Почему русские писатели 19 века обращались к образу евпатия коловрата?

12 ответов на вопрос “Почему русские писатели 19 века обращались к образу евпатия коловрата?”

  1. i"m HEpretty HEwoman Ответить

    Ещё два памятника Евпатию появились в посёлке Шилово и деревне Фролово.
    В 2009 году заслуженный художник России Иван Коржев создал скульптуру Коловрата из литьевого камня: Евпатий сидит в задумчивой позе, легко придерживая правой рукой огромную секиру. В этом же году появился холст Максимильяна Преснякова. На картине израненный стрелами Коловрат держит в руках два меча, пытаясь подняться, чтобы продолжить бой с монголами.
    В ноябре 2017 года на экраны российских кинотеатров вышел фильм «Легенда о Коловрате» режиссёра Джаника Файзиева. По сюжету в декабре 1237 года Евпатий отправился на переговоры с другими князьями, чтобы оказать совместное сопротивление нашествию монголов. Однако Рязань была сожжена, и Коловрат, собрав отряд мстителей, начал героическую борьбу с захватчиками.

    Быль или легенда

    Значительная часть историков считает, что в «Повести о разорении Рязани Батыем» переплетены вымысел и реальные события, а Коловрат является собирательным образом русских воинов, сражавшихся с ордынцами.
    «То, что мы видим в этой повести, характеризует восприятие русского человека вовсе не XIII века. Евпатий описан достаточно достоверно, мотивы его воинов вполне оправданны. Но всё остальное, в частности восхваление Батыем русских воинов, напоминает сконструированную, более позднюю легенду, созданную в XV—XVI веках. Поэтому специалисты относятся к этому памятнику скорее как к литературному, а не документальному», — пояснил в интервью RT доктор исторических наук, профессор кафедры Истории и теории культуры РГГУ Константин Ерусалимский.
    Историк-медиевист Клим Жуков придерживается такой же позиции. Он полагает, что большая часть событий «Повести о разорении Рязани Батыем», включая рассказ о Коловрате, не соответствуют действительности.
    «К Коловрату стоит относиться как к легендарному, былинному герою. Есть ещё несколько персонажей, в чьих судьбах присутствует практически аналогичный сюжет героической борьбы с захватчиками. Один из них — Меркурий Смоленский, описание подвига которого относится к историческим памятникам литературы XV века», — отметил в беседе с RT Жуков.
    Однако существует и альтернативная точка зрения. Её суть заключается в том, что Коловрат был реальным воином, который сплотил вокруг себя небольшой отряд, но автор «Повести» приписал ему некоторые качества былинных персонажей.
    Этот подход основан на фактах, свидетельствующих об упорном сопротивлении монгольским туменам (тактическая единица монгольского войска), которое продолжили оказывать рязанцы и после падения столицы своего княжества.
    «Многие исследователи считают, что памятник основан на реальных событиях, и ряд имен в нём абсолютно достоверен», — подчеркнул Ерусалимский.
    Согласно летописям, Батый действительно разорил Рязанское княжество, но один из выживших князей, Роман Ингваревич, смог собрать ратников и принял бой с захватчиками на территории Суздальского княжества.
    Также известно, что в первой половине января 1238 года произошло крупное сражение с монголами вблизи Коломны (к северу от Рязани). В битве принял участие великий князь Юрий Всеволодович, опасавшийся, что Владимирское княжество повторит участь Рязанской земли. В его войско влились и рязанские дружинники.
    Предполагается, что на момент гибели Коловрату было около 35 лет, хотя достоверные сведения о том, когда и где он родился, отсутствуют. Есть версия, что Евпатий родился в деревне Фролово (нынешний Шиловский район Рязанской области) приблизительно в 1200 году.

  2. Mr.Juice Ответить

    Непосредственно вторжение монголов на Русь началось в конце 1237 года. Первым под каток Нашествия Батыя попало Рязанское княжество. Разбив объединенное войско рязанского князя Юрия Игоревича и муромских князей Юрия Давыдовича и Олега Юрьевича на реке Воронеж, монголы двинулись вглубь русских земель. Сам рязанский князь уцелел в этом сражении и вернулся в Рязань, к осаде которой монгольское войско приступило 16 декабря 1237 года. Первые приступы рязанцы смогли отбить, однако силы защитников таяли, а к монголам подходили все новые и новые отряды, которые возвращались из-под взятого 16-17 декабря Пронска, Ижеславля и иных городов. Стоит отметить, что Рязань была защищена десятиметровыми валами, на которых находились высокие дубовые стены с бойницами. Укрепления зимой поливались водой, которая замерзала, делая их еще более неприступными для штурмующих войск.
    Защитники Рязани героически обороняли город в течение пяти дней, обрушивая на головы монголов камни, стрелы, кипящую смолу, сражались в рукопашных схватках. Однако на шестой день их силы практически иссякли, многие воины к тому моменту были убиты и ранены, а остававшиеся в строю практически бессменно вели бой на стенах, тогда как монголы могли давать своим войскам отдых, проводили ротацию и получали подкрепления. К тому же на заключительном этапе штурма монголы широко использовали стенобитные машины. Последний штурм города начался в ночь с 20 на 21 декабря, после упорного боя монголы ворвались в город, он пал на шестой день. При этом захватчики устроили в городе резню, уничтожив подавляющее большинство жителей Рязани, включая детей и грудных младенцев, погиб и рязанский князь Юрий Игоревич. Укрепления также были полностью разрушены, а сам город больше никогда не восстанавливался на этом месте. При этом монголы разорили не только Рязань, но и все княжество, уничтожив большое количество городов и городищ. Некоторые из них историки не могут идентифицировать и сегодня. К примеру, неизвестно точное месторасположение Белгорода Рязанского, который был стерт туменами Батыя с лица земли и так и не был восстановлен.
    К моменту нашествия монголов на Русь Евпатию Коловрату было порядка 35 лет. По всей видимости, он занимал достаточно почетное место при рязанском князе, был боярином или скорее воеводой. Также он был достаточно опытным воином, талантливым командиром и обладал большой физической силой. Еще до падения Рязани князь Юрий Игоревич отправил своих людей с просьбой о помощи к князьям Владимирским и Черниговским. Именно в Чернигове находился в это время Евпатий Коловрат, здесь его и застала весть о гибели Рязани и смерти князя.

    Вернувшись в родные края, он застал город и княжество разоренными и разграбленными. Он встретил лишь выжженную землю и пепелища, заваленные трупами убитых. Коловрат был потрясен жестокостью завоевателей. Возможно, он вернулся в родные земли уже с небольшим отрядом рязанских воинов, находившихся при посольстве к черниговскому князю. На месте он пополнил свои силы уцелевшими людьми, которые находились вне стен города и прятались в лесах. Всего ему удалось собрать отряд общей численностью до 1700 человек. С этими небольшими силами Евпатий Коловрат пустился в погоню за монголами.
    Настигнуть завоевателей отряду удалось уже на территории Суздальских земель. Нападения с тыла монголы не ожидали, уверенные в том, что рязанские дружины уже уничтожены полностью. Атаки Евпатия Коловрата на арьергарды монгольского войска оказались для последних внезапными. Скорее всего, Коловрат использовал также тактику партизанских действий, нападения из засад, из леса. В любом случае он с небольшими силами нанес противнику серьезные потери. Монголы, которые не ожидали нападения со стороны разоренного Рязанского княжества, были в ужасе, считая, что это мертвые восстали, чтобы отомстить за себя. При этом, сколько именно боев провел отряд Евпатия Коловрата доподлинно неизвестно, никакого единого мнения на этот счет не существует. Считается, что их могло быть несколько и они были достаточно успешными, так как смогли посеять в тылах монгольского войска настоящую панику.
    Происходящее в тылу взволновало Батыя, и он развернул против нападавших значительные силы. В конечном итоге подавляющее преимущество в численности войск решило исход противостояния. Монголы смогли навязать отряду Евпатия Коловрата полевое сражение, фактически в полном окружении. При этом Батый послал против Коловрата брата своей жены Хостоврула. Он похвалился хану, что привезет ему Коловрата живым, однако сам погиб в бою. Как отмечалось в летописи «Повесть о разорении Рязани Батыем», Коловрат рассек его мечом пополам, прямо до седла.

  3. Fomath Ответить

    П.Рыженко. Евпатий Коловрат
    Сначала – историческая канва. Когда в конце 1237 года орды Батыя приближались к Рязани, воевода Евпатий Коловрат с небольшим отрядом отправился в Чернигов – просить помощи против монголов. Но, узнав о том, что Батый уже стоит под стенами Рязани, он поспешил в родной город… Но – опоздал. Рязань он застал разрушенной. Кровь и пепелища предстали Евпатию. Батый уже оставил город, монгольская орда двигалась дальше на Запад. С полуторатысячным отрядом Евпатий бросился в погоню. К его отряду присоединились и другие рязанские воины – раненые и те, кто во время битвы находился в отъезде. Евпатий настиг врага на Суздальской земле. Напал на монгольский арьергард – и почти полностью его уничтожил. Батый послал против Евпатия богатыря Хостоврула, брата своей жены, а с ним сильные полки. Хостоврул обещал Батыю привести искусного русского воеводу живым, но погиб в поединке с Коловратом.

    В.Чернега Евпатий Коловрат. Поединок
    Несмотря на огромный численный перевес кочевников, в новой ожесточённой битве Евпатий Коловрат, как говорит летопись, «стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил». Посол Батыя, отправленный на переговоры, спросил у Евпатия: «Чего вы хотите?». И получил ответ — «Только умереть!». Монголам удалось уничтожить отряд Евпатия только с помощью камнемётных орудий, предназначенных для разрушения укреплений: «И навадиша на него множество пороков, и нача бити по нем ис тмочисленых пороков, и едва убиша его». Поражённый отчаянной смелостью, мужеством и воинским искусством рязанского богатыря, Батый, сказав «О, Евпатий! Если б ты у меня служил, я держал тебя у самого сердца!», отдал тело убитого Евпатия Коловрата оставшимся в живых русским воинам и, в знак уважения к их мужеству, повелел отпустить их…

    Литвинский П.П. Коловрат
    Рассказы о подвигах Коловрата поддерживали боевой дух русского народа в самые трудные годы. О Евпатии сложено немало преданий. О нем подробно рассказано в древнерусской повести о разорении Рязани Батыем. Народ не забыл своего героя!

    Б.Пашков, Д. Вороноцов. Иллюстрация к книге«Сказание о Евпатии Коловрате». М.: Об-во сохранения лит. наследия; Студия “Диафильм”. 2003
    Почему тысячелетняя русская история так ухабиста и скорбна? Ведь на всем ее протяжении не найдется ни одного совершенно мирного и спокойного периода протяженностью более десяти лет. Поразительно! Ответить на эту историческую загадку невозможно, не учитывая второго, духовного, плана русской судьбы. Промыслом Божиим народу Третьего Рима не попускалось расслабляться и дремать, как немыслимо заснуть в русской телеге, трясущейся по родной проселочной дороге. С другой стороны, именно эта вековечная турбулентность рождала и будет до конца времен рождать блистательных богатырей тела и духа, воинов Христовых, коими, как верстовыми столбами, отмечена наша удивительная история.

    Б.Пашков. Евпатий Коловрат (диафильм)
    Одной из самых поразительных фигур в этом сакральном ряду нельзя не признать Евпатия Коловрата. Боярин по происхождению и воин по призванию, он совершил, пожалуй, самый беспримерный, самый отчаянный и для современного сознания совершенно нелогичный подвиг. Когда по возвращении домой Евпатий нашел свою родную Рязань опустошенной и сожженной войском татаро-монгольского хана Батыя, он с небольшой дружиной смело бросился вдогонку врагам и неожиданно напал на них.

    Битва была от начала и до конца безнадежной: против каждого русского стояло более сотни ордынцев. Тем не менее, захваченные врасплох агрессоры понесли столь серьезный урон, так были поражены бесстрашием и мастерством русских храбрецов, что сам хан повелел не убивать его, а пригласить на службу. Евпатий отказался и с оставшимися дружинниками пал на поле боя и был похоронен с почестями ошеломленными и восхищенными монголами.

    «Последний бой Евпатия Коловрата», художник С. Бабюк
    Что двигало героем? Ненависть к жестоким завоевателям? В какой-то мере – да. Но одной только ненавистью нельзя объяснить масштаб и величие его подвига. Кто, как не он, умудренный жизнью и схватками с ордынцами, знал объективные достоинства иноземных орд? Последние имели лучшее для того периода вооружение, прежде всего, легкие и скорострельные луки, превосходившие все европейские аналоги. Кочевники всю жизнь проводили в седле, обходились самой скудной (сушеная козлятина) пищей, обозов не держали. Имели жесточайшую воинскую дисциплину. Например, еще со времен Чингисхана, если с поля бежало десять воинов – казнили сотню, в которую они входили. Но это был страх, не более того. Орда до поры не имела собственной религии и поэтому, может быть, с определенным уважением относилась к чужеземной духовной и светской культуре. Это, с одной стороны, позволило Святой Руси сохранить храмы и православную веру, а с другой – накапливать ту феноменальную духовную мощь, которая и проявилась сначала в Александре Невском, а затем – и в сотнях других известных и неизвестных русских героях, к числу коих относился Евпатий Коловрат.

    Дружина Евпатия Коловрата Иеромонах Рафаил (Сергей Симаков)
    Именно вера и помощь Божья, а не просто страх и ненависть, оказались тем неизвестным и непонятным для ордынцев оружием, тем победным мотивом, который властно побудил горстку храбрецов броситься в погоню за несокрушимым воинством Батыя вместо того, чтобы «разумно» отсидеться в глуши, накопить силы и подождать удобного для мести случая. Да, Евпатий пал в том бою. Но его поступок, его дерзновение пред Богом и людьми, его отказ пойти на поклон ко всемогущему хану дивным образом просияли в сердцах разобщенных, ограбленных и униженных русских людей. Сам Господь через праведного боярина Евпатия послал благодать Духа Своего в помощь избранному народу. Так по капле, по шажку, от поражения к поражению, от подвига к подвигу собиралась, мужала и крепла для будущих побед Святая Русь. Евпатий и его дружина бились насмерть не за себя и даже не за сожженную Рязань. Она пали «за други своя», за весь народ, выполнив главную заповедь Спасителя, гласящую, что нет большей любви, как ежели кто положит душу свою за други своя…

    Памятник Евпатию Коловрату с. Инякино Рязанской области
    Евпатий не причислен к лику святых земли Русской, но его славное имя навеки вписано в скрижали русской святости. И на рязанской и коломенской земле он по достоинству почитается как месточтимый святой. Да и если просто задуматься: почему имена одних людей – царей, полководцев, вельмож – безвозвратно уходят во тьму прошлого, а другие, не столь даже знатные, как бриллианты на солнце, сияют на все времена? И здесь мы не найдем, при всем старании, другого ответа, кроме незримого им мощного действия силы Божьей, которая восемь веков назад избрала Евпатия Коловрата мучеником за Родину и веру, поставив его имя в ряд с величайшими героями земли Русской.
    Александр Нотин, Арсений Замостьянов

  4. Вампирша Ответить

    Характеристики:

    Материал: бронза, черный металл
    Цвет: зависит от материала
    Размер: высота 87 см. ширина 86 см. глубина 71 см.
    Статус: На заказ
    от 950 000 ?

    Историческая справка

    Богатыри русские — это истинно народные герои России, их подвиги — примеры мужества, храбрости, любви к Родине. Евпатий Коловрат, известный нам по народным сказаниям, занимает особое место в русском фольклоре среди таких прославленных богатырей как Никита Кожемяка, Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич.
    В «Повести о разорении Рязани Батыем», основанной на народных преданиях и сохранившейся только в позднем варианте XVI века, изложена жизнь богатыря, описан его подвиг. Автором повести историки считают летописца Евстафия из Зарайска.
    Большинство исследователей полагает, что Евпатий Коловрат не поздняя выдумка, а реальная историческая личность, любимый и воспетый народом богатырь. На рязанской земле мужественному защитнику Руси от монголов поставлено три памятника:
    — в поселке Шилово, на месте Урсовского городка, где родился Коловрат;
    — в деревне Фролово рядом с Шилово;
    — в центре Рязани рядом с Кремлем — конный памятник на красном гранитном постаменте.
    Прозвище богатыря — Коловрат — означает старинный русский самострел наподобие западного арбалета и вполне подходит образу героя. По древней легенде, в день Евпатия Коловрата, 24 августа, на место гибели героя выходит красивый белый конь и ищет своего хозяина.

    Евпатий Коловрат — богатырь многострадальной рязанской земли

    Родился Коловрат, согласно сказанию, в 1200 году в Урсовском городке недалеко от Рязани. По происхождению Евпатий Коловрат из знатного боярского рода, служил при дворе рязанского князя Юрия.
    Прослышав о приближении монгольского войска к Рязани в ноябре 1237 года, князь Юрий отправил послов к черниговскому князю с просьбой о помощи — «вместе с ворогом бороться будем». Боярин Евпатий Коловрат был одним из посланников.
    Пока послы были в Чернигове, на Рязань напало войско Батыя. Против нескольких сотен русских воинов выступило несколько тысяч монголов. Юрий устроил битву в поле, желая сохранить Рязань от разрушения, но, как сообщает летопись, «полегли в том поле все витязи рязанские вместе с князьями пронскими, коломенскими и муромскими».
    Монголы жестоко расправились с мирными жителями, сожгли город и отправились к Суздалю. На месте Рязани остались стоять только каменные храмы.

    Евпатий Неистовый

    Находясь в Чернигове, услышал Евпатий Коловрат о страшной беде, обрушившейся на Рязань, и поклялся отомстить за своих земляков. Возглавив войско из тысячи семисот человек, боярин устремился вслед за Батыем. Смелому полководцу удалось догнать врагов на Суздальской земле, напасть на задние вражеские полки и даже одержать временную победу.
    Завидев рязанцев, монголы решили, что это мертвецы восстали, чтобы наказать врагов за жестокость, в их рядах наступило смятение. Евпатий Коловрат избрал единственно верную в данных условиях тактику: нападение в темноте или под покровом тумана — «и бил их Евпатий так нещадно, что мечи тупились…». Из леса выскакивали всадники, нападали на монголов и снова прятались в густой чаще. Говоря современным языком, полк воеводы Евпатия Коловрата был по характеру партизанским.
    Ордынское войско, напуганное сражениями «с призраками», стало терять воинов и готово было пуститься в бегство. Об опасном для монголов положении узнал Батый и отправил подмогу из лучших батыров. Армия Евпатия Коловрата была окружена, но, как ни старались монголы, захватить в плен русского богатыря им не удалось. В легенде рассказывается, что осилить отважных русских воинов монголы смогли, только применив камнеметательные машины — катапульты.
    Как пишет Н. Карамзин, опираясь на «Повесть о разорении Рязани Батыем», «горсть великодушных не смогла перебить рать бесчисленную». Евпатий Коловрат и верные ему дружинники, положив на поле боя сотни ненавистных врагов, включая темника Хостоврула, зятя Батыя, сложили свои головы за родное Отечество.
    Батый, потрясенный мужеством маленькой армии мстителей, повелел сохранить жизнь шестерым оставшимся в живых смельчакам и разрешил достойно предать земле тело отважного богатыря Евпатия Коловрата.
    11 января 1238 года, спустя три дня после гибели, Евпатий Коловрат по одной из легенд был похоронен в Рязанском соборе спасшимися дружинниками. Другая легенда утверждает, что воины не донесли тело Евпатия до сожженной Рязани, а захоронили в деревне Исады под вековыми дубами, где сегодня герою поставлен деревянный крест.
    Всего более двадцати сел Рязанской и Владимирской областей претендуют на то, что место захоронения былинного богатыря находится именно на их территории. И через восемь веков после подвига русские люди помнят и чтут память Евпатия Коловрата.

    Образ в искусстве

    Былинному богатырю посвящено огромное количество трогательных стихов и романов, воспевающих его несравненный подвиг и безграничное мужество. Среди авторов — Николай Языков, Сергей Есенин, Лев Мей.
    На старинной гравюре перед зрителем предстает русский богатырь в кольчуге, шлеме, с мечом в руке, на коне — настоящий защитник земли русской.
    В начале Великой Отечественной войны Евпатий Коловрат стал одним из тех образов, которые вдохновляли на бой, заставляли вспоминать о верности Отчизне. Три значимых произведения о русском богатыре было создано в 1941—1942 годах:
    — «Слово о Евпатии Коловрате» Сергея Маркова;
    — «Евпатий Неистовый» Василия Яна;
    — «Евпатий Коловрат» Василия Ряховского.
    В XXI веке, возвращаясь к русским корням, композиторы сочинили героические песни о Коловрате, художники написали картины, режиссеры сняли фильмы, один из которых, «Легенда о Коловрате», вышел на экраны в 2017 году.
    Яркий портрет Евпатия Коловрата создал Андрей Шишкин в 2007 году: на полотне изображен могучий русский богатырь в момент битвы с монголами. Другой современный художник, Владимир Кириллов, увидел Евпатия Коловрата уставшим, умудренным опытом человеком, в лице которого отразились одновременно мужество, внутренняя сила и непримиримость к врагу.
    Память о рязанском воеводе живет в сердцах россиян, умеющих ценить истинных героев родной земли. Образ Евпатия Коловрата — это символ Руси, мужественной, мощной, умеющей противостоять врагам.

    От автора

    Образ известного воеводы представлен весьма неоднозначно. Здесь важен не столько героический аспект его легендарной личности, былинная идеальная сущность богатыря, сколько человеческая интонация в ее вневременном звучании. Поэтому в атрибутах — лаконичном табурете, массивной секире, онучах, внушительном кресте на простой веревке, этнографический историзм уступает место ассоциативно-знаковой символике широко обобщенного значения. Задумчивость сидящего в расслабленной позе Коловрата продиктована желанием автора предпочесть стереотипу удалого бойца приобщение к сложным внутренним переживаниям уже немолодого героя. Однако в позе Коловрата нет абсолютного созерцательного покоя. Благодаря действию внутренних осей — наклона секиры, поддержанного линией согнутой ноги, растянутой диагонали противоположной ноги и откинутой руки, образ словно набирается внутренней потенциальной динамики, созревая, готовясь к действию медленно, но неизбежно. Отнюдь не атлетическое сложение богатыря позволяет подтвердить прочную дистанцию между мифологизированным представлением и действительностью, одновременно сообщая образу национальный колорит. И здесь нет даже отголоска тех перипетий, что вставали на пути русских ваятелей начала XIX века, пытавшихся соединить классическую скульптуру, с ее особыми законами, и национальные сюжеты. Безусловная оглядка на весь опыт отечественной скульптуры позволяет автору не только естественно встраиваться в традицию, но и выражать интенции нового времени.
    Краткие сведения об изображенном
    ЕВПАТИЙ КОЛОВРАТ (1200 — 1238) — русский боярин, воевода и богатырь, герой рязанского эпоса XIII века времен нашествия Батыя, вошедшего в некоторые поздние летописные своды и сборники. Сражаясь с татарами вместе с «храбрами» (сподвижниками) Е.К. прославился силой, отвагой и патриотизмом. Убит в бою.

    Источники:

    Миллер В.Ф. Евпатий Коловрат//Брокгауз Ф., Ефрон И. Энциклопедический словарь. Сп-б., 1907.
    История России с древнейших времен до 1917 года. Энциклопедия. М., Научное издательство «Большая энциклопедия», 1996.
    Карамзин Н.М. История государства Российского. Кн.1, т.2. Р.-н.-Д., Феникс, 1994.
    Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1990.

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить комментарий для VideoAnswer Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *