкие интересы и не имели никакого понятия о светской жизни. Провинциальные жители проводили время на охоте, сенокосе и псарне. Фамилии жителей отражали их сущность. Автор в точности описал жизнь крестьян. Через образ матери Татьяны автор показал жизнь помещиков. Крестьяне и помещики жили по установленным традициям и вели размеренную жизнь. Кроме того автор дал отдельное описание природе и сезонам года. Прочитав роман можно представить сезонную погоду и климат в России. Также писатель отдельно описал моду того периода. К примеру, Евгений надевал боливар на голову для прогулки по городу. Женщины предпочитали одевать боа. Помещицы надевали длинные телогрейки. На голове у провинциальных девушек был чепец, завязанный в виде бантика под подбородком. Мужчины из высшего сословия надевали фрак и панталоны на подтяжках. Перечитывая произведение повторно, можно найти ответы на множество обыденных вопросов.

    Энциклопедия русской жизни Евгений Онегин

    Александр Сергеевич Пушкин, является автором, столь замечательного произведения, под названием Евгений Онегин. Он представляет собой роман в стихах, в данном произведении автор, наиболее точно воссоздал картину, которая была в те времена, картину относящуюся к 19 веку. Благодаря подробному описанию автора, читатель может окунуться и узнать, какие существовали проблемы у людей в те времени. Со временем, произведение произвело такую популярность и признание народа, что даже известный критик Белинский, признал данное произведение энциклопедией жизни.
    Александр Сергеевич, в своих трудах, описал читателю, тогдашнюю жизнь, всех слоев общества, его нравы, помыслы, культурные особенности и ценности. Он рассказал о людях того времени, от великого дворянства, до бедного крестьянства. Сам автор, очень осторожно и аккуратно, описывает своё личное отношение, к каждому слою общества.
    Таким образом, он показывает своему читателю жизнь дворянства, на примере главного персонажа Евгения Онегина. Он описывает, высокопоставленных персон, как людей, которые бессмысленно проводят своё время и жизнь, к тому же они находятся в совершенно неприглядном виде. Наоборот аристократы, проводят всю свою жизнь в безделии, а также у них отсутствует стремление к лучшему, развитию своего сознания. Именно поэтому главный персонаж Евгений, является опустошенным человеком, который понимает что находится в обществе, которое совершенно ничем не интересуется, кроме как богатств и собственных восхвалений. Большинство богатых людей того времени, ценили свою жизнь только с материальной точки зрения, а также им были совершенно незнакомы высшие чувства.
    Александр Сергеевич, при помощи специальных приемов в своём произведении показал, насколько люди являются зависимыми от материальных благ, а как же насколько они могут быть низкими и не образованными. Сам автор в обычной жизни очень симпатизирует обычным дворянам, ему кажется что это люди простые и добродушные. Однако несмотря на своё отношение к ним, в произведении, он изображает их совершенно в другой стороны. Например, он изображает их в образе злых существ во сне Татьяны, которые совершенно разучились размышлять и опустились до уровня животных.
    Но автор, не останавливает свое внимание только на дворянстве, наоборот, он отправляет своего главного героя в путешествие по Руси. Во время этого небольшого приключения, автор описывает наиболее подробно, как жили люди в те времена. Он начинает подробно останавливаться на всех пейзажах, архитектурных сооружениях и на интересе людей, к западному образованию.
    9 класс

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *